Психическое отражение — что такое психика в психологии
22.08.2018Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.
Психическое отражение. Особенности психического отражения
Сегодня вряд ли можно отрицать, что вместе с законами материального мира существует и так называемый тонкий план. Ментальный уровень тесно связан с энергетической структурой человека, именно поэтому у нас имеются индивидуальные чувства, мысли, желания, настроения. Вся эмоциональная сфера личности подчинена законам психики и полностью зависит от ее слаженной работы.
Человек со здоровой душевной организацией чувствует себя счастливым и быстро восстанавливает внутреннее равновесие. Он стремится к самореализации, у него достаточно сил для новых свершений и задумок. Тот, у кого недостает энергии на деятельность, которая приносила бы ему удовольствие, подчас имеет слабую психику, и его часто посещает чувство уязвимости, незащищенности перед жизнью, которая то и дело подбрасывает ему новые испытания. Уверенность в себе во многом зависит от психических процессов и эмоциональной сферы.
Психика – удивительная и загадочная система, позволяющая ему взаимодействовать с окружающей реальностью. Внутренний мир человека представляет собой чрезвычайно тонкую нематериальную субстанцию, которую нельзя измерить законами вещественного мира. Каждый человек уникален, каждый мыслит и чувствует индивидуально. Данная статья рассматривает процессы психического отражения и их связь с внутренним миром личности. Материал будет полезен всем читателям для формирования общих представлений о психике человека.
Определение
Психическое отражение – это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.
Особенности процесса
Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.
Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.
Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.
Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.
Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.
Отражая предметы и явления окружающего мира, индивид создает себе своеобразный задел на будущее: он действует для привлечения лучших и значимых условий в свою жизнь. То есть каждый из нас всегда стремится к полезному и нужному прогрессированию.
Психическое отражение, хотя и характеризуется субъективностью, индивидуальностью, но все-таки содержит набор определенных параметров для того, чтобы всякий такой процесс был правильным, завершенным и полезным.
Особенности психического отражения способствуют формированию адекватного восприятия человеком этих процессов.
Формы психического отражения
Традиционно принято выделять несколько направлений:
1. Сенсорная форма. На данном этапе происходит отражение отдельных раздражителей, связанных с органами чувств.
2. Перцептивная форма. Отображается в бессознательном стремлении личности полностью отражать систему раздражителей в целом.
3. Интеллектуальная форма. Выражается в возникновении отражения связей между предметами.
Уровни психического отражения
В современной психологической науке выделяют несколько значимых ступеней данного процесса. Все они являются необходимыми, ни одно нельзя отвергнуть или отбросить.
Сенсорно-перцептивный уровень
Первый уровень тесно связан с чувствами человека, он является основным, на котором позднее начинают строится другие. Этот этап характеризуется постоянством и трансформацией, то есть он постепенно претерпевает изменения.
Уровень представлений
Второй уровень тесно связан с воображением и творческими способностями личности. Представления возникают в голове человека тогда, когда на основе имеющихся образов в результате определенных мыслительных действий формируются новые модели окружающего мира и суждения.
Такой феномен, как творческая деятельность, безусловно, в большинстве случаев зависит от того, насколько развита у личности эмоционально-образная сфера. Если индивид обладает яркими художественными способностями, то у него будут складываться свои представления сообразно тому, как часто и быстро новые образы будут взаимодействовать с уже имеющимися.
Вербально-логический уровень
Данный уровень характеризуется наличием речемыслительного процесса. Известно, что способность человека говорить тесно связана с мышлением, а также с остальными познавательными процессами. Необходимо признать, что отражение на уровне понятий способствует развитию рационального познания. Здесь формируются уже не просто представления о каких-то явлениях или объектах, а возникают целые системы, позволяющие выстраивать предметные связи и отношения. В процессе понятийного мышления язык выступает основной знаковой системой, которая активно используется для установления и поддержания контакта между людьми.
Высшая форма психического отражения – это, безусловно, сознание человека. Именно от степени его развития, а также мотивации зависит то, сможет ли личность самостоятельно двигаться по жизни, предпринимать активные шаги по достижению своих желаний, целенаправленно действовать.
Источник: http://www.syl.ru/article/174325/new_psihicheskoe-otrajenie-osobennosti-psihicheskogo-otrajeniya
Что такое сознание в психологии, какую роль играет сознание в жизни человека?
Что такое сознание – с древних времен мыслители и врачеватели пытались понять его как феномен, имеет ли оно отношение к душе или это и есть сама душа? Умирает ли сознание вместе с человеком? На многие вопросы и сегодня нет ответов, но о сознании можно сказать, что без него нет человека мыслящего.
Сознание – определение
Сознание – высшая функция мозга, характерная лишь для людей и заключается в отражении действительности, взаимодействии с ней через мысленное построение действий в уме, предварительном просчете результатов и реализации во внешнем мире. Сознание тесно связано с речью и мышлением. Структура сознания в философии имеет больше взаимосвязь с общественным, в психологии значительное внимание уделено индивидуальному сознанию, которое возникло и выделилось из общественного.
Что такое сознание в психологии?
Что такое человеческое сознание с точки зрения психологов? Сознание в психологии это рефлексия человеком самого себя, своей деятельности и той действительности где он находится – так считал Л. Выготский. Французские психологи Хальбвакс и Дюркгейм видели сознание как плоскость с проецирующимися на ней понятиями и концептами. У. Джеймс определял сознание как хозяина психических процессов, происходящих с субъектом.
Что такое сознание в философии?
Сознание в философии это способность познавать предметы, соотноситься с ними и миром в целом. Сознание есть форма, которая не может рассматриваться самостоятельно в отрыве от мира. Человек тотально охвачен сознанием и не может выйти за его пределы, получается что, если нет сознания, то для человека нет вообще ничего. Разные течения философии по-своему трактовали сознание:
- Дуализм (Платон, Декарт) – дух (сознание) и материя (тело) две независимые, но взаимодополняющие субстанции. Тело умирает, но сознание бессмертно, и после смерти возвращается свои мир идей и форм.
- Идеализм (Дж. Беркли) – сознание первично, а объекты материального мира не существуют вне восприятия сознания.
- Материализм (Ф. Энгельс, Д. Дэвидсон) – сознание свойство высокоорганизованной материи, отражающее мир и являющееся его творцом.
- Индуизм – сознание «безмолвный высший свидетель, наблюдающий за действиями материальной природы (Практити).
- Буддизм – все есть сознание.
Сознание человека
Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:
- активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
- интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.
Функции сознания
Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:
- регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
- творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
- познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
- коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
- аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
- аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).
Уровни сознания
Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я. »:
- Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
- Рефлексивное сознание – мышление о мире, регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.
Развитие сознания
Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:
- Психика животных и предчеловека. Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
- Стадное сознание. Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
- Сознание разумного человека. Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
- Сознание человека родового общества, самосознание. Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).
Управление сознанием
Для того, чтобы управлять собой надо знать что такое сознание, какие психические процессы происходят в мозге, без этого сложно настроить себя на достижение целей, сформировать мотивацию. Какую роль играет сознание в жизни человека можно увидеть в каждой конкретной практической деятельности. Прежде чем что-то предварить в жизнь, человек простраивает это в своей голове, затем путем определенных операций, манипуляций создает это. Без направления и управления сознанием любая деятельность была бы неосуществима – в этом специфическая роль сознания.
Связь сознания и подсознания человека
Сознание и бессознательное в психологии – это пласты психики человека. Между ними есть взаимодействие, считается, что сознание – это лишь «верхушка айсберга», тогда как бессознательное – это темная, бездонная материя в которой сокрыто все, что человек чаще не осознает. С помощью психоаналитических и трансперсональных методик, гипноза, специалисты могут помочь выявить вытесненные в бессознательное старые травмы, которые негативно влияют на сегодняшнюю жизнь.
Что такое общественное сознание?
Для каждой эпохи за всю историю человечества существовали свои коллективные представления, убеждения, идеи – то, что в совокупности и представляет собой общественное сознание, которое противопоставляется индивидуальному и несет в себе аспект духовности. Общественное сознание в философии, как феномен с древних времен вызывал огромный научный интерес и мыслители определяли его также и как коллективное сознание.
Уровни общественного сознания
Возникновение и развитие сознания индивидуального напрямую связано с теми процессами, что происходят в обществе на данное время. Сознание каждого человека «объединяясь» друг с другом формируют общественное сознание. То, как люди воспринимают и взаимодействуют с окружающей действительностью определяет уровни развития сознания общества и глубинность. Философы и социологи выделяют следующие уровни общественного сознания, их четыре:
- Обыденное – характерно для всех людей планеты Земля и формируется через ежедневные практические действия. Что такое обыденное сознание? Само по себе оно стихийно, не систематизировано, основой его является повседневный житейский опыт.
- Теоретическое – действительность отражается на глубинном сущностном уровне, логически обоснованы все явления и концепции общественной жизни, на этом уровне есть понимание закономерностей развития. Носители общественного сознания: ученые, теоретики разных научных направлений. Теоретическое и обыденное сознание взаимодействуют и развиваются одно из другого.
- Общественная психология – все, что происходит в обществе, совокупность волнений, настроений, определенных традиций. Формируется в тесной связи с историческим развитием, может отличаться в разных группах или прослойках общества. Общественная психология отражает настроения людей на явления общественной жизни, национальный характер и менталитет.
- Идеология – уровень отражающий систему взглядов и установок общества, его духовность, потребности и интересы. Формируется политиками, идеологами, социологами целенаправленно.
Источник: http://womanadvice.ru/chto-takoe-soznanie-v-psihologii-kakuyu-rol-igraet-soznanie-v-zhizni-cheloveka
Проекции в психологии
Я? НЕТ, не я — ОН! Прелесть защитной Проекции.
Проекция — одна из примитивных психологических защит человека. Как и остальные психологические защиты, Проекция искажает истинную реальность, чтобы сделать (!бессознательно искажает, конечно!) жизнь более сносной. Проекция позволяет человеку жить с «закрытыми на себя и свою жизнь» глазами. Не испытывать ту боль, которую можно испытать осознанностью.Она формируется еще в детстве и, если человек не удосуживается развиваться и осознавать себя и свою жизнь, сопровождает его на всем жизненном пути.
Пример из наблюдения за детьми:
Новенький мальчик пришел во двор и идет играть с детьми в песочницу.
Сел в песочницу. Сгреб под себя все игрушки и, всем вокруг ,на посягательства ответил «Не дам».
Мама, женщина очень ухоженная и спокойная, наблюдает за этим с каменным лицом.
Мальчику стало скучно и он начал отбирать у других детей игрушки. До этого остальные дети весело играли и менялись друг с другом игрушками. Дети ему игрушки не дали. Мальчик в слезы и к маме «Мама, там дети все злые, ничего мне на дают!! Жадины»
Мама, со словами «Я ж тебе говорила, ничего здесь делать, здесь живут одни враждебные, невоспитанные отбросы!», утащила мальчика домой.
Домашнее задание. Ответьте на вопросы: Что произошло в песочнице? Что было важно для мамы? Какими качествами обладают мама и мальчик? К чему приведет такое поведение?
Человеку очень важно знать, в глубине души, что он умный, принимаемый обществом, красивый, успешный и молодой. Важно то, что в его окружении с детства считалось ценностями. Для кого это это красота и молодость, для кого-то социальная успешность, для кого-то доброта, для кого-то порядочность.
И вот незадача, практически каждый человек в своей жизни может и постоянно сталкивается с ситуациями, когда он не соответствует своему или навязанному обществом и культурой идеалу.
Пример из жизни взрослых:
Две подруги за разговором обсуждают свои семейные проблемы.
Одна из подруг , Людмила, говорит: «Представляешь, какая у меня подлая и лживая свекровь. Она меня просто ненавидит и точно хочет, чтобы мы с Сергеем развелись. Ревнует что-ли. Приезжаем к ним в гости, а она носится вокруг нас, такая вся милая, улыбчивая. Постоянно всем помогает, постоянно рада нас видеть. И со мной так фальшиво и заботливо щебечет, какая я замечательная жена и мама. А потом , небось, со своими бабаками меня обсуждает, какая я плохая жена.Прям противно.»
«Да, — отвечает ей Светлана, «Тяжело тебе, представляю. И как ты себя с ней ведешь?»
«Ну как, я же воспитанный человек, и мужа жалко… Улыбаюсь ей, терплю, комплименты ей говорю и об ее огурцах долбанных и помидорах разговариваю»
«Да, ты прям молодец, какая же ты добрая. Если бы не твоя порядочность… Пойдем выпьем вечерком без мужей, чтоб поскучали. А то на шею сядут» — поддерживает ее Светлана.
Домашнее задание: Какими качествами характера обладают подруги? Что на самом деле происходит в душе у свекрови, Светланы и Людмилы?
Взрослый и зрелый человек понимает, что совершенства не бывает, что ошибки — это норма человеческой жизни
Проекция — это тенденция сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека. Проекция — любимая защита (конечно неосознаваемая) у людей, которые живут в жизненной стратегии Жертвы (аутсайдера). Вокруг них всегда есть люди, обстоятельства и события, которые их расстраивают , и от них не зависят.
Еще пример и поговорим о выходах: 🙂
Женщина 45 лет подходит с утра к зеркалу. На несколько секунд у нее в голове мелькают наброски мыслей: Морщины, живот толстый, лицо уставшее..
Она говорит себе бодро: «Какая я красотка! Кому ж я достанусь» и идет на работу.
В обед ,с коллегой бухгалтером из соседнего отдела, женщиной 39 лет лет, сильно располневшей и уставшей от жизни, — Беседуют в кафе.
И все темы их обсуждений в течение часа:
«Ой, а ты видела как Светка разожралась?
-Да, сдают бабы, еще красоткой себя считает.
— А я была на встрече выпускников неделю назад, такие все старые…особенно Женщины.
Домашнее Задание: Предлагаю вам на примерах попробовать разобрать суть и понять, что герои историй скрывают от самих себя?
1. Проанализируйте разговоры окружающих вас людей и попробуйте увидеть Проекции.
2. Начните себя ловить на Проекциях в мыслях, чувствах и интерпритациях событий.
3. Старайтесь в каждой ситуации, когда возникает проекция и вы ее отследили, проработать по Технике «Позиции Восприятия»
4. Какие проблемы скрывала от вас Проекция? Берите и работайте над собой и своей жизнью.
Осознанности вам и личностного Роста. Живите настоящую, а не самообманную ,иллюзорную жизнь, так, ПРАВДА, интереснее!
Коуч. Психолог. Лилия Левицкая.
Проекция (психология)
Смотреть что такое «Проекция (психология)» в других словарях:
Проекция — (лат. projectio бросание вперёд): В Викисловаре есть статья «проекция» … Википедия
проекция — Классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем (Смотри также: профлексия, дефлексия и ретрофлексия). Краткий толко … Большая психологическая энциклопедия
психология я — ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
ПСИХОЛОГИЯ Я (ЭГОПСИХОЛОГИЯ) — – одно из направлений психоаналитической психологии, ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека. Психология Я характеризуется смещением акцента… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Аналитическая психология — Аналитическая психология одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг . Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его… … Википедия
Идентификация (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия
Перенос (психология) — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • … Википедия
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Это одно из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Юнг (Jung С. G., 1875 1961). Родился Юнг в семье пастора швейцарской реформаторской… … Психотерапевтическая энциклопедия
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — совокупное обозначение различных направлений в совр. психологии, для которых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов психики как целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р. Вудвортсом для… … Философская энциклопедия
Проекция в психологии
Мир человеческих отношений сложен и, к сожалению, не всегда приносит нам радость. Нередки моменты, которые вызывают обиду и горечь, раздражение или разочарование. Это тяжелые чувства, от которых хотелось бы избавиться, и человек неосознанно научился защищать свою психику от чрезмерных перегрузок и негатива. Первым механизмы психологической защиты изучил и описал З. Фрейд, определив, что одним из наиболее древних и примитивных механизмов является проекция.
Что такое проекция?
Знаете, как работает проектор?
Он переносит изображение с фотопленки на экран. Также и человек нередко переносит, проецирует свои чувства, мысли, желания на других. Чаще всего это неприятные мысли и желания. Стыд и чувство вины – тяжелые переживания, и человек стремится избавиться от них, чтобы не травмировать свою психику. Причем не просто выносит свои грехи и темные помыслы из своего сознания, а наделяет ими других людей. Так ему проще – не нужно обвинять себя, ведь другие ничем не лучше, а даже и хуже.
Так, наиболее ревнивыми всегда бывают мужья, которые сами не прочь изменить жене. Но раз у них подобные мысли и желания возникают, то у женщины они тоже должны быть? И в этом есть своя, хоть и извращенная, логика. А жена, обвиняющая мужа в лишних тратах на «его прихоти и игрушки», сама не слишком экономна. Ей же так хочется эти туфли или блузку, но муж нисколько ее не лучше. А осуждая своих соседей или коллег, мы вспоминаем прежде всего те неприятные качества, которые присущи нам самим.
Вы скажете: это плохо, и я так никогда не делаю. Нет, не тешьте себя иллюзиями, все так делают, и вы тоже.
Как это работает
Защитный механизм проекции присущ всем людям и формируется в самом раннем детстве. Он рождается из запретов, которые диктует нам социум. В процессе воспитания складываются и закрепляются в сознании представления о плохом и хорошем, о дозволенном и недопустимом. Ребенок очень рано начинает понимать, что проявлять агрессию, обижать слабых, оскорблять других людей, отбирать игрушки – это плохо. Чем старше становится человек, тем больше запретов диктует ему общество. Они создают условия для негативных переживаний, ведь даже желать запретное – это плохо, недопустимо. И человек стремится защититься от этих неприятных эмоций, выйти из внутреннего конфликта между желаемым и допустимым. Вот и возникает известная всем реакция: «Ты сам(а), виноват(а)!»
Проекция – один из древнейших видов психологической защиты, и механизм ее прост. Он всегда работает по следующей схеме:
- Индивид ощущает дискомфорт, стыд, раздражение, причиной которых являются запретные желания и его неправильное, с точки зрения социальных норм, поведение.
- Стремясь избавиться от негативных эмоций, человек выносит неприемлемые желания и побуждения за пределы своего сознания.
- Приписывает эти побуждения другим людям, чтобы не было самому так стыдно, ведь «все такие, все так делают».
Проекция и эмпатия
Проекция связана не только с постыдными мыслями и асоциальными желаниями. Процесс переноса эмоциональных состояний лежит в основе такого важного социально-психологического явления, как эмпатия.
Под эмпатией в психологии понимается способность человека переживать те же чувства, что и его партнер. Это сострадание, сочувствие, которое основано на личном эмоциональном опыте. Именно этот опыт индивид и переносит на других людей, представляя, что они должны чувствовать в знакомой ему ситуации. Поэтому страдания или радость другого может понять только тот, кто сам страдал и радовался.
Без способности проецировать свой эмоциональный опыт невозможно взаимопонимание. Хотя не всегда проекция отражает объективное состояние дел. Мы можем сопереживать человеку, думать, как ему плохо, ведь в схожей ситуации нам было очень тяжело. Но это не значит, что тот человек действительно страдает. Люди-то разные, и обстоятельства, в которых они оказываются, тоже разные. Но чем более эмоционально близки индивиды, тем более точно они понимают состояние друг друга.
Источник: http://triumph-strategy.ru/proektsii-v-psihologii/
Что такое психика в психологии
ПСИТЕХ.ЖУРНАЛ – научно-популярный журнал о психологии, расскажет обо всём, что связанно с психологией и областях её применения, личностном росте и саморазвитии. Личностная и групповая психология, практическая и теоретическая психология, психология в экономике и политике, статьи, видео, новости и факты из мира психологии, и многое-многое другое.
- Новое
- Избранное
- Календарь
- Архив
- Карта публикаций
- Заметки
- Статьи
- Новости
- Ответы
- Подборки
- Цитаты
- Психология и личность
- Общество и политика
- Философия и размышления
- Религия и непознанное
- Физиология и здоровье
- Искусство и творчество
- Экономика и бизнес
- Исследования и наука
- Технология и техника
- Информация и информатика
Категории содержат статьи, заметки и другие материалы по психологии: личностная и групповая психология, психология масс и групп, психология в политике и бизнесе, художественные произведения с психологической тематикой, исследования в области психологи и многое другое.
- Авторы
- Команды
Психика
Для решения каких проблем используют метод регрессивной терапии?
Это может случиться с каждым из нас. Представьте, что есть такой метод, с помощью которого вы сможете изменить свою жизнь, свое состояние, свои эмоции, свою психологическую стабильность. В этой статье я расскажу про самые популярные запросы, с которыми обращаются клиенты в регрессивной терапии.
Фебрильная шизофрения: когда тело ярко реагирует на психику
Часто люди разделяют психику и тело. Даже несмотря на то, что многие говорят про психосоматику, людям до сих пор сложно поверить в то, насколько тесно связаны психическое здоровье и физическое.
Психология имиджа человека и принципы его формирования
Времена меняются, меняются и приоритеты. То, что было важно еще вчера, уже не актуально сегодня. На сегодняшний день все большее внимание уделяется имиджу человека, даже в топовых вакансиях обязательным условием является имидж и безупречная репутация. У каждого человека уже есть имидж, знает он об этом или нет. Что такое имидж и с чего начать? Поговорим в этой статье.
Консультация психолога: в гостях у своей души
К счастью, люди стали уделять себе больше внимания в психологическом плане. Стали учиться чувствовать свои эмоции, разбираться с проблемами, а не забрасывать их в долгий ящик. Одним из способов решить проблему стал поход к психологу.
Перфекционизм. Что такое, как обнаружить и обезвредить
Убеждение в том, что все должно быть идеально, и несовершенствое не имеет право на существование. Где грань между совершенством и несовершенством? Кто придумал это разделение? Есть ли смысл в перфекционизме и откуда он берется, поговорим в этой статье.
Пограничное расстройство личности: раздробленный мир «пограничника»
Жизнь навзрыд. Это состояние можно назвать так. Каждая эмоция натянута, каждое состояние максимально. Но это не просто повышенная эмоциональность, это не высокая чувствительность. Это пограничное расстройство личности.
Созависимость: есть ли шансы излечиться?
Кто-то однажды пошутил, что вы узнаете о том, что вы зависимый человек тогда, когда в процессе умирания перед вами промелькнет не ваша собственная, а чья-то чужая жизнь. Характеристики созависимости отражают внешний взгляд на жизнь, когда вы ожидаете, что кто-то другой направит вашу жизнь в нужное русло. Что включает в себя лечение созависимости? А так же кое-что про симптоматику и причины созависимости. Что сам от себя скрывает созависимый человек? И по какому принципу строят взаимоотношения? Узнаете в моей новой публикации.
Что такое регрессивная терапия?
Можно много гадать на тему того, что такое регрессивная терапия, а можно один раз попробовать и оценить эффект от этого метода. Одни считают этот метод научной фантастикой, а другие добиваются необходимых изменений в жизни в короткие сроки. В этой статье мы поговорим о том, что такое регрессивная терапия и какие проблемы можно решить с ее помощью.
«Это был не я!» или диссоциативное расстройство идентичности
Билли Миллиган стал известен в широких кругах благодаря фильму «Сплит». Именно через главного героя зрители познакомились с таким сложным диагнозом как диссоциативное расстройство идентичности.
Депрессия у женщин. Профилактика и признаки проявления
Женская депрессия встречается намного чаще, чем мужская. Женщины более эмоциональны, чем мужчины. Женщины более остро переносят стрессовые ситуации и травматические события, позволяя своим эмоциям и чувствам захватить контроль над разумом. Состояние депрессии невозможно контролировать силой воли. В этой статье мы поговорим о депрессии и о том, что с ней делать.
Что такое сексуальная зависимость
Во все времена быть обольстительным приравнивалось к достижению, на таких людей равнялись, старались быть похожими. В романах часто описывают любовные похождения героев. Женщины и мужчины сходят сума от ловеласов и куртизанок. Так что же это, эталон для подражания или психическое расстройство?
Зачем нужны личные границы?
В течение всей жизни, мы встречаем разных людей, вступаем в отношения, и порой создаётся ощущение, что в них что-то не то… Порой близость слишком внезапная, к которой мы не готовы, либо, наоборот, большое расстояние. Вроде хочется это расстояние начать регулировать, но как – не понятно, ведь причина не ясна. Но ждать, когда всё само изменится, слишком рискованно. Речь пойдёт о личностных границах, зачем они нужны и с чего важно начать, чтобы улучшить свою жизнь? Об этом в моей новой публикации.
Главное
- Лента
- Разделы
- Категории
- Темы
- Авторы
- Сообщество
Разделы
- Статьи
- Заметки
- Подборки
- Ответы
- Новости
- Цитаты
Категории
- Психология и личность
- Общество и политика
- Философия и размышления
- Религия и непознанное
- Физиология и здоровье
- Искусство и творчество
- Экономика и бизнес
- Исследования и наука
- Технология и техника
- Информация и информатика
Дополнительно
- Преимущества регистрации
- Стать автором
- Предложить тему или задать вопрос
- Социальные сети
- Поиск
- Обратная связь
- Пригласите друзей
Порталы
- Пситех
- Пситех.Советник
ПСИТЕХ.ЖУРНАЛ – это научно-популярный журнал о психологии и всех областях, в которых она имеет значение, личностном росте и саморазвитии. Присоединяйтесь к читателям журнала, найдите ответы на свои вопросы, узнайте много нового о себе и окружающих людях, и решите задачи, стоящие перед Вами.
Права на тексты материалов принадлежат компании «Пситех» и авторам, сотрудничающим с компанией «Пситех». Размещение текстов в полном или частичном виде возможно только с указанием авторства публикации и при наличии активной ссылки на источник текста на сайте Пситех.Журнала (этот сайт).
Источник: http://journal.psiteh.com/temy/psikhika
«Психология и педагогика»
«Психология и педагогика»
- Что такое психика и обоснуйте ее рефлекторный характер.
Пси́хика (от др.-греч. <, ψυχή >«дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.
Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).
Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.
Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.
В 1863 г. И.М. Сеченов делает свое выдающееся открытие — устанавливает наличие в головном мозге особых центров, угнетающих спинномозговые рефлексы. Это открытие принесло ему мировую известность. В этом же году И.М. Сеченов опубликовал свое гениальное произведение «Рефлексы головного мозга» или по первоначальному названию ”Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы”.
Как для любого защитного рефлекса (например, отдергивание руки при уколе, закрывание века попадании пылинки) необходимо воздействие внешней среды, так и для возникновения произвольного движения или мысли, душевного порыва или чувства необходимо воздействие материальных раздражителей окружающего нас мира. Существование в головном мозгу механизмов центрального торможения и памяти позволяет отодвинуть завершение рефлекса — мышечное воздействие — любой период времени (рефлексы с угнетенным концом, созерцательная деятельность). В то же время суммация раздражений может привести к возникновению рефлексов с усиленным концом — эмоциональных проявлений. Но во всех случаях причиной самой сложной, каюсь бы произвольной, психической реакции является воздействие внешней среды — реальные, материальные детерминанты (определители) любого психического процесса Основы сенсорной физиологии.
- ^ Сущность сознания человека.
Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.
С глубокой древности философы и мыслители напряженно искали разгадку сознания. На протяжении многих веков ведутся споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Для познания окружающего мира необходимо его осознание, с этим положением вряд ли кто станет сейчас спорить. Без сознания — написав эти слова, я сразу представила себя в подобном состоянии, когда я теряю сознание от духоты, а, очнувшись после этого, не сразу могу разобраться в произошедшем и окружающем.
Без сознания не может быть никакого внимания, памяти, мышления, жизнь продолжается, но это жизнь чисто физическая, даже не жизнь животного, а возможно и растения. Это жизнь, о которой можно сказать, что ее скорее нет, чем она есть.
В сознании задействованы все психические процессы, состояния и свойства человека, сознание — это единство всех форм познания и переживаний человека и его отношение к осознанному. Рассмотрение внимания в когнитивной психологии без учета сознания, влияющего на психические процессы просто невозможно.
Современный психолог И. Тульвинг изучил и представил теоретические основы сознания:
Аноэтичное сознание (процедурная память) — это состояние, когда мы не сознаем ничего, но регистрируем сигналы окружающей среды и реагируем на них.
Ноэтичное сознание (семантическая память) — это состояние, когда мы сознаем что-то, не входящее в имеющееся окружение, как бы символическое сознание.
Автоноэтичное сознание (эпизодическая память) — это то, что мы знаем о себе самом, память о событиях личной жизни.
Ранее изучением сознания занимались философы и психоаналитики, Тульвинг же научно обосновал свою классификацию и экспериментально подтвердил ее.
В чем же состоит тайна феномена сознания? Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества, итог развития бесконечной череды поколений людей. Прежде чем понять его сущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместе с эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека, без этого появление человеческого сознания стало бы вряд ли возможным.
Вначале у живых организмов появилась первоначальная основа психики — отражение. Отражение воспроизводит признаки, свойства и отношения отражаемого объекта. Живой организм обладает раздражимостью и чувствительностью, специфическими свойствами отражения.
Отражение является информационным взаимодействием, одно оставляет о себе память в другом. Информацией для живого организма является все, с чем этот организм взаимодействует.
Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем — все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит» обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.
- ^ Психология как наука. Объект, предмет, категории и задачи психологической науки.
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Психология – наука, изучающая мир субъективных (душевных) явлений и состояний, осознаваемых или неосознаваемых человеком.
Психология – наука, изучающая законы психической деятельности человека или группы людей.
Объектом изучения психологии является личность или группа людей.
Предмет психологии – психика индивида или психология группы.
Изучает отдельные факты психической деятельности человека, раскрывает механизмы основы психических процессов, психические явления.
Ѱ’ – психлогические процессы
Ѱ – психические процессы
Ѱ познавательные процессы:
Эмоционально-волевая чувствительность:
- чувства
- эмоции
- воля
Ѱ свойства:
- направленность личности
- способности
- характер
- темперамент
Ѱ состояния:
- баланс, связанный с эмоционально-волевой чувственностью
Ѱ образования:
- знания
- умения
- навыки
- Основные методы психологии.
Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:
В зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
В зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;
В зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;
В зависимости от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
В зависимости от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
В зависимости от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
В зависимости от упорядоченности организации наблюдения: стандартизированное и свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее разработанной схеме. Свободное наблюдение не имеет заданной программы и четких параметров.
В психологических исследованиях широко используется гакже самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.
- ^ Психические процессы: сущность, механизм и закономерности.
Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства.
Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
- ^ Сущность, особенности и характеристика ощущений и восприятий.
Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).
В советско-российской психологической школе принято считать «ощущение» и «чувство» синонимами, однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность.
Разделение ощущений по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприорецептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.
Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.
К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).
В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.
- ^ Представления и воображение как психические процессы.
Представле́ние — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).
Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации.
Представление – процесс воссоздания или воспроизведения образа тех объектов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Функции представления:
- Сигнальная (поступает информация);
- Регулирующая (отражение во времени);
- Настроечная (ориентация деятельности, в зависимости от условий окружающей среды)
Общее представление характеристики:
- Наглядность;
- Фрагментарность;
- Неустойчивость;
- Непостоянство;
- Обобщенность образов;
- Анализаторы;
- По степени волевого усилия;
- Длительность.
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.
Воображение – это процесс воссоздания новых представлений на основе имеющегося опыта.
Виды воображения:
- Мечта – образ желаемого будущего;
- Фантазия – вымысел из элементов жизни.
Типы воображения:
- По степени волевого усилия
- Преднамеренное воображение – творческие и воссоздающее воображение;
- Непреднамеренные – сны, грезы, подсознательные явления;
- По степени активности:
- Активное
- Пассивное
- Внимание: сущность, виды, свойства.
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.
Внимание – избирательная направленность сознания на определенные объекты и предметы окружающей действительности.
Виды внимания:
- Произвольное внимание – внимание, которое связано с некоторым волевым усилием;
- Непроизвольное;
- Послепроизвольное внимание – внимание начинающееся с волевого усилия, продолжающееся без волевого усилия, связанное с интересом.
Факторы, способствующие привлечения внимания:
- Характер раздражения – сила раздражителя;
- Новизна;
- Контраст;
- Структурная организация деятельности;
- Отношение раздражителя к потребностям.
Свойства внимания:
- Концентрация (способность сосредоточиться на главном);
- Распределение внимания (способность одновременно распределять внимание на множество предметов);
- Переключение (переход от одного вида деятельности к другой);
- Устойчивость (длительность восприятия на одном объекте);
- Объем (способность одновременно воспринимать определенное количество предметов и явлений 7±2);
- Отвлекаемость (объясняется потерей интереса и прекращением волевого усилия, усталость, сонливость, плохое самочувствие).
- ^ Мышление: сущность, формы, виды и особенности.
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.
Мышление – высший познавательный психический процесс, процесс выделения сложных связей и отношений между объектами и предметами окружающей действительности.
Особенности мышления:
- Обобщенное отражение и опосредованное познание действительности;
- Решение конкретной задачи;
- Связь с речью.
Характеристика мышления:
- По форме мышления – понятия, суждения, умозаключения;
- Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация;
Способы мышления;
- Индуктивный (от частного к общему)
- Дедуктивный ( от общего к частному)
Виды протекания:
- Наглядно-действенное (характерно для детей);
- Наглядно-образное (дети старшего возраста, взрослые);
- Абстрактно-логическая (умение абстрогировать и делать логические суждения)
По характеру:
- Теоретические
- Практические
По степени развернутости:
- Интуитивное
- Дискурсивное
По степене новизны:
- Продуктивное
- Репродуктивное
- Память как психический познавательный процесс.
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память – это процесс запечатления сохранения и последующего узнавания и воспроизведения информации.
Основные процессы памяти:
^ Восприятие и осмысление | Запоминание | Забывание | Воспроизведение |
Классификация основных видов памяти:
- По характеру психической активности: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая;
- По характеру целей деятельности: произвольная и непроизвольная;
- По продолжительности сохранения материала: долговременная (повторение – мать учения), кратковременная (ситуативная), оперативная (работа с цифровым, точным материалом).
- ^ Речь: функции, виды, пути развития.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Речь – это процесс индивидуального использование языка в целях коммуникации (как органа и как кодового значения единицы слова).
Функции речи:
- Речь в общении;
- Речь в мышлении
Характеристика речи:
- Содержательность;
- Понятность
Особенности речи:
- Выразительность;
- Действенность;
Виды речи:
- Речь внешняя;
- Речь внутренняя;
- Устная;
- Письменная;
- Диалогическая;
- Монологическая;
- Аффективная — нет никакого четкого замысла, очень проста, связанна со словами-паразитами.
- Чувства и эмоции как одна из форм переживаний человека.
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.
Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.
Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.
Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязана такое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.
Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них.
Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей
Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-320788.html
- Основные школы психоанализа - школа психоанализа
- 29 советов легендарного Михаила Лабковского о любви, браке, детях и смысле жизни; MAKATAKA - психолог лабковский советы счастливого брака
- Психология википедия - психолог википедия
- Психолог, психотерапевт или психиатр – кого выбрать? - психолог или психотерапевт кого выбрать
- Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии () - что такое психика в биологии
- В чем разница между психиатром,психотерапевтом, психологом и коучем: evalinger — ЖЖ - в чем разница между психиатром и психотерапевтом
- Зачем нужен психолог? - зачем нужен психолог
- Кто такой психолог: нужны ли нам психологи и зачем? Советы как выбрать психолога - психолог кто такой
- 7 уроков о том как перестать нервничать - не психуй
- Психолог Михаил Лабковский: биография, семья, книги - психолог михаил лабковский
Добавить комментарий