Сибирский Институт Психоанализа | Обучение психоанализу в Новосибирске? В Сибирском Институте Психоанализа! — кто является основоположником психоанализа

28.06.2018

Электронная почта:
директор:
psy.vladimir@gmail.com
заместитель директора:
psy.olga@mail.ru
администратор:
admin@psychoanalys-sip.ru

Новости и события

кто является основоположником психоанализа

Адрес института:

630007, г.Новосибирск,
ул.Коммунистическая,
дом 48А, офис 603

Телефоны для справок:
директор: 8-988-506-86-27,
8-913-901-87-21
администратор: 8-913-891-55-22
бухгалтер: 8-913-89-110-89

Электронная почта:
директор:
psy.vladimir@gmail.com
заместитель директора:
psy.olga@mail.ru
администратор:
admin@psychoanalys-sip.ru

Основоположники психоанализа

кто является основоположником психоанализа«Как человечеству в целом, так и отдельному человеку трудно сносить жизнь».

Зигмунд Фрейд («Будущее одной иллюзии»).

«В психической жизни человека всегда присутствует «другой». Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле».

Зигмунд Фрейд («Психология масс и анализ Я»).

кто является основоположником психоанализа«Отдельно от общества культуры не существует. Культура — это как раз то, что держит нас вместе. Это не бесполезный паразит на теле, который лучше всего поскорее вычесать. Я советую его не трогать — он щекочет и не дает уснуть. Он пробудит ваши чувства, склонные под влиянием окружающих условий, то есть того, что другие, те, кто придет после вас, назовут вашей культурой, несколько задремать. А культурой это станет для них потому, что за этим будете для них стоять вы, а с вами и те социальные связи, чьим носителем вы являетесь. В конечном счете все к социальным связям и сводится. Эти связи и называю я дискурсом, ибо теперь, когда ясно стало, что устанавливаются они лишь постольку, поскольку укоренены в способе, которым запечатлевает собой кишащую массу говорящих существ язык, по другому их уже не назвать».

Жак Лакан (Семинары. Книга 20 «Ещё». стр. 65-66.)

кто является основоположником психоанализа«. если мать не слишком погружена в переживания ребенка и не слишком сильно идентифицируется с ним, она способна использовать свою мудрость, направляя ребенка наиболее полезным образом. В таком случае она получит полное удовольствие от возможности способствовать развитию ребенка — удовольствие, которое, к тому же, усиливается фантазиями сделать для ребенка то, что ее мать делала для нее, или то, что она желала, чтобы мать сделала».

Мелани Кляйн («Любовь, вина и репарация»).

кто является основоположником психоанализа«Нет ничего уничижительного в квалификативном определении «невротический». Наша «воля» ничего не может против невротических симптомов, кроме разве того, чтобы усугубить. Наш разум действует так же. Разум и воля, используемые, чтобы спрятать от самого себя и от других свои аффективные трудности, отрицая и в то же время преоболевая их сознательно, — оружие, недостойное искреннего человеческого существа».

Франсуаза Дольто («Психоанализ и педиатрия»).

Источник: http://psychoanalys-sip.ru/node/18

Психоанализ. Зигмунд Фрейд

кто является основоположником психоанализа

Основоположником психоанализа является австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд. Теория психоанализа Фрейда основана, в первую очередь, на принципах детерминизма и иррациональности. Принцип детерминизма выражается в том, что все психические явления человека зависят от факторов, их порождающих, т. е. поведение человека не свободно, а определяется инстинктами, создающими энергию для организма: инстинктами жизни (сексуальными) и инстинктами смерти (агрессивными). Либидо – сексуальная энергия, Танатос – энергия смерти. Энергия может направляться на два объекта: объект Я и объект Другой. Количество энергии ограничено, если она направляется в одну область, то её не хватает в другой. Принцип иррациональности отражает тот факт, что поведение человека необдуманно, и причина его лежит в бессознательном. Таким образом, Фрейд видел человека, как биологическую машину, запрограммированную действовать определённым образом. Фрейд предложил структуру личности, в которой выделил три подструктуры: Id (Оно), Ego (Я), Superego (Супер Я).

Id: полностью бессознательно, хаотично, является хранилищем инстинктов, содержит энергию человека, не знает страха, правил, функционирует по принципу удовлетворения любых желаний, которые должны быть немедленно удовлетворены. Id доминирует, когда человек находится долгое время один (например, — одиночная камера) или в экстремальных обстоятельствах (трагедия в метро на Немиге – люди, спасаясь от стихии, давили друг друга).

Ego: начинает формироваться с рождения ребёнка и заканчивается приблизительно в возрасте трёх лет, оно упорядочено, структурировано, действует по принципу реальности, желания удовлетворяются не немедленно, а тогда, когда это возможно. Эго – великая служанка, удовлетворяющая желания Id, исходя из правил Superego. Эго – площадка, где сталкиваются Id(инстинкты) и Superego(моральные ценности). Эго призвано снимать противоречия между ними. Все, что мешает человеку, эго вытесняет в бессознательное с помощью механизмов защиты.

Superego: формируется в возрасте от трёх до шести лет, оно представлено моральными ценностями, которые формируются родителями, обществом. Формирование Superego у мальчиков связано с прохождением «Эдипова комплекса», а у девочек – «комплекса Электры». Система моральных правил у мальчиков развита больше, т. к. они испытывают страх кастрации. Таким образом, теория Фрейда основана на том, что сексуальность человека есть основа бессознательного. Сексуальная энергия отвечает за развитие общества и культуры.

Так же Фрейдом были открыты основные методы психической защиты, которые защищают психику человека от сверх сильных воздействий.

Источник: http://1vc0.ru/psixoanaliz-zigmund-frejd

Зигмунд фрейд: человек и основатель психоанализа достижима ли биографическая истина?

страница1/5
Дата14.05.2016
Размер0.69 Mb.
ТипГлава
Глава 2 ЗИГМУНД ФРЕЙД:ЧЕЛОВЕК И ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИЗА

1. Достижима ли биографическая истина?

О жизни Фрейда и возникновении психоанализа написано немало. Начиная с Ф. Виттельса и С. Цвейга [1], при жизни Фрейда написавших о нем, и кончая многочисленными авторами, обратившимися к биографическому жанру после его смерти, эта работа продолжается по сей день и, надо полагать, будет осуществляться в дальнейшем, поскольку и сам основатель психоанализа, и его идеи вызывают интерес у многих биографов, историков науки, публицистов, романистов, журналистов.

За рубежом существует такое количество разноязычных публикаций в форме книг, журнальных и газетных статей, посвященных Фрейду, как человеку и основателю психоанализа, что практически невозможно ознакомиться со всеми из них. Однако условно их можно было бы разделить по меньшей мере на две категории. Канонические работы, в которых приводятся воспоминания и факты, дающие представление о Фрейде как гении и великом человеке, наделенном исключительно положительными качествами, свойствами, чертами характера, включая природную одаренность, честность, искренность, сердоболие, терпимое отношение к людям. Альтернативные, в которых содержатся материалы, свидетельствующие о том, что Фрейд не был идеалом, ему были свойственны ревность, честолюбивые помыслы, эгоистические мотивы поведения,авторитаризм.

В канонических работах, главным образом написанных психоаналитиками — приверженцами идей классического психоанализа, перед нами предстает, говоря слова-

ми Фрейда, «концепция развития героя», сумевшего благодаря своему интеллекту, независимому мышлению, любви к истине, титаническому труду и бесстрашию, преодолеть стоящие на его пути преграды и стать величайшим умом XX столетия, перевернувшим традиционные представления о человеке и культуре. Авторы этого типа работ характеризуют Фрейда как подлинного революционера в науке, освободителя человечества от различного рода иллюзий, человека, чей пример служения честности, долгу и истине заслуживает всяческого подражания.

Альтернативные работы различаются между собой мировоззренческой позицией их авторов. В одних, написанных реформаторами классического психоанализа, Фрейд предстает в образе догматического ученого и авторитарного аналитика, внесшего вклад в понимание бессознательных влечений человека, но оказавшегося пленником естественнонаучного мышления XIX века. В других, созданных противниками психоанализа, он обвиняется во всех грехах и подчас изображается сексуально озабоченным, страдающим психическими расстройствами человеком, сомнительные идеи которого были выдвинуты под воздействием кокаина и основывались исключительно наличном опыте.

Некоторые зарубежные работы, посвященные жизненному пути Фрейда и становлению психоанализа, переведены и опубликованы в России. К их числу относятся прежде всего труды Р. Дадуна, Э. Джонса, Ж.-П. Сартра, И. Стоуна, Э. Фромма [2]. При желании можно ознакомиться с ними и почерпнуть содержащуюся в них информацию, дающую представление об основателе психоанализа.

В рамках данной работы нет необходимости в подробнейшем жизнеописании Фрейда как человека и основателя психоанализа. Однако для понимания истории становления и развития психоанализа важно рассмотреть некоторые вехи жизненного пути Фрейда, чтобы тем самым одновременно задать ориентиры для освещения его теории и практики.

В связи с этим хочу подчеркнуть, что на фоне неоднозначных, подчас противоречивых суждений о Фрейде, я отнюдь не собираюсь претендовать на истину в последней инстанции.

Не все архивные материалы, касающиеся его идейного наследия и дающие, возможно, основания для пересмотра

наших привычных представлений о нем, опубликованы. Не стала пока достоянием широкого круга читателей переписка Фрейда с Франсом Александером, Эрнстом Джонсом, Отто Ранком, Вильгельмом Райхом, Полем Федерном, Шандором Ференци (более 2000 писем), Максом Эйтинго-ном.

Часть эпистолярного наследия Фрейда безвозвратно утрачена, так как, насколько известно, в период с 1885 по 1907 гг. он трижды уничтожал свои дневники, письма, научные записи, рукописи публикаций. При этом он с долей юмора и издевки над будущими биографами сообщал своей невесте о том, что им предстоит нелегкая работа по созданию собственных конструкций о герое, который заранее испытывает удовольствие от их заблуждений по поводу уверенности каждого в своей правоте. В этом отношении весьма показательно письмо Фрейда к невесте от 28 апреля 1885 года, где он писал о том, что осуществил одно решение, о котором будут сожалеть, как о несчастье, его будущие биографы, поскольку он уничтожил все свои дневники за последние 14 лет [3. С. 15].

Кроме того, провозглашаемая исследователем биографическая истина чаще всего оказывается весьма сомнительной, поскольку время, взятые в качестве источника информации воспоминания героя и авторское восприятие исторических событий, завораживающих или отталкивающих идей, — все это накладывает отпечаток на адекватность понимания того, что имело место быть.

Единственное, о чем, пожалуй, может идти речь, так это о таком авторском понимании, при котором Фрейд воспринимается как человек, которому были присущи обычные людские страсти и который, прежде чем стать одним из крупнейших мыслителей XX века, прошел тернистый путь поиска своего места в мире, мучительных сомнений, разочарований, глубоких переживаний, физических страданий и в то же время сохранил необычайную трудоспособность, проявил завидную стойкость духа и выдержал испытание славой. Впрочем, это соответствует тому высказыванию Фрейда, которое он сделал, почти дословно повторив за одним из мыслителей прошлого, в письме к своей невесте от 29 августа 1883 года: «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо» [4. С. 71].

В соответствии с таким пониманием приходится признать, что основатель психоанализа был сложной, противо-

речивой фигурой, до сих пор вызывающей к себе неоднозначное отношение.

Фрейд — от природы одаренный острым умом человек, всецело отдававшийся любимой работе, но не умевший сохранять дружбу со своими коллегами и друзьями.

Фрейд — величайший знаток человеческой души, исследовавший тайники индивидуальной психики, но неоднократно ошибавшийся в оценке конкретных людей.

Фрейд — яркая личность, оставившая заметный след в истории, но испытавшая горечь обид от различного рода обвинений в свой адрес.

Фрейд — темпераментный юноша, изводивший ревностью себя и невесту, готовый во имя встречи с любимой прервать свои занятия, но хладнокровный муж, не бравший жену в свои путешествия и отдававший всю свою энергию исследовательской и терапевтической деятельности.

Фрейд — наделавший много шума в светском мире «пансексуалист», вскрывший пагубность моральных издержек психосексуального развития человека, особенно ребенка, и сексуальную этиологию неврозов, но пуританин, не пользовавшийся сексуальной свободой в собственной жизни и придерживавшийся традиционных методов воспитания своих детей.

Фрейд — мнительный человек, предсказывавший свою смерть в различные периоды своей жизни, но отважно перенесший более тридцати операций в связи с обнаруженным у него в 1923 году раком челюсти (правой стороны неба) и на протяжении последующих 16 лет, вплоть до своей смерти в 1939 г., осуществлявший активную деятельность и завершавший свои научные труды, несмотря на все тяготы и страдания, которые выпали на его долю.

Фрейд — парадоксальный мыслитель, с трудом воспринимавший чужое мнение, но способный со временем включить его в остов дальнейших психоаналитических разработок.

Фрейд — неутомимый исследователь, вносивший изменения в ранее выдвинутые психоаналитические концепции, но неизменно сохранявший основные принципы психоанализа.

Фрейд — бунтарь, решительно выступавший против распространенных иллюзий и совершивший революционный переворот в понимании человека, но консерватор,

настаивающий на соблюдении установленных им правил и норм в психоаналитической практике.

Фрейд — неустанный поборник выявления истины при теоретическом осмыслении жизненных проблем и практическом излечении нервнобольных, но скептик в отношении возможностей достижения биографической истины, касающейся его самого.

Таким образом, понимание Фрейда как человека и основателя психоанализа не является однозначным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в многочисленных работах о Фрейде он сам и становление классического психоанализа воспринимаются по-разному.

Предлагаемое в данной книге еще одно понимание Фрейда и истории возникновения психоанализа — не более чем попытка автора изложить свое видение того и другого без какой-либо претензии на биографическую истину и тем более навязывания своего мнения читателю.

2. Биографические вехи жизненного пути Фрейда

Итак, каково мое видение Фрейда как человека и основателя психоанализа?

Должен сказать, что это видение основывается не только на ознакомлении с биографическими работами, посвященными основателю психоанализа, и публикациями, содержащими воспоминания о нем со стороны тех, кто с ним жил, работал, общался. Оно опирается прежде всего на изучение работ самого Фрейда, многие из которых, включая «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Из истории психоаналитического движения», «Автобиография», являются важным источником биографического характера, так как в них содержатся его детские воспоминания, сновидения и соответствующие размышления над ними, вехи становления и развития психоанализа. Часть информации почерпнута из опубликованной переписки Фрейда с невестой, коллегами, друзьями. И, наконец, мое видение Фрейда и истории возникновения психоанализа сопряжено с представившейся возможностью погружения в дух и атмосферу венского дома на Берггассе, 19, где он прожил без малого 48 лет (с сентября 1891 по июнь 1938 гг.) и где с 1971 г. находится музей

Фрейда, в котором я давно мечтал побывать, но смог осуществить свою мечту лишь в 1998 г.

Для начала — несколько кратких сведений биографического характера.

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд родился 6 мая 1856 г. в небогатой еврейской семье, проживавшей в то время в небольшом городе чешской Богемии Фрайберге (ныне Пршибор), расположенном примерно в двухстах сорока километрах к северо-востоку от Вены. Еврейское имя Шломо он унаследовал от своего деда, умершего за два с половиной месяца до рождения своего внука, которого нарекли этим именем в честь деда. Фрейд был первенцем, за которым в течение десяти лет последовало рождение других детей — пяти дочерей и двух сыновей.

В силу ряда обстоятельств, связанных с экономическим упадком, ростом национализма и бесперспективностью дальнейшей жизни в маленьком городе, семья Фрейда переехала в 1859 г. в Лейпциг, а затем через год в Вену. В столице австрийской империи Фрейд прожил почти 80 лет.

За это время он блестяще окончил гимназию, в 1873 г. в возрасте 17 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, который закончил в 1881 г., получив диплом врача. На протяжении нескольких лет Фрейд работал в физиологическом институте Э. Брюкке и Венской городской больнице. В 1885/86 гг. он прошел шестимесячную стажировку в Париже у знаменитого французского врача Ж. Шарко в Сальпетриере. По возвращении со стажировки он женился на Марте Бернайс, став со временем отцом шестерых детей — трех дочерей и трех сыновей.

Открыв частную практику в 1886 г., Фрейд использовал различные способы лечения нервнобольных и выдвинул свое понимание происхождения неврозов. В 90-е годы

XIX века он заложил основы нового метода исследования и лечения, получившего название психоанализ. В начале

XX столетия он развил выдвинутые им психоаналитические идеи. На протяжении последующих двух десятилетий Фрейд внес дальнейший вклад в теорию и технику классического психоанализа, использовал свои идеи и методы лечения в частной практике, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях

человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.

Из-под его пера вышли не только разнообразные работы, посвященные технике медицинского использования психоанализа, но и такие книги, как «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бреди сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Воспоминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и др.

Фрейд получил международное признание, дружил и переписывался с такими выдающимися деятелями науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Ромен Ролан, Арнольд Цвейг, Стефан Цвейг, и многими другими. В 1922 г. Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых, наряду с Филоном, Маймонидом, Спинозой и Эйнштейном, оказался и Фрейд. В день своего 70-летия он получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 г. ему присудили премию имени Гете. В честь его 75-летия во Фрайберге была установлена памятная доска на доме, в котором он родился.

К 85-летию Фрейда Томас Манн зачитал написанное им обращение перед Академическим обществом медицинской психологии. Под обращением стояло около 200 подписей известных писателей и деятелей искусства, включая Вирджинию Вульф, Германа Гесса, Сальвадора Дали, Джеймса Джойса, Пабло Пикассо, Ромена Ролана, Стефана Цвейга, Олдоса Хаксли, Герберта Уэлса и др. Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации.

После вторжения нацистов в Австрию в марте 1938 г. жизнь Фрейда и его семьи оказалась под угрозой. Нацисты

захватили библиотеку венского психоаналитического общества, побывали в доме Фрейда, проведя там тщательный обыск, конфисковали его банковский счет, вызывали в гестапо его детей — Мартина и Анну Фрейд. Благодаря помощи и поддержке со стороны американского посла во Франции У. С. Буллита, принцессы Мари Бонапарт и других влиятельных лиц Фрейд получил разрешение на выезд и в начале июня 1938 г. с женой и дочерью покинул Вену, чтобы через Париж перебраться в Лондон.

Последние полтора года жизни Фрейд провел в Англии. В первые же дни пребывания в Лондоне его посетили Герберт Уэллс, Бронислав Малиновский, Стефан Цвейг, приведший с собой Сальвадора Дали, секретари Королевского общества, знакомые, друзья. Несмотря на преклонный возраст, развитие болезни, связанной с повторением злокачественной опухоли, Фрейд осуществлял почти ежедневные анализы больных и продолжал работать над своими рукописными материалами.

21 сентября 1938 г. Фрейд попросил своего лечащего врача Макса Шура выполнить обещание, которое тот дал ему десять лет тому назад при их первой встрече. Во избежание напрасных страданий Шур дважды ввел своему знаменитому пациенту незначительную дозу морфия, оказавшуюся достаточной для достойной кончины основателя психоанализа. 23 сентября 1938 года Фрейд умер, не узнав о том, что несколько лет спустя оставшиеся в Вене его четыре сестры будут сожжены в крематории.

Таковы краткие биографические вехи жизненного пути Фрейда, за которыми стоят детские переживания и юношеские увлечения, психоаналитические открытия и интеллектуальные сомнения, удары судьбы и всемирная слава. Более подробное и обстоятельное их рассмотрение выходит за рамки данной книги [5]. Однако для лучшего понимания истории возникновения психоанализа все же необходимо остановиться на некоторых обстоятельствах жизни и деятельности Фрейда.

Речь идет прежде всего о тех «отправных точках роста», которые, как мне представляется, могли оказаться решающими для последующего формирования психоаналитических взглядов Фрейда на бессознательную деятельность человека. Выявление же этих «отправных точек роста» предполагает осуществление того, что можно было бы назвать психоанализом психоанализа.

Если Фрейд считал, что понимание взрослого человека предполагает раскрытие особенностей его детства, то тот же самый подход может быть осуществлен и по отношению к нему. Если он полагал, что любые мелочи жизни позволяют лучше раскрыть суть характера человека и его взаимоотношений с другими людьми, то такое же видение допустимо и по отношению к Фрейду. Это означает, что при рассмотрении Фрейда как человека и основателя психоанализа мы вправе пользоваться аналогичной методикой, которая была разработана и применена им самим при изучении Леонардо да Винчи и Достоевского.

С психоаналитической точки зрения, самые первые годы жизни ребенка оказывают важное, часто предопределяющее воздействие на психосексуальное развитие человека, его мировосприятие и жизнедеятельность. Отношения в семье и их восприятие ребенком становятся своего рода моделью, которая может сохраняться, воспроизводиться и поддерживаться на протяжении дальнейшей жизни человека. Поэтому применительно к Фрейду важно иметь в виду те обстоятельства его ранних лет жизни, которые непосредственно связаны с его семьей и которые могли оказать определенное воздействие как на формирование его характера, так и на выдвижение психоаналитических идей, концепций, теорий.

Надо сказать, что с момента своего рождения Фрейд оказался в необычной семейной среде. Маленький мальчик столкнулся с такими тайнами и загадками, открытие и разгадка которых была не под силу детскому пытливому и любознательному уму. Не исключено, что именно первоначальные попытки разобраться в сложном переплетении семейных отношений предопределили последующее стремление Фрейда к поиску истины, сохранившееся у него на всю жизнь.

Действительно, будучи ребенком, Фрейд испытал на себе те противоречивые чувства, рассмотрение которых несколько десятилетий спустя стало одной из отправных точек психоаналитического понимания возникновения неврозов и психосексуального развития человека вообще. Это касалось прежде всего и главным образом отношений,

имевших место между маленьким Фрейдом и его родителями, а также сверстниками и взрослыми, с которыми ему приходилось общаться в детстве. Точнее, речь идет о детских переживаниях Фрейда, непосредственно связанных с его семейным окружением.

ЕгоотеЦуЯкоб Фрейд (1815—1896), женился на Амалии Натансон (1835—1930), матери Фрейда, будучи намного старше ее. К моменту рождения их первенца отцу Фрейда шел 41 -й год, в то время как его матери оставалось три месяца до исполнения 21 года. Разумеется, разница в возрасте 20 лет может наложить определенный отпечаток на воспитание ребенка со стороны матери и отца. Но сама по себе она не является определяющим фактором, на основе которого следует делать далеко идущие выводы, связанные с формированием психики будущего основателя психоанализа. Другое дело, что двадцатилетняя разница в возрасте между отцом и матерью Фрейда оказалась вплетенной в особый семейный контекст, вызвавший у него глубокие переживания.

Дело в том, что женитьба Якоба Фрейда на Амалии Натансон не была для него первым браком. Он имел уже двух сыновей, родившихся от первого брака с Салли Каннер, на которой женился в юном возрасте, когда ему было всего 17 лет. К тому времени, когда родился маленький Фрейд, его сводному старшему брату Эммануэлю было не менее 22 лет. (Неточность в определении возраста объясняется тем, что в различных источниках встречаются разночтения относительно даты рождения Эммануэля — 1832, 1833, 1834 гг.). Сводный младший брат Фрейда Филлип, родившийся в 1836 г., был примерно одного возраста с его матерью. В момент рождения маленького Фрейда оба его сводных брата находились во Фрайберге, жили по соседству, часто общались с отцом и его молодой женой.

В доме Зажиков, где семья Фрейда занимала одну комнату, жила немолодая женщина. До двухлетнего возраста она ухаживала за будущим основателем психоанализа. Позднее в своих воспоминаниях он назовет ее «доисторической нянькой», «праматерью». Анализ собственных сновидений покажет, что эта няня отличалась строгостью, не всегда была нежной и ласковой по отношению к маленькому Фрейду. Тем не менее тот же анализ выявил, что, несмотря на строгость, мальчик любил свою няню.

Судя по воспоминаниям матери Фрейда, к которой он обратился за информацией в зрелые годы, няня была некрасивой, но умной и добросовестной. Она общалась с ним на родном ей чешском языке и, будучи католичкой, часто ходила с маленьким мальчиком в церковь, рассказывала ему религиозные истории, которые он с восторгом пересказывал дома.

В работах Фрейда содержится немного воспоминаний о няне и сводных братьях. Главным образом они связаны с толкованием собственных сновидений и восстановлением в памяти того материала, который долгое время был вытеснен из сознания Фрейда и попал в поле его зрения только в результате самоанализа. И тем не менее его незначительные воспоминания о первых трех годах жизни во Фрайберге позволяют хотя бы частично воссоздать ту семейную обстановку, которая не могла не вызвать у маленького мальчика любопытство, переживания, потребность в понимании того, чему он не мог найти объяснение.

Отец, уезжающий из дома по своим делам, связанным с продажей шерсти, и няня, по возрасту подходящая ближе к отцу, чем к матери Фрейда. Сводный брат Филипп, появляющийся в доме как в присутствии, так и в отсутствие отца и являющийся ровесником матери. Две пары близких маленькому ребенку людей, чьи отношения между собой являлись для него загадочными.

Якоб Фрейд — старый отец или молодой дед? К тому времени, когда родился первенец от брака с Амалией Натансон, Якоб Фрейд был уже дедом, так как его старший сын Эммануэль сам являлся отцом, имея годовалого мальчика Иона. Волею судьбы в момент своего рождения Си-гизмунд оказался дядейъ имеющим племянника всего лишь на год старше его. Ион называет Якоба Фрейда дедом, Сигизмунд — отцом. Объясняли ли родители того и другого мальчика, в чем состоит различие между отцом и дедом? Какие мысли по этому поводу возникали в голове маленького Сигизмунда, по возрасту и строгости воспитания соотносящего Якоба Фрейда со своей няней?

Няня — строгая пожилая женщина или любящая «вторая мама»? Кем она приходится отцу и почему не остается на ночь в их комнате, как «первая мама»? Да и кто из них является «первой мамой» для маленького мальчика, если в зрелом возрасте, в период своего самоанализа Фрейд на-

звал няню «праматерью», что имело место в его письме Флиссу от 3 октября 1897 года?

Мама, ласковая и любящая, неизменно называвшая своего первенца «мой золотой Сиги». Кем она является для отца и сводного брата Филиппа? Кто «виновник» того, что красивая, стройная мама неожиданно превращается в полную женщину, дающую жизнь другим детям — сперва брату Юлиусу, а затем сестре Анне?

Сводный брат Филипп, играющий с маленьким Сигиз-мундом и находящийся рядом с матерью. Какое отношение он имеет к изменению фигуры матери и к исчезновению из их дома няни? Как первое, так и последнее обстоятельство не прошло мимо внимания Фрейда. Только впоследствии он узнал, что няня была обвинена в воровстве и по настоянию Филиппа арестована за свое деяние.

Кто знает, какие детские «объяснительные конструкции» возникали у будущего основателя психоанализа в возрасте до трех лет? Кто может поведать о его переживаниях, связанных с попытками мальчика прояснить для себя место, роль и значение фигур отца, матери, няни, сводного брата в его собственной жизни и подоплеку тех изменений, которые происходили в семье?

Можно выдвигать различные предположения об истинных отношениях между всеми этими фигурами в семье Фрейда. Можно, например, предположить, что между матерью Фрейда и Филиппом сложились такие отношения, которые вызывали ревность у Якоба Фрейда и это явилось одной из причин (наряду с другими) их разъезда, когда семья Фрейда переехала сначала в Лейпциг, потом в Вену, а старшие дети Якоба отправились в Англию. Возможно, что и настояние Филиппа на аресте няни было связано с тем, что она вызывала у него негативную реакцию в связи с непростыми отношениями с отцом и его молодой женой. Но все это из области домыслов, догадок, предположений, не имеющих принципиального значения для понимания Фрейда как человека и основателя психоанализа.

Более важно и существенно другое. А именно то, что, как показывает осуществленный взрослым Фрейдом анализ сновидений, в которых присутствуют образы няни, отца, матери и Филиппа, детские вопрошания и переживания по поводу столь сложных для понимания ребенка семейных отношений оставили свой след в его душе. Материал, содержащийся в написанной и опубликованной

Источник: http://dogmon.org/zigmund-frejd-chelovek-i-osnovatele-psihoanaliza-dostijima-li.html

psy_konspekt

psy_konspekt

Одним из главных направлений изучения этого раздела психологии стало бессознательное, а также его связь и влияние на сознательные процессы. Психоанализ появился раньше бихевиоризма в конце 19 века и хотя понятие бессознательного существовало задолго до этого, первые психоаналитические очерки появляются из под пера Зигмунда Фрейда, которого принято считать основателем этого метода. Среди других крупных психоаналитиков стоит упомянуть Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга и Дмитрия Узнадзе, который разработал теорию установки.

Итак, Фрейд был основоположником психоанализа. В своих трудах он говорит о защитных механизмах, которые позволяют человеку противостоять бессознательным проявлениям, интерпретирует сновидения. Фрейд приходит к выводу, что бессознательное является побудителем сознания, поэтому чтобы объяснить поведение человека, следует искать его причины в бессознательном.

Психика по Фрейду делится на три элемента – сознание, предсознание и бессознательное. При этом он уподобляет ее айсбергу, в котором сознание только видимая его часть. Чем глубже тот или иной элемент бессознательного, тем сложнее он поддается анализу. Фрейд также вводит понятие предсознательных процессов, которые не находятся в сознании постоянно, но при желании могут быть им вызваны.

В период появления первых трудов по психоанализу в терапии было распространено применение гипноза. Однако, Фрейд решает отказаться от этой практики, поскольку считает, что пациент или клиент должен самостоятельно, при небольшой помощи психоаналитика, вывести структуры своего бессознательного в сознание. При введение пациента в гипнотическое состояние и последующем выведении из него он не помнит того, что с ним происходило, поэтому подъем бессознательного опыта в сознание становится невозможным, а значит данная терапия не может работать. Поэтому Фрейд работает через метод свободных ассоциаций и интерпретацию сновидений.

Он по-новому описывает структуру личности, в которую теперь входят Оно, Эго и СуперЭго.

Оно – изначальное бессознательное, населенное желаниями. Их Фрейд делит на проявления Эроса и Танатоса, либидо и деструктивных сил жажды смерти.

СуперЭго – также является бессознательной субстанцией, однако состоит оно из приобретенных в ходе развития норм поведения, табу, запретов и правил. Многие из них являются до формирования речи.

В свою очередь эго является результирующей двух противостоящий энергий бессознательного – Оно и СуперЭго. По Фрейду гармоничная личность должна умело сочетать два этих начала. Соответственно перекос в одну из сторон ведет к отклонениям и даже патологиям.

Фрейд также описывает несколько стадий развития, которые проходит ребенок прежде чем повзрослеть.

Оральная стадия – связана с получением удовольствия через ротовую полость. Собственно отклонения на этой стадии, которые получены в ходе соответствующего ощущения дефицита в детстве чреваты во взрослом возрасте проявлениями алкоголизма, табакокурения, обжорством.

Анальная стадия – связана с освоением контроля над испражнением. В этой стадии может появится стремление к злоупотреблению этим умением, проявляющимся в чрезмерном задерживании кала в организме, вывод которого в последствие приносит удовольствие равносильное оргазму. Во взрослом возрасте это может сказать на характере в виде проявлений жадности и на физиологическом уровне в виде частых запоров.

Генитальная стадия – связана с появлением личной половой идентификации. При этом модель взаимоотношений отца и матери становится для ребенка образом того, как надо вести себя со своим будущим половым партнером. Здесь Фрейд отмечает такие явления как комплекс Эдипа и комплекс Электры.

К примеру, комплекс Эдипа, связан с тем, что ребенок, начиная осознавать себя мужчиной, видит мать в качестве представителя противоположного пола. Соответственно в данной ситуации отец становится его половым конкурентом. Аналогично с комплексом Электры для девочек, которые начинают воспринимать половыми конкурентами своих матерей.

Генитальная стадия имеет несколько фаз, которые отличаются инициатическими проявлениями. К примеру, у женщин это девочка, девушка, женщина, мать, бабушка. Все они имеют различные функции, ценности и особенности восприятия окружающего мира. Собственно, отсутствие инициатического процесса также ведет к отклонениям.

Адлер был учеником Фрейда и его продолжателем. Свои идеи он сформулировал в книге «Индивидуальная психология», открыв тем самым новое одноименное направление в психоанализе. В отличие от Фрейда и Юнга Адлер не пытается выделить в структурные элементы личности и говорит о ее целостном характере. Центральным моментом в его теории является изначальное чувство несовершенства, которое потом перерастает в комплекс неполноценности и как следствие процесс компенсации.

Адлер подчеркивает, что комплекс неполноценности возникает абсолютно у любого человека независимо от объективных причин или его индивидуальных недостатков. К примеру, в детстве оно может возникнуть из-за мокрых пеленок или недостаточного проявления материнских чувств. Ребенок зависим и свои потребности реализует в качестве зависимого, что и создает чувство несовершенства.

Компенсация по Адлеру может носить конструктивный и деструктивный характер. То, каким он будет, определяется внутрисемейным климатом. Стиль отношений в семье формирует модель развития процесса компенсации.

Конструктивная компенсация – связана с развитием социального интереса и стремлением занять в нем свое гармоничное место естественным путем. Эта модель связана с чувством сопричастности общему делу, которому соответствует благоприятный семейных климат.

Деструктивная компенсация – связан с унижением и уничтожением других людей, за счет которых происходит социальный рост.

Адлер отмечает две самые распространенные причины возникновения деструктивной компенсации:

1) Жесткая иерархия в семье, существующей «по закону джунглей», когда происходит подчинение младших старшим. Возникает культ силы и власти, к которым стремится человек с тем, чтобы занять доминирующее положение в семье, а затем и в обществе.

2) Избалованность и излишнее почитание потребностей ребенка. Он в свою очередь привыкает к такому отношению к себе и начинает требовать того же от остальных уже вне семьи. Когда он этого не встречает, то у него возникает внутренний протест, который он выражает в давлении на слабых.

Помимо компенсации Адлер вводит понятие сверхкомпенсации. Если компенсация – это преодоление чувства неполноценности, то сверхкомпенсация – это такая компенсация, которая ведет к полному подчинению жизни этому процессу, он становится центральным. Как пример Адлер приводит Наполеона, который своими завоеваниями компенсировал свой маленький рост и Суворова, который боролся со своим тщедушным телом. Современники отмечали, что часто Адлер озвучивал данные идеи, поскольку сам постоянно находился в болезненном состоянии, которое привело его к такой сверхкомпенсации.

Карл Густав Юнг, как и Адлер, также вносит существенные изменения в психоанализ, что приводит к возникновению так называемой «аналитической психологии», по которой автор пишет одноименную книгу. Важнейшим вкладом Юнга стоит считать введение термина «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это накопленный человеческий опыт, который оседает в психике в виде образов поведения, мышления мировосприятия, и функционирует схожим с инстинктами образом.

Если Фрейд был атеистом, то его ученик Юнг был глубоко верующим человеком и в своих теориях он реабилитирует понятие «душа».

Также Юнг проводит доскональный анализ культур и мифов, в которых находит схожие мотивы и соответствующую им специфику поведения, идентичность которой зачастую встречается, не смотря на расовые и половые различия.

Вместе с тем Юнг говорит и о личном бессознательном, содержанием которого являются комплексы, вытесняемые переживания и личностные смыслы.

Одним из основополагающих архетипов Юнг считает архетип самости, Бога в себе. По его мнению душа – это то, что Бог передал человеку, поэтому задача каждого человека найти в себе эту частицу, не впав при этом в ересь нарциссизма. Собственно реализацию этой самости Юнг называет индивидуацией. Он отмечает, что у личности очень много составляющих и каждый реализованный архетип становится частью самости. Чрезвычайно важно при этом сохранить между ними гармонию без перекосов в одну сторону в ущерб другим. То, как проявляются архетипы, можно увидеть в работе сновидений. Стоит отметить, что у Фрейда элементами сна являются образы желаний.

Структура личности по Юнгу состоит из нескольких частей:

Персона – представляет из себя социальную маску, то есть то, как ведет себя человек в обществе и как хочет, чтобы его представляли. Стоит отметить, что персона далеко не всегда является тем, кем является человек на самом деле.

Тень – объединяет в себе низменные проявления человека, то, что Фрейд называл «Оно». Зачастую наличие и содержание этого компонента человек пытается скрыть как от других, так и от себя.

Анима и анимус – мужские и женские проявления души. В этой связи Юнг выделяет женские и мужские свойства. Женские – нежность, эстетизм, заботливость, мужские – сила, логизм, агрессивность.

Юнг привнес в психоанализ социологические черты, сделал его социотропным. Многие исследовали традиций, мифов и сказок ориентируются на его трудах.

Источник: http://psy-konspekt.livejournal.com/980.html

Вклад основателя психоанализа дедушки Фрейда

6 мая мир отпраздновал день рождения Зигмунда Фрейда (1856г). Прошло более 100 лет с тех пор, как создатель психоанализа написал свои революционные книги и статьи о человеческом разуме. Теория Зигмунда Фрейда стала синтезом многолетнего изучения и размышлений ученого о мечтах, культуры, развития в девстве сексуальности и психического здоровья. Несмотря на то, что некоторые труды Фрейда были дискредитированы, некоторые его идеи остаются актуальными и сейчас. Он стал первым создателем дорожной карты разума, и многие образованные люди по сей день обращаются к его методам самопознания.

Теория личности Фрейда показала, немногие люди готовы услышать о том, что они не знают себя, не понимают, что движет их мыслями и поступками. Наши сознательные мысли только верхушка айсберга нашей ментальности.

В честь дня рождения знаменитого психоаналитика, Американская психоаналитическая ассоциация составила список 12 подарков психологии Фрейда, изменивших мнение человечества о себе.

кто является основоположником психоанализаБессознательное

В своих трудах Фрейд обнаружил, что нет никаких «несчастных» случаев, или случайных совпадений. Даже те мысли, которые кажутся людям случайными, а также чувства, идеи, импульсы, желания и даже события, несут важный смысл, даже если он неосознан. Многие слышали про оговорку по Фрейду, которая смущает или сбивает с толку рассказчика. Это свидетельство важности бессознательного смысла наших слов и действий. Если вы случайно оставляете ключи в квартире любовника, возможно, все продумано вашим бессознательным. Возможно, вы хотите вернуться снова и не признаетесь в этом себе. Наши мечты и скрытые желания отражаются в бессознательных действиях, то в чем мы не можем себе признаться — прорывается, чтобы рассказать всю правду о человеческом поведении.

Сексуальность – слабость и сила

В теории Зигмунда Фрейда секс является главным мотиватором и общим знаменателем всех наших действий. Это точно не то, что большинство хочет услышать. Выработанное цивилизацией отвращение к элементарным принципам дарвинизма, которые сделали человека вершиной эволюции, привело к тому, что люди большую часть своей жизни отрицают свою сексуальность. Даже люди, посвятившие всю жизнь борьбе с сексуальными аппетитами и поведением, рано или поздно срываются, о чем свидетельствуют скандалы время от времени, сотрясающие Ватикан, фундаменталистские церкви, политическую элиту и знаменитостей. Фрейду удалось наблюдать эту похотливую борьбу у мужчин и женщин в ранней викторианской Вене, у него было гораздо больше примеров, чем он бы нашел сейчас.

кто является основоположником психоанализаСигары не только сигары

Психология Фрейда гласит, что все действия определяются несколькими факторами, своеобразными для каждого человека. Сигара может быть не только сигарой, а и пустышкой, пенисом и многими другими вещами. Мало кто поспорит с тем, что любое действие имеет более глубокое значение, чем им придают. Почему-то люди не едят табак…

Каждая точка тела – эрогенная зона

В своих трудах Фрейд исследовал детстве всех человеческих существ. Он приводил в пример младенцев сосущих материнскую грудь, чтобы проиллюстрировать более зрелую сексуальность. Когда сытый младенец отпускает грудь и засыпает с пылающими щеками, его блаженная улыбка может служить прототипом выражения сексуального удовлетворения позже жизни. Также Фрейд знал и доказывал, что сексуальное возбуждение не ограничивается гениталиями, удовольствие можно достичь путем стимуляции определенной области тела, которая может быть индивидуальной для каждого человека. Удовлетворение от связи мужчины и женщины не ограничивается половым сношением, даже сейчас многие люди не могут принять эту идею.

Фантазии сильнее реальности

В своих размышлениях о психологии Фрейд обнаружил, что простое мышление (желания и фантазии) сами по себе приятны. Сейчас врачи и психоаналитики часто наблюдают, что фантазии являются более сильным физическим и психическим стимулом, чем реальная жизнь. Стоит ли удивляться, что реальность является не такой интенсивной и яркой, как фантазии.

Слова лечат

Согласно теории Фрейда терапия индивида, неважно базируется она на его психоанализе или любой другой форме разговорной терапии, существует множество доказательств, что беседа помогает облегчить эмоциональные симптомы, уменьшает тревогу и освобождает ум человека. Если лекарства являются эффективным средством в борьбе с симптомами расстройств психики, разговорная терапия является мощным терапевтически инструментом. В лечении вовлечен весь пациент, а не набор симптомов или диагноз, это делает изменения более глубокими и прочными.

кто является основоположником психоанализаЗащитные механизмы психики

Термин защитный механизм, сейчас является базовым в понимании человеческого поведения, но его не существовало до появления методов самопознания Фрейда. Согласно основателю психоанализа защитные механизмы – это психологические стратегии, которые использует бессознательный ум, для управления, отрицания или искажения действительности, чтобы защититься от чувства тревоги или неприемлемых импульсов.

К защитным механизмам Зигмунд Фрейд относил репрессии, рационализации, проекции и, возможно, самый известный – отказ. Отрицание или прямой отказ – это способ не признавать, что-то происходившее в прошлом или существующее в настоящее время. Отказ может быть личным: отрицание склонностей или болезненного жизненного опыта, также люди коллективно могут не принимать научные, социальные или культурные явления, такие как изменение климата или Холокост.

Сопротивление изменениям

Наши умы и модели поведения по своей природе противостоят изменениям. Все новое пугает, и воспринимается, как не желательное, даже если изменения к лучшему. В основах психоанализа, этот вездесущий принцип сопротивления является средством, которое создает препятствия для движения вперед отдельных людей и больших сообществ.

Последствия происходящего

Сейчас в 2015 году люди понимают, что любое действие или событие оказывает влияние на последующее поведение. Но 100 лет назад – эта идея была новаторской. Фрейд первый начала решать проблемы людей, которые застряли в проигрывании одних и тех же событий.

Перенос

В теории Фрейда впервые появилась концепция переноса. Это передача примера из прошлого, который влияет на поведение человека в настоящем. Многие современные практики психологии используют эту концепцию. К переносу относят сильные чувства, надежды, фантазии и страхи, связанные с важными отношениями в детстве, которые продолжают влиять на сегодняшние отношения.

Человеческое развитие

По мнению Фрейда, человек продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Успешность зависит, от того насколько мастерски человек может меняться. На каждом жизненном этапе возникают проблемы, обеспечивающие возможность оценить основные личные ценности и цели, это можно использовать как точек для личностного роста.

Агрессия против цивилизации

В своих трудах Зигмунд Фрейда заявил, что склонность к агрессии является главным препятствием на пути к цивилизации. Мало кто придавал столько значения человеческой агрессии как основатель психоанализа. В те времена процветал антисемитизм и в своей работе цивилизация и недовольство ее, Фрейд писал, человек человеку – волк, кто может оспорить это утверждение. Мужчины не являются нежными существами, жаждущими любви, их главное отличие инстинкты и агрессивность. Люди по-прежнему видят в других врагов, и если это не удастся изменить, что будет с нашей цивилизацией.

С Фрейдом боролись, его труды защищали фашисты и нацисты во время Второй мировой войны, на него впоследствии нападали коммунисты. Дэвид Ремник редакторов Нью-Йоркера цитировал слова лидера ХАМАСа, который утверждал, что Израиль должен быть уничтожен, так как управляется евреями. А Зигмунд Фрейд был евреем, уничтожившим нравственность.

Всю свою жизнь Фрейд не любил США. Основатель психоанализа предполагал, что американцы направили свою сексуальность на нездоровую одержимость деньгами, он писал своему другу после Первой мировой войны: «Разве не грустно, что мир начал зависеть от дикарей, которые не являются лучшими представителями человечества?». В итоге именно США стали лучшим хранилищем изысканного наследия идей Фрейда.

>Если первым человеком, вторгнувшимся в тайны психики, был мужчина, и его имя известно всем, то пионером информационных технологий была женщина, имя которой незаслуженно забыто – Ада Байрон.

Источник: http://spacefacts.ru/news/people-and-medicine/psychology/704-vklad-osnovatelya-psihoanaliza-dedushki-freyda.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2023 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты