Развитие психики — Развитие психики человека — развитие психики это

13.10.2019

полноценная деятельность мозга;

Развитие психики

Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психологии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и филогенез. Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle — род, вид, племя, genos — происхождение) — историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:

Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В.Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности.

Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из закономерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека — психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

внешний мир, природа, ее отражение;

полноценная деятельность мозга;

взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).

развитие психики это

Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последовательно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), способы поведения.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется. На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при сильном влиянии среды.

Источник: http://studwood.ru/1855389/psihologiya/razvitie_psihiki

Развитие психики человека

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
развитие психики это

Вернуться назад на Развитие человека

Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через пять-шесть лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие. Например, память маленького ребенка не просто слабее или сильнее, чем у старшего школьника, – она у него иная. Маленькие дети, как правило, быстрее запоминают стихи или слова иностранного языка. Однако это не означает, что у школьника память хуже. Требования, предъявляемые к памяти школьника, несравненно выше, чем возможности памяти маленького ребенка, а более легкое запоминание слов маленькими детьми определяется тем, что на разных этапах развития свойства памяти проявляются по-разному и само развитие определяется не только количественными изменениями, но в первую очередь изменением качественных характеристик. Поэтому не случайно, что процесс развития психики ребенка носит этапный характер. Каждый из этапов развития психики ребенка характеризуется как самостоятельная стадия развития. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам.

Следует сразу отметить, что существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка: новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства (3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

Как мы видим, между этими подходами существуют определенные различия. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтьевым.

Первая стадия – стадия новорожденного (до 2 месяцев). Что характерно для этой стадии? Прежде всего то, что ребенок рождается, обладая относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период. У новорожденного отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено, в частности миелинизация нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры только начинается.

Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4/5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют вовсе. Тем не менее стадия новорожденного является первой стадией, на которой начинает формироваться поведение в виде простейших актов, а самое главное – особенно интенсивно формируется сфера ощущений. Отмечается ранняя дифференциация вкусовых и обонятельных ощущений, которые связаны с питанием ребенка. Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций, таких как затихание на звук, и прежде всего на шепот матери.

В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.

Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления»…

Ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев). На данной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Начинается все с попыток схватить или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на этом предмете, что обусловливает формирование зрительно-осязательных связей, лежащих в основе предметного восприятия. Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия. Тем более что к этому времени ребенок уже может сидеть самостоятельно, что обеспечивает ему дальнейшее развитие движений при доставании предметов. В это же время ребенок начинает узнавать людей и вещи. Развивается зрительное сосредоточение и зрительное ожидание.

Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.

Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев). Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Он может взять предмет, поднести его ко рту, оттолкнуть. При этом ребенок может самостоятельно садиться, переворачиваться с живота на спину; он начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Таким образом, укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что в свою очередь является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка.

Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретают форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, а само действие ребенок выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы. Например, взрослый подвигает предмет к ребенку – ребенок берет его. Ребенок отодвигает предмет от себя – взрослый его убирает.

Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные к взрослому, при этом действия ребенка все чаще сопровождаются звуками, обозначающими нечто объективное.

Другое важное отличие этого возраста состоит в том, что у ребенка в процессе предметного общения со взрослым становится возможным неимпульсивное подражание взрослым. В результате ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это в свою очередь обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека. Постепенно ребенок начинает все более совершенным способом захватывать и держать предметы рукой. К концу периода ребенок овладевает и самостоятельной ходьбой.

Таким образом, основными характеристиками данного периода являются: изменение отношения с окружающим миром на основе предметного общения; осмысление предметов и появление первых признаков речи; появление неимпульсивного подражания взрослым и выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой.

Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, т.е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами – это манипулирование ими в процессе игры.

Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно.

На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией – стадией дошкольного возраста – является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т.е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится выполнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.

Следовательно, основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфическими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль – роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Неслучайно сюжетные игры часто называют ролевыми играми. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.

В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.

Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т.д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.

Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.

Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой.

Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Ребенок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть.

Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.

В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего у него меняются интересы. Детские интересы, благодаря развитию познавательных процессов, заменяются учебными интересами. Дети проявляют повышенную заинтересованность в получении нового материала, особенно в начальных классах. Они с большим интересом слушают рассказы о животных, о путешествиях и т.д.

Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив. Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность». Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально значимой единицей для ребенка была семья.

Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки – женской.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется бурным развитием всех познавательных психических процессов, продолжающимся формированием личности, приобретением первого опыта адаптации в коллективе.

Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет) характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества. В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.

Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения. Завершается половая идентификация подростка.

Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.

Следует отметить, что развитие, психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.

Духовное общество
Духовная жизнь
Духовная культура
Духовная сфера
Духовный человек
Философия мира

Источник: http://center-yf.ru/data/stat/razvitie-psihiki-cheloveka.php

Развитие психики это

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

1) возникновение и развитие психики в животном мире;

2) возникновение и развитие человеческого сознания;

3) развитие психики в онтогенезе человека, то есть начиная с рождения и до конца жизни

Развитие — это движение от простых форм и структур к высшим, более сложных. Развитие жизни, например, это не водоворот событий, а последовательный процесс, движение от простейших к более сложным формам жизни

Ученые материалистического направления рассматривают психику как свойство высокоорганизованной материи, которая является продуктом длительного (миллионы лет) развития. Возникновение и развитие психики связаны с возникновения ям и развитием органической природи.

История развития психики человека должна предысторию, которая связана с биологической эволюцией живых организмов. В этом большую роль сыграло учение. Ч. Дарвина (эволюционная теория), который раскрыл основные пути и развития природы, ее закономерноститі.

Для понимания того, как возникла психики человека, его сознание, необходимо рассмотреть, как она образовалась в процессе эволюции живых форм, как в течение многих миллионов лет развитие психики проходил в от простейших, элементарных форм к высшим, к появлению высшей формы психики человека — его сознания.

Исследуя природу материи, ученые-материалисты изучают различные формы движения материи. Всем ее видам, начиная с неживой, неорганической и заканчивая самой сложной материей — человеческим мозгом, свойственна я качество отображения есть способность реагировать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи

. Движущей силой любого развития является борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между тем, что отживает и тем, что рождается. Именно в этом источник развития психики

. Высшей формой отражения является психическое отражение, а высшей формой психического отражения — сознание

В неживой природе отражение может проявиться в виде механической, физической или химической взаимодействия тел или веществ (солнечный луч и поверхность воды, волна и камень и др.)

С появлением жизни на. Земле живая материя приобретает особые свойства. Общей особенностью всех живых организмов является раздражение

. Раздражимость — способность живого организма реагировать на внешние воздействия среды определенными биологическими процессами

Биологическая форма отражения проявляется в активности (внешней и внутренней) на прямые воздействия, которые сами по себе положительно или отрицательно влияют на организм

Итак, с возникновением жизни отражение становится качественно иным. В неживой природе объект остается пассивным относительно воздействий, а в живой природе живые существа проявляют активность

Раздражительность является основой появления более высокого уровня отражения — психического отражения, проявляется в форме способности чувствовать

Способность чувствовать — это чувствительность. Чувствительность проявляется в реагировании на такие воздействия среды, от которых непосредственно жизни организма не зависит, но сигнализируют о биологически значимые воз. ИВИ среда.

Появление и развитие чувствительности — нового уровня отображающей деятельности — находились в неразрывной связи с усложнением образа жизни животных и развитием у них нервной системы; органов чувств и орга. Ан слух.

Чем большего развития достигает нервная система и мозг животного, тем выше уровень его психики

. Стадии и уровни развития психики животных (О. М. Леонтьев)

. Рис 131. Стадии развития психики животных

Наиболее организованные животные находятся на высоком уровне развития психики. По сути данную стадию развития называют стадией интеллекта, которая характеризуется сложными формами отражения действительности

Интеллектуальная поведение животных характеризуется следующими основными признаками:

1) в сложных условиях животные после многократных»проб и ошибок»находят решение;

2) если поставить животное в аналогичные условия — сразу находит решение;

3) если условия видоизменить — находит решение, и это означает, что ей свойственно переноса

Вместе с тем в нестандартных ситуациях проявляется ограничение интеллектуального поведения животных

На разных стадиях развития психики у животных наблюдаются определенные механизмы отображающей деятельности. Так, животные проявляют такие уровне поведения:

Наблюдается у примитивных млекопитающих, увеличивается на степени высших приматов, достигает максимума у ??человека (Рис 135, 136)

. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Наблюдается у червей, в средней степени у рыб, рептилий, достигает максимума у ??приматов и человека

. Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. Достигает максимума у ??насекомых, средней степени — у птиц, низших млекопитающих, почти нулю равен — у человека (Рис 132, 133, 134)

. Опосредованная нервной системой закономерная реакция-ответ организма на раздражитель. Свойственная червям, примитивным млекопитающим

. Направленные действия организмов (простейшие животные, растения) отдельных клеток под влиянием односторонне действующего стимула (света, температуры, химических веществ)

. Рис 132. Врожденная реакция птенцов на приближение руки человека

. Рис 133″Гагарка» высиживает камень вместо яйца, переведенного в ее отсутствие в новое место

. Рис 134. Заяц»играет»на барабане

. Рис 135. Обезьяна за помощью палки достает яблоко

. Рис 136. Шимпанзе перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, который мешает достать приманку зачерпнуть воды из озера обезьяна не догадывается

Все формы отражения (инстинкты, навыки, интеллектуальные действия) резко не разграничиваются. Существует единая непрерывная линия развития в животном мире (инстинкты обрастают навыками, навыки переходят в инстинкты).

Однако конкретные проявления демонстрируют прерывность: у одних видов животных преобладают инстинкты, в других-образованные в личном опыте ассоциации

Отличие психики человека от психики животных

1. Животное может действовать лижет в пределах сложившейся воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями. Человек может предвидеть события, поступать познанной необходимостей ноститі.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудий, но ни одно животное не может создать орудия труда и выполнять коллективные орудия действия

3 животных способны переживать эмоции, но только человек может испытывать чувство

4 разных условия развития психики животных и человека. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_sergyeyenkova_op/rozvitok_psihiki.htm

Развитие психики

История развития психики

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

1) возникновение и развитие психики в животном мире;

2) возникновение и развитие человеческого сознания;

3) развитие психики в онтогенезе человека, то есть начиная с рождения и до конца жизни.

Развитие — это движение от простых форм и структур к высшим, более сложным. Развитие жизни, например, это не коловорот событий, а последовательный процесс, движение от простых к более сложным формам жизни.

Ученые материалистического направления рассматривают психику как свойство высокоорганизованной материи, которая является продуктом длительного (миллионы лет) развития. Возникновение и развитие психики связаны с возникновением и развитием органической природы.

История развития психики человека имела предысторию, связанную с биологической эволюцией живых организмов. В этом большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (эволюционная теория), который раскрыл основные пути развития природы, ее закономерности.

Для понимания того, как возникла психики человека, его сознание, необходимо рассмотреть, как она образовалась в процессе эволюции живых форм, как в течение многих миллионов лет развитие психики происходил от самых простых, элементарных форм к высшим, к появлению самой формы психики человека — его сознания.

Исследуя природу материи, ученые-материалисты изучают различные формы движения материи. Всем ее видам, начиная с неживой, неорганической и заканчивая высшей сложной материей — человеческим мозгом, присущая качество отображения, то есть способность реагировать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи.

Движущей силой любого развития является борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между тем, что изживает и тем, что рождается. Именно в этом источник развития психики

Высшей формой отражения является психическое отражение, а высшей формой психического отражения — сознание

В неживой природе отражение может проявиться в виде механической, физической или химического взаимодействия тел или веществ (солнечный луч и поверхность воды, волна и камень и т.п.).

С появлением жизни на Земле живая материя приобретает особые свойства. Общей особенностью всех живых организмов является раздражение.

Раздражительность — способность живого организма реагировать на внешние воздействия среды определенными биологическими процессами

Биологическая форма отражения проявляется в активности (внешней и внутренней) на прямые воздействия, которые сами по себе положительно или отрицательно влияют на организм.

Итак, с возникновением жизни отражение становится качественно иным. В неживой природе объект остается пассивным относительно воздействий, а в живой природе живые существа проявляют активность.

Раздражительность является основой появления более высокого уровня отображения — психического отражения, проявляется в форме способности чувствовать.

Способность чувствовать — это чувствительность. Чувствительность проявляется в реагировании на такие воздействия среды, от которых непосредственно жизни организма не зависит, но которые сигнализируют о биологически значимые воздействия среды.

Появление и развитие чувствительности — нового уровня отображающей деятельности — находились в неразрывной связи с осложнением образа жизни животных и развитием у них нервной системы; органов чувств и органов слуха.

Чем большего развития достигает нервная система и мозг животного, тем выше уровень его психики.

Стадии и уровни развития психики животных (А. Н. Леонтьев)

развитие психики это

Рис. 1.3.1. Стадии развития психики животных

Наиболее организованные животные находятся на самом высоком уровне развития психики. По существу данную стадию развития называют стадией интеллекта, которая характеризуется сложными формами отражения действительности.

Интеллектуальная поведение животных характеризуется следующими основными признаками:

1) в сложных условиях животные после многократных «проб и ошибок» находят решения;

2) если поставить животное в аналогичные условия — сразу находит решения;

3) если условия видоизменить — находит решение, и это означает, что ей свойственно переноски.

Вместе с тем в нестандартных ситуациях проявляется ограничения интеллектуального поведения животных.

На разных стадиях развития психики у животных наблюдаются определенные механизмы отображающей деятельности. Так, животные проявляют такие уровне поведения:

Наблюдается у примитивных млекопитающих, увеличивается на степени высших приматов, достигает максимума у человека (рис. 1.3.5, 1.3.6).

Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Наблюдается у червей, в средней степени у рыб, рептилий, достигает максимума у приматов и человека.

Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. Достигает максимума у насекомых, средней степени — у птиц, низших млекопитающих, почти нулю равен — у человека (рис. 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4).

Опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель. Присущая червям, примитивным млекопитающим.

Направленные действия организмов (простейшие животные, растения), отдельных клеток под влиянием односторонне действующего стимула (света, температуры, химических веществ).

развитие психики это

Рис. 1.3.2. Врожденная реакция птенцов на приближение руки человека

Рис. 1.3.3. «Гагарка» высиживает камень вместо яйца, переведенного во время ее отсутствия в новое место

Рис. 1.3.4. Заяц «играет» на барабане

развитие психики это

Рис. 1.3.5. Обезьяна по помощью палки получает яблоко

развитие психики это

Рис. 1.3.6. Шимпанзе перебирается на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, который мешает достать приманку. Зачерпнуть воды из озера обезьяна не догадывается

Все формы отображения (инстинкты, навыки, интеллектуальные действия) резко не размежеваться. Существует единственная непрерывная линия развития в животном мире (инстинкты обрастают навыками, навыки переходят в инстинкты).

Однако конкретные проявления демонстрируют прерывность: у одних видов животных преобладают инстинкты, в других образованные в личном опыте ассоциации.

Отличие психики человека от психики животных

1. Животное может действовать лижет в пределах сложившейся воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями. Человек может предвидеть события, поступать познанной необходимости.

2. Животные способны использовать предметы в качестве орудий, но ни одно животное не может создать орудия труда и выполнять коллективные орудием действия.

3. Животные способны переживать эмоции, но только человек может испытывать чувство.

4. Различные условия развития психики животных и человека. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.

Источник: http://studbooks.net/26491/psihologiya/razvitie_psihiki

Психическое развитие

Не забываем поделиться:
Дата16.05.2016
Размер121.5 Kb.
ТипЛекция

Тема: Психическое развитие.

§ 1. Понятие психического развития. Стадии эволюционного развития психики

§ 2. Психическое развитие в онтогенезе.

§ 3. Психические особенности периода детства.

§ 4. Психические особенности подросткового и юношеского возраста.

§ 5. Зрелый, пожилой и преклонный возраст.

Полный конспект лекции

§ 1. Понятие психического развития. Стадии эволюционного развития психики.

Для построения целостного представления о природе психики недостаточно только структурного анализа, но необходимо также понимание логики ее эволюционного и онтогенетического развития. Говоря о развитии психики мы подразумеваем следующее.

Развитие психики – это закономерное и взаимосвязанное изменение психической системы (психических процессов, свойств, состояний) во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Такие изменения отличаются необратимым характером, стадиальностью, направленностью и закономерностью.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

Основные тенденции развития психики:

1. усложнение форм психического отражения;

2. повышение сложности организации и произвольности поведения;

3. совершенствование способности к индивидуальному научению.

Эволюция психики.

Развитие психики животных.

С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.

Развитие психики человека.

1. появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2. производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

3. возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

Стадии эволюционного развития психики.

В эволюционном развитии психики выделяют три основные стадии.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Характеризуется двумя специфическими особенностями:

— способность реагировать только на отдельные свойства предметов окружающего мира;

— инстинктивное поведение, регулируемое врожденными биологическим механизмами.

2. Стадия перцептивной психики.

Предполагает дальнейшее совершенствование психического отражения и поведения, что проявляется в:

— способности к предметному восприятию;

— способности к научению и формированию индивидуальных навыков поведении.

3. Стадия интеллектуальной психики, где появляются два специфических новообразования:

— психическое отражение в виде целостных ситуаций;

В современной психологии не сложилась общепризнанная теория развития психики и методология изучения его этапов, факторов и закономерностей.

§ 2. Психическое развитие в онтогенезе.

Качественно своеобразные ступени психического развития выделяют и в онтогенезе. Однако периодизация развития психики в различных теориях осуществляется на основании разных критериев.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста.

В основание возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии положены четыре фундаментальных критерия: социальная ситуация развития, основной, или ведущий тип деятельности, основные новообразования развития, кризис.

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, выделил в соответствии с указанными критериями следующие периоды детского развития. (Таблица 1)

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину

ПериодСтадияКризис
Раннее детство

МладенчествоКризис новорожденности
Ранний возрастКризис 1 года
ДетствоДошкольный возрастКризис3 лет
Младший школьный возрастКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возрастКризис 11-12 лет
Ранняя юностьКризис 15 лет

В теории Эльконина акцентируется роль ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа, в психическом развитии ребенка.

Возрастная психология — область науки, изучающая за­кономерности развития человека и его психологические осо­бенности на различных возрастных ступенях.

Эти особенно­сти являются типичными и определяют развитие человека в онтогенезе.

С точки зрения биофизиологиче­ских процессов человеческую жизнь можно разделить на 3 стадии: прогресса; стабильности; регресса. Но процесс развития человека необходимо рас­сматривать с разных точек зрения.

Социальные процессы обуслов­ливают смену ступеней контакта с другими людьми (роди­тельская семья, детский сад, школа, друзья, собственная се­мья, рабочий коллектив).

А психологические процессы дают возможность проявиться новым психическим качествам (новообразованиям). Учитывая переплетение этих процессов, в настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация. (таблица 2).

Таблица 2 Возрастная периодизация

18-21

Возрастной периодВозраст
Младенчество0-1
Раннее детство1-3
Дошкольный период3-7
Младший школьный период7-11
Подростковый период11-15
Юность:

поздняя

Молодость21-35
Средняя взрослость35-50
Мудрость50-60
Пожилой возраст60-75
Преклонный возраст75-90
ДолгожителиСтарше 90

Человек является биопсихосоциальным существом, движущие силы его развития имеют три источника:

1. Биологический, реализуется генетическая программа, за­писанная в ДНК. Растет тело, изменяются его пропорции, разви­ваются внутренние органы и функциональные системы, в подро­стковом возрасте в работу включаются половые гормоны, затем постепенно, но с ускорением идут инволюционные процессы.

2. Социальный. Воздействие внешней среды, социума тре­бует появления новых качеств личности, которые возникают под влиянием обучения и воспитания.

3. Психологический. Внутренний, психический мир человека требует появления все более сложных потребностей. Каждая последующая потребность появляется только при условии удовлетворения до определенной степени предыдущей.

Все эти три источника развития на каждом возрастном этапе человека формируют ведущую деятельность, которая обеспечивает возникновение и формирование основных психологических новообразований. И возраст разделен на вышеперечисленные периоды не произвольно, а в зависимости от того, когда появляются новые психические качества, так называемые новообразования (возрастные «прибавки»).(Таблица 3).

Новообразования и ведущая деятельность

ВозрастВедущая деятельностьНовообразования
0- 1 год

Эмоциональное общение с ухажи­вающими взрос­лыми (матерью)«Комплекс оживления» (улыбка, вокализация и двигательная ре­акция на ласковое обращение). Формируется потребность в об­щении с другими людьми

1-3 года

Ходьба, речь, выделение себя из окружающего мира, появление самосознания. Наглядно-дейст­венное мышление

3-7 лет

Наглядно-образное мышление. Стремление к общественно-зна­чимой и общественно-оценивае­мой деятельности. Готовность к школьному обучению
7- 11 лет

Умение учиться. Словесно-логи­ческое мышление. Способность к внутреннему плану действий, к рефлексии. Формирование само­оценки

11-15 лет

Абстрактное мышление. Чувство взрослости, долга, ответственно­сти, товарищества. Половое вле­чение. Умение подчиняться нор­мам коллективной жизни наряду с самовыражением и самоутвер­ждением

15-21 год

Самоопределение. Мировоззре­ние, открытие своего внутренне­го мира, профессиональные ин­тересы, мечты и идеалы

Старше 21 года

Профессиональные навыки, реа­лизация творческого потенциа­ла. Уверенность, целеустремлен­ность, умение эмоционально поддерживать других и брать на себя ответственность. Развитая воля.

Движущими силами развития личности являются внутренние противостояния между опережающими потребностями человека и отстающими возможностями удовлетворения этих потребностей, а также требованием социума. Следовательно, рост личности происходит через внутриличностные конфликты, которые возникают из-за рассогласования возможностей, потребностей и долженствования.

Моменты нарастания противоречий отражаются в возрастной периодизации. При переходе от одной ступени к другой возникают кризисы развития, которые характеризуются резкими психологическими изменениями в структуре личности. В отличие от невротических и травматических кризисов, они являются нормальными процессами и необходимы при переходе от одной возрастной ступени к другой, и связаны с качественными преобразованиями в сознании человека. В его деятельности и в сфере социальных отношений. (Таблица 4).

ВозрастНазвание и симптомы проявления кризиса
3 года

«Я сам». Негативизм, упрям­ство, строптивость, обесце­нивание взрослых, своево­лие, протестный бунт, стремление к деспотизму.
6-7 лет

Малый кризис. Невниматель­ность, нарушение дисципли­ны, нежелание выполнять домашнее задание, неумение подружиться с другими де­тьми, манерничанье, вертля­вость, клоунада.
11-12 лет

«Трудный возраст». Реакции оппозиции, гиперкомпенса­ции, имитации, эмансипа­ции, группирования.
17- 18 лет

Кризис юности. Ранняя по­ловая жизнь, гиперсексуаль­ность, онанизм, транзиторный гомосексуализм, эмо­циональная лабильность, максимализм, конфликты со взрослыми.
Около 33-35 лет

Кризис «возраста Христа». Конфликты с окружающими людьми, неудовлетворен­ность работой, жилищем, се­мьей, материальным достат­ком.
Около 60 летКризис «пенсионный». Чувство ненужности, отчаяния, недоверия и подозрительности, одиночества, страх быть обманутым. Снижается круг интересов, повышается раздражительность, угрюмость, эгоцентризм, тревожность.

Кризис (от греч. — поворотный пункт) — это перестройка личности, переоценка ценностей, изменение жизненной позиции и смысла жизни.

В относительно устойчивые периоды человек при помощи ведущей деятельности удовлетворяет свои потребности. Но постепенно накапливаются такие потребности, которые удовлетворить обычным способом невозможно, и начинает возрастать напряжение. Начинается период кризиса, при ко­тором старые способы ведущей деятельности до определен­ной степени разрушаются. Ребенок в этот момент становится трудновоспитуемым, нарушает дисциплину. У взрослого все понятное становится непонятным, запутываются отношения с людьми, появляются психосоматические изменения в орга­низме. Состояние психологического кризиса неприятно как для самого человека, так и для окружающих его людей, но именно благодаря кризису появляются психологиче­ские новообразования, которые становятся ведущей деятель­ностью следующего возрастного периода.

Кризис длится от нескольких месяцев до 2 лет, границы его размыты, поэтому трудно определить момент его наступ­ления и окончания. Сила кризиса может проявляться с раз­ной степенью, Вялотекущий кризис возможно не так опасен с точки зрения разрушения и возможности возникновения психопатологических изменений, но в то же время он обла­дает и меньшим потенциалом для развития, для появления новообразований.

За время роста личности кризисные и стабильные периоды чередуются, не имеют четких границ, но всегда имеют одну и ту же последовательность. При возникновении внутренних противоречий в период личностного роста человека возрастает напряжение, против которого он выстраивает психологическую защиту.

Нормальное развитие личности обеспечивается наличием здоровой нервной системы (головного мозга), постепенным увеличением требований социума к индивиду (не превышающих его возможности) и наличием внутренней активности («психический движок») в сочетании с такими качествами, как терпение, упорство и уверенности успехе.
§ 3. Психические особенности периода детства.

У новорожденного преобладают врожденные формы поведения (рефлексы), а с 3-месячного возраста появляется поведение, направленное на предметные и социальные конфликты. Когда появляются потребности эмоционального общения со взрослыми, то возникает «комплекс оживления», который проявляется вначале улыбкой, затем гулением и двигатель­ной реакцией.

Отсутствие эмоционального контакта со взрослыми при­водит к задержке двигательного, умственного и даже физи­ческого развития. Нарастающая потребность в общении при­водит к необходимости усовершенствовать свои возможно­сти — появляется понимание речи, а затем овладении ею. Интонацию в голосе взрослого ребенок замечает в 4-месяч­ном возрасте, а интонацию в голосе ребенка можно разли­чить в возрасте 7 месяцев. К 1,5 годам ребенок произносит 50-300 слов, а в 3 года — 1500 слов.

В течение первого года жизни происходит интенсивное развитие двигательной сферы: от умения держать голову, хва­тать предметы, сидеть, ползать до самостоятельной ходьбы. К 1,5 годам ребенок усложняет ходьбу: в горку, по камешкам: и только к 3 годам техника ходьбы стабилизируется.

Освоение предметных действий ребенком в первые 3 года жизни происходит в 3 этапа: манипулятивный; использо­вание предметов по прямому назначению; и вновь манипу­лирование предметами, которые ребенок заменяет один – другим, но осознанно, так как знает их прямое назначение (например, в игре — кубик вместо стакана).

В конце раннего детства у ребенка начинает появляться самосознание, психологический образ своего «я». Стремительно возникает потребность к самостоятельности, желание выполнять действия взрослых (мыть посуду, включать свет, электроприборы). Естественно, возможности ребенка значительно отстают от притязаний.

Возникает кризис, который называется «я — сам». Внешне кризис проявляется следующими симптомами: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протестный бунт, стремление к деспотизму.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является, вначале, предметно-манипулятивная, затем, все более усложняясь, сюжетно-ролевая, и, наконец, игра с правилами. Конструкторские игры сменяются играми «в магазин», «в больницу» и т. п. Развивается познавате­льная потребность, наглядно-образное мышление.

К 6-7 годам определяется психическая готовность к школь­ному обучению. Это не только интеллектуальная (кругозор, память, внимание, познавательный интерес), но и эмоцио­нально-волевая готовность (потребность в совместных заня­тиях с другими детьми, умение нести определенный круг обязанностей, самоконтроль).

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учеба, познавательная мотивация должна постоянно подкрепляться интересом. Непроизволь­ное восприятие, как и память переходит в произвольное, мышление становится словесно-логическим. Произвольное поведение характеризуется умением ставить цели, находить доступные средства достижения их и преодолевать препятствия. Появляется способ­ность к внутреннему плану действий (действовать в уме), взвивается интерес к собственному внутреннему миру, возникает рефлексия (внутренняя психическая деятельность, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний, на самопознания своего духовного мира). Формируется самооценка.

Психологические проблемы дошкольного и школьного возраста связаны с процессом социализации ребенка, принятием на себя «роли ученика». Кризис также проявляется в манерничаньи, вертлявости, клоунаде, нарочитости. У младших школьников выражена потребность в движении. Волевые процессы включатся в основном при побуждении извне, при контроле взрослых.

§ 4. Психические особенности подросткового и юношеского возраста.

Пубертатный возраст характеризуется серьезной соматической, функциональной, психологической перестройкой организма. Меняется работа эндокринной системы, интенсивно выделяются половые гормоны, что приводит к появлению вторичных половых признаков, у девочек — менструаций, а у мальчиков — ночных поллюций. Повышается психическая активность в форме тревожности, беспокойства.

На гормональные сдвиги накладываются психологические, личностные изменения, вследствие которых расширяется самосознание, появляется повышенное чувство собственного достоинства, развиваются чувства любви, дружбы, Товарищества, окончательно формируется абстрактное мышление. Уровень самосознания обеспечивает подросткам возможность самовыражения и самоутверждения.

Особую значимость приобретают социальные факторы — занятия ведут уже несколько учителей-предметников, а не один, как раньше; меняется социальная роль ребенка в семье, так как ему больше доверяют, поручают более сложную домашнюю работу; у него расширяется круг общения сверстниками за счет дворовых компаний, кружков, секций.

Ведущим моментом этого возраста является потребность общения со сверстниками. Разрывается «психологическая пуповина» с родителями, подростки стараются выйти из-под ох опеки. Самым главным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Оно рождает потребность к усвоению норм, ценностей и способов поведения взрослых.

В этом возрасте появляется еще одно новообразование: половое влечение (либидо).

Кризис подросткового возраста является: самым бурным. Он проявляется в следующих реакциях: «оппозиция», «имитация», «гиперкомпенсация», «эмансипация», «группирование» .

В юношеском возрасте центральным новообразованием в юношеском возрасте является самоопределение. Молодые люди пытаются опреде­литься в профессиональной, религиозной, политической и сексуальной сферах деятельности. В про­цессе кризиса самоопределения, они выбирают свой путь развития и пытаются его реализовать.

В этом возрасте мышление становится «дивергентным» т. е. на один и тот же вопрос можно, найти несколько одинаково правильных и равноправных ответов. Формируются собственные философские убеждения, моральное самосозна­ние. Происходит открытие своего внутреннего мира. В юношеском возрасте взрастает роль дружеских отношений.

Большое значение в юношеском возрасте имеет половое влечение. Кризис ранней юности распознается по юношеской гиперсексуальности, ранней половой жизни, транзиторному гомосексуализму. Если негативные внешние усло­вия слишком велики, то симптомы кризиса не исчезают, я закрепляются и становятся характерологическими особенно­стями.
§ 3. Зрелый, пожилой и преклонный возраст.

Зрелый возраст называют еще периодом взрослости, ко­торый в свою очередь подразделяется на период ранней взрослости (молодость до 35 лет) и средней (от 35 до 60 лет) взрослости. Пожилой и преклонный возраст — это период поздней взрослости.

Период ранней взрослости рассматривается как некое стабильное состояние, но это не значит, что развитие оста­навливается. Оно продолжается, но если в детстве имели место в первую очередь изменения в теле, интенсивный фи­зический рост и быстрое приобретение новых интеллекту­альных навыков, то в период взрослости изменения касаются в основном личностной, социальной и профессиональной сфер.

Ключевыми событиями ранней взрослости являются: окончание профессионального обучения, начало самостоятельности трудовой деятельности, вступление в брак, рожде­ние детей, достижение определенного социального статуса. Эти события у разных людей возникают в разное время. Но существуют некоторые нормы, которые сформировались из общепринятых представлений. Поэтому в период взрослости лучше ориентироваться не на хронологический возраст, а на биологический, социальный и психологиче­ский.

Биологический возраст оценивается по развитию скелета, зубов, мышц, физиологических и нейрогуморальных процессов.

Социальный возраст оценивается по степени соответствия положе­ния человека в социуме нормам данной культуры.

Психологический возраст оценивается по степени адаптированности к требованиям внешней среды. Это уровень интеллекта, двигательные навыки, чувства, мотивы, установки.

Объединение этих возрастов дает представление о зрело­сти человека. Кроме того, зрелость напрямую зависит от то­го, как были разрешены противоречия в предыдущих перио­дах жизни человека, как удовлетворялись его потребности.

Физическое развитие в молодости достигает своего пика. Молодые люди в большинстве энергичны, выносливы, силь­ны. Однако после 30 лет скорость реакции и двигательные навыки начинают медленно снижаться, а после 50 лет физи­ческие возможности падают в ускоряющемся темпе.

В период ранней взрослости у людей отмечается самая высо­кая способность к воспроизводству здорового потомства. Интеллектуальная активность с наступлением взрослости не прекращается, а багаж знаний к старости возрастает. Интеллектуальные способности у взрослых зависят от постоянной их тренировки, от степени использования их в повседневной жизни.

Новообразования периода ранней взрослости: умение брать на себя ответственность; способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; уве­ренность в себе и целеустремленность; стремление к власти; развитая воля и способность сопротивляться препятствиям; защита своих принципов и жизненных ценностей; склон­ность к философским обобщениям; формирование индиви­дуального стиля жизни; стремление оказывать влияние на мир и делиться опытом с молодыми; реализм, трезвость в оценках окружающего мира; стабилизация системы социаль­ных ролей.

Задачи периода средней взрослости:

1. Достижение зрелой гражданской ответственности,

2. Достижение определенного социального статуса.

3. Выбор способа проведения досуга.

4. Воспитание детей и обрыв «психологической пупови­ны» с ними в необходимое время, отпуская их в самостоя­тельную жизнь.

5. Приспособление к взаимодействию со стареющими ро­дителями.

В последнее время нередко появляются еще и такие зада­чи, как: выбор нового спутника жизни после развода, воспи­тание маленьких детей, освоение новой профессии.

Период средней взрослости — это время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. У многих людей возникает кризис средних лет жизни (от 30 до 40 лет). Его называют иногда еще кризисом «возраста Хри­ста».

Кризисы взрослых, в отличие от кризисов детских лет, не имеют жесткой привязанности к возрасту.

Состояние кризиса может быть тяжелым, но оно обладает огромным потенциалом. Рост личности может продолжаться всю жизнь.

В период средней взрослости разрешаются следующие проблемы:

1. По мере убывания физических сил и ослабления здоровья необходимо чаще переключать энергию на умственную деятельность.

2. Сексуальную энергию надо уравновешивать социальными связями.

3. Следует снижать накал эмоций, но расширять количество оттенков чувств.

4. Необходимо овладеть четкими границами своих ценностей и установок, оставляя при этом их гибкими.

5. В противоположность юношеской страсти и увлеченности, лучше равномерно распределить свое эго во всех сферах жизни (работа, семья, увлечения, здоровье).

Пожилой (60—75 лет) и преклонный (старческий) возраст (старше 75 лет).

Это самые противоречивые периоды жизни, так как привязанность тех или иных изменений к определенным годам самая нечеткая. Всемирная организация здравоохране­ния предложила считать началом пожилого возраста — 65 лет. Медицина утверждает, что инволюционные процессы начинаются в организме после 45 лет. В этом возрасте имеет место более значительное разнообразие по изменению биологических и поведенческих характеристик людей, чем в молодости. Происходит ускоренная инволюция одних систем организма и длительная сохранность других.

Задачи периода поздней взрослости:

1. Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья.

2. Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов.

3. Нередко приспособление к смерти супруга(и).

4. Установление прочных связей со своей возрастной группой.

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств.

6. Обеспечение удовлетворительных жизненных условий.

На биологическом уровне в пожилом возрасте происходит снижение обмена веществ, уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы и др. изменения. Происходит снижение активности и замедление многих психических процессов (памяти, внимания, восприятия нового), но способность к умозаключению остается сохранной до преклонного возраста, а речевая функция даже может возрастать.

На психологическом уровне характерны следующие новообразования:

К 60 годам появляется потребность вновь проанализировать свой жизненный путь с точки зрения оценки его реализованности. У некоторых людей может возникнуть кризис, который проявляется чувством ненужности, одиночества, отчаяния, подозрительности и недоверия, страхом быть обманутым. Повышается тревожность, угрюмость, эгоцентризм, снижается круг интересов, Этот кризис еще называют пенсионным.

В результате кризиса либо возникает мудрость, либо отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти, либо чувство разобщенности и отчаяния, что жизнь почти кончена, но прожита не так, как хотелось бы. Появляется презрительное недовольство людьми и страх перед смертью.

Психологический возраст тем выше, чем больше человек ожидает прожить и чем больше он успел сделать. Продуктивность и работоспособность долго сохраняется у людей, занимающихся творческой деятельностью.

Самой трудной задачей старости является решение проблемы «жизнь-смерть». Старый человек ощущает близкую смерть, от этого возникает острое чувство одиночества, обостряется страх смерти.

Смерть может стать последней и важнейшей стадией роста, так как она является кризисом индивидуального существования. Перед смертью человек освобождается от условностей, позволяет себе жить своими мыслями, чувствами, удовлетворять свои желания. Сопротив­ление смерти, ее отрицание является нездоровым и ненор­мальным.
Контрольные вопросы для закрепления:

        1. Понятие развития психики. Основные тенденции в развитии психики.
        2. Как развивалась психика животных ? Как развивалась психика человека ?
        3. Три стадии основные эволюционные стадии развития психики.
        4. Фундаментальные критерии периодизации развития в отечественной психологии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования, кризис.
        5. Движущие силы психического развития.
        6. Периодизация психического развития в онтогенезе: название периода, границы, ведущая деятельность, новообразования, возрастные кризисы.
        7. Психические особенности периода детства: новорожденность, младенчество, ранее детство, дошкольный, младший школьный возраст.
        8. Психические особенности в подростковом и юношеском возрасте.
        9. Психические особенности зрелости, пожилого и преклонного возраста.
        10. Понятие хронологического, биологического, социального и психологического возрастов, их соотношение.

Рекомендуемая литература.

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.
  1. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Сущенко С.А. Возрастная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 221 с.
  2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.
  3. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.
  4. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.
  5. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.

Источник: http://www.dogmon.org/psihicheskoe-razvitie.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *