Психология: что это такое, основные методы, направления и концепции? — психология
08.04.2019Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.
Что такое психология и какие ее основные принципы?
Психология наука или шарлатанство? Подобный вопрос, наверное, слышали многие. Но почему тогда психология уже более двух тысячелетий интересует людей? Почему с психологами работают космонавты, бизнесмены, политики? И почему все же после похода к психологу душа болит уже не так сильно? Ответами на эти вопросы, а также советами для новичков в психологических вопросах, делимся в статье.
Что такое психология?
Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.
Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.
Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.
Истории появления науки.
В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.
Всего выделяют четыре этапа:
- объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
- объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
- объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
- объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.
Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.
Виды психологии.
Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:
- Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
- Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.
Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.
Основные разделы академической психологии.
Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:
- Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
- Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
- Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
- Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
- Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
- Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
- Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
- Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
- Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
- Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.
Основные разделы и направления прикладной психологии.
Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:
- Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
- Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
- Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
- Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.
Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:
- Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
- Планирует или строит свой бизнес.
- Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
- Переживает сложную жизненную ситуацию.
- Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
- Обеспокоен поведением детей-подростков.
- Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
- Страдает от панических атак, фобий, страхов.
- Не может справиться со своими вредными привычками.
- Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.
Основные психологические концепции.
Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.
1. Психоанализ или фрейдизм.
Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.
2. Логотерапия.
Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.
3. Гештальтпсихология.
Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.
4. Гуманистическая психология.
Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.
5. Когнитивизм.
Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.
6. Бихевиоризм.
Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.
7. Трансперсональная (надличностная).
В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.
8. Интерактивная.
Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.
Методы психологии.
Практически все методы психологии можно объединить в две группы:
- Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
- Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).
Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:
- Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
- Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
- Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
- Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
- Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
- Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
- Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.
Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.
Зачем изучать психологию?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:
- Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
- Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
- Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
- Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
- Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
- Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
- Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
- Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
- Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
- Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
- Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
- Просто для себя.
С чего начать изучение?
Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?
Общий кругозор.
- Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
- Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
- Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология.
- Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
- Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Психология творчества.
- Остин Клеон «Кради как художник».
- Барбара Шер «О чем мечтать».
Психология успеха.
- К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
- Рэй Далио «Принципы».
- Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».
Саморазвитие.
- Хэл Элрод «Магия утра».
- Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
- Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».
Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.
Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.
Источник: http://wikigrowth.ru/psyhologiya/psihologiya/
Психология
Рекомендации Александра Литвина на май 2020
6 простых советов, как с пользой вести личный дневник и «предсказать» собственное будущее
Как загадывать желания разным знакам зодиака?
Лунный гороскоп на неделю с 4 по 10 мая
11 мотивирующих книг, которые изменят вашу жизнь
Май 2020: удачные и неудачные дни с точки зрения астрологии
Источник: http://www.elle.ru/otnosheniya/psikho/
Психология людей — 30 интересных фактов о человеке
Здравствуйте, тут я собрал много интересных фактов, что такое психология людей, многое для Вас будет открытием и пониманием того, как устроена психика человека, для того, что бы Вам было проще разобраться и понять, что человек вроде и сложное создание, но вроде, как и легко запрограммировать на любые достижения, такие как: деньги, успех, отношения и все, что душе угодно.
Сознание и подсознание
В каждом человеке есть сознание и подсознание. Сознание — это все, что мы осознаем в данную минуту, наши мысли, осознанные действия. Все остальное, это подсознание. Оно управляет всеми жизненными важными процессами. Например, контроль дыхания или сердцебиение все выстроено в автоматическом режиме, что бы работало как часы.
В подсознании заложены все наши программы из детства, как позитивные, так и негативные. Все, что наше подсознание видело или чувствовало в процессе становления записывалось в свои архивы. К примеру, если человек обидчивый или злой по жизни, то наше подсознание приняло такую форму для эффективного выживания в социуме.
У подсознания главная задача, это выживание. Отсюда базовые потребности, такие как поесть и поспать. Для нашего подсознания по фигу, богатый или бедный, главное базовые потребности поесть и поспать. Есть хорошая новость, наше подсознание можно программировать на любые достижения целей.
Ребенок-Родитель-Взрослый
Есть книга Эрика Берна «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». В этих книгах он описывает три социальных состояния людей: «Родитель», «Взрослый», «Ребенок». И данные роли могут проявляться в любом взаимодействии с другими людьми. Например, жена обижается, если муж разговаривает со своей матерью очень долго. Тут у жены проявляется роль ребенка, так как хочет получить внимание от супруга. Можно назвать ревностью.
Я не буду долго описывать все роли, лучше сами прочитайте эти книги, они очень интересны и многое можно понять в поведении людей. Но скажу, что самое эффективное это быть просто взрослым. Взрослый не играет в игры, а просто как сторонний наблюдатель, берет всю ответственность за происходящее на себя. Такие люди есть адекватные.
Почему люди обижаются?
Когда, человек ожидает от другого человека определенных действий и если эти действия не проявляются, то человек обижается. К примеру, Василий дарил цветы своей жене каждый год на 8 марта, но один раз забыл или не успел. Жена привыкла к определенному поведению Василия и ожидала подарка. Подарка не получила, но зато обиделась.
Обида это программа из детства, для манипуляцией родителями и близкими людьми, что бы вызвать чувство вины и получить желаемое. Чем больше человек привыкает к такому поведению, тем больше будет разочарование при взрослении, что не всеми людьми можно манипулировать таким образом.
Почему срабатывает закон «Мерфи»?
Все наши страхи имеют большую силу. Чем больше сила, тем выше вероятность проявится в нашей жизни. Такова природа силы мысли. Куда больше вкладываем энергию, то и получаем.
Как разбираться в людях
Разбираться в людях Вы научитесь только много читая книг по психологии и проводя различные наблюдения. Тут дело не одного месяца и даже не одного года. Чем больше Вы капаетесь в себе, тем больше начинаете разбираться в других. Хоть люди и разные, но модели поведения в основном схожи.
Что делать, если разочаровался в людях?
Если у нас есть определённые ожидания от людей, то мы постоянно будем разочаровываться. Если мы будем относиться к людям без ожидания, то они не смогут нас разочаровать потому, что нет самой картины ожидания.
Данная стратегия идеальна в отношениях, вы не ожидаете от партнера определенных действий, соответственно меньше ссор и бытовухи. Соответственно больше любви и счастья.
Могли бы Вы уступить место старушки в автобусе?
Данную мысль не прошу применять на бестактность, но задумайтесь над ней. Едете в автобусе и перед Вами стоит бабушка или беременная женщина. Вы уступите ей место? Я думаю, ответ очевиден. Но другой вопрос, Вы можете не уступить место? Комфортно ли будет Вам сидеть, а перед Вами старушка, причем Вы смотрите в глаза друг другу? Скорее всего, мало людей смогут продолжить сидеть на своем месте.
К чему я веду, что уступать место обязательно надо, но есть две позиции: силы и слабости. Позиция силы — это Вы уступаете место или не уступаете, дело Ваше. Причем, даже если не уступаете, то не чувствуете негативных эмоций. Позиция слабости — это, когда уступаете место, но делаете не по своей воле, а как бы общество Вам его диктует. И еще раз повторюсь, просто задумайтесь над этим и все, не нужно бежать повторять.
Отношения родителей и детей
Провел такое наблюдение, что если родители доминировали над ребенком все детство, постоянно упрекали, воспитывали неудачником, то к старости родителей, все начинает разворачиваться. Ребенок начинает точно так же относиться к родителям, как они относились к нему. Воспитывайте детей в любви и понимании и в старости Вы проучите любовь и понимание.
Про гордыню
Гордыня — это главный признак низкой самооценки. Человек пытается искусственно поднять свою значимость, над другими проявляя гордыню. Многие люди даже этого не осознают, думая, если будут казаться выше других, значит, оно так и будет. Но любая искусственность в негативном ключе вызывает отвращение. Задумайтесь, проявляете ли Вы гордыню?
Про неудачи
Любую неудачу можно воспринимать как поражение или как встряску, что бы скорректировать свое направление. Неудача, всего лишь опыт, который приведет к сокровенным целям, а не конец жизни.
Не было бы счастья да несчастье помогло, данная поговорка очень хорошо характеризует то, что без несчастья не получить и счастье. Вы сравниваете прошлое и настоящее. Допустим, случилось по Вашим меркам несчастье, горе, Вы переживаете. Но жизнь устроена так, что без этого стресса не получили бы то, чего сильно хотели. Наше подсознание нам помогает.
Мы всех судим по себе
Есть Вы и Вы считаете себя неким эталоном. У Вас есть набор убеждений, психологических проблем, детских травм и модели поведения. Допустим, Вы считаете, что жить нужно честно или если Вы водитель, то всегда должны включать поворотник при маневре.
Что будет, если другой человек сделает что-то не правильно с Вашей точки зрения? Вы начнете его осуждать и ставить себя выше него, Вы же эталон, верно? К примеру, едете за рулем и перед Вами таксист не включает поворотник, вклинивается в Ваш ряд. Вы начинаете сильно злиться и ругаться, ставить себя выше других. Ок, а что делать, тогда? Читайте следующую тему.
Разрешите людям быть такими, какие они есть
Нас на земле 7.000.000.000 людей и все индивидуальны и мы абсолютно неповторимы. У нас разные ДНК и все такое. Бывает так, что люди совершают ошибки и Вы в том числе. Поэтому, если Вы считаете, что некий человек делает, что-то не правильно осознайте, что делает он это из своих побуждений и набора своих убеждений и ценностей. Они могут не совпадать с Вашими. Дайте людям быть такими, какие они есть, пусть сами совершают ошибки. «Не суди и судим, не будешь»
Голландский аукцион
Суть Голландского аукциона в том, что с начало назначается самая высокая цена и далее она снижается до той, на которую согласится первый покупатель. А теперь фишка, на рынке, где принято торговаться, Вам объявляют цену. Говорите свою цену значительно ниже. Вам говорят другую цену, но ниже первой и самое главное опять говорите цену еще ниже, чем первая и вторая. Продолжать торговаться до приемлемой стоимости.
Почему важно научиться говорить «НЕТ»
Если Вам дорога Ваша жизнь и хотите ее прожить, как хочется Вам, значит, есть смысл задуматься научиться говорить НЕТ. Дело в том, что чем меньше Вы отказываете, тем больше соглашаетесь на чужие просьбы и соответственно остается меньше времени на себя и свою реализацию.
Важно начать просто говорить НЕТ, даже если испытываете чувство вины. Если испытываете чувство вины, значит, Вами манипулируют. Живите своей жизнью, а остальных оставьте на второй план. Важно, что не всегда отказывать, а отказывать только тогда, когда не совпадают общие интересы.
Вы ассоциируете себя с главным героем
При просмотре любого фильма или мультфильма или спектакля, бессознательно Вы ассоциируете главного героя на себя. Вы как бы примеряете его жизнь к своей ситуации. Отсюда выходит, что с помощью фильмов людей можно программировать. К примеру, в большинстве фильмов боевиков главный герой убивает больше людей, чем сам злодей. Нормально так.
Заводите больше знакомств
Чем больше у Вас контактов в записной книжке, тем больше есть шанс решить свою спонтанную проблему быстро, легко с наименьшими затратами. Но это не значит, что не нужно отплатить доброй монетой в ответ. К примеру, в следующий раз Вы поменялись местами, так вот не в коем случае не отказывайтесь. Добро за добро. Зуб за зуб.
Больше двигайтесь, больше действуйте
К сожалению если сидеть на одном месте в четырех стенах, то многое не повидать вокруг, вся жизнь пройдет у Вас пред глазами. Но потом наступить кризис среднего возраста и будете думать, как просрали свою жизнь и ничего не добились. У меня такое было, я долго не находил себе место. Но благо моих знаний достаточно, что бы справиться с любой проблемой психологического характера.
Про улыбку
Даже если у Вас все фигово и жизнь полна не удач, держите натянутую улыбку. Это спасет Вас от эмоционального перенапряжения, создавая противовес всему негативу. Да сложно улыбнуться, когда в жизни приходит какой-то край. Но попробуйте. Это вызовет какой-то внутренний цинизм и сделает Вас чуточку защищённее.
Почему важно хобби и как выбрать хобби?
Вы всегда должны уделять время своим увлечениям. Всегда должно быть время для себя. Работа, дом, дети — это все хорошо, но есть и Вы сами, которому так же нужно уделять время и отдохнуть от жизненных проблем или что у Вас там?
Выбрать хобби легко, просто начните делать то, что Вам интересно. Если нет интересов, то начните пробовать что-то новое для себя. В свое время я увлекся самогоноварением и теперь с удовольствием делаю разные вкусные настойки. Иногда для себя, а иногда для других.
Как стать уверенным в себе?
Чем больше Вы достигаете тех целей, которые себе ставите. Тем сильнее уверенными в себе становитесь. Значит нужно ставить себе задачи на целый день, достигать их и становиться уверенным в себе.
Еще один способ, это больше читать и познавать знаний. Чем больше Вы знаете, тем больше можете применить знаний и так же Ваша уверенность растет.
И на последок, чем больше Вы будет делать того, чего боитесь, тем Выше планка уверенности будет расти и тем закаленнее Вы станете.
Работа с психологом до результата. Изменение жизни неизбежно. Заходите!
Про вежливость
Как говорится, вежливость города берет и это абсолютная правда. Чем вежливее Вы становитесь, тем больше доверяют люди. Хамство всем надоело, а вот уважение к другим проявляется редко, поэтому вежливость оружие номер один для завоевывания доверия других людей.
Всегда будьте вежливы даже со своими обидчиками. Или, к примеру, гопники пристали, даже для них уважение не чуждо, так дайте им такую потребность. Если Вы уважаете других, противоположно уважают и Вас в ответ.
Про комплименты
Как то давно, я проходил тренинг по продажам. Кстати, лучший в СНГ. И там были не только теория, но и практика, причем на улице с живыми людьми. Одно из заданий было сделать 10 комплиментов людям своего пола.
Блин, было с начало делать это стремно и не уверенно, но потом мы поняли, на сколько это мощное оружие. После комплимента, даже мужчины расцветали, и их было легко расположить к себе. Рекомендую использовать
Любое Ваше проявление позитивно
Человек весьма эгоистичен, возможно, с первого взгляда не похоже, но смотрите сами. Любое наше проявление, мы делаем в позитивном ключе для себя, даже негативное. К примеру, человек хамит в общественном транспорте, значит, он хочет для себя получить уважение или, например, быть выше оппонента.
Мы испытываем чувство вины, значит, хотим показать, какие мы хорошие и раскаиваемся в чем то. Многие не согласятся, но посмотрите именно с этой точки зрения. Даже самое отмороженное проявление мы совершаем только ради себя и для себя в позитивном ключе.
Человека можно обучить любому навыку
Любого человека можно обучить даже самому сложному навыку. Не факт, что за месяц или год, но все же это реально. Для этого в НЛП есть практика по моделированию людей. Возможно, не согласитесь, ведь есть различные гении, ремесло которых не повторить, но все же если тратить определённые усилия на овладение навыком достаточное количество, то со временем у Вас начнется получаться все лучше и лучше.
Мир полон ресурсов
Для достижения наших целей или желания стать успешным и богатым у нас уже есть все ресурсы. А если их нет, то их легко найти. Все, что нас останавливает всего лишь внутренние конфликты и ограничивающие убеждения, которые мешают нам в развитии. Кстати, их легко убрать.
Выбирайте душой, а не умом
Наше подсознание намного мудрее и умнее нашего сознания, поэтому в вопросах выбора доверьтесь подсознанию и внутренним чувствам. Наше подсознания постоянно сигнализирует сознанию о правильном поведении, но вот сознание плохо это воспринимает. Интуиция хороший способ доверять нашему подсознанию.
Про алкоголь
Есть такой стереотип, что алкоголь является естественным антидепрессантом. И в любой хреновой ситуации и, когда на душе плохо, выпить по рюмочке и все пройдет. Как бы не так. К сожалению, алкоголь только усиливает нынешнее состояние. То есть, если Вы в депрессии, значит, на утро будет еще хуже. Если у Вас радость на душе, то конечно будете испытывать радость.
Про гибкость и настойчивость
В любом деле и в любой ситуации выигрывает тот, кто проявляет максимальную гибкость и настойчивость. У человека с такими навыками поведения всегда все хорошо идет по жизни. Если его послали раз, то он зайдет с другой стороны, если опять послали, зайдет из окна, а не из двери. Но самое главное он добьется своей цели.
Итоги
В данной статья я описал всего лишь малую часть интересных ситуаций связанных с человеком и то, что первое пришло в голову. Самый главный посыл, что люди самые разные и любое наше проявление оно несет в себе позитивный характер. А еще важнее, что любое наше поведение можно исправить и все убеждения поменять в нужную нам сторону. Вот такая психология людей.
Благодарю читателей за оценки и репосты!
Записывайтесь на консультации сейчас, буду рад помочь в обретении счастья в жизни! Поддержите проект
А так же качатйе руководство по изменению себя.
Источник: http://ivanvdovin.ru/psixologiya-lyudej/
Психология
Структура категорий,
содержащих статьи о психологии:
Психология (греч. ψυχή — душа и логос — наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики. Психологию порою путают с психиатрией, которая занимается изучением и лечением нарушений психической деятельности человека.
Объект психологии Править
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология — это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует этология). Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
Отдельный раздел представляет собой социальная психология
Место психологии в системе наук Править
Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.
История Править
Античность Править
Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.
Средние века Править
Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами начиная с Фомы Аквинского были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).
Новое время Править
В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.
XVIII век Править
2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.
XIX век Править
Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.
Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.
Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.
Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считает годом рождения психологии как науки.
XX век Править
Первые десятилетия Править
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг.
В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, основанная на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.
В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.
Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).
30-е — 40-е годы Править
В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.
Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.
Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.
Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).
Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.
Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.
Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.
50-е — 60-е годы Править
Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.
Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.
Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.
На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.
Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.
В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы (саентология, лайфспринг).
В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.
70-е — 80-е годы Править
Происходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная психология шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика
В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.
Современное положение Править
Рекомендуемая литература Править
- Психология: учеб.. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М .: Проспект, 2005. — ISBN 5-482-00235-7. (см. ISBN )
- Хэйес Н., Оррел С. Введение в психологию. — М .: Эксмо, 2003. — ISBN 5-699-02341-0. (см. ISBN )
Источник: http://science.wikia.org/ru/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Тема 1.Психология как наука. Предмет и методы психологии
1.1. Что изучает психология
1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки
1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии
1.1. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций.
Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.
Психология изучает этот внутренний мир психических явлений человека, осознаваемых или не осознаваемых им.
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Психология — наука о закономерностях возникновения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.
Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.
Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классификацию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и психикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от психики других живых существ.
Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свойства действительности познает человек посредством психических процессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Психология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.
Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает индивидуально-психологические особенности людей, их личности, мотивы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.
Система психических явлений, изучаемых современной психологией.
Психические явления — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.
1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Они делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.
2. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.
3.Психические состояния — это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.и т.д.)
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.
Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.
К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.
1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.
Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.
Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, проблема творчества.
Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.
Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки соприкосновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психической деятельности, психологическом обосновании особенностей взаимодействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.
Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаимодействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.
Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.
Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Рис. 1. Классификация А. Кедрова
Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.
Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.
Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:
1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа природы и сущности психических явлений при рассмотрении последних во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий, являясь при этом детерминантой поведения и деятельности человека.
2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, которое выражается в том, что сознание и вообще все психические свойства человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выявить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.
3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.
Методологические принципы воплощаются в специальных эмпирических методах психологии, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации проявлений психических явлений в поведении на основе их непосредственного восприятия.
Научное наблюдение предпринимается со строго определенной целью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной системой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюдении участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна представлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.
Различают следующие виды наблюдения:
нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;
стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образцов поведения.
В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:
— включенное, когда исследователь является участником той группы, за которой он наблюдает;
— простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в естественных условиях, не искажая естественного хода событий в результате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.
Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации исследования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяснить причины их появления.
Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испытуемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он—предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, например в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).
Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.
В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.
Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:
опрос—сбор первичной вербальной информации с помощью заранее составленной совокупности вопросов в процессе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) контакта между исследователем и исследуемым;
тесты — система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики человека —интеллекта, творческих способностей и пр.;
изучение продуктов деятельности — количественно-качественный анализ различных документальных источников (дневников, видеозаписей, газет, журналов и пр.).
В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реализуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).
Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени суток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения исследователя, самочувствия испытуемого и пр.).
Источник: http://studfile.net/preview/5251852/
- Основные принципы психологии - принципы психолога
- Начинающему педагогу-психологу ДОУ - педагог психолог в доу
- Игорь Вачков - журнал школьный психолог
- Что такое психотерапия и психоанализ? - что изучает психоанализ
- Отличие психики человека от психики животного; Студопедия - чем отличается психика человека от психики животных
- Психические расстройства список и описание - популярные психические расстройства
- Кто знает сколько стоит поход к психологу? - сколько стоит поход к психологу
- Психологи — Ульяновск | Медикатека - психолог ульяновск
- Глава 14 - состояние психики
- Психиатрические (психологические) заболевания: многообразие, список и диагнозы - болезни связанные с психикой
Добавить комментарий