Психоанализ З — предмет психоанализа

17.03.2018
Содержание:
  1. Психоанализ З. Фрейда (предмет исследования, основные методы; образ человека; достоинства и ограничения данного направления)
  2. Предмет психоанализа
  3. Психоанализ
  4. Психоанализ
  5. Психоанализ: теория и психоаналитическая терапия
  6. Теория психоанализа
  7. Абреакция (англ. abreaction); отреагирование; разрядка — термин в психоанализе, означающий повторное переживание травматического события, с целью дать выход избытку сдерживаемых эмоций. Иногда под абреакцией также имеется в виду способ осознания подавленных травматических событий.)
  8. Абреакцией (отреагированием) называется только сознательное переживание уже случившегося травматического события. Бессознательное развитие пугающего сценария относится к защитным механизмам и называется отыгрыванием (или, что порой вызывает терминологическую путаницу, «отреагированием вовне»).
  9. Переломное время для психоанализа как считается является 24 июля 1895 года, когда З. Фрейду приснился сон, после которого он пришел к выводу о том что, сны имеют смысл, что сны это посылы бессознательного, которые можно анализировать и толковать. В дальнейшем это привело Фрейда к методу свободных ассоциаций.
  10. Абреакционная терапия
  11. Абреакционная терапия является такой формой психотерапии, при которой абреакция используется для оказания помощи пациенту, страдающему от посттравматического стрессового расстройства, методом драматического проигрывания конфликтной ситуации (устного или ролевого).
  12. Механизм действия данной терапии можно сравнить со «вскрытием гнойника». Открытие опухоли даёт возможность вывести гной и приводит к заживлению болезненного участка. Подобно тому, как операция по удалению нагноения может происходить болезненно, точно так же проигрывание травматического события может оказаться довольно неприятным для пациента, а воспоминание о боли может чувствоваться физически.
  13. До 1910 годов, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.
  14. В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).
  15. 1.2 Сущность психоанализа
  16. 2. Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.
  17. 3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
  18. 1.3 Основные идеи психоанализа
  19. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному — осознаётся.
  20. Несколько основных классов проявлений бессознательного:
  21. 1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами
  22. 2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности
  23. 3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
  24. 4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
  25. 1.4 Бессознательное в работах Фрейда
  26. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
  27. 1.5 Бессознательное в работах Юнга
  28. По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Так же бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Принципиально иначе бессознательное понимается в психоанализе.
  29. 1.6 Бессознательное в работах Лакана
  30. Школа лакановского психоанализа — одна из трёх крупнейших психоаналитических школ, которая осуществляет наиболее передовые исследования в области лакановского психоанализа. Основана 17 ноября 1985 учениками и последователями Жака Лакана Ги Лё Гофэ, Жаном Аллюшем и Роланом Летье.
  31. 1.7 Основная деятельность
  32. 2.1 Понятие и суть
  33. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях:
  34. 2.2 Истолкование сновидений, как “королевская дорога” психоанализа
  35. 3.1 Метод и необходимые условия

    Фрейд ввел психоаналитический метод в науку одновременно и как метод исследования и как метод лечения людей, страдающих психическими расстройствами (см. гл. VIII. 4.). Что же касается современных психоаналитических интервью, то они часто выполняют только диагностические задачи, поэтому,проводя их. психоаналитик мыслит категориями прежде всего диагностическими. Соотнося услышанное от пациента с существующей в психоанализе теорией личности и учением о болезнях он приходит к выводу, какая психодинамика может скрываться за тем или иным симптомом.

  36. Однако в то же время психоаналитик, проводя консультацию, старается «позабыть» о существовании каких бы то ни было теорий и воспринимать сидящего перед ним человека со всей возможной непредвзятостью. Кажущаяся несовместимость этих условий психоаналитического интервью представляет собой своего рода парадокс, суть которого заключается в одновременном сосуществовании чисто теоретического и сугубо практического подходов. Если при консультации пациента главенствующая роль отводится теории, возникает угроза черезчур поспешной постановки диагноза. На человека сразу наклеивается ярлык того или иного «типичного» невроза. Ценность такой консультации невысока. С другой стороны, следует отметить, что психоаналитик, вообще не утруждающий себя теорией, рискует упустить из внимания симптомы вполне определенного заболевания. Единственным выходом из такой сложной ситуации оказывается для психоаналитика «лавирование» между научным и непосредственным восприятием говорящего.
  37. Лично я, например, воспринимаю своих пациентов прежде всего чисто по-человечески, стараюсь проявить душевное участие, завязать знакомство. Такой не совсем профессиональный подход предоставляет редкую возможность узнать пациента поближе. Сочувствие, готовность сопереживать позволяют составить себе впечатление об образе мыслей другого человека.
  38. Огромное значение для успешного диагностирования имеет также степень доверительности разговора. К сожалению, возможности, скажем. психоаналитика-мужчины адекватно воспринимать чувства пациентки весьма ограничены, тем не менее даже этого,казалось бы, непреодолимого препятствия можно избежать, изучая литературу и прилагая максимум творческого воображения.
  39. Психоаналитику следует вести себя совершенно непосредственно и естественно реагировать на поведение пациента. Нет ничего ужасного в том, что психоаналитика раздражает высокомерие пациента или пугают его грубые манеры. Спешу добавить, однако, что аналитик должен всегда контролировать (Michael & Enid Balint 1961) свои чувства и использовать их для определения образца отношений, в которые втягивает его пациент. В связи с этим личные ощущения психоаналитика оказываются великолепным инструментом диагностики расстройства отношений (Beziehungsstoerungen), применение которого в интервью позволяет получить от пациента сведения личного или интимного характера, не доступные никаким другим методам.
  40. Однако успех этого предприятия напрямую зависит от соблюдения некоторых необходимых условий:
  41. 1. Интервьюер должен уметь создавать во время консультации атмосферу доверительности, в которой пациент чувствовал бы себя достаточно уверенно для того, чтобы вести откровенный разговор, а сам психоаналитик мог бы непредвзято воспринимать собеседника. Если аналитик добился этого, то
  42. 2. Пациенту следует поддержать инициативу интервьюера, содействуя тем самым успеху разговора. Иными словами, предоставить аналитику возможность сконцентрироваться на прослушивании. В этом контексте мы говорим о процессе активного прослушивания (aktives Zuhoeren), в котором, в частности, Германн Аргеландер (1970) различает три уровня восприятия.
  43. 3.2 Три уровня «интервью»

    2. Уровень получения субъективной информации, на котором руководствуются принципом психологической очевидности; примером ее может служить, скажем, уверенность пациента в том, что его печаль связана со смертью дяди.

  44. 3. Уровень получения ситуативной ( situative, szenische ) информации, действуя на котором, психоаналитик изучает поведение пациента во время беседы, что позволяет ему определить, в какого рода отношения бессознательно включает его пациент. Те или иные внешние ситуативные проявления этого — пациент может, к примеру, вести себя как ребенок, молить аналитика о помощи, смотреть на него свысока или пытаться склонить его к половому акту — станут лишь тогда очевидны и для пациента и для психоаналитика, когда оба определят, что именно пытается один «делать» из другого, и что именно тот «другой» из себя сделать позволяет.
  45. 4.1 Качественные методы
  46. 4.2 Количественные методы
  47. В последние годы получили широкое распространение три других количественных теста:
  48. 1. «Анкета для исследования психосоматического процесса» «Анкета для исследования психосоматического процесса» (FAPK), предложена в 1981 году Клаусом Кохом. Основой для нее служили разнообразные теории возникновения психосоматических расстройств. . Из десяти пунктов анкеты наиболее важными представляются пункт 2, оценивающий степень ограниченности фантазии, пункт 3, рассматривающий эмоцианальную сторону межличностных отношений, пункты 5 и 6, уточняющие уровень бессознательной агрессивности и ее торможения.
  49. 2. «Анкета нарцистическая» «Анкета нарцистическая» (Narzissmusfragebogen), предложена в 1985 году Денеке и Мюллером. . С ее помощью исследуются особенности психики лиц, страдающих нарцистическими расстройствами личности. Например, первый пуект раскрывает такие характкрные чувства, как тревога, беспомощность и бессилие. Выбор пациентом определенной итемы демонстрирует наличие у него, в частности, неконтролируемых агрессивных импульсов, характерных как для нарцистических, так и пограничных расстройств личности, чувства собственной ничтожности, социальной изоляции, самовозвеличивания, нарцистической злости.
  50. 3. «Анкета исследования факторов агрессивности» (FAF) FAF — это «анкета исследования факторов агрессивности». Она была предложена в 1975 году Гампелем и Зельгом. Анкета включает в себя понятия «реактивной агрессивности», а также «самоагрессии» и «торможения агрессии». , созданная на основе проведенного во Фрайбурге изучения личности, предоставляет возможность определить тип агрессивности, наличествующий у испытуемого на момент исследования. Согласно психологическим и психоаналитическим теориям болезней, в возникновении психосоматических расстройств существенная роль принадлежит фактору подавленной агрессивности. В процессе лечения этих расстройств агрессивность может стать явной, что способствует исчезновению психосоматических симптомов. Анкета исследования факторов агрессивности позволяет зафиксировать эти изменения.
  51. Несмотря на то, что названные количественные методы тестирования успешно применяются в психоаналитической.
  52. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии.
  53. Психоанализ является теорией личности и методом психотерапии. Подход был развит Зигмундом Фрейдом на рубеже ХХ-ых веков. Главным понятием для З. Фрейда является концепция бессознательного — когниций человека, убеждений, стимулов, влечений, не осознаваемых ими.
  54. В классическом варианте теории Фрейда стимулы, стоящие за бессознательными влечениями, практически всегда были связаны с сексом или агрессией. Именно в силу этого обстоятельства теория Фрейда не получила широкого признания, когда она была впервые представлена публике. Хотя большинство современных психологов также не вполне разделяют фрейдовскую концепцию бессознательного, они склонны соглашаться, что индивидуумы не до конца осознают некоторые важные аспекты своего поведения.
  55. Есть вещи которые мы делаем не осознавая, в не зависимости от наших желаний, мыслей, стимулов, здесь работает бессознательная человека запуская в нем определенную программу скрытых желаний о которых мы сами можем не знать либо не признавать в себе.
  56. Самая большая проблема человека — это не соответствие души и тела, не приязнь и не принятие себя такого какой ты есть, из — за чего происходит диссонанс, столкновение противоречий, что затем отражает бессознательная.
  57. Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти. Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы.
  58. психоанализ бессознательное личность тестирование
  59. 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, в 2-х томах, под редакцией А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова-М.: «Москва», 2005- 312с.
  60. 2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, Институт психологии-А.: «Наука», 2007- 264с.
  61. 3. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии: Учебное пособие- К.: «Ника-Центр», 2007- 303с.
  62. 4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию-М.: «Москва», 2007- 400с.
  63. 5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: «Политиздат», 2007- 413с.
  64. 6. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.: «Питер», 2004- 512с.
  65. 7. Немов Р.С. Психология, книга 1.-М.: «Москва», 2006- 500с.
  66. 8. Куттер П. Современный психоанализ.- СПб.: «Б.С.К.»,1997 — 351с.
  67. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: «Питер», 2005- 420с.
  68. 10. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.-М.: «Москва», 2007- 318с.
  69. 11. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д.И.Донского, В.Ф. Круглянского — Минск.: «Поппури», 2008- 216с.
  70. 12. Фрейд З. Сочинения. -М.: «Москва», 2007- 303с.
  71. 13. Фрейд З. «Я» и «Оно».- Т.: «Веста», 1991- 397с.
  72. 14. Фрейд З. Сновидения.- А.: «Наука», 1990- 191с.
  73. 15. http://bookz.ru/authors/zigmund-freid/o-psihoa_813.html (20.04.2011)
  74. 16. http://ru.wikipedia.org/wiki/Психоанализ (21.04.2011)
  75. 17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Абреакция (21.04.2011)
  76. Размещено на Allbest.ru

Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

Психоанализ З. Фрейда (предмет исследования, основные методы; образ человека; достоинства и ограничения данного направления)

Психоанализ – врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. В Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый З. Фрейдом (1856 – 1939). Работу З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

Психологический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

Выделяются три уровня психической жизни:

— сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;

— предсознание – латентная (скрытная) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

— бессознательное – самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).

Изучение бессознательных компонентом психики и перевод их в сферу сознания состовляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры.

На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальттерапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике – сознании и бессознательном психическом, но и о личности, и их носителе.

Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения нервозов, внутреннего мира «Я» и тех структур, которые не вписывались в собственно «сознательное» в человеке.

Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа – бессознательное – изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоритически ориентированными школами.

Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 4481 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-139056.html

Предмет психоанализа

В предмет науки область бессознательного превратил психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд(1856-1939). Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов (используя, в частности сеченовское понятие о торможении). Однако ни в нейрофизиологии, ни в психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов. Он обратился к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. Первый импульс к их изучению придало применение гипноза.

Фрейд и его последователи считали, что истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. Главной была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения – либидо.

Этот взгляд привел к пересмотру прежней трактовки сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась существенно другой, чем в традиционной психологии. Таким образом, Фрейд выделил в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный.

Бессознательноеявляется источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального (либидо), и закрыто от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Предсознательное –его содержание неосознаваемо, но без труда может быть осознано человеком. Сознательное– содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные влечения.

Однако либидо все-таки прорывается сквозь «цензуру» сознания и проявляется в различных формах: сновидения, ошибочные действия, забывание неприятного, невротические симптомы и т.д. Поэтому техника психоанализа и сводится к тому, чтобы помочь человеку путем расшифровки скрытого смысла этих форм осознать вытесненное аффективное влечение.

Согласно Фрейду, сексуальное влечение в процессе развития человека претерпевает ряд изменений, связанных с фазами этого развития: оральная фаза (до 1 года); анальная (1-3 года); фаллическая (3-6 лет); латентная (6-12/14 лет). Задача психоанализа – найти те слои и ситочники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводят к неврозу.

С начала 20-х гг. Фрейд выделяет в структуре психической жизни другие инстанции:

а) «я» (эго) – регулирует действие организма в интересах его самосохранения;

б) «оно»(ид) – средоточие слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению;

в) «сверх-Я»(супер-эго) – включает моральные стандарты и запреты, усвоенные личностью бессознательно как продукт влияния общества (проявляется в виде совести). Поскольку требование «ид», «супер-эго» и внешней реальности к «эго» несовместимы, то человек постоянно находится в состоянии конфликта, который создает невыносимое напряжение.

Задача психоанализа – освободить «Я» от различных форм давления на него. Эту возможность человек приобретает с помощью действия «защитных механизмов»: вытеснения – неприятные мысли и чувства изгоняются в сферу бессознательного; рационализации – сокрытие от сознания истинных мотивов действий, мыслей и чувств и приписывание других – социально одобряемых; регрессии – уход (соскальзывание) в своем поведении на более ранний, примитивный уровень; сублимации – трансформация инстинктивной энергии психики (сексуальной и пр.) в более приемлемый для индивида и общества вид деятельности (частный случай: творчество, проявление остроумия).

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были Карл Юнг (1875-1961) иАльфред Адлер(1870-1937). Первый назвал свою психологию аналитической, второй – индивидуальной. Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемо несколькими архетипами.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертированный и интровертированный, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя «либидо», однако считал неправомерным отождествлять с сексуальным инстинктом.

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникли новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: «оно» (слепые иррациональные влечения), «я» (эго) и «сверх-я» (уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями).

От напряжения, под которым оказывается «я» из-за давления на него, с одной стороны, слепых влечений, с другой – моральных запретов, человека спасают защитные механизмы: вытеснения, сублимации и т.д.

Источник: http://studopedia.ru/1_29440_psihoanaliz-bessoznatelnoe-kak-predmet-nauki.html

Психоанализ

Психоанализ

Психоанализ – «отец» современной научной психотерапии, второй метод психотерапии в истории после классического гипноза. Методика психоанализа разрабатывалась с начала 20 века известнейшим ученым Зигмундом Фрейдом, а затем его последователями (Юнг, Адлер, Хорни, Кляйн и др). В настоящее время психоанализ является одним из самых распространенных и эффективных направлений психотерапии в мире.

С чем работает психоанализ?предмет психоанализа

Согласно психоанализу, психика человека условно разделяется на две составляющие части – бессознательное и сознательное. Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека (это скрытые желания человека, мотивы, потребности). Сознательное — часть психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное могут находиться в конкурентных отношениях.

Психоанализ основан на исследовании бессознательных психических конфликтов, которые выступают в качестве источников основных проблем человека. Эти конфликты возникают на различных этапах жизни и развития человека и закрепляются. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения человека, лежащие в основе его психических конфликтов и проблем.

Основная цель психоанализа

Основная цель — это достижение связи проблем человека в настоящем с конфликтами прошлого и разрешение проблем. Цель специалиста — помочь клиенту в «освобождении» от привычных шаблонов, не пригодных для осуществления желаний и адаптации к обществу в настоящем.

Методика психоанализа

В качестве основных методов психоанализа применяются техники свободной ассоциации (когда клиенту предлагается высказывать все ассоциации и идеи, которые приходят ему в голову в данный момент), а также работа со сновидениями, интерпретации психологических защит и высказываний клиента, анализ поведения клиента в ситуации терапии. Все это дает свой положительный лечебный результат — человек постепенно осознает и понимает свои психологические конфликты и может их разрешить.

В настоящее время имеется много разновидностей психоанализа, которые отличаются своими нюансами. Выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные формы психоанализа. В случае клинически выраженных расстройств применяются среднесрочные формы работы (от 15 до 30 встреч). В некоторых редких случаях рекомендуется применять долгосрочные формы, тогда оправданная длительность психоанализа может составлять несколько лет.

Психоанализ – фундаментальное направление психотерапии, глубокий и серьезный метод, требующий высокой квалификации психотерапевта, а также вдумчивости, мотивированности и настойчивости клиента. Специалисты-психотерапевты основных направлений психотерапии получают образование по основам психоанализа, что позволяет им использовать обширный опыт этого метода в собственной практике. Использование методик психоанализа существенно обогащает психотерапию и приносит более качественный и существенный результат в работе с клиентами!

Источник: http://psy-clinic.ru/psihoanalis

Психоанализ: теория и психоаналитическая терапия

Психоанализ как психологическая теория появился на рубеже XIX-XX веков благодаря работе австрийского невролога Зигмунда Фрейда. Теория стала основой для практического метода психотерапии, который заслужил огромный авторитет в последующие годы. Принципы психоанализа в значительной степени повлияли на последующие психологические теории, а само направление получило название «неофрейдизм». Представителями этого направления психологии считаются Эрих Фромм, Жак Лакан, Карен Хорни. Они не только развили метод психоанализа, но и внесли огромный вклад в изучение мотивов человеческого поведения.