Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза; Студопедия — развитие психики в онтогенезе и филогенезе

13.01.2018

знать:

Развитие психики в онтогенезе и филогенезе

знать:

· стадии развития психики в филогенезе и онтогенезе;

· основные закономерности развития психики.

Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной обратимостью изменений, способностью накапливать изменения (обратимостью), закономерным характером и «надстраиванием» новых изменений над предыдущими. Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза. В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой. Подобные изменения могут иметь как биологическую так и общественно-историческую основу. Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания. Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.

В онтогенезе происходит процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ. То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов. Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей. Так, от 1 года до 3 лет ребенок, осваивая простейшие предметы, формирует основы предметно-манипулятивной деятельности, вследствие чего у него вырабатываются способности к универсальным движениям рук и решению простых двигательных задач. Способность ребенка «вставать» на собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми влияет на возникновение у него установки «Я сам».

В период от 3 лет до 6-7 лет у ребенка складываются способности к воображению и использованию различных символов, чему способствует активная игровая деятельность, свойственная детям этого возраста.

Во время обучения в школе ребенок, включившись в образовательный процесс, активно присваивает элементы науки, искусства, что способствует формированию основ научного, логического мышления.

Источник: http://studopedia.ru/2_113370_razvitie-psihiki-v-protsesse-filogeneza-i-ontogeneza.html

Развитие психики в онтогенезе и филогенезе.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции:

· Сенсорная психика. Животные (простейшие) способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений).

· Перцептивная психика. Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающие) отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей.

· Интеллект (человекообразные обезьяны). Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

Онтогенез – это развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется общие закономерности развития представителя своего вида и его индивидуальные особенности развития. Развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

Мозг и психика

Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов. Преобразование сигналов, совершающееся в мозге, воспринимается человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но вместе с тем —не пересекаются, не влияют друг на друга.

7. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Развитие психики в филогенезе связано с развитием нервной системы. Уровень развития органов чувств и нервной системы неизменно определяет уровень и формы психического отражения. На низшей ступени развития (например, у кишечнополостных) нервная система представляет собой нервную сеть, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система. Животные с сетевидной нервной системой в основном реагируют тропизмами. Временные связи у них образуются с трудом и плохо сохраняются.

На следующей ступени развития нервная система претерпевает ряд качественных изменений. Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии), Узловая, или ганглиозная, нервная система позволяет получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений, так как чувствующие нервные клетки находятся в непосредственной близости от раздражителей, что меняет качество анализа полученных раздражений.

Усложнение узловой нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных животных насекомых. В каждой части тела ганглии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Особенно усложнен головной центр.

Высший тип нервной системы трубчатая нервная система. Она представляет собой соединение организованных в трубку нервных клеток (у хордовых). В процессе эволюции у позвоночных возникают и развиваются спинной и головной мозг центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, усложняются и формы психического отражения.

Особое значение в эволюции позвоночных приобретает развитие головного мозга. В головном мозгу образуются локализованные центры, представляющие разные функции.

Таким образом, эволюция психики выражается в совершенствовании органов чувств, выполняющих рецепторные функции, и развитии нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения, т.е, сигнальной деятельности.

Выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов:

· Поведение высших животных (внешнеобусловленное поведение);

· Сознание человека (внешнеобусловленное поведение).

Развитие психики в онтогенезе. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Так, все дети «маугли» проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Культурно-историческая концепция развития психики человека.

Автор Л.С. Выготский. Он показал, что у человека есть особые психические функции, которыми не обладают животные. Эти функции были названы высшими психическими функциями. В концепции Л.С. Выготского выделяют три составные части.

«Природа и человек» — человек воздействует на природу и видоизменяет ее.

«Человек и его собственная психика» — овладение природой не прошло для человека бесследно, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности.

«Генетические аспекты» — труд создал человека.

Вывод: высшие психические функции имеют опосредованную структуру, для развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

8. Специфические и неспецифические познавательные процессы (внимание, память, воображение), их уровни – чувственные (ощущение, восприятие) и рациональный (мышление).

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих пред-метов

Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведение чего- либо

Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития

Процесс человеческого познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации от восприятия до практического действия.

Выделение в познавательных процессах их отдельных видов в значительной мере условно, однако оно помогает в практике изучении психики.

В современной психологии принято выделять две группы познавательных процессов :

Специфические познавательные процессы

Специфические или собственно познавательные это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов, которые осуществляются с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире и о себе.

Среди специфических процессов обычно рассматриваются:

Ощущения — процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений; они являются продуктом работы пяти органов чувств зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;

Восприятия результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создастся целостный образ предмета, явления, человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат. perception представление, восприятие);

Мышление — высший уровень отражения действительности, свойственный только человеку, результатом которого является обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основными инструментами мышления выступают: понятия, суждения и умозаключения.

Неспецифические или универсальные — это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Их называют также «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность:

Память позволяет человеку фиксировать факт взаимодействия со средой и сохранять его в форме опыта, а также использовать его в поведении;

Внимание помогает отбирать наиболее важную информацию, обеспечивает выбор эффективных программ действий и сохраняет постоянный контроль за их реализацией;

Воображение помогает прогнозировать на основе накопленной информации события более или менее отдаленного будущего;

Воля — это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно- практические.

9. Ощущение. Восприятие.

Ощущение и восприятие — ключевые психологические процессы. Дадим краткую характеристику данным категориям и определим их роль в психологии. Ощущение — это: процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений (на сенсорном уровне). Обнаружение сигнала происходит на фоне шума как вероятностный процесс. Характеристики анализаторов: • нижний и верхний пороги ощущений, • дифференциальный порог. • временной порог, латентный период. Важным аспектом изучения темы ощущение и восприятия является вопрос регуляции ощущения. Регуляция процессов ощущения осуществляется за счет: • сенсорной адаптации (привыкания к стимулу и снижения реакции при его появлении; • сенсибилизации (повышения чувствительности к раздражению); • сенсорной депривации (лишения органов чувств поступающей в них информации). Их острота влияет на принятие индивидом решения о дальнейшем поведении в данной ситуации. Существуют личностные особенности обнаружения сигнала, поэтому и принятие решения входит в структуру сенсорного процесса. Вследствие этого формируются индивидуальные стратегии поведения: 1) стратегии риска (увеличение числа обнаружений — ложные тревоги); 2) стратегии осторожности; 3) стратегии следования сенсорным впечатлениям.

• отражение явлений и предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств;

• процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является интерпретация окружающего мира как совокупности предметов и событий.

Характеристики восприятия: целостность, константность, структурность, осмысленность.

Различают особенности восприятия пространства, времени, движения.

Зрительные иллюзии — искажения восприятия в результате адаптивных свойств перцептивной системы, которые возникают вследствие сформированных на основе предшествующего опыта закономерностей восприятия информации в зрительной системе. Перцептивная группировка происходит на основе близости элементов, их сходства, замкнутости, субъективного контура, сравнения с эталоном.

10. Мышление, его виды и мыслительные операции. Интеллект. Творчество.

Мышление социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по­знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос­венной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо­лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре­чью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда ду­маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Виды мышления. В ыделяют следующие виды мышления.

Наглядно-действенное здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны. ы

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления понятия, суждения, умозаключения.

Понятие мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Процессы мышления. Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение. Обобщение мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы — фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление, и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. Задача цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель, условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба). Принцип решения задачи: неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Индивидуальные особенности мышления. Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.

Самостоятельность умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).

11. Память, ее развитие и восприятие. Мнемические процессы.

Память (англ. memory) это

· «способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении» [5, С. 79];

· совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул).

Рис. 4.1.Память и мнемические процессы

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память). Мнемическая деятельность деятельность по запоминанию и воспроизведению информации.

Основные функции памяти:

1. отражательная память отражает объекты, которые ранее ощущались и воспринимались субъектом, посредством создания мнемических образов;

2. регулятивная память задействована во всех протекающих психических процессах и выступает основой деятельности и поведения.

Физиологическая основа памяти образование, сохранение и актуализация ассоциаций, т.е. временных связей и их систем, в головном мозге. Образование ассоциаций происходит при воздействии раздражителей на органы чувств и наличии внимания к ним. В рецепторных системах анализаторов возникают сенсорные следы информации, лишняя (повторяющаяся) информация отфильтровывается таламусом. Поступающая информация структурируется в сенсорной коре (начало этапа формирования кратковременной памяти). В ассоциативной коре определяется, какая часть поступившей информации будет переведена в долговременную память. Гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) участвует в механизмах консолидации памяти перевода информации из кратковременной памяти в долговременную, избирательно усиливая запоминание объектов.

Основные мнемические процессы:

1. Запоминание (кодирование) процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций; «преобразование информации в определенный код или репрезентацию, приемлемую для памяти» [2, С. 293]. Запоминание избирательно. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление импринтинг.

2. Хранение процесс удержания и переработки закодированной информации.

3. Воспроизведение процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания.

4. Забывание активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Р. Аткинсон и Р. Шифрин [7] предложили следующую модель памяти ( рис. 4.2).

Рис. 4.2.Модель памяти Аткинсона-Шифрина

Данные, подлежащие сохранению, называются памятью, аструктурный элемент, в котором они хранятся хранилищем памяти. Входящий стимул регистрируется в сенсорной памяти. Информация, удерживаемая в сенсорном регистре 1-3 секунды, сканируется, и отфильтрованная ее часть вводится в кратковременное хранилище. В долговременное хранилище информация поступает из кратковременного хранилища, а также непосредственно из сенсорной памяти. Информация, находящаяся в долговременном хранилище, является относительно постоянной, хотя доступ к ней может теряться из-за интерференции с входной информацией.

· Длительность время, в течение которого необходимая информация удерживается в памяти.

· Объем количество элементов, одновременно удерживаемых в памяти (объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 элементами; объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограниченны).

· Точность воспроизведения степень соответствия между принятой информацией и воспроизведенной по памяти (в процентах).

· Быстрота воспроизведения скорость извлечения из памяти необходимой информации.

· Скорость запоминания быстрота запечатления информации в единицу времени, зависящая от количества повторений.

· Скорость забывания быстрота исчезновения информации (элементов объема памяти) из памяти в единицу времени.

2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.

12. Внимание и воображение в познавательной деятельности человека.

Внимание – сосредоточенность и направленность сознания человека в определенный момент времени на определенные объекты при одновременном отвлечении от других.

Основные функции внимания:

1) селекция (позволяет отделять значимые объекты от незначимых);

2) улучшение интенсивности восприятия;

3) обеспечение контроля за деятельностью и регуляция движения;

1) по направленности:

· внутреннее внимание (направлено на образы внутреннего мира и сосредоточено на каком-либо из них);

· внешнее внимание (направлено на внешний объект);

2) по модальности:

3) по степени участия воли:

· непроизвольное внимание (внешний объект управляет вниманием человека);

· произвольное внимание (участие воли, человек сам определяет объект внимания);

· послепроизвольное внимание (привлечение внимания начинается с усилия воли, которое постепенно нивелируется вследствие появления интереса к данному предмету или явлению).

— концентрация – степень сосредоточения на объекта

— объем – количество объектов, которые могут быть охвачены одномоментно

— переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, осознанно

— распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов

— устойчивость – длительность сосредоточения на объекте

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Основные функции воображения:

1) представление действительности в образах;

2) регулирование эмоциональных отношений;

3) формирование внутреннего плана человека;

4) планирование и программирование деятельности.

1) построение образа;

2) создание программы поведения;

3) продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) создание образов, которые соответствуют описанию объекта;

1) по предмету деятельности:

2) по виду деятельности:

3) по способам активности:

· активное воображение (мечта – осознание желаемого будущего)

· пассивное воображение (грезы)

4) по результату:

· творческое воображение (создание образов, которые не существуют в действительности, либо модифицируются имеющиеся образы)

13. Общение и речь.

Общение заключается в установлении и развитии контактов между людьми, возникающих под влиянием потребности в совместной деятельности. Общение состоит из нескольких элементов. Первый из них – обмен информацией между субъектами деятельности, второй – выработка совместной стратегии деятельности с включенными субъектами общения, третий – восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.
Некоторые исследователи отождествляют понятие «общение» с понятиями «социальные отношения» и «межличностные отношения». Возникает вследствие совместной жизнедеятельности людей в условиях их взаимодействии с социальной средой и внутри групп. Понятие же «социальные отношения» включает, прежде всего, безличностность. В основе межличностных отношений лежат деловые и эмоциональные оценки и личностные предпочтения людей. Благодаря общению в обществе происходит объединение индивидов. Оно способствует формированию и развитию личности во всех сферах ее жизнедеятельности (учебной, профессиональной и т. д.).
Речьявляется высшей функцией центральной нервной системы, важнейшим механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей. Мышление неразрывно связано с обществом. Можно выделить три типа речи: видимую (письменную), слышимую (устную) и произносимую (вслух или про себя) речь.
Наряду со звуковой речью важнейшим средством общения людей является невербальная речь(Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся-жестика; мимика; пантомимика.
вербальная речь(осуществляется с помощью слов- речь, темп, высота голоса, интонация, дикция).

14. Эмоции, функции и свойства. Виды эмоций.

Эмоции — психическое состояние, которое отражает отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе и к результатам деятельности.
Виды эмоций:
-настроение-длительное эмоциональное состояние, не достигающее большой интенсивности, не имеет колебаний в течении длит. периода;
-страсть-длительная и интенсивная эмоция, значимая для ч-ка;
-аффект- яркая, кратковременная эмоция с резкими движениями;
(в уз.см- стенические и астенические эмоции);
-чувства- наиболее устойчивое эмоциональное состояние;
-стресс- психическое состояние общего возбуждения, возникающее в процессе деят-ти. Изучать стресс начал Селье.
Основные функции:
-приспособительная;
-сигнальная;
-оценочная;
-регуляторная;
-коммуникат.-ая;
Свойства эмоций:
-полярность — указывает на возможность изменения любой эмоции, на ее противоположность (удовольствие — неудовольствие; радость – горе)
-интегральность — связь с жизнедеятельностью организма
-амбивалентность — одновременное переживание противоположных эмоций (слезы радости, муки творчества)
-интенсивность — свойство, которое свидетельствует о степени выраженности эмоционального явления.

Эмоции и чувства, в отличие от восприятия, памяти, мышления, эмоции и чувства отражают реальную действ.-ть в форме переживаний. Если предметы или явления удовлетворяют потребности человека или облегчают их удовлетворения, то у нее возникают положительные эмоции, если нет — негативные.

15 Теории эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает ч-к, делятся на эмоции, чувства и аффекты.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции- это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности.

Рубинштейн С.Л. считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». Также подчеркивает, что в эмоции представлено целостное отношение человека к миру и соответствие его поведения (или того, что с ним происходит) его потребностям.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам.

В отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = П/НС), где П-потребность, Н- необходимость, С-существующее отдельное эмоциональное явление.

В зарубежной психологии первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями. Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джемс.

В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, эмоции образуют основную мотивационную систему человека, в его понимании эмоции прямо отождествляются с ядром личности.

Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.
В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет понятие эмоциональной креативности; в этом подходе сама эмоция рассматривается как творческий акт.

16. Классификация психических состояний и их характеристика.

Источник: http://poisk-ru.ru/s20659t7.html

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза — раздел Педагогика, Основы психологии и педагогики Психика — Это Свойство Высокоорганизованной Живой Мат.

Психика это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика является продуктом деятельности и сложным продуктом развития органической природы.

Филогенез — это процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Филогенетический ряд форм психического отражения представляет собой огромные вариации поведения: от простого и короткого стереотипного акта до весьма сложных вариативных цепочек последовательных действий.

Для самого начала филогенетического ряда характерно стереотипное поведение. У простейших животных оно проявляется в примитивных локомоторных движениях, полностью определяемых структурой внешнего раздражителя. Эта форма поведения получила название кинез. При перепаде температур такая форма движения получила название ортокинез. При клинокинезе имеет место изменение направления движения, которое происходит по принципу «проб и ошибок»: инфузория осуществляет пробы до тех пор, пока не попадает в зону с оптимальной температурой. Для данной формы поведения характерна полная зависимость от интенсивности стимула (стадия раздражимости).

В отличие от кинеза таксисы являются более сложной формой локомоторного поведения, носяшей ярко выраженный ориентированный характер, т.е. при воздействии внешнего стимула животное ориентирует либо все тело, либо соответствующие органы в сторону благоприятного стимула или, наоборот, в сторону от неблагоприятного раздражителя. Таксисы позволяют животному более адекватно ориентироваться в окружающей среде по источникам раздражения, а не просто менять характер движения при неблагоприятных условиях. Кинезы и таксисы как самостоятельные формы поведения встречаются у простейших и многоклеточных (стадия чувствительности).

С возрастанием уровня филогенетического развития происходит и усложнение поведения. У простейших животных отражение действительности происходит на уровне ощущений, что дало основание известному отечественному психологу А. Н. Леонтьеву назвать этот уровень элементарной сенсорной психикой (стадия элементарной сенсорной психики).

Головоногие моллюски, птицы с их более развитой нервной системой и органами чувств обладают и более сложной системой поведенческих актов, основанных на целостном отражении явлений среды — предметным восприятием. Данный уровень развития психики был назван перцептивной психикой (стадия перцептивной психики).

У млекопитающих получают полное развитие сложные навыки, обеспечивающие пластичность и изменчивость всего поведения. Такая пластичность проявляется в возможности быстрой перестройки навыка, а также в возможности переноса навыков в новые условия. Причем у высших млекопитающих появляются новые особенности поведения, освобождающие их от научения по принципу «проб и ошибок» и по типу стимул — реакция. Они не так зависимы от стимулов и могут решать весьма сложные проблемы, демонстрируя даже символические реакции.

Указанная способность, прогрессируя в филогенезе, дает возможность высшим позвоночным использовать дополнительные преимущества и приводит к возникновению новой формы поведения — интеллектуальной активности (стадия интеллекта).

Высшие обезьяны оказываются способны не просто переносить прошлый опыт на новую ситуацию, но и отыскивать различные способы ее решения, устанавливая не просто сходство между вещами, а сходство отношений. Высшей степени развития эта форма активности достигает у человека, которому символические возможности в виде членораздельной речи позволяют широко оперировать накопленным опытом, извлекать пользу из символических связей с другими людьми в процессе обучения. Вместе с тем инстинкты и рефлексы у человека не исчезают, а маскируются огромным пластом культурного и социального опыта.

Таким образом, в процессе филогенеза происходит постоянная смена более простых форм поведения сложный. Причем сложные формы, появляясь, вначале накладываются на более простые формы, а затем полностью заменяют их. Каждый новый уровень развития характеризуется возникновением новых форм поведения, что способствует более тонкому приспособлению животного к окружающей среде.

Онтогенез — это развитие организма от момента образования зародыша до его смерти, или процесс индивидуального развития человека. Термин «онтогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем.

Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека.

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом.

Факторы психического развития это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность.

Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности и действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Наследственность — это не только генотип, получаемый от родителей, но и рост, и созревание организма, присущие человеку как биологическому существу. При этом большинство современных ученых сходятся во мнении, что биологическое и социальное в человеке тесно переплетается и может выделяться для самостоятельного изучения только в целях теоретического анализа. Таковы взгляды, например, А. Валлона, А. Заззо, Д. И. Фельдштейна.

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития.

Таким образом, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

Социальная среда — это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений и заканчивая спецификой семейного воспитания.

Социализация — это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека.

Фенотип совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой.

Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Активность может рассматриваться как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Источник: http://allrefs.net/c13/4edo5/p15/

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Психика это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика является продуктом деятельности и сложным продуктом развития органической природы.

Филогенез – это процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Филогенетический ряд форм психического отражения представляет собой огромные вариации поведения: от простого и короткого стереотипного акта до весьма сложных вариативных цепочек последовательных действий.

Для самого начала филогенетического ряда характерно стереотипное поведение. У простейших животных оно проявляется в примитивных локомоторных движениях, полностью определяемых структурой внешнего раздражителя. Эта форма поведения получила название кинез.При перепаде температур такая форма движения называется ортокинезом. При клинокинезеимеет место изменение направления движения, которое происходит по принципу «проб и ошибок»: инфузория осуществляет пробы до тех пор, пока не попадает в зону с оптимальной температурой. Для данной формы поведения характерна полная зависимость от интенсивности стимула (стадия раздражимости).

В отличие от кинеза таксисыявляются более сложной формой локомоторного поведения, носящей ярко выражен ный ориентированный характер, т.е. при воздействии внешнего стимула животное ориентирует либо все тело, либо соответствующие органы в сторону благоприятного стимула или, наоборот, в сторону от неблагоприятного раздражителя. Таксисы позволяют животному более адекватно ориентироваться в окружающей среде по источникам раздражения, а не просто менять характер движения при неблагоприятных условиях. Кинезы и таксисы как самостоятельные формы поведения встречаются у простейших и многоклеточных (стадия чувствительности).

С возрастанием уровня филогенетического развития происходит и усложнение поведения. У простейших животных отражение действительности происходит на уровне ощущений, что дало основание известному отечественному психологу А. Н. Леонтьеву назвать этот уровень элементарной сенсорной психикой (стадия элементарной сенсорной психики).

Головоногие моллюски, птицы с их более развитой нервной системой и органами чувств обладают и более сложной системой поведенческих актов, основанных на целостном отражении явлений среды, – предметным восприятием. Данный уровень развития психики был назван перцептивной психикой (стадия перцептивной психики).

У млекопитающих получают полное развитие сложные навыки, обеспечивающие пластичность и изменчивость всего поведения. Такая пластичность проявляется в возможности быстрой перестройки навыка, а также в возможности переноса навыков в новые условия. Причем у высших млекопитающих появляются новые особенности поведения, освобождающие их от научения по принципу «проб и ошибок» и по типу стимул – реакция. Они не так зависимы от стимулов и могут решать весьма сложные проблемы, демонстрируя даже символические реакции.

Указанная способность, прогрессируя в филогенезе, дает возможность высшим позвоночным использовать дополнительные преимущества и приводит к возникновению новой формы поведения – интеллектуальной активности (стадия интеллекта).

Высшие обезьяны оказываются способными не просто переносить прошлый опыт на новую ситуацию, но и отыскивать различные способы ее решения, устанавливая не просто сходство между вещами, а сходство отношений. Высшей степени развития эта форма активности достигает у человека, которому символические возможности в виде членораздельной речи позволяют широко оперировать накопленным опытом, извлекать пользу из символических связей с другими людьми в процессе обучения. Вместе с тем инстинкты и рефлексы у человека не исчезают, а маскируются огромным пластом культурного и социального опыта.

Таким образом, в процессе филогенеза происходит постоянная смена более простых форм поведения сложными. Причем сложные формы вначале накладываются на более простые формы, а затем полностью заменяют их. Каждый новый уровень развития характеризуется возникновением новых форм поведения, что способствует более тонкому приспособлению животного к окружающей среде.

Онтогенез – это развитие организма от момента образования зародыша до его смерти, или процесс индивидуального развития человека. Термин «онтогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем.

Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека.

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом.

Факторы психического развития это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность.

Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности и действие фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность– свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Генотип – совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

М. С. Егорова и Т. Н. Марютина, сопоставляя значение наследственного и социального факторов развития, подчеркивают: «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития». Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид Homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек – это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

Наследственность – это не только генотип, получаемый от родителей, но и рост, и созревание организма, присущие человеку как биологическому существу. При этом большинство современных ученых сходятся во мнении, что биологическое и социальное в человеке тесно переплетается и может выделяться для самостоятельного изучения только в целях теоретического анализа. Таковы взгляды, например, А. Валлона, А. Заззо, Д. И. Фельдштейна.

Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие – это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития.

Таким образом, ребенок – это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

Социальная среда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений и заканчивая спецификой семейного воспитания.

Социализация – это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека.

Фенотип совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма – активное преодоление среды, согласно принципу реактивности – это уравновешивание организма со средой.

Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения. Активность может рассматриваться как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Дата добавления: 2014-10-22 ; просмотров: 744 . Нарушение авторских прав

Источник: http://studopedia.info/1-9460.html

Развитие психики в онтогенезе и филогенезе

развитие психики в онтогенезе и филогенезе

3.1.2. развитие психики в онтогенезе и филогенезе

Как пишет Немов Р. С., мы должны обратить внимание на одну важную особенность психики человека – человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в про- цессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формирует- ся человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людь-

ми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие проявления (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими по- колениями.

Психика развивается и в онтогенезе, и в филогенезе. Онтогенез – разви- тие человека на протяжении его жизни, процесс развития индивидуального ор- ганизма. В психологии онтогенез – формирование основных структур психики ин- дивида в течение его детства. Изучение онтогенеза – главная задача детской пси- хологии (составная часть возрастной психологии). Айсмонтас Б. Б. считает, что онтогенез психики – это развитие психики от рождения до конца жизни индивида.

Кондаков И. М. пишет: «Возникновение психики связывают с формиро- ванием на определённом этапе развития способности к активному перемеще- нию в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляет- ся посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики че- ловека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общест- венными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих по- требностей.

Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно-

манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, бла- годаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к ре- шению простых двигательных задач и способность занимать собственную по- зицию в отношениях со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»). В возрасте от 3 до 6-7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных симво- лов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваи- вает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления».

С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность (действия с предметами) и общение ребенка, прежде всего – совместная деятельность, общение со взрослыми. В ходе раз- вития ребёнок осваивает язык, предметы и средства деятельности и общения, культуру общества, на базе чего формируется его сознание и личность. Общим для отечественной психологии является и понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, идущих в условиях активного, целенаправленного воздействия со стороны общества.

В онтогенезе формируется сознание.

Филогенез – историческое формирование организмов. В психологии фи-

логенез понимается как: 1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных; 2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психо- логия, а также антропология, этнография, история и др. социальные дисципли- ны. Основные проблемы при изучении филогенеза таковы: 1) выделение глав- ных этапов эволюции психики животных – в связи с особенностями среды оби- тания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных оста- ется схема К. Бюлера: инстинкт – навык – интеллект; 2) выявление общих факторов эволюции – условий перехода от этапа к этапу; 3) выделение главных этапов эволюции форм сознания – в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; 4) установление соотношения основных этапов филогенеза – в частности, человеческой психи- ки, и онтогенеза.

В филогенетическом развитии психики выделяются три стадии:

1. Стадия элементарной сенсорной психики (сенсорика – это ощуще- ния) – у простейших организмов, прежде всего многоклеточных, живущих в воде. Имеет два уровня: низший и высший. Животное реагирует только на от- дельные свойства предметов внешнего мира. Сначала, на этапе низшего уровня у животного есть только раздражимость как способность реагировать на воз- действия среды изменением направления и скорости движения. Двигательная активность носит хаотичный характер, не целенаправленный.

Затем, на этапе высшего уровня развития сенсорной психики, у животного появляется чувствительность как способность реагировать на свойства среды

и позволяющая иметь ощущение. Двигательная активность приобретает целе-

направленный характер, поисковый (пищи, безопасности).

По А. А. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых ор-

ганизмов является наличие чувствительности.

Благодаря чувствительности появляется способность образовывать услов- ные рефлексы. На этой стадии приобретаются и передаются инстинкты – вро- ждённые программы поведения. Элементарная сенсорная психика характерна для простейших, живущих, в основном, в водной среде.

2. Стадия перцептивной психики (перцепция – это восприятие). Имеет 3

уровня: низкий, высший, наивысший. Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а предметами в целом.

Воспринимаются не отдельные факторы, а целостные образы. Низкая стадия характерна для рыб, моллюсков (улиток), насекомых. Двигательные способ-

ности разнообразны; активно ищут положительных раздражителей и избега-

ют отрицательных. Наряду с инстинктами появляются и сложные двигатель-

На втором, высшем уровне перцептивной психики, наряду с инстинк-

тивными формами поведения, появляются способности к научению благода- ря появлению элементарного мышления. Это высшие позвоночные – птицы и некоторые млекопитающие.

3.Стадия интеллекта. Так называется наивысший уровень перцептив- ной психики. На наивысшем уровне в практической деятельности появляется способность к ориентировочно-исследовательской деятельности и её подго-

товке. Животные способны находить решение задач, запоминать эти методы и применять их в аналогичных ситуациях. Могут создавать примитивные орудия, усматривать причинно-следственные связи. Наивысшего уровня раз- вития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через меха- низмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и мани- пулирования с предметами.

Эта стадия характерна для высших позвоночных животных – кроме обезьян, ещё и для птиц, собак, дельфинов, и др.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением»

ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта

(внезапное нахождение решения) и т. д.

Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов, не осознаются

ими, не обобщаются и не передаются через речь, письмо и т. п. Передаются только через подражание действию, а не понимание результата.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выде- ляют врождённые и приобретённые в процессе жизни формы поведения животных.

Инстинкты – врождённые, т. е. наследственно закреплённые формы поведения. Например, комар откладывает личинки на любую блестящую по- верхность, а не только на воду. Т. е. он не понимает значения воды для вы- живания личинок. Паук бросается не только на попавшую в паутину муху, но

и на вибрирующий камертон. Лягушка набрасывается лишь на летящую мошку. В окружении неподвижно сидящих насекомых она умрёт с голоду. Птица высиживает «яйцо» из мела или камня, не отличая его от настоящего.

Инстинктивное поведение целесообразно только в стабильных условиях, типичных для способа жизни данного вида животных. Достаточно несколько изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение потеряло целе-

Так, пчела будет продолжать откладывать мед в соты, даже если их дно срезано. Детёныши бобров, искусственно вскормленные и выросшие в помеще-

нии, начинают воздвигать плотину, если им дать строительный материал, хотя никакой надобности в этом уже нет.

Инстинктивная реакция птенцов на приближение руки человека пока-

зана на рисунке 3.1.

развитие психики в онтогенезе и филогенезе

Рисунок 3.1 – Врожденная реакция птенцов чёрного дрозда на приближение кисти руки человека к гнезду

Таблица 1 – Классификация инстинктов (по П. В. Симонову)

Источник: http://knigorazvitie.ru/book/162-psixologiya-a-r-troshhij/35-312-razvitie-psixiki-v-ontogeneze-i-filogeneze.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *