Движущие силы и факторы психического развития ребенка — Психология дошкольного возраста — факторы развития психики ребенка

16.04.2019

Трудовая деятельность процесс активного изменения природного мира, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения человеческих потребностей и создания различных благ. Развитие человеческой личности неотделимо от трудовой практики. Преобразующее влияние трудовой деятельности на психическое развитие носит универсальный, многообразный характер и относится ко всем сферам человеческой психики. Изменения показателей различных психических функций выступают в качестве определенного результата трудовой деятельности.

Движущие силы и факторы психического развития ребенка

Движущие силы психического развития ребенка – это побудительные источники развития, которые заключаются в противоречиях, борьбе между отживающими формами психики и новыми; между новыми потребностями и устаревшими способами их удовлетворения, уже не устраивающими его. Эти внутренние противоречия являются движущими силами психического развития. На каждом возрастном этапе они своеобразны, но существует главное общее противоречие – между нарастающими потребностями и недостаточными возможностями их реализации. Данные противоречия разрешаются в процессе деятельности ребенка, в процессе усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, освоения новых способов деятельности. В результате этого возникают новые потребности, более высокого уровня. Таким образом, одни противоречия сменяются другими и постоянно способствуют расширению границ возможностей ребенка, ведут к «открытию» им все новых и новых областей жизни, установлению все более разнообразных и широких связей с миром, преобразованию форм действенного и познавательного отражения действительности.

Психическое развитие происходит под влиянием большого количества факторов, которые направляют его ход и формируют динамику и конечный результат. Факторы психического развития можно разделить на биологические и социальные. К биологическим факторам относят наследственность, особенности внутриутробного развития, натального периода (родов) и последующее биологическое созревание всех органов и систем организма. Наследственность – свойство организмов обеспечивать органическую и функциональную преемственность в ряду поколений, обусловленную оплодотворением, половыми клетками и делением клеток. У человека функциональная преемственность между поколениями обусловливается не только наследственностью, но и передачей общественно выработанного опыта от одного поколения к другому. Это так называемая «сигнальная наследственность». Носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма, являются хромосомы. Хромосомы – особые структуры ядра клетки, содержащие молекулу ДНК, связанную с белками-гистонами и не гистонами. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Совокупность всех наследственных факторов организма называют генотипом. Результатом взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды, в которой развивается индивид, является фенотип – совокупность внешних и внутренних структур и функций человека.

Под нормой реакции генотипа понимается выраженность фенотипических проявлений конкретного генотипа в зависимости от изменений условий среды. Можно выделить диапазон реакций данного генотипа до максимальных фенотипических значений в зависимости от среды, в которой индивид развивается. Разные генотипы в одной и той же среде могут иметь разные фенотипы. Обычно при описании диапазона реакций генотипа на изменение среды описывают ситуации, когда имеется типичная среда, обогащенная среда или обедненная среда в смысле разнообразия стимулов, влияющих на формирование фенотипа. Понятие диапазона реакций также предполагает сохранение рангов фенотипических значений генотипов в разных средах. Фенотипические различия между разными генотипами становятся более выраженными, если среда оказывается благоприятной для проявления соответствующего признака.

Практический пример

Если ребенок имеет генотип, который определяет математические способности, то у него будет проявляться высокий уровень способностей как в неблагоприятной, гак и в благоприятной среде. Но в благоприятной среде уровень математических способностей будет выше. В случае другого генотипа, который обусловливает низкий уровень математических способностей, изменение окружающей среды не приведет к значительным изменениям в показателях математических достижений.

Социальные факторы психического развития являются компонентом средовых факторов онтогенеза (влияние окружающей среды на развитие психики). Среда понимается как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Средовое влияние является существенной детерминантой психического развития ребенка. Окружающую среду принято делить на природную и социальную (рис. 1.1).

Природная среда – комплекс климатических и географических условий существования – влияет на развитие ребенка опосредованно. Опосредующими звеньями являются традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, что во многом определяет особенности системы воспитания и обучения детей.

Социальная среда объединяет различные формы влияния общества. Она оказывает непосредственное воздействие на психическое развитие ребенка. В социальной среде выделяют макроуровень (макросреду) и микроуровень (микросреду). Макросреда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, уровень развития науки и искусства, преобладающая идеология, религиозные течения, средства массовой информации и др. Специфика психического развития в системе «человек – общество» заключается в том, что оно происходит путем включения ребенка в различные формы и виды общения, познания и деятельности и опосредуется общественным опытом и уровнем созданной человечеством культуры.

факторы развития психики ребенка

Рис. 1.1. Средовые факторы психического развития ребенка

Влияние макросоциума на психику ребенка обусловлено в первую очередь тем, что программа психического развития создается самим обществом и реализуется через системы обучения и воспитания в соответствующих социальных институтах.

Микросреда – это ближайшее социальное окружение ребенка (родители, родственники, соседи, педагоги, друзья и др.). Влияние микросреды на психическое развитие ребенка особенно значимо, в первую очередь на ранних этапах онтогенеза. Именно родительское воспитание играет решающую роль в формировании целостной личности ребенка. Оно определяет многое: особенности общения ребенка с окружающими, самооценку, результаты деятельности, творческий потенциал ребенка и др. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладывает основы целостной личности. С возрастом социальное окружение ребенка постепенно расширяется. Вне социального окружения ребенок не может полноценно развиваться.

Существенным фактором развития психики ребенка является его собственная активность, включение в различные виды деятельности: общение, игру, учение, труд. Общение и различные коммуникативные структуры способствуют формированию различных новообразований в психике ребенка и по своей природе являются субъектно-объектными отношениями, стимулирующими развитие активных форм психики и поведения. С самых ранних периодов онтогенеза и на протяжении всей жизни важнейшее значение для психического развития имеют межличностные отношения. Прежде всего в процессе обучения и воспитания через прямое и опосредованное общение со взрослыми осуществляется передача опыта предшествующих поколений, формируются социальные формы психики (речь, произвольные виды памяти, внимания, мышления, восприятия, свойства личности и др.), создаются условия для ускоренного развития в зоне ближайшего развития.

Важнейшими детерминантами развития психики являются также игровая и трудовая деятельность человека. Игра – деятельность в условных ситуациях, в которой воспроизводятся исторически сложившиеся типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность способствует его когнитивному, личностному и нравственному развитию, овладению общественно-историческим опытом, накопленным человечеством. Особое значение имеет сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок берет на себя роли взрослых и выполняет определенные действия с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей посредством сюжетно-ролевых игр способствует интенсивной социализации личности, развитию ее самосознания, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер.

Трудовая деятельность процесс активного изменения природного мира, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения человеческих потребностей и создания различных благ. Развитие человеческой личности неотделимо от трудовой практики. Преобразующее влияние трудовой деятельности на психическое развитие носит универсальный, многообразный характер и относится ко всем сферам человеческой психики. Изменения показателей различных психических функций выступают в качестве определенного результата трудовой деятельности.

Основные факторы психического развития человека имеют некоторые особенности, обусловленные требованиями общества (рис. 1.2).

факторы развития психики ребенка

Рис. 1.2. Основные характеристики факторов психического развития ребенка

Первая особенность связана с образовательной программой определенного социума, которая ориентирована на формирование всесторонне развитой личности как субъекта общественно полезной трудовой деятельности. Другая особенность заключается в множественном эффекте факторов развития. В наибольшей степени он характерен для основных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой), что значительно ускоряет психическое развитие. Третья особенность заключается в вероятностном характере действия различных факторов на психическое развитие по причине того, что их влияние носит множественный и разнонаправленный характер. Следующая особенность проявляется в том, что по мере формирования регулятивных механизмов психики в результате воспитания и самовоспитания в качестве факторов развития начинают выступать субъективные детерминанты (целеустремленность, стремление к реализации поставленных жизненных целей и др.). И наконец, еще одна особенность факторов психического развития проявляется в их динамичности. Для того чтобы оказывать развивающее воздействие, сами факторы должны изменяться, опережая достигнутый уровень психического развития. Это, в частности, выражено в смене ведущей деятельности.

Относительно связи между всеми факторами психического развития ребенка следует сказать, что в истории зарубежной психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое» (рис. 1.3).

факторы развития психики ребенка

Рис. 1.3. Теории проблемы соотношения биологических и социальных факторов развития ребенка в зарубежной психологии

Психическое развитие зарубежными исследователями трактовалось как:

Вместе с тем очевидно, что ребенок рождается как биологическое существо. Его организм является человеческим организмом, а его головной мозг – человеческим мозгом. При этом ребенок рождается биологически, а тем более психологически и социально незрелым. Развитие организма ребенка с самого начала осуществляется в социальных условиях, что неизбежно накладывает на него отпечаток.

В отечественной психологии решением вопроса о соотношении влияния на психику человека врожденных и социальных факторов занимались Л. С. Выготский, Д . Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов и др. (рис. 1.4).

факторы развития психики ребенка

Рис. 1.4. Объяснения детерминации психического развития человека в отечественной психологии

Современные представления о соотношении биологического и социального в ребенке, принятые в отечественной психологии, преимущественно основываются на положениях Л. С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в становлении его развития. Наследственность присутствует в становлении всех психических функций ребенка, но отличается разным удельным весом. Элементарные психические функции (ощущение и восприятие) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие психические функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние биологических факторов. В то же время на психическое развитие всегда оказывает влияние окружающая среда. Никогда никакой признак детского развития, в том числе базовые психические функции, не является чисто наследственным. Каждый признак, развиваясь, приобретает что-то новое, чего не было в наследственных задатках, и благодаря этому удельный вес биологических детерминант то усиливается, то ослабляется и отодвигается на задний план. Роль каждого фактора в развитии одного и того же признака является различной на разных возрастных этапах.

Таким образом, психическое развитие ребенка во всем его многообразии и сложности является результатом совокупного действия наследственности и различных факторов окружающей среды, среди которых особое значение имеют социальные факторы и те виды деятельности, в которых он выступает субъектом общения, познания и труда. Включение ребенка в различные виды деятельности является необходимым условием полноценного развития личности. Единство биологических и социальных факторов развития является дифференцированным и изменяется в процессе онтогенеза. Для каждого возрастного этапа развития характерно особое сочетание биологических и социальных факторов и их динамика. Соотношение социального и биологического в структуре психики многомерно, многоуровнево, динамично и определяется конкретными условиями психического развития ребенка.

Источник: http://studme.org/1414011325757/psihologiya/dvizhuschie_sily_faktory_psihicheskogo_razvitiya_rebenka

Факторы психического развития ребенка

факторы развития психики ребенка

Термин «Психическое развитие ребенка» ассоциирует собой нечто сложное, научное, в чем разобраться могут только специалисты. Хотя на самом деле все проще, и мы попробуем вас в этом убедить.

Факторы психического развития ребенка

Для начала запомните истину: ребенок. даже самый крохотный, – существо социальное. Хотим мы этого или нет, но он будет развиваться под влиянием тех обстоятельств и людей, которые его окружают. То, чем он заполниться, станет его внутренним миром – душой (в пер. с греч. «психо»).

Соответственно, существуют факторы психического развития ребенка. Специалисты выделяют два основных:

  1. Биологический, или по-другому, физиологический
  2. Социальный или коммуникативный.

Ни одним из них нельзя пренебрегать, только в тандеме (заметим, в правильном тандеме) оба эти фактора благотворно могут повлиять на состояние психики ребенка и ее развитие.

От природы не уйдешь

Первый фактор – биологический. Ученые давно склонны к тому, что одним из факторов психического развития ребенка является наследственность. Действительно, вы можете заметить, что в вашем сыне или дочке проявляется темперамент одного из родителей. Говорят: «Весь в папу». Можно согласиться с этим или нет, но до сих пор вопрос остается открытым: как передаются малышу те или иные черты характера. Оставим это на размышление, но станем учитывать тот факт, что какая-то наследственность в любом случае повлияет на ребенка, на развитие его психики.

От общества не скрыться

С первых дней жизни малыш окружен людьми. Вначале это родные, чуть позже круг его знакомств расшириться. В нем появятся дальние родственники, первые друзья. Как он будет чувствовать себя среди этого разнообразия лиц, а главное – характеров? Кто станет для него примером, а кто наоборот?

Вот тут, дорогие родители, основная нагрузка ложится на вас. Основные факторы психического развития дошкольника связаны с тем, как вы себя ведете. что вы говорите. как относитесь друг ко другу и окружающим.

Если мама постоянно нервно кричит, ребенок неизбежно будет крикушей. Если папа называет маму «дура», у сына будет соответствующее к ней отношение. Если в семье царит мир и покой, такие дети свободны в общении, у них нет страха перед обстоятельствами и людьми. Это психика, тонкая субстанция, впитывает образцы.

Большое формирование психики, ее развитие происходит именно в дошкольном возрасте. Любите этот возраст детей, цените его, старайтесь вложить самое доброе и светлое в малыша. Плоды, как хорошие, так и плохие, вы увидите нескоро. Но они будут, не сомневайтесь!

Источник: http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/faktory-psixicheskogo-razvitiya-rebenka.html

Условия гармоничного развития психики ребенка

Ребенок растет и развивается в обществе. Его личность, отношение к жизни зависит от многих факторов. Определено несколько факторов психического развития ребенка: природный, биосоциальный, факторы развития психики ребенкабиологический. Важно учитывать все три, ведь упущение даже в одном аспекте может привести к печальным последствиям для психики.

Формирование нормальной психической деятельности начинается в раннем детстве, практически с рождения малыша. Родителям необходимо сконцентрировать свое внимание на этом, учитывая влияние всех трех основных факторов. Это станет залогом дальнейшей нормальной жизни человека. Психика будет формироваться на протяжении всей жизни, но именно детские годы тут определяющие.

Важность психического развития

Многие ошибочно полагают, что психика — это некое абстрактное, не самое важное понятие. Но здоровый человек здоров с физической и ментальной точек зрения. Теряется одна составляющая — о нормальной жизни говорить уже не приходится. Психические особенности человека влияют на ход всей его жизни:

Поэтому так важно с детства следить за правильным формированием психических механизмов. Чаще всего при нормальном уровне жизни, достаточном общении, хорошей наследственности этот процесс происходит сам собой. Взрослым остается лишь вносить небольшие коррективы.

Основные факторы

Данные факторы являются необходимыми. Обратите внимание: во всех случаях внешняя среда оказывает воздействие на психику. Чаще всего родители безосновательно обвиняют ребенка, приписывая ему лень, нежелание учиться, плохие коммуникативные качества. Но в процессе работы психолога с ребенком и родителями факторы развития психики ребенкавыясняется, что именно из семьи пошли проблемы. Как результат, возможно некое отставание психического развития, мешающее учиться. Или проблемы коммуникативного характера: ребенок не умеет общаться, боится разговаривать со сверстниками, в 12-13 лет еще не имеет друзей или даже приятелей.

Гораздо страшнее, если внешняя среда привела к формированию психических отклонений или заболеваний у ребенка. Детская психика довольно слабая и еще не имеет нормальных механизмов защиты. Внешняя среда, социальные и генетические факторы могут изменить всю жизнь ребенка, если их воздействие будет неконтролируемым.

Обстоятельства развития

Малыш находится в кругу своей семьи. Как вы относить друг к другу, что говорите, как действуете в тех или иных ситуациях — от этого зависит формирование его личности.

Если с ранних лет он видел злобу, агрессию, ненависть в семье, то примет их как единственные верные. Для нормального формирования психики дома должна быть комфортная, безопасная атмосфера.

Биологические факторы

Наследственность и среда, в которой находится малыш, являются одними из важнейших факторов формирования здоровой психики. В плане наследственности, к сожалению, мало что можно предпринять. Это фактор, с которым трудно или почти невозможно бороться. Многие психические заболевания или особенности факторы развития психики ребенкахарактера передаются генетически. Если родители осознают опасность, то им необходимо сразу же обратиться к специалисту за консультацией.

Еще один важный аспект здесь — питание. Скудный рацион ведет к тому, что малыш плохо развивается. Недостаток витаминов влияет на функции мозга, затягивая их правильное формирование. Так же стоит отметить фактор природной среды. Каждый человек нуждается в тепле, сбалансированной пище. Если этого нет, потому что семья живет в труднодоступном районе, на севере, или вынуждена часто переезжать, это оставит отпечаток на психической деятельности ребенка.

Социальные факторы

Человек привык находиться в обществе. Это заложено на генетическом уровне. Общество, окружение, родители, друзья, частота социальных контактов — вот факторы, влияющие на правильное развитие психики. Их влияние очень сильное. Это похоже на историю про Маугли, который жил среди волков и перенял их привычки, стал охотиться вместе с ними, понимать их жизнь.

То же самое происходит с ребенком. Нельзя ограничивать детей в общении: друзья,факторы развития психики ребенка детский сад, школа — все это дает позитивный опыт. Дети развиваются, перенимают от других новые слова, игры, понятия о морали. С другой стороны, от опасного влияния детей стоит ограждать.

Внешняя социальная среда влияет на формирование у ребенка понятия о «правильном» и «неправильном», нормах поведения, общения, жизни в обществе. Научиться этому по книжкам или фильмам невозможно. Живое общение было и остается необходимым. Не только для малыша, но и для человека любого возраста. Иначе теряется связь с реальностью, разрушаются моральные установки.

Таким образом, основные факторы психического развития: биологический (наследственность, состояние здоровья) и социальный (семья, среда, воспитание) – действуют вместе и одинаково важны для становления личности ребенка и оказывают огромное влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Источник: http://rebenkoved.ru/vospitanie/nravstvennoe/usloviya-garmonichnogo-razvitiya-psihiki-rebenka.html

Факторы психического развития детей: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность

факторы развития психики ребенка

Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность, игра и депривация. В данной статье мы рассмотрим первые пять из перечисленных. Действие их наблюдается в комплексе, и на разных стадиях развития ребенка им присваивается разная степень значимости. Факторы психического развития способны оказывать и положительное воздействие на становление личности и негативное. Обладание знанием о данных факторах определяет эффективность правильного понимания действий человека.

Фотогалерея: Факторы психического развития детей: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность

Наследственность

Наследственность — это особая способность человеческого организмаповторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.

От родителей ребенок наследуетродовые признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос и кожи, строениелица, рук, наследственные патологии, особенности темперамента, задаткиспособностей.

Существует вероятность получения отродителей детьми асоциального поведения. В таком случае важно создать ребенкублагоприятную среду, которая сможет на «нет» свести врожденные особенности и снизитьриск их дальнейшего развития. Генетические факторы способны влиять даже наразвитие некоторых психических заболеваний, например, шизофрении.

К счастью ребенок вместе с генами наследует изадатки, то есть потенциальные возможности развития. Они, конечно, не являютсяготовыми способностями к какому-либо виду деятельности, однако было отмечено,что детишки, обладающие специальными задатками, в скором темпе развиваются и достигаютнаиболее высоких результатов. Если ребенку предоставить все необходимыеусловия, такие задатки проявятся еще в раннем возрасте.

Влияние наследственности велико,но не думайте, что оно бесконечно. Гены каждому ребенку достаются случайно и то,как они проявятся, зависит от многих факторов, которые взрослые могут держатьпод контролем.

Среда — это окружающие ребенка общественные, материальные идуховные ценности.

Благоприятной географическойсредой является местность с обилием световых и водных ресурсов, растительного иживотного мира. От этого зависит социализация биологических свойств ребенка.

Благоприятной социальной средой являетсята, где идеи и ценности направлены на развитие творчества и инициативностиребенка.

Существуют факторы преднамеренноговоздействия на ребенка. К ним мы относим, например, строй и политикугосударства, школу, семью и пр. Такиесоциальные факторы, как искусство, культура и СМИ дают ребенку возможностьразвиваться. Прошу заметить, что это всего лишь возможность. Не во всех случаяхона обеспечивает формирование необходимых личностных качеств.

Немаловажное место средисоциальных факторов отводят воспитанию, которое является источником формированияопределенных качеств и способностей ребенка. Воспитание влияет на качества,которые были даны природой, внося в их содержание новую лепту и адаптируя кконкретным социальным условиям.

Огромная роль отводится домашнейсреде. Семья определяет круг интересов, потребностей, взглядов и ценностейчеловека. Семья создает условия для развития задатков, закладываются моральные,нравственные и социальные качества. Социальная и домашняя среда могут оказыватьи отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка: грубость, скандалы,невежество.

Более высокий уровень детского психического развития достигается там,где условия более благоприятные.

Не всякое обучение эффективно, а лишь то,которое опережает развитие ребенка. Дети под руководством взрослых усваиваютдостижения человеческой культуры, чем определяется их движение вперед. Движущаясила психического развития — это внутреннее противоречие между тем, что ужедостигнуто и тем новым содержанием, которым ребенок только собирается овладеть.

Задача обучения – сформировать иразвить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующиевысокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же времяподготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровнюразвития.

Какую роль воспитание играет в психическом развитии ребенкаоднозначно не определит ни один психолог. Кто-то утверждает, что воспитание бессильнопри неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды. Другие полагают,что воспитание — это единственноесредство изменения человеческой природы.

Посредством воспитания можно управлять активностью ребенка ипроцессом его психического развития. Оно участвует в формировании характерапотребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя егоучастия.

Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствуетпринятым общественным нормам и правилам поведения.

Активность — это деятельноесостояние детского организма, которое является обязательным условиемсуществования и поведения ребенка.

Человек — активно деятельное существо, поэтому внешнее воздействиена его психику определяется не прямо, а через взаимодействие со средой, черездеятельность в этой самой среде. Активность проявляется в активациях, поиске,различных рефлексах, воле и актах свободного самоопределения.

Внешние условия и обстоятельства преломляютсячерез жизненный опыт, личность, индивидуальные и психические особенностичеловека. Ребенок как активное существо может самостоятельно менять свою личность,то есть заниматься самоактуализацией, самопостроениеми саморазвитием.

Активность ребенка проявляется в его способностиблокировать/усиливать позитивные и негативные организменные или же средовыеограничения и в способности выходить за рамки заданных условий жизнедеятельности,то есть проявлять инициативу, творчество, поиск, преодолевать что-либо и пр.

Наибольшая активность у ребенка наблюдается впериоды взросления, а потом и в периоды возрастныхкризисов, когда открытие и переоценка своего Я приобретают особую роль.

Источник: http://www.allwomens.ru/18825-faktory-psihicheskogo-razvitiya-detey-nasledstvennost-sreda-obuchenie-vospitanie-aktivnost.html

Детки от 1-3 лет

Факторы психического развития ребенка

факторы развития психики ребенка

Развитие психики ребенка – это естественный и необратимый процесс, отличается оно как качественными, так и структурными совершенствованиями психических функций ребенка.

Установлено, что процесс и результат человеческого развития, как психического, так и физического и вообще развития в целом, определяется совместным действием трех основных факторов развития психики человека.

К факторам психического развития ребенка, а так же развития в целом, относятся: наследственность, воспитание и окружающая ребенка среда.

Как наследственность влияет на психическое развитие ребенка?

Такой фактор развития детской психики, как наследственность, включает в себя специфику нервной деятельности и тип ее работы. Если у родителей малыша есть какие-либо нарушения в нервной деятельности, тут учитываются и патологические заболевания тоже, вызывающие психические расстройства, болезни, такие как, например, шизофрения, могут передаваться детям по наследственности от их родителей.

Отрицательное влияние на развитие психики ребенка оказывают алкоголизм или наркомания родителей. Такое отрицательное предрасположение в последствие будет выражено тем, что у детей будут «вялые клетки» коры головного мозга, в случае если ребенок рожден от алкоголиков. У детей наркоманов будут нарушены генетические структуры.

Всё это приведет к тому, что у малыша будет ослабленная, «расшатанная» нервная система, кроме того, такая неблагоприятная наследственность может, конечно же, быть причиной возникновения препятствий в развитии интеллектуальных способностей. Такие дети будут хуже воспринимать материал, так как психические функции, память и мышление, будут тяжело развиваться.

Мы описали один из факторов развития психики ребенка – наследственность, но он не единственный, далее поговорим о том, как влияет на развитие малыша среда, окружающая ребенка и о воспитание.

Как воспитание влияет на психическое развитие ребенка?

Теперь поговорим о таком факторе психического развития ребенка, как воспитание. Воспитание, как фактор общего развития ребенка, напрямую влияет на развитие его психики. В процессе воспитания мы развиваем ребенка всесторонне гармонично, развиваем в нем навыки той или иной деятельности, приспосабливаем к жизни. По тому же принципу происходит и развитие детской психики.

Для того чтобы психическое состояние ребенка было в норме, и его психика правильно и полноценно развивалась, нужно применять и соответствующие методы воспитания. Ребенок – чистый лист, как говорили наши предки, и мы всего лишь наносим на этот лист правильные контуры.

Конечно, не стоит забывать о влиянии среды и наследственности, но воспитанием действительно можно скорректировать многое в психике ребенка. Воспитывая, мы развиваем такие психические функции ребенка, как память, мышление, восприятие. Последнее напрямую будет зависеть от того, как мы будет воспитывать малыша. Мы даем ему определенные жизненные установки, говорим, что плохо, что хорошо. Мы создаем личность, способную мыслить, чувствовать, осознавать по-своему, индивидуально.

Как окружающая среда влияет на психическое развитие ребенка?

Спросите, влияет ли окружающая среда на развитие психических функций ребенка? Да, безусловно, влияет. Специфика развития детской психики является некоторым результатом воздействия на ребенка социальной среды, в которой он находится.

Его мировоззрение, способы мышления и восприятия напрямую будут складываться под влиянием окружающей его среды, традиций, идеалов и принципов, приемлемых для нее.

Дети должны быть социализированы, в случае, если ребенок оторван от общества или ограничен в этом, они будут полноценно развиваться.

Редакция World-of-parents.ru желает здоровья Вам и Вашим малышам. Не забывайте заботиться и беречь своих деток с первых дней жизни.

Читайте также:

Вы буквально недавно стали мамой? Или вы мамочка со стажем? Присоединяйтесь к нашему сообществу продвинутых родителей и общайтесь с другими такими-же мамочками, как и вы. Делитесь советами и впечатлениями. Добавьте яркие краски и впечатления на материнскую тропу длиною в целую жизнь. Вступить в сообщество.

Источник: http://world-of-parents.ru/3/3-3/957-faktory-psixicheskogo-razvitiya-rebenka

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *