Структура психики человека — структура психики
16.04.2019Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:
- психические процессы,
- психические состояния,
- психические свойства.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Все психические процессы подразделяются на:
- познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение,
- эмоциональные — активные и пассивные переживания,
- волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Наиболее изученными являются:
- общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,
- эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
- жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
- темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);
- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
- характер как систему отношений и способов поведения.
Источник: http://psyera.ru/4616/struktura-psihiki-cheloveka
Структура психики
- Психология как наука
- История психологии
- Предмет и задачи психологии
- Методы психологии
- Отрасли психологии
- Психологическая структура личности
- Сознание и самосознание
- Мотивационно-потребностная сфера личности
Структура психики человека
Рассмотрение психики как системного явления, имеющего сложную структуру, помогает глубже понять ее сущность. Анализ структуры еще раз обнаруживает, что психика человека является сложнейшим явлением, возможно, самым сложным из того, что существует в мире. Духовный мир человека целостен, но вместе с тем он представляет собой многомерное явление.
Современная психология признает, что все уровни психики «. представляют собой неразрывную цепь, в которой высшая часть ниже следующего звена обязательно является низшей частью вышестоящего звена. Работа высшего звена опосредствуется всей целью. Высшее звено после своего возникновения постепенно занимает доминирующее место во всей цепи, подчиняет себе работу всех нижележащих звеньев, как бы организует, направляет ее. Каждое звено подчиняется не только общей для всей цепи закономерностям, но и своим специфическим, только ему присущим законам».
В качестве методологической основы для рассмотрения сложных природных и социальных структур сегодня все шире используются положения обшей теории систем — одной из новейших общенаучных дисциплин. Система определяется здесь как соединение, целое, состоящее из частей, совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом и образующих некоторую целостность, единство. Понятие системы стало сегодня одним из ключевых общенаучных понятий, основой системного подхода к действительности. В свете общей теории систем весь мир представляется как совокупность систем, основными признаками которых являются:
- целостность, единство;
- структурность, дискретность, расчлененность;
- взаимосвязь системы с окружающей средой;
- иерархичность составляющих систему элементов, наличие отношений субординации между ними;
- существование многих описаний систем в связи с их сложностью, многоаспектностью.
Виды систем многообразны: это физические, биологические, социальные и психологические системы. Важнейшая особенность всех систем, наиболее ярко проявляющаяся в социальных и психологических системах, — прием, передача и постоянное циркулирование в них информации и осуществление на ее основе процессов управления.
В отечественной психологической литературе наиболее распространено представление о четырехчленной структуре психики. Обычно в ней выделяются следующие основные компоненты, которые различаются между собой степенью динамизма, изменчивости: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.
Психические процессы — это наиболее динамичный компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы продолжаются непрерывно, даже во время сна, причем один вид процесса сменяется другим. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и импульсами, идущими от нервной системы, от внутренней среды организма, прежде всего различными желаниями, ощущениями нехватки, дефицита чего-то, разнообразными потребностями.
Все психические процессы подразделяются на познавательные. к которым относятся ощущения, восприятия, представления, внимание, мышление, память; эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями, волевые, которые обеспечивают принятие тех или иных решений и их последовательное исполнение. Фундаментальной основой всех психических процессов являются наши потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные. Одним из важнейших результатов психических процессов является формирование в структуре личности новых психических образований.
Психические новообразования — это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иные знания, умения и навыки. Они являются итогом личного опыта, приобретенного в том числе и путем обучения. Это — результат целенаправленной работы индивида. Взрывной рост информации в современном мире, ее постоянное обновление поставили перед каждым человеком, занятым в производстве, задачу непрерывного пополнения своих знаний, умений и навыков в течение всей жизни. Однако решение этой непростой задачи, как и других психологических задач, во многом зависит от состояния нашей психики.
Психические состояния — это хорошо нам известные психические явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают неслучайно, они порождаются многообразными факторами, такими как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми, например поощрения или наказания.
Выделяют разные виды психических состояний. Так, оптимизм или пессимизм характеризуют общее психическое состояние.
Существуют и различные эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев и т.д. Существуют и интересные психологические исследования, посвященные творческому состоянию личности, высшую степень которого называют вдохновением.
На основе преобладающих в деятельности личности психических процессов и доминирующих психических состояний постепенно формируется и еще один блок в структуре психических явлений — качества личности или её свойства.
Рассмотренный вариант представлений о структуре психики является, конечно, не единственным. Совершенно иначе эта структура выглядит в психологии Зигмунда Фрейда. В теории Фрейда вся человеческая психика делится на три компонента:
Первый из указанных компонентов, по Фрейду, является весьма ограниченной областью психической деятельности человека. Доминируют же бессознательные, иррациональные элементы психики, это прежде всего инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, половой инстинкт. Вскрывая роль этих иррациональных компонентов, Фрейд, по его словам, проник в «преисподнюю психики», в ее подвалы. Анализ бессознательного, по его мнению, открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных взаимоотношений.
При этом структура психологии личности состоит из трех систем: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «сверх Я» (Super—Ego), каждая из которых представляет соответственно компоненты бессознательного, пред- сознательного и сознательного.
Личность в трактовке Фрейда представляется как бессознательное «Оно», на поверхности которого покоится «Я», стремящееся обеспечить влияние внешнего мира на «Оно» и ограничить принцип удовольствия, безраздельно властвующий в сфере «Оно». «Я» олицетворяет разум, в то время как «Оно» воплощает страсти. Что же касается «Свсрх-Я», то его можно назвать «Я-Идеалом», который в сознании человека отождествляется с самого раннего периода в развитии личности с образом отца.
Конечно, рассмотренные схемы организации человеческой психики являются наиболее широко известными. Наряду с ними в истории научной психологической мысли существовали и многие другие концепции, объясняющие устройство психики, состав образующих ее частей, характер взаимодействий этих частей друг с другом.
От научной мысли требуется только, чтобы эти знания были выстроены по определенной логике и их определенные фрагменты складывались в какую-то целостную картину, удовлетворяющую требованиям принципа системности.
Кибернетика
В заключение остановимся ещё на одной из таких концепций, в основу которой положена логика новейшей комплексной научной дисциплины — кибернетики.
Кибернетика (греч. искусство кормчего) — наука об управлении и переработке информации. Объектом ее исследования являются сложные системы любого характера: механические, биологические, социальные, в том числе и психологические.
Основатель кибернетики — Норберт Винер (1894-1964), американский ученый, математик. В своем главном труде «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» (1948) Винер обосновывает мысль, что с точки зрения кибернетики процессы у животных и человека, а также в механизмах и машинах сходны. И там. и здесь они основываются на информации, се сборе, хранении и переработке. 11о- нятие информации связывают с получением новых сведений, сообщений об объекте, с взаимодействием субъекта и объекта.
Эти взаимодействия осуществляются на различных уровнях:
- техническом — от простейших механизмов до Интернета;
- биологическом — в виде генов и клеток;
- психологическом — как организма и его психики, а также в форме взаимозависимости между отдельными элементами психики;
- социальном — в форме интеракций между индивидами и социальными группами людей.
Информационные взаимодействия помогают понять механизмы многих природных, социальных, а также психологических процессов.
Информация, таким образом, выделяет в качестве одного из основных свойств всех предметов и явлений мира свойство содержать в себе определенное количество сведений, сообщений, касающихся степени их организованности. Оказывается, что информация является одной из фундаментальных характеристик природы, наряду с количественными характеристиками вещества и энергии. Учение же об этом фундаментальном свойстве бытия — информатика — составляет теоретическое ядро кибернетики.
Сточки зрения информатики все уровни действительности — неживой, живой, психологической — отличаются друг от друга объемом, количеством битов содержащихся в них информации. Таким образом, информационная характеристика предметов и явлений, в том числе и человеческой психики, предстает как новый универсальный метод их познания и оценки.
Отталкиваясь от этих общих положений кибернетики, современная психологическая наука видит основную задачу психики в обеспечении управления поведением человека и животных на основе информационного и энергетического обеспечения организма. Причем это поведение прежде всего направляется на удовлетворение базовых физиологических и духовных потребностей.
Сегодня особо подчеркивается отличие подхода новейшей отечественной психологии в представлениях о структу ре психики от тех установок, которые были традиционными для советской психологической школы.
В традиционном для советской психологии определении психики упор делался на решении ею задачи «отражения» объективной реальности. При этом вопрос о целях этого отражения оставался в тени. В результате оказывалось неясным, для чего организму нужно это отражение. Оставался без ответа и важнейший вопрос о ядре человеческой психики.
В действительности же «отражение», т.е. познавательные процессы всегда «обслуживают», «работают» на удовлетворение каких-то потребностей, желаний и интересов. Активность «отражательных» познавательных процессов всегда поддерживается или прекращается мотивами, побуждениями, корни которых уходят в сферу физических и духовных потребностей.
Учитывая эти взаимоотношения основных компонентов психики, современная психология даст вполне ясный и определенный ответ на вопрос о центральной функции и всей психологической активности организма, о ядре психической структуры. Таким ядром является обеспечение оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом поступающей информации о возможностях организма и особенностях окружающей среды.
Таким образом, «отражение», т.е. ощущения, восприятия, представления — лишь первичный элемент психической активности, который дает лишь исходную информацию для дальнейшего анализа ситуации, ее внутренних и внешних сторон. На основе результатов этого анализа субъект обеспечивает решение главной задачи — организует поведение по удовлетворению той или иной потребности, желания.
«Отражение» представляет собой лишь подчиненную, обслуживающую функцию психики, главной же, управленческой функцией является удовлетворение потребностей, которые встроены в психику изначально. Поэтому многие отечественные и западные психологи видят именно в потребностях ядро человеческой психики (К. Левин, У. Мак-Дугалл, А. Маслоу, Л.С. Выготский). По их мнению, именно потребности порождают и направляют всю психическую активность. По. конечно, без осуществления познавательных задач, без предварительной работы сознания, так же как и без соответствующих двигательных, психомоторных, деятельностиых процессов, осуществление потребностей как у животных, так и у человека невозможно.
Основная структура психики
В свете этих представлений основная структура психики выглядит следующим образом.
Первый блок системы психики составляют потребности, а также обеспечивающие их удовлетворение совокупность мотивов, побуждений к активной деятельности и соответствующих чувств. Именно эта совокупность потребностей и обеспечивающая их эмоционально- мотивационная сфера являются центральным, управляющим блоком всей психики. На физиологическом уровне за осуществление этой управляющей и побуждающей функции отвечают определенные отделы мозга человека и животных.
Причем характер потребностей личности служит важнейшим показателем уровня ее развития.
Второй блок психики образует подсистема «отражения», сохранения и переработки информации. Она является периферийной подсистемой по отношению к центральной подсистеме, совокупности потребностей. Образующие ее процессы ощущений, восприятий и мышления, т.е. сознания, выступают как регулятор взаимодействия субъективного мира психосферы, основанной на потребностях, с объективной природной и социальной средой.
Этот исполнительный блок психики человека обеспечивает на основе ориентировки в особенностях конкретной ситуации выполнение задаваемых первым блоком врожденных или приобретенных психомоторных и речевых программ.
Второй блок психики имеет свою собственную структуру, включающую следующие три компонента:
- познавательные процессы, процессы сознания, создают возможность ясного видения поступающей извне и снаружи информации о сложившейся в каждый данный момент ситуации. Эта информация включает в себя не только сообщения, идущие из социума. но и сведения, поступающие от организма, из природной среды, а также из собственной психосферы. Познавательные процессы — это традиционно обозначаемые в картинах психической структуры процессы ощущения, восприятия, представления. внимания, памяти, мышления и воображения;
- психомоторные процессы, т.е. совокупность двигательных действий, которыми человек управляет сознательно, включают в себя осуществление движений тела, конечностей, головы, органов чувств и т.п. Без такого рода действий реализация импульсов, идущих от управляющей психики к исполнительной, была бы невозможной;
- речь — способ существования психики, выступающий в форме системы знаков, имеющих значение, смысл. Речь может выражать любые процессы, протекающие в психике и за ее пределами. Речь справедливо определяют как словесное измерение мира. Речь в значительной мере определяет формирование и деятельность человека, его сознание и поведение.
Рассмотренные исполнительные психические процессы изначально прописаны в человеческой психике, так же как и процессы управленческие. Вместе с тем в ходе формирования человека, его воспитания и обучения они проходят закономерные этапы своего развития.
Таким образом, в структуре психики обнаруживается достаточно четкое разделение се функций на два основных блока: цели и средства, управляющую и исполнительную психику.
Причем все механизмы исполнительной психики выполняют роль психологических средств по достижению целей, в основе которых лежат потребности личности. Таким образом, механизмы исполнительной психики — от ощущений до умозаключений — обслуживают управляющую психику, выполняя ее направляющие указания по организации оптимального поведения в целях обеспечения потребностей личности.
Пол постоянным руководством блока актуальных потребностей и связанных с ними эмоций в течение всей своей жизни человек развивает механизмы своей исполнительной психики, наращивает объемы необходимой информации, совершенствует свои умения и навыки.
При этом состав и сущность самих потребностей остаются в течение всей жизни человека неизменными, разделяясь на две основные группы: потребности низшего и высшего порядка. Однако способы осуществления потребностей могут в течение жизни пополняться разнообразными средствами своего осуществления: так, если для своей самозащиты людям в течение длительного периода своей истории хватало палки, то сегодня для достижения той же цели человечество накопило горы самого разнообразного оружия, включая атомные бомбы.
В заключение следует отметить, что, имея сложную внутреннюю структуру, выполняя разнообразные функции, психика тем не менее никогда не существует в «чистом виде», в условиях изоляции от окружающей среды. В этой внешней среде, без которой не может существовать никакая психическая деятельность, можно выделить следующие три основных компонента:
- сам живой организм, включая нервную систему, которая организует все поведение организма и его психику, может существовать до тех пор, пока этот организм живет, функционирует;
- психика, как и живой организм, в котором она находится, постоянно взаимодействует с окружающей природной средой, атмосферой, гидросферой и литосферой. Без этих основных сфер не может существовать и психосфера, или, как называл ее В.И. Вернадский, ноосфера, сфера разума;
- и наконец, психика человека зависит от того социального окружения, в котором находится тот или иной субъект, хотя роль
- этого компонента окружающей среды и нельзя абсолютизировать. как это делаюсь в советской психологии. Опыт показывает, что весьма часто в одних и тех же социальных и природных условиях формируются совершенно разные люди, нередко с противоположными личностными качествами. Поэтому к указанным трем одинаково важным сферам функционирования личности следует добавить еще одну — возможности самой личности по самосовершенствованию и саморегулированию своей психики.
Кроме того, характер психики во многом зависит и от того, насколько оптимально сам человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающими людьми, природой и собственным организмом.
Таким образом, психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень подвижны. Основным свойством психики является ее системность и динамизм.
Все формы психических явлений не только взаимосвязаны между собой, но и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от его объекта и условий, может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности.
Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, переживание. вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.
Психические процессы, состояния, свойства, управленческий и исполнительный блоки психики образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.
К сказанному следует добавить, что далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.
Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательною и коллективного бессознательного.
Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами. под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие под влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволоюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.
Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечаюсь выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.
Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.
Коллективное бессознательное. в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу. — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».
Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.
Выделение уровней в структуре психики связано с се сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.
Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/struktura-psihiki.html
Структура психики человека
Наш мозг далеко не до конца изучен, в нем столько завитков, что кажется, ученым всего мира их хватит еще на много сотен лет. Когда Павлов открыл миру глаза на условные рефлексы – это казалось гениальным пределом совершенства, а его последователям это явление не представляет никакого интереса, теперь условные рефлексы достойны лишь школьных учебников по биологии.
Структура психики человека таинственна, но все же кое-что уже известно. Об этих точных данных мы и поговорим.
Структура человеческой психики делится на три основные группы психических явлений:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства.
Психические процессы – это наиболее динамичная и переменчивая часть нашей психики. Психически процессы отражают наружную действительность в виде различных психических явлений. В том числе, это могут быть познавательные явления – мышление, память, ощущение, внимание. Могут быть волевые явления – усилия, храбрость, решения, а также эмоциональные, которые выражаются различными переживаниями.
Понятно, что ни одно из этих явлений, в норме не носит постоянный характер.
Психические состояния – это уже более стабильные составные структуры психики и сознания. Если говорить простыми словами, это ваша активность или пассивность. Она проявляется, к примеру, на работе – сегодня вы с легкостью выполняете ту же работу, над которой терзались весь прошедший день. Это пары: рассеянность – внимание, раздражение – восторг, воодушевление – апатия.
И третья сущность психики и ее структура – это психические свойства. Самая стабильная и устоявшаяся часть нашей психики, отвечающая за качество нашей деятельности на постоянной основе. То есть, это то, что характерно для данного индивида на постоянной основе. Характер, принципы, темперамент, цели, установки, таланты – это все, свойства данной категории.
Биология или социология?
Человек – существо биосоциальное, поэтому любые исследования его психики, не вникая в «обратную сторону медали», являются тщетными. Структура психики и процесс индивидуализации зависят от общества, но, тем не менее, многие психические заболевания имеют генетический (то есть чисто биологический) характер.
Изучением «обеих сторон медали» занимается нейропсихология – наука, которая исследует взаимосвязь анатомического строения мозга с психологической структурой человека. Каковы плоды этой науки: оказалось, что одни и те же дефектные клетки головного мозга могут приводить к разным заболеваниям, а причиной разных психических нарушений могут быть одни и те же клетки. То есть, науке еще есть чем заняться.
Источник: http://womanadvice.ru/struktura-psihiki-cheloveka
Структура психики
В структуру психики включают: психические процессы, психические состояния, психические свойства, психические образования человека.
Психические процесс — течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции, вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями идущими от внутренней среды организма.
Психические процессы подразделяются:
— познавательные – к ним относятся ощущения, восприятия, мышление, память воображение, речь;
— эмоциональные – низшие и высшие (чувства) эмоции, аффект, настроение, фрустрация, стресс;
— волевые – потребности, мотивы, установки.
Психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности, протекают с различной быстротой, интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Психическое состояние – временный уровень работоспособности, отражающий биологические потенциалы человека и придающий его деятельности своеобразный качественный фон; относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности, возникающий под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Виды состояний:
1. Общее психическое состояние.
1.1 Сосредоточенность – рассеянность.
1.4. Активность – пассивность.
1.5. Бодрость – усталость.
1.6. Стресс – расслабленность.
2. Эмоциональное состояние (настроение).
3. Творческое состояние (вдохновение).
4. Фрустрация.
5. Аффект.
Психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Классификация психических свойств (на основе структурной организации)
2.1. Жизненная позиция личности (направленность) — систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека;
2.2. Темперамент — систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности;
2.3. Способности — систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;
2.4. Характер — систему отношений и способов поведения.
Психические образования человека — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.
— Знания — совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законах действительности, в результате изучения проблем, самообразования и жизненного опыта.
— Умения (от ум) — освоенный способ выполнения действия, позволяющий выполнять некое действие по определенным правилам, но это действие еще не достигло автоматизированности.
— Навыки — способ действия, сформированный путем повторения и доведенный до автоматизма.
— Привычки — сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности;
— Установки — неосознанное психологическое состояние, базирующееся на его предшествующем опыте, проявляющееся в предрасположенности к определенной активности в ситуации.
— Взгляды — мнения, суждения, оценка кого-либо, чего-либо.
— Убеждения — представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности.
Содержательными компонентами психики являются:
— профессиональные,
— нравственные,
— политические,
— эстетические,
— правовые,
— экологические и другие знания,
— взгляды,
— убеждения,
— позиции,
— отношения.
Уровни психического отражения:
— досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);
— послесознательный, надсознательный (автоматизмы, установки).
Источник: http://studopedia.ru/2_74023_struktura-psihiki-cheloveka.html
Понятие о психике. Структура психики человека
Этимологически слово “психика” (греч.душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение— это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика—это “субъективный образ объективного мира”.
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов/а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика —это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
психическое отражение углубляется и совершенствуется;
обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
преломляется через индивидуальность человека;
носит опережающий характер.
Структура психики человека
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:
1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные— активные и пассивные переживания; волевые— решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Подпсихическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу:
они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.
Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:
Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,— характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.
3. Методы психологического исследования.
Для решения задач психологии применяются следующие методы:
- лабораторный и естественный эксперимент;
- наблюдение;
- исследование продуктов деятельности;
- анкетирование и тестирование;
- биографический метод;
- психологическое моделирование;
- сравнительно-генетический метод и др.
Метод эксперимента — основной метод психологии; отличается тем, что исследователь специально создает обстоятельства, стимулирующие проявление определенного психического явления. При этом устанавливается влияние отдельных факторов на его возникновение и динамику. Эксперимент проводится столько раз, сколько необходимо для выявления соответствующей закономерности.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Так, для определения объема внимания испытуемого ему с помощью особого прибора (тахистоскопа) предъявляется на очень короткое время (десятые доли секунды) группа объектов (букв, фигур, слов и т. п.) и ставится задача — обратить внимание на значительно большее количество объектов. Полученные результаты статистически обрабатываются.
Вестественном эксперименте сохраняются привычные для данного человека условия его деятельности, но она специально организуется в соответствии с целью эксперимента. Испытуемые, как правило, не знают о проведении эксперимента и поэтому не испытывают напряжения, характерного для лабораторных условий.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия. Целенаправленное научное наблюдение основывается на определенной теоретической гипотезе; оно осуществляется по заранее разработанному плану, а его ход и результаты четко фиксируются.
К методу наблюдения примыкают: метод исследования продуктов деятельности, который позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков; метод анкетирования.
Метод тестирования (англ. test — проба, испытание) — метод диагностики психических возможностей индивида (тех или иных способностей, склонностей, навыков). Широкое распространение тестов началось с 1905 г., когда был предложен тест Бинс-Симона для диагностики развития детского интеллекта.
Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого
Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.
Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.
Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.
В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать бионические модели психической деятельности (например, перцептроны — распознающие системы).
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
Социальная психология использует как методы общей психологии, так и методы социологии — групповой эксперимент, беседу, анкетирование и интервьюирование, изучение документов, включенное наблюдение (путем внедрения исследователя в изучаемую среду), наблюдение в тестовых ситуациях и др. Существуют и специфические методы социальной психологии, одним из них является метод социометрии — измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Графическое изображение этих отношений называетсясоциограммой.
Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется методподставной группы.
Для диагностики социально значимых качеств личности используется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности.
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система приемов и правил исследования, т. е. методика конкретного исследования: выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т. п.
По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.
Источник: http://megaobuchalka.ru/8/5790.html
- 10 вузов для психологов - обучение на психолога
- Лекция 1 - психика это предмет изучения
- Как понять, что ваш психотерапевт не профессионал — The Village - психолог или психотерапевт
- Не давите мне на психику! А - не давите мне на психику
- Психоанализ - Лейбин В - лейбин психоанализ
- Психика присуща - психика присуща
- Психоанализ в психологии - психоанализ в психологии
- Достоинства и недостатки психоанализа - достоинства и недостатки психоанализа
- Камеди Вумен - Сверхдорогой психолог - Тренды Youtube - камеди вумен психолог
- Консультации семейного психолога в Саратове - психолог саратов
Добавить комментарий