ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ () — гуманистический психоанализ э фромма кратко

20.02.2019

Т. М. Титаренко

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ (Э.Фромм)

страница2/9
Дата24.04.2016
Размер1,36 Mb.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
(Э.Фромм)

Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера:

1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная совр. зап. обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».

1. Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

2. Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности.

3. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

П. П. Горностай
ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
(Г.У.Оллпорт)

Оллпорт определяет личн. как реальную сущность каждого конкретного чел., уникального в своем своеобразии. Личностью ученый наз. то, что лежит за конкретными поступками чел. внутри него самого. «Личн. – это динамическая организация тех психофизич. систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Она не явл. статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физич. конституцией темперамент – это первичный генетич. материал, из которого строится личн. Он особенно важный наследственный аспект эмоц. природы чел. (наряду с легкостью эмоц. возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер явл. понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личн. По формулировке Оллпорта, характер – это оцененная личн., а личн. – это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, явл. личност. черта. Оллпорт определяет ее как нейропсихология, структуру, способную преобразовывать функционально эквивалентные стимулы, стимулировать и направлять эквивалентные (в значит, степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения чел., его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личн. оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних работах Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией, или гл. страстью, обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки чел. можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д’Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции явл. строит, блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении чел., которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендат. письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции-менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.

Личн. не явл. набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структ. элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Оллпорт предлагает наз. проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеч. природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъект. опыта, как «мое», о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.

Оллпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется «Я» как объект субъект, познания и ощущения. Стадии развития проприума: 1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания; 2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определ, и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности «Я», связанное с именем ребенка; 3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства; 4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физич. тело, но и определ. значимые элементы внеш. мира, включая людей; 5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое «Я хороший» и «Я плохой»; 6) рациональное управление самим собой, явл. стадией выраженного конформизма , морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизн. проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы; 7) проприативное стремление, явл. постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетич. стадии и представляющее собой субъективную сторону «Я», осознающую «Я-объективное». На заключит, стадии проприум соотносится с уникальной способностью чел. к самопознанию и самоосознанию.

Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Оллпорта, должна рассматривать перспективные цели чел., его намерения. Ключом к пониманию чел. явл. ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать через пять лет?». По Оллпорту, личн. свободна от прошлого-связи с прошлым исторические, а не функциональные.

Созревание чел. – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы «Я»; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.

Теория Оллпорта популярна среди практикующих клинич. психологов, психоаналитиков.

Т. М. Титаренко

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(А.Адлер)

Основные принципы И. п. – целостность психической жизни личн., стремление к превосходству как осн. мотивационная сила в жизни личн., а также социальная принадлежность человека.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собств. недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни личн. складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех осн. жизн. задач: профессиональной, сотрудничества и любви. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение собств. слабости и несостоятельности.

Второй движущей силой развития личн. явл. социальный интерес, определяемый Адлером как стремление к сотрудничеству с др. людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С т. з. Адлера, степень выраженности социального интереса явл. показателем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и др. социальных и психопатологич. отклонений.

Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личн. при решении гл. жизн. задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизн. потенциал. Достигаются эти терапевтич. цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.

Осн. методы И. п. – интервью и анализ ранних детских воспоминаний.

Н. В. Чепелева
КАТОЛИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
(Г.О.Марсель)

Путь к истине, по мнению Марселя, ведет через акты внутр. самосознавания, условием которого есть сосредоточенность, медитативное состояние обращенности на самое себя, установление «внутр. тишины». Чел. – паломник, устремленный к собств. внутр. «Я», которое постоянно меняется. Бытие явл. процессом вечного обновления, непрерывного рождения. «Быть» значит быть в пути. Если чел. тратит свою жизнь на повторение действий, поддерживающих примитивное прозябание, он теряет свое человеч. бытие. Чувственные соблазны, радость от обладания вещами и др. «искусы дьявола» явл. преградами на пути к подлинному бытию.

Мое «Я», по Марселю, явл. лицом и личн. Как лицо я – часть общества, один из многих. Как личн. я – неповторимое, своеобразное духовное бытие, нечто единственное, что нельзя рассматривать извне, изучать эмпирически. Жизнь есть срок испытания, личност. странствие, целью которого есть спасение. В борьбе со злом, ставка в которой – бытие, и заключается смысл жизни. Верить – значит забыть себя во имя Бога. Смерть освобождает чел. от статуса паломника, давая вечное вознаграждение. Подлинный человек – это личн., устремленная к миру высших ценностей. «Я» в той мере, в какой оно остается замкнутым в себе, остается рабом своих ощущений, вожделений и глухого беспокойства, находится вне добра и зла. Только личн., внутр. сила моего «Я», навязывает мне существование мира, в котором есть добро и зло. Личн. – это ответ на призыв, движение к трансценденции.

Человек не способен найти истину в самом себе; он находит в себе готовность принять ее со стороны высшего, ощутить божеств, истину в акте любви. Вовлеченность есть полное смирения и верности подчинение чел. высшей духовной силе, такое состояние души, приближающее благодать, вызывая присутствие Бога. Вовлеченность рождает надежду как состояние благодати, состояние, зачеркивающее тоску и отчаяние. Любовь позволяет чел. открыть наличие бытия в другом, увидеть его собств. действительность и ценность, существующие независимо от «Я». Открытие бытия в другом обогащает собств. бытие, увеличивает душевную силу, благодаря которой возможно отвергнуть нищенский мир материи и подняться к богатству трансцендентного мира. Человеч. личн. рассматривает себя как волю превзойти все то, чем она есть и одновременно не есть, как волю превзойти не удовлетворяющую ее действительность.

Человеч. личн. включена в плоть, сознание воплощено. Чел. несет ответственность за то, как он использует свою жизнь. Его отношение к своей плоти явл. первым мерилом его качеств как личн. Непосредственно данная чел. реальность неразрывной мистич. связи сознающего себя субъекта с собств. телом явл. исходным пунктом рефлексии. Эта связь есть воплощенность как условие экзистенциального опыта. Условия воплощенного существования жестоки; они были бы непереносимы для сознания, если бы оно не обладало способностью рассеиваться и отвлекаться. Телесность подразумевает вписанность в пространство и время, неотвратимое приближение смерти.

Существование во плоти явл. первой большой опасностью для души. Благодаря плоти мы привыкаем основывать наши знания на практике; посредством ее внешнее проникает во внутр. духовный мир. Одновременно плоть стремится захватить власть над нами, лишить нас воли. Подчиняясь ее потребностям, мы привыкаем рассматривать мир в категориях «видеть» и «иметь». Стремление обладать вещами, которых у чел. нет, порождает страдание. Опасение потерять то, чем он уже обладает, порождает страх. Пессимизм связан только с непросветленным состоянием субъекта, ибо онтологич. структура мира дает место надежде. Надежда и отчаяние образуют религиозно-этич. антитезу, составляющую суть онтологич. выбора, перед которым поставлен чел. в своем бытии. Внутр. оправданием человеч. жизни явл. присутствие в ней смысла , не принадлежащего жизн. порядку, трансцендентного по отношению к самому существованию. Этот высший смысл состоит в спасении.

Понятие свободы, не связанной с Божьей благодатью, – кощунство. Свобода, понимаемая как стремление преобразовать мир в соответствии с чаяниями людей, – безумие, порожденное сатанинской гордыней. Быть свободным – значит распоряжаться собой, отдать себя в рабство плоти и страсти или отдать себя Богу.

Т. М. Титаренко
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Концепции опираются на идею о детерминации поведения личн. конституционными особенностями. Под конституцией понимаются структура организма чел., врожденные физиол. характеристики. Идеи биол. обусловленности индивидуальных различий развивали Гиппократ, Л. Ростан, Г. Виола, Кречмер, Шелдон, К.Конрад.

Кречмер выделил четыре типа конституции: астенический, атлетич., пикнич., диспластический. Астеник отличается хрупким телосложением, высоким ростом, линейными пропорциями, плоской грудной клеткой, узкими плечами. Пикник выглядит тучным, у него наблюдается избыток жировой ткани, выраженное развитие периферич. частей тела, округлость форм. Для атлетика характерна развитая мускулатура, крепкое телосложение, широкие плечи и узкие бедра. Пропорции и характерные особенности диспластика трудно поддаются описанию.

Типам конституции ставилась в соответствие предрасположенность к определ. психическому заболеванию. Кречмер заметил, что маниакально-депрессивный психоз чаще встречается у пикников, а шизофрения – у астеников и реже у атлетиков, эпилепсия – преим. у атлетиков и астеников. Наблюдения показывали, что у здоровых людей могут проявляться черты, близкие к характерным признакам заболевания. На основе анализа связи конституционных характеристик с психол. особенностями Кречмер выделил три типа темперамента здоровых людей: шизотимик, циклотимик, иксотимик (диспластик не соотносится с определ. типом темперамента). Шизотимик характеризуется замкнутостью, склонностью к абстрактным рассуждениям, плохим приспособлением к социальному окружению. Циклотимик – эмоц. человек, умеющий устанавливать контакты и склонный к практич. деятельности. Иксотимик описывается как сдержанный, ригидный, мелочный.

Кречмер постулировал прямое соответствие конституциональных характеристик и типа темперамента: циклотимия приписывалась пикнику, шизотимия – астенику, иксотимия – атлетику. Физиол. и психол. особенности имеют общие основания в нейро-гуморальной системе регуляции организма. Однако поведение чел. определяется и др. факторами: системой отношений и ценностей, особенностями воспитания и др.

Фактор конституции рассматривается как определяющий и в концепции Шелдона. Конституционные характеристики анализировались в ней как «система координат» для описания поведения чел. С т. з. Шелдона, биол. структура (морфогенотип) лежит в основе внеш., поддающихся наблюдению физич. характеристик индивида (фенотип). Морфогенотип определяет не только физич. особенности, но и поведение.

Соматотип – конкретное проявление морфогенотипа, общая линия фенотипов, разворачивающаяся во времени. Метод его выявления – «тест определения соматотипа». Он основан на измерении физич. характеристик и экспертном анализе стандартных фотографий. Проанализировав обширный материал, Шелдон выявил три осн. характеристики, определяющие соматотип: эндоморфизм, мезоморфизм, эктоморфизм. Они были поставлены в соответствие с преим. развитием трех эмбриональных слоев: эндодермального, мезодермального, эктодермального.

Тип описывается как численное соотношение трех характеристик по семибалльной шкале. Преобладание эндоморфизма (7-1-1) ведет к развитию у чел. внутр. органов, мягким, шаровидным внеш. формам. «Чистый» мезоморф (1-7-1) обладает развитыми мышечными тканями, прямоугольными очертаниями тела и его частей. Человек с доминированием эктоморфизма (1-1-7) отличается худобой, линейными пропорциями тела; у него велики размеры головного мозга. Теоретически возможное число соматотипов 343. Однако было обнаружено несколько более двух третей от этого числа.

Помимо первичных, выделены вторичные компоненты физич. характеристик. Среди них дисплазия (негармоничная, неравномерная смесь гл. компонентов в разных частях организма), гинандроморфия (степень, в которой физич. характеристики индивида соответствуют таким же характеристикам у представителей др. пола. Г-индексом оценивается гермафродитизм), «чистота породы» (Т-индекс, характеризующий эстетич. привлекательность телосложения).

На основании статистич. анализа были выделены три типа темперамента. Первый тип был назван висцеротоником и характеризовался стремлением к расслаблению, любовью к комфорту, удовлетворением от приема пищи, крепким сном, поведением, направленным на одобрение окружающих, потребностью в общении, контактностью, легкостью в выражении чувств. Наиболее яркие черты второго типа – соматотоника – уверенность в движениях, горделивая осанка, свободный голос, потребность в разрядке энергии, физич. активности, энергичность, выносливость, психол. нечувствительность, прямота в обращении с людьми, потребность доминировать, низкая эмпатия, агрессивность, храбрость, стремление к риску, склонность к приключениям, потребность в активных действиях в трудную минуту. Для третьего типа – церебротоника – свойственны скованность, неловкость в движениях, сдавленный, заторможенный голос, беспокойный неглубокий сон, чувствительность к боли, быстрые, импульсивные реакции, избегание стандартных действий, страх перед обществом, робость, нерешительность, скрытность, застенчивость, потребность в одиночестве в трудную минуту, субъективизм в мышлении, склонность к рассуждениям.

Обнаружено соответствие между конституциональным и психол. типом. Объяснение этой связи может состоять в ряде факторов: 1) генетич. обусловленность физиол. и психол. характеристик; 2) тенденции формировать сходный жизн. опыт у людей с одинаковым конституционным типом (в культуре очерчиваются и закрепляются стереотипы реагирования для людей с разными типами телосложения и каждый конкретный индивид действует на основе этих ожиданий); 3) взаимное влияние психол. характеристик с одной стороны, а также фенотипа и соматотипа чел. – с другой.

Психические заболевания Шелдон также разделял на три группы и выделил три диагностич. компонента: аффективный выражает тенденцию к маниакально-депрессивному психозу; параноидный соответствует параноидному психозу; гебоидный представляет гебефренич. форму шизофренич. психоза. Заболевания рассматриваются как недостаток, гл. компонент темперамента. Однако проведенные автором исследования носят ориентировочный характер и последующие работы подтверждают их лишь частично.

Конституционная теория не явл. собственно концептуальным построением с системой теор. аксиом и посылок, а представляет собой определ. подход, акцентирующий внимание на биол. факторах в системе личност. детерминант.

Источник: http://psihdocs.ru/psihologicheskie-teorii-i-koncepcii-lichnosti-kratkij-spravoch.html?page=2

Психологические теории и концепции личности краткий справочник — гуманистический психоанализ

Связанные словари

Гуманистический психоанализ

Теория личн. Фромма это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Личность, с т. з. Фромма, это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера:

1. Рецептивная ориентация (берущая) чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

3. Стяжательская ориентация (сберегающая) в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

4. Рыночная ориентация (обменивающая) личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения творить.

Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная совр. зап. обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства».

1. Авторитаризм тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

2. Разрушительность попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности.

3. Автоматизирующий конформизм стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

Источник: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BA%D1%81/%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7

Концепция «гуманистического психоанализа» Э. Фромма

Эрих Фромм (1900-1980) — самый видный представитель психологии неофрейдизма. Им разработана концепция «гуманистического психоанализа». По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».

Значительные роль в формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа. Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи «молодого Маркса» с психоанализом и другими современными философскими течениями.

Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличие от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистенциальной» и «исторической». К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

1. человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»,

2. существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

В книге «Революция надежды» (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение «гуманистического планирования», «активизацию индивида путем замещения методов «отчужденной бюрократии» методами «гуманистического управления», изменения способа потребления в направлении увеличения «активации» человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации», которые должны быть «эквивалентами религиозных систем прошлого».

Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих результаты и символы церковной жизни.

Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 591 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-82713.html

Гуманистический психоанализ скачать fb2

Фромм Эрих — Гуманистический психоанализ краткое содержание

В предлагаемой хрестоматии представлены лучшие работы известного немецко — американского психоаналитика, психолога и философа Эриха Фромма (1900–1980), который переосмыслил психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подверг критике его конформистские взгляды и выступил за развитие так называемого гуманистического психоанализа. Включенные в эту хрестоматию тексты дают представление о понимании с позиций гуманистического психоанализа сновидений, нарциссизма, Эдипова комплекса, агрессии и деструктивности, индивидуального и социального характера нравственности и религии, теории и практики любви, а также роли психоаналитика как «целителя» души. Хрестоматия адресована как студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных вузов и факультетов, так и всем тем, кто самостоятельно пытается понять природу, мотивы и механизмы бессознательной деятельности человека, патологических и продуктивных проявлений любви, психических расстройств и здоровья.

Читать случайную книгу:

Чтобы оставить свою оценку и/или комментарий, Вам нужно войти под своей учетной записью или зарегистрироваться

Источник: http://paraknig.me/view/199382

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Ветеринария
  • Военные дисциплины
  • Дизайн
  • Приборостроение
  • Гидравлика и пневматика
  • Лёгкая промышленность
  • Транспорт
  • Туризм
  • Химия
  • Психология
  • Маркетинг и PR
  • Философия
  • Сельское хозяйство
  • Педагогика
  • Медицина
  • Математические дисциплины
  • Машиностроение и материалообработка
  • Электротехника и энергетика

Шпаргалки по истории психологии — Психологическая теория Э. Фромма

Cмотрите так же.

Шпаргалки по истории психологии
Гуманистическая психология
Теория А. Маслоу.
Психологические воззрения Аристотеля
Теория К. Роджерса.
Гештальттерапия
Психологические воззрения Декарта.
Когнитивная психология
Психологические воззрения Д. Локка.
Теория личностных конструктов Келли.
Общая характеристика ассоцианизма
Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
В. Вундт и его вклад в психологию.
Психологические воззрения У. Джемса.
Классический психоанализ З. Фрейда.
Индивидуальная психология А. Адлера.
Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Психологическая теория К. Хорни
Теория поля К. Левина.
Гештальтпсихология
Логотерапия К. Франкла.
Теория Ж. Пиаже.
Психоанализ.
В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.
Психологическая теория Э. Фромма
Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Бихевиоризм: общий очерк развития.
Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
Необихевиоризм
«Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
Культурно – историческая теория Л. С. Выготского.
Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.
Б. М. Теплов и его вклад в психологию.
Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.
П. П. Блонский и его вклад в психологию.
Физиология активности Н. А. Бернштейна и ее влияние на психологию.
Французская социологическая школа.
А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
Социобихевиоризм
И. П. Павлов и его влияние на психологию
Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России
И. М. Сеченов и его вклад в психологию
Герцен и Чернышевский и их вклад в психологию.
«Понимающая психология
Развитие экспериментальной психологии в России
В. Райх и его вклад в психологию.
Экзистенциальный анализ
Психологические воззрения в Средние века
Открытый кризис в психологии
Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями
Психоанализ и педология, их судьба в России
All Pages

Психологическая теория Э. Фромма.

ФРОММ, ЭРИХ (1900–1980), психоаналитик и философ, родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Основной сферой его интересов было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества.

Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, Фромм утверждал, что человек – продукт культуры. В книге «Бегство от свободы» Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к одиночеству, ощущению несамоценности человеческой личности и сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил в таких работах, как Человек для себя, Психоанализ и религия, Разумное общество, Искусство любить, Человек прежде всего, Анатомия человеческой деструктивности. Книга Фромма Забытый язык посвящена анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические исследования концепций Фрейда и Маркса.

Для него социальное окружение важнейший фактор развития личности. Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение ребенка, его семью и близких, но и тот социальный строй, в котором живет.

Исследуя развитие личности, Фромм пришел в выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма:

— потребности в укоренении – заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему ориентиров, идеалов и убеждений;

— потребность в индивидуализации – толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества.

Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека.

Стремление человека примирить эти потребности становится двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом, т. к. все социальные формации, которые создаются человеком, являются как раз попытками уравновесить эти стремления. Он считал, в начале своего развития человек был частью природы и не выделял себя из окружающего. Отношение общества к человеку проявляется в том, что способы, с помощью которых человек реализует свои внутренние возможности, определяются тем общественным устройством, при котором живет, его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет.

Т.к. человек постоянно подвергается воздействию противоположных стремлений, ему грозит внутренний конфликт, который может сделать его невротиком. Фромм описал четыре механизма психологической защиты:

При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, которые зависят друг от друга, нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности.

При конформизме превалирует чувство укорененности, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем.

Т.т., эти механизмы не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало гармоничному развитию основных стремлений каждого человека.

Задумавшись над способами построения общества, Фромм пришел к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы:

1. Способ иметь – люди, ориентированные на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное – показать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле у них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других. Для них характрерны такие черты личности как: догматизм, нетерпимость, напряженность и неуверенность, агрессивность.

2. Способ быть – внутренняя свобода и уверенность человека в себе. В этом и реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности.

Фроммом были сделаны попытки на языке психоанализа показать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества, социальной формации в развитии личности человека.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/111-istoriya-psyhologii.html?start=24

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *