Что такое психика? — что такое психика

31.03.2018

Психика – сложный термин, используемый в психологии, философии и медицине. Существует ряд определений данного слова, и это говорит о том, что даже ученым сложно сказать, что такое психика, определенно и однозначно.

Что такое психика?

что такое психика

Психика – сложный термин, используемый в психологии, философии и медицине. Существует ряд определений данного слова, и это говорит о том, что даже ученым сложно сказать, что такое психика, определенно и однозначно.

Ниже мы поговорим о формах психических отражений личности, психических процессах и состояниях.

Психика отражает личность

Все определения психики так или иначе связаны с внутренним миром человека и его отношением к внешней среде. Пожалуй, наиболее удачным, простым и понятным определением этого сложного термина является следующее:

Считается, что психика присуща не только людям, но также животных и птицам. Психика – это определенная ступень эволюции. Наличие психики у более простых организмов спорно, хотя обратное и не доказано.

Формы психического отражения

Выделяют следующие формы психического отражения:

Сенсорная форма определяет реакцию индивида на биологические раздражители, перцептивная – это способность определять реакцию уже на комплекс раздражителей. Интеллектуальная форма предполагает не только определение реакции на раздражители, но и улавливание функциональных отношений и связей между ними.

Психические процессы и состояния

Психические процессы – это разного рода ощущения и восприятия – память, эмоции, внимание и т.д. Психические процессы определяют психическое состояние человека. К психическим состояниям относят ощущение счастья или, напротив, тревоги или стресса, вдохновенное настроение или упадок сил на фоне неуверенности в себе.

Психика, как видите, состоит из широчайшего круга оттенков, а потому каждая личность индивидуальна и уникальна. Вот почему неудивительно, что зачастую один индивид не может понять другого. Сложность понимания обуславливается также тем фактом, что один индивид может демонстрировать различные схемы поведения, а все потому, что психика определяется не только внутренним миром личности, но и окружающей средой.

Источник: http://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/chto-takoe-psihika

Что такое психика? Из чего состоит психика?

что такое психика

Забавный и довольно необъяснимый парадокс – все психологи широко используют в YouTube и различных социальных сетях страшное слово «психика», но… практически никто не потрудился объяснить, что это означает!

Начнем с простого – со значения этого слова. Психика – особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой, базирующаяся на высшей нервной деятельности и проявляющаяся в способности отражать реальность в ощущениях, восприятиях и чувствах, а у людей также в мышлении и воле. Итак, у животных тоже есть психика, именно благодаря этому они могут лечить человека, поэтому и существует еще одно смежное понятие – пет-терапия (это может быть дельфинотерапия, канистерапия (разновидность терапии с животными с использованием специально отобранных и обученных собак), иппотерапия (метод реабилитации посредством лечебной верховой езды) и другие варианты).

Из каких общих процессов, присущих каждому из нас, состоит психика? Память, внимание, ощущения, эмоции, восприятие, сознание, мышление, речь как процесс, отражающий способность выражать свои мысли, критика к своему состоянию, намерения, поведение и даже сны, которые являются зеркальным отображением того, что происходит зачастую в психике, воображение.

Когда человек приходит к психиатру, врач в первую очередь диагностирует работу хотя бы нескольких функций психики – Что у вас с вниманием? На чем базируется ваше мышление? Есть ли критика? Как работает воображение? Не находитесь ли вы за гранью реальности? Какие у вас намерения?

В процессе общения психиатр наблюдает за поведением человека, оценивает его память, диагностирует осознанность и сознание в целом. В результате делается вывод о «жизни» психики – в норме ли она, нет ли какого-то расстройства, не искажена ли реальность, как вы относитесь к критике, есть ли провалы в памяти.

Какими качествами характеризуется здоровая психика? Целостностью, активностью, саморегуляцией, коммуникативностью, являющейся базой формирования межличностных отношений, и адаптацией. Что все это означает?

Здоровая психика позволяет сохранить внутреннюю стабильность нашего сознания на относительно постоянном уровне, адаптироваться к новой ситуации, предполагает социальное взаимодействие с другими индивидуумами – обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Также важно понимать, что психика очень тесно связана с соматикой, с телом.

Если психические процессы что-то вытесняют, это «идет в тело», другими словами возникает психосоматическое расстройство. Таким образом, если говорят, что ваша психика выдала то-то и то-то, подразумевается, что эти фрагменты сознания не находились в поле вашей осознанности, появились какие-то дополнительные чувства, возникло совершенно иное восприятие реальности и окружающего мира. В итоге человек не осмыслил ясно ситуацию и получил реакцию отыгрывания и пассивной агрессии.

Как выбраться из подобной неприятной истории? Нужно четкое и глубинное понимание всех психологических процессов, происходящих с человеком ежедневно, ежеминутно и даже ежесекундно.

Посмотреть мои видео на тему психологии и психотерапии можно тут

Источник: http://www.b17.ru/article/chto_takoye_psikhika_iz_chego_sostoit/

Понятие о психике человека

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

что такое психика

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

  1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
  2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
  3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
  4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
  5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Источник: http://psyera.ru/2852/ponyatie-o-psihike-cheloveka

Психика человека

что такое психика

Долгое время ученые бились над правильной характеристикой психики человека. В настоящее время научное сообщество склонно считать, что психику правильнее называть одной из наиболее сложных функций мозга, в которую умещается большое количество важных для личности единиц информации. Именно благодаря им человек способен управлять своим поведением, состоянием и в целом ориентироваться в реальности.

Психика человека

Психика представляет собой внутренний мир человека, в который входят переживания, отношения, мысли, ожидания, мечты, чувства и взгляды. Все, что происходит внутри человека, будь то мышление, мотивы, память, восприятие, речь – все это входит в понятие психики, но если оно переносится на внешний план, то к психике уже отношения не имеет.

Ученые условно делят психику на исполнительную и управляющую часть. Первая представляет собой мышление, речь и психомоторные процессы, а вторая – личность человека.

Существует мнение, что свойственно развитие психики человеку, животным и птицам, то не свойственно червям и простейшим организмам. Это объясняют тем, что ее формирование происходит на более поздней ступени эволюции.

Воздействие на психику человека

Многие интересуются вопросом о том, как надавить на психику человека, как влиять на нее. Мы рассмотрим несколько способов манипулирования психическим сознанием человека.

  1. Ложное переспрашивание. Человек, переспрашивая якобы для уточнения, повторяет только часть фразы, а остальное подменяет с выгодой для себя.
  2. Нарочитая поспешность. Манипулятор, сказав нечто, быстро переводит тему, чтобы информация не была оспорена. Это опасный способ манипуляции, поскольку частое что такое психикаперескакивание перегружает сознание и открывает подсознание.
  3. Псевдо-невнимательность. Манипулятор ведет себя безразлично, чем подстегивая желание человека убедить себя в значимости сказанного. Так можно получить ту информацию, которую человек изначально не стремился раскрывать.
  4. Ложная ущербность. В данном случае манипулятор прикидывается слабым, чтобы добиться снисходительности и получить желаемое. Психика человека расслабляется и не воспринимает информацию такого манипулятора всерьез, из-за чего его слова проникают в подсознание.

Будьте внимательны в общении с людьми и не позволяйте манипулировать своей психикой. Заметив такого человека, давайте ему отпор, показывая, что с вами такие манипуляции не пройдут.

Источник: http://womanadvice.ru/psihika-cheloveka

Глава 1. Что же такое психика?

Так что же такое «психика», в самом общем виде для начала? Я ставлю вопрос в именно в общем виде, исходя из задач моего исследования: по­слойно изучать то, что вошло в мое сознание, начиная именно с самых общих или популярных знаний. Естественно, что самые общие и популяр­ные знания психологии излагаются в словарях и учебниках. Вот ими я и ограничусь в этой части исследования.

Начать же с самого общего понятия психики необходимо еще и потому, что этого непростого понятия избегают те самые Науки, которые его и со­здали.

Кстати, надо заметить, избегают его не только Психиатрия, Психоте­рапия и клиническая Психология. В последнее время наметилась, как это говорят, тенденция избегать этого понятия и в общей Психологии. Во вся­ком случае, мне все чаще попадаются психологические словари — русские и зарубежные — где психологическое-все-что-угодно есть, а психики нет. Ви­дать, психологам тоже пришлось задуматься о своем предмете, и они так наломали копья, что решили составить заговор молчания, просто не упоми­ная и не обсуждая больше эту неуловимую психику. А Психология — это единственная Наука, которая все-таки ее исследовала.

К счастью, в мире еще есть белорусы, которые, с одной стороны, пи­шут много новых книг, а с другой, верно хранят все возможные традиции. О, Беларусь, мечта моей души! Как этнограф я всю жизнь хотел побывать в Полесье, заповеднике традиционной культуры, где в советское время дела­лась половина всех сборов по славянской этнографии. Это в том самом Поле­сье, которое по отношению к России — Запад и почти центр Европы!

Да и сейчас Беларусь хранит верность традициям — она единственная все еще мечтает возродить коммунизм или Советский Союз, не помню точ­но, что именно. А также она традиционно сохраняет в своих психологичес­ких словарях понятие «психики», являющееся наследием советской психо­логии. Этой верностью традициям белорусская Наука коренным образом отличается от русской, которая уж чересчур американизировалась.

Вот с белорусских словарей я и начну исследование понятия «психика», поскольку они самые новые, а значит, должны давать самые современные взгляды на этот предмет. «Психологический словарь-справочник» Дьяченко и Кандыбовича(Минск, 2001), делает такую попытку дать определение пси­хике:

Глава 1. Что же такое психика?

«Психика (от греч. душа) — свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смысло-образующие функции в поведении и деятельности».

Я буду разбивать словарную статью на части, в соответствии с шагами мысли, чтобы было легче понять, что говорят ее авторы. Животную психику я опущу пока.

Итак, психика— это свойство человека.

Это похоже на определение, но если это определение, то такое опреде­ление, по большому счету, ничего не дает, если не знать, что такое человек. Этот словарь дает и определение понятия «человек», но, как вы понимаете, определение это не может быть работающим, потому что такое понятие как «человек» в короткую словарную статью не вместить. Поэтому придется его отбросить и оставить краткое определение: психикаэто свойство.

Такое определение является философским, а авторы словаря вряд ли собирались давать философское определение, иначе они поместили бы и статью, дающее определение понятия «свойство». Но его нет. И значит, здесь «свойство» понимается в обычном значении. А что мы обычно понимаем под свойством? Я бы сам ответил примерно так: свойство — это то, что кому-то свойственно, то есть имеется у кого-то, является для него своим.

Иначе говоря, психикаимеется у людей. А поскольку авторы словаря определяют человека как существо, то все это начальное определение пси­хики означает всего лишь следующее: Если вы хотите понять, что такое психика, ищите ее у живых существ, у людей, в частности. Она встречается именно там. Этой шуткой я хочу показать, что определение «психика есть свойство живых существ» не является определением. Это всего лишь указа­ние места существования психики.

Авторы, видимо, и сами не были удовлетворены таким началом, пото­му что вся их статья состоит из повторных попыток дать определение этому понятию. Но для начала они пишут следующее:

«У животных проявление этого свойства имеет значительные ограничения по сравнению с человеком, который наделен речью, сознанием, самосознанием, творческими способностями и у которого это свойство предстает в выра­женной субъективности» (Там же).

Что здесь делают авторы? Отнюдь не определяют понятие, а производят описаниетех явлений, которые может наблюдать человек, задумавший дать определение психики. Иными словами ход их мысли можно передать так: поскольку дать определение психики сходу не получается, давайте отступим к началу и перечислим те явления, что мы привычно считаем психическими.

Понятия рождаются как обобщения каких-то наблюдений. Это совер­шенно верный ход исследования. И естественно ожидать, что перечисление приведет к новому определению. А что перечислено как явления, через ко­торые психика является нам?

Основное— Море психики— Слой 2

Речь, сознание, самосознание, творческие способности, субъективность и исходная основа — животная психика, которая с очевидностью имеется и у человека. Из этого перечисления следует такое определение:

«Психика — результат развития жизни, форма жизнедеятельности живых существ».

На первый взгляд, тут особой связи с предыдущим перечислением не видно. Но приглядитесь: отличие человеческой психики от животной под­сказало авторам, что психика развивается, а раз она развивается от живот­ных к человеку, то она связана с человеческой жизнью или жизнедеятельно­стью. Тем не менее, выделю суть:

Первое. Психика — это результат развития жизни.Это опять не определе­ние психики. Это указание на место, где искать: ищите психику там, где есть жизнь, развивающаяся от простых видов к сложным.

Второе. Психика — форма жизнедеятельности.Что такое жизнедеятель­ность? Тут авторов опять занесло в неоправданную философичность. Нео­правданную, потому что они над этим вопросом не думали и статьи «жизне­деятельность» в словаре не дали. Значит, они опять же употребили это понятие в бытовом смысле.

Правда, у них есть статья «деятельность», но она с «жизнедеятельнос­тью» не очень перекликается: «Деятельностьмотивационный процесс ис­пользования тех или иных средств для достижения цели». И далее все о дея­тельности человека в обществе и как общественного существа.

А что такое «жизнедеятельность» в бытовом смысле? Да почти что жизнь. Но раз тут употреблено выражение «форма жизнедеятельности», то мы име­ем дело не с жизнью, а с наблюдением за ней, потому что «форма» — это вид, в переводе на русский. А раз вид, значит, что-то для кого-то видится, выглядит определенным образом, — жизнедеятельностью, например.

И если это так, то определение приобретает такое звучание: «Вы може­те обнаружить психику, наблюдая за жизнью живых существ».Значит, это опять не определение психики, а лишь перст, указующий на определение.

Что делать? Ничего не остается, как послушаться этой подсказки и на­чать наблюдение заново, посчитав первое наблюдение недостаточным. И авторы делают именно то, что предписывают им внутренние законы их собственного рассуждения. Они еще раз перечисляют явления психики, но гораздо подробнее.

«Психика человека включает: процессы(познавательные, эмоциональные и волевые), состояния(подъем, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), свой­ства (направленность, темперамент, характер, способности), опыт(знания, на­выки, умения, привычки).

Процессы, состояния, свойства и опыт находятся в единстве, образуют иерар­хическую систему, ведущая роль в которой принадлежит психическим свойствам» (Там же).

Что здесь перечислено? Процессы. Что такое процессы? Авторы, конечно, не определяют. Но слово живет в русском языке уже с середины XIX века.

Глава 1. Что же такое психика?

Во времена Даля оно означало то же, что и процедура. А процедура— шествие, ход // всякое длительное, последовательное дело.

В начале двадцатого века «Словарь иностранных слов» Ефремова под ре­дакцией Бодуэна де Куртенэопределяет процесс как «взаимодействие сил, выражающееся в движении, видоизменении или преобразовании вещества // во­обще совокупность явлений, отправлений или действий, необходимых для дости­жения известной цели».

А в конце двадцатого века «Толковый словарь» Ожегова дает такое оп­ределение:

«Процессход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь».

Короче, сказать, что «психика включает в себя процессы», — это все равно, что открыто признаться, что не понимаешь, что видишь: я, мол, пристально гляжу, и там все время чего-то движется, что-то меняется. Ни­чего не понимаю.

Тем не менее, использование термина «процессы» — это давняя и хоро­шо устоявшаяся традиция Психологии, которая убаюкивает себя подобны­ми иллюзиями знания. Поэтому я не буду придираться к авторам и просто перечислю, что же принесло нам наблюдение в этот раз. Итак, в психику входят: состояния, свойства, опыт, иерархия, позволяющая ощутить, что пси­хика является чем-то единым. И еще, там все время что-то движется и меня­ется, то есть остается пока непознанным.При всей явной недостаточности и этого наблюдения, оно все же позволяет сделать следующее определение искомого понятия.

«Психикасистема внутренних регуляторов активности человека в из­менчивой и сложной среде обитания, когда нельзя выйти из положения (вы­жить) только лишь за счет реакций организма на сигналы среды, а нужно иметь устойчивую модель (картину среды) и самого субъекта» (Дьяченко, Кандыбо-вич).

Как вы понимаете, определение это не совсем естественно вырастает из предыдущего наблюдения, а появляется как бы качественным скачком. Но это не вина авторов. Это свойство словарной статьи. Тут нет места для после­довательного рассуждения. Кое-что приходится опускать.

Что же касается самого определения, то, несмотря на некоторую зах­ламленность непонятными или вроде бы понятными иностранными слова­ми, оно по-своему хорошо. Но чтобы это стало очевидно, прочитаем следу­ющую мысль авторов:

«В конечном счете, психикаэто система субъективных моделей (образов в широком смысле слова) мира, находящихся за переделами субъекта. Психика — это работа нервной системы человека.

Если об этом не забывать, то можно употреблять для обозначения психики общеславянский термин «душа»» (Там же).

Основное— Море психики— Слой 2

Вот именно ради этого последнего примечания, я и привел всю статью белорусских авторов. Благодаря ему, круг замкнулся и самое последнее опре­деление сомкнулось с самым первым, так сказать со своим корнем или ис­точником. Сомкнулось, правда, хамски, как это вообще свойственно Науке. Судите сами.

Исходно слово психика происходит не от слова психе — душа, а от слова psychikos — душевный. Это означает, что Наука изначально сделала все, чтобы отмежеваться от души и доказать, что ее нет. С точки зрения Психологии, Наука убила душу как явление и понятие народной культуры. Затем она развила собственное понятие — «душевный» или «психический», что означает не «относящийся к душе», а «относящийся к нервной системе». А теперь вдруг заявляет: Радуйтесь, о, собратья по Науке и простые смерт­ные. Мы так наверняка убили душу, что больше нечего опасаться ее возвра­щения! И если раньше мы боялись употреблять ее имя, чтобы не вызвать дух убиенного и не посеять смуту в умах паствы, то теперь это больше не опас­но, теперь мы даже можем ограбить могилу и забрать все, что осталось от души. Одно только имя осталось? Так используем имя, чтобы называть им то, что делаем. С паршивой овцы хоть шерсти клок! Но все-таки не забывай­те, что говоря «душа», Психология говорит о работе нервной системы чело­века!

Ну, найдите другое слово вместо хамства, если я не прав. Я даже готов извиниться перед победителями. Их же не судят.

Что же касается определения, то давайте разделим наш предмет на две части. На душу и на психику. Вопрос о том, что такое душа, я пока отложу для отдельного исследования. Но под душой я понимаю именно душу, пусть даже это и неопределенное понятие. А вот под психикой —приспособление работы нервной системы человека к условиям жизни и сложностям выжива­ния в окружающей среде.

Война Богов.Вот такое определение психики мне кажется вполне приемлемым, и я считаю его определенной заслугой Науки, в том числе и авторов словаря. Един­ственное, что надо обычному человеку иметь в виду, когда он читает определение психики, так это то рассуждение, которое научная Психология проделала за рамка­ми того, что попадает нам в руки для чтения.

Когда-то в самом начале становления научного метода молодая и по молодости хамоватая Наука четко заявила: я не нуждаюсь для своих построений в гипотезе бога! Соответственно, и в гипотезе души! И поэтому я ставлю своей задачей доказать, что все, что мы знаем как сложности человеческого духа, высоты душевной жизни, прозрения и провидения, можно объяснить, не прибегая ни к каким внешним си­лам из одного только механизма приспособления жизни к условиям выживания в окружающей среде!

И вот уже несколько сотен лет Наука упорно бьется над этой задачей. Нет, не над задачей описать естественное устройство человека, а над задачей доказать, что все в человеке можно объяснить без гипотезы души. Ну, а последний век она бьется над тем, как окончательно не опозориться, как сохранить лицо, поскольку все нет и нет ни обещанного коммунизма, ни понимания того, как же устроен человек.

Глава 1. Что же такое психика ?

Наука, превратившись в сообщество, стала предельно ненаучной и закрепила это в своих традициях. Ими она и живет. Может быть, я тут в чем-то не прав. Судите сами. Но я понимаю научность так: поскольку ты занят поиском истины, то есть хочешь понять, какова действительность, то ты не можешь исходить из убеждений. Следовательно, ты никак не можешь быть уверен, что души нет, пока ты не произ­вел соответствующего исследования. И пока ты его производишь, ты должен с оди­наковой вероятностью допускать, что итог исследования может оказаться как отри­цательным, так и положительным.

Научна ли наука, которая изначально заявила: я убеждена, что все представле­ния о душе — ложны, и я это докажу?! Чем она занимается? Отстаиванием партий­ных установок, то есть убеждений своего сообщества? А где же истина? И при чем тут действительность?

Души, может быть, и нет, а может, она есть. До тех пор, пока мы не получили действительного знания, сделаем допущение, что человечество что-то действительно видело, когда тысячелетиями говорило о душе. Одно­временно с этим давайте сократим объем исследуемого материала на ту его часть, где души точно нет. А есть со всей достоверностью показанная Наукой работа приспособления живых существ, в частности, их нервной системы к условиям выживания в этом мире.

И определим для себя: мы называем психикой, точнее, сегодня Психо­логия называет психикой именно работу нервной системы, приспосабливаю­щейся к окружающей среде.

Такое определение с упоминанием Психологии принципиально важно, потому что вы, я надеюсь, уже поняли, что психологи очень часто употреб­ляют какие-то слова и выражения почти бездумно в их бытовом значении. Из-за этого у читающих их складывается впечатление, что психолог говорит о том же, о чем думаю я. И в итоге выводы Психологии, которые относятся лишь к той ее части, где она — наука в истинном смысле этого слова, — расползаются и на нашу жизнь. В этом проявляется двойственность Науки, все-таки она не только поиск истины, но и сообщество, которое хочет жить сыто и уважаемо.

Мы же из-за этой путаницы начинаем думать, что выводы Науки отно­сятся ко всем жизненным явлениям. Что научно, то истинно! Из-за этого убеждения все, что Наука нашла для своего внутреннего пользования, за счет языковой неточности становится для нас общезначимым. И если она нашла определенное поле исследований, где может объяснить часть душев­ных явлений исходя исключительно из понимания работы нервной систе­мы, значит, Наука доказала, что души нет!

Не-ет, братцы! Так не пройдет. Осталось еще много полей для исследо­вания, которые и не снились нашим мудрецам. Почему? Да потому что это поля человеческих представлений о душе, а Психология — это наука не о душе, а о психике, в смысле работы нервной системы. Ничего связанного с душой она не изучала!

Основное— Море психики— Слой 2

Так что исследовать и исследовать. Психология еще почти ничего не сделала, а работы — непочатый край.

Что же касается моего исследования очищения, то в этом отношении я могу сделать определенный вывод: если я правильно понял Психологию, то психика в том смысле, в каком ее понимает Психология, очищению недо­ступна. Она, скорее, должна ремонтироваться, как это и рассматривают Психиатрия и клиническая Психология. В рамках нервной системы места загрязнению нет. Не пыль же с проводов стряхивать? Не поэтому ли и не удается избавиться от психических болезней, что их пытаются ремонтиро­вать, а не вычищать?

Но для того чтобы очищение стало возможным, нужно, чтобы было нечто — вещь или среда, которые могут быть носителями нечистоты, а зна­чит, доступны очищению.

Иными словами, покрывает ли психологическое понимание психики как работы нервной системы все понятие «психики» как душевной деятель­ности? И нет ли в рамках даже той же психологической теории намеков на то, что сами психологи понимают психику шире, чем это предполагается их же собственными изначальными установками? Иными словами, исследова­тельская добросовестность заставляет меня подробнее изучить, что Психо­логия понимает под психикой.

Источник: http://lektsii.org/1-107453.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *