Права и обязанности педагога-психолога; Студопедия — обязанности педагога психолога

05.05.2019

2. Самостоятельно формулировать задачи, формы и методы работы с детьми.

Обязанности педагога психолога

Педагог-психолог имеет двойное подчинение: по административной линии – директору учреждения, где работает; по профессиональной – психологическому центру (методобъединению), где от специалистов-психологов может получить методическую и организационную помощь.

Педагог-психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Положением о психологической службе, нормативными документами Министерства Образования и науки РФ и региональных органов управления образованием.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции, не брать на себя решение вопросов, лежащих в зоне компетенции других специалистов.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом и отдельных ее отраслей, применять современные методы работы, повышать свою квалификацию.

4. Предотвращать проведение психопрофилактической, коррекционной и других работ неквалифицированными специалистами.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь педагогическому коллективу, детям, родителям, администрации и при оказании этой помощи руководствоваться принципом «Не навреди».

7. Хранить профессиональную тайну, не разглашать сведения, полученные при работе с детьми, родителями.

8. Информировать всех участников психолого-педагогической деятельности о своих целях, задачах, результатах, содержании и обязанностях.

9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

Ответственность педагога-психолога:

1. Он несет профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

2. Он несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документаций, оформление их в установленном порядке.

Педагог-психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетные направления работы.

2. Самостоятельно формулировать задачи, формы и методы работы с детьми.

3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей.

4. Знакомиться с необходимой ему документацией.

5. Отказаться от выполнения распоряжений руководства (всех ступеней), если они противоречат его профессионально-этическим принципам или задачам его работы, или находятся вне зоны его компетенции.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе органов и комиссий по вопросам охраны детства.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.

9. Проводить индивидуальные и групповые психологические исследования и эксперименты.

10. Выступать с обобщением своей работы в научных и научно-популярных изданиях.

11. Вести пропаганду психолого-педагогических знаний путем лекций, уроков, выступлений.

12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией.

13. Обращаться с ходатайствами через руководство службы в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (санаторное обеспечение, изменение режима работы родителей).

14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.

Источник: http://studopedia.ru/7_6570_prava-i-obyazannosti-pedagoga-psihologa.html

Должностные и функциональные обязанности педагога -психолога.
материал (психология) на тему

Должностные и функциональные обязанности педагога -психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
dolzhnostnye_i_funktsionalnye_obyazannosti_pedagoga_-psikhologa.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Должностные и функциональные обязанности педагога-психолога образовательного учреждения

Несмотря на то, что в общеобразовательных учреждениях должность психолога введена в 1988 году, до сих пор не существует устоявшихся представлений о содержании и формах его профессиональной деятельности. В результате субъекты образовательного процесса зачастую предъявляют к нему не свойственные его роли требования. Так, например, администрация нередко предлагает психологу классное руководство, а иногда и преподавание учебных дисциплин (особенно тогда, когда у психолога есть и педагогическое образование), стремится детально контролировать его деятельность, требует отчет о результатах диагностики и консультирования. Учитель ожидает от психолога поддержки в реализации своего привычного стиля педагогического общения и помощи в манипулировании учащимися и их родителями. В свою очередь родители надеются, что психолог защитит их ребенка от «школьного негатива» и при этом авторитетно подтвердит «правильность» семейного воспитания. Дети, если психологу удается установить с ними доверительные отношения, ищут в нем старшего товарища и защитника. Нетрудно заметить, что во многом перечисленные ожидания являются противоречивыми.

Педагог-психолог образовательного учреждения является самостоятельным специалистом и равноправным членом педагогического коллектива, отвечающим за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно, — за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников. Необходимо отметить, что, являясь равноправным членом коллектива, педагог-психолог в образовательном учреждении занимает свое определенное место во всем учебно-воспитательном процессе.

В различных образовательных учреждения на педагога-психолога возлагаются разные задачи, которые зависят не только от типа и вида данного учреждения, но и от запросов администрации на роль специалиста в конкретном образовательном учреждении.

Наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкивается педагог-психолог, являются: трудность определения своей роли в данном учреждении, проблема занять достойное место в учебно-воспитательном процессе, трудности определения своих обязанностей, не идущих в разрез с общей концепцией образовательного учреждения.

Основными видами деятельности практического психолога образования являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование и психодиагностика, психокоррекция и развитие. Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии. В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики или профиля учреждения, где он работает. В общем же специалисты осуществляют профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей, их оптимальное личностное развитие и социальную адаптацию, содействуют охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка, принимают меры по оказанию различного вида психологической помощи.

В различной литературе, издаваемой в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда организационных проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях учебного заведения и тем самым всей его последующей работы. От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.

Границы его функциональных обязанностей на практике оказываются достаточно подвижными и простираются от ролей «вечного дежурного», «общественника», «посыльного по мелким поручениям» и т. п. до «эксперта по наиболее важным вопросам обучения и воспитания». Важен и тот факт, что специалист не всегда может определить должностные и функциональные обязанности своей профессиональной деятельности.

К сожалению, существующие правовые нормы не определяют четко обязанности педагога-психолога в образовательном учреждении. Так в требованиях к тарифно-квалификационным характеристикам по должностям (приложение 2 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995г. № 463/1268), включены три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты».

Раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих обязанности, права и ответственность работника, утверждаемых руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами. В должностные обязанности педагога-психолога включены:

Раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Так педагог-психолог (8—14 разряды) должен знать: Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребёнка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социальнопсихологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребёнка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Как мы видим, данные разделы являются общими, не наполненными конкретным содержанием. Педагогу-психологу необходимо переосмыслить и структурировать весь массив практических проблем, определить приоритетные направления своей деятельности, наполнить их конкретным содержанием.

Необходимо отметить, что двойное подчинение педагога-психолога (руководителю учреждения по административным вопросам и методическому центру по профессиональным вопросам) вносит определенную путаницу в организацию профессиональной деятельности специалиста. Именно грамотно составленные функциональные обязанности, помогут педагогу-психологу согласовать свою позицию с запросами администрации в решении профессиональных вопросов; выработать единые представления о функции психолога в образовательном учреждении; спрогнозировать реальные результаты деятельности.

Функциональные обязанности специалистом составляются с учётом общих должностных обязанностей, утвержденных в тарифно-квалификационных характеристиках и направления деятельности, в рамках работы психологической службы образовательного учреждения с учетом запросов администрации ОУ.

Так, например педагог — психолог может указать в своих функциональных обязанностях такие направления работы как:

Функциональные обязанности утверждаются руководителем образовательного учреждения и подписываются педагогом-психологом.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/01/24/dolzhnostnye-i-funktsionalnye-obyazannosti-pedagoga

Типовая должностная инструкция педагога-психолога в школе

Как и для многих профессий для специальности педагог психолог существуют должностные инструкции, которые включают в себя требования к знаниям и умениям, обязанности, а также права и ответственность для будущего работника. Каждое предприятие самостоятельно разрабатывает и вносит необходимые пункты в документ. Инструкция подписывается руководством предприятия и перед трудоустройством будущего работника дается ему на изучение. Говоря о должности педагога психолога возникают следующие моменты:

обязанности педагога психолога

Зачем нужен такой работник

Педагог психолог – это учитель, помимо основного образования имеющий образование в сфере психологии. Основной задачей данного специалиста является сохранение психического и соматического состояния учеников. Создавая специальные условия в школьной среде, обеспечивает гармоническую атмосферу, что способствует не только улучшению внутреннего состояния учащихся, но и способствует повышению успеваемости.

Главной направленностью является своевременное оказание помощи и поддержки нуждающимся:

обязанности педагога психологаПомимо помощи детям педагог психолог должен оказывать консультации и предлагать помощь по необходимости в виде советов и предложенных методик воздействия, как родителям, так и коллегам педагогам.

Педагог психолог должен разрабатывать индивидуальный подход к каждому ребенку, попавшему в затруднительное положение, его методы должны помочь справиться с возникшей ситуацией, не отстать в учебе, разобраться в себе. В случае невозможного продолжения учебы в привычном коллективе педагог психолог может разработать индивидуальную программу обучения на время пребывания ученика в сложном эмоциональном состоянии.

Общие положения, указанные в инструкции

Общие положения должностной инструкции, как следует из названия, содержат общие требования к специалисту, а также информацию о том на основании чего начинаются и прекращаются трудовые отношения с работодателем, возможность замещения сотрудника в случае отсутствия, а также знания и умения необходимые в рабочем процессе.

Общие положения педагога психолога могут содержать следующую информацию:

  1. Педагог психолог – это специалист, который организует работу психологической службы в учебном заведении, является техническим исполнителем.
  2. Специалист приступает к работе после оформления приказа, который согласуется с директором школы. Расторгаются трудовые отношения тоже на основании приказа.
  3. Отчитывается работник непосредственно перед директором учебного заведения.
  4. В организации издается приказ, в котором говорится кому передаются права и обязанности на период отсутствия работника по уважительной причине.
  5. Предъявляемые требования – высшее образование в сфере педагогики или психологии, стаж на аналогичной должности не менее 2 лет.
  6. В своей работе специалист должен уметь пользоваться российским законодательством, внутренними документами заведения (Устав, нормы трудового распорядка), приказами директора учебного заведения.

Педагог психолог должен знать:

    • обязанности педагога психологаметодику проведения консультаций, диагностики и восстановления состояния ученика, уметь использовать как индивидуальный подход, так и коллективный;
    • знать основы психотерапии, психологии, дефектологии, психодиагностики;
    • уметь применять общую психологию и педагогику, личностную, детскую и возрастную психологию, педагогическую, медицинскую и социальную психологию;
    • знать нормативы, основы по охране труда и здравоохранения;
    • знать законы и постановления РФ в сфере психологии и педагогики.

Обязанности и задачи, предъявляемые к педагогу психологу

К задачам педагога психолога можно отнести:

К обязанностям педагога психолога можно отнести:

Требования к специалисту

Помимо профессиональных навыков и требований к наличию высшего образования в психологии или педагогике (обязательного наличия дополнительного обучения в сфере психология) к педагогу психологу предъявлены большие личностные требования.

Ответственность и права работника

Ответственность педагога психолога возникает в следующих случаях:

Обратите внимание, что педагог-психолог может нести материальную, административную или даже уголовную ответственность, если по его вине кто-то пострадает.

К правам педагога психолога относят:

Данное видео позволит взглянуть изнутри на эту нужную и полезную профессию.

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/pedagog-psixolog.html

«Содержание: 1. Трудовые права педагога-психолога 2. Должность «педагог-психолог» 3. Должностные обязанности педагога-психолога 4. Кабинет психолога 5. Требования к кабинету . »

Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru

Содержание:

1. Трудовые права педагога-психолога

2. Должность «педагог-психолог»

3. Должностные обязанности педагога-психолога

4. Кабинет психолога

5. Требования к кабинету педагога-психолога

6. Ответственность педагога-психолога за нарушение правил

работы с конфиденциальной информацией

7. Международная классификация болезней (МКБ-10)

8. Психологический диагноз и рекомендации

9. Психолого-педагогическое сопровождение инновационного образовательного процесса (школа) Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 1 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Трудовые права педагога-психолога Продолжительность рабочего времени Для педагогов-психологов установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени (п. 1 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»). При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах их должностных обязанностей.

Каждое образовательное учреждение (далее – ОУ) с учетом специфики его деятельности вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч.

продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее – Положение).

Так, режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36часовой рабочей недели регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.

Выполнение указанной работы педагогами-психологами может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами (п. 8.1.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 2 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Правила внутреннего трудового распорядка, в которых в т. ч.

определяется и режим рабочего времени работников, утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников учреждения (ст. 190 Трудового кодекса Российской Федерации). На локальном уровне интересы работников, являющихся членами профсоюза, а при проведении коллективных переговоров (в т. ч. при принятии правил внутреннего трудового распорядка), интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзе представляет выборный орган первичной профсоюзной организации.

Должность «педагог-психолог» Наименование должности «педагог-психолог» появилось не сразу.

Первоначально (на основании письма Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, продублированного письмом Минобразования РСФСР от 30.05.1989 № 542/13т) было разрешено в пределах общего фонда заработной платы работников учреждений народного образования вводить в штаты детских садов, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений должность «психолог» при наличии специалистов, получивших квалификационное свидетельство факультетов переподготовки учителей по направлению «Психология», или специалистов, имеющих законченное высшее психологическое образование. Образовательные учреждения при реализации данного указания в отдельных случаях именовали психологов «практическими психологами».

Следует отметить, что ни то, ни другое наименование должности впоследствии оказалось неприемлемым, поскольку при введении в декабре 1992 г. Единой тарифной сетки (далее – ЕТС) оплата труда по таким должностям предусматривалась лишь на уровне 6–11 разрядов даже при наличии высшего профессионального образования. Оплата труда самих учителей определялась в диапазоне 7–14 разрядов.

С тем чтобы не допускать ущемления прав отдельных категорий работников и оттока их из детских садов и школ при введении ЕТС, руководители образовательных учреждений (согласно приказу Минобразования России от 25.

01.1993 № 21) должны были привести Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 3 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru наименования ряда должностей в соответствие с наименованиями, предусмотренными тарифно-квалификационными характеристиками.

Так, должности «психолог», «практический психолог» переименовывались в должность «педагог-психолог», для которой в дальнейшем были определены продолжительность рабочего времени, ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и некоторые другие преимущества, предусмотренные для педагогических работников.

Принадлежность педагогов-психологов к педагогическим работникам в настоящее время закреплена приказами Минздравсоцразвития России (от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»).

Квалификационные характеристики должности «педагог-психолог» Квалификационные характеристики утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н.

Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Дополнительная оплачиваемая работа В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ, в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 4 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Вместе с тем это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ), в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении не является совместительством(подп. «е» п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»).

Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Однако если работа в должности педагога-психолога выполняется помимо основной работы (например, старшим воспитателем ДОУ), то такая работа является совместительством, может выполняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора.

Продолжительность отпуска Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов-психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724).

Отпуск педагогов-психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается:

в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школахинтернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;

специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;

оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи;

межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских;

учреждениях начального и среднего профессионального образования;

учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

психологических службах системы образования;

учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограниченные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного образования детей, в учебных, учебно-методических, методических кабинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

Досрочная трудовая пенсия В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 («О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”»).

Несмотря на то что должность «педагог-психолог» включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержденных этим же постановлением.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 6 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Установлено, что работа в должности «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебновоспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп. 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

Время работы в других учреждениях для детей, например, в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и некоторых других, не поименованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды работы в должности «педагог-психолог» не включается. Такое ограничение можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.

Нормативы для введения должности «педагог-психолог» Письмом Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, в соответствии с которым предлагалось вводить в штат ОУ должности психологов, какоголибо централизованного норматива не предлагалось.

Вместе с тем в некоторых учреждениях, для которых типовые штаты либо нормативы численности персонала принимались после 1989 г., норматив для введения должности «педагог-психолог» уже предусматривался.

Так, в нормативах по определению численности персонала, занятого обслуживанием ДОУ (ясли, ясли-сады, детские сады) (утвержденных постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88), должность «педагог-психолог» предусматривается на каждые 3 группы по 0,25 ед.

Примерными штатными нормативами (утвержденными приказом Гособразования СССР от 15.05.1991 № 227) для школ-детских садов предусмотрено, что должность психолога в штатах учреждения, состоящего из I–XI(XII) классов и дошкольных групп, устанавливается при наличии специалиста, имеющего специальное психологическое образование.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 7 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Типовыми штатами или штатными нормативами, принятыми в некоторых субъектах РФ, предусматривается различный норматив должности «педагог-психолог». Например, одна должность «педагог-психолог» в ДОУ предусматривается на 4 группы.

Вместе с тем каким бы ни был установленный штатный норматив по должности «педагог-психолог», это не означает, что ОУ не могут его изменять, поскольку утверждение структуры и штатного расписания отнесено к компетенции самого учреждения, в связи с чем оно вправе действовать по данному вопросу самостоятельно в пределах имеющегося фонда оплаты труда (ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

В.Н. Понкратова, эксперт Общероссийского профсоюза образования Источник: Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №0 2011 год Должностные обязанности педагогапсихолога Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 8 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru (воспитанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психологопедагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 9 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru консультирования и психопрофилактики; методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой проф-консультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты 8 разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» без предъявления требований к стажу работы;

9 разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж работы в должности педагога-психолога (психолога) от 2 до 5 лет;

10 разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология» и стаж работы в должности педагога-психолога (психолога) от 5 до 10 лет;

11 разряд — высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология»и стаж работы в должности педагога-психолога (психолога) свыше 10 лет;

12 разряд — II квалификационная категория;

13 разряд — I квалификационная категория;

14 разряд — высшая квалификационная категория.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 10 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Кабинет психолога С учетом задач работы детского психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

1. Зона ожидания приема представляет собой отдельные небольшие помещения, закрытые от посторонних. В оформлении их рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у детей и их родителей.

2. Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом; картотекой с данными о клиентах; закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.

3. Зона консультативной работы оформляется максимально комфортно:

журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Все это вместе создает обстановку уюта, защищенности, располагает к расслаблению, успокоению, способствует открытому доверительному общению в условиях индивидуального, группового или семейного консультирования.

4. Зона игровой терапии в специализированном кабинете детского психолога приобретает особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками, рисунками на стенах и т.д. Цветовой дизайн и фитодизайн в этой зоне взаимодополняют друг друга в создании «детского пространства». Все Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 11 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности.

5. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха, снятия усталости и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при обучении методам саморегуляции в группах. Психоэмоциональная разрядка в этой зоне может достигаться и специфическим решением интерьера, изменением объемов и формы зоны, перемонтировкой подвижного и легко комбинируемого оборудования, трансформацией пространства с помощью временных перегородок. Эффект релаксации и снятия мышечного напряжения может быть достигнут и под воздействием определенных элементов обстановки, изменений слайдовых изображений и светового оформления, а также функциональной музыки.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайд- и видеопрограмм с музыкальным сопровождением. Особое значение эти занятия приобретают для контингента лиц, проживающих в районах неблагоприятных экологических воздействий или испытавших травматический стресс.

Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических материалов, документации и рекламы.

1. Технические средства

• Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.

• Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.

2. Методические материалы

• Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)

• Практические материалы для психологической работы в школе.

• Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.).

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 12 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru

•Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).

• Библиотека практического психолога.

• Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.

• Перспективный план работы.

• Индивидуальные карты клиентов

• Журналы учета по формам

• Бланки для регистрации результатов обследования.

4. Мебель Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.

• Рабочий стол психолога.

• Шкаф для пособий; шкаф для техники.

• Рабочие места детей.

5. Дополнительные средства для дизайна интерьера

• Цветные сменные перегородки помещения.

• Клетка для птиц.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 13 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Требования к кабинету педагога-психолога При отсутствии специальных кабинетов возможен многофункциональный кабинет, в котором размещены несколько зон. Выделим их:

Зона ожидания приема (справочная информация, книги, заполнение анкет);

Зона первичного приема (картотека данных, фонд психодиагностических методик, материалы для обследования). Может использоваться рабочая часть кабинета, где находится закрытый шкаф для хранения психодиагностических методик и результатов обследований, компьютер и соответствующая аппаратура, библиотечка психолога, психокоррекционные и дидактические материалы, рабочий стол, аудиоаппаратура, цветомузыкальное устройство, слайд – проекторы, аппараты для увлажнения и ионизации воздуха;

Зона игротерапии (ковер, передвижная мебель, перегородки, шторы, игрушки, вспомогательные материалы);

Зона психологической разгрузки используется для проведения мероприятий по текущей профилактике и коррекции неблагоприятных функциональных состояний в форме тренинга, релаксации, психологической разгрузки, а также для индивидуального консультирования (кресла, светильники).

Общие размеры кабинета психолога 30 – 35 кв.м.

В оформлении кабинета используются аквариумы, которые имеют не только эстетическое, но и функциональное назначение – они служат увлажнителями воздуха. Дизайн кабинета дополняется живыми цветами, растениями.

Стены кабинета (две боковые и передняя) могут иметь верхний каркас, на котором располагается художественное оформление: фотообои, живописный холст, цветодинамические панно. Живописные картины, фотографии и репродукции пейзажей природы располагаются на фоне Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 14 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru обоев или драпированной шторе. Оформление представляет собой единое целое.

Закругленный потолок и стены создают иллюзию расширенной перспективы, стереоскопического эффекта, что очень важно при ограниченных габаритах помещений – потолок и стены не должны давить и создавать угнетающего впечатления. Этим же задачам соответствует и оформление стен. На передней стене, несущей максимальную зрительную нагрузку, может быть изображена спокойная темно-голубая гладь озера с зарослями камышей на втором плане и склонившимися к воде ветвями ивы. Плавная закругленная линия перехода на боковые стены, которая постепенно сливается с негустой березовой рощей, углубляет стереоскопический эффект пространства. Светлые стволы берез также решают психологическую задачу: подчеркивают колорит сочной зелени листвы и травы, способствуют умиротворенности, ощущению пространства, создают светлое, приподнятое настроение. На изображениях не должно быть дорог, построек и других отвлекающих деталей, которые могут вызвать ненужные для поставленной цели ассоциации. Не должно быть, например, срубленных поваленных деревьев, которые вызывают отрицательные эмоции.

В световой гамме преобладают светлые, сочные зеленые тона, почти исключен фиолетовый цвет. Целенаправленно используется красный, оранжевый, желтый, т.е. те оттенки, которые способствуют возбуждению, повышению активности центральной нервной системы для мобилизации и включения в напряженный ритм работы в начале рабочего дня. Зеленая трава, кустарники исполнены с минимальным содержанием холодных тонов.

Стены освещаются группой светильников, установленных над шторой задней стены. Светильники снабжены специальными светофильтрами, обеспечивающими три типа освещения: утренне – вечерний, дневной и ночной свет.

Таким образом, выделим требования, которым должен соответствовать кабинет психолога:

2. Центральное расположение;

3. Хорошая звукоизоляция;

4.Наличие вытяжки и кондиционеров для обеспечения свежим воздухом и температурного комфорта;

5. Достаточное количество посадочных мест;

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 15 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru

6. Соответствующее освещение;7. Эстетическое оформление;8. Цветомузыкальные средства.

Ответственность педагога-психолога за нарушение правил работы с конфиденциальной информацией Виды охраняемой законом информации Нормы федерального законодательства, устанавливающие запреты и требования при работе с информацией о гражданах и их семьях, основаны на Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ). Она предусматривает, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (ст. 23 Конституции РФ).

Конфиденциальность – обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Федеральное законодательство определяет разные виды сведений, которые подлежат правовой охране и защите и, таким образом, составляют ту или иную тайну. Но непосредственное отношение к работе педагога-психолога имеют только некоторые из них. В частности, это полученные в связи с выполнением трудовых обязанностей сведения о личной и семейной жизни, персональные данные о воспитанниках и членах их семей, а также информация об их психическом состоянии.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 16 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Персональными данными является «любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация» (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; далее – Закон № 152ФЗ).

Важные для понимания личной и семейной тайны положения содержат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее – Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан) в части определения врачебной тайны.

Педагога-психолога в некоторых аспектах его работы можно сравнить с врачом, хотя юридическая конструкция «врачебной тайны» непосредственно к педагогу-психологу неприменима. Для характеристики работы педагога-психолога правильнее использовать термин «профессиональная тайна». И поскольку законы, устанавливающие меры ответственности за разглашение конфиденциальной информации, оперируют более общими понятиями (личная и семейная тайна), то аналогия профессиональной тайны педагога-психолога и врачебной тайны медицинского работника в данном случае представляется более чем уместной.

Врачебная тайна – сведения о пациенте, полученные в связи с оказанием медицинских услуг, разглашение которых может повредить ему и его близким.

Обладателем права на врачебную тайну является сам гражданин (в т. ч. в лице его законного представителя), но не учреждение и не медицинский работник. Лицами, обязанными сохранять врачебную тайну, становятся медицинские работники, а также любые другие лица, работающие в учреждении. При этом на учреждение возлагается обязанность установить для своих работников режим, исключающий разглашение врачебной тайны, а гражданину (его законному представителю) должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им данных.

Врачебную тайну составляют сведения о самом факте обращения за помощью, диагнозе и состоянии здоровья пациента, полученные в связи с оказанием медицинской помощи (т. е. в процессе приема, обследования и лечения). В содержание врачебной тайны также входит информация немедицинского характера, выявленная в результате общения с пациентом и относящаяся к личной и семейной тайне.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 17 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru За разглашение врачебной (медицинской) тайны предусматривается уголовная ответственность.

Правовой режим, установленный для врачебной тайны, должен учитываться и в работе педагогов-психологов, поскольку в настоящее время нет специального федерального закона о психологической помощи.

Требования к работе с конфиденциальной информацией Правила работы с информацией конфиденциального характера определяются федеральными законами и детализируются в локальных нормативных актах работодателя. Дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) должны иметь такие локальные акты, а принятые на работу педагоги-психологи – быть ознакомлены с ними под роспись.

Общие правила работы с конфиденциальной информацией содержит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ). Этим законом устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами» (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ).

Обработка персональных данных – действия, включающие сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т. ч. передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.

Правила сбора, хранения и уничтожения персональных данных устанавливает Закон № 152-ФЗ и обозначает эти действия термином «обработка персональных данных».

Значимым для работы педагога-психолога являются требования Закона № 152-ФЗ об обезличивании персональных данных, под которым понимаются «действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных». Условие об обезличивании является обязательным при использования персональных данных для статистических и научных целей без согласия их обладателей (п. 2 ст. 6 Закона № 152-ФЗ), поскольку при обезличивании данные утрачивают Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 18 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru свою конфиденциальность(ст. 7 Закона № 152-ФЗ), а их обработка более не требует получения согласия от обладателей.

Также не менее значимы правила о соответствии объема и характера персональных данных целям их обработки и полномочиям оператора, о недопустимости обработки персональных данных, «избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе». Персональные данные должны храниться не «дольше, чем этого требуют цели их обработки», и подлежат уничтожению по достижении этих целей или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 и 6 Закона № 152-ФЗ).

Закон № 152-ФЗ устанавливает общее правило – получение согласия на обработку персональных данных от их обладателей (субъектов), а в случае если обладателями таких данных являются недееспособные лица (например, несовершеннолетние воспитанники ДОУ) – получение согласия в письменной форме от их законных представителей (родителей, опекунов и других лиц, их заменяющих).

Однако если обработка персональных данных осуществляется с целью исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных, то согласия не требуется. Таким договором может признаваться образовательный договор, т. е. договорные отношения с родителями, возникающие в связи с приемом воспитанника в ДОУ.

В особую категорию выделяются данные, касающиеся «расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни» (ст. 10 Закона № 152-ФЗ). Обработка таких данных допускается в случае, если от их обладателя (его законного представителя) получено разрешение по установленной форме (п. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Согласия не требуется, если персональные данные «относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно». Под иными жизненно важными интересами может пониматься и право на образование. По нашему мнению, очевидное и существенное нарушение такого права позволяет обработку указанной категории данных без письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанника.

Не требуется согласия от субъекта персональных данных (его законных представителей) в случае, если данные являются общедоступными, т. е.

размещены в справочниках, адресных книгах и т. п.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 19 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru В соответствии с законодательством о здравоохранении, допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (его законного представителя) при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей, а также при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, в т. ч. со стороны родителей (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Федеральным законодательством, регламентирующим работу с информацией и персональными данными, устанавливается, что лица, виновные в нарушении требований этих законов несут административную, уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую и иную ответственность.

Административная ответственность Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) применение мер административной ответственности предусматривается за «разглашение информации с ограниченным доступом». Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, наказывается наложением административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 13.14 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении по ст. 13.14 вправе возбудить прокурор. Протокол о правонарушении составляется должностным лицом органа внутренних дел (милиции) и передается на рассмотрение судьи, который и выносит постановление о наложении штрафа.

Следует отметить, что доступ к персональным данным граждан ограничивается упомянутым выше Законом № 152-ФЗ. На основании указанного закона персональные данные воспитанников ДОУ относятся, по терминологии КоАП РФ, к «информации с ограниченным доступом».

При этом персональные данные определяются законом очень широко и включают в себя не только формальные сведения о человеке, но и «другую информацию». Под другой информацией надо понимать в т. ч.

сведения, составляющие личную или семейную тайну, поскольку охрана такой информации гарантирована Конституцией РФ. Однако к ответственности по статье 13.14 за разглашение сведений о личной и семейной жизни воспитанников работники ДОУ могут привлекаться при Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 20 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru условии, если это правонарушение по характеру действий не влечет уголовной ответственности.

Уголовная ответственность Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливаются меры уголовной ответственности. В отличие от КоАП РФ, меры уголовной ответственности применяются не просто за разглашение информации, а за нарушение неприкосновенности частной жизни в форме «незаконного собирания или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без согласия этого лица», либо за публичное распространение таких сведений, в частности, в публичном выступлении, СМИ или в «публично демонстрирующемся произведении».

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица признается преступлением только в том случае, если сторона обвинения докажет в действиях обвиняемого наличие прямого умысла, т.

е. докажет, что обвиняемый, во-первых, осознавал, что он действует незаконно и нарушает неприкосновенность частной жизни, гарантированную Конституцией РФ, во-вторых, предвидел возможность причинения вреда правам и интересам потерпевшего и, в-третьих, желал такого причинения вреда.

При назначении наказания суд может выбрать одно из следующих основных (альтернативных) наказаний: штраф в размере до 200 000 руб.

или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес., либо обязательные работы на срок от 120 до 180 дней, либоисправительные работы на срок до 1 года, либо арест на срок до 4 мес., либо лишение свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 137 УК РФ).

За совершение преступления с использованием служебного положения предусматриваются более строгие наказания: штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет, либо арест на срок от 4 до 6 мес., либо лишение свободы на срок от 1 года до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 137 УК РФ).

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 21 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru В качестве дополнительного (к основному) наказания суд может применить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Данное уголовное правонарушение относится к категории преступлений «небольшой тяжести» (ст. 15 УК РФ).

Дисциплинарная ответственность В отличие от административной и уголовной ответственности, установленной за нарушения норм федеральных законов, к дисциплинарной ответственности педагог-психолог может быть привлечен руководителем ДОУ за нарушение правил работы с информацией, предусмотренных также локальными нормативными актами учреждения. Дисциплинарная ответственность регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В случае выявления такого нарушения при работе с информацией о воспитанниках руководитель ДОУ вправе применить к педагогупсихологу одно из следующих дисциплинарных взысканий:замечание, выговор или увольнение по п. 6 «в» ст. 81 за разглашение «охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника». Разумеется, что разглашение персональных данных воспитанников относится к разглашению охраняемой законом тайны.

Дисциплинарное нарушение (дисциплинарный проступок) – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Дисциплинарное взыскание должно быть объявлено приказом руководителя ДОУ или распоряжением его заместителя, если заместитель наделен правом привлечения подчиненных ему работников к дисциплинарной ответственности. Приказ о взыскании должен быть доведен до сведения педагога-психолога под роспись в течение 3 рабочих дней со дня подписания, т. е. издания приказа.

До издания приказа руководитель ДОУ обязан запросить у педагогапсихолога объяснение в письменной форме. В случае непредоставления письменного объяснения по истечении двух рабочих дней руководитель составляет акт об этом и вправе считать причины нарушения неуважительными. В случае же указания педагогом-психологом в объяснении уважительных причин нарушения, руководитель обязан провести проверку и (или) дать оценку указанным причинам.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 22 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru Установлены максимальные сроки, в течение которых руководитель учреждения имеет право применить дисциплинарное взыскание.

Срок применения взыскания составляет не более одного месяца со дня обнаружения нарушения (ст. 193 ТК РФ). Днем обнаружения считается день, когда о нарушении стало известно непосредственному руководителю данного работника или руководителю учреждения. Другие работники (кроме непосредственного руководителя), ставшие очевидцами нарушения, не обязаны сообщать руководителю ДОУ о нарушении, поэтому их свидетельство не признается днем обнаружения.

Законом запрещено применять дициплинарное взыскание по истечении 6 мес. со дня совершения нарушения.

Если о нарушении правил работы с конфиденциальной информацией руководителю учреждения стало известно через 6 мес. после нарушения, то он уже не вправе применять дисциплинарное взыскание за истечением срока давности.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность Этот вид ответственности не предусматривает мер наказания и по своей форме является материальной компенсацией, выплачиваемой нарушителем лицу, которому был причинен вред незаконным распространением сведений о его частной жизни, составляющих личную или семейную тайну.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), «достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна защищаются как нематериальные блага в случаях, предусмотренных Кодексом» (ст. 150 ГК РФ).

Закон предусматривает такой случай – компенсацию морального вреда, под которым, применительно к личной и семейной тайне, понимаются нравственные страдания лица в связи с незаконным распространением информации о его частной жизни. Если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации суд должен принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета 23 383 244-14-29 Все для работы педагога-психолога. www.zaochnoe.ru При нарушении личной или семейной тайны пострадавшим может быть как сам несовершеннолетний воспитанник, так и его родители и другие члены семьи. Следовательно, исковых требований о возмещении морального вреда может быть несколько, например, иск родителя от имени несовершеннолетнего воспитанника о возмещении нравственных страданий ребенка и иск этого же родителя от своего имени о возмещении его (родителя) нравственных страданий, поскольку право на неприкосновенность частной жизни у него тоже нарушено.

Обязанность уплаты денежной компенсации может быть возложена судом исключительно по заявлению (иску) пострадавшего, поданному в гражданский суд в порядке частного обращения. Такое обращение – это право, а не обязанность пострадавшего, и он может в любой момент отозвать исковое заявление до объявления судебного решения, например, в связи с прощением или примирением с нарушителем, именуемым в данном случае «ответчиком». Стороны (истец и ответчик) могут заключить так называемое мировое соглашение и в самом суде.

Соглашение утверждается определением суда и имеет силу судебного решения, т. е. подлежит обязательному исполнению, в т. ч.

принудительному. В случае утверждения мирового соглашения судом истец лишается права повторно обратиться в суд с таким же иском.

Важной для работника особенностью гражданско-правовой ответственности за нарушение личной и семейной тайны воспитанников является то, что к возмещению морального вреда может быть привлечено по суду только само учреждение. Юридическое лицо (ДОУ) возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (ст. 1068 ГК РФ). Но если по обстоятельствам дела можно установить, что нарушение не было связано с исполнением трудовых обязанностей, то к судебной ответственности за моральный вред может быть привлечен и работник.

После уплаты компенсации пострадавшему у ДОУ возникает право потребовать от виновного работника возмещения материального ущерба (ст. 238 ТК РФ). Такая ответственность именуется «материальной ответственностью», и она ограничена пределами – не более одного среднемесячного заработка виновного работника (ст. 241 ТК РФ). Однако в случаях, когда ущерб причинен в результате действий работника, признанных приговором суда уголовным преступлением или постановлением по административному делу – административным правонарушением, закон устанавливает полную материальную ответственность работника, т. е. в размере всего «прямого действительного ущерба», причиненного ДОУ (ст. 243 ТК РФ).

«Юрий Николаевич Черников Психология как бизнес. Как психологу раскрутить себя Серия «Тропинка к здоровью» Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6060066 Как психологу раскрутить себя. / Юрий Черников.: Питер; V 1.0 by prussol; 2013 ISBN 978-5-496-00259-2 Аннотация Автор – ученик хорошо известных бизнес-тренеров Николая Мрочковского и Андрея Парабеллума. В этой книге он дает пошаговую инструкцию по организации психологического бизнеса в современных. »

«Секция 5. Психология материнства и отцовства. Телемост «Москва-Екатеринбург» Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии Архиреева Т.В. НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия tarxireeva@mail.ru Ключевые слова: отцовство, гендерный подход, личностный подход, детерминанты отцовства Семья является объектом исследования нескольких отраслей психологии, причем каждая рассматривает семью в интересующем ее аспекте. С развитием психологии семьи как междисциплинарной. »

«ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ www.pmedu.ru 2011, №2, 11-27 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ (Доклад на совместном расширенном заседании Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ и Президиума Российской академии образования. 20.04.2011 г.) PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL THESIS STUDIES IN THE SYSTEM OF ORGANIZATION OF MODERN SCIENTIFIC KNOWLEDGE (Report on joint expanded meeting of the. »

«Российская академия наук Институт психологии Г.В. Акопов ПсихолоГия сознАния Вопросы методологии, теории и прикладных исследоВаний Издательство «Институт психологии РАН» Москва — УДК 159.9.0 ББК А Все права защищены. Любое использование материалов данной книги полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается. А 40 Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и приклад ных исследований. — М.: Издво «Институт психологии РАН», 2010.— 272 с. ISBN 978-5-9270-0178-1. »

«Публичные лекции декабря по психологии Проблемы психического здоровья детей и взрослых с нарушением слуха Лектор: Басилова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ Организатор: Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров Московский городской психолого-педагогический университет www.mgppu.ru/lektoriy ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ детей и взрослых с нарушением слуха. »

«Книга взята с сайта http://cashflow-game.narod.ru – игры серии Cashflow Роберт Т. Кийосаки Шэрон Л. Лектер Руководство Богатого Папы по инвестированию Вопросы социальной психологии, активной жизненной позиции человека, социологии финансов складываются в генеральную тему, к которой эти авторы обращались неоднократно — в книгах «Богатый папа, бедный папа», «Квадрант денежного потока», «Богатый ребёнок, умный ребёнок», уже знакомых широкому кругу читателей. Книга взята с сайта. »

«Л. С. Выготский ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА Издание третье Москва «Искусство» Л. С. Выготский психология ИСКУССТВА Издание третье ББК 87. В Комментарии Л. С. Выготского, Вяч. В. Иванова Общая редакция Вяч. В. Иванова 0302060000-168 КБ-7-2-8 025(01)-86 © Оформление издательства «Искусство», 1986 г. К методологии вопроса Эта книга принадлежит перу выдающегося ученого — Льва Семеновича Выготского (1896—1934), создавшего оригинальное научное направление в советской психологии, основу которого составляет. »

«Книга Александр Моховиков. Телефонное консультирование скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Телефонное консультирование Александр Моховиков Книга Александр Моховиков. Телефонное консультирование скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Книга Александр Моховиков. Телефонное консультирование скачана с jokibook.ru заходите, у нас всегда много свежих книг! Александр Николаевич Моховиков Телефонное консультирование Книга Александр Моховиков. »

«ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК По дисциплине «Дифференциальная психология»Составлен на основе учебников: Либин А.В. Дифференциальная психология: наука о сходствах и различиях между людьми. М.: ЭКСМО, 2008. – 576 с. Нартова -Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М.: Флинта, 2012. – 280 с. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛ 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Тема 1. Историческая и научная логика становления дифференциальной психологии. Современная структура. Тема 2. Основные проблемы, направления и. »

«Н. Д. Узлов ЛИЧНОСТЬ, БОЛЕЗНЬ, КРИМИНАЛЬНОСТЬ: избранные статьи по клинической и пенитенциарной психологии Научно-издательский центр «Социосфера» Пенза 2014 УДК 159.923:616.05:343.95 ББК 88.4 У34 Узлов Н. Д. Личность, болезнь, криминальность: избранные статьи по клинической и пенитенциарной психологии. – Пенза : Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. – 220 с. – ISBN 978-5-91990-102-0 Рецензент – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и клинической психологии. »

«Антропологические измерения логики ской жизни [9, S. XIII—XIV]. Нечто подобное совершается Кантом в «Антропологии» и относительно логики. Антропологические соображения находят основу логики в прирожденной способности человека и создают основу для связи теоретической (школьной) логики с фактическими операциями человеческого мышления. Список литературы 1. Брюшинкин В.Н. Логика. М., 2001.2. Брюшинкин В.Н. Метапсихологизм Канта // Кантовский сборник. Вып. 24. Калининград, 2004. С. 65—73. 3. »

«УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Е.К. ВОЙШВИЛЛО, М.Г. ДЕГТЯРЕВ ЛОГИКА Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений Москва ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова ББК 87.4я7 В65 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.В65 Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 528 с. ISBN 5-305-00001-7. Рассматривается круг логических вопросов и проблем, который можно охарактеризовать как «практическая логика». »

«Щеткин Юрий Юрьевич К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ В связи с тем, что в литературе нет однозначного понимания термина духовность, в статье впервые рассматривается система методологических подходов, благодаря которой можно решить проблему понимания духовности. На основе архивного метода психологии и лингвистических методов проведено исследование библейских текстов, приводящее к выводу о том, что библейское понимание духовности вполне соответствует. »

«1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины «Психология» Целями освоения дисциплины «Психология» являются: ознакомление студентов с теоретическими основами общей психологии; изучение методологических основ общей психологии; освоение научных и практических подходов к формированию всесторонней характеристики личности. Задачи освоения учебной дисциплины • Изучение сущностных характеристик психических процессов, психических состояний и свойств личности; • Освоение базовых понятий и категорий общей. »

«Лекция: «Деловое общение» 1 вопрос. Деловое общение, его виды и формы. 2 вопрос. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. 3 вопрос. Парирование замечаний собеседников. 4 вопрос. Психологические приемы влияния на партнера. 1 вопрос: Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение. »

«Цены действительны до 31.07.2010 г. № Наименование Цена Кол-во Сумма ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход 240.90 2 Асмолов А.Г. Психология личности: Культ.-истор. понимание развития человека 287. 3 Бекоева Д.Д. Практическая психология 171. 4 Бреслав Г.М. Психология эмоций 303.60 5 Васильева О.С. и др. Психология здоровья человека: эталоны, представления 200. 6 Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы псих-и. »

«Р.А. Савушкин (Профессор РАС) Общая парапсихология Часть II. Парапсихология сопредельных миров Книга 1 Общение душ живых и отошедших людей Научно популярный очерк Москва 2 Р.А. Савушкин ББК 68.4 М 39 «Отечественная военная история»Рецензенты: Е.В. Жуков, заведующий кафедрой Гуманитарных дисциплин Института экономики, финансов и права (г. Москва), кандидат философских наук, доцент. В.И. Жуматий, ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, доктор исторических наук, профессор. »

«ВЕСТН. МОСК. УН ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2008. № 2 В.В. Знаков МЫШЛЕНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И САМОПОНИМАНИЕ В статье обсуждается влияние смысловой теории мышления О.К. Ти хомирова на современные исследования самосознания и самопони мания. Обосновывается, что процессы осознавания субъектом себя неразрывно связаны с формированием операциональных смыслов. Смысл рассматривается одновременно и как когнитивный феномен, обусловленный знанием, получаемым в процессе мышления, и как порождение. »

«С. James Goodwin RESEARCH IN PSYCHOLOGY METHODS AND DESIGN Third Edition Джеймс Гудвин ИССЛЕДОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ МЕТОДЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ 3-е издание Москва · Санкт-Петербург · Нижний Новгород · Воронеж Ростов-на-Дону · Екатеринбург · Самара Киев • Харьков • Минск ББК 88. УДК 159.9.072 Г93 Г93 Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-290Предлагаемая вниманию читателей книга представляет. »

«Общие вопросы деятельности УМО О разработке проекта профессионального стандарта педагога психолога, психолога в образовании (пояснительная записка к профессиональному стандарту) Ю.М. Забродин доктор психологических наук, профессор, заместитель председателя Совета УМО по психолого педагогическому образованию, проректор по УМО Московского городского психолого педагогического университета О.И. Леонова кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник управления координации, планирования НИР. »

Источник: http://nauka.x-pdf.ru/17psihologiya/561243-1-soderzhanie-trudovie-prava-pedagoga-psihologa-dolzhnost-pedagog-psiholog-dolzhnostnie-obyazannosti-pedagoga-psihologa-k.php

Основные правила составления должностной инструкции педагога-психолога

Ни одно образовательное учреждение не обходится без педагога-психолога, поскольку такой работник помогает детям адаптироваться к учебной среде, а учителям – наладить взаимоотношения с детьми в процессе обучения в детском саду или школе. После принятия специалиста на работу руководство должно ознакомить его с должностной инструкцией педагога-психолога.

О том, что содержит в себе этот документ, читайте в нашей статье.

обязанности педагога психолога

Как составить: общие положения

В первом разделе должностной инструкции педагога-психолога в школе или другом образовательном учреждении рекомендуется подробно прописать следующие моменты:

По должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ и школе в соответствии с ФГОС (по профстандарту), на эту работу должен быть назначен гражданин, который:

Деятельность педагога-психолога разнообразна, поэтому в основных положениях инструкции необходимо перечислить все нормативные акты и положения, которые он должен знать и которыми ему следует руководствоваться. Вот некоторые из них:

Должностные обязанности: на что имеет право педагог-психолог и его ответственность

В обязанности педагога-психолога входит несколько важных моментов. Главная задача специалиста – это рассмотрение вопросов и принятие решений строго в рамках профессиональной компетенции. Иными словами, он должен решать только те проблемы, которые решаются при помощи психологии (в теории и на практике).

Права педагога-психолога сводятся к основным правомочиям работника:

К работнику могут применяться следующие виды ответственности:

Образцы должностной инструкции

Типовая

Шаблон типовой инструкции педагога-психолога находится здесь: https://yadi.sk/d/Uy25aYPv3Uafdg

обязанности педагога психолога

В школе

Должностные обязанности сотрудников школ выглядят так: https://yadi.sk/i/x2E4BLm93Uafjn

обязанности педагога психолога

В ДОУ

В детском саду может быть использована инструкция следующего типа: https://yadi.sk/i/ty-cAu0e3Uafor

обязанности педагога психолога

Таким образом, должностная инструкция данного работника почти не отличается от тех, что должны приниматься для любых педагогов, но специфика работы (связанная с психологией) в ней должна быть отражена в полной мере.

Источник: http://specworkgid.ru/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/dolzhnostnye/pedagoga-psixologa.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *