Развитие психики — Развитие психики человека — развитие психики это
13.10.2019полноценная деятельность мозга;
Развитие психики
Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психологии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и филогенез. Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle — род, вид, племя, genos — происхождение) — историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.
Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.
С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:
- Ш системность,
- Ш целостность,
- Ш нерасчлененность.
Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В.Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности.
Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из закономерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.
Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.
Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.
Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека — психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:
внешний мир, природа, ее отражение;
полноценная деятельность мозга;
взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).
Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последовательно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), способы поведения.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется. На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при сильном влиянии среды.
Источник: http://studwood.ru/1855389/psihologiya/razvitie_psihiki
Развитие психики человека
Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором |
![]() |
Вернуться назад на Развитие человека
Не забываем поделиться: |
Дата | 16.05.2016 |
Размер | 121.5 Kb. |
Тип | Лекция |
- Навигация по данной странице:
- Эволюция психики.
- Развитие психики человека.
Период | Стадия | Кризис |
Раннее детство | Младенчество | Кризис новорожденности |
Ранний возраст | Кризис 1 года | |
Детство | Дошкольный возраст | Кризис3 лет |
Младший школьный возраст | Кризис 7 лет | |
Отрочество | Подростковый возраст | Кризис 11-12 лет |
Ранняя юность | Кризис 15 лет |
В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.
Возрастная психология — область науки, изучающая закономерности развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях.
Эти особенности являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.
С точки зрения биофизиологических процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рассматривать с разных точек зрения.
Социальные процессы обусловливают смену ступеней контакта с другими людьми (родительская семья, детский сад, школа, друзья, собственная семья, рабочий коллектив).
А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).
Таблица 2 Возрастная периодизация
Возрастной период | Возраст |
Младенчество | 0-1 |
Раннее детство | 1-3 |
Дошкольный период | 3-7 |
Младший школьный период | 7-11 |
Подростковый период | 11-15 |
Юность: поздняя | |
Молодость | 21-35 |
Средняя взрослость | 35-50 |
Мудрость | 50-60 |
Пожилой возраст | 60-75 |
Преклонный возраст | 75-90 |
Долгожители | Старше 90 |
Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:
1. Биологический, реализуется генетическая программа, записанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, развиваются внутренние органы и функциональные системы, в подростковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.
2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума требует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.
3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.
Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные «прибавки»).(Таблица 3).
Новообразования и ведущая деятельность
Возраст | Ведущая деятельность | Новообразования |
0- 1 год | Эмоциональное общение с ухаживающими взрослыми (матерью) | «Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная реакция на ласковое обращение). Формируется потребность в общении с другими людьми |
1-3 года | Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-действенное мышление | |
3-7 лет | Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Готовность к школьному обучению | |
7- 11 лет | Умение учиться. Словесно-логическое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование самооценки | |
11-15 лет | Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственности, товарищества. Половое влечение. Умение подчиняться нормам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутверждением | |
15-21 год | Самоопределение. Мировоззрение, открытие своего внутреннего мира, профессиональные интересы, мечты и идеалы | |
Старше 21 года | Профессиональные навыки, реализация творческого потенциала. Уверенность, целеустремленность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля. |
Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.
Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).
Возраст | Название и симптомы проявления кризиса |
3 года | «Я сам». Негативизм, упрямство, строптивость, обесценивание взрослых, своеволие, протестный бунт, стремление к деспотизму. |
6-7 лет | Малый кризис. Невнимательность, нарушение дисциплины, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими детьми, манерничанье, вертлявость, клоунада. |
11-12 лет | «Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенсации, имитации, эмансипации, группирования. |
17- 18 лет | Кризис юности. Ранняя половая жизнь, гиперсексуальность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмоциональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми. |
Около 33-35 лет | Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворенность работой, жилищем, семьей, материальным достатком. |
Около 60 лет | Кризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность. |
Кризис (от греч. — поворотный пункт) — это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.
В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при котором старые способы ведущей деятельности до определенной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в организме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологические новообразования, которые становятся ведущей деятельностью следующего возрастного периода.
Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступления и окончания. Сила кризиса может проявляться с разной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обладает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.
За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.
Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.
§ 3. Психические особенности периода детства.
У новорожденного преобладают врожденные формы поведения (рефлексы), а с 3-месячного возраста появляется поведение, направленное на предметные и социальные конфликты. Когда появляются потребности эмоционального общения со взрослыми, то возникает «комплекс оживления», который проявляется вначале улыбкой, затем гулением и двигательной реакцией.
Отсутствие эмоционального контакта со взрослыми приводит к задержке двигательного, умственного и даже физического развития. Нарастающая потребность в общении приводит к необходимости усовершенствовать свои возможности — появляется понимание речи, а затем овладении ею. Интонацию в голосе взрослого ребенок замечает в 4-месячном возрасте, а интонацию в голосе ребенка можно различить в возрасте 7 месяцев. К 1,5 годам ребенок произносит 50-300 слов, а в 3 года — 1500 слов.
В течение первого года жизни происходит интенсивное развитие двигательной сферы: от умения держать голову, хватать предметы, сидеть, ползать до самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок усложняет ходьбу: в горку, по камешкам: и только к 3 годам техника ходьбы стабилизируется.
Освоение предметных действий ребенком в первые 3 года жизни происходит в 3 этапа: манипулятивный; использование предметов по прямому назначению; и вновь манипулирование предметами, которые ребенок заменяет один – другим, но осознанно, так как знает их прямое назначение (например, в игре — кубик вместо стакана).
В конце раннего детства у ребенка начинает появляться самосознание, психологический образ своего «я». Стремительно возникает потребность к самостоятельности, желание выполнять действия взрослых (мыть посуду, включать свет, электроприборы). Естественно, возможности ребенка значительно отстают от притязаний.
Возникает кризис, который называется «я — сам». Внешне кризис проявляется следующими симптомами: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протестный бунт, стремление к деспотизму.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является, вначале, предметно-манипулятивная, затем, все более усложняясь, сюжетно-ролевая, и, наконец, игра с правилами. Конструкторские игры сменяются играми «в магазин», «в больницу» и т. п. Развивается познавательная потребность, наглядно-образное мышление.
К 6-7 годам определяется психическая готовность к школьному обучению. Это не только интеллектуальная (кругозор, память, внимание, познавательный интерес), но и эмоционально-волевая готовность (потребность в совместных занятиях с другими детьми, умение нести определенный круг обязанностей, самоконтроль).
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба, познавательная мотивация должна постоянно подкрепляться интересом. Непроизвольное восприятие, как и память переходит в произвольное, мышление становится словесно-логическим. Произвольное поведение характеризуется умением ставить цели, находить доступные средства достижения их и преодолевать препятствия. Появляется способность к внутреннему плану действий (действовать в уме), взвивается интерес к собственному внутреннему миру, возникает рефлексия (внутренняя психическая деятельность, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний, на самопознания своего духовного мира). Формируется самооценка.
Психологические проблемы дошкольного и школьного возраста связаны с процессом социализации ребенка, принятием на себя «роли ученика». Кризис также проявляется в манерничаньи, вертлявости, клоунаде, нарочитости. У младших школьников выражена потребность в движении. Волевые процессы включатся в основном при побуждении извне, при контроле взрослых.
§ 4. Психические особенности подросткового и юношеского возраста.
Пубертатный возраст характеризуется серьезной соматической, функциональной, психологической перестройкой организма. Меняется работа эндокринной системы, интенсивно выделяются половые гормоны, что приводит к появлению вторичных половых признаков, у девочек — менструаций, а у мальчиков — ночных поллюций. Повышается психическая активность в форме тревожности, беспокойства.
На гормональные сдвиги накладываются психологические, личностные изменения, вследствие которых расширяется самосознание, появляется повышенное чувство собственного достоинства, развиваются чувства любви, дружбы, Товарищества, окончательно формируется абстрактное мышление. Уровень самосознания обеспечивает подросткам возможность самовыражения и самоутверждения.
Особую значимость приобретают социальные факторы — занятия ведут уже несколько учителей-предметников, а не один, как раньше; меняется социальная роль ребенка в семье, так как ему больше доверяют, поручают более сложную домашнюю работу; у него расширяется круг общения сверстниками за счет дворовых компаний, кружков, секций.
Ведущим моментом этого возраста является потребность общения со сверстниками. Разрывается «психологическая пуповина» с родителями, подростки стараются выйти из-под ох опеки. Самым главным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Оно рождает потребность к усвоению норм, ценностей и способов поведения взрослых.
В этом возрасте появляется еще одно новообразование: половое влечение (либидо).
Кризис подросткового возраста является: самым бурным. Он проявляется в следующих реакциях: «оппозиция», «имитация», «гиперкомпенсация», «эмансипация», «группирование» .
В юношеском возрасте центральным новообразованием в юношеском возрасте является самоопределение. Молодые люди пытаются определиться в профессиональной, религиозной, политической и сексуальной сферах деятельности. В процессе кризиса самоопределения, они выбирают свой путь развития и пытаются его реализовать.
В этом возрасте мышление становится «дивергентным» т. е. на один и тот же вопрос можно, найти несколько одинаково правильных и равноправных ответов. Формируются собственные философские убеждения, моральное самосознание. Происходит открытие своего внутреннего мира. В юношеском возрасте взрастает роль дружеских отношений.
Большое значение в юношеском возрасте имеет половое влечение. Кризис ранней юности распознается по юношеской гиперсексуальности, ранней половой жизни, транзиторному гомосексуализму. Если негативные внешние условия слишком велики, то симптомы кризиса не исчезают, я закрепляются и становятся характерологическими особенностями.
§ 3. Зрелый, пожилой и преклонный возраст.
Зрелый возраст называют еще периодом взрослости, который в свою очередь подразделяется на период ранней взрослости (молодость до 35 лет) и средней (от 35 до 60 лет) взрослости. Пожилой и преклонный возраст — это период поздней взрослости.
Период ранней взрослости рассматривается как некое стабильное состояние, но это не значит, что развитие останавливается. Оно продолжается, но если в детстве имели место в первую очередь изменения в теле, интенсивный физический рост и быстрое приобретение новых интеллектуальных навыков, то в период взрослости изменения касаются в основном личностной, социальной и профессиональной сфер.
Ключевыми событиями ранней взрослости являются: окончание профессионального обучения, начало самостоятельности трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса. Эти события у разных людей возникают в разное время. Но существуют некоторые нормы, которые сформировались из общепринятых представлений. Поэтому в период взрослости лучше ориентироваться не на хронологический возраст, а на биологический, социальный и психологический.
Биологический возраст оценивается по развитию скелета, зубов, мышц, физиологических и нейрогуморальных процессов.
Социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека в социуме нормам данной культуры.
Психологический возраст оценивается по степени адаптированности к требованиям внешней среды. Это уровень интеллекта, двигательные навыки, чувства, мотивы, установки.
Объединение этих возрастов дает представление о зрелости человека. Кроме того, зрелость напрямую зависит от того, как были разрешены противоречия в предыдущих периодах жизни человека, как удовлетворялись его потребности.
Физическое развитие в молодости достигает своего пика. Молодые люди в большинстве энергичны, выносливы, сильны. Однако после 30 лет скорость реакции и двигательные навыки начинают медленно снижаться, а после 50 лет физические возможности падают в ускоряющемся темпе.
В период ранней взрослости у людей отмечается самая высокая способность к воспроизводству здорового потомства. Интеллектуальная активность с наступлением взрослости не прекращается, а багаж знаний к старости возрастает. Интеллектуальные способности у взрослых зависят от постоянной их тренировки, от степени использования их в повседневной жизни.
Новообразования периода ранней взрослости: умение брать на себя ответственность; способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; уверенность в себе и целеустремленность; стремление к власти; развитая воля и способность сопротивляться препятствиям; защита своих принципов и жизненных ценностей; склонность к философским обобщениям; формирование индивидуального стиля жизни; стремление оказывать влияние на мир и делиться опытом с молодыми; реализм, трезвость в оценках окружающего мира; стабилизация системы социальных ролей.
Задачи периода средней взрослости:
1. Достижение зрелой гражданской ответственности,
2. Достижение определенного социального статуса.
3. Выбор способа проведения досуга.
4. Воспитание детей и обрыв «психологической пуповины» с ними в необходимое время, отпуская их в самостоятельную жизнь.
5. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями.
В последнее время нередко появляются еще и такие задачи, как: выбор нового спутника жизни после развода, воспитание маленьких детей, освоение новой профессии.
Период средней взрослости — это время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. У многих людей возникает кризис средних лет жизни (от 30 до 40 лет). Его называют иногда еще кризисом «возраста Христа».
Кризисы взрослых, в отличие от кризисов детских лет, не имеют жесткой привязанности к возрасту.
Состояние кризиса может быть тяжелым, но оно обладает огромным потенциалом. Рост личности может продолжаться всю жизнь.
В период средней взрослости разрешаются следующие проблемы:
1. По мере убывания физических сил и ослабления здоровья необходимо чаще переключать энергию на умственную деятельность.
2. Сексуальную энергию надо уравновешивать социальными связями.
3. Следует снижать накал эмоций, но расширять количество оттенков чувств.
4. Необходимо овладеть четкими границами своих ценностей и установок, оставляя при этом их гибкими.
5. В противоположность юношеской страсти и увлеченности, лучше равномерно распределить свое эго во всех сферах жизни (работа, семья, увлечения, здоровье).
Пожилой (60—75 лет) и преклонный (старческий) возраст (старше 75 лет).
Это самые противоречивые периоды жизни, так как привязанность тех или иных изменений к определенным годам самая нечеткая. Всемирная организация здравоохранения предложила считать началом пожилого возраста — 65 лет. Медицина утверждает, что инволюционные процессы начинаются в организме после 45 лет. В этом возрасте имеет место более значительное разнообразие по изменению биологических и поведенческих характеристик людей, чем в молодости. Происходит ускоренная инволюция одних систем организма и длительная сохранность других.
Задачи периода поздней взрослости:
1. Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья.
2. Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов.
3. Нередко приспособление к смерти супруга(и).
4. Установление прочных связей со своей возрастной группой.
5. Выполнение социальных и гражданских обязательств.
6. Обеспечение удовлетворительных жизненных условий.
На биологическом уровне в пожилом возрасте происходит снижение обмена веществ, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы и др. изменения. Происходит снижение активности и замедление многих психических процессов (памяти, внимания, восприятия нового), но способность к умозаключению остается сохранной до преклонного возраста, а речевая функция даже может возрастать.
На психологическом уровне характерны следующие новообразования:
- чувство принадлежности к группе.
- чувство комфорта во взаимоотношениях с людьми.
- чувство общности с другими людьми, похожести на них.
- вера, что в каждом человеке есть что-то хорошее.
- чувство, что ты являешься частью человечества.
- чувство оптимизма, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.
К 60 годам появляется потребность вновь проанализировать свой жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности. У некоторых людей может возникнуть кризис, который проявляется чувством ненужности, одиночества, отчаяния, подозрительности и недоверия, страхом быть обманутым. Повышается тревожность, угрюмость, эгоцентризм, снижается круг интересов, Этот кризис еще называют пенсионным.
В результате кризиса либо возникает мудрость, либо отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти, либо чувство разобщенности и отчаяния, что жизнь почти кончена, но прожита не так, как хотелось бы. Появляется презрительное недовольство людьми и страх перед смертью.
Психологический возраст тем выше, чем больше человек ожидает прожить и чем больше он успел сделать. Продуктивность и работоспособность долго сохраняется у людей, занимающихся творческой деятельностью.
Самой трудной задачей старости является решение проблемы «жизнь-смерть». Старый человек ощущает близкую смерть, от этого возникает острое чувство одиночества, обостряется страх смерти.
Смерть может стать последней и важнейшей стадией роста, так как она является кризисом индивидуального существования. Перед смертью человек освобождается от условностей, позволяет себе жить своими мыслями, чувствами, удовлетворять свои желания. Сопротивление смерти, ее отрицание является нездоровым и ненормальным.
Контрольные вопросы для закрепления:
- Понятие развития психики. Основные тенденции в развитии психики.
- Как развивалась психика животных ? Как развивалась психика человека ?
- Три стадии основные эволюционные стадии развития психики.
- Фундаментальные критерии периодизации развития в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования, кризис.
- Движущие силы психического развития.
- Периодизация психического развития в онтогенезе: название периода, границы, ведущая деятельность, новообразования, возрастные кризисы.
- Психические особенности периода детства: новорожденность, младенчество, ранее детство, дошкольный, младший школьный возраст.
- Психические особенности в подростковом и юношеском возрасте.
- Психические особенности зрелости, пожилого и преклонного возраста.
- Понятие хронологического, биологического, социального и психологического возрастов, их соотношение.
Рекомендуемая литература.
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.
- Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Сущенко С.А. Возрастная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 221 с.
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.
- Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.
- Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.
- Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.
Источник: http://www.dogmon.org/psihicheskoe-razvitie.html
- Гештальт: что это такое и какие проблемы решает гештальтпсихология? - гештальт психолог
- Хохлова Ксения Александровна - Психологическая газета - хохлов психолог
- Как стать клиническим психологом? 10 главных вопросов - работа клиническим психологом
- Все о юридической психологии - юридический психолог
- Как перестать нервничать на работе: советы по психологии - как не нервничать на работе советы психолога
- Сознательное и бессознательное в психике человека - сознательное и бессознательное в психике человека
- Повышение квалификации Педагог-психолог - педагог психолог обучение
- Сознание в психологии: структура, характеристика и чувства - психика и сознание в психологии кратко
- Восточно-Европейский Институт психоанализа (ВЕИП, Санкт-Петербург) - специальности и направления подготовки - институт психоанализа спб
- Психолог кто это такой чем занимается для родителей ОК САЙТ - психолог кто это
Добавить комментарий