Методы изучения психики ребёнка; Студопедия — изучает особенности психики
02.04.2018Наблюдение, его виды. Цель и условия наблюдения. Процесс и техника наблюдений, способы фиксации. Особенности организации наблюдения за поведением, взаимоотношениями и деятельностью детей и подростков.
Изучает особенности психики
Общие методологические принципы изучения психики детей.
Основные пути исследования в детской психологии: «поперечные» и «продольные» срезы, изучение развития отдельных сторон психики в процессе их активного формирования, комплексные исследования. Планирование исследования психики развивающейся личности.
Методы изучения психики ребенка
Наблюдение, его виды. Цель и условия наблюдения. Процесс и техника наблюдений, способы фиксации. Особенности организации наблюдения за поведением, взаимоотношениями и деятельностью детей и подростков.
Эксперимент в детской и возрастной психологии, его виды и основные признаки. Специфика использования лабораторного, естественного и формирующего эксперимента в детской психологии. Условия успешного экспериментирования. Построение формирующего эксперимента: выдвижение гипотезы, выявление фактического состояния и уровня изучаемого процесса, разработка плана активного психолого-педагогического воздействия, выбор методик, формирование изучаемого явления в процессе специально организованного экспериментального обучения, обработка результатов, сравнение данных констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, анализ и интерпретация полученных данных.
Методы психологической диагностики: тестовые методики для изучения индивидуальных особенностей детей, их способностей, уровня достижений в различных областях, уровня умственного развития, качеств личности, типов темперамента и т. д.
Опросные методы изучения психики ребенка. Беседа: особенности ведения, содержание беседы, приемы регистрации ответов испытуемых. Проективные беседы (дополнение незаконченных рассказов, предложений, рассказы детей по картинкам и т. п.).
Изучение продуктов деятельности детей. Анализ детских рисунков, результатов и процесса конструирования, труда и т. д.
Близнецовый метод исследования факторов, влияющих на вариативность индивидуальных различий детей. Изучение перинатального и постнатального развития близнецов, особенностей взаимоотношений в близнецовой паре, а также взаимоотношений родителей и близнецов.
Методы изучения взаимоотношений и общения в группе сверстников. Социометрический эксперимент, его модификации, стандартизированное наблюдение, анкетирование, проективные методики.
Особого внимания заслуживает специфика реализации в детской психологии методологических принципов психологического исследования —детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития (их содержание раскрыто в курсе обшей психологии).
При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития:
а) показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности;
б) рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе;
в) учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.
При реализации принципа единства психики и деятельности учесть:
а) связь психического развития ребенка и ведущей деятельности на определенной стадии его развития;
б) трансформацию этого принципа в принцип изучения детей в процессе их обучения и воспитания;
в) необходимость изучения поведения и деятельности ребенка в рамках трех ее типов — ведущей, зарождающейся новой, более прогрессивной и сохраняющейся «прошедшей» формы деятельности.
Содержание принципа объективности в педагогической психологии включает ряд моментов:
а) при сравнении детей по уровню психического развития и особенностей формирования личности ребенка учитывать социально-экономические, исторические, этнопсихологические различия;
б) при исследовании эффективности методов обучения и воспитания, резервов психического развития обеспечивать максимально возможную эквивалентность экспериментальной и контрольной групп;
в) методики исследования должны строиться в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в конкретном возрастном периоде.
При реализации принципа развития необходимо:
а) иметь полное, разностороннее и глубокое знание психических особенностей возраста, предшествующего изучаемому;
б) иметь четкое представление о главных тенденциях развития на последующих возрастных ступенях;
в) создавать условия для определения актуального уровня развития и «зоны ближайшего развития».
Основываясь на этих методологических принципах, а также системности, комплексности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов.
Методы исследования возрастного развития ребенка включают несколько блоков методик. Одна часть методик в возрастной психологии заимствована из общей психологии, другая из дифференциальной психологии, третья из социальной психологии.
Из общей психологии в возрастную пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребенка. Данные методы позволяют получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей. Эти методы адаптированы к возрасту ребенка и направлены на изучение восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Из дифференциальной психологии заимствованы методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий детей. Особое место среди этой группы методов занимает метод близнецов. При помощи данного метода исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. Эти исследования позволяют приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии — об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Из социальной психологии заимствована группа методов, посредством которых изучаются межличностные отношения в детских группах, взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми. Это — наблюдение, опрос, интервью, социометрические методы, социально-психологический эксперимент.
Организационные методы. Организация психологического исследования может быть различной. Часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития, например уровень развития интеллекта. В результате получают данные, характерные для этой группы детей — детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
Когда делается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
Конечно, подбирая группы по какому-то признаку для проведения срезов, психологи стараются «уравнивать» другие существенные различия между детьми — следят, чтобы в группах было одинаковое количество мальчиков и девочек, чтобы дети были здоровы, без значительных отклонений в психическом развитии и т.д. Остальные многочисленные индивидуальные различия не принимаются во внимание. Те данные, которые мы имеем благодаря методу срезов, являются средними или среднестатистическими.
Лонгитюдный метод часто называется «продольным исследованием». Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.
Метод срезов и лонгитюдный метод дают возможность организовать психологическое исследование в целом.
Источник: http://studopedia.ru/10_155393_metodi-izucheniya-psihiki-rebenka.html
Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека
Психика – свойство головного мозга объективно отражать существующую действительность и данное свойство обеспечивает целесообразность поведения.
Сознание – высшая форма психики, которая позволяет человеку не только отражать и управлять поведением, но и отдавать отчет в своих действиях организовывать их в пространстве и времени, изменять программу действий с учетом изменений окружающей обстановки. Главное в сознание это способность выделять себя от окружающего мира. Что касается человека у него появляются внутренние регуляторы поведения. В любом случае мы изучаем поведение человека что бы прогнозировать и повышать эффективность взаимодействия людей.
Психология как наука состоит из различных отраслей и с каждым годом добавляется все больше и больше вариантов.
Итак отрасли психологии:
- Центральная отрасль, наиболее теоретическая и методологическая — Общая психология. Изучает закономерности протекания психических процессов, психических состояний и формирования психических свойств.
- Возрастная психология. Изучает особенности психики человека в разные возрастные периоды, а так же факторы влияющие на формирование личности.
- Специальная психология.Это название не отражает содержание. Специальная психология изучает закономерности аномального развития психики, которые связаны с врожденными или приобретенными в раннем возрасте недостатками в строении и функциях организма. Речь идет о развитии детей имеющих дефекты зрения, мозга и иными недостатками. Из судебной медицины Вам должно быть известно понятие алегофрении – малого мозга.
- Социальная психология. Изучает психические я явления и процессы которые обусловлены принадлежностью человека к различным социальным группам и эти явления и особенности проявляются в процессе взаимодействия людей между собой. Это проблема общения, конфликтов, горизонтальных и вертикальных отношений, обмен информацией, эмоциями. Как это происходит и что на это влияет?
- Клиническая психология. Изучает нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, а так же влияниях индивидуально-психологических особенностей на протекание заболевания и наоборот. Речь идет о взаимодействии психики и болезни. Например, если человек не хочет лечиться то вряд ли он вылечится.
- Психология труда. Занимается изучением закономерности формирования трудовых знаний, умений и навыков, а так же влияние условий и характера труда на личность человека. Например, проблемы профессиональной деформации – изменение личности под условиями профессиональной деятельности.
- Юридическая психология. Изучает психические явления и закономерности связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Есть люди, которые нарушают нормы права, а есть люди которые соблюдают. Есть люди которые нарушают нормы права и люди претерпевающие нарушение. Есть люди блюстители и потерпевшие. Юридическая психология делится на подотрасли:
1. Правовая психология. Занимается изучением закономерностей формирования правосознания населения или отдельного человека, а так же факторов способствующих повышению правовой компетентности людей. В некоторых учебниках эту отрасль называют психологией законотворчества и правового воспитания. В части психологии законотворчества изучается то какой должна быть правовая норма, что бы она соблюдалась. Правосознание – отражение в сознании человека содержания правовых норм, отношения к ним и наличие правовых установок, т.е. готовность действовать определенным образом. Различие между правовой психологией и правосознанием в степени установок.
2. Криминальная психология. Изучает взаимодействие нарушителей и их жертв. Одна из старейших отраслей юридической психологии. Изначально она изучала причины преступного поведения и личность преступника. В последнее время стали изучать и потерпевших – какие особенности личность способствуют тому, что бы стать жертвой преступления. Есть наука криминальной виктимология. Криминальная психология изучает прежде всего психологические особенности личности
3. Исправительная (пенитенциарная) психология. Занимается людьми, претерпевшими неблагоприятные последствия наказания, осуждения. Главная проблема влияние наказания на личность осужденного, в том числе и наказания в виде лишения свободы. Например, научно доказано, что человек отбывший наказания в течение 3-х лет приобретает импульсивность, подозрительность, которые в дальнейшем не подлежать коррекции. Соответственно чем дольше наказание, тем больше заостряются эти качества.
4. Судебная психология.Занимается изучением тех психических закономерностей, которые связаны с применением правовой деятельности.
· Первая область это — психология юридического трудаэто изучение особенностей личности обеспечивающих профессиональный юридический успех, а так же обстоятельств профессиональной деформации.
· Следующая область это повышению эффективности следственных действий или другими словами как психология следственных действийона изучает факторы психологические способствующие использовать законы психологии что бы успешно провести следственное действие.
· Судебно-психологическая экспертиза занимается разработкой методов установления наличия или отсутствия психических явлений или причинно следственной связи между психическими явлениями, которые интересуют следствие, суд и имеют юридическое значение. Например, аффект – лишение способности руководить своими действиями.
· Психология судебного разбирательства.Изучение факторов способствующих повышению успешности и эффективности судебного разбирательства. Главным образом это проблемы доказывания.
ПОВЕДЕНИЕ
Стимул Реакция
Рефлексы бывают условными и безусловными. Условные рефлексы это те связи, которые закрепляются в памяти человека и обычно накладываются на безусловные. Автоматизм –те действия которые настолько прочно сформировались, что начинают реализовываться при специфических стимулах. Обычно это касается сформированных навыков. Автоматизмы практически не регулируются сознание. Хорошо сформированные автоматизмы есть обычно у спортсменов. Есть программа действий и она реализуется при возникновении соответствующих стимулов. Импульсивные действия – люди делают не успев подумать. Эти варианты действий плохо созанются. Дальше мы будем говорить о более обдуманных действиях.
Стимул à Воздействие à Обработка и интерпретация полученной информации à формирование репертуара средств à выбор варианта поведения à (Реакция)реализация à оценка достигнутых результатов.
Стимулы могут быть внешними — физические, социальные и т.п. Так же стимулы могут быть внутренними. Далее уместно вспомнить Пирамиду Абрахама Маслоу. В соответствии с ней:
ü первый уровень потребностей – физиологические(еда, вода, продолжение рода)
ü второй уровень потребностей – безопасность. Это отсутствие угрозы жизни, здоровью и деловой репутации человека. Существует понятие фрустрации – психическое состояние, возникающее вследствие длительного неудовлетворение потребностей по причине наличия объективно или субъективно непреодолимых препятствий.
ü Третий уровень потребностей – общение. Необходимость осуществления обмена информацией, а так же необходимость наличие чувства принадлежности (отношения) к группе
ü Четвертый уровень потребностей – признание и самоутверждение. Человеку необходимо одобрение окружающих.
ü Пятый уровень – потребность в самовыражении. Это потребность человека делать что-то что может быть оценено.
В процессе реализации каждого этапа реализуются различные свойства личности определяемы через различные сферы:
¾ Интеллектуальная сфера – развитость мышления, воображения.
¾ Эмоциональная сфера – особенности, которые описывают скорость проявления эмоций их смены и преобладающие эмоции человека
¾ Волевая сфера – особенности, отвечающие за контроль, организацию и направление поведения.
¾ Мотивационная сфера — преобладающие мотивы и потребности человека
¾ Нравственная сфера — Усвоенные нормы поведения, убеждения определяющие отношение человека к добру, злу, справедливости.
¾ Самосознание (“Я концепция”) – что я из себя представляю, как я к себе отношусь, на что я способен, насколько хорошо я это сделал.
ПРОЦЕССЫ | СОСТОЯНИЯ | СВОЙСТВА | |
Познавательные процессы: | ¾ Внимание ¾ Память ¾ Ощущения ¾ Восприятия ¾ Мышления – позволяет человеку выявлять существенные признаки происходящего. Благодаря этому процессу мы постигаем происходящее. ¾ Речь – позволяет нам выразить все то, что мы думаем чувствуем т.е. передавать информацию, что в значительной степени облегчает обучение ¾ Воображения – позволяет составлять нам новые образы и объекты | Психические состояния это определенный уровень работоспособности. Психические состояния определяются происходящими процессами | Общие способности – интеллект и креативность от наличия, которых зависит успешность реализации процессов |
Эмоциональные процессы | Эмоциональные процессы, как и познавательные так же отражают действительность, но главное это оценка происходящего и формирование отношения к нему: ¾ Эмоции — непосредственная реакция на происходящее. Эмоции обладают свойством интенсивности. Эмоции отличаются от чувств меньшей длительностью. Есть народы в которых принято держать эмоции при себе (англичане) и наоборот (итальянцы). ¾ Стойкость и длительность протекания. Это любовь, ненависть, совесть, вина, стыд, долг | ¾ Эйфория – радостное возбуждение, например смех до упада или прыжки до потолка. Причем эмоции мы выражаем так, как нас научили, например родители. ¾ Аффект – очень интенсивное эмоциональное состояние, которое внезапно возникает, быстро протекает и окрашивается разными краскам. Например, страх, радость, злость. ¾ Состояние апатии – когда все равно, ничего не хочется и даже двигаться тяжело. ¾ Депрессия – помимо того, что не хочется ничего делать, настроение печальное мрачное. Аффективная логика – определенное нарушение мышления, когда человек склонен кидаться из одной крайности в другую. | ¾ Темперамент, особенно, те свойства темперамента, которые обуславливают протекание эмоций. Это например сила или слабость, подвижность, инертность. Есть еще уравновешенность — Выработка активных и тормозных реакций. Это способность устанавливать запреты на определенные варианты поведения. |
Волевое действие – совершение какого-либо действие с приложением волевых усилий. Приложение волевых усилий сопровождается напряжением. Это контроль за ответной реакцией. Волевые силы прилагаются с тем, что бы скорректировать наши планы с тем, то происходит | Характер – в особенности та часть характера, в которой у человека сформированы волевые качества (настойчивость, целеустремленность, упорство, самостоятельность и независимость, исполнительность, дисциплинированность и организованность). Контроль за самообладание, выдержка и самоконтроль. Направленность — мотивы, интересы, побуждения. Самосознание. |
1.СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
СИЛЬНЫЙ ТИП СЛАБЫЙ ТИП (М)
Уравновешенный преобладание возбуждения преобл. торможения
3.Подвижность
Источник: http://lektsii.org/6-104916.html
Методы изучения психики ребенка
Наблюдение. Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Возможность использования этого метода естественных наук в психологии вообще и детской психологии в частности основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Поскольку психика ребенка формируется и проявляется в его деятельности — действиях, словах, мимике и т. д., мы можем на основании этих внешних проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психических процессах и состояниях.
Главной особенностью наблюдения как метода психологического исследования является то, что здесь исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.
Не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научного исследования, наблюдение должно быть правильно построено. Прежде всего, необходимо четко сформулировать цель наблюдения, которая вытекает из задач исследования. Как отмечал А. С. Залужный, «наблюдатель, не поставивший перед собой определенной цели, подобен ребенку, который хватает первую попавшуюся под руку вещь иманипулирует с нею до тех пор, пока ему не подвернется другая, для него более заманчивая»[30]. Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. До проведения основных серий, сеансов наблюдения необходимо составить подробную программу того, какие дети или группы детей будут наблюдаться, в какие часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни детей будут наблюдаться.
Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, которая составляется после предварительного изучения объекта и предмета исследования. В схеме важно предусмотреть основные акты поведения, возможные действия испытуемых, их словесные реакции на те или иные воздействия и т. д. Целостное поведение детей как бы раскладывается на относительно самостоятельные отдельные кадры. Чем более дробной будет схема, тем точнее окажутся результаты наблюдения. Результаты заносятся в протокол, а затем подвергаются математической обработке.
Приведем схему наблюдения, которая применяется при изучении поведения детей в процессе их совместной деятельности:
1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.
2. Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.
3. Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим.
4. Советует, руководит, причем учитывает мнение других.
5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания.
6. Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает.
7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить.
8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения.
9. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия.
10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.
11. Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.
12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.
На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных. Опасность субъективизма возрастает в том случае, если исследователь-наблюдатель не столько фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, сколько высказывает свое мнение о происходящем. Такой тип записи М. Я. Басов назвал «истолковательным». Тщательно исследовав различные виды записи результатов наблюдения, он пришел к выводу о необходимости «фотографической» записи, при которой исследователь «стремится каждый элемент поведения зафиксировать соответственным словесным символом, так что в результате фиксируется вся ткань процесса»[31].
В настоящее время для достижения точности и объективности наблюдения используются технические средства: киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результатов наблюдения используется и шкала, на которой отмечается интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т. д.
Важной методической проблемой при осуществлении всех психологических исследований вообще и наблюдения в особенности является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых. Достаточно исследователю войти в групповую комнату, как дети невольно начинают вести себя не так, как прежде, и естественность поведения, которая является главным преимуществом метода наблюдения, утрачивается. Испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, не должен замечать, что к нему проявляется повышенный интерес. В качестве «шапки-невидимки» для психолога используется приспособление, предложенное американским психологом А. Гезеллом («зеркало Гезелла»). Хорошо освещенная комната, где находятся наблюдаемые, отделяется зеркалом без закрашенной амальгамы от погруженной в темноту комнаты, где находится наблюдатель. Для испытуемых — это обыкновенное зеркало, а для исследователя — окно, через которое он видит все, что происходит в комнате с детьми.
Другой способ не оказывать дополнительного влияния на испытуемых — включенное наблюдение. В этом случае наблюдатель становится для наблюдаемых своим привычным человеком, при котором они ведут себя естественно. Включенное наблюдение за детьми может в какой-то степени осуществлять дома член семьи, а в детском учреждении — воспитатель. Однако следует иметь в виду, что включенность здесь не полная, поскольку наблюдатель — взрослый человек, педагог со своими правами и требованиями, на которые дети ориентируются в своем поведении.
Эксперимент— главный метод современной детской психологии — это исследование, в , процессе которого мы сами вызываем интересующие нас психические явления и создаем условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения их связей между собой и обстоятельствами жизни ребенка.
Рассмотрим вытекающие из приведенного определения основные признаки эксперимента, которыми он отличается от наблюдения.
1. Наиболее существенной отличительной особенностью эксперимента, которая определяет все остальные, является активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее его явление столько раз, сколько это необходимо для доказательства или проверки выдвинутой гипотезы.
2. В эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и психологическими и непсихологическими условиями их возникновения и протекания.
Пусть, например, нам необходимо изучить какое-то определенное явление А, которое может протекать в условиях Б, В, Г. Предположим, мы хотим выяснить, как влияет на интересующее нас явление фактор Б. Чтобы установить это, мы многократно вызываем явление А, но при этом варьируем, изменяем фактор Б, а остальные условия оставляем без изменения. В экспериментальной психологии фактор,» который изменяется экспериментатором, называется независимой переменной. В нашем случае — это фактор Б.
Явление, которое изменяется под влиянием изменения независимой переменной, зависит от него, называется зависимой переменной. В нашем примере это явление А. В качестве независимых переменных при изучении психических явлений могут выступать различные условия Окружающей ребенка среды, освещение, время дня, размещение испытуемых, личность экспериментатора и т. д.
Для достижения успеха исследования необходимо добиться как можно более полного равенства всех условий, факторов, при которых протекает то или иное явление. Изменяться должна только независимая переменная. Особое внимание следует обратить на то, чтобы все испытуемые участвовали в экспериментах с одинаковым внутренним отношением к опыту и экспериментатору; необходимо обеспечить равенство мотивов участия. Пусть мы хотим исследовать особенности запоминания (скорость, объем и т. д.) дошкольниками определенного словесного материала. Но с одним ребенком работаем индивидуально, с глазу на глаз, а с другим — в присутствии товарищей по группе. Ясно, что результаты сравнивать нельзя, поскольку равенство условий нарушено, при сверстниках у испытуемых может возникнуть дополнительный соревновательный мотив и т. д. Еще пример. Давая детям задание запомнить какой-то текст, нельзя одному ребенку сказать, что это необходимо для проверки его готовности к школе, другому за хорошие результаты пообещать награду, третьему — пригрозить наказанием за плохое запоминание.
Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается именно их влияние на то или иное психическое явление.
Многократное повторение опытов (серий экспериментов) и достаточное количество испытуемых позволяют проверять гипотезы о закономерных связях между явлениями посредством применения специальных математических методов.
Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где даются общие сведения об испытуемых, фиксируется характер экспериментальной Задачи, время опыта, данные об экспериментаторе, результаты эксперимента — количественные и качественные, особенности поведения испытуемых: действия, речь, выразительные движения и т. д.
Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, формирующем и др. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений. На специальных экранах демонстрируются фигуры, загораются и гаснут разноцветные лампочки, подаются звуковые сигналы. Для регистрации психофизиологических показателей используются датчики, закрепленные на теле ребенка. При этом ему нередко приходится нажимать на кнопки, двигать рычаги и осуществлять другие ответные действия.
В лабораторных экспериментах исследуются особенности ощущений и восприятий, быстрота реакций на различные раздражители, объем внимания и т. д. Данные здесь измеряются и регистрируются автоматически, с большой объективностью и точностью. Однако то, что психолог выигрывает здесь в точности, он проигрывает в естественности и жизненности. В необычных условиях лаборатории ребенок может показать не такие результаты, как в естественных условиях, и полученные данные будут иметь весьма ограниченный характер. Для того, чтобы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов детской психологии — игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций. Так, при исследовании движений глаз ребенка и других реакций, для регистрации которых необходимо было закреплять на теле ребенка датчики, эксперимент организовывали, как игру в космонавты: специальные очки и другие приборы входили в космическое снаряжение — скафандр, средства связи и т. д.
Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии является естественный эксперимент. «Существенным условием естественного эксперимента,— отмечал его создатель А. Ф. Лазурский,— отличающим его от эксперимента искусственного, является то, что сам ребенок не должен подозревать, что над ним производятся опыты. Благодаря этому отпадают смущение и та преднамеренность ответов, которые зачастую мешают определению индивидуальности при условиях искусственного эксперимента»[32].
Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности дошкольников. В виде естественных экспериментов проводятся и опыты по изучению межличностных отношений и общения между детьми. Игровое моделирование ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов. В исследовании В. С. Мухиной, посвященном изучению притязаний детей на игровую роль, использовался прием замещения ребенка куклой-дублером. На подготовительном этапе экспериментатор рассказывал о ролях в предстоящей игре и сам распределял их. Далее, на следующем этапе вместо ребенка -ту же роль исполняла кукла-заместитель. При этом каждый ребенок знал свою куклу и кукол товарищей по игре. Куклы подбирались в соответствии с полом ребенка, кроме того, у каждой куклы был значок-фото с портретом ребенка, которого она замещала. На основном этапе игры ребенок без свидетелей распределял игровые роли. Эксперимент состоял в следующем. В экспериментальной комнате на пяти (по числу участников) детских стульчиках сидели пять кукол-дублеров. Каждый ребенок приходил в комнату, чтобы распределить между ними роли. Для этого он должен был посадить куклу на место, символизирующее определенную роль.
Как уже отмечалось, игровое моделирование используется и для изучения взаимоотношений в дошкольной группе. Один из вариантов — экспериментальная игра «Поздравь товарища» проводится следующим образом. На каждого ребенка заготавливается по три поздравительных открытки и конверт, которые раскладываются на столах, где дети обычно сидят на занятиях. Дети по одному входят в групповую комнату. Экспериментатор (в его роли чаще всего выступает воспитатель) говорит ребенку: «Мы поиграем в интересную игру. Вот тебе три открытки. Положи их по одной в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с наступающим праздником. Себе класть нельзя». После того, как ребенок распределит открытки (при этом экспериментатор фиксирует его слова и другие реакции), ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил или еще положит открытку?» Для соблюдения чистоты эксперимента он должен быть организован так, чтобы дети, которые уже осуществили выбор, не встречались с теми, кому это предстоит.
На основе учета количества открыток, полученных каждым ребенком, делается вывод об их положении среди сверстников. Подсчитываются взаимные выборы, число выборов, которое ожидает ребенок, персональное совпадение ожидавшихся и полученных выборов и т. д.
До того, как экспериментатор Даст возможность участникам опыта ознакомиться с содержимым конвертов, необходимо несколько скорректировать результаты эксперимента и подложить в пустые конверты по одной-две открытки, которые, разумеется, не учитываются при подсчете результатов. Этого требуют соображения педагогического такта, которые необходимо учитывать при проведении любых психологических исследований. Древнее правило медицины «Не повреди!» в не меньшей мере относится и к психологии.
В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны привести согласно предположению исследователя к определенным изменениям психики ребенка. Если запланированные новообразования действительно возникают, это означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития.
Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнозирует путь развития данного явления.
На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах педагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться какое-нибудь вполне определенное воздействие.
На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты.
Чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, произошли именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом оба ряда групп должны быть одинаковыми по возрасту, объему, уровню развития детей. Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.
Приведем пример. В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, формирующий эксперимент был использован для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Выяснилось, что дошкольникам трудно различать звуки по высоте. Для развития звуковысотного слуха был разработан формирующий эксперимент, в котором вводились предметы, пространственные свойства и отношения которых как бы «моделировали» звуковысотные отношения. Перед детьми разыгрывались сцены-драматизации, в которых участвовали большой «медведь-папа», издававший низкие звуки, «медведица-мама», которая была поменьше и издавала более высокие звуки, и совсем маленький «медвежонок-сын», издававший еще более высокие звуки. Потом экспериментатор совместно с детьми разыгрывал сцены из жизни этих персонажей: «медведи» прятались в разных местах и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже младшие дети (2—4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса, издаваемые игрушечными животными, но и более успешно дифференцировать любые звуки, которые встречаются им впервые и совершенно не связаны с какими-либо известными им предметами. Приведем пример формирующего эксперимента из другой области детской психологии. При изучении причин, по которым дети в дошкольной группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили, что большое значение имеет субъективная информативность ребенка. Иными словами, не выбирают ли дети для общения тех сверстников, которые обладают какими-то интересными для многих знаниями и умеют ими поделиться. Для доказательства этой гипотезы было проведено специальное исследование. На первом этапе изучались межличностные предпочтения в группах дошкольников (в том числе и описанным выше социометрическим методом «Поздравь товарища») и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. На втором этапе детей, которые занимали в группе неблагоприятное положение, «наделяли» новой интересной информацией (рассказывали им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т. д.) и учили приемам ее передачи товарищам. После того как дети стали применять полученные знания в повседневном общении со сверстниками, был проведен контрольный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о правильности гипотезы: положение дошкольников, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значительно улучшилось (исследование Я. Л. Коломинского).
Беседа. В конкретных психологических исследованиях почти никогда не применяется один какой-либо метод. Каждый этап изучения психики ребенка требует своего метода или сочетания нескольких. Обычно в психологических исследованиях с детьми, уже владеющими речью, используется беседа, которая дает возможность установить, как сам ребенок понимает ту или иную ситуацию, что он о ней думает, как относится к определенным событиям и т. д. При этом ответы детей рассматриваются не как окончательный результат, а, скорее, как материал, нуждающийся в дальнейшем анализе.
В некоторых исследованиях метод беседы выступает одним из основных. Мастером этого метода (клиническая беседа) был выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Нередко беседа в его исследованиях сочеталась с введением игровых экспериментальных ситуаций. Вот как проходило исследование, посвященное изучению отношения детей к правилам игры. В данном случае это была игра в шарики.
Экспериментатор говорит ребенку: «Вот шарики (шарики и мел лежали на большом столе). Покажи мне, как в них играют. Я много играл в них, когда был маленьким, но теперь уже почти все забыл. А сейчас мне опять захотелось поиграть. Давай играть вместе. Ты научишь меня правилам, и я буду играть с тобой».
Обратим внимание на особый прием, примененный исследователем: он ставит себя в положение ученика, которого надо обучить. «Все, что требуется,— замечает Ж. Пиаже,— это показывать свое полное незнание игры и даже сознательно делать ошибки, чтобы ребенок мог каждый раз подробно объяснять соответствующее правило. Чрезвычайно важно в ходе этой первой фазы эксперимента выступать в роли новичка и дать ребенку почувствовать определенное превосходство в игре. » Таким путем достигается главная предпосылка успеха беседы: «ребенок ведет себя естественно, сообщая правильную информацию о том, как он играет»[33].
На второй фазе беседы после того, как доверительные отношения с ребенком установлены, следуют основные вопросы. Сначала у ребенка спрашивают, может ли он придумать новое правило. Когда оно сформулировано, задается вопрос: «Так можно было бы играть с твоими товарищами? Станут они так играть?» Далее в зависимости от ответов детей ставятся дальнейшие вопросы, которые могут быть различными по словесному оформлению, но достаточно идентичными по содержанию. Беседы такого типа называют полустандартизированными.
При массовых исследованиях, результаты которых затем подвергаются статистической обработке, используется стандартизированная беседа с точно сформулированными вопросами. Каждый вопрос при этом имеет четкую целевую установку, которая затем даст возможность осуществить содержательную интерпретацию ответов. Приведем в качестве примера программу такой беседы, направленной на изучение отношений шести-семилетних детей к школе и учению.
1. Хотел ли ты идти в школу? (Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе.)
2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (Осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу.)
3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готовили)? (Выявляет, какие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе.)
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Выявляет элементы школьно-учебной действительности, наиболее привлекательные для детей.)
5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (Отсутствие или наличие у ребенка учебных ориентаций в ситуации необязательности посещения школы.)
6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (Место школьных интересов в условиях свободного выбора.)
Обратим внимание на два последних вопроса. Здесь в ткань беседы вводятся элементы проективной методики исследования. Суть ее заключается в том, что детям предлагается несколько неопределенная ситуация, исход которой они должны сами выбрать. Считается, что в этом случае ребенок как бы проецирует свои собственные мысли и чувства на сюжет предложенной ситуации или картинки. Так, для изучения эмоционального отношения дошкольников к детскому саду (или маленьких школьников в школе) используется следующий прием. Детям показывают две картинки, на которых изображены здание детского сада (школы) и ребенок. При этом лицо ребенка не нарисовано. Далее даются два кружка с изображением детских лиц — веселого и грустного — и задаются вопросы: «Этот мальчик (девочка) пришел в детский сад (школу). Какое ты ему наклеишь личико?», «А теперь мальчик (девочка) уходит из детского сада. Какое ты ему наклеишь личико?»
Для изучения желаний, стремлений, ценностных ориентаций ребенка используется проективная беседа по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик». Читается сказка, а потом у каждого ребенка спрашивают: «Как бы ты распорядился, если бы у тебя был такой волшебный цветок? Что . бы ты сделал с первым лепестком?» и т. д.
К опросным методикам относятся и такие проективные приемы, как дополнение незаконченных рассказов и предложений, рассказы детей по картинке и т. д.
Во всех случаях, когда используются опросные методики, особое значение имеет искусство ставить вопросы: 1) каждый вопрос должен преследовать достижение определенной цели; 2) при формулировании вопроса необходимо избегать малораспространенных слов с двойным значением; 3) вопросы не должны быть слишком длинными; 4) необходимо избегать сдвоенных вопросов, поскольку в этом случае ребенок чаще всего отвечает только на один из них; 5) следует так формулировать вопрос, чтобы избежать шаблонных ответов; 6) в вопросе не должно быть слов, которые сами по себе вызывают определенное отрицательное (или положительное) отношение («Тебе нравятся дети, которые постоянно нарушают дисциплину?»); 7) вопрос не должен внушать ребенку определенный ответ.
Преимущество хорошо спланированной беседы или другого опроса не только в том, что они дают более достоверные результаты, но и в том, что ответы детей можно обрабатывать статистически.
Изучение продуктов деятельности детей. Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода также основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Анализ результатов детского конструирования, учебы, труда, рисования и т. д. значительно обогащает наши знания о ребенке. Нередко именно произведения, созданные им, раскрывают такие стороны его психики, в которые другими путями проникнуть невозможно. Особенно продуктивно используются детские рисунки, которые помогают изучать познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, творческие способности ребенка, его личность в целом. При изучении детских рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, сам процесс рисования (время, затраченное на рисунок, степень увлеченности) и т. д.
Особенно важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком не столько как изобразительное средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому. Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках — желтой, оранжевой, красной, голубой, изумрудно-зеленой. По содержанию «красивое» в изображении детей — это орнаменты, впечатляющие явления природы, приятные животные, одобряемые окружающими поступки и т. д. Неприятное изображается темными красками. Это различные отталкивающие и пугающие персонажи сказок, осуждаемые социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и т. д.
Анализ детских рисунков дает возможность изучить и отношение детей к окружающим людям. Так, при использовании варианта социометрической методики «выбор в действии» детям предлагается нарисовать подарок товарищам по группе. Об отношении к сверстникам в данном случае можно судить по двум основным показателям:
1) для кого именно хочет ребенок исполнить рисунок;
2) как исполняется рисунок, если адрес задается экспериментатором. Для сверстника, к которому ребенок испытывает положительное чувство («для друга»), рисунок исполняется чаще на предпочитаемом цветовом фоне, сюжет отражает то, что нравится самому автору, используются разнообразные яркие, светлые краски. На такой рисунок ребенок тратит много времени. Рисуя для «нелюбимого» сверстника, автор использует мрачный, серый цветовой фон, изображает осуждаемые ситуации, применяет мало красок, затрачивает небольшой отрезок времени.
Специальные исследования показали, что по содержанию, цветовой гамме и стилю детских рисунков можно судить и о душевном состоянии их исполнителей.
Тесты и проблема психологической диагностики. Среди методов детской психологии довольно широкое распространение, особенно за рубежом, получили так называемые тесты (короткие испытания), с помощью которых осуществляется не столько изучение законов психического развития ребенка, сколько психологическая диагностика. Основными задачами психологической диагностики являются классификация и ранжирование детей по психологическим и психофизиологическим признакам. При этом изучаются индивидуальные особенности детей по способностям, уровню достижений в различных областях, качествам личности, типам темперамента и т. д.
Первые систематические исследования уровня умственного развития детей по специальной тестовой методике были проведены французскими психологами А. Бине и Т. Симоном в начале XX в. На основе разработанной ими шкалы были созданы многочисленные тесты, которые представляют собой наборы задач, вопросов и заданий, различных по трудности для каждого возраста. На основе успешности решения определенного числа задач устанавливается так называемый «умственный возраст» ребенка (коэффициент умственного развития — IQ). При вычислении этого коэффициента используется следующая формула:
«Умственный возраст» определяется по числу задач, которые, как это устанавливается в предыдущих исследованиях, должен решить ребенок определенного возраста. Если, например, шестилетний ребенок справился с задачами для восьмилетних, его «умственный возраст» — 8 лет.
В этом случае коэффициент его умственного развития будет IQ=-8|6• 100= 133 единицы. Считается, что нормальный уровень умственного развития предполагает от 90 до 150 единиц. По мнению составителей тестов, они измеряют умственные способности детей независимо от условий их обучения и воспитания. На самом деле тестовые задания и вопросы неразрывно связаны с определенной культурой и даже вопреки намерениям авторов дают информацию не столько о способностях человека, сколько о его подготовленности, общем уровне развития и образования. Неудивительно, что дети рабочих в капиталистических странах, которые воспитываются в более трудных условиях, как правило, обнаруживают более низкий уровень развития, чем дети буржуазии. Так, косвенным путем, тестовые испытания выполняют в буржуазном обществе классовое задание: отобрать детей, которые воспитывались в привилегированных условиях, в лучшие школы, дающие возможность своим выпускникам поступить в университет и «сделать карьеру».
Приведем примеры некоторых тестовых заданий из шкалы интеллектуальности Стэнфорда-Бине (1960). В трехлетнем возрасте дети должны уметь:
1. За 2 минуты нанизать на нитку 4 бусинки.
2. Назвать 10 следующих предметов на картинках: самолет, телефон, шляпа, мяч, дерево, ключ, лошадь, нож, пальто, корабль, зонт, нога, флаг, трость, рука, карманный нож, кувшин, лист. Если вместо правильного или почти правильного названия дается описание или определение через употребление, это засчитывается как минус.
Даже помещенные выше 10 слов не выдерживают критики. Предполагается, что в каждой семье дети знакомы с такими предметами, как телефон или трость. Вполне может случиться, что при ребенке никогда не демонстрировался карманный нож. Трехлетний ребенок вполне мог не видеть корабля и т. д. Однако все это совершенно ничего не говорит об уровне его интеллектуального развития.
3. Вслед за тестологом построить мост из кубиков. Отрицательный балл ставится в том случае, если кубики, образующие основание, соприкасаются или если мост падает.
4. Узнать по памяти животное, которое раньше узнал по картинке.
5. Нарисовать круг.
6. Провести вертикальную линию.
В советской детской психологии ставится задача разработки диагностических- методов, направленных не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаружившихся отклонений. В наши дни особенно важно своевременно определить уровень готовности шестилеток к обучению в школе.
При осуществлении психологической диагностики следует учитывать, что для каждого возрастного периода должна быть разработана своя система психологических испытаний, в основе которой лежит представление о ведущей для данного возраста деятельности. Так, об уровне психического развития детей дошкольного возраста может свидетельствовать прежде всего степень сформированности основных структурных компонентов игровой деятельности (перенос значений с одного предмета на другой, способность выполнять правила, вытекающие из взятой роли, уровень подчинения открытым правилам игры). Для младшего школьника содержание диагностики развития включает, прежде всего, показатели сформированности основных структурных компонентов учебной деятельности и т. д.
При разработке диагностических методов изучения психического развития в советской психологии учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения. Отсюда вытекает идея необходимости двухуровневой диагностики: нужно определить не только уровень сегодняшнего, актуального развития, но и «зону ближайшего развития» — возможные успехи ребенка, достигнутые в процессе сотрудничества со взрослыми.
Описанные методы изучения психического развития могут использоваться воспитателями и педагогами дошкольных учреждений нe только как инструменты научных исследований, но и в практических целях.
Литература
Басов М. Я. Избр. психологические произведения. М., 1975.
Венгер Л. А., Холмовская В. В. и др. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.
Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов /Под ред. А. А. Смирнова. М., 1969. С. 21—30.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1981.
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982.
Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. М., 1981.
Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1378.
Эльконин Д. Б. Детская психология. М., I960. С. 23—30.
Вопросы для повторения
1. Каковы основные методологические принципы советской детской
2. Сравните «продольное» и путем «поперечных срезов» изучение психики детей. Укажите сильные и слабые стороны этих подходов.
3. В чем сущность экспериментально-генетического метода в детской
4. Дайте характеристику метода наблюдения в детской психологии.
5. Чем эксперимент отличается от наблюдения?
6. Охарактеризуйте основные виды экспериментов в детской психология..
Источник: http://megaobuchalka.ru/9/8628.html
Изучает особенности психики
Ответ на твой вопрос
1. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология :
возрастная.
Лента сообщений
Университет в кармане
университет, который всегда с тобой
hvz262w узнал ответ на вопрос стал именоваться
hvz262w узнал ответ на вопрос Ароморфозом у позвоночных животных является:
hvz323 узнал ответ на вопрос «Смута» является:
vkluevla узнал ответ на вопрос Вид миссии: узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции, услуг и круга их потребителей, причины возникновения и смысла существования предприятия
vkluevla узнал ответ на вопрос Ситуационный характер стратегии это:
Источник: http://moyuniver.ru/question/111811/
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.
Категории
- Астрономия
- Биология
- Биотехнологии
- География
- Государство
- История
- Лингвистика
- Литература
- Менеджмент
- Механика
- Образование
- Охрана труда
- Педагогика
- Политика
- Право
- Психология
- Социология
- Физика
- Химия
- Экология
- Электроника
- Электротехника
- Энергетика
- Юриспруденция
- Этика и деловое общение
Психология Зоопсихология изучает психические особенности животных.
Психология личности занимается изучением вопросов формирования и развития личности, ее взаимодействия со средой.
Общая психология является ядром современной психологии. Она изучает наиболее общие законы и механизмы психики.
Общим для всех отраслей психологии остается то, что все они изучают особенности психики в различных условиях и на разном уровне развития. Сегодня в психологии выделяется более 40 относительно самостоятельных отраслей. Современная психология выделяет фундаментальные и специальные отрасли науки.
Решающее значение имеет связь психологии с общественными науками. При исследовании социальных процессов, изучаемых историей, экономикой, социологией и др. науками, возникает крайне важность учета психологических факторов (знания о механизмах группового поведения людей, привычек, психологического климата͵ особенностей личности и т.п.) Психология выступает одной из теоретических основ педагогических, юридических, медицинских, политологических и других наук.
Большое значение в понимании психики имеет естествознание, особенно физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и работу головного мозга.
Философские науки выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии, вооружая человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности.
2). Самостоятельные отрасли науки.
К фундаментальным (базовым) относятся:
— социальная психология изучает психологические проявления личностичеловека, его взаимоотношения с людьми, с группой; психологическую совместимость людей;
— возрастная психология исследует закономерности развития психики и психологические особенности человека, присущие каждому возрастному периоду. В связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста͵ психологию старости (геронтопсихологию);
Специальные отрасли психологии изучают какие-либо узкие группы явлений:
— медицинская психология — психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;
— педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания; выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, занимается проблемой взаимоотношений между педагогом и учеником. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя; (пример -методическая литература)
— юридическая психология — психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. д. психологические проблемы поведения и формирования личности преступника);
— военная психология — поведение человека в условиях боевых действий;
— психология рекламы — разработка психологических средств воздействия на людей ;
— экологическая психология — улучшение условий в населенных пунктах;
В последние годы интенсивно развивается практическая психология.Увеличивается потребность общества в психотерапевтах и психологах-консультантах, способных помочь в разрешении различных межличностных и личностных проблем. Прослеживается тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки. Сегодня не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология — наука молодая, в связи с этим в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей.
3.) Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы, способы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое передовое, что появляется в методах других наук. Методы бывают более общими и более частными
Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. При изучении психических явлений обычно используются различные методы. (К примеру, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом.)
Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. На их различия указывал И. П. Павлов еще в 1899 ᴦ.: «. наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» .
Читайте также
Психология личности занимается изучением вопросов формирования и развития личности, ее взаимодействия со средой. Общая психология является ядром современной психологии. Она изучает наиболее общие законы и механизмы психики. Общим для всех отраслей психологии. [читать подробенее]
Психология личности занимается изучением вопросов формирования и развития личности, ее взаимодействия со средой. Общая психология является ядром современной психологии. Она изучает наиболее общие законы и механизмы психики. Общим для всех отраслей психологии. [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/random/view/848446
- Иммиграция и жизнь в Америке: Чувствовать себя хорошо - американцы у психоаналитика
- Работа в Москве, поиск работы в Москве, вакансии в Москве - вакансии психолог без опыта
- НаМайне 18 марта 1980 Локарно немецкий социолог философ социальный психолог психоаналитик предста - этот немецкий психолог заложил основы психоаналитики кроссворд
- Что такое психика? - что такое психика
- План работы психолога в школе - план работы педагога психолога в школе
- Психолог | Профессии | РосОбразование - специальность психолог
- Проблемы развития психики А - леонтьев а н проблемы развития психики
- Какие предметы нужно сдавать на психолога в ВУЗах России - психолог что нужно сдавать
- Психические болезни и расстройства - самые популярные психические расстройства
- Кто такой психолог-педагог? - кто такой психолог педагог
Добавить комментарий