Психология википедия — психолог википедия

21.08.2018

тренинг. Хотелось бы раньше, но спасибо, что хоть мимо не прошла.

Психология википедия

Вестник антиклеветы Системно-векторной психологии

Вестник антиклеветы Системно-векторной психологии. Юрий Бурлан.

Cвободный и независимый блог от учеников СВП для всех людей, владеющих системным мышлением

психолог википедия

На тренинги Юрия Бурлана я пришла вместе с мужем по рекомендации друзей. Никаких очевидных проблем, с которыми ходят к психологу, у меня не наблюдалось. Но скрытая депрессия давала о себе знать… В целом я жила обычной жизнью, наполненной массой бытовых проблем, так что вроде было чем руки занять, чему порадоваться, работа по специальности, друзья, семья, развлечения по карману, всего хватало. Но чувство удовлетворенности и довольности жизнью все никак не приходило.

Наоборот, постоянно нарастал дискомфорт, какая-то тревога, часто снился один и тот же кошмар в разных вариациях… Спроси меня, как я ощущала мир на самом деле — зима, ночь, темно и холодно, я одна в чистом поле и на десятки километров вокруг никого. При всем внешнем благополучии, жизнь казалась нереально тяжелой… даже сама необходимость «жить» местами здорово напрягала…. будильник, душ, фен, мытье кастрюль и маникюр… кто все это придумал…

Уже с первыми лекциями стало понятно, что вся эта муть в моей голове — не есть «норма жизни», а к концу тренинга первого уровня стало очевидно, что жизнь разделилась на «до и после» ))) Все тараканы быстро разбежались, комплексы и заимствованные ценности растаяли как дым. На первый план вышли реальные задачи, мои задачи, мои ценности. Уставать стала даже больше, но всякое усилие теперь окупается осмысленностью и удовлетворением, либо неудовлетворением но по вполне очевидной причине.

Да, очевидность. Причины большинства проблем моих и окружающих меня людей стали очевидны. Стало понятно, как воспитывать ребенка, в частности моего ребенка, в то время как раньше размышления на эту тему ставили меня в тупик или приводили в ужас, настолько я не чувствовала себя уверенной в своих материнских способностях и обязанностях.

А недавно с дочкой ходили в цирк-шапито… День выдался роскошный, синее-синее небо, теплое солнышко, сухой асфальт… в общем-то ничего особенного, кроме того что вдруг стало так уютно на душе, впервые в жизни убогость типичного украинского шахтерского городка отступила на второй план, а в глаза бросились небо и зелень деревьев, и даже выжженная трава показалась таким аутентичным дополнением идиллии летнего дня…

Последний раз я видела жизнь такими глазами лет двадцать назад, в родительском доме, еще до начала взрослой жизни и перманентной звуковой ненаполненности. Я никогда не думала, что эта легкость когда-нибудь вернется. 30 минут зрительной эйфории для звуковика в наше время — это просто чудо! Системно-векторная психология, виват!

Я благодарна Юрию Бурлану. Жизнь продолжается! )))

Инна, прямо как ты описываешь… «При всем внешнем благополучии, жизнь казалась нереально тяжелой… даже сама необходимость “жить” местами здорово напрягала…. будильник, душ, фен, мытье кастрюль и маникюр… кто все это придумал»… И СВП — как вода для умирающего от жажды…

Много всевозможных курсов было до СВП — я искала, искала везде! ответов на кричащие внутри вопросы. Было много интересных встреч с интереснейшими людьми — я всегда очень любила психологию и психологов)) мне с ними везло, это были прекрасные реализованные звуко-зрительные люди (как я теперь понимаю), я впитывала знания, как губка, но облегчение от техник, любых, было временное… эйфория проходила через неделю-две.. Я хорошо понимаю сейчас, почему это было так. Я снимала напряжение эмоций — это давало облегчение (зрительному вектору — снимало тревожность и успокаивало), но причины всех моих состояний, их корни никому не были известны… эмпатия и помощь добрых психологов оказывались беспомощны дать человеку реальные знания о нем и фактически привязывали к ним — чтобы утолять свои тяжелые состояния нужно было периодически возвращаться к ним…

Я было уже отчаялась когда-нибудь разобраться, но мне очень повезло… всем НАМ повезло! что есть Системно-векторная психология и Юрий Бурлан, без которого не было бы глубочайших открытий в мире бессознательного. Спасибо за ОНЛАЙН тренинги, которые позволяют узнать о бесценном знании из любого уголка мира!

Как здорово!! Чувство удовлетворенности жизнью, это очень много…и «тараканы разбежались»)))) Спасибо, Инна, очень верно все описано!

Инна, и я чувствовала то же, особенно когда иы пишешь про апатию и нелюбовь к жизни, хотя у меня нету звука, но вот ведь как же похожи плохие состояния друг на друга, а основная причина в том, что не видишь смысла в жизни совершенно и мысль крутится в голове-где же счастье, где смысл, в чем он? Зачем эта выжженная трава и эти странные люди…

Скрытая депрессия — вот оно и мое состояние , Инна! Не могла сама себе

объяснить, что не так. Были, конечно, очевидные большие проблемы в жизни,

но у кого их нет — и ничего. живут же люди с ними как-то. Я не могла

больше — нужно было срочно что-то менять. Поиск решений привел на

тренинг. Хотелось бы раньше, но спасибо, что хоть мимо не прошла.

» впервые в жизни убогость типичного украинского шахтерского городка отступила на второй план, а в глаза бросились небо и зелень деревьев, и даже выжженная трава показалась таким аутентичным дополнением идиллии летнего дня…» — есть такой результат, тоже замечаю за собой, что стала удивляться мелочам, радоваться им, и наслаждаться в полной мере.

Диана, я тоже для себя пришла к выводу, что такие курсы дают только одно, новые приятные и полезные возможно в чем-то знакомства. От психологических проблем они не спасают, ни на один вопрос не отвечают.

«Живут же люди…» — видели мы, как люди живут, как свои пустоты заполняют — кто алкоголем, к наркотиками, кто бесконечной сменой сексуальных партнеров… СВП нужна каждому в современном мире. Это факт.

Википедия: психология виртуальной войны

(Манифест о проблеме кибербезопасности Википедии)

«Вот скажи мне, американец, в чем сила. Я думаю сила

в правде. » (из к/ф реж. А. Балабанова «Брат-2»).

Для того, чтобы глубже понять истинные мотивы удаления статьи обо мне из Википедии, мне пришлось исследовать некоторые аспекты и механизмы работы этого энциклопедического сайта. Этому я и посвящаю свое дальнейшее изложение.

Было бы странно, если бы спецслужбы проигнорировали Русскую Википедию. И они ее, конечно же, не игнорируют, стараясь влиять на наполнение статей Википедии в нужном ключе. Интерес спецслужб к корректировке содержимого русской Википедии никого удивлять не должен, это просто-напросто часть их повседневной работы в соответствии, так сказать, с должностными обязанностями. Но вот масштаб коррекций и эффективность западного влияния на русскую Wikipedia способны не то, что удивить, а просто-таки ошеломить неподготовленных людей

Например, все знают знаменитый девиз «энциклопедию может редактировать любой». Однако на деле всякий, кто захочет что-то поправить или добавить, для начала должен понравиться администратору, курирующему данную тематику.

А большинство администраторов не граждане России и хуже того, «парочка из них в американском фонде Викимедиа на зарплате» (участник Википедии golosptic 23rd-Nov-2010 04:53 am (UTC).

Многие участники давно считают, что нужна квота на администраторов-иностранцев. Иначе РУССКАЯ Википедия скоро может превратиться в Макдональдс — сытно, но вредно для РОССИИ.»

Не идет ли Википедия, по аналогии с проектом «Гринпис», который набирая участников со всего мира и используя традиции деструктивно-глобализационных проектов и бизнес-планов США, шпионит за всем миром, маскируясь борьбой за природную чистоту планеты? (Ведь от экспансии США на Ближнем Востоке больше грязи, но почему-то там нет гринписовцев!?) Только теперь Википедия, будучи американским проектом, борется не за природную чистоту планеты, а за чистоту ее знаний. Можно предположить, что Русская Википедия постепенно становится «живым» и свободным организмом, руководимым американским «мозгом». Хотя у Русской Википедии подсознание или сердце русское, но сознание уже американское. Во всяком случае мы пришли к такому выводу, на основании контент-анализа Википедии.

С большим трудом пробиваются статьи о развитии культуры и искусства в регионах России. Пишется много статей, но большинство из них удаляется. Я это говорю на примере статей, направляемых участниками Википедии из Татарстана. При этом нельзя забывать, что Россия будет подниматься только тогда, когда будут подниматься регионы.

Поэтому, в настоящее время довести до победного конца какую-нибудь статью, которая бы позитивно, негативно или объективно представляла какой-нибудь объект (понятие и т.п.) или субъект (страну, госстуктуру, личность и др.), которые взаимосвязаны, очень сложно. И эта сложность связана не только с финансово-прагматичной мотивацией админов и участников Википедии, но и с тем, что эта мотивация ограничивается политикой, в частности, жесткой кадровой политикой, проводимой американским руководством Википедии в отношении админов-провокаторов различных стран. Поведение и произвол проплаченных админов, админо-арбитров и участников Википедии — это отдельная тема. Но то, что в Википедию пришли нелегальные проплаты и попрошайничество, пожертвования — это факт. По-видимому, финансово-прагматичная ментальность участников русской Википедии является частью российской теневой экономики и коррупции.

Эти исследователи выделяют следующие признаки тоталитарной секты, которые имеют место у Википедии:

Википедия, как некая секта, постепенно вошла в доверия россиян, благодаря безобидным и необходимым справочным материалам. Сейчас эта энциклопедия манипулирует, зная, что многие уже вошли в зависимость от этого ресурса и страдают вики-манией. Результатом этой манипуляции является попрошайничество.

Следовательно, США вооружилась сектой-Википедией, подрывающей весь мир. А может быть, информационная вики-секта прижилась в России, в силу того, что наша страна имеет утраченную советскую тоталитарную ментальность? А может быть Россия сама сделала из Википедии тоталитарную интернет-секту, а ее основатель Уэлс вообще здесь ни причем? Конечно, это не так.

Википедию боятся многие субъекты в т.ч. международные (личности, известные мировые СМИ, представители законодательной и исполнительной власти, и даже представители спецслужб и т. п.) и этот страх обусловлен возможностью лишиться размещения статьи о себе или получить имиджевые и материальные потери, вызванные содержанием статьи о себе. Поэтому Википедия, с этой точки зрения, является прекрасным манипулятором между различными субъектами мира. Это, по-видимому, создает условия для различных финансовых и коррупционных методов урегулирования, возникающих разногласий и недовольства различных сторон.

Википедия — это спам, навязанный США. И его опасность не только в контенте, но и в популярности и спамности. Википедия вылезает везде в поисковых системах. Ее, по-видимому, специально накручивают все поисковые системы, так как это выгодно (между поисковыми системами и Википедией есть сотрудничество).

Ложь в форме информационного проброса, которая часто практикуется в Википедии и затем дальнейшая коррекция наносит моральный ущерб. Это хулиганский виртуальный мир. США проделывают эти информационные пробросы, как основание для монеторинга и поиска истины для США. Админы умышленно не удаляют эти информационные пробросы, под предлогом, того, что, дескать, простите не углядели, но в следующий раз будем внимательнее. Хотя некоторые статьи удаляются мгновенно. Википедия является инструментом для распространения слухов, которые обуздать потом сложнее.

Китай, видя в Википедии проблему своей национальной безопасности, оперативно за небольшой промежуток времени организовал свою доморощенную независимую от Википедии, интернет-энциклопедию «Худун» (Hudong) и увел значительную часть читателей, тем самым победив информационную американскую вики-экспансию. Худун является крупнейшей он-лайн энциклопедией в Китае и в мире , основанная в 2005 году. По данным на июль 2013 года она содержала 7,7 миллионов статей. В настоящий момент по числу статей Худун превосходит три крупнейшие Википедии вместе взятые (английскую, нидерландскую, и немецкую), являясь крупнейшей энциклопедией в мире.

Таким образом, Китай блокировал временно некоторые статьи и всю Википедию и за это время успел поднять Худун! И поэтому, китайцы в настоящее время, Википедию оценивают скорее всего нейтрально или негативно, чем позитивно. По словам основателя Википедии, начиная с 2008 года и далее, доступ ко всем разделам Википедии в Китае открыт, но определенные статьи по прежнему блокируются от просмотра. Количество заблокированных статей медленно растет и теперь включает несколько страниц обсуждений.

Википедия должна быть политически индифферентна. Истинная энциклопедия это энциклопедия вневременных и вечных знаний, а настоящее еще неэнциклопедично и спорно. Нечто становящееся не должно быть основанием для контента Википедии (политические темы и т. п. ). Как сделать так, чтобы Википедия была просто сбором истин, а не площадкой конфликтов и споров, в частности межнациональных конфликтов. По-видимому, на некоторых статьях Википедии должны быть пометки: «Данная статья может быть опасной. » (А то Википедия об этом написала только в своей шапке).

Третья Мировая Война виртуально уже давно идет в Википедии. А может быть эта виртуальная третья мировая война — профилактика от реальной третьей мировой войны? Или наоборот, Википедия может обострить мировую обстановку? По сути своей, в Википедии ежедневно идет поток оформления пактов об отношениях между странами и различными иными субъектами. В ближайшее время нам необходимо ответить на важный вопрос: Википедия стимулирует международное напряжение и войны или наоборот занимается их профилактикой?

Сейчас преимущественно, Википедия основывается на законе свободы прав человека в мире — это древнейший инструмент США. Это идеал, мечта мира, который сам не выполним в США, но они этим инструментом ковыряют весь мир, задевая суверенные права всех стран, занимаясь экспансией во все страны. Википедия — это инструмент, который вырабатывает рекомендации для многих стран мира. Это территория диалога стран. Это площадка, на которой формируются документы и соглашения между странами, замаскированные под статью Википедии. Но не плохо бы если бы этим инструментом пользовалась структура, состоящая из членов, делегированных всеми странами мира. Политтехнология США известна: взять любой конфликт и использовать его для вхождения доллара в эту страну и сделать страну зависимой от США. Так, например, когда нибудь и Азербайджан—Армянский конфликт будет использован для этого.

В то же время, несмотря на деструктиные установки, нельзя забывать, что Википедия может иметь все основания для того, чтобы претендовать на Банк Памяти и Разума — Интернет-Мозга планеты.

Есть проект, согласно которому, Россией будет достигнута договоренность с администрацией Википедии (США) и на этом основании полностью исчезнет экономическое и политическое влияние США на высокопоставленных админов и участников русской Википедии.

Все-таки есть надежды, что появится свой российский доморощенный контент со статьями из Википедии. В нем не будет проамериканской и подрывной направленности, он будет более безопасный с точки зрения государственной безопасности. И поэтому, наконец, появятся тексты, поднимающие дух и самооценку россиян (взгляните на английскую Википедию, преисполненную чувством патриотизма к США).

Кстати, в самой Википедии, в статье посвященной основателю Википедии Джимми Уэлсу, написано, что он делал попытки подкупа авторов некоторых статей Википедии. Уэйлса неоднократно обвиняли в нарушении правил Википедии. В частности, бывший сотрудник компании Novell Джефф Мерки обвинил Джимми Уэйлса в том, что в 2006 году Уэйлс предложил ему за деньги исправить статью в Википедии. Видимо, этот факт помещен в Википедию из-за политических соображений, дескать в Википедии работают честные и неподкупные участники. Поэтому вопрос о коррумпированности всей системы Википедии остается открытым.

В Википедии написано, что основателя Википедии Джимми Уэйлса иногда иронично называют «Великодушным диктатором» Википедии, хотя он отказывается от этого титула и редко дает указания википедийскому сообществу. Это не вызываает сомнения, так как википедийскому сообществу дают указания службы, которые традиционно обеспечивают национальную безопасность США и подрывают национальную безопасность различных стран мира.

Доцент, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин

© Публикуется с любезного разрешения автора

Психология википедия

Психолог (др.-греч. . — душа; . — знание) — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.

Психолог, как правило, имеет завершенное высшее психологическое образование или прошёл переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». У него могут быть следующие квалификации: «бакалавр», «специалист», «магистр» по направлению подготовки «психология».

Психические явления, изучаемые психологом, включают в себя психические процессы, свойства и состояния личности в таких областях человеческой деятельности как система здравоохранения, образование, сферы профессиональной деятельности, бизнеса, спорта, искусства, а также система социальной помощи и поддержки и др.

Психолог может выполнять следующие виды деятельности:

Существует следующее условное разделение:

Главные различия психолога от психиатра и психотерапевта состоят в следующем:

В основном, к психологу обращаются в таких случаях как:

На сегодняшний день деятельность психолога в России регулируется только «Этическим кодексом психолога».

Психология википедия

Психология (от дегь-грек. . — «руьгь»; . — «чирвал») — инсандини амай чан квай гьайванри чпи чеб тухузвай гьал чирзавай алим я, гьак?ни инсанрин к?ерет?рин гьалдиз баян гузвай.

Урус алим-психолог С. Л. Рубинштейна 1940 йисан гьалдизпсихологиядиз тарихдин патай къимет ганвай. «Психология пара ч?ехини пара жегьил илим я, адахъ 1000 йисан тарих ава, ят?ани ам вири виликан ч?авара ава. Вич вичиз яшамишзавай илим хьиз адан тарихди ц?ут?ар йисар гьисабзава, ят?ани адан рекъин ч?ехи пай фидософияди кьазва, гьавиляй лагьайт?а жеда, философия гьикьван ават?а — гьакьван психологияни ава».

Фадлай авай антик ч?аван кхьидайбуру инсандин руьгьуьнизни акьулдиз пара чка гузвай чпин фикирра. Исятдан ч?авалди дегь ч?ван кхьидайбуру кхьейи зт?арикай гьелени къимет авайди кьилди са Гиппократан фикир я Темпераментрикай. Гьак?ни Платонан фикирри еке таъсир гана психологиядиз. Маса илимарни хьиз, психологиядин ч?ехи буба Аристотель я лагьайт?а жеда.

Кьуланйисарин к?валахар психологиядикай, Европада ч?ехи пай диндинни акьулдин суалриз таликь тир. Еке таъсир и патай хашперес философри гана, Фома Аквавидилай эгеч?на, гьак?ни Аристотелян фикирарни къачунвай. Рагъэкъеч?дай патан алимрикай психологиядикай пара фикирар авайди Ибн Сина (Авиценна) тир.

1590 йиса Рудольф Гоклениуса сифте сеферда «психология» гаф ишлемишна, руьгьукай илимдиз т?вар гудайла. Адан сач?аванди Оттон Касман сифте кас тир, а гаф къенин гъавурда ишлемишнавай.

Источник: http://lovewithyou.ru/poleznoe/psihologiya-vikipediya/

Психология

Психология — наука, изучающая психическую жизнь человека, психические состояния, процессы и особенности, а также их развитие в деятельности и общении.

Содержание

[править] Общие сведения

Предметом психологии являются восприятие, чувства, переживания, мысли, стремления, то есть все то, что является содержимым жизни. До начала формирования научной психологии существовала жизненная психология (жизненные знания людей друг о друге). Научная отличается от жизненной своей определенностью, рациональностью, экспериментальностью и концентрацией знаний.

[править] История психологии как науки

[править] Психология как наука о душе

В этот период психология существовала не как самостоятельная наука, а в рамках философских и медицинских знаний, ее предметом являлась душа. Душа считалась свойственной как живым, так и неживым объектам. Характерные наблюдательные исследования и восприятие психической жизни человека как таинственного и загадочного. Во время противостояния двух философских школ, материалистов и идеалистов появляется первая психологическая работа — «О душе» Аристотеля.

[править] Психология как наука о сознании

Этот этап начинается с учения Рене Декарта (XV век), который первый ввел понятия «рефлекса» и «сознания». Под сознанием он понимал способность думать и чувствовать. В этот период появляются первые психологические общества, институты психологических знаний. Символической точкой начала психологии как самостоятельной науки считается открытие в 1879 году в Вене Вундтом первой лаборатории для изучения психических явлений. На развитие науки конкретно повлияло учение Дарвина, Сеченова, Павлова. Развиваются связи с другими дисциплинами. Одно из самых известных направлений этого типа — психоанализ Зигмунда Фрейда.

[править] Психология как наука о поведении

Основные идеи направления бихевиоризма были сформулированы Джоном Уотсоном в XIX веке. По его словам, психология не может иметь сознание как предмет, потому что то, что объективно невозможно наблюдать или не существует, или недостижимо для изучения. Предметом психологии же является поведение, которое понимается как реакция на определенные стимулы. В дальнейшем необихевиористы смягчили теории Уотсона, добавив к двухполюсной схеме желания, мотивы и стремления самого человека.

[править] Психология как наука о фактах, механизмах и закономерностях психики и сознания

В основе теорий современной психологии лежит первоначальность материи (головной мозг), сознание — отражение материального мира. Психика воспринимается как деятельность мозга, внутренняя жизнь невозможна без внешней физической.

[править] Место психологии в науке

Связь психологии с философией можно увидеть в их общей истории, а также в поиске ответов на глобальные экзистенциальное вопросы. Из естественных наук психология имеет общие связи с медициной, в частности с физиологией высшей нервной деятельности (ВНД). Наличие общей проблематики связывает психологию с социальными науками. Ее цель — обобщение и синтез достижений других научных дисциплин, объектом изучения которых является человек.

Источник: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Психология

Структура категорий,
содержащих статьи о психологии:

Психоло́гия ( греч. ψυχή — душа и логос — наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики. Психологию часто путают с психиатрией, которая занимается нарушениями функционирования психики.

Содержание

Объект психологии [ править ]

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Часто говорят, что психология — это наука о душе, из которой исключено исследование души. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует этология). Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают любые ненаблюдаемые переменные, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования. Отдельный раздел представляет собой социальная психология

Место психологии в системе наук [ править ]

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

История [ править ]

Античность [ править ]

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века [ править ]

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами начиная с Фомы Аквинского были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время [ править ]

психолог википедия

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век [ править ]

2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов.

XIX век [ править ]

психолог википедия

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук. Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов. Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век [ править ]

Первые десятилетия [ править ]

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина «комплекс неполноценности») и Карл Густав Юнг. В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, основанная на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы. В Германии развивается гештальт-психология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления. Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е годы [ править ]

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальт-психология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения. Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей. Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальт-терапия и др.).

психолог википедия

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности. Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР. Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы [ править ]

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период. Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер. Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий. На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации. Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи. В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы (саентология, лайфспринг). В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной и приведённой в соответствие с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы [ править ]

Происходит бурный рост когнитивной психологии, постепенно занимающей всё большую роль в науке, практически вытесняя бихевиоризм. Когнитивная психология шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика. В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Современное положение [ править ]

Этот раздел не завершён.

Парапсихология [ править ]

Парапсихология (от греч. пара — вне (около), психо — душа, логос — наука) — внепсихологическая дисциплина, изучающая необычные и уникальные процессы паранормальных явлений в природе, а также способности человека выходящие за рамки «обычных» чувств и реакций организма: способность вступать в связь с силами природы для получения информации о прошлом и будущем, или, влиять на физические и химические реакции посредством мысли и воли (при помощи «сил своего разума») и отличаются тем, что парапсихологические явления не должны быть вызваны ни одним из известных науке видов энергий. Результаты исследований убедительно свидетельствуют, что парапсихология действительно имеет дело с явлениями, которые тесно связаны с сознанием и психикой человека. Тем не менее, данная область знаний названа парапсихологией для того, чтобы подчеркнуть, что она занимается явлениями, связанными с человеческой психикой, но выходящими за рамки интересов классической психологии.

Источник: http://traditio.wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Что такое Психология?

Автор Evgeniy в 14/08/2012 . Опубликовано Психология 101 Последнее обновление: 19/08/2012

Вопрос: Что такое психология?

Один из наиболее распространенных вопросов, задаваемых новоявленными студентами-психологами — «Что такое психология?» Заблуждения, сформированные популярными средствами массовой информации, также как и различные пути в карьере тех, кто имеет научную степень по психологии, создали путаницу.

Психология — это одновременно прикладная и научная область, которая изучает сознание и поведение человека. Исследования в психологии направлены на понимание и объяснение того, как мы думаем, действуем и чувствуем. Практическое применение психологии включает лечение психических заболеваний, повышение производительности, самопомощь, эргономику и многие другие области, оказывающие влияние на здоровье и повседневную жизнь.

Ответ:

Ранняя психология

Корни психологии уходят в философию и биологию. Обсуждения этих двух истоков восходят к древнегреческим мыслителям, в частности, Аристотелю и Сократу. Слово «психология» происходит от греческого слова psyche, которое означает «душа» или «сознание».

Отдельная наука

Появление психологии как отдельной и независимой области исследования в действительности произошло, когда Вильгельм Вундт основал первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге (Германия) в 1879 году.

Работа Вундта заключалась в описании составляющих элементов мышления. Эта точка зрения опиралась главным образом на анализ ощущений и чувств с помощью самоанализа, который является крайне субъективным. Вундт считал, что должным образом подготовленные личности смогут правильно определить психические процессы, которые сопровождают чувства, ощущения и мысли.

Школы мысли

На протяжении всей истории психологии формировались различные школы для объяснения человеческого мышления и поведения. Эти школы мысли становились доминирующими в определенные периоды времени. Несмотря на то, что школы иногда воспринимались как конкурирующие силы, каждая внесла свой вклад в понимание психологии.

Психология сегодня

Сегодня психологи предпочитают пользоваться более объективными научными методами для понимания, объяснения и предсказания поведения человека. Психологические исследования хорошо структурированы, начиная с гипотезы, заканчивая ее эмпирической проверкой. Дисциплина подразделяется на две основные области: научная и прикладная психология. Научная психология занимается изучением различных подтем, включая личность, социальное поведение и развитие человека. Психологи в этой области производят фундаментальные исследования, направленные на расширение теоретических знаний, другие же исследователи занимаются прикладными исследованиями, направленными на поиск решения повседневных проблем.

Прикладная психология использует различные психологические принципы для решения реальных проблем. Примерами прикладных сфер психологии являются судебная психология, эргономика и индустриально-организационная психология. Многие другие психологи работают психотерапевтами, помогая людям преодолевать психические, поведенческие и эмоциональные расстройства.

Методы исследования психологии

Так как психология отходит от философских корней, психологи стали использовать все больше научных методов для изучения поведения человека. Современные исследователи используют разнообразные приемы, включая эксперименты, корреляционный анализ, лонгитюдное исследование и другие, для тестирования, объяснения и предсказания поведения.

Области психологии

Психология — широкая и разнообразная наука. Появилось большое количество ее разделов. Вот несколько сфер исследования и применения психологии:

Патопсихология — изучение анормального поведения и психопатологий. Эта область сосредоточена на исследовании и лечении различных психических расстройств и связана с психотерапией и клинической психологией.

Биологическая психология, также известная как биопсихология, изучает, как биологические процессы влияют на сознание и поведение. Эта область связана с неврологией и использует такие инструменты, как МРТ и ПЭТ для диагностики травм или аномалий головного мозга.

Клиническая психология занимается оценкой, диагностикой и лечением умственных расстройств.

Когнитивная психология — изучение процессов человеческого мышления и познания. Психологи этого направления изучают внимание, память, восприятие, принятие решений, решение проблем и процесс изучения языка.

Сравнительная психология — ответвление психологии, связанное с изучением поведения животных. Исследования могут привести к более глубокому пониманию психологии человека.

Психология развития рассматривает рост и развитие человека на продолжительности всей жизни. Теории посвящены рассмотрению познавательных способностей, морали, социального функционирования личности и других сфер жизни.

Судебная психология — прикладная область, ориентированная на использование психологических исследований и принципов системы правосудия.

Индустриально-организационная психология — область, использующая психологические исследования для увеличения производительности труда, подбора сотрудников, улучшения дизайна продукции и повышения полезности.

Психология личности рассматривает разные элементы, являющиеся составными частями отдельно взятой личности. Известные теории личности — структурная модель личности Фрейда и пятифакторная модель личности.

Педагогическая психология — ответвление психологии, которое работает в системе образования с целью помочь детям с эмоциональными, социальными и учебными проблемами.

Социальная психология — дисциплина, использующая научные методы для изучения социального влияния, социального восприятия и социального взаимодействия. Социальная психология изучает различные вопросы, включая поведение групп, социальное восприятие, лидерство, невербальное поведение, конформизм, агрессию и предрассудки.

Источник: http://aboutyourself.ru/101/chto-takoe-psixologiya.html

О психологии.

Психология

Психоло́гия(греч. ψυχή — душа; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного. Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

ПСИХОЛОГИЯ, наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множество психологических представлений вполне успешно, хотя и эклектически, уживаются друг с другом. Психология теперь определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отраслей исследований, например экспериментальная психология, социальная психология, клиническая психология (или патопсихология), психология научения, восприятия, мотивации, эмоций, личности, сравнительная психология, прикладная психология, психология развития. Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека.

Что такое психология? Многих людей интересует вопрос, что такое психология, какое существует простое и понятное определение психологии. Но определений психологии существует множество, поэтому дать односложное определение понятию психология невозможно. Самое простое определение психологии как науки таково: Психология — это наука о душе человека. Ведь «pshyso» в переводе с греческого языка означает «душа», а «logia» — «наука, учение». Стандартное определение психологии как науки от самих психологов: Психология — это такая наука о закономерностях развития и функционирования психической деятельности человека. Достаточно нудное, сложное и непонятное определение, верно?

Если говорить проще и понятнее, то Психология — это наука о психологической картине мира, которая приоткрывает завесу над тайной мыслей, чувств, восприятия, ощущений и мотивов действий, поступков отдельного человека, нескольких людей или общества в целом. Ключевым понятием в изучении психологии является понятие психики человека. Для познания психики людей ученые исследовали и исследуют поведение животных и системы искусственно созданных институтов, например, школ или организаций.

Исходя из понимания того, что психика — это особая система субъективных явлений, состоящая из различных психических состояний, психических процессов и психологических свойств человека и общества, то можно дать науке психологии дать следующее определение: психология — это гуманитарная наука о закономерностях развития и работы психики как специфической формы жизнедеятельности человека, коллектива и общества.

Кто такой психолог? Психолог — это специалист в сфере практической, прикладной психологии (например, юридической, педагогической, медицинской психологии), главная задача которого — оказывать людям своевременную психологическую помощь, облегчать их душевные страдания и указывать правильное направление в жизни.

По сути психолог — это тот же священник. Только если священник лечит душу человека путем обращения к Богу, то психолог врачует людские души путем самоанализа, выявления и разбора, анализа и разоблачения страхов, комплексов, иллюзий (заблуждений) человека как о самом себе, так и об окружающих его людям, так и о жизни в целом.

Раньше часто психологию называли душесловием, а психолога — специалиста по психологии — душесловом. Психотерапевт — еще одно название специалиста в области практической, прикладной психологии. Если психолог просто выявляет глубинные проблемы и заблуждения в психике человека, которые мешают ему нормально и счастливо жить и раскрывает человеку причины его поведения, то психотерапевт не только выявляет и диагностирует психологические проблемы, но еще и лечит с помощью тех или иных терапевтических методов или методик.

Что значит «психологический»? Это значит «душевный», вернее — «логический с душевной точки зрения», «правильный с точки зрения души», «научный с точки зрения души». А «психический» — значит «душевный», связанный с душой.

Главное отличие психологии от психиатрии заключается в том, что психиатрия имеет дело с различными нарушениями, отклонениями нормальной работы психики и занимается их лечением, а психология помогает нормальному человеку со здоровой психикой определиться в различных проблемных житейских ситуациях, дает ответы на вопросы, как быть и что делать дальше.

Наука психиатрия занимается изучением различных душевных, психических, явно выраженных заболеваний — безумия, паранойи, шизофрении и др. А наука психология и психотерапия помогает человеку в тяжелые, кризисные моменты в жизни — при разводе, утрате любимого человека, неудачах в личной жизни или на работе.

Есть еще интересное определение психологии как науки: психология — это душеврачевание. Психология — это наука, которая ставит своей главной целью познание души человека и её врачевания, успокоения. Главная цель прикладной, практической или как еще называют популярной поп-психологии — делать людей счастливыми путем познания собственного «Я» и примирения как с собой, так и с другими людьми.

Оригинальное понятие психологии. Психология — это душеведение, это наука о душе (т.е. психология — это наука о психике), которая познает закономерности развития и жизни души человека с тем, чтобы сделать его жизнь полной и счастливой. После понятия психики вторым ключевым понятием в психологии является понятие личности.

Современная наука психология изучает душу человека как одно из самых загадочных свойств человеческого тела с целью предсказания и предотвращения в будущем в жизни человека возможных неблагоприятных событий. Также современная общая психология изучает поведение человека как комплекс его реакций на внешние факторы.

Психология как наука занимается исследованием сознания человека, которое способно чувствовать, мыслить, желать, ощущать, воспринимать информацию из внешнего мира и внутреннего мира человека. Также общая психология обязательно изучает человеческую душу — психику — путем познания её свойств, закономерностей и механизмов работы.

У науки психологии есть свой предмет и свои основные методы. Предмет психологии — это то, что именно изучает наука психология. Предмет изучения науки психологии — это душа (психика) и человек (личность).

Метод науки психологии — это, как именно, с помощью каких средств и путей психологи изучают предмет психологии — душу человека. Психологических научных методов много, но основной из них исторический метод, логический метод, историко-логический — диалектический метод в психологии, деятельный метод, структурный метод, системный метод, функциональный метод, сравнительный метод, математический метод, наблюдательный метод, экспериментальный метод, эмпирический метод и др. методы изучения психологии и её предмета — души, психики человека.

Что касается отраслей и видов психологии как науки и как социального явления, то их существует очень много:

общая психология, психология личности, психология коллектива, общественная, социальная психология, популярная психология — поп-психология, детская психология ребенка и детей, психология родителей, психология воспитания и психология наказания, интегральная психология, идеалистическая психология, экзистенциальная психология, гуманистическая психология, психотерапия, политическая психология, юридическая психология, педагогическая психология, зоопсихология — психология поведения животных, бихейвиристическая психология — бихевиоризм, позитивистская психология — позитивизм, гаштальтпсихология, психоанализ, когнитивная, познавательная психология, трансперсональная психология, психолингвистика, экспериментальная психология, клиническая, медицинская психология, сравнительная психология, прикладная психология, практическая психология, психология развития, психология личности, психология мотиваций, психология чувств и эмоций, психология делового общения, возрастная психология, психология отношений, психология общения, психология управления, тифлопсихология, женская психология женщин и мужская психология мужчин, психология труда, специальная психология, семейная психология семьи, отечественная и зарубежная психология, психология образования, психология поведения, психология цвета, научная психология, деловая психология, когнитивная психология, методологическая психология, психология любви и секса, психология мышления, психология конфликта, психология подростка, дифференциальная психология, психология власти и влияния, математическая психология, психология внимания, инженерная психология, психология речи, индивидуальная психология, психология девушек, психология кризиса, экономическая психология, дошкольная психология, психология игры, специальная психология, психология здоровья, психология коллектива, психология бизнеса, гендерная, половая психология, психология школьника, психология студента, психология специалиста, психология спорта, психология парней, теоретическая психология, психология коммуникации, массовая психология, психология культуры, ситуативная психология ситуаций и различных состоятий, психология лидерства, психология продаж, психология организации, психология лжи, межличностная психология, психология персонала, военная психология, музыкальная психология и много еще других видов и отраслей психологии как науки и социального явления…

Цель психологии как науки — это дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает.

Итак, наука психология — это наука о душе, главная задача которой — помочь психически здоровому человеку разобраться в себе и с успехом решить временные житейские затруднения, чтобы стать Счастливым Человеком.

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение), психических состояний (напряженность, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).

Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами (см. работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна). С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

История психологии

Античность

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

Новое время

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

XVIII век

2 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

XIX век

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в 1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методом интроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

XX век

Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.Коффка, В.Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р.Йеркс).

1930—1940-е годы

В Германии приходят к власти фашисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии.

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов», ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж. Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм, Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в тоталитарные культы: (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

1970—1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

Источник: http://o-psihologii.info/main/930-psixologiya.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *