Психоанализ: что это такое, ключевые постулаты и базовые идеи — психоанализ личности

23.08.2018

Известными критиками психоаналитической теории считают В. Набокова, Пьера Жане, Эриха Фромма, В. Лейбина, Л. Стивенсона, Г. Айзенка. Психологическое направление бихевиоризма вообще признает психоанализ лженаукой, а некоторые критики коверкают фамилию ученого, называют его «Fraud»-«Мошенник» (перевод с англ.).

Что такое психоанализ Фрейда и чем он отличается от психотерапии?

психоанализ личности

Как иронизируют ученые, Фрейд был на 50% прав и на 100% неправ. И действительно, в публикациях, кинофильмах, книгах о нем высказывают противоположные мнения, а психоанализ вообще называют лженаукой. Но при всем этом Фрейд был и остается центральной фигурой современной психотерапии. Мировая психология уже почти 100 лет ссылается на этого великого человека. А мы ежедневно употребляем связанные с его теорией слова: фаллический символ, Эдипов комплекс или «оговорочка по Фрейду».

В статье рассказываем о предыстории и истории психоанализа, его ключевых постулатах, этажах личности и о том, почему Фрейда называют гениальным пиарщиком.

Что такое психоанализ?

Психоанализ — это основанная Зигмундом Фрейдом метапсихологическая теория, объединяющая несколько психотерапевтических школ и направлений. Базовые постулаты психоанализа сформировались в конце XIX века на границе практической медицины, психологической теории и ее практического применения. Сегодня термин «психоанализ» употребляется в тройственном смысле:

По Фрейду воспоминания о событиях раннего детства (особенно неприятных) прячутся глубоко-глубоко в нас. Мы не можем их вспомнить, но и забыть тоже не можем. Вытесненные события никогда не оставляют в покое, они ограничивают, отравляют жизнь, портят отношения, вызывают болезненные симптомы. Фрейд не просто выяснил причины повторяющихся психических проблем, но придумал метод, который помогает распутать клубок мучительных детских тайн и разобраться с «призраками» прошлого. И назвал этот метод психоанализом.

Ключевые постулаты психоанализа:

  1. Человек не есть полноправный хозяин своего ума – мысли, опыт, познание, мышление во многом предопределяются внутренними и иррациональными процессами, неподвластными сознанию.
  2. Как только человек пытается осознать эти влечения, психика включает защитные механизмы отрицания, переноса, вытеснения, проекции, рационализации.
  3. Конфликты между сознательным и бессознательным восприятием реальности способны спровоцировать психоэмоциональные нарушения, неврозы, депрессии, фобии, сексуальные отклонения и расстройства (фригидность или импотенция, например).
  4. Сознательные и бессознательные желания, страхи, влечения напрямую воздействуют на наши сновидения.
  5. Индивидуальное развитие предопределяется не только структурой личности, но и событиями раннего детства.
  6. Все пять фаз психосексуального развития оставляют свой отпечаток в виде болезненных переживаний, установок, черт характера, ценностей.

Психоанализ Фрейда стал первой в современной психологии системой, которая рассматривала не отдельные аспекты проблемы человека, а человека как целостную личность. Психоаналитический метод не гарантирует исцеления или исправления ситуации, но помогает:

В XXI веке Зигмунд Фрейд признается одним из наиболее упоминаемых психоаналитиков, а психоанализ вызывает к себе всеобщий интерес. Причем одинаковый интерес в виде психотерапевтического опыта и в виде критики большинства постулатов.

Критика теории Фрейда.

Академическая психология в XXI веке предпочитает не упоминать Фрейда в качестве надежного источника. Объясняется это тем, что весь психоанализ, по сути, построен на десятке клинических случаев из практики Фрейда. Но это не главное. Вот основные поводы для критики:

Известными критиками психоаналитической теории считают В. Набокова, Пьера Жане, Эриха Фромма, В. Лейбина, Л. Стивенсона, Г. Айзенка. Психологическое направление бихевиоризма вообще признает психоанализ лженаукой, а некоторые критики коверкают фамилию ученого, называют его «Fraud»-«Мошенник» (перевод с англ.).

Однако психоаналитическое направление в психологии сегодня считается самым мощным. Фрейд основал его и оставил после себя 24 тома научных работ. Его вклад в психологическую науку трудно переоценить. Недаром ведь А. Эйнштейн называл его «Коперником бессознательного».

Предыстория психоаналитической теории.

Главным «пиар-ходом» Фрейда считают его авторство в открытии бессознательного. Но о том, что сознание не единолично «управляет» психикой, говорили еще ученые Античности. Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий целитель Гиппократ, наблюдая за эпилепсией, предположил присутствие внесознательной системы управления. В XI веке арабский ученый Аль-Хасан при изучении визуальных иллюзий описал умственную деятельность, которая не осознается человеком. Эти теории стали базой психоанализа.

Начиная с раннехристианского периода, темы женской сексуальности, полового влечения, самоудовлетворения, сексуального воспитания замалчивались или изучались в рамках патологии. К концу XIX века религия перестала «успокаивать», а проблема невротичности и сексуальности стали захватывать мир. В это же время европейские психиатры стали активно публиковать работы о сексуальных аномалиях. Сама категория «секс» стала принципиально новой, поскольку с точки зрения религии все желания удовольствия сводились к грехам плоти. Иногда доходило до абсурда. К примеру, в светских салонах драпировались канделябры, ножки роялей – любые предметы, отдаленно напоминающие фаллические символы.

Фрейд не был новатором в теме исследования сексуальности или теории о бессознательном. Свои познания он почерпнул из трудов французского психиатра Пьера Жане, своего научного наставника – знаменитого невропатолога Ж. Шарко. Другими источниками для фрейдовской теории стали «учение о монадах» Вильгельма Лейбница эволюционное учение Дарвина, биоэнергетический закон Геккеля, теория сновидений К. Каруса.

Действительно, открытие психоанализа не было результатом исследований одного только Зигмунда Фрейда. Но в своих открытиях он пошел дальше своих учителей. Новаторской стала сама психоаналитическая теория. На ее основе были построены психодрамма, НЛП, транзактный анализ и другие направления, которые признают главенство бессознательного.

Фрейд разработал основные термины психоанализа и описал:

Известными последователями фрейдистских идей признаны австрийский врач Й. Брейер, австро-американский психоаналитик Т. Райк, американский психоаналитик Карен Хорни. Позже от психоаналитической базы «отпочковались» теория о «чувстве неполноценности» А. Адлера, «аффективные расстройства» В. Штекеля, аналитическая психология К. Юнга.

Революционная и скандальная для того времени теория Фрейда до сих пор влияет на развитие науки, подвергается критике, провоцирует новые разоблачения, вызывает споры и обсуждения. Ученого можно критиковать или восхищаться, но не уважать его вклад в науку невозможно.

Базовые идеи психоанализа.

Главная идея психоанализа базируется на утверждении: в психической природе человека не бывает случайностей или непоследовательностей, а любые события прошлого влияют на будущее. Отсюда утверждение о том, что основная причина неврозов или личностных расстройств взрослого человека – это бессознательные детские фантазии или забытые события детства.

Исходя из теории взаимосвязи прошлого и настоящего, Фрейд разделял психику на три области.

Три в одном: Ид, Эго, Супер-Эго

По фрейдовской теории личность человека – это взаимодействие трех психических инстанций:

Ид (в переводе с латыни – «Оно»): совокупность желаний и влечений, подпитывающих энергией любые действия. Это архаичная структура психики, подконтрольная базовым инстинктам (основные – агрессия и секс) и базовым рефлексам. Иррациональное Ид подчиняется «принципу удовольствия» и стремится получить максимальный кайф из каждого момента. Однако, если бы человеком управляло бы только Оно, он ничем бы не отличался от животных. Поэтому в период взросления и взаимодействия ребенка с окружающим миром формируется вторая структура личности – Эго.

Эго (в переводе с латыни – «Я»): рациональный посредник между «хочу» и «надо». Это сознательный психический мир человека, который защищает от вредного влияния извне и оттормаживает инстинкты, чтобы отвечать требованиям социума. Эго планирует, рассуждает, оценивает, запоминает, реагирует на физическое и социальное воздействие. То есть сознательная жизнь протекает именно в Эго. В отличие от природы Ид, Эго пытается отсрочить свои глубинные порывы до тех пор, пока не найдет подходящую возможность для разрядки. Эго по мнению Фрейда стремится к удовольствию. Но избегает неудовольствия.

Супер-Эго (в переводе с латыни – «сверх-Я»): внутренний ограничитель, не дающий желаниям проявиться напрямую. Это судья, цензор, хранилище моральных установок и системы ценностей, которые совместимы с общепринятыми нормами – «филиал» общественной морали в голове человека. Супер-Эго отсутствует в только что родившемся организме, но проявляется в момент, когда ребенок начинает отличать хорошее от плохого. Это двойственная структура, разделенная на Совесть и Эго-Идеал. Совесть формируется во время воспитания и связана с неодобрением всего, что принято считать «непослушанием». Эго-идеал связан с гордостью или самоуважением, поскольку формируется из одобрения и высоких оценок значимых людей.

Такая многослойность психики делит психоанализ на два проблемно-теоретических направления. Первое связано с медицинской терапией неврозов, личностных расстройств. Во время клинического психоанализа добываются основные познания о больной или здоровой психике. Второе направление формируется на основе практического опыта, применяется в повседневной психотерапии и взаимодействует с другими терапевтическими теориями: когнитивной психологией, гештальттерапией, рефлексотерапией, телесной терапией.

Либидо, сексуальность и агрессия: основные мотивы наших действий.

Сексуальность и агрессия издавна путешествовали из сказки в сказку под видом богинь, богов, королев, рыцарей, драконов, богатырей и красавиц. Но в научной теории они появились относительно недавно. Согласно идеям Фрейда человеком движут именно инстинкты:

Либидо (влечение, желание). Базовое психоаналитическое понятие первоначально использовалось как синоним неосознанного сексуального побуждения. Перенаправленная (сублимированная) энергия сексуальности может трансформироваться в полезную деятельность, а подавленная способна спровоцировать патологические изменения психики.

Агрессия (или инстинкт смерти). Проблема агрессивного поведения интересовала Фрейда меньше. Но подавленная агрессия подобно подавленной сексуальности способна вызвать тревожность, невротические заболевания, личностные расстройства.

Механизмы самозащиты.

Психологическая защита – это механизмы самообмана, которые помогают нам «прятать» нежелательные воспоминания, уменьшать травматичные переживания, не осознавать собственные желания, которые противоречат нашему мнению о самих себе. К ним относятся:

Психоанализ и психотерапия: в чем разница?

Психоанализ не является синонимом психотерапии. Это разные понятия. Более того, сторонники психоанализа называют его отдельной дисциплиной, не имеющей никакого отношения к психотерапии или психологии. А среди сходных дисциплин называют литературу, лингвистику, кибернетику, медиа.

Отец-основатель психоанализа подчеркивал его исследовательско-теоретическую природу. Позднее внутри этой теории образовалось несколько психотерапевтических школ и направлений. Но главная цель психоанализа не изменилась. Он дает возможность пациенту исследовать свою психику через погружение в бессознательное, открыть для себя внутренний мир.

Девять фактов о психоанализе:

  1. Сеанс психоанализа – таинство, в котором участвуют только клиент и психоаналитик.
  2. Личность психоаналитика – один из главных инструментов в психоаналитической работе. Он должен вызывать полное доверие у пациента, чтобы совместно переживать самые потаенные конфликты и трагедии.
  3. Положение пациента лежа на кушетке – еще одно отличие психоанализа от других методов психотерапии, где пациент и психолог располагаются лицом друг к другу.
  4. Психоанализ отличается личностной ориентированностью. В центре исследования находится личность в целом с ее «хорошими» и «плохими» проявлениями.
  5. Психоаналитический сеанс сразу не даст заметного облегчения пациенту. Наоборот, болезненные процессы могут обостряться и доставлять дополнительные страдания.
  6. Работа идет по всем направлениям: с личностными расстройствами, психологическими проблемами, со всеми, кто хочет получше понять себя. Психоаналитики не работают только с психически больными людьми, которые нуждаются в медикаментозном лечении.
  7. Опытный психоаналитик может реконструировать события прошлого по обрывочным воспоминаниям, фрагментам сновидений, поведенческим паттернам, оговоркам, забытым намерениям. Но на это понадобится время.
  8. Частота сеансов: 1-5 в неделю. Длительность терапии: от 4 до 7-10 лет.
  9. При длительном взаимодействии с психоаналитиком, пациент может испытывать разные чувства к аналитику (в том числе сексуальное влечение). Но это – один из важных этапов работы с бессознательным, описанный как реакция переноса и контрпереноса.

Сегодня доказано, что Фрейд во многом ошибался, и большинство его постулатов сегодня признаются несостоятельными. Признавать ученого гением или нет, личное дело каждого. Но нерационально делать две вещи: а) всерьез воспринимать все первоначальные теории; б) недооценивать вклад Фрейда в психологию, философию и медицину. Все же в свое время психоанализ стал революцией в психологии.

Источник: http://wikigrowth.ru/psyhologiya/psihoanaliz/

Методы, история и представители психоанализа

Психоанализ – это направление психологии, основанное австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

психоанализ личности

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное.

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании. При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение. Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием. Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием “Введение в психоанализ”. Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Трехкомпонентная структура личности

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур. В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

Механизмы психологической защиты

Основатель психоанализа утверждал, что психика человека, настроенная на удовольствие и проявление агрессии, создает защиту. Это оформляет поведение в приемлемые для общества рамки.

Методы психоанализа

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

психоанализ личности

Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас “взрослого”, “ребенка” и “родителя” вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться “ребенок” с нежеланием это делать.

Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

Современный психоанализ

Основой психоанализа остается учение Зигмунда Фрейда. Его идеи о бессознательном дают науке большую сферу для изучения.

В XXI веке психоанализ развивается в трех направлениях:

Создание психоанализа, как направления науки, стало важной вехой в развитии психологии. В рамках этого учения были затронуты особенности психики, которые помогают понять источник и механизм внутренних проблем человека. С развитием психоанализа стало возможным работать не только с той информацией, которую дает клиент, но и достичь глубины его неосознаваемых мыслей.

Источник: http://onona.online/psihologiya/psihoanaliz

Психоанализ о личности

Понятие личности в психологии и классификация теорий личности. Сущность теории личности З. Фрейда и ее значение для психологической науки. Периодизация развития согласно психоанализу. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления29.03.2010
Размер файла27,4 K

психоанализ личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Московский социально-педагогический институт

Реферат по психологии человека

Психоанализ о личности

1. Понятие личности в психологии

2. Классификация теорий личности

3. Теория личности З. Фрейда

4. Периодизация развития личности в теории З. Фрейда

5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа

6. Поспорим с Фрейдом!

7. Значение теории З. Фрейда

8. Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции

1. Понятие личности в психологии

На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения личности. Выдающийся исследователь проблем теории личности Генри Оллпорт выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический.

Важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дисциплинах, является постулат о динамическом характере личности. Хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устойчивой системой, которую можно назвать личностью, более уместно говорить о личности как о процессе, а не о результате. Д.А.Леонтьев дает такую формулировку: «Личность — это форма существования человека».

Я понимаю, что личность в психологии — это совокупность психических процессов: регулятивных, таких как мотивация, эмоции, воля, внимание и познавательных, таких как ощущение, восприятие, память, мышление, речь, интеллект.

2. Классификация теорий личности

В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только/не всегда на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии), и только взятые в совокупности они способны объяснить(и лишь изредка предсказать) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации, или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа человека нуждающегося, созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа человека самореализующегося и положений гуманистической психологии, в третьей окажется необходимым использовать представления о человеке активном (деятельный подход).

Одним из возможных критериев классификации теорий является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу(равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию неопределенности).

Другим критерием являются допущения авторов о природе человека. По этому критерию можно указать следующие позиции ученых:

· Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. Конфликт между ним и обществом неизбежен. В интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.

· Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную, естественную сущность. Неизбежен конфликт между хорошим человеком и плохим обществом.

· Человек по природе неоднозначен. Социальная среда может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке, и наоборот. Конфликт человека и общества не является неизбежным и не носит тотального характера.

· Человек по природе нейтрален. Социум формирует его по своим законам и подобию. Конфликт отсутствует.

Т.о. теории личности можно разделить на 4 основных типа:

1. Гомеостатические с ориентацией на конфликт

2. Гомеостатические с ориентацией на согласие.

3. Гетеростатические с ориентацией на конфликт.

4. Гетеростатические с ориентацией на согласие.

Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт предполагают, что наличие конфликта является бременем человека, который безуспешно пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия.

Примером такой трактовки является теория З.Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с природной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики в развитии личности.

3. Теория личности З. Фрейда

Конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра). В теории Фрейда присутствуют оба типа конфликта.

Для Фрейда основной мотивационной доминантой жизни является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание(внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений (trieb), которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения состоят из следующих элементов:

· Источник — определенная часть тела, где возникает напряжение.

· Цель — действия, которые приводят к ослаблению напряжения.

· Стимул — количество энергии, вызывающее реализацию влечения.

· Объект — предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку. Объект может быть основным или парциальным, частичным.

Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечения:

1.Влечения жизни, биологические потребности выживания.

2.Сексуальные влечения, которые тоже биологически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием индивида.

3.Влечение к смерти. Цель этого влечения — достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование.

Со временем сексуальные влечения, либидо, Фрейд объединяет в один блок с влечениями жизни (Lieben — жить) и рассматривает их интрапсихический конфликт с деструктивными влечениями. В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может возобладать и найти свое выражение в различных паталогиях личности: фобии, неврозы, агрессия, садизм, мазохизм, фашизм, суицид.

Вместилищем влечений является «Оно» — ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, личность которого сводится к «Оно», эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. «Оно» существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы других людей. Однако ребенок не может самостоятельно реализовать свои влечения, он нуждается в помощи взрослых, поэтому вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.

По мере вступления в социальные отношения развиваются и дифференцируются следующие структуры личности: «Я» и «Сверх-Я».

Функция ядерной структуры личности «Я» заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений в социальном мире. Становление «Я» связано с разграничением сознательных и бессознательных психических процессов. «Я» — это разум и здравый смысл, тогда как «Оно» — необузданные страсти. «Я» функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями и , главное, с социальными ограничениями их удовлетворения.

Таким образом, развитие личности предполагает возникновение новой структуры, получившей название «Сверх-Я». Эта структура является вместилищем социальных правил и норм (Фрейд часто говорит о табу и запретах). Согласно психоаналитической концепции, человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные условия для удовлетворения влечений. Родители — первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Т.к. родители сильнее ребенка, а общество сильнее человека, «Я» вынуждено подчиниться социальным требованиям, т.к. это единственный способ сохранить себя.

Фрейд описал три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно его никто не осуждает. Существование личности — это постоянное возникновение интрапсихических конфликтов и попытки их разрешения, в основном иллюзорного, с помощью защитных механизмов. «Сверх-Я» воплощает психосоциальный конфликт.

Фрейд уделял большое внимание теме сексуальности. Это связано с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества и поэтому становится источником максимально значимых конфликтов.

Итак, основная функция «Я» заключается в попытках примирить влечения «Оно» и требования «Сверх-Я» для обеспечения адаптации субъекта к внешнему миру. Однако «Я» обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, при помощи которого слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение достигнуто без переживания чувства вины. Этот механизм называется психологической защитой и облегчает существование личности, т.к. временно ослабляет интенсивность конфликта. Психологическая защита позволяет осознавать только часть влечения, или вовсе не перестать его осознавать и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым.

В концепции Фрейда проявление действия психологической защиты не редкость. Более того, все поведение носит защитный характер. Другое дело, что существуют защитные механизмы, которые до неузнаваемости искажают реальность влечения и механизмы, которые делают это в меньшей степени. Эффективность функционирования личности зависит от того, насколько механизмы психологической защиты справляются со своей задачей оградить «Я» от конфликтных содержаний и какими способами это достигается.

Из теории Фрейда следует, что все поведение носит защитный характер, и личность не осознает своих истинных влечений, чувств и целей. Она постоянно находится в заблуждении относительно своей сущности и причин поведения. Из этой теории на вопрос о свободе личности, возможности ее самодетерминации следует однозначно отрицательный ответ.

4. Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда

Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции Фрейда, являются, безусловно, врожденными, однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества. Соответственно сути конфликта вырабатывается определенная стратегия психологической защиты. Нормальный путь становления личности — пройти через все стадии психосексуального развития и достичь зрелости. Если по каким то причинам человеку не удается преодолеть ту или иную стадию развития, происходит фиксация, т.е. задержка развития. Фиксация развивается по двум противоположным причинам: или из-за неудовлетворительного разрешения конфликта, или в связи с тем, что пребывание на той или иной стадии оказывается слишком приятным. Может случиться так, что взрослый человек, задержавшийся на одной из детских стадий развития, демонстрирует инфантильный способ жизни и психологической защиты.

Оральная фаза развития начинается с момента рождения и продолжается в течение первого года жизни. Удовольствие, которое испытывает ребенок, связано с полостью рта. Складывается первый конфликт с социумом: ребенок хочет сосать грудь, когда у него появляется биологическая потребность, а мать устанавливает режим, удобный ей. На оральной стадии формируются психологические защиты по типу отрицания, проекции и интроекции. Под отрицанием понимается отказ признать события, которые вызывают дискомфорт. Этот тип защиты отрицает и саму логику, так что наблюдателю кажется абсурдной. Проекция заключается в том, что человек приписывает другому лицу или предмету качества и намерения, которые в реальности переживает сам. Например, беспричинно утверждая: «Вы меня ненавидите!», человек на самом деле проецирует на партнера свои истинные табуируемые чувства, т.е. по существу он говорит: «Я ненавижу вас!» Наконец, интроекция — это психологическое слияние с другим человеком (включение его в свое Я) с целью избежать исходящей от него угрозы. На этом типе защиты основан Стокгольмский синдром.

Фиксация на оральной стадии развития приводит к преобладанию описанных механизмов защиты во взрослом возрасте, а также к закреплению орального способа получения удовольствия. Например, такие люди склонны к курению, болтливости, причмокиванию губами и т.д.

Анальная фаза развития продолжается на втором и третьем году жизни. По мнению Фрейда, главное удовольствие в этом возрасте связано с опорожнением кишечника. Суть конфликта состоит в том, что родители стараются приучить ребенка к туалету. В зависимости от того, насколько жестко ведут себя родители, развиваются те или иные черты личности. Если родители потакают ему, не требуют самоконтроля, то вырастает человек, характеризующийся щедростью, уступчивостью, нечистоплотностью, склонностью к нарушениям дисциплины, рассеянностью. И наоборот, излишнее давление на ребенка приводит к формированию «анального характера», доминирующими чертами которого выступают скупость, упрямство, аккуратность, пунктуальность и педантичность.

Защитными механизмами, развивающимися на этой стадии и сохраняющимися при фиксации на ней, являются рационализация, изоляция и реактивное образование. При рационализации человек, не осознавая истинную причину своих действий, заменяет ее на другую, достаточно логичную и нетравмирующую. Например, лиса говорит: «Зелен виноград». Изоляция предполагает разделение ситуации на травмирующую и нейтральную составляющие. Травмирующая часть становится мишенью защиты и подавляется, вычеркивается из сознания, в дальнейшем существуя в бессознательном, а в сознании присутствует только нейтральная часть. При действии этого типа защиты наблюдатель видит, что явно травмирующая ситуация описывается человеком безо всяких эмоций, как будто она происходит с кем то другим. Реактивное образование подразумевает замену неприемлемого для «Сверх-Я» чувства или поведения на прямо противоположное. Так родитель, бессознательно испытывающий ненависть к своему ребенку, будет проявлять подчеркнутый интерес к его делам и всячески демонстрировать силу своей любви. При этом именно навязчивость подобной опеки и заботы служит симптомом проявления вытесненной агрессии.

Фаллическая стадия разворачивается на третьем — пятом году жизни ребенка. Фрейд назвал данную стадию фаллической, т.к. с нее начинается развитие психологических различий между мальчиками и девочками. Мальчики, по Фрейду испытывают гордость от того, что они обладают пенисом и страх его лишиться. Девочки же завидуют мальчикам. Единственный путь преодоления зависти к мужчинам для женщины — выйти замуж и родить сына, отказавшись от профессиональных амбиций.

На фаллической стадии разворачивается центральный для фрейдистской интерпретации личности конфликт, эдипов комплекс. Суть его заключается в том, что мальчик желает обладать своей матерью и испытывает ненависть к отцу, как к сопернику. Позитивный путь разрешения данного конфликта состоит в идентификации с родителем своего пола, что ведет к желанию стать взрослым и начать половую жизнь.

Основной механизм защиты в это время — вытеснение, т.е. процесс удаления из сознания влечений, вызывающих тревогу.

На фаллической стадии происходит формирование «Сверх-Я».

Латентный период продолжается с пяти-шести лет до начала подросткового возраста. В этот период сексуальность не развивается, и энергия «либидо» направлена направлена на овладение различными навыками, необходимыми во взрослой жизни.

Генитальная стадия начинается в подростковом возрасте и продолжается до смерти. Человеку, находящемуся на генитальной стадии общество предлагает легальный способ удовлетворения сексуального влечения — брак, поэтому интенсивность психосоциального конфликта снижается. Кроме того, конфликт может быть смягчен за счет самой эффективной формы психологической защиты — сублимации. Сублимация — это процесс замещения объекта сексуального влечения на другой, социально поощряемый. Часто такими объектами становятся профессиональные достижения и творчество. Человек, которому удалось достигнуть генитальной стадии развития хорошо адаптирован и полезен обществу.

Пример сублимации. Из рассказа духовного учителя Микаэля Айванхова, жившего во Франции. «Однажды ко мне пришла молодая девушка, прекрасно воспитанная. Ее направили ко мне, т.к. ей не мог помочь ни один психоаналитик. Девушку преследовал образ мужского полового органа, который она видела повсюду: на вещах, на фруктах, на цветах, даже на потолке. Она пробовала бороться с этим навязчивым образом — все напрасно! Она очень страдала, считая себя грешной, проклятой.

Когда она закончила свой рассказ, я начал громко смеяться. Удивленная, она спросила, почему я смеюсь? Я сказал: «То, что с Вами происходит так естественно, так обычно! Природа могущественна, мир тысячелетиями устроен таким образом, что мужчин и женщин притягивает друг к другу. Сексуальные образы преследуют всех мужчин и женщин, просто надо знать, как на это реагировать.

Когда этот образ снова явится, не надо мучиться, не надо с собой бороться, смотрите на него спокойно, но измените свою манеру мышления. Подумайте о том, что этот орган прекрасен, могуществен, ибо он служит передатчиком жизни. Размышляя так, Вы начнете восторгаться умом и мудростью Создателя и забудете о том, что Вас терзает. Этот образ послужит Вам отправной точкой на пути к Создателю»».

5. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей

психоанализа

Карен Хорни (1885-1952) упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной. Основываясь на концепции психологической защиты, Хорни предположила, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить женщин, именно они демонстрируют защитное поведение, за которым кроется зависть к потенции материнства. Мужчине требуется постоянно подтверждать свою мужественность, в то время как у женщин нет необходимости подтверждать свою женственность. Социальная активность мужчин также является защитным ответом на страх природного женского превосходства.

Генри Мюррей(1893-1988) внес ряд дополнений в теорию Фрейда.

· «Оно» включает в себя на только перечисленные Фрейдом влечения, но и базовую потребность в любви.

· «Сверх-Я» формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течении всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями.

· Далеко не всегда поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией «Я» становится рациональное мышление и точное восприятие. Т.о. в этой концепции зафиксирован когнитивный характер «Я», что вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность, потребность в бескорыстном познании.

Психогенетическая концепция периодизации развития личности Эрика Эриксона(1902-1994) обращает внимание на один из явных недостатков теории Фрейда — ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. И если модель Фрейда предполагает допущение о природе человека, что человек сам по себе плох, то Эриксон склоняется к допущению, что человек и плох, и хорош. Кроме того, он заимствует у Мюррея положение о познавательной мотивации. Оставаясь в рамках психоаналитической традиции, Эриксон предложил иную периодизацию личностного развития. Основной принцип его подхода основан на понятии кризиса. Каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит опасность психопатологии, а с другой — содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется типичным психологическим кризисом и особой задачей развития. И если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон — о психосоциальном.

1. Младенчество. Оральная стадия. Конфликт между базисным доверием к миру и базисным недоверием. Если мать довольна своим собственным детством и хорошо относится к ребенку, конфликт разрешается позитивно, возникает надежда и способность с оптимизмом смотреть на жизнь. При негативном исходе появляется замкнутость, изоляция от мира.

2. Ранее детство. Анальная стадия. Ребенок учится произвольно удерживать и отдавать значимые для него объекты, формируется сила воли. Негативный исход — развитие стыда и сомнения, когда ребенок переживает неуверенность в своих силах и страх действовать самостоятельно.

3. Дошкольный возраст. Фаллическая стадия. Конфликт между инициативой и чувством вины. Ребенок способен делать то, что нельзя, и поэтому должен научиться сдерживать свои импульсы. Позитивным исходом становится активность, негативным — пассивность.

4. Младший школьный возраст. Конфликт между компетентностью и неполноценностью. На этой стадии школьник должен показать, на что способен. Важной становится оценка результатов его обучения. Если ребенок плохо учится или становится объектом насмешек сверстников, у него может закрепиться чувство неполноценности, в дальнейшем такой человек не станет браться за решение трудных задач и не будет эффективен в жизни.

5. Подростковый возраст, начало генитальной стадии по Фрейду, заключает в себе центральный конфликт всего жизненного цикла — конфликт между достижением идентичности в противоположность смешению идентичности. Достижение идентичности — функция «Я».В этот период должно произойти согласование уникальных свойств личности с имеющимися возможностями их реализации. Выделяется несколько аспектов идентичности:

· индивидуальность — сознательное ощущение собственной неповторимости и собственного отдельного существования.

· тождественность — переживание внутренней непрерывности в течении жизни, преемственности жизненных этапов.

· единство — ощущение целостности личности.

· социальная солидарность — переживание внутренней солидарности с идеалами своей социальной группы и общества в целом.

Идентичность достигается через конфликт преданности и исследовательской активности. Последняя влечет за собой психосоциальный мораторий и, как следствие достижение истинной идентичности и истинной преданности. Концепция идентичности разработана Дж. Марча.

6. Ранняя зрелость(22-30 лет). Конфликт между интимностью и изоляцией. Только на данной стадии возникает способность любить другого человека, признавая его ценность и не сливаясь с ним. Негативным исходом может стать психологическое одиночество, интимофобия.

7. Вторая зрелость. Конфликт между продуктивностью и стагнацией. На этой стадии человек должен проявить свое творческое начало. При негативном ходе событий человек может впасть в застой, прекратить свое развитие и продолжать воспроизводить достигнутое на предыдущих этапах. Главная опасность этой стадии — психологическое ощущение «потолка», когда кажется, что все самое значительное в прошлом и созидательные ресурсы исчерпаны. Эта стадия продолжается всю социально активную часть жизни человека.

8. Старость. Интеграция против отчаяния. Это период старения человека, когда он оказывается перед лицом смерти и конца жизни. Благополучие на этой стадии предполагает чувство гордости прожитой жизнью, переосмысление событий в русле целостности жизненного пути. Позитивным качеством, которое приобретает человек на данной стадии, является мудрость.

6. Поспорим с Фрейдом!

Ежедневно наблюдая детей от рождения до шести лет, позволю себе не согласиться с Фрейдом относительно определения их удовольствий и способов психологической защиты. Возможно оттого, что за сто лет произошли эволюционные изменения, возможно, сейчас используются другие методы воспитания, не те, что во времена Фрейда, но современные дети весьма отличаются от описанных Фрейдом.

1. Ребенок постоянно хочет сосать грудь — вовсе нет, если мама прикладывает его к груди по его требованию. Он сосет лишь столько, сколько ему нужно для физического и эмоционального благополучия.

2. Если за ребенком нормально ухаживать, защитные реакции у него появятся не раньше двух, а то и трех лет. Если мы ругаем малыша, а он кидается к нам обниматься — это не Стокгольмский синдром, не реакция защиты. Цель — позитивная, он хочет опять ощутить себя хорошим и любимым.

3. В 2-3 года малыш получает удовольствие не от физического акта дефекации. Не меньшее физическое удовольствие доставляют ему еда, ласки, ношение на руках, возможность понежиться в кроватке перед засыпанием, ощущение своего ловкого тела, когда ему удается выполнить какое-то новое движение. Он любит сидеть на горшке, т.к. ему нравится, что он взрослый, может сделать это сам. Точно так же он любит, например, резать что-нибудь, когда мы даем ему нож, вытирать что-нибудь тряпочкой, выполнять поручения — одним словом, чувствовать себя самостоятельным.

4. Девочки завидуют мальчикам — в дошкольном возрасте скорее наоборот. Дети чаще видят вокруг себя женщин, чем мужчин, и стараются им подражать. Мальчики часто говорят о себе в женском роде — «Я пошла, я сделала», играют в мам, т.к. папина работа им не вполне понятна, подражая маме, пытаются нацеплять на голову заколки и краситься, даже кормить кукол грудью. Девочка же в пять лет заявляет: «Я — будущая мама, поэтому я в игре главная!»

5. В подростковом возрасте начинается генитальная стадия, когда психосоциальный конфликт значительно смягчается. Любой, кто имел дело с подростками знает, что не смягчается, а совсем наоборот.

7. Значение теории З. Фрейда

Благодаря З. Фрейду современные люди поняли две вещи:

1. Все психологические проблемы родом из детства. Если мы хотим вырастить полноценного, здорового человека, необходимо относиться к ребенку со всей возможной любовью и вниманием. Во времена Фрейда матери наказывали грудных детей за то, что те сосут палец. В наше время сознательный родитель старается вообще не наказывать ребенка, хотя бы лет до трех. Гуманизация массового сознания налицо.

2. Сексуальность — одна из базовых потребностей человека. Игнорировать или подавлять ее опасно, для неподготовленного человека это может быть чревато психопатологией. Свобода проявления сексуальности, терпимость общества к этим проявлениям стали нормой.

Труды Фрейда шокируют. Нас охватывает отвращение и возмущение, когда мы читаем о низких инстинктах, лежащих якобы в основе человеческой природы. Но видимо, в начале ХХ века и нужен был шок, взрывающий общественное сознание, разрушающий устаревшие догмы, заставляющий людей задуматься.

В конце концов, только когда низкие инстинкты осознаны, упорядочены и легализованы — только тогда можно двигаться дальше, к высоким уровням любви и знания. В лице Фрейда свои низкие инстинкты осознало все человечество, и в этом мне видится главное значение теории Фрейда.

8. Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции

Христианская мораль — основа европейской культуры ХIХ века и основной источник теории Фрейда.

Базисное понятие христианской морали — понятие о первородном грехе, которому подвержены все, включая младенцев. Мне приходилось держать в руках требник 16 века. Там инструкция для священника, какие вопросы он должен задавать на исповеди: «Не делал ли ты, чадо, то-то и то-то?» Девять десятых вопросов касаются сексуальных извращений, причем таких, которые нам, искушенным людям ХХ века и в голову не придут. Мне кажется, если бы священник не подсказал, исповедник и не додумался бы такое сотворить. До сих пор христианин, желая причаститься, читает в молитве ко Святому Причащению: «Господи, прости меня онаниста и мужеложника» Этот текст должны читать все, и женщины тоже. «Яко свиния лежит в калу, тако и я греху служу». Возможно, в богословских трудах и есть постулаты о божественности человеческой природы, но каждодневной своей практикой христианин утверждает: «Я — пациент Фрейда».

Легальных проявлений сексуальности немного. Брачная жизнь строго регламентирована. Человек, вступивший в сексуальный контакт со своей супругой в разрешенный день и разрешенным способом должен прочитать покаянную молитву от осквернения.

Как же христиане борются с проявлениями табуируемой сексуальности? Подавляют. В житии Иоанна Многострадального читаем, как он, пытаясь справиться с блудными мечтаниями, закопал себя по пояс в землю, почти ничего не ел и пребывал в таком состоянии несколько месяцев. Но бес не отступил, а принял вид страшного дракона, готового пожрать подвижника. Подвижник испугался и воззвал ко Господу о помощи.

Западные священники с ХII века разрабатывали учение о сублимации. Но судя по художественной и психологической литературе ХIХ века, это учение так и не вошло в массовое сознание.

Поэтому неудивительно, что у потомственных христиан за два тысячелетия накопилось столько сексуальных комплексов, что казалось, что они из одних этих комплексов и состоят.

Одновременно с учением Фрейда в начале ХХ века стали популярны восточные религии. Индуизм, буддизм и даосизм приблизительно одинаково оценивают роль сексуальности в жизни человека, поэтому я не буду разделять эти учения.

Все они приветствуют сексуальную энергию как материал для сублимации, для выхода человека на более высокие уровни сознания. Средний восточный человек внимательно изучает свою сексуальную энергию и не видит в этом чего-то кощунственного. Ведь сексуальная энергия, правильно поднятая, канализированная, помогает ему приобщиться к божеству, или к высшему разуму.

Наблюдая за собой, люди обнаружили несколько энергетических центров, в том числе два нижних: в основании позвоночника и внизу живота. Первый — «кундалини» — базисный, основной. От него зависит работа всех остальных центров. Он отвечает за выживание человека. При неправильном развитии центр основания позвоночника излучает энергии разрушения и смерти. Второй ценр вырабатывает сексуальную энергию. Иногда эти два центра рассматриваются, как один. Это фундамент, на котором построен человек.

Фрейд пришел почти к тому же, когда описывал базисные влечения человека, как влечение к жизни, влечение к смерти, и выделенное из первого сексуальное влечение.

На востоке, используя энергию кундалини, ее изучают и очищают. Поэтому в Китае и в Индии известно множество памятников литературы, посвященных способам использования сексуальной энергии. Фрейд тоже пытался ее очищать, но один человек, даже гениальный, конечно не может повторить достижения многих поколений исследователей. Заслуга Фрейда в том, что он задал западной мысли направление для поиска.

В буддизме разработано учение о нескольких уровнях функционирования человека. Попробую соотнести его со схемой Фрейда: «Оно», «Я», «Сверх-Я».

1. Физический уровень.

2. Эмоциональный уровень.

3. Низший ментальный уровень, уровень конкретного ума.

4. Высший ментальный уровень, абстрактный ум.

5. Уровень Буддхи, Высшей любви, то что христиане называют «Святое Я Христа»

И т.д. и т.д. вплоть до полного соединения с божеством.

Средний человек функционирует на первых трех уровнях. Стремящийся к совершенству учится улавливать сигналы высшего ума. Когда он овладеет этим вполне — может двигаться к более высоким ступеням. Но прежде он должен приобрести полный ментальный контроль над эмоциональной природой.

Человек же в понимании Фрейда очень ограничен. «Оно» — это инстинкты физического уровня и низшие эмоции. «Я» — нижние подпланы низшего ментала, изобретательность, присущая развитым животным. «Сверх-Я» — комплекс страхов и запретов, сформированных родительскими наказаниями, т.е. опять же низший ментал и эмоции с примесью инстинктов.

Если бы человек действительно был таков, каким его описал Фрейд, жить было бы очень грустно. Но я верю, что это не так, и у нас неплохие перспективы!

1. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник — М.: Высшее образование,2008.

2. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка. — М.: Класс, 2005.

3. Цареградская Ж.В. Новорожденный. Уход и воспитание. — М.: Рожана, 2005.

4. Омраам Микаэль Айванхов. Любовь и сексуальность. — М.: Просвета, 2001

Подобные документы

Психоанализ как основа теории личности З. Фрейда, предпосылки его возникновения и этапы развития, основные принципы и концепции. Топографическая модель уровней сознания. Защитные психические механизмы. Структура и возможности, развитие личности.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 17.12.2010

Психоаналитическая теория австрийского психиатра З. Фрейда. Понятие бессознательного психического. Структура личности и динамика отношений сознания и бессознательного. Защитные механизмы, их осознание и развитие личности. Содержание критики теории Фрейда.

реферат [44,9 K], добавлен 25.11.2009

Исторические факты жизни Зигмунда Фрейда. Сущность и значение учения психоанализа. Структура личности по Фрейду. Особенности концепции либидо. Сущность понятия невротического симптома. Характеристика психотерапевтических методов психоанализа З. Фрейда.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 27.06.2012

Исследование сущностных основ психодинамической теории личности З. Фрейда и индивидуальной теории личности А. Адлера. Характеристика основных подструктур личности и их иерархии по К.К. Платонову. Иерархия потребностей по Маслоу. Психология личности Юнга.

реферат [31,3 K], добавлен 30.05.2013

Анализ психологических свойств индивида, определяющих его социально значимые поступки. Структура личности согласно психодинамической теории З. Фрейда. Общая характеристика Ид, Эго и Суперэго, анализ взаимоотношений между ними. Защитные механизмы личности.

презентация [367,5 K], добавлен 23.12.2016

Характеристика психоанализа, как теории личности и психопатологии; метода терапии личностных расстройств; метода изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Исследование уровня сознания, структуры личности и инстинктов — движущей силы поведения.

реферат [31,8 K], добавлен 28.05.2010

Понятие психологии как науки, место и роль в ней психоанализа, история его возникновения и развития. Становление и значение теории психоанализа З. Фрейда. Структура и элементы психики по Фрейду, их взаимосвязь. Изучение психоанализа Юнгом и Адлером.

реферат [15,5 K], добавлен 08.04.2009

Сходство и отличие теории Эриксона о формировании личности с теориями Фрейда. Краткая характеристика восьми стадий согласно теории Эриксона. Идентификация личности и путаница ролей в возрасте 12-18 лет. Суть личности при достижении среднего возраста.

контрольная работа [27,9 K], добавлен 20.12.2014

Содержание психоаналитической теории личности и понятийное поле психоанализа З.Фрейда. Неофрейдизм. Содержание социокультурной теории личности, понятийное поле теории К. Хорни. Содержание индивидуальной теории личности и понятийное поле теории А.Адлера.

реферат [22,7 K], добавлен 24.09.2008

Значение раннего детства в процессе становления творческой личности, происхождение и связь творчества с детской игрой. Основные движущие механизмы творчества с точки зрения психоанализа (по теории Фрейда). Функции культуры в свете проблем психоанализа.

реферат [28,2 K], добавлен 28.11.2012

Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65625a3bc68a5c43a89521316d27_0.html

Почему психоанализ развития личности такой, какой есть?

Время чтения 7 минут

Психоанализ, как понятно уже из названия – теоретическая наука о психике человека. Ее основатель Зигмунд Фрейд разработал и обосновал свою теорию еще в конце XIX столетия. Поначалу его идеи были под запретом в Европе и отметались, как псевдонаучные в СССР. Но постепенно они завладели миром, у Фрейда появились последователи, развившие его постулаты, например психологи Юнг и Адлер. Поэтому психоанализ развития личности человека является таким важным аспектом духовной и физической жизни.

Сегодня, на основании теорий Фрейда, начали развиваться такие области знания, как сексология, сексопатология. Традиционная психология начала учитывать, а не отрицать при определении состояния человека, чувство вины, тревожность, комплексы неполноценности, о чем не раз и писал Фрейд.

Как бы неоднозначно не оценивал ученый мир вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии, метод психоанализа широко применяется, как популярная психотерапевтическая техника во всем мире.

психоанализ личности

Что такое психоанализ?

В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.

Слово лечит, им можно расстроить, словом можно обрадовать или убить. В психоанализе основной метод воздействия и лечения — беседа врача с пациентом. Именно в беседе, умело ведомой в нужном направлении психотерапевтом, пациент раскрывает свои тайны, обнаруживает комплексы, обнажает источники своего состояния, спрятанные в глубинах его подсознания.

Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.

Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее. Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.

психоанализ личности

Психоанализ развития личности

Многие научные теории и их создатели дают различные определения личности. По Фрейду личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго.

Фрейд считал, что личность не стремится к росту и совершенствованию. Она лишь постоянно пытается уравновесить стремление к получению удовольствия со страхом перед расплатой за него, страхом перед получением наказания.

Из определения личности вытекает и теория психосексуального развития человека, выведенная Фрейдом. Она охватывает период от рождения ребенка до окончания пубертатного периода – до 18 лет. Состоит развитие личности по Фрейду из 4 стадий, каждая из которых связана с той или иной эрогенной зоной, которые к 18 годам оформляются в единое целое, полностью раскрывая сексуальность человека, формируя способность к полноценной половой жизни.

психоанализ личности

Стадии психосексуального развития личности:

О них мы уже писали более подробно в другой статье о Фрейде.

Каждая из приведенных стадий развития личности накладывает определенный отпечаток на дальнейшую жизнь человека и формирует отдельные его качества. Эти качества зависят от успешности прохождения каждой стадии. Комплексы неполноценности тоже появляются в период психосексуального развития, связаны по Фрейду с «фиксацией» на той или иной стадии.

психоанализ личности

Защитные психологические механизмы по Фрейду

Исходя из подобной интерпретации личности, рассматривается и наличие защитных механизмов, компенсирующих перевес одного из трех составляющих личности. Таковыми являются:

Каждый из них направлен на восстановление равновесия в проявлении той или иной личностной составляющей, чтобы не допустить возникновения крайних проявлений и возможных патологий психики, невротических состояний. Однако порой воздействие защитного механизма психики носит настолько эмоциональный характер, что приносит больше вреда, чем пользы. И выходит, что психоанализ развития личности не может отрицать побуждения и чувства человека, но и не может им препятствовать.

Например, студент, не подготовившись к экзамену и получив плохую оценку, переносит свою вину за это на преподавателя (проекция). Он объясняет плохую оценку предвзятым отношением к себе. И если он достаточно себя в этом убедил, то вряд ли сможет успешно пересдать экзамен.

К таким же разрушительным механизмам психологической защиты относится замещение. Оно проявляется в перенесении внимания с объекта, несущего угрозу, на другой, более безобидный. Ребенок, которого отругали родители, вымещает злобу на других детях или игрушках, ломая их. Взрослый человек, получивший выговор начальника, переносит злость на членов семьи.

Одной из психотехник, придуманной Фрейдом, является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту дается возможность рассуждать на любую тему, рассказывать все, что первым пришло на ум. Такой метод позволяет обнаружить скрытые глубоко в подсознании, подавляемые «супер-я», мотивы, причины поступков, вплоть до раскрытия преступлений. Он также помогает понять в какой из моментов человек «включает» механизм подавления, нежелания обнаружить потаенные чувства и эмоции.

Таким методом можно обнаружить причину психологических проблем человека, психической патологии, невротического состояния, определить и устранить травмирующий фактор, высвободить угнетаемые чувства, направить их в конструктивное русло.

психоанализ личности

Влияние психоанализа на личность

Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.

Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.

Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?

Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.

Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.

психоанализ личности

Вклад Фрейда в развитие психологии

В своем учении, как сказал один ученый, Фрейд был первым, писал что хотел. Но теперь его заслугами, теориями и системой психоанализа успешно пользуются психологи и психотерапевты всего мира. Его методы применяются даже в педагогике.

Он первым отделил анатомию от психологии, подведя ее ближе к философии. Фрейд смог заинтересовать даже скептиков от науки в изучении бессознательных проявлений человеческого «я», врожденной сексуальности, влияющих на осознанные поступки. Его вклад в развитие психологии велик и бесспорен, хоть и неоднозначен.

Фрейд смог доказать, что неудовлетворенные желания и первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне, могут определять свойства личности, ее поведение в обществе, если не срабатывают компенсаторные механизмы, уравновешивающие три ее сущности.

Как грамотный психолог, Фрейд впервые обратил внимание на связь формирования личности с тем, как проходили детские годы человека, с влиянием родительского воспитания на эти процессы. Так, одним из главных определяющих факторов он считал Эдипов комплекс, успешность его преодоления, его отголоски в каждый период жизни человека.

психоанализ личности

Вывод

Несмотря на репутацию у некоторых собратьев по науке, как сексуально озабоченного невротика, Фрейд не являлся псевдоученым, а его теория не является ложной. Спорной – да, во многом умозрительной, но подтвержденной многочисленными примерами, случаями из реальной жизни, опыта психиатров, психологов, психотерапевтов.

А во времена постоянно сотрясающих мир сексуальных революций, бешеного ритма жизни и связанных с ним стрессов теория Фрейда стала мега популярной, имеющей ответы на все вопросы.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Источник: http://salid.ru/stati/psihoanaliz-razvitiya-lichnosti

Психоанализ Фрейда

психоанализ личности

Психоанализ – одна из наиболее известных и влиятельных психологических теорий, выдвинутая и разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским психологом и неврологом Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Основанный на теории Фрейда метод лечения психических расстройств также называется психоанализом.

Основы концепции классического психоанализа Фрейда в общих чертах можно выразить следующим образом.

Сферу психического в структуре человеческой личности описывает трехкомпонентная (трехуровневая) модель (в структуру входят «Оно», «Я» и «Сверх-Я», то есть подсознание, сознание и сверхсознание).

Поведение и развитие личности человека во многом обуславливаются внутренними бессознательными влечениями, которые, преимущественно, вполне иррациональны.

В результате осознания личностью этих влечений возникают попытки сопротивления, таким образом, формируются различные (вполне определенные и неплохо типизируемые) защитные механизмы.

Личности, помимо структурной взаимозависимости элементов общих для всех, определяет факультативное (то есть, индивидуальное) развитие, в основном, события раннего детства.

Внутренние конфликты между бессознательным и осознанным восприятием реальности приводит к феномену вытеснения, что создает основу для различных ментальных нарушений и впоследствии – психических расстройств, доходящих до клинических форм. Избавление от влияния, вытесненного бессознательного может достигаться через его осознание, вызываемое повторным проживанием травмирующих событий с соответствующей поддержкой специалиста-психоаналитика.

Для диагностики и воздействий, кроме анализа наблюдений и личной истории, предполагается применение методов вербализации мыслей, свободных ассоциаций и толкования сновидений.

В процессе лечения исследуются свободные ассоциации, сны и фантазии, на основании которых аналитик составляет представление о бессознательных конфликтах, определяющих причины и формы проблем и симптомов, наблюдаемых у анализируемого.

Аналитик интерпретирует наблюдаемое для пациента, и они вместе ищут пути разрешения. Специфика таких воздействий носит форму психических интервенций, что, как правило, вызывает у пациента реакцию конфронтации и попытки выстраивания защиты, иногда – в патологической форме. Между аналитиком и пациентом образуется особый вид психической связи – трансфер. В процессе развития этой связи и обмена информацией у пациента могут возникать реакции «переноса» и паталогические желания. Иногда такие явления могут приводить к развитию специфических ятрогений (что впрочем, бывает и при применении не психоаналитических методов лечения).

Теория Фрейда оказала серьезное влияние не только на развитие психологии и психиатрии, но и на развитие других наук и областей человеческого знания гуманитарного круга.

Современный психоанализ психоанализ личности

Психоанализ стал и остается одной из наиболее авторитетных школ в психологии. Теория и метод расширялись, дополнялись, критиковались и развивались в различных направлениях благодаря деятельности и научному творчеству бывших коллег и многочисленных учеников (А. Адлер, К. Г. Юнг). Впоследствии возникали и развивались и более позднее течения – теории и методы нео-фрейдистов (Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм, В. Франкл, Р. Ассаджиоли).

В первые годы советской власти (до сталинских репрессий) психоанализ неплохо развивался и в России под общим патронатом Л. Бронштейна (Троцкого).

В настоящее время психоанализ в широком смысле представлен более, чем 20-ю концепциями психического развития человека. Предлагаются и различные (в частностях) подходы к психоаналитическому лечению.

Сколько бы ни критиковали психоанализ, как воззрение и метод, в нем, определенно, есть рациональное зерно, благодаря чему метод этот в целом достаточно успешен в тех или иных формах.

Источник: http://kak-bog.ru/psihoanaliz-freyda

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *