Работа школьного психолога — работа школьного психолога

25.12.2018

Ситуация экспертной оценки характеризуется высоким уровнем социального контроля за поведением испытуемого, принуждением (родителей пройти психологическое обследование) его к участию в обследовании и принятием решения о дальнейшем поведении (например, изменение образовательного маршрута) помимо его воли. Такая экспертная оценка может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме, иметь скрининговый вид, быть срезовой (одноразовой) экспертизой или иметь мониторинговый (многоразовый) характер.

Работа школьного психолога

Взаимодействие школьного психолога с ребенком. Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, психологические причины нарушения общения. Оценка психического развития. Техники и приемы работы психолога с клиентом. Шкала личностной тревожности.

РубрикаПсихология
Видотчет по практике
Языкрусский
Дата добавления01.10.2014
Размер файла84,1 K

работа школьного психолога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

министерство образования и культуры российской федераци

ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева.

Институт психологии, педагогики и образования.

Кафедра педагогики и психологии.

ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Выполнила: Афанасьева Ю.А

студентка 31 группы

Проверила: Панюшева И.К.

16,17 января 2012.

Знакомство с директором, преподавателями, психологом. Составление плана работы на учебную практику. Согласование своей деятельности, времени, целей и задач на время пребывания в СОШ.

Составила примерный план работы, тематику занятий, форму и цели на время практики.

18, 19 января 2012.

Изучение документации, конспектирование и сбор информации для отчета по практике. (паспорт ОУ, программа развития, педагогический коллектив — образованность и квалификация кадров, изучение устава ОУ, изучение закона «об образовании», нормативных, локальных и типовых актов, изучение документации педагога-психолога в ОУ, методических работ наставника, применяемые им методики, образовательные и рабочие программы, план работы на год и др).

Увидела рутинную работу изнутри. С документами работая, главное быть точным, ответственным, иметь компетентность относительно конфиденциальности. А так же, работая с документами нужно быть специалистом и в области педагогики и в области психологии и делопроизводства.

20, 23 января 2012.

Посещение уроков, самостоятельный анализ проведенных уроков.

Мне было предложена помощь при проведении анализа, литература.

Я присутствовала на уроках учителей, один проанализировала письменно. Данный урок проходил в 9 классе по теме: «Выбор профессии», согласно учебному плану, это первый урок по теме, всего запланировано было 3 урока. По форме — комбинированный, оборудование — презентация, таблицы, тестовый материал, компьютер, мультимедиа-проектор.

24,25 января 2012.

Подготовка просветительским занятиям — подбор литературы, составление конспекта, оформление класса, подготовка

Составила конспект урока по психологии в 7 классе «Б» на тему «Общение в нашей жизни», «Что такое любовь?» для учащихся 9 а класса.

26,27 января 2012.

Проведение просветительских занятий, анализ проведенных занятий, беседа с педагогом-психологом.

Провела уроки психологии в 7 классе «Б» на тему «Общение в нашей жизни», «Что такое любовь?» для учащихся 9 а класса. Ребятам было интересно присутствовать на данных уроках.

30,31 января 2012.

Подготовка развивающего занятия — подбор литературы, составление конспекта, оформление класса, подготовка материала.

Провела коррекционно-развивающую работу с группой школьников (с проблемами тревожности), которая включала в себя тестирование учеников, выявление группы тревожных детей и занятия в форме игр.

1,2 февраля 2012.

Проведение развивающих занятий, анализ проведенных занятий, беседа с педагогом психологом.

3,6 февраля 2012.

Подготовка профилактического занятия — подбор литературы, составление конспекта, оформление стенда для учащихся по теме, оформление класса, подготовка инструктивного материала.

Я составила конспект психопрофилактического урока в 3 классе на тему «Как улаживать конфликт без драки» цель урока заключалась в профилактике детской агрессии, обучении способам выражения агрессии в приемлемой форме, развития сенсорной чувствительности, развития интереса к самопознанию, обучении детей видеть проблему, ведь любое агрессивное поведение подростка — это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача педагогов — разобраться в причинах и помочь ребенку справиться с ситуацией социально приемлемым образом. Иногда его стоит просто услышать и понять, иногда изменить что-то в своём отношении к нему, иногда научить другим способам выражения себя.

7,8 февраля 2012.

Проведение профилактических занятий, анализ проведенных уроков, беседа с педагогом психологом.

Диагностика подростка-старшеклассника, определение агрессивности и враждебности по тесту Баса-Дарке, уровня тревожности по шкалам Спилберга, обработка полученных данных, консультации с педагогом-психологом.

Я проводила групповое исследование детей, обратила внимание на одного из обучающихся, он казался «странным» поведении. После бесед с ним и тестирования, я выявила проявление тревожности, заниженную самооценку и решила помочь ребенку. С помощью сайтов и литературы подобрала методики и написала программу работы со школьником, думаю, мне удалось направить ребенка на правильную дорогу, помогла разобраться с тревогой и неуверенностью в себе.

12 февраля 2012.

Изучение материалов работы наставника, применяемых методик, присутствие на уроках психологии, знакомство с учащимися класса, помощь в организации и проведении уроков.

На протяжении всей практики я следовала указаниям психолога, часто я присутствовала на уроках, консультациях, помогала распечатывать материалы, готовила презентации, конспекты, различные рисунки, схемы и таблицы.

13, 14 февраля 2012.

Подготовка сообщения на родительском собрании — подбор литературы, составление конспекта, оформление стенда по теме, оформление класса, подготовка инструктивного материала. Присутствие на уроке психологии, помощь в проведении занятий.

Провела беседу с родителями, в форме рекомендаций на организационном собрании по теме «Помоги своему ребенку преодолеть тревожность», оформила информационный уголок с рекомендациями для родителей

15 февраля 2012.

Подготовка сообщения на методическом объединении для учителей школы- подбор литературы, составление конспекта, оформление стенда для учащихся по теме, оформление класса, подготовка инструктивного материала.

Выступление на родительском собрании. Присутствие на уроке психологии, помощь в проведении занятий.

На метод.секции я выступила по теме «Сохраним здоровье детям», выступление было не долгим, но тема — актуальная, нужно каждому педагогу знать, как уберечь здоровье ребенка и к концу обучения выпустить в большой мир с отличными знаниями, здоровым телом и душой.

16 февраля 2012.

Выступление на метод.объединении. Присутствие на уроке психологии, помощь в проведении занятий.

17 февраля 2012.

Присутствие на уроке психологии, помощь в проведении занятий. Самостоятельное проведение уроков, составление конспектов и подготовка непосредственно материалов для уроков.

Еще несколько уроков я провела по конспектам психолога — на развитие мышления, памяти в 3, 7 классах, провела просветительскую работу по профилактике употребления наркотических и психотропных веществ, разговаривала на тему техники безопасности, участвовала в проведении учения по пожарной безопасности совместно с бригадой МЧС, работниками скорой медицинской помощи и пожарными.

В течение практики

Оформление отчета по практике, сбор информации

Задание 1

В течение практики я изучала документацию школы, материалы педагога-психолога и учителей, отметила нюансы в работе учреждения, следовала всем инструкциям и указаниям, как директора школы, так и других участников образовательного процесса. В целом работа психолога в образовании мне понравилась — много общения, нестандартных ситуаций и будней, одновременно с этим я осознала, что недостаточно владею профессиональными терминами и многое упустила, важно продумывать каждый свой шаг при ведении урока, сложно держать дисциплину в классе. Все эти навыки приходят с опытом, а у меня его до того момента не было.

В этой школе очень интересно выстроена педагогическая работа. Школа представляет собой большой «корабль» под названием «Бригантина», на корабле есть свой капитан — ученик 11 класса, есть его помощники и матросы.

В данной школе решаются актуальные вопросы и проблемы, а так же школа нацелена на перспективную работу.

Актуальные проблемы возникают постоянно, и их решает местный психолог.

В перспективной работе реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе.

Оба вида работы согласованы и достаточно действенны. Конечно, везде есть подводные камни. В данном случае работа психолога должна быть во взаимодействии с родителями. В школе дети разных возрастов, охвачена большая аудитория, разных возрастов, и специфика работы с 7 летним ребенком отличается от работы с 14 летним подростком. Но и в том и другом случае идеален был бы вариант взаимодействия с родителями в момент коррекционной деятельности.

На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. В школе разработано и используется программы комплексного обследования детей. Результаты позволяют находить оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания.

На конечном этапе взаимодействия психолога со школьником целью является сформированность его психологической готовности к жизненному самоопределению, которое включает личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Речь идет не об окончательном, состоявшемся самоопределении старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределению, которая включает в себя:

а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников;

б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации;

в) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям:

Об этих направлениях будет подробнее рассказано ниже, при ответах на задания практики.

Задание 2

Прежде всего, отмечу, что психодиагностическая работа в СОШ— психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог СОШ:

— проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

— проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

— диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

— проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

1. Запрос клиента изучается согласно графику, и наличию свободного времени педагога-психолога, при этом используется мало формализованные методики (такие приемы, как наблюдение, опросы) и методики высокого уровня формализации (тесты, опросники, проективные методики), на основе полученных данных строится психологическая проблема. Совершенно естественно, что практически любой вид психологической диагностики можно рассматривать как процедуру экспертизы, то есть «рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для вынесения заключения», «исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний с представлением мотивированного заключения».

2. Психолог получает психологическую информацию о ребенке, необходимую для выдвижения гипотез, с помощью наблюдений, опросов, бесед, проведения тестовых методик и др. Важным критерием выбора тех или иных организационных форм диагностической деятельности является требование минимизации различного рода затрат (временных, энергозатрат ребенка и т.п.), что влечет за собой подбор соответствующих методических средств, диагностических приемов.

3. Степень адекватности используемых психологом диагностических методик полностью соответствует поставленной клиентом задаче, потому как педагог-психолог придерживается методических рекомендаций и обладает хорошим уровнем образованности.

4. Конечной целью любой экспертизы является ответ на поставленный заказчиком вопрос, который оформляется в виде экспертного заключения. Вопросы, решаемые экспертным исследованием, определяются на основе реальных потребностей образовательной практики. При этом имеет право на существование как «бинарная» экспертная оценка (по типу «да — нет»: имеется у ребенка или группы детей данная особенность, признак, функциональная сформированность или не имеется), так и многоуровневая оценка (три-четыре уровня). В ситуации подобной истинной экспертной оценки мы можем говорить об опосредованной уровнями выполнения заданий типологизации состояния детей без определения качественного характера, присущего тому или иному выделяемому типу. К подобной истинно экспертной оценке следует отнести и оценку готовности детей к началу обучения в школе. В случае такой оценки решается вопрос исключительно о готовности или неготовности ребенка к обучению, но не о качественном характере его развития и соответствия требованиям программного материала.

Ситуация экспертной оценки характеризуется высоким уровнем социального контроля за поведением испытуемого, принуждением (родителей пройти психологическое обследование) его к участию в обследовании и принятием решения о дальнейшем поведении (например, изменение образовательного маршрута) помимо его воли. Такая экспертная оценка может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме, иметь скрининговый вид, быть срезовой (одноразовой) экспертизой или иметь мониторинговый (многоразовый) характер.

Итак, итогом такой комплексной психологической диагностики должен стать психологический диагноз, который и позволит не только описать актуальное состояние ребенка, отнести его к определенному типу отклоняющегося (или условно-нормативного) развития, но и обеспечить надежный прогноз его дальнейшего развития и обучения.

Такая комплексная экспертиза состояния ребенка может быть проведена исключительно в индивидуальной форме и будет углубленной по своему виду.

Углубленная оценка психического развития, должна дать психологу обоснованные рекомендации по необходимой специализированной помощи (в том числе коррекционно-развивающей работе с ребенком), по необходимым изменениям в организации всей образовательной среды.

Итак, только углубленная психологическая диагностика позволяет получить психологические обоснования для определения наиболее эффективного для ребенка индивидуально-ориентированного образовательного маршрута, адекватного его возможностям и способностям.

5. Результаты обследования сообщаются клиенту в индивидуальном порядке

6. Техники и приемы работы психолога с клиентом — беседы, тесты, опросники, развивающие и коррекционные занятия, техники сравнения, аналогии, переноса, абстракции и другие.

Предоставив план работы и задания практики педагогу-психологу, я была удивлена доброжелательности и отзывчивости этого человека, поскольку охват работы был крайне большим, а педагогу-наставнику требовалась помощь, мы решили избрать диагностическую методику, которая была в графике работы психолога, а именно — тест агрессивности и враждебности по тесту Басса-Дарке.

В этом тесте представлены 75 утверждений, обучающемуся нужно ответить на них «да» или «нет». Среднего значения при этом не предусмотрено. Если ребенок сомневается, какой дать ответ, ему нужно отметить все же тот вариант, который больше всего подходит. Ответ «да» можно обозначить знаком «+», ответ «нет» — знаком «—».

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Ниже представлены вопросы и ответы обучающегося 9 класса Калиновского Николая, я решила провести обследование именно с этим ребенком, потому как он часто вступает в конфликтные ситуации, я за ним наблюдала во время уроков и решила проверить достоверность своих наблюдений и постараться помочь молодому человеку.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. +

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. +

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. +

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы. —

5. Я не всегда получаю то, что мне положено. +

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. —

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. +

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. +

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. —

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. +

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. +

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. +

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. +

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружелюбно, чем я ожидал. +

15. Я часто бываю не согласен с людьми. +

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. +

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. +

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. —

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. +

20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор. —

21. Меня немного огорчает моя судьба. +

22. Я думаю, что многие люди не любят меня. +

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. +

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.-

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. +

26. Я не способен на грубые шутки. +

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. +

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. +

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. —

30. Довольно многие люди завидуют мне. —

31. Я требую, чтобы люди уважали меня. +

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. +

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу». +

34. Я никогда не бываю мрачен от злости. +

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. —

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. —

37. Хотя я и не показываю это, меня иногда гложет зависть. +

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. +

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям. —

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. +

41. Я редко даю сдачи, если кто-нибудь ударит меня. —

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. +

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. +

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. —

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам». +

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю. +

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею. —

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. +

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. —

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. +

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать +

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. —

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. +

54. Неудачи огорчают меня. +

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие. +

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. —

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. +

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. +

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. +

60. Я ругаюсь только со злости. +

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. +

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. +

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. —

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. +

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. —

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. —

67. Я часто думаю, что жил неправильно. +

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. +

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. —

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. —

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. +

72. В последнее время я стал занудой. —

73. В споре я часто повышаю голос. +

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. +

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. —

По результатам теста оказалось, что ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: 8 из 10 возможных.

2. Косвенная агрессия: 5 из 9 возможных

3. Раздражение: 9 из 11 возможных

4. Негативизм: 3 из 5 возможных

5. Обида: 6 из 8 возможных.

6. Подозрительность: 7 из 12 возможных.

7. Вербальная агрессия: 11 из 13 возможных.

8. Чувство вины: 8 положительных из 10 возможных ответов

Степень проявления агрессивности и враждебности очень высока, везде превышает номинал.

Агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности, поэтому после проведения Басса—Дарки я решила провести дополнительные методики, и мой наставник предложила воспользоваться личностными тестами психических состояний (Спилбергер), проективными методиками (Люшер).

Методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика Ч.Д.Спилбергера. На русском языке его шкала адаптирована Ю.Л.Ханиным.

Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Я предложила Николаю ответить на вопросы шкал согласно инструкции. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

ШКАЛА СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ (СТ)

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и поставьте плюс около той цифры в соответствующей графе слева в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625b2ad79b4d53a88521306d27_0.html

Как работается школьному психологу?

Автор Татьяна в 28/12/2014 . Опубликовано Карьера в области психологии Последнее обновление: 23/02/2015

работа школьного психологаШкольный психолог — психолог, который работает в системе образования, помогая детям с эмоциональными, социальными трудностями и проблемами в учёбе. Цель школьной психологии заключается в сотрудничестве с родителями, учителями и самими ученикам, с тем чтобы создавать здоровую среду для обучения, которая сосредотачивается на потребностях детей.

Школьный психология — ещё относительная молодая профессия. Национальная ассоциация школьной психологии (NASP) была создана и официально признана Американской психологической ассоциацией в 1968 г. В 2002 году американские СМИ назвали школьную психологию одной из десяти самых востребованных профессиональных областей. Многие школьные психологи уходят на пенсию, и спрос на квалифицированных школьных психологов растёт.

Чем занимаются школьные психологи?

Школьные психологи работают с отдельными учениками и группами учеников, иметь дело с поведенческими проблемами, академическими трудностями и т.д. Также они работают с учителями и родителями, помогая им разрабатывать методы работы с поведением ребёнка дома и в классе. Кроме того, они помогают ученикам, родителям и учителям справляться с кризисами и, например, злоупотреблением психоактивными веществами.

Согласно Национальной ассоциации школьной психологии, есть пять основных видов услуг, которые могут оказывать школьные психологи:

Школьные психологи могут также выступать и в качестве преподавателей, помогая другим узнать больше о развитии ребенка, поведенческих проблемах и методах управления поведением.
В основном, работа ведётся в начальных и средних классах, однако есть и другие варианты трудоустройства для школьных психологов. Частные клиники, больницы, государственные учреждения и университеты, например. Некоторые школьные психологи ведут частную практику и работают в качестве консультантов, особенно часто такой вариант выбирают обладатели докторской степени в школьной психологии.

Сколько зарабатывают школьные психологи?

Согласно Министерству труда США, средняя зарплата психолога, работающего в начальной или средней школе составляет $58 360. Решли и Уилсон (1995) вычислили, что средняя зарплата для психолога в ВУЗе равна $ 57 000. Психологи с докторской степенью, занимающиеся частной практикой, получают, в среднем, $51 000, обладатели магистерских степеней зарабатывают около $40 000 в год.

Какое образование необходимо школьному психологу?

Два или три года аспирантуры — тот минимальный уровень подготовки, которую требуется получить в большинстве штатов. Тем не менее, каждый штат определяет различные требования к школьным психологам. Восемнадцать из них в настоящее время требуют получения государственного сертификата, при этом студенты должны пройти специальную стажировку. Перед тем, как выбрать программу по психологии, рекомендуем почитать конкретные требования по лицензированию.

Каковы плюсы и минусы карьеры в школьной психологии?

Преимущества работы школьным психологом:

К недостаткам можно отнести то, что:

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/kak-rabotaetsya-shkolnomu-psixologu.html

Современное образование

Последние статьи на сайте:

Школьный психолог и его работа

работа школьного психолога

Образовательный процесс, происходящий в школе, создает предпосылки к ситуациям, в которых зачастую требуется участие психолога. В чем же заключается работа школьного психолога?

В некоторых школах он ведет уроки психологии, что является очень полезным для воспитания школьников. Однако основной задачей психолога в школе является диагностическая и коррекционная работа. К нему обращаются за помощью в определении познавательных процессов учеников для диагностики и корректировки внимания, памяти, мышления и эмоционального поведения детей. В зависимости от возраста школьников эта работа включает в себя игровые и рисуночные методы. Психолог участвует в проведении внеклассных мероприятий, таких как различные конкурсы и классные часы.

В обязанности психолога входит составление психологической характеристики ребенка, раскрывающей его развитие и психологическое здоровье. Определение психологического климата в семье, интересов ребенка так же входит в сферу деятельности школьного психолога.

К нему имеют право обратиться не только учителя и учащиеся, но и родители за помощью в воспитании или исправлении каких либо отклонений у своего ребенка.

Так как школа – это первый опыт жизни в социуме для детей, то не редко возникают ситуации, в которых ребенок вынужден идти на конфликты, как со своими сверстниками, так и с учителями. Урегулирование таких ситуаций так же ложится на плечи школьного психолога. Он обязан научить маленького члена общества жить внутри коллектива, находить компромиссные решения и выходы из конфликтных ситуаций.

Большое значение имеет работа над вырабатыванием у ребенка собственного позиционирования в окружающем мире, его сознанное восприятие. Не правильно считать, что психолог занимается лишь тестированием, а уроки психологии не обязательны и только отнимают учебное время. Настоящая работа психолога состоит в помощи развития логического мышления ребенка, умении выбора из нескольких возможных направлений поведения одного наиболее приемлемого в данной ситуации. Эти навыки формируют целостную личность ученика, а в последствии ориентируют его на успешное достижение поставленных целей.

Источник: http://neuch.org/realias/shkolnyjj-psikholog-i-ego-rabota

Работа школьного психолога

Основные проблемы детей помимо их объективного психофи­зиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафикси­рованное в российском и международном законодательстве, обус­ловлено нестабильностью современного семейного образа жиз­ни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ро­стом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных си­туаций и военных конфликтов, отказов от детей.

Растет число неполных семей, каждая пятая из них имеет де­тей. По государственной статистике, подавляющее число непол­ных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистриро­ванного брака рождаются около 20 % детей. В результате распада брачных пар только в течение года остаются без одного из родите­лей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят полно­ценные семейные отношения. В этих условиях постоянно деваль­вируются такие социально важные ценности, как семья, брак, дети, родительство.

В последнее время многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и необхо­димый физиологический уровень содержания. Брошенные дети — следующая стадия распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая и экономическая поддержка дезадапти­рованных матерей — группы риска по отказу от своих детей.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье, — всегда нежелательное и противоестественное явление. Содержание младенца с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях, но вне контакта с матерью закономерно приводит в более чем 90 % случаев к нарушениям его Развития. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испыты­вают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объеди­нены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники

детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, они находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого, неполноценного ре­бенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают у них соци­альный инфантилизм, коммуникативные проблемы.

В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее пол­ноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать правовую и психологическую защищен­ность воспитанников и выпускников. В этой деятельности опреде­ленную роль играет педагог-психолог учреждения интернатного типа, который должен глубоко разбираться в психологических особенностях детей и подростков.. Его функции в специфических условиях приобретают более целенаправленный характер:

1) формирование гуманного отношения к воспитанникам, ох­рана и защита прав, интересов и психологического здоровья де­тей в педагогическом процессе;

2) создание для ребенка обстановки психологического ком­форта и безопасности в быту и досуговой деятельности;

3) изучение индивидуально-типологических и возрастно-пси-хологических особенностей личности воспитанников, их социаль­ной ситуации развития, условий жизнедеятельности;

4) выявление интересов и потребностей, проблем и трудно­стей детей и подростков, отклонений в их социальном поведении и социально-психологической адаптации;

5) психолого-педагогическая поддержка воспитанников в про­цессе социализации;

6) социально-педагогическая и психологическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных вос­питанников;

7) посредничество между воспитанником, учреждением и чле­нами его семьи;

8) взаимодействие с педагогами, социальным педагогом, опе­кунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам.

Пребывание детей в учреждениях интернатного типа, пережи­вание ими в детстве критических ситуаций, несомненно, накла­дывают глубокий отпечаток на формирующуюся личность. Воспи­танники детских домов и школ-интернатов имеют обусловленные психической депривацией особенности и различный социальный статус, которые необходимо учитывать психологу (см. с. 105 — 106).

Карта психологических особенностей истатуса воспитанников детских домов ишкол-интернатов

ДошкольникиМладшие школьникиПодросткиВес лозрастные группыСтатус детей
Эмоциональная глу­хота Задержка делового об­щения со взрослыми Невосприимчивость к образцам деятельно­сти взрослого Неадекватное отноше­ние к оценке взрос­лого Сниженная эмоцио­нальная активность Пассивность во всех видах деятельности Отсутствие способно­сти к сопереживанию Импульсивность всех видов поведения Неосознаваемость по­ведения Отклонения в разви­тии образа «Я»Дисгармоничность и нтелл ектуал ьной сферы Недоразвитие на­глядно-образных форм мышления Несформированность внутреннего (идеаль­ного) плана мышле­ния Ситуативностьмыш­ления и поведения Столкновение потреб­ности общения со взрослыми с фруст­рацией потребности в эмоционально-лич­ностном общенииНесформированность внутренней позиции Слабая ориентация на будущее Конфликтность си­стемы требований к мужественности и женственности Ориентировка в отно­шении к себе на оцен­ку окружающих Размытость и неяс-» ность образа «Я» Слабость интимно-личностных контак­тов со взрослыми Малая избиратель­ность в отношении со сверстникамиСлабая ориентация на будущее Эмоциональная упло-щенностьи обесце­ненное содержание образа «Я» Сниженная само­оценка Несформированность избирательности в отношениях к взрос­лым, сверстникам и предметному миру Импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведенияДети-сироты Дети, оставшиеся без попечения обоих родителей Дети, находящиеся под опекой Дети одиноких мате­рей Брошенные дети Отказные дети Подкидыши Дети из бедных семей Дети, родители кото­рых находятся на длительном лечении

Виды деятельности педагога-психолога в детском доме

Социально-психологическая диагностика и консультированиеПрофилактическая работаКоррекционно-развивающаяработа
Цель — отслеживание динамики социо-генезаличности, определение причин его нарушений; вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения. Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников Выявлениевоспитанников группы социального риска Изучение интересов, способностей и склонностей детей Составление индивидуальных карт социального развития Диагностика социальных сетей и ин­дивидуальной социальной ситуации развития детей Диагностика общения детей со взрос­лыми и сверстниками Диагностика отклонений в социаль­ном поведении и их причин Диагностика причин неуспешности в овладении социальными умениями и навыкамиЦельпредупреждение возможных нарушений в социальном развитии де­тей, создание условий для полноцен­ного личностного развития. Разработка и реализация программ профилактикипсихического напря­жения и нервных срывов у детей Создание благоприятного социально-психологического микроклимата Оптимизация общения воспитанни­ков с членами своей семьи, «педаго­гами и сверстниками Работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению Психолого-педагогические конси­лиумы по анализу социальной ситуа­ции развития воспитанников и выра­ботке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов Профилактика алкоголизма, нарко­мании, токсикомании, проституции, паразитического образа жизни, сек­суальных перверсий Профилактика межличностных конф­ликтовЦельактивное воздействие на про­цесс социализации личности, пози­тивные изменения в ней через програм­мы социального воспитания и социаль­но-педагогической и психологической реабилитации. Развитие житейских умений и навыков ПрофориентацияПсихосексуальное воспитаниеи под­готовка к семейной жизни Развитие коммуникативных навыков и культуры общения Коррекция различных отклонений в поведении (агрессии, аутоагрессии, аддиктивногоповедения, застенчи­вости, аутизма) Психотерапия акцентуаций характера Коррекция образа «Я» Психологическая гимнастика Кризисная интервенция в критиче­ских ситуациях

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

анализ источников и причин социальной дезадаптации воспитанни­ков;

обеспечение психолого-педагогической поддержки дезадаптирован­ных детей и подростков;

включение всех воспитанников в социально-полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями;

координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса воспитанников, преодоления комплекса неполноценности;

защита и охрана прав .сетей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.

План работы педагога-психолога

Содержание деятельности п еда гог а-пс ихол о гаСрокиОтветственные
1. Выявление воспитанников группы рискаСентябрьПсихолог Социальный педагог
Изучение личных дел воспитанниковЗам. директора по учебно-воспитатель-
Комплектация по классамной работе
Составление социальной кгрты классаКлассные руководи­тели
Корректировка списков детей по социальному статусуВоспитатели
Определение детей группы риска
2. Изучение психолого-Meduf о -педагогических особенностей детейОктябрьПсихолог Социальный педагог
Наблюдения в урочной и внеуроч­ной деятельности через посещение Уроков, кружковых занятийРуководители кружков Воспитатели
Беседы с воспитанниками л воспитателями
Тесты личностных особеннэстей
Диагностическое обследование детей с ослабленным здорсвьем
3. Анализ полученных результатов, отслеживание динамики развития ребенкаНоябрь-мартПсихолог Социальный педагог Руководители
Анкетирование «Адаптация » школе» ДДО А.Е. Климова «Профехио-нальное предпочтение» — иэмощьвкружков Воспитатели Учителя
выборе кружковой деятельностиИнспектор ИДН
Проведение педконсилиумов по классам, требующим особого внимания
Еженедельный совет по дезадаптиро­ванным детям совместно с инспек­тором по ИДН
Информация о текущей работе на совещаниях воспитателей и педагогов
4. Разработка индивидуалыю-коррек-ционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личностиКаждую неделю с сентябряПсихолог Социальный педагог
5. Обеспечение реализации программПостоянноСпециалисты
Контрольное диагностирование:
а) цветопись настроения;
б) графические (рисуночные) методы тестирования;
в) опрос старшеклассников по актуальным темам («Про это. »);
г) карты и дневники наблюдений специалистов
Работа с девиантными детьми и подростками:ПостоянноПсихолог Специалисты
а) постоянное наблюдение и свое­временная помощь;Социальный педагог
б) еженедельная работа совета с детьми, состоящими на учете в ИДН;
в) участие в районных ИДН;
г) оформление документов для
дальнейшего обучения в училище (школе);
д) проведение профилактической работы через беседы с представителями ИДН
Работа с детьми-инвалидами:ПостоянноПсихолог
а) своевременное оформление ин­валидности и пенсионного пособия;Социальный педагог
б) санаторное пролечивание или системное обследование;
в) участие в работе программы
«Дети-инвалиды»
Профилактическая работа с под­ростками:В течение годаПсихолог Инспектор ИДН
а) направление для психологиче­ского консультирования в специали­зированные центры;Социальный педагог Педиатр
б) посещение консультаций;Специалисты от-
в) направление в тренинговые груп­пы (коррскиионные);дела социальной защиты населения
г) посещение консультаций;Руководители
д) направление для обследования или пролечивания в отделение неврозов, соматические отделения;кружков
е) циклы бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр);
ж) посещение городских семинаров ‘ Центра планирования семьи
6. Оказание консультационной помощи ребенку в семьеВ течение годаСоциальный педагог
Обследование жизненных условий с составлением актов семей опекунов, многодетных, малообеспеченных, с асоциальным поведениемПсихотерапевт Психолог Гинеколог Нарколог
Индивидуал ьно-консультационная помощь родителям
Проведение классных родительских собраний
7. Способствование формированию благоприятного микроклиматаВ течение годаПсихолог Социальный
Информация о работе с социально и педагогически запущенными деть­ми на совещаниях учителей и воспи­тателейпедагог Зам. директора по воспитательной работе
Анализ работы с детьми группы рис­ка на методических объединенияхВоспитатели Психотерапевт
Индивидуальная помощ
ь классным Руководителям и воспитателям
Логопед Дефектолог
Консультативные совещания при Директоре совместное работниками специализированных центров
Роль защитника интересов в разре­шении конфликтов
Пропаганда знаний о правах ребенка
8. Координация различных видов со­циально-ценностной деятельности воспитанников, направленных на развитие социальных инициативВ течение годаСоциальный педагог Администрация Педколлектив
Участие в городском конкурсе творчества юныхПсихолог Работники
Участие в конкурсной программе «Дети-инвалиды»библиотеки Организатор
Участие в праздниках детско-юно­шеских библиотекдосуга Учитель
Участие в работе учреждений до­школьного образованиялитературы
Изучение индивидуально-психоло­гических особенностей воспитанни­ков в связи с выбором профессии
Проведение профконсультирования Устройство воспитанников на учебу
Контроль за предоставлением льгот воспитанникам детского дома во время учебы
9. Защита и охрана прав детей Выявление статуса ребенка по за­просам в различные социальные институтыВ течение годаСоциальный педагог ЗАГСы ‘ Отделы социаль-
Восстановление жизненно важных документов ребенканой защиты Отделения Сбер-
Оформление пенсий по утере кор­мильцабанка Специалисты по
Работа со Сбербанком, оформление и проверка поступлений денежных средств на лицевые счета воспитан­никовохране прав детей департамента образования Работники
Оформление пенсий по инвалид­ностипрокуратуры, суда мпк
Ведение наследственных дел с оформлением документов
Определение статуса воспитанника на основании решения суда о лише­нии родительских прав, оформление документов
Участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка
Решение вопроса о жилье в пользу несовершеннолетнегоПостоянно
Оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот
Отслеживание адаптированности в приемной семье воспитанников, за­шита их интересов
Устройство выпускников на учебу или работу
Контрольза предоставлением льгот воспитанникам детского дома
Оказание помощи в решении бытовых проблем
Оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счет учреждения
10. Повышение профессиональной ком пет ент ноет и1 раз в 5 лет ПостоянноСеминары, курсы повышения квали­фикации Самообразование

Циклограмма работы педагога-психолога

Дни неделиВиды работыСодержание работы
I2″
Понедель­никПсихологическое консультирование и психокоррекцияИндивидуальные и групповые консультации Коррекционные и тренинговые группы
ВторникРабота с девиантными детьми и подросткамиСопровождение детей в учебно-воспитательном процессе
СредаСоциально-психоло­гическая диагностикаДиагностирование прямое и косвенное Обработка результатов, анализ, выводы, рекомендации
Четверг-Психопрофилактика Деятельность по охра­не прав ребенка.Индивидуальные консультации со специалистами по охране прав, с правоохранительными органами Работа по запросам и жалобам детей
ПятницаПсихологическое информированиеПроведение методических сове­щаний по результатам текущей работы, участие в педсоветах, педконеилиумах Консультативное совещание при директоре интернатного учреждения
СубботаМетодический деньРабота в библиотеке Самообразование

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА «АДАПТАЦИЯ»

Цель: создание социально-психологических условий для развития личности в условиях интернатного учреждения.

Объект деятельности: воспитанники группы риска в учебно-воспи­тательном процессе.

Предмет деятельности: социально-психологические условия разви­тия личности воспитанника группы риска.

1) выявление дезадаптированных воспитанников группы риска;

2) выявление источников и причин социальной дезадаптации детей;

3) разработка и обеспечение индивидуальных программ социально-психологической реабилитации по преодолению школьных и семейных репрессий, разрешению конфликтных ситуаций, коррекции общения и поведения, восстановлению ребенка в статусе субъекта учебной деятель­ности, общения;

4) подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с уча­стниками воспитательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий;

5) оказание системно-консультационной или иной помощи по лик­видации кризисной ситуации.в микросреде ребенка;

6) совместное взаимодействие с заинтересованными представителя­ми в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка.

Ожидаемые результаты: социальная адаптация воспитанников как результат успешной социализации личности.

Источник: http://studopedia.ru/17_5278_spetsifika-raboti-shkolnogo-psihologa-v-uchrezhdeniyah-internatnogo-tipa.html

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями.

Aлена Пушкарева
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями.

РАБОТА ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специфика развития детей — инвалидов заключается в негативном влиянии на личность ребёнка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затруднённой социальной адаптацией. Это проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов. Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей – инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Программа реабилитации – это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи.

Содержание коррекционной работы проводимой в нашем детском саду выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

В коррекционной группе проводится несколько занятий в неделю:

1. Индивидуальные занятия логопеда – 2 занятия.

2. Индивидуальное занятие педагога-психолога – 1 занятие.

3. Групповое занятие педагога-психолога – 1 занятие.

Особое внимание уделяется сбалансированности занятий и свободного времени детей. Дети получают возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.

Цель программы:

• создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекция недостатков, социальная адаптация.

Задачи программы:

—выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

—осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

—обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

—оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Реализация программыосуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма- веры в возможности ребенка.

2. Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы.

3. Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы.

4. Принцип реальности предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации.

5. Принцип деятельностного подхода предполагает опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

7. Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

• Этап сбора и анализа информации Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

• Этап планирования, организации, координации Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

• Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

• Этап регуляции и корректировки Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

В программевыделены следующие разделы:

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми-инвалидами; взаимодействие с семьей ребенка и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями воспитания и образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка.

Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей.

6. Работа с родителями

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМПк, который решает задачу взаимодействия специалистов.В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, мед. работник.

В соответствии со сложившейся практикой ребенок с особенностями в развитии проходит процедуру ПМПК где специалисты разрабатывают для него индивидуальный образовательный маршрут, определяют условия, необходимые для успешной адаптации и развития, в том числе и направления психолого- педагогического сопровождения, которые в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ, становятся обязательными к исполнению в ДОУ;

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство,которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами: сотрудничество со средствами массовой информации, районной поликлиникой, с общественными объединениями инвалидов, с родительской общественностью.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий:

1. Психолого-педагогическое обеспечение.

2. Программно — методическое обеспечение.

3. Кадровое обеспечение

4. Материально — техническое обеспечение

5. Информационное обеспечение

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком – инвалидом планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление нарушений в развитии.

Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического или физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.

Документация педагога-психолога по проведенным занятиям с детьми Для эффективного структурирования деятельности педагога-психолога был разработан определенный пакет документов. После каждого занятия с.

работа школьного психологаГрафические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУ .

работа школьного психологаГрупповое занятие педагога-психолога с детьми (фотоотчет) В работе педагога — психолога детского сада есть такая форм работы, как групповые занятия. В МБДОУ «Детский сад № 99» (г. Таганрог, заведующий.

работа школьного психологаКоррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ IMG]/upload/blogs/detsad-178565-1445163700.jpg[/IMG] К Кррекционно-развивающая работа на занятиях в студии изобразительного искусства.

НОД педагога-психолога с детьми старшей группы «Волшебный лес эмоций» Конспект НОД педагога-психолога с детьми: «Волшебный лес эмоций». Цель: • развитие чувства доверия к окружающим людям; • устранение психологического.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Собрание-просвещение «Работа педагога-психолога в ДОУ» Родительское собрание-просвещение «Работа педагога-психолога в ДОУ» Здравствуйте, Уважаемые родители! Меня зовут Анастасия Валерьевна, я.

работа школьного психологаСовместная работа воспитателя и педагога-психолога по взаимодействию с родителями: издание журнала «Леопольд» № 1 Октябрь 2015 МБДОУ «Лесная сказка» группа № 7 Здравствуйте, уважаемые родители! Мы начинаем выпуск ежемесячного журнала «Леопольд».

«Тренинг креативности». Работа педагога-психолога с воспитателями Тренинг креативности Цель: осознание воспитателями креативности в себе и ее развитие. Задачи: • развитие беглости мышления; • развитие.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-pedagoga-psihologa-s-detmi-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *