Профстандарт Психолог в социальной сфере | АБиУС — психолог профстандарт

18.11.2018

Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Профстандарт социального психолога

психолог профстандарт

Психолог в социальной сфере оказывает психологическую помощь людям разных возрастов и социальных групп, которые оказались в сложной кризисной ситуации.

На приём к социальному психологу направляют детей из приёмных семей, мигрантов и беженцев, людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством, и многих других, кому требуется помощь в адаптации и социализации.

Безусловно, работа с подобными категориями граждан требует определенного уровня компетентности от специалиста. В частности, профстандарт «Психолог в социальной сфере» выдвигает определенные требования к образованию и обучению социальных психологов.

Общая информация о профстандарте социального психолога

Профессиональный стандарт 03.008 «Психолог в социальной сфере» утвержден Приказом Министерством труда России от 18.11.2013 N 682н.

Профстандарт социального психолога был введен как основа для анализа и реформирования психологического образования и для регулирования трудовых отношений в социальной сфере.

С января 2015 года все работодатели при формировании должностных инструкций и аттестации социальных психологов должны учитывать требования этого профстандарта.

Какая информация содержится в профессиональном стандарте

В этом документе сформулированы основная цель деятельности, трудовые функции, необходимые знания и умения, требования к образованию и обучению социального психолога.

Основная цель деятельности – профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц, психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья).

Какие требования к образованию социального психолога по профстандарту

Согласно профстандарту, на должность социального психолога может претендовать работник, имеющий высшее образование по профилю.

Как мы знаем, психология включает в себя разные направления, в каждом из которых необходимо иметь определенные, узкоспециализированные знания и навыки. Например, социальному психологу необходимо разбираться в психологии общения и межличностных отношений, понимать механизмы социального влияния группы на человека (и наоборот), особенности социального развития, владеть знаниями в области законодательства, регулирующего социальную сферу в нашей стране.

Для тех, кто понимает, что имеющихся знаний профильного образования недостаточно, выбирают обучение по программе профессиональной переподготовки. Профессиональная переподготовка является востребованным направлением подготовки, потому что позволяет получить те знания и навыки, которые непосредственно пригодятся в трудовой деятельности социального психолога.

Для успешного прохождения аттестации действующим социальным психологам профстандарт рекомендует регулярно проходить программы повышения квалификации.

В профстандарте сформулированы требования к опыту практической работы социальных психологов – опыт работы в психологии от двух лет. Есть ещё вариант – волонтерская работа от двух лет. Только обратите внимание, что волонтерская работа должна быть связана с психологией. Например, работа в стационарах с детьми, которые находятся длительное время на лечении. Или психологическая помощь детям-сиротам в детских домах.

К работе социальным психологом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.

Трудовые функции психолога в социальной сфере по профстандарту

Трудовая функция

Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Выявление проблем межведомственного характера в социальной сфере, подготовка предложений по формированию команды специалистов разного профиля для оказания комплексной психологической помощи клиентам

Социальная психология, психология малых групп

Разработка совместно со специалистами другого профиля программ межведомственного взаимодействия

Методология командной работы

Обучение и психологическая подготовка специалистов межведомственной команды

Психология управления, организационная психология

Психологическая оценка эффективности деятельности специалистов межведомственной команды

Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств

Консультирование специалистов межведомственной команды по вопросам оказания психологической помощи клиентам

Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

Техники эффективной коммуникации со специалистами

Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения и т. д.)

Трудовая функция

Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка программ мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Психология кризисных состояний

Определение психологических критериев соответствия среды проживания населения потребностям и возможностям людей

Психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты

Мониторинг психологической безопасности и комфортности среды проживания населения и анализ полученных данных

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

Выделение и оценка психологических рисков, факторов социальной и психологической напряженности

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Обобщение полученных данных и разработка на их основе психологических рекомендаций по минимизации негативных явлений

Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

Подготовка сообщений и публикаций для СМИ по результатам мониторинга

Современные направления молодежных движений

Оценка эффективности работы, проведенной по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Трудовая функция

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения клиентов, в том числе с использованием ресурсов из различных источников

Отечественная и зарубежная социальная психология (современные направления, актуальные проблемы, методы работы)

Создание команды и проведение программ активизации личностных ресурсов клиентов, в том числе на межведомственной основе

Психология зависимости, аддикций, девиантология

Групповое и индивидуальное консультирование клиентов

Возрастные особенности развития личности в разные периоды жизни

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Содействие в создании социально-психологической поддерживающей среды в окружении клиентов

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Работа по психологическому просвещению и привлечению внимания населения к проблемам клиентов

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Трудовая функция

Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки

Методология проведения тренингов

Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов

Возрастная психология, геронтология

Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни

Психология воспитания и педагогики

Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов

Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде

Психология беженцев, мигрантов, маргиналов

Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания

Технологии работы с разными социальными группами

Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов

Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ

Трудовая функция

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам)

Трудовые действия

Необходимые умения

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам

Организационная психология (концептуальные подходы, особенности, виды и т. д.)

Оказание индивидуальной психологической помощи клиентам

Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Проведение тренингов для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т. п.)

Основные теории оказания психологический помощи персоналу организаций (управление, организация, отбор и т. д.)

Проведение психологических тренингов, направленных на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов

Требования к документообороту в области управления персоналом, межведомственного взаимодействия, оказания услуг в социальной сфере

Консультирование клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

Современные стандартные требования к документированию, периодичности, качеству и условиям оказания услуг в психологии

Повышение квалификации клиентов по вопросам психологии социальной работы

Проведение занятий с клиентами по вопросам управления, эффективной организации труда, повышения квалификации

Создание информационного ресурса по психологии социальной сферы и использование его содержания в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам

Трудовая функция

Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов)

Трудовые действия

Необходимые умения

Психологическое обследование (тестирование) кандидатов и подготовка психологического заключения об их возможности стать замещающими родителями

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Составление программ психологической помощи клиентам с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей замещающих родителей и детей, передаваемых в семьи

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Консультирование клиентов по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях

Подготовка детей к устройству в замещающую семью

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Консультирование детей по психологическим проблемам в замещающих семьях

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Компетенции социального психолога по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые функции, социальный психолог должен обладать знаниями по следующим темам:

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

В АБиУС действует программа профессиональной переподготовки «Социальная психология» для желающих получить знания и навыки в области социальной психологии. Программа соответствует требованиям профстандарта «Психолог в социальной сфере».

Обучение по программе позволит профессионально осуществлять организацию и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп.

Срок обучения – 282 ак.ч. (2 месяца).

Выдаваемый документ – диплом о профессиональной переподготовке.

психолог профстандарт

Преимущества обучения в АБиУС для социальных психологов

Источник: http://www.akbiz.ru/publications/profstandart-socialynogo-psihologa

Профстандарт психолога

В Российской Федерации существует специальный реестр профстандартов – документов, которые содержат требования к представителям различных профессий, а также фиксируют функции, возлагаемые на них. Они позволяют сделать выводы о профессиональной пригодности субъекта к работе на определенной должности. Для психологов на данный момент не существует отдельного обобщенного профессионального стандарта. В рамках других федеральных документов действуют профстандарт педагога-психолога, утвержденный 24 июля 2015 года, и психолога в социальной сфере, утвержденный 18 ноября 2013 года.

Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу

Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.

Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.

Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.

К основным функциям педагогов-психологов относят:

  1. Обеспечение психологической помощи субъектам с повышенными потребностями, а также тем лицам, которые испытывают сложности с восприятием общеобразовательной информации в ординарных условиях;
  2. Обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования лицам, ставшим жертвами противоправных действий, а также подозреваемым и виновным субъектам (подразумевается как административная, так и уголовная ответственность).
  3. Определение уровня психологической безопасности и удобства образовательной среды для обучающихся;
  4. Проведение психологических консультаций ученикам в случае необходимости, а также регулярных тренингов и персональных бесед;
  5. Коррекция девиантного поведения и проведение профилактических работ в этом направлении.

Квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Структура профстандарта психолога

Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.

В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:

  1. Общее описание;
  2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
  3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
  4. Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.

Функциональная карта психолога

В первом разделе, называющемся «Общие сведения», в качестве основной цели для психологов-педагогов определена помощь в восприятии образовательного процесса учащимся в образовательных организациях, а также оказание психологической помощи и содействие в развитии и адаптации следующим категориям граждан:

Лицам с ограниченными физическими возможностями;

  • Ученикам, которым трудно дается освоение образовательных программ;
  • Несовершеннолетним в общем;
  • Обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления;
  • Свидетелями преступления или потерпевшим.
  • Основная цель для социальных психологов – это профилактика и коррекция вредных для общества поведенческих проявлений, которые могут наблюдаться как у отдельных индивидов, так и у социальных групп. Также к основной цели относится психологическая помощь представителям уязвимых слоев населения, а также людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. К ним относятся:

    Во втором разделе описаны трудовые функции психолога. В случае с психологом-педагогом, выделяются две категории функций:

    1. содействие в сфере образования;
    2. психолого-педагогическая помощь категориям людей, перечисленным выше.

    Для психолога в социальной сфере есть только одна категория – предоставление услуг психолога людям вне зависимости от их возраста и положения в социуме.

    В разделе третьем подробно расписаны характеристики перечисленных функций. Для всех категорий требования примерно одинаковы. Так, необходимо высшее образование по соответствующему профилю, а также отсутствие судимости. Для психолога в социальной сфере также желательно пройти дополнительные курсы по повышению квалификации. Кроме того, требуется, как минимум, двухлетний опыт работы в похожей должности.

    Последний раздел не содержит никакой принципиально важной информации – в нем указываются организации, которые принимали участие в составлении профстандарта.

    Уровень квалификации психолога

    Для психолога любого профиля определен седьмой уровень квалификации. Это – достаточно высокая квалификация, для получения которой необходимо высшее профильное образование. То есть, окончание курсов психологов или бакалавриата не дает седьмого уровня квалификации. Обязательно нужно полное профильное образование, а для социальной сферы также пригодятся курсы повышения квалификации.

    Профстандарт медицинского психолога

    Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.

    В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.

    У данной специальности очень высокие требования к образованию. Помимо получения высшего образования по соответствующему профилю, необходимо также прохождение ординатуры и интернатуры по специальности психиатра. Кроме того, требуется дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации на протяжении всей трудовой деятельности не реже, чем раз в пять лет.

    Помимо требований к образованию, необходимо получение специального сертификата или же аккредитации специалиста (как и в случае с образованием, по специальности психиатра).

    Должностная инструкция психолога по профессиональному стандарту

    Как уже упоминалось ранее, профессиональный стандарт психолога-педагога не является обязательным. Из-за этого работодатель имеет возможность набрать кадровый состав, соответствующий профессиональному стандарту, опираясь на документальные подтверждения, представленные соискателями, но не обязан делать этого.

    Однако, часто бывает, что работник, имеющий квалификацию, не обладает навыками, прописанными в профстандарте, но уволить его не за что. Есть способ, как закрепить на рабочем месте профессиональный стандарт психолога и расторгнуть трудовые договоренности с таким подчиненным. Для этого составляется должностная инструкция. В ней должны быть прописаны все требования к нанимаемому работнику. Устраиваясь на работу, сотрудник автоматически дает обязательство следовать этому внутреннему локальному документу. Если соответствие профстандарту будет прописано в должностной инструкции в качестве обязательного пункта, то за несоответствие работника можно уволить или применить к нему другого рода санкции.

    Итак, психолог в социальной сфере имеет один профессиональный стандарт, а психолог-педагог – совсем другой. Однако, в разрезе предъявляемых к работникам требований они не очень отличаются друг от друга и оба они носят рекомендательный характер. Впрочем, важно отметить, что профессиональный стандарт – это не просто рекомендация для работодателей, которой можно пренебречь или воспользоваться, а специализированный перечень навыков и умений, на который стоит ориентироваться, чтобы набрать хороший профессиональный штат.

    Источник: http://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/profstandart-psihologa.html

    Медицинский психолог профессиональный стандарт

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г. N 399н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медико-профилактического дела»

    /———————\ | 508 | \———————/ Регистрационный номер I. Общие сведения /————-\ Медико-профилактическая деятельность | 02.002 | __________________________________________________ \————-/ (наименование вида профессиональной деятельности) Код Основная цель вида профессиональной деятельности: Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей : Руководители и старшие должностные лица государственных органов управления и представительств Руководители учреждений, организаций и предприятий Врачи — — (код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование) Отнесение к видам экономической деятельности: Деятельность федеральных органов государственной власти, кроме полномочных представителей Президента Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

    Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинский психолог» (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018)

    Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например: — для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников; — для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников; — для организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников.

    Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.

    Профессиональный стандарт несет в себе преимущества для населения, работников организаций, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием. В соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ, ОК 010-2014 (МСКЗ-08), принят Росстандарта от 12.12.2014 г.

    Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения

    Кроме того, специалисты в сфере здравоохранения также должны соответствовать:

    Однако в последнее время вышеуказанным нормативам пришлось несколько потесниться и впустить на занятую ими нишу новое для российского законодательства понятие – профессиональный стандарт (далее также — профстандарт).

    Подготовлены проекты профстандартов «Медицинский психолог» и «Нейропсихолог»

    «В МГУ, в отличие от всех других университетов, осуществляется 6-летняя подготовка психологов, в рамках которой есть специализация «нейропсихолог», поэтому часть выпускников университета ее получит, знаний для этого у них достаточно. Для других же специалистов необходима (в стандарте это четко прописано) переподготовка либо профессиональная переподготовка, в зависимости от траектории полученного образования», – сказал специалист. Он отметил, что по просьбе Минздрава предусмотрена возможность вхождения в должность нейропсихолога невролога – после получения им соответствующей профессиональной переподготовки.

    Юрий Зинченко добавил, что деятельность психологов и нейропсихологов предусмотрена прежде всего в составе реабилитационных бригад.

    «Необходимость нахождения психолога в мультидисциплинарной команде закреплена нормативными актами и вытекает из логики оказания реабилитационной помощи наряду с неврологами, эрготерапевтами и другими специалистами.

    У медицинских психологов появятся два профстандарта

    По просьбе Минздрава предусмотрена возможность вхождения в должность нейропсихолога невролога, но после получения им соответствующей профессиональной переподготовки. Деятельность психологов и нейропсихологов предусмотрена прежде всего в составе реабилитационных бригад.

    «Необходимость нахождения психолога в мультидисциплинарной команде закреплена нормативными актами и вытекает из логики оказания реабилитационной помощи наряду с неврологами, эрготерапевтами и другими специалистами. Медицинский психолог и нейропсихолог являются неотъемлемой частью мультидисциплинарной команды», – рассказал Юрий Зинченко, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества.

    Специалисты требуют широкого обсуждения профстандартов «Медицинский психолог» и «Нейропсихолог»

    В проектах профстандарта «Медицинский психолог» среди видов деятельности специальности психотерапия не указывается, но в обязанностях предлагаются такие термины, как «немедицинская психотерапия» и «немедикаментозная психотерапия».

    Разработчики проектов должны следовать образовательному стандарту и мировой практике, где имеется только квалификация «Клиническая психология», убежден он. С точки зрения участников опроса, который провела Ассоциация медицинских (клинических) психологов, сомнительны также требования к профессиональной подготовке специалистов.

    Под дискриминацию попадают получившие образование

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТПедагог-психолог (психолог в сфере образования)

    уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Группа занятий: 2320 Преподаватели в средней школе 3310 Преподавательский персонал начального образования 3330 Преподавательский персонал специального обучения 2445 Психологи 3320 Персонал дошкольного воспитания и обучения (код ОКЗ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование) Отнесение к видам экономической деятельности: (код ОКВЭД) (наименование вида экономической деятельности) Обобщенные трудовые функции Трудовые функции код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации A Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных

    Лабораторные новости

    Москва, ул. Ильинка, 21 Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по судебно-медицинской экспертизе со средним медицинским образованием» Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях» Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организациях» Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по гигиене» Об утверждении профессионального стандарта «Рентгенолаборант» Об утверждении профессионального стандарта «Нейропсихолог» Об утверждении профессионального стандарта «Медицинская сестра-анестезист» Об утверждении

    Специалисты требуют приостановить утверждение профстандартов «Медицинский психолог» и «Нейропсихолог»

    Психологов не устраивает и само определение их профессиональной деятельности.

    В прописанной таким образом обобщенной трудовой функции частные трудовые функции приобрели бы внятные и четкие формулировки, считают эксперты. С точки зрения участников опроса, сомнительны также требования к профессиональной подготовке специалистов.

    «С 2000 года в России осуществляется высшее профессиональное образование по специальности «клиническая психология»

    , и стоило большого труда внести ясность о соответствии прежнего и нового наименования этих специальностей.

    Источник: http://27advokat.ru/medicinskij-psiholog-professionalnyj-standart-48094

    Профессиональный стандарт педагога (учителя, воспитателя)

    Комментарий к профессиональному стандарту «педагог»

    Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н утверждены уровни квалификации, применяемые в профессиональных стандартах. Всего их девять. В профстандарте для педагогов используется только два – пятый и шестой.

    У педагогов 8 категорий. Для каждой свой объем навыков:

    Письмом Минобрнауки России от 03.03.2015 № 08-241 разъяснено, что Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» вступление в силу профстандарта педагога перенесено на 1 января 2017 г., поэтому не рекомендуется до указанного срока применять к педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, квалификационные требования, установленные профстандартом педагога (в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации).

    Письмом от 02.11.2015 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов» Минобрнауки России разъяснил следующее:

    в 2016 году в пилотных регионах будет осуществляться апробация профессиональных стандартов в сфере образования;

    график разработки и применения профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015 — 2018 годы утвержден Приказом Минобрнауки России от 27.05.2015 № 536;

    профессиональные стандарты применяются:

    работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

    образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;

    если нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

    Утвержден
    приказом Министерства труда РФ
    от 18.10.2013 N 544н
    действует с 29.12.2013, применяется с 01.01.2017

    Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
    (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 № 422н)

    Регистрационный номер 1

    I. Общие сведения

    Дошкольное образование
    Начальное общее образование
    Основное общее образование
    Среднее общее образование

    (наименование вида профессиональной деятельности)

    Основная цель вида профессиональной деятельности:

    Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

    Преподаватели в средней школе

    Персонал дошкольного воспитания и образования

    Преподаватели в системе специального образования

    Преподавательский персонал специального обучения

    3310Преподавательский персонал начального образования

    Отнесение к видам экономической деятельности:

    Услуги в области дошкольного и начального общего образования

    80.21.1.Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования

    (наименование вида экономической деятельности)

    II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

    уровень (подуровень) квалификации

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    Общепедагогическая функция. Обучение

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

    Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

    Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

    Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

    Модуль «Предметное обучение. Математика»

    Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

    III. Характеристика обобщенных трудовых функций

    3.1. Обобщенная трудовая функция

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    Происхождение обобщенной трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Возможные наименования должностей

    Требования к образованию и обучению

    Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

    Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
    Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
    (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 № 422н)

    Требования к опыту практической работы

    Требования к опыту практической работы не предъявляются

    Особые условия допуска к работе

    К педагогической деятельности не допускаются лица:

    Обобщенные трудовые функцииТрудовые функции

    Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

    Преподаватели в средней школе

    Преподаватели в системе специального образования

    3310Преподавательский персонал начального образования3320Персонал дошкольного воспитания и образования3330Преподавательский персонал специального обучения

    Образование и педагогика

    3.1.1. Трудовая функция

    Общепедагогическая функция. Обучение

    Уровень (подуровень) квалификации

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

    Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

    Планирование и проведение учебных занятий

    Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

    Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

    Формирование универсальных учебных действий

    Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ)

    Формирование мотивации к обучению

    Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

    Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

    Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

    Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Владеть ИКТ-компетентностями:
    общепользовательская ИКТ-компетентность;
    общепедагогическая ИКТ-компетентность;
    предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

    Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

    История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

    Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

    Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

    Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

    Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологийРабочая программа и методика обучения по данному предметуПриоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательстваНормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежиКонвенция о правах ребенкаТрудовое законодательство

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.1.2. Трудовая функция

    Уровень (подуровень) квалификации

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

    Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

    Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

    Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

    Проектирование и реализация воспитательных программ

    Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправленияСоздание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организацииРазвитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизниФормирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной средеИспользование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

    Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

    Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

    Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

    Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

    Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

    Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

    Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимисяВладеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

    История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

    Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

    Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

    Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

    Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

    Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.1.3. Трудовая функция

    Уровень (подуровень) квалификации

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

    Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

    Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

    Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

    Оказание адресной помощи обучающимся

    Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

    Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

    Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

    Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

    Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общенияФормирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

    Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

    Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

    Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

    Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

    Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

    Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихсяВладеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихсяОценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристикФормировать детско-взрослые сообщества

    Педагогические закономерности организации образовательного процесса

    Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

    Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

    Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществОсновные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

    Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

    Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2. Обобщенная трудовая функция

    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ

    Происхождение обобщенной трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Возможные наименования должностей

    Требования к образованию и обучению

    Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

    Требования к опыту практической работы

    Требования к опыту практической работы не предъявляются

    Особые условия допуска к работе

    К педагогической деятельности не допускаются лица:

    Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

    Преподаватели в средней школе

    Преподаватели в системе специального образования

    3310Преподавательский персонал начального образования3320Персонал дошкольного воспитания и образования3330Преподавательский персонал специального обучения

    Образование и педагогика

    3.2.1. Трудовая функция

    Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

    Уровень (подуровень) квалификации

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

    Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

    Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами

    Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста

    Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

    Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями

    Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

    Формирование психологической готовности к школьному обучению

    Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

    Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

    Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

    Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельностиОрганизация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

    Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

    Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

    Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

    Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

    Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

    Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

    Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возрастаОсновные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитанияОбщие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрастеОсобенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрастеОсновы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возрастаСовременные тенденции развития дошкольного образования

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2.2. Трудовая функция

    Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

    Уровень (подуровень) квалификации

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебнойФормирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школеФормирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образованияОбъективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочекОрганизация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассникаКорректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочекПроведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школеРеагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемыСтавить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержанияВо взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образованияОсновные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастовФедеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программДидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологийСущество заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологияхОсобенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2.3. Трудовая функция

    Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

    Уровень (подуровень) квалификации

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мираОпределение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развитияОпределение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихсяПланирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планированияПрименение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общенияСовместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношенияОрганизация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсыПроводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обученияПланировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программойРазрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнениеОрганизовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскуюРазрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современностиОсуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессеИспользовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образованияВладеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованиемВладеть методами убеждения, аргументации своей позицииУстанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работникамиВладеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешенияОсновы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)Программы и учебники по преподаваемому предметуТеория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможностиСовременные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихсяМетоды и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обученияОсновы экологии, экономики, социологииПравила внутреннего распорядкаПравила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2.4. Трудовая функция

    Модуль «Предметное обучение. Математика»

    Уровень (подуровень) квалификации

    Происхождение трудовой функции

    Заимствовано из оригинала

    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценностьФормирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойствФормирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатикиФормирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий примерФормирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действийФормирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например — вычисления)Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогикиФормирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективноФормирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатамСотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.Развитие инициативы обучающихся по использованию математикиПрофессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организацииИспользование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсовСодействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференцияхФормирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихсяПредоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологийКонсультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математикиСодействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового пониманияВыявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данныхФормирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достиженияФормирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальностиВедение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решенияСовместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихсяАнализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассужденияФормировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачиРешать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформацииСовместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же — для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстомСовместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)Организовывать исследования — эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаяхПроводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала

    Владеть основными математическими компьютерными инструментами:

    Квалифицированно набирать математический текстИспользовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихсяОбеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторовОбеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культурыОсновы математической теории и перспективных направлений развития современной математикиПредставление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложенийТеория и методика преподавания математикиСпециальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении

    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2.5. Трудовая функция

    Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

    Источник: http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html

    Проект: В помощь военному психологу

    Страницы

    воскресенье, 1 февраля 2015 г.

    Профессиональный стандарт — ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

    психолог профстандарт

    С 1 января 2015 года работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда применяется профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере».

    Правительство РФ доложило о разработке к 2015 году и утверждении не менее 800 профессиональных стандартов, а также принятии не менее 400 в 2014 году, сообщается на сайте кабинета министров. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», — говорится в сообщении.

    Среди принятых, профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»

    психолог профстандарт

    Ранее газета «Коммерсант» написала, что профессиональные стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более 50% которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2015 года, а с 1 января 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели .

    В сообщении правительства уточняется, что утвержденные стандарты устанавливают требования к квалификации работников и описанию их трудовой деятельности в направлениях атомной промышленности, судостроения, машиностроения, финансов и экономики, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, биотехнологий, социального обслуживания, а также в нефтегазовой отрасли и сквозных видах профессиональной деятельности в различных сферах экономики.

    Профессиональный стандарт — ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

    УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» ноября 2013 г. №682н

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)
    85.3 Предоставление социальных услуг

    Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)- 2446.
    Специалисты в сфере социальных проблем

    Наименование профессионального стандарта — Психолог в социальной сфере

    Регистрационный номер — 12

    Вид профессиональной деятельности.
    Предоставление психологических услуг в социальной сфере

    Основная цель вида профессиональной деятельности — профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки ; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства , находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы)

    Код профессиональной деятельности — 03.008

    психолог профстандарт

    Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

    Обобщенные трудовые функции. Код А
    Наименование — организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп
    Уровень квалификации — 7

    7-й уровень квалификации предполагает высшее образование: магистратура, специалист, аспирантура по направлению «Психология, психолого-педагогическое образование», программы дополнительного профессионального образования, дающие новую квалификацию.

    Трудовые функции. Наименование.
    Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам). Код А/01.7
    Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения. Код А/02.7

    Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию. Код А/03.7
    Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам). Код А/04.7

    Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам). Код А/05.7
    Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов). Код А/06.7

    Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы. Код А/07.7
    Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения. Код А/08.7

    Характеристика обобщенных трудовых функций.
    Возможные наименования должностей — Психолог в социальной сфере. Психолог.

    Требования к образованию и обучению.
    Высшее образование по профилю профессиональной деятельности.
    Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации.

    Требования к опыту практической работы.
    Не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности.

    Особые условия допуска к работе.
    К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

    Дополнительные характеристики.
    Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)
    030300 Психология
    040100 Социальная работа

    Наименование ответственной организации-разработчика
    ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»

    Должность и ФИО руководителя
    Ректор Рубцов Виталий Владимирович

    Наименования организаций-разработчиков
    ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград
    НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», город Москва
    ФГБУ «Институт труда и социального страхования», город Москва
    Администрация города Ступино, Московская область
    НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», город Москва
    ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», Московская область
    Министерство образования Московской области, Московская область
    Детский дом № 59, город Москва
    ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», город Москва

    Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

    3.1.4. Трудовая функция. Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам). Код A/04.7

    Трудовые действия

    психолог профстандарт

    Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки.

    Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства).
    Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов.

    Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни.

    Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов.
    Разработка совместно с другими специалистами и клиентами «дорожных карт» с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде.

    Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников.

    Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания.

    психолог профстандарт

    Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов.
    Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

    Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ.
    Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.

    психолог профстандарт

    Необходимые умения

    Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения. Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов. Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение .

    психолог профстандарт

    Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения. Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентам . Проводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов .

    психолог профстандарт

    Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов. Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам.

    психолог профстандарт

    Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами. Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам.

    психолог профстандарт

    Проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека. Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам. Вести документацию и служебную переписку.

    психолог профстандарт

    Необходимые знания

    Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс
    Методы и методики общей и социальной психологии
    Современные направления молодежных движений
    Психология зависимости, аддикций, девиантология

    Проблемы социализации, нарушений социализации
    Методология проведения тренингов
    Возрастная психология, геронтология
    Психология семьи и семейных кризисов

    Психология воспитания и педагогики
    Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
    Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

    Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.)
    Психология беженцев, мигрантов, маргиналов
    Технологии работы с разными социальными группами
    Документоведение

    психолог профстандарт

    Другие характеристики

    Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте. Соблюдать требования профессиональной этики

    Источник: http://spaceglitter2.blogspot.com/2015/02/blog-post.html

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *