Философия психоанализа и экзистенциализма — философия экзистенциализма и психоанализа

19.06.2018

· Анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;

Философия психоанализа и экзистенциализма

Сравнительная характеристика философских идей экзистенциализма и психоанализа. Деятельность и научные звания Зигмунда Фрейда как основателя психоанализа. Краткая биография основоположника экзистенциализма как философского течения Сёрена Кьеркегора.

РубрикаФилософия
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления17.12.2014
Размер файла16,7 K

философия экзистенциализма и психоанализа

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Цель: Познакомиться с сущностью психоанализа и представителями этого направленяи.

Закрепить философские понятия и термины.

Продолжить формирование навыков логического и образного мышления.

Задание 1: Составить сравнительную таблицу по теме: «Философия экзистенциализма и психоанализа».

Задание 2: Привести краткие биографические данные представителей этих философских направлений.

Задание 1

Экзистенциализм

Психоанализ

· Беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

· Анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;

· Вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы;

· Все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;

· Глобальные проблемы человечества;

· Углубление формалистических исканий.

· Обычно в произведениях рассказ ведется от первого лица;

· Высшей жизненной ценностью объявлена свобода личности;

· Личность находится в постоянной борьбе с социумом, государством, окружающей средой, чем-то враждебным, т.к. все они навязывают ему свою волю, мораль и правила игры;

· Главная роль отведена категориям абсурдности существования, отчаянию, страху, смерти, одиночеству, отчаянию;

· Понятия абсурдности существования и отчужденности личности, являются взаимосвязанными и тождественными в сочинениях экзистенциалистов;

· Существование человека рассматривается как драма свободы.

философия психоанализ экзистенциализм

Зимгмунд Фрейд (6 мая 1856 23 сентября 1939)

Зимгмунд Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог.

Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияниеа психологию, медицину, социологию,антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе.

За свою жизнь Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ — полное собрание его сочинений составляет 24 тома. Он имел звания доктора медицины, профессора, почётного доктора права Университета Кларка и являлся иностранным членом Лондонского королевского общества, обладателем премии Гёте, являлся почётным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества и Британского психологического общества. Не только о психоанализе, но и о самом учёном выпущено множество биографических книг. Каждый год о Фрейде издаётся больше работ, чем о любом другом теоретике психологии.

Кьеркегор, Сёрен (5 мая 1813 11 ноября 1855)

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в дворянской семье, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков.

Был помолвлен с Региной Ольсен. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной. Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

В процессе выполнения работы я сравнил философию экзистенциализма и психоанализа, а также познакомился с биографиями представителей этих направлений.

1. В.Д.Губин «Основы философии» М. 2012г.

2. А.К. Рычков, Б.Л. Яшин «Философия»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Единство объекта и субъекта (человека и мира) в основе экзистенциализма как философского направления XX века. Сущность и особенности экзистенциалистской философии Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Влияние философии экзистенциализма на жизнь человека.

реферат [25,9 K], добавлен 23.09.2016

Экзистенциалистская философия, её сущность и содержание. Идейные истоки экзистенциализма, причины возникновения. Экзистенциализм Жана Поля Сартра. Философия Карла Ясперса, С. Кьеркегора, А. Камю, Г. Марселя. Религиозный и атеистический экзистенциализм.

контрольная работа [37,3 K], добавлен 09.04.2016

Фрейдизм — философское обобщение психоанализа. Концепция психосексуального развития общества и индивида. Основные постулаты психоанализа. Роль культуры в развитии социальных отношений. Роль личности в культуре. Теологические представления Фрейда.

доклад [27,0 K], добавлен 28.09.2008

Рассмотрение сущности, философской природы, отличительной особенности (обращение к человеку, ориентированного на постижение его психики), вклада Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и Карена Хорни в развитие психоанализа как научной дисциплины.

реферат [30,2 K], добавлен 28.03.2010

Рационализм в философии Нового времени. Отношение Гегеля к предшествующей философии, сущность его философской системы. История возникновения теорий экзистенциализма, развитие его религиозных и атеистических направлений, основные представители течения.

реферат [15,0 K], добавлен 11.01.2011

Сущность и теоретические истоки экзистенциализма, предмет и особенности исследования данного философского течения, история его распространения и направления изучения ярких представителей. Пути разрешения глобальных проблем принципами экзистенциализма.

реферат [34,4 K], добавлен 06.01.2014

Смысл слова «философия». Этика и диалектика Сократа. Учение Платона о космосе, человеке, обществе. Сущность и психологический смысл психоанализа в учениях З. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера. Основатели и представители кинизма и стоицизма, разница их позиций.

реферат [52,5 K], добавлен 27.06.2010

Характеристика и анализ философских взглядов С. Хайдеггера и Х. Кьеркегора. Рассмотрение стадий восхождения личности к подлинному существованию. Основные проблемы философии экзистенциализма. Страх как сущностный экзистенциал человеческого бытия.

курсовая работа [96,9 K], добавлен 28.11.2012

Философия ХХ века. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Главные факторы, которые руководят и направляют психику человека. Стадии развития позитивизма. Проблемы современного постпозитивизма. Представители экзистенциализма XX в. Философия современного христианства.

презентация [167,2 K], добавлен 04.06.2014

Введение (Основная предпосылка психоанализа. Определение сознательного и бессознательного). Развитие психоанализа. Психоанализ как философское течение. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека.

курсовая работа [13,9 K], добавлен 05.07.2007

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00496184_0.html

Вопрос№19. Философия ХХ века. Экзистенциализм. Психоанализ.

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.

Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. Одними из ведущих и развивающихся на-правлений того времени были экзистенциализм и психоанализ.

Экзистенциализм(фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия сущест-вования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основ-ным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего вы-бора.

Содержание учения: Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувст-во страха, отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм — это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Подлинная философия с точки зре-ния экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов, направлен-ных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века). Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом.

Сущность психоанализа.Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

Основные идеи психоанализа

Структура человеческой психики — выделяют две сферы: сознательное и бессознательное про-явление психики (теория Зигмунда Фрейда)

Бессознательное — представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.

Сознательное — контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело т.к. сам выбор поведения, может инициироваться бессознательным. Бывает, что меж-ду сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами пси-хики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифици-руется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»), Ид («Оно»)

Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики: Замещение, Вымещение, Обратная реакция, Вытеснение, Проекция, Сублимация, Запечатление, Катарсис, Регрессия

Комплексы: Эдипов комплекс, Кастрационный комплекс, Комплекс Электры, Комплекс неполноценно-сти.
Вопрос №24. Бытие и небытие как исходные философские категории. Становления философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.

Любое философское рассуждение начинается с понятия «бытие». Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования ее в общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философия стремиться выяснить вопрос о бытии мира и бытии чел. В современной философской литературе указывается два зн-ия слова «бытие». В узком смысле слова- это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком- это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя». Т.о, бытие — это все то, что существует (чел, животное, природа, общ-во, фантазия, религия, з-ны и т.д.). Антитезой бытия явл небытие (ничто). Небытие — это все, чего нет. Бытие и небытие не могут сущ друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы, потому что бы перестало бы двигаться. Переход не в бытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Первое осознание категории бытия принадлежит Пармениду (504-501 до н.э). Он говорит «есть бытие, а небытия вовсе нету». Платон(427-347 до н.э.) выделяет след виды бытия: 1)мир вечных неизменных идеальных сущностей, мир идей; 2) мир окружающих нас вещей (полубытие); 3) материя. В мире бытия Плотина(203-269 гг.)сущ 4 вида бытия: самый низший — это неопределенная материя, вещ-во как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия — мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он представляет собой копии несовершенных идей. Третий вид бытия — мир идей. Идеи- это умопостигаемые сущности, которые доступны уму чел. Четвертый вид бытия — особая материя, которая составляет субстрат идей. Она есть вместилище и источник всего. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется в понятии «материя». Проблема материи разрабатывались, прежде всего, философами материалистами. В материалистической философии«материя» выступает как наиболее общее фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразие формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

философия экзистенциализма и психоанализа

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник: http://cyberpedia.su/13x18ddc.html

Философия экзистенциализма и психоанализа

Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть).

Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода: человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеиысгпический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Философские аспекты учений психоанализа

Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

Источник: http://studopedia.ru/4_80361_filosofiya-hh-veka-psihoanaliz-ekzistentsializm.html

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 3 курса техникума по теме «Философия экзистенциализма и психоанализа»

Дата22.05.2016
Размер367.5 Kb.
ТипМетодическая разработка
Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта

им. Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

«Основы философии» для студентов 3 курса техникума по теме «Философия экзистенциализма и психоанализа»
Введение
Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей философии учреждений среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Основы философии» предусмотрена учебными планами во всех учреждениях среднего профессионального образования. Обязательными вопросами учебной программы данной дисциплины являются вопросы, касающиеся философии экзистенциализма и философии психоанализа. Студенты должны рассмотреть и усвоить основные положения указанных философских учений, иметь представление о философах-экзистенциалистах, понимать сущность психоанализа, уметь соотносить те или иные идеи с их авторами, иметь свою точку зрения по проблемам, поднимаемым экзистенциализмом и психоанализом. После изучения студентами лекционного материала, а также соответствующего материала учебника, целесообразно провести обобщающее занятие, предусматривающее разнообразные формы самостоятельной работы студентов. Такими формами являются: ответы на тестовые задания, работа с фотографиями философов, соотнесение высказываний с их авторами, написание эссе по конкретному философскому высказыванию с обязательным изложением собственной позиции.

Представляется, что указанные формы самостоятельной работы студентов, с одной стороны, стимулируют студентов к активной познавательной деятельности и вызывают у них интерес к философским знаниям, а с другой стороны, позволяют осуществить объективную оценку их знаний, умений и навыков. Как показывает практика такие обобщающие занятия проходят увлекательно и продуктивно. Данная методическая разработка позволяет преподавателю провести качественное обобщающее занятие при минимальных затратах времени на его подготовку. Действительно, подготовка к данному занятию не займет много времени, так как методическая разработка содержит подробный алгоритм действий преподавателя, образцы заданий, фотографии философов, а также правильные ответы на предлагаемые задания. Кроме того, для обеспечения занятия предусматриваются самые простые материалы и оборудование.

Тема занятия: «Философия экзистенциализма и психоанализа»
Цель занятия: Формирование у студентов философского мышления и умения высказывать собственное мнение по проблемам, которые затрагивает философия экзистенциализма и философия психоанализа.

Задачи занятия:

— стимулировать интерес студентов к философским знаниям;

— определить уровень знаний студентов по философии экзистенциализма и философии психоанализа;

— определить уровень философского мышления.

Тип занятия: обобщающее занятие

Оборудование и материалы:

Ход занятия:

1. Преподаватель объявляет тему обобщающего занятия и объясняет порядок его проведения, обращая внимание на то, что все ответы записываются в листе для выполнения заданий;

2. Студентам раздаются задания и листы для выполнения заданий, а также учебная литература;

3. Студенты выполняют задания;

4. Преподаватель проверяет выполнение заданий и оценивает каждое из них. В итоге выставляется общая оценка за выполнение всех заданий.

Задание 1. Ответить на тесты, выбрав один правильный вариант
1. Философ — экзистенциалист, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» за произведение «Бунтующий человек»:

г) Ф.Ницше.
2. Разработанный З. Фрейдом метод получил название:

г) психоанализ.
3. Кто из перечисленных мыслителей является представителем русского экзистенциализма?

г) Ф. Достоевский.
4. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:

г) З. Фрейд.
5. Кто утверждал, что экзистенция способна проявляться в коммуникации

г) Сартр
6. Кто написал работу «Я и Оно»

г) Фрейд.
7. Проблемы абсурда и бунта поднимал

г) Камю
8. Психика, согласно его концепции, имеет определённую структуру, в основе которой лежит бессознательное

г) Камю.
9. Какая основная проблема в философии экзистенциализма?

а) бытие человека в мире;

г) феноменология.
10. Кому принадлежит идея «культура человечества есть сублимация либидо»

г) Фрейд.
11. В чем назначение человека, согласно Н. Бердяеву?

в) в спасении души;

г) в творчестве.
12. Переключение либидо на социальные и культурные цели называется

г) стратификация.
13. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

а) сущность предшествует существованию;

б) сущность человека определяется с рождения;

в) существование предшествует сущности;

г) существование человека не влияет на его сущность.
14. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

а) человек не только отвечает за себя, но и за весь мир;

б) человек отвечает только за себя;

в) человек ни за что не отвечает;

г) человек отвечает за себя и за своих близких.
Задание 2. Работа с фотографиями философов
Определить, кто изображен на следующих фотографиях? Ответы записать на листе для выполнения заданий.
Фотография №1 Фотография № 2

Фотография № 3 Фотография № 4

Фотография № 5 Фотография № 6

Кому из представленных на фотографиях философов принадлежать следующие высказывания? Ответы записать в листе для выполнения заданий.
1. Бессознательное не знает слова «нет». Бессознательное не может ничего другого, как только желать.
2. Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит. А так как сегодня она не заставляет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни. Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле.
3. Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.
4. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса – не выделенных ничем.
5. Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии.
6. Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.
7. Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.
8. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.
9. Сущность человека покоится в его экзистенции.
10. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.
11. Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим.

Выбрать понравившееся Вам высказывание и написать небольшое эссе, отметив ваше понимание этого высказывания и высказав свое мнение.
Ответы на задания
Задание 1
1. а) 8. б)

7. г) 14. а)
Задание 2
Фотография № 1 – Карл Теодор Ясперс – немецкий философ экзистенциалист
Фотография № 2 – Мартин Хайдеггер – немецкий философ-экзистенциалист
Фотография № 3 – Жан Поль Сартр – французский философ — экзистенциалист
Фотография № 4 – Альбер Камю – французский философ-экзистенциалист
Фотография № 5 – Ортега-и-Гассет – испанский философ-экзистенциалист
Фотография № 6 – Зигмунд Фрейд – австрийский философ, основатель психоанализа
Задание 3
1. Зигмунд Фрейд

2. Ортега-и-Гассет

3. Зигмунд Фрейд

4. Ортега-и-Гассет

5. Альбер Камю

6. Альбер Камю

7. Жан Поль Сартр

8. Жан Поль Сартр

9. Мартин Хайдеггер

10. Мартин Хайдеггер

11. Карл Теодор Ясперс
Лист для выполнения заданий

Фамилия, инициалы студента:
ЗаданияОтветы студентаОтметка преподавателя
Задание № 11____________________ 8___________________

2____________________ 9___________________

3____________________ 10___________________

4____________________ 11___________________

5____________________ 12___________________

6____________________ 13___________________

7____________________ 14___________________

Задание № 2Фотография № 1:

______________________________

Фотография № 2:

______________________________

Фотография № 3:

______________________________

Фотография № 4:

______________________________

Фотография № 5:

______________________________

Фотография № 6:

______________________________

Задание № 31_____________________________________

2_____________________________________

3_____________________________________

4_____________________________________

5_____________________________________

6_____________________________________

7_____________________________________

8_____________________________________

9_____________________________________

10____________________________________

Источник: http://dogmon.org/metodicheskaya-razrabotka-zanyatiya-po-discipline-osnovi-filos.html

Философия экзистенциализма и психоанализа. Философия психоанализа

Установление взаимосвязей между психоаналитическим учением Фрейда и философской антропологией — это только одно из проявлений взаимопереплетения разрозненных теоретических положений о человеческом бытии, свойственного современной западной философии человека. Значительно чаще предпринимаются попытки проведения параллелей между психоанализом и экзистенциализмом, что обусловлена рядом причин. Во-первых, критически переосмысливая психоаналитическое учение Фрейда, многие экзистенциалисты открыто заявляют о своей приверженности к психоаналитическому методу исследования бытия человека в мире, во- вторых, неофрейдисты часто пользуются экзистенциальной терминологией, и, наконец, в-третьих, фрейдовское учение о человеке и культуре действительно включает себя такие элементы, которые оказываются созвучными с экзистенциальными интерпретациями бытия человека в мире. Поэтому, многие теоретики усматривают тесную связь между психоанализом и экзистенциализмом.

Одни из них исходят из того, что психоаналитические идеи оказали заметное влияние на возникновение экзистенциализма, ибо уже первая работа Фрейда «Толкование сновидений» положило начало формированию «экзистенциального сознания ХХ столетия» . Другие акцентируют внимание на экзистенциальной критике психоаналитических концепций, пологая, что «психоанализ и экзистенциализм представляют собой следующие друг за другом стадии в процессе утраты современным европейским мышлением доверия к человеческой рациональности и автономии» . Третьи считают, что экзистенциалистское мышление «совместимо с психоанализом» и, следовательно, «экзистенциальная философия может внести особенно ценный вклад в психоанализ» . Среди тех, кто в той или иной степени разделяет последнюю точку зрения, имеются последователи, которые прямо указывают на то, что в настоящее время «психоаналитический клинический опыт в значительной мере фокусируется на экзистенциальных проблемах» , а усилия ряда психоаналитиков характеризуются стремлением «изменить психоаналитическую метапсихологию в направлении экзистенциализма» .

Взаимосвязи между психоанализом и экзистенциализмом в действительности не такие простые и однозначные, как это подчас представляется некоторым исследователям, полагающим, что экзистенциальные идеи о бытии человека в мире способствовали плодотворной модификации психоаналитического учения. Безусловно, экзистенциальная философия оказала определенное влияние на развитие тех направлений психоанализа, приверженцы которых ратовали за экзистенциальное преобразование фрейдовского учения о человеке. Но несомненно и то, что, в свою очередь, психоаналитические идеи решительно вторглись в экзистенциальную философию, так или иначе предопределив направленность ее развития. Ведь формирование экзистенциальных учений происходило в контексте осмысления психоаналитических гипотез и теоретических положений, сопровождавшегося скрытой или явной полемикой с психоаналитическим видением человека, что не могло не сказаться на самой экзистенциальной философии. В конечном счете за критическим переосмыслением психоаналитического и экзистенциального подходов к изучению человеческого бытия явственно просматриваются исторические и логические связи, существующие между психоанализом и экзистенциализмом.

Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода : человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма : религиозный и атеиысгпический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии

Основной вопрос философии.. философия это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека.. в мировоззрении всегда присутствуют два противоположных угла зрения направление сознания вовне формирование..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его исторические типы, функции философии
Мировоззрение – это система представления о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими пред

Функции философии
Можно выделить различные функции философии. Назовем основные: — Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные

Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю философию
Эта большая многоплановая проблема «мир–человек», по сути, выступает как универсальная и может выступать как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проб

Материализм ищет реалистичное объяснение мира из самого себя без посторонних добавлений
Разновидности: 1.Вульгарный материализм – его представления крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его в матери

Социальные причины
— Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые професс

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика
Среди многообразия научных методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуют ее специфическую область исследования. Эти методы – частнонаучные.

Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира
В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития. Диалектика – не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познани

Агностицизм. Агностицизм Д.Юма и И.Канта, его общие черты и различия
Агностицизм à мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возм

Философия Аристотеля, ее место в античной философии
Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находят

Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского
Господствующим мировоззрением средних веков было христианство. В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству. Переход физического сопротивле

Характерные черты философии эпохи Возрождения. Гуманизм, пантеизм
Характеристика времени: 1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания.

Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона
Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли. Социальные предпосылки: 1) Прогресс в экономике, технике, рост производител

Рационализм Декарта
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против

Философия Б.Спинозы. Особенности его учения о субстанции
Впервые учение о субстанции было выдвинуто Рене Декартом. Субстанция– это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя

Философия Г.В.Лейбница. Монадология, учение о познании
Лейбниц. Продолжатель идей Платона (объективный идеализм). Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Философския Просвещения
Просвещение входит в культуру как торжество рационализма, завершение идей, которые появились в период Возрождения и получили дальнейшее развитие в XVII-XVIII вв. Просвещение

Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма
Агностицизм? мир не познаваем. В рамках агностицизма отрицается абсолютная истина, роль науки сводится к познанию сущности. Отрицается не знание, а возможность с п

Г.В.Гегель. Учение об абсолютной идее, система и метод
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю, – основополагающий

Антропологический материализм Л. Фейербаха
Свою философию называет философией будущего. Рассматривает разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и выс

Философские аспекты учений психоанализа
Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психич

Философия науки ХХ века (позитивизм, эмпириократизм, постпозитивизм, неопозитивизм). Философия постмодернизма
Позитивизм — философия позитивного знания, отвергающая теоретически спекуляции и умозрения как средства полученные знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в це

Философия позитивизма и марксизма
ПРЕДПОСЫЛКИ: Овеществление труда. Социально-экономические изменения. С 1838 г. началось постепенное улучшение жизни рабоч

Позитивизм и его разновидности
Позитивизм- философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и

Структура диалектики. Принципы диалектики, их методологическое значение. Понятие закона. Законы диалектики, их методологическое значение
Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика– мир стати

В этом плане диалектика – наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, то есть абстрактно-всеобщее учение о развитии. Ди

Некоторые категории диалектики
Принципы диалектики: 1. Принцип всеобщей взаимной связи. 2. Принцип развития через противоречия. Основные законы диалектики:

Бытие и небытие как исходные философские категории. Становление философского понятия бытия. Проблема материального единства мира
Греческая философия. Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых

Сознание. Происхождение сознания. Сущность и основные особенности
Один из основных вопросов философии: Существует 2 стороны: ***Первая сторона: Выступает вопрос (об отношении сознания к матер

Проблема — научный вопрос
Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Вопрос как самостоятельная форма мысли, представляющая собой вопросительное суждение, возникает на уровне логического п

Теория имеет
2 основных значения: а) высшая форма научного познания; б) система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности.

Учение об истине. Истина и заблуждение, правда и ложь. Диалектика абсолютной и относительной истины
Непосредственная цель познания – постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Материализм 17-18 вв. Не смог дать на

Логическое познание, его формы
Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логическое познание – отражение предметов на уровне сущности, оно извлекает из явлений сущность. 3 формы логи

Представление о сущности и предназначения человека в различных философских учениях (религиозно-мистических, идеалистических, материалистических)
Человеческая сущность. В наиболее общем виде сущность человека можно определить через его способ существования. Человек – это сущ

Ценности, их роль в жизни человека и общества
Ценность — это то, что получает устойчивую положитель­ную оценку, что обладает большим значением для нас (Истина, добро, красота, справедливость, любовь). О

Общество и общественные отношения как предмет философского осмысления. Формационный и цивилизационный подходы к истории общества
К. Маркс выделял три основные исторические типа социальности: -отношения личной зависимости (1), -отношения вещной зависимости при личной независимости (2), -отнош

Общество как подсистема объективной реальности
Человеческое общество – это продукт взаимодействия людей; это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной

Природа и человек
Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако общество не существует изначально. Истори

Информационное общество. Глобальные проблемы современности
Человечество как мировое сообщество. Глобальное единство и глобальная опасность:на современной фазе всемирно-исторического процесса интенсивно происходит интернационализац

Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса
Объективный критерий и типы социального прогресса. Объективный критерий прогресса. Марксизм: развитие общества — закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает челове

Культура как способ существования человека. Многообразие видов культуры
Культура — способ существования человека. Человек, как вид есть культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он и человек, что является культурным. Это

Коммуникативная функция и культура общения
Культуры разных народов, как и люди — представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Ко

Регулятивная и оценочная функции культуры
Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве, но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с героями книг, с Богом или с самим собой, каким он вид

Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода : человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма : религиозный и атеиысгпический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Философские аспекты учений психоанализа

Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществилбиологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

Тема : Философия экзистенциализма и психоанализ.

Цель работы: уметь анализировать философию экзистенциализма и психоанализ.

Задание №1: Раскрыть проблему свободы и становления
личности в экзистенциализме.

Одним из ведущих направлений европейской философии XX в. стал экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — филосо­фия существования. Основателем его считается С. Кьеркегор. Он вы­ступил против рационализма классической философии, обвинив ра­зум в поглощении индивидуальности.

В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По мнению экзистенциалистов, сущ­ность (смысл, замысел) человеческого существования находится в са­мом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повседневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуа­циях» — между жизнью и смертью. Страх перед смертью — единствен­ное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самосто­ятельное существование.

Серен Кьеркегор (1813-1855) — датский теолог, философ, выска­зывал недоверие к разуму. Учение С. Кьеркегора сводится к тому, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Кьеркегор критиковал предшествующих философов, преж­де всего Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую и уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами. Самые глубокие исти­ны — жизнь, смерть — не познаются логикой, а переживаются непосред­ственно. Философия и есть переживание вечного в конечном суще­ствовании, индивидуальной судьбе личности. Переживание — это любовь, вера, тоска, страх, они и составляют мир существования чело­века, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора — разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой вой­ны Николай Бердяев, Леонид Андреев, в Германии — Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, в середине XX в. получил широкое распространение во француз­ской культуре- Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуа, Альбер Камю (1913-1960) .

Философия экзистенциализма вызвала интерес тем, что она обра­тилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые по­падает человечество. Причины интереса еще и в том, что только в XX в. человечество пережило две мировые войны, приближение экологиче­ской катастрофы, усиление жестокости по отношению к людям. Чело­веку, чтобы выжить, необходимо разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности.

Многие из философов-экзистенциалистов занимались литератур­ным творчеством. Экзистенциализм антирационалистичен, т. е. не признает рассудочное познание истинным, вскрывающим подлинную ценность жизни. Литература, искусство, по мнению экзистенциали­стов, более полно отражают сущность человеческого бытия. Предста­вители экзистенциализма создавали каждый свое собственное учение, общим для них было признание высшей ценностью бытия само бытие, саму жизнь.

Основные черты экзистенциализма — обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким, как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т.п.

Задание №2: Определить основное философское значение психоанализа.

Основателем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на соци­альные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательно­го, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая при­суща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значитель­ной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая представляла собой целую систему психики, состоящую из трех уровней. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После формирования «Сверх-Я» в результате социальных запретов и поощрений весь психический ап­парат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удоволь­ствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознатель­ного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоана­литическую систему, согласно которой в основе бессознательного ле­жит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, и позже Фрейд разрабатывает вторую психологическую схе­му, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — ин­стинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохра­нения. Все остальные стремления — следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. Фрейд, сле­дуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементар­ным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его по­ведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинк­там культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, — проблема конфликта че­ловека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетво­рению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремле­ния, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Задание №3: Раскрыть основные характеристики двух моделей поведения по Фромму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрей­дизма, которое разработали его ученики А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм.

В частности, Э. Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в кото­рых выражается совокупность фундаментальных потребностей чело­века: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выя­вил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное бытие и историческое бытие и т. д. Цель его фи­лософии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни.

Эрих Фроммразвил представление о двух моделях поведения, выбираемых индивидом. Или он идет по пути приобретательства, стараясь заполучить как можно больше вещей в свою собственность, — путь, который выбрало большинство населения западных стран, названных «потребительским обществом». Или он совершенствует заложенные в каждом способности. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы на смену агрессивно-потребительскому отношению к миру пришло отношение любовно-творческое.

Основной вывод «Искусства любить» Фромма, что любовь «является единственно здравым и адекватным решением проблемы человеческого существования». Поэтому «всякое общество, которое так или иначе ограничивает развитие любви, неизбежно рано или поздно погибнет, придя в противоречие с основными потребностями человеческой природы».

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности;

2. Проанализируйте учение С. Кьеркегора;

3. Выявите цель фи­лософии Эриха Фромма.

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.

Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. Одними из ведущих и развивающихся на-правлений того времени были экзистенциализм и психоанализ.

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия сущест-вования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основ-ным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего вы-бора.

Содержание учения: Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувст-во страха, отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм — это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Подлинная философия с точки зре-ния экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов, направлен-ных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века). Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом.

Сущность психоанализа.Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

Основные идеи психоанализа

Структура человеческой психики — выделяют две сферы: сознательное и бессознательное про-явление психики (теория Зигмунда Фрейда)

Бессознательное — представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.

Сознательное — контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело т.к. сам выбор поведения, может инициироваться бессознательным. Бывает, что меж-ду сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами пси-хики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифици-руется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»), Ид («Оно»)

Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики: Замещение, Вымещение, Обратная реакция, Вытеснение, Проекция, Сублимация, Запечатление, Катарсис, Регрессия

Комплексы: Эдипов комплекс, Кастрационный комплекс, Комплекс Электры, Комплекс неполноценно-сти.
Вопрос №24. Бытие и небытие как исходные философские категории. Становления философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.

Любое философское рассуждение начинается с понятия «бытие». Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Бытие — одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования ее в общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философия стремиться выяснить вопрос о бытии мира и бытии чел. В современной философской литературе указывается два зн-ия слова «бытие ». В узком смысле слова- это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком- это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя ». Т.о, бытие — это все то, что существует (чел, животное, природа, общ-во, фантазия, религия, з-ны и т.д.). Антитезой бытия явл небытие (ничто). Небытие — это все, чего нет. Бытие и небытие не могут сущ друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы, потому что бы перестало бы двигаться. Переход не в бытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Первое осознание категории бытия принадлежит Пармениду (504-501 до н.э). Он говорит «есть бытие, а небытия вовсе нету». Платон (427-347 до н.э.) выделяет след виды бытия: 1) мир вечных неизменных идеальных сущностей, мир идей; 2) мир окружающих нас вещей (полубытие); 3) материя. В мире бытия Плотина (203-269 гг.)сущ 4 вида бытия : самый низший — это неопределенная материя, вещ-во как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия — мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он представляет собой копии несовершенных идей. Третий вид бытия — мир идей. Идеи- это умопостигаемые сущности, которые доступны уму чел. Четвертый вид бытия — особая материя, которая составляет субстрат идей. Она есть вместилище и источник всего. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется в понятии «материя». Проблема материи разрабатывались, прежде всего, философами материалистами. В материалистической философии«материя » выступает как наиболее общее фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразие формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

Источник: http://traveltrucks.ru/dymit-dvigatel/filosofiya-ekzistencializma-i-psihoanaliza-filosofiya-psihoanaliza.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты