Структурные компоненты психики человека — компоненты психики

25.02.2019

(См. дополнительный иллюстративный материал.)

Структурные компоненты психики человека

Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1479

Для более адекватного и полного представления структурных элементов, составляющих психику личности, необходимы знания этой структуры. В отечественной психологии принята следующая структура психики личности.

Психические процессы: познавательные: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение; эмоциональные: эмоции, чувства; волевые: механизмы волевых действий, волевые качества.Психические состояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д.Психические свойства: направленность потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, способности.
Психические образования: знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения

(См. дополнительный иллюстративный материал.)

При этом указанные в структуре психики личности компоненты представляют собой:

Рассмотрим подробнее содержание некоторых из перечисленных нами компонентов.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассматриваемые нами психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.036 сек.)

Источник: http://konspekta.net/lek-8866.html

Компоненты психики

Компоненты (части) психики любого человека следующие: 1) психические процессы, – познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования и 5) психическая деятельность.

Психические процессы и психические состояния это, в большей степени, – филогенетические, психофилогенетические, врождённо обусловленные качества каждого человека; психологические свойства это, по преимуществу, онтогенетические, психоонтогенетические, приобретаемые в процессе жизни содержательные качества человека. Поэтому, когда мы говорим (пишем) «психические» — подразумеваем – «психофилогенетические», когда говорим (пишем) «психологические» — подразумеваем – «психоонтогенетические».

I. Психические процессы – это формы психического системного отражения окружающей действительности, активного взаимодействия с нею и формирования личностного отношения к ней, осуществляющиеся человеком в ходе психической познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной деятельности. Эти процессы происходят не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к собственному внутреннему миру, содержание которого и составляют данные процессы. Под «внешней действительностью» мы понимаем, в данном смысловом контексте, – природную среду, социальную среду, информационную среду, психологическое содержание других людей, окружающих субъекта, составляющих его микросоциум. Через психические процессы человек познаёт себя и окружающий мир. Течение психических процессов обусловлено условиями жизнедеятельности человека, конкретными задачами и требованиями деятельности, выполняемой человеком, и объективно имеющимися социальными условиями и ситуациями его взаимодействия с другими людьми.

Психические процессы человека делятся на четыре вида: 1) Познавательные: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь; 2) Эмоциональные: разнообразные эмоции, различные чувства, аффекты и аффективные состояния, эмоциональные психические экстремальные состояния личности и пр.; 3) Волевые: воля, волевые действия, волевые акты, волевая саморегуляция и пр.; 4) Мотивационные: мотивация и мотивы, мотивация на достижение успеха в деятельности и мотивация на избегание неудач в деятельности, иерархия мотивов, мотивы дефицита и мотивы становления и роста, узколичностные и социальные мотивы и пр.

II. Психические состояния – это целостные проявления личности, они характеризуют активность личности:творческое вдохновение и утомление, подъём и спад настроения, уверенность и сомнения в своих силах и пр. Примеры психических состояний: сосредоточение внимания, страх, тревожность, мотивационный конфликт и пр. Психические состояния всегда причинно обусловлены, имеют временный характер, служат фоном, на котором протекает психическая деятельность человека, и несут на себе отпечаток личности человека. Психические состояния обязательно имеют эмоционально-чувственную компоненту, более того, она выступает в качестве базовой фактически в любом психическом состоянии. Психические состояния, например, стресс, фрустрация, аффект, – практически повсеместно эмоциональны по своей природе, и имеют место, преимущественно, в эмоционально-чувственной сфере психики личности. Психическое состояние – понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс»; подчёркивающего динамические моменты психики, и понятия «психическое или психологическое свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закреплённость и повторяемость в структуре его личности.

III. Психологические свойства– это присущие всем людям аспекты психики, имеющие свои устойчивые психические особенности в каждой конкретной личности. Психологические свойства, – это потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация. Психологические свойства личности понимаются сквозь призму базового качества любой человеческой личности, – психической активности, обусловливающей собой психическую деятельность.

Психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, целесообразно рассматривать в зависимости от условий жизни конкретного человека, от системы его взаимодействий с природой и обществом.

IV. Психические образования – это системные части психики, состоящие из взаимосвязанных между собою компонентов психических процессов, психических состояний и психологических свойств личности. Примерами психических образований являются такие психологические структуры личности как Я-концепция, образ Я, самосознание, иерархия мотивов, самооценка, уровень притязаний, локус контроля и мн. др.

Психические процессы, психические состояния, психологические свойства, психические образования, – реализуются, функционируют, выражаются и активизируются в такой целостной форме психической активности человека как психическая деятельность. Общие закономерности и повсеместные проявления психической деятельности человека образуют собою широкую психологическую норму разнообразных проявлений психики людей, которая определяется согласно подавляющему большинству людей, выказывающих именно такие, а не другие реакции.

V. Психическая деятельность – это базовая форма внутренней психологической жизнедеятельности человека, это активность его внутреннего мира, это полиаспектное движение его психической интрасреды. Главным параметром психической деятельности человека, её интегральной единицей, является интрасубъектное, мотивационное, эмоционально-когнитивное переживание-отношение к собственному внутреннему миру и к окружающей среде. Выделяется познавательная, эмоциональная, волевая и мотивационная психическая интрадеятельность. Таким образом, психическая деятельность осуществляется в рамках познавательной, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер психики личности.

Источник: http://studopedia.ru/17_78884_komponenti-chasti-psihiki-cheloveka.html

Структурные компоненты психики

Предметом психологии как науки является психика.Психика – способность нервной системы субъективно отражать внешний и внутренний мир. Это вся совокупность псих явлений. Составляющие психики – 1) психические процессы – динам отражение действ-ти в различных формах. Имеет начало, движение и завершение. Подразделяются на познавательные (память, мышление, воображение, ощущение и восприятие), эмоцион (переживания) и волевые (решение, волвое усилие). Обеспечивают формир-е знаний, регуляцию поведения и деят-ти. У всех протекают по-разному, в зависимости от внеш и внутр факторов.

Ощущения– простейшее псих явление, представляющее то или иное элементарное св-во окружающего мира в виде специф, связанного с ним субъективного переживания. Восприятие-процесс познания (отражения) окр мира в виде целостных предметов и явлений. Под памятью понимают сложный процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминание, сохранение, воспроизведение информации, а также забывание.Мышление-высший познават процесс, проявляющийся в решении задач, в опосредованном (выраженное посредством уже достигнутых знаний) познании мира в его наиболее общих, устойчивых свойствах, в творческом преобразовании этого мира. Воображение– это психический процесс (способность) представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

2)психическое состояние – определившийся в данное время отн устойчивый ур-нь псих деят-ти, кот прояв-ся в пониж или повыш активности. Имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием времени, словесных воздействий, физ факторов.

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния, а если вероятность удовлетворения низка или отсутствует- негативного.

Психические состояния человека можно классифици­ровать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состо­яний — личностные и ситуативные; 2) в зависимости от доминирующих компонентов — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины — глубокие, либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные 5) в зависимости от влия­ния на личность — положительные и отрицательные, стенические и астеничес­кие; 6) в зависимости от степени осознанности —осознанные или не-; 7) в зависимости от причин, их вызывающих.

Психические состояния обладают относительной ус­тойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов. При этом психические процессы, состояния и свой­ства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве “строительного материала” для фор­мирования качеств личности, прежде всего характероло­гических. Например, состояние сосредоточенности моби­лизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышле­ния, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состоя­ние, неоднократно повторяясь, может стать качеством лич­ности — сосредоточенностью.

3) Псих св-ва – устойчивые образования, кот обеспечивают коли-качест ур-нь деят-ти и поведения. Формируется постепенно в рез-те практи деят-ти. Их множество, в основе – псих процессы. Группы: эмоц процессы – чуткость, нежность, страстность; волевые – решит-ть, настойчивость; познават – наблюдат-ть, гибкость ума. Образуют сложные конструкции, синтезируются. Темперамент– совокупность устойчивых индивидуальных психофизиологических свойств чел-ка, от кот зависят динамические особенности его псих процессов, состояний и поведения. Св-ва устойчивы и постоянны (врожденный хар-р). Характер –совок-ть устойчивых личностных св-в чел-ка, определяющих его отношения и поступки.Способности – устойчивые психологические св-ва людей, отличающие их друг от друга и позволяющие им успешно справляться с разл видами деят-ти. (общие, спец, теор, практ). Потребность– состояние нужды чел-ка в ч-л необходимом для норм существования, физ и псих развития. (матер, познават, духов)Мотив — как осознанная потребность. Мотив – любой внутр психолог или физиол по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. (осознав, неосознав, побудит, смыслообраз)Воля –некот психол сила, разновидность внутр энергии, используемой чел-ком для сознат и разумного управления своим поведением, псих процессами и состояниями.Чувства – комплекс эмоц переживаний, связанных у чел-ка с теми или иными конкретными объектами или событиями. (моральные, эстет, возвыш, низменные)Жизненная позиция –с-ма потребностей, интересов, убеждений, идеалов, кот опред ур-нь активности, избир-ть, направл-ть.

Дата публикования: 2014-11-29 ; Прочитано: 6757 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/5-137939.html

Психика как система, ее структуры, компоненты и элементы

Общая теория систем, основы которой были заложены Л. Бер- таланфи и развиты впоследствии Н. Винером, М. Месаровичем, Р. Акоффом, Р. И. Кроликовым и многими другими, оказалась перспективной для описания и психических явлений, свойств, ти­пов, в том числе личности.

Для адекватной возможности приложения теории систем в пси­хологии личности целесообразно обратиться к ее исходным поня­тиям и определить ее характеристики. Это связано с тем, что мно­гие авторы большинства работ — ученые-психологи, так или иначе обращающиеся к прикладным возможностям систем, — часто не делают различия между структурой и системой. Кроме того, метод качественных рассуждений, глубоко укоренившийся в пси­хологии, не всегда позволяет увидеть формализованные момен­ты систем.

Начнем со структуры. Структура какого-либо образования (различной системы сложности) — общее понятие. В нее вклю­чаются геометрические, кинематические, механические, физиче­ские и морфологические аспекты. Прежде всего это свойство объекта в основном эпифеноменологического характера, несмот­ря на то что в числе элементов структуры могут быть и различ­ные характеристики внутренних свойств. Структура может иметь отношение к форме, особенностям движения и модальности точ­ки зрения, на основе которой задается ее понятие. Элементы, свя­зи и функции структуры не могут быть объединены в целое, т. к. ее строение условно и целиком зависит от базы, положенной в ос­нову ее построения, и этих оснований (необязательно согласую­щихся между собой) — неопределенное множество.

Понятие системы тесно связано с понятиями функции, связей, интегральностью и целями. Система — это множество взаимодейст­вующих элементов, каждый из которых прямо или косвенно влия­ет на другие. Два любых фактора этого множества не могут быть независимыми. Элементы системы (в силу простоты не являющие­ся системами) в связных совокупностях могут образовывать под­системы. Подсистемой может считаться связное множество элемен­тов. Их минимальное количество определяется функцией той подсистемы, которую они образуют. Теоретически это могут быть и два взаимосвязанных элемента, и любое другое число.

В зависимости от целей и функций, необходимых для их дос­тижения, система может иметь в качестве элементов целые под­системы, в которых есть свои связные совокупности элементов.

Понятие функции связано с движением, как любое измене­ние в пространстве или во времени, или и в том и в другом од­новременно. Важнейшей характеристикой функции системы яв­ляется цель. Это некоторое состояние системы, в которое она перейдет через посредство функционирования. В его основу по­ложено прохождение через множество состояний, выбор конк­ретного состояния с критериями и его поиск. Система меняется целеустремленно, независимо от того, заложена ли эта целеустрем­ленность имманентно или ею управляют извне. Целеустремлен­ность, наличие критериев, поиск, сравнение, идентификация и пе­редача управляющих воздействий в соответствующие функции тесно связаны с информацией и ее преобразованием.

Для любой системы характерно наличие существенных свя­зей между ее элементами. Они в конкретной системе превосхо­дят по мощности (в смысле теории графов) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Это некоторое интегративное качество, присущее системе в целом, но не свой­ственное ни одному из ее элементов в отдельности или подсисте­ме. Отсюда следует, что система не сводится к простой совокуп­ности элементов, а представляет собой новое качество. Системы могут быть открытые и закрытые (условно). Открытая система взаимодействует с другими системами окружающего мира, ус­ловно имеет вход и выход (рис. 3).

компоненты психики

Рис. 3. Общая схема системы

Здесь <а.,^>— два любых элемента системы, (а.к — коэффици­ент связи между ними, ^ — функция 1-й подсистемы, Р — целепо­лагающая функция всей системы, п —общее количество элемен­тов, х, —хт — внешние воздействия на вход системы, У — функция выхода, продукция, текущие состояния системы, М — внешние воздействия из окружающей среды, оказывающие косвенное влияние на состояние системы. (Рс— коэффициент обратной свя­зи, передающий информацию с выхода на вход системы для срав­нения степени удаленности от цели). Эта информация оказывает влияние на §, корректируя изменение таким образом, чтобы сис­тема приближалась к цели, а не удалялась от нее.

Воздействия х и выходные параметры У имеют в своем со­ставе элементы информации, вещества и энергии, первоначаль­но отсутствовавшие в системе. В ней они преобразуются таким образом, что, хотя на выходе У эти элементы и присутствуют, их соотношение меняется. Сложная система способна к динамиче­скому изменению как части своих элементов, связей между ними, так и изменению своего окружения через выходную функцию У . Поскольку система преобразует информацию, в ней должны быть подсистемы ее хранения и выдачи, т. е. память. Кроме того, целеустремленное изменение системы требует и наличия интел­лектуально-подвижных подсистем.

Воздействия М не имеют характера прямой адресации на вход системы, они проникают в нее или независимо от приема воздей­ствия, необходимого для непосредственного движения к цели, или могут быть специально организованы окружающей средой, так­же играющей роль системы, но посторонней. Это либо стохасти­ческие и случайные (климатические и физические и др.) воздей­ствия, не имеющие целенаправленного характера (имеется в виду отсутствие посторонней воли), либо специально организованные действия внешних подсистем, оказывающие стимулирующее или мешающее влияние на целеустремленное движение рассматри­ваемой системы.

Естественно полагать, что полное описание системы и ее функ­ций требует как качественных, так и количественных характе­ристик. Достаточно сложный общенаучно законченный принцип системного описания уже нашел свое применение в методологи­ческих и инженерно-психологических работах. Представляется перспективным применение системных аналогий для интеграль­ного описания психики такой сложной категории, как личность.

Возможность и необходимость общесистемного подхода обо­снованы следующими положениями.

1. Ни одна из теорий личности полностью не согласуется с ос­тальными, но в каждой есть неоспоримые рациональные начала и стремление представить личность как целое через выбранный базис, т. е. необходимость системного подхода очевидна.

2. Личность — такое сложное образование, что по числу раз­личных сфер, их характеристик, отношений, а также функциональ­ных связей вполне сопоставима с ультрасложными системами.

3. Личность как интегральная характеристика человека со все­ми присущими ему физическими, химическими, биологическими, психическими и социальными признаками открыта в окружаю­щий мир как для приема вещества, энергии и информации, так и для отдачи их в физический и социальный мир. Она может вос­принимать воздействия через органы чувств — интериоризуя то, что ей нужно, но подвержена и тем воздействиям (часто вредным), которые ей не нужны. Человек смотрит на красивый ландшафт, любуется цветком, слушает музыку, читает книгу и т. д. Но он мо­жет подвергаться воздействию слишком большой световой мощ­ности от электросварки, отравляться химическими веществами, ис­пытывать дискомфорт от громкого шума и т. п. Наряду с простыми видами воздействий, личность встречается и со сложными, имею­щими физиологический, психологический и социальный характер.

4. Человек воспринимает информацию, преобразует ее, запо­минает и использует для целесообразных решений. Последние фор­мируются с помощью когнитивных процессов, в которые обяза­тельно входят анализ, синтез, сравнение, аналогии, классификации и умозаключения. Каждое решение связано с целями личности. Сте­пень оптимальности движения к цели анализируется с помощью обратных связей. Для каждого случая есть свои критерии.

5. Психические процессы, состояния, свойства и психические особенности личности могут найти свое место в соответствую­щих характеристиках системы.

Вернемся к общей схеме системы и посмотрим, как в ней мо­гут найти свое место наиболее ярко выраженные психические яв­ления. Поскольку в понятие «личность» входит человек со всеми присущими ему физическими, психическими и социальными ха­рактеристиками, прежде всего нужно говорить о структуре лич­ности. Она определяет материальную и пространственно-времен­ную конфигурацию того основания, на котором существует и развивается психическая система личности. Рассматривая лич­ность как целое, в ней можно выделить связанные между собой подсистемы, реализующие психические функции. Эти функции оп­ределяются динамикой связей элементов самих подсистем, иерар­хическими связями между подсистемами и объективными зако­нами внешнего мира. Поскольку сама личность также является частью этого мира, она в него интегрирована своей структурной подсистемой, материальным базисом

Поскольку структурная подсистема обеспечивает физическое существование индивида и его связь с материальным миром, она сама материальна и связана с определенной энергетикой. Пси­хические же явления в принципе отличны от физиологических, химических, физических и других материальных процессов, но функционируют на их базе. Должна быть категория таких явле­ний, которые обеспечивают связь материального и психическо­го. На наш взгляд, это информационные процессы, пронизываю­щие все подсистемы личности. Данное утверждение естественно следует из того факта, что без информационного управления сис­тема не может быть целеустремленной, а ее действия не будут целесообразными и разумными. Понятие информации фундамен­тально, как понятие самой материи, энтропии, хаоса и организо­ванности. Она — атрибут материи, выступающий в пассивной форме как отражение ее организованности (дезорганизованно­сти), а в активной форме — как средство организации и дезорга­низации. Информация полезна для системы, если ее примене­ние при принятии решения способно уменьшить степень неор­ганизованности системы в процессе ее движения к цели.

Движение информации происходит по своим законам, но вся­кое движение должно обеспечиваться энергетикой и носителя­ми информации. В структурной подсистеме и энергетика, и но­сители информации в общем известны: это — химические, биохимические, электрохимические и электромагнитные явле­ния в смене состояний рецепторных окончаний, нейронных це­пей, нервных клеток коры больших полушарий. Биологическая структура организации целенаправленного преобразования ин­формации очень экономична в энергетическом отношении. Как известно, живой мозг обеспечивает колоссальную переработку информации при затрачиваемой мощности порядка 10—16 Вт, но это, конечно, не предел. Дело в том, что однаитаже информа­ция может быть преобразована при самых разных энергетиче­ских мощностях. Сравните предложение, вытесанное на камне, записанное на листе бумаги, или в ячейку памяти компьютера. А единица информации, записанная в память человека, будет обеспечена и вовсе мизерной энергией. Например, если учесть, что кора больших полушарий имеет порядка 10 10 нервных кле­ток и что любая связь между парой нейронов может отражать один бит информации, то оказывается, что связь между парой нейронов обеспечена энергией не более 10

19 Вт. Это следует из того, что если учесть одновременно работу 10 % всех нейронов, одновременное взаимодействие их потребует включения поряд­ка 10 20 пар. То есть суть информации если и зависима от энерге­тики и от носителя, то очень незначительно.

Отсюда можно сделать вывод о существовании внутрипсихи- ческих подсистем и между ними энергетических и информаци­онных связей, причем энергетика выше там, где необходимы про­цессы жизнеобеспечения (управление функциями организма). На основании сказанного выше можно предполагать, что для функ­ционирования высших психических функций требуется ничтож­но малая доля энергетики. Следовательно, если иметь в виду, что информация может быть системообразующим фактором в лич­
ности, система должна быть в своей основе устойчива при весьма ограниченных энергетических затратах. Это, безусловно, не от­носится к структурной подсистеме, обеспечивающей исполни­тельные функции организма на уровне грубых материальных форм взаимодействия со средой.

Очевидно, что те процессы, которые сопровождают психиче­ские явления, обладают чрезвычайно малой мощностью, практи­чески не поддаются непосредственным измерениям на уровне со­временной научно-технической базы психодиагностики. Даже самые тонкие и точные измерения электроэнцефалограмм—это лишь из­мерение физических процессов, косвенно отражающих сами пси­хические процессы. Но и эти измерения не в состоянии уловить значения изменений энергетики на уровне порядка 10 _20 Вт. По­этому основные способы психодиагностики связаны с регистра­цией и анализом относительно грубых материальных форм кос­венного проявления психических явлений: психофизических, электроэнцефалографических и реакции испытуемых на тесты и опросники. Возможности таких измерений могут быть улучше­ны, если подходить к проблеме с позиций системного анализа При этом не исключается и возможность дополнительных шкаль­ных преобразований, облегчающих описание сложных подсистем личности.

Как вариант укрупненного отражения связных совокупностей свойств и процессов, определяющих деятельностную сторону лич­ности субъекта труда, предлагается модель из 15 подсистем (рис. 4).

— подсистема структурной организации, включающая в себя телесную конституцию и ее материальное жизнеобеспечение. Осо­бенности этой подсистемы определяют асимметрия полушарий моз­га, половые различия, гормонально-катехоламинный обмен, высшая нервная деятельность, морфологические свойства тела и т. д.

компоненты психикикомпоненты психикиЭта подсистема «слишком» материальна, чтобы можно лег­ко найти ее связи с чисто психическими свойствами личности. Тем не менее эти связи есть, хотя и носят опосредованный ха­рактер. Например, факторы темперамента, (по И. Канту, делятся на темпераменты настроения и действия. Через них и осуществ­
ляются связи по схеме: деятельность > интеллект > воля > эмо­ции > работа сознания (она всегда опирается на память) > при­нятие решений и т. д. Для удобства условно назовем эту подсисте­му — темперамент.

54 — подсистема сложного кодирования информации. В ней происходит укрупнение информации из 5., таким образом, что дальнейшая переработка сложной информации требует менее сложных кодов, чем это нужно при работе с простыми кодами.

55 — подсистема хранения и выдачи кодированной инфор­мации, поступающей извне. Эта подсистема может быть названа памятью в различных своих проявлениях — оперативной, меха­нической, долговременной, эйдетической и т. д.

56 — подсистема декодирования и анализа. Здесь реализу­ются процессы сравнения, идентификации, логического отбо­ра, классификации и ряда других операций с приходящей ин­формацией и информацией, вызываемой из памяти. Эта подсистема, работающая вместе с 54 и 55, осуществляет ту часть интеллектуальной деятельности, которую хорошо диагностиру­ют тесты интеллекта 1р.

57 — подсистема хранения эталонов физического жизнеобес­печения подсистемы 5,.Это основные базальные потребности че­ловека.

58 — подсистема формирования и хранения эталонов функ­циональных состояний и процессов, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с окружающей средой, главным образом — со­циальной. Здесь и воспитание, и учеба, и культура, и формирова­ние морали, этики и мировоззрения.

59 — подсистема, оценивающая целеустремленные действия личности через стимулы «вознаграждения» и «наказания». Это эмоциональные особенности, состояния, процессы.

510 — подсистема, побуждающая деятельность целенаправ­ленного поведения и обеспечивающая стабильность преследова­ния цели личностью в условиях, требующих преодоления препят­ствий.

5П — подсистема хранения эталонов генетически заданных реакций на стимулы окружающего мира.

512 — подсистема общей сознательной координации деятель­ности психики и отражения результатов этого в виде абстракт­ных и конкретных представлений. В целом эта подсистема вы­полняет роль сознания. Естественно, что указать ее конкретное местонахождение нельзя, скорее всего, она в особом, виртуаль­ном психическом пространстве.

5И — подсистема выходных характеристик психики — ее экс- териоризации.

5И — подсистема полевых форм взаимодействия психики.

515 — подсистема явлений бессознательного.

В зависимости от индивидуально-типологических особенно­стей личности подсистемы 52, $3 воспринимают воздействия внешнего мира с различной чувствительностью. Здесь всё опре­деляют пороги чувствительности: сила—слабость нервной систе­мы и, в конечном счете, темперамент. Первичная информация кодируется неоднозначно. Есть обратные связи с подсистемой 55],, которая и определяет принцип кодирования. При этом возмож­ны различные комбинаторные образования единиц информации: от двоичной формы через кратные ей системы до образной и сим­вольно-абстрактной. Это объясняет не только особенности худо­жественного и мыслительного типов личности, но и различие в ум­ственных способностях людей — одни считают по пальцам, а другие мыслят категориями. Однако общая интеллектуальная деятельность реализуется при взаимодействии всех других под­систем. На данном уровне осуществляется только первичный от­бор информации и способ ее кодировки. Естественна прямая связь этих процессов с подсистемой ^ и асимметрией полуша­рий мозга. Функционирование подсистемы 54 в норме — это ра­бота с входной и выходной информацией. Однако при опреде­ленных уровнях энергии носителей информации возможны деструктивные эффекты, направленные на подсистемы 52 и 52. Обратные связи между ними стимулируют действия, направлен­ные на сохранность системы. Первичная информация содержит­ся в памяти в «чистом» виде и одновременно перерабатывается в подсистеме 53 и также содержится, но уже в переработанном, переосмысленном, обобщенном виде. Функционирование этой подсистемы и родственной ей подсистемы 5, тесно связано с мыслительными операциями: анализом, сравнением, класси­фикацией, обобщением, логическими операциями, пониманием и целым рядом других, относящихся к сфере интеллекта. Посколь­ку подсистемы, определяющие интеллектуальную деятельность, играют чрезвычайно большую роль в системе личности, они тре­буют отдельного внимания.

Выходные характеристики подсистемы 514 обеспечивают экс- териоризацию личности. Обратные связи Рху реализуются не толь­ко с выхода на вход системы, но и внутри подсистем, деятельность которых способна поддерживать гомеостатические режимы функ­ционирования. Формирование сложных психических образований происходит из элементарных актов простых составляющих инфор­мации. Через их связные комбинации внутри подсистем и между ними функционально образуются и сохраняются все, даже самые сложные психические категории, такие как совесть, альтруизм, любовь, вера, научное и житейское мировоззрение и т. п.

Работа подсистем 5]0, 5П, 512, 515 определяет все инстанции «Я-психологии» и объясняет концепции, предложенные 3. Фрей­дом и его последователями.

Таким образом, системный подход к описанию цельной лич­ности сильно облегчает познавательно-описательные аспекты теории. Но остается одна серьезная задача — найти адекватные способы показа функций динамических связей в системе лично­сти. Здесь необходимо использование таких языков, которые мог­ли бы не только формализовать понятия, но и отразить динами­ку качественных процессов в системе.

Источник: http://zakon.today/psihiatriya-psihologiya_915/psihika-kak-sistema-strukturyi-komponentyi-150841.html

Бессознательные механизмы психики

КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХУРОВНЕГО СТРОЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

Согласно Фрейду, психика человека состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно», или «Ид»), из осознаваемого, рационального компонента («Я», или «Эго») и социального цензора («Сверх Я», или «Супер Эго»).

Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). «Оно» работает по принципу удовольствия. Контакт с этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и при некоторых других формах измененного сознания.

Вторая часть сознания человека — «Я» в большей степени соответствует представлению человека о себе, так как именно в этой части сознания мы «находимся» большую часть времени. Наши мысли, планы, чувства, оценки — все это компоненты «Я». Данная часть психики выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью (при этом может как приспосабливаться к реальности, так и менять ее), а во-вторых, осуществляет связь с бессознательным, например, вытесняя психотравмирующие ситуации в область бессознательного (защитная функция). Фрейд считал, что основная задача «Я» состоит в том, чтобы поддерживать чувство собственной безопасности и самоуважения. Для этого «Я» приходится выводить за рамки сознательного социально неприемлемые бессознательные переживания. Сознание оказывает сопротивление бессознательному, не пропуская его в высшие этажи психики. В результате этого сопротивления могут возникать различные нарушения органов чувств и нервной системы. «Эго» работает по принципу целесообразности (биологической реальности).

Наконец, третий компонент сознания — «Сверх Я», или, как его чаще называют, «Супер Эго» — совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил. «Супер Эго» работает по принципу социальной реальности. Именно здесь рождается внутренняя критика.

Графически модель психики человека согласно воззрениям Зигмунда Фрейда изображена на рис. 19.2, а функции каждого компонента психики раскрыты в табл. 19.2.

компоненты психики

Рис. 19.2. Трехкомпонентная модель психики по З. Фрейду

Таблица 19.2. Функции компонентов психики по З. Фрейду

Компонент психикиСодержаниеФункцииОсновной принципПроисхождение
Бессознательное («Оно»,«Ид»)Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь сексуальный и агрессивный)Контакт с этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и во время некоторых других формах измененного сознанияПринцип удовольствияНаиболее древняя основа психики, в которой господствуют первичные потребности
«Я» («Эго»)Представление человека о себе. В этой части сознания человек «находится» большую часть времени. Здесь располагаются мысли, планы, чувства, оценкиВо-первых, руководит контактом с реальностью (при этом может как приспосабливаться к реальности, так и менять ее), а во-вторых, осуществляет связь с бессознательным, например, вытесняя психотравмирующие ситуации в область бессознательного (защитная функция). Оказание сопротивления бессознательному, чтобы не пропустить его в высшие этажи психикиПринцип целесообразности (биологической реальности)Результат формирования психики человека в процессе деятельности, активного взаимодействия человека с окружающим миром и обществом
«Сверх Я» («Супер Эго»)Совесть человека, его внутренний сторожНадзор за действиями и мыслями человека изнутри сознания, формирование внутренней критикиПринцип социальной реальностиЯвляется видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1025-bessoznatelnye-mexanizmy-psixiki.html/3

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *