Фрейдизм как основа глубинной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый» — к основным достижениям психоанализа фрейдизма относятся

17.06.2018

Ключевые слова: фрейдизм, психология, личность, психоанализ, инстинкты

Фрейдизм как основа глубинной психологии

к основным достижениям психоанализа фрейдизма относятся

Рубрика: Психология

Дата публикации: 27.01.2017 2017-01-27

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Визавитин, О. И. Фрейдизм как основа глубинной психологии / О. И. Визавитин. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 318-320. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38837/ (дата обращения: 04.05.2020).

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что комплекс наработок в рамках фрейдизма и глубинной психологии способствовал значительному влиянию на психологию как науку и в настоящее время выступает в качестве одной из ведущих основ как западной, так и отечественной психологии.

Ключевые слова: фрейдизм, психология, личность, психоанализ, инстинкты

Relevance of this research is caused by the fact that the complex of developments within the Freudianism and Depth Psychology promoted the considerable influence on psychology as science and now acts as one of the leading fundamentals of both the western and domestic psychology.

Keywords: Freudianism, psychology, person, psychoanalysis, instincts

Очень часто, когда речь заходит о глубинной психологии, а также о фрейдизме, многие склонны придерживаться мнения о том, что оба понятия практически идентичны, однако, на самом деле, это далеко не так.

Фрейдизм был разработан известным австрийским психиатром, психологом и невропатологом Зигмундом Фрейдом в 1896 году. Ученый начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, а затем, обобщив и проанализировав психотерапевтическую практику, превратил накопленный опыт в психологическую теорию. Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, назвав её психоанализом. Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Психика, по Фрейду, содержит три образования: Я, Сверх–Я и Оно.

Все психические процессы и явления рассматриваются сторонниками фрейдизма на основании трех наиболее значимых точек зрения:

В первом случае идет речь о схематическом, пространственном представлении структуры душевной жизни, основанной на применении различных инстанций, отличающихся своим месторасположением и функциями. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя образованиями, рассматриваемыми ранее (Я, Сверх–Я, Оно), взаимоотношения между которыми регулировались внутренней цензурой. С начала 1920-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх–Я (Супер–Эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное».

При динамическом рассмотрении душевных процессов предполагается изучение их в качестве форм некоторых (чаще всего скрытых от сознания) целенаправленных влечений с позиции перехода из одной подсистемы, имеющейся в душевной структуре, в качественно иную. Экономический вариант подразумевает анализ ряда психических процессов исключительно путем акцентирования внимания на энергетических компонентах (наиболее широкое распространение получила энергия либидо).

Стремясь аргументировать свои теории, Фрейд обращался к исследованию таких проявлений бессознательной деятельности, как невротические симптомы, ошибочные действия и сновидения. Именно проблеме сновидения была посвящена одна из его фундаментальных работ «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году. В ней Фрейд доказывал, что сновидения являются своеобразными психическими актами, которые не только имеют смысл, но и функциональную задачу. Фрейд тщательным образом проанализировал работу сновидения, разобрал его на составные части и предложил свой вариант объяснения сущности сновидения — психического действия, направленного на исполнение неосуществленного желания путем галлюцинаторного удовлетворения. По мнению Фрейда, во время сна бессознательные желания, не нашедшие удовлетворения, получают возможность частично попасть в область сознания, находящегося в состоянии сна. Во время сна частично ослабляется действие внутренней цензуры, поэтому желания могут, подвергнувшись определенной трансформации, проявиться в сознании в виде замаскированных образов. В книге была представлена техника толкования сновидения, к задаче которой сводилось преобразование явного содержания в скрытое, то есть работа в обратном направлении. Фрейд уделял внимание символике сновидения, показывал, как недопустимые для цензуры вещи могут претерпевать трансформацию в определенные символы. С помощью анализа сновидения больного представлялось возможным подобрать ключ к его внутреннему миру, определить происхождение психического конфликта и помочь в осознании травмирующего материала. Анализ сновидений стал неотъемлемой частью терапевтических методик Фрейда.

Говоря о сущности глубинной психологии, нужно учитывать, что она выступает в качестве более наполненного в смысловом аспекте, чем фрейдизм, понятия. При изучении организации поведения человека эти направления придают особое значение побуждениям и установкам, которые скрыты сознанием.

Таким образом, фрейдизм, вместе с неофрейдизмом, индивидуальной, а также аналитической психологиями, выступает в качестве одного из составляющих глубинной психологии.

Перед рассмотрением значимых достижений, совершенных в рамках глубинной психологии, стоит обратить внимание на фрейдизм как одну из ее составляющих. Именно его представителями изначально было определенно, что главную роль в поведении человека в целом, и в организации его душевной жизни играют врожденные инстинкты. Несмотря на существование в настоящее время множества вариантов их дифференциации, особое распространение получило выделение сексуального инстинкта — Эроса или Либидо, а также инстинкта, связанного с агрессией и стремлением к разрушительной деятельности — Танатоса.

В рамках глубинной психологии основное внимание уделялось не только данному подходу, но еще и варианту, который впоследствии был разработан А. Адлером. Ученый придерживался мнения о том, что главным человеческим инстинктом является стремление к превосходству и совершенству.

Значительным достижением фрейдизма можно считать открытие того, что бессознательное влечение вступает в противостояние с нормами, существующими в культуре. Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы — это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.

В дальнейшем представители глубинной психологии заметили, что как психическое, так и социальное развитие человека происходит путем установления баланса между инстинктивными порывами и культурными нормами. Из-за этого Я–компонент большинства людей направлен на поиск компромисса между постоянно стремящейся выйти на волю бессознательной силой человека и нормами, существующими в социуме.

Именно фрейдисты и сторонники глубинной психологии отметили возможность достижения определенного результата в таком диссонансе лишь при помощи использования защитных механизмов. В данном случае под этим понятием подразумевается неосознаваемый психический процесс, главное действие которого направлено на минимизацию влияний негативных переживаний. По степени своего воздействия механизмы принято подразделять на эффективные и неэффективные.

Эффективные защитные механизмы дают возможность справиться с потрясениями и постепенно вернутся к оптимальному состоянию, а неэффективные становятся первопричиной многих невротических нарушений и возникновения аномалий в поведении личности.

В настоящее время заметно меняется отношение к психоанализу даже в среде самих фрейдистов. Отмечается тенденция, когда они в своих работах подвергают критике его взгляды или же стараются определенным образом отмежеваться от данного направления. Некоторые исследователи видят в этом симптом внутреннего разложения фрейдизма.

Еще значимее является критика, направленная на факторы, определяющие личность. Согласно мнению основателя, стимулы, помогающие ее определению во все времена практически одинаковы (речь идет о комплексах, а также инстинктах). Ни о какой общественной обусловленности личности, следовательно, нельзя говорить. Прогрессивные ученые отвергают это ненаучное, по своей философской сущности метафизическое положение психоанализа. Так, Дж. Фурст, основываясь на фактах, показывает, что психические явления, такие, например, как сознание, формируются под влиянием социальных условий, а не даны сразу в «готовом виде» и потому имеют свою историю возникновения и развития.

Конечно, данные направления критического характера, постоянно приобретающий все более обостренный характер, не могут остаться незамеченными для глубинной психологии. Что же касается того предмета критики, который характерен для глубинной психологии, то особое значение имеет наличие ряда, неопределенностей в таком ее компоненте как аналитическая психология.

Например, несмотря на отрицание психологами — аналитиками факта исключительно сексуальной природы энергии либидо (приверженцы данного направления обращают внимание на то, что речь может идти о разнообразной природе), большинство методологических ориентаций все-таки характеризуются точно теми же направлениями, что и психоанализ, что способствует неоднозначности толкования и всех связанных с ними направлений глубинной психологии.

Таким образом, вопреки часто встречающимся мнениям об идентичности данных направлений, на сегодняшнем этапе как раз фрейдизм выступает в качестве основы глубинной психологии.

Исследования Фрейда, имевшие своей целью изучение неизведанных элементов человеческой психики, затрагивали не только проблемы невротических заболеваний, но и такие хорошо известные социальные явления, как культура, религия, искусство, этика. В ряде своих работ Фрейд затрагивал вопросы, ранее не входившие в сферу интересов классической психологии. Однако психоанализ Фрейда стал такой универсальной в плане направления исследования дисциплиной, что смог охватить в своих обзорах все стороны человеческой деятельности. Индивидуальная и массовая психология, анализ выдающихся личностей и культурных традиций, детская сексуальность и сновидения — это и многое другое получило в работах выдающегося австрийского мыслителя новое толкование, не говоря уже о том, что многие открытия Фрейда носили эвристический характер.

  1. Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. История психологии. — М.: Гардарики. — 2008. — С.307–319.
  2. Смит Р. История психологии. — М.: Академия. — 2008. — 390 с.
  3. Ярошевский М. Г. Зигмунд Фрейд — выдающийся исследователь психической жизни человека // В кн. Психология бессознательного. — СПб.: Питер. — 2007. — 315с.
  4. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Предисловие к русскому переводу работы «По ту сторону принципа удовольствия» // В кн. Психология бессознательного. — СПб.: Питер. — 2007. — С.30–36.

Источник: http://moluch.ru/archive/138/38837/

Классический психоанализ (фрейдизм) и его основные положения.

Психоанализ стимулировал развитие ряда теорий (фрейдизм, неофрейдизм, фрейдомар- ксизм, юнгианство и др.), оказавших глубокое воздействие на всю сферу социальных и гуманитарных наук, включая и конфликтологию.
3. Фрейд сформулировал принципиально новую, революционную теорию личности. Века рационализма сделали само собой разумеющейся мысль о том, что сознание личности («Я») и её психика полностью совпадают, и личность, как правило, может полностью контролировать себя. Однако 3. Фрейд предположил, что «Я» — это только часть психики личности. Изучая людей с психическими отклонениями, он пришёл к выводу, что существует часть психики, которую сознание контролировать не может, но которая, в свою очередь, существенно влияет на поведение личности.
Он назвал эту часть психики «бессознательное» (позже 3. Фрейд стал именовать «бессознательное» «Оно», или, используя латинский термин, «И»). «Оно» проявляется в оговорках, описках, фантазиях, действиях человека, не имеющих рационального объяснения, но особенно во снах, которые 3. Фрейд называл «царской дорогой в бессознательное». Сознание, в свою очередь, было названо 3. Фрейдом «Я», или «Ego». Кроме того, 3. Фрейд выделил и промежуточную психическую структуру — предсознание. В ней располагаются воспоминания, которые мы можем вызвать в памяти без особых усилий (см. Рис. 4).

к основным достижениям психоанализа фрейдизма относятся
Рис. 4. Первая модель структуры человеческой психики по 3.
Фрейду (1890 — 1910-е гг.)

Внутренний мир человека является ареной конфликта между бессознательным и сознанием. В область бессознательного вытесняются те влечения и переживания, выражение которых считается социально неприемлемым. В первую очередь, это сексуальное желание (либидо), проявление которого рассматривается обществом как постыдное и непристойное. Бессознательное руководствуется принципом удовольствия, желая получать наслаждение, а сознание, руководствуясь принципом реальности, ему в этом препятствует: удовольствие можно получать не любым путём, а лишь путем, одобряемым обществом. Будучи вытесненным из сознания, «Оно» постоянно пытается вырваться наружу, но этому мешает цензура «Ego». Сигналы, идущие от бессознательного, наше сознательное «Я» ослабляет, искажает, заменяет другими. Иначе говоря, сновидения, оговорки, описки и т.п. — это зашифрованное воплощение бессознательных влечений, но исследователь, владеющий методом психоанализа, может расшифровать их. В одной из лекций 3. Фрейд следующим образом пояснял взаимоотношения между бессознательным и сознанием. Представьте себе, говорил он, что в этом зале сидит человек, мешающий мне читать лекцию. Слушатели выгоняют его и закрывают двери. Но изгнанный не унимается и стучит в дверь кулаками. Если допустить, что зал — это сознание, а за его пределами — бессознательное, то мы получим очень точный образ того, как наше сознание и бессознательное борются друг с другом. Но что же делать дальше? Можно попытаться договориться с изгнанным и впустить его обратно, если он будет вести себя прилично. Это, в свою очередь, должно быть стратегией врача при лечении невроза, вызванного конфликтом между бессознательным и сознанием[115].
3. Фрейд также разработал и методику психоанализа, имеющую прикладную направленность и направленную на лечение нервных расстройств. Предложенный им «метод свободных ассоциаций» состоял в том, что пациент должен был рассказывать всё, что имеет отношение к тревожащей его проблеме или симптому, без каких-либо ограничений или остановок. Постепенно тот случай, идея или мысль, что были вытеснены в глубины подсознания и являвшиеся причиной нервного расстройства, выплывали наружу.

Источник: http://lib.sale/otnosheniya-konfliktologiya/klassicheskiy-psihoanaliz-freydizm-ego-90467.html

Зигмунд Фрейд, психоанализ и движение фрейдизма

Фрейдизм в расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение Зигмунда Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 год. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них [1, с. 346].

Психоанализ представляет собой: 1) В узком смысле слова психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х годов XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и подражатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу, наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его.

В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций «Я». Их исследования привели к разработке нового теоретического аспекта, получившего наименование «эго-психологии». В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам «Оно», в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам «Я», направленным на адаптацию к социальной среде. Весьма примечательной является также попытка формализованного изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40-50-е года бихэвиористски ориентированная экспериментальная психология – основной соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией науки.

Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от Фрейда учениками А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

Возникший в 30-40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря популярности философских и социально-психологических работ Эриха Фромма, теоретического лидера этого направления [1, с. 252-253].

Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на «жизнь его чувств» [4, с. 102] и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, «первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире» [4, с. 167]. В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально- биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры.

Под культурой Зигмунд Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д. Он говорил о репрессивной функции культуры, которая заключалась, по его мнению, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы, возможности наслаждения и счастья. В своей работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд приходит к выводу, что «большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура» [6, с. 277]. По его мнению, люди были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации [2, с. 353-354].

Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует «Другой», с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений, Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия [3, с. 220-221].

Дата публикования: 2014-12-10 ; Прочитано: 264 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/6-64554.html

Фрейдизм и неофрейдизм:основные идеи и представители

Характеристика классического психоанализа З. Фрейда, понятие и краткая история развития фрейдизма. Описание особенностей философии неофрейдизма. Анализ изменения структуры психоанализа, его развитие в работах последователей З. Фрейда – Юнга, Адлера.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления03.06.2014
Размер файла44,2 K

к основным достижениям психоанализа фрейдизма относятся

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Фрейдизм и неофрейдизм: основные идеи и представители»

курсант 116 учебного взвода 1

«З» курса международно-правового факультета

Харитонова Дарья Олеговна

1. Классический психоанализ З. Фрейда

2. Фрейдизм: понятие, краткая история возникновения и развития

3. Неофрейдизм: понятие, краткая история возникновения и развития

4. Изменение структуры психоанализа, его развитие в работах последователей З. Фрейда

5 Различия психоанализа З. Фрейда и представителей неофрейдизма

6 Дополнения представителей неофрейдизма к классической теории З. Фрейда

психоанализ фрейдизм адлер юнг

Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, одним из потрясений для нашего современного общества является осознание глубины морального падения. Взаимная ненависть людей, агрессивность, конфликт поколений и даже бездуховность давно стали обширными темами для средств массовой информации, которые, к тому же, не теряют своей актуальности. Рано или поздно каждый из нас задается вопросом: «Почему же это произошло?». Ответ на этот вопрос следует искать в глубинах сущности человека, о чем рассказывает данная работа.

Во-вторых, в современном обществе очень распространена некая «социальная реклама», которая призывает человека к каким-либо действиям, нехарактерным для его деятельности ранее. Молодежь, видя это, начинает действовать незамедлительно, ведь фразы «зачем тебе диплом о высшем образовании, он есть у всех» говорит о том, что нужно что-либо менять, жизнь проходит мимо и т.д. Мне кажется, чтобы оградиться от того, что пытается зомбировать нас, нужно знать хотя бы элементарные понятия о нашей психике, понимать в какое действительно русло можно направить свою энергию.

Объектом данного исследования является психоаналитическое учение З. Фрейда и его последователей.

Предметом данного исследования являются основные идеи и представители фрейдизма и неофрейдизма.

Хронологические рамки: XX век.

Территориальные рамки: Австрия, Швейцария, Германия.

Степень изученности темы:

Теории психоанализа З. Фрейда посвящено большое количество литературы. Среди них можно выделить работы Э. Джонса « Жизнь и творения Зигмунда Фрейда» Джонс, Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / пер. с англ. В. Старовойтова. — М.: Гуманитарий АГИ, 1996. , И. Стоуна «Страсти ума. Биографический роман о Зигмунде Фрейде» Стоун, Ирвинг. Страсти ума. Биографический роман о Зигмунде Фрейде / пер. с англ. И. Усачёва. — М.: АСТ, 2011., Р. Датуна «Фрейд» Дадун, Роже. Фрейд. — М.: Х.Г.С, 1994. , Н. Надеждина «Зигмунд Фрейд «За гранью сознания»» Надеждин, Николай. Зигмунд Фрейд. «За гранью сознания». — Майор, 2011. .

Целью исследования является рассмотрение и изучение теории психоанализа З. Фрейда и такого понятия как « неофрейдизм». Предусматривается также проследить историю его возникновения и развития в работах таких известных последователей Фрейда, как Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фром, Карен Хорни.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку, а так же решение следующих задач:

1.Показать структуру фрейдизма.

2.Рассмотреть основных представителей фрейдизма и выявить отличительные черты данной школы.

3.Выделить особенности воззрений представителей неофрейдизма.

Источниковая база представляет собой:

1. З. Фрейд. «Я и Оно» З. Фрейд. «Я и Оно».-Азбука, 2009. 860 С. На сайте библиотекаГумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/ya_ono.php

2. З. Фрейд. «Психология бессознательного» З. Фрейд. «Психология бессознательного». — Москва: Просвещение, 1990. 480 С. На сайте библиотекаГумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/ya_ono.php

3.З. Фрейд. «Лекции по введению в психоанализ». З. Фрейд. «Лекции по введению в психоанализ». / Перевод Г.В.Барышниковой-М: Алетейя СПб, 1990. 1025 С. На сайте библиотекаГумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/ya_ono.php

4. К.Г. Юнг «Отношения между Я и бессознательным» К.Г. Юнг «Отношения между Я и бессознательным» — М.: Х.Г.С, 2003. 548 с. На сайте Кооб http://www.koob.ru/jung/#books

5. А. Адлер « Практика и теория индивидуальной психологии» А. Адлер « Практика и теория индивидуальной психологии» -Азбука, 1995. 1023 с.

6.Э.Фромм «Мужчина и женщина» Э.Фромм «Мужчина и женщина» . — М.: Медиум, 1993,-580 с.

7. Хорни К. «Собрание сочинений» Хорни К. «Собрание сочинений» в 3-х т.. — М.: Смысл, 1997.

Методологическую основу исследования составляет общенаучный метод, метод сравнительного анализа, который применяется при сопоставлении философских воззрений З. Фрейда с воззрениями Эриха Фромма, Карен Хорни, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

Теоретическая и практическая значимость исследования: работу можно использовать при подготовке к семинарам и экзаменам.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе учебного процесса на семинаре в Московском Университете МВД России.

Структура работы: работа состоит из введения, 6 пунктов, заключения и списка литературы.

1.Классический психоанализ З. Фрейда.

“Если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”

П. Бергер. Бергер П., . Бездомный ум. / Пер. Е. Д. Руткевич. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

психоанализ — как метод психотерапии;

психоанализ — как метод изучения психологии личности;

психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго) Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций. Изд.М.2005 — С.49.

Оно (ид) — Это структура личности. Ид выражается в бессознательном и является энергетической основой личности. В нем содержатся те врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.

Я (эго) — следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Важнейшей функцией Эго Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности. Эго-система берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью защитных механизмов.

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности Рогалевич Н.Н. Философский словарь, Изд.М. 2007- С.722.

Сублимация — механизм, который позволяет превратить энергию подавленных сексуальных побуждений в другие культурные виды деятельности.

Учение Фрейда прославилось тем, что проникло в само бессознательное. Фрейд полагал, что сам человек не представляет себе прозрачную картину устройства своего внутреннего мира. Для представления данной картины следует вспомнить метод «свободных ассоциаций» Фрейда. Бессознательное содержит 2 вида влечения: сексуальные инстинкты либидо, т.е. энергия знающая лишь принцип удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается, и влечение к самой жизни. Подавленное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Именно это и является психоанализом.

Главная идея о том, что на повседневное поведение человека влияют неосознанные мотивы, рассмотренные Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни». Раньше было принято считать, что оговорки и описки являются случайными и объясняются слабостью памяти. По Фрейду же нет ничего случайного в психических реакциях человека, всё обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» шутки являются разрядкой напряжения, созданного ограничениями, которые наложены на человека социальными нормами.

Далее следует рассмотреть «Трех очерка по теории сексуальности». Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс. Это некая формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза — сексуальная конституция и инфантильные переживания (в них осталась фиксированной энергия либидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации: Оральная стадия, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадия.

Таким образом, возникнув в рамках психиатрии, как своеобразный подход к лечению неврозов методами «катарсиса» или самоочищения, психоанализ постепенно завоевал популярность в широких медицинских кругах, у Фрейда появились т. наз. ученики. Однако вскоре некоторые из них «отпочковывались» от основного стержня учения, основывая новые психоаналитические течения, объединяемые в истории психологии общим термином — «неофрейдизм». О нем речь пойдет далее.

2.Фрейдизм: понятие, краткая история возникновения и развития

Фрейдизм — психологическая концепция начала XX в. З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации.

Сам по себе фрейдизм это общее название школ, которые пытались объяснить с помощью учений З.Фрейда явления, относящиеся к человеку и обществу в целом. Представителями фрейдизма являются К-Г.Юнг и И.А.Адлер.

Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать основным движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознательных психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению. В школе аналитической психологии К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а для О. Ранка (Австрия) вся человеческая деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения». Широкое распространение Ф. началось после 1-й мировой войны 1914-18 и было связано как с общим кризисом буржуазного общества и культуры, такие кризисом ряда традиционных направлений психологической науки. При этом различные направления Ф. стремились восполнить отсутствующее у Фрейда философское и методологическое обоснование положений его учения, опираясь на разные философские и социологические доктрины. Выделилось биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и бихевиоризма и особенно влиятельное в США; оно оказало значительное воздействие на развитие психосоматической медицины (психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения Ф. с рефлексологией, кибернетикой и т.д. Получил распространение т. н. социальный фрейдизм; в своей традиционной форме он рассматривает культурные, социальные и политические явления как результат сублимации психосексуальной энергии, трансформации первичных бессознательных процессов, играющих во Ф. роль базиса по отношению к социальной и культурной сфере. В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм, который стремится превратить Ф. в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда; наибольшее распространение он получил в США после 2-й мировой войны 1939-1945 (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). С конца 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли т. н. экзистенциальный анализ (Л. Бинсвангер, Швейцария) и медицинская антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны попытки использования Ф. со стороны протестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти — католических теологов (И. Карузо в Австрии, т. н. левые католики и др.). Специфическое преломление Ф. получил в 1960-х гг. в идеологии движения «новых левых» (Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация», 1955, и др.) через посредство ученика Фрейда В. Райха, идеолога т. н. сексуальной революции. Влияние Ф. особенно проявилось в социальной психологии, этнографии (американская культур-антропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, литературной и художественной критике (см., например, Ритуально-мифологическая школа) и др.

Наряду с этим воздействие Ф. сказалось в теории и практике различных модернистских художественных течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного, и т.д.)

3. Неофрейдизм: понятие, краткая история возникновения и развития

Неофрейдизм — направление в современной, преимущественно американской, философии и психологии. Возник в конце 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. Учебное пособие. — М., 1996.-С. 240

Итак, как уже было сказано в конце 30-х годов возникает неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся: Карл Густав Юнг (1875—1961), Альфред Адлер (1870-1937), Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.

Неофрейдизм не принял на вооружение те концепции, которые, будучи первоначально сформулированными основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер. Более того, многие теоретические положения классического психоанализа были не только взяты под сомнение, но и подверглись принципиальной критике со стороны отдельных представителей неофрейдизма. Однако их критические соображения в адрес психоанализа Фрейда касались лишь частностей, которые относились к процедуре психоаналитического исследования, к ошибочным теоретическим выводам, к толкованию природы различных психических процессов, обусловливающих деятельность индивида. Общие же принципы и установки классического психоанализа («психология бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества) легли в-основу учения современных неофрейдистов.

4.Изменение структуры психоанализа, его развитие в работах последователей З. Фрейда.

Карл-Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский врач, психолог и философ. В течение ряда лет Юнг работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. Вместе с Фрейдом они посетили Америку, создав там международную психоаналитическую организацию, однако, вскоре после их триумфального завоевания Америки, Юнг и Фрейд разошлись в своих взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума.

Анализируя бессознательное, Г. Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуaльнocти, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей программной работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912 г.). Юнг называет либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности, более того, либидо может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к репродукции в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей в еще дописьменные эпохи. На этой основе создается знаменитая культурологическая концепция Г. Юнга, связанная с пониманием бессознательного как коллективного и безличного, в первую очередь, а уж затем субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное находится в основе архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах.) В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму. Рогалевич Н.Н. Философский словарь, Изд.М.2007- С.802

А.Адлер (1870-1937) окончил медицинский факультет Венского университета, начав работу как врач-офтальмолог. Однако вскоре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии. В 1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он становится первым президентом Венского психоаналитического общества. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время Адлер официально оборвал свои связи с психоанализом, выйдя из общества вместе со своими сторонниками и организовав собственную группу, которая получила название Ассоциации индивидуальной психологии Рогалевич Н.Н. Философский словарь, Изд.М. 2007- С.20

.В 1935 году Адлер переезжает в США, где продолжает работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, — вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Адлер в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я», «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида — как изначально социальное существо. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Из этого Адлер сделал вывод о том, что личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений.

Социальный интерес, по Адлеру, врожден точно так же, как и стремление к преодолению неполноценности. Важнейшими категориями индивидуальной психосоциологии Адлера являются «комплекс неполноценности» и «принцип компенсации и сверхкомпенсации». Адлер считал, что в силу различного рода неблагоприятных условий для развития личности у многих индивидов еще в детстве возникает или формируется «комплекс неполноценности», который оказывает исключительно влияние на их дальнейшую жизнь.

По мнению Адлера, стремясь самоутвердиться среди других индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую «неполноценность» путем стимуляции собственных способностей. Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им «стили жизни»:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность.

3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации «нормальными способами «. Он » вырабатывает » симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза.

Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения. Из этого следовало, что лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличие данного стремления.

Определенная переоценка Адлером места и роли » комплекса неполноценности » в структуре человека и его поведения ныне признается не только противниками, но и сторонниками его учения.

Но вместе с тем современное человековедение констатирует и реальность существования «комплекса неполноценности » и распространенности его.

По сути дела, ведущим мотивом, направляющим все действия индивида, Адлер считал некий внутренний план, ориентированный на достижение конечной цели — обеспечение развития личности и благополучия человечества, который дислоцируется в бессознательных слоях человеческой души. Эта новация Адлера — попытка социологизации бессознательного — сыграла в дальнейшем определенную роль в эволюции психологических подходов и версий западной социологии.

Эрих Фромм (1900-1980) окончил Франкфуртский университет. Он был приглашен специализироваться в области психоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее — в знаменитый Берлинский психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переезжает в США, где он вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в котором работала и К.Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-Йорк, где занимается частной практикой, параллельно читая лекции в ряде американских университетов. Рогалевич Н.Н. Философский словарь, Изд.М. 2007- С.20

Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской социологии стало учение ведущего теоретика неофрейдизма психоаналитика и социолога Эриха Фромма.

Создавая » радикально-гуманистический психоанализ «, Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общества, в целях гуманистического преобразования человека и социума.Отвергая как миф тезис о » неизменной человеческойприроде «. Фромм утверждал, что в ходе эволюции человек частично утрачивает » непосредственную инстинктивную основу » и обретает новые качества, обусловливаемые социальной средой.

По мысли Фромма, особость человеческого существования состоит в том, что, в отличие от всех иных живых существ, человек обладает сознанием и самосознанием, которые превратили его в чужака нашего мира, и породил чувства одиночества и страха.

Разрыв естественных связей человека с природой составляет, по Фромму, основное экзистенциальное противоречие, являющее собой главную проблему человеческого существования. На базе этого противоречия, как полагал Фромм, возникают другие экзистенциальные и исторические дихотомии. К » экзистенциальным дихотомиям » Фромм относил такие противоречия, которые коренятся в самом существовании человека и не могут быть аннулированы им. Это дихотомии между жизнью и смертью, огромными потенциями индивида и невозможностью их реализации в силу кратковременности его бренного существования. Фромм полагал, что на эти неизбывные дихотомии человек все же может и даже должен реагировать различными способами, соответствующими его характеру и культуре.

В отличие от » экзистенциальных дихотомий » «исторические дихотомии «, по Фромму, имеют иную природу и не являются необходимой частью человеческого существования. Они возникают и разрешаются людьми в ходе исторического процесса. К противоречиям этого ряда Фромм относил по преимуществу дихотомии между различными историческими формами существования общества и возможностями человека для подлинной реализации своей природы в определенных временных границах.

Как мыслитель и гуманист, Фромм не мог пройти мимо проблемы кризиса современного общества и путей его преодоления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ряда опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противоречиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнообразным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, которые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен — большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господство над природой потерпели крах. Цивилизация оказалась на грани самоуничтожения. Осуществляя поиск новых альтернатив планетарной катастрофе, Фромм пришел к мысли о том, что обязательным условием физического выживания рода человеческого является создание нового человека (» радикального изменения человеческого сердца «) и нового общества, соответствующего потребностям » неотчужденного и ориентированного на бытие индивида «

Фромм разработал довольно подробную программу изменения человека и общества. Согласно данному проекту, в общих чертах спасение человечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим.

Неофрейдистская социология Фромма — один из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Она придала существенный импульс развитию не только психосоциологических доктрин, но и всей современной западной социологии, одной из вершин которой она, безусловно, является.

Карен Хорни (1885-1952)- американский психолог, психоаналитик. Получила образование на медицинском факультете Берлинского университета. В 1918 году она поступила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие известные немецкие ученые в связи с приходом к власти Гитлера. Хорни занимает пост заместителя директора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.

В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму.

Нововведение: Введение «образа Я». Преодоление психологической тревоги связано с развитием адекватного «образа Я». . Она считала, что этот образ состоит из двух частей — знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «образов Я» — Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства — стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот — поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги — ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Хорни К. Самоанализ. Изд.М.-ЭКСМО, 2002 -С.448.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Это избыточные потребности:

1) в любви и одобрении;

2) в руководстве партнера;

3) в четких ограничениях;

5) в эксплуатировании других;

6) в обществ, признании;

7) в восхищении собой;

9) в самодостаточности и независимости;

10) в безупречности и неопровержимости.

Позднее эти потребности были объединены в три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми:

1) ориентация на людей;

2) ориентация от людей;

3) ориентация против людей.

Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности:

2. обособленный и

Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

5.Различия психоанализа З. Фрейда и представителей неофрейдизма

Несомненно, в основе двух течений лежит теория бессознательного и его влияния на человеческую психику. Главная тема, проходящая во фрейдизме и неофрейдизме, является тема конфликта как внутри самого человека, так и между личностью и обществом.

Схожих черт между психоанализом и неофрейдизмом можно найти много. Но, несомненно, есть различия. В чем же они заключаются?

Во-первых, самым главным различием является отношение к вопросу человеческой сексуальности в целом. Фрейд придавал ей огромное значение, утверждал, что именно она определяет его отношение к обществу, семье, проектируется на профессиональные победы и провалы.

Неофрейдисты же отказались от идеи влияния сексуальности на жизнь человека. Такой значимой роли ей уже не отводилось. Главными причинами проблем они определили местоположение в социуме.

Во-вторых, неофрейдизм находится в контрасте со многими направлениями гуманистической психологии и семейной терапии. Например, в неофрейдизме социум принято считать негативной, враждебной структурой, которая, как правило, стремится подавить индивидуума, тогда как современные психологи склонны расценивать социум как громадный, неисчерпаемый ресурс, который можно использовать в интересах каждого человека. Смит Н.Основные течения бессознательного. Изд.СПБ, 2003-С.528.

В-третьих, психоанализ З.Фрейда трактует нам положения лишь о индивиде, который находится в обществе. Неофрейдизм же, говорит нам о межличностных отношениях, а обществе в целом, о его упадках и «возможном исцелении».

В-четвертых, неофрейдизм является неким мостом между классическим психоанализом и современной психотерапии. Он пытается сказать о возможном противостоянии течению общества, но, к сожалению, в современном мире это не имеет право на существование.

6. Дополнения представителей неофрейдизма к классической теории З. Фрейда

В этом разделе хотелось бы показать конкретные высказывания представителей данных течений.

Изучив труды З.Фрейда, и во многом согласившись с ним, К.-Г.Юнг разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного. Он предлагал следующие концепции:

1. К сексуальности не следует отводить все психические импульсы.

2. Либидо следует воспринимать человеком как все проявления жизненной энергии.

3. Либидо человека на протяжении жизни претерпевает неоднократные изменения.

4. Бессознательное следует понимать как коллективное и безличное.

А.Адлер же дополнил классическую теорию психоанализа следующими утверждениями:

1. Появилось понятие «чувство неполноценности».

2. Каждый человек стремится компенсировать свои физические недостатки своим нестандартным поведением.

3. Возникновение невроза случается при отрицательной работе психологической компенсации.

4. Стремление к совершенству может превратиться в чувство превосходства перед другими.

Неофрейдисты же, изменив основную концепцию сексуальности говорили о следующих понятиях. Э.Фромм считал что:

1. Путем применения психоаналитических принципов к лечению пороков культуры человечество может создать психологически уравновешенное «здоровое общество».

2. Считал недостатком теории последнего сосредоточение на неосознанных побуждениях и инстинктах и постоянное отрицание роли социальных факторов в формировании психологии человека.

3. Личность — продукт культуры и природы.

4. Социальные системы препятствуют удовлетворению различных потребностей индивида, создавая тем самым социальные конфликты.

1. Среда и социальные условия в большей мере определяют сущность индивида.

2. Социальные условия являются причинами неврозов и личностных расстройств.

3. Причиной неврозов в первую очередь необходимо считать нарушения в межличностных отношениях.

В данной работе мной была рассмотрена структура фрейдизма, представлены основные сторонники неофрейдизма, выявлены отличительные черты каждого течения.

Различиями являются отношения к вопросу человеческой сексуальности в целом. З.Фрейд придавал ей огромное значение, утверждал, что именно она определяет его отношение к обществу, семье, проектируется на профессиональные победы и провалы.

Неофрейдисты же отказались от идеи влияния сексуальности на жизнь человека. Неофрейдизм находится в контрасте со многими направлениями гуманистической психологии и семейной терапии. Психоанализ З.Фрейда трактует нам положения лишь о индивиде, который находится в обществе. Неофрейдизм же, говорит нам о межличностных отношениях, а обществе в целом, о его упадках и «возможном исцелении». Также неофрейдизм является неким мостом между классическим психоанализом и современной психотерапии.

В своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах как Запада, так и России, чем другие философские течения. Психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии.

Главное состоит в том, что одной из важных задач исследований ныне существующих и в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.

В завершение можно привести суждение одного из героев романа Т. Манна «Волшебная гора» о психоанализе : «Психоанализ хорош, если он — орудие просвещения и цивилизации, хорош, поскольку он расшатывает глупые взгляды, уничтожает врожденные предрассудки, подрывает авторитеты, — словом, хорош, когда он освобождает, утончает, очеловечивает и делает рабов зрелыми для свободы. И он вреден, очень вреден, поскольку тормозит деяние, подтачивает корни жизни оттого, что не в силах дать ей форму. Такой анализ может стать делом весьма не аппетитным, столь же не аппетитным, как смерть, с которой он, собственно говоря, и связан,- он сродни могиле и ее подозрительной анатомии. »

1. Адлер А. « Практика и теория индивидуальной психологии» -Азбука, 1995. 1023 С.

2. Фрейд З. «Я и Оно».-Азбука, 2009. 860 С.

3. Фрейд З. «Психология бессознательного». — Москва: Просвещение, 1990. 480 С.

4. Фрейд З. «Лекции по введению в психоанализ». / Перевод Г.В.Барышниковой-М: Алетейя СПб, 1990. 1025 С.

5. Юнг К. Г. «Отношения между Я и бессознательным» — М.: Х.Г.С, 2003. 548 С.

6. Фромм Э. «Мужчина и женщина» . — М.: Медиум, 1993,-580 С.

7. Хорни К. «Собрание сочинений» в 3-х т.. — М.: Смысл, 1997.

8. Хорни К. Самоанализ. Изд.М.-ЭКСМО, 2002 -448 С.

1. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: Учебное пособие — К.: Ника-Центр, 2001.-560 С.

2. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / пер. с англ. В. Старовойтова. — М.: Гуманитарий АГИ, 1996. — 448 С.

3. Дадун, Роже. Фрейд. — М.: Х.Г.С, 1994. — 512 С.

4. Иовчук М.О. Краткий очерк истории философии. Изд.М. 1998-310 С.

5. Лапланш, Ж; Понталис, Жан-Бернар. Словарь по психоанализу / Пер. с фр. Н. Автономовой. — М.: Высшая школа, 1996. 879 С.

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Учебное пособие-М. АРМ,2006.-300 С.

7. Надеждин, Николай. Зигмунд Фрейд. «За гранью сознания». — Майор, 2011. — 192 с. — (Неформальные биографии).

8. Рогалевич Н.Н. Философский словарь, Изд.М.2007.-1200 С.

9. Смит Н. Основные течения бессознательного. Изд.СПБ, 2003.-528 С.

10. Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций. Изд.М.2005.-345 С.

11. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. Учебное пособие. — М., 1996. — 416 С.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и характеристика фрейдизма как социальной и философско-антропологической доктрины. Развития психоаналитической мысли на современном этапе. Теории и концепции неофрейдистов. Основные представители неофрейдизма: Г. Саливан, К. Хорни, Э. Фромм.

реферат [31,4 K], добавлен 25.05.2015

Фрейдизм — философское обобщение психоанализа. Концепция психосексуального развития общества и индивида. Основные постулаты психоанализа. Роль культуры в развитии социальных отношений. Роль личности в культуре. Теологические представления Фрейда.

доклад [27,0 K], добавлен 28.09.2008

Рассмотрение сущности, философской природы, отличительной особенности (обращение к человеку, ориентированного на постижение его психики), вклада Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Эриха Фромма и Карена Хорни в развитие психоанализа как научной дисциплины.

реферат [30,2 K], добавлен 28.03.2010

Смысл слова «философия». Этика и диалектика Сократа. Учение Платона о космосе, человеке, обществе. Сущность и психологический смысл психоанализа в учениях З. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера. Основатели и представители кинизма и стоицизма, разница их позиций.

реферат [52,5 K], добавлен 27.06.2010

Краткий обзор истории психоанализа до Юнга. Историческая эпоха, предшествовавшая появлению Юнга как психиатра. Подробный анализ его философско-автобиографического труда «Воспоминания, сновидения, размышления». Аспекты философии психоанализа и психиатрии.

реферат [36,9 K], добавлен 06.05.2013

Проблема соотношения материального и идеального в философии. Сознание как форма жизнедеятельности человека, мышление и язык. Влияние современной цивилизации на психическое здоровье личности. Сущность психоанализа З. Фрейда и теории «архетипов» К. Юнга.

контрольная работа [18,1 K], добавлен 06.04.2010

Основные положения философии Фрейда — австрийского психолога, невропатолога, психиатра, исследующего явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления. Работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции. Сознание в философии ученого.

контрольная работа [33,5 K], добавлен 24.05.2015

Сущность и основные принципы мифогенной и гносеогенной концепции происхождения философии. Характеристика концепции фрейдизма и неофрейдизма. Особенности формирования и основные черты человеческой личности. Тенденции развития современной цивилизации.

контрольная работа [32,4 K], добавлен 25.08.2012

Понятие бессознательного. Общая характеристика, место и роль проблемы бессознательного в работах Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Анализ мотивационной структуры личности. Бессознательное как источник внутреннего конфликта, его взаимосвязь с психоанализом.

реферат [32,8 K], добавлен 21.12.2010

Анализ жизненного пути и научной деятельности Зигмунда Фрейда — австрийского психиатра, психолога, невропатолога, основоположника психоанализа. Психологическая концепция Фрейда. Психоанализ и новое понимание человека. Вытесненная культура и чувство вины.

реферат [26,7 K], добавлен 29.03.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://revolution.allbest.ru/philosophy/00420946_0.html

Фрейдизм и неофрейдизм

История и основные этапы разработки Зигмундом Фрейдом общепсихологической теории строения психического аппарата как энергетической системы. Понятие фрейдизма как обозначения различных школ, применяющих психологическое учение ученого, их достижения.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления18.01.2016
Размер файла20,4 K

к основным достижениям психоанализа фрейдизма относятся

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Психоаналитическая философия как направление, представители которого исследуют психику человека. Этапы становления психоанализа, его основные принципы. Особенности фрейдизма, аналитическая психология, неофрейдизм и американская школа культурантропологии.

статья [14,9 K], добавлен 14.03.2012

Этапы исследования неврологии Зигмундом Фрейдом, его достижения в данной области. Основные концепции, разрабатываемые ученым, уровни возбуждения нервных элементов. Эмоции как усиление или уменьшение чувства дискомфорта в глубине мозга, их характер.

презентация [584,7 K], добавлен 18.11.2013

Особистість в «описовій психології» В. Дільтея й Е. Шпрангера. Типологія особистостей О.Ф. Лазурського. Фрейдизм і неофрейдизм. Гуманістичні теорії особистості. Особистість у культурно-історичній теорії Л.С. Виготського. Концепція особистості Г.С Костюка.

контрольная работа [38,8 K], добавлен 25.04.2009

Превращение фрейдизма в социологическую и культурологическую доктрину в основе неофрейдизма. Социальный характер как центральное понятие учения. Типы социального характера. Проблемы коллективного бессознательного. Теория К. Юнга об архетипах культуры.

реферат [38,2 K], добавлен 24.06.2011

Понятия, проблемы и идеи психоанализа — психологической теории, разработанной в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Основные направления теории, их произведения. Школы и разделы психоанализа, его влияние на науку.

презентация [282,4 K], добавлен 21.12.2013

Альфред Адлер как основоположник индивидуальной психологии. Жизненный путь ученого, его труды и идеи, разногласия во взглядах с Зигмундом Фрейдом. Основные положения работы «Очерки по индивидуальной психологии» Адлера, рекомендации и разработка методик.

реферат [26,4 K], добавлен 18.08.2009

Применение глубинной психологии для изучения бессознательных психических процессов. Основные положения теории психоанализа, разработанной австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Структурная модель психики, ее защитные механизмы и виды нарушений.

презентация [921,1 K], добавлен 13.06.2012

Философия и психоанализ. Основные понятия и идеи фрейдизма. Психоанализ Фрейда. Особенности воззрений последователей З. Фрейда. Фрейд и неофрейдизм. Проблемы онтологии в психоанализе. Психоанализ и франкфуртская школа.

курсовая работа [45,5 K], добавлен 14.12.2002

Анализ теории З. Фрейда — австрийского врача и психолога, основателя метода лечения неврозов, названного психоанализом и ставшего одним из наиболее влиятельных психологических учений ХХ в. Сущность жизни и смерти. Неофрейдизм и «культурный» психоанализ.

реферат [116,6 K], добавлен 14.12.2011

Анализ понимания личности с позиций двух направлений: бихевиоризма и фрейдизма. Особенности процесса становления личности в обществе. Предпосылки развития личности в обществе. Бихевиористическое направление в психологии. Теория личности Зигмунда Фрейда.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 29.08.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00633686_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *