Сознание как высшая форма психики — сознание как высшая форма психики

11.10.2018

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Сознание как высшая форма психики

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

Происхождение сознания в эволюции

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.

С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления.

Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности — речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.

Формирование сознания в онтогенезе

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Сознание и общественное сознание

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.

Сознание и самосознание

Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания —необходимая предпосылка правомерного поведения.

Самосознание — целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.

Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).

Самосознание — социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство —стиль поведения данной личности.

Существенные особенности сознания

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.

2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

5. Самосознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

сознание как высшая форма психики

Все существенные стороны сознания функционируют при непосредственном участии речи.

Сознание и неосознаваемое

1. Эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем.

2. Подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем.

3. Сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1. Бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций).

2) Привычно — автоматизированные подсознательные действия.

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn81.html

Сознание как высшая форма психики

5.1. Сознание как высшая форма психики

Мы уже неоднократно говорили о том, что психика че­ловека — высший уровень эволюционного развития психи­ки. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает со­знанием.Сознание — это то, что отличает человека от жи­вотного и оказывает решающее влияние на его поведе­ние, деятельность, на его жизнь в целом.

Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях,мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от по­вседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и вы­воды.

Особая форма сознания — самосознание позволяет чело­веку выделить себя, срое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, пере­живать по поводу себя- Человек может пытаться разобрать­ся в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и са­мовоспитанием .

Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются боже­ственным даром человеку. Психологи, руководствующие­ся естественнонаучными убеждениями, рассматривают со­знание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится со­циальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человече­ства в целом. Сознание рассматривается как свойство вы­сокоразвитого, сложно организованного мозга.

В процессе развития психологической науки эти две точки зрения то мирно сосуществовали, то резко проти­вопоставлялись друг Другу. Современный период можно рассматривать как попытку взаимного проникновения этих противоположных, даже полярных точек зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в со­знании человека не все может быть объяснено с естествен­нонаучных позиций. С другой — «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обес­печивается деятельностью головного мозга.

5.2. Структура сознания

Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Ле­онтьев выделил три его составляющих — чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.Чувственная ткань сознания,по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реаль­ности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или мень­шей устойчивости и т.д. . Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реаль­ность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному со­держанию сознания мир выступает для субъекта как суще­ствующий не в сознании, а вне его сознания — как объек­тивное „поле» и объект его деятельности» 1 . Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».

Значения— это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым со­храняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, при­общается к нему и может внести в нее свой вклад. Значе­ния, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека. в значениях представлена преобразованная и свер­нутая в материи языка идеальная форма существования пред­метного мира, его свойств, связей и отношений, раскры­той совокупной общественной практикой» 2 . Универсальным языком значений является язык искусства — музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значе­ние приобретает особый, только ему присущий смысл. На­пример, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное соци­альным нормативом. Однако для одного эта пятерка — пока­затель его знаний, способностей, для другого — символ того, что он лучше других, для третьего — способ добиться обе­щанного подарка от родителей и т.п. То содержание значе­ния, которое оно приобретает лично для каждого челове­ка, называется личностным смыслом.

Личностный смысл, таким образом, отражает субъек­тивную значимость тех или иных событий, явлений, дей-

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. — С. 133 -134.

2 Там же.-С. 140-141.ствий действительности к интересам, потребностям, мо­тивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания»^.

Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между лич­ностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, воз­никающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило на­звание «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невос­приимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выясни­лось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик счита­ет, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смыс­ловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барь­ер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают воспринимать­ся. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В рабо­тах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профи­лактики и преодоления этого явления.

Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.

5.3. Сознание и бессознательное

Сознание следует отличать от осознаваемости предме­тов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осоз-

1 Там же.-С. 153.нается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание со­держит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамо­тен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осоз­нанными. При выработке любого нового умения, освое­нии любой новой деятельности, определенная часть авто­матизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухуд­шению деятельности. Известна, например, сказка о соро­коножке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие — потом. Сороконожка попы­талась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название — «эффект сороконожки».

Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить» причины своего поведения.

Явления нашей психики, которые актуально не осоз-. наются, но могут быть осознаны в любой момент, называ­ются предсознательными.

Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бес­сознательными. Если предсознательное — это то, на что не направляется внимание, то бессознательное — то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает ба­рьер, включает психологические защитные механизмы.

Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивиро­ванных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бес­сознательные влечения могут быть источником напряже­ния, сильных внутренних конфликтов, порождать невро­зы, психозы и серьезные соматические болезни, например,язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симпто­мов, необходима специальная психологическая работа.

В современной психологии показано, что область бес­сознательного не ограничивается неприемлемыми для со­знания человека мотивами. Она гораздо шире.

К ней относятся многие другие явления психики. На­пример, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изу­чалась грузинскими психологами во главе с Д.Н. Узнадзе.

К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нече­стной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продук­та. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан слу­чай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко возросла.

: Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личност­ные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считает, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете высказывание известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна: «Осознание 1 переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которое оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано».

2. Проанализируйте приведенный ниже пример и объясните, измениться ли отношение студентов к заданию и если да, то почему.

Студентам дали скучное, однообразное задание. К тому же оно казалось им бессмысленным. Так что выполнять его было

1 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957. — 45.мучением. Но когда они пошли на практику в школу, они должны были дать детям то же задание, объяснив, что оно интересное и очень важно для понимания предмета. От того, насколько они сумеют увлечь школьников, во многом зависела оценка по практике.

3. В чем различие между значением и личностным смыслом. Приведите примеры.

4. Известно, что во время сеанса гипноза человеку можно вну­шить многое. Однако не все. Например, по-настоящему честный человек даже в состоянии гипноза не может украсть. Почему?

5. Объясните результаты эксперимента.

Группе испытуемых показали картинку, изображающую улицу дачного поселка, сказали, что изучается острота их зрения и попросили прочесть надпись на табличке на воротах. На самом деле надписей не было — на табличке были только черточки. Однако более 80 % испытуемых прочли их, как «Осторожно! Злая собака!».

6. Каким образом в результатах эксперимента проявилось дей­ствие бессознательного?

В известных опы тах грузинского психолога Д.Н. Узнадзе ис­пытуемому несколько раз предлагалось сравнить вес двух шаров. При этом на правую рук у ему всегда клали более тяжелый шар, а на левую — более легкий. В решающем, критическом опыте ему для сравнения давали два равных по весу шара. Однако все испы­туемые продолжали считать, что шар на правой руке — тяжелее.Раздел П. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Природа одарила каждого человека способностью к по­знанию того мира, в котором он родился:

— способностью ощущать и воспринимать окружающий мир — людей, природу, культуру, различные предметы и явления;

— способностью помнить, думать, соображать;

— способностью говорить и понимать речь других людей и пр.;

— способностью быть внимательным.

Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельно­сти человека.

Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называ­ются познавательнымипроцессами. К таким процессам от­носятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мыш­ление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.

Источник: http://studopedia.ru/4_73226_soznanie-kak-visshaya-forma-psihiki-struktura-soznaniya-soznanie-i-bessoznatelnoe.html

Сознание как высшая форма развития психики

Сознание

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Как-то, выступая с докладом по проблеме сознания, профессор М.К. Мамардашвили заметил: «…сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего».

Центральным понятием современной психологии (и неотъемлемым элементом социальной системы) является субъект (человек), обладающий сознанием, которое позволяет ему рефлектировать (отражать) окружающую среду и свое положение в ней и организовывать себя и ее в соответствии с определенным планом (прогнозом).

Сознание (англ. consciousness) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

В сущности, сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей (без знаний не бывает сознания).

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное (групповое) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе.

По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние.

Сознание как процесс — поток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в «фокусе внимания» субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на «периферии сознания» и являются слабоуправляемыми.

Сознание как состояние — уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания.

Основные функции сознания:

— отражательная, позволяющая адекватно отражать окружающий мир, условия жизни и деятельности человека;

— регулятивно-оценочная, обеспечивающая формирование целей, разумное регулирование поведения и деятельности, оценку результатов деятельности;

— рефлексивная, позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е. осознавать свои внутренние психические акты и состояния;

— порождающая (творчески-креативная), дающая возможность осуществлять предварительное мысленное построение действий, предвидение результата, создавать новое, оригинальное.

Свойства сознания человека:

— активность — активная деятельность человека и его активное воздействие на окружающий мир определяется сознанием;

— избирательность — сознание направлено на конкретные определенные объекты реального мира;

— обобщенность, отвлеченность — сознание человека, в отличие от сознания животных, оперирует обобщенными и абстрактными понятиями;

— целостность — сознанию человека присуща целостность, которая нарушается при некоторых видах психических заболеваний;

— константность — устойчивость сознания, обусловленная свойствами личности и определяемая памятью;

— динамичность — способность сознания изменяться под воздействием протекающих психических процессов, которые могут закрепляться в новых психических свойствах и состояниях личности;

— искаженность — при отражении действительности сознанием происходят частичные потери и искажения информации, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия человека и сформированной у него моделью мира;

— индивидуальный характер — отличия сознания каждого человека от сознания других людей, обусловленные генетическими различиями, социальной средой, образованием, накопленным опытом;

— рефлексивность — сознанию присущи способность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке.

Наличие данных свойств обусловливает и наличие ряда характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции.

Эмпирические характеристики сознания:

— пространственная — способность осознавать себя в окружающем пространстве, перемещаться в нем и изменять его;

— временная — способность создавать виртуальный временной континуум «прошлое — настоящее — будущее» и оперировать мысленными образами, моделируя события в нем;

— информационная — способность осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения.

— энергетическая — способность задействовать энергетический потенциал организма в критических условиях.

В Приложении 6 представлены эмпирические характеристики, формы, функции, компоненты, свойства и уровни ясности сознания человека.

О сознании человека можно сказать, что оно рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие. Субъективный мир человека определяется сознанием и самосознанием. В сознании человек познает сущность окружающего мира. Сознание может быть направлено на самого человека, его собственное поведение и внутренние переживания, тогда сознание принимает форму самосознания, а способность человека обратить сознание на самого себя, на свой внутренний мир и свое место во взаимоотношении с другими, называется рефлексией.

Структурно сознание может быть представлено в виде схемы (рис. 3).

сознание как высшая форма психики

Рисунок 3 — Структура сознания (по А.В. Петровскому)

Сознание привлекается к какому-либо объекту только на короткий отрезок времени. Типовые задачи, которые часто встречаются в повседневной жизни, человек решает подсознательно (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.). Таким образом, сознание и подсознание человека находятся в гармоничном взаимодействии, обеспечивая регулирование процессов поведения.

Еще раз отметим, что в психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью.

Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. Так, А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт. Значение — это содержание общественного сознания, усваиваимое человеком.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей; субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями. То есть, смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Как уже отмечалось, наряду с сознанием, субъективный мир человека определяется самосознанием. Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание является необходимым и первым этапом в становлении сознания, и выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я» (или самосознание), и является эпицентром сознания. Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, то есть в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения. По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира рассматриваются как решающую исходную предпосылку способности человека осознать себя, то есть выделять из внешнего мира. В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний о самом себе.

На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой. Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания — сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, какой он есть на самом деле.

Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

Самопознание — это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание начинается с процесса познания себя через сравнение с другими; через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Здесь помогают методы самонаблюдения и самоанализа.

Самопознание является основой для самооценки, которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка — определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, вырабатываемое на основе самопознания. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.

От уровня развития самооценки зависит процесс самовоспитания — процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля, который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.

Результатом самопознания человека является его самопринятие — выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции» — ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

«Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

От чего зависит адекватность нашего сознания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует назвать множество факторов, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека. В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением

Источник: http://studbooks.net/1301067/psihologiya/soznanie_vysshaya_forma_razvitiya_psihiki

Сознание как высшая форма психики

Сознание как высшая форма психики — раздел Педагогика, Основы психологии и педагогики Сознание — Это Высший Уровень Психическо.

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Тем не менее, основное отличие человека от животных прежде всего заключается не в наличии процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а в наличии специфических механизмов его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Сознание, как и любой другой психический феномен, обладает определенными характеристиками.

· Сознание всегда активно. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов.

· Сознание интенционально. Вследствие того, что сознание активно, оно всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести:

· способность к самонаблюдению (рефлексии);

· мотивациоино-ценностный характер сознания;

· способность определять цели и программу действий – предпринимать шаги к осуществлению цели.

В свою очередь, данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. «Я-концепция» — это ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует назвать множество факторов, обусловливающихадекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля над своим поведением.

2.5. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).

Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

Подсознательный уровень психической деятельностиобобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Подсознание имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.

Автоматизмы подсознательного уровня это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Все это образует набор готовых поведенческих блоков, которыми пользуется индивид при регуляции своей деятельности. Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности.

Подсознание — это сфера внушенных состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когдаисчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояниях, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.

Внесознательная сфера психики человека — это глубинная сфера его психики, сформированная в значительной мере в процессе эволюции человека. В сферу подсознания входят следующие явления: сновидения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определенным образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Критерием внесознательного является его безотчетность, непроизвольность, невербализованность (словесная неоформленность).

Доминанты подсознания модифицируют сознательную деятельность индивида, создают малопонятные для него психологические барьеры и труднопреодолимые влечения. Механизмы подсознания в значительной степени типизируют поведение личности. Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддается некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытесняться в подсознательную сферу.

Внесознательная сфера психики не является объектом рефлексии, самоотражения, произвольного самоконтроля. Сферу бессознательного 3. Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием. Запреты социальной сферы создают, по З. Фрейду, «цензуру» сознания, подавляют энергию подсознательных влечений, которые проявляются в невротических срывах. Стремясь избавиться от конфликтных состояний, индивид прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации (замещению), рационализации и регрессии.

В отличие от 3. Фрейда, другой психоаналитик — К. Г. Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом.

Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Под влиянием глубинных структур, врожденных программ, универсальных образов (символов) находятся все наши непроизвольные реакции.

Сознание вооружено понятиями, подсознание— эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.

Наряду с подсознанием 3. Фрейд различает и сверхсознание — супер-эго — фундаментальные сущностные механизмы человеческой психики, такие как способность человека к социальному содействию, нравственному самоконтролю. Вся духовная сфера человека — это сфера сверхсознания, противостоящая эгоистической ограниченности индивида, сфера его идейной возвышенности, нравственного совершенства.

Сфера сознания сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки.

Известный грузинский психолог Д. Н. Узнадзе (1886-1950) и его последователи выделили в качестве центрального объяснительного принципа психологии принцип установки как целостной модификации субъекта, его готовности воспринимать действительность и действоватьопределенным образом. В установке, по Д. Н. Узнадзе, объединяются сознательная и внесознательная сферы психики. Каждая поведенческая ситуация вызывает функционирование ранее сформированных поведенческих комплексов.

Итак, психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляются тремя типами относительно автономных программ поведения:

1) эволюционно сформированными бессознательно-инстинктивными;

3)сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

Сознательные программы поведения для социализированной личности являются доминантными поведенческими схемами. Однако две другие сферы психической жизни человека всегда выполняют фоновую роль в его поведении. В экстремальных ситуациях и в условиях десоциализации индивида они могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие сознания, подсознания и сферы бессознательного в психике человека обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции;

2)импульсивно-реактивные, малоосознанные эмоциональные реакции; привычно-автоматизированные подсознательные действия; действия-навыки;

3)сознательно-волевые действия; эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой.

Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения. Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активности. От поведения животных эта человеческая активность отличается созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью — осознанием мотивов и целей деятельности, использованием орудий и средств, созданных в процессе культурно-исторического развития человечества, применением полученных в процессе социализации умений и навыков.

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.

В деятельности, ее объекте и результате, происходит воплощение предварительно сформированного в сознании психического образа, идеальной модели предметной деятельности. Само психическое отражение предметов действительности зависит от их места в структуре деятельности. Деятельностный охват предметов и обеспечивает адекватность их психического отражения. Деятельность человека связана с прояснением значений предметов, а используемые в ней орудия несут в себе исторически выработанную схему человеческого действия.

Источник: http://allrefs.net/c13/4edo5/p18/

Сознание как высшая форма психики

Интерес к человеку обнаруживается у самого истока древнегреческой философии. Ее призыв к челов

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Процесс ощущения возникает вследствии воздействия на органы чувств различных материальных факт

Сознание как высшая форма развития психики.

Проблема сознания – одна из глобальных проблем современности, это философско-психологическая проблема бытия. Сознание реализуется в бытии, это определенный атрибут социальной системы. Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Сознание представляет собой совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру включены важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свое знание (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).
Функции сознания : мысленное построение действий; предвидение последствий своих действий; контроль и управление поведением личности; способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире.
Характеристики Сознания : активность сознания проявляется в дифференциации психических образов по степени их значимости для субъектов;

— интенциональность – направленность на предмет или объект;

-способность к рефлексии – готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;

-способность к коммуникации – передача осознанной человеком информации другим лицам с помощью языка и других знаковых систем;

-мысленное представление и воображение действительности; наличие интеллектуальных схем – благодаря этой характеристики Сознания возможно абстрагирование. Одним из уровней сознания является Самосознание. На этом уровне осуществляется осознание, оценка человеком своих знаний, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности.
Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн). Согласно этому принципу сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней. Человек движимый каким-нибудь влечением, будет действовать иначе, когда он осознает влечение, на которое направлена деятельность, чем действовал, пока он этого не осознавал. Факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания и характер деятельности перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды, она начинает по другому регулироваться.
Феномен Сознания точными науками описан быть не может!
Аспект размежевания уровней Сознания:

Выготский :2 слоя Сознания :

1) сознание для сознания;

2)сознание для бытия

Леонтьев : 3 составляющих слоя сознания :

1) чувственная ткань образа;

3) личностный смысл.

Сознание на уровне личностного смысла всегда пристрастное, небезразличное, индивидуализированное. Понять человека – это значит войти в структуру его личностных смыслов!

Похожие вопросы

найдено похожих страниц:10

Источник: http://cribs.me/obshchaya-psikhologiya/soznanie-kak-vysshaya-forma-razvitiya-psikhiki_

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *