Понятие психики; Студопедия — понятие психики

18.04.2019

в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде;

Понятие психики

Тема 2 Психика и психические процессы.

Понятие и функции психики

Формы проявления психики

Познавательные психические процессы.

· Ощущение и восприятие.

· Внимание и память.

· Мышление и интеллект.

· Воображение, воля и эмоции.

Понятие психики

Психика — это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Как всем фундаментальным понятиям, ему наиболее сложно дать определение. Многочисленные версии о природе психического можно свести к трем основным. По одной из них психика имеет нематериальную природу, это идеальная субстанция, независимая, извечная, обладающая собственной волей к развитию, самопознанию, совершенствованию. Согласно второй версии психика есть продукт деятельности мозга, психическая деятельность имеет рефлекторный характер, любое, даже очень сложное психическое явление можно разделить на отдельные акты стимула-реакции, проследить все зоны мозга, задействованные в том или ином психическом явлении, и нервные импульсы, протекающие в них. По третьей версии психика развивается на базе нервной деятельности и опирается на нервные структуры, но при этом ее нельзя свести к ряду электрохимических процессов мозга, она является надбиологическим образованием, совокупностью сложных программ, заложенных при жизни человека и гибко реагирующих на условия внешней среды.

психика— это субъективное отражение объективной действительности

в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде;

Функции психики:

1. Отражение воздействий окружающей действительности.

Психическое отражение действительности имеет свои особенности

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.

Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого, ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, т. к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

Источник: http://studopedia.ru/8_139217_ponyatie-psihiki.html

Основы психологии Тема Понятие психики и сознания

Дата26.04.2016
Размер260,52 Kb.

Раздел 1. Основы психологии

Тема 1.2. Понятие психики и сознания
1. Понятие психики, функции и структура психики, психическое отражение. Взаимосвязь психики, нервной системы и мозга.

2. Основные отличия психики и поведения человека и животных.

3. Природа человеческого сознания, его характеристики.

4. Самосознание личности: понятие и основные компоненты.

1. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение — полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Подходы к наличию психики у живых существ:

  1. Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку.
  2. Панпсихизм (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность.
  3. Биопсихизм  психика – свойство живой материи и растений тоже.
  4. Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему.
  5. Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг, а не с узелковой.
  6. Сенсоропсихизм – чувствительность — критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на биологически не значимые раздражители.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражениеэто активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Таким образом психическое отражение — не зеркальное, фотографическое, но субъективное и преобразующее.
Объективный мир (отражаемое) – Отражающая система (психика) = Отраженное (реальное и созидательное) – результат отражения
Психику нельзя свести просто к нервной системе. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

Соотношение субъективной и объективной реальностиОбъективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов. Хотя до известной степени каждый человек реагирует и репродуктивно и созидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков. Иногда один из видов восприятия атрофируется.

Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что человек — совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но неспособен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него —это только общая сумма того, что уже материализовалось. Но с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (в результате тяжелой психической болезни — психоза, поэтому его называют психотик) — безумен. Психотик строит в своем внутреннем мире реальность, к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, а всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реальность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная реальность.

«Реалист» видит только поверхность вещей, он может фотографически воспроизвести окружающий мир в своем уме, он может действовать путем манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Психотик не в состоянии видеть реальность как она есть, он воспринимает реальность только как символ и отражение его внутреннего мира. Оба — неадекватно, искаженно воспринимают мир. Болезнь психотика, утратившего контакт с реальностью, такова, что он не может функционировать социально. Поверхностное восприятие «реалиста» обедняет его как человека. Хотя он дееспособен в своем социальном функционировании, его взгляд на реальность так искажен из-за отсутствия глубины и перспективы, что он впадает в заблуждение, когда дело касается чего-то большего, чем манипуляция непосредственными данными и достижение близлежащих целей.

Нормальный человек обладает обеими способностями; наличие и репродуктивной и созидательной способностей позволяет человеку эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного. При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в своем предмете и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением думающего к своему объекту, способностью видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему. А критерием истинности, правильности психического отражения окружающего мира, как известно, является практика, реальность практической деятельности человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских проблем о критериях истины.

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

Межполушарная асимметрия. Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.

У правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого — представления о том, что эти слова означают. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не имеющего со словами и речью.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Функции левого полушарияФункции правого полушария
Хронологический порядокТекущее время
Чтение карт, схемКонкретное пространство
Запоминание имен, слов, символовЗапоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслуВосприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легкимВидение мира мрачным
Детальное восприятиеЦелостное, образное восприятие

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. «Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга — это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется), в случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции — это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.

Для изучения работы изолированного полушария применяют такой прием: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединится к первому, успеет проявить свою сущность. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное — словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление, которое усугубляется в случаях действительно клинических, когда человек не на шутку лишается правого полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают творить.

Полная противоположность — отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось, продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого — глубокой депрессией.

Структура психики:

1) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений, имеющие начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса, поэтому — непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма (Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные — активные и пассивные переживания, волевые — решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

2) психические состояния — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);

3) психические свойства человека — устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека (темперамент, способности, характер, направленность личности) например, интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.;

4) психические образования — это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта и определяющие качество профе ссиональной и всякой другой деятельности человека (знания, умения, навыки, привычки, убеждения).

Структура психики
Психические процессыПсихические

состояния

Психические свойства

личности

Психические образования

Познава-тельные процессыЭмоцио-нальные

процессы

Волевые процессы
  1. Настроение
  2. Страсть
  3. Стресс
  4. Усталость
  5. Сон
  6. Агрессия
  7. Фрустрация и др.
  1. Направлен-ность личности
  2. Темпера-мент
  3. Характер
  4. Способ-ности
    1. знания,
    2. умения
    3. навыки
    4. привычки
    5. убеждения
  1. Ощущения
  2. Восприя-тие
  3. Внимание
  4. Память
  5. Предста-вление
  6. Вообра-жение
  7. Мышле-ние
  8. Речь
  1. Чувства
  2. Эмоции
Воля

В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное (система психики человека, отличительным признаком которой является наличие в ней процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но еще не ставших вытесненными) и сознательное.

Историческое развитие психики и сознания

    Развитие сенсорных процессовПростые безусловные рефлексы
      Развитие перцептивных процессовСложные безусловные рефлексы (инстинкты)
        Развитие интеллектуальных действийНавыки животных
          Физиопсихологическое развитие человека в процессе трудаЗаконченно-оформленная нейропсихологическая структура
            Развитие сознание человекаВысшая ступень развития психики
              Развитие самосознанияУмение познать себя путем познания других
                Развитие социального поведенияСложные умения интерпретации законов общественного развития

                Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):

                1 стадия  стадия элементарной чувствительности;

                2 стадия  стадия предметного восприятия;

                3 стадия  стадия интеллекта.

                См.ксерокопию табл.
                Этапы развития психики и формы поведения в животном мире

                ЭтапОсновные этапы психического отраженияОсновные этапы развития поведения животных
                IЭлементарная чувствительностьИнстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды.
                IIПредметное восприятие.Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных.
                IIIОтражение межпредметных связей (стадия интеллекта)Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.
                ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
                ЖИВОТНЫХЧЕЛОВЕКА
                Инстинктивно-биологическая основаНаправляется познавательной потребностью и потребностью в общении
                Не существует общества, нет совместно деятельностиКаждое действие приобретает смысл только в совместной деятельности
                Руководствуются наглядными впечатлениямиАбстрагирует, проникает в связи и отношения вещей
                Типичны наследственно закрепленные программыПередача опыта через язык и другие социальные средства общения
                Зачатки орудий деятельности не создают никаких новых операцийИзготовление орудий труда

                3. Сознание человека

                Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстоящих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленность на предмет), направленность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, оно обуславливается внешними пол отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социально системы, в которой существует индивид).

                Основные характеристики сознания

                А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие основные характеристики:

                1. сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
                2. закрепление в сознании различий субъекта и объекта. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.
                3. третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
                4. четвертая характеристика сознания включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

                Обязательным условием формирования и проявления всех указанных качеств сознания является язык. Язык – это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становиться реальным сознанием этого человека.

                Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

                Сознание — наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира.

                Таким образом, психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

                На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социально-культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становиться личностью. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека.

                Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, знаковых систем, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

                Главное отличие психики человека от психики животных  это наличие сознания, особенно самосознания.

                Сознание это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

                Сознание  это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

                Сознание есть высшая, бессознательно интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле со­знание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

                Характеристики сознания человека:

                 совокупность знаний об окружающем нас мире;

                 закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта;

                 обеспечение целеполагающей деятельности человека;

                 наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

                Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное.

                Бессознательное  это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

                Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают:

                неосознаваемые автоматизмы – это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия);

                явление неосознаваемой установки это готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом;

                неосознаваемое сопровождение сознательных действий – это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др.

                Неосознаваемые побудители сознательных действий основными способами прорыва бессознательного являются сон и сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки, забывание вещей), невротические симптомы.

                Надсознательные процессы это не поддающиеся индивидуальному сознательно-волевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт).
                4. Самосознание (Я-концепция личности)  неотъемлемый признак сознания, система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию Я-концепции, разнообразны: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на себя других (рефлексия) и т. д. Следует отметить, что представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

                Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

                Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления о том, каков он есть на самом деле.

                Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.

                Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

                Я-концепция, как система установок относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

                Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

                Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом («очкарик», «толстяк», «тощий» и т. д.). Причем, важнейшим источником формирования физического образа Я наряду с половым отождествлением ( а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность Я-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений.

                Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д. Это представление человека о своих возможностях в целом («Я все могу», «Я многое могу», «Я ничего не могу»).

                Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

                Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в образ Я. В классической концепции У. Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.

                Самооценка = успех/уровень притязаний.

                Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной. Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

                Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К. Роджерс, Я-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

                Влияние Я-концепции на отношения к другим людям и поведение человека великолепно демонстрирует Э. Берн, описывая жизненные позиции людей с различным уровнем самооценки. В соответствии с моделью Э. Берна, люди могут считать себя «в порядке», т. е. позитивно относится к себе, или «не в порядке», т. е. негативно относится к себе, и аналогично – «в порядке» или «не в порядке» – оценивать других. Четыре крайних жизненных позиции (или отношения), связанные с различными комбинациями этих оценок можно описать следующим образом:

                1. Я в порядке – Вы в порядке, т. е. люди позитивно относятся к себе, удовлетворены собой и положительно относятся к другим. Они ценят добрые отношения с людьми, отзывчивы в общении, спокойны, уважительно относятся к другим, доверяют людям.
                2. Я в порядке – Вы не в порядке. Положительно относясь к себе, имея неадекватно высокую самооценку, «раздутое самомнение», они выглядят надменными, преувеличивают свою роль в группе, стремятся демонстрировать свое превосходство и подчинять себе других. В общении эти люди очень утомляют. Следует отметить, что люди, имеющие неадекватную, завышенную самооценку, плохо знают и понимают себя и, как правило, неадекватно оценивают других, а нередко проецируют на них свои недостатки.
                3. Я не в порядке – Вы в порядке. Как правило, так оценивают себя люди, концентрирующие внимание на своих слабостях, недостатках, неудачах, поэтому неуверенные, негативно относящиеся к себе. Оценивая других высоко, они склонны больше доверять другим, чем себе, и поэтому готовы подчиняться.
                4. Я не в порядке – Вы не в порядке. Люди этого типа, будучи не уверенными в себе, свыклись с неудачами. Они не только низко оценивают себя, но и других воспринимают как ущербных. Их пессимизм негативно отражается как на деятельности, так и на общении, взаимоотношениях с людьми.

                Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.

                Источник: http://psihdocs.ru/osnovi-psihologii-tema-ponyatie-psihiki-i-soznaniya.html

                Общее понятие психики человека

                Понятие психики человека является одним из самых изучаемых и в то же время загадочных. Несмотря на огромное количество фундаментальных исследований по данной теме, остается еще огромное количество вопросов и загадок, на которые человечеству только предстоит найти ответ.

                понятие психики

                Основные понятия психики

                Изучением особенностей человеческой психики занимается огромное количество ученых и исследователей. Естественно, каждый из них формирует собственное определение данного понятия. Стоит рассмотреть самые употребляемые из них.

                Понятие психики № 1 подразумевает деятельность по отражению и регуляции явлений действительности. Благодаря этому, происходит активное взаимодействие с окружающим миром, а также познание общечеловеческого опыта.

                Понятие психики №2 подразумевает законы становления и функционирования внутреннего мира и образов реальности, складывающихся в сознании человека.

                Понятие №3 определяет психику как субъективное отражение действительности через систему идеальных образов, посредством которых происходит взаимодействие с окружающей средой, а также ориентация в ней.

                понятие психики

                Основные положения о психике

                На основании выводов разных специалистов, занимающихся изучением понятия психики, можно выделить несколько ключевых положений, определяющих специфику данного явления:

                • Возникновение психики произошло одновременно с появлением на Земле живых организмов в качестве механизма приспособительного поведения.
                • Высшим этапом развития психики является сознание. Его появление связано с развитием трудовой деятельности человека и формированием коллективов.
                • Психика формируется под воздействием активной деятельности человека в процессе перехода от внешнего взаимодействия с предметами в конкретный образ, а затем — в регулируемое действие.
                • Формирование психики обусловлено социокультурными факторами и опосредовано мозговой активностью.
                • Психические моменты имеют системную организацию и четко очерченную структуру.

                Понятие и структура психики

                Психика — это сложное системное явление, которое включает в себя такие структурные элементы:

                • Психические процессы — явления, которые обеспечивают отражение и осознание действительности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые процессы.
                • Психические свойства — это устойчивые и постоянно дублирующиеся особенности личности, которые определяют поведение, темперамент, характер и способности человека.
                • Психические состояния — это качество функционирования и уровень работоспособности психики на конкретный момент времени. Речь идет об активности, бодрости, пассивности, апатии и так далее.
                • Деятельность — совокупность действий, обеспечивающих удовлетворение интересов и потребностей.

                понятие психики

                Структура сознания

                Определение понятия психики тесно связано с понятием сознания. Последняя категория характеризуется такой структурой:

                • Бессознательное — это начальный уровень психики, который может быть индивидуальным (связан с базовыми инстинктами) и коллективным (обусловлен историческими закономерностями).
                • Подсознание — включает представления, стремления и желания, которые психика восприняла в качестве сигналов. Подсознательные образы могут быть актуализированы (всплыть в памяти) через длительный промежуток времени.
                • Предсознание — промежуточное состояние психики, которое представлено в виде потока мыслей, ассоциаций и образов, а также широкого спектра эмоций.
                • Непосредственно сознание — это высший уровень отражения процессов действительности, посредством которого достигается полное познание окружающего мира и его преобразование.
                • Сверхсознание — это психические характеристики, которые человек может сам сформировать в результате систематических и целенаправленных усилий. В качестве примера можно привести сознательное регулирование соматических состояний (например, хождение по битому стеклу или горячим углям, замедление сердцебиения и так далее).

                Основные виды психических процессов

                Понятие психики включает в себя такую категорию как психические процессы. Это все, что происходит в голове человека и находит свое отражение в психических явлениях. Вот какие виды процессов можно выделить:

                • Познавательные — это восприятие мира посредством преобразования входящей информации. Это все, что касается ощущений, воображения, мышления и памяти.
                • Регуляции — обеспечивают определенную организацию, интенсивность и направленность поведения. Это мотивация, постановка целей, принятие решений и контроль их исполнения, а также эмоции и волевые процессы.
                • Коммуникационные — обеспечивают межличностное общение, которое происходит посредством понимания чувств и мыслей. Это касается как вербальных, так и невербальных коммуникаций.

                Ключевые функции психики

                При изучении понятия психики функции психики играют определяющее значение. Вот основные из них:

                • Коммуникативная — обеспечивает такое восприятие действительности, благодаря которому реализуется потребность человека в общении.
                • Познавательная — подразумевает сбор и анализ информации об окружающем мире с последующим осознанием своего места и значения в нем.
                • Отражательная — позволяет выбрать ответ из многообразия вариантов, связанных с отдельно взятой ситуацией.
                • Регулятивная — обеспечивает смену форм поведения человека, в зависимости от внешней среды и сложившихся обстоятельств.
                • Эмоциональная — порождает чувственные реакции на те или иные явления окружающего мира.
                • Волевая — обеспечивает возможность свободного жизненного выбора.

                понятие психики

                Психика и головной мозг

                Понятие психики в психологии ассоциировано с центральной нервной системой, которая, в свою очередь, берет начало в головном мозге человека. В связи с этим целесообразно углубиться в изучение механизма формирования психики. Вот какие процессы происходят в разных отделах головного мозга:

                • В лобных долях сосредоточены двигательные и речевые центры. Эта область отвечает за моторику речи и способность к аналитической деятельности. Также здесь представлены такие психологические функции, как формирование воли и мотивов достижений, смыслов и человеческих ценностей, целеполагания, морали.
                • Височные доли — место расположения слуховых, вкусовых и обонятельных центров, а также центров восприятия и понимания речи. Данная область осуществляет экспрессивную речевую функцию. С точки зрения психики стоит отметить присутствие на медиальной поверхности центров радости, горя, страха, удовольствия, полового влечения и безопасности.
                • Теменные области отвечают за чувствительность к теплу, холоду, боли, прикосновению и остроте. Именно эти поля отвечают за восприятие и интерпретацию музыкальных мелодий.

                Понятие о психических образах

                Понятие психики неразрывно связано с понятием психического образа, который представляет собой интегративное отражение действительности. Это своего рода информационная модель, на основании которой определяется жизнедеятельность человека. Психическим образам присущи такие свойства:

                • Идеалистичность. Человек воспринимает мир в виде идеальных форм, сложившихся в результате прошлого опыта и психических состояний. Таким образом, у разных людей образы неодинаковы.
                • Первичность и вторичность. Образы сначала формируются на базе восприятий и ощущений, после чего трансформируются в память и способ мышления.
                • Информативность. Образы отражают данные о локализации реальных объектов в пространстве, а также совокупность свойств, присущих им.
                • Активность построения. Образы возникают не одномоментно, а последовательно, на основе двигательных и биомеханических процессов.
                • Многомерность. Образы функционируют не самостоятельно, а в контексте действительности или определенной деятельности.
                • Пластичность. С образами, как и с реальными предметами, можно совершать определенные «мыслительные действия», проигрывать поведенческие варианты, моделировать развитие, в зависимости от изменения действительности.
                • Информационная емкость. Образ формируется на основе информации о действительности, а также сам служит источником данных.
                • Обобщенность. Образ представляет собой информационную модель, сформированную модель, в которой собрана ключевая первостепенная информация, существенная для восприятия объектов действительности.

                Характеристика здоровой психики

                Рассматривая понятие психики человека, стоит обратить внимание на признаки ее нормального функционирования. Здоровой психике присущи такие характеристики:

                • Адекватная реакция рецепторов на различные сигналы-раздражители.
                • Сбалансированная рефлективность, основанная на оценочно-аналитической обработке поступающих в мозг сигналов.
                • Наличие сигнальных подсистем, которые развиваются пропорционально развитию суждений.

                понятие психики

                Подходы к определению обладания психикой

                В общей психологии понятие психики изучается только в отношении человека. Тем не менее некоторые исследователи придерживаются мнения, что другие существа также обладают этим свойством. На основании разности взглядов по данному вопросу было сформировано несколько теорий, а именно:

                • Антропопсихизм (Декарт) — теория, отстаивающая мнение, что психика присуща только человеческим существам.
                • Панпсихизм (французский материализм) — теория, отстаивающая всеобщую одухотворенность природы. Имеется в виду, что психика в равной мере присуща как всем живым (люди, животные), так и неживым объектам (растения, камни).
                • Биопсихизм — теория, отстаивающая мнение, что психика присуща всем объектам живой природы (включая растения).
                • Нейропсихизм (Дарвин) — теория, отстаивающая мнение, что психика присуща только тем объектам (существам), у которых есть центральная нервная система.
                • Мозгопсихизм (Платонов) — теория, отстаивающая мнение, что психика присуща существам, имеющим мозг и трубчатое устройство нервной системы. Так, например, у насекомых психики быть не может, так как у них нет выраженного мозга, а нервная система устроена по узелковому типу.
                • Чувствительная теория (Леонтьев) — психика присуща тем существам, которые могут реагировать на раздражения внешней среды, являющиеся жизненно значимыми (звук опасности, запах пищи и так далее) с последующим формированием условных рефлексов.

                Ключевые отличия психики человека от психики животных

                Если рассмотреть понятие психики человека в сравнении с другими живыми существами (а именно с животными), напрашиваются определенные выводы. Итак, отличие психики людей выражается в следующем:

                • Помимо наследственно-эмпирических форм поведения, человек также использует опыт предков, который передается в форме устной и письменной реи. Таким образом, людская психика постоянно совершенствуется и обогащается за счет непрерывно обновляющегося социального опыта.
                • Сознание человека отражает только самые существенные стороны и закономерности действительности, которые дают возможность решать более глубокие проблемы не методом проб и ошибок (подобно животным), а путем установления закономерностей.
                • Психика и сознание человека характеризуются осознанностью целей деятельности и способностью моделировать будущие события. Более того, человек может оценивать результаты своих действий с точки зрения системы общечеловеческих событий и знаний. То есть человек не ограничивается непосредственным восприятием действительности, а склонен прогнозировать, опережая действительность.
                • Индивидуальное сознание человека формируется под влиянием общественного сознания.

                Эволюционное развитие психики

                Важно обратить внимание на эволюционное развитие отражения действительности, чтобы глубже разобраться в рассматриваемом понятии. Развитие психики происходит в соответствии с такими последовательными стадиями:

                • Элементарная сенсорная психика определяет способность реагировать на отдельные свойства предметов (биологически нейтральные раздражители). Особенность данной стадии заключается в том, что существенную роль играют инстинкты и врожденные поведенческие программы, которые вызывают условные рефлексы.
                • Перцептивная стадия — подразумевает целостное предметное восприятие через интеграцию отдельных свойств в целостный образ. Проявляются сложные инстинкты, обусловленные двигательным поведением, поиском положительных раздражителей, а также развитием защитного поведения.
                • Интеллектуальная стадия характеризуется исследовательской деятельностью, способностью решать задачи разного уровня сложности, а также переносить полученные результаты на обновленные условия действительности. Суть понятия «психика» на данном этапе заключается в способности отражать межпредметные отношения с минимизацией значения врожденных инстинктов.
                • Стадия сознания отражает разнообразные проявления окружающего мира, а также осознание собственного внутреннего мира и его значения в среде обитания. Появляется способность к целенаправленной деятельности и регуляции собственных психических процессов.

                понятие психики

                Теории личности

                Определение понятия психики неразрывно связано с понятием личности, которая формируется под ее влиянием. В связи с этим исследователи предлагают различные теории личности. Наиболее широкое распространение получили следующие из них:

                • Психодинамическая (Фрейд) — определяет личность как систему агрессивных половых мотивов и защитных механизмов. При этом формируется Ид, Эго и Суперэго.
                • Аналитическая (Юнг) определяет личность как набор врожденных архетипов, каждый из которых имеет определенные свойства. При этом на формирование психики влияет коллективное и индивидуальное бессознательное, а также индивидуальное сознательное.
                • Гуманистическая (Роджерс и Маслоу) определяет личность как внутренний мир, сформированный в процессе самоактуализации. В структуре психики выделяется реальное и идеальное «Я».
                • Когнитивная (Келли) дает общее понятие о психике и личности как о системе конструктов, посредством которых воспринимается и обрабатывается жизненный опыт конкретного индивида. При этом каждый человек имеет собственную систему конструктов (ядерных и периферических).
                • Поведенческая (Бандура) определяет личность как набор социальных навыков, приобретенных рефлексов и систему внутренних факторов (эффективность, доступность, значимость).
                • Деятельностная (Рубинштейн, Леонтьев, Абульханова, Брушлинский) определяет личность в качестве сознательного субъекта с определенным общественным положением и социально-полезной ролью.
                • Диспозиционная (Олпорт, Айзенк) определяет личность как сложную систему формальных и динамических черт, а также содержательных свойств, формирующих проприум.

                Психическая структура личности

                Личность — это своего рода отражение понятия психики. В связи с этим уместно рассмотреть психическую структуру личности, которая представляет собой совокупность свойств, качеств, отношений, позиций, алгоритмов и прочих факторов, определяющих поведение человека. Данным вопросом занимались многие психологи, но наибольшее распространение получила теория Платонова. Он определил такие составляющие психической структуры личности:

                • направленность;
                • опыт;
                • индивидуальная специфика психических процессов;
                • биологическая обусловленность.

                понятие психики

                Характер и психика

                При рассмотрении сути понятия «психика» неизменно возникает вопрос о характере. Первым делом стоит отметить, что это совсем не одно и то же.

                Характер можно определить как совокупность психических свойств, которые накладывают отпечаток на поведение и поступки в различных жизненных обстоятельствах. На его основании можно предвидеть, как поступит индивид, оказавшись в тех или иных условиях. Психические свойства личности, определяющие поведение, — это черты характера. Можно сказать, что характер отражает отношение к себе, к окружающим и к миру в целом. Причем это отношение имеет сознательное выражение в виде мировоззрения.

                Характер находится в тесной взаимосвязи со всеми аспектами психики. На линию поведения влияют познавательные процессы, воля, чувства, которые преобладают в психическом складе индивида и определяют его поведение. В связи с этим следует выделить четыре группы черт характера:

                1. Общие черты, формирующие психический склад личности. Это, например, принципиальность, мужественность, активность, дисциплинированность. То есть первая характеристика, которая приходит на ум при мысли о человеке, а также та, что присуща большому количеству людей.
                2. Черты, выражающие отношение к окружающим. Это общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость или черствость и так далее.
                3. Черты, которые отражают отношение индивида к себе самому. Это может быть чувство собственного достоинства или самоуничижение, скромность или заносчивость и так далее.
                4. Черты, которые отражают отношение индивида к своей деятельности и труду в целом. В этой связи можно выделить инициативность и настойчивость (или же пассивность и лень).

                Психологи сходятся во мнении, что характер не является врожденной и постоянной характеристикой. Это свойство формируется на протяжении всей жизни под воздействием внешних факторов и собственных усилий индивида.

                Источник: http://fb.ru/article/19887/ponyatie-psihiki-cheloveka

                Понятие психики, принципы ее развития.

                Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

                Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

                Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

                Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

                Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

                Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

                Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

                Итак, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

                Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

                Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания.

                Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

                Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своем представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

                Психическое отражение не зеркально и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т. е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что мы видим один мир, но он предстает для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, в связи с чем необходимо отметить и такое его свойство, как объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Важной особенностью психического отражения является, наконец, его опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

                Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовывать этот мир в процессе целенаправленной деятельности.

                Психика представляет собой сложную систему, ее элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется собственной структурой, динамикой функционирования, определенной организацией.

                Структура психики

                I. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность психической деятельности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Они протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

                Психические процессы бывают 3-х видов:

                1. Познавательные (основная функция — решение познавательных задач на различных уровнях)

                2. Эмоциональные(основная функция – выражение отношения)

                3. Волевые(основная функция – регуляция поведения и деятельности).

                II. Психические свойства личности – устойчивые образования, обеспечивающие определенный количественно-качественный уровень психической деятельности. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной и практической деятельности. Например:

                1) Темперамент — система природных свойств личности, характеризующая динамическую сторону поведения.

                2) Характер — совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

                3) Способности в виде задатков — система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющая творческие возможности личности.

                4) Потребности — состояние нужды организма в чем-то, необходимом для его нормального существования.

                III. Психические состояния – относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной/пониженной активности личности. Например: раздражение, депрессия, астения и др.

                Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

                Источник: http://vikidalka.ru/1-105157.html

                ModernPsyhology

                Понятие психики. Психические явления

                — способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность — важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, Углубления.

                Активное отражение действительности — важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами — высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

                Психика человека

                включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как,

                с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

                Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.

                Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.

                Психология изучает психические явления:

                психические процессы, психические состояния и психические свойства.

                Психические процессы

                описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.

                Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.

                Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

                В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

                Психические состояния

                — относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.

                Психические свойства

                — наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

                Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность.

                Конфликтный аутотренинг: гипотеза и теории
                Связь понимает импульс, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер, Юнг, Эриксон, Фромм. Конформность, по определению, неумеренно дает эгоцентризм, и это неудивительно, если речь о персонифицированном характере первичной социал .

                Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи
                По мнению представителей гуманистической психологии, развитие творческого потенциала и самореализации личности является важным условием оздоровления общества, поскольку, предусматривает единение человека с социумом, а также предопределяет .

                Активность. Поведение. Деятельность
                Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность — общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить — значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет .

                Источник: http://www.modernpsyhology.ru/mods-479-1.html

                Читайте также:

                Добавить комментарий

                Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

                2017-2023 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

                Контакты