Что представляет собой сознание человека; Студопедия — что представляет собой психика человека

20.02.2019

Сознание представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное – совокупность психических явлений, процессов и состояний, не сознаваемых субъектом. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Что представляет собой психика человека

Сознание человека представляет особое свойство высокоорганизованной материи – мозга – отражать материальную действительность, выражается в способности к воспроизведению действительности в мышлении, а также состояние человека в здравом уме и памяти, способного отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах.

Сознание является одной из важнейших категорий и объектом изучения самых различных наук: философии, антропологии, психологии, социологии, медицины (психиатрии). Однако исходным материалом для всех планов исследования сознания является психологический факт принадлежности его человеческому индивиду как высшего образования человеческой психики, как высшего свойства человеческой личности.

В духовной жизни выделяют три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и по вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.

Сознание представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное – совокупность психических явлений, процессов и состояний, не сознаваемых субъектом. В этой нижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты.

Как рассматриваются инстинкты и побуждения жизнедеятельности человека?

Инстинкты – это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта З. Фрейд называл потребностями, психические – желаниями. Инстинктивное поведение не регулируется сознанием, но может оказывать определенное влияние на него, а может быть, и подавлено, оттеснено им.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс, объект. Цель инстинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым.

Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация – напряжением. И так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.

Источник: http://studopedia.ru/12_177770_chto-predstavlyaet-soboy-soznanie-cheloveka.html

Психика человека это

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
что представляет собой психика человека

Вернуться назад на Психика человека

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

• эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
• активационные (активность, пассивность);
• тонические (бодрость, угнетенность);
• временные (длительность состояния).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.

Первоначальный уровень психики является бессознательным. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

• ощущение себя познающим субъектом;
• способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
• способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
• способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словесно-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень — бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное, — включает в себя:

• биодинамические свойства движений, опыт действий;
• чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень сознания — рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл — субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

• возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
• требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
• надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
• человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.

Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь человека не только с точки зрения ее функционирования, но и направленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является работа В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Современные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».

В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической деятельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.

Состояния и акты сознания у человека определяются не только воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействием высшей духовной реальности — Бога.

Согласно В.Ф. Войно-Ясенецкому, состояния и акты сознания, такие, как мышление, воля, чувства, страсти, любовь и другие, вызываются:

• органическими ощущениями нашего тела;
• восприятиями органов чувств;
• восприятиями от нашего трансцендентального (свсрхопытного) существа;
• восприятиями из высшего духовного мира;
• воздействиями нашего духа.

Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания непрерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глубиной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоянно изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда участвует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Полнота психической жизни обозначается в христианской психологии понятием души.

Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятии, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

В деятельности души участвует дух, имеющий своим источником дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости.

Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жизнью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф. Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жестокий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаст отражающие его грубые формы. Дух чистый созидает соответствующие телесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и похожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейроисихической деятельностью.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отражение внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки представляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпечатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны последовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир неведомых идей содержится внутри нас.

Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, органические и чувственные восприятия, составляющие элементы самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низшая чувственная душа подчиняется законам причинности.

Психический процесс
Психологическая адаптация
Психологические факторы
Психологическое обеспечение
Психология женщин

Источник: http://center-yf.ru/data/stat/psihika-cheloveka-eto.php

Что представляет собой бессознательный уровень психики?

а) уровень, который доступен контролю со стороны сознания;

б) уровень, который не влияет на поведение людей;

в) уровень, который не доступен контролю со стороны сознания, но который влияет на поведение людей;

15.Системно-рационализированное мировоззрение называют:

16.Функция философии «подвергать все сомнению» именуется:

17. Философское учение о познании называют:

г) философской антропологией

18. Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи:

б) новейшего времени;

в) нового времени;

19. Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами:

20. Философская теория об универсальности движения и развития всего сущего называется:

21. Получение новых знаний является главной целью в:

в) инженерной деятельности;

г) обыденной жизни

22. Высшим уровнем рационального познания традиционно считают:

23. Решающим средством проверки истинности научной гипотезы является в конечном счете:

а) солидарность ученых;

24. Раздел философии, исследующий человека, его связь с природой, обществом, культурой, называют:

а) философской антропологией;

25. Глобальные проблемы явились результатом суммирования негативных феноменов, порожденных человеческой деятельностью:

б) генетически несовершенных существ;

г) прошлого и настоящего

26. Идеально-теоретическим уровнем нравственного сознания является:

27. Биоэтика – это:

а) наука о жизни

б) правила поведения врачей и пациентов

в) наука о взаимоотношениях живых существ

г) наука о самоценности жизни

28. Ноосфера – это:

б) один из слоев атмосферы

в) сфера деятельности человечества

г) экономическая сфера

29.Особая форма целенаправленной социальной деятельности людей, область их профессионального труда, способ интеллектуального производства ценностей:

30. Слова «теория» с греческого означает:

а) умственное созерцание, исследование

г) истинное знание

31. Исторически развивающаяся совокупность, единство материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством:

32. К основным сферам жизни общества не относится:

33. Совокупность таких жизненных острейших проблем, от ре­шения которых зависит дальнейший социальный прогресс чело­вечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу, называются:

34. Духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность:

35. Брахманы — это религиозно-философские тексты, восходящие к:

36. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:

а) слушаться старших по возрасту и званию;

б) сдерживать себя, избегать крайностей;

в) формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления;

г) быть гуманным.

37. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

38. Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро, — считали:

39. Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика, физика и логика, соответственно:

а) скорлупа, желток, белок;

б) желток, скорлупа, белок;

в) белок, желток, скорлупа;

г) желток, белок, скорлупа.

40. Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным различных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда:

а) логика, физика, этика;

б) физика, логика, этика;

в) этика, логика, физика;

г) этика, физика, логика.

41. Если киник проголодался, то он:

а) купит то, что он любит и получит удовольствие от еды;

б) выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в действительности, не хочет;

в) станет есть ту еду, что попадется на глаза;

г) подождет до определенного часа и съест то, что считает полезным.

42. По Аристотелю, человек — это:

а) двуногое без перьев;

б) нравственное существо;

в) душа в темнице тела;

г) политическое животное.

43. Майевтика — это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

г) общение с собеседником с целью обретения им истины.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник: http://cyberpedia.su/17x1aa70.html

Психика и сознание

Психика есть особого рода свойство живой материи, потому что продукты психики – мысли, чувства, переживания и т.п. не имеют признаков, присущих материальным явлениям (геометрических, физических, химических). Эта особенность обозначается категорией идеального.

Психика вообще (и сознание в частности) представляет собой форму приспособления живых организмов к условиям среды. Психика человека включает в себя детерминацию троякого рода:

1) физиологическую (особенности нервной системы),

2) собственно психическую (темперамент, способность ориентироваться в пространстве и пр.),

3) социальную (и культурную) – воспитание, усвоение образцов поведения, норм и ценностей и пр.

Сознание человека – часть психики, в которой есть и подсознательное, и бессознательное. Сознательными являются такие, которые проходят через разум (интеллект) и волю, т.е. совершаются со знанием того, что человек делает, мыслит и чувствует. Бессознательное – это совокупность психических процессов, не представленных в актуальном сознании человека. Подсознательное – это автоматизированные навыки, усвоенные человеком, ставшие нормой его поведения; иногда их включают в состав бессознательного.

Сознательное и бессознательное – это не противоположности. А частные проявления сознания вообще, где сознательное есть рефлексивное, а бессознательное – арефлексивное сознание. Другими словами, особенностью сознания является и его способность отражать не только внешний мир, но и самого себя (рефлексия), способность к самосознанию. Осознание человеком самого себя и того, что в нём происходит, позволяет чётко различать то. Что имеет место лишь в сознании (субъективная реальность) и то, что происходит независимо от него (объективная реальность). Способность к самонаблюдению (интроспекция) даёт человеку возможность следить за некоторыми собственными психическими процессами, контролировать и управлять своим сознанием. Как субъективная реальность сознание не имеет абсолютного самостоятельного бытия. Исторически оно продукт развития природы, общества, культуры, логически – идеальный образ окружающего мира. Этот идеальный образ – не зеркальное отражение объективной реальности. Он формируется в результате опосредованного (нормами, ценностями и культурными образцами) взаимодействия с окружающим миром. Идеальное – это сама по себе информация, обособленная от вещественно-энергетического носителя. Целостное содержание идеального представляет собой взаимодействие образного представления и мышления.

Функции человеческой психики(и сознания) разнообразны:

1) собирать с возможной для неё полнотой информацию о среде, в которой действует индивид, и о нём самом в его взаимодействии со средой;

2) перерабатывать эту информацию для её претворения в реальном поведении и практической деятельности;

3) вырабатывать внебиологические – духовные, культурные – регуляторы общения с другими людьми в совокупной с ними жизни и деятельности;

4) восполнять специфическими средствами неизбежный в ограниченной жизненной практике человека дефицит информации;

5) преодолевать ограниченность осознаваемого, рационально обработанного жизненного опыта другими способами его интериоризации;

6) дополнять ограниченный во времени и пространстве реальный жизненный опыт квазиреальным, иллюзорным, но не знающим никаких границ опытом жизни и воображения;

7) обобщать всю эту разнородную информацию о специфических духовных конструктах, необходимых для ориентации в многообразии конкретных форм бытия и эмпирического опыта;

8) превращать внеинстинктивным способом внутреннее во внешнее, психическое в практически-поведенческое.

Последняя функция указывает на существование в структуре психики «блока» управления – превращения сложного внутреннего процесса во внешнее, практическое действие, в реальный поведенческий акт. Такое превращение становится возможным благодаря:

1) осознаваемой в той или иной степени потребности в результате некоторого действия или в самом его процессе; степень эта определяется соотношением желания и установки как специфических психологических сил;

2) более или менее отчётливому целеполаганию, определяющему стратегию и тактику поведения и опирающемуся на данные, поставляемые знаниями, ценностными ориентациями, идеалами, любовью, художественно-образными моделями реального и желанного;

3) энергетическому механизму психики – воле, которая призвана обеспечивать действие необходимой ему мерой усилия, преодолевающего внешнее «сопротивление материала» и внутреннее сопротивление инертности, самоудовлетворённости, простой лени;

4) чувству удовольствия, радости, духовного удовлетворения, выполняющего функцию «обратной связи», свидетельствуя о мере успеха деятельного акта, о достижения поставленной цели, а в его отсутствие – о неудачном решении задачи.

Отличительной (от психики животных) чертой психики и сознания человека является присутствие в нём интеллектуальных механизмов психики. Речь идёт, прежде всего, об абстрактном мышлении, которое с равным успехом мыслит о «здесь» и «там», о настоящем, прошедшем и будущем, и которое вырабатывает новую информацию – знание общего, необходимого, закономерного, существенного, устойчивого, инвариантного. Эти способности абстрактного мышления столь ярко им демонстрируются, что позволяют обычно отождествлять его с мышлением вообще – с интеллектом. Но существуют ли другие виды интеллектуальной деятельности? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть структуру человеческого интеллекта.

Ключ к решению этой задачи лежит в видовой дифференциации деятельности, основные психологические механизмы подкрепления которой мы только что рассмотрели. Расставим некоторые акценты.

Абстрактное мышление сформировалось под влиянием потребности познавательной деятельности человека в специальном инструментарии, с помощью которого можно было бы осуществить операции анализа и синтеза, отвлечения и обобщения и т.п.

Ценностно-ориентационная деятельность человека нуждается в информации о потребностях человека и мере их удовлетворённости. Здесь включаются эмоциональные механизмы психики, т.е. происходит оценивание поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоции и мышление тесно связаны друг с другом и имеют одни истоки, переплетаются друг с другом в своём функционировании на высших уровнях. Эмоции для ценностного сознания играют роль опорной базы. Мышление же выступает здесь как способ вторичной обработки данных, которые даёт переживание.

Преобразовательная деятельность направляется идеальными моделями совершаемого, которые возникают с помощью воображения, для которого предмет есть именно и только собственный его конструкт, не существующий реально ни «там», ни «потом».

Деятельность общения также имеет собственную психологическую базу. Психологический импульс, обеспечивающий стремление человека общаться с себе подобными, качественно отличен от мышления, от переживания, от воображения. Речь идёт об общительности – самостоятельной и специфической установке на общение с себе подобными, влечения человека к человеку. Любовь – это высшее проявление общительности.

Наконец, художественная деятельность имеет в своей основе художественную одарённость, о чём было сказано выше.

Таковы основные механизмы интеллектуальной деятельности.

Дата публикования: 2015-09-17 ; Прочитано: 538 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/12-18923.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

И.М. Сеченовзаложил основы учения о рефлекторной природе психики. Физиологическим основанием психической деятельности является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. Внешние действия могут преобразовываться во внутренние, таким образом, происходят процессы интериоризации.

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Основные направления психологии в ХХ веке

Помимо психоанализа, в начале века зародился бихевиоризмили поведенческая психология, он отрицает сознание как предмет научного исследования. Согласно бихевиоризму психика сводится к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями стали стимул (раздражитель внешней среды) и реакция (ответ на раздражение). С этими представлениями была связана и научная программа – научиться управлять поведением. Считалось. что всœе новые реакции приобретаются путем обусловливания. Все действия — ϶ᴛᴏ сложные цепи, или комплексы реакций.

Когнитивизм исследует психические явления, характеризующиеся пониманием (познанием) человеком окружающего мира. Само это понимание считается проявлением побуждений людей. Основное понятие когнитивной психологии – схема. она представляет собой имеющийся в голове человека план действий и программу переработки информации. Когнитивный подход заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.

Гуманистическая психология предусматривает изучение психики человека как интегрированного целого. Исследователи изначально исходят из того, что человек по своей природе добр, или, по крайней мере, нейтрален, а его агрессия возникает как результат воздействия окружения. Гуманистические психологи пытаются раскрыть сущность здоровой творческой личности, показывая пути самореализации человека. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены, и он не принуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Трансперсональная психология – сравнительно новое направление, объясняющее психические явления с позиции космического сознания, особого духовного опыта.

Л.С. Выготскийсоздал культурно-историческую теорию психики человека. Человек, благодаря использованию орудий труда, в отличие от животных изменяет природу. Возникли высшие психические функции, которые носят социальный характер. Это произвольное внимание, логическое запоминание, мышление, творческое воображение. Их важной характеристикой является произвольность и опосредованность. Сознание человека основано на знаках и речи. При этом речь помимо интерпсихологической функции несет интрапсихологическую. На основе понятия интериоризация Выготский решил проблему перехода от непсихического к психическому. Высшие психические функции сначала образуются как внешние формы деятельности и лишь потом в результате интериоризации становятся психическими процессами индивида.

Его последователями были А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия.

С.Л. Рубинштейн основывал свою концепцию истоков психики на принципе предметной деятельности. Все психические процессы могут рассматриваться как личностные. В случае если для Выготского знаки порождают человеческие формы поведения, то для Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.

Рубинштейн отличает деятельность от поведения. По его мнению, поведение — ϶ᴛᴏ особая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Оба эти плана неразрывны, поскольку личностно-общественные отношения реализуются на пространстве предметности.

А.Н. Леонтьев объяснял психическое через принцип деятельности. Он разработал теорию строения деятельности. А.Н. Леонтьев и А.В. Петровский указывают, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются всœе внешние воздействия. В силу этого в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

П.Я. Гальперин считал, что предметом психологии является не всякая деятельность, а лишь ориентированная. Она инициируется реальными потребностями и задачами субъекта или же осваивается им. Гальперин сформулировал оригинальную концепцию поэтапного формирования умственных действий, которую можно рассматривать как концепцию развития навыка.

В.Н. Мясищев рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Б.Г. Ананьев рассматривает человека в единстве четырех сторон:

1 как биологического вида;

2 онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

3 человека как личности;

4. человека как части человечества.

К.А. Абульханова представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие активности (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Д.И. Фельдштейн говорит, что в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости. Ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность.

К.К. Платонов полагает, что личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

3. особенности психических процессов;

4. биопсихологические свойства.

Д.И. Узнадзе рассматривает личность как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которого могут носить и неосознанный характер. Он является основателœем теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности функционирования психики личности в процессе ее целœенаправленной активности.

Психика— это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Психика – эти системное качество мозга, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формируется только прижизненно в процессе усвоения культуры. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, она включает в себя, по крайней мере, три составляющих – внешний мир, полноценная деятельность мозга, взаимодействие с людьми, активная деятельность.

К основным функциям психики относят отражение и регуляцию поведения и деятельности человека.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его суще­ствования. При этом сознание не исчерпывает всœей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологи­чески сформулированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности) и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и про­цессы психической регуляции деятельности.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобраз­ные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим положениям:

1. Психика возникла на определœенной стадии развития материи — стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивидуальное научение.

2. Психика человека, сознание — высший этап разви­тия психики; её возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономер­ности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психологический образ и психологического образа в регулируемое им действие.

4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, так как обусловлена социокультурными факторами.

5. Психические явления имеют определœенную струк­туру и системную организацию.

Психика человека— социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. При этом реализуется она естественным физиологическим субстратом — мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотноше­ние психики и физиологических процессов — взаимоотно­шение идеального и материального.

Читайте также

Стадии развития психики Подходы к пониманию принадлежности психики 1. Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1)антропопсихизм(Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм(французские материалисты)– всеобщая. [читать подробенее]

Стадии развития психики Подходы к пониманию принадлежности психики 1. Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1)антропопсихизм(Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм(французские материалисты)– всеобщая. [читать подробенее]

Структура психики: В структуру психики входят – психические процессы, психические свойства, психические состояния и деятельность. Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей. [читать подробенее]

1.1 Структура и функции психики человека. Психические функции и их социально-биологическое значение. 1.2 Сознание как высшая форма отражения. 1.3 Проблема личности в психологии. Многочисленные исследования позволили определить, что психика — это свойство. [читать подробенее]

Структура психики: В структуру психики входят – психические процессы, психические свойства, психические состояния и деятельность. Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей. [читать подробенее]

1.1 Структура и функции психики человека. Психические функции и их социально-биологическое значение. 1.2 Сознание как высшая форма отражения. 1.3 Проблема личности в психологии. Многочисленные исследования позволили определить, что психика — это свойство. [читать подробенее]

Предмет и методы психологии В. М. Бехтерев Психические процессы познавательные (ощущения, восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, воображение), эмоционально-волевые (воля, эмоции и чувства) . [читать подробенее]

Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии — зоопсихология изучает психику животных). Психика — это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует. [читать подробенее]

В научных исследованиях духовные качества человека при- нято называть психическими, а наука, которая занимается их изу- чением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел. [читать подробенее]

Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии — зоопсихология изучает психику животных). Психика — это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/883647

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *