Психика — это что такое? Развитие психики человека — психика что это

30.11.2018
  • Постоянный прогресс, развитие и совершенствование различных характеристик человека, которые происходят при помощи преодоления внутренних противоречий.
  • Постоянное преломление внешнего воздействия сквозь призму ранее сложившихся особенностей восприятия информации посредством психики.
  • Верная интерпретация и отражение реалий окружающего мира. Здесь важно понимать, что субъективная оценка, осмысление и преобразование информации об объективной действительности не отрицают наличие реальности как таковой. Другими словами, вне зависимости от мнения индивида, например, о красном и спелом яблоке, оно таковым и останется, невзирая на другие формы интерпретации данных об этом объекте.

Психика — это что такое? Развитие психики человека

Психика – это характеристика человеческого состояния, особая описательная черта, которая включает в себя множество различных аспектов, вопросов и проблем. В этой статье мы постараемся ответить на некоторые вопросы, связанные с ней. В частности будут рассмотрены определение психики, ее характеристики, функции, свойства, структура и многое другое.

Введение

Психика – это сложный термин, который бытует в таких сферах человеческого познания и деятельности, как философия, психология и медицина. Данное понятие можно трактовать по-разному:

Психика – это определение, которое характеризуется понятиями активности, развития, саморегуляции, коммуникативности, адаптации т. д. Оно тесно связано с всем разнообразием телесных (соматических) процессов. Появление ее отслеживается на определенной биологической стадии эволюции индивида. Человек обладает высшей формой психики – сознанием. Изучает этот феномен психология.

Психическое здоровье – это благополучное состояние, позволяющее человеку реализовать индивидуальный потенциал, решать проблемы, возникающие вследствие влияния стресса, осуществлять плодотворную и продуктивную работу, а также привносить нечто (как положительные, так и отрицательные компоненты деятельности) в жизнь социума – среды обитания. Важно знать, что смысловое содержание термина «психика» не исчерпывается лишь критериями медицины и психологии, но также оно отражает общественный и групповой перечень норм, регламентирующих жизнь человека.

Понятие психики тесно связано с самосознанием, которое представляет собой субъективное восприятие объективного мира вокруг себя. Это отличная форма анализа всех объектов вокруг, которая, так или иначе, отличается от любого другого человека. Она формируется с накоплением и осмыслением опыта. Самосознание определяет для индивида набор потребностей, которые являются жизненно важными, например, потребность в мысли, чувстве, мотиве, переживании, действии.

психика что это

Происхождение и развитие

История науки по-разному старалась определить понятие психики в естественной среде природы. Смена точки зрения изменялась в ходе развития знания человека.

Панпсихизм утверждает, что природа в целом является одушевленной. Биопсихизм считает, что данное свойство характерно для любого живого организма, включая растения (клетки исключаем). Нейропсихистические взгляды говорят нам о том, что психикой обладают только существа с нервной системой. Сторонники антропопсихизма полагают, что этот феномен присущ только человеку, а животные – это «автоматы».

Более современные гипотезы определяют свойства психики и ее наличие в соответствие с набором критериев, которые зависят от способностей определенных живых организмов (например, поисковое поведение). Одной из таких гипотез, получившей признание со стороны множества ученых, является утверждение А. Н. Леонтьева. Он предположил, что объективный критерий психики — это умение организма проявить ответную реакцию на воздействие биологически нейтрального раздражителя. Это свойство называют чувствительностью. Согласно мнению Леонтьева, оно включает в себя ряд аспектов как субъективного, так и объективного характера.

По Леонтьеву, эволюция психических форм разделяется на 3 этапа, среди которых:

  1. Элементарная сенсорная п-ка.
  2. Перцептивная п-ка.
  3. Психика интеллекта.

К. Фабри из трех, вышеупомянутых стадий психики, оставил только два первых. А этап анализа интеллекта он «растворяет» в понятии перцептивной психики.

На первом этапе полагается, что животное может отражать только отдельный ряд свойств, которые связаны с внешним воздействием. Вторая стадия отображает состояние внешнего мира в форме цельных образов по отношению к объектам и субъектам.

Поведение

Психика и поведение – это термины, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под поведением подразумевают определенную форму взаимодействия с окружающим миром. Оно формируется в течение жизни и во много обязано «перехвату» опыта от других субъектов. Поведение может изменяться в соответствие со сменой внутреннего и внешнего ряда факторов, которыми оказывается влияние на субъект. Это черта, характерная животному уровню организации.

Поведение играет важную роль в эволюционном развитии, так как оно обладает приспособительным значением, позволяющим животному избегать каких-либо факторов, способных негативно сказаться на нем. Данная черта свойственна для одноклеточных и многоклеточных живых организмов, однако у последних поведение регулирует нервная система.

Поведение человек может наблюдать и анализировать напрямую. В настоящее время этим занимается множество дисциплин, например: психология, этология, зоопсихология и т. д. Проделывать такие операции с психикой гораздо сложнее.

Еще одним важным понятием, связанным с психикой, является термин «душа».

Под душой подразумевают множество различных свойств человека. Например, религиозные и философские предположения определяют ее как бессмертную субстанцию или нематериальную сущность, которую выражает божественная природа, дающая новые начала для жизни в самом широком смысле. Душа тесно связана с такими понятиями, как мышление, сознание, чувства, воля, способность ощущать и даже сама жизнь. Более рациональное и объективное описание души определяет ее как специфику и совокупность особенностей внутреннего, психического мира человека.

психика что это

Свойства

Свойства психики – особые функции, которые она осуществляет. Среди них выделяют несколько основных:

Свойство психики – рефлексия, как и говорилось ранее, ее главнейшая черта. Если рассматривать конкретно рефлексию, а не вытекающие из нее функции, то можно сказать, что это умение воспринимать мир, переносить события вокруг на самого себя, а также подвергать определенную информацию осмыслению. Это понятие лежит в основе адаптации человека к условиям новой среды или перемене в старой.

психика что это

Функции

Функции психики – это набор выполняемых задач, которые отражают воздействие окружающей реальности на субъект. Также они регулируют особенности поведенческих реакций, деятельность человека и осознание им личного места в мире вокруг.

Отражение воздействия среды, в которую помещен индивид, является одной из основных функций изучаемого термина. Эта задача имеет ряд особенностей, среди которых:

С помощью психики человек создает общую картину реального мира вокруг. Это становится возможным благодаря сбору информации через различные органы чувств, например, зрение, слух, осязание. Также важно учитывать способность человека использовать ресурс воображения.

Еще одной важной функцией психики является регулирование поведения и его деятельности. Эти два компонента живого существа опосредуются именно п-кой. Основанием для такого утверждения служит то, что сбор информации, осознание мотивов и потребностей, а также постановка задач и целей вырабатываются в ходе индивидуального восприятия.

Психика – это также особенность живого существа, включающая в себя функцию осознания человеком индивидуального места в мире. Данная задача позволяет нам адаптироваться и ориентироваться в объективной реальности.

Процессы

Структура психики – это сложная система. Она включает в себя еще одно немало важное понятие — «психические процессы».

Они представляют собой группу особых явлений, которые условно можно выделить из целостной структуры психики. Отделение таких компонентных единиц – это обобщающее разделение без особых категорических отличий. Другими словами – оно сугубо условное. Они появились из-за существования воздействия со стороны механистических представлений об устройстве психики с точки зрения ученых-психологов и психиатров.

Психические явления различают по длительности и делят на три группы: п-кие процессы, состояния и свойства.

Психические процессы выделяются среди всех тем, что они протекают очень быстро и являются кратковременными. Это определенный актуальный отклик на происходящее вокруг.

психика что это

Современные утверждения науки говорят о том, что п-кие процессы, во всем своем многообразии, сливаясь, образуют структуру того, что человек называет психикой. Разделение по психологическим процессам гипотетическое, поэтому весомых аргументов пока не имеет. На сегодняшний день в мире происходит разработка интегративных подходов к психике. Все процессы стараются классифицировать по двум типам: педагогическому и пропедевтическому. Эти две стези должны находиться в рамках меры развития науки.

Веккер выделял 2 уровня организации психических процессов. Первый он связывал с рядом нервных процессов, которые организуются нейронными связями. Они выделяются лишь иногда в сознании личности, так как все происходят на уровне подсознания, поэтому определить их сложно. Второй уровень – это связывание подсознательных процессов с сознательными, их анализ и установление взаимосвязей для создания целой картины.

Человеческая психика взаимно связывает, например, такие процессы, как память, внимание, мышление, восприятие. Существует множество аналогичных способностей нашего мозга. Среди них выделяют: познавательные (ощущения, представления, память, мышление, восприятие, ресурсы внимания, речь и воображение), эмоциональные (чувства, эмоции, устойчивость и восприятие стресса, аффекты) и волевые (борьбе между мотивами, постановка цели и способность принимать решение).

Структура

Структура психики – это довольно сложная система, образованная отдельными подсистемами. Элементы этого понятия организованы иерархически и могут часто изменяться. Главное свойство психики – это целостная форма и системность.

Развитие этой науки позволило создать в ней определенную организацию, которая выделяет в общей структуре такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. Ниже рассмотрим процессы.

Психические процессы происходят в мозге человека и отражают динамически изменяющуюся «картину» явления. Они делятся на познавательные (явление отражения и преобразования информации), регулятивные (отвечают за направление и интенсивность временной организации поведения) и коммуникативные (обеспечивают явление общения между субъектами, а также проявление и восприятие чувств и мыслей).

Понятие сознания

Уровни психики включают в себя несколько основных классификационных «единиц»: подсознание, предсознание, сознание, сверхсознание.

Подсознание – это набор желаний, устремлений и представлений, что вышли из сознания или воспринялись психикой в виде сигнала, но в сферу восприятия сознания не смогли проникнуть.

Предсознание – промежуточное звено между понятием бессознательного и сознательного. Оно существует в виде «потока сознания» — случайного движения мыслей, их осмысление, наличие образов и ассоциаций. Также это уровень представляют эмоции.

Сознание – компонент, включающий в себя каждую высшую п-кую функцию (мышление, ресурсы памяти, воображения, умение представлять и также воля).

Эволюционное развитие психики человека позволило ему создать определение для высшего уровня отражения действительности на этой планете. Это материалистическая позиция, характеризующая одну из форм человеческого мыслительного «начала». Однако история психологии показывает, что проблема сознания была наитруднейшей и наименее разобранной. И даже на сегодняшний день этот вопрос до конца не изучен, и над ним ломают головы множество психологов.

Среди психологических характеристик сознания выделяют:

Сверхсознание – психический ряд образований, которые человек способен в себе сам формировать путем целенаправленного приложения усилий.

Отечественная психология трактует сознание как высшую форму психического отображения объективной реальности. Также это способность к саморегуляции. Тавтология: «сознание в том виде, в котором им обладает человек, доступно в обладании только ему» констатирует, что психическое развитие человека стоит на порядок выше в сравнении с другими животными.

психика что это

Психика – это способность, доступная центральной нервной системе. Ей может пользоваться только человек и некоторые виды сложно развитых животных. При помощи психики мы можем отражать мир вокруг нас и реагировать на изменение условий в среде обитания. Разница между сознанием и психикой заключена в том, что сознание обладает неким высшим уровнем в отличие от психики, форм ее и устройства структуры.

Сознание – это некая, непрерывно изменяющаяся совокупность образов, воспринимаемых умственно и чувствительно во внутреннем мире субъекта. Здесь происходит синтез визуальных и звуковых образов с впечатлениями и воспоминаниями, а также схемами и идеями.

Детская психика

Развитие психики человека начинается еще с детского возраста.

Каждый врожденный рефлекс малыша регулируется рядом нервных центров. Кора полушарий младенца не сформирована до конца, а нервное волокно не укрыто защитной оболочкой. Это объясняет быстрое и резкое возбуждение новорожденных. Особенностью процессов протекающих в таком возрасте, является то, что скорость их развития превышает развитие контроля над телом. Другими словами, зрение и слух формируются гораздо быстрее. Это позволяет образоваться ориентировочным рефлексам и условно-рефлекторным связям.

До четырех лет процесс формирования психики происходит очень активно. Поэтому необходимо уделять в это время наибольшее внимание малышу и подойти к вопросу воспитания крайне ответственно.

Важно помнить, что для психики ребенка весь мир представляется игрой. Потому для него ведущим способом обучения и формирования личности служит подражание, которое будет перенято из поведения взрослых. Необходимо осознавать, что опыт, перехваченный в младенчестве и раннем детстве, может укорениться на уровне подсознания в мозге малыша на всю жизнь. Ребенок семи лет уже обладает выраженным темпераментом. В этом возрасте важно давать ему возможность проводить время со своими сверстниками. Также необходимо определить наклонности ребенка, чтобы определить сферу деятельности, которая позволила бы ему добиться успехов в силу собственной индивидуальности и задатков.

Психические расстройства

психика что это

Расстройство психики – это проблема, задевающая все уровни ее структуры (сознание, подсознание, предсознание и сверхсознание). В широком понимании, это состояние, которое отличается от «нормального». Существуют и более исчерпывающие определения, которые применяются в конкретных сферах человеческой деятельности (юриспруденции, психиатрии и психологии). Расстройства психики не являются отрицательными характеристиками личности.

Противоположным состоянием расстройства является психическое здоровье. Субъекты, которые способны приспосабливаться к жизненным условиям и разрешать различные проблемы, как правило, относятся к здоровым. Наличие сложностей в таких сферах жизни, как установление связей с людьми, решение семейных или рабочих вопросов может указывать на то или иное нарушение психики.

Заболевание такого характера приводит к изменению и нарушению процессов ощущения чувств, мышления и поведенческих реакций. Также бытует мнение о том, что проблемы с психикой вызывают определенные соматические дисфункции организма. Создавать медикаментозные и психологические средства устранения психических проблем возможно только при тесном содействии таких сфер деятельности, как медицина и психология. Надо также не забывать о важности рассмотрения объекта психологии – психики – с различных точек зрения.

Процессы психики нарушены у каждого четвертого-пятого человека на планете. Такими данным располагает ВОЗ. Причиной наличия поведенческих или психических расстройств могут служить различные явления. Сама суть возникновения заболевания не ясна. Специалистами психологии было создано множество способов борьбы с ними и их определения. При наличии определенных симптомов у субъекта, ему нужно обращаться к специалистам.

В настоящее время происходит активная критика отождествления понятий психического расстройства и заболевания. Это вызвано наличием в психиатрии сложного набора критериев для определения характера заболевания (биологический – телесная патология, медицинский – качество условия существования и угрозы жизни, социальный – проблемы в социальной сфере функционирования). Чаще всего выдвигается предположение о том, что психическое расстройство обусловлено наличием проблемы в телесном функционировании части мозга. Основываясь на этом, специалисты на десятом пересмотре Международной классификации болезней утвердили, что вместо 2 терминов («п-кая болезнь» и «п-кое заболевание») можно употреблять понятие «психическое расстройство».

Часто выделяют состояние психики (психиатрические и психические расстройства, а также те, которые лечат психиатры) как условность, носящую конвенциональный, немедицинский тип описания человека. Например, некоторые виды расстройств относятся к патологической практике лишь образно. Такие реакции, которые являются атипичными для обыденной жизни, становятся патологиями. Однако они могут оказываться спасительными и проявляться себя так в условиях определенных экстремальных ситуациях.

психика что это

Формы психики можно различать между собой по типу расстройства. С такой точки зрения классифицируют:

Такие особенности психики, как ее расстройства, позволяют разделять их на различные структурные единицы, которые образуют единый и целый отдел науки. Он описывается в пятом разделе международного классификатора болезней десятого пересмотра и был разработан ВОЗом (на территории РФ ее приняли в 1997 году). Постановления раздела выделяют:

  1. F00 – F09 — органический тип заболевания, включающий симптоматические п-кие расстройства.
  2. F10 – F19 – психический тип расстройств, распространенный и на поведение, связанное с употреблением психоактивных препаратов и веществ.
  3. F20 – F29 – шизофренические, шизотипические и бредовые расстройства.
  4. F30 – F39 – расстройство настроения (аффективное р-во).
  5. F40 – F49 – невропатическое р-во, связанное со стрессами и соматоформными расстройствами.
  6. F50 – F59 – поведенческий ряд синдромов, связанных с физиологическими проблемами, возникшими на основе физических факторов.
  7. F60 – F69 – р-во личности и поведенческих реакций в зрелом возрасте.
  8. F70 – F79 – умственное отставание субъекта.
  9. F80 – F89 – р-во психического «роста».
  10. F90 – F98 – эмоциональные и поведенческие р-ва, начавшиеся в возрасте подростка или ребенка.
  11. F99 – психическое р-во без дополнительного ряда уточнений.

Различные заболевания имеют ряд описательных характеристик, которые выделяют определенные явления в конкретные группы. Например, шизофрению характеризует распад мыслительных и эмоциональных процессов. Такие расстройства характерны тем, что позволяют сознанию субъекта воспринимать нечто «атипичное» для большинства нормой. Это касается в первую очередь опасных проявлений агрессии и жестокости. Шизофрения часто включает в себя слуховые или зрительные галлюцинации. Легкие формы такого заболевания присущи довольно большой части населения Земли, но в таком виде их практически нельзя обнаружить без должного знания. Однако люди с легкой формой шизофрении часто являются творческими натурами и обладают какими-то отличительными чертами.

Источник: http://fb.ru/article/66991/psihika—eto-informatsionnaya-osnova-lichnosti

Психика что это

Психология – современная и многогранная наука. В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психикаэто свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь па непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики – способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, – процессов поведения.

Поведениеэто сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознаниевысший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.

Итак, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов:

2. чувствительность (ощущения),

3. поведение высших животных (внешне обусловленное поведение),

4. сознание человека (самодетерминированное поведение).

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Источник: http://studopedia.ru/18_26899_opredelenie-psihiki-cheloveka.html

Психика

психика что это

психика что это

Психика

Психика – это одна из четырех составляющих нефизических аспектов человеческого существа, наряду с сознанием, разумом и душой. Сам термин произошел от древнегреческого имени Психея (греч.ψυχή – «дыхание», «удар»), которое использовалось в литературном языке в качестве синонима слова «душа». В науку и обиход оно пришло из мифологии.

Известная история повествует о том, как бог любви, Эрот (Эрос), полюбил обычную, смертную женщину. Любовная интрига между ними развивалась, преодолевая предательства, расставание, смертельную опасность. В конце концов, Эрос и Психея воссоединились.

Древние греки видели историю Психеи и Эрота, как аллегорию жизни. Их вспыхнувшая взаимная любовь проходит через тяжелые испытания, и в конце концов Психея умирает, но оказавшись в загробном мире, обретает бессмертие. Ее длинное и опасное путешествие между мирами является символом человеческой души, совершающей нелегкий путь через всю жизнь.

Психее пришлось делать трудный выбор, переживать бурные эмоции, чтобы добиться личностного роста. Поэтому в древнегреческом языке, ее имя стали ассоциировать со словом «душа».

Психика взрослого человека

психика что это

Человеческая психика – это своеобразное отражение мира, прошедшее через призму разума.

Объективная реальность обретает новые очертания, благодаря:

Психика взрослого человека находится в постоянном движении. Она развивается в свете различных событий, под воздействием информации, ее преобразуют различные эмоции, переживания. Влияние на психику оказывает жизненный опыт, прошлое, пережитое.

Обитая в теле, человеческая психика относится к нематериальным категориям. Но она оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, во многом определяя судьбы людей.

Разнообразные функции психики позволяют человеку:

Особенности женской психики

психика что это

Это – не миф. Отличия в психике и поведении мужчин и женщин действительно существуют. Виной тому различие нейрохимических процессов у представителей противоположного пола. Недаром специальный тест на психику позволяет определить пол человека.

Нередко мужчинам кажется, что женщины читают их мысли. Научные исследования показывают, что природа устроила женщин особым образом. Она подарила им чудесную функцию психики – более развитую интуицию, чтобы они могли понимать и обеспечивать жизнь собственному потомству, не полагаясь на вербальное общение.

Особенности психики представительниц прекрасного пола в том, что они не любят конфликты, но не выносят отсутствия реакции собеседника, партнера и т. п. Ученые считают, возможно, это связано с тем, что в процессе эволюции у женщин формировалось особое состояние психики – острая чувствительность к межличностным сигналам, как способ держаться подальше от конфликтов, происходящих на государственном, общественном уровне, в отличии от мужчин. Исследования показывают, что всплеск нейрохимической активности, который происходит в коре головного мозга женщины во время серьезного конфликта, особенно в близких отношениях, находится почти на том же уровне, как при апоплексическом ударе. Возможно, из-за имеющегося опыта в «чтении» чужих мыслей, женщины не могут спокойно выносить пустые обещания, отговорки и долгое молчание.

Еще одной особенностью психики дам является то, что они «заводятся» с пол оборота. На состояние психики женщин влияют объективные факторы:

Насколько процессы психики протекают не одинаково, отчетливо проявляется на примере сексуальных отношений. Для мужчин прелюдия включает в себя все, что случается за пару минут до полового акта. Для женщин она состоит из всего, что произошло за 24 часа до соития.

Женский мозг лучше синхронизирован со словами и звуками, что доказал научный эксперимент, в процессе которого мужчины и женщины должны были слушать чтение вслух. Полученные данные показали, что во время прослушивания у женщин регистрировалась активность мозга в обоих (левом и правом) полушариях, в то время как у мужчин только левое полушарие мозга было активировано.

Это объясняет, почему развитие психики девочек происходит иначе, чем у мальчиков. Они, как правило, учатся говорить раньше, чем мальчики, а впоследствии преуспевают в изучении языков.

Часто говорят, что у женщин наблюдается нарушение психики во время предменструального синдрома. Но это – не совсем верно. Истина заключается в том, что менструальный цикл женщины влияет на состояние ее психики почти каждый день месяца. Потому что изменение уровня гормонов коррелирует с настроением, чувствительностью и уровнем энергии. Однако для большинства женщин верно утверждение, что их психика и поведение изменяются к худшему за 12-24 часов до начала менструального кровотечения.

Женский мозг, как правило, не нуждается в риске. Он не одобряет рискованные поступки своих обладательниц, в отличие от мозга мужчин, особенностью психики которых является жажда экстрима. Ведь они испытывают прилив эндорфинов при столкновении с опасной ситуацией.

Менопауза приводит к тому, что суть психики меняется. К 45 годам женский организм, как правило, в меньшей степени переживает воздействие эстрогена и окситоцина. Это приводит к тому, что дамы менее охотно строят новые романтические отношения, не желают развивать их и стремиться к сохранению, как это было в молодости.

Данное изменение вводит окружающих в заблуждение, относительно развития психики дам «бальзаковского возраста». На самом деле, зрелые женщины склонны в большей степени рисковать и притягивать к себе внимание.

Психика и поведение мужчин

психика что это

Пожалуй, своеобразие, которым обладает структура психики представителей сильного пола, наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с женщинами.

Одни мужчины предрасположены к эмоциональной отдаче в отношениях с противоположным полом, другие не готовы к ней. Эти особенности психики являются неотъемлемой частью личности, будучи результатом пережитого опыта, предыдущих положительных или отрицательных отношений, темперамента и социальных норм. По уверениям различных экспериментов, наблюдений и тестов на психику, шаблоны поведения мужчин, как правило, делятся на пять простых категорий.

К первой относят обязательных мужчин, которых часто называют «человек слова». Они ищут прочных отношений, ценят моногамию, взаимность чувств и дружескую поддержку. Такие мужчины восхищаются, уважают и любят женщин. Им бывает комфортно в отношениях с противоположным полом, когда партнерши оказываются на позиции властителя. Они рассматривают супружество как отношения равных. И высоко оценивают ту важную роль, которую женщина играет в семье.

Развитие психики обязательного мужчины может столкнуться с трудностями, если он будет настолько сфокусирован на семейных ценностях, что перестанет рассматривать партнершу как личность, откажется от романтики в отношениях. Однако, вспоминая и заново открывая индивидуальность женщины, им часто удается восстановить отношения и взаимную поддержку.

Данная категория также включает мужчин, которые чувствуют себя комфортно на второстепенных ролях. Например, если партнерша является основным кормильцем, он не испытывает трудностей, даже оказавшись мужем своей начальницы. Он чувствует себя абсолютно органично и делает все возможное, чтобы оказать поддержку, в качестве помощника в семье.

Другая категория – это мужчины, суть психики которых психологи определяют термином «эмоциональный контроллер». Такие представители сильного пола относятся к своим партнершам, как к нежным цветам, за которыми следует старательно ухаживать, чтобы они радовали и приносили плоды. Они очень гордятся тем, что помогают своим «половинкам» расти и развиваться, до тех пор, пока партнерша понимает и соблюдает четкую роль в отношениях.

Все, что дает эмоциональный контролер или «мужчина-сторож», должно вернуться в несколько ином качестве. Он думает о том, как помочь, доставить удовольствие партнерше. А она должна отвечать благодарностью, заботясь о нем, в свою очередь.

Специальный тест на психику, вероятно, определит в подобном мужчине человека, который предпочитает прогнозируемость, ритуалы. Он за поддержание традиционных ролей в отношениях.

На практике такая модель отношений неплохо зарекомендовала себя, несмотря на то, что некоторым она кажется старомодной. Однако данная конструкция может оказаться довольно хрупкой. Если какие-либо правила эмоционального контролера оспариваются в семье, он может чувствовать себя под угрозой, становясь более жестоким, и даже бывает готов разрушить отношения. Поэтому важно поддерживать равновесие, оптимальный баланс сил, что требует больших усилий от партнерши.

Существует отдельная категория мужчин, с особой формой психики, которые никогда не бывают готовы к длительным, глубоким отношениям с противоположным полом. Зачастую они держатся стайкой, входя в группу парней, которая, как правило, формируется в подростковом возрасте. Но иногда «свободные художники» или «закоренелые холостяки» могут объединяться по интересам с себе подобными на жизненном отрезке от 20 до 30 лет.

Они часто рассматривают мужскую дружбу в качестве основного общения. И считают, что женщины представляют угрозу, оказывая влияние на их психику и стремясь разрушить отношения с друзьями. Идейные холостяки ориентированы на единый образ жизни и поощряют следование данному шаблону среди своих сверстников.

Так как они все же имеют определенные сексуальные потребности (и, возможно, скрытые эмоциональные), которые должны быть выполнены, настоящие «мачо» все же вступают в супружеские отношения с противоположным полом. Но делают это демонстративно неохотно.

Одна из многих трудностей, которые возникают в близких отношениях с носителями данной формы психики, – комплекс мужественности. Они опасаются оказаться недостаточно брутальными, вступив в серьезные романтические отношения. Но с возрастом даже настоящие мачо часто приходят к мысли, что готовы к семейной жизни.

Еще одна распространенная форма психики мужчин – комплекс зависимости от других. Такие люди часто зависят от своих партнерш. Они чувствует себя потерянными, если рядом нет кого-то, кто задает вектор, управляет стремлениями, от кого зависят психика и поведение в повседневной жизни. Иногда зависимый мужчина может страдать комплексом неполноценности, который дополнительно усиливает расстройство психики.

Зависимость этого человека и отсутствие осознания того, что он слишком зависит от кого-либо, часто делают невозможными любые отношения. Он требует, чтобы кто-то заботился о нем эмоционально, а также, возможно, физически. Но эти требования могут показаться невыполнимыми партнеру.

Мужчина, имеющий нарушение психики, в виде комплекса зависимости от других, постоянно ставит себя в положение жертвы, провоцируя ситуацию, в которой он становится отверженным. Интенсивность его собственных потребностей не оставляет возможности обратить внимание на желания других. Он просто не в состоянии определить, когда его партнерша начнет задыхаться в отношениях с ним. Не будучи в состоянии уменьшить свои запросы, он испытывает разочарование в партнере, чувствует себя несчастным, в конце концов уходит или встает на путь измен.

Состояние психики зависимого мужчины зачастую улучшается, по мере того как он получает опыт неудачных отношений. Разрывы дают ему возможность научиться поддерживать свои потребности самостоятельно, несмотря на дискомфорт от одиночества. Отрицательный опыт позволяет почувствовать себя более комфортно в «собственной шкуре», прежде чем попытаться выстроить другие, более гармоничные отношения.

Существуют также мужчины-одиночки. Они могут испытывать страх перед отношениями, не желают переживать боль, становиться уязвимыми, имея негативный опыт в прошлом. Разнообразные расстройства психики, в виде комплексов, являются следствием психологических травм, полученных в предшествующих отношениях. Даже если такой «волк-одиночка» кажется жестким снаружи, он чувствует себя очень хрупким внутри, и поэтому либо категорически уклоняется от отношений, чтобы защитить себя, либо может состоять в отношениях, оставаясь при этом чрезвычайно скрытным, замкнутым.

Он впадает в крайности, чтобы защититься от эмоциональной боли, в том числе, чтобы не оказаться в ситуации, когда он может стать отверженным. При поддержке и последовательности партнерши, он может научиться доверию.

Суть психики мужчины не ограничивается перечисленными моделями. Она гораздо шире, чем скупые характеристики ее особенностей. Однако знание типичных шаблонов мужской психологии, мотивации поведения, помогает лучше понять их.

Абсолютно всем мужчинам, с различными особенностями развития психики, необходимы уверенность и терпение партнеров. Они помогают улучшить отношения.

Детская психика

психика что это

Процессы психики в детском возрасте отличаются от таковых у взрослых. Психика ребенка развивается от рождения до конца подросткового возраста, причем она имеет свои особенности у разных мальчиков и девочек.

В качестве научной дисциплины, с твердой эмпирической основой, детскую психику начали изучать сравнительно недавно.

В 1840 году, Чарльз Дарвин решил вести записи роста и развития одного из своих отпрысков, собирая и систематизируя данные, как если бы он изучал неизвестный вид животных.

Аналогичное, но более сложное исследование, было проведено немецким психофизиологом Тьерри Уильямом Прейером, который в 1882 году опубликовал революционную для психологии работу «Душа ребенка».

В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл создал «Учительскую семинарию», периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике.

В начале ХХ века началась разработка тестов интеллекта и создание специальных клиник для детей, что дополнительно стимулировало развитие отрасли психологии, предметом которой была детская психика.

Ряд известных психологов ХХ века, Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн, дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием психики ребенка, главным образом, с психоаналитической точки зрения. Пожалуй, наибольшее влияние на современную детскую психологию оказал швейцарский ученый, Жан Пиаже. С помощью непосредственного наблюдения и практических действий, Пиаже разработал теорию стадий развития, которые проходит детская психика, приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детском возрасте, охарактеризовав психику ребенка, восприятие себя и мира на каждом этапе обучения.

Сегодня детская психология обладает знаниями, собранными из различных источников. Замечания родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и интервьюирование профессиональными психологами дают много новых материалов о детской психике.

Используются очень разные методы, например, «окно в одну сторону» или зеркальная комната, в которой мальчики и девочки могут свободно взаимодействовать с окружающей их средой или другими, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты на психику, интеллект, а также различные экспериментальные методы оказываются очень полезными для науки, предмет изучения которой – психика ребенка.

Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития психики ребенка, она остается динамичной, меняется по мере приобретения новых знаний и опыта.

Физическое развитие и психика малышей

психика что это

Возраст до 6 лет называют «ранним детством» или «дошкольными годами». Младенцы и дети дошкольного возраста растут быстро. Наряду с физическим развитием, формируется психика ребенка. Карапуз, пухленький малыш, который едва может произносить звуки, вдруг становится выше, стройнее, болтает без устали. Особенно очевидным в раннем детстве является тот факт, что развитие всех умений, навыков, способностей, интегрировано. Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Несмотря на интенсивное физическое развитие детей дошкольного возраста, структура психики в раннем детстве меняется медленнее, она становится более стабильной, в сравнении с динамикой в младенческом возрасте. Однако любые изменения в головном мозге ребенка оказывают важное влияние на физическое развитие в течение дошкольного периода, включая грубую и мелкую моторику.

Пластичная психика ребенка школьного возраста

Дети школьного возраста имеют обостренный интерес к познанию, у них уже сформировано чувство собственного внутреннего мира. Они становятся более опытными «специалистами» в решении проблем.

Школьники учатся думать конкретно, формировать определенные, точные и однонаправленные точки зрения, основанные на реальном и конкретном опыте, а не на абстракции. Старшие дети реже фантазируют, их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от детей дошкольного возраста, школьники обладают гораздо более весомым багажом знаний, который влияет на состояние психики.

Еще Жан Пиаже отметил, что мышление детей существенно меняется на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста способны классифицировать, выделять особенности, последовательно упорядочивать, группировать, в соответствии с логической последовательностью. Они приходят к пониманию причинно-следственных связей и преуспевают в математике и естественных науках. Осмысливают понятие устойчивой идентичности.

Пиаже считал, что предоперационные познавательные способности ограничены эгоцентризмом, неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм нивелируется с возрастом. В школьные годы дети, как правило, осознают, что другие люди имеют свои собственные взгляды, чувства и желания.

Современные исследования развития детской психики часто противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, Robert S. Siegler и некоторые другие когнитивные теоретики объяснили феномен сохранения как медленные, прогрессивные изменения в правилах, которые дети используют для решения проблем, отрицая внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что младшие и старшие дети развиваются постепенно, а не совершая скачки на отдельных этапах.

Кроме того, современные исследователи считают, что психика ребенка часто оказывается гораздо совершеннее, дети понимают гораздо больше, чем предполагают учителя и другие взрослые. Например, в процессе обучения дети младшего школьного возраста могут выполнять многие из тех задач, которые раньше считались реально выполнимыми только для детей старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что возможности и функции психики детей во многом определяются биологическим и культурным влиянием.

Суть изменений психики подростков

психика что это

Большинство подростков достигают в когнитивном развитии стадии формальных операций, которую выделил Жан Пиаже, в возрасте от 12 лет и старше. В этот период они осваивают новые функции психики для манипулирования информацией.

Раньше, будучи детьми, они могли думать только конкретно. На новом этапе развития структур психики подростки учатся думать абстрактно, пользоваться дедуктивными методами. Данная стадия позволяет тинейджерам научиться рассматривать будущие возможности, находить ответы, принимать решения, проверять гипотезы, а также делать выводы о событиях, которые произошли не с ними.

Психическая зрелость наступает вместе с созреванием мозга и расширением взаимосвязей в социуме, который предлагает огромные возможности для жизненных экспериментов. «Мирской» опыт играет большую роль в достижении духовного роста. Исследования показывают, что абстрактному мышлению и навыкам критического рассуждения можно обучить.

Согласно теории Роберта Стернберга, интеллект состоит из трех аспектов:

Компонентный аспект интеллекта дает возможность использовать внутренние возможности обработки информации, искать решение проблем, оценивать результаты. Подростки с развитым критическим аспектом успешно проходят стандартизированные тесты на интеллект.

Эмпирический аспект интеллекта обеспечивает эффективное обучение новым навыкам. Другими словами, это возможность сравнить старую и новую информацию, сопоставлять факты вместе. Тинейджеры с развитым проницательным интеллектом хорошо справляются с усвоением новой информации и быстро учатся решать новые задачи в автоматическом режиме.

Контекстный аспект интеллекта позволяет применять знания на практике, в том числе с учетом социальных, культурных и исторических контекстов. Подростки с развитым ситуативным аспектом интеллекта:

Еще одними аспектами развития психики подростка являются нравственное развитие и способность рассуждать о правильном и неправильном. Известный американский психолог Лоренс Колберг предложил теорию нравственного развития, состоящую из трех уровней и шести этапов:

Нравственное развитие подростка зависит, в частности, от проявлений эмпатии, стыда и чувства вины. По мере созревания структур психики, ребенок обретает способность взвешивать последствия поступков и слов, в свете собственных интересов и интересов окружающих. Подростки, как правило, демонстрируют традиционную мораль, становясь старше, хотя некоторым из них может потребоваться больше времени, чтобы получить опыт, необходимый, чтобы сделать переход из детства во взрослую жизнь

Исследования, как правило, поддерживают модель Колберга. Тем не менее, его теория была подвергнута критике по нескольким пунктам. По мнению некоторых экспертов, модель страдает однобокостью, так как больше подходит для характеристики развития психики образованных людей. Кроме того, некоторые подростки могут переживать регресс психики, в силу семейных факторов, негативного влияния среды.

Феномен человеческой психики

психика что это

Раньше ее называли словом «душа». Но постепенно в науке и в обиходе его заменил термин «психика», который включает весь субъективный мир, объединяющий:

Великий психоаналитик Карл Юнг когда-то сказал: «Психика является величайшим из всех космических чудес». И остается недостаточно изученной.

Современный человек порой упускает из вида тот факт, что общение с миром невозможно без психики. Человечество застыло на первой ступени осознания важности процессов психики для создания житейского опыта, представлений людей о мире и себе самих.

Не зная той роли, которую играет психика человека, люди иногда фантазируют, моделируя мир таким образом, чтобы поставить ее в основу мироздания. Однако зачастую человек не осознает ключевую роль, которую играют психика и сознание, оказываясь в состоянии внутреннего отрыва от внешнего мира.

Меж тем, внешний мир можно представить, как холст, на котором мозг и психика воспроизводят самые причудливые формы, являясь его отражением. Внешний мир, а также психика и сознание, представляют единство, в котором каждый элемент является продуктом другого.

Мир проявляется в человеческом сознании, и суть психики заключена в отражении окружающей действительности и собственной оценке. Объективная реальность и психика человека вместе образуют единство, напоминающее замкнутый круг. Одна составляющая создает другую, сама формируясь под ее влиянием.

Мозг и психика

психика что это

В настоящее время существуют две отдельные модели, используемые для описания существования человеческой психики. Религиозная модель считает, что психика человека – это «душа». Данная концепция также поддерживает идею о том, что душа не зависит от тела и существует как до, так и после того, как заканчивается земное существование. Вторая модель, известная как светская, относится к психике как к «разуму». Согласно научной концепции, психика действует как продолжение тела, реагирует на функции мозга и внешние раздражители

Разум объединяет умственные способности человека:

Мозг и психика работают сообща. Кора головного мозга, напоминающая сложный лабиринт, хитросплетение борозд и извилин, покрывает его поверхность. Любые внутренние и внешние сигналы поступают в этот центр управления организмом, где осуществляется их анализ и синтез. В проекционной коре, которая связана с ассоциативной областью и подкорковыми структурами, протекают важные процессы управления различными функциями организма.

Определенные участки коры отвечают за:

В том числе, процессы психики осуществляются посредством сложной мозговой деятельности.

Все зоны коры условно разделяют на три блока.

Первый называют «энергетическим блоком». Он не занимается приемом и сортировкой информации, но обеспечивает эти процессы, поддерживая кору в оптимальном тонусе. Благодаря его работе, человек может концентрировать внимание. Блок тонуса в коре обеспечивает активность психики и сознания. Если происходят какие-либо нарушения, и энергетический блок не справляется со своими задачами, человек может испытывать чрезмерное возбуждение или наоборот, апатию, невероятную усталость. А существенный сбой в его работе может привести к потере сознания и даже к коматозному состоянию.

Второй объединяет несколько областей коры, отвечающие за работу органов чувств и управление движениями:

Если существуют нарушения в одной из этих зон, они закономерно оказывают влияние на психику.

Третий блок контролирует поведение людей. Он объединяет зоны коры больших полушарий головного мозга, прежде всего передние. Лобные доли обеспечивают сложные действия людей, отвечают за психику и поведение. Если они работают с нарушениями, человек испытывает трудности:

Человеческий мозг и психика людей таят множество загадок. В частности, известно, что хотя определенные зоны мозга оказывают влияние на психику, нет каких-либо оснований утверждать, что они действуют изолированно. Влияние их всеобъемлющее. Свидетельством служит тот факт, что если происходит повреждение головного мозга в определенной области, у разных людей оно может приводить к неодинаковым расстройствам психики. И наоборот: разнообразные нарушения психики могут быть ассоциированы со сбоями в работе отдаленных друг от друга зон коры головного мозга.

Не только кора головного мозга влияет на сознание и психику. Они, в свою очередь, оценивают мозговые функции и управляет высшей нервной деятельностью.

Психика и сознание

психика что это

Два понятия являются родственными, пересекающимися. Психика и сознание включают взаимосвязанные явления. Однако психика является более широким термином, который объединяет сознание, память и когнитивные функции. А сознание – является высшей формой психики. Это – бодрствующее состояние (без сновидений или комы), позволяющее оценивать реальность.

Психика является термином, который существует в обиходе, обсуждается в философии и используется в клинической психологии. Он, как правило, объединяет:

Развитое сознание способно обнаружить расхождения между воспоминаниями и действительностью, а также корректировать искажения реальности с помощью ума. Поэтому психика является самым ценным фактором для развития сознания.

Структура психики

психика что это

Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что человеческая личность состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). По мнению Фрейда, три аспекта психики человека формируются на разных стадиях развития личности. Идентификатор импульсивен и требует немедленного удовлетворения, в то время как Эго помогает соотносить свои требования с реальным миром. Супер-эго включает в себя ценности и нормы окружающего мира.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о личности, поведение людей является результатом взаимодействия друг с другом трех уровней психики:

Карл Юнг доработал описание структуры психики, включив в число прочих элементов коллективное бессознательное состояние. Он считал, что психика – не только продукт среды обитания: она присуща человеку с рождения.

Процессы психики

Человеческая психика имеет две основные функции:

Будучи «хранилищем» впечатлений о мире и о себе, психика выступает в качестве связующего звена между физическим (телом) и духовными аспектами (разум, душа) человеческого существа, а также служит в качестве моста между другими людьми. Она представляет собой динамичную конструкцию, которая постоянно меняется, благодаря различным процессам, протекающим в психике.

Все психические процессы условно разделяют на три вида:

В других классификациях, оставляя познавательные процессы в качестве первого вида , опускают
коммуникативные, считая их частью волевых и эмоциональных процессов, которые выделяют в
две отдельные группы.

Они протекают в неразрывной связи, обеспечивая саму возможность существования друг друга.

Состояния психики

психика что это

Психика может иметь различные состояния в разное время. Если представить ее в виде зеркального шара, качество изображения реальной картины будет зависеть от количества и свойств отражающих элементов на его поверхности. Шар с меньшим количеством зеркал дает простой образ реальности. В то время, как шар со множеством зеркал дает весьма сложный образ реальности.

Очевидно, что «продвинутая» психика способна представлять действительность более сложный, но с другой стороны, она более склонна к составлению картин из искаженных образов реальности, в силу многих факторов.
Степень искажения, в определенный момент времени соответствующая тому или иному
состоянию психики, оказывает влияние на различные психические процессы, протекающие в организме.

Состояния психики различают по многим свойствам, в том числе по:

Все они постоянно меняются, оказывая влияние на поведение людей, заставляя поступать, думать и говорить определенным образом, а не иначе.

Свойства психики

психика что это

Среди свойств человеческой психики выделяют:

Влияние на психику

Человеческая психика постоянно меняется под влиянием многих факторов:

Влияние на психику извне можно оказывать в виде:

Классическим примером использования всевозможных способов воздействия на психику человека является религия. Абсолютно все концессии активно эксплуатируют весь арсенал методов влияния. Архитектура, музыка, живопись, скульптура, благовония, освещение, цветовая гамма, тексты молитв, ритуалы производят впечатление, вызывают яркие эмоции, оставляют особый след в душе, изменяют психику.

Нарушения психики

психика что это

Сильное искажение реальности может привести к состоянию, в котором основные функции психики временно не будут исполняться, а значит реальность не будет восприниматься объективно и поведение человека станет неадекватным. В этом случае речь идет о нездоровье психики, а значит организма в целом.

В отличие от физического здоровья, здоровье психическое определяется отсутствием не только психоэмоциональных расстройств, связанных с повреждением мозговых структур, но и поведенческих расстройств, формирующихся в силу характера, темперамента и т. п., под влиянием экономических, бытовых и прочих факторов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения выделяют несколько критериев, определяющих состояние здоровья психики:

Известный американский социолог Толкотт Парсонс в середине прошлого века охарактеризовал психическое здоровье, как способность человека выполнять определенные роли в социуме. Он считал что это понятие относительно, так как ограничивается групповыми и общественными законами и нормами. А нарушения психики, с точки зрения физиологии, даже при наличии
определенных патологических симптомов, позволяют человеку полноценно жить, если
они не вступают в конфликт с общественными нормами, ценностями, моралью.

Классификация расстройств психики

психика что это

Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что у двух из десяти человек на Земном шаре наблюдаются расстройства психики, при которых люди не в состоянии выполнять определенные задачи в личной и семейной жизни, в трудовой и общественной деятельности. По различным оценкам, один ребенок из 12-20 детей имеет нарушения психики.

Специалисты считают, что расстройства нельзя отождествлять с психическими заболеваниями, так как они не всегда связаны с физическими нарушениями. Поэтому современная международная классификация болезней (МКБ-10) оперирует термином «психическое расстройство».

Согласно данной классификации, все расстройства психики делят на следующие:

Кроме того, в зависимости от внутренних и внешних факторов, нарушения психики могут рассматривать в рамках двух типов психических расстройств:

Самым распространенным расстройством психики является депрессия.

Аффективные расстройства

психика что это

Они связаны с эмоциональными процессами психики. О расстройствах настроения или аффективных идет речь, если человек испытывает гипертрофированные, неадекватные по интенсивности эмоции во время печальных или радостных событий. Жалуется на частые и очень резкие перепады настроения.

К расстройствам настроения или аффективным относят:

Тревожные расстройства

Нередко расстройство психики может выражаться в том, что человек оказывается не в состоянии правильно расценивать опасность. Здоровая психика осознает угрозу, но не позволяет страху овладеть собой. Патологически измененная психика не только поддерживает искажение реальности, но и усиливает погрешность, заставляя человека испытывать панику, ужас, которые
нередко сопровождаются тахикардией (учащенное сердцебиение), усиленным потоотделением и прочими неприятными симптомами.

В этом случае диагностируют один из типов тревожных расстройств:

В таких случаях нередко требуется помощь извне (медикаментозные и
немедикаментозные методы), чтобы вновь оптимизировать мыслительные процессы, и
заставить сознание здраво осмысливать угрозы.

Психотические расстройства

психика что это

К данной группе расстройств психики относятся шизофрения и прочие нарушения, которые
характеризуются бредом, галлюцинациями (в виде слуховых, зрительных образов).

Психотические расстройства считаются одними из самых тяжелых, опасных для
самого человека и общества.

Различные формы зависимости психики

Очень часто люди оказываются не в состоянии бороться со своими желаниями, даже если они могут нанести вред окружающим или им самим. Если такие устремления становятся постоянными, речь идет о маниях или психических зависимостях, под воздействием которых ломаются судьбы, прерываются социальные, трудовые и семейные отношения и связи.

Ярким примером подобных нарушений психики является игромания. Под ее влиянием человек порой идет на неоправданные риски, лишается денег, работы, семьи, а иногда и жизни.

Диагностика нарушений психики: тесты и пр.

психика что это

Психика людей развивается, в зависимости от совокупности различных факторов:

Ее состояние подвержено влиянию стрессов, которые оставляют свои отпечатки
и приводят к разнообразным последствиям. Примером может служить катастрофа или
теракт, которые пережила группа людей. Кто-то из них может справиться с сильным потрясением, другой получает настолько глубокую психоэмоциональную травму, что она вырастает в расстройство психики.

Различные отклонения в поведении, настроении, образе мыслей людей, вступающие в диссонанс с принятыми обществом моральными установками, культурными нормами могут свидетельствовать о нарушениях психики. Для них характерны следующие патологические симптомы:

Нередко на психическое расстройство указывают жалобы на нарушения физического здоровья. При этом патология внутренних органов отсутствует либо имеет неспецифические симптомы.

Так как человек с психическим расстройством не адекватно оценивает окружающий мир и себя самого, как элемент реальности, нередко он не осознает проблему. Симптомы и клиническую картину нарушения психики может оценить только специалист.

Психиатры, психологи и психотерапевты для скрининга расстройств используют различные диагностические тесты психики или психологические опросники самооценки. Они содержат вопросы, касающиеся симптомов предполагаемого нарушения, которые помогают выявить изменения в поведении и психологии, продемонстрировать интенсивность и частоту проявления симптомов расстройства.

Восстановление нормальных функций психики

В России лица, имеющие расстройства психики, наблюдаются в диспансерах психоневрологического профиля. Для лечения психических нарушений используют медикаментозные и немедикаментозные методы.

Впервые медикаментозное лечение пациентов с нарушениями психики было проведено в середине прошлого столетия, во Франции, посредством хлорпромазина. Сегодня существует большое количество антипсихотических препаратов, которые может назначить только специалист, так как каждый из них имеет свои показания, противопоказания и побочные эффекты.

Существует три основных вида психотерапевтического воздействия:

В большинстве эпизодов, психическим расстройствам сопутствуют соматические заболевания, которые также должен диагностировать и лечить врач.

Источник: http://illnessnews.ru/psihika/

Виды психологических расстройств и их признаки

Психологические расстройства представляют собой различные разлады психики человека, обусловленные рядом биологических, социальных или психологических факторов. Подверженные психическим расстройствам индивиды не могут приспособиться к существующим условиям жизни, самостоятельно решить свои проблемы. Таким людям бывает трудно восстановиться после выпавших на их долю неудач. В их мышлении, поступках и поведении есть признаки неадекватности.

психика что это

Что такое психологическое расстройство?

Психическое расстройство — это болезненное состояние, для которого характерны различные деструктивные изменения в психике индивида. Есть немало нарушений психики, но все они проявляются по-разному. У индивидов, подверженным психологическим расстройствам, появляются абсурдные идеи, они неадекватно мыслят, ведут себя, неправильно реагируют на различные события. Некоторые виды психических заболеваний вызывают соматические нарушения.

Болезни психики чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Это связано с большим числом провоцирующих факторов у представительниц слабой половины человечества (беременность, роды, климакс).

В состоянии психического расстройства индивид, в отличие от здорового человека, не может справиться с обыкновенными бытовыми проблемами, выполнять должным образом свои профессиональные задачи. Нарушения психики сказываются на мыслительной, умственной способности индивидуума и на поведении.

Виды психологических расстройств

Виды и характеристики психических расстройств:

  1. Органические психические нарушения. Вызваны, как правило, органическими болезнями мозга. Нарушения психики возможны после сотрясения мозга, ушиба головы, инсульта, разного рода системных заболеваний. У индивида наблюдаются деструктивные изменения, негативно влияющие на память, мышление, а также появляются галлюцинации, бредовые мысли, перепады настроения.
  2. Психические и поведенческие дисфункции, связанные с употреблением спиртных и психотропных препаратов. Нарушения вызваны приёмом психоактивных веществ, которые не являются наркотиками. К ним относятся снотворные, седативные, галлюциногенные препараты.
  3. Шизофрения, шизотипические и бредовые состояния. Психические заболевания, сказывающиеся на психоэмоциональном состоянии личности. Индивид совершает нелогические поступки, он невменяем, не понимает, что происходит вокруг. У индивидуума снижена работоспособность и социальная адаптация.
  4. Аффективные расстройства. Болезнь приводит к ухудшению настроения. Проявления нарушения: биополярное аффективное расстройство, мания, депрессия, циклотимия, а также дистимия и другие.
  5. Нарушения психики, спровоцированные стрессовой ситуацией. Неврозы, приступы паники, боязни, фобии, постоянный стресс, паранойя. У индивида возникают страхи к различным предметам или явлениям.
  6. Поведенческие нарушения, вызванные физическими и физиологическими факторами. Различные нарушения психики, связанные с едой и употреблением продуктов питания (переедание, анорексия), а также проблемы со сном и сексом.
  7. Поведенческие, а также личностные расстройства зрелого возраста. Проблемы с половой идентификацией, сексуальные расстройства (педофилия, садомазохизм), патологическая зависимость от азартных игр, вредные привычки.
  8. Умственная отсталость. Врождённое состояние, проявляющееся задержкой развития личности. У индивида ухудшается мыслительный процесс, память, адаптация в социуме. Нарушение развивается вследствие генетической предрасположенности или проблем во время беременности и родов.
  9. Нарушения в психологическом развитии. Проявляются в виде проблем с речью, замедления общего развития индивида, задержке моторных функций и пониженной способностью к учению. Проблемы появляются в раннем детстве и связаны с поражением мозга.
  10. Детские и подростковые психологические расстройства. Нарушения, которые характерны для детского и подросткового возраста. Непослушание, гиперактивность, агрессивность, проблемы с концентрацией внимания.

У 20 процентов земного населения на протяжении жизни появляются расстройства, связанные с разного рода фобиями. Правда, страх порой возникает как реакция на угрожающую обстановку. Ещё одним распространённым нарушением психики является депрессия. Она возникает у 7 процентов женской половины населения земного шара и у 3 процентов мужской. Хотя бы раз в жизни каждый житель планеты страдает депрессией.

Часто встречающимся сбоем в мышлении и поведении человека является шизофрения. Люди, подверженные этому заболеванию, нередко находятся в депрессивном состоянии и стараются отгородиться от общественной жизни.

Психические нарушения зрелого возраста проявляются в виде алкогольной зависимости, сексуальных отклонений, иррационального поведения. Правда, многие из них продиктованы психологическими травмами детского и подросткового периода.

Симптомы психических расстройств

Основными проявлениями всевозможных психических расстройств являются нарушения мыслительной активности, психоэмоционального состояния, поведенческих реакций, которые существенно выходят за рамки существующих порядков и этических норм. У людей, которые страдают психологическими расстройствами, имеются различные нарушения физического, когнитивного, эмоционального характера. Например, человек может чувствовать себя слишком счастливым или, наоборот, обездоленным, что не совсем согласуется с происходящими вокруг него событиями.

Различного рода психические заболевания имеют свои характерные особенности. Клинические проявления одного и того же расстройства у разных людей могут разниться. В зависимости от тяжести состояния индивида и нарушений в его поведении выбирается определённая тактика терапии.

Основные симптомы психических расстройств:

1. Астенический синдром.

У индивида наблюдается сильная утомляемость, истощение, понижение работоспособности. Для данного состояния характерна неустойчивость настроения, повышенная раздражительность, сентиментальность, слезливость. Астения сопровождается постоянными головными болями, проблемами со сном. Астенический симптом наблюдается при разнообразных психических нарушениях, а также после перенесённых инфекционных заболеваний или при утомлении.

2. Навязчивость.

У людей независимо от воли возникают навязчивые переживания, тревоги, страхи, фобии. Неоправданные сомнения изводят индивида. Он терзает себя беспочвенными подозрениями. Соприкасаясь с пугающей ситуацией или явлением, человек испытывает нервное напряжение. Навязчивые страхи заставляют индивида иррационально действовать, например, боясь микробов постоянно мыть руки.

3. Аффективный синдром.

Проявляется в виде стойкого изменения настроения (депрессия, мания). Данный симптом обычно встречается вначале психического заболевания. Впоследствии остаётся преобладающим на протяжении всей болезни или усложняется другими расстройствами психики.

Депрессия характеризуется чувством подавленности, понижением физической активности, болью в области сердца. В этом состоянии индивид говорит медленно, плохо мыслит, не может понять суть прочитанного или услышанного. У индивида появляется слабость, вялость, заторможенность. Во время депрессии человек испытывает чувство вины, отчаяния, безысходности. Порой у индивида возникают суицидальные мысли.

Маниакальное состояние, наоборот, характеризуется повышенным оптимизмом, весёлостью и беззаботностью. У человека появляется огромное количество планов и идей. Он слишком оживлённый, подвижный, говорливый. В маниакальном состоянии люди испытывают избыток энергии, творческий подъём, повышение интеллектуальной деятельности и работоспособности. Однако впоследствии гиперактивность может привести к необдуманным, неадекватным поступкам, что сказывается на состоянии индивида. На место весёлого настроения приходит злость и вспыльчивость.

4. Сенестопатия.

Проявляются в виде неприятных ощущений по всему телу. Человек чувствует покалывание, боль, жжение, стягивание, однако все эти симптомы не связаны с внутренними болезнями органов. Индивиду кажется, будто его горло сдавливает какая-то сила или под рёбрами что-то шуршит.

5. Ипохондрический синдром.

Человеку постоянно кажется, будто он чем-то болен. Индивид чувствует неприятные ощущения, хотя на самом деле никаких патологий у него не наблюдается. Ипохондрия нередко развивается на фоне депрессивного состояния.

6. Иллюзия.

Когда у индивида возникают иллюзии, он реальные вещи воспринимает ошибочно. Такое зрительное расстройство может быть вызвано особенностями освещения или другими оптическими явлениями. Например, под водой все вещи кажутся больше, чем в реальности. В тёмную пору силуэты предметов можно принять за монстров.

7. Галлюцинация.

Нарушения психики приводят к тому, что индивид видит, слышит и чувствует то, чего не происходит в реальности. Галлюцинации могут быть зрительными, обонятельными, слуховыми, тактильными. Слуховые бывают различными по содержанию: индивид слышит чей-то голос или беседу несуществующих людей. Голоса в голове могут отдавать приказы, заставлять что-то сделать, например, убить, молчать, куда-то уехать. Зрительные галлюцинации приводят к тому, что индивид какое-то мгновение видит предметы, которые реально не существуют. Обонятельные заставляют чувствовать запах гниения, продуктов или одеколона. Тактильные вызывают неприятные ощущения.

8. Бредовые расстройства.

Бред есть основным признаком психоза. Индивид строит свои умозаключения на оторванных от действительности фактах. Его тяжело разубедить в неправильности его идей. Человек находится в плену своих бредовых фантазий и убеждений, постоянно старается доказать свою правоту.

9. Кататонический синдром.

Проявляется в форме двигательной заторможенности, ступора или, наоборот, сильного возбуждения. Во время оцепенения индивид не способен двигаться и говорить. Кататоническое возбуждение, наоборот, характеризуется хаотическими и часто повторяющимися движениями. Подобное нарушение может возникнуть в обычном состоянии в случае сильного стресса или в результате тяжёлого расстройства психики.

10. Помрачение сознания.

У индивида нарушается адекватное восприятие реальности. Человек чувствует себя отрешённым от действительности и не понимает, что вокруг происходит. Индивид теряет способность логически мыслить, не ориентируется в ситуации, во времени и пространстве. Человеку бывает трудно запомнить новую информацию, также наблюдается частичная или полная амнезия.

11. Деменция.

У индивида снижаются интеллектуальные функции. Он теряет способность к приобретению различных знаний, не понимает, как действовать в сложной ситуации, не может найти себя и приспособиться к условиям жизни. Деменция может возникнуть в ходе прогрессирования психического заболевания или быть врождённой (олигофрения).

Почему возникают?

К сожалению, причины многих психических расстройств по сей день не выяснены. Правда, в зависимости от вида нарушений существуют определённые факторы, провоцирующие развитие болезней. Выделяют биологические, психологические и социальные причины расстройств психики.

Нарушения психического состояния вызваны, как известно, изменениями структуры или функций мозга. Принято считать, что на возникновение расстройств психики влияют экзогенные или эндогенные факторы. К экзогенным относятся отравляющие препараты, алкоголь, инфекции, психологические травмы, ушибы, сотрясения, заболевания сосудов мозга. На подобного рода расстройства влияют стрессовые ситуации, спровоцированные семейными или социальными проблемами. К эндогенным факторам относятся нарушения в хромосомах, генные мутации или наследственные заболевания генов.

Психологические отклонения, независимо от причин возникновения, несут много проблем. Больному человеку свойственно неадекватное мышление, неправильное реагирование на некоторые жизненные ситуации и часто иррациональное поведение. У таких индивидов повышена склонность к суициду, преступности, формированию алкогольной или наркотической зависимости.

Психологические расстройства у детей

В процессе взросления ребёнок претерпевает ряд физиологических и психологических изменений. На формировании мировоззрения детей откладывают отпечаток многие факторы, в том числе и отношение к ним родителей. Если взрослые правильно воспитывают ребёнка, он вырастает психически здоровым человеком, умеющим правильно вести себя в обществе и в любой ситуации.

Дети, которые в раннем возрасте ежедневно подвергались насилию, воспринимают такое поведение родителей как норму. Повзрослев, они будут демонстрировать подобное поведение на других людях. Все негативные моменты в воспитании маленьких детей дают о себе знать во взрослой жизни.

Известный психиатр Д. Макдональд выявил самые опасные признаки в психическом состоянии ребёнка, на которые необходимо обращать внимание как можно раньше. Если взрослые проигнорируют эти факторы и не отведут своих детей к психиатру, в будущем им придётся столкнуться с рядом серьёзных проблем.

Признаки психологических нарушений у детей:

Если ребёнок демонстрирует девиантное поведение, значит, родители допустили какую-то ошибку в его воспитании. Негативные поступки указывают на симптомы психических расстройств лишь в том случае, когда они повторяются регулярно. Родителям необходимо серьёзно отнестись к девиантному поведению и не пускать ситуацию на самотёк.

Как правильно лечить?

Прежде чем лечить человека от психологического расстройства, специалист должен правильно установить диагноз и выявить причину, повлиявшую на развитие заболевания. В первую очередь необходима консультация психолога. Специалист беседует с клиентом в спокойной обстановке, проводит тесты, назначает задания и внимательно наблюдает за реакциями и поведением индивида. Проведя психологическую диагностику, психолог выявляет нарушения в психике клиента и определяет способ коррекционной помощи.

Если человек столкнулся с рядом жизненных трудностей, вследствие которых у него возникли психологические расстройства, он может обратиться за помощью к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину.

Важно обратиться к психотерапевту как только появятся первые симптомы неадекватного поведения. Если болезнь запустить, придётся прибегнуть к помощи психиатра и даже принудительно госпитализировать человека в психиатрический стационар. Душевнобольная личность требует срочного лечения в лечебном учреждении, если у неё наблюдается психическое расстройство в острой фазе или человек находится в состоянии сильного возбуждения, склонен к насильственным действиям или проявляет суицидальные намерения.

Источник: http://propanika.ru/psihologiya/vidy-psihologicheskih-rasstrojstv-i-ih-priznaki/

Ригидность психики — что это такое, определение

Все больше людей обращается к психологам с проблемами в своем поведении при каких-либо изменениях жизни. Привычный уклад настолько захватил общество, что для некоторых стало трудным адаптироваться к новым условиям. Эта проблема, в свою очередь, воспитывает агрессивных и депрессивных индивидуумов, не способных адекватно оценивать окружающую обстановку. В психологии этот человек называется ригидным. Итак, что такое ригидность поведения?

психика что это

Ригидность – неумение приспосабливаться к изменениям в жизни

Ригидность что это такое

Термин «ригидность» в переводе с латинского означает неподатливость. В русском языке это определение используют не всегда по назначению, путая его с другими, похожими по свойствам. В Америке его вовсе употребляют исключительно в психологии и неврологии. Ригидность – это неспособность человека адекватно реагировать на изменения обстоятельств.

Ригидных людей зачастую называют упрямыми, неспособными к выходу из зоны комфорта, рьяно отстаивающими свои жизненные позиции. При этом отстаивание своих привычек может проходить не только в диалоге с собеседником, но и в различных жизненных ситуациях, даже наперекор здравому смыслу. Люди, имеющие в характере такую ярко выраженную черту, как ригидность, педантичны, с высокой самооценкой, излишне прямолинейны, упорно отстаивающие свои собственные интересы.

К сведению. На самом деле ригидность мышления присутствует в той или иной степени у каждого человека. У некоторых она выражена умеренно, у других эта черта имеет ведущую функцию в характере.

Человек с умеренно ригидным типом характера обладает гибким умом, он изобретателен, рационален, но совершенно не может подстраиваться под разные жизненные ситуации. Он очень пунктуален, точен в выражениях мыслей, конкретен в просьбах и суждениях. Ригидных людей выводят из себя аморфные люди, безответственные, неаккуратные, не умеющие четко распланировать не только свое ближайшее будущее, но и даже наступивший день.

Ригидность – это в психологии признак стрессоустойчивости, обусловленный в первую очередь тем, что люди с таким типом характера менее подвластны общественному мнению. Им все равно, как живут соседи, друзья или незнакомцы, главное, чтобы ничего не задевало их чувства личного комфорта. В некоторых случаях они способны начать навязывать свое мнение.

Проявления ригидности психики у человека

Ригидность может быть врожденной чертой характера и приобретенной. И в первом, и во втором случае это не является отклонением нормы психического развития, если ригидность не приобрела патологический характер. Эта проблема не столько общественная, сколько индивидуальная. В наше время людей с выраженным проявлением ригидности становится все больше. Люди с диагнозом психической ригидности не обязаны становиться на учет в психиатрические больницы. Они спокойно существуют в обществе, но им достаточно сложно адаптироваться к новым жизненным условиям, к новому коллективу на работе, к каким-либо знакомствам и т.д.

психика что это

Ригидность может быть врожденной чертой характера и приобретенной

Первыми проявлениями ригидности у человека являются агрессия и высокий уровень тревожности. Человек, который не способен быстро сориентироваться в нестандартных жизненных ситуациях, не способный адекватно воспринять новые обстоятельства, начинает входить в состояние стресса. При этом стресс у него возникает не из-за своего восприятия обстановки, а из-за того, что эта ситуация произошла в его жизни.

Основные причины возникновения ригидности

Причины возникновения ригидности следует рассматривать в комплексе. Как правило, ее появление связывают со многими факторами, некоторые из которых могли произойти в детстве. Выделяют два вида причин возникновения ригидности:

  1. Психофизиологические;
  2. Социальные.

Психофизиологические причины

Социальные причины

психика что это

Алкоголизм способствует появлению и развитию ригидности

Виды психологической ригидности

Различают 3 вида психологической ригидности:

  1. Эмоциональная;
  2. Мотивационная;
  3. Когнитивная.

Аффективная или эмоциональная

Аффективный вид связан с постоянством в эмоциональной сфере. Представители данной разновидности способны на протяжении длительного времени мысленно переживать одну и ту же ситуацию, произошедшую достаточно давно, заново ощущая весь спектр пережитых чувств. Через некоторое время мыслительный процесс становится навязчивым, и ситуация перестает пониматься адекватно.

Зачастую к этому психотипу относят однолюбов, способных пронести глубокую эмоциональную привязанность к одному объекту на протяжении всей жизни.

Мотивационная ригидность

У людей с мотивационной ригидностью самой яркой чертой характера является упрямство. Такие люди делятся на 3 категории:

  1. Разочарованные. В большинстве случаев люди, потерпевшие один раз неудачу в любой жизненной сфере, перестают верить в собственный успех и очень быстро становятся безинициативными и ведомыми, полагаясь на лидерские качества так называемого наставника, которого они же сами и идеализировали.
  2. Упрямые. Такой человек не смотрит по сторонам, не слушает советы близких и родственников, идет к поставленной цели, «сметая» все на своем пути, абсолютно лишен простой корректности поведения и самоконтроля.
  3. Ленивые. Про таких говорят «плывет по течению». С первых осознанных лет эти люди не стремятся ни только добиваться целей, но даже формировать последние в своей голове. Для них любое изменение привычного уклада жизни сродни катастрофы.

Когнитивная ригидность

Когнитивная ригидность в психологии лишает человека творческого полета мысли. Для таких людей решение нестандартных задач приводит к внутреннему выгоранию. Как правило, у индивидуумов есть определенные шаблоны поведения для различных жизненных ситуаций, по которым они длительный период живут. Любые схемы, не вписывающиеся в привычное понимание мира, считаются рискованными и опасными, не стоящими внимания.

Недостатки ригидности мышления

Ригидное мышление – это шаблонная жизнь.

Важно! Для ригидного типа личности становится трудным реагировать на изменения в жизни, сложен процесс обучения. Такие люди редко могут завести нужные знакомства, так как их стараются избегать из-за фанатичной поддержки одной единственно правильной идеи. Ригидная психика способствует частым неврозам.

психика что это

Ригидная психика способствует частым неврозам

Если ригидность не вызвала патологических изменений в организме и психике человека, то поведенческую коррекцию сможет исправить психолог или психотерапевт, к тому же с каждым годом становится все больше методик, по которым можно избавиться от данного расстройства. В более трудных случаях, например, при хроническом депрессивном состоянии, вызванным ригидным типом мышления, помочь сможет психиатр.

Не в каждом случает ригидность мышления – это отрицательная черта характера. Умеренная ригидность воспитывает хороших руководителей, усидчивых сотрудников, склонных работать на результат.

Видео

Источник: http://srazu.pro/teoriya/rigidnost-psixiki.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *