Профессиональный стресс — профессиональный стресс
21.04.2019Перенапряжение нервной системы при исполнении трудовых обязанностей проявляется эмоциональными вспышками, которые провоцируют экстремальные ситуации. Со временем порог экстремальности понижается, и вывести из себя сотрудника, находящегося в постоянном перенапряжении, не составляет труда. Иногда для этого достаточно громкого звука или яркого света от неожиданно включившейся лампы.
Профессиональный стресс
Исходя из медицинского определения стресса, нарушение профессиональной адаптации расценивается как невротический синдром. То есть, невроз. Это психосоматическое расстройство, описанное немецким психиатром Ясперсом в 1913 году. Любые виды профессионального стресса имеют признаки триады Ясперса:
- Причина – психическая травма;
- Психические расстройства отражают психогенно-травматическую ситуацию и не выходят за её рамки;
- Все проблемы со здоровьем прекращаются тотчас после устранения причины.
В далеко зашедших случаях устранение причины невозможно, потому что профессиональный стресс прогрессирует до психического заболевания.
Восприимчивость человека к психической травме возникает только тогда, когда происходит нарушение баланса между возможностями и способностями. Иными словами, в условиях переоценки собственных сил.
Виды профессионального стресса
Перенапряжение нервной системы при исполнении трудовых обязанностей проявляется эмоциональными вспышками, которые провоцируют экстремальные ситуации. Со временем порог экстремальности понижается, и вывести из себя сотрудника, находящегося в постоянном перенапряжении, не составляет труда. Иногда для этого достаточно громкого звука или яркого света от неожиданно включившейся лампы.
Психологи различают следующие виды профессионального стресса у работников предприятий:
- Информационный. Возникает в условиях цейтнота, когда справиться с возложенными задачами в краткий период времени, в виду повышенной ответственности за принятые решения, становится невозможным. Напряженность высшей нервной деятельности нарастает при часто изменяющихся требованиях. Иногда информационные параметры вносятся в заключительном этапе работы, что требует кардинальной переделки;
- Эмоциональный. Подразумевает затянувшиеся конфликтные ситуации в трудовом коллективе, особенно с руководством. Угроза увольнения не способствует нормальному психологическому настрою.
- Коммуникативный. Разновидность эмоционального профессионального стресса, ограниченная проблемами общения, как с коллегами, так и с теми людьми, с которыми человек контактирует по долгу службы.
Разновидности адаптационного синдрома в сфере производственных отношений во многом зависят от характера личности, но протекают у всех по одинаковой схеме.
Механизм развития профессионального стресса
Адаптационный синдром на уровне высшей нервной деятельности человека претерпевает три стадии развития:
- Запуск. Напряженность скапливается до предела, после которого невозможно обратное развитие. У некоторых людей первая стадия длится в течение многих дней или даже месяцев, у других – несколько минут;
- Состояние аффекта. Человек теряет способность к самоконтролю и совершает поступки прямо противоположные. Спокойные люди становятся агрессивными, общительные – мрачными и замкнутыми.
- Упадок сил. Внутренняя напряженность спадает, и человек становится самим собой. Он ощущает чувство вины и раскаяния.
Даже единственный нервный срыв не проходит бесследно. На уровне высшей нервной системы закрепляется патологический стереотип. Так профессиональный стресс превращается в обыденность. Страдает не только и не столько нервная реакция – поражаются внутренние органы. Постоянная централизация кровообращения приводит к кислородному голоданию периферических органов, обостряется язвенная болезнь, развивается варикозное расширение вен, снижается потенция.
Факторы профессионального стресса
Существуют группы факторов, способствующих развитию ситуационных неврозов, связанных с профессиональной деятельностью:
- Трудовые. Недогрузки или перегрузки работой. Если человеку на работе не хватает нагрузки, работник начинает считать себя недооценённым и в какой-то мере неполноценным. При повышенной нагрузке, сотрудник находится в состоянии тревоги;
- Должностные. Непонятные требования к исполнению работы вызывают чувство неопределенности. Сотрудники не знают и не могут предполагать, как результаты их труда будут оценены начальством;
- Карьерные. Эти факторы профессионального стресса имеют две составляющие: боязнь увольнения и задержка профессионального продвижения;
- Личностные. Проблема распределения времени на семью и работу.
Помимо психологических причин существуют физические стрессовые факторы: неустроенность рабочего места, шум, вибрация, контакты с вредными веществами.
Тест на профессиональный стресс
В большем количестве случаев сотрудники принимают сложившееся положение на работе как должное и не пытаются что-либо изменить. Кто-то постоянно не справляется с работой, но успешно создает видимость бурной деятельности. Кто-то работает за троих и не бывает отмечен начальством. Как ни странно, развитию профессионального стресса подвержены и те, и другие работники. Одним не хватает работы, другим – признания мнимых или настоящих заслуг.
Чтобы исключить сложные психологические ситуации на производстве, психологи разработали специальный тест на профессиональный стресс, оценка которого позволяет сделать необходимые выводы. При выявленной напряженности в коллективе начальству необходимо что-то менять. И как можно скорее. Взрывоопасная обстановка в коллективе приведет к полному параличу трудовой деятельности. Недолго потерять ценных сотрудников, которые если не станут увольняться, то потеряют трудоспособность на длительное время. В связи с инфарктом миокарда, например. И причиной сердечной патологии окажется невротическое расстройство психики.
Профилактика профессионального стресса
Исходя из признаков неврозов по Ясперсу, в том числе профессиональных, освобождение личности от нервного расстройства напрашивается само собой. Если реактивные психические нарушения исчезают после удаления причины – следует избавиться от нее. Однако массовое увольнение не решает проблемы. Поэтому руководителю следует предпринять более эффективные меры с целью улучшения психологического микроклимата в коллективе. Профилактика профессионального стресса предусматривает следующие шаги руководства:
- Правильная оценка способностей подчиненных, с учетом их склонностей и потребностей;
- Составление четкого плана действий с конкретными зонами полномочий;
- Смена стиля руководства с диктаторского к наставническому, когда начальник обсуждает с сотрудниками сложные задачи, подсказывает пути их решения;
- Использование стимула материальной заинтересованности.
Для преодоления профессионального стресса работникам рекомендуется использовать следующие методы саморегуляции:
- Постановка краткосрочных задач, решение которых повышает самооценку и обеспечивает долгосрочную мотивацию;
- Правильная организация труда и отдыха;
- Отказ от ненужной конкуренции, требующей полной отдачи сил;
- Своевременное переключение с одного вида деятельности на другой в пределах профессии.
Каждому человеку, независимо от его положения, необходимо помнить, что работа – это только часть его жизни.
Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/7410-professionalnyj-stress.php
Стресс в профессиональной деятельности
Современный человек большую часть своего времени проводит на работе. Некоторые не могут забыть о работе, даже находясь дома. Часто из-за работы люди находятся в напряжённом состоянии и переживают профессиональный стресс. Причины развития нервного напряжения у работников разных сфер деятельности свои, а признаки и последствия у всех одинаковые. Стресс на работе и дома снижает интерес человека к жизни, истощает его творческие и интеллектуальные способности. Психологическое напряжение приводит ко многим заболеваниям. Избежать этого помогут специальные упражнения, тренинги, методы снятия стресса.
Профессиональный стресс сопровождает представителей разных пофессий
Виды рабочего стресса
В процессе трудовой деятельности присутствуют раздражающие факторы. Они могут вызывать кратковременные нервные нагрузки. Если их негативное воздействие затягивается, профессиональный стресс становится хроническим. Различают такие виды профессионального стресса:
- Физический. Причины его возникновения – некомфортные условия труда, холод, жара, повышенный уровень шума.
- Информационный. Возникает из-за умственных перегрузок, повышенных требований. Очень часто им страдают люди, которые совмещают две должности или стремительно поднимаются по карьерной лестнице.
- Эмоциональный. Связан с неумением человека адаптироваться к предложенным условиям, расставлять приоритеты, выполнять поставленные задачи. Монотонный рабочий график или резкие смены деятельности являются причинами эмоционального стресса.
- Коммуникативный. Профессиональный стресс вызван неумением работника общаться с коллегами, начальством, отстаивать свои интересы (или, наоборот, промолчать), заводить полезные рабочие знакомства.
Причины стресса на работе могут быть разные, поэтому деление на конкретные виды рабочего напряжения условно. Наиболее подвержены рабочему напряжению люди с низкой самооценкой, повышенной тревожностью. Отсутствие мотивации и чётко поставленных целей также снижает стрессоустойчивость.
Виды профессионального стресса
Признаки стресса на работе
Постоянный стресс на работе может проявляться по-разному. Признаки стресса на работе индивидуальны для каждого человека, зависят от особенностей организма, типа нервной системы. Можно выделить основные признаки:
- забывчивость;
- невнимательность в работе;
- повышенная утомляемость;
- раздражительность;
- беспричинная тоска;
- потеря чувства юмора;
- отсутствие радости от результатов труда, похвалы и т. п.;
- головные боли;
- боли в спине, желудке;
- потеря аппетита.
Очень часто на фоне психологического напряжения возникает чувство тревоги, беспомощности.
Избавиться от неприятных симптомов можно, если полностью справиться с напряжением на работе.
Успокоиться в стрессовой ситуации можно без таблеток и алкоголя. Эти методы кратковременны и вызывают зависимость
Стадии развития профессионального стресса
Стресс – это нормальная приспособительная реакция организма, которая регулируется нервной и эндокринной системами. В зависимости от длительности действия раздражающего фактора, выделяют такие фазы развития профессионального стресса:
- Тревога. Первая реакция на раздражитель, в крови повышается уровень адреналина, организм мобилизует силы для борьбы или спасения.
- Сопротивление. Наступает в том случае, если стрессор очень сильный, а его действие затяжное. Результатом адаптации организма к новым обстоятельствам является снижение активности физиологических процессов. Все происходящие на этой стадии изменения обратимы.
- Истощение. Непрерывное действие стрессового фактора приводит к тому, что у организма не остаётся сил на борьбу, защитные механизмы сломлены.
На первых двух стадиях стресс можно побороть самостоятельно. На стадии истощения побороть стресс без посторонней помощи уже очень сложно. Обязательно нужно устранять действие раздражающего фактора или менять своё отношение к нему.
Динамика развития и последствия профессионального стресса
Последствия профессионального стресса
Негативные последствия профессионального стресса связаны со стабильно повышенной концентрацией в крови глюкокортикоидов. Они оказывают влияние на сердечно-сосудистую, нервную, половую и иммунную систему человека.
Последствия затяжного рабочего стресса:
- Нарушения сердечного ритма, повышение артериального давления.
- Гастрит, язвенная болезнь желудка и кишечника.
- Болезни почек.
- Дерматиты.
- Набор массы тела или её резкое снижение.
- Депрессия.
- Алкоголизм.
- Фрустрация (стресс и фрустрация имеют много общего. Она проявляется тревогой, отчаянием, гневом, агрессией).
Стресс и работоспособность руководителя
Стресс в деятельности руководителя возникает очень часто, избежать его трудно. Особенно страдают молодые специалисты, которые только вступили в должность руководителя. Можно выделить такие организационные факторы стресса:
- Необходимость постоянного контроля работы сотрудников.
- Ответственность за результаты работы всех сотрудников.
- Материальная ответственность.
- Низкая мотивация подчинённых.
- Несоответствие между потраченными силами и полученным результатом.
- Завышенные требования высшего руководства.
- Большое количество бумажной работы.
- Межличностные конфликты с деловыми партнёрами, сотрудниками.
- Осуждение подчинёнными работы, поступков, личных качеств руководителя.
При постоянном нервном напряжении работоспособность руководителя снижается. Он не может нормально организовать трудовой процесс, часто срывается на подчинённых. Это ухудшает общую атмосферу в организации.
Стресс руководителя негативно сказывается на работе всего предприятия
Влияние стрессов на работу персонала
Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности являются одним из важных предметов изучения современной психологии. Разрабатываются новые подходы для решения проблемы. Почему возникает рабочий стресс у персонала организации:
- Непонимание работником его места в коллективе и цели деятельности.
- Выполнение одним сотрудником разных обязанностей.
- Достижение пика карьеры, отсутствие дальнейших перспектив роста.
- Длительное отсутствие отпуска.
- Недооцененность работы руководителем.
Перечисленные факторы становятся причиной низкой мотивации сотрудников, что, в свою очередь, вызывает стресс в деятельности руководителя. Формируется порочный круг – подчинённые и начальник раздражают друг друга. Чем быстрее разрешить напряжённую ситуацию, тем быстрее улучшится работа предприятия.
Методы снятия стресса
Как преодолеть стресс? На предприятиях и в офисах уже вошло в традицию устраивать корпоративные вечеринки. Это отличный способ расслабиться, узнать лучше своих коллег, наладить с ними отношения. Однако праздники бывают редко, а в рабочее время стресс в деятельности руководителя и рядовых сотрудников возникает каждый день. Поэтому есть ряд методов, которые позволяют снять напряжение в любой рабочий день:
- Перед выходом из дома на работу необходимо сделать несколько дыхательных упражнений, за завтраком выпить травяной чай с мятой, мелиссой или ромашкой.
- Успокоить нервы на работе помогает дыхательная гимнастика. Как только появляется психологический дискомфорт, можно делать упражнения с замедлением выдоха. Для этого нужно сделать глубокий вдох, посчитать про себя до двух, затем медленно выдохнуть, считая уже до четырёх. Привыкнув к такому упражнению, можно при дыхании вести счёт 3:6 или 4:8. Упражнение расслабляет мышцы, нормализует работу сердца.
- Смена видов деятельности избавляет от умственного перенапряжения. Можно через каждые два часа найти пять минут, чтобы отвлечься на рисование или прослушивание музыки. В обеденный перерыв лучше покидать пределы рабочего помещения. Тогда исчезнет стресс и работоспособность повысится.
- Очень важно поддерживать дружественные отношения с коллегами, общаться с ними на темы, отдалённые от работы. А общение с людьми, которые вызывают неприязнь, лучше свести к минимуму, стараясь соблюдать правила вежливости.
- После работы снимать стресс можно прогуливаясь в парке. Нужно полностью освободить голову от мыслей о работе и проблемах, можно наблюдать за людьми, за природой, птицами, делать фото. Дома можно принять контрастный душ.
Короткий перерыв на музыку избавит от стресса
Стрессы в отдельных профессиях
Самые нервные и эмоционально затратные профессии – это те профессии, которые предполагают работу с людьми, они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Рассмотрим напряжения в некоторых профессиях такого типа.
Учитель и воспитатель
Работа с детьми связана с ежедневным нервным напряжением, которое снижает трудоспособность учителя.
Основные стрессовые факторы в работе педагога:
- Монотонное повторение одного и того же материала.
- Необходимость следования чёткой программе, которая не всегда удовлетворяет учителя.
- Дополнительная нагрузка в виде проверки тетрадей, ведения журналов.
- Ощущение недооцененности труда со стороны государства.
- Претензии родителей учеников.
- Поведение учеников, их конфликты между собой.
- Отсутствие свободного времени.
Воспитатели и учителя начальной школы испытывают напряжение в основном из-за повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.
Учителям средней школы приходится вести уроки с разными возрастными группами, дети в которых имеют разный социальный статус.
Необходимость перестраиваться с одного класса на другой, переходить от более сложного материала к более лёгкому и наоборот, создаёт дополнительную нагрузку. Постоянный рабочий стресс снижает уровень эмпатии.
Для снятия эмоционального напряжения у педагогов был специально разработан комплекс простых физических упражнений. Делать их можно в любое время. Вот простые упражнения для снятия стресса:
- Напрячь пальцы ног на 5 секунд, расслабить.
- Напрячь икроножную мышцу левой ноги, расслабить, затем правой ноги.
- Напрячь коленки, расслабить.
- Напрячь бедра и ягодицы, расслабить.
- Напрячь мышцы живота, расслабить. Надуть живот, втянуть.
- Слегка поднять плечи, расправить их назад, расслабить.
- Наклонить голову вправо-влево, посмотреть вперёд.
- Сделать глубокий вдох, медленно выдохнуть.
Стресс и работоспособность – несовместимые понятия. Поэтому психологи дают рекомендации учителю: никогда не кричать на учеников. Это вредит не только детям, но и педагогу, его силы быстро исчерпываются.
Если ситуация выходит из-под контроля, лучше просто выйти на 2–3 минуты из класса и успокоиться.
Для учителя очень важно умение абстрагироваться. Оно поможет сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Не получится всегда держать класс под контролем, помогать, решать проблемы каждого ученика. Главная задача – доступно изложить материал по программе, оказать помощь тому, кто её просит.
В работе учителя важно умение абстрагироваться
Юрист
Кроме знания законов юристу, нужно иметь высокую стрессоустойчивость. Только так можно сохранить психическое и физическое здоровье на долгие годы, предотвратить рабочий стресс.
Психологическое напряжение в деятельности юристов возникает из-за:
- высокой конкуренции;
- требования клиентов;
- перемены в законах и подзаконных актах;
- необходимости идти вразрез со своими морально-этическими принципами.
У прокуроров и судей серьёзную нагрузку на психику оказывает власть. Многие переживают деформацию личности, начинают злоупотреблять служебным положением. Необходимость постоянно иметь дело с худшими проявлениями людей со временем может привести к немотивированному причинению вреда окружающим. Многие юристы утверждают, что победить профессиональный стресс им помогают спортивные тренировки, занятия творчеством в свободное время. Сснизить нагрузку можно и с помощью планирования рабочего дня.
Сотрудник ОВД
Служба в органах внутренних дел всегда сопровождается повышенными нервными нагрузками. Нормально справляться с обязанностями могут только граждане с высоким уровнем правосознания, психологической устойчивостью и физической работоспособностью. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД:
- Повышенная ответственность за результаты действий и их последствия.
- Конфликт между долгом, обязанностью и моральными качествами.
- Агрессивная реакция граждан на действия со стороны сотрудников ОВД.
- Негативное моральное воздействие преступников.
- Постоянная готовность к экстремальной ситуации.
- Необходимость одновременно прогнозировать несколько вариантов развития событий.
После длительной работы с преступным миром могут возникать навязчивые мысли, параноидальные состояния, появляется гипертрофированное чувство права на насилие.
Чтобы сохранить здоровый рассудок сотрудников, необходимо предоставлять им время на адаптацию после выполнения каждого задания. В отделе обязательно должен работать психолог.
Периодически нужно повышать квалификацию сотрудников, их общий моральный и культурный уровень. Это основные способы борьбы со стрессом в ОВД.
Работник МЧС
Работа в МЧС все время сопряжена с риском для собственной жизни и ответственностью за жизнь и здоровье других людей. Основные факторы нервного напряжения:
- ожидание экстремальной ситуации;
- боязнь ошибки.
Существуют механизмы накопления профессионального стресса: хронический и травматический. Хронический связан с напряжённым характером повседневной деятельности. Травматический рабочий стресс у работников МЧС стресс возникает тогда, когда они переживают ситуацию, выходящую за рамки их обычного опыта.
Ликвидация стихийных бедствий, пожаров, спасение людей от смерти – специализация работников МЧС, но каждая новая ситуация отличается от предыдущей, трудно что-либо спрогнозировать. Именно это вызывает профессиональный стресс.
Профилактикой деформации личности и эмоционального выгорания в МЧС занимаются целые научные институты. Они разрабатывают и внедряют новые современные подходы к анализу профессионального стресса. С сотрудниками проводятся тренинги по самоконтролю, обучению навыкам экстренной релаксации.
Заключение
Рабочий стресс – серьёзная проблема современности. Избежать его нельзя, но можно научиться контролировать. Работа – это способ заработать деньги. Если в работе получается реализовать свои амбиции, проявить способности, моральные качества, творчество, то это отлично. Кроме работы у человека должны быть другие занятия, увлечения, общение с семьёй и друзьями. Тогда будет гораздо легче пережить стресс на работе.
Источник: http://psyhoday.ru/stress/istochnik-stressa-rabotnikov.html
Профессиональный стресс: виды, причины, последствия и методы реагирования
Понятие «стресс». Виды стресса
Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.
Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Существуют два компонента стресса:
1.стресс-фактор – «требование», то есть то, что воздействует на человека;
2.стресс-реакция – ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул.
Воздействие стресс-фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:
- активацию стандартных неспецифических реакций, которые развиваются при воздействии любого необычного для организма стимула.
- мобилизацию физиологических систем, которые обеспечивают приспособление именно к данному фактору.
Интенсивность стресс-реакции зависит от
Стадии развития стресса
- «Общая реакция тревоги»
- «Резистентность» («Сопротивление»)
- «Истощение»
Какие бывают причины стресса?
Психологические , которые в свою очередь подразделяются на
- Информационные
- Эмоциональные
Уровни проявления стресса
- эмоционально-поведенческий
- вегетативный
- когнитивный
- социально-психологический
Виды стресса
Эустресс – мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.
Дистресс – дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов.
Факторы, способствующие возникновению дистресса
Факторы, способствующие возникновению эустресса
Наличие опыта решения подобных проблем
В зависимости от проявления стресс-реакции различают несколько видов стресса:
- Острый стресс – возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас).
- Отложенный стресс – характеризуется некоторой «отложенностью» переживаний на определенный период, что может быть связанно с разными причинами.
- Накопленный (хронический) стресс – возникает при непрерывном или регулярном стрессовом воздействии, сила которого, как правило, невелика.
Травматический стресс возникает, если:
- Человек оказывается в ситуации, которая выходит за рамки обычного человеческого опыта (например, угроза жизни, гибель людей, насилие, стихийные бедствия).
- Эта ситуация не поддается контролю.
- Возникают интенсивные переживания беспомощности, страха.
Способы адаптации к стрессовой ситуации
Копинг-механизмы (осознаваемые), подразделяются на:
- Конструктивные
- Неконструктивные
Защитные механизмы (неосознаваемые)
Профессиональный стресс – это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса.
Проявления накопленного профессионального стресса :
- снижение производительности труда;
- постоянное ощущение внутреннего дискомфорта;
- утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивации деятельности);
- разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;
- возникновение психосоматических заболеваний, устойчивых депрессивных состояний.
Профессиональное выгорание – выработанный личностью защитный механизм в ответ на неблагоприятные для психики воздействия, в сфере профессиональной деятельности. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса.
Стадии стресса
- тревоги;
- резистентности;
- истощения.
Следствием профессионального выгорания может стать уход человека из профессии.
П рофессиональное здоровье – процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, которые обеспечивают высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.
Три вопроса, ответы на которые помогают сформировать адекватное отношение к собственной деятельности и к возможности реализовывать себя в ней:
- Каковы особенности моей профессиональной деятельности и как они на меня влияют?
- Чем я обладаю, для того чтобы быть успешным в этой деятельности?
- Зачем я выполняю эту деятельность?
Эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни.
Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.
Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.
Признаки стрессового напряжения :
- невозможность сосредоточиться;
- частые ошибки в работе;
- ухудшение памяти;
- частое возникновение чувства усталости;
- быстрая речь;
- мысли часто улетучиваются;
- довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
- повышенная возбудимость;
- работа не доставляет прежней радости;
- потеря чувства юмора;
Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:
- психофизиологической конституцией,
- чувствительностью к воздействиям (сензитивностью),
- особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.
Физиологическими признаками стресса являются язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.
Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.
Стадия тревоги – это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспособительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить.
Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.
Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени.
На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.
Стадия истощения. Если человек длительное время находится в стрессе, то наступает момент, когда человек уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.
Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса:
- психологическому (изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности);
- поведенческому (непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них.
Виды стресса
Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.
Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.
Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.
Постоянный накопленный (хронический) стресс.
Постоянный стресс – суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).
Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.
Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.
Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.
Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:
- угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию,
- невозможность что-либо сделать, беспомощность.
Способы реагирования на стресс
В живых организмах есть механизмы устойчивости к различного рода стрессам. Вследствие познания этих механизмов возможна выработка адекватных методов реабилитации, способных поднять устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов (стрессоустойчивость).
К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:
- Тип нервной системы.
- Гормональные особенности.
Личностные черты, обусловливающие повышенную стрессоустойчивость:
- Уровень самооценки.
- Уровень субъективного контроля.
- Уровень личностной тревожности.
- Баланс мотивации достижения и избегания.
Умение справляться со стрессом зависит от:
- настойчивости;
- умения принимать решения;
- рационального осмысления своих поступков;
- организованности;
- умения создать свой круг общения;
- умения «качественно» общаться;
- умения контролировать себя.
Динамика профессионального стресса
Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.
Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.
Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.
Причины производственного стресса:
К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач «скорой помощи»), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.
Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.
Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.
В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:
- сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
- «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
- «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
- «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
- «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
- «потерю смысла деятельности»;
- «стресс несбывшихся надежд» и т. д.
Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:
- повышенная раздражительность;
- бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
- нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);
- головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.
Презентация доступна по кнопке скачать после статьи
Источник: http://fireman.club/presentations/professionalnyj-stress/
Что такое профессиональный стресс и как его избежать?
Само понятие «стресс» означает «давление». Когда организм не выдерживает оказываемой на него нагрузки, то все защитные силы мобилизуются, почти все время находясь в состоянии «войны». Профессиональный стресс — это состояние постоянного физического и психического напряжения, возникающее под воздействием неблагоприятных факторов, связанных с профессиональной деятельностью человека. В МКБ-10 этому расстройству отведена отдельная рубрика под кодом F 43.
Влияние стресса на профессиональную деятельность
При воздействии стрессоров происходят особые физиологические процессы. Реакция организма протекает следующим образом:
- происходит повышенный выброс адреналина в кровь, где он накапливается и может оказать токсическое воздействие на орган мышления;
- в мобилизации на борьбу со стрессором задействованы все силы организма, которые растрачиваются впустую;
- постоянное присутствие раздражающего фактора все время поддерживает организм в напряжении.
Из-за влияния адреналина на мозг человек начинает медленно думать, ему сложно сосредоточиться на решении задач, он начинает все забывать и в результате у него не получается принимать решения. А это дополнительный повод для волнений.
Периодический расход ресурсов организма ведет к утомляемости. Поскольку силы не восстанавливаются должным образом из-за того, что работник подвержен перенапряжению каждый день, быстро наступает стадия истощения, психического и физического. Влияние стресса на профессиональную деятельность выражается в следующем:
- упадок продуктивности — работник не справляется с теми объемами работы, которые прежде были ему под силу;
- он становится неспособным решать даже несложные задачи;
- нарушается дисциплина из-за постоянной усталости и нехватки сна (бессонница);
- разлад отношений с коллегами по работе;
- человек становится злым и раздражительным, нервно реагирует на малейшие замечания в свой адрес — даже если прежде был рассудителен, спокоен и вежлив;
- прогулы — человек настолько измучен, что уже не в состоянии заставить себя прийти на работу;
- крайняя реакция — нервные срывы, истерики прямо на рабочем месте, вплоть до рукоприкладства со стороны испытывающего стресс работника.
Еще одно последствие профессионального выгорания — ухудшение состояния здоровья. Как результат, работник чаще болеет, вынужден брать больничные, что тоже не влияет положительно на производительность рабочего процесса.
Механизмы накопления профессионального стресса
Состояние стресса развивается постепенно. Весь процесс растягивается на неопределенный временной промежуток. За это время психические и физические системы защиты «привыкают» улавливать соответствующие сигналы, поступающие из внешней среды. Эти сигналы для нервных клеток — как призыв к действию. Со временем организм запоминает эти сигналы и приходит в возбужденное состояние, даже если непосредственной угрозы нет.
Например, для работника стрессором является ежедневная утренняя «планерка» в кабинете начальника. Защитные системы «записывают» звук голоса начальника и каждый раз, когда человек слышит его, он начинает испытывать все симптомы стресса. В результате само нахождение на рабочем месте становится для сотрудника невыносимым.
Под влиянием стресса человек может совершать поступки, которые ни за что бы не совершил в нормальном состоянии и за которые ему потом становится стыдно.
Например, получив несправедливый выговор от своего непосредственного руководителя, работник сорвался на ни в чем не повинном напарнике. Или выполнил работу с браком, потому что не смог взять себя под контроль. В результате человек испытывает чувство вины, что еще более преумножает патологическое состояние.
Необходимость постоянного контроля над собой — еще один фактор, способствующий развитию процесса. Человек пребывает в постоянном напряжении. Высокий темп работы — один из основных стрессоров.
Постепенно влияние всех этих факторов накапливается, как снежный ком. В один момент человека накроет «лавиной», т.е. будет достигнута кульминационная стадия развития стрессового состояния.
Виды профессиональных стрессов
Здесь дана классификация, разработанная Н. В. Самоукиной. Виды профессиональных стрессов:
- Информационный. Формируется в условиях жестких временных рамок. Типичная черта — недостаточная осведомленность о ситуации, информационные данные быстро меняются.
- Эмоциональный. Развивается при наличии действительной или надуманной опасности. Это могут быть напряженные отношения с окружающими или чувство вины за плохо сделанную работу.
- Коммуникативный. Возникает, когда работа связана с постоянным общением.
- Стресс достижения. Успехи слишком малы, по сравнению с ожидаемыми.
- Стресс из-за страха совершить ошибку. Развивается у перфекционистов, или если за ошибку сотрудников строго наказывают (штрафы, лишения премии).
- Стресс конкуренции. Отношения в коллективе похожи на лошадиные бега, где главный приз — ступень в карьерной лестнице. В результате человек «загоняет» себя, как лошадь на скачках.
- Стресс успеха. Самый загадочный: после взятия профессиональной вершины наблюдается обессмысливание достигнутого и впадение в депрессию.
- Стресс на почве нехватки денег. Человек боится лишиться необходимых материальных благ.
Большие доходы — тоже повод для стресса. Человек привыкает к новому образу жизни и боится его потерять, как и свою прибыль.
Симптомы и способы преодоления стресса
Симптоматика производственного стресса делится на три вида: поведенческую, соматическую и эмоциональную. Признаки поведенческой симптоматики:
- нерешительность;
- привычка винить во всем окружающих или себя;
- злоупотребление алкоголем, частые перекуры;
- прием транквилизаторов или снотворных препаратов;
- невнимательность за рулем;
- пристрастие или отвращение к пище.
Соматическая симптоматика. Признаки:
- перебои в сердечном ритме;
- ощущения боли и сжатия в области сердца;
- проблемы с пищеварением, спазмы, диарея, острая боль в области живота;
- частые позывы к мочеиспусканию;
- ощущение «иголок» в кистях и ступнях;
- напряжение мышц, боли в спине и шейные боли;
- частые головные боли, мигрень;
- ощущение присутствия кома в горле;
- расплывчатость предметов при взгляде на них;
- высыпания на коже.
Эмоциональная симптоматика. Признаки:
- постоянная тревожность;
- скачки настроения;
- отрешенность от внешней обстановки;
- бесчувственность по отношению к другим;
- высокая раздражительность;
- постоянная усталость, сложно начать работать, тяжело сконцентрировать внимание.
Для преодоления болезненного состояния нужна помощь психолога.
Важно научиться абстрагироваться от источника стресса в рабочее время. Помогут методики релаксации, медитации, ауторегуляции дыхания. Победить рассеянность можно с помощью специальных упражнений на концентрацию.
Перед сном полезно гулять, слушать успокаивающую музыку, принимать ванну с аромамаслами и отварами трав. На ночь выпить теплого молока с медом или успокаивающий чай, сбор.
Профилактика
Негативные последствия профессионального стресса можно преодолеть, а лучше — предотвратить их появление. Это задача прежде всего руководителей. Профилактические меры по предотвращению развития профессионального стресса следующие:
- заняться организацией рабочего места каждого сотрудника;
- поддерживать дружественную и доброжелательную атмосферу в коллективе;
- детально продумывать планирование рабочей нагрузки и распорядка дня;
- своевременно выплачивать зарплату, также оплата должна быть нормальной;
- поддерживать сотрудничество между всеми членами рабочего коллектива при решении текущих вопросов вместо командного подчинения;
- поощрять неординарные решения, творческий подход.
Повышенная ответственность — недостаток, который следует устранить, распределив обязанности между всеми работниками, а не перекладывать решение всех дел на одного.
Важно взаимное уважение, понимание между начальством и подчиненными. Еще такая мелочь, как беспорядок на рабочем месте, может стать причиной стресса и низкого качества сделанной работы. Поэтому за порядком тоже следует внимательно следить каждому сотруднику.
Источник: http://eustress.ru/stress/professionalnyj-stress
Профессиональный стресс
Инструментарий
Программы обучения
Тренер и группа: секреты профессионального мастерства
Терапевтические стратегии и методы работы с актуальными семейными проблемами
Арт-терапия шедеврами искусства: музыка, литература, живопись
Скоро
- #HRM
- #оргконсультирование
- #саморегуляция
Профессиональный стресс
Профессиональный стресс — это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.
Стресс, связанный с работой, — это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% — жесткие сроки ее выполнения, 40% — ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% — на боль в области шеи и плеч, 23% — на усталость, 28% — на стресс и 33% — на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.
Еще одним феноменом, характерным для многих производств, является психическое насилие, причина которого — ухудшение межличностных отношений и организационные дисфункции. Наиболее распространенной формой такого насилия является злоупотребление властью по отношению к людям, не способным защитить себя.
Экономические потери от производственного стресса и связанных с ним проблем, с психическим здоровьем работающих оказываются достаточно высокими (около 265 млрд евро ежегодно для 15 государств Европейского союза). В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными.
Среди производственных стресс-факторов можно выделить: физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные («организационный стресс»).
В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.
Существует тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму. Психическому выгоранию в большей степени подвержены трудоголики — те, кто работает с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на постоянный рабочий процесс. СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов.
Связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания выявлена: между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и недисциплинированностью, плохими отношениями с семьей и друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.
Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день — это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Выделяют три типа медицинских сестер, которым угрожает СЭВ: 1-й — «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й — «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы; 3-й — «эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
При обследовании медицинских сестер психиатрических отделений установлено, что СЭВ проявляется у них неадекватным реагированием на пациентов и своих коллег, отсутствием эмоциональной вовлеченности, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.
Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза «напряжение»), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами.
Деятельность психотерапевта является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам. Причем последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Среди психотерапевтов и психологов-консультантов подвержены СЭВ люди с низким уровнем профессиональной защищенности (отсутствие опыта практической работы, невозможность систематического повышения квалификации и пр.). Провоцировать СЭВ могут болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).
Подвержены формированию СЭВ и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам.
Профессиональная деятельность социального работника, вне зависимости от вида исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.
Формирование СЭВ в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса, — риск, экстремальные условия, неопределенные ситуации. Вероятность возникновения СЭВ увеличивается в следующих условиях: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании; работа с «немотивированными» клиентами, постоянно противодействующими усилиям помочь им; недостаточность условий для самовыражения на работе; напряженность и конфликтность в профессиональной среде; неудовлетворенность своей профессией. Риск развития СЭВ оказывается более высоким для молодых специалистов, и объясняется это тем, что в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения.
В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.
Эмоциогенные факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы: астенизация, частые головные боли и бессонница. Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.
Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.
К категории работников, подверженных риску развития профессиональной деформации, относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Так, решение профессиональных задач требует от служащих пенитенциарных учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осужденными и коллегами. К факторам, способствующим развитию СЭВ, помимо трех основных (личностные, ролевые и организационные) относятся дополнительные, характерные для пенитенциарной службы, такие как неудовлетворенность материальных потребностей, низкий статус в профессиональной группе, снижение смысложизненных представлений и др.
Синдрому СЭВ подвержены и сотрудники правоохранительных органов, особенно те, кто постоянно находится на передовой линии борьбы с преступностью. Развитие состояния невротизации обусловлено в этой группе постоянным психологическим и физиологическим напряжением и даже перенапряжением. Здесь часто практикуется «снятие стресса» алкоголем.
Источник: http://psy.su/feed/1925/
- Как снять стресс: эффективные способы, рекомендации врачей - как снять стресс
- Лечение навязчивых мыслей - Психотерапевтическая клиника - навязчивые мысли
- Как бороться со стрессом? | - как бороться со стрессом
- Стресс и его влияние на человека, состояние его здоровья - влияние стресса на здоровье человека
- Профилактика стресса - наиболее распространенные способы - профилактика стресса
- Пройден пик продуктовой паники в Москве: Общество: Россия - паника в москве
- Стресс менеджмент - стресс менеджмент
- Коронавирус: Статистика по коронавирусу на 28; апреля: 6411 новых случаев в России, 3075; в Москве - Свободная Пресса - Коронавирус - в москве паника из за коронавируса
- Причины панических атак у женщин лечение | Все про лечение - симптомы панических атак у женщин
- Как справиться с тревогой в самоизоляции: советы психолога - как справиться с тревогой
Добавить комментарий