Общая психология — Возникновение и становление психики в процессе биологической эволюции — психика это в биологии

22.02.2019

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Психика это в биологии

Память – это способность сохранять и воспроизводить прошлый опыт, делающая возможным его испол

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Возникновение и становление психики в процессе биологической эволюции.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Существует огромное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействия внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи (амеба) – начальная форма приспособления простейших организмов к внешней среде. Такое приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость. Внешне оно проявляется как вынужденная активность живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования — Чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению Леонтьва, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Появление у определенного класса животных чувствительности или способности к ощущениям может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой – процессов поведения. Поведении – сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное ( осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания. Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных (собаки, дельфины, лошади). Поэтому человека отличает от животного не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека.

Таким образом можно выделить 4 основные уровня развития психики живых организмов :-раздражимость; -чувствительность (ощущения); -поведение высших животных(внешне обусловленное поведение); -сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить. что каждый из данных уровней имеет свои стадии.
Леонтьев выделял 3 стадии : 1)элементарной сенсорной психики; 2)перцептивная стадия; 3)стадия интеллекта.

Похожие вопросы

найдено похожих страниц:10

Источник: http://cribs.me/obshchaya-psikhologiya/vozniknovenie-i-stanovlenie-psikhiki-v-protsesse-biologicheskoi-evolyutsii_

Возникновение и развитие психики в процессе биологической эволюции

Понятие о психике

В предыдущих главах мы рассматривали психологию как современную и многогранную науку. В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Мы уже говорили о существовании различных точек зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Отражение — понятие в соответствии с которым все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, независимой от него действительности (буквально – отражение – это взаимодействие чего-то с чем-то).
Переживание – субъективный образ объективной реальности.
Виды отражения субъективного (психич. переживания):
Ощущение (отражение отдельными огранами чувств отдельные функции предмета (свойства));
Восприятие (отражение целостных предметов органами чувств (полное представление о предмете));
Мышление (отражение отношений и закономерностей между предметами (общие функции, анализ, сортировка), ситуациями, объектами);
Эмоции (отражение важных событий, значимость происходящего (субъективная оценка – для одного радость, для другого горе));
Память (вид отражения событий, которое обеспечивает нам запечатление событий, их хранение и возможность воспроизведения).
Отражение: внутренние (память, эмоции, мышление) и внешнее (ощущение и восприятие).

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики.

Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

общую способность к ощущениям. По мнению А. И. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового тина приспособления к внешней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида(онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды (рис 3.1). С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительно организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и психическая адаптация.

Существует еще одна проблема научного познания психики, о которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, каким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «искусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Дата публикования: 2014-12-11 ; Прочитано: 465 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Источник: http://studopedia.org/6-99348.html

Психология – наука о психике и психических явлениях. Психология

Дата01.06.2016
Размер23,43 Kb.
Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психология – это наука о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных
Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания в XIX веке.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики:

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния входят в структуру психики.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей, психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние.

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми.

Третья группа психических явлений являются психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр.

Примером психического закона является закон Вебера-Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.
Основные направления психологии

Психоанализ – преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.

Бихевиоризм – поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.

Гештальтпсихология – попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

Вариант основного метода
Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение или интроспекция)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
Опрос

Устный

Письменный
Свободный
Тесты

Тест-опросник

Тест-задание
Проективный тест
ЭкспериментЕстественный
Лабораторный
Моделирование

Математическое

Логическое
Техническое
Кибернетическое

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение (интроспекция или самонаблюдение), т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный (анкета) и свободный.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Наиболее распространенная форма письменного опроса— анкета.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
Метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу, называется тестированием.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Т.о. специфической характеристикой тестирования является стандартизация процедуры. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение.
Эксперимент — целенаправленное и организованное восприятие, регистрация и последующий анализ поведения изучаемого объекта Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Аристотель является создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе».

Источник: http://psihdocs.ru/psihologiya—nauka-o-psihike-i-psihicheskih-yavleniyah-psiholo.html

Психика это в биологии

психика это в биологии психика это в биологии

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

Источник: http://webkonspect.com/?id=7371&labelid=91615&room=profile

Урок по биологии 8-б класс «Сознание и мышление. Речь».
материал по биологии (8 класс) по теме

Урок по биологии 8-б класс «Сознание и мышление. Речь».

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_biologii_8-b.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии 8-б класс «Сознание и мышление. Речь»

Термины и понятия

ВНД – деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.

Речь– это – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция головного мозга, которая определяет способность идеально отображать действительность в мышлении.

Подсознание — это одна из сторон целостного психического процесса, который находится перед порогом сознания.

Ответьте на вопросы:

1. Что означает понятие ВНД?

2. Какой часть (орган) организма отвечает за работу ВНД?

3. Что такое сон?

4. Назовите основные фазы сна?

5. Сформулируйте понятие «сновидение».

Решите правильно тестовые задания:

1. В головном мозге размещены центры ВНД:

В) этот факт изменчив.

А) важный для всех животных процесс;

Б) бесполезная «трата времени»;

В) не обязательный процесс жизни животных.

3. Сон состоит из:

Г) 4 фаз и быстрого сна.

4. Сновидения характерны для:

В) четвертой фазы

5. Самая короткая фаза сна:

6. Выберите характеристики безусловных рефлексов:

7. Какая отрасль науки исследует, как под влиянием обучения и воспитания формируется личность человека:

А) физиология высшей нервной деятельности

Изучение нового материала

Итак, Вы хорошо усвоили предыдущие темы и теперь пришло время узнать еще больше об особенностях развития высшей нервной деятельности животных и, особенно, человека.

Посмотрите на рисунок 1 – на нем изображен ‘г’оловной мозг, изображение которого уже стало Вам привычным. Однако на этом рисунке более точно выделены функциональные отделы головного мозга.

Рис. 1. Функциональные отделы головного мозга.

С помощью данного изображения вспомните, какая часть мозга за какой процесс высшей нервной деятельности отвечает.

Как Вы уже должны были понять – кора головного мозга – это носитель интеллекта человека. В ней происходит процесс восприятия различных сигналов об окружающем нас мире. В отличие от животных человек использовать в качестве сигналов может не только природные явления и факторы, но и речь. Таким образом, у человека выделяют две сигнальные системы (те, которые передают информацию о внешнем мире) – первую и вторую.

Задание 1. С помощью учебника, стр. 98-101, сформулируйте понятия, «первая сигнальная система», «вторая сигнальная система». Ответы запишите в тетрадь.

Именно вторая сигнальная система представлена речью. Речь – это уникальное свойство человека, которое дает возможность с помощью знаков озвучивать свою мысль или выражать ее письменно. Речь обеспечивает человеку речевой аппарат, изображенный на рисунке 2.

Рис. 2. Речевой аппарат.

Непосредственно зависящим от речи, еще одним свойством человека, является мышление.

Мышление – процесс познавательной деятельности, во время которой головной мозг человека выполняет сложные умственные операции, используя при этом понятия, суждения, умозаключения, принятия решений и прочее.

Не менее важным процессом ВНД является сознание.

Задание 2. С помощью учебника, дайте определение этого процесса. Термин запишите в тетрадь.

Основными критериями сознания являются: сосредоточение мысли, абстрактное мышление, оценка действий, осознание себя и окружающих, восприятие культурных ценностей.

Задание 3 . Используя эти критерии, создайте и зарисуйте в тетради схему «Критерии сознания»

Облегчает работу сознания – подсознание. Ярким представителем подсознания является интуиция.

Задание 4. Найдите определение интуиции. Приведите яркие примеры ее проявления в вашей жизни.

Расположенная ниже на рисунке схема поможет вам более полно понять роль сознания в ВНД.

Повлиять на сознание не может лишь один процесс. Обычно, свою роль играет одновременно несколько факторов. Посмотрите на рисунок 4, на котором приведен яркий пример формирования сознания.

Рис. 4. Формирование сознания.

Совокупность мышления, сознания и подсознания дают человеку определенные знания, которые образуются по следующей схеме, приведенной на рисунке 5.

Рис. 5. Формирование знаний

Ответьте на вопросы:

1. С помощью каких механизмов человек имеет свойство не только воспринимать язык, но и высказывать свое мнение в письменной и устной форме?

2. Какое значение для человека имеет склонность к конкретному виду деятельности?

3. Что такое сигнальные системы?

Выберите правильный вариант ответа:

1. Речь свойственна:

А) всем млекопитающимся

Б) только животным

В) только человеку.

2. Речь передается с помощью

А) звуков (символов)

3. Определите умственную операцию, которая является результатом выявления отличительных черт:

1. Выполнить все задания урока в тетради.

2. Ответьте на вопросы в конце параграфа (стр.101).

Интересно знать, что…

— при нарушении работы лобных долей мозга больной не может осуществить сложные поведенческие схемы, у него нет цели, намерений, он легко раздражается.

— при нарушении работы затылочно-теменных долей левого полушария больной теряет ориентацию в пространстве, не может пространственно мыслить.

— при поражении левой височной зоны нарушается понимание речи.

— человек может произносить до 14 звуков в секунду, при этом отдельные элементы речевого аппарата — язык, губы, челюсти могут двигаться не чаще двух-четырех раз в секунду.

— при разговоре мы синхронно задействуем около 100 мышц груди, шеи, челюстей, языка и губ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности у учащихся формируются т.

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ СИСТЕМНО ВЫСТРОИТЬ УРОК НОВЫХ ЗНАНИЙ И ЗАКРЕПИТЬ МАТЕРИАЛ С ПОМОЩЬЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО ДИКТАНТА И КРОССВОРДА.

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан.

Цель: дать представление учащимся о клеточном строении листа.Задачи:Образовательные: углубить знания учащихся о растительных тканях; сформировать представление о связи особенностей строения клеток с и.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термин.

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/04/23/urok-po-biologii-8-b-klass-soznanie-i-myshlenie-rech

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *