Онтогенетическое развитие психики и социальная психология групп — особенности онтогенетического развития психики изучает психология

29.01.2020

Долгое время большие группы изучались лишь с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в подобных больших объединениях. Большие в количественном отношении образования людей подразделяют на два вида:

Онтогенетическое развитие психики и социальная психология групп

Анализ содержания онтогенетического развития психики в зарубежной психологии в рамках совершенствования биогенетической концепции. Оценка специфик социально-психологического подхода в изучении психологии социальной психологии групп. Классификация групп.

РубрикаПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления24.09.2012
Размер файла37,1 K

особенности онтогенетического развития психики изучает психология

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Онтогенетическое развитие психики и социальная психология групп»

1. Теории онтогенетического развития психики в зарубежной психологии: биогенетические концепции

2. Социальная психология групп: специфика социально — психологического подхода. Основные характеристики группы. Классификация групп

1. Теории онтогенетического развития психики в зарубежной психологии: биогенетические концепции

Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально — психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.

Биогенетические концепции психического развития. Бурно развивающаяся психология развития обретает три направления исследований:

1. Собственно область детской психологии;

2. Сравнительная психология, ориентированная на выявление различий в развитии животных и человека;

3. Психология народов как прообраз современной культурно-антропологической психологии.

Поначалу все три направления были направлены на то, чтобы выявить закономерности филогенеза. Однако наблюдался и обратный эффект, согласно которому филогенез позволял по-новому взглянуть на онтогенез. Это соотношение между онто и филогенезом было названо Э. Геккелем биогенетическим законом, предполагающим повторение в онтогенезе в сокращенной и сжатой форме истории филогенеза (теория рекапитуляции). Тем самым возникновение научной психологии развития оказалось тесно связанным с биологией XIX в.

Открывшиеся новые направления психологических исследований привлекли к себе исследовательские силы. Так, в Америке начинает работу С. Холл (1846-1924), с именем которого впоследствии свяжут основание педологии — комплексной науки о детях, включающей педагогику, психологию, физиологию и т.д. ребенка.

Ученик В. Вундта С. Холл, непосредственно отвечая на нужды американской школы, начал читать курс лекций по психологии детства. Но чтение лекций учителям потребовало описания фактического содержания детской психики. Для этого С. Холл использовал не экспериментальные методики, усвоенные им в вундтовской лаборатории, а вопросники, которые раздавались учителям с целью сбора сведений о том, как дети представляют окружающий мир. Вскоре эти вопросники были расширены и стандартизированы. В них включались вопросы, отвечая на которые школьники должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), об отношении к другим людям, о ранних воспоминаниях и т.д. Затем тысячи ответов статистически обрабатывались с целью представить целостную картину психологических особенностей детей различных возрастов.

Используя собранные таким образом материалы, С. Холл написал ряд работ, из которых наибольшую популярность приобрела «Юность» (1904). Но для истории детской психологии важно то, что С. Холл выдвинул идею создания специальной комплексной науки о Детях, названной им педологией.

Сейчас мы уже можем сказать, что этот проект в своей первоначальной форме строился на недостаточно надежных методических и методологических основах. Так, например, изучение психики детей с помощью вопросников вносило в психологию детства приемы интроспективной психологии. С. Холлу принадлежала также идея построения возрастов детства с опорой на теорию рекапитуляции, согласно которой ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет вкратце главные этапы истории всего человеческого рода. Эта теория сложилась по образцу биогенетического закона, выдвинутого Э. Геккелем и гласившего, что история развития индивидуального организма сжато повторяет основные стадии развития всего ряда предшествующих форм.

Но что верно для биологии, как оказалось, неверно для психологии развития человека: С. Холл фактически говорил о биологической детерминации детской психики, формирование которой представлялось в виде перехода от одной фазы к другой, совершающегося в соответствии с основным направлением эволюционного процесса. Характер детских игр, например, объяснялся изживанием охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков считались воспроизведением образа жизни индейских племен.

В начале нашего века биогенетический закон в различных вариантах стал общепринятой концепцией в детской психологии, и наряду с педологическими идеями С. Холла появляются новые объяснительные принципы и обобщения.

Критическое отношение к позиции С. Холла высказывали многие американские и европейские психологи. Методике выспрашивания у детей об их собственных психических состояниях дал отрицательную оценку, например, Т. Рибо, противопоставивший ей зарождавшийся метод тестов как объективный, позволяющий выносить суждения об умственном развитии детей не на основании того, что они сами о себе говорят, а исходя из реально выполненных ими специально подобранных заданий.

Наиболее ранняя из собственно психологических теорий развития — концепция рекапитуляции, в рамках которой Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза (онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза), а американский психолог С. Холл перенес его на онтогенез: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.

Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии обнаружилась довольно рано, и это потребовало выработки новых идей. С. Холл первым попытался показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая и в современной психологии прослежена недостаточно.

Теория рекапитуляции недолго выполняла роль объяснительного принципа, но идеи С. Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников — А.Л. Гезелла и Л. Термена. Их работы современная психология относит к разработке нормативного подхода к развитию.

Теория созревания А. Гезелла. А. Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного (лонгитюдинального), т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. И уже в последние годы жизни А. Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.

В разработанной им практической системе диагностики использовалась фото и кинорегистрация возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.

Обобщая данные своих наблюдений за 165 детьми, А. Гезелл разработал теорию детского развития, согласно которой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга.

Однако, признавая важную роль социальных факторов, в своих исследованиях А. Гезелл ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития (в 3, 6, 9, 12, 18, 24, 36 мес. и т.д. до 18 лет), сводя развитие к простому увеличению, биологическому росту, созреванию — «приросту поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивая зависимость развития лишь от созревания организма. Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

А. Гезелл ориентировался на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции, равновесия, и в рамках такого подхода к пониманию развития он не смог ответить на вопрос, что же скрывается за изменением темпа развития. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.

Жан Пиаже — психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть понято также и преимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой.

Исследование этапов развития мышления у самого Пиаже происходило постепенно. В 1919 году он был приглашен в Париж для работы над шкалами измерения интеллекта, работал в доме малютки; материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг «Суждение и рассуждение ребенка», «Мышление и речь ребенка», где он излагает основы своей концепции когнитивного развития ребенка. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

Также в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои исследования развития мышления через изучение развития речи детей, и пришёл к выводу, что процесс развития мышления — это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, речью для других. Позже Л.С. Выготский и В.Штерн, доказали несостоятельность данных выводов, но однако в этот период Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это, прежде всего, открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм, синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность), анимизм, нечувствительность к противоречиям.

Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций — их обратимость.

Исследования привели Пиаже к выводу, что процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.

Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.

Формальная логика, по Ж. Пиаже, — это высшая ступень в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребёнка представляет собой переход от низших стадий к высшим. Но при этом каждая предшествующая стадия подготавливает последующую, перестраивается на более высоком уровне.

Сенсомоторный период охватывает первые два года жизни ребёнка. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. Родившись, ребёнок имеет врождённые рефлексы. Некоторые из них, например рефлекс сосания, способны изменяться. После некоторого упражнения ребёнок сосет лучше, чем в первый день, затем начинает сосать не только во время еды, но и в промежутках — свои пальцы, любые предметы, прикоснувшиеся ко рту. Это стадия упражнения рефлексов. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки. На второй стадии ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции — повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребёнок повторяет снова и снова (скажем, дергает за шнур) ради самого процесса. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребёнка, которая доставляет ему удовольствие.

Вторичные круговые реакции появляются на третьей стадии, когда ребёнок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действие повторяется ради того, чтобы продлить интересные впечатления. Ребёнок долго встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший его звук, проводит по прутьям кроватки всеми предметами, которые оказались в руках, и т.п.

Четвёртая стадия — начало практического интеллекта. Схемы действия, образованные на предыдущей стадии, объединяются в единое целое и используются для достижения цели. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект — новое впечатление, — ребёнок его повторяет и закрепляет новую схему действия.

На пятой стадии появляются третичные круговые реакции: ребёнок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к каким результатам это приведет. Он активно экспериментирует.

На шестой стадии начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребёнок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме и внезапно приходить к правильному решению.

Около 2 лет формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный период, и ребенок вступает в новый период — репрезентативного интеллекта конкретных операций. Репрезентативный интеллект — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья). Ж. Пиаже назвал это явление реализмом. Дошкольник медленно, постепенно переходит от реализма к объективности, к учету других точек зрения и пониманию относительности оценок.

Для ребёнка, имеющего дооперационные представления, характерны также нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, переход от частного к частному, минуя общее, тенденция связывать все со всем и др. Такая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены главной особенностью мышления ребёнка — его эгоцентризмом.

биогенетическая концепция психология социальная группа

2. Социальная психология групп: специфика социально-психологического подхода. Основные характеристики группы. Классификация групп

Люди, имеющие общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, объединяются в группы. Проблема групп в социологии и социальной психологии является важнейшим вопросом.

В человеческом обществе возникает множество различного рода объединений, и поэтому принципиальный вопрос социологического анализа — это вопрос о том, по какому критерию из них надо вычленять группы. В социальных науках понятие «группа» может быть использовано по-разному. В демографическом анализе или статистике, например, имеются ввиду группы условные.

Условные группы — произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

Т.е. группой считается несколько людей, имеющих какой-либо общий признак, давших определенные показатели и т.д.

В других науках же под группой подразумевается реально существующее образование. В такой группе люди объединены каким-либо общим признаком, видом совместной деятельности, либо помещены в какие, либо идентичные условия, обстоятельства в процессе жизнедеятельности. При этом люди осознанно относят себя к данной группе (в разной степени).

Социальная психология имеет дело преимущественно с реально существующими группами. В этом плане ее подход и отличается от социологического. Главная проблема социологического подхода — найти объективный критерий различения групп. Эти различия могут быть в религиозных, политических, этнических характеристиках. С точки зрения какого-либо объективного критерия, принятого в качестве основного для каждой системы социологического знания, социология анализирует каждую социальную группу, ее отношения с обществом и межличностные отношения ее членов.

В процессе своей жизнедеятельности человек выполняет различные социальные функции, и может являться членом различных социальных групп. Поэтому социально-психологический подход рассматривает человека как точку пересечения различных групповых влияний. Т.е. человек формируется в пересечении этих групп. Это определяет место личности в системе социальной деятельности, а также сказывается на формировании сознания личности. Личность включена в систему взглядов, ценностей, представлений, норм различных групп, в которых он состоит. Важно определить равнодействующую всех групповых влияний. А для этого необходимо установить значение группы для человека в психологическом плане, какие именно характеристики важны для данного члена группы. Здесь в социальной психологии необходимо соотнесение социологического подхода и психологического.

Если социологический подход характеризуется поиском объективных критериев для различения реально существующих социальных групп, то для психологического характерно преимущественно рассмотрение самого факта наличия множества лиц, в условиях которого и протекает деятельность личности. В таком случае интерес акцентируется не на содержательной деятельности группы, а на форме действий данного человека в условиях присутствия других людей и взаимодействия с ними. Вопрос ставился так в социально-психологических исследованиях на ранних этапах развития социальной психологии. Группа здесь не считается реальной социальной ячейкой общества, микросредой формирования личности. Однако для некоторых целей необходим именно такой подход, особенно в рамках общепсихологического анализа. Вопрос в том, является ли достаточным для социальной психологии данный подход. Определение группы как простого множества, элементом которого является человек, или как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностей и находящихся в определенных отношениях друг к другу, является лишь констатацией наличия многих людей, действующих рядом или совместно. Это определение никак не характеризует группу, а в анализе нет содержательной стороны этого множества лиц. Слова о наличии внутри группы определенных отношений также мало о чем говорят: важно наличие отношений в каком-либо объединении, однако без описания характера данных отношений это дополнение является несущественным. Когда отношения являются характеристикой социальной группы, включенной в некоторую систему общественной деятельности, тогда можно определить значимость этих отношений для личности.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что для социальной психологии недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Стоит задача объединить социологический и (будем называть его так) «общепсихологический» подход к группе. Если признать, что социальная психология, прежде всего, исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы, то надо признать и то, что фокус анализа — именно содержательная характеристика таких групп, выявление специфики воздействия на личность конкретной социальной группы, а не просто анализ «механизма» такого воздействия. Такая постановка логична с точки зрения общих методологических принципов теории деятельности. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа — это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и потому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений.

Для того чтобы обеспечить такого рода анализ, социальной психологии необходимо опереться на результаты социологического анализа групп, т.е. обратиться к тем реальным социальным группам, которые выделены по социологическим критериям в каждом данном типе общества, а потом уже на этой основе осуществить описание психологических характеристик каждой группы, их значимости для каждого отдельного члена группы. Важной составной частью такого анализа является, конечно, и механизм образования психологических характеристик группы.

Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность психологических характеристик группы, будем ли мы называть их «групповое сознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. И хотя современный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащением для анализа всех этих образований, крайне важно поставить вопрос о «законности» такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане отличается от другой.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности. Констатация принадлежности личности к группе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический «срез» реальной социальной группы. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия». Степень подробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристики такой общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, например, некоторые авторы не ограничиваются только исследованием названных групповых характеристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индивидом, такие показатели, как групповая память, групповая воля, групповое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических и экспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен.

В то время как последние из приведенных характеристик вызывают спор с точки зрения того, относятся ли они к психологическому описанию группы, другие, как, например, групповые нормы или групповые ценности, групповые решения исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие к особым групповым образованиям. Интерес к этим образованиям не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, и нужно рассмотреть группу не просто как «множество», а как реальную ячейку общества, включенную в широкий контекст социальной деятельности, выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы. Общее участие членов группы в совместной групповой деятельности обусловливает формирование психологической общности между ними и, таким образом, при этом условии группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальной психологии.

Большое внимание в истории социальной психологии уделялось исследованиям характеристик групп, их воздействия на индивида. Есть несколько характерных черт таких исследований.

1. Групповой подход рассматривается как один из вариантов социально-психологического подхода. В американской психологии существует также и индивидуальный подход. Оба эти подхода — следствие двух источников происхождения социальной психологии: социологии и психологии. Сторонники и группового, и индивидуального подхода находят причины социального поведения людей. Но для сторонников индивидуального подхода характерен поиск только ближайших причин такого поведения. Группа важна для них лишь как факт наличия многих людей, но вне широкой социальной системы, в которую она включена. Здесь — чисто формальное понимание группы.

Групповой же подход проникает преимущественно за пределы группы, где данная личность черпает нормы и ценности, в социальные характеристики общественных отношений. В европейской социальной психологии такой подход распространен. В ней обоснована идея необходимости социального контекста в любом исследовании. Здесь критикуется такое исследование групп, когда все групповые процессы делятся на различные фрагменты, при этом утрачивается значение содержательной деятельности группы.

2. Многие авторы, дающие определение группе, разъединяют два основных блока социально-психологических исследований. Первый блок характеризуется изучением процессов, которые характеризуют общение и взаимодействие человека — коммуникации, интеракции, аттракции, перцепции и т.д. Подразумевается, что все эти процессы происходят в группе, однако в исследованиях не представлена такая переменная как групповая деятельность. Второй блок исследований связан с изучением самих групп. Он изучает размер группы, ее композицию, структуру. Упоминаются и групповые процессы, изученные в первом блоке, но вне связи с совместной групповой деятельностью. Следовательно, описание процессов получается изолированным, исключаются существенные параметры группы при изучении ее внутренних процессов.

3. Все внимание в традиционной социальной психологии уделяется только определенному типу групп — малым группам. В большей степени в них изучаются складывающиеся межличностные отношения, но не выясняется, как они зависят от характера групповой деятельности и как связаны с общественными отношениями.

Элементарными параметрами любой группы являются: композиция группы (состав), групповые процессы, нормы, ценности, система санкций, структура группы. В зависимости от того, какой тип группы изучается, любой из таких параметров может приобретать различное значение. Так как реальные группы довольно разнообразны, нет единого плана описания, например, состава группы. Для его описания важно знать, какие в конкретном случае характеристики членов группы важны (профессиональные, социальные, возрастные и т.д.) и какая именно реальная группа выбирается в качестве объекта исследования. Т. е. набор параметров для описания состава группы задается только в зависимости от типа деятельности группы. Большие и малые социальные группы изучаются отдельно, так как их характеристики различаются.

Имеется и несколько формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций.

При рассмотрении группы как субъекта деятельности, к ее структуре также нужно подойти соответственно. Самым значимым является анализ структуры групповой деятельности, включающий описание функций каждого члена группы. Очень важна характеристика эмоциональной структуры группы — структура межличностных отношений, ее связь с функциональной структурой групповой деятельности (неформальные и формальные отношения в социальной психологии).

От угла зрения исследователя и характера группы зависит составление перечня групповых процессов. К ним относятся такие процессы, согласно методологическому принципу, которые организуют групповую деятельность. Рассматривать их следует в контексте развития группы. В отечественной социальной психологии разработано целостное представление о развитии группы, о характеристике групповых процессов. Правда, не исключается и исследование развития групповых норм, ценностей, межличностных отношений и др.

Композиция (состав), структура группы, динамика групповой жизни (групповые процессы) — это обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Существует и иная часть понятийной схемы, используемая в исследованиях социальных групп. Она касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Место индивида в системе групповой жизни обозначается понятием «статус» или «позиция». Термины эти употребляются как синонимы, однако у некоторых авторов понятие «позиция» имеет несколько другое значение. Понятие «статус» применяется широко в описании структуры межличностных отношений, особенно в социометрической методике. Однако нельзя считать удовлетворительным получаемое таким образом обозначение статуса индивида:

1. Значимо то, насколько индивид пользуется привязанностью других членов группы, а также как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. Место в группе индивида определяется не только его социометрическим статусом.

2. Статусом является единство объективно присущих индивиду характеристик, которые определяют его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрии предполагаются только компоненты эмоциональных отношений и мало учитываются коммуникативный и гностический. Т.е. объективные характеристики отсутствуют.

3. При определении статуса индивида в группе социометрической методикой не учитываются отношения более широкой социальной системы, в которую входит данная группа, — «статус» самой группы. А этот показатель необходим для конкретного положения члена группы. Только при теоретической разработке этого понятия может быть решен вопрос о разработке методического приема для определения статуса индивида в группе.

Следующая характеристика индивида в группе — его «роль». Роль является динамическим аспектом статуса, который раскрывается через те функции, которые заданы личности группой, содержанием деятельности этой группы. На примере такой группы как семья можно рассмотреть взаимоотношение между статусом (позицией) и ролью. Для каждого из членов семьи существуют различные статусные характеристики. А если описать набор функций, которые предписаны группой каждой позиции, то получаем уже характеристику роли. Роль может быть динамичной, т.е. при сохранении статуса набор соответствующих ему функций может изменяться в однотипных группах и в ходе развития самой группы, а также развития и более широкой социальной структуры, в которую группа включена.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».

В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества». При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание группы, есть лишь определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит.

Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной «подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии.

Классификацией является процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. В истории социальной психологии неоднократно предпринимались попытки классифицирования групп. Э.Э. Юбэнк, американский исследователь, социолог, выделил семь принципов, на основании которых строились эти классификации: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. В последствии добавлялись и другие основания: время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и мн. др. Но во всех предложенных классификациях была общая черта — формы жизнедеятельности группы. Если реальные группы рассматривать как субъекты социальной деятельности, тогда требуется иной принцип классификации. Ее основанием служит социологическая классификация групп в соответствии с их местом в системе общественных отношений. Прежде чем дать классификацию, необходимо систематизировать понятия группы.

В социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Свое научное исследование она сосредотачивает на реальных группах. Среди них можно выделить лабораторные и естественные. В общепсихологических исследованиях фигурируют чаще реальные лабораторные группы. Социально-психологический анализ может быть относительно любой из разновидностей реальных групп, но наибольшее значение имеют реальные естественные группы.

По количеству членов в группе выделяют: большие, малые и микрогруппы. Микрогруппы состоят из двух (диада) или трех (триада) человек. Даже с таким малым количеством членов группы она все же обладает определенными характеристиками социальной группы. В социальной психологии такие группы рассматривают обычно через межличностные отношения неформальной структуры. Связующие факторы данных групп: любовь, дружба, симпатии, общее дело.

Долгое время большие группы изучались лишь с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в подобных больших объединениях. Большие в количественном отношении образования людей подразделяют на два вида:

1. Случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности. К ним относятся толпа, публика, аудитория.

2. Социальные группы, — сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. Сюда относят социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).

Малой группе в психологии уделяется наиболее пристальное внимание. Малая группа — основная социальная микросфера жизни человека. Все члены малой группы знают друг друга лично. Все существенные группы в жизни человека, оказывающие влияние на его развитие, формирование — это, в основном, малые группы. Один из важнейших ведущих факторов, который объединяет группу, — совместная деятельность и общая цель.

Малая группа — это ближайшая среда формирования личности, она влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. Поэтому ее обозначают как первичную. Значимость малой группы зависит от устремлений индивида. Если участник группы ориентируется на те же нормы, ценности, мнения, что и другие члены группы, то он соотносит себя с этой группой как с эталоном, определяющим нормы. Такая группа называется референтной и становится источником социальных установок, ценностных ориентаций субъекта. Человек оценивает себя в соответствии с этими установками, свои поступки, образ жизни, идеалы, ориентируясь на референтную группу. Следовательно, референтная группа может выполнять две главные социальные функции: нормативную и сравнительную.

Следует отметить, что референтная группа может реально и не существовать, она может выступать лишь как воображаемая общность или условная общность. Но даже и воображаемая индивидом группа способна определять особенности его поведения и влиять на принятие решений. Некоторые социальные группы могут обладать ситуативной референтностью, которая со временем проходит. Так, для подростка группа сверстников обладает обычно достаточно высокой референтностью, однако, взрослея, индивид постепенно перестает ориентироваться на ее нормы.

Группы также рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного — просоциалъные, либо негативного — асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным (например, хорошо организованная группа преступников).

В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы.

Уровень развития группы — это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума — начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня:

Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00209125_0.html

Особенности онтогенетического развития психики изучает психология

особенности онтогенетического развития психики изучает психология

Тест 1. Предмет и задачи психологии как науки

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

а) В.И. Вернадского;

б) Б.М. Кедрова;

в) М.В. Ломоносова;

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт;

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале XX в.

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

в) Аристотелем;

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

б) с развитием метода интроспекции;

в) с развитием метода наблюдения;

г) с выходом трактата Аристотеля «О душе».

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

в) Х. Вольф;

7. Психология как наука о сознании возникла:

в) в XVII в.;

8. Психология как наука о поведении возникла:

г) в XX в.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

а) более трех тысяч лет тому назад;

б) более двух тысяч лет тому назад;

10. Первые представления о психике были связаны:

а) с нейропсихизмом;

б) с биопсихизмом;

в) с анимизмом;

г) с панпсихизмом.

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

в) Х. Вольфу;

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

в) в XVIII в.;

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

б) Дж. Ст. Милль;

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

15. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий отражения.

16. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

а) неотъемлемое свойство материи;

б) свойство мозга, отражение объективной реальности;

в) функция мозга;

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

а) отражения объектов экстрапсихической реальности;

б) аккумулирования опыта жизнедеятельности;

в) трансформации и прогнозирования внешних воздействий;

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:

в) бихевиоризм;

г) гуманистическая психология.

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

б) психологии сознания;

в) поведенческой психологии;

г) психологии как отражательной деятельности мозга.

20. Психология – это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

а) к экзопсихике;

б) к эндопсихике;

в) к интропсихике;

г) к интериоризации.

23. Психическим явлением является:

а) нервный импульс;

в) интерес;

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

а) С.Л. Рубинштейн,

в) П.Я. Гальперин;

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

в) темперамента;

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

в) возрастная;

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

б) социальная;

30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

б) педологией;

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

32. Педология возникла:

а) во второй половине XIX в.;

б) в начале XX в.;

в) в середине XIX в.;

г) на рубеже XIX–XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

Источник: http://dvkashirsky.narod.ru/index/0-94

Особенности онтогенетического развития психики изучает психология

Различия между разными возрастами имеют количественный и качественный характер.

Между разными возрастами имеется довольно много качественных различий. Качественные различия бывают вызваны биологическими, врожденными особенностями человека, а также влиянием среды. На процесс развития в онтогенезе отдельного индивида большое значение оказывают случайные факторы, такие как болезни, травмы, социальное окружение. Пример биологического фактора — половое созревание, при котором у большинства подростков меняется характер, интересы, склонности. Пример влияния среды — обязательное школьное образование, которое резко усиливает разницу между 6-летними и 8-летними детьми.

Можно выделить еще один фактор, фактор логики развития. Речь идет о таких обстоятельствах, которые напрямую не были определены генетически и не являются результатом (по крайней мере прямым) давления среды. И при этом их нельзя назвать случайными. Например, те же особенности памяти — почему в первые годы жизни освоение языка или языков происходит более эффективно и качественно? Отчасти это объясняется тем, что память ребенка еще как бы свободна для новой информации. Взрослый человек прожил уже немало, слышал много разных слов, поэтому новое слово как бы ложится сверху на эту огромную кучу слов, на фоне которой оно выглядит уже не так контрастно.
Обилие качественных изменений позволяет выделять этапы возрастного развития. Некоторые качественные изменения связаны друг с другом, некоторые не связаны. Поэтому не может быть одной стандартной периодизации развития психики. Хотя, на самом деле, в возрастной психологии немало копий было сломано в этом вопросе.
А. Н. Леонтьев выделил семь стадий развития психики ребенка:

1) новорожденный (до 2 месяцев),

2) ранний младенческий возраст (до 6 месяцев),

3) поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев),

4) преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет),

5) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет),

6) младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет),

7) подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).

Существует и множество других делений.

Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация (миелин — своего рода «изолента», улучшающая проводимость нервных волокон) нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

У новорожденного особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы.

Постепенно у новорожденного и младенца происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери. В возрасте около месяца появляется сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека (реакция или комплекс оживления): ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая.

Реакция оживления имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. Когда в возрасте 5-6 месяцев ребенок уже уверенно сидит, это обеспечивает ему возможность для дальнейшее развитие движений при манипулировании предметами. С каждым днем движения руками становятся все более ловкими и точными.
В этот же период ребенок начинает узнавать людей, животных и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Во второе полугодие жизни ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Знакомится с людьми, животными, предметами.

Осваивает новые действия. Он может уверенно взять какую-то вещь поднести ее ко рту, а также оттолкнуть. Ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину. Он начинает ползать, приподниматься, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Активные движения приводят к укреплению костно-мышечной системы. В свою очередь это расширяет диапазон движений, физических возможностей.

Взаимоотношения с другими людьми приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый подготавливает действие ребенка, но само действие ребенок выполняет сам. Ребенок осваивает предметное взаимодействие с другими людьми. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку — ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя — взрослый его убирает. Постепенно ребенок осваивает предметные игры.

Постепенно ребенок начинает подражать другим людям в их действиях. Подражание очень важно, благодаря ему ребенок осваивает много новых движений, ранее на которые был неспособен. Таким образом появляется и речь.

Вообще для первых лет жизни характерен так называемый эгоцентризм: ребенку как бы кажется, что мир весь «вертится вокруг него», и при этом ребенок не отделяет себя от окружающего мира. В частности благодаря подражанию ребенок постепенно начинает понимать, что он — такой же человек, как окружающие. У них такое же тело, только своим телом ребенок может напрямую управлять, а чужим — лишь косвенно, в виде просьб и других манипуляций.

Подражание помогает перенять сугубо человеческий опыт. Так ребенок, например, узнает, что молоток надо держать за рукоятку, а на кнопки надо нажимать одним пальцем.

К концу первого года ребенок осваивает ходьбу. И это добавляет много новых возможностей для освоения окружающего мира: можно дотянуться до новых предметов или быстро добраться из одной точки пространства в другую.

Хотя первые слова ребенка представляют собой скорее «лишь еще одно движение», в дальнейшем (начиная со второго года жизни и до самой смерти) речь является, фактически, главным «двигателем прогресса». Она помогает освоить понятийное мышление, дает возможность делиться своим опытом беспредметно (не прибегая к наглядным действиям) и размышлять логически.

Для второго и третьего года жизни, пожалуй, самым заметным качественным изменением является появление игры — занимательного учебного процесса, имеющего довольно четкие временные рамки. Для годовалого ребенка довольно сложно определить — когда он играет, а когда нет. Трехлетний ребенок сам уже может определить и сказать, когда он находится в состоянии игры, а когда нет. В процессе игры развиваются все стороны психики: сенсомоторная координация и вообще ловкость, умение манипулировать предметами, понимание их функционала, общение, память, внимание и прочее.

Игра позволяет ребенку изучать мир самостоятельно, без участия взрослого. Самостоятельность приводит к тому, что ребенок учится сам ставить цели, сам выбирать способы достижения цели, сам понимать причинно-следственные связи.

Поступление в школу однозначно начинает новый этап развития психики ребенка. В жизни ребенка появляется новая деятельность, учебная.

И эта деятельность занимает много времени и сил.

Память из механической становится все более избирательной. Ребенок, с разной степенью успеха, обучается произвольному вниманию.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. То есть активно развивается абстрактно-логическое мышление. Бурно развивается речь: расширяется словарный запас, значения слов уточняются, обогащается грамматика.

Учебная деятельность приводит к тому, что у многих детей резко меняются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Проявляется повышенная заинтересованность в избранных темах, например в рассказах о животных или путешествиях.

В подростковом и юношеском возрасте (примерно от 11 до 18 лет) человек продолжает обучаться. Его личностные особенности, интеллектуальные, творческие, физические и иные способности обретают «рельефность». Про юношу или девушку можно составлять уже «психологический портрет» с надеждой на то, что он будет исключительно индивидуален.

Этот период обладает многими противоречиями. Одно из главных — то, что внешне молодой человек уже напоминает взрослого мужчину или женщину, однако внутренне еще во многом остается ребенком. Даже при наличии выдающихся интеллектуальных способностей он может проявлять много наивности в жизненных вопросах, быть неспособным на взвешенные, разумные решения, быть твердым и последовательным в своих стремлениях.

Это период полового созревания. Активизируется инстинкт размножения, который чуть ли не в буквальном смысле сводит подростка или юношу с ума. На этом фоне могут значительно угаснуть былые интересы и склонности и появиться новые, связанные с мотивом любви.

Активизируются и другие потребности: в аффилиации, уважении и другие. Обилие новых потребностей делает многих подростков и юношей неуравновешенными. Если бы не уже сложившаяся привычка к дисциплине, а также конструктивные мотивы, то учебная деятельность могла бы быть полностью разрушенной. В характере окончательно формируется отношение к плотским удовольствиям: одни становятся гедонистами, другие аскетами.

Если физическое развитие заканчивается к 20-25 годам, то психическое продолжается далее. В основном он осуществляется за счет развития познавательных процессов. Например, объем и показатели переключаемости внимания нарастают к 33 годам, а затем начинают понижаться. Наиболее высокие показатели кратковременной вербальной памяти отмечаются в возрасте 18-30 лет, а после 33 начинают также снижаться. Аналогичные изменения происходят и с интеллектом. Так, Фульдс и Равен считают, что если уровень развития логической способности 20-летних принять за 100 %, то в 30 лет он будет составлять 96 %, в 40 — 87 %, в 50 лет — 80 %, а в 60 — 75 %.

Однако с возрастом приходит опыт, и, хотя скорость психических процессов в среднем возрасте падает, знания, умения и навыки многих пожилых людей позволяют им выполнять работу, в том числе интеллектуальную, значительно лучше молодых. Большинство ученых с возрастом становится только «лучше». Но вот для математиков, скорее, действует обратное правило: многие открытия делаются именно молодыми, в возрасте до 30 лет, когда у них «быстрые» мозги.
После 50-60 лет происходит плавное угасание физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.
У многих взрослых людей с возрастом происходит развитие личности: углубляются или расширяются интересы, активизируется общественная деятельность, происходит обрастание социальными связями, человек избавляется от вредных особенностей характера и деструктивных привычек, происходит развитие в профессиональной сфере. У многих наоборот — после ухода со студенческой скамьи пропадает всякое желание работать над собой, углубляются гедонистические тенденции, проявляются асоциальные и антисоциальные склонности.

10. Мотивационно-потребностная сфера личности

1. Термин «личность» используется в психологии как в широком, так и в узком смысле. В первом случае под личностью имеется в виду «. совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека. . В этом широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам. Приведем еще несколько определений: термин «личность» охватывает, таким образом, ансамбль психической организации человеческого индивида; личность — интегрированная организация всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, отличающих его от других людей. Предельно широко и определение личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

В узком смысле под личностью понимают то, что в наибольшей степени определяет психологическую сущность человека или природу человеческой психики, трактуемую по-разному в разных подходах. Можно указать лишь несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. «Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции». Цементирующее эту целостность начало в разных подходах определяется по-разному. Выделим среди них четыре основные направления.

1. В психологических подходах, берущих свое начало в марксистской философии, французской социологической школе и в некоторых других, под личностью имеют в виду некоторое социальное качество индивида, «индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений»; «определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в со­вместной деятельности и общении». Хотя указанные подходы могут существенно различаться между собой прежде всего трактовкой роли активности самого субъекта общественных отношений в процессах формирования его личности, на первый план неизбежно выступает общественно-историческая детерминация этих процессов.

2. Если личность рассматривать прежде всего как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного развития. Человек не только черпает из общества и культуры, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее, чем значительнее личность человека. Поэтому, в ряде философских и психологических направлений (персонализм, гуманистическая психология, экзистенциализм и др.) на первое место среди конституирующих личность свойств выдвигают творческое, порождающее начало, хотя природа этого начала трактуется в разных подходах весьма различно. Но, создавая нечто значимое для других, человек создает значимое для самого себя, изменяет себя, творит свою личность. Можно сказать, несколько перефразируя С.Л.Рубинштейна, что личность есть форма непрерывного выхода человека

за пределы самого себя.

3. Многие авторы в определении личности на первое место ставят ее индивидуальную неповторимость и уникальность. (Дж.Гилфорд: личность индивида есть специфическое созвездие черт). Этот подход часто тесно переплетается с пониманием личности как источника творчества, ибо именно уникальность и неповторимость личности делают ее носителем уникального опыта и потенциальным творцом нового, оригинального в культуре.

4. И.Кант утверждал, что человек становится личностью благодаря самосознанию, позволяющему ему подчинить свое «Я» нравственному закону. В центр многих психологических подходов ставится изучение самосознания и «Я» как формы переживания человеком своей личности. У-Джемс задал традицию выделения двух аспектов «Я» — «Я» познающее (чистое эго) и «Я» познаваемое, которое он назвал эмпирической личностью. В последней выделяется физическая или материальная личность, социальная и духовная личности.

В каждом из обозначенных четырех подходов можно выделить бесчисленное множество конкретных вариантов понимания личности, часто противостоящих друг другу в ключевых моментах. «В психологии столько определений личности, сколько психологов занимается ее изучением». Поэтому необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия личность.

Животное и новорожденный младенец представляют собой высоко интегрированные, неделимые системы, обладающие телесной и психологической целостностью, неповторимым единством физиологических и психических качеств. Эту целостность называют обычно индивидом (в случае животного — особью). Многие «индивидные» (в терминологии Б.Г.Ананьева) свойства являются генетически заданными, другие формируются прижизненно под влиянием наследственных и средовых факторов и являются результатом активной жизнедеятельности индивида.

Указанные свойства имеют иерархическое, уровневое строение. На каждом уровне организации индивида (физическом, биохимическом, соматическом, индивидном и т.д.), формируется своя целостная система, отвечающая за его устойчивое, сбалансированное функционирование. Совокупность взаимосвязанных уровней, обеспечивающих все стороны функционирования индивида как целого, В.С.Мерлин предложил назвать «интегральной индивидуальностью». Личность может рассматриваться как один из высших уровней интегральной индивидуальности.

На каждом уровне действуют свои закономерности (физические, химические, биологические и т.д.), но при этом высшие уровни располагают определенными возможностями для подчинения низших уровней, вернее включения их в решение задач, возникающих на высших уровнях. Возможны и обратные отношения. Функция интегральной индивидуальности как целого и заключается в поддержании устойчивого динамического равновесия между разными уровнями.

2. Факторы развития личности – это движущие силы, причины процесса изменения, становления сущности явления. В развитии личности существенными причинами процесса ее становления выступают такие исходные, как генотип (наследственность), индивидуальная активность человека, среда и воспитание.

В рамках различных теорий развития личности на первый план выдвигаются различные ведущие факторы. В соответствии с этим можно рассмотреть следующие теории развития личности:

1) психоаналитическая теория (З.Фрейд, Э.Эриксон). Ведущие факторы развития личности: эмоции, межчеловеческие отношения, удовлетворение желаний социально приемлемыми способами;

2) когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л.Колберг). Ведущие факторы развития личности: мышление, познание, развитие интеллекта и нравственных норм поведения в процессе усвоения знаний;

3) бихевиористская теория (Д.Локк, Б.Скиннер, А.Бандура). Ведущие факторы развития личности: среда, обучение путем наблюдения и подражания образцам, упражнения, выполнение заданий с позитивным подкреплением, поощрение социально приемлемого поведения;

4) генетическая теория (К.Лоренс, М.Клаус). Ведущие факторы развития личности: генетически запрограммированное подражание «импринтинг» (впечатанное в поведение по образцу), накопление опыта по генетическим программам на критических этапах естественного становления;

5) социоэнергетическая (культурно-родовая) теория. Ведущие факторы развития личности: наследственность, пол, время появления на Земле данного представителя конкретного рода в единстве с именем, данным при рождении;

6) гуманистическая теория (Ж.Ж.Руссо, А.Маслоу, Ш.А.Амонашвили). Ведущие факторы развития личности: ребенок как активно мыслящий субъект, самостоятельно ориентирующийся в социальном мире, уникальная личность с индивидуальным восприятием, способностями, потребностями в безопасности и самореализации.

Фрейдизм и неофрейдизм

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие обла­сти науки, связанные с человеком. Названо это направле­ние по имени Зигмунда Фрейда (1856—1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я». «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожден­ных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Че­ловек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиня­ется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип пове­дения — гомеостаз— тенденция к сохранению примерно­го внутреннего равновесия. Уровень «Я» сознания находит­ся в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подав­ляет сексуальные влечения. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем мо­ральных стандартов, это та часть личности, которая вы­полняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чув­ства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов субли­мируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и челове­ка (творчество, искусство, общественная активность, тру­довая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциаци­ях, в особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической за­щиты: вытеснение, подавление — непроизвольное устра­нение из сознания недозволенных мыслей, чувств, жела­ний в бессознательное «ОНО»; проекция — бессознатель­ная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация— бессозна­тельная попытка рационализировать, обосновать абсурд­ную идею.

Гуманистическая теория развития личности

Если фрейдизм изучает невротическую личность, же­лания, поступки и слова, которые расходятся между со­бой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни», «Я обычно искренен»), т. е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоакту­ализирующие» личности, к сожалению, составляют лишь 1—4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области ис­следования мотивации в США, разработал «иерархию по­требностей». Она состоит из следующих ступеней: ступень 1 — физиологические потребности — это низшие, управ­ляемые органами тела потребности, как дыхание, пище­вая, сексуальная, потребности в самозащите. Ступень 2 — потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т. п. Ступень 3 — социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного че­ловека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно. Ступень 4 — потребность в ува­жении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об уважении, пристиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 — потребность в разви­тии личности, в осуществлении самого себя, в самореали­зации, самоактуализации, в осмыслении своего назначе­ния в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека: 1) мотивы имеют иерархическую структуру; 2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше мож­но задержать их реализацию; 3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не­интересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивиру­ющую силу; 4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возмож­ность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низ­ших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопаснос­ти приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хле­бом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые пер­вичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потреб­ности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называ­емые «неврозы существования», когда человек не понима­ет, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

Источник: http://studopedia.ru/13_156829_razvitie-psihiki-v-ontogeneze.html

Онтогенез — это в психологии что такое

Процесс онтогенеза определяется последовательными изменениями организма от низших уровней жизнедеятельности к высшим. Происходит структурное и функциональное совершенствование особи.

особенности онтогенетического развития психики изучает психология

Исследования онтогенеза проводятся в рамках нескольких научных дисциплин. Так, например, морфофизиологический онтогенез (становление организма) является объектом исследования биологической науки. В свою очередь, психический и социальный онтогенез изучается в различных областях психологии (психогенетика, возрастная и детская психология, социальная и педагогическая психология).

Понятия фило- и онтогенеза

Термин «филогенез» (греч. «phyle» – «вид, род, племя», и «genos» – «происхождение») употребляется для обозначения процесса возникновения и исторического развития вида. В психологической науке это развитие психики животных в процессе эволюции, а также эволюция форм человеческого сознания.

Более частное значение имеет понятие «онтогенез». Это (в психологии) процесс развития психики индивида. При этом речь идет о перманентном характере развития – от рождения человека до момента его смерти. Понятия фило- и онтогенеза психологическая наука заимствует из биологии, их автором является немецкий биолог Э. Геккель.

Биогенетический закон

На основе данных понятий, совместно с Ф. Мюллером, Геккель формулирует биогенетический закон (1866 г.). Согласно ему, каждая особь в процессе индивидуального развития (онтогенеза) в краткой форме проходит все стадии развития своего вида (филогенеза).

особенности онтогенетического развития психики изучает психология

Впоследствии биогенетический закон подвергся серьезной критике со стороны научного сообщества. Так, например, в качестве контраргумента Ученый совет Йенского университета указывает на тот факт, что у человеческого эмбриона отсутствуют хвост и жаберные щели. Несмотря на поддержку биогенетического закона со стороны Ч. Дарвина (объявившего его главным доказательством своей эволюционной теории), идея была расценена Ученым советом как несостоятельная, а ее автор – обвинен в научном мошенничестве.

Тем не менее, биогенетический закон и собственно идея рекапитуляции (лат. «recapitalatio» – «сжатое, краткое повторение бывшего прежде») имели значительное влияние на развитие биологической науки, в том числе – на развитие эволюционных идей. Свое влияние биогенетический закон оказал и на развитие психологии. В онтогенезе психики индивида не может не играть роль опыт предыдущих поколений.

Проблема движущих сил психического развития

Отдельную фундаментальную психологическую проблему представляет вопрос о том, какие факторы являются ведущими в процессе развития психики, обуславливающими ее онтогенез. Это в психологии определяется понятием движущих сил психического развития. Выделяют два основных подхода в решении данной проблемы – биогенетический (природный) и социогенетический (общественный).

Сторонники первого направления делали акцент на генетическом факторе (наследственность), считая его ведущим в процессе индивидуального развития психики. Соответственно, роль социального фактора была сведена к минимуму. Среди наиболее известных представителей биогенетического подхода – Р. Декарт, Ж-Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Д. Болдуин.

Противоположный, социогенетический подход в качестве движущих сил психического развития выделял социальный фактор – роль общественного окружения. Человек, таким образом, выступает в качестве продукта внешнего (опосредованного) влияния. Значение наследственности индивида сторонниками данного подхода игнорировалось. Представители – Дж. Локк, Э. Дюркгейм, П. Жане.

Двухфакторная теория онтогенеза психики

Также были предприняты попытки объединить оба фактора – наследственный и социальный – для объяснения психической специфики понятия «онтогенез». Это в психологии вылилось в третье направление – теорию двух факторов. Первым исследователем стал В. Штерн, сформулировавший принцип конвергенции двух факторов. Согласно данному принципу, наследственная линия в развитии личности пересекается с линией, обусловленной ее социальным окружением (происходит конвергенция).

Соответственно, онтогенез психологии человека осуществляется в процессе слияния внутренних и внешних условий функционирования психики. Например, врожденный инстинкт игры будет определять то, как и когда ребенок станет играть. В свою очередь, материал и условия процесса будут определяться актуальной внешней средой.

особенности онтогенетического развития психики изучает психология

Необходимы были специальные методы для выявления специфики соотношения внешних и внутренних факторов, определяющих онтогенез. В психологии развития это близнецовый метод.

Важные подробности

Близнецовый метод основывался на сравнительном анализе психического развития моно- и дизиготных близнецов. Подразумевалось, что если дизиготные близнецы (ДЗ – разная наследственность) в равных социальных условиях развиваются по-разному, следовательно, генетический фактор является решающим. Если развитие находится примерно на одном качественном уровне, главным выступает социальный фактор. С монозиготными близнецами (МЗ – одинаковая наследственность) ситуация аналогична. Впоследствии коэффициенты различий ДЗ- и МЗ-близнецов, живущих в разных/одинаковых условиях, сопоставляются. Близнецовый метод активно используется в психогенетике.

особенности онтогенетического развития психики изучает психология

Таким образом, психология развития личности в онтогенезе, согласно теории конвергенции, обусловлена двумя осями:

Например, известный британский психолог Г. Айзенк рассматривал интеллект как производную внешней среды на 80%, и внутренней (наследственной) – только на 20%.

Недостатком двухфакторной теории развития личности считается ее ограниченность, возникающая в результате механического сложения наследственных и социальных показателей. В свою очередь, онтогенез – это (в психологии) более сложный процесс, не сводимый лишь к математическим расчетам. Важно учитывать не только их количественное соотношение, но и качественную специфику. Кроме того, в подобных закономерностях всегда остается место для индивидуальных различий.

Психоаналитический подход к понятию «онтогенез» в психологии

Что это такое – онтогенез – с точки зрения психоанализа? Если в предыдущей теории мы наблюдали схождение (конвергенцию) осей наследственных и социальных элементов, то в теории З. Фрейда происходит обратный процесс. Данные факторы рассматриваются с позиции конфронтации, источником которой является несовпадение стремлений природной, инстинктивной составляющей личности («Ид», «Оно» – бессознательное) и социальной («Супер-Эго», «Сверх-Я» – совесть, моральные нормы).

Когда индивидом движут скрытые влечения и желания, это проявление его природной, бессознательной структуры. Попытка контролировать данные устремления, отказ от них, осуждение, попытки вытеснить их из памяти – это работа социальной составляющей личности (интериоризированная система ценностей, норм и правил поведения, сформированная у индивида под влиянием общественного окружения).

Данная теория также неоднократно подвергалась критике со стороны научного сообщества, прежде всего, за резкое противопоставление биологической и социальной составляющих человеческой личности.

Аналитическая концепция К.Г. Юнга

Возвращаясь к идее рекапитуляции (биогенетический закон), рассмотренной нами выше, можно отметить схожие моменты в аналитической психологии швейцарского психолога К.Г. Юнга. Речь идет о теории коллективного бессознательного. Подобно тому, как Э. Геккель видел в онтогенезе краткое повторение филогенеза, Юнг рассматривает индивида как носителя психического опыта предыдущих поколений.

особенности онтогенетического развития психики изучает психология

Онтогенез и деятельность

Введение категории деятельности, по мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, позволяет в определенной мере решить проблему выделения доминирующих факторов в онтогенезе психики. Процесс развития – это, прежде всего, активность самого субъекта, обусловленная его предметной деятельностью.

Источник: http://fb.ru/article/184277/ontogenez—eto-v-psihologii-chto-takoe

Психический онтогенез

Возрастная психология – это раздел психологической науки, которая изучает общие законы и механизмы возрастного развития психики человека; стадийность онтогенеза психических процессов и психологических свойств личности; единство психологических состояний и уровней с позиции синтогенеза и глобального развития Я-концепции индивидуальности (А.П. Петровский, 1978; О.В. Трошин, 1999).

Данное интегративное определение учитывает как отечественные подходы советской психологии, так и современные исследования в сфере психического онтогенеза. При этом необходимо уточнить следующие основные понятия, входящие в его состав:

1. Психический онтогенез – психологическое развитие индивида от рождения до конца жизни (В.П. Зинченко, 1996); в отличие от филогенеза – развития человека как вида. Р.С. Немов (1998) рассматривает его как процесс индивидуального развития организма, личности человека.

Важно отметить, что до недавнего времени в рамках возрастной психологии (ВП) рассматривался только период детства. Причем как периоды внутриутробного развития, младенчества, так и подросткового и юношеского возраста были мало исследованы. По-видимому, считалось, что основное психическое развитие человека происходит в собственно детском возрасте.

Современное развитие ВП характеризуется активным изучением и всех других периодов возрастного развития человека; внедряется концепция образования взрослых (воспитание, обучение и развитие личностных качеств зрелой индивидуальности), концепция раннего вмешательства (диагностика и коррекция в младенческом и раннем возрасте), данные перинатальной психологии, геронтопсихологии (пожилого возраста).

2. Психологические свойства – основаны на свойствах ЦНС и заключаются в частных характеристиках психологических систем: тип темперамента, характер, задатки, воля, эмоции и др. Чаще рассматриваются свойства ЦНС, под которыми понимается комплекс психофизических характеристик нервной системы, определяющих параметры возникновения проведения, переключения нервных импульсов в различных отделах мозга (Р.С. Немов).

Среди свойств ЦНС выделяют следующие параметры: сила, подвижность, уравновешенность, динамичность, лабильность (скорость возникновения и прекращения импульсации), активированность (уровень активации) (В.П. Зинченко). По уровню сложности они подразделяются на: 1) общие (системные), 2) комплексные (структурные), 3) элементарные.

3. Психологические процессы – явления, происходящие в головном мозге человека и отражающиеся динамически изменяющихся психических процессов: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление, речь и т.д. (Р.С. Немов).

4. Психологические состояния – более стабильные (или стационарные) психические проявления, отличающиеся обобщенными характеристиками психологических систем (аффект, влечения, внимание, мотивации, потребности, воображение).

В целом, указанные психологические качества подразделяются на индивидуальные/групповые; внутренние (психические)/внешние (поведенческие) (Р.С. Немов).

5. Психологический уровень – комплекс психологических систем, отличающийся степенью сложности и интегрированности структурно-функциональной организации. Среди них рассматриваю: 1) индивид (нейродинамический); 2) субьект (психодинамический); 3) личность (социодинамический). Интегральным является уровень индивидуальности.

6. Синтологическая психология – интегральное направление психологии, основанное на многоуровневом исследовании человека с позиции закона единого сознания, обьединяющего различные когнитивные подходы.

7. Глобула Я-концепции – глобальная интегрированная система сознания и самосознания человека.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 1717 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/5-5241.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *