Основные функции психики — функции психики

15.10.2019

Благодаря психике человек не только обладает способностью отражать влияние на него окружающего мира, а и регулировать процесс его восприятия, который определяет деятельность, реакции и поведение. Благодаря этому человек понимает необходимые мотивы и потребности, а также ставит перед собой цели и задачи. Кроме этого психика способна вырабатывать способы и возможные приемы для достижения той или иной цели. Поведение человека определяется, как внешняя форма проявления психики.

Основные функции психики

функции психики

Основные функции и различные проявления психики способствуют тому, что человек может слышать, понимать и чувствовать. В течение всей жизни психика может меняться в зависимости от полученных знаний и информации.

Основные функции психики позволяют привыкнуть к определенным условиям, обучаться, развиваться, иметь возможность общаться, а также, если нужно, то и выживать. Все составляющие психики имеют связь и объединяются в целостный механизм, который позволяет взаимодействовать с окружающей средой. Как и любая другая система, психика человека имеет структуру, динамику и организацию.

Структура и основные функции психики

Уже достаточно много времени, как люди обнаружили, что кроме окружающей видимой обстановки существует и внутренний мир, который позволяет выражать чувства, желания, делиться воспоминаниями и мечтать.

Основные функции психики человека мы рассмотрим ниже.

Отражательная функция психики

Эта функция может изменяться и модернизироваться в течение жизни. Ежедневно на человека действует огромное количество факторов, которые отражаются на психике. Стоит учитывать то, что конкретное явление может иметь совершенно разное действие, которое зависит от времени и условий воздействия. В психике отражается наиболее правильное понимание окружающего мира. Все образы, которые возникают в голове у человека, это определенные копии реально существующих предметов и событий. При помощи отражения человек может воспроизводить и изменять полученные объекты.

Всего существует 3 формы отражения:

  1. Первая помогает воспринимать конкретные объекты неживой природы.
  2. Вторая форма соответствует физиологическому отражению.
  3. Третья форма самая сложная и она отражает психическое состояние, то есть сознание. Оно помогает отделить в мыслях себя от окружающего мира, а также понять и осмыслить различные аспекты человеческого существования. Все это можно объединить одним понятием – самосознание.

Отражательная функция – активный процесс, который помогает определить и выбрать подходящий способ действия в конкретной ситуации. Действия человека прекрасно отражают окружающую ситуацию, а так же они имеют возможность преобразовать ее в процессе деятельности.

Регулятивная функция психики

Благодаря психике человек не только обладает способностью отражать влияние на него окружающего мира, а и регулировать процесс его восприятия, который определяет деятельность, реакции и поведение. Благодаря этому человек понимает необходимые мотивы и потребности, а также ставит перед собой цели и задачи. Кроме этого психика способна вырабатывать способы и возможные приемы для достижения той или иной цели. Поведение человека определяется, как внешняя форма проявления психики.

Из-за своей противоречивости регулятивная функция может выступать в двух формах:

  1. Конструктивная. Подразумевает выполнение определенных задач, которые направлены на достижение цели или задачи. функции психики
  2. Деструктивная. Подразумевает принятие определенного решения, которое имеет долю риска и авантюризма.

Познавательная функция психики

Эта функция помогает человеку адаптироваться и ориентироваться о любой ситуации, которая позволяет осмыслить все ее стороны и реалии. Психика способствует тому, что он может привыкнуть к любой случившейся ситуации. Кроме этого человек имеет возможность принимать себя, как отдельную личность, со всеми индивидуальными и психологическими чертами, благодаря которым он может стать частью социума, а точнее конкретного общества или группы. Психика человека – сложная система, в которой все составляющие элементы иерархически организованы и изменчивы.

Источник: http://womanadvice.ru/osnovnye-funkcii-psihiki

Основные функции психики

Мы ощущаем вкусы, запахи, видим предметы, испытываем эмоции. Кто-то из нас обладает абсолютным музыкальным слухом, у кого-то хорошая память; одним доставляет удовольствие гулять, другим читать книги. Почему мы можем что-то испытывать и ощущать, почему мы так отличаемся друг от друга? Что-то даёт нам все эти возможности. Это наша психика. Именно свойства и функции психики человека обеспечивают нам всё, что мы видим, слышим, чувствуем, то, как ведём себя.

Психика даётся человеку от рождения, но в процессе жизни развивается. Развивается в зависимости от получаемого опыта, обстоятельств. Психика нужна нам, чтобы получить, объединить, понять информацию об окружающем мире, сопоставить её со своими потребностями и выработать необходимое поведение. Основные функции психики обеспечивают человеку адаптацию к разным условиям, возможность общаться, учиться, а, если возникает необходимость – выживать. Все функции тесно связаны и взаимообусловлены, поэтому нормальная психика целостна, они обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой.

Основные функции психики человека следующие:

В чём выражаются и что дают человеку основные функции психики?

функции психикиМножество исследований психики, её функций, говорят о том, что тема эта изучена подробно. Всё классифицировано, разложено по полочкам. За время существования человечества, функции психики человека практически не изменились. Сам же человек не остался таким, каким был, например, тысячу лет назад. Долгое время темп развития человека оставался примерно одинаковым. Это позволяло психике успешно справляться с проблемами, приспосабливаться к новым условиям жизни, принимать новые явления, усваивать новые понятия. Что происходит в современном мире? Темп развития общества не просто ускорился, а ускорился кардинально. И это стремительное ускорение продолжается. Революционные процессы развития техники настолько сильно и быстро изменяют наш уклад жизни, что психика современного человека не всегда успешно выполняет все свои функции. В результате некоторые люди не успевают адаптироваться к новым условиям, «выпадают» из современной жизни. Наверное, нам нужно понять, как использовать те возможности нашей психики, которые еще не задействованы.

Источник: http://lecheniedepressii.ru/osnovnye-funkcii-psixiki.html

Функции психики: основные и неосновные

Функции психики – уникальные качества, присущие определенному человеку, помогающие подстроиться к любым изменениям в жизни личности.

функции психики

В ходе эволюционирования живой природы, происходило зарождение психических качеств, как только животные научились перемещаться в пространстве. Человек единственный, кто смог поднять наиболее высокую планку в развитии.

Каждый индивид имеет свою отличительную психику, а на душевное состояние личности влияет все происходящее. Это неврожденное качество, но и самостоятельно она не образовывается. Люди в разговоре совершенствуются, если личность с раннего возраста будет изолирована от социума, то у нее разовьется синдром «Маугли», в этом случае психика человека и поведение подобны дикому животному.

Психолог Борис Федорович Ломов выделил следующие функции психики, которые считаются основными.

Когнитивная

Эта функция закладывает основу другим, она присутствует в психике всех живых существ, живущих на планете.

Проходя через нервную систему, влияет на мозговую деятельность, отражая зеркальное копирование внешнего образа с поправкой на уникальные нетипичные личностные особенности индивида.

Когнитивная функция имеет ряд специфичных черт:

— Она динамична.

Психика никогда не останавливается в своем развитии, она меняется под действием отражающейся реальности, которая окружает человека.

— Имеет несколько образов.

Психика подвержена изменениям под влиянием психологических качеств отдельно взятой личности, ее самочувствия в эмоциональном и физическом плане в настоящий момент времени, и развития в целом ситуации. Если изучать одно и тоже влияние на разных людях, то оно будет заметно отличаться, так как оценка будет транслироваться через свою уже сформировавшуюся психику.

— Реальность отражается с психической стороны.

Вся жизнедеятельность человека наполнена картинками. Это снимки и копии происходящих событий, тех проявлений предметов, которые мы видим вокруг себя.

Отражающийся внешний мир связан с базовыми чувствами: обонятельными, тактильными, вкусовыми, зрительными, слуховыми. Они помогают человеку собрать пазл полного представления мира, почувствовать его со всех сторон.

Регуляторная

Сознание приспосабливается к влиянию и отвечает за регуляторную функцию психического процесса, формируя внутри человека побуждение к действию или к проявлению особого поведения.

Человек с ее помощью выстраивает иерархию движения в действительности:

Регулятивная функция обеспечивает неосмысленное реагирование на внешние раздражающие элементы. Чуть позже, когда она зарекомендует себя и крепко осядет внутри личности, будет вырабатываться волевое качество, помогающее человеку принимать решения, отвечая за них.

Немаловажную роль играют эмоции, если организм бурно прореагировал на раздражитель извне и человек удовлетворен результатом, то он будет дальше формировать свои потребности и достигать желаемого.

Коммуникативная

Речь является для личности важнейшим и главным элементом взаимодействия с окружающими людьми. Сигналы, передающиеся в процессе общения, позволяют получить о собеседнике полную информацию о личностных качествах.

Коммуникация побуждает индивида к объединению с другими личностями для увеличения усилий по достижению поставленной цели.

Она подразделяется на:

Индивид, будучи еще первобытным существом, изобрел коммуникацию, чтобы еще больше добить успехов в труде, неосознанно для себя, проходило становление его сознания.

Беря в руки палку, и взаимодействуя в общении, можно было быстрее добыть мамонта, разработав перед этим стратегию охоты, обменяться опытом с собратьями и передать знания подрастающему поколению.

Из животного мира нет подобных человеку, он с помощью невербального общения прошел путь становления от человекоподобного первобытного общества до интеллектуального высокоразвитого социума.

Аналогов речи не существует среди животных. Если только брать во внимание приматов, обменивающихся сообщениями при помощи звуковых сигналов. Но это только базовые эмоции, предупреждение об опасностях, которые не несут никакой смысловой нагрузки, отдаленно напоминая речь человека.

Существуют неосновные, но также, несомненно, нужные функции психики.

Информационная

Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах.

Вся информация знакова для психики. Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.

На этой основе возникли различные языки для передачи информации в межличностном общении:

Фантазия человека безгранична, а изобретательность поражает. Например, это можно проследить в детских играх, которые наполнены зашифрованным смыслом, оказывающее на неокрепшую еще психику детей положительное влияние.

Информация транслируется посредством сообщения «передача – прием», проходя обработку такими качествами, как восприятие и ощущение.

В процессе ощущения передаются только физические черты знаков, например, фонетика. А с помощью восприятия можно заметить отражение знака в целом виде, содержательно-важное сообщение для общества.

Эта наиболее необходимая функция психики из всех, которая рассчитана на долгосрочное хранение запоминающих деталей в памяти. Она преобразуется в знаковую форму, уменьшая размер поступающего материала, кажущийся объемным по размеру, до компактности хранения.

Психофизиологические качества, участвующие в информационной функции помогают личности выражать представление мира со своей точки зрения. Происходит это через уникальные черты, присущие каждому индивиду, преобразовывая их, он делать сообщение доступным для социума.

Во взаимодействии с другими, каждый человек рассматривается с предметно-личностной особенности, где предмет — это само сообщение, а личность – визуализация внешнего облика, преобразующаяся в знаковую систему.

С давних времен, люди акцентировали внимание на своем внешнем виде. Эталон красоты зависит от особенностей социума и этноса, в котором он развивается. Одни пытаются добиться длинной шеи и черных зубов, потому что в свойственном им национальном обществе это означает благосостояние семьи. Другие наоборот, красуются смуглой кожей и белозубой улыбкой.

Все индивидуально в психике, но цель у каждого одна – выделиться из толпы и заинтересовать общество, подать о себе информацию.

Эмотивная

Функция психики, отвечающая за эмоции и душевные колебания человека. Весь окружающий мир и исходящий от него посыл с подтекстом вызывает у нас ответный разнополярный всплеск эмоций, наглядным результатом такого преобразования выступает настроение.

Однако, чувства иногда сталкиваются с функцией психики, за которую отвечает мышление и первичная эмоция преобразовывается в субъективное отношение с жизненно – важной позиции.

Например, картофель, подгнивший и пророщенный в нескольких местах, выглядит неаппетитно и подлежит утилизации. Создает негативную эмоцию с чувством отвращения. Но если взглянуть на проблему под другим углом, если дома нечего есть, а деньги на еду отсутствуют, то этот картофель очень даже неплох, из него может получиться отличное пюре. В мозг поступает иной смысловой ряд, несущий информацию и психика откликается противоположными эмоциями.

Конативная

Русский ученый и психиатр В.Н. Мясищев конативную функцию называл «тенденцией овладения».

Психика изнутри задает нацеленность на поведенческие проявления. Благодаря ей, индивид свои знания и представления наделяет смысловой нагрузкой, задавая определенное активное направление.

Например, начальнику фирмы требуются новые кадры, компетентные в вопросах занимаемой должности. На собеседование приходят два человека, один – специалист высокого уровня, второй – только после института, с набором теоретических знаний, но располагающий в общении. Начальник выбирает второго кандидата, аргументируя тем, что он отвечает всем заявленным требованиям. Сам того не понимая, он бессознательно испытывает страх, что будет некомпетентен в вопросе профессиональной деятельности, поэтому удобные для него отношения с сотрудниками выступают на первый план.

Психическую сторону личности изучали длительное время, но и по сегодняшний день она остается интересной для науки. За время существования социума, функции психики практически не поменялись. Сам же индивид, не останавливается, развивается, приспосабливаясь к новым условиям.

Источник: http://psychologyc.ru/funkcii-psixiki/

Функции психики

Таким образом, психика возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции психика развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, например, обезьянам. Необходимо отметить, что психика человека стоит на более высоком уровне развития, чем психика животных. При этом психика является формой активного отображения субъектом объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Рис. 7. Схема возникновения психического отражения

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, то есть психическое отражение − это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика − это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика − это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Хотя головной мозг − это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов. То есть психика− это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека − человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика выполняет ряд различных функций (рис.8).

функции психики

Рис. 8. Основные функции психики человека (по Б.Ф. Ломову)

1. Когнитивная (познавательная) функция. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различи условиях. В-третьих, психическое отражение − это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2.Регуляторная функция.Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой − регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывая способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Коммуникативная функция. Психика обеспечивает процесс обмена информацией человека с окружающим миром с помощью сигналов и знаковых систем (речи). При помощи коммуникации человек способен объединять усилия с себе подобными и направлять их на достижение какой-либо цели. Необходимость в организации совместной деятельности явилась одной из предпосылок появления сознания и подтолкнула первобытного человека к изобретению речевой коммуникации. В процессе общения человек проявляет свои отношения к объектам окружающего мира и к другим людям, в процессе общения устанавливаются взаимоотношения между людьми.

Совокупность изучаемых психологией явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, представляет собой мир психических явлений. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства (рис. 9).

Психические процессы.Психические процессы − динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс − это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

функции психики

Рис. 9. Формы проявления психики человека

Все психические процессы подразделяются на познавательные − к ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление и воображение, эмоциональные −эмоции и чувства, регуляторные − внимание и воля.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В.П. Зинченко определяет внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие поставленных задач. Часто в классификациях психических явлений внимание условно относят к познавательным процессам, так как само внимание никакой информации не несет, но «обслуживает» все познавательные процессы и делает их эффективными. Внимание также может быть связано с волевыми процессами (произвольное внимание), а может, и не связано с ними (непроизвольное внимание). Поэтому отнесение внимания к какой-то категории психических явлений составляет определенную трудность.

Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать психологическую категорию, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействия на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Или другими словами это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом − трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Психические свойства являются высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Источник: http://studopedia.ru/10_230737_osnovnie-funktsii-psihiki-cheloveka-i-formi-ee-proyavleniya.html

Психические функции — психология

Функции психики

функции психикифункции психики

Функции психики — это определенные свойства и качества психики, обеспечивающие адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Это целостная система, в которой полноценное взаимодействие мира и человека возможно за счет взаимосвязи и взаимообусловленности всех функций.

Такое определение функций проистекает из понимания того, для чего служит психика и что обеспечивает для человеческой жизнедеятельности. Благодаря психике, человек создает собственную картину реальности на основе отражения окружающего мира и может координировать свою деятельность и поведение.

Формы такого отражения могут быть разными, и присущи они, конечно же, не только человеку. То, что отличает человека от собаки или кошки, это механизмы действия психики, которые возникли под влиянием социокультурного развития общества.

Функции психики лежат в основе таких сложных и многозначных психических процессов и явлений как память, речь, воображение, мышление, восприятие, которые, уже сами, образуют сознание.

При этом существует также низший уровень психики, уровень бессознательного, который появляется в результате неосознаваемых воздействий.

Мир психики — это внутренний душевный мир человека. Субъективная реальность, в которой существуют мысли и чувства, эмоции, интересы, мечты и планы о будущем, отношения с людьми и с самим собой. Всё, что делает человека ни на кого непохожим, уникальным. Психика подвижна и переменчива, никогда не стоит на месте, всегда развивается за счет полученного жизненного опыта.

Исследование психики даже на сегодняшний день не закончено, и поэтому не существует единого понимания всех функций. В конце XIX века было принято считать, что у психики есть только одна функция — адаптация, позволившая человеку выжить в неблагоприятных условиях среды.

Конечно же, этого объяснения было недостаточно, чтобы оправдать такие сложные явления как творчество или любовь. Сегодня в психологической литературе выделяют и описывают три функции психики, которые признаны самыми важными. Это в первую очередь, отражение окружающей действительности. Затем регуляция поведения.

И в общем смысле — осознание своего места в мире.

1. Отражение окружающей действительности

Основная способность психики, проявляющаяся в непосредственном отражении окружающей среды. Это активный свободный процесс постоянного и непрерывного познания действительности, который носит субъективный характер. Это значит, что отражение зависит от индивидуальных личностных особенностей человека и даже от конкретного психоэмоционального состояния.

Именно поэтому, так нередко люди кардинально не совпадают во мнении относительно схожих предметов или явлений. Отражение позволяет строить свою уникальную картину мира, и у каждого человека она своя. При этом, однако, субъективность восприятия не отрицает объективности реальности окружающего мира, являясь, скорее, слепком реальности.

Еще одной особенностью отражения стала способность предугадывать ход событий, а также результат своих действий на основе познания закономерностей мира и жизненного опыта.

2. Регуляция поведения

Эта функция дает возможность реагировать и отвечать на раздражители. Поведение человека, притом, является внешним проявлением внутреннего мира.

От этого зависит, какие мотивы и потребности руководят человеком, какими способами он добивается цели, какие принимает решения и планы на будущее.

Эмоции в этом случае являются каналом обратной связи, показывающим, насколько удовлетворяет человека то, что его окружает и то, что он делает.

Основная характеристика этой функции — её произвольность. Человек волевым усилием контролирует свое поведение. Это очень важно, ведь люди живут в обществе и являются социальными существами. Невозможно было бы строить взаимоотношения с людьми, без умения волевым усилием регулировать своё поведение.

3. Осознание себя и своего места в мире

Человек осознает себя личностью, со всем своеобразием черт характера и индивидуальными особенностями поведения. Понимая своё отличие от других, каждый человек считает себя частью общества, благодаря чему возможно строить межличностные отношения.

Эта функция психики во многом позволяет обеспечить приспособление человека к окружающей действительности и возможность ориентироваться в ней. Важным показателем, при этом, является адекватность в отношении к себе и к миру. Некритичное отношение искажает картину мира и мешает строить взаимоотношения.

Поведение человека, как существа социального, отличается особой сложностью. А процессы отражения и регуляции зависят от активной направленности. Поэтому выделяют активное и реактивное регулирование и отражение. Человек, за счет наличия сознания, способен не только пассивно реагировать на изменения условий среды, но строить свое собственное осознанное поведение.

Существует другие классификации, более полно или более кратко описывающие функции психики и их предназначение. Вот пример подробной классификации психических функций.

Имплицидные функции и эксплицитные функции психики

Имплицидные функции (аффективные, гностические, регуляторные). Эти функции координируют взаимодействие человека с окружающим миром. Основа имплицидных функций — нервная система и мозг, которые являются органами психической деятельности. Оттого эти функции считаются заданными изнутри.

Эксплицитные функции (коммуникативные, когнитивные, эмотивные, конативные, информационные). Они организовывают и управляют взаимодействием человека с другими людьми, с самим собой и с миром вещей. Их основой являются психика и органы чувств, и потому они считаются заданными извне.

Гностические функции

Обеспечивают получение и ассимиляцию информации о свойствах объектов в процессе взаимодействия человека и внешнего мира.

Информация, полученная извне, перерабатывается во внутренних процессах — памяти, восприятии, воображении, ощущениях, представлении и мышлении. Человек получает возможность сформировать свое представление о мире, планировать свои действия и предвидеть исход поступков.

Гностические функции лежат в основе познавательной деятельности. Результатом их работы становятся знания и интеллектуальный потенциал.

Аффективные функции

Это отношение на уровне «нужен»-«не нужен» к объектам взаимодействия, причем в конкретной ситуации, зависящей от внутреннего состояния.

Это субъективная оценка, которая влияет на отношение к объекту. Отрицательные эмоции, например, могут предупреждать об опасности определенных вещей или людей. Из этого вырастают более сложные формы — чувства, являющиеся важнейшими компонентами личности, индивидуальности, характера.

Регуляторные функции

Управляют взаимодействием с миром и налаживанием отношений с людьми.

Они преображаются в поведение человека, его действия, поступки. Отношения с людьми налаживаются благодаря соблюдению общественных ритуалов и правил, обычаев и законов. И поэтому всегда имеют нравственный компонент в своем проявлении.

Воля — основа регуляции психики в сфере предметных действий, и потому является внутренним стержнем организации личности.

Коммуникативные функции

Отвечают за связь человека и объектов взаимодействия, благодаря органам чувств, речи, мимике и прочему.

Общение с другими индивидуумами, например, возможно именно из-за наличия обратной связи, реакции одного человека на поведение другого. Общение бывает невербальное и вербальное.

В результате общения и взаимодействия с другими людьми, человек развивает в себе коммуникативность, общительность, обаяние и харизму.

Информационные функции

Обеспечивают процесс передачи сведений в знаковой и символьной форме.

Благодаря ощущению и восприятию происходит прием сведений окружающего мира. Это так же накладывает отпечаток субъективности на всю информацию. Только унификация в символах и знаках, понятных любому, делает возможность полноценного общения между людьми.

Когнитивные функции

Обеспечивают осмысленность познавательной деятельности человека.

Личностная направленность человека задает определенную установку на воображение и мышление. И потому является отправной точкой в развитии интеллекта.

Под влиянием взаимодействия с миром, формируются такие процессы, как мышление, представление, воображения. Таким образом создается внутренняя модель мира и человек может предвидеть результаты действий. Благодаря этому, например, возможно находить взаимопонимание в общении с людьми.

Эмотивные функции

Это переживание влияния окружающего мира на человека.

Контакт с любым объектом внешнего мира вызывает эмоцию — отрицательную или положительную — в зависимости от душевного состояния человека. Формами проявления эмотивных функций выступают чувства, настроения, эмоциональные состояния, аффекты и первичные эмоции.

Внутренняя оценка и переработка этих чувств позволяет строить социальные отношения.

Конативные функции

Определяют направленность деятельности человека и его поведение.

Потребности и установки, желания, интересы, склонности и увлечения — становятся мотивами предметной деятельности. Конативные функции обуславливают способность к психологической устойчивости, саморегуляции и координации действий.

Креативные функции

Это творческий потенциал деятельности человека.

При помощи механизмов экстериоризации и интериоризации происходит трансформация творческого потенциала.

Во внутренние — интериоризованные — психические состояния и свойства (память, эмоции, мышление) и во внешние — экстериоризованные — проявления возможностей человека в действиях и поведении.

Это обеспечивает такие явления в общении, как заражение, подражание, внушение, которые появляются под влиянием другого человека.

Результатом развития этих функций становится самоактуализация личности, стремление к самосовершенствованию. Человек становится творцом. И создает свою новую реальность, отвечающую его потребностям, вместо приспосабливания к окружающей действительности.

В заключение

Психическая реальность существует в 2 плоскостях: внешней, направленной на мир и координацию жизнедеятельности. И внутренней, обращенной в себя — самосознанием, рефлексией, явлением интроспекции.

Психика человека развивается всё время и процесс этот строго индивидуален, зависит от условий и образа жизни, от полученного образования, от социального окружения. Следовательно, осознанная целенаправленная деятельность оказывает влияние на развитие определенных способностей.

Всё это возможно за счет того, что функции психики тесно увязаны. Это обеспечивает целостность психики, её непрестанное развитие и саморегуляцию.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Высшие психические функции: определение понятия

функции психикифункции психики

В начале 20 века под воздействием марксистской философии, отводившей орудийному труду важнейшее значение для появления человека разумного, сложилась теория Л.С. Выготского, который ввёл понятие «высшие психические функции».

Согласно ей, Homo sapiens отличается способностью изменять окружающую обстановку с помощью культурного опыта. Этот опыт переходит от отцов к детям не только в виде предметов, а главным образом, через знаковую речь, которая закрепляет этот накопленный опыт.

Собственная же психика постигалась человеком посредством знаков. Они не только обозначают явления действительности, но и, обобщая, образуют понятия. Универсальным знаком является слово.

Исследуя эволюцию личности, учёный выделил естественные и собственно высшие психические функции человека. Первыми он наделён как биологическое существо, и используются они непроизвольно.

Рекомендуем: Что такое безусловные рефлексы?

Вторые же характеризуются индивидуальным развитием при взаимодействии с социумом. Несформированность большинства психических процессов и функций у человека называют тотальным недоразвитием.

Важнейшее в нейропсихологии и общей психологии понятие высших психических функций – это сложноорганизованные модели сознательной деятельности, происходящей в психике человека, которые реализуются на базе определённых мотивов, управляются определёнными целями и схемами, зависят от законов психической деятельности.

Выделяют следующие свойства высших психических функций:

Высшие процессы, происходящие в сознании

К высшим психическим функциям относятся описанные ниже процессы, происходящие в сознании и формирующиеся всю жизнь.

Восприятие – это «отпечаток» окружающего мира в психике в результате влияния на органы чувств. Непреднамеренное восприятие спровоцировано отличительными чертами вещей (например, яркостью или необычной формой) и интересом к ним личности. Преднамеренное – вызвано задачей получить понятие о предмете или явлении. Это, например, просмотр презентации или чтение книги.

Мышление как высшая психическая функция – обобщённое отражение окружающего мира. С его помощью познаётся сущность и содержание реалий действительности, а также их внутренние качества. Важно, что отражение здесь происходит через сопоставление фактов, и оно является обобщённым познанием.

Рекомендуем: Гиперкомпенсация — это

Если говорить о видах мышления, то наглядно-действенное – это реальное, физическое исследование и обобщение своих действий; наглядно-образное – мышление «картинками», увиденными ранее; отвлечённое – основано на логических рассуждениях. Понятие – это самое высокое обобщение.

Память – одно из главных качеств центральной нервной системы, характеризующееся возможностью хранить информацию о действительности. Она бывает образная, эмоциональная, словесно-логическая и двигательная.

Память как высшая психическая функция формируется в три этапа. Сначала происходит произвольное или непроизвольное запоминание информации, первое из которых более результативно. Затем сведения хранятся в долговременной или кратковременной памяти. Следующий этап – воспроизведение данных посредством извлечения их из памяти.

Речь, как определил Л.С. Выготский, занимает особое место среди высших психических функций. Без неё рождение личности нереально. Более того, благодаря ей возможно существование и других психических функций человека.

Рекомендуем: Аутизм: причины и лечение

Внимание как высшая психическая функция – это сконцентрированность психики на предмете или явлении. Оно позволяет выбирать нужные сведения.

Мотивация – «толчок» к действиям, направленным на достижение каких-либо потребностей. Биологическая мотивация присуща людям и животным (например, желание есть или пить). Социальная – характерна для людей и отчасти животных. Духовная – отличает только людей и относится к потребностям интеллекта.

Эмоции устанавливают отношение личности к реалиям действительности и самому себе. Они выполняют две функции. Сигнальная – указывает на целесообразность или нежелательность воздействия. Это свойство позволяет быстро реагировать на раздражитель, так как немедленно включает все системы организма. Регуляторная функция – это развитие деятельности, имеющей цель регулировать работу раздражителей.

Сознание как высшая форма отображения окружающего мира управляет процессом взаимодействия человека с действительностью. Это личностное восприятие реальности, возникающее с учётом опыта человека.

Взаимодействуя с социумом

Развитие высших психических функций у человека начинается в окружающем мире. Прежде всего они появляются как непроизвольные поступки ребёнка, взаимодействующего с людьми. Так, ВПР ещё не находятся в его индивидуальном сознании и только позже, перейдя во внутренний мир растущей личности, становятся интрапсихическими. Например, речь из орудия коммуникации превращается в интеллект.

ВПФ формируются по законам, описанным Л.С. Выготским.

Подробнее об этом можно узнать в работе «История развития высших психических функций» и других трудах Л.С. Выготского.

Учёный даёт такой пример. Изначально указательный жест новорожденных – это лишь неполучившееся действие, нацеленное на желаемый предмет. Этот жест ещё не является указательным, но может получить данную семантику, если так его истолкуют взрослые. На данном этапе действие малыша становится опосредовано обществом и несёт смысл «дай мне это».

Спустя немного времени ребёнок его запоминает и теперь использует для общения и получения необходимой ему вещи. Затем он начинает понимать, что может применять хватательное движение, чтобы самостоятельно взять предмет.

Из внешнего – во внутреннее

Ключевым понятием Л.С. Выготского в изучении процесса развития психики в онтогенезе стала интериоризация. Взаимодействие во время трудовой деятельности способствовало появлению речи.

Сначала слова помогали в организации работы и были адресованы другому человеку («принеси», «убери»). Затем их начали направлять на себя. Знаки стали мыслями, то есть осуществился процесс интериоризации – трансформации из социального в индивидуальное. Она происходит при образовании и становлении внешнего и внутреннего взаимодействия индивида.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

В онтогенезе интериоризация проходит в три этапа:

Как пример приведём исследование Л.С. Выготским произвольного внимания. Перед детьми младшего дошкольного возраста поместили кружки, пометив их тёмно-серым и светло-серым цветами. В одну кружку клали орех, никогда не меняя место, и предлагали детям угадать его нахождение. Они выбирали то одну, то другую кружку.

Когда же им показали, куда кладут предмет, и обратили внимание на метку, проблем с угадыванием не стало. То есть взрослый дал знак (внешний), который теперь стал собственностью ребёнка (внутренней). Состоялась интериоризация.

Таким образом, высшие психические функции, по Л.С. Выготскому, – это социальный образ действия, направленный на себя.

Изучение ВПФ строится на следующих принципах. Во-первых, психологическое должно рассматриваться как действие. Во-вторых, важен процесс, каузально-динамические отношения и этапы формирования высших психических функций.

В-третьих, особое значение имеет генетический анализ. Современные принципы анализа высших психических функций отражены в работах В.А. Пищальниковой, А.А. Залевской, В.П. Глухова и других психолингвистов.

Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация

функции психикифункции психики

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось.

Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер.

Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий).

Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.

Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование.

Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.

е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация.

На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию.

Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом.

Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.

Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.

Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией.

Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.

), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л.

С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека. В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Высшие психические функции (стр. 1 из 6)

функции психики

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь — этообразы, мысли, чувства, стремления, потребности и т. п.. вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружа­ющего мира.

Психика, представляя собой внутренний мир че­ловека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у расте­ний и предметов неживой природы. Психика отража­ет окружающую действительность, благодаря психи­ческому отражению реальности человек познает ее и так или иначе виз действует на окружающий мир.

Психика —это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)[1] .

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается в:

1. индивидуальных различиях;

2. зависимости от общего развития личности;

3. превращении в сознательно регулируемые действия или операции.

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории.

В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие.

Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

1. Высшие психические функции.

1.1. Теория ВПФ.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности . В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.

Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления.

Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением , использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного.

Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е.

превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции.

На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).

На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним.

Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

https://youtube.com/watch?v=bVbWiP3ya_s

Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в Культурно -исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения.

Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми.

Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания.

Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения» .

Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности , но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием.

Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение.

Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу.

Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность.

Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания . В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личные психологические отношения , некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

1.2. Сущность и составляющие ВПФ.

Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства иссле­дования окружающего мира, изобретению и широкому использова­нию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие — то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью .

В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Речь является основным средством человеческого общения.

Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует осебе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.).

Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Благода­ря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясьличнымопытом, обогащается опытом других лю­дей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного позна­ния, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Высшие психические функции (ВПФ)

функции психики

Высшие психические функции (ВПФ) — специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций за счёт опосредствования их психологическими орудиями. В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: память,мышление, восприятие, речь.

Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Введёно Л. С. Выготским, развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным,
П. Я. Гальпериным.

Было выделено четыре основных признака ВПФ — опосредованность, произвольность, системность; складываются путем интериоризации.

Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к «позитивным» биологическим теориям и позволяет лучше понять как располагаются память, мышление, речь, восприятие в человеческом мозге и с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткани и даже в некотором роде воссоздавать их.

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём.

Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком.

При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов.

Развитие

Как уже было сказано выше, формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (т.е. развитии самого приёма), а не органическом. На развитие влияют 2 фактора:

-биологический: для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью; биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому что структура этого процесса задаётся извне;

-социальный: развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.

Интериоризация

Изначально любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми, между ребёнком и взрослым, таким образом является интерпсихическим процессом.

На этом этапе формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы.

В дальнейшем в процессе интериоризации внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, таким образом внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась также Леонтьевым уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию.

Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Высшие психические функции и их развитие (Л. С. Выготский). Интериоризация | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

функции психики

Понятие высших психических функций: их строение и развитие

Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом.

Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции вклиниваются элементы общественно-исторического опыта, тем самым преобразуя их.

Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

Основные свойства ВПФ:

· социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова).

· опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс.

· произвольны по процессу формирования (произвольность — результат опосредованности, освоения средств).

· системны по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности).

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём.

Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком.

При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов.

Развитие

Как уже было сказано выше, формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (то есть развитии самого приёма), а не в органическом развитии.

На развитие влияют 2 фактора:

Биологический. Для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью. Биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне.

Cоциальный. Развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приём

Специфика ВПФ

Непосредственны. Протекают без вмешательства культурных средств

Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства)

Природное. Продукт естественного развития

Социальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества

Непроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процесс

Произвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом

Интериоризация («вращивание внутрь») — процесс преобразования внешних средств во внутренние и возможность самостоятельного создания и использования этих средств для управления своим поведением. Человек в (2) получает возможность управлять своими психическими функциями с помощью внешних средств.

А. Лурия: эйдотехника — образная техника.

Экстериоризация – поведение вовне – процесс создания внешних средств для управления даже такими функциями, которые обычно не осознаются.

Чтобы управлять своими психическими функциями, нужно их осознавать. Если нет представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. Биологическая обратная связь — прием управления натуральными функциями (пример с научением управлять биоритмами мозга).

Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.

В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает новые способы поведения – специфически культурные.

Все ВПФ суть интериоризированные отношения социального порядка. Их состав, генетическая структура, способ действия – вся их природа социальна.

Культура ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека. ВПФ происходят от естественных природных функций.

В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей. Основу культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения.

Стадии развития ВПФ:

Между ними – процесс интериоризации.

Интериоризация – переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.

Совместная предметная деятельность необходима для присвоения культурно-исторического опыта. В процессе присвоения (внешняя, опосредованная деятельность) возникает качественно новая – внутренняя деятельность.

Источник: http://obu4ayka.ru/stati/__trashed-2056.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *