Интервью «о профессии психолог» — интервью с психологом

30.03.2019

Вопрос: А лично Вам знания по психологии в обычной жизни помогают, и применяете ли Вы их к окружающим людям?

Интервью «о профессии психолог»

страница1/6
Дата14.02.2016
Размер0,72 Mb.
ТипИнтервью

Исследовательские интервью «о профессии психолог»

Сделаны студентами 1 курса факультета психологии

Исследовательское интервью

Голубевой Анастасии.

«Представление о профессии»

  1. Респондент – школьный психолог Любовь Михайловна. Стаж работы 4 года.
  2. Цель – узнать, чем занимается школьный психолог.
  3. Задачи:

— узнать, почему выбрали эту профессию

— узнать, как развивалась психологическая деятельность

— узнать, насколько интересна профессия школьного психолога

— узнать с какими проблемами сталкивались во время работы психологом

— узнать даёт ли профессия школьного психолога жизненный опыт и помогает ли решать свои личные проблемы

— узнать каково различие между нашей и заграничной психологией

Письменная форма интервью:

Вопрос: Какое учебное заведение вы заканчивали?

Ответ: Поморский Государственный Университет.

Вопрос: У вас есть ещё какое-нибудь образование помимо школьного психолога?

Ответ: Да, есть. Учитель начальных классов. Это мое первое образование. Сейчас я совмещаю эти две работы.

Вопрос: Почему вы решили пойти в психологическую деятельность?

Ответ: Мне нравится взаимодействовать с людьми, хочется помогать людям. Я считаю, что я умею сочувствовать, умею находить нужные слова в трудной ситуации. Люди нуждаются в помощи, и я готова им её дать!

Вопрос: Давно ли вы работаете психологом?

Вопрос: Как развивалась ваша образовательная психическая деятельность?

Ответ: Сначала я решила для себя, что мне интересно. Затем я стала пробовать на практике, те же различные тренинги. Читала разную литературу. И только потом поняла что мне на самом деле интересно.

Вопрос: Какие методики вы использовали в своей работе?

Ответ: Различные. Я использую игротерапию, сказкотерапию и арттерапию.

Вопрос: С какими проблемами вы сталкивались в своей работе?

Ответ: Очень страшная ситуация, когда приходит подросток с попыткой суицида. И нужно срочно ему помочь, и он не знает, как поступить и для чего ему жить. Страшно сказать, что-то не то и разрушить его жизнь. И боишься не правильно подобрать слова в беседе с ним, боишься, что- то не то сказать. Приходится не показывать отчаяние, быть спокойной. И дать понять подростку, что ему нужно жить. В моей практике было 3 таких ситуации, все остались живы.

Вопрос: Посещали ли вы какие-нибудь тренинги, семинары?

Ответ: Безусловно. У нас происходит обучение в центре «Ледо» по средам. Проходят разные тренинги.

Вопрос: Что вы можете сказать о заграничной психологии?

Ответ: Там общество готово принять психолога. Для них это нормально и естественно – пойти и рассказать свои проблемы и переживания. И получить помощь. Психолог для них очень значимый человек. А в России люди все еще не готовы принимать помощь от постороннего человека. Для них то, что они пойдут рассказывать кому то о своих проблемах.

Вопрос: Какие направления в психологии вам более интересны?

Ответ: Пока не могу сказать. Мне все интересно, везде пробуюсь.

Вопрос: Даёт ли вам ваша работа жизненный опыт?

Ответ: Безусловно. Опыт даёт громадный. Становишься более осторожной в выражениях. Становишься более открытой, потому что хочешь, чтобы тебе доверяли и показываешь, что можно доверять людям. Больше чувствуешь окружающих.

Вопрос: Помогает ли вам ваш опыт решать свои личные проблемы?

Ответ: Вот на самом деле ведёшь себя как принято в семье. Можно помочь кому то, но сам себе ты помогаешь не как принято в науке, а как привык.

Вопрос: Как вы считаете, какие качества для работы психологом необходимы?

Ответ: Открытость, умение чувствовать окружающих. Психологу, я считаю, ещё нужна справедливость. Должны быть обязательно свои жизненные устои, иначе без них можно запутаться. Твердость характера так же должна присутствовать. И умение разделять работу и дом, когда ты на работе нужно забыть про другие какие-то проблемы, отложить всё на второй план. И дома так же, ведь на работе иногда получишь столько информации, будешь переваривать её в себе и тогда как человек просто напросто можно исчезнуть.

Вопрос: Какие негативные стороны работы психолога?

Ответ: Ты можешь переживать слишком много, в итоге всякие болезни. Чувство вины это я считаю негативная сторона в психологии. Если ты чувствуешь вину за то, что он сделал – это плохо. Нужно стараться переложить ответственность за жизнь человека на самого человека.

Вопрос: Как вы считаете, какое оборудование должно быть у психолога в кабинете?

Ответ: Ну, во-первых, обязательно техническое оснащение, потому что нужно иметь возможность делиться своим опытом и в то же время учиться. Какую-то библиотеку обязательно нужно иметь. Магнитофон, диски с расслабляющей музыкой. Удобное кресло для клиента обязательно. А так много ещё чего нужно, сразу и не перечислить.

Вопрос: Какое дальнейшее будущее вы видите для психологии?

Ответ: Общество надо готовить с детских лет к присутствию психолога в их жизни. Психологи нужны для людей. Сейчас в школах стали сокращать эту профессию. Администрация города не видит необходимости в том, чтобы мы работали в учебных заведениях. Нужно доказывать им, что мы нужны, что в нас есть необходимость!

Анализ: Мне очень понравилась брать интервью у Любови Михайловны. Мне было интересно слушать её ответы на мои вопросы. Человек был полностью открыт для беседы и отвечал на все вопросы с охотой. Я уверена, что ответы, которые мне были даны, являются правдой. И это интервью полностью достоверно.

Из этого интервью я узнала, какова же работа школьного психолога, насколько она трудна и интересна. Я поняла, что быть школьным психологом не так уж и легко. Но эта профессия очень важна для общества. И, к сожалению, само общество пока этого не понимает.

Интервью Сас Агнии:

1.Респондент — Амосова Евгения Александровна, Старший психолог отдела охраны ФБУ Архангельской АВК УФСИН России по Архангельской области, старший лейтенант внутренней службы. Исследовательское интервью «Представление о профессии практического психолога».

2.Цель -составить представление о профессии практического психолога и расспросить респондента о различных аспектах психологии как профессии.

расспросить респондента о том, как он пришёл в профессию практического психолога;

расспросить о том, какой именно психологией респондент занимается сейчас;

расспросить респондента о том, как он понимает смысл своей профессии;

узнать мнение респондента о том, какими личными качествами должен обладать профессиональный практический психолог, и что ему может помешать в работе;

узнать какую роль играет психология в жизни современного практического психолога вне работы;

расспросить о том, с какими видами психологии респондент сталкивался помимо своей специализации, и о наиболее перспективах различных направлений современной психологии;

3. Письменная форма интервью.

Вопрос: Евгения Александровна, как и когда Вы поняли, что хотите быть практическим психологом?

Ответ: После окончания школы пришла в институт просмотрела информацию о различных факультетах и меня заинтересовала медицинская психология, потому что я всегда хотела помогать людям, а здесь такая возможность проявить себя, научиться решать различные проблемы во взаимоотношениях, помогать себе, близким людям и не только.

Вопрос: А где вы учились? По какой специальности?

Ответ: Я окончила Северный Государственный Медицинский Университет, по специальности медицинский клинический психолог.

Вопрос: Когда вы начали заниматься деятельностью практического психолога?

Ответ: 8 лет назад пришла работать в УФСИН, и нисколько не жалею.

Вопрос: Вы являетесь практическим психологом, какими именно видами психологии Вы сейчас занимаетесь?

Ответ: Это довольно обширный список туда входят и общая психология, и медицинская клиническая, психологическое консультирование, психокоррекция, психодиагностика и некоторые другие.

Вопрос: Вы всегда хотели работать в УФСИН или раньше об этом даже не думали?

Ответ: Да, я всегда хотела здесь работать, мне интересна эта сторона жизни.

Вопрос: С какими наиболее частыми проблемами клиентов Вы сталкивались в своей деятельности?

Ответ: Ко мне обращаются с различными проблемами, наиболее частыми являются семейные проблемы, проблемы отношений с детьми, родителями, супругой (супругом), коллегами, внутриличностные конфликты, конфликты с окружающими и многие другие проблемы психологического характера.

Вопрос: Вы не могли бы припомнить наиболее интересный случай из практики?

Ответ: Так сразу и не вспомнишь, а хотя нет, был один довольно интересный случай на моей памяти. Ко мне однажды женщина пришла, у неё были довольно сильные и частые приступы астмы, она задыхалась. На работе ей даже на пенсию предложили выйти. А у неё в это время в семье складывались довольно натянутые отношения с мужем, он из дома кажется, одно время, собирался уйти. Но, как только, у неё начинались приступы астмы, мужу приходилось оставаться дома, ухаживать за ней. А так как астма относится к списку психосоматических заболеваний, то я посчитала, что смогу ей помочь. После нескольких визитов ко мне она осознала истинную причину своей болезни, и астма у неё прошла.

Вопрос: Практическая психология является для Вас любимой работой или может быть чем-то иным?

Ответ: Деятельность практического психолога приносит мне удовольствие и удовлетворение, так как я осознаю, что приношу людям пользу.

Вопрос: Какой смысл Вы вкладываете в понятие профессиональный практический психолог?

Ответ: На мой взгляд, профессиональный психолог это человек, который способен оказать высококвалифицированную помощь в любой жизненной ситуации.

Вопрос: Как вы думаете, какой и насколько сильный вред статусу профессиональной практической психологии наносит психология житейская, обыденная, или возможно вы в корне не согласны с такой формулировкой?

Ответ: Я скорее склонна предполагать, что обыденная или житейская психология больше приносит пользы нежели вреда, ведь довольно часто житейский психолог имеет гораздо больший опыт в разрешении обыденных проблем, тех с которыми он сам не раз сталкивался, и может поделиться этим опытом с другим, а вот уже перенимать этот опыт или нет человек должен сам решить, конечно лучше обратиться к профессиональному психологу, с образованием, знаниями, дипломом наконец, и он уже будет ответственен за результат, в отличии от психолога житейского, но не всегда есть время и средства чтобы обратиться к профессионалу, и тогда обыденная психология бывает очень даже к месту, особенно если помощь заключается в том чтобы просто выслушать человека, так бывает довольно часто.

Вопрос: Какие качества необходимы, по-вашему, мнению, профессиональному практическому психологу для работы?

Ответ: В первую очередь это, конечно же, терпение и умение слушать, понимать. Также необходимы знания, образование, желателен опыт работы, одним словом профессионализм. Компетентность тоже довольно важное качество, уравновешенность, умение войти в контакт, поддержать диалог, задать нужный вопрос в нужное время.

Вопрос: А какие качества могут помешать, и какие проблемы возникнуть при работе?

Ответ: При работе могут помешать вспыльчивость, импульсивность, агрессивность, рассеянность, невнимательность. Чаще всего на практике приходится решать такие проблемы, как проблема дистанцирования при первой встрече психолога и клиента, проблема налаживания доверительных отношений между ними, и другие.

Вопрос: Мы знаем, что у практического психолога, как и у врача, есть непреложный закон о неразглашении тайны клиента. А какие ещё законы существуют в практике психолога?

Ответ: Да, действительно, это самое важное правило для психолога. Но существуют и многие другие, например, ещё одно «врачебное» правило не навреди.

Вопрос: А какими другими правилами вы руководствуетесь при работе с клиентами?

Ответ: Лично я руководствуюсь ещё несколькими правилами: оказывай только качественную помощь, клиент должен всегда стоять на первом месте, также нельзя «подсаживать» клиента на эту самую помощь, то есть делать так, чтобы он постоянно нуждался в тебе, если такой надобности больше нет, работа это конечно способ зарабатывания денег, но всё-таки помогать нужно на совесть.

Вопрос: А лично Вам знания по психологии в обычной жизни помогают, и применяете ли Вы их к окружающим людям?

Ответ: Да, помогают и довольно часто. Я применяю эти знания в семейной, личной жизни, общении с друзьями, и в других ситуациях, а как именно, это мой маленький секрет.

Вопрос: Могут ли эти знания помешать, профессиональная деформация, например?

Ответ: Сейчас они мне не мешают, и хочу, чтобы в будущем они по-прежнему приносили мне только пользу, на личном опыте я пока не сталкивалась с профессиональной деформацией, возможно потому, что у меня сравнительно небольшой опыт работы?

Вопрос: Как воспринимают Ваши друзья и знакомые то, чем Вы занимаетесь?

Ответ: Друзья и близкие люди меня понимают и положительно относятся к моему роду занятий, они знают, что для меня это интересно и важно.

Вопрос: Что нового вы узнали с тех пор как окончили институт, может быть, овладели какими-либо новыми техниками профессии?

Ответ: Сравнительно недавно я обучалась работать с кризисными состояниями человека, с людьми которые уже совершали попытки суицида, овладела нейролингвистическим программированием.

Вопрос: Какие направления в психологии, на Ваш взгляд, наиболее перспективны? И почему?

Ответ: Я думаю, что наиболее перспективным направлением в современной психологии, во всяком случае, у нас в России является семейное консультирование, оно помогает сохранить семью, то есть воспитать следующее поколение полноценных людей, которые будут понимать и сознавать всю ценность такого института как семья в современном обществе. Именно поэтому семейное консультирование должно развиваться и совершенствоваться.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать ситуацию развития психологии в нашей стране на современном этапе её развития?

Ответ: Отечественная психология считается довольно молодой наукой, хотя во времена СССР её и наукой-то не считали, думаю отчасти, поэтому понимание необходимости психологии для общества у нас ещё не до конца оформлено. Зачастую, люди вообще путают психолога и психиатра, часто считается зазорным пойти к психологу со своими проблемами, ведь реакция окружающих может быть неоднозначной и более чем странной, слишком многие люди зависят от мнения общества, а пойти к психологу, это значит признать, что у тебя есть проблемы, ты не слишком успешен, общителен, у тебя не складывается личная жизнь. Многие до сих пор не могут понять, что осознание проблемы это уже шаг по пути к её решению, а именно психолог может и должен в этом помочь. Вследствие всех этих предрассудков господствующих в обществе и сложившейся исторической ситуации развитие Отечественной психологии стоит на довольно низкой ступени и оставляет желать лучшего.

Вопрос: Насколько востребована профессиональная психология в обществе, значима ли она для современного человека?

Ответ: Профессиональная психология востребована в обществе, но опять же не все понимают насколько. Конечно же, она значима для современного человека, живущего в городе, вечно спешащего, остающегося во всей этой суете со своими многочисленными проблемами, из которых впоследствии возникают различные неврозы, стрессы, другие отклонения, которые явно не делают нашу жизнь приятнее и счастливее.

Вопрос: Какие новые направления психологии могут развиться в будущем времени?

Ответ: Думаю о будущем, по крайней мере, в Отечественной психологии, говорить ещё рано, пока в ней должны развиваться все существующие сегодня направления, немного позже, когда она перейдет на более высокий уровень, будет понятнее, какие направления окажутся перспективными, а какие наоборот тупиковыми.

4. Анализ-отчёт.

Во-первых, было довольно познавательно поговорить с интересным человеком, который уже не один год является практическим психологом, имеет опыт работы, осознаёт свою важность и значимость, нашёл своё место в жизни и занимается любимым делом, которое приносит удовольствие, узнать о том, как человек вообще пришёл в эту профессию.

Во-вторых, Евгения Александровна довольно открытый человек, но на некоторые вопросы она отвечала довольно туманно, на некоторые вопросы давала очень краткие ответы.

В-третьих, мне было интересно узнать мнение специалиста о востребованности психологии в современном обществе, её пути развития в дальнейшем.

В-четвёртых, моё представление о практическом психологе после этого разговора уже не такое абстрактное, стало более точным, и теперь я понимаю, что хочу заниматься именно этим видом деятельности, так как для меня это интересно, важно, даже необходимо, ведь с помощью неё можно не только помочь другим, что тоже важно, но и понять себя и окружающих, а познав себя, будет намного проще помогать решать различные жизненные ситуации другим.

Но также, в ходе интервью, открылись и некоторые минусы этой профессии, например то, что психология как наука ещё не до конца понята и осознана современным обществом, у нас в стране она не востребована, так как за рубежом, многие вообще не хотят понимать, что практическая психология необходима современному человеку, потому что она может помочь во многих жизненных ситуациях.

Брать интервью у Евгении Александровны было очень приятно, она старалась отвечать правдиво, её ответы, на мой взгляд, друг другу не противоречили. Беседовать с образованным и знающим человеком всегда интересно, именно таким человеком она и оказалась.

Интервью Ларионовой Александры

1. Респондент- кандидат психологических наук Е.С. Стаж работы в профессии 15 лет (с 1993 года).
2. Цель узнать мнение респондента о профессии психолога.
3. Задачи:
— расспросить о том, как респондент пришел в профессию психолога;
— расспросить о том, писал ли респондент исследовательскую деятельность, и на какую тему;
— расспросить о том, какими видами деятельности занимается респондент в настоящее время;
— узнать мнение респондента о профессии психолога в настоящее время;
— расспросить о том, как представляются плюсы и минусы этой профессии.

Письменная форма интервью:


Профессия психолога это ваше первое образование?

Кто вы по первому образованию?

Как вы пришли в профессию психолога?

Закончив исторический факультет, не хотелось работать учителем истории, поступило предложение учиться на психолога при АОППК. Мне эта идея понравилась, и я согласилась. Были годичные курсы от Ленинградского университета.

Вы занимались какой-нибудь исследовательской деятельностью?

Да, я писала диссертацию.

Какова тема вашей диссертации?

Тема моей диссертации звучит следующим образом: Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.

Почему вы выбрали именно эту тему? Чем она вас привлекла?

В тот момент я работала в институте развития ребенка, вела тренинги с родителями умственно-отсталых детей.

Какие трудности у вас были при написании диссертации?

Трудности возникли при работе над практической частью, при выполнении которой необходимо было проводить тренинги, что очень сложно и энергозатратно. Тренинги приходилось проводить по выходным, так как и я, и родители детей работали, поэтому самым удачным вариантом их проведения были именно выходные.

Какую пользу, на ваш взгляд, принесла окружающим ваша работа, ваши исследования?

Крайне редко психологи работают с родителями детей-инвалидов, в чем и заключалась актуальность темы диссертации. Нами была разработана система работы с этими родителями, указана ее значимость.

Довольны ли вы проделанной вами работой, исследованиями и результатами их?

Какими видами деятельности вы занимаетесь сейчас?

В настоящее время я преподаю психологию в Архангельском Педагогическом колледже, в Поморском Государственном университете, то есть
педагогической психологией, так же я работаю школьным психологом, и одновременно занимаюсь консультируем.

В какой сфере вам нравится работать больше всего и почему?

Честно говоря, на этот вопрос сложно ответить, в принципе мне нравиться все сферы, но особенно и ближе всего мне педагогическая психология и консультирование.

С какой категорией людей вам больше всего нравиться работать: со взрослыми или подростками?

Мне ближе всего подростки, они еще не циничны, им не надо доказывать, что психология важна в жизни.

Какие направления в психологии вы считаете более актуальными?

Я считаю, сто более актуально в наше время социальное направление в психологии, оно не только более значимо, оно и одно из моих любимых.

Что значит, по вашему мнению, работать психологом?

Работать психологом это адский, тяжелый труд, каждый день ты что-то отдаешь без надежды на получения чего-либо взамен.

В чем сложность профессии психолога?

Сложность в том, что постоянно решаешь сложные проблемы, знаешь, что посоветовать нельзя, что человек сам должен выбрать верный путь, от чего порой становишься циничным.

Какие позитивные стороны в профессии психолога?

Психология приносит безумную радость, осознание того, что благодаря тебе что-то изменилось, люди выходят из труднейших ситуаций, восстанавливается взаимоотношения, появляется толерантность.

Каким, по вашему мнению, должен быть психолог?

На этот вопрос я отвечу кратко, самое важное, чтобы он был личностью.

Применяете ли свой психологический профессиональный опыт в личной жизни?

Пытаюсь, но как мне кажется, это мешает жить так, как живут все остальные!

Помогают ли вам знания психологии в вашей жизни?

Я думаю, да, но ты, зная психологию, не можешь поступить в какой-то ситуации так, как в них поступили бы люди, ее не знающие, ты постоянно анализируешь себя, свои действия, свои поступки, свое поведение.

Есть ли у вас знакомые- психологи?

Да, конечно! Очень много, от практических психологов до докторов наук, авторы книг.

Беседуете ли вы с ними при встречах на психологические темы?

Обязательно, мы постоянно делимся опытом, мы постоянно друг от друга узнаем что-то новое!

Как вы считаете, профессия психолога актуальна в наши дни?

Я считаю, что да, но эта актуальность определяется несколькими вещами:
Кто-то сказал, что твоя значимость и актуальность заключается в том, сколько тебе платят и могут ли отпустить с работы, когда тебе это необходимо.
Наблюдается несоответствие: отпустить тебя не могут, потому что ты нужен, а судя по зарплате, в тебе не очень-то и нуждаются. А если серьезно, то в наши дни люди поняли, что психология важна и необходима.

Помочь людям разобраться в себе и в жизни.

Какие замечания и пожелания вы могли бы внести в подготовку молодых специалистов-психологов?

Больше внимания уделять вопросам психогигиены, учить защищаться от чужих проблем, не брать их на себя!

Что вы можете посоветовать из личного опыта тем, кто собирается получить образование психолога?

Существует две категории тех, кто учится на психолога:
Первые — это те, кто решил получить модную специальность;
Вторые — это те, кто выбрал эту профессию для того, чтобы работать, а так же для себя!
Так вот, первым я советую: учитесь для себя! Психология пригодиться в жизни. И вообще учиться весело!
А тем, кто собрался работать, я желаю, не забывайте о том, что учиться надо весело, но в первую очередь учиться! Никогда не быть уверенным, что ты знаешь все и больше общаться с практическими психологами, не упускайте возможность расширять свои знания!
Спасибо!

На мой взгляд, интервью прошло хорошо! Респондент довольно-таки серьезно отнесся к вопросам и вообще подошел к интервью. Он четко и доступно для меня отвечал на поставленные ему мною вопросы, что помогло мне самой частично осознать, что же за профессию я выбрала! Я согласна с респондентом, что работа психолога очень сложная, очень важная. Пусть не каждый осознает эту важность, но мы- то психологи должны это осознать, и быть уверенными в своей позиции. Наша беседа проходила в уютной домашней обстановке, поэтому я заметила, что респондент был, как и я заинтересован в затронутой нами теме, ведь он как никто другой понимает, насколько важна она в настоящее время. Его ответы на вопросы заставили меня подумать, когда будет стоять выбор между отраслями психологии: социальной, педагогической и юридической; что же я выберу?! Я полностью согласна с мнением моего респондента, и хотела бы его поблагодарить за столь серьезное и важное открытие для меня! Судя по тому как респондент отвечал на вопросы, а особенно его ответ на первый вопрос, я поняла, что профессия психолога интересная, серьезная.

Источник: http://psihdocs.ru/interveyu-o-professii-psiholog.html

Интервью с психологом

интервью с психологом

Лично мне нравится отвечать на вопросы. Хороший вопрос не только приносит ответ тому, кто его задает, но и часто способствует упорядочиванию информации у того, кто отвечает. Вот такое интервью с блогером Алёной Набоковой получилось у нас за чаем.

Константин, добрый вечер. Известно, что в Америке, например, поход к психологу – это, если не обязательная часть жизни, то, как минимум, норма для уважающего себя гражданина. А как в России, и почему?

– Добрый. Я бы сказал так, что люди пока мало склонны обращаться со своими проблемами к психологам. Причин тому немало. Идти к специалисту решать проблемы – это довольно сложно любить, согласитесь. Будь то стоматолог или психолог. Ну а причины такого положения дел можно найти и в культуре, и в наследии советского строя, и в относительной молодости профессии, да и в качестве некоторых психологов.

– На счет качества: как же отличить профессионального психолога от непрофессионального?

– Вопрос непростой даже для психолога. Предварительно это сделать довольно сложно. Но все же можно ориентироваться на следующие показатели, указывающие на непрофессионализм:
1. Откровенный и нескрываемый уклон в эзотерику.
2. Жёсткая категоричность в суждениях, навязывание того, как человеку следует поступать.
3. Обилие прямой саморекламы.

Если же рассматривать случай, когда клиент уже находится в процессе работы, то следует ориентироваться на результат. Становится ли ему лучше от посещений психолога, меняется ли та ситуация за помощью в которой он пришел? И сохраняет ли он автономность, не попадает ли в зависимость от посещений психолога? Это, кстати, очень важный момент. Терапия может занимать изрядное количество времени, но значит так необходимо для работы, а не для того, чтобы психолог сделал вас зависимым от себя. Профессионал будет способствовать развитию вашей самостоятельности.

Это действительно важный момент – не впадать в зависимость. Как считаешь, что страшнее и вероятнее: попасть в состояние зависимости от обращений за психологической помощью или в зависимость от конкретного психолога?

– На мой взгляд, любая зависимость здесь нежелательна. Что касаемо вероятности, и та и другая ситуация примерно равновозможны.

Существует понятие врачебной этики. А что недопустимо в работе психолога?

– И в нашем деле есть определенная этика работы, которая опирается на два основных принципа. Первый – это конфиденциальность, подразумевающая, что все, с чем мы встречаемся на консультации, не покидает пределов рабочего кабинета, не разбалтывается. Второе – это соблюдение ролей. Клиент – это всегда клиент, а специалист – всегда должен оставаться специалистом, не пытаясь стать другом, спасателем, или родителем. Также недопустимо делать что-то за человека. Если уж мы беремся помогать, то и должны помогать. Вместе, а не вместо.

Ты говоришь, что терапия может занимать достаточное количество времени, в среднем, сколько требуется консультаций психолога?

– На этот вопрос нет общего ответа, даже приблизительного. Количество консультаций зависит от того, кто пришел, с каким запросом, и к какому психологу. В том числе приверженцем какого направления этот психолог является. У нас есть методы краткосрочной терапии, рассчитанной на несколько сеансов, и долгосрочной, где можно систематически посещать психолога не один год.

А как бы ты посоветовал выбирать психолога?

– Предварительно ознакомиться с какой-нибудь информацией о его работе. Это может быть, например, рекомендация от кого-то из знакомых. Или почитать какие-нибудь его статьи, посты в социальной сети. Привлекло ли чем-то? Нравится ли, на какой волне этот человек? Но в любом случае помните, что это будет определенный риск: ваш это специалист окажется или не ваш.

Расскажи, что самое сложное в твоей работе?

– Когда как. Иногда самое сложное – это распутать нагромождение чувств, причин и следствий, с которым пришел человек и привести в порядок то, что нужно. Иногда самое сложное – работать с тем, кому помощь, в сущности, не нужна, проблема нужнее. Не всегда это можно понять сразу.

И с какими проблемами к тебе чаще всего обращаются клиенты?

– При всем при том, что я не позиционирую себя как психолога-универсала, берущегося за любые проблемы, темы обращений бывают разные. Это и ощущение тупика в чем-то, ощущение потерянности в жизни, отношения взрослых детей с родителями, страхи и стрессы.

Может ли психолог гарантировать результат своей работы?

– Не думаю. Поскольку мы имеем дело не с результатом только его работы, а с совместным результатом: клиента (прежде всего) и психолога. Это и даёт изрядно неопределенности, так как клиент всегда может исказить, саботировать, или проигнорировать информацию, которая точно могла бы ему помочь.

Есть ли смысл в таком случае воспользоваться бесплатными услугами, которых сейчас тоже немало? И может ли быть эффективной бесплатная психологическая помощь?

– Да, вполне может, я считаю. Но, как и многие другие вопросы, этот не имеет однозначного ответа для всех, поскольку каждый случай создает конкретика: кто, к кому, с чем и зачем.

Ага, а является ли тогда стоимость услуг психолога показателем качества его работы?

– Не особо. Стоимость услуг является показателем насколько психолог оценивает свою работу. И у нас в сфере психологической помощи достаточно много неадекватных цен. Как в сторону их дороговизны, так и в сторону их дешевизны. Вероятно, одни психологи рассчитывают на очень платежеспособных VIP-клиентов, а вторые рассчитывают взять количеством.

Лично моя позиция здесь такова: услуги психолога должны быть доступны, но не должны быть дешевы. Это серьезная работа, которая должна оплачиваться соответствующе.

И как же обычному человеку понять, когда ему пора обратиться к профессиональному платному психологу и что оно того стоит?

– Если человек чувствует, что «подзавис» в чем-то, что ему не нравится, и, несмотря на его попытки, ситуация либо не меняется, либо повторяется, а то и вовсе ухудшается. Оно того стоит, поскольку раз есть такие специалисты, то почему бы не обратиться к ним? Обычно мы всегда так поступаем в других сферах жизни, если не можем справиться сами. Обращаемся к автомеханикам, тренерам, консультантам всяким. Желание с чем-то разобраться самостоятельно или с наименьшими затратами – это хорошо, с одной стороны, но, с другой стороны оно может привести к тому, что время будет потеряно «не туда», а неприятная ситуация усугубится.

В таком случае, насколько на твой взгляд психологическая грамотность важна для обывателя?

– На мой взгляд, психологическая грамотность важна, поскольку, если призадуматься, то психология пронизывает все сферы нашей жизни. К сожалению, несмотря на обилие информации психологического толка и множество психологов, грамотность людей в этом отношении пока не особо возрастает. Появляются лишь новые искажения, «кривое» понимание и глупые действия на этой основе. В результате люди продолжают совершать ошибки и бесконечно возиться с их последствиями. И мы имеем явный недостаток «инвестиций» в здоровое общество.

Психологической и псевдо-психологической информации действительно стало очень много на просторах интернета. Видимо, есть спрос у общества, есть такая потребность. Действительно ли, что обладая минимальными знаниями по психологии, человек может сам разобраться с нарастающими проблемами и стрессами, и не доводить до обращения к профессионалу? Или есть грань, где человек сам не в состоянии справиться?

– Психологически грамотный человек может обладать хорошими возможностями по предотвращению всяческих проблем, имея в своем арсенале понимание и кое-какие инструменты. Главное – пользоваться этим. И не запускать ситуацию. В психологии мы практически всегда имеем дело с запущенностью: кто-то когда-то не уделил внимания чему-то, хотя стоило бы. Грань есть, но у каждого своя. Мы же разные по силам и возможностям.

Сейчас также стали очень популярны различные психологические тренинги. Кому, на твой взгляд, они могут быть полезны?

– Тому, кто хочет почерпнуть какие-то знания по интересующей его теме, попробовать что-то практическое и готов дальше продвинуться самостоятельно. Хороший психологический тренинг дает человеку информацию, некоторые инструкции и помогает «тронуться с места», сделать первый шаг. Но чтобы это все помогло, важно перейти к последующим шагам, иначе пользы от тренинга, кроме интересного времяпровождения не будет. То же самое, в общем-то, можно сказать и про личные консультации.

А что лучше выбрать: психологический тренинг или консультацию психолога?

– Это зависит от темы и от вашей цели. Но в основном индивидуальная работа обладает большими возможностями, нежели тренинг.

Как ты считаешь, можно ли с помощью психолога предотвратить развитие каких-либо психических заболеваний?

– Можно. Часто психические заболевания представляют собой очень запущенные случаи, которые начинались с чего-то не настолько серьезного. Когда-то были эмоциональные нарушения, потом они усугублялись, потом превратились в невроз, на котором человек уже пересек границу нормы и дошел до того, что теперь ему требуется врач-психиатр, а не психолог. Поэтому своевременное обращение за помощью является хорошей профилактикой развития психических отклонений.

Тебе приходилось перенаправлять обратившихся клиентов к психиатру?

– Приходилось. Кто-то сам о том просил, где-то у меня подозрения возникали, что клиент «особый».

А с наркоманами пробовал работать? Удавалось им впоследствии вернуться к обычной жизни?

– Нет, с наркоманами работать не приходилось. Да и не взялся бы за такого человека, поскольку считаю, что один психолог ему вряд ли поможет. Мы же имеем дело не только с психологической, но и с физической зависимостью, так что в первую очередь тут нужен врач-нарколог. Иначе, даже если, условно говоря, голова больше не потянет человека к наркотикам, то привыкшее тело потянет.

Скажи честно, обращался ли ты сам когда-нибудь к психологу?

– Да. Более того, я иногда так делаю. Специфика работы такова, что мы часто затрагиваем довольно непростые, тяжелые темы. Так или иначе, но какой-то негатив «цепляется», и с ним нужно что-то делать. Поэтому иногда надо становиться клиентом. И для серьезно практикующего специалиста личная терапия – это нормально и даже необходимо. Психолог – тоже человек.

И напоследок, какой совет ты бы дал сам себе?

– Двигайся в своем темпе.

Замечательный, универсальный совет. Спасибо. Было очень приятно пообщаться.

Алёна Набокова, Константин Ларин

Источник: http://psykonst.ru/intervyu-s-psihologom/

Интервью с психологом Викторией Анохиной. Разговоры о самооценке.

Нормальная самооценка человека — ключ к счастью и устойчивости. А заниженная самооценка — источник множества проблем. Я пообщалась на эту тему с клиническим психологом Викторией Анохиной.

Вика, привет! Расскажи нашим читателям немного о себе. Где ты училась, почему решила стать психологом, давно ли работаешь по этой специальности?

Привет. Я Вика, работаю клиническим психологом в Психиатрической Больнице №1. Психологией заинтересовалась в восьмом классе, под влиянием рассказов моего дяди. Закончила факультет Психологии МГУ. Кажется, что психологом работаю совсем недавно, но, если посчитать, получается двенадцать лет. А еще у меня есть сын и я, как и большинство людей, люблю спорт и путешествия.

интервью с психологомТы практикуешь гештальт-терапию, а можешь немного рассказать об этом подходе? Чем он отличается от других?

Гештальт – популярное направление психотерапии. Главное, чему учит гештальт, это понимать себя: свои чувства, ощущения, эмоции. В гештальте существует важное понятие — «контакт». Если отбросить эзотерику, контакт — это составляющая качественного терапевтического процесса, содержащаяся в особом доверительном, но аккуратном взаимодействии психолога и клиента. В практике гештальта широко применяются «эксперименты». Например, терапевт и клиент проигрывают заново значимые ситуации, имевшие место в прошлом клиента. Возможность побывать в прошлом, находясь в безопасном пространстве психологической сессии, позволяет больше понять о себе, а, иногда, прожить этот кусочек прошлого иначе. Парадоксальным образом, подобные практики оказывают положительный терапевтический эффект.

Хотелось бы сегодня поговорить о самооценке. Многих беспокоит то, что их самооценка занижена. Но сначала хочется понять, что считать заниженной самооценкой, а что завышенной? Какая самооценка адекватная, а какая – нет?

Интересный вопрос. Мне кажется, что «завышенность» или «заниженность» уровня самооценки – тема, которую не стоит вырывать из ситуационного контекста.

На мой взгляд, самооценка складывается из двух составляющих. Первая — это наши мысли и рассудочные суждения о себе, наших достижениях и промахах, и так далее. Вторая составляющая – это наше внутреннее ощущение от самих себя, собственных мыслей, желаний, действий. В случае, если рассудочный уровень не совпадает с эмоциональным, наша самооценка перестает быть четкой и стабильной. Неадекватно заниженная, или завышенная самооценка часто являются следствием подобных дисбалансов ощущений и рассудочных оценок.

Интересный феномен в том, что многие люди вообще не могут понять, какая у них самооценка. Они то себя красавицами считают, то уродинами, то считают себя успешными, то неудачниками. Какие признаки низкой самооценки и как начать себя оценивать здраво? Может, существуют какие-то тесты на самооценку?

Про неустойчивость самооценки, ее размытость, и о причинах этих явлений я уже говорила. Нестабильность самооценки возникает в ситуации, когда наши логические выводы относительно себя, основанные на анализе окружающих, их реакций и собственной системе ценностей, не совпадает с тем, насколько ты себе нравишься. Тесты, определяющие уровень самооценки, конечно, существуют. Вообще, профессиональное тестирование, применяемое, например, в психиатрии, это совсем не те тесты, что мы видим в лентах соц. сетей. Чтобы не перегружать, скажу просто, что применение тестов за рамками клинической практики часто не целесообразно.

Что формирует у людей неверную самооценку? Родители, общество, СМИ? Как избежать этого влияния и оценивать себя правильно?

Самооценка начинает формироваться с первых дней жизни, даже, пожалуй, на внутриутробном периоде. Это происходит при взаимодействии с матерью, или объектом, ее замещающим. Затем к процессу подключаются другие окружающие – члены семьи, дети в школе, учителя, друзья.

Формирование независимой и устойчивой самооценки – это навык. Если такой полезный навык по тем или иным причинам не был сформирован в семье, его придется формировать самостоятельно. Формирование сложных навыков требует времени и усилий. Многие, считая свою самооценку неадекватной, обращаются к психологу. Психолог может сделать этот процесс более эффективным, научит определять ситуации, в которых человек теряет уверенность, научит поддерживать самого себя. Кроме того, психолог может избавить клиента от интроектов, то есть от не нужных ярлыков и установок. При этом, важно понимать, что психолог не сможет приобрести навык адекватной самооценки за вас.

Нормально ли то, что большинство людей сравнивают себя с окружающими? Кто-то женился, кто-то купил машину, у кого-то должность выше и т.д. Мне кажется, это может быть одним из факторов, способствующим снижению самооценки человека. Но возможно ли всегда сравнивать себя только с собой прошлым и правильно ли это?

То, что мы сравниваем себя с другими людьми вполне естественно и нормально. Это характерное качество человеческой психики приобретено нами в ходе эволюции нашего сознания. Существует теория, что мозг человека стал таким, какой он есть, именно в связи с необходимостью социального взаимодействия внутри группы с жесткой иерархической структурой. Кроме того, это наше свойство попросту продиктовано принципом реальности. Проблемы начинаются если этот процесс сравнивания приобретает какие-то крайние степени, например, если человек сравнивает себя постоянно и «фиксируется» на этом. В такой ситуации процесс сравнивания становится навязчивым и вредоносным.

Сравнивать себя с собой прошлым – это скорее техника самоподдержки. Это дополнительный ориентир, ещё один вектор. Вообще, важно не то, что мы получаем за счет сравнения, а то какие стратегии и ресурсы у нас есть для преодоления дискомфорта если сравнение окажется не в нашу пользу (или в нашу). Например, я могу сравнить себя с коллегой и понять, что она успешнее и профессиональнее, чем я. От этого я могу опуститься в океан отчаяния. Понятно, что это не принесет мне ничего хорошего. Существует другой вариант: я могу задуматься о том, что мне нужно сделать, чтобы стать успешным профессионалом, сформировать план действий и приступить к его реализации. Очевидно, что во втором случае, привычка сравнивать себя с окружающими – полезная привычка.

интервью с психологом

Низкая самооценка провоцирует кучу проблем. Человек становится зависимым от мнения окружающих, не уверен в себе, хочет всем угодить, постоянно испытывает чувство вины, боится собственных промахов, ругает себя за малейшую ошибку, замыкается в себе. Как бороться с этим?

Отвечу лаконично и, возможно, несколько банально. Нужно научиться принимать себя таким какой ты есть. Соглашусь с вами, это не просто. Принятие, а вернее, непринятие себя формируется в детском и подростковом периоде под влиянием общения с родителями и близкими. Конечно, подобные психологические особенности сильно укореняются в нашем сознании. Однако постепенно это можно исправить, «перекроить». К хорошему мы привыкаем быстрее! Главное — не уйти в противоположную крайность и не избавиться от здравого и жизненно необходимого критического мышления относительно собственной персоны.

Правильно ли хвалить себя, стоять у зеркала и повторять мантры вроде «я лучше всех»? Не приведет ли это наоборот к завышению самооценки?

Хвалить себя нужно правильно. Не просто «я лучше всех», а «я лучше всех моих знакомых готовлю кексики». Понимаете, похвала должна быть адресной и конкретной. Многие авторы советуют использовать адресную похвалу в воспитании детей. А я считаю, что это подходит и для «воспитания» самооценки. Наш разум не верит и не понимает, что означает «лучше всех». Это абстрактное понятие. И поэтому оно не выдерживает столкновения с реальностью и устоявшимися «скриптами», срабатывающими в нашей психике. Похвалить себя за реальные достижения и шаги при этом очень действенно.

Низкая самооценка у женщин в нашем до сих пор очень консервативном обществе порождает кучу страхов. Например, после 40 (возраст может отличаться) я буду старая и некрасивая, лучше потерплю рядом с собой не любящего меня мужчину, «ведь мне уже 40 лет, кому еще я нужна», и т.д. Возможно ли как-то перепрограммировать свое сознание, чтобы такие мысли перестали пугать и вообще появляться? Связаны ли они с самооценкой?

У нас много страхов и опасений, страх одиночества, страх старости. Часто это связано с нереализованностью, неуверенностью в себе, как в женщине. Часто женщины не чувствуют своей ценности и пытаются это чем-то заменить: заботой о детях и муже, например. И это не только можно, но и нужно менять, психолог вам в помощь.

интервью с психологом

А что ты можешь сказать про такую психологическую защиту как компенсация? Люди с низкой самооценкой зачастую живут в порочном кругу – компенсируя любовь, чувства и эмоции шоппингом, едой, компьютерными играми. Допустим на работе человек занимает низкую позицию – а в интернете он топовый игрок. Или если человека никто не любит – он почему-то заполняет эту пустоту едой. Как бороться с этим?

Во-первых, стоит осознать свои истинные потребности. Зачастую человек не знает о природе своей зависимости или переедания. А, во-вторых, искать прямые способы удовлетворения своих потребностей.

А вот, например, хвастовство – это признак завышенной самооценки или наоборот? Может ли человек с низкой самооценкой хвастаться, чтобы пытаться пустить пыль в глаза окружающим?

Вы не думали, что человек может просто хотеть поделиться радостью или чем-то ему приятным? А мы на него сразу ярлык хвастуна вешаем. Хотя, конечно, хвастовство может быть признаком потребности поддержать неустойчивую самооценку.

Что ты думаешь по поводу того, что большинство наших комплексов заложено в нас родителями? Стоит ли винить маму за то, что ты ничего не добился или может нужно поискать опоры в себе и начать самому отвечать за свою жизнь?

Родители сильно влияют на формирование психики ребенка, это бесспорно. Кроме того, существуют наследуемые качества, например, врожденный темперамент, который может помогать или мешать добиваться успеха. Правильно ли обвинять в своих проблемах родителей? Вопрос, наверное, не в том, правильно это, или нет, а в том, как это может вам помочь. В данном контексте стоит подумать о собственной самодостаточности и умении взять ответственность на себя в ситуациях, которые, возможно, и возникли по вине родителей, но разбираться с ними нам придется самостоятельно. Искать опору в себе и отвечать за свою жизнь самостоятельно – это тоже навык, которому нужно учиться.

Вика, как психолог может помочь человеку начать себя правильно оценивать? Наверняка самый простой способ вернуть себе адекватную самооценку — это психотерапия со специалистом?

Для начала стоит разобраться, что значит «правильно себя оценивать». Вообще, психология – это наука. Наука редко оперирует понятиями «хорошо», «плохо», «правильно» или «не правильно» в этическом смысле. Наука оперирует понятиями истина/ложь, а прикладная наука может оперировать понятиями целесообразности. На мой взгляд, самооценка должна помогать адаптироваться в обществе, достигать своих целей. Это целесообразно, такая самооценка полезна.

Психотерапия – это точно не самый легкий и комфортный, но самый эффективный способ развить у себя адекватную самооценку. Это не просто, потому что придется провести большую работу над собой, быть может, заглянуть в себя, в те места, куда смотреть совсем не хочется. Но награда обязательно будет. Вы получите ее в тот момент, когда вы пройдете этот путь и осознаете, что ваше отношение к самому себе стало честным, добрым и, что очень важно, устойчивым.

Я в свою очередь хочу поблагодарить Вику за интервью и надеюсь, что это не последняя наша беседа. Если вдруг кому-то из наших читателей требуется очная или удаленная помощь психолога — вы всегда можете записаться на консультацию к Вике или ее коллегам. Для подробной информации кликните на баннер ниже.

Источник: http://www.be-bloggers.com/view/psychology/712-intervyu-s-psikhologom-viktoriej-anokhinoj-razgovory-o-samootsenke.html

Если слушать ребёнка, то можно многое услышать. Нужно дать понять ему, как он важен для родителей, что его мнение имеет значение.

Только так можно взрастить в маленьком чаде чувство отвественности и умение выражать своё мнение. Слушать и пробовать – это главное. Ребёнок должен пробовать себя в разных видах деятельности. Он сам должен методом проб и ошибок понять, что у него получается, а что – нет. Естественно, бывает, что дети чего-то не хотят делать, потому что им страшно или лень.

А как быть тем родителям, у которых уже потерян контакт с детьми, отсутствует диалог?

Всё зависит от возраста, если ребёнку уже двадцать лет, то уже поздно. Сложновато будет и с подростками. В переходном возрасте бунт идёт в любом случае, а уж если контакт потерян, то это будет проявляется немного сильнее. Разумеется, какие-то паттерны, которые сложены в семье, в отношениях уже будет трудно ломать. В этот период ещё важнее, чтобы взрослые слышали ребёнка. Если ему постоянно говорить: ты оболтус, ничего не умеешь делать, то через некоторое время он согласится с этим. Раньше родителей больше беспокоили киднеппинг, педофилия, то сейчас новая «больная» тема – детский суицид. В прессе пишут, что в соцсетях есть даже группы. И родители на это реагируют. Но как? Главные методы для старшего поколения – запретить, следить. А здесь важнее не дежурный, а искренний интерес к ребёнку, к его внутреннему миру. Их маленькие сердца очень тонко чувствуют фальшь и неискренность. Попробуйте без осуждения и нотаций спросить у него, как идут дела. Начните сами диалог со своим чадом. интервью с психологом

Как воспитать психически устойчивого ребёнка?

Искреннее внимание, выстраивание четких последовательных границ. Понятно, что невозможно быть идеальным родителем, пусть даже ты и подкован психологическими знаниями. Известный психолог Дональд Винникот выдвинул такое понятие «достаточно хорошая мать». Он считает, что новорождённый эгоцентричен в том плане, что он не понимает, где заканчивается «я» и начинается другой человек. Для них мать или любой другой опекун – это весь мир, он от них зависит, любое их действие для ребёнка равно жизни или смерти. И если мать заботлива, внимательна, вовремя кормит и обращает внимание, то у малыша складывается безопасная картина мира. Если же этого нет, то мир для него «зол и опасен». Никакая мать не может 100% своего времени отдавать ребёнку, это невозможно физически. И это даже неплохо, ведь тогда ребёнок не научится реагировать и на плохие ситуации в жизни. Достаточно хорошая мать – это мать, которая более хорошая, чем плохая. То есть её «хорошесть» компенсирует те моменты, когда она была «плохой». Она прививает ребёнку понимание того, что мир, конечно, бывает несправедлив и жесток, но всё же хорошего больше. Родителям нужно заниматься с ребёнком, и при этом не убить в нём природное любопытство, когда всё вокруг для него загадка и чудо. Если ребёнок на свой вопрос «Почему небо синее?» слышит «Не мешай», то у него заложится, что его вопросы никому не интересны и не важны, естественно, он очень быстро научится вообще ни о чём не задумываться. Даже если вы не знаете ответ, то можете поискать вместе с ребёнком. Тем более сейчас, благодаря интернету, сделать это легко. Взращивая любопытство, направляя и поощряя вопросы, вы подпитываете тягу ребёнка к знаниям.

В чём чаще всего оказывается проблема двоечников?

Проблемы бывают разные. Либо он в какой-то момент что-то упустил или учитель недостаточно хорошо объяснил, а если ещё и дома взрослые не смогли это как-то вовремя заметить или поддержать, то у ребёнка просто пропадает желание учиться. Самое главное – у ребёнка должно появиться понимание, что это ему для чего-то нужно, а не просто так. Дети часто не понимают, для чего они те или иные вещи учат. В учебниках им даются какие-то скучные определения, которые совершенно оторваны от реальности. Например, хороший учитель должен в союзе с родителями показать, что физика на самом деле — это не просто какие-то скучные формулы или законы. Любой момент нашей жизни – это физика. Постепенно закладывая эти зёрнышки, можно зародить и интерес. Но и это тоже нужно делать осторожно, простых утверждений о том, что физика интересный предмет – недостаточно. Если ребёнок видит, что родителю самому это неинтересно и для него школьные предметы ерунда, то и он также будет относиться. У всех людей есть такое качество как любопытство, оно никуда не пропадает, просто принимает другие формы. Допустим, дети, которые целый день играют в компьютерные игры, это же тоже навык, стратегический, тактический и так далее. Есть даже центры, в которых определяют профориентацию ребёнка через его интерес к компьютерным играм. Они специально изучают все эти игры, персонажи, юниты и прочее, чтобы понять, что увлекает ребёнка. Сын моих знакомых учится, мягко говоря, неважно, но зато он ас в компьютерных играх. Как-то у них дома отключили электричество и он не мог играть в свою любимую игру. Так этот мальчик на бумаге расписал все параметры юнитов, всю тактику, и сыграл всю игру на бумаге. Это ведь требует колоссальных аналитических и математических способностей! Но для родителей это просто блажь. Хотя то, что делает этот ребёнок, и есть математика. Если он любит Age of Empires, то значит у него есть тяга к истории. То есть, нужно как-то зацепить. Что такое оценка? Когда мы вырастаем, то понимаем, что школьные оценки никакого значения не имеют, что всё это неважно, но когда у нас рождаются дети, мы почему-то сразу об этом забываем. Начинаем снова концентрироваться на этих оценках.

Но ведь оценки в школе влияют ещё и на отношение к ребенку.

Здесь важно не подменять понятия. Например, ребёнок получил двойку. Да, это плохо, но не конец света. Да, это не самое главное в жизни, но влияет на определённые вещи. Без обвинений общими усилиями найдите причину плохой оценки. Стыд и вина – деструктивные чувства, которые убивают всю мотивацию. В западных школах с определённого момента даётся право выбора предмета и думаю, что делается это не зря. Можно получать пятёрки по всем предметам, но нужно ли это? Даже на физиологическом уровне стыд влияет на человека очень сильно. Какой смысл что-то делать, если всё получается плохо? Отсюда и суициды после ЕНТ и других экзаменов.

Елдар, чтобы вы сказали родителям в завершение нашей беседы?

Повторюсь, каждый родитель должен понимать, что ребёнок – это личность. Это очень важный момент в процессе воспитания. Да, неопытная, ранимая, хрупкая, но полноценная личность. Для ребёнка родители – это зеркало. И то, каким его видят родители, для него очень много значит.

Если он видит в глазах родителя разочарование или страх, раздражение, то он очень быстро примет это на себя.

Вот почему очень важно верить в то, что ваш ребёнок умный и способный. Это ни в коем случае не значит, что нужно пустить всё на самотёк. Искреннее внимание и искренний интерес без оценки и осуждения его действий – этого уже достаточно для того, чтобы ребёнок не потерялся. Если это уже было как-то потеряно это можно восстановить, сложно, но можно. В крайнем случае, есть психологи. Хотя многие мои коллеги отказываются брать детей, если родители сами не идут на терапию, потому что дети не существуют вне семьи. Что бы психолог не делал, не привил, приходя домой, взрослые быстро отобьют все понятия, которые привил ему психолог, потому что ребёнок не может существовать вне семьи. И если родителям удобно, чтобы ребёнок был оболтусом, потому что это даёт возможность маме и папе хоть как-то сохранять видимость брака или мать орет на ребёнка, потому что так она не думает о том, что у неё на работе все плохо. Это единичные примеры, но их может быть тысяча, поэтому очень важно понимать, что все «проблемы» ребёнка – это проблемы семьи. Они исходят от родителей. И эти проблемы надо решать.

Сегодня, на мой взгляд, есть ещё одна большая проблема: очень много информации и литературы о том, как стать «идеальным родителем», мамочки начинают читать все эти противоречивые советы и винить себя во всех проблемах. Ребёнок чувствует, что матери плохо и ему тоже от этого плохо. Важно, чтобы ребёнок рос в гармоничной среде, а гармоничная среда бывает там, где родители тоже чувствуют себя гармоничными.

Отстаивая право на детство, то есть, стараясь как можно на долгое время продлить детство своему чаду, мы даём им возможность дольше учиться. В результате в семьях растут двадцатипятилетние отпрыски, ничего не зарабатывающие («я же только что институт закончил») и ничем не интересующиеся («я ищу себя»). А ведь в их возрасте их деды имели военные награды, семьи, профессию, достижения. Мы забываем, что 18 лет – возраст совершеннолетия. И неважно, учится человек или работает, он сам способен о себе позаботиться. Но готовить его к этому необходимо с раннего детства. А для этого мир взрослого подрастающему поколению нужно представлять не в пасмурных сравнениях: «вот начнёшь работать, тогда и узнаешь, почему я ежедневно уставшая и на всех рычу» и не позволять отлынивать от посильных дел: «оставь, я сама сделаю, наработаешься ещё».

Взрослый мир интересен, ярок, открыт для роста и развития и об этом стоит говорить с детьми. Тогда мы вырастим «достигаторов», и наша старость будет под надёжной защитой.

Источник: http://oyla.xyz/article/intervu-s-detskim-psihologom-mozno-li-pocinit-rebenka

Интервью с психологом Анной Ефремовой

интервью с психологомАнна Ефремова – психолог, ведущая тренингов Быть хорошей для себя, тренинга NEW-ME: обновление и генеральная уборка жизни, практический занятий по метафорическим картам.

Для нас очень важно, чтобы вы знали о наших психологах больше. С Анной мы обсудили её путь в психологии, сложных и простых клиентов, чувства и «медленные танцы» с сопротивлением.

Как психология пришла в вашу жизнь?

Она вошла в мою жизнь тихо и уверенно. Как мудрый старик, который предложил мне начать путь самопознания. Этот путь стал мне необходим в результате личных кризисов, когда я пыталась понять, что происходит, почему так тяжело, и что делать? Так увлеклась этим процессом, что многие свои находки стала применять в помощи другим людям.

Каким должен быть психолог?

Искренним, простым и понятным. Он должен быть осознан и хорошо понимать себя. И еще он должен иметь большое сердце.

Каких принципов в работе придерживается хороший психолог?

Их несколько: Принятие абсолютно всех чувств, состояний, ситуаций клиента, недопустимость «диагноза» или оценки его чувств, мыслей и действий. Бережность, внимательность, ну и, конечно, принцип конфиденциальности.

Как решили стать психологом и почему?

Я захотела. И этого было достаточно.

Мне было интересно, почему люди ведут себя так, а не иначе, почему желая одного, делают все, чтобы получить противоположное. Почему люди страдают?

Эти вопросы касались и меня, пока я в своих раскопках непознанного не встретилась с философией буддизма. Это стало для меня высшей психологией, ибо откликнулось простотой, честностью и логикой. Психология, как мне кажется, это социально адаптируемая версия этого Учения. В первом приближении.

Как психология помогла лично Вам? Знание психологии помогает или мешает в жизни?

Знания расширили и углубили меня. Знания, практика и личная терапия высветили во мне те грани, о которых я не знала. Это принесло в мою жизнь осознание выбора, а это, в свою очередь, принесло больше спокойствия и уверенности, и я стала взрослей. Поэтому, можно так сказать, что психология улучшила качество моей жизни.

А мешает, наверное, чувством сожаления, когда видишь перед собой случайного человека, который ярко и подробно рассказывает о своих страданиях, понимаешь, как можно было бы помочь ему, но также понимаешь, что «нанести любовь» не в праве, ибо он «не готов и не просил».

С чего началась карьера?

Карьера — это не мое слово. Наверно, карьера – это достижение какого- то статуса, что мне в принципе никогда не было интересно. Интересен сам процесс узнавания «иного мира» – другого человека.

Первое мое образование – энергетик, это технический ВУЗ. Самое полезное, что я там приобрела – навык системно мыслить. В то время, когда психология робко вошла в постсоветское пространство, я еще долгое время работала по специальности, не приносившей мне удовлетворения.

А потом судьба свела меня людьми, которые оказались психологами и я сразу почувствовала что-то такое, от чего сразу становится понятно, что это неизвестное, но такое интересное пространство всегда было и моим тоже.

И тогда очень быстро стали меняться декорации и ориентации моей жизни – много учебы и практики. Потом я работала в образовательном учреждении — медуниверситете, а сейчас здесь, в центре.

интервью с психологом

Сложно ли работать? Какой клиент сложный, а какой простой?

Сложно бывает, когда случается клиент, избегающий остановиться и узнавать себя и свои чувства.

Клиент, который стремится «по-быстрому» решить проблему, в которую вкладывался много лет, получить совет как лайфхак, гарантирующий результат.

Который намерен изменить мир, но не себя самого.

Простой клиент как правило уже имеет опыт терапии и уже достаточно осознан т.е. понимает свои желания и готов последовательно двигаться и исследовать себя.

Какие мифы о психологах больше всего смешат?

Мифы о ясновидении психологов, раздающих рецепты счастливой жизни, уже уходят в прошлое, зато еще держится миф про то, что психолог избавляет от боли, убирает чувствительность. Тогда как работа психолога как раз в том и состоит, чтобы помочь клиенту выдерживать любую боль, принимая любые чувства, становясь живым и сильным.

Смешит то, что «психолог никогда не злится», а также не испытывает других трудных чувств, которые чувствуют другие нормальные люди.

А еще то, что психолог – сам себе психолог, как и стоматолог сам себе….

Какой самый сложный момент в терапии? Какой самый любимый?

Сложный момент – «танцевать медленные танцы» с сопротивлением клиента обратить свой взор на себя в его ситуации конфликта с миром. А любимый… когда это сопротивление тает, принося с собой удивление и принятие ответственности за свои действия в своей жизни.

Что недопустимо в работе психолога?

Забыть прийти на консультацию (шутка).

Недопустима потеря осознанности.

С какой проблемой, на ваш взгляд, обращаются чаще всего?

Проблема отношений. Отношений с другими людьми, которые являются четким отображением проблем с собственными чувствами и желаниями т.е. с самим собой.

Чем занимаетесь в свободное время? Что любите делать? Как отдыхаете?

Люблю общаться со своей собакой, которая по умственным способностям очень даже может называться человеком (а не только его другом)).

Люблю читать, завернувшись в плед вместе с чашкой чая и книжкой, например, Макса Фрая. Люблю встречаться с друзьями и своими сыновьями. Встречаться с морем и терять все свои мысли, смотря на волны, оставляя только чувства и ощущения от течения жизни.

Источник: http://psycenter.by/articles/intervyu-s-psihologom-annoj-efremovoj

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты