ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА -Методические указания — Глава: Развитие психики онлайн — ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика

05.05.2019

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

Ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика

Предмет: Методические указания

Просмотров: 5372

ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика

Развитие психики

Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

Ответ: ВЕРНО. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде. Развитие жизни приводит к такому изменению физической организации животных, к возникновению у них таких органов – органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.

Ответ: НЕ ВЕРНО. У растений отсутствует даже простейшая нервная система. У растений наблюдаются таксисы и тропизмы. Таксисы (от греч. taxis – расположение) – это двигательные реакции свободно передвигающихся микроорганизмов и простейших растений, а также некоторых клеток мно-

гоклеточных организмов (зооспор, сперматозоидов, лейкоцитов). Происходят под влиянием одностороннего раздражения, вызванного действием света (фототаксис), температуры (термотаксис), влаги (гидротаксис), тока жидкости (реотаксис), электрического тока (гальванотаксис), повреждения (травмотаксис), химических (хемотаксис), механических (баротаксис) и др. раздражителей. Тропизмы (от греч. trоpos – поворот, направление) – движения органов растений в ответ на одностороннее действие света, силы тяжести и др. факторов внешней среды в результате более быстрого роста клеток на одной стороне побега, корня или листа. В основе тропизмов лежит явление раздражимости.

3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

Ответ: ВЕРНО. Каждая новая ступень психического развития

имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации. Развитие жизни приводит к такому изменению физической организации животных, к возникновению у них таких органов – органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

Ответ: ВЕРНО. Приспособление к более сложной среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной сис-

темы и специальных органов – органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика – способность отражения отдельных свойств среды. В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.

5. У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.

Ответ: ВЕРНО ОТЧАСТИ. Разделение труда присуще «соци

альным» животным, а последовательная смена функций встречается не у многих из них, например у сурикатов.

6. Врождённый пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.

Ответ: ВЕРНО. Это совокупность нейросенсорных систем, обеспечивающих приуроченность поведенческих актов к биологически адекватным условиям среды (к «пусковой ситуации»). Благодаря врожденному пусковому механизму создается возможность без индивидуального опыта в биологически значимых ситуациях реагировать так, чтобы это способствовало сохранению особи и вида.

7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

Ответ: НЕ ВЕРНО. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с дру-

гом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.

8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

Ответ: ВЕРНО Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты, точнее инстинктивные действия, т. е. генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения. Как морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Видотипичность инстинктивных действий позволяет даже использовать их в качестве классификационных признаков при определении таксонов животных наряду с морфологическими признаками.

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

а) всегда имеют врожденную природу;

б) свойственны только низшим животным;

в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице;

г) могут быть произвольно заторможены.

2. Инстинктивное поведение.

б) направлено на выживание организма;

в) имеет общие механизмы у всех биологических видов.

а) может быть направлен на любой объект;

б) возникает благодаря скрещиванию;

в) никогда не угасает;

г) может быть актуализирован в любом возрасте.

4. Высшая форма психического отражения, интегрирующая

все другие формы отражения и свойственная только человеку, это.

5. Высшие психические функции характеризуются.

в) зависимостью от биологических условий;

г) общностью для животных и человека.

Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

Ощущение, психика, осязание, познание, чувственный образ, отражение.

отражение – психика – познание – чувственный образ –

Источник: http://studok.net/book/325-psixologiya-i-pedagogika-metodicheskie-ukazaniya/5-razvitie-psixiki.html

Ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств, т.е. с живого созер­цания. В философской теории познания под чувственным позна­нием понимается способность человеческого сознания испыты­вать с помощью органов чувств воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия. Возможность человека ощу­щать, воспринимать внешний мир, строить представления о нем существует благодаря тому, что мы наделены слухом, зрением, обонянием, осязанием, вкусом. Получая с помощью органов чувств информацию о мире, мы, как и другие живые существа, можем ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире, поэтому органы чувств являются своего рода воротами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание. Человек, лишенный всех органов чувств, теряет какую бы то ни было возможность воспринимать, а значит, и познавать окру­жающий мир. Чувственное познание (эмпиризм) — самая простая и исходная форма познания.

Основными формами чувственного (эмпирического) по­знания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущенияэто отражение отдельных свойств и ка­честв предметов объективного мира и, следовательно, знание об отдельных свойствах предметов.

Ощущения человека отображают разнообразные объектив­ные свойства окружающих нас предметов, их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температу­ру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания, способности познавать мир Например, у людей от рождения слепых, глухих и немых сознание очень бедное. Но если восстановить хотя бы некоторые из этих органов чувств, сознание человека расширяется и обогащается.

Материальные объекты обладают не одним, а многими свойствами. Отражение многообразия свойств в целом, т.е. цело­стное отражение предмета, есть восприятие.Восприятие воз­никает на базе ощущений. Но в то же время восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это — цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных от­дельных ощущений.

Поскольку восприятие есть цельный чувственный образ предметов, то в восприятии познаются такие стороны предме­тов, которые не отражаются в ощущении — форма, пространственность, длительность и т.д. Например, мы ощущаем звук, цвет, . а воспринимаем море. Особенностью восприятия явля­ется то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что не­посредственно воздействует на человека в данный момент.

Следующей более сложной формой чувственного познания является представлениевоссоздание образа предмета в па­мяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непо­средственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощу­щений, ни восприятия. Другое дело — представление. Представ­ления возникают и тогда, когда нет непосредственного воздей­ствия внешних предметов на органы чувств.

Иногда в представлении участвует воображение: комбини­руя память об отдельных сторонах объекта, человек может соз­давать в представлении образы, которые он в реальности не ви­дел. Это, например, реальные представления о новом платье, которое вы хотите сшить к выпускному вечеру, и нереальные представления о фее, гноме, кентавре и т.д.

Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание.

Источник: http://studopedia.ru/4_115459_chuvstvennoe-poznanie.html

Чувственное познание и его элементы

Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств (зрения, слуха и др.), которые являются «продуктами всемирной истории», а не только (и не столько) результатом биологической эволюции человека. Если эмоция – это субъективная, неосознанная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, то чувства – осознанное переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

1) они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта в наглядной форме;

3) без них человек не способен ни познавать, ни мыслить (их потеря затрудняет и осложняет познание, но не прекращает его возможностей;

4) они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.

Чувственное познание осуществляется в трёх взаимосвязанных формах: ощущении, восприятии, представлении.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные.

Восприятие – формирование на основе ощущений целостного образа предмета не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую степень чувственного познания. Восприятие зависит не только от раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта.

ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика

Представление – обобщенный чувственный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

Она предпосылка без кот другие формы познав деятельности не могут сущ. Для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие мат объектов. Такая форма деятельности называется чувств деятельностью или чувств познанием. Ощущения может рассматривать как простейший и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения «информ способности» на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение является субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предмета через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущение не просто фиксирует воздействие объектов, существующих независимо от чел, на чел организм.

Ощущения зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Восприятие- целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более сложная форма чувств познания — представление. Эмоции — комплексная форма человеческой чувственности.

Эмоции всегда включает в себя момент оценки явления. Чувств познание с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. социально-исторический характер. Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общ события, механизм восприятия еще больше усложняется «красота», «справедливость», «прогрессивность» и многие другие понятия, связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов. Функционирование органов чувств — необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все функционирует нормально, мы можем не замечать их роли.

Но их роль стан очевидной при их повреждении. А вот индивиды, выросшие со зверями — практически теряют способность к познанию. В человеческом чувственном восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку индивидуальный опыт чел м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его предшественников. В наш век в связи с развитием средств информации эта способность чел, пользоваться чувств опытом других людей стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов. Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта.

Источник: http://biofile.ru/chel/7104.html

Ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика

ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

Источник: http://webkonspect.com/?id=8218&labelid=114126&room=profile

Ощущения и восприятия

Ощущения и восприятия, являющиеся чувственными образами, составляют начальный, исходный момент в процессе познания человеком мира. Ощущения и восприятия называют чувственными образами, потому что они возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Ощущения имеют огромное значение в жизнедеятельности человека, так как, во-первых, они обеспечивают связь с внешним миром, являются постоянным источником знаний об окружающей среде. Во-вторых, ощущения связаны с внутренней средой организма, благодаря интерорецепции обеспечивается поддержание нормального состояния организма. И, наконец, ощущения связаны с потребностями организма и благодаря этому выполняют регулирующую функцию. Показано, например, что уровень чувствительности (вкусовой и обонятельной) существенно изменяется в зависимости от уровня пищевой потребности и регулирует пищевое поведение человека и животных. Ограничение притока сенсорных стимулов вызывает состояние сенсорной депривации. Сенсорная депривация, которую испытывают младенцы, помещенные в дома ребенка, или долгое время находящиеся в больнице, где приток сенсорных стимулов, их разнообразие существенно снижены, ведет к развитию «синдрома госпитализма», который проявляется в задержке психического развития ребенка, нарушении его эмоционального развития и снижении темпов интеллектуального развития. В то же время, ранняя сенсорная стимуляция оптимизирует и ускоряет психическое развитие. Влияние сенсорной депривации на взрослых людей было изучено и описано в связи с подготовкой космических полетов. Так, Кузнецов и Лебедев приводят данные о том, что в условиях длительной сенсорной изоляции (например, в барокамерах) у кандидатов в космонавты возникали обманы чувств, эмоциональные нарушения, изменения сознания и другие эффекты. Таким образом, адекватная ориентация человека в окружающей среде и в самом себе требует определенного набора ощущений.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь. Для того, чтобы охарактеризовать любое ощущение, необходимо выделить его основные свойства. К ним относятся: модальность и качество, интенсивность, временная и пространственная характеристики. Охарактеризуем кратко выделенные свойства.

Модальность — основная особенность данного вида ощущений, отличающая его от других видов. В процессе эволюции у человека сформировались основные одиннадцать видов ощущений, обеспечивающих целостное отражение мира и оптимальную адаптацию — это зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, температурные, двигательные, или кинестетические, вестибулярные, или равновесия, вибрационные, болевые, органические, или интероцептивные. В каждой модальности отражаются разнообразные качества, так, например, в зрительной представлены такие качества, как яркость, контраст и др., в слуховой — высота, тембр, громкость звука. Соотношение модальности и качества основных видов ощущений представлено в табл. 1.

Таблица 1. Соотношение модальности и качества ощущений (Блум, Лейзерсон, Хофстедтер)

МодальностьЧувствительный

орган

КачествоРецепторы
ЗрениеСетчаткаЯркость, контрастность, движение, размеры, цветПалочки и колбочки
СлухУлиткаВысота, тембр, громкостьВолосковые клетки
РавновесиеВестибулярный органСила тяжести ВращениеМакулярные клетки Вестибулярные клетки
ОсязаниеКожаДавление

Вибрация

Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини
ВкусЯзыкСладкий и кислый вкус Г орький и соленый вкусВкусовые сосочки на кончике языка Вкусовые сосочки у основания языка
ОбоняниеОбонятельные нервыЦветочный запах Фруктовый запах Мускусный запах Пикантный запахОбонятельные рецепторы

Интенсивность ощущений зависит от силы действующего раздражителя, от функционального состояния анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека. Основной характеристикой анализатора является его чувствительность. Она определяется двумя величинами. Первая из них — это тот отрезок континуума стимулов, воздействие которых вызывает ощущение данной модальности. Для того, чтобы возникло ощущение, интенсивность раздражителя должна достигнуть определенной величины. В дальнейшем, с увеличением интенсивности раздражителя, наступает момент, когда анализатор перестает работать адекватно. Всякое воздействие, превышающее определенный предел, вызывает болевое ощущение и нарушает деятельность анализатора. Интервал от минимальной до максимальной адекватно ощущаемой величины определяет диапазон чувствительности анализатора.

Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. По нижнему порогу судят об абсолютной чувствительности анализатора. Она выражается величиной, обратно пропорциональной порогу:

где Е — чувствительность, г — пороговая величина.

Нижний абсолютный порог определяет разрешающую способность органов чувств, у человека она относительно велика. Для глаза достаточно 2-8 квантов лучистой энергии, чтобы вызвать зрительное ощущение, а если чуть-чуть снизить слуховой порог, то человек смог бы услышать шорох, совершаемый молекулами при Броуновском движении.

Другой величиной, характеризующей чувствительность анализаторов, является дифференциальный порог, или порог различения. Он определяется минимальным различием между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие в ощущениях. Величина, которую нужно прибавить к уже действующему стимулу, чтобы у субъекта возникло ощущение прироста интенсивности, зависит от его исходной величины. Вебер предложил закон, согласно которому отношение прибавки к величине исходного стимула константно:

где I — величина исходного стимула, АI — величина приращения, соответствующая минимальному различению. Константа различна для разных анализаторов, так, для зрительного анализатора она равна 1/100, это означает, что мы заметим разность в освещении комнаты, если к 200 люксам прибавим еще 2. Для слуха величина константы 1/10, а для тактильной чувствительности 1/30 исходной величины.

Однако в более поздних исследованиях было показано, что этот закон справедлив лишь по отношению к средней части всего континуума стимулов, вызывающих ощущения. По мере приближения к абсолютным порогам (как к верхнему, так и к нижнему) это отношение меняется. На основании большого экспериментального материала, полученного в современной психофизике при изучении ощущений громкости, яркости, вибрации, тепла и холода Дж. К. Стивенс и С. С. Стивенс предложили новую формулу психофизического закона, согласно которой:

где Р — субъективная величина ощущения;

0 — интенсивность стимула;

00 — абсолютный порог, действующий в данных условиях;

п — показатель степени.

Эта формула позволяет учитывать значение абсолютного порога чувствительности в данных условиях. Поскольку известно, что значение абсолютного порога изменяется в зависимости от многих факторов (адаптации, маскировки и др.), данная формула позволяет учитывать не только величину раздражителя, но и функциональное состояние анализатора. Известно, что этот психофизический закон, действительный для всех анализаторов, не действует в области боли. Здесь существует почти прямая зависимость между интенсивностями ощущения и силой раздражения в диапазоне до порога выносливости.

Классическая психофизика XIX в. связывала представление о порогах чувствительности органов чувств только с интенсивностью раздражителей. Позднее возникли понятия пространственного и временного порогов. Временной порог измеряется длительностью воздействия, необходимой для того, чтобы возникло ощущение. Пространственный порог определяется по минимальным размерам едва ощущаемого раздражителя, его расстоянию от рецептора, положению в сенсорном поле и той площадью, на которую воздействует раздражитель. Наиболее элементарным примером пространственного порога является острота зрения. Она определяется тем минимальным расстоянием между двумя точками, при котором возможно минимальное ощущение их раздельности. Обычно за нормальную остроту зрения принимается такая, порог которой равен 1 угл. мин.

Длительность ощущения определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, после начала действия раздражителя. Период от начала действия раздражителя до появления ощущения называется латентным периодом. Латентные периоды простой сенсомоторной реакции при предъявлении раздражителей разной модальности различны и представлены в табл. 2.

Таблица 2. Латентный период простой сенсомоторной реакции (по Ломову)

Анализатор и качество сигналаЛатентный период (в миллисекундах )[*]
Тактильный (прикосновение)90-220
Слуховой (звук)120-180
Зрительный (свет)150-220
Обонятельный (запах)310-390
Температурный (тепло и холод)280-1600
Вкусовой:
— соленое310
— кислое450
— сладкое540
— горькое1080
Вестибулярный аппарат (вращение испытуемого)400
Болевой130-890

Как видно из таблицы, латентные периоды более молодых и социализированных видов чувствительности менее вариативны, древних видов чувствительности (обонятельной, температурной, вкусовой, болевой) — более вариативных, что свидетельствует об их большей индивидуальной изменчивости.

Под влиянием увеличения интенсивности раздражителя латентный период возникновения ощущения и ответной двигательной реакции уменьшается.

Длительность ощущения определяется также эффектом последействия, который заключается в том, что ощущение не прекращается в момент окончания действия раздражителя, а продолжается еще некоторое время, что проявляется в возникновении последовательного образа. Длительность инерции ощущения варьирует от 0,05 до 1 сек.

Пространственная характеристика ощущений дает человеку сведения о локализации раздражителя в пространстве, если речь идет о дистантных рецепторах (зрительный, слуховой и др.), или соотносит ощущение с той частью тела, на которую воздействует раздражитель, в случае контактных рецепторов (тактильный).

Как показывают исследования, эти характеристики не являются неизменными. Под влиянием ряда факторов чувствительность изменяется.

Одним из феноменов изменения чувствительности является адаптация.

Адаптацие органов чувств называется изменение чувствительности анализатора под влиянием действующего раздражителя. Адаптация может сопровождаться повышением чувствительности или ее понижением вплоть до полного исчезновения. Наиболее значительна величина адаптации в зрительном анализаторе. Чувствительность глаза может измениться примерно в 2 10 раз. Время темновой адаптации составляет примерно 30-40 мин, время адаптации к свету около 10 мин. Разные анализаторы имеют неодинаковую способность к адаптации. Наиболее быстро адаптация происходит в тактильном, обонятельном анализаторах. Наиболее медленно — в зрительном. Практически не возникает адаптации человека к болевому ощущению, что имеет важное биологическое значение, так как болевое ощущение является сигналом неблагополучия в организме. Если бы была возможна адаптация к боли, то некоторые пациенты надолго задерживали бы, например визит к стоматологу. Известно, что условия деятельности, связанные с постоянной переадаптацией анализаторов, вызывают быстрое утомление. (Например, работа за монитором компьютера с постоянно меняющейся освещенностью экрана).

Классификация ощущений. На протяжении последнего столетия неоднократно предпринимались попытки классификации, упорядочения всего многообразия ощущений. Известна, например, классификация ощущений Вундта, который предложил разделить ощущения на 3 группы, в зависимости от того, какие преимущественно характеристики внешней среды отражаются: пространственные, временные, пространственно-временные. Ухтомский предложил разделить все ощущения на 2 группы: высшие и низшие. К высшим он относил те виды ощущений, которые дают наиболее тонкий разнообразный, дифференцированный анализ, например, зрительные, слуховые. К низшим — такие виды ощущений, которые характеризуются более грубой, менее дифференцированной чувствительностью (например, болевая, тактильная). Однако наиболее общепринятой является в настоящее время классификация Шеррингтона, в основу которой положен «принцип отнесенности рецепторного органа к рецепторному полю», то есть учитывается место расположения рецептора и местонахождение источника раздражения. В соответствии с этим все ощущения делятся на 3 группы.

Экстерорецепторы — рецепторы внешней среды. Деятельность этих рецепторов направлена на распознавание воздействий внешнего мира, что имеет первостепенное значение для отражения в сознании человека объективной действительности. К этой группе относятся зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные, температурные, болевые ощущения. Вторая группа рецепторов носит название проприорецепторов и включает в себя органы чувств, отражающие движение и положение тела в пространстве. Она включает мышечно-суставные, или кинестетические, вибрационные, вестибулярные (ощущения равновесия и ускорения). Третья группа включает рецепторы, расположенные во внутренних органах, носит название интерорецепторов. По характеру стимуляции все рецепторы внутренних органов независимо от их локализации делятся на несколько видов: хеморецепторы, терморецепторы, болевые рецепторы и механорецепторы, отражающие изменение давления во внутренних органах и кровяном русле. Механорецепторы принимают участие в формировании ощущений тяжести и положения тела в пространстве. Пороги органической чувствительности изучены недостаточно, известно лишь, что условием возникновения органических ощущений является переход организма от одного состояния в другое (Ананьев). Ощущения, идущие из внутренних органов, в норме человеком не осознаются, но предстают в сознании в виде общего самочувствия, ощущения здоровья или болезни, «смутного валового чувства» (Сеченов). Этот общий фон самочувствия создает органическую основу настроения человека.

Таким образом, три основные вида ощущений объединяются в зависимости от того, что они отражают: внешний мир, положение и движение тела в этом внешнем мире или деятельность внутренних органов. Конечно, такая классификация относительна, поскольку многие из видов ощущений представлены рецепторами, имеющимися и на поверхности тела, и во внутренней среде организма, как, например, температурный, тактильный. Кроме того, на характер чувствительности практически всех органов чувств существенное влияние оказывает внутреннее состояние организма. Особенно отчетливо это видно на примере вкусовой и обонятельной чувствительности, которые наиболее тесно связаны с обменными процессами. Экспериментально показано, что при голодании резко повышается чувствительность к сладкому, в меньшей степени к соленому; к горькому и кислому чувствительность, напротив, снижается. Такое изменение чувствительности связано с изменениями углеводного и минерального обмена, влияющего на потребность в сахаре и соли и, соответственно, на чувствительность к сладкому и соленому. Общеизвестно изменение вкусовой и обонятельной чувствительности у беременных женщин, у которых имеется глубокая перестройка всех функций организма. Показано, что у беременных особенно значительно повышается органическая внутренностная чувствительность и изменяется отношение к своему телу, как источнику жизни будущего ребенка. Собственное тело становится в этом случае предметом деятельности и познания, чем и объясняется повышение органической чувствительности. Таким образом, ощущения (вкусовые и обонятельные) отражают не только химические свойства внешней среды, но и состояние организма. Исследованиями американских психологов установлено, что количество отвергаемых видов пищи повышается с увеличением вкусовой чувствительности. Например, астеники, по классификации Кречмера, имеют более высокую чувствительность к горькому. Они отвергают большее количество видов пищи, чем их антиподы пикники. Избирательность вкуса и обоняния астеников и «всеядность» пикников определяется совершенно разной организацией всей живой системы этих типов и проявляется в организации поведения, создании определенного «жизненного стиля», характерного для каждого из этих типов.

Примером взаимодействия анализаторов является соместезия. Соместезия — комплексное образование, объединяющее все виды кожной рецепции, кинестезию, интерорецепцию и зрительные ощущения и формирующее схему тела. еханизмы формирования схемы тела изучены пока недостаточно, но именно схема тела является «сенсорным источником личности» по выражению Сеченова. При изучении такого психологического феномена, как Я-человека и при определении его структуры к первичному уровню — ядру «Я» — относят чувство существования тела, включающее комплекс ощущений и эмоций. Таким образом, очевидной является связь сенсорной сферы с субъективной стороной жизни человека, со становлением и развитием его самосознания.

Важнейшим фактором, влияющим на уровень чувствительности, является взаимодействие анализаторов. Все анализаторы функционируют не изолированно, они представляют собой единую сложную систему, все части которой теснейшим образом взаимосвязаны. Воздействие раздражителя на любой анализатор не только вызывает его реакцию, но и приводит к тем или иным изменениям всех других анализаторов. Известно, например, что цветочувствительность повышается при одновременном воздействии на человека звука: чувствительность к красно-оранжевым цветам понижается, к зелено­синим повышается (данные Кравкова). Слабое действие побочных раздражителей (например, обтирание холодной водой лица, рук, затылка или медленное разжевывание кисло-сладкой таблетки) повышает чувствительность ночного зрения (Кекчеев). Слабые болевые ощущения повышают чувствительность практически всех анализаторов. Таким образом, воздействуя на одни анализаторы, можно целенаправленно изменять уровень чувствительности других. При этом общим правилом может быть следующее: сильные воздействия на какой-либо анализатор понижают уровень чувствительности других, слабые — даже подпороговые раздражители — повышают.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является синестезия. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Этот феномен особенно ярко проявляется и используется в эффекте цветомузыки. «Цветовым» слухом обладали такие известные деятели искусства, как Скрябин и Чюрленис. В современных исследованиях этот эффект изучается как кроссмодальное взаимодействие и его разновидность — кроссмодальный перенос. Наиболее полно он изучен в зрительно-осязательной модальности. В исследовании зрительно-осязательных взаимодействий психологи столкнулись с ситуацией, которую можно расценивать как конфликтную. (С точки зрения когнитивной психологии конфликтной считают информацию, полученную от разных модальностей одновременно.) Указанный феномен может рассматриваться как внутриличностный конфликт. При конфликтном взаимодействии осязания и зрения доминирующая модальность служит основным источником информации и подавляет конкурирующую модальность. Время обработки такой информации значительно увеличивается, а качество снижается, что и свидетельствует о наличии конфликта. Причем этот конфликт касается не только познавательных структур, но и более глобального уровня личностных структур, так как возникает субъективный диссонанс в процессе освоения мира. Суть кроссмодального переноса заключается в том, что информация, полученная с помощью одного из сенсорных каналов (например, зрительного), используется затем определенным образом в условиях функционирования другого сенсорного канала (например, тактильного). еханизмы, реализующие кроссмодальный перенос, имеют двойственную природу: базовую интермодальную интеграцию и связи, образующиеся в результате жизненного опыта.

Огромное влияние на изменение чувствительности оказывает практическая и познавательная деятельность человека. В частности, в процессе профессиональной деятельности происходит сенсибилизация, то есть повышение чувствительности органов чувств под влиянием упражнения. Известно, что у шлифовщиков резко повышается острота зрения и они видят просветы до 0,0005 мм, в то время как нетренированные всего до 0,1 мм. Профессиональные красильщики различают до 40 оттенков черного цвета, а сталевары по оттенкам цвета горячего металла могут определить температуру плавки. В процессе и под влиянием деятельности, прежде всего, изменяется разностная, дифференциальная чувствительность. Абсолютная чувствительность в меньшей мере поддается тренировке.

Сенсорная организация человека — этот термин впервые был предложен Ананьевым в 1960 г. По мнению ученого, сенсорная организация относится к наиболее важным проявлениям исторической природы человека и к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубинными слоями структуры человеческого развития и личности. В этом свете широко распространенное и в настоящее время представление о том, что сенсорно-перцептивные процессы относятся к низшим психическим функциям и, составляя периферию субъекта, не входят в его основную структуру и индифферентны к личности, является устаревшим.

В структуру сенсорной организации включается система постоянных межанализаторных связей, общий состав чувственного отражения. Определяющими для формирования сенсорной организации являются среда обитания, образ жизни и способ жизнедеятельности. Эти факторы обусловливают соотношение видов рецепции в данной сенсорной организации, определяют ее ядро, то есть группы анализаторов, специфичные для данной среды обитания. У рыб, например, такое ядро составляют орган боковой линии и хеморецепция. У обезьян кинестезия, зачатки активного осязания и зрение образуют сенсорную ось. Выделение ведущих органов чувств, составляющих сенсорную ось у животных, определяется видовой принадлежностью. У человека — индивидуальными особенностями, прежде всего характеристиками чувствительности, а также особенностями деятельности. В связи с этим, необходимо выделить такое свойство сенсорной организации, как сенситивность — уровень чувствительности анализаторов.

Уровень сенситивности и ведущие анализаторные системы определяют индивидуальные особенности человека. Структура сенсорной организации человека является условием успешной социализации. Формирование таких качеств, как впечатлительность, эмпатийность, наблюдательность существенно связано с сенсорной организацией. Кроме того, сенсорная организация лежит в основе формирования способностей человека к различным видам деятельности. Знание и учет ведущей анализаторной системы очень важны при общении людей, организации обучения, так как несовпадение способов подачи информации и ее приема существенно затрудняет взаимодействие людей и понимание. Известно, что большая часть учителей, например, предпочитает зрительную подачу информации. При этом дети, у которых ведущей сенсорной системой является слуховая или кинестетическая, могут испытывать существенные трудности.

В этом смысле универсальным является тактильный анализатор. В многочисленных экспериментах было показано, что касание, короткое и легкое прикосновение руки мощно снижает дискомфорт, уменьшает или даже снимает барьер между психотерапевтом и клиентом, повышает активность и самораскрытие последнего. В настоящее время этот эффект активно используется в психотерапевтической практике, например, в рамках так называемой телесноориентированной психотерапии.

Современное развитие культуры все больше внимания уделяет разнообразию зрительных ощущений, меньше слуховым, еще меньше — обонятельным и вкусовым, осязание по степени обращаемости стоит почти на последнем месте. Доминирование зрительной системы говорит о том, что цивилизация идет по пути визуализации чувственного опыта и обедняет «сенсорный словарь». Из многочувствующего человек все больше и больше превращается в смотрящего, эта тенденция усиливается тенденцией компьютеризации среды. Развитие техники достигло такого уровня, который позволяет создавать устройства, способные вызывать иллюзии многих ощущений вместо самих ощущений. Наиболее ярким примером является так называемая виртуальная реальность. Такого типа устройства полезны для обучения взрослых специалистов (водолазов, пилотов, операторов и др.), но являются вредными для детей, у которых еще не сформировались устойчивые пространственные и межанализаторные связи. Для гармоничного развития личности и ее здоровья депривация какой-либо сенсорной системы недопустима. Эффективное использование природного потенциала человека, заключенного в его сенсорно-перцептивной организации, требует активного включения в деятельность всей разнообразной по составу системы органов чувств.

Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но вместе с тем обладает определенными особенностями, не сводимыми к отдельным ощущениям. Восприятие отражает предмет как целое в совокупности всех его свойств, поэтому восприятие определяется, как целостный образ предмета. Если ощущение мономодально, то восприятие полимодально. Оно формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов, объединенных в функциональную систему. При этом какой-либо из анализаторов играет ведущую роль в формировании образа. Восприятие предмета возможно лишь при условии выделения предмета из окружающей среды (фона, на котором он находится). При этом предмет и фон динамичны, особенно хорошо это видно в двойственных изображениях, содержание образа в которых меняется в зависимости от того, что принимается за фон (рис. 3).

ощущение отражение осязание познание чувственный образ психика

Рис. 3. Восприятие предмета в зависимости от фона.

Фон обычно является неограниченным и неопределенным. Фигура ограничена, рельефна, она обладает предметностью. Способствуют выделению предмета из фона контрастность предмета и фона, необычность предмета. Например, на рентгенограмме легких круглая тень гораздо лучше выделяется на фоне нормального легочного рисунка, чем на фоне диссеминированного процесса. Как показали исследования Зинченко, Ярбуса и др., в процессе выделения предмета из фона совершаются микродвижения глаз, как бы «обводящие» его по контуру, что также способствует выделению предмета из фона.

Для восприятия характерно единство целого и частей, единство анализа и синтеза. Это проявляется в таких свойствах восприятия, как целостность и структурность. В процессе ознакомления с предметом возникает масса ощущений, которые могут значительно различаться по своим характеристикам и условиям возникновения, различные свойства предмета могут отражаться с большей или меньшей полнотой, разной степенью точности, последовательно или одновременно. Несмотря на разнообразие и множественность ощущений предмет отражается как единое целое. Причем иногда эта целостность формируется вопреки тому, что в фигуре отсутствуют некоторые детали.

Например, фигура !— I воспринимается как квадрат, несмотря на незавершенность контура.

Другим примером может быть наша речь, известно, что мы никогда не проговариваем полностью абсолютно все звуки, тем не менее слова и фразы воспринимаются целостно, законченно. На основе имеющегося опыта, знаний в процессе восприятия происходит объединение отдельных элементов в единое целое. Исследователями были выделены факторы организации материала в единый целостный образ. Приведем некоторые из них, выделенные Осгудом:

1. фактор близости: II II II стремятся к объединению близко расположенные детали или предметы;

2. фактор продолжения, работает в противовес близости; ][ ][ ][

3. фактор замкнутости: замкнутость исключает возможность группировки близких частей раздельных фигур. ] Р Р [

Все это означает, что наше восприятие стремится объединять, структурировать отдельные элементы в единое целое. При этом, по выражению Арнхейма, законы гештальта «свидетельствуют о стремлении восприятия к достижению наиболее простой в структурном отношении конфигурации».

С целостностью перцептивного образа связана его структурность. Структурность заключается в том, что в целостном образе отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, то есть структура предмета. Именно благодаря структурности мы узнаем предметы независимо от того, из какого материала они изготовлены. Прослушивая одну и ту же мелодию, исполненную на разных музыкальных инструментах, дающих звуки различного тембра и высоты, мы узнаем ее, если сохранится соотношение между звуками, то есть сохранится ее структура. Значение таких структур, несводимых к свойствам входящих в восприятие частей или элементов, подчеркнул Эренфельс, он назвал их Ое81а11^иаН1а1 — качеством формы. Значение структуры и целого для восприятия входящих в его состав частей очень ярко проявляется в оптико-геометрических иллюзиях. [Иллюзия — неправильное, искаженное восприятие какого-либо предмета или явления, действующего в данный момент на органы чувств. Причины, порождающие иллюзии восприятия, могут быть разные: а) физические (ложка в стакане чая кажется переломленной на границе жидкости); б) физиологические (иллюзия противовращения, иллюзия контраста температур); в) психологические — определяемые целостностью восприятия. От иллюзий следует отличать галлюцинации. Галлюцинации — это чувственный образ, непосредственно не зависящий от внешних впечатлений и вместе с тем имеющий для галлюцинирующего характер объективной реальности (Кандинский). Во время галлюцинаций человек ничего не воспринимает, это след ранее бывших восприятий, болезненные представления, возникающие в сознании. Закрыв глаза, больные продолжают видеть, а заткнув уши — слышать.] Например, воспринимаемая величина фигур зависит от окружения, в котором они даны:

1. Иллюзия Мюллера-Лайера. 2. Иллюзия параллелограмма.

Восприятие направления каждой линии, входящей в состав целого, также зависит от структуры целого:

Влияние целого на части проявляется также в том, что цвет фигуры влияет на восприятие ее размеров (белые или вообще светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные. Так, человек в светлом платье кажется полнее, чем в темном), яркость освещения влияет на оценку воспринимаемого расстояния. А один и тот же желто-зеленый кружок воспринимается как зеленый в окружении сине-зеленых кружков и как желтый в окружении желтых (Веккер).

Если предмет не выделен из фона, разрушена его целостность и структура, то он становится для нас полностью незаметным. Эти психофизиологические закономерности восприятия используются в маскировке объектов, когда предмет окрашивают под цвет фона, сливают с ним, а с другой стороны, при помощи разноцветных пятен, камуфляжа, разрушают структуру предмета и его целостность.

Важной особенностью восприятия является его константность. Под константностью восприятия понимают относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении условий восприятия. В повседневной жизни условия восприятия предметов (освещенность, положение в пространстве, удаленность от наблюдателя и т. д.) непрерывно изменяются. Соответственно этому изменяются и рецепторные процессы, например, величина сетчаточного изображения, вместе с тем образ предмета остается постоянным. Константность имеет большое значение в организации восприятия, так как при отсутствии константности человек не мог бы выделять отдельные предметы, окружающий мир предстал бы перед нами как мелькающий, постоянно изменяющийся поток ощущений, как хаос. Примером константности величины является постоянство восприятия размеров фигуры человека, удаленного на расстояния в 5 и 10 м, несмотря на изменение размеров сетчаточного изображения размеры объекта отражаются как неизменные. Белую бумагу мы воспринимаем как белую даже при лунном освещении, хотя она отражает примерно столько же света, сколько черный уголь на солнце. еханизмы константности не являются врожденными, они формируются в онтогенезе, при этом основные параметры оказываются сформированы к 2 годам, но ее развитие продолжается до 14 лет. Лурия приводит пример слепорожденного и прозревшего в результате операции больного, который думал, что может выйти на улицу из окна 3 этажа, так как воспринимал объекты, находящиеся внизу, как маленькие по величине, а не как удаленные. Основной предпосылкой константности является отражение ситуации, в которой воспринимается объект. Как показали исследования, восприятие цвета, величины, формы незнакомого предмета изолированно от ситуации — аконстантно. Большое значение имеет прошлый опыт, связанный с видением предметов на разном расстоянии. Не случайно становление константности наиболее активно происходит в период овладения ходьбой, то есть в возрасте до 2 лет. И, наконец, одним из механизмов константности является способность перцептивной системы корректировать ошибки, вызванные изменением условий восприятия. Константность не является абсолютной. С увеличением дистанции наблюдения коэффициент константности уменьшается. При удалении предмета сначала разрушается константа величины, затем формы и, наконец, цвета. Восстановление происходит в обратном порядке.

Восприятие человека осмысленно, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление. Благодаря этому, воспринимая предмет, человек обозначает его словом, относит к определенному классу предметов. Это единство чувственного и смыслового содержания восприятия проявляется и в том, что обозначение предмета словом существенно облегчает и ускоряет его узнавание. В патологических случаях, при агнозиях — зрительной или слуховой, больной может воспринимать чувственные свойства вещей, их форму, но они утрачивают для него значение, он перестает их узнавать, не знает названия этих предметов, не в состоянии ими пользоваться.

В восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, так как воспринимает не изолированный глаз или ухо, а конкретный живой человек. Зависимость образов восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, прошлого опыта и жизненного пути называется апперцепцие . Влияние жизненного опыта очень ярко демонстрируется в кросскультурных исследованиях. Бэгби показывал испытуемым через стереоскоп диапозитивы так, что разные глаза видели разное изображение. Испытуемые (мексиканцы и американцы) рассматривали сразу два изображения, одно — типичное для американской культуры (игра в бейсбол, девушка — блондинка и т. д.), другое — типичное для мексиканской культуры (бой быков, черноволосая девушка и т. п.). Соответствующие фотографии имели сходство по форме, контуру и пр. Хотя некоторые испытуемые замечали, что им предъявлено две картины, большинство видело только одну картину — ту, которая им была больше знакома, которая типична для их опыта (Шибутани).

Влияние установки на восприятие человека проявляется также в феномене, продемонстрированном в огромном количестве экспериментов, когда одно и то же лицо воспринимается как злое и жестокое, если испытуемым заранее сказать, что человек, изображенный на фотографии — преступник; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек гуманной профессии, совершивший мужественный поступок для спасения жизни людей.

Большое влияние на восприятие оказывает эмоциональное состояние человека. Известно, например, что в состоянии возбуждения время как бы ускоряет свой бег, в состоянии тоски и подавленности — замедляет. Больные в состоянии депрессии всегда пессимистичны и предчувствуют катастрофу, они склонны даже радостные события воспринимать в черных тонах. Жане, известный клиницист, описывает восприятие такой пациентки следующим образом: «Девушка 27 лет находится на отдыхе в санатории. Я хочу ее обрадовать и сообщаю, что жена ее брата, которую она очень любит, родила ребенка, и малыша собираются привезти к ней в гости, чтобы она смогла на него посмотреть и поцеловать его. «Не делайте этого, — отвечает она. — Автомобиль врежется на улице в деревья; моя мать, кормилица и ребенок разобьются. О, как это ужасно!» (Жане). Интересы и направленность личности обеспечивают избирательность восприятия. Человек, увлеченный делом, идеей, любую информацию воспринимает под углом зрения этого дела, идеи.

В последние годы накоплен большой экспериментальный материал, показывающий роль моторных процессов в организации восприятия. Как в зрительной, так и в осязательной модальности имеются микро- и макродвижения, благодаря которым обеспечивается непрерывная смена точек фиксации взгляда или точки касания руки с объектом, что обеспечивает сохранение чувствительности на оптимальном уровне. Известно, что не меняющееся по цвету и яркости изображение, стабилизированное относительно сетчатки, через 2-3 сек становится невидимым. Его восприятие можно продлить на некоторое время при помощи модуляций света, но эти образы оказываются неадекватными, в этих условиях, например, не различаются плоские и объемные объекты.

Таким образом, восприятие — это активный процесс, на характер протекания которого влияет не только деятельность перцептивной системы, но и внутренние характеристики субъекта.

К сложным формам восприятия относятся восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. В восприятии времени различают восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности. Непосредственное переживание времени обусловлено органическими ощущениями и связано с ритмическими процессами в организме: частотой пульса, дыхания и т. п. Оценка длительности временных отрезков зависит от содержания деятельности: временной отрезок, заполненный интересной, содержательной деятельностью, субъективно оценивается, как короткий, то есть недооценивается; пустые, не заполненные интересной деятельностью, оцениваются как более длинные, то есть переоцениваются. (Все знают, как бесконечно долго тянутся скучные уроки в школе). Восприятие времени зависит также от установки: при ожидании неприятных событий время летит быстро; но как томительно долго ползет время, если мы ждем какого- либо приятного события (встречи с любимым человеком, например). В воспоминании — наоборот: чем более заполненным является отрезок времени, тем более длительным он представляется в воспоминании. В целом для восприятия времени характерной является тенденция к переоценке малых интервалов и недооценке больших интервалов. Помимо этих общих факторов восприятие времени зависит от эмоционального состояния человека. Так, в исследованиях, проведенных на клиническом материале, выявлено, что маниакальные больные обнаружили резко выраженные недооценки временных интервалов (иногда в 2 раза), при этом ими отмечалось переживание «летящего» времени. Больные, находящиеся в депрессивном состоянии, дают переоценку предъявленных им временных интервалов и отмечают «тягучесть» времени (Рубинштейн). Зависимость восприятия времени от возраста проявляется в том, что детям кажется, что время тянется медленно, и одни и те же временные интервалы они, как правило, переоценивают, в то время, как взрослые их недооценивают, то есть субъективно у взрослых время летит быстрее. Профессия и деятельность человека также оказывают влияние: известно, например, что медицинские работники с большей точностью, чем представители других профессий, отмеривают и оценивают минутные интервалы, а педагоги — 45-минутные.

Важнейшей характеристикой времени является его необратимость. Восприятие необратимой последовательности событий во времени предполагает установление связей между разными отрезками и событиями жизни. В последние годы большой интерес исследователей вызывает проблема восприятия человеком прошлого, настоящего и будущего своей жизни, соотношение между ними. Было показано, что важнейшим фактором развития личности является положительное, оптимистичное восприятие своего будущего. В исследованиях, проведенных на наркоманах, было показано, что они воспринимают будущее время своей жизни как очень короткое, продолжительность предстоящей жизни, планируемая подростками-наркоманами, составляет всего 5-7 лет. Кроме того, их представление собственного будущего насыщено отрицательными эмоциональными переживаниями или безразличием (Горбатов). Своеобразное смещение в восприятии собственной жизни происходит у инвалидов, которые все основные события своей жизни датируют прошлым и практически в будущее не проецируют никаких значительных событий. Такое восприятие времени своей жизни нарушает адаптивные возможности личности. «Настоящее — отправная точка, из которой определяется и прошлое, и будущее. » — писал Рубинштейн.

Представление. На основе ощущения и восприятия возникает более сложная форма чувственного отражения — представление. Представление — вторичный чувственный образ предмета, который в данный момент не действует на органы чувств, но действовал в прошлом (Ломов).

Представления приобретают особую роль с развитием систем дистанционного управления, когда оператор должен с большой степенью точности представить себе процессы, происходящие в управляемой системе.

Представления можно рассматривать как переходное звено между чувственным образом (ощущением, восприятием) и абстрактным мышлением. В зависимости от уровня бодрствования и характеристик деятельности представления, с одной стороны, включаются в память, воображение, мышление (его образные формы), с другой стороны, создают образы сновидения. Представления сопровождают человека на протяжении всей его жизни: образ знакомого человека возникает в нашем сознании и тогда, когда этого человека уже нет; образ родных мест живо встает перед нашим умственным взором. Общим для всех представлений является то, что предмета или явления уже нет, а отражение их продолжает развиваться. Течение представлений развертывается во «внутреннем пространстве, никогда не выносится наружу. Этим отличается представление от галлюцинаций, «когда внутренний образ «выводится наружу”, помещается во внешнем пространстве и становится навязчивой устрашающей силой» (Ананьев).

Если образ восприятия непосредственный и сиюминутный, то образ представления опосредованный, а следовательно менее яркий. В представлениях сохраняется преобладающий цвет предмета, его контуры и форма, относительная величина и местоположение. Вместе с тем с переходом от восприятия к представлению часть информации исчезает, теряется. Происходит схематизация образа

— одни признаки объекта подчеркиваются и усиливаются, другие затушевываются и редуцируются. Как правило сохраняются конструктивные точки, которые являются более информативными. Образ представления может быть неполным, изменяется величина предметов, форма воспринимается обобщенно, без деталей. Цвет становится менее насыщенным, исчезают оттенки, цвет сдвигается к основным тонам или заменяется ахроматическим. В представлениях предмет как бы отрывается от фона и может быть воспроизведен либо без него, либо на измененном фоне.

Что нового появляется в представлении? Этим новым является большая обобщенность представления по сравнению с восприятием. В представлении происходит отвлечение от частностей объекта и его окружения, отражаются самые общие свойства. Например, врач много раз видел больного в разных состояниях и ситуациях, и из этой массы восприятий складывается обобщенный образ данного человека и его болезни, в котором сохраняются наиболее типичные, устойчивые, повторяющиеся признаки, отсеивается случайное, лишнее, формируется образ — представление о картине болезни и личности больного.

В формировании образов представлений большое значение имеют изменения, происходящие в периферических звеньях анализаторов. Эти изменения аналогичны тем, которые происходят в процессе восприятия. При зрительных представлениях происходят слабые сокращения глазных мышц, при осязательных и кинестетических представлениях — микродвижения соответствующих мышечных групп (идеомоторный акт). На этой основе строится система так называемой идеомоторной тренировки. Прием, который широко используется в спорте, когда спортсмен многократно мысленно «проигрывает» трудновыполнимое движение, что обеспечивает впоследствии большую легкость его реального исполнения. Этот прием может быть использован при подготовке к любой трудной деятельности. Например, многократное мысленное «проигрывание» необходимой последовательности действий хирурга при подготовке к сложной операции.

Таким образом, представления, являясь наглядными, чувственными образами, в то же время содержат в себе элементы абстракции и обобщения, обозначая тем самым переход от ощущения к мышлению, от чувственного познания к логическому.

Источник: http://zakon.today/terapiya_1014/oschuscheniya-vospriyatiya-135736.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *