Медитация: Тёмная ночь: Колонка редакции: Образ жизни — темная медитация

02.09.2019

Но что если такой человек, как Аарон Алексис, написал письмо Дипак Чопре и получил такой ответ? Могло ли пение вместе с любимой громко включенной песней залечить его эмоциональные травмы и привести к мудрости, которую он искал, а не к убийствам? Едва ли. Более того, есть реальная опасность в том, что то, что чувствовала эта женщина, обратившаяся к Чопре, вовсе не является «нормальным и в порядке». Если она продолжает медитировать без опытного учителя, это может травмировать, а не вылечить её.

Темная медитация

В двадцать первом веке медитация «внимательности» (осознанности) идёт по планете семимильными шагами. Джин, чуть более сотни лет назад выпущенный из бутылки бирманскими буддистами, уже давно вышел за пределы буддизма и распространил своё влияние на чисто светские дисциплины, такие как психология и даже психотерапия. Всюду непрерывно идут (в основном платные) курсы, семинары, «ретриты» по «внимательности». Методика обособилась, претерпев ряд изменений и лишившись религиозного контекста и надлежащих обстоятельств применения. Стали даже делаться попытки использовать метод как клинический инструмент лечения психических расстройств. И всё это – на фоне общего тезиса о том, что медитация всецело полезна и может приносить одно лишь только благо. Но насколько такое утверждение достоверно? Мигель Фариас, профессор психологии Оксфордского университета, решил провести исследование и разобраться в этом вопросе.

арон Алексис что-то искал. Он начал ходить в буддийский храм в Вашингтоне, учился медитировать. Он надеялся, что это принесёт ему мудрость и покой. «Я хочу быть буддийским монахом» – сказал он однажды в храме своему другу. Его друг посоветовал продолжить обучение, как Аарон и поступил. Он учил тайский язык и продолжал посещать храм – пел религиозные декламации, медитировал. Но что-то пошло не так.

16 сентября 2013 Аарон Алексис въехал на территорию военного судоремонтного завода Вашингтона. На часах было 8 утра. Здесь он работал некоторое время, а потому охрана впустила его. Несколько минут спустя он попал в поле зрения охранных видеокамер – с дробовиком в руках. К 9 часам утра 12 человек были мертвы. Алексис убивал случайным образом. Вначале он использовал свой дробовик, а затем, когда патроны кончились, взял пистолет убитого им охранника. Он был убит в перестрелке с полицейскими.

Уже в течение суток одна из журналисток узнала о том, что Аарон Алексис был буддистом, и задала такой вопрос: «А есть ли у медитации менее позитивная сторона?» Западные буддисты отреагировали мгновенно: «Этот человек олицетворял учения Дхармы не больше, чем террористы 9/11 представляли учения Ислама» – написал один. Другие объясняли, что у Аарона Алексис была история психической болезни. Однако, некоторые отметили, что медитация, несмотря на весь свой потенциал снятия стресса и саморазвития, может привести к более глубоким рецессиям собственного ума, чем кому-либо того бы хотелось.

Я наткнулся на идею о том, что без наставления эксперта медитация может иметь негативные последствия, хотя поначалу я думал, что это лишь метафора о трудностях, которые мы можем встретить, решаясь заглянуть внутрь себя. Затем, однажды, я из первых рук получил информацию об одном случае, который раскрыл мне глаза. В то время я преподавал курс по психологии духовности, и большая часть студентов были пожилыми людьми – им было под шестьдесят и даже чуть больше. Это была группа из отставных юристов, англиканских священников, психиатров, а также трёх или четырёх учителей йоги – и Луиза была одной из них.

Ей было почти шестьдесят, стройная, спокойная – она говорила только тогда, когда считала, что это что-то действительно важное. Она преподавала йогу более 20 лет и перестала это делать, когда однажды случилось нечто неожиданное, изменившее её жизнь. Она предпочла рассказать об этом для обсуждения на этом моём курсе лекций.

По её словам во время одного из медитационных ретритов (где она была одним из многих участников) радикальным образом изменилось её ощущение самой себя. «Это хорошо» – подумала вначале она, – «это, должно быть, часть опыта растворения». Но, несмотря на это, она не могла сдержать тревоги. «Не волнуйся, просто продолжай медитировать, и это уйдёт» – говорил ей её учитель. Но оно не ушло. Она так и не смогла вернуться к прежней обычной себе. Это ощущалось как некое нарушение в самоощущении – то, как она чувствовала себя в теле, как смотрела на мир и на других людей. Последний день ретрита был особенно мучительным: её трясло, она кричала и впадала в панику.

На следующий день, когда она уже вернулась домой, её тело онемело, она не могла встать с постели. Муж Луизы отвёл её к терапевту. Через несколько часов женщину уже осматривал психиатр. Последующие 15 лет она лечилась от психотической депрессии. Сейчас она спокойно говорила о своей болезни и её возможных причинах (включая генетическую предрасположенность). Она объясняла, что постепенно вновь занялась йогой, но больше никогда не посещала медитационные ретриты. «Мне приходилось проходить электросудорожную терапию» – сказала она.

Я был в шоке, но потом был поражён ещё больше, когда стал просматривать медицинские и психологические базы данных в поисках возможных негативных последствий медитации. В одном отчёте от 2001 года британский психиатр рассказывал о 25-летней девушке, у которой, как и у Луизы, были серьёзные проблемы с психикой после медитационных ретритов. В первый раз, когда её положили в больницу, среди симптомов отмечались «мыслительные нарушения и скачка идей», эйфория, мания величия, включая «веру в то, что у неё есть некая особая миссия для мира… предложение неувядающей и безусловной любви ко всем, отсутствие критического восприятия».

Этой женщине, назовём её Мисс Икс, поставили диагноз «мания». Через шесть недель лечения симптомы удалось сдержать. Она два года регулярно наблюдалась у психиатра и дважды в неделю проходила психотерапию. Затем приняла участие в дзэн-буддийском ретрите и вновь попала в больницу. Она в течение пяти дней не могла заснуть, а также проявляла несдержанное поведение – раздражение, неугомонность, сексуальную несдержанность, совершала повторяющиеся молитвенные жесты, нападала на сотрудников больницы.

Я стал дальше изучать литературу. В 1992 году Дэвид Шапиро, профессор Калифорнийского Университета в Ирвайне опубликовал статью о последствиях медитационных ретритов. После изучения 27 людей с разными уровнями медитативного опыта он обнаружил, что 63% из них имели как минимум одно негативное последствие, и 70% – крайне негативные последствия.

Среди негативных последствий были: тревога, паника, депрессия, боль, замешательство, дезориентация. Но, быть может, только наименее опытные в медитации испытывали это – и несколько дней медитации влияли только на тех, кто был в практике относительно новичок? Ответ – нет. Когда Шапиро разделил группу на тех, у кого было мало опыта и много, то выяснилось, что отличий не было: у всех было одинаковое количество негативных последствий. А ещё более раннее исследование пришло к похожему, но ещё более удивительному заключению: у более опытных медитирующих было куда больше негативных последствий, чем у новичков.

Среди небольшой стопки статей на эту тему я нашёл две статьи от Арнольда Лазаруса и Альберта Эллиса, основателей когнитивно-поведенческой терапии (CBT). В 1976 году Лазарус сообщал о том, что некоторые из его собственных пациентов имели сильную тревогу после медитации. Он серьёзно критиковал идею «медитация – для всех». Эллис также делился своими опасениями. Он полагал, что медитацию можно использовать как психотерапевтическое средство, но не с каждым – и в целом считал, что её можно применять только умеренно и в качестве техники релаксации и отвлечения мыслей. «Как и у транквилизаторов» – писал он, «у неё могут быть положительные и отрицательные стороны – особенно вреден эффект поощрения людей отворачиваться от их основных проблем и сдерживать, а не отбрасывать те их идеи, что создают тревогу».

Я ощутил себя археологом, который раскапывает давно забытые артефакты. Как могло так случиться, что всё это тотально отсутствует в современных исследованиях? Можно было бы предположить, что клинические врачи и исследователи просто не сообщали о негативных последствиях медитации, но больше было похоже на то, что сами медитирующие не говорили об этом. Многие, кто сталкивается с трудностями во время или после своей практики, могут подумать, что делают что-то неправильно, или даже что их проблемы – это часть процесса и со временем пройдут сами по себе. Именно так было с Мисс Икс, которая со временем отказалась от продолжительного лечения, объясняя, что её мания была просто лишь освобождением заблокированной энергии, накопившейся из-за того, что она не могла адекватно справляться со своими эмоциями. И многие медитирующие, которые рассуждают также, как Мисс Икс, позволяют понять, почему негативные отзывы не попадали в отчёты – негативные результаты рассматривались ими просто как камни на дороге к покою и духовным достижениям.

Однако, некоторые западные буддисты осознают, что не всё гладко с медитацией. Они даже дали название возникающим эмоциональным трудностям: «тёмная ночь». Эту фразу они позаимствовали у христианского мистика 16 века – Святого Иоанна Крестителя, который описывал высокий этап молитвы и созерцания как характеризующийся эмоциональной сухостью, в которой человек чувствует, что покинут Богом. В принципе, буддисты не чувствуют, что покинуты Богом, но буддийские блоги на данную тему изобилуют следующим:

«Девять лет периодами накрывает глубокая депрессия, страх, тревога, страдание»; «постоянно подкатывала тошнота, ощущались непередаваемая печаль и боль»; «у меня была одна довольно серьёзная тёмная ночь, длилась девять месяцев, со страданием, отчаянием, паническими атаками… одиночеством, слуховыми галлюцинациями, умеренной паранойей, плохим обхождением с друзьями и родными, длинными периодами ностальгии и сожаления, навязчивыми мыслями (обычно о смерти)».

Бриттон Уиллоуби, нейробиолог и психиатр из Университета Брауна, в настоящее время пытается составить карту, которую она называет «тёмной стороны Дхармы». Этот интерес возник в ней после наблюдения двух человек, которые были госпитализированы после интенсивной практики медитации, а также и на основании своего собственного опыта медитационного ретрита, на котором она ощутила непередаваемый страх. Читая классическую буддийскую литературу она обнаружила, что такие переживания упоминаются как обычные стадии медитации.

«Я была ужасно плохо проинформирована» – признаёт она сейчас. Медитационные ретриты легко приводят людей к тому, что те иначе начинают ощущать мир: слух становится острее, время течёт медленнее. Но наиболее радикальные изменения, которые могут случиться, состоят в том, что Бриттон именует «повествованием своего «Я». Попробуйте: сосредоточьтесь на настоящем моменте, ни на чём ином, кроме настоящего момента. Возможно, вам это будет очень легко сделать на очень короткое время. Однако, попробуйте растянуть эту «настоящесть» на час или два, попробуйте удержать её несколько дней. Ваше привычное ощущение себя – которое одной ногой стоит в прошлом, а другой в будущем – рушится. Некоторые ощущают эту практику прекрасной, но для других это подобно поездке на американских горках.
Также, как узнала Бриттон, опрашивая разных людей, могут случаться различные вещи: тряски руками, судороги, конвульсии. Другие проходят через эйфорию или депрессию, или не сообщают вообще ни о чём, поскольку их физические чувства отупляются.

Тем не менее, если бы все эти неприятные симптомы были бы ограничены только лишь ретритом, то едва ли стоило бы о чём-то беспокоиться. Но это не так. Иногда эти эффекты сохраняются, влияют на работу, воспитание детей, взаимоотношения. Они могут стать клинической проблемой со здоровьем, которая в среднем длится более трёх лет. Кроме того, по словам Бриттон, учителя медитации знают об этом, но исследователи всё равно настроены скептически. Они задаются лишь вопросом о психиатрической истории медитирующих людей, развивших психический недуг, как будто медитация либо вовсе не имеет к этому отношения, либо влияет слабо.

Я привык считать также. Но когда начал изучать эту тему, то стал находить всё больше и больше свидетельств. Возьмём соответствующий раздел на сайте уважаемого многими Дипак Чопры, где читатели задают вопросы, а Чопра отвечает. 11 апреля 2014 женщина, медитирующая один год, и посчитавшая медитацию «истинным блаженством», описывает, как дважды переживала глубокие эмоциональные ощущения: «как будто от меня что-то отрывается». Из-за этого, по её словам, она хотела кричать и плакать.

Ответ Чопры был оптимистичным: «Это нормально, всё в порядке. Это просто означает, что у вас выходит на поверхность какая-то давняя эмоциональная травма, и она залечится. После медитации я советую вам высвободить несколько минут и попеть громко вслух. Найдите песню, которая резонирует с тоном вашей эмоциональной боли. Послушайте её на повышенной громкости, так чтобы ощутить звуковой эффект песни и музыки. Когда ощутите, что она захватила ваши эмоции, начните петь, так чтобы ваш голос преобразовывал ваши чувства в звук. Если будете так делать каждый раз, как ощутите неразрешившийся остаток эмоции после вашей медитации, это облегчит её выход и ускорит залечивающий процесс».

Но что если такой человек, как Аарон Алексис, написал письмо Дипак Чопре и получил такой ответ? Могло ли пение вместе с любимой громко включенной песней залечить его эмоциональные травмы и привести к мудрости, которую он искал, а не к убийствам? Едва ли. Более того, есть реальная опасность в том, что то, что чувствовала эта женщина, обратившаяся к Чопре, вовсе не является «нормальным и в порядке». Если она продолжает медитировать без опытного учителя, это может травмировать, а не вылечить её.

Несмотря на тёмную сторону и ограниченность данного научного исследования, я всё ещё продолжаю считать, что медитация – это техника с реальным потенциалом личностного изменения, если ей обучают надлежащим образом и в рамках более широкой духовно-этической системы. Но я хотел поговорить с кем-то из западных стран, кто обратился к традиции восточной медитации без отрицания её тёмной стороны. И я нашёл Свами Амбикананду – южноафриканку, живущую в Англии, которая приняла обеты в индуизме и обучает йоге и медитации в городе Рединг.

Мы сидели у неё в гостиной, и когда я сказал, что изучаю потенциальную тёмную сторону медитации, она спросила меня, слышал ли я об Аароне Алексисе.

«Сейчас в отношении медитации имеет место такая догма: если она не работает, то на её ограниченность всё равно не обращают внимания» – говорит она. «Нам говорят, что мы неправильно практиковали. Но может быть так, что дело ни в человеке и не в практике. Истина нашего человеческого существования состоит в том, что нет такой вещи, которая работала бы для всех. Духовный путь состоит в том, чтобы открыть самого себя, быть более аутентичным «собой», и какой бы путь к этому ни вёл – он велик для каждого из нас. Этот путь не обязательно будет хорошим для нас – но поскольку медитацию вырвали из монашеского контекста и поместили в более широкий светский мир, то её стали подавать как то, из-за чего мы не только должны почувствовать себя лучше, но и сами стать лучше – более успешными, более сильными, более убедительными…»

Так что же в отношении исследователей, утверждающих, что медитация сама по себе может сделать вас лучшей и более сострадательной личностью?

«Нет, нет, нет» – говорит она. «Медитация должна быть включена в её контекст. Есть нравственные и эмоциональные принципы, которые должны соблюдаться».

Неужели? Но разве сама суть медитации не состоит в том, чтобы сделать тебя просветлённым, глубоко нравственным человеком? Неэгоистичным и сострадательным?

«Нравственность может быть отделена от духовности. Моё эго может растворяться, когда я медитирую. Но когда я перестаю, оно воссоздаётся. Вы можете медитировать 22 часа в сутки, то в те два оставшихся часа вы обычный человек, и этому аспекту реальности всё равно, просветлённый ли вы или нет».

После нашей беседы Амбикананда подбросила меня до станции. Я поблагодарил её за потраченное время и вновь спросил об Алексис. Считает ли она, что его убийства связаны с медитацией?

«Не знаю. Я не стану оспаривать то, что у него были серьёзные психические расстройства. Но медитация, очевидно, не помогла ему. Медитация – это способ заглянуть в бездну внутри себя. Она была придумана не для того, чтобы сделать вас или меня счастливыми, но для того, чтобы помочь бороться с нашими иллюзиями и понять, кто мы есть на самом деле».

Источник: http://theravada.ru/Life/Red/Text/25-12-2017.htm

Темная сторона медитации

Темная сторона медитации: в каких случаях развитие осознанности может привести к психологическому кризису

темная медитация

Медитацию сегодня представляют как универсальный инструмент умственного усовершенствования, который сделает мир лучше — избавит нас от негативных эмоций, чрезмерного стресса и погони за потребительскими удовольствиями. Но у медитации есть и темная сторона, о которой говорят гораздо реже. Вместо спокойствия и умиротворения медитация может вызвать целый спектр негативных переживаний и даже спровоцировать вспышку полноценного психоза.

После 10-дневного ретрита по медитации випассана 25-летняя американка Меган Вогт оказалась в психиатрической клинике. Из медитационного центра ее пришлось забирать родителям — сама сесть за руль она была не в состоянии. Ей казалось, что окружающие люди — ее собственные психологические проекции. Она не могла отличить реальность от воображения и говорила, что должна умереть.

До того как попробовать медитацию, Меган страдала от тревожного расстройства и принимала медикаменты, но никогда не была склонна к суициду. После лечения в клинике она пришла в относительно стабильное состояние, но постоянно думала о том, что произошло на ретрите. Спустя 10 недель она покончила с собой, бросившись с моста.

Что такое «темная ночь души»

Это редкий, но далеко не единственный случай психологического кризиса, наступившего после интенсивных занятий медитацией. В академической литературе об этом стали упоминать лишь недавно, но в буддистской традиции такие проблемы хорошо известны и задокументированы.

[b]В одной из сутр есть строки о монахах, которые сходят с ума и кончают с собой после медитации на смертность. Никто не говорил, что просветление — это легко.[/b]

Как писал буддийский учитель и психолог Джек Корнфилд, если вы не столкнулись с болью и страхами, значит, вы еще не начали медитировать. Обычно эти переживания считают одной из стадий на пути к просветлению. Самая сложная из этих стадий — «темная ночь души», во время которой человек осознает иллюзорность собственного «я» и пустотность всего сущего. Осознание этой истины сопровождается страхом, отчаянием и психологической борьбой.

Однажды у меня была очень глубокая «темная ночь», которая продлилась девять месяцев. Я испытывал отчаяние, панические атаки, одиночество, паранойю и слуховые галлюцинации. Я не мог нормально общаться с семьей и постоянно прокручивал в голове мысли о смерти.

— из буддистского блога

Современная медитация давно отделилась от буддизма и многими воспринимается как абсолютно безобидная практика — что-то вроде утренней гимнастики для ума. Как можно нанести себе вред, просто сидя и наблюдая за собственными мыслями или дыханием?

[b]Обычно ничего плохого действительно не происходит — можно медитировать годами и не разу не пережить ничего похожего на «темную ночь».[/b]

Польза медитативной практики хорошо описана в научной литературе: медитация помогает при лечении депрессии и тревожного расстройства, снимает стресс, облегчает воспалительные реакции, может улучшать концентрацию, память и творческое мышление. Но некоторым секулярная версия медитации приносит не только пользу, но и массу психологических проблем.

Что наука знает о кризисах духовной практики

Исследованием темных аспектов медитации занимается психолог Уиллоуби Бриттон из Браунского университета. Во время практики в психиатрической клинике она встретила двух пациентов, которые оказались в лечебнице после ретрита. По иронии судьбы, вскоре она сама попала на ретрит по медитации и тоже испытала полный комплект «всевозможных непростых состояний»:

Я думала, что реально сошла с ума. Я думала, что у меня нервный срыв. Я имею в виду, что я понятия не имела, почему со мной вдруг внезапно всё это происходит — например, почему я испытываю огромный ужас. И только гораздо позже я выяснила, что это классические состояния, проявляющиеся на определенных стадиях медитации, о которых я узнала столь печальным образом.

— из интервью с Уиллоуби Бриттон

Бриттон решила подробно изучить эти непростые состояния. Вместе с коллегами она запустила проект под названием «Многообразие медитативного опыта» и в 2017 году опубликовала первую итоговую статью. Почти каждый из более 100 опрошенных участников исследования неоднократно испытывал «нежелательные состояния» во время медитации.

[b]Среди этих состояний — усиленная чувствительность к свету, потеря физических ощущений, снижение или усиление эмоций, нарастающее чувство тревоги, деперсонализация и проживание травматических событий из детства. Иногда негативные «побочные эффекты» медитации длятся целыми месяцами.[/b]

Во многих медитационных центрах знают об этих проблемах и не допускают к ретритам людей с психиатрическими диагнозами. Но почти у половины участников исследования, обнаружила Бриттон, не было истории травм и психиатрических нарушений. Многие из них были сами опытными учителями медитации — тут вряд ли годится объяснение, что они медитировали как-то «неправильно». Согласно одному из ранних исследований трансцендентальной медитации, у более опытных практикующих было даже больше негативных последствий, чем у новичков.

После начала исследования к Бриттон обратилось несколько сотен человек, страдающих от нежелательных последствий медитации. Чаще всего проблемы начинались во время интенсивного ретрита — например, курса випассаны по системе Гоенки. Один курс обычно длится не меньше недели, и каждый день участники медитируют по 10 часов. Им нельзя разговаривать, смотреть друг другу в глаза, писать, читать и пользоваться любыми гаджетами. Для многих такой курс становится освобождающим переживанием. Для других всё кончается гораздо хуже.

Даже Далай-лама признает, что с медитацией нужно обращаться осторожно: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».

Но для того, чтобы испытать на себе эти трудности, необязательно отправляться на ретрит. Проблемы могут возникнуть даже после использования мобильных приложений типа Headspace.

Как медитация стала мейнстримом и что в этом плохого

Медитация осознанности (mindfulness meditation) возникла в США в 1970-е годы как приложение дзенской практики дзадзен и системы випассана. Специалист по молекулярной биологии Джон Кабат-Зинн выбросил из медитации всё, что ассоциировалось с религиозным и мистическим — гонги, благовония, мантры и поклонение статуям Будды. Он открыл собственную клинику, в которой помогал обычным американцам стать более стрессоустойчивыми и лучше справляться со своими рабочими обязанностями.

[b]Сегодня осознанность превратилась в многомиллионную индустрию. Приложения для медитации бьют по популярности аудиокниги и подкасты.[/b]

В Великобритании программы по развитию осознанности рассматриваются на законодательном уровне. Медитируют все: офисные сотрудники, полицейские, домохозяйки, военные, заключенные тюрем, учителя, школьники, бизнесмены и кинозвезды.

Поколение битников и хиппи с помощью медитации, йоги и психоделиков стремилось к пробуждению космического сознания и миру во всем мире.

Пятьдесят лет спустя фондовый менеджер Дэвид Форд описывает пользу от медитации так: «Я стал гораздо спокойнее реагировать на волатильные рынки».

Люди постоянно слышат о том, что медитация приносит сосредоточенность, радость и любовь. В результате они оказываются не готовы к тому, что обнаруживают в своем подсознании хаос, отчаяние и страх.

По мнению Уиллоуби Бриттон, главная причина для беспокойства — это замалчивание проблемы. Современное «движение осознанности» делает упор в первую очередь на позитивное воздействие медитации на повседневную жизнь — снятие стресса, повышение концентрации и работоспособности.

[b]Но медитация — это мощное средство исследования собственного ума, а не способ самоуспокоения.[/b]

Как отмечает один из ведущих исследователей осознанности Ричард Дэвидсон, есть два способа применения медитации — глубокий и поверхностный. Первый способ направлен на изменение характеристик своего «я» и постижение природы сознания. Второй помогает расслабиться после трудного дня, сосредоточиться на текущих задачах и получать больше удовольствия от маленьких радостей повседневной жизни. Но на самом деле граница между этими двумя способами очень хрупкая.

Буддистская медитация была разработана не для того, чтобы сделать нас более счастливыми, а для того, чтобы радикально изменить наше восприятие себя и окружающего мира. Поэтому неудивительно, что у некоторых медитация вызывает негативные эффекты — диссоциацию, тревогу и депрессию.

— из книги Мигеля Фариаса и Катерины Вилкольм “The Buddha Pill: Can Meditation Change You?”

Кому медитация может навредить

Исследования только начинают проводиться, поэтому ответить на этот вопрос пока сложно. Одно можно сказать более-менее уверенно: негативные последствия медитации вызывают те же самые механизмы, которые делают ее полезной.

[b]Благодаря исследованиям нейрофизиологов мы неплохо знаем, как медитативная практика воздействует на мозг. В первую очередь, она укрепляет префронтальный отдел коры головного мозга, который отвечает за внимание и контролирует работу лимбической системы. В результате мы начинаем лучше отслеживать свои эмоции — они перестают управлять нашим поведением.[/b]

Для людей с повышенной импульсивностью это хорошо. Но иногда контроль становится слишком сильным: люди перестают чувствовать эмоции вообще, словно эту функцию отключили.

Я стал асоциален, и казалось, что даже с самыми близкими друзьями меня теперь разделяет огромная пропасть. Я не чувствовал себя частью чего-либо человеческого и боялся, что так будет всегда.

— «10 дней молчания и мысли о содомии. Как я прошел випассану»

Медитация учит наблюдать за своими мыслями и эмоциональными состояниями со стороны. Многим людям удается использовать эту способность себе на пользу. Но у тех, кто склонен к диссоциативным расстройствам личности, медитация может вызвать психологический кризис.

[b]Раскол между «участвующим я» и «наблюдающим я», который является одной из целей медитации, в психиатрии считается симптомом целого ряда психических заболеваний.[/b]

Ощущение нереальности происходящего, отделение от собственного тела, мыслей и ощущений — переживания, о которых сообщают многие из опытных медитирующих.

Глубокая медитация поднимает со дна психики подавленные воспоминания, эмоции и переживания. Некоторые оказываются абсолютно к этому не готовы. Это сложная терапевтическая работа, которую лучше проводить вместе со специалистом. Если вы находитесь на ретрите, на котором нельзя даже разговаривать, воспоминания о травматическом опыте могут привести к повторной травме. Совет, который обычно при этом дают — «просто успокойся и продолжай медитировать», — не помогает, а может привести к еще более глубоким нарушениям.

[b]Медитация вызывает дополнительный выброс серотонина — нейромедиатора, который управляет многими системами организма. Обычно это способствует ощущению спокойствия и счастья, а также помогает при мягкой депрессии. Но иногда излишки серотонина могут вызывать сильную тревогу — точно так же, кстати, действуют некоторые антидепрессанты.[/b]

В результате вместо расслабления человек ощущает приступ страха или паническую атаку. У людей, склонных к шизофрении, медитация в отдельных случаях может вызвать психоз.

Я ощущал себя живым, мертвым, всеведущим, бессмертным, несуществующим, геем, гетеросексуалом, телепатом, цветком, сгустком чистой энергии и атомной бомбой. И это еще были относительно позитивные переживания.

— Майкл Холден. «Другая сторона рая: как я покинул буддистский ретрит в наручниках»

Сейчас психологи разрабатывают специальные курсы медитации, которые учитывают особенности психики человека. Судя по всему, умеренные занятия медитацией, совмещенные с психотерапией, могут помочь при лечении шизофрении и посттравматического расстройства.

Исследования медитации часто преувеличивают позитивные стороны этой практики. Крупные метаанализы показывают, что многие из этих исследований базируются на очень шаткой основе и содержат массу недостатков: малые размеры выборки, отсутствие контрольной группы и статистические погрешности. Ученые обычно сосредотачиваются на одном позитивном аспекте медитации и не спрашивают участников о побочных эффектах. В результате создается искаженное впечатление, что медитация полезна всегда и во всем.

«Сейчас в отношении медитации имеет место такая догма: если она не работает, то на ее ограниченность всё равно не обращают внимания», — замечает Уиллоуби Бриттон. «Нам говорят, что мы неправильно практиковали. Но, возможно, дело не в человеке и не в практике. Истина человеческого существования состоит в том, что нет такой вещи, которая работала бы для всех».

Медитация — это мощный инструмент исследования и изменения человеческой психики. Для многих людей медитация может быть очень полезной. Но мы по-прежнему плохо понимаем, как работает эта практика, поэтому относиться к ней нужно осторожно и ответственно.

Источник: http://www.b17.ru/blog/109419/

Темная сторона медитации

Ученые предупреждают о побочных эффектах медитационных практик

темная медитация

Медитация давно перестала быть экзотикой для западной цивилизации. Сегодня совет «медитировать для обретения душевного равновесия» можно услышать от любого психолога. Наверное, каждый третий хотя бы раз пробовал, сидя в позе лотоса, остановить поток мельтешащих мыслей.

Восхищение тысячелетней мудростью Востока настолько привычно, что, похоже, никому и в голову не приходит усомниться в благотворности древних методик. Между тем, по предварительным данным. 60 процентов жителей западных стран, практикующих медитацию, пострадали от побочных эффектов, таких как тревожность, депрессия и чувство потери контроля над жизнью. Также есть сведения о том, что в некоторых случаях медитация способна вызвать галлюцинации и психоз.

Специалист по когнитивной психологии из Университета Ковентри (Coventry University, Великобритания) Мигель Фариас (Miguel Farias) назвал возмутительным отсутствие интереса к серьезным статистическим исследованиям, посвященным негативным эффектам медитации. «Апиорная убежденность в безопасности трансформационных практик глубоко ненаучна и простительна обывателям, но не ученым. Как можно воображать, что некий метод изменения сознания не имеет побочных эффектов?» — недоумевает доктор Фариас.

Его поддерживает коллега, Кэтрин Уихолм (Catherine Wikholm) из Университета Суррея (University of Surrey, Великобритания): «Людям трудно правильно оценить последствия медитации, если все кругом в один голос поют дифирамбы ее чудесным свойствам. Данные, которые могут повредить положительному имиджу медитационных практик, просто-напросто замалчиваются средствами массовой информации.»

Мигель Фариас и Кэтрин Уихолм в своей книге «Может ли медитация изменить вас?» приводят пример эксперимента среди заключенных, которые в течение десяти недель «успокаивали свой ум» медитационными упражнениями. Несмотря на то что уровень стресса у них действительно снизился, агрессивность участников исследования не уменьшилась ничуть.

Пока неизвестно, будут ли в итоге услышаны тревожные голоса критиков. Слишком популярна идея ненапряженного бытия «здесь-и-сейчас», которое обещает медитация. Недавно СМИ опубликовали очередную хвалебную статью, уверяющую, что медитационные упражнения способны снимать стресс не хуже современных антидепрессантов. Так что скептикам пока остается только расслабиться и… помедитировать о вечном.

Источник: http://apteka.ru/info/articles/novosti-zdorovya/temnaya-storona-meditatsii/

Joomla Software solutions Template

Возможность всего за час не выходя из дома зарядиться энергией и привести в порядок энергетику и здоровье..

Все мы научились поддерживать счастливый вид, шутить и смеяться. На этой оси вращается вся карусель общества. Но внутри каждый несет глубокую и темную ночь, и никто даже этого не осознает.

Когда вы входите в медитативное состояние, вы впервые входите в темную ночь души. Если вы сможете через нее прой­ти — а пройти через нее ничто не мешает, — тогда впервые вы осознаете, что ваше счастье не было подлинным Поддель­ное счастье уйдет, придет настоящая грусть, и только за на­стоящей грустью явится настоящее счастье. Тогда вы узна­ете, что поддельное счастье было хуже даже грусти, настоя­щей грусти, потому что в этой грусти, по крайней мере, была подлинность. Если вам грустно — но подлинно и искренне грустно, — такая грусть сделает вас богаче.

Она даст вам глубину, внутреннее понимание. Она по­зволит вам узнать жизнь и ее бесконечные возможности; осознать, как ограничен и мал человеческий ум, как мало человеческое сознание перед лицом окружающей и всеохва­тывающей бесконечности; осознать хрупкость жизни, со всех сторон обступаемой смертью. В настоящей грусти вы осознаете все эти вещи. Вы осознаете, что жизнь не только жизнь — она также и смерть.

Если вы хотите быть по-настоящему счастливы, не про­должайте эту игру притворства, не делайте счастливый вид. Когда приходит несчастье, вскоре вы видите, как оно тем­неет и сгущается. Но когда ночь темнее всего, утро очень близко. Как только вы прекращаете бороться, как только вы принимаете несчастье, оно приносит вам молчание, глубо­кую гармонию. Конечно, она грустна, но она красива. Даже ночь обладает собственной красотой, и те, кто не видит кра­соты ночи, многого лишаются.

Источник: http://miron-nn.ru/meditatsii-osho/temnaya-noch-dushi

Новые данные показывают: в медитации может быть темная сторона

темная медитация

14 мя — ГАЛС. Медитация ассоциируется с максимумом расслабления и спокойствия, но это не совсем так.

Новое исследование показывает, что до четверти обычных медитирующих имели плохой опыт с практикой. Тревога, страх и измененное чувство реальности были одними из примеров негативных переживаний медитации. Но команда, стоящая за исследованием, говорит, что цель заключается не в том, чтобы дать медитации плохую репутацию, а просто выделить способы, которых лучше избегать.

С другой стороны, те, кто посещал медитационный ретрит, кто имел более высокий уровень негативного мышления, и те, кто использовал только деконструктивные типы медитации (такие как Випассана или Коан), были более склонны к негативным переживаниям. По мнению ученых, на данном этапе важно не делать преждевременных выводов о потенциальных негативных последствиях медитации.

Ученые ранее обнаружили что медитация может повысить иммунитет, снизить уровень стресса и даже сделать нас более осведомленными о нашем подсознании. Медитация иногда не имеет запланированного эффекта. Если эксперты смогут лучше понять эти потенциальные проблемы, их можно избежать в будущем. Это исследование может стать основой для клинических рекомендаций, руководств по осознанности и подготовки учителей медитации.

Ранее ГЛАС сообщал, что удаление аппендикса способствует развитию болезни Паркинсона. Исследователи обнаружили, что среди 488 190 пациентов, перенесших аппендэктомию, у 92% развилась болезнь Паркинсона.

Источник: http://glas.ru/science/2534-novye-dannye-pokazyvajut-v-meditacii-mozhet-byt-temnaja-storona.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2022 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты