Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм; Студопедия — представители психоанализа в психологии

16.04.2019

3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).

Представители психоанализа в психологии

Психоанализ — комплекс психологических теорий и методов, предназначенных для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а также один из методов психотерапии. Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Психоанализ используют также: Карен Хорни, Эрик Берн, Николай Козлов (Теория социального психоанализа эмоций). Сущность психоанализа:Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ». Набор методов исследования основных мотивов человека.Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу. Основные идеи психоанализа: бессознательное (особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека); cознательное (одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.) Работы Зигмунда Фрейда: Три очерка по теории сексуальности, 1913 Тотем и табу, 1920 По ту сторону принципа удовольствия, 1921 Психология масс и анализ человеческого «Я», 1927 Будущее одной иллюзии, 1930 Недовольство культурой. Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: эго(часть человеческой личности, которая осознается как «Я»); суперэго (моральные установки, совесть, стыд); ид (бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений). Фрейд описал три вида влечений в психоанализе:

1. Влечения жизни (биологические потребности выживания);

2. Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием;

3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).

Ка́рл Гу́став Юнг (26 июля 1875 — 6 июня 1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов.Юнг развилучение о коллективном бессознательном,в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга.

Неофрейдизм — направление в психологии, развившееся из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. Работы Эриха Фромма:«Искусство быть», «Величие и ограниченность теории Фрейда», «Иметь или быть», «Анатомия человеческой деструктивности». Последователи Фрейда считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия.То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры. Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.

Можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

Источник: http://studopedia.ru/4_80309_zarubezhnaya-filosofiya-XX-veka-psihoanaliz-i-neofreydizm.html

Важнейшие направления психоанализа

1. Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологииЮнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

2. Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техникинтерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

[править]Техники (и этапы анализа)

§ метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)

§ Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов

§ Анализ «сопротивления» и «переноса»

§ Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

Техника работы психоанализа и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

представители психоанализа в психологии

Во время сеанса пациенты Фрейда лежали на этой кушетке.

[править]Топографическая модель психического аппарата

§ Сознание — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное антогонистичны, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психику автоматически регулирует принцип удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

§ Бессознательное — психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

[править]Структурная модель психики

Позднее Фрейд предложил такую структуру психики:

[править]Защитные механизмы

Основная статья: Защитный механизм

Зигмунд Фрейд выделил следующие защитные механизмы психики:

§ Замещение

§ Реактивное образование

§ Компенсация

§ Вытеснение

§ Отрицание

§ Проекция

§ Сублимация

§ Рационализация

§ Регрессия

Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие психоаналитики, существенно расширили этот список, который ныне насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

[править]Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической личности, «отбрасывание» (Verwerfung) — психотической и «отказ» (Verleugnung) — перверсивной.

§ невроз — отрицание (Verneinung)

§ психоз — отбрасывание (Verwerfung)

§ перверсия — отказ (Verleugnung)

[править]Комплексы

[править]Расщепление сознания

Основная статья: Расщепление сознания

«Понятие расщепления разрабатывалось Фрейдом преимущественно в статьях „Фетишизм“ (Fetischismus, 1927), „Расщепление Я в процессе защиты“ (Die Ichspaltung im Abwehrvorgang, 1938) и в „Очерке психоанализа“ (Abriss der Psychoanalyse, 1938) в связи с размышлениями о психозе и фетишизме.» [15]

[править]Стадии психосексуального развития

Основная статья: Психосексуальное развитие

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

1. 0 — 1.5 годаОральная фаза, в личности проявляется только Ид — желание;

2. 1.5 — 3.5 годаАнальная фаза, формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;

3. 3.5 — 6 летФаллическая фаза, интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры;

4. 6 — 12 летЛатентная фаза, сексуальное затишье;

5. с 12 летГенитальная фаза, или взрослая стадия.

[править]Основные школы психоанализа

За более чем сто лет истории психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

§ Классическая теория влечений З. Фрейда

§ Теории объектных отношений

§ Структурный психоанализ Ж. Лакана

§ Селф-психология Х. Кохута

§ Интерперсональные подходы (Г. С. Салливан, Клара Томпсон)

Источник: http://allrefrs.ru/3-51434.html

Сущность психоанализа З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности

Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов. Основные положения психоаналитических концепций и их авторы. Изучение закономерностей возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления06.12.2012
Размер файла23,5 K

представители психоанализа в психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

психоаналитический концепция феномен

Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Их объектом является все то, что является носителем психического. А предметом — психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования: закономерности возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов.

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Психология (psyche — душа, logos — учение, наука) изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или неосознаваемых им. Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общности людей.

В данной работе раскрыты следующие вопросы:

1. Сущность психоанализа З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности.

2. Представители психоанализа, обосновывающих ведущую роль социальных факторов.

3. Основные положения психоаналитических концепций и их авторы.

Задание 1. Охарактеризуйте сущность психоанализа З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности

Ответ. Существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856—1939) и его последователей.

З. Фрейд был сыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет и до самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведение отца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности (он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отца сверху вниз.

Смерть отца вызвала в душе мальчика гнетущее чувство вины. Он ревновал отца к матери, всегда хотел отвлечь ее внимание на себя и в глубине души всегда хотел, чтобы отца не было рядом с ним и матерью. Анализируя впоследствии свои чувства и желание единолично обладать матерью, Фрейд пришел к выводу, что ситуация напоминает ему античную драму о «Царе Эдипе», который сам того не ведая, убил отца и женился на матери. Так был открыт Эдипов комплекс — основа основ психоанализа.

Опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта.

По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного. Однако они «дают о себе знать», продолжают действовать без ведома человека.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательное, предсознательное, бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности.

Сознательное — это мысли, которые мы помним, понимаем, откуда они появились, можем ими управлять.

Бессознательное — это все остальные психические процессы того же человека. Подсознательный психический процесс проявляется обычно как противоречие сознательным процессам.

Предсознательное — состояние на грани перехода от бессознательного к сознательному. Во времена Фрейда считалось само собой разумеющимся, что вся психика — сознательная за исключением некоторых мелочей, вроде снов. Фрейд долгие годы боролся с этим убеждением, доказывая, что есть и другая часть психики — бессознательная.

В бессознательном расположена одна из структур личности — Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержаться врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом доминируют деятельность субъекта. Существуют два врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу внутреннего конфликта.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специальной энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в подсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом его формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).

Большое значение для понимания мотивов поведения человека, его внутренних побуждений имеет учение Фрейда о способах психической защиты, которые избавляют человека от чрезмерных психических волнений, возникающих под влиянием разных обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессознательного неприемлемой информации, либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлемого объяснения своим поступкам, идентификация, то есть бессознательный перенос на себя желаемых качеств, присущих другому человеку, и т.д.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование.

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую за «кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством последователей работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».

Задание 2. Назовите представителей психоанализа, обосновывающих ведущую роль социальных факторов

Ответ. Последователи 3. Фрейда, прежде всего А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе и некоторые другие обосновывали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов.

Так, А. Адлер (1870—1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, в семье, в разного рода социальных объединениях и т.д. Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отдаляют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Карл Юнг (1875—1961) развивал концепцию о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп. Если, согласно Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг, вслед за Фрейдом дал имя «либидо»). Однако следует отметить, что Юнг не считал правомерным отождествлять либидо с сексуальным инстинктом.

Карен Хорни (1885—1952) пыталась обосновать влияние на поведение человека его социальных связей и отношений, а также материальной и духовной культуры. Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога — ощущение беспомощности во враждебном мире — является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой:

· Избыточная потребность в любви и одобрении (ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию);

· Избыточная потребность в руководящем партнере (чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить все);

· Избыточная потребность в четких ограничениях (предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим);

· Избыточная потребность во власти (доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости);

· Избыточная потребность в общественном признании (желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса);

· Избыточная потребность в восхищении собой (стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих);

· Избыточная потребность в честолюбии (сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи);

· Избыточная потребность в самодостаточности и независимости (избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся);

· Избыточная потребность в безупречности и неопровержимости (попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели).

В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них.

Э. Фромм (1900—1980), раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной, и т.д. Анализируя психологический уклад различных конкретно-исторических обществ, Фромм приходит к выводу, что в каждом из них есть нечто устойчивое. Характер, типичный для общества, Фромм называет социальным характером, подразумевая под ним «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».

С его точки зрения, в любом обществе независимо от его социальной природы существует единая присущая только ему структура характера, общая для большинства групп и классов этого общества. Сам характер Фромм рассматривает как такую психологическую основу личности, которая обусловливает не только поведение человека, но и образ мыслей, чувств, вообще весь способ восприятия и отношения человека к внешнему миру. По его мнению, «система характера может быть рассматриваема как своеобразный человеческий заменитель инстинктивного аппарата животного», приспособительная роль которого имеет очень большое значение для человека.

Социальный характер складывается, с одной стороны, под воздействием таких социальных факторов, как система образования, религия, литература и искусство, традиции, а с другой — в процессе воспитания детей в семье. Функция социального характера состоит в том, чтобы «превращать и канализировать человеческую энергию данного общества для целей непрерывного его функционирования».

Анализируя историю человеческого общества, Фромм постулирует существование следующих типов социальных характеров: рецептивного, эксплуататорского, накопительского, рыночного. В основе каждого из них лежат своеобразные психологические механизмы, способы, при помощи которых индивиды решают проблему человеческого существования, — мазохистский, садистский, деструктивный, конформистский. Фромм называет их защитными механизмами — реакциями индивида на фрустрирующую ситуацию, суть которой заключается в невозможности человека реализовать свою природную сущность в данной социальной структуре.

Известные фрейдо-марксисты В. Райх (1897—1957) и Г. Маркузе (1898—1979) обращали внимание, в частности, на проявления мазохизма и садизма в отношениях между людьми: мазохизм проявляется «в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам, а садизм — в стремлении превратить человека в «беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится».

Фрейдовская теория привела к появлению многочисленных модификаций (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Эриксон и др.), содержание главных понятий теории Фрейда при этом существенно изменились. Но все же представителей психоанализа объединяет признание позиции «сознательное-бессознательное».

Задание 3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов

а) бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях;

б) концепция о “коллективном бессознательном”, воздействующим на отношения социальных групп;

в) концепция “рыночного социального характера”, определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей.

А. Адлер рассматривает бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях. А. Адлер наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. На место биологических бессознательных инстинктов подставляются социальные побуждения, которые также оказываются врожденными. Конечной целью развития человека, по мнению А. Адлеру, является, таким образом, стремление к совершенству, стремление к полному раскрытию своей сущности, к достижению «Самости». В этом смысле А. Адлер постулирует активный принцип человеческой жизни, акцентируя внимание не только на деятельности, но и на самодеятельности человека. А. Адлер констатирует, что человек от природы является социальным существом. Именно А. Адлер, который обратил внимание на социальные детерминанты человеческого поведения, положил начало развитию социологизированного психоанализа.

К.Г. Юнг рассматривает концепцию о “коллективном бессознательном”, воздействующим на отношения социальных групп. В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, К. Юнг провел четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это — общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.

Э. Фромм рассматривает концепцию “рыночного социального характера”, определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей. Анализируя историю человеческого общества, Фромм постулирует существование следующих типов социальных характеров: рецептивного, эксплуататорского, накопительского, рыночного. В основе каждого из них лежат своеобразные психологические механизмы, способы, при помощи которых индивиды решают проблему человеческого существования, — мазохистский, садистский, деструктивный, конформистский. Фромм называет их защитными механизмами — реакциями индивида на фрустрирующую ситуацию, суть которой заключается в невозможности человека реализовать свою природную сущность в данной социальной структуре.

Зигмунд Фрейд создал оригинальную, и как показало время жизнеспособную теорию, хотя в основу ее положил явление, не подвластное осознанию. Поэтому исследователь может лишь строить предположения по поводу бессознательного и накладывать его гипотетические признаки на реальность человеческой жизни.

Фрейдовская теория привела к появлению многочисленных модификаций (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Эриксон и др.), содержание главных понятий теории Фрейда при этом существенно изменились. Но все же представителей психоанализа объединяет признание позиции « сознательное-бессознательное».

Оценивая психоанализ Фрейда, нужно, прежде всего, помнить две вещи. Во-первых, во времена Фрейда психология делала свои первые шаги как наука. Во- вторых, эти первые шаги были сделаны именно в области подсознания (бессознательного).

Взгляды З. Фрейда вышли за границы психологии и наложили отпечаток на состояние развития разных форм культуры ХХ столетия. Созданное им направление положил основу психологической помощи человеку и тем самым утвердил психология как науку, которая имеет свою реальную практику.

1. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2005.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 1998.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00227440_0.html

Психоаналитические направления (психоанализ).

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории[1]. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г. Юнг, а позднее нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан и Жак Лакан.

Первое, что делает Фрейд – это говорит о том, что невозможно понять природу человека, если работать только с сознанием, т.к. существует огромный пласт неосознаваемых человеком вещей, которые влияют на его психическую жизнь.

Начало психоанализа связано с публикацией «Толкования сновидений». Это первая книга не о психиатрии. В ней излагаются новые психоаналитические техники: анализ сновидений, свободные ассоциации, толкование описок, оговорок и т.д. Излагается периодизация формирования личности. В дальнейшем меняется только трактовка стадий каждым из исследователей.

Второстепенное значение имеет теория личности, разработанная Фрейдом. Тем не менее, именно Фрейду принадлежит первое учение о личности.

В развитии психоанализа выделяют два периода:
1) классический (до 30-х гг. – З. Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Адлер);
2) современный этап (с 30-х гг. – К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Все концепции имеют общую часть: главным в психике считается бессознательное
(неосознаваемое) или источник человеческих побуждений; общий набор методов психоанализа.

Различать направления удобно по тому, что выделяется в качестве движущей силы:
1) Либидо (сексуальное влечение) –З. Фрейд.
2) Чувство неполноценности – стремление к совершенству – А. Адлер. Большая
подверженность человека социальному воздействию и далее в качестве движущей силы
выступает социальный интерес.
3) К.-Г. Юнг – коллективное бессознательное – архетипы определяют наше поведение.
Основной архетип – архетип самости.

4) К. Хорни – тревога, стремление избежать тревоги, вводит понятие невротической
личности, базальное чувство тревоги – первая реакция ребенка на внешний мир.
Рассматривает различные типы невротической личности.
5) Э. Фромм – философская концепция, экзистенциальное противоречие человеческого
существования – человек в отличие от животного завоевывает природу и отдаляется от
нее. Следовательно, обретая свободу от инстинктивной приобретенности, человек
получает множественный выбор, который ложиться тяжелым бременем на его плечи.
Чаще всего эта проблема решается непродуктивным путем. Существует только один
путь быть свободным – творческая самореализация. Он пишет о трех основных путях
бегства:
� садомазохизм;
� деструктивизм – разрушать, чтобы не быть разрушенным;
� автоматический конформизм – быть таким, как все.
Особое значение в творчестве Э. Фромма имеет описание социальных типов
характера. Особенно подробно он рассматривает характеры, свойственные
автоматическому конформизму:
� рыночный – я такой, какой я вам нужен;
� эксплуататорский;
� рецепторный (воспринимающий);
� накопительный;
� некрофильный и т.д.
6) Э. Эриксон – возрождает психоанализ З. Фрейда и продолжает его. Он рассматривает в
качестве основной движущей силы стремление к самоидентичности. Рассматривает
стадии развития личности. Его классификация наиболее популярная, т.к. она
соответствует эмпирическим фактам и фрейдовской классификации. Личность
развивается всю жизнь. Вершиной самоидентичности является мудрость.

Что общего в подходах, концепциях психоаналитического направления:
1. Формирование человека происходит в раннем детстве, в первые годы жизни. Там
закладывается жизненный сценарий.
2. Психоаналитический подход также называют психодинамическим, т.е. существование и
развитие человеческой личности есть следствие внутренней динамики, которая есть следствие внутренней борьбы, внутренних противоречий. У Фрейда: конфликт между подсознанием и сознанием. Фрейд был первым, кто охарактеризовал психику как поле боя. По Фрейду существует некая обреченность на борьбу со своими инстинктами и социальной средой.
3. Патология поведения является результатом непрожитых травм. Если человек получает в
детстве травмирующий опыт, то он обречен на патологию. Помощь заключается в том, чтобы вернуться к детской травме, осознать ее и пережить. Т.е. проблемы взрослых людей могут быть адекватно поняты через их детство. Мы прожили травмы детства, но не живем ими, хотя они влияют на нашу жизнь.
4. Фрейд использовал интроспективный метод: метод свободных ассоциаций, толкование
сновидений, оговорок, описок, ошибок. Психоаналитическая техника ориентирована на
возврат в прошлое до тех пор, пока не дойдет до места предполагаемого нарушения. Один из симптомов – сопротивление. Непонятны критерии эффективности метода.
5. Психоанализ достаточно жестко трактует проблемы пациента.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Структура личности по Фрейду.

В начале 20х годов Фрейд вводит в свою модель три основные структуры: ид, эго и

суперэго. Данное деление известно как структурная модель.

представители психоанализа в психологии

Ид (оно) – означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон и т.п). Стремится к немедленному удовлетворению возникающих потребностей – принцип удовольствия.

Эго (я) – компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго (Сверх Я) – система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении человека, приобретаемая в процессе социализации, интернализованная версия общественных норм и стандартов поведения. Состоит из совести и эго-идеала. Суперэго руководствуется принципом самоконтроля.

Фрейд признавал существование двух основных групп инстинктов – инстинктов жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает силы, служащие поддержанию жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Наиболее значимыми инстинктами являются сексуальные, а их энергия получила название либидо. Вторая группа (Танатос) – инстинкты смерти, лежат в основе всех проявлений агрессии, жестокости, самоубийств, убийств.

Источник инстинкта – потребность, возникающая в организме. Объект – то, что может
потребность удовлетворить. Стимул – количество энергии, которое требуется для удовлетворения инстинкта.

Развитие личности
1) Переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.
2) Человек рождается с определенным количеством либидо и проходит в своем развитии
несколько психосексуальных стадий, в основе которых лежат инстинктивные процессы
организма.

Стадии психосексуального развития:

· Оральная фаза (0 — 1,5 года), в личности проявляется только Ид — желание;

· Анальная фаза (1,5 — 3,5 года), формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;

· Фаллическая фаза (3,5 — 6 лет), интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры;

· Латентная фаза (6 — 12 лет), сексуальное затишье;

· С 12 лет — Генитальная фаза или взрослая стадия.

Источник: http://poisk-ru.ru/s28665t3.html

ПСИХОАНАЛИЗ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

страница3/43
Дата17.05.2016
Размер1.78 Mb.
ТипШпаргалка

5. ПСИХОАНАЛИЗ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

Однако очень немногие последователи 3. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др. Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа – индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

К. Юнг, один из учеников 3. Фрейда, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков.

А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

6. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

– человек целостен и должен изучаться в его целостности;

– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Источник: http://dogmon.org/shpargalka-po-obshej-psihologii-psihologiya-kak-nauka-predmet.html?page=3

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты