Свойства психики — свойства психики

02.05.2018

В современных представлениях ученых психика рассматривается как особое свойство мозга, а именно одна из сложнейших его функций. Именно в ней формируется образ действительности, здесь же формируются и упорядочиваются все воспоминания о прошлом, настоящем и идеи относительно возможного будущего.

Свойства психики

свойства психики

В современных представлениях ученых психика рассматривается как особое свойство мозга, а именно одна из сложнейших его функций. Именно в ней формируется образ действительности, здесь же формируются и упорядочиваются все воспоминания о прошлом, настоящем и идеи относительно возможного будущего.

Основные свойства

  1. Основные свойства психики – это рефлексия, репродуктивность, объективация и разобъективация, интровертированность и экстравертированность. Рассмотрим их более подробно.
  2. Такое свойство психики, как объективация и разобъективация, представляет собой способность психической энергии меняться, переходить из предметов и явлений в энергию. Пример: писатель обьективирует свою энергию в свих произведениях, а для его читателей через чтение и восприятие происходит разобъективация энергии.
  3. Важное свойство психики человека – интровертированность, или направленность психики на себя. Экстравертированность показывает другую сторону психики – ее открытость к познанию, направленность на мир.
  4. Психологическая репродуктивность – это свойство, благодаря которому у человека есть возможность воспроизводить предыдущее психическое состояние. Пример: испытав большое разочарование, после периода покоя психика вернется к прошлому состоянию.
  5. Рефлексия – важнейшее свойство, характеризующее восприятие мира, способность переносить происходящее на себя, осмысливать, создавая из информации собственное психическое. Пример: в детстве даже политические перемены могут серьезно повлиять на психику и даже изменить ее.

Стоит отметить, что именно благодаря рефлексии человек может адаптироваться к новой среде или переменам в старой среде. В целом, все эти свойства делают человека таким многогранным, какой он есть.

Источник: http://womanadvice.ru/svoystva-psihiki

Свойства психики

· Объективность

— дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

— содержанием психики является объективный мир, реальный, существующий вне нас и независимо от нас;

— психика, будучи продуктом мозга, отражает не его работу, а внешний мир;

· Предметность

— мы видим не образ в мозгу, а внешний предметный мир;

— все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами.

· Субъективность

— реальный мир отражается в сознании конкретного человека и преломляется через его возраст, пол, знания, опыт, цели, задачи, социальное положение и т.п. (через все его индивидуальные особенности);

Таким образом, отражение действительности является субъективным образом объективного мира.

· Активность

Психика не является простым «слепком» окружающего или пассивным объектом внешних объектов.

— без активного взаимодействия субъекта с миром образ не возникает;

— образ возникает на границе взаимодействия;

— преобразует, конструирует, творит мир.

Активность психики проявляется:

· При отображении окружающей действительности (этот процесс предполагает преобразование физико-химических стимулов в образы предметов);

· В сфере влечений, стремлений, побуждений человека, определяющих процесс удовлетворения потребностей и достижения поставленных целей;

· В поиске и выборе различных вариантов поведения;

· В процессах познания, научения и усвоения социального опыта;

· В сфере социального взаимодействия и адаптации;

· В процессе формирования уникальной картины мира (мировоззрения);

· В процессах принятия решения, самоопределения и самореализации личности.

· Не является зеркальным, фотографическим, стопроцентным

— зеркало безразлично к тому, что отражает, а психическое отражение обусловливается индивидуальными особенностями личности;

· Закрыто для прямого наблюдения

— образ доступен самонаблюдению (рефлексии);

(Рефлексия – анализ собственного психического состояния)

— наблюдать можно только внешние проявления.

· Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности

· Углубляется и совершенствуется

· Носит опережающий характер

Опережающий характер психического отражения проявляется в двух способностях:

— антиципация – способность к предвидению, получению не только констатирующей, но и предвосхищающей информации;

— на высших уровнях проявляется в способности к построению временной перспективы, планированию и организации деятельности во времени.

· Процессуальность

Основной способ существования психики

— психика существует прежде всего как процесс, непрерывный, постоянно формирующийся и развивающийся, никогда не прерывающийся и не заканчивающийся.

· Опосредованность высших психических функций, присущих только человеку, опытом его социального взаимодействия и знаковыми системами,произвольность, социальный характер.

Источник: http://studopedia.ru/17_96676_svoystva-psihicheskogo-otrazheniya.html

Психические свойства человека

Возникновение и формирование психических свойств человека как его способностей, характера, интересов и склонностей. Отличительные признаки типов высшей нервной деятельности индивида. Основные типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления27.02.2011
Размер файла25,8 K

свойства психики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Психические свойства человека

Тема данной контрольной работы занимает важное место при изучении психологии личности.

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности.

В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других. Проблемное изложение темы обуславливается тем, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга.

Конечно, «тесная связь психики и деятельности головного мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир». То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.

Поэтому в работе необходимо рассматривать основные формы проявления психики человека не просто как результат работы нашей нервной системы, а в первую очередь, как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми.

Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое.

1. Психические свойства личности

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это — особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трем признакам:

1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;

2) равновесие между возбуждением и торможением;

3) подвижность этих процессов, т.е. способность их быстро сменять друг друга.

Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека.

Таким образом, следует различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определенной деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живет, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, — писали Маркс и Энгельс, — это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».

Никогда еще история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина-Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.

Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «. Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Обусловленные личным жизненным путем человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.

В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, все большее значение приобретает самовоспитание, т.е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Словом «характер» обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерном» человеке.

Психические свойства личности, из которых слагается характер, и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера. Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Считая, что один человек обладает мужеством, а другому свойственна трусость, мы тем самым говорим, что следует ожидать от того и другого при столкновении с опасностью. Указывая на инициативность человека, мы хотим этим сказать, какое отношение к новому делу следует ожидать от него.

Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.

Два человека могут выполнять одно и то же дело и преследовать при этом одну и ту же цель. Но один будет работать с энтузиазмом, «гореть» тем, что он делает, тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга. И это различие в том, как два человека выполняют одно и то же дело, нередко имеет глубокое характерологическое значение, отражая устойчивые особенности индивидуальности этих двух людей.

Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.

Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твердых убеждений рождается ясность целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым условием последовательности действий.

Характер связан со всеми сторонами психической жизни. Чертами характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они приобретают существенное значение в психическом складе данного человека, если они влияют на его линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.

Такие признаки, как наблюдательность или критичность ума, нередко бывают не просто особенностями процессов восприятия или мышления у данного человека, а существенными чертами его личности. Критичность ума Онегина или Андрея Болконского, несомненно, является чертой характера.

Однако преобладающее значение в характере имеют особенности воли, как той стороны психики, которая непосредственно выражается в действиях и поступках. Все волевые качества, которые мы разбирали выше, приобретают значение черт характера, если они составляют устойчивые свойства личности. Можно, конечно, проявить в отдельном случае решительность или настойчивость, не будучи ни решительным, ни настойчивым человеком. Но как только решительность становится постоянным признаком волевых действий данного человека, она тем самым становится и чертой характера.

Значительная часть черт характера имеет сложную природу и включает в себя особенности и познавательной, и эмоциональной, и волевой сферы. Это относится к таким, например, чертам, как мужество, трудолюбие, инициативность, скромность и другие.

Анализ отдельных черт характера и их классификация составляют одну из самых сложных задач психологии. Здесь мы укажем на некоторые важнейшие группы черт характера.

Во-первых, наиболее общие черты характера, образующие психический склад личности. Таковы, например, следующие важнейшие черты: принципиальность, последовательность, мужество, честность, дисциплинированность, активность.

Во-вторых, черты, в которых выражается отношение человека к другим людям. Сюда входят такие черты, как общительность (и противоположная ей черта — замкнутость), откровенность (и противоположная ей скрытность), чуткость, способность к товарищескому отношению (та черта, которая имеется в виду, когда говорят о человеке: «он хороший товарищ»), вежливость и целый ряд других.

В-третьих, черты, выражающие отношение человека к самому себе. Таковы: чувство собственного достоинства, скромность (и противоположные ей — самомнение, заносчивость), обидчивость, застенчивость (которая иногда бывает результатом большой скромности, а иногда — результатом большого самолюбия), эгоцентризм (т.е. наклонность постоянно иметь в центре внимания себя и свои переживания), эгоизм (т.е. наклонность заботиться по преимуществу о своем личном благе) и другие.

В-четвертых, черты, выражающие отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входят: инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположная черта — лень), любовь к преодолению трудностей (и противоположная черта — боязнь трудностей), добросовестность, аккуратность и другие.

Характер еще менее, чем какие-либо другие качества личности, является врожденным и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются в привычный, нормальный для него образ действия.

Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несет ответственность за свой характер.

психический характер склонность темперамент

Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:

1) в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их),

2) в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т.д.),

3) быстроте движений, общей подвижности человека.

Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический — быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический — медленно возникающими, но сильными чувствами, флегматический — медленно возникающими и слабыми чувствами. Для холерического и сангвического темпераментов характерны, кроме того: 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны: 1) медленность движений и 2) слабое выражение чувств.

Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.

Холерик — человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.

Сангвиник — человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Характерные черты темпераментов объясняются теми свойствами высшей нервной деятельности, которые кладутся в основу деления типов высшей нервной деятельности:

1) силой нервных процессов,

2)уравновешенностью или неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения,

3) подвижностью нервных процессов.

Так, например, вспыльчивость холерика, его склонность к бурным аффективным вспышкам объясняются отсутствием равновесия между процессами возбуждения и торможения, преобладанием возбуждения над торможением. Такой тип нервной системы называется «возбудимым», или «безудержным», типом. Различие между эмоциональной живостью и общей подвижностью сангвиника, с одной стороны, и эмоциональной невозмутимостью и общей медлительностью флегматика — с другой, объясняется различиями в степени подвижности нервных процессов.

Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями типов холерика, сангвиника, меланхолика или флегматика; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Каждый их темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами. Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружается в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни. Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека.

Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в деятельности писателя, ученого, педагога. Способностями мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника-живописца; эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющее большую роль в творчестве писателя; техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника; музыкальный слух. Способностями мы можем назвать те качества ума, которые составляют условие успешного выполнения многих видов деятельности.

Однако, как указывалось ранее, врожденный тип нервной деятельности не остается неизменным, а в ходе жизни развивается, меняется, вследствие чего нужно различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в условиях жизни. Свойства нервных процессов, характеризующие сложившийся в результате развития тип нервной деятельности, имеют важнейшее значение для понимания физиологической основы способностей. От силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения зависит быстрота и прочность образования разного рода систем временных связей. Следовательно, эти свойства нервных процессов имеют важнейшее значение для успешности выполнения человеком той или иной деятельности.

Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т.е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности. Известно, что некоторые дети задолго до начала систематического обучения рисованию или музыке обращают на себя внимание своими способностями к этим предметам. Так, например, у Римского-Корсакова музыкальный слух ярко проявился уже к четырем годам. Способности к изобразительной деятельности начали проявляться у Репина, Сурикова, Серова в возрасте 3-4 лет.

В таких случаях часто говорят о «врожденных», или «природных», способностях. Однако и в этих случаях врожденными могут быть только задатки, т.е. некоторые анатомо-физиологические особенности, благоприятствующие развитию способностей. Даже и самые способные в музыкальном отношении дети должны научиться правильно петь или узнавать мелодии; даже и самые одаренные к рисованию дети должны научиться рисовать. Особенность этих детей заключается лишь в том, что процесс этого научения происходит у них в столь раннем возрасте, так быстро и легко, в большинстве случаев в ходе игры, что ускользает от внимания родителей и педагогов.

Не следует смешивать одаренность к какой-нибудь деятельности с мастерством в этой деятельности. Одаренность есть природные предпосылки способностей; мастерство же есть совокупность знаний, умений и навыков, т.е. сложнейших систем временных связей, возникающих в мозгу в ходе жизни как результат обучения в широлова. И способности — это не то же самое, что знание, умение, навыки. О многих начинающих писателях можно сказать, что они обнаруживают большие способности, но о них еще нельзя сказать, что они обладают большим писательским мастерством.

Проводя различие между одаренностью, способностями и мастерством, мы должны в то же время подчеркнуть теснейшую связь между ними. От одаренности зависит развитие способностей и вместе с тем легкость и быстрота приобретения мастерства. Приобретение мастерства в свою очередь содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие необходимых знаний и умений тормозит развитие соответствующих способностей.

Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности. Одна только наблюдательность, как бы она ни была совершенна, или одно лишь эмоциональное воображение, как бы сильно оно ни было, не делают еще хорошего писателя. Наличие самого прекрасного музыкального слуха не говорит еще о том, что обладатель его может стать хорошим музыкантом, так же как наличие одного лишь технического воображения не говорит еще о том, что человек может стать хорошим инженером-конструктором. Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей. Так, например, для работы писателя первостепенное значение имеют и наблюдательность, и образная память, и целый ряд качеств ума, и способности, связанные с письменной речью, и способность к сильному сосредоточению внимания, и целый ряд других способностей.

Если наличие одной ярко выраженной способности еще не говорит о высокой одаренности в данной области, то и слабость какой-либо одной способности никогда не может быть основанием, чтобы признать себя непригодным для данной деятельности. Можно сделаться большим писателем, имея в юности плохую словесную память, или большим художником, имея плохую зрительную память. Если другие способности, требующиеся для данной деятельности, достаточно ярко выражены, то человек получает возможность много и относительно успешно заниматься этой деятельностью, а этим создаются благоприятные условия и для развития отстающей способности. В результате она может «выровняться» настолько, что не останется никаких следов первоначальной ее слабости.

Очень поучительна с этой стороны биография величайшего из ораторов древности, Демосфена. В юном возрасте ему довелось услышать выступление одного выдающего оратора. Он был потрясен тем, какое огромное воздействие на людей может оказывать искусство красноречия, и решил во что бы то ни стало добиться в нем успеха. После тщательной подготовки под руководством лучших учителей он сделал попытки выступать публично, но потерпел полную неудачу и был осмеян народом. Он понял, что неудача эта совершенно законна и что он имеет ряд недопустимых для оратора недостатков: слабый голос, неправильное произношение, короткое дыхание, заставляющее его делать частые паузы, нарушающие смысл фраз, неловкость движений, запутанное построение речи и т.д. Для большинства людей этого было бы достаточно, чтобы признать себя неспособным к ораторской деятельности и отказаться от первоначальных намерений. Иначе поступил Демосфен. С беспримерной энергией и упорством принялся он за преодоление своих недостатков. Чтобы усилить свой голос и добиться более глубокого дыхания, он упражнялся в произнесении длинных речей на бегу или при восхождении на гору. Чтобы устранить недостатки произношения, он брал в рот мелкие камешки и добивался того, чтобы и при этом условии речь его была чистой и внятной. Он устроил себе специальное подземелье, в котором наедине и подолгу мог заниматься упражнениями в ораторском деле. Иногда он оставался в этом подземелье по два-три месяца; чтобы не позволить себе выйти оттуда, он сбривал волосы с половины головы, придавая себе такой вид, который не давал возможности показаться на людях.

Страстная любовь к делу, вера в свой талант и исключительная сила воли дали возможность Демосфену преодолеть недостаточность целого ряда важнейших способностей. Имя его окружено славой одного из величайших ораторов всех времен.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко развитыми у данного человека. Иначе говоря, в основе одинаково успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать совершенно различные сочетания способностей. Это обстоятельство открывает действительно беспредельные возможности развития человека.

Из всего сказанного следует, что недостаток одной какой-либо частной способности никогда не должен останавливать человека, если склонности, интересы и другие способности серьезно побуждают его заняться данной деятельностью.

Разбирая вопрос о творческой деятельности, мы видели, что творчество — это всегда большой и напряженный труд. В противоположность этому мы можем сказать, что талант — это «любовь к самому процессу работы», любовь к труду. Склонность и способность к труду — важнейшие слагаемые подлинной талантливости.

То своеобразие одаренности, которое отличает каждого человека, является залогом ценности человека для общества. Не бывает людей, ни к чему не способных. Каждый человек имеет определенную, характерную для него одаренность, обеспечивающую возможность успешного осуществления определенных видов деятельности. Широта интересов и забота о всестороннем развитии способностей — самые важные условия для того, чтобы эта одаренность могла проявиться возможно раньше и определеннее.

В заключении стоит отметить, что данная работа имеет практическое значении. Знание особенностей психических явлений очень важно для каждого человека. С помощью психических процессов мы познаем мир. Описанные в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти, речи подскажут каждому как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как это важно для познавательной деятельности. Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности. Психические свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, рода занятий, увлечений, хобби. Вот почему необходимо определить основные черты своего характера, узнать к какому типу темперамента вы относитесь. Все эти знания помогут реализовать себя в жизни и найти свое призвание.

Список используемой литературы

1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. — 325 с.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — 688с.

3. Сластенин В.А., Каширин В.П.Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 480с.

4. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2003. — 256с.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423С.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 576с.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00115212_0.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Менеджмент Основные свойства психики человека

Объектом процесса мотивации является человек. Рациональная его организация невозможна без знания психологических особенностей личности. По этой причине прежде чем раскрыть содержание базовых теорий мотивации коротко расскажем об базовых свойствах психики человека.

Психологи выделяют три класса свойств психики человека: возрастные, типические, половые. Их взаимосвязь и взаимодействие определяют динамику развития сенсорных, двигательных, мнемических, вербально-логических функций подчинœенных, которые должны быть учтены в процессе управленческой деятельности руководителя.

Помимо этих свойств при управлении человеком крайне важно учитывать неравномерность его психического развития, явление сензитивности (оптимальное развитие определœенных признаков в конкретные возрастные периоды), интеграцию психических свойств (постепенное перерастание психических состояний в черты характера личности), пластичность психических свойств и возможность компенсационного развития и функционирования нормальных органов взамен аномальных или мало развитых.

Возрастная периодизация включает пять эпох взрослости: юность, молодость, расцвет, зрелость, старость. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Юность (17-23 года) – старт самостоятельной жизни. Известно, что при хронологической зрелости, наступающей к 16 годам, физиологическая зрелость приходит к 23 годам, интеллектуальная же зрелость наступает несколько позже.

В этом возрасте процесс социализации (усвоения знаний, ценностей и норм, присущих обществу, социальной общности, группе) практически завершен. Человек становится субъектом производства. Образование, как правило, у него специальное. Он находится в состоянии меньшей материальной зависимости, чем прежде, и юридически может иметь собственную семью. Имеются некоторые юношеские проблемы в области субкультуры (мода, художественные вкусы). Характерным является идеализм, максимализм, скепсис и ярко выраженное отрицательное отношение ко всœему происходящему. Человек этого возраста характеризуется хорошо развитыми умственными способностями. Абстрактное и логическое мышление лучше развиты, чем механическая память. В этом возрасте улучшается объем поля зрения, дифференцированность узнавания, внимание, которые важны в любой профессиональной деятельности. Стабилизируется наблюдательность и общеинтеллектуальное развитие. Понижается кратковременная и образная память (особенно зрительная) и пропадает способность долгое время сохранять в памяти яркие образы. Ухудшается острота зрения.

В интеллектуально-практической деятельности ведущее место занимает память. Познавательный интерес перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления. Появляются попытки к творческой деятельности.

Эмоции и чувства, как правило, свободны от депрессии, раздражительности и тревожности. Наблюдается меньшая, чем у подростков, эмоциональная возбудимость. Повышается самоконтроль и саморегуляция. С осознанием своей неповторимости и уникальности, которые весьма высоко ценятся в этом возрасте, приходит чувство непонятности. Как следствие, возникает потребность в психологической интимности и самораскрытии в общении с другими людми. Характерны неудовлетворенность существующими формами общения при неумении четко выразить и понять переживаемое, а также поиск своего места в жизни. Автономия наблюдается только в сфере досуга, потребительских ориентаций. В трудные моменты нужны родители.

Руководитель, управляя подчинœенными этого возраста͵ должен глубоко осознавать как позитивные, так и негативные его качества, чтобы как те, так и другие использовать в управленческих целях. Наилучший результат наблюдается при апелляции к низкой материальной обеспеченности и крайне важности признания социальной группой.

Молодость (25-30 лет). В этом возрасте происходит окончательное осознание себя взрослым со своими правами и обязанностями. В общении с подчинœенными этой группы недопустимы снисходительный тон, пренебрежение их жизненным опытом.

Для этого возраста характерно разочарование в юношеских представлениях о жизни, особенно сильный кризис приходится на 30 лет. Жизнь перестает казаться понятной и легкой, по-новому осознается личная смертность: человек ищет смысл своей жизни и решает не тратить ее по мелочам. Возникает задача специализации в выбранной профессии, приобретении мастерства или сознательного изменения сферы деятельности. Включается процесс социальной адаптации.

Типичными для этого возраста является прекращение холостяцкого образа жизни. В 30 лет логическая память снижается до 96% по сравнению с 20 годами. Но оптимизируется объем, устойчивость и переключаемость внимания. То есть происходит развитие мыслительных функций при всœе еще высоком уровне способности запоминать большое число сведений и фактов (мнемической способности).

Расцвет (30-40 лет) – середина жизни. Этот период большой работоспособности и отдачи. Накоплен богатый личный жизненный опыт. Человек – полноценный специалист и семьянин. Появляется потребность передать свой опыт. Впервые человек задумывается о том, что останется после него. Достигнутое кажется незначительным. По этой причине переход к зрелости сопровождается чувством утраты молодости, возникает личностная неудовлетворенность. Для оптимизации дальнейшего развития следует сознательно пересмотреть ценности и мотивы деятельности.

Роль руководителя в данный период огромна, так как в его власти позитивно изменить социальное окружение подчинœенного, изменить его статус и сферу реализации его способностей.

К 40 годам наблюдается ухудшение памяти до 87%. В то же время интеллектуальная способность остается достаточно высокой. На данный возраст приходится пик профессионализма по следующим специальностям: химики – 30-38 лет, физики – 30-40 лет, математики – 37 лет, геологи – 30-39 лет, у музыкантов и поэтов – в 30-35 лет.

Зрелость (40-45 лет) – вершина профессионального мастерства подчинœенного. В случае если человек здоров, имеет знания и опыт, то у него большая вероятность продолжить это состояние активности за счет сознательного изменения отношения к жизненным ценностям. Человек, оглянувшись назад на свои жизненные достижения, даже при наличии физиологического старения, наметит жесткий распорядок во всœем и, выделив существенные задачи, сосредоточится на них. По специальностям пики профессионализма представляются следующим образом: инженеры – 43 года, астрономы – 45 лет, ботаники – 46 лет, врачи – 47 лет. К 50 годам ускоряется ухудшение памяти. Она составляет около 80% от уровня логической памяти в 20 лет.

Руководитель может продлить профессиональную активность подчинœенных, изменением сферы деятельности, предлагая им выполнять высококвалифицированную работу, создавая условия для самореализации. Это должно быть использовано для определœения стимулов их деятельности, для воздействия на потребностную сферу человека.

Пожилой возраст (55-75 лет) характеризуется уменьшением памяти до 75%, направленностью деятельности на передачу жизненного опыта. Ведущим видом деятельности является общение и воспоминание. Чувство нужности людям является необходимым условием для профессиональной деятельности. Основными направлениями стимулирования этой категории подчинœенных являются наставничество, консультантство, привлечение к выработке управленческих решений.

Люди старческого возраста (75-90 лет) представляют отряд уважаемых пенсионеров предприятия. Οʜᴎ образованы, часть из них еще энергичны, многие сохранили высокие культурные запросы, стремление к самовыражению, активному участию в деятельности производственного коллектива, творческой активности, потому что речемыслительные функции человека стареют намного медленнее, чем физиологические. Оберегать их, создавать им условия для основной их потребности – общаться и передавать другим накопленный опыт, — значит не только продлевать им жизнь, но и способствовать формированию и развитию позитивных традиций в коллективе.

Второй класс свойств человека – индивидуально-типологические особенности, — являются проявлением наследственных его качеств. Он характеризует силу или способность нервной системы подчинœенного. Люди с сильной нервной системой характеризуются лабильностью, уравновешенностью с преобладанием возбуждения, неспецифическим поведением, относительным преобладанием первой сигнальной системы, активностью, экстраверсией, памятью с преобладанием функции непосредственного запечатления, они лучше работают в условиях ограниченного времени.

Подчинœенные со слабой нервной системой более чувствительны даже к слабым влияниям со стороны. Их меньшая лабильность, то есть способность переключаться с одной деятельности на другую, ориентирует на заблаговременное изучение задания и планирование работы. Преобладание у них второй сигнальной системы является благоприятным условием саморегуляции, избирательности внимания и запоминания, сосредоточения на существенных признаках, способствующих перекодировке информации и отсроченному ее воспроизведению. У таких людей намного дольше сохраняются не только знания, но и умения, навыки. Οʜᴎ более успешно решают сложные задачи, лучше работают в одиночку и по мере взросления обладают преимуществом в обучении. Мотивы поощрения и наказания позитивно сказываются на успешности работы.

Люди с сильной нервной системой, как правило, имеют темперамент холерика или сангвиника, слабой нервной системой – меланхолика или флегматика. Внешним признаком подчинœенных с сильной нервной системой является активное их стремление к лидерству в коллективе.

Третья группа свойств психики человека связана с половым различием. Психологами установлено, что различия в интеллектуальной сфере мужчин и женщин незначительны. Существенно они отличаются друг от друга по параметрам беспокойства и тревожности, времени двигательной реакции, слабости нервной системы и способности переключаться с одной работы на другую. В этом женщины значительно уступают мужчинам. Именно эти качества должны стать предметом особого внимания руководителя при управлении организационным поведением.

Читайте также

Объектом процесса мотивации является человек. Рациональная его организация невозможна без знания психологических особенностей личности. Поэтому прежде чем раскрыть содержание основных теорий мотивации коротко расскажем об основных свойствах психики человека. . [читать подробенее]

Объектом процесса мотивации является человек. Рациональная его организация невозможна без знания психологических особенностей личности. Поэтому прежде чем раскрыть содержание основных теорий мотивации коротко расскажем об основных свойствах психики человека. . [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/477700

Основы психологии

Базовый уровень статей

Психология (от гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение») — буквально «наука о душе», или наука о психических процессах, происходящих в душе человека.

Содержание

Занятия [ править ]

Базовые отрасли [ править ]

Направления психологии [ править ]

Бихевиоризм [ править ]

Это направление возникло в противовес психологии сознания, считавшей, что предметом научного исследования психологии должно быть ПОВЕДЕНИЕ. С точки зрения этого направления, предметом научного исследования может быть только то,что мы непосредственно можем наблюдать. Идея о том,что можно изучать только то, что мы можем непосредственно наблюдать, пришла к представителям этого направления из философии позитивизма.Основные методы — наблюдение,эксперимент.
Основатель — Уотсон, Джон Бродес.

Психоанализ [ править ]

Направление, возникшее в результате работ Зигмунда Фрейда в конце XIX и началe XX века. Направлено на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс.

Гуманистическая психология [ править ]

Это направление сформировалось в начале 60-х годов в США, как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. В основе гуманистической психологии положен экзистенциализм. За отправную точку психологи-экзистенциалисты приняли смысл человеческой жизни.

Когнитивная психология [ править ]

Возникает в США в 60-е годы, выступает против бихевиоризма. Согласно ее представлениям, решающую роль в поведении человека играет познание. Основная задача — исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний.

«Человек как поведенческая система также прост, как муравей. Кажущаяся сложность его поведения отражает сложность окружающей среды»‘

Гештальт-психология [ править ]

Гештальтпсихология – это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером, была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии, и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически, слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было быть центром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корни в работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.

Психика [ править ]

Психика — это системное свойство высокоразвитой материи отражать объективную действительность. Отражение бывает биологическим (рефлексы), физическим (например, зеркало) и психическим. Особенность психического отражения в том, что оно самое активное, организовано наиболее тонко и его деформация влечёт деформацию биологического и физического отражений, а при наличии обратных связей уничтожает даже самую высокоразвитую материю.

Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, но субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов.

Пищеварительная система является физиологической основой работы психики, но содержание психики (психическая жизнь человека) зависит от мышления и его скорости при воздействии окружающей среды. Мыслительный акт есть мгновенная реакция на внешнее воздействие. Психические свойства содержат все характеристики внешних объектов, и в зависимости от чувствительности индивида он осознаёт или не осознаёт объект полностью. Из внешнего мира сигналы поступают в организм , где они преобразуются (в том числе и головным мозгом), и таким образом человек воспринимает события и явления происходящие вне его.

Психика человека дана ребёнку в готовом виде в момент зачатия,но может развивается сама по себе, под воздействием родителей, родственников, далее по ходу жизни разные жизненные ситуации с необходимостью выживания формируют цельную личность. Собственно человеческие способности будут развиваться только среди других людей, стало быть, процесс социализации является основополагающим. Человеческая психика формируется в процессе усвоения человеческой культуры. Важным условием развития психики является активность человека, психика изначально развивалась как инструмент, помогающий адаптации тела к окружающей среде.

Функции психики [ править ]

Структура психики [ править ]

Традиционно выделяют три пласта психики:

Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.

Уровни сознания [ править ]

Сознание может находиться на одном из трех уровней:

Свойства ощущений [ править ]

Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами ЧУВСТВ. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на ваши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных Иваном Петровичем Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, что всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный, характер.

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.

Свойства восприятия [ править ]

Восприятие — отражение в коре головного мозга предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

В основе восприятия лежат межполушарные связи между различными анализаторами. Сначала возникает субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов. Затем идет процесс формирования этого образа. Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор (воспроизведение мелодии), то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей — связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее звуков, хотя мелодия звучит и в голосе, и в исполнении на различных инструментах.

Осмысленность восприятия связана с работой вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Различают виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.д.

Особенности восприятия [ править ]

Роль прошлого опыта восприятия тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями. Под влиянием таких факторов как индивидуально-психологические особенности человека (потребности, склонности, интересы) знания, содержания и задачи выполняемой деятельности, создается характерная для каждого человека апперцепция- т.е. свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека. Апперцепция обуславливает различные различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия, а все остальное — фон. Избирательность касается не только объектов, но и событий. Восприятие особо выделяет редкие и повторяющиеся события. Это позволяет подсознательно выявлять закономерности и объясняет «закон парности» — наблюдаемую людьми повторяемость крайне маловероятных событий.

Иллюзии — неправильное, искаженное восприятие. Истинность восприятия проверяют практикой. Чайная ложка в стакане чая или весло, погруженное в воду, кажутся нам переломленными, но мы извлекая их из воды убеждаемся в их целостности.

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдательность — целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдательность, как свойство личности есть стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов, явлений. Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления — сравнением, анализом. Иначе его называют «думающим восприятием». Наблюдение всегда осуществляют с той или иной познавательной целью, связанной с ясным представлением задач и предварительной разработкой плана наблюдения. Наблюдательность тесно связана с любознательностью, живым, пытливым интересом к предметам и явлениям.

Высшие психические функции [ править ]

вид вниманияцельинтерес
непроизвольное
произвольное+
послепроизвольное++

Память [ править ]

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

  1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
  2. От приемов заучивания. Приемы заучивания:
    1. Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;
    2. Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;
    3. Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;
    4. Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память.

Кратковременную память (КП) обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин). После чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. КП ограничена по объему. При однократном предъявлении помещается в среднем 7 +- 2, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации. Бывает двух типов:

  1. ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
  2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Темперамент [ править ]

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характеро-логии можно выделить три направления:

  1. конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);
  2. психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);
  3. идеологическое. Например:
    1. психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности.
    2. Бауд: характер определяется социальным положением человека

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Структура характера [ править ]

В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения.

Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:

Эмоции [ править ]

Эмоция — это психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям или поведению.

Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человеку бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии.

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов.

Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна. Исследования показывают, что родителей, дети которых страдают болезнью Дауна, очень огорчает и угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации.

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Источник: http://ru.wikiversity.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *