Когнитивная психология — когнитивная психология это

20.01.2018

Когнитивная психология — это совокупность психологического знания, изучающая психические процессы и включения: как люди думают, воспринимают, запоминают и учатся. Основной фокус когнитивной психологии на том, как люди приобретают и обрабатывают всю информацию. Есть много применений, которые можно использовать на практике для когнитивных изучений, таких, как улучшение памяти, повышение принятия решений, точности и структурирование учебных программ для повышения качества обучаемости.

Когнитивная психология

Когнитивная психология — это совокупность психологического знания, изучающая психические процессы и включения: как люди думают, воспринимают, запоминают и учатся. Основной фокус когнитивной психологии на том, как люди приобретают и обрабатывают всю информацию. Есть много применений, которые можно использовать на практике для когнитивных изучений, таких, как улучшение памяти, повышение принятия решений, точности и структурирование учебных программ для повышения качества обучаемости.

когнитивная психология этоТермин «когнитивная психология» впервые был использован в 1967 году американским психологом Ульриком Найссером в своей книге «Когнитивная психология». Познание включает в себя «все процессы, которые трансформируются, а затем уменьшаются. Это связано с этими процессами, даже если они работают в отсутствие соответствующего стимулирования, как образы и галлюцинации … При таких широких определениях, очевидно, что познание принимает участие во всем, что человеческое существо может сделать, что каждый психологический феномен представляет собой когнитивный феномен.»

Отличия Когнитивной психологии

1) В отличие от бихевиористов, которые сосредотачиваются только на наблюдаемом поведении, когнитивная психология имеет дело с внутренними психическими состояниями.

2) В отличие от психоанализа, который опирается на субъективное восприятие, когнитивная психология применяет научные методы исследования для изучения психических процессов.

Кто должен изучать когнитивную психологию?

Студенты, заинтересованные в поведенческой неврологии, лингвистики, производственно-организационной психологии, разработках искусственного интеллекта и других смежных областях. Учителя, преподаватели и учебные программы, дизайнеры могут выиграть от получения дополнительной информации о том, как люди учатся и запоминают информацию. Инженеры, ученые, художники, архитекторы и дизайнеры могут извлечь пользу из понимания внутренних психических состояний и процессов.

Основные темы в когнитивной психологии

1) Внимание
2) Память
3) Решение проблем
4) Интеллект

1) Внимание — это понятие изучается в когнитивной психологии, которая относится к тому, как активно обрабатывать конкретную информацию, присутствующую в окружающей среде. Есть множество достопримечательностей, звуков и ощущений, которые происходят вокруг вас — давление ноги на пол, вид на улицу из вашего окна, о чем был разговор с другом. Как нам удалось испытать все эти ощущения и потом сосредоточится только на одном элементе окружающей среды? Подумайте внимание, как маркер. Когда человек читает книгу, он выделяет интересующую его информацию. Внимание позволяет «подстроиться» информации, ощущению и восприятию, которые не являются актуальными на данный момент, и вместо этого сосредоточить свою энергию на информацию.

2) Память включает в себя процессы приобретения, хранения информации. Наша память помогает определить нам, кто мы есть. С нежностью вспоминая детство, помнить, где мы оставили наши ключи, память играет основную роль во всех аспектах нашей жизни. Совершая ошибки, люди стараются вспоминать, что они однажды сделали, не правильно и стараются не совершать ее больше. Это совершенствует наш жизненный опыт.

3) Решение проблем является психическим процессом, который включает в себя выявление, анализ и решение проблем. Конечной цель решения проблем, чтобы преодолеть препятствия и найти решение. Лучшая стратегия для решения проблемы во многом зависит от конкретной ситуации.

4) Интеллект использует в себе ряд психических способностей, таких как рассуждения, планирования и решения проблем.

Источник: http://1vc0.ru/kognitivnaya-psihologiya

Когнитивная психология и когнитивная психотерапия

когнитивная психология это

Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Понятие и краткая история когнитивной психологии

Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.

Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.

Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.

Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.

Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.

Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».

В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.

В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)

Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.

Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.

Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.

Основные идеи когнитивной психологии

Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:

Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.

Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.

Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

когнитивная психология это

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
  2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
  3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Вместо заключения

Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.

Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области искусственного интеллекта и т.д.

Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.

Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:

И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!

Источник: http://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

Когнитивная психология — психология

Когнитивная психология

когнитивная психология этокогнитивная психология этокогнитивная психология это

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) появилась в 60-х годах прошлого века. Этот раздел психологии относится к современным направлениям в исследовании познавательных процессов.

Слово «когнитивный» происходит (от латинского cognition – «познание»), а в переводе (с английского cognitive – «познавательный»), таким образом, можно сказать, что когнитивная психология – это часть психологической науки, занимающаяся изучением действий познавательного характера.

Исследования в области когнитивной психологии, как правило, сопряжены с проблемами, связанными:

Многочисленные утверждения когнитивной психологии являются базой нынешней психолингвистики. Заключения когнитивной психологии обширно применяются в иных сегментах психологической науки, например, таких как социальная, психология личности и образования.

В настоящее время формирование когнитивной психологии в значительной степени базируется на установлении сходства между процессами, несущими познавательный характер у человека и преобразованными данными вычислительной техникой. Таким образом, были отобраны множественные элементы конструкции (блоки) действия которых были направлены на познание и исполнение в первую очередь в отношении памяти (Ричард Аткинсон).

Максимальное продвижение в когнитивной психологии приобрела теория о том, что психика есть некий прибор с зафиксированной возможностью преобразования полученных сигналов.

Значимое место в данной теории отводилось внутреннему когнитивному устройству человека, которое представляло собой некую систему для хранения, ввода и вывода данных, учитывая при этом его пропускную способность.

В данном случае проводилась аналогия между работой головного мозга и персонального компьютера.

Немного истории

Это направление психологии зародилось в середине двадцатого века в Соединенных Штатах Америки.

До возникновения когнитивной психологии в том виде, в котором она сейчас, специалисты в области данной науки пытались и ранее работать над теми трудностями, которые возникали в процессе познания.

Еще несколько веков тому назад ученые пытались исследовать мышление не только с философской точки зрения, но и научной.

Наибольшую конкретику в существующую сегодня психологию привнесли такие ученые того времени, как:

Концепция Декарта, а именно созданная им структура психологической науки, вылилась в изучение своей психики экспериментальными методами. Юм стремился определить законы ассоциативного мышления и систематизировал психические процессы. У Канта, в свою очередь, сознание – это система, а полученные навыки (опыт) данные которые наполняют эту систему.

Было бы неверным полагать, что основой когнитивной психологии считаются лишь данные философы. Безусловно, не только они, но и другие научные деятели иных сфер знаний привнесли собственный вклад в формирование и становление данной области психологической науки.

Полагают, что толчком к появлению когнитивной психологии стала встреча, состоявшаяся в 1956 году в Массачусетском научно-техническом университете. Явившаяся началом революции в психологии, которая основываясь на возникновении интереса к особенностям познания человека и к самому познавательному процессу.

Возникшее новое направление в психологии было нацелено против:

Заключительной основой когнитивной психологии стал необихевиоризм. Затем, отталкиваясь от взгляда на организм человека, как на систему, занимающуюся получением информации с ее последующей обработкой, был изобретен новейший аспект. Данный аспект базируется на понятии о том, что общество оказывает различного рода воздействие на полученную информацию.

Человечество перерабатывает полученные данные в иную конфигурацию, отбирая конкретные показатели с дальнейшей их переработкой либо полной ликвидацией из-за ненадобности.

В этот период когнитивная психология уверенно стоит на собственной методологической площадке, что обуславливается стремительным развитием компьютерных технологий и возникновением новейших абстрактных изучений в сфере психологии.

Основы когнитивной психологии

Главным предметом исследования в когнитивной психологии являются такие познавательные процессы, как:

В качестве способов берутся хронометрические методы, базирующиеся на четкой регистрации того периода времени, которое потребовалось для решения существующей задачи либо скорости реакции на полученный сигнал. Интроспективные способы в данном случае неприемлемы, так как не владеют той правильностью и точностью, которая необходима при исследовании отмеченных объектов.

Все конфигурации познавательного процесса человека и его активность, аналогичны операциям персонального компьютера.

Недостатки когнитивной психологии

К проблемам когнитивной психологии относят следующие факторы:

  1. Недостаток общей концепции личности и общей схемы разъяснения познавательных процессов, озвученные мысли обладают схожестью с осознанием черт характера и особенностей познавательных действий в интроспективной психологии.
  2. Невысокая природная достоверность, то есть соотношение представлений предстоящим мониторингам.
  3. Уровень культуры не рассматривается, как условие воздействия в формировании познавательных возможностей индивидуума.

На данный момент в когнитивной психологии, претерпевшей упадок, формируется новейший экспериментальный проект, который исследует язык, как основную условную концепцию, применяемую индивидом для решения различного рода задач.

Когнитивная психология

когнитивная психология этокогнитивная психология этокогнитивная психология это

Когнитивная психология — это одно из самых популярных научных направлений зарубежной психологии. Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Это направление исследований в основном сформировалось в 1960-х гг.

, а итоги первого этапа его развития были подведены в монографии У. Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 г. Она и дала название новому направлению психологической мысли. Р.

Солсо в изданной позже книге с таким же названием пишет, что когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы — от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.

К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.

Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг.

изучение образов-представлений, внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, ссылаясь на методические трудности, даже предлагал не использовать эти «мистические» термины.

В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Столь лее мало познавательные процессы интересовали и представителей психоанализа, где центральными стали совсем другие понятия: потребность, мотивация, инстинкт и т.д.

Именно поэтому появление когнитивной психологии было встречено многими психологами с большим энтузиазмом, число исследований быстро росло, и к настоящему времени ее успехи неоспоримы и впечатляющи.

Итак, когнитивная психология основывается на представлении о человеке как системе, занятой поиском сведений об объектах и событиях окружающего мира, а также перерабатывающей и хранящей поступающую информацию.

При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации.

Одной из главных причин, приведшей к возникновению такого подхода, многие считают создание компьютеров, поэтому часто говорят об использовании когнити-вистами «компьютерной метафоры». Даже сам термин «переработка информации» был заимствован у специалистов-компьютерщиков.

Отсюда следует скрытое или явное положение о сходстве между компьютерными операциями и познавательными процессами, свойственными человеку. Компьютерная метафора во многом определяет и постулаты, принимаемые большинством когнитивных психологов.

Предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.).

Считают также, что важно установить, каковы пределы способности человека к переработке информации на каждом этапе, в каждом блоке. «Блочное» представление предлагаемых когнитивистами моделей переработки информации является достаточно распространенным.

Наглядные изображения блоков в виде прямоугольников с надписями внутри них обычно соединяются стрелками, которые показывают направление «течения» информации.

Такого рода блок-схемы первоначально были очень просты и даже примитивны, а сейчас, под влиянием все новых результатов экспериментов, они нередко становятся настолько сложными и громоздкими, что заставляют авторов моделей отказываться от представления процесса переработки информации в виде «линейных цепочек» из жестко связанных друг с другом блоков. Уточнение и совершенствование предлагаемых моделей — это процесс, идущий в когнитивной психологии почти непрерывно, поскольку постоянно появляются результаты исследований, «не укладывающиеся» в прежние модели. Такова, вероятно, судьба всех «гипотетических конструкций».

В качестве критики когнитивного подхода к изучению познавательных процессов следует отметить его следующие особенности. Когнитивисты, говоря о познании, абстрагируются обычно от эмоций, намерений, потребностей, т.е. от того, ради чего человек познает и действует.

Кроме того, в большинстве моделей процесс переработки информации осуществляется «автоматически».

При этом совершенно игнорируется сознательная активность субъекта, сознательный выбор им приемов, средств, стратегий обработки информации, а также их зависимость от деятельности, которую познавательные процессы обычно «обслуживают» (или которой они сами иногда являются).

Еще два важных замечания можно найти в книге У. Найссера «Познание и реальность». Он отмечает, что познание, как правило, начинается не с поступления какой-то информации на анализаторы, а с ее предвосхищения, прогнозирования, с активного поиска определенной информации, тогда как в большинстве предложенных когнитивистами моделей это совершенно не учитывается. У.

Найссер также подробно обсуждает проблему «экологической валидности» результатов исследований. Он указывает, что лабораторные ситуации исследований в когнитивной психологии чрезвычайно искусственны, они почти никогда не встречаются в жизни, в повседневной деятельности.

Нужно учитывать опыт, когнитивные навыки людей, а не ограничиваться экспериментами, где неопытным испытуемым приходится выполнять новые и бессмысленные задачи.

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов.

Очень интересны, например, результаты исследования репрезентации знаний в памяти человека, механизмов, обеспечивающих избирательность восприятия и т.д. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась ч рамках «функционального» подхода.

Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество остроумных, оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов.

Когнитивная психология

когнитивная психология этокогнитивная психология этокогнитивная психология это

Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Когнитивная психология – это психология познания.

Когнитивное направление в психологии возникло в американской науке в 1960-х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций. В 1967 г. появилась одноименная книга Найссера, давшая название новому направлению психологической науки.

Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг.

изучение внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии.

Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования. Она возвратила в предмет психологии субъективный аспект.

Сущность когнитивной психологии

Когнитивная психология – это психология познания, она изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы – от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения.

К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.

Когнитивная психология рассматривает человека как существа, активно воспринимающего, перерабатывающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными когнитивными схемами, правилами, стратегиями.

Методом анализа психики как когнитивной системы в когнитивной психологии стал микроструктурный анализ познавательных процессов.

Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как переработку информации по аналогии с переработкой информации в ЭВМ – компьютерная метафора. Сейчас все больше осознается ограниченность подобной аналогии. Однако использование сложных динамических информационных моделей для описания мыслительных процессов сыграло и продолжает играть значительную позитивную роль.

Серьезное достоинство когнитивной психологии – точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.

В когнитивной психологии предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.).

При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Поэтому результаты исследований в области когнитивной психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки информации. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции.

Связи между блоками означают путь прохождения информации от входа до выхода модели.

Жан Пиаже как основоположник когнитивной психологии

Когнитивная психология началась с трудов выдающегося швейцарского психолога Жана Пиаже, изучавшего интеллект и его развитие в онтогенезе. Его работы нашли отражение во многих трудах этой школы.

С точки зрения Пиаже, интеллект человека меняется и адаптируется к окружающей среде.

Адаптация интеллекта к окружающей среде при восприятии новой информации осуществляется посредством двух основных процессов: ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция – это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у человека ментальные структуры; аккомодация – это изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта.

Теория когнитивного развития Пиаже также предполагает, что развитие интеллекта осуществляется не только путем адаптации, но и посредством организации, то есть построения все более сложных интегрированных мысленных репрезентаций операций.

Когнитивное развитие характеризуется количественными линейными изменениями, происходящими в пределах одной стадии, и качественными изменениями на четырех основных стадиях развития интеллекта: сенсомоторной (0-2 года), дооперационной (2-7 лет), стадии конкретных операций (7-11 лет) и стадии формальных операций (11-15 лет).

  1. Сенсомоторнаястадия. На протяжении периода сенсомоторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсомоторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
  2. На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсомоторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.
  3. На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.
  4. Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций,— способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

Другие основоположники когнитивной психологии

К числу основоположников когнитивной психологии также относятся Хайдер (теория когнитивного баланса) и Фестингер (теория когнитивного диссонанса).

Сущность теории когнитивного баланса Хайдера состоит в следующем. Человек стремится к правильному согласованному мнению об окружающем мире.

Для достижения такого мнения человек определяет ту или иную основную концепцию (так называемый центр каузальной природы мира), исходя из которой толкует все происходящие события.

Данная концепция выступает как ядро, на котором концентрируется внимание человека и вокруг которого все остальные события воспринимаются как поверхностные, менее значимые.

Сущность теории когнитивного диссонанса Фестингера заключается в том, что человек стремится к согласованной картине мира, и поэтому каждая новая информация, прежде чем быть усвоенной, должна найти свои связи в когнитивной системе этого человека.

Если информация противоречит усвоенной системе понятий и образов, возникает существенное психологическое напряжение, называемое когнитивным диссонансом.

Когнитивный диссонанс сопровождается возникновением защитных мотивов, направленных на снятие психологического напряжения и приведение новой информации в соответствие с уже имеющейся.

Заслуги когнитивной психологии

Несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов. В когнитивной психологии разработано большое количество методик экспериментального исследования познавательных процессов.

Когнитивная психология

когнитивная психология этокогнитивная психология этокогнитивная психология это

Когнитивная психология (КП) – раздел психологической науки, который изучает познавательные процессы психики человека. Её целью является изучение роли знаний в поведении индивидуума.

Объектами когнитивной психологии стали:

«Когнитивный» в переводе означает «познавательный». Если говорить простыми словами, согласно идеям КП человек получает сигналы извне (свет, изображение, звук, вкус, запах, ощущение температуры, тактильные ощущения), анализирует действие этих раздражителей, запоминает их, создает определенные шаблоны своего ответа на внешнее воздействие.

Создание шаблонов позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако при неверном изначальном создании шаблона происходят сбои адекватности восприятия внешнего раздражителя. Поиск неверного шаблона и замена его правильным – метод КП.

Когнитивная психология исследует как сознательные, так и бессознательные психологические процессы, однако бессознательное здесь трактуется как автоматические мысли.

История когнитивной психологии

Начало современной психологии было положено в середине 19 века, к концу 19 столетия ощущался явный перевес физиологического подхода в описании психики человека. Исследования Павлова подтолкнули Дж.

Уотсона к идее бихевиоризма со схемой «стимул-реакция». Подсознание, душа, сознание, как величины, которые нельзя измерить, попросту списывались со счетов.

В противовес этой концепции существовал фрейдизм, нацеленный на изучение внутреннего мира человека, но совершенно субъективный.

Когнитивная психология возникла в результате кризиса идей бихевиоризма и развития искусственного интеллекта, когда в 60-х годах учёным пришла идея о человеке как о биокомпьютере.

Процессы мышления описаны аналогично процессам, производимым ЭВМ.

Наиболее значимая в 50-е годы теория бихевиоризма имела своим объектом внешне наблюдаемое поведение человека, в противовес им когнитивная психология занялась внутренними процессами в психике индивидуума.

Наиболее активно когнитивная психология развивалась усилиями американских исследователей. Период с 1950 по 1970 называют когнитивной революцией. Термин «когнитивная психология» впервые употребил американец Ульрик Найссер.

Плюсами КП стали:

Имена когнитивной психологии

Джордж Армитаж Миллер (1920-2012 гг, США) – самая известная его работа посвящена кратковременной памяти человека (формула «7 +/- 2»).

Джером С. Брунер (1915-2016 гг, США) – исследовал когнитивные процессы, внес немалый вклад в теорию обучения, психологию педагогики.

Ульрик Найссер (Нейсер) (1928-2012 гг, США) – в 1976 году в своей книге «Когнитивная психология» он, впервые употребив этот термин, описывающий психологическую теорию последних лет, указал и на её основные проблемы, совершив толчок к дальнейшему развитию КП. Он также описал феномен предвосхищения информации.

На базе КП возникло направление когнитивной психотерапии, основателями которой признаются Альберт Эллис и Аарон Бек.

Черты когнитивной психологии

Наиболее яркими чертами этого направления психологии стали:

Аксиомы когнитивной психологии

А.Т. Бек предположил, что отклонения в психике объясняются нарушением процесса самосознания, ошибкой в обработке внешних данных.

Например, женщина с анорексией воспринимает себя как слишком толстую, и излечить её возможно, определив сбой в суждениях.

То есть когнитивная психология считает аксиомой наличие объективной действительности. Когнитивная психотерапия решает проблему иррациональных идей.

Хабер в 1964 году сформулировал следующие принципы-аксиомы КП:

Направления когнитивной психологии

Современная КП занимается изучением психологии развития когнитивных структур, языка и речи, теорий интеллекта.

Можно выделить следующие направления КП:

Современная когнитивная психология тесно связана с исследованиями в нейробиологии. Последняя является областью науки, изучающей устройство и функционирование нервной системы организмов. Постепенно две области науки переплетаются, при этом когнитивная психология сдает свои позиции, уступая место когнитивной нейронауке.

Критика когнитивной психологии

Когнитивная психология не учитывает эмоциональных составляющих процесса познания, абстрагируется от намерений и потребностей человека, старается схематизировать познавательные процессы, которые не всегда можно уложить в схему.

Когнитивисты утверждают «автоматичность» переработки получаемых внешних данных, игнорируя сознательный выбор индивидуума. Это основные моменты, из-за которых она подвергается критике. Ограниченность подхода КП привела к развитию генетической психологии (Ж.

Пиаже), культурно-исторической психологии (Л.Выготский), деятельностному подходу (А.Леонтьев).

Несмотря на критику, когнитивная психология является ведущим современным направлением науки о процессе познания. КП показывает отличные результаты в терапии больных с депрессией, людей с заниженной самооценкой.

КП стала основой для развития когнитивной лингвистики, нейропсихологии, когнитивной этологии (изучение познавательной деятельности животных). Данные КП применяются для построения учебных программ, для повышения результативности курсов, например, по изучению иностранных языков.

КП имеет влияние во всех направлениях психологии, психотерапии.

Автор статьи социальный психолог Гудилова Екатерина Владимировна

Когнитивная психология

когнитивная психология этокогнитивная психология этокогнитивная психология это

Психология – штука намного более замысловатая, нежели просто медицина.

Телесные проблемы всегда дают о себе знать, а вот с проблемами психологического свойства человек может прожить всю жизнь, даже не осознавая до конца, какую тяжесть в виде переживаний и комплексов он нес в своей душе долгие годы. Разобраться в ощущениях, переживаниях и комплексах психологам помогает когнитивное направление в психологии.

Это направление появилось в шестидесятые годы прошлого века, и являлось изначально достойной альтернативой популярному в те времена в Америке бихевиоризму.

Когнитивная психология видит перед собой цель – изучить роль знаний в поведении человека, а также изменения информации, которую он получает с помощью органов чувств.

Крайне важно для этого направления изучение организации знаний и информации в памяти, а также механизмов мышления и запоминания.

Когнитивная психология — основные положения

Психика пациента рассматривается, как четкая система когнитивных операций. Вот что изучает современная когнитивная психология: воображение, память, внимание, восприятие, распознавание образов, развитие, мышление, интеллект человека.

Основные положения этого направления разработал А. Т. Беком. Этот ученый полагал, что различные нарушения психики можно объяснить, прежде всего, неверно выстроенным самосознанием.

Человек, страдающий от нарушений, не умеет адекватно оценить окружающий мир, людей вокруг и себя самого. К примеру, больной с депрессивным синдромом, симпатичный и физически развитый двадцатилетний юноша, видит себя больным и разбитым, а свое будущее – чередой мучений и неудач.

Когнитивная психология личности изучает подобный случаи, и ставит перед собой и пациентом цель – определить, какие именно его суждения, мысли привели к столь болезненному состоянию.

Методы когнитивной психологии учит человека познавать себя, адекватно воспринимать действительность и отрабатывать на практике методы познания.

Метод состоит из трех этапов:

  1. Этап логического анализа. Больной получает инструменты, с помощью которых он учиться выявлять свои ошибочные суждения, возникающие иногда в состоянии аффекта.
  2. Этап эмпирического анализа. Во время прохождения второго этапа психотерапевт вместе с пациентом отрабатывает приемы, помогающие соотносить между собой элементы объективной реальности.
  3. Этап прагматического анализа. На заключительном этапе пациент учиться оптимально осознавать свои действия.

Сейчас данный метод эффективно применяется не только для работы с депрессивными состояниями, но и для работы с людьми, страдающими от чрезмерно заниженной самооценки.

Когнитивно-поведенческая психология – это одно из направлений когнитивное психологии. Специалисты, работающие в данной области, полагают, что все проблемы личности возникают по причине его неправильного поведения.

Цель ее – обучить человека адаптивному, адекватномуповедению, закрепить его навыки, разрешив, тем самым ,его проблемы. Во время консультации психотерапевт вместе с пациентом находит вредящие ему модели поведения и предлагает взамен их новые.

Пациент также должен будет выполнять задания в обычной жизни, отрабатывая новые модели своего поведения.

Когнитивная социальная психология изучает уже не проблемы отдельного индивида, а механизмы его социальных суждений, которые пребывают в рамках его обыденного сознания. Специалисты этого направления занимаются исследованиями способов личности объяснять и воспринимать правила окружающей действительности.

Ведьмами называют женщин, наделенных некими сверхспособностями и обладающими знаниями магии, которые они умеют применять на практике. Это не всегда ведьма, творящая зло, ведьма может быть также белой целительницей.

Если вас заинтересовала очень популярная сегодня субкультура ЭМО, то эта статья расскажет о том, кто такие ЭМО и что нужно, что бы примкнуть к к их рядам.

Типы темперамента человекаВ этой статье мы детально рассмотрим типы темпераментов человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик, в чем различие между этими типами и какими особенностями они обладают.Типы темпераментов и их характеристикаВ этой статье мы расскажем о типах темперамента человека и дадим краткую характеристику каждому из них. Однако, при попытках узнать сея в одном из типов стоит помнить, что в природе человека встречаются в основном смешанные типы.

Когнитивная психология — «Энциклопедия»

когнитивная психология этокогнитивная психология это

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ведущее направление экспериментальной психологии 2-й половины 20 века, занимающееся исследованием познавательных процессов — восприятия, внимания, памяти, обучения, воображения, речи, мышления, а также состояний сознания, эмоций и мотивации в контексте познавательной активности человека.

Когнитивная психология формировалась под влиянием практических задач оптимизации взаимодействия человека с техническими системами (инженерная психология, эргономика) и поддержки процессов обучения. Эти задачи не могли быть решены в рамках доминировавшего в американской психологии до 1960-х годов бихевиоризма, ориентированного на лабораторные эксперименты с животными.

В отличие от бихевиоризма, когнитивная психология не только вновь поставила ментальные (то есть относящиеся к внутреннему миру человека) понятия в центр исследований, но и допустила возможность использования данных самонаблюдения (интроспекции), которые, однако, не рассматриваются как самодостаточные и требуют подтверждения и объяснения с помощью применения более объективных экспериментальных процедур.

Реклама

Непосредственными предшественниками когнитивной психологии были создатели гештальтпсихологии, исследователи интеллектуального развития ребёнка (К. Бюлер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже) и некоторые представители необихевиоризма, признававшие существование внутренних репрезентаций окружения (таких, как открытые Э. Толменом у крыс когнитивные карты).

Важную роль для становления когнитивной психологии сыграл анализ нарушений познавательных функций и речи в нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). В середине 20 века вместе с компьютерной революцией и в связи с лингвистическими работами Н.

Хомского, продемонстрировавшими возможность алгоритмического подхода к описанию синтаксиса речи, анализ внутренних психических процессов практически заменил исследования бихевиористского типа.

Начало компьютерного моделирования процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту воспринималось как прямое продолжение исследований мышления в вюрцбургской школе. В 1967 году У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.

В ранний период развития когнитивной психологии центральное место занимали исследования внимания и в особенности памяти.

На базе так называемой компьютерной метафоры структура познавательных процессов у человека трактовалась по аналогии со структурой переработки информации в вычислительном устройстве, внимание — как разновидность фильтра, осуществляющего отбор поступающей информации по сенсорным признакам (Д.

Бродбент), а память — как цепочка блоков удержания информации на тот или иной срок. Чаще всего рассматривалась структура памяти, состоящая из трёх таких блоков (Р. Аткинсон и др.): очень кратковременного (сенсорная память), кратковременного (рабочая память) и долговременного (семантичная память).

С конца 1980-х годов когнитивная психология стала частью более широкого междисциплинарного движения, получившего название когнитивная наука, что привело к значительному расширению методических арсенала исследований.

Наряду с оценкой точности и скорости решения задач стали широко использоваться разнообразные нейрофизиологические методы, к которым позднее добавились методы нейрогуморальных и генетических исследований. Важную роль продолжает играть компьютерное моделирование ментальных процессов, для которого в последние годы часто используются искусственные нейронные сети.

В центр внимания исследователей выдвинулись вопросы развития когнитивных процессов, индивидуальных и межкультурных различий, социального взаимодействия.

Благодаря новым методам трёхмерного картирования работы мозга к началу 21 века были значительно уточнены представления о локализации психических функций, выявлены отдельные компоненты нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих такие сложные процессы, как целеполагание, самоконтроль и рефлексивное сознание. Одним из результатов стало описание множественности форм ранее казавшихся едиными познавательных процессов. Так, было выявлено существование как минимум трёх различных систем внимания (возбуждения, ориентировки и контроля), нескольких систем памяти (процедурной и декларативной, семантической и эпизодической), двух систем восприятия (пространственной локализации и идентификации объектов), двух систем мышления (интуитивного и рационального) и воображения (репродуктивного и творческого).

Заметную роль в современной когнитивной психологии играет использование новых технологий, таких как виртуальная реальность, позволяющая не только создавать у человека живую иллюзию пребывания в предметном пространственном окружении, но и реализовывать на этой основе разнообразные сценарии деятельности, для анализа которой часто используются психофизиологические методы, а также регистрация глазодвигательной активности.

В силу междисциплинарного характера большинства проблем когнитивной психологии их исследование в ряде случаев теряет психологическую специфику, уступая нейрофизиологическим исследованиям, лингвистическим теориям (смотри Когнитивная лингвистика) и математическим моделям.

Лит.: Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982; Андерсон Дж.Р. Когнитивная психология. М., 2002; Солсо Р. Л. Когнитивная психология. 6-е изд. М., 2006; Eysenck М. W., Kean М. Т. Cognitive psychology. 5th ed. Hove, 2006.

Смотри также литературу при статье Когнитивная наука.

Б. М. Величковский.

Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы

когнитивная психология этокогнитивная психология это

Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.

Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.

Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике.

Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи.

В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт.

Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система.

Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

Кому может помочь когнитивная психология?

Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения).

Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение.

Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

Основные задачи, методики когнитивной психологии

когнитивная психология этокогнитивная психология это

Когнитивная психология изучает и работает с познавательными процессами людской психики.Чаще всего психологи работают с памятью, вниманием, особенностями мышления, принятием решений и многим другим.

История возникновения

Когнитивная психология зародилась не в один момент. Этот раздел впервые появился в 60-х годах в ответ на ставшим популярным движением бихевиоризма. Родоначальником поведенческой психологии считают Ульрика Найссера. Его монография «Когнитивная психология» стала началом развития и популяризации этого раздела науки.

Огромным прорывом в сфере изучения познавательных процессов стала разработка голографической модели не просто человеческого мозга, а функционирования психики. Авторами ее стали нейрофизиолог Карл Прибрам и физиолог Карл Спенсер Лешли.

Она является материальным доказательством того, что память индивидуума сохраняется даже после резекции отдельных участков мозга.

С помощью этого изобретения ученые получили подтверждение того, что память и другие познавательные процессы не «закреплены» за отдельным участком.

В настоящее время когнитивная психология достаточно успешно практикуется клиническим психологом Яковом Кочетковым. Он организовал огромный психологический центр, в котором применяются методы когнитивной терапии для лечения многих расстройств. Он автор многих статей на тему рационального лечения панических атак, обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии и многих других проблем.

Когнитивная психология в современной науке тесно связана с нейробиологией. Многие познавательные процессы не представляется возможным изучить без понимания тончайших материй нейрофизиологии. Такая связь породила экспериментальную науку – когнитивную нейробиологию.

Основные задачи

Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации.

Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса.

Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия нередко используется в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний. Принято различать несколько целей:

В процессе лечения врач старается объяснить пациенту силу влияния его собственных мыслей и суждений на поступки и поведение. В когнитивной терапии большую роль играет умение различать автоматические мысли, то есть те, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием.

Они не отражаются во внутреннем диалоге, но могут сильно повлиять на реакцию и поступки. Чаще всего определенный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самым пациентом.

Очень сильны аффирмации, которые вложились в самом детстве родителями или близкими людьми.

Пациент должен научиться не только выявлять такие негативные образы, но и научиться их анализировать. Некоторые могут быть полезны, особенно если их рассмотреть и оценить с другой стороны. Это в дальнейшем помогает заменить ошибочные суждения правильными и конструктивными.

Когнитивная психология выделяет два вида «схем» или мыслей: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению, и неадаптивные. Последние только мешают жить и приводят к возникновению когнитивных расстройств.

Взаимоотношения пациент-врач

Когнитивная терапия и ее методы эффективны только в тех случаях, когда устанавливаются корректные отношения между лечащим врачом и его пациентом. Они вместе должны определиться в той проблемой, которую хотят решить. Психотерапевт должен уметь не только правильно выстроить беседу, но и обладать определённой долей эмпатии.

Одним из самых распространённых упражнений для поиска проблематики является так называемый «сократический диалог». Врач задает пациенту ряд вопросов для того, чтобы выяснить проблему и помочь больному идентифицировать эмоции и ощущения. Психотерапевт таким образом определяет способ мышления больного и старается подобрать максимально эффективную тактику ведения дальнейших бесед.

Методики

Есть ряд основных методик, которые вывел и структурировал Аарон Бек.

Когнитивно-бихевиориальная психотерапия

Этот вид терапии возник на основе когнитивной психологии и некоторых тезисах бихевиоризма. Когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-бихевиориальная основывается на мнении, что реакция на определенную ситуацию (ощущение и выбор поведения) зависит целиком и полностью от восприятия этой ситуации.

То есть имеет значение только то, как индивидуум реагирует на проблема, а не сама проблема. Когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой определенную задачу: скорректировать мысли и восприятие пациента и направить их в правильное русло. Врачи стараются выявить негативные мысли и реакции.

Важно то, какую оценку этим мыслям готов дать сам пациент и то, насколько объективными и реалистичными он их считает.

Помимо всего необходимо смоделировать ритм жизни пациента и постараться избавиться от негативных факторов. В первую очередь важна нормализация питания, отказ от негативных привычек (даже при внешней их привлекательности) и чрезмерной загруженности. Часто синдром хронической усталости приводит пациентов к неверному восприятию окружающей действительности.

Когнитивно-поведенческая терапия построена таким образом, что достаточно большую часть работы приходится выполнять самому пациенту. Психолог дает ему «домашние задания». Хорошие результаты приносит ведение подробных записей и последующий разбор их на психотерапевтическом сеансе.

Когнитивно-бихевиориальная терапия эффективна при депрессивных состояниях, постоянных панических атаках, тревожных расстройствах, навязчивых страхах и обсессивно-компульсивном расстройстве. Такой метод лечения прекрасно подходит людям, которые склонны к самоанализу и готовы долго и откровенно рассуждать о своих переживаниях.

Когнитивная психология имеет массу разнообразных методик. Каждая из них эффективна при лечении определенного психического расстройства. Зачастую врачи не используют в качестве терапии только эти методы и упражнения. Лучшие результаты дает именно комплексный и индивидуальный подход к решению каждой проблемы.

Источник: http://obu4ayka.ru/stati/kognitivnaya-psihologiya-psihologiya.html

Основоположники и история развития когнитивной психологии

когнитивная психология этоПсихология — относительно новая многогранная наука, которая активно развивается в последние годы. Она включает несколько направлений, изучающих явления психики людей. Каждое из направлений имеет свои методики проведения исследований, теоретическую основу. Когнитивная психология — это новая ветвь психологической науки, цель которой изучение мыслящего разума.

Суть и идеи науки

Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:

  1. Как индивид может решать проблемы?
  2. Как мысли формулируются с помощью языка?
  3. Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
  4. Как формируется память?

  1. Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
  2. Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
  3. Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
  4. Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
  5. Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
  6. Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.

Основоположники и последователи направления

Это уникальное направление, поскольку образовалось благодаря нескольким людям, которые создали похожие научные труды, основывающиеся на одной цели. Представители:

Становление и развитие

Наука возникла благодаря трудам американских ученых. В 40-е годы 20 века среди исследователей появился повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Постепенно на эту тему начали появляться научные труды. Появилось новое понятие — познание. Оно определяет все поступки человека, его сознание. Первый ученый, с которого начались основные исследования, развивающие когнитивную психологию, как отдельное направление психологической науки — У. Нессер.

Модели внимания

Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:

  1. Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
  2. Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.
  1. Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
  2. С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
  3. Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
  4. Последний этап — анализ отобранных данных.

Поздняя селекция Дональда Нормана:

когнитивная психология это

  1. Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
  2. Важная информация отсеивается.
  3. Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
  4. забывается.

Модель А. М. Трейсмана:

  1. Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
  2. Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.

Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:

  1. Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
  2. Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно. Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.

Преимущества и недостатки

когнитивная психология это

  1. Даже несмотря на активное развитие направления, оно представляет собой набор теорий, утверждений, учений, но не отдельную школу.
  2. Пренебрежение мотивацией, аффектом как важнейшими коррелятами.
    Когнитивные подходы изучения личности дают благоприятные прогнозы на будущее.

Методы исследования

Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:

когнитивная психология это

Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:

  1. познание определяет поведение;
  2. ментальное образование — главный источник данных;
  3. поведение — целостный феномен.

При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.

Взаимодействие с другими науками

Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:

когнитивная психология этоУчения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах. Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта. При этом сами когнитивисты положительно относятся к исследованиями, которые проводят нейробиологи. Полученные данные используются для создания собственных теорий.

Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.

Полезное видео

В видео кратко рассказано о том, что такое когнитивная психология и чем она отличается от других направлений психологии.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Источник: http://mystroimmir.ru/psihologiya/kognitivnaya.html

Когнитивное направление в психологии — что это такое?

когнитивная психология это

В системе психологических знаний особое место занимает такое ответвление, как когнитивная психология.

Данное направление можно назвать достаточно современным, обладающим интересными методами и теориями. Когнитивная психология — что это такое?

Что такое когнитивистика? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие

когнитивная психология это

Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов, которые происходят в сознании индивида.

Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера, в основе работы которого стоит мышление и разум.

Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.

Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.

История возникновения

Зародилось это направление не так давно, в середине 20 века. Исследователи стали интересоваться познавательными способностями индивида и тем, как они функционировали.

В качестве фундаментального акта основы психики человека выделили восприятие. Ученые проводили различные эксперименты для выявления границ способностей разума, внимания, памяти.

когнитивная психология это

Основоположниками когнитивной психологии выступают психологи Ф. Хайдер и Л. Фестингер.

Но дальнейшему развитию направления помогла встреча, состоявшаяся в технологическом институте Массачусетса в 1956г.

На ней были рассмотрены вопросы функционирования памяти и формирования языка. Чуть позже был создан Центр когнитивной психологии, который занимался изучением процессов мышления и познания.

Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идёт? Узнайте из видео:

Разделы

В состав современной когнитивно-поведенческой психологии включают следующие разделы:

О том, что такое когнитивный диссонанс, читайте здесь.

Основные положения и методы

В качестве основного положения когнитивной психологии можно выделить протест против идей бихевиоризма, заявление, что поведение человека исходит от мыслительных способностей индивида.

В качестве главных понятий этого направления выступает процессы когнитивизма, к которым относится воображение, память, мышление. Они формируют некие понятийные схемы, с помощью которых и строится поведение.

Основным методом когнитивной психологии выступает замена личностного конструкта.

Иными словами, это сравнительный анализ того, как различные индивиды воспринимают информацию, поступающую из внешней среды, и впоследствии интерпретируют ее. Данный метод состоит из следующих этапов:

  1. Вводный этап: индивид получает некие инструменты (к примеру, дневник), благодаря которым становится возможным выявить ошибочные суждения и их причины.
  2. когнитивная психология этоЭмпирический этап, когда индивид с помощью психотерапевта прорабатывает приемы корректного соотношения различных явлений. То есть формулируются аргументы за и против, рассматриваются преимущества и недостатки моделей поведения.
  3. Прагматичный этап, итогом которого становится осознание индивидом собственных ответных действий.

Существуют и другие методы, выбор которых должен основываться на типе психического расстройства поведения человека. Например, методы целенаправленного повторения, децентрации, смены ролей или замены эмоций.

Какие идеи изучает и рассматривает?

Как было отмечено ранее, в качестве объектов изучения в когнитивной психологии выступают различные познавательные процессы. Она также рассматривает эмоциональную сферу личности, психологию развития и распознавание образов.

Основная идея заключается в изучении познавательных процессов человеческой психики по аналогии с функциями вычислительного устройства.

Иными словами, компьютер выполняет разнообразные операции по получению, обработке, сохранению и выдаче информации.

когнитивная психология это

Приверженцы когнитивизма считают, что человеческий разум работает по схожей концепции и познавательные функции психики работают по схожей схеме.

Еще одна идея состоит в поэтапной обработке информации в человеческой психике. То есть все стимулы, поступающие извне проходят по некой цепочке превращений.

Существует еще идея предельного объема систем обработки информации. Отсюда вытекает и основное направление деятельности когнитивных психологов, которое состоит в поиске естественных и максимально эффективных методов работы с информацией, которая поступает в психику индивида.

Известные представители

Возникновению данного направлению способствовала деятельность У. Найссера, который изложил его главные положения, и Дж. Миллера, который является основателем Центра когнитивной психологии.

Также среди наиболее известных представителей когнитивной психологии называют следующих: Дж. Сперлинг, Дж. Брунер, Р. Солсо, С. Герберт, К. Прибрам, А. Ньюэлл.

Они внесли значительный вклад в изучение закономерностей познавательных процессов и познания в целом.

Модели внимания

когнитивная психология это

Проблемы внимания часто исследуются именно в области когнитивной психологии.

Именно представители данной отрасли разработали наиболее интересные модели внимания. К основным из них относят:

к содержанию ↑

Селективные

Селективные модели внимания связаны с именами Д. Бродбента, К. Черри.

Главная идея данной теории заключается в том, что структура обработки информации имеет некое узкое место или фильтр, воронку.

Основной предмет обсуждения селективных моделей внимания состоит в выявлении местонахождения данного фильтра (на каком именно этапе обработки информации) и по каким принципам происходит отбор информации, то есть ее селекция.

Перцептивное действие

Внимание в качестве перцептивного действия рассматривал У. Найссер, который критиковал селективную модель.

Он считал, что внимание представляет собой направленность основного потока деятельности, связанной с обработкой информации, на ограниченную часть наличного входа. То есть он определял его в виде процесса активного выбора.

Умственное усилие

когнитивная психология это

Внимание в качестве умственного усилия также называют емкостной моделью Д. Канемана.

Он отмечал наличие ограничения в способности индивида выполнять умственную работу.

Под вниманием Д. Канеман понимал некое внутреннее усилие, на выполнение которого требуются ресурсы. Таким образом, акт внимания зависит в большей степени ни от желаний индивида, а от объективной сложности поставленной перед ним задачи.

О метафорах и моделях внимания в когнитивной психологии этот ролик:

Когнитивизм в социальной психологии: плюсы и минусы

когнитивная психология это

Когнитивизм занимает значительное место в сфере социальной психологии.

Его основной принцип состоит в рассмотрении социального поведения индивида на основе познавательных процессов человека.

Направление изучения заключается во взаимодействии между различными когнитивными структурами, существования между ними соответствий и несоответствий.

В соответствии с теориями когнитивного соответствия, основной мотивирующий фактор поведения человека состоит в потребности формирования сбалансированности и соответствия когнитивных структур индивида.

Все перечисленные теории пытаются объяснить социальное поведение индивида через призму познавательных способностей.

К их минусам можно отнести то, что идея, согласно которой все действия и поступки совершаются для формирования связанной картины мира в сознании индивида, делают теории методологически уязвимыми, так как данное формирование не связано с реальным миром.

Несмотря на это, когнитивизм в социальной психологии получил довольно широкое распространение. Это можно объяснить тем, что он подчеркивает особую роль познавательных образований в объяснении социального поведения индивида.

Необходимо отметить некую непоследовательность данной позиции и сложный круг противоречий, в который попадает когнитивистский подход.

когнитивная психология это

Тем не менее, внимание к вопросам рационального поведения индивида, роли мышления и разума для объяснения окружающего мира делают этот подход довольно значимым в сфере социальной психологии.

Итак, когнитивная психология занимает важное место в системе психологических наук.

Ее основные положения часто используют в других направлениях, например, социальной психологии, психологии образования, психологии личности.

Кратко о когнитивном направлении в социальной психологии:

Источник: http://psyholic.ru/bez-rubriki/kognitivnaya-psihologiya-eto.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *