Структурные компоненты психики человека — компоненты психики
25.02.2019(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Структурные компоненты психики человека
Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1479
Для более адекватного и полного представления структурных элементов, составляющих психику личности, необходимы знания этой структуры. В отечественной психологии принята следующая структура психики личности.
Психические процессы: познавательные: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение; эмоциональные: эмоции, чувства; волевые: механизмы волевых действий, волевые качества. | Психические состояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д. | Психические свойства: направленность потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, способности. |
Психические образования: знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения |
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
При этом указанные в структуре психики личности компоненты представляют собой:
- психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;
- психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;
- психические состояния — это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;
- психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Рассмотрим подробнее содержание некоторых из перечисленных нами компонентов.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассматриваемые нами психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.036 сек.)
Источник: http://konspekta.net/lek-8866.html
Компоненты психики
Компоненты (части) психики любого человека следующие: 1) психические процессы, – познавательные, волевые, эмоциональные, мотивационные; 2) психические состояния; 3) психологические свойства; 4) психические образования и 5) психическая деятельность.
Психические процессы и психические состояния это, в большей степени, – филогенетические, психофилогенетические, врождённо обусловленные качества каждого человека; психологические свойства это, по преимуществу, онтогенетические, психоонтогенетические, приобретаемые в процессе жизни содержательные качества человека. Поэтому, когда мы говорим (пишем) «психические» — подразумеваем – «психофилогенетические», когда говорим (пишем) «психологические» — подразумеваем – «психоонтогенетические».
I. Психические процессы – это формы психического системного отражения окружающей действительности, активного взаимодействия с нею и формирования личностного отношения к ней, осуществляющиеся человеком в ходе психической познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной деятельности. Эти процессы происходят не только по отношению к внешней действительности, но и по отношению к собственному внутреннему миру, содержание которого и составляют данные процессы. Под «внешней действительностью» мы понимаем, в данном смысловом контексте, – природную среду, социальную среду, информационную среду, психологическое содержание других людей, окружающих субъекта, составляющих его микросоциум. Через психические процессы человек познаёт себя и окружающий мир. Течение психических процессов обусловлено условиями жизнедеятельности человека, конкретными задачами и требованиями деятельности, выполняемой человеком, и объективно имеющимися социальными условиями и ситуациями его взаимодействия с другими людьми.
Психические процессы человека делятся на четыре вида: 1) Познавательные: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь; 2) Эмоциональные: разнообразные эмоции, различные чувства, аффекты и аффективные состояния, эмоциональные психические экстремальные состояния личности и пр.; 3) Волевые: воля, волевые действия, волевые акты, волевая саморегуляция и пр.; 4) Мотивационные: мотивация и мотивы, мотивация на достижение успеха в деятельности и мотивация на избегание неудач в деятельности, иерархия мотивов, мотивы дефицита и мотивы становления и роста, узколичностные и социальные мотивы и пр.
II. Психические состояния – это целостные проявления личности, они характеризуют активность личности:творческое вдохновение и утомление, подъём и спад настроения, уверенность и сомнения в своих силах и пр. Примеры психических состояний: сосредоточение внимания, страх, тревожность, мотивационный конфликт и пр. Психические состояния всегда причинно обусловлены, имеют временный характер, служат фоном, на котором протекает психическая деятельность человека, и несут на себе отпечаток личности человека. Психические состояния обязательно имеют эмоционально-чувственную компоненту, более того, она выступает в качестве базовой фактически в любом психическом состоянии. Психические состояния, например, стресс, фрустрация, аффект, – практически повсеместно эмоциональны по своей природе, и имеют место, преимущественно, в эмоционально-чувственной сфере психики личности. Психическое состояние – понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс»; подчёркивающего динамические моменты психики, и понятия «психическое или психологическое свойство», указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закреплённость и повторяемость в структуре его личности.
III. Психологические свойства– это присущие всем людям аспекты психики, имеющие свои устойчивые психические особенности в каждой конкретной личности. Психологические свойства, – это потребности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля и мотивация. Психологические свойства личности понимаются сквозь призму базового качества любой человеческой личности, – психической активности, обусловливающей собой психическую деятельность.
Психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, целесообразно рассматривать в зависимости от условий жизни конкретного человека, от системы его взаимодействий с природой и обществом.
IV. Психические образования – это системные части психики, состоящие из взаимосвязанных между собою компонентов психических процессов, психических состояний и психологических свойств личности. Примерами психических образований являются такие психологические структуры личности как Я-концепция, образ Я, самосознание, иерархия мотивов, самооценка, уровень притязаний, локус контроля и мн. др.
Психические процессы, психические состояния, психологические свойства, психические образования, – реализуются, функционируют, выражаются и активизируются в такой целостной форме психической активности человека как психическая деятельность. Общие закономерности и повсеместные проявления психической деятельности человека образуют собою широкую психологическую норму разнообразных проявлений психики людей, которая определяется согласно подавляющему большинству людей, выказывающих именно такие, а не другие реакции.
V. Психическая деятельность – это базовая форма внутренней психологической жизнедеятельности человека, это активность его внутреннего мира, это полиаспектное движение его психической интрасреды. Главным параметром психической деятельности человека, её интегральной единицей, является интрасубъектное, мотивационное, эмоционально-когнитивное переживание-отношение к собственному внутреннему миру и к окружающей среде. Выделяется познавательная, эмоциональная, волевая и мотивационная психическая интрадеятельность. Таким образом, психическая деятельность осуществляется в рамках познавательной, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер психики личности.
Источник: http://studopedia.ru/17_78884_komponenti-chasti-psihiki-cheloveka.html
Структурные компоненты психики
Предметом психологии как науки является психика.Психика – способность нервной системы субъективно отражать внешний и внутренний мир. Это вся совокупность псих явлений. Составляющие психики – 1) психические процессы – динам отражение действ-ти в различных формах. Имеет начало, движение и завершение. Подразделяются на познавательные (память, мышление, воображение, ощущение и восприятие), эмоцион (переживания) и волевые (решение, волвое усилие). Обеспечивают формир-е знаний, регуляцию поведения и деят-ти. У всех протекают по-разному, в зависимости от внеш и внутр факторов.
Ощущения– простейшее псих явление, представляющее то или иное элементарное св-во окружающего мира в виде специф, связанного с ним субъективного переживания. Восприятие-процесс познания (отражения) окр мира в виде целостных предметов и явлений. Под памятью понимают сложный процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминание, сохранение, воспроизведение информации, а также забывание.Мышление-высший познават процесс, проявляющийся в решении задач, в опосредованном (выраженное посредством уже достигнутых знаний) познании мира в его наиболее общих, устойчивых свойствах, в творческом преобразовании этого мира. Воображение– это психический процесс (способность) представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
2)психическое состояние – определившийся в данное время отн устойчивый ур-нь псих деят-ти, кот прояв-ся в пониж или повыш активности. Имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием времени, словесных воздействий, физ факторов.
Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния, а если вероятность удовлетворения низка или отсутствует- негативного.
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные; 2) в зависимости от доминирующих компонентов — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.; 3) в зависимости от степени глубины — глубокие, либо поверхностные; 4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные 5) в зависимости от влияния на личность — положительные и отрицательные, стенические и астенические; 6) в зависимости от степени осознанности —осознанные или не-; 7) в зависимости от причин, их вызывающих.
Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов. При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве “строительного материала” для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью.
3) Псих св-ва – устойчивые образования, кот обеспечивают коли-качест ур-нь деят-ти и поведения. Формируется постепенно в рез-те практи деят-ти. Их множество, в основе – псих процессы. Группы: эмоц процессы – чуткость, нежность, страстность; волевые – решит-ть, настойчивость; познават – наблюдат-ть, гибкость ума. Образуют сложные конструкции, синтезируются. Темперамент– совокупность устойчивых индивидуальных психофизиологических свойств чел-ка, от кот зависят динамические особенности его псих процессов, состояний и поведения. Св-ва устойчивы и постоянны (врожденный хар-р). Характер –совок-ть устойчивых личностных св-в чел-ка, определяющих его отношения и поступки.Способности – устойчивые психологические св-ва людей, отличающие их друг от друга и позволяющие им успешно справляться с разл видами деят-ти. (общие, спец, теор, практ). Потребность– состояние нужды чел-ка в ч-л необходимом для норм существования, физ и псих развития. (матер, познават, духов)Мотив — как осознанная потребность. Мотив – любой внутр психолог или физиол по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. (осознав, неосознав, побудит, смыслообраз)Воля –некот психол сила, разновидность внутр энергии, используемой чел-ком для сознат и разумного управления своим поведением, псих процессами и состояниями.Чувства – комплекс эмоц переживаний, связанных у чел-ка с теми или иными конкретными объектами или событиями. (моральные, эстет, возвыш, низменные)Жизненная позиция –с-ма потребностей, интересов, убеждений, идеалов, кот опред ур-нь активности, избир-ть, направл-ть.
Дата публикования: 2014-11-29 ; Прочитано: 6757 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Источник: http://studopedia.org/5-137939.html
Психика как система, ее структуры, компоненты и элементы
Общая теория систем, основы которой были заложены Л. Бер- таланфи и развиты впоследствии Н. Винером, М. Месаровичем, Р. Акоффом, Р. И. Кроликовым и многими другими, оказалась перспективной для описания и психических явлений, свойств, типов, в том числе личности.
Для адекватной возможности приложения теории систем в психологии личности целесообразно обратиться к ее исходным понятиям и определить ее характеристики. Это связано с тем, что многие авторы большинства работ — ученые-психологи, так или иначе обращающиеся к прикладным возможностям систем, — часто не делают различия между структурой и системой. Кроме того, метод качественных рассуждений, глубоко укоренившийся в психологии, не всегда позволяет увидеть формализованные моменты систем.
Начнем со структуры. Структура какого-либо образования (различной системы сложности) — общее понятие. В нее включаются геометрические, кинематические, механические, физические и морфологические аспекты. Прежде всего это свойство объекта в основном эпифеноменологического характера, несмотря на то что в числе элементов структуры могут быть и различные характеристики внутренних свойств. Структура может иметь отношение к форме, особенностям движения и модальности точки зрения, на основе которой задается ее понятие. Элементы, связи и функции структуры не могут быть объединены в целое, т. к. ее строение условно и целиком зависит от базы, положенной в основу ее построения, и этих оснований (необязательно согласующихся между собой) — неопределенное множество.
Понятие системы тесно связано с понятиями функции, связей, интегральностью и целями. Система — это множество взаимодействующих элементов, каждый из которых прямо или косвенно влияет на другие. Два любых фактора этого множества не могут быть независимыми. Элементы системы (в силу простоты не являющиеся системами) в связных совокупностях могут образовывать подсистемы. Подсистемой может считаться связное множество элементов. Их минимальное количество определяется функцией той подсистемы, которую они образуют. Теоретически это могут быть и два взаимосвязанных элемента, и любое другое число.
В зависимости от целей и функций, необходимых для их достижения, система может иметь в качестве элементов целые подсистемы, в которых есть свои связные совокупности элементов.
Понятие функции связано с движением, как любое изменение в пространстве или во времени, или и в том и в другом одновременно. Важнейшей характеристикой функции системы является цель. Это некоторое состояние системы, в которое она перейдет через посредство функционирования. В его основу положено прохождение через множество состояний, выбор конкретного состояния с критериями и его поиск. Система меняется целеустремленно, независимо от того, заложена ли эта целеустремленность имманентно или ею управляют извне. Целеустремленность, наличие критериев, поиск, сравнение, идентификация и передача управляющих воздействий в соответствующие функции тесно связаны с информацией и ее преобразованием.
Для любой системы характерно наличие существенных связей между ее элементами. Они в конкретной системе превосходят по мощности (в смысле теории графов) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Это некоторое интегративное качество, присущее системе в целом, но не свойственное ни одному из ее элементов в отдельности или подсистеме. Отсюда следует, что система не сводится к простой совокупности элементов, а представляет собой новое качество. Системы могут быть открытые и закрытые (условно). Открытая система взаимодействует с другими системами окружающего мира, условно имеет вход и выход (рис. 3).
![]() Рис. 3. Общая схема системы |
Здесь <а.,^>— два любых элемента системы, (а.к — коэффициент связи между ними, ^ — функция 1-й подсистемы, Р — целеполагающая функция всей системы, п —общее количество элементов, х, —хт — внешние воздействия на вход системы, У — функция выхода, продукция, текущие состояния системы, М — внешние воздействия из окружающей среды, оказывающие косвенное влияние на состояние системы. (Рс— коэффициент обратной связи, передающий информацию с выхода на вход системы для сравнения степени удаленности от цели). Эта информация оказывает влияние на §, корректируя изменение таким образом, чтобы система приближалась к цели, а не удалялась от нее.
Воздействия х и выходные параметры У имеют в своем составе элементы информации, вещества и энергии, первоначально отсутствовавшие в системе. В ней они преобразуются таким образом, что, хотя на выходе У эти элементы и присутствуют, их соотношение меняется. Сложная система способна к динамическому изменению как части своих элементов, связей между ними, так и изменению своего окружения через выходную функцию У . Поскольку система преобразует информацию, в ней должны быть подсистемы ее хранения и выдачи, т. е. память. Кроме того, целеустремленное изменение системы требует и наличия интеллектуально-подвижных подсистем.
Воздействия М не имеют характера прямой адресации на вход системы, они проникают в нее или независимо от приема воздействия, необходимого для непосредственного движения к цели, или могут быть специально организованы окружающей средой, также играющей роль системы, но посторонней. Это либо стохастические и случайные (климатические и физические и др.) воздействия, не имеющие целенаправленного характера (имеется в виду отсутствие посторонней воли), либо специально организованные действия внешних подсистем, оказывающие стимулирующее или мешающее влияние на целеустремленное движение рассматриваемой системы.
Естественно полагать, что полное описание системы и ее функций требует как качественных, так и количественных характеристик. Достаточно сложный общенаучно законченный принцип системного описания уже нашел свое применение в методологических и инженерно-психологических работах. Представляется перспективным применение системных аналогий для интегрального описания психики такой сложной категории, как личность.
Возможность и необходимость общесистемного подхода обоснованы следующими положениями.
1. Ни одна из теорий личности полностью не согласуется с остальными, но в каждой есть неоспоримые рациональные начала и стремление представить личность как целое через выбранный базис, т. е. необходимость системного подхода очевидна.
2. Личность — такое сложное образование, что по числу различных сфер, их характеристик, отношений, а также функциональных связей вполне сопоставима с ультрасложными системами.
3. Личность как интегральная характеристика человека со всеми присущими ему физическими, химическими, биологическими, психическими и социальными признаками открыта в окружающий мир как для приема вещества, энергии и информации, так и для отдачи их в физический и социальный мир. Она может воспринимать воздействия через органы чувств — интериоризуя то, что ей нужно, но подвержена и тем воздействиям (часто вредным), которые ей не нужны. Человек смотрит на красивый ландшафт, любуется цветком, слушает музыку, читает книгу и т. д. Но он может подвергаться воздействию слишком большой световой мощности от электросварки, отравляться химическими веществами, испытывать дискомфорт от громкого шума и т. п. Наряду с простыми видами воздействий, личность встречается и со сложными, имеющими физиологический, психологический и социальный характер.
4. Человек воспринимает информацию, преобразует ее, запоминает и использует для целесообразных решений. Последние формируются с помощью когнитивных процессов, в которые обязательно входят анализ, синтез, сравнение, аналогии, классификации и умозаключения. Каждое решение связано с целями личности. Степень оптимальности движения к цели анализируется с помощью обратных связей. Для каждого случая есть свои критерии.
5. Психические процессы, состояния, свойства и психические особенности личности могут найти свое место в соответствующих характеристиках системы.
Вернемся к общей схеме системы и посмотрим, как в ней могут найти свое место наиболее ярко выраженные психические явления. Поскольку в понятие «личность» входит человек со всеми присущими ему физическими, психическими и социальными характеристиками, прежде всего нужно говорить о структуре личности. Она определяет материальную и пространственно-временную конфигурацию того основания, на котором существует и развивается психическая система личности. Рассматривая личность как целое, в ней можно выделить связанные между собой подсистемы, реализующие психические функции. Эти функции определяются динамикой связей элементов самих подсистем, иерархическими связями между подсистемами и объективными законами внешнего мира. Поскольку сама личность также является частью этого мира, она в него интегрирована своей структурной подсистемой, материальным базисом
Поскольку структурная подсистема обеспечивает физическое существование индивида и его связь с материальным миром, она сама материальна и связана с определенной энергетикой. Психические же явления в принципе отличны от физиологических, химических, физических и других материальных процессов, но функционируют на их базе. Должна быть категория таких явлений, которые обеспечивают связь материального и психического. На наш взгляд, это информационные процессы, пронизывающие все подсистемы личности. Данное утверждение естественно следует из того факта, что без информационного управления система не может быть целеустремленной, а ее действия не будут целесообразными и разумными. Понятие информации фундаментально, как понятие самой материи, энтропии, хаоса и организованности. Она — атрибут материи, выступающий в пассивной форме как отражение ее организованности (дезорганизованности), а в активной форме — как средство организации и дезорганизации. Информация полезна для системы, если ее применение при принятии решения способно уменьшить степень неорганизованности системы в процессе ее движения к цели.
Движение информации происходит по своим законам, но всякое движение должно обеспечиваться энергетикой и носителями информации. В структурной подсистеме и энергетика, и носители информации в общем известны: это — химические, биохимические, электрохимические и электромагнитные явления в смене состояний рецепторных окончаний, нейронных цепей, нервных клеток коры больших полушарий. Биологическая структура организации целенаправленного преобразования информации очень экономична в энергетическом отношении. Как известно, живой мозг обеспечивает колоссальную переработку информации при затрачиваемой мощности порядка 10—16 Вт, но это, конечно, не предел. Дело в том, что однаитаже информация может быть преобразована при самых разных энергетических мощностях. Сравните предложение, вытесанное на камне, записанное на листе бумаги, или в ячейку памяти компьютера. А единица информации, записанная в память человека, будет обеспечена и вовсе мизерной энергией. Например, если учесть, что кора больших полушарий имеет порядка 10 10 нервных клеток и что любая связь между парой нейронов может отражать один бит информации, то оказывается, что связь между парой нейронов обеспечена энергией не более 10
19 Вт. Это следует из того, что если учесть одновременно работу 10 % всех нейронов, одновременное взаимодействие их потребует включения порядка 10 20 пар. То есть суть информации если и зависима от энергетики и от носителя, то очень незначительно.
Отсюда можно сделать вывод о существовании внутрипсихи- ческих подсистем и между ними энергетических и информационных связей, причем энергетика выше там, где необходимы процессы жизнеобеспечения (управление функциями организма). На основании сказанного выше можно предполагать, что для функционирования высших психических функций требуется ничтожно малая доля энергетики. Следовательно, если иметь в виду, что информация может быть системообразующим фактором в лич
ности, система должна быть в своей основе устойчива при весьма ограниченных энергетических затратах. Это, безусловно, не относится к структурной подсистеме, обеспечивающей исполнительные функции организма на уровне грубых материальных форм взаимодействия со средой.
Очевидно, что те процессы, которые сопровождают психические явления, обладают чрезвычайно малой мощностью, практически не поддаются непосредственным измерениям на уровне современной научно-технической базы психодиагностики. Даже самые тонкие и точные измерения электроэнцефалограмм—это лишь измерение физических процессов, косвенно отражающих сами психические процессы. Но и эти измерения не в состоянии уловить значения изменений энергетики на уровне порядка 10 _20 Вт. Поэтому основные способы психодиагностики связаны с регистрацией и анализом относительно грубых материальных форм косвенного проявления психических явлений: психофизических, электроэнцефалографических и реакции испытуемых на тесты и опросники. Возможности таких измерений могут быть улучшены, если подходить к проблеме с позиций системного анализа При этом не исключается и возможность дополнительных шкальных преобразований, облегчающих описание сложных подсистем личности.
Как вариант укрупненного отражения связных совокупностей свойств и процессов, определяющих деятельностную сторону личности субъекта труда, предлагается модель из 15 подсистем (рис. 4).
— подсистема структурной организации, включающая в себя телесную конституцию и ее материальное жизнеобеспечение. Особенности этой подсистемы определяют асимметрия полушарий мозга, половые различия, гормонально-катехоламинный обмен, высшая нервная деятельность, морфологические свойства тела и т. д.
Эта подсистема «слишком» материальна, чтобы можно легко найти ее связи с чисто психическими свойствами личности. Тем не менее эти связи есть, хотя и носят опосредованный характер. Например, факторы темперамента, (по И. Канту, делятся на темпераменты настроения и действия. Через них и осуществ
ляются связи по схеме: деятельность > интеллект > воля > эмоции > работа сознания (она всегда опирается на память) > принятие решений и т. д. Для удобства условно назовем эту подсистему — темперамент.
54 — подсистема сложного кодирования информации. В ней происходит укрупнение информации из 5., таким образом, что дальнейшая переработка сложной информации требует менее сложных кодов, чем это нужно при работе с простыми кодами.
55 — подсистема хранения и выдачи кодированной информации, поступающей извне. Эта подсистема может быть названа памятью в различных своих проявлениях — оперативной, механической, долговременной, эйдетической и т. д.
56 — подсистема декодирования и анализа. Здесь реализуются процессы сравнения, идентификации, логического отбора, классификации и ряда других операций с приходящей информацией и информацией, вызываемой из памяти. Эта подсистема, работающая вместе с 54 и 55, осуществляет ту часть интеллектуальной деятельности, которую хорошо диагностируют тесты интеллекта 1р.
57 — подсистема хранения эталонов физического жизнеобеспечения подсистемы 5,.Это основные базальные потребности человека.
58 — подсистема формирования и хранения эталонов функциональных состояний и процессов, обеспечивающих оптимальное взаимодействие с окружающей средой, главным образом — социальной. Здесь и воспитание, и учеба, и культура, и формирование морали, этики и мировоззрения.
59 — подсистема, оценивающая целеустремленные действия личности через стимулы «вознаграждения» и «наказания». Это эмоциональные особенности, состояния, процессы.
510 — подсистема, побуждающая деятельность целенаправленного поведения и обеспечивающая стабильность преследования цели личностью в условиях, требующих преодоления препятствий.
5П — подсистема хранения эталонов генетически заданных реакций на стимулы окружающего мира.
512 — подсистема общей сознательной координации деятельности психики и отражения результатов этого в виде абстрактных и конкретных представлений. В целом эта подсистема выполняет роль сознания. Естественно, что указать ее конкретное местонахождение нельзя, скорее всего, она в особом, виртуальном психическом пространстве.
5И — подсистема выходных характеристик психики — ее экс- териоризации.
5И — подсистема полевых форм взаимодействия психики.
515 — подсистема явлений бессознательного.
В зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности подсистемы 52, $3 воспринимают воздействия внешнего мира с различной чувствительностью. Здесь всё определяют пороги чувствительности: сила—слабость нервной системы и, в конечном счете, темперамент. Первичная информация кодируется неоднозначно. Есть обратные связи с подсистемой 55],, которая и определяет принцип кодирования. При этом возможны различные комбинаторные образования единиц информации: от двоичной формы через кратные ей системы до образной и символьно-абстрактной. Это объясняет не только особенности художественного и мыслительного типов личности, но и различие в умственных способностях людей — одни считают по пальцам, а другие мыслят категориями. Однако общая интеллектуальная деятельность реализуется при взаимодействии всех других подсистем. На данном уровне осуществляется только первичный отбор информации и способ ее кодировки. Естественна прямая связь этих процессов с подсистемой ^ и асимметрией полушарий мозга. Функционирование подсистемы 54 в норме — это работа с входной и выходной информацией. Однако при определенных уровнях энергии носителей информации возможны деструктивные эффекты, направленные на подсистемы 52 и 52. Обратные связи между ними стимулируют действия, направленные на сохранность системы. Первичная информация содержится в памяти в «чистом» виде и одновременно перерабатывается в подсистеме 53 и также содержится, но уже в переработанном, переосмысленном, обобщенном виде. Функционирование этой подсистемы и родственной ей подсистемы 5, тесно связано с мыслительными операциями: анализом, сравнением, классификацией, обобщением, логическими операциями, пониманием и целым рядом других, относящихся к сфере интеллекта. Поскольку подсистемы, определяющие интеллектуальную деятельность, играют чрезвычайно большую роль в системе личности, они требуют отдельного внимания.
Выходные характеристики подсистемы 514 обеспечивают экс- териоризацию личности. Обратные связи Рху реализуются не только с выхода на вход системы, но и внутри подсистем, деятельность которых способна поддерживать гомеостатические режимы функционирования. Формирование сложных психических образований происходит из элементарных актов простых составляющих информации. Через их связные комбинации внутри подсистем и между ними функционально образуются и сохраняются все, даже самые сложные психические категории, такие как совесть, альтруизм, любовь, вера, научное и житейское мировоззрение и т. п.
Работа подсистем 5]0, 5П, 512, 515 определяет все инстанции «Я-психологии» и объясняет концепции, предложенные 3. Фрейдом и его последователями.
Таким образом, системный подход к описанию цельной личности сильно облегчает познавательно-описательные аспекты теории. Но остается одна серьезная задача — найти адекватные способы показа функций динамических связей в системе личности. Здесь необходимо использование таких языков, которые могли бы не только формализовать понятия, но и отразить динамику качественных процессов в системе.
Источник: http://zakon.today/psihiatriya-psihologiya_915/psihika-kak-sistema-strukturyi-komponentyi-150841.html
Бессознательные механизмы психики
КОНЦЕПЦИЯ ТРЕХУРОВНЕГО СТРОЕНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Согласно Фрейду, психика человека состоит из трех компонентов: огромного темного бессознательного, которое никогда не будет до конца познано человеком («Оно», или «Ид»), из осознаваемого, рационального компонента («Я», или «Эго») и социального цензора («Сверх Я», или «Супер Эго»).
Бессознательное («Оно») является наиболее древней основой психики, в котором господствуют первичные потребности. Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь, по мнению Фрейда, сексуальный и агрессивный). «Оно» работает по принципу удовольствия. Контакт с этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и при некоторых других формах измененного сознания.
Вторая часть сознания человека — «Я» в большей степени соответствует представлению человека о себе, так как именно в этой части сознания мы «находимся» большую часть времени. Наши мысли, планы, чувства, оценки — все это компоненты «Я». Данная часть психики выполняет две важные функции: во-первых, руководит контактом с реальностью (при этом может как приспосабливаться к реальности, так и менять ее), а во-вторых, осуществляет связь с бессознательным, например, вытесняя психотравмирующие ситуации в область бессознательного (защитная функция). Фрейд считал, что основная задача «Я» состоит в том, чтобы поддерживать чувство собственной безопасности и самоуважения. Для этого «Я» приходится выводить за рамки сознательного социально неприемлемые бессознательные переживания. Сознание оказывает сопротивление бессознательному, не пропуская его в высшие этажи психики. В результате этого сопротивления могут возникать различные нарушения органов чувств и нервной системы. «Эго» работает по принципу целесообразности (биологической реальности).
Наконец, третий компонент сознания — «Сверх Я», или, как его чаще называют, «Супер Эго» — совесть человека, его внутренний сторож, который осуществляет надзор как бы изнутри сознания. Фрейд считал, что «Супер Эго» является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил. «Супер Эго» работает по принципу социальной реальности. Именно здесь рождается внутренняя критика.
Графически модель психики человека согласно воззрениям Зигмунда Фрейда изображена на рис. 19.2, а функции каждого компонента психики раскрыты в табл. 19.2.
Рис. 19.2. Трехкомпонентная модель психики по З. Фрейду
Компонент психики | Содержание | Функции | Основной принцип | Происхождение |
Бессознательное («Оно»,«Ид») | Здесь локализованы инстинкты (в первую очередь сексуальный и агрессивный) | Контакт с этой частью своей психики человек может осуществлять во время сна, медитации, гипноза и во время некоторых других формах измененного сознания | Принцип удовольствия | Наиболее древняя основа психики, в которой господствуют первичные потребности |
«Я» («Эго») | Представление человека о себе. В этой части сознания человек «находится» большую часть времени. Здесь располагаются мысли, планы, чувства, оценки | Во-первых, руководит контактом с реальностью (при этом может как приспосабливаться к реальности, так и менять ее), а во-вторых, осуществляет связь с бессознательным, например, вытесняя психотравмирующие ситуации в область бессознательного (защитная функция). Оказание сопротивления бессознательному, чтобы не пропустить его в высшие этажи психики | Принцип целесообразности (биологической реальности) | Результат формирования психики человека в процессе деятельности, активного взаимодействия человека с окружающим миром и обществом |
«Сверх Я» («Супер Эго») | Совесть человека, его внутренний сторож | Надзор за действиями и мыслями человека изнутри сознания, формирование внутренней критики | Принцип социальной реальности | Является видоизмененным родительским авторитетом, сублимацией строгого, но справедливого отца, который в детстве следил за ребенком, контролировал его поступки и наказывал за нарушение правил |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: http://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1025-bessoznatelnye-mexanizmy-psixiki.html/3
- Перенос (трансфер) - Основные понятия психоанализа - перенос психоанализ
- Тренинги, которые проводит психолог Наталья Александровна Кучеренко - кучеренко психолог
- Чем отличается психотерапевт от психиатра? - психиатр чем отличается от психотерапевта
- Мой кумир отъе бись (1278-1356) - известный шведский психоло - шведский психолог 1278 1356
- Общая психология - Возникновение и становление психики в процессе биологической эволюции - психика это в биологии
- Консультация психолога отзывы о работе - психолог отзывы
- Разница между психологом и психотерапевтом - психолог и психотерапевт разница
- Где получить образование психолога? - психолог где получить образование
- Что представляет собой сознание человека; Студопедия - что представляет собой психика человека
- ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ () - гуманистический психоанализ э фромма кратко
Добавить комментарий