Психика — это — психика это простыми словами

27.07.2019

Значение слова Психика по Психологическому словарю:
Психика — Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий — в плане идеальных образов.

Психика

Значение слова Психика по Ефремовой:
Психика — 1. Свойство высокоорганизованной материи — головного мозга — отражать действительность в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств и т.п.
2. Душевный склад, душевная организация человека.

Значение слова Психика по Ожегову:
Психика — Совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании о бъективной действительности; душевный склад человека

Психика в Энциклопедическом словаре:
Психика — (от греч. psychikos — душевный) — совокупность душевных процессови явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфическийаспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии сокружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными)процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью смиром (см. Интенция), развитием, саморегуляцией, коммуникативностью,адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологическойэволюции. Высшая форма психики — сознание — присуща человеку. Изучаетсяпсихологией.

Значение слова Психика по словарю медицинских терминов:
психика (греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам; син. психическая деятельность) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Значение слова Психика по Психологическому словарю:
Психика — Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий — в плане идеальных образов.

Значение слова Психика по словарю Ушакова:
ПСИХИКА
психики, мн. нет, ж. (от греч. psychikos — душевный) (книжн.). Душевная организация человека (или животного), Совокупность его душевных переживаний, состояний сознания, сил и способностей. Здоровая психика, больная психика. || Совокупность душевных склонностей и привычек, душевный мир, душевный склад, свойственный лицам какой-н. профессии, какого-н. социального положения и т. п. Психика разлагающейся буржуазии.

Определение слова «Психика» по БСЭ:
Психика (от греч. psychikуs — душевный)
свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. о., психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.
Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение. Т. о., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.
Возникая на определённой ступени биологической эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму — форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми общественными отношениями, которые опосредствуют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания проистекает из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд, как целесообразная продуктивная деятельность, требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда).
При этом представление, регулирующее деятельность субъекта, находит своё воплощение в её продукте, и в этой опредмеченной форме оно и выступает для человека. Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением её продукта и есть процесс осознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отражённой в языке форме; поэтому осознанное есть всегда также словесно-означенное. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть их действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для др. людей (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Т. о., сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.
Хотя явления сознательного отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии.
Лит. см. при ст. Психология.
А. Н. Леонтьев.

Психиатрия Психика Психическая

Источник: http://tolkslovar.ru/p24395.html

Сознание и подсознание — что это простыми словами

В этой статье я попробую объяснить Вам, что такое сознание и подсознание простыми словами. Правда, Вы это и сами знаете. Только не знаете, что знаете. Другими словами – Ваше сознание может думать, что Вы этого не знаете. А подсознание знает многое, и о самом себе и о сознании и обо всем на свете. Не буду больше Вас путать, давайте начнем разбираться.

Заодно узнаем, как можно сознательно влиять на подсознание и изменять свою жизнь в лучшую сторону. Думаю, Вам полезно будет это знать.

Содержание статьи:

Что такое сознание и подсознание – простыми словами

Наверное, у всех эти понятия ассоциируются с мышлением, пониманием, памятью, принятием решений, а значит с функцией головного мозга. Так оно и есть. Только функционируют и участвуют они во всех этих процессах немного по-разному. Что-то – явно, а что-то скрытно; что-то больше, а что-то – меньше. Но то и другое используется ежедневно.

Сознание – это то, что мы используем или активируем, когда нам надо о чем-нибудь подумать, что-то осмыслить или решить. Мы что-то делаем, отдавая себе в этом отчет. Действуем «осознанно» или «сознательно». Считается, что при этом задействуется кора головного мозга.

Сознанием мы пользуемся в активное время суток – в состоянии бодрствования. Во время сна сознание нам неподконтрольно. Оно отдыхает.

Подсознание – это процессы, происходящие в нашей голове вне зависимости от нашей воли. В подсознании находится все, что мы когда-либо видели, слышали и чувствовали. Вы наверное слышали выражение: «У меня это записано на подкорке»? Область подсознания расположена под корой головного мозга. А еще в подсознании находится информация, имеющаяся у нас с самого рождения.

Подсознание функционирует постоянно и без отдыха. Днем мы его почти не замечаем – нам кажется, что все свои действия мы совершаем осознанно. Ночью подсознание проявляется в виде снов.

Что значит сознание в психологии и философии

Основной интерес к сознанию с точки зрения психологии связан с осознанием самого себя, знанием о своем существовании и реальности. Самосознание — это мыслительное и психическое явление, формирующее в человеке целостную и единую личность, имеющую определенное представление (образ) о себе и своих качествах. Этот образ является осознанием своего «Я».

психика это простыми словами

В философии сознание тоже рассматривается с точки зрения самосознания и его развития. Самосознание является постоянно продолжающимся процессом формирования отношения человека к внешним условиям, начиная от восприятия своего физического тела в окружающем мире, затем осознания себя частью социума, и до формирования устойчивого и индивидуального образа — «Я».

Самосознание ориентировано, в основном, не во внутрь себя, а на внешний мир — на окружающих людей и их отношения, на происходящие вокруг события и свою роль в них. Есть философское выражение: «Бытие определяет сознание». Самосознание характеризуется собственным сформированным отношением к событиям окружающей реальности.

Сознание и подсознание – в чем разница?

Не смотря на то, что сознание и подсознание – добрые соседи, живущие в одной голове, найти им друг с другом общий язык и договориться бывает нелегко. Например, нам трудно резко отказаться от своего давнего убеждения. При всей кажущейся мощи нашего активного сознания, считается, что именно подсознание определяет ДО 90% всех наших поступков. И только около 10% контролирует сознание.

Допустим, мы сознательно хотим избавиться от какой-то своей вредной привычки (например, курения) или изменить свое привычное поведение (например, не есть много сладкого). Казалось бы, чего проще? Это же так легко! Просто не делай то, что не считаешь нужным делать! Однако все время контролировать себя мы не можем. Мы постоянно переключаемся на разные мысли, а иногда «уходим в себя» (погружаемся в транс). И в это время мы в полной власти подсознания.

Сознание – это как оперативная память компьютера. Она маленькая. В ней хранится только информация, актуальная «на сейчас» и ближайшее время. Все остальное находится в подсознании. Оно похоже на жесткий диск и его объем несравнимо больше. Там находится, в том числе, и информация, что нам (почему-то) нужно, например, есть много сладкого или нужно (зачем-то) курить. Что поделать? Так там записано.

психика это простыми словами

Сознанием мы легко можем управлять. Своей волей решаем, куда нам пойти или поехать, что посмотреть, как составить планы на неделю. Решение прочитать эту статью тоже принимало ваше сознание. А вот расшифровкой заученных в далеком детстве символов (букв и слов) оно себя не утруждало. Этим, незаметно, занималось подсознание.

С подсознанием не так все просто. Надо постараться, чтобы сознательно (по своей воле) в нем разобраться или что-то найти. «Попадать» туда умеют не все. Правда, многие просто даже не пытаются. В подсознании можно обнаружить ненужное для себя убеждение (откроется в новой вкладке) , верование, установку.

Силой своего сознания мы способны «вытаскивать» из недр подсознания вредную для нас информацию и заменять ее другой, более полезной. О том, как это делать, читайте ниже.

Как работает подсознание?

Подсознание – словно огромный резервуар с информацией, находящийся в нашей голове. Он хранит всю нашу память, творческие возможности, убеждения, рефлексы и инстинкты. В нем записано все, что мы когда-либо видели, слышали, учили и делали. Так как большую часть этой информации мы уже давно никак не используем, нам кажется, что мы давно уже забыли.

Однако подсознание ничего не забывает, а все бережно хранит, сложив по полочкам. Оно практически полностью управляет нашей жизнью. Подсознание контролирует все жизненно важные процессы — дыхание, сердцебиение и пищеварение. В нужный момент оно находит и использует любую хранящуюся в нем информацию. Правда, не всегда с пользой для нас.

Когда мы спим и видим сны – это подсознание выдает нам какую-то информацию. Известный психолог и психотерапевт Карл Юнг придавал снам очень большое значение. Он изучал и интерпретировал сны пациентов, которых ему приходилось лечить.

Юнг считал, что с помощью снов подсознание человека говорит о чем-то важном, хочет предостеречь или о чем-то предупредить. Карл Юнг также стал автором понятия «коллективного бессознательного».

психика это простыми словами

Очень важно осознанно относиться к тому, что мы смотрим или слушаем в течение дня – какой информацией мы наполняем наш мозг. От этого во многом будет зависеть наше мироощущение, восприятие реальности и вся наша жизнь.

Например: у меня есть знакомая, которую в детстве сильно испугала и укусила кошка. Теперь этой женщине 33 года и она до сих пор испытывает неосознанный панический страх при виде кошек. Этот страх передается и ее детям, которые видят ее реакцию на животное.

Также формируются и другие страхи, фобии, привычки, убеждения и программы поведения. Часто для этого даже, бывает, не нужен личный пережитый опыт – достаточно ребенку услышать высказывания родителей или людей, представляющих для него авторитет.

Много лет назад у меня несколько раз были ситуации, когда мне доводилось возвращаться с корпоратива на машине, находясь в сильно подвыпившем состоянии. Ехать приходилось из незнакомого района города. Дорогу домой я не знал. Так как мое сознание, — сами понимаете, было измененным, а точнее – полностью отключенным (иначе я бы не сел за руль), работало только подсознание – «автопилот».

Оно «довозило» меня домой быстро и точно. Очнувшись утром, я обнаруживал свою машину аккуратно припаркованной в ряду плотно стоящих автомобилей. Так мое подсознание выручало меня, активировав записи моего пути на корпоратив.

Это НЕ пример того, как надо добираться домой после банкета. Это о том, как подсознание записывает всю информацию, поступающую в наш мозг.

Получается, что каждый человек живет так, как он хочет, или точнее – как хочет его 90% , то есть подсознание. Нужно только осознать это. Часто человек говорит: «Я хочу быть счастливым, здоровым и иметь семью и детей», а сам постоянно болеет, чувствует себя несчастным и живет один.

Не стоит винить судьбу, свое окружение, обстоятельства или что-то еще. Хотя, конечно, это легче и удобнее всего. И еще так безопаснее для тех, засевших в подсознании, убеждений, которые привели человека к такой жизни и его удерживают в ней.

Как же нам добраться до своего подсознания?

Мы регулярно видим и слышим некоторые сигналы своего подсознания во сне. Единственная сложность с правильной расшифровкой увиденного. К тому же, чаще всего, если нам что-то бывает нужно отыскать в архивах мозга, то что-то другое.

Поговорить со своим подсознанием и получить ответы на любые вопросы мы можем во время медитации. Медитировать можно, например, удобно расположившись в тихом месте, в помещении или на природе. Можно включить спокойную тихую музыку. Надо закрыть глаза и полностью отключиться от своих мыслей, прислушиваясь только к своему внутреннему голосу, внутренним ощущениям.

Каких-либо строгих правил медитации нет, каждый сам может подобрать подходящий способ полного расслабления.

Некоторые люди способны, даже находясь в активном состоянии, слышать свой внутренний голос, свою интуицию. Однако, чаще всего, человеку бывает трудно в своей повседневной суете специально выделить время, найти подходящее для медитации место, настроиться и получить нужное расслабление. Тогда можно пойти к специалисту.

Существует много методик, позволяющих успешно работать с подсознанием. Это Тета-хилинг , Эриксоновский гипноз , НЛП (откроются в новой вкладке). Во время такой работы человек находится в медитативном (трансовом, гипнотическом) состоянии. Сознание в таком состоянии не активно, сигналы поступают только из подсознания.

Коллективное бессознательное

Как Вы думаете, Ваше подсознание полностью принадлежит только Вам? Оказывается, мы рождаемся уже сразу с некоторым набором психических установок и архетипов, являющихся структурной частью передающегося нам наследия — коллективного бессознательного.

Одним из первых это понятие использовал Швейцарский психолог Карл Юнг. Он считал, что весь эмоциональный опыт предыдущих поколений людей, живших на нашей планете в течение миллионов лет, накапливается и имеет способность передаваться по наследству. Своего рода генетическая память.

Коллективное бессознательное не зависит от индивидуальных особенностей психики каждого человека и является общей психической основой для всего человечества. Оно позволяет всем живущим на Земле людям иметь общие стереотипы (архетипы) эмоционального восприятия и поведения в определенных ситуациях.

К архетипам коллективного бессознательного относятся также образы отца и матери в человеческом восприятии, понятия внутреннего мужчины у женщины и внутренней женщины у мужчины.

Заключение

В этой статье мы рассмотрели, что такое сознание и подсознание простыми словами. Надеюсь, статья была полезной для Вас и поможет понять истоки того, что происходит в Вашей жизни.

Делитесь статьей с друзьями, читайте другие статьи по этой теме у меня на сайте и, конечно, приходите на сеанс . Осознанности и счастья Вам!

Источник: http://duhitelo.ru/soznanie-i-podsoznanie-chto-eto/

Что такое психика?

психика это простыми словами

Психика – сложный термин, используемый в психологии, философии и медицине. Существует ряд определений данного слова, и это говорит о том, что даже ученым сложно сказать, что такое психика, определенно и однозначно.

Ниже мы поговорим о формах психических отражений личности, психических процессах и состояниях.

Психика отражает личность

Все определения психики так или иначе связаны с внутренним миром человека и его отношением к внешней среде. Пожалуй, наиболее удачным, простым и понятным определением этого сложного термина является следующее:

Считается, что психика присуща не только людям, но также животных и птицам. Психика – это определенная ступень эволюции. Наличие психики у более простых организмов спорно, хотя обратное и не доказано.

Формы психического отражения

Выделяют следующие формы психического отражения:

Сенсорная форма определяет реакцию индивида на биологические раздражители, перцептивная – это способность определять реакцию уже на комплекс раздражителей. Интеллектуальная форма предполагает не только определение реакции на раздражители, но и улавливание функциональных отношений и связей между ними.

Психические процессы и состояния

Психические процессы – это разного рода ощущения и восприятия – память, эмоции, внимание и т.д. Психические процессы определяют психическое состояние человека. К психическим состояниям относят ощущение счастья или, напротив, тревоги или стресса, вдохновенное настроение или упадок сил на фоне неуверенности в себе.

Психика, как видите, состоит из широчайшего круга оттенков, а потому каждая личность индивидуальна и уникальна. Вот почему неудивительно, что зачастую один индивид не может понять другого. Сложность понимания обуславливается также тем фактом, что один индивид может демонстрировать различные схемы поведения, а все потому, что психика определяется не только внутренним миром личности, но и окружающей средой.

Источник: http://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/chto-takoe-psihika

Психология это простыми словами. Что изучает психология: особенности дисциплины

Популярные материалы

Today’s:

  1. Психология это простыми словами. Что изучает психология: особенности дисциплины
  2. Предмет психологии. Глав. Предмет психологии, ее задачи и методы
  3. Психология это своими словами. Что такое психология
    • Истории появления науки
  4. Психология, как наука о психике. Психология, как наука
  5. Отрасли психологии. Фундаментальные специальные отрасли психологии: особенности, проблемы
  6. Психология не наука. Психология — это не наука.
  7. Психолог это простыми словами. Психолог

Психология это простыми словами. Что изучает психология: особенности дисциплины

Психология — это наука, изучающая волю человека, внимание, сознание, функции памяти и особенности поведения. Память можно назвать аналогом запоминающего устройства, которое может быть как постоянным, так и кратковременным. В модернизированной психологии принято выделять следующие разновидности памяти:

  1. Эмоциональную. Человеку свойственно на протяжении продолжительного отрезка времени сохранять воспоминания о пережитых чувствах.
  2. Образную. Увиденный когда-то образ может всплыть в памяти даже несколько десятков лет спустя.
  3. Осязаемую, включающую информацию о тактильном контакте.
  4. Двигательную. С ее помощью водитель транспортного средства доводит до автоматизма управление транспортным средством, а танцор безупречно выполняет заученную однажды последовательность движений.
  5. Слуховую и зрительную.

Память является сложным тяжелым процессом, который необходим для передачи знаний и накопленного опыта от поколения к поколению. Однако в случае болезненных воспоминаний подсознание человека может стереть их с целью свести до минимума влияние стресса. Не менее трудным для понимания является понятие внимания, позволяющего субъекту сосредоточиться на наблюдении либо выполнении требующих особой аккуратности задач.

Посредством длительной аналитической работы и практических экспериментов психологам удалось выявить следующие разновидности внимания:

  1. Переключаемое (непостоянное внимание).
  2. Распределенное (позволяющее контролировать несколько процессов одновременно).
  3. Избирательное (когда присутствует возможность выбрать один из объектов для наблюдения).

Психология — это наука, изучающая причины и факторы, благодаря которым сформировались те или иные паттерны восприятия и шаблоны в поведении человека и животных. Дисциплина отличается весьма обширным спектром интересов, включающих в себя формирование психических процессов личности (когнитивные способности, восприятие на уровне звуков, запахов и цветов), психических свойств (таких, как характер, темперамент, активность), сознательных и бессознательных процессов и законов высшей нервной деятельности.

Предмет психологии. Глав. Предмет психологии, ее задачи и методы

Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».

Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии.аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.

Психология как наука. как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как паука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.

Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные чины психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.

1.1. Методологические основы изучения человека

Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-

Имена Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке . однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Психология это своими словами. Что такое психология

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью . Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика , – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте , мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения – душа . Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения – поведение . Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Психология, как наука о психике. Психология, как наука

Человек — существо социальное, и все его психи­ческие явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психоло­гию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знако­мится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Отрасли психологии. Фундаментальные специальные отрасли психологии: особенности, проблемы

При классификации направлений фундаментальных специальных отраслей психологии учитывается анализ конкретных сторон, отвечающих за функционирование и развитие психики:

Психология не наука. Психология — это не наука.

« previous entry | next entry »

Психология не может быть наукой не точной. Почему? Психология — это не наука, в научном понимании этого определения.
Давайте разберемся. Что есть предмет «науки» психология? По университетскому учебнику (кстати, тут психология честно зовется «знанием»):
@психология – это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективной мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.@
Понятно, что предмет — это психика. Но далее, чем «свойство высокоорганизованной материи» в определении психики пока никто не продвинутся. Материальная природа, устройство Сознания пока находится вне науки.
Как вас устроит определение в физике электрического тока, — это свойство некоторых металлических деталей вызывать судороги при контакте с ними.
Да, есть мозг. Вроде бы в нем находится этот черный ящик «сознание». Да, мызнаемпредполагаем, что функционально Мозг — сложная и самоорганизующаяся нейроннаясетьсистема.
Но даже такой элементарный с точки зрения современной психологии-хочу-быть-Наукой процесс распознавания образа дерева человеком, до конца не понятен. Не ясно также, как такой образ распознает кот или мышка.
Да и что такое определение «дерево»? Участок сформировавшейся нейронной сети, хранящий семантический и визуальный образ слова-образа «дерево»?
Пока не известно, ведь в соответствии с принципом неопределенностигейзенбергапатологоанатома, нельзя изучить живые организмы редукцией (да, они умирают от вскрытия).
Что уж говорить о таких архисложных вещах, как чувства, эмоции, воля… Можно увидеть у бесконечных классификаторов «психологов от науки», где одно определение «так сейчас понимают волю» основывается на другом «вот так «ученому» такому-то казалось правильным определение сознания», основывается на третьем «а такой смысл вложил в это слово первооткрыватель «Души»»
А про «все мужЫки колзы, бабы гляди а солнце банный фонарь» это даже не про обиженных (хотя, может про обиженных интеллектом ) «недопcихологов», а про обывательский планктон с мыльным раствором в области межушного ганглия.
ПС:
Немного положительного напоследок:
Работа в области изучения мозга сейчас наверное, наиболее интересна. Во-первых, появился матаппарат. Во-вторых, железо, чтобы этот матан реализовать. И в-третьих, Интернет, чтобы найти таких же сумасшедших единомышленников.

Психолог это простыми словами. Психолог

Не следует путать с психиатром .

Психолог ( др.-греч. ψυχή — душа ; λόγος — знание) — специалист , занимающийся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи , поддержки и сопровождения.

Психолог, как правило, имеет завершенное высшее психологическое образование или прошёл переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология» . У него могут быть следующие квалификации: «бакалавр» , «специалист» , «магистр» по направлению подготовки « психология ».

Психические явления, изучаемые психологом, включают в себя психические процессы , свойства и состояния личности в таких областях человеческой деятельности как система здравоохранения , образование, сферы профессиональной деятельности, бизнеса, спорта, искусства, а также система социальной помощи и поддержки и др.

Психолог может выполнять следующие виды деятельности:

Существует следующее условное разделение:

Главные различия психолога от психиатра и психотерапевта состоят в следующем:

В основном, к психологу обращаются в таких случаях как:

На сегодняшний день деятельность психолога в России регулируется только «Этическим кодексом психолога» .

Источник: http://psihologiyaotnoshenij.com/stati/psihologiya-eto-prostymi-slovami-chto-izuchaet-psihologiya-osobennosti-discipliny

Психика это простыми словами

Психика и ее развитие.

1. Мозг и психика.

2. Понятие «психика», ее функции и значение.

3. Отличие психики человека и животных.

1.Рефлекторная деятельность мозга, физиологические процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой поиски. Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, имеют исключительно важное значение для психологии.

Основная форма взаимодействия организма со средой — реф­лекс — ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы.

В рефлекторном механизме принято различать три части: чувствующую, центральную и двигательную.

Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются реф­лекторной дугой.

Согласно последним исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует (уточняет, по­правляет) протекание третьей части — двигательной.

Как это происходит? Оказывается, как только нервный сигнал по двигательному — центробежному — нерву доходит до рабочего органа (к мышце или железе), то последний в свою очередь посы­лает обратный сигнал в центр — мозг. Поступивший обратный сигнал информирует мозг о характере тех изменений, которые в данный момент произошли в организме, т.е.сообщает мозгу, в какой мере — правильно или неправильно — рабочий орган выпол­нил полученную из центра команду. Как только мозг обнаружи­вает отклонение от заданной программы, если ответное действие выполнено неудачно, он тутже посылает сигнал о соответствую­щей корректировке действия и направляет деятельность организ­ма по ранее намеченному пути. Это четвертое звено рефлекторно­го акта получило название обратной связи.

Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегу­ляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не смогли бы научиться ходить, писать, пользоваться ножом и вилкой, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками. Рефлексы по происхождению бывают двух видов: врожденные и приобретенные, или, по классификации Я. П. Павлова, безусловные и условные.

Безусловны рефлексыявляются функцией главным образом, наших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга — коры больших полушарий.

Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой, предварительной тренировки не требует. Он приобрела данным индивидом животного в процессе всего предыдущего исторического развития и передается по наследству. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения.

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных процессов — возбуждения и торможения. По характеру деятельности они противоположны друг другу. Выделяют внешнее и внутренне торможение.

Внешнее торможение – результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя (охранительное торможение).

Внутреннее торможение – проявление внутренних закономерностей работы коры.

Процессы возбуждения и торможения тесно связаны и взаимодействуют между собой. Это взаимодействие подчиняется двум основным законам: иррадиации иконцентрации и закону индукции.

Иррадиация и концентрация заключается в распространении возбуждения по коре (иррадиация возбуждения). Ограничение и направление процесса возбуждения в коре процессом торможения называется концентрацией возбуждения. Закон индукции подразумевает, что нервны процесс вызывает в соседних участках обратный процесс, например возбуждение вызывает торможение (отрицательная индукция). Торможение вызывает возбуждение (положительная индукция).

Различение сигналов, поступающих в кору из окружающего мира, связано с работой сигнальных систем. Сигналы окружающего мира – первая сигнальная система, есть как у человека, так и у животного.

Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека, присуща только человеку. Сигналом является слово, словосочетание.

2.Традиционно дают определение понятию психики — как свой­ства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объек­тивный мир в его связях и отношениях.

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») име­ет двойственное значение. Одно значение несет смысловую на­грузку сущности какой-либо вещи.

Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его свя­зях и отношениях.

Отражаемое (весь мир)
Отражающая система
Отраженное (психическое явление)

Психическое отражение не является зеркальным, механичес­ки пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппа­рат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение — это активное отра­жение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объек­тивного мира,так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависят от субъективных особенностей.

Психи­ка — это субъективный образ объективного мера», это сово­купность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Но в этимологии слова «психика» содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа вышла из тела», «душа ушла в пятки от страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайши­ми атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также ин­тенсивно обсуждается проблема субстрата психики.

Проблема может ставиться так психика— это просто свой­ство нервной системы, специфическое отображение ее рабо­ты, или психика имеет также свой специфический субстрат?Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психи­ку нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, не­рвная система является органом (во крайней мере одним из ор­ганов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя вонять через исследование толь­ко нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собствен­ный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельнос­ти мезга не подлежит сомнению, повреждения или физиоло­гическая неполноценность мозга однозначно приводят к не­полноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится ее самим мозгом, ее источником является внешние мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиоло­гической деятельности мозга, однако содержат в себе характери­стики внешних объектов, а не внутренних физиологических про­цессов, при помощи которых психическое возникает. Преобра­зование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Теория психофизиологического параллелизма: Предполагается наличие «души», которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологи­ческие процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

В концепции френологии предполагалось, что существует жесткая однозначная связь между каждым участком мозга и опре­деленной психической функцией, и если какой-либо участок мозга чрезмерно развит, даже «выпячиваясь в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита та психическая функ­ция, которая реализуется этим участком мозга. Френологи со­ставляли «карты шишек и впадин черепа» и ставили ям в соот­ветствие определенные психические функции. Однако взаимо­связь психических функций и мозга оказалась значительно слож­нее, чем предполагали френологи.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофи­зиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е.психика — это системное качество мозга, реализуемое через мно­гоуровневые функциональные системы мозга, которые фор­мируются у человека в процессе жизни и овладения им истори­чески сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную детальность.

Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, при­рода, ее отражение — полноценная деятельность мезга — взаи­модействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особеннос­тей:

• оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтвер­ждается практикой;

•сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

• психическое отражение углубляется и совершенствуется;

• обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

• преломляется через индивидуальность человека;

• носит опережающий характер.

Функция психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Итак, к функциям психики помимо отражения свойств и связей дей­ствительности относится регулирование на этой основе поведения и де­ятельности человека. Но регуляция поведения невозможна без обеспечения функций целеполагания, побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки). Кроме того, учитывая изменения, происходящие, с субъектом деятельности, надо отметить, что психика реализует функцию самопознания и накоп­ления опыта.

психика это простыми словами

3.Основным фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.

Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Деятельность одного человека включена в деятельность всего общества, поэтому она направляется на удовлетворение общественных потребностей. Человек критически относится к своей деятельности, следовательно, деятельность человека становится сознательной. Чем выше уровень производства орудий, тем выше уровень отражения.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и собственную природу. Под влиянием труда закрепились новые функции руки: рука приобрела небольшую ловкость движений, увеличилась подвижность во всех суставах. Рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела к тому, что рука превратилась в специализированный орган активного осязания. Рука дает ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира (например, слепые).

Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения. Действие рук контролировались зрением. Большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки должно было формироваться представительство в головном мозгу, его структура усложнялась.

Общественные отношения людей изменили биологические потребности и породили собственно человеческие потребности.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу.

Для трудовой деятельности человека характерно:

употребление и изготовление орудий труда , их сохранение для последующего использования;

продуктивный характер и целенаправленность процессов труда,

подчиненность труда представлению о продукте труда- трудовой цели , которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

общественный характер труда , осуществление его в условиях совместной деятельности;

труд направлен на образование внешнего мира. Изготовление , употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления , речи, языка, развитию общественно- исторических отношений между людьми.

Вместе с трудом, в процессе труда развивались высшие формы общения – посредством человеческого языка, речи.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции “ высшие психические функции” — специфически человеческие, общественно- исторические обусловленные формы памяти, мышления, восприятия( логическая память , абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития . Единство высших психических функций образует сознание человека.

Источник: http://studopedia.ru/11_250759_ponyatie-o-psihike.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *