Проблемы развития психики А — леонтьев а н проблемы развития психики

29.03.2018

В 30-е гг. А. Н. Леонтьев ставит задачу, используя данные биологических наук, проследить этапы развития психики как важнейшей части эволюционного процесса, переходя от вопросов о генезисе психики к сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и к факторам исторического развития сознания. Свой труд «Развитие психики» Леонтьев защитил в 1940 г. в качестве докторской диссертации.

Проблемы развития психики [А. Н. Леонтьев)

В 30-е гг. А. Н. Леонтьев ставит задачу, используя данные биологических наук, проследить этапы развития психики как важнейшей части эволюционного процесса, переходя от вопросов о генезисе психики к сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и к факторам исторического развития сознания. Свой труд «Развитие психики» Леонтьев защитил в 1940 г. в качестве докторской диссертации.

В качестве объективного критерия психики он предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия, т. е. виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Они находятся в объективно устойчивой связи с биологи-

леонтьев а н проблемы развития психики

чески значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Отражение биологически нейтральных свойств оказывается

неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ — поведением.

Согласно гипотезе Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов. В качестве таких основных тенденций развития психики отмечаются следующие: усложнение форм поведения (форм двигательной активности); совершенствование способности к индивидуальному научению; усложнение форм психического отражения.

Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики, стадию интеллекта. Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. Более сложное строение активности у представителей перцептивной психики он выражает через выделение операций (относительно самостоятельных актов, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится). Выделение операций возможно при отражении целостных предметов и ситуаций и стимулирует развитие такого отражения.

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания, согласно которой сознательное отражение — это отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства».

Источник: http://studme.org/278708/psihologiya/problemy_razvitiya_psihiki_leontev

Проблемы развития психики

Оглавление

Из предисловия к первому изданию

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к четвертому изданию

Раздел I

Проблема возникновения ощущения

III. Исследование функционального развития чувствительности

IV. Обсуждение результатов и некоторые выводы

О механизме чувственного отражения

Биологическое и социальное в психике человека

Очерк развития психики

I. Развитие психики животных

II. Возникновение сознания человека

III. К вопросу об историческом развитии сознания

Об историческом подходе в изучении психики человека

Человек и культура

Развитие высших форм запоминания

Психологические основы дошкольной игры

К теории разлития психики ребенка

Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности

Предисловие

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ*

Проблема развития психики является одной из центральных в советской психологии. Ее значение определяется тем, что учение о развитии психики составляет теоретическую основу решения не только важнейших вопросов психологии, но и педагогики. Особенно вырастает значение этой проблемы в настоящее время, когда вопросы психического развития, формирования личности становятся особенно актуальными.

Многогранность и сложность этой проблемы требует, чтобы ее разработка велась во многих направлениях, в различных планах и различными методами. Публикуемые в этой книге экспериментальные и теоретические работы выражают лишь одну из попыток подойти к ее решению. Поэтому настоящая книга не претендует на то, чтобы дать обзор или обобщение советских и зарубежных психологических работ по проблеме развития психики; сказанное особенно относится к многочисленным работам, посвященным психическому развитию ребенка.

Работы, вошедшие в это издание, хотя и относятся к разным аспектам проблемы, но подчинены единому замыслу и объединяются между собой общим подходом к исследованию психических явлений. Они сгруппированы в три раздела: первый из них посвящен вопросу о генезисе и природе ощущения как элементарной форме психики; второй — теоретическим вопросам биологической эволюции психики и ее исторического развития; наконец, третий раздел составляют работы по теории развития психики ребенка. Так как публикуемые в настоящей книге работы выполнялись в разное время, причем некоторые из них были написаны 10, 15 и более лет назад, ib них, естественно, отражаются некоторые взгляды автора, впоследствии подвергшиеся изменению. Поэтому каждый из трех упомянутых разделов книги заключается одной из новейших статей, касающейся того же аспекта проблемы.

Примечания к настоящему тому составлены А. В Запорожцем, предметный и именной указатели — М. И Бобневой и Ю. Б. Гиппенрейтер.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Второе издание книги «Проблемы развития психики» несколько отличается от первого. В него вошли две новые работы: «Биологическое и социальное в психике человека» и «Человек и культура». Работы, представляющие более специальный психолого-педагогический интерес, в настоящем издании опущены, некоторые работы несколько сокращены.

Все эти изменения вызваны стремлением автора полнее выделить центральную идею книги — идею об общественно-исторической природе человеческой психики. Впервые разработанная в психологии Л. С. Выготским, эта идея сохраняет свою актуальность и сейчас. И в настоящее время еще достаточно широко распространены представления о якобы прямой и фатальной зависимости высших психических процессов и способностей человека от его наследственных биологических особенностей. Представления эти не только активно насаждаются некоторыми зарубежными психологическими школами. Они проявляются также и в неосознанных, неявных формах — в виде педагогических и иных предрассудков, отражающих результаты влияния многовекового неравенства общественных условий развития людей.

Если эта книга поможет в борьбе против биологизаторских взглядов на природу и развитие человеческой психики, автор будет считать ее главную задачу выполненной.

Москва, июль 1964 года А. Н. Леонтьев

ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

ВКЛАД А. Н. ЛЕОНТЬЕВА В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМ ПСИХИКИ

Научная биография автора этой книги принадлежит к числу наиболее ярких страниц советской психологии, истории борьбы за построение психологической науки на философских основах марксизма-ленинизма.

Важную роль в этой борьбе сыграла школа Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, которые, создавая теорию культурно-исторического развития уже в 20-е годы, начали разрабатывать проблемы социальной обусловленности генезиса сознания человеческого индивида. Предпринятые в то время А.Н. Леонтьевым и другими представителями этой школы теоретические и экспериментальные исследования (статья об одном таком исследовании А. Н. Леонтьева, посвященном экспериментальному изучению развития высших форм запоминания, публикуется в данной книге) привели к принципиально новому, в корне отличающемуся от господствовавшего в идеалистической психологии пониманию происхождения и структуры так называемых высших психических функций человека.

Проведенные исследования показали, что такие высшие специфически человеческие психические функции, как логическое мышление, осмысленная память, целе-полагающая воля и т. д., не даны человеку в готовом виде от рождения и что они формируются у этого индивида прижизненно в результате усвоения им социального опыта, накопленного предшествующими поколениями в результате овладения им средствами коммуникации и духовного производства (прежде всего средствами языка), вырабатываемыми и культивируемыми обществом. Было установлено, что эти средства используются людьми первоначально в процессе внешней совместной деятельности и общения друг с другом, а лишь затем при определенных условиях «интериоризуются», трансформируются в эффективные способы внутренней психической деятельности индивида, благодаря чему безгранично возрастает мощь человеческого интеллекта и человеческой воли.

Изучение процессов «интериоризации», закономерностей переходов от внешней к внутренней психической деятельности субъекта имело очень большое значение для преодоления одного из основных пороков идеалистической психологии, заключающегося, по выражению И. М. Сеченова, в «обособлении» психического и материального, в отрыве якобы замкнутого в себе мира сознания человека от его материального бытия, от реальных практических взаимоотношений с окружающей действительностью.

Отправляясь от идей Л. С. Выготского об единстве внешнего и внутреннего, о превращении «интрапсихологического в интерпсихологическое», А. Н. Леонтьев создал новое научное направление, приступив совместно с сотрудниками, начиная с 30-х годов, к изучению чувственно-предметной деятельности субъекта, которая ранее всегда рассматривалась как нечто внеположенное психологии, как та область действительности, которая не имеет прямого отношения к предмету психологического исследования.

В итоге проведенной работы были обнаружены общие и специфические особенности структуры различных видов деятельности, их основные компоненты и динамические составляющие, а также закономерности преобразования внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность субъекта.

Деятельностный подход к анализу закономерностей психического развития был осуществлен А. Н. Леонтьевым, в частности при изучении проблем происхождения ощущения и механизма чувственного отражения, считавшихся долгое время неразрешимыми, представляющими, по выражению Э. Геккеля, «центральную психологическую тайну».

В своих статьях, публикуемых в первом разделе данной книги, А Н. Леонтьев, критикуя и разоблачая научную несостоятельность предпринимавшихся (ранее попыток объяснить возникновение чувствительности, исходя из имманентно присущих якобы живому существу качеств, либо из воздействий на него экзогенной среды, рассматриваемой самой по себе, выдвинул гипотезу, согласно которой переход от материи живой, но еще лишенной психики, к живой материи, уже обладающей этим свойством, обусловлен в первую очередь изменением характера взаимодействия живого существа с окружающей средой. Такого рода изменения происходят при переходе организма от жизни в гомогенной вещно неоформленной среде к жизни в более сложной, вещно оформленной среде, состоящей из отдельных предметов, за счет которых животное удовлетворяет свои потребности. В этих условиях живое существо оказывается отделенным от предмета своей потребности и для овладения этим предметом ему необходимо действовать, ориентируясь на такие его свойства, которые сами по себе витально безразличны, но тесно связаны с другими, жизненно значимыми его свойствами, сигнализирующими о наличии (или об отсутствии) последних.

Именно благодаря тому, что деятельность животного приобретает предметный характер, происходит превращение раздражимости в чувствительность, возникают простейшие формы психического отражения, являющегося, в отличие от его допсихических аналогов, отражением предмета, обладающего совокупностью взаимосвязанных свойств (витально значимых и о них сигнализирующих).

В целях проверки выдвинутой гипотезы А. Н. Леонтьев разработал и использовал чрезвычайно интересную модель генетического эксперимента, позволяющего воспроизвести в совершенно искусственных условиях процесс возникновения нового ощущения. По ходу этого эксперимента неощущаемые обычно человеком раздражители (воздействия световых волн различной длины на кожу руки), когда им придавалось сигнальное значение в деятельности испытуемого, начинали им ощущаться и использоваться в качестве ориентиров при решении поставленных задач.

Таким образом, была предпринята первая в истории психологии плодотворная попытка подвергнуть объективному научному анализу условия происхождения элементарной психики и выделить объективные критерии ее возникновения.

Если упомянутое исследование посвящалось выяснению особенностей той формы жизнедеятельности, которая обусловливает появление чувствительности, то в последующем А. Н. Леонтьев предпринял изучение тех механизмов, при посредстве которых осуществляется чувственное отражение объекта.

Критический анализ сложившейся в классической физиологии органов чувств XIX века так называемой рецепторной концепции ощущения как пассивного, чисто созерцательного процесса, приводит А. Н. Леонтьева к выводу о том, что научная несостоятельность этой концепции и ее по существу субъективно-идеалистический характер определяются неправомерным ib методологическом отношении способом рассмотрения чувственных образов обособленно, в отрыве от деятельности, от практики субъекта.

Исходя из положений, выдвинутых И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, указывавшим на то, что по своей физиологической природе сенсорные процессы носят рефлекторный характер, А. Н. Леонтьев положил начало разработке нового психологического учения о восприятии как об активном процессе, как о процессе своеобразного перцептивного действия, осуществляемого, например, ощупывающей предмет рукой, глазом, прослеживающим контуры видимого объекта, или, наконец, голосом, с помощью которого субъект, пропевая и воссоздавая слышимые звуки, обеспечивает их адекватное восприятие.

Эти своеобразные ориентировочно-исследовательские действия, согласно А. Н. Леонтьеву, служат обследованию воспринимаемых объектов и по ходу своего выполнения приводятся в соответствие, «уподобляются» особенностям этого объекта, создавая его копию, его чувственный образ.

Выдвинутая А. Н. Леонтьевым «гипотеза уподобления» явилась важным шагом на пути изучения закономерностей формирования чувственного отражения в процессе активного взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Универсальное значение теории деятельности для объяснения движущих причин и закономерностей психического развития было раскрыто А. Н. Леонтьевым в -его обобщающем труде, посвященном проблемам эволюции психики животных и генезиса человеческого сознания. (Фрагменты этого труда вошли ibo второй раздел публикуемой книги.) Отвергая как идеалистически-виталистические и антропоморфические трактовки эволюции психики животных, так и механистические, бихевиористические попытки свести эту эволюцию к последовательному усложнению внешних форм врожденного и индивидуально приобретенного поведения, он ставит перед собой задачу разработки диалектико-материалистического понимания изучаемого процесса. В результате критического анализа и обобщения громадного фактического материала, накопленного в зоопсихологии, он приходит к выводу о том, что процесс филогенеза психики животных необходимо рассматривать как ряд качественно своеобразных и внутренне взаимосвязанных стадий психического отражения животными окружающей действительности. Выделяя в качестве такого рода стадий элементарную сенсорную, а затем перцептивную и, наконец, интеллектуальную психику, он приводит убедительные данные, свидетельствующие о том, что возникновение каждой из них, а также переходы от одной к другой были обусловлены существенными изменениями в жизни и деятельности живых существ, что и вызвало необходимость в возникновении новых, более сложных форм психической ориентации и регуляции поведения.

Таким образом, впервые была дана характеристика эволюции психики животных как процесса качественных изменений форм отражения действительности живыми существами и определены основные движущие причины этого диалектического процесса.

Отмечая внутреннюю взаимосвязь между эволюцией психики животных и генезисом человеческого сознания, А. Н. Леонтьев разоблачает попытки представителей биологизаторских концепций представить эти процессы как, по существу, тождественные, качественно не отличающиеся друг от друга.

Используя в ходе своего исследования различные исторические, антропологические и этнографические данные, А. Н. Леонтьев выясняет специфические особенности человеческого сознания как своеобразной формы психики, детерминанты ее возникновения и развития, обусловленного переходом от биологических форм жизнедеятельности наших обезьяноподобных предков к общественно-трудовой деятельности людей, в ходе которой они, изменяя природную среду, изменяют вместе с тем свою собственную природу.

В этом исследовании автор ставил перед собой задачу раскрыть конкретный психологический смысл известных положений марксизма о роли труда и речевого общения между людьми в «очеловечении обезьяны» и о зависимости развития человеческого сознания, психических способностей я личностных качеств человека от его общественного бытия, от социально-исторических условий его жизни и деятельности.

Разработка проблем социально-исторического развития сознания органически сочеталась в творчестве А. Н. Леонтьева с исследованиями онтогенеза человеческой психики. (Некоторые из этих исследований публикуются в третьем разделе настоящего издания.)

Продолжая линию исследований, начатых Л. С. Выготским, он подверг обстоятельному изучению ту роль, которую играет усвоение общественного опыта, овладение продуктами материальной и духовной культуры, созданной человечеством в психическом развитии ребенка. Вместе с тем А. Н. Леонтьев придал особое значение тому фундаментальной важности обстоятельству, что такое усвоение не может быть достигнуто путем пассивной ассимиляции чужого опыта и необходимо предполагает активное воссоздание ребенком усваиваемого опыта в процессе его самостоятельной деятельности, руководимой и направляемой взрослыми. Характер этой детской деятельности, ее структура, ее средства, цели и мотивы не остаются неизменными, и на протяжении детства происходят последовательные ее трансформации и переходы от одного вида деятельности к другому. Как показали исследования А. Н. Леонтьева и его сотрудников, на каждой возрастной ступени какой-либо один вид деятельности приобретает ведущее значение в развитии психических процессов и свойств детской личности.

Так, в младенческом возрасте ведущее значение имеет непосредственное эмоциональное общение с близкими взрослыми; в раннем детстве — предметные действия, в дошкольном возрасте — игра; в школьном — учебная деятельность и т. д. Именно в контексте этих ведущих деятельностей возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка.

Разработанный А. Н Леонтьевым принцип периодизации психического развития ребенка, основывающийся на концепции последовательной смены ведущих форм детской деятельности, имеет важное значение не только для построения общей теории онтогенеза человеческой психики, но и для разработки педагогических проблем организации и методики воспитательно-образовательного процесса на различных ступенях дошкольного и школьного детства.

Вместе с тем, эти исследования привели к очень важным общетеоретическим выводам, поскольку они позволили обнаружить некоторые общие закономерности психического развития человеческого индивида и зависимость этого развития от особенностей его чувственно-предметной деятельности.

Заканчивая беглый обзор содержания работ А. Н. Леонтьева, вошедших в четвертое издание этой книги, попытаемся оценить тот вклад, который внес этот замечательный мыслитель-теоретик и блестящий исследователь-экспериментатор в развитие советской и мировой психологической науки.

Он хорошо понимал, подобно другим советским ученым, что превращение психологии из чисто феноменологической дисциплины, лишь описывающей либо внутренние переживания субъекта, либо его внешнее поведение, в подлинную науку, способную дать каузально-генетическое объяснение психических явлений, достижимо лишь в результате перестройки системы психологического знания на основе диалектического и исторического материализма. Однако, как показали неудачные попытки такого рода перестройки, предпринятые в 20-х годах, ее невозможно произвести, идя по пути простого перенесения марксистских положений в их, пользуясь выражением Э. Г. Юдина, «первозданном виде» на область конкретной психологической действительности.

По другому, и единственно правильному в методологическом отношении, пути шел А. Н. Леонтьев, который продолжал дело, начатое Л. С. Выготским, осуществляя последовательно реинтерпретацию и переосмысление марксистского принципа деятельности соответственно специфическим особенностям изучаемой им психологической реальности.

Если ранее чувственно-предметная деятельность рассматривалась лишь как внешний фактор, «влияющий» на психическое отражение, либо только как внешняя форма его выражения, то, согласно разрабатываемой А. Н. Леонтьевым концепции, эта деятельность является основным объектом психологического исследования в тех взаимосвязях, в той мере, в какой она порождает психику, являющуюся вместе с тем необходимым моментом ее осуществления и развития.

При такой интерпретации деятельности она выступила не как «аддитивная» категория, механически присоединяемая ко всем другим психологическим категориям, а как основополагающее понятие, введение которого в систему понятий психологии неизбежно влечет за собой кардинальную перестройку всего ее концептуального аппарата и реинтерпретацию предмета ее изучения.

Вся эта громадная творческая работа, потребовавшая многолетних теоретических и экспериментальных исследований, позволила А. Н. Леонтьеву создать теорию деятельности, вошедшую в золотой фонд научной психологии и открывшую новые возможности объяснения происхождения и развития психического отражения действительности.

* Первое издание опубликовано в 1959 г. и удостоено Ленинской премии 1963 г. (Peд.)

Заключение

Примечания

Публикуемые в этом издании избранные работы А. Н. Леонтьева выражают главную линию теоретических и экспериментальных исследований автора. После своих первых работ, посвященных экспериментальному изучению аффективных реакций («Исследование объективных симптомов аффективных реакций», совместно с А. Р. Лурия. — В сб.: Современные проблемы психологии. М., 1926; «Опыт структурного анализа цепных ассоциативных рядов». — «Русско-немецкий медицинский журнал», 1928, № 1 и 2; «Экзамен и психика», совместно с А. Р. Лурия. М., 1929), автор начинает под руководством Л. С. Выготского и в рамках его концепции исследования по онтогенетическому развитию психики («Опосредованное запоминание у детей с недостаточным и болезненно измененным интеллектом». — «Вопросы дефектологии», 1928, № 4; «Развитие внутренней структуры высшего поведения». — В сб.: Психоневрологическая наука. Л., 1930; «Развитие произвольного внимания у детей». Л., 1930); в этот период он публикует и свою первую крупную монографию («Развитие памяти». М., 1931).

Начиная с 1932 г. исследовательская работа автора идет по новому пути. Возглавив в Харькове группу молодых психологов (В. И. Аснин, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, О. М. Концевая, Г. Д. Луков, В. В. Мистюк, К. Е. Хоменко и др.), он направляет исследования на изучение развития практической интеллектуальной деятельности ребенка и его сознания. На этой основе он и его сотрудники разрабатывают проблему связи строения деятельности с формами психического отражения. Ряд возникших при этом теоретических вопросов развития побуждает автора начать исследования в области некоторых психофизиологических и зоопсихических вопросов. Одновременно по предложению Харьковского полиграфического института он организует и руководит циклом работ по восприятию детьми иллюстраций, подчиненных прежде всего практическим целям. Значительное число работ, выполненных в этот период под его руководством, было опубликовано в «Научных записках Харьковского педагогического института» т. 1, X, 1939; т. II, X, 1941), в «Научных записках Харьковского института иностранных языков» (т. II, X, 1939), в «Трудах конференции по психологии» (т. 1. Киев, 1941) и в ряде последующих работ, часть которых вошла в настоящее издание.

После возобновления в 1935 г. своей работы в Москве автор уделяет главное внимание проблеме генезиса чувствительности и общей теории развития психики. В 1940 г. он завершает экспериментально-генетическое исследование возникновения ощущения.

В годы Великой Отечественной войны автор посвящает свои усилия актуальной проблеме восстановления двигательных функций, нарушенных в результате перенесенных огнестрельных ранений. Для разработки этой проблемы он организует восстановительный госпиталь, научным руководителем которого становится. Итоги этой работы изложены в книге А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца «Восстановление движения» (М., 1945) и в ряде специальных статей автора и его сотрудников («Ученые записки Московского университета», вып. III, 1947).

Экспериментальные исследования восстановления двигательных процессов помимо своего практического значения сыграли также важную роль в разработке теории функционального развития, позволив автору в дальнейшем выдвинуть гипотезу о системном строении психических функций (1954).

В послевоенные годы автор вновь возвращается к проблеме детской и педагогической психологии. Одновременно он разрабатывает ряд вопросов общей психологии. Научная сессия АН СССР и Академия педагогических наук РСФСР 1951 г., посвященная физиологическому учению И. П. Павлова, направляет внимание автора на изучение рефлекторных механизмов психики, что и нашло свое отражение в его работах последующего периода («О рефлекторном материалистическом и субъективно-идеалистическом понимании психики». — «Советская педагогика», 1951, № 10; «Зависимость образования ассоциативных связей от содержания действия», совместно с Т. В. Розановой, — «Советская педагогика», 1951, № 10; «О системной природе психических функций». — «Тезисы докладов на юбилейной сессии Московского университета», М., 1955, «Об одном эффекте формирования цепного двигательного навыка», совместно с М. И. Бобневой. — «Доклады Академии педагогических наук РСФСР», 1958, а 1 и цитируемые ниже работы по анализу системного строения слухового восприятия). Работы автора по педагогической психологии, как и работы по вопросам общей психологии, в настоящее издание не вошли.

Проблема возникновения ощущения

Эта работа составляет один из разделов докторской диссертации автора («Развитие психики». М., 1940). В ее первой части излагается гипотеза о принципиальном генезисе чувствительности как способности элементарного ощущения, которая разрабатывалась автором в 1933—1936 гг. Первоначально эта гипотеза была сформулирована им в ряде докладов в Харькове и Москве. Позднее она была изложена в специальной статье. «К вопросу о генезисе чувствительности» (сборник, посвященный 35-летию научной деятельности Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1944) и в первом издании «Очерка развития психики» (в настоящем издании «Очерка» эта глава опущена). Вторая часть этой работы представляет собой изложение экспериментального исследования формирования чувствительности к неадекватному раздражителю, которое проводилось автором и его сотрудниками в руководимой им лаборатории Института психологии в Москве и на кафедре психологии Харьковского педагогического института в 1936—1939 гг.

О механизме чувственного отражения

Вопросы, касающиеся природы и принципиального механизма отражения, освещенные в исследовании возникновения ощущения, находят в этой статье свое дальнейшее развитие в связи с данными экспериментального исследования слуховой функции человека, проведенного в Московском университете в лаборатории, руководимой автором, в 1955—1959 гг. («Анализ системного строения восприятия». Сообщения I—VIII. — «Доклады Академии педагогических наук РСФСР», 1957, № 4; 1958, N° 1, 3; 1959, № 1, 2). Опубликована впервые в журнале «Вопросы психологии» (1959, № 2).

Биологическое и социальное в психике человека

Пленарный доклад (вечерняя лекция), сделанный на XVI Международном психологическом конгрессе в Бон не в 1961 г. Опубликован на русском языке в журнале «Вопросы психологии» (1960, № 6). Печатается по дополненному тексту.

Очерк развития психики

Впервые опубликован отдельным изданием в 1947 г. В настоящем издании печатается в новой редакции со значительными сокращениями. Опущены 1-я и 2-я главы, причем нумерация глав соответственно изменена Другие главы сокращены частично.

Глава «Развитие психики животных» представляет собой конспективное изложение второго раздела докторской диссертации («Развитие психики», М., 1940). Предлагаемая в этой главе периодизация развития форм отражения была положена автором также в основу главы «Развитие психики» в учебном пособии «Психология» (М., 1948).

Содержание последующих глав «Очерка» — «Возникновение сознания человека» и «К вопросу об историческом развитии сознания» — должно было составить по замыслу автора специальную монографию. Однако подготовленные для нее материалы и библиография во время войны были утрачены, и в «Очерке» схематически воспроизведены только общие положения, разработанные в ходе подготовки этой монографии. Некоторые из них, как, например, положение о структуре деятельности, о значении и личностном смысле отражаемой реальности, о роли мотивов деятельности субъекта, освещены в другом контексте в статьях: «О некоторых психологических вопросах сознательности учения» («Советская педагогика», 1944, №2), «Психология сознательности учения» («Известия Академии педагогических наук РСФСР», вып. 7, 1947), «Проблемы детской и педагогической психологии» («Советская педагогика», 1948, № 2), а также в статьях о развитии психики ребенка, публикуемых в данном издании. Проблема соотношения значения как объективного языкового явления и явления психологического рассматривается в специальной статье (Леонтьев А. Н. и Леонтьев А. А. О двояком аспекте языковых явлений. — «Научные доклады высшей школы. Философские науки». М., 1959, № 2).

В 1948 г. «Очерк» в его первом издании был подвергнут широкому обсуждению. Ряд замечаний, высказанных во время этого обсуждения, учтен автором при подготовке настоящего издания.

Об историческом подходе в изучении психики человека

Статья опубликована в сборнике «Психологическая наука в СССР» (т. 1. М., 1959). В ней рассматривается проблема, впервые поставленная в «Очерке», но в общепсихологическом аспекте и с новых точек зрения, в частности в связи с гипотезой о системном строении психических функций (способностей) человека. Гипотеза о системном строении психических функций была выдвинута автором в докладе на XIV Международном психологическом конгрессе в Канаде (1954), который опубликован в «Вопросах психологии» (1955, № 1) и в ряде других изданий (Proceedings of the XIV International Congress of Psychology. Amsterdam, 1955; Questions Scientifiques. Paris, 1955; Psychology in Soviet Union. London, 1957 и др.).

Принципиальное различие у человека индивидуального опыта, опыта видового и опыта усваиваемого, общественно-исторического сформулировано также из докладе автора на конгрессе в Страсбурге («Обучение как проблема психологии». — «Вопросы психологии», 1957) № 1; Le conditionnement et 1\’apprentissage. Paris, 1958) и на IX философском конгрессе в Эксе (L\’individu et les oeuvres humains. Les Etudes Philosophiques, 1957, № 3).

Человек и культура

Лекция, прочитанная на Международном семинаре профсоюзных работников в Ташкенте в 1961 г. Текст этой лекции положен в основу статьи, опубликованной в ежегоднике «Наука и человечество» (1963). Лекция печатается с некоторыми сокращениями.

Развитие высших форм запоминания

Глава из книги автора «Развитие памяти», изданной в 1931 г.; она излагает экспериментальное исследование, проведенное в 1928—1930 гг. в психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. Это исследование шло полностью в русле идей «культурно-исторической теории» психики, разрабатывавшейся в те годы Л. С. Выготским и его сотрудниками. Оно явилось первым большим экспериментальным исследованием, посвященным проблеме опосредствования высших психических функций человека в процессе онтогенетического развития; в этом исследовании было экспериментально разработано положение о «вращивании» внешних средств и приемов запоминания («параллелограмм развития»).

Написанное более 30 лет назад, оно, естественно, несет на себе печать пройденного этапа и содержит в себе некоторые наивные, неправильные положения, к числу которых прежде всего относится противопоставление как бы двух сфер психических процессов человека: процессов «натуральных» и «культурных» (опосредствованных). В дальнейших исследованиях запоминания, проведенных под руководством автора (3инченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания. О забывании и воспроизведении школьных знаний. — «Научные записки Харьковского педагогического института иностранных языков», 1939; т. I, X; Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста. — В сб.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948), это противопоставление было устранено.

Психологические основы дошкольной игры

Основу этой статьи, опубликованной в журнале «Советская педагогика» (1944, № 4), составили положения об игре, впервые выдвинутые Л. С. Выготским и оставшиеся неопубликованными. Они, однако, развиваются в свете новых представлений об онтогенетическом развитии, разрабатывавшихся автором и его сотрудниками в 1932—1940 гг. в психологическом секторе Украинской психоневрологической академии и на кафедре психологии Харьковского педагогического института, а начиная с 1936 г. также в Институте психологии в Москве. Эти представления исходят из идеи развития деятельности ребенка как условия формирования его сознания, которая первоначально разрабатывалась в исследованиях практической интеллектуальной деятельности детей (см.: Запорожец А. В. Роль элементов практики и речи в развитии мышления ребенка; А с-н и н В. И. Своеобразие двигательных навыков зависимости от условий их образования; Луков Г. Д. Об осознании ребенком речи в процессе игры. — «Научные записки Харьковского педагогического института», 1939, т. X; Запорожец А. В., Луков Г. Д. О развитии мышления у ребенка младшего возраста. — «Научные записки Харьковского педагогического института», 1941, т. IV и др.).

К теории развития психики ребенка

Печатается по тексту статьи, опубликованной в журнале «Советская педагогика» (1945, № 4). Главные положения, развитые в этой статье, были впервые сформулированы автором в докладе «Психическое развитие ребенка и обучение» («Научная сессия Харьковского педагогического института. Тезисы докладов», 1938) и в дискуссионной статье «Педагогика и психология» («Учительская газета», 1941, № 42); они нашли свое отражение также в ряде последующих работ автора.

Принципы психологического развития ребенка и проблема умственной недостаточности

Статья представляет собой лекцию, прочитанную на Международном семинаре по вопросам умственной недостаточности, организованном Всемирной организацией здравоохранения (Милан, 1959),

Электронный вариант книги можно скачать здесь.

Книги

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Источник: http://childpsy.ru/lib/books/id/8137.php

Леонтьев А.Н.Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР. — Т. 1.— М.,1959. — С. 9—44. 850

Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. — М., 1981. (Человек и культура: 410—435.)

Лурия А.Р.Эволюционное введение в психологию. — М., 1975. (Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни: 77—92.)

Глава 4. Развитие психики человека и животных

II

Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988. (Общественно-историческая природа психики человека: 190—213.)

Клике Ф.Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Развитие социальных отношений и познание: 167—189.)

Коул М., Скибнер С.Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Познавательные процессы и культура: 22-53, 209-244.)

Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида игруппы. — М., 1988. (Философия, психология и наука: 15—20.)

Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И.Развитие исовременное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Социальные факторы развития психологической мысли: 13—16. Теории социальной обусловленности психики: 258—267.)

III

Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. (Социализация личности: 108—113.)

Грехнев B.C.Социально-психологический фактор в системе общественных отношений (социально-философские проблемы). — М., 1985.

История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты. — М., 1986. (Психология и культура: 293—311.)

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Краткое содержание

Истоки психики живыхсуществ. Психика и ее отличие от других свойств, которыми обладает материя. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Особенности психического отражения. Сигнальный характер этого отражения. Способность восприятия имеющим психику организмом таких воздействий, которые не обладают биологической значимостью. Возникновение нервной системы и ее роль в дальнейшем развитии психики. Основной механизм совершенствования психического как

высшего уровня регуляции деятельности организма. Материалистический и идеалистический подходы к решению данной проблемы.

Становление низших форм поведения н психики.Развитие психического отражения у животных (материалистический подход). Гипотеза А.Н.Леонтьева о стадиях и уровнях психического отражения у животных, ее уточнение и дальнейшая проработка К.Э.Фабри. Роль практической деятельности и двигательной активности (манипуляции и органы манипулирования объектами) как факторов, определяющих уровень развития психики и поведения животных. Стадия элементарной сенсорной психики, ее низший и высший уровни. Стадия перцептивной психики, аналогичные уровни ее развития, включая наивысший. Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных. Выделение особой, ориентировочно-исследовательской фазы в деятельности животных. Использование передних конечностей как органа манипулирования. Идеалистическое понимание существования и развития психического начала в мире: гипотеза Тейяра де Шардена.

Развитие высших психических функций у человека.Понятие высшей психической функции. Основные источники развития высших психических функций у человека: изобретение и изготовление орудий, продуктивный, творческий характер деятельности, создание предметов материальной и духовной культуры, использование речи и других знаковых систем как средств общения, организации мышления, хранения и передачи знаний. Отличие восприятия, внимания, памяти и мышления человека как высших психических функций от их элементарных форм, данных с рождения. Деятельность как источник познавательного, а общение — личностного развития человека. Основные отличительные признаки человеческой деятельности.

Сравнение психики человекаи животных.Познавательные процессы у животных и человека (ощущения, восприятие и память). Интеллект человека и животных, представления и мышление у них. Эмоциональная жизнь животных и человека. Мотивация поведения у человека и животных, особенности их общения. Проявление в индивидуальном общественном поведении человека социального и природного начал. Необходимость учета биосоциальной природы человека в объяснении и предсказании его поступков.

Источник: http://studepedia.org/index.php?post=82324&vol=1

Леонтьев а н проблемы развития психики

ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»

40. Проблема происхождения и развития психики в концепции А.Н. Леонтьева.

А. Н. Леонтьев: предложил функциональный критерий (принцип единства психики и жизнедеятельности). Психика необходима для жизнедеятельности — возникновение нервной системы. В гетерогенной среде субъекту необходим активный поиск важных для жизни веществ — субъект должен психически отражать актуальные потребности своего организма — побуждение к поиску — необходимость отражать внешнюю среду, важные для жизни объекты. Реагирование — раздражимость — способность организма реагировать на внешние воздействия. Это свойство всего живого. Субъекту еще необходимо реагировать на признаки важных для жизни предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны — ощущать объект — чувствительность — способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости).3 компонента психики: познавательный, эмоциональный, моторный .У . Мак- Даугалл Характеристики инстинкта: 1) избирательность восприятия, 2) эмоциональный импульс, 3) готовность к действию .П . Я. Гальперин: теория формирования способностей, умений — «поэтапное формирование умственных действий». Животному необходимо приспосабливаться к среде и ее изменениям — ориентировочная деятельность. Необходима активная психическая ориентировка, когда нет соответствия потребностей и условий внешней среды. В привычной среде все действия происходят автоматически. Условия среды изменяются — необходимо заранее примерить параметры своего действия — необходима психическая ориентировка, образ данных условий и своего действия в мире. Психическая ориентировка — фактор успешного поведения. Объективный признак психики: она существует там, где наличных механизмов поведения недостаточно, где нужно наметить действие заново и приспособить его к конкретным условиям. Стадии развития психики животных Источник развития психики — противоречие между действиями субъекта и отражением им внешней среды. Существует чувственное отражение (с помощью органов чувств) в 2 формах: 1) ощущение как отражение свойств, 2) восприятие как отражение предметов, единица — образ. 3) рациональное познание — мышление, единица — понятие, обобщенный образ. Леонтьев считал, что пpи интеpиоpизации деятельность пpосто yходит внyтpь , то Гальпеpин был yвеpен в том ,ч то она стpоится заново на этом качественно ином ypовне деят-ти . П p и анализе Д. выделяются тpи плана а) Генетический. В нем исходной фо p мой любой человеческой Д. является социальная, совместная Д, а механизмом pазвития психики выстyпает интеpиоpизация , обеспечивающая yсвоение общественно- истоpического опыта пyтем пpеобpазования социальной совместной Д. в индивидyальнyю Д. Пеpеход внешней Д. во внyтpеннюю .

Источник: http://psygos.ru/otvet/40.php

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *