Психолог как специалист и психолог как личность — специалист психолог

22.06.2018

3. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками.

Тема 3. Психолог как личность и профессионал. Психолог как специалист и психолог как личность

описание специальности и специфика работы

Психология – это прикладная и фундаментальная наука о психической жизни, поведении и деятельности человека. Она изучает различные механизмы, закономерности и проявления психики людей в различных условиях и на различных этапах жизненного пути. Профессия психолог включает в себя научное изучение психики человека, ее описание. Главная задача специалиста – помочь человеку осознать ситуацию на эмоциональном уровне, понять интеллектуальные способности, избавиться от круга повторяющихся ошибок и направить вперед с целью изменения жизни.

Зачем идут на психологический факультет

Психология – очень востребована среди молодёжи и многими воспринимается как интересная и довольно простая наука, поэтому большое количество абитуриентов идут учиться на психолога. Но поступив в ВУЗ и начав обучение, студенты сталкиваются с разочарованием, потому как только на житейском опыте выехать на экзаменах не получится. В их курс не входят привычные книги по психологии, подходящие для лёгкого чтива. Студенты первые несколько лет изучают такие серьёзные дисциплины и направления, как «физиология высшей нервной деятельности», «общая психология» и т. д.

Ещё одной распространённой причиной поступления на психологический факультет является желание познать себя и разобраться со своим подсознанием. Вполне возможно, что далее человек искренне заинтересуется наукой и продолжит построение карьеры, однако если это единственный мотив, стоит выбрать другую профессию.

Чтобы стать консультирующим психологом, а точнее психотерапевтом, необходимо довольно серьёзно отнестись к своему обучению, и учёба на одном лишь ВУЗе не заканчивается. Психолог имеет право оказывать психологическую помощь только после прохождения дополнительного обучения и получения необходимых сертификатов, учёба в университете дает лишь направление для дальнейшего развития. Поэтому учиться он не перестает практически никогда.

Психология как профессия требует большой отдачи от человека, но главное, для того чтобы быть хорошим специалистом, необходимо первоначально понять свою личность.

специалист психолог

Где можно получить образование

Чтобы стать психологом, следует иметь высшее образование по одному из направлений:

Диплом в области психологии можно получить во множестве ВУЗов страны. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом после основного обучения, необходимо прохождение дополнительных курсов и постоянное повышение квалификации.

Необходимые личные качества будущего специалиста

Вопреки киношным образам, профессия психолог не делает специалиста всемогущим или всесильным, поэтому без участия самого клиента решить все проблемы невозможно.

Суть деятельности психолога заключается в помощи с поиском внутренних ресурсов, чтобы направить их на изменение жизни в лучшую сторону. Его основная задача – помочь человеку понять, что в большинстве неудач в его жизни виноват он сам, его отношение к жизни, мировоззрение. Хороший психолог поможет взглянуть на проблему с другой стороны и найти пути решения за счёт внутренних изменений.

Чтобы проводить такую тонкую работу и оказывать психологическую помощь, специалист должен сам обладать такими личностными качествами, как:

специалист психолог

Если человек выбрал верное направление в своей жизни и решил посвятить себя психологии, то учиться и совершенствоваться он должен изо дня в день.

Место работы

Большой плюс: это профессия – довольно востребованная и популярная на рынке. Специалист в области психологии может стать сотрудником как учебного учреждения, так и правоохранительных органов или, например, тюрьмы. Достаточно часто специалисты этого направления выбирают частную практику. Имея образование психолога, можно стать менеджером по подбору персонала или психологическим тренером. Наиболее востребована данная специальность среди женского пола.

Детский психолог в учебных заведениях помогает освоиться на новом месте и наладить отношения с коллективом. Также он проводит тестирование для выявления ярких личностных качеств и выбора будущей профессии.

В медицинских учреждениях психологи часто встречаются с людьми, подверженными сильному стрессу и нервным импульсам. Специалисты в местах заключения подготавливают арестантов к выходу на свободу и помогают им возвратиться к достойной жизни после выхода на волю.

Преимущества профессии

Несомненно, работа психолога имеет свои плюсы, в ней вы сможете помогать людям, столкнувшимся с трудностями. Преимущества профессии:

Все перечисленные плюсы заставляют специалистов чувствовать себя счастливыми во время работы в данной сфере.

специалист психолог

Недостатки в профессии

Обладая плюсами, работа психологом имеет и свои минусы. В ней вы можете встретиться со следующими проблемами:

Если данные минусы не отпугивают от профессии, то выбранное направление деятельности – действительно ваше призвание.

Ни одна работа не имеет только плюсы, в каждой встречаются и минусы. Выбор, продолжать ли свою работу или нет в данном направлении, зависит только от того, чего вы встречаете больше – плюсов или минусов. При этом учиться и получать новые знания необходимо всегда.

Перспективы карьерного роста

Основная перспектива в работе – это возможность бесконечного самосовершенствования и, в итоге, достижение уровня высококвалифицированного специалиста с возможностью частной практики. Постоянные тренинги и семинары дают возможность узнавать новые методики, после чего применять их в работе. Специалист высокого уровня может открыть свой личный кабинет или компанию по оказанию психологической помощи людям, попавшим в различные трудные ситуации в жизни.

Самую высокую оценку деятельности психолог получает от людей, чью жизнь изменил в лучшую сторону, которым он помог побороть личные страхи и добиться высот в карьере или личной жизни.

Профессия психолога достаточно популярная и востребованная. Уровень заработной платы в ней напрямую зависит от места работы и от оказываемых услуг. Наиболее прибыльной считается частная практика, но уровень дохода также зависит от количества обратившихся людей. Несмотря на все трудности и минусы, хороший психолог усваивает из этого опыта только положительные моменты.

Тема 7. Психолог как личность и профессионал

Психологи как профессиональная общность. Профессиональное общение и взаимодействие в деятельности психолога. Профессиональные сообщества и их роль в повышении профессиональной квалификации психологов (Белорусское общество психологов, Российское психологическое общество, Ассоциация практических психологов и др., их деятельность.). Профессионально-психологические периодические издания как средство опосредованного профессионального общения («Псiхалогiя», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Мир психологии» и др.)

Подготовка профессиональных психологов в Республике Беларусь и за рубежом. Государственный образовательный стандарт. Организация обучения в вузе и виды учебных занятий. Самоорганизация труда студентов-психологов. Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Основные требования к личности практического психолога. Профессионально важные качества (ПВК) практического психолога. Главные требования к мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сферам личности практического психолога. «Личностная проработанность» как необходимое условие квалифицированной профессиональной деятельности психолога. Проблема базовых знаний («ядра» профессиональной подготовки специалиста) и многопрофильности психолога.

Этические аспекты деятельности практического психолога. Основные варианты и уровни рассмотрения этических проблем в психологии. «Этический парадокс» психологии. Основные этические проблемы в деятельности психолога-исследователя и психолога-практика. Профессионально-этические нормы, права и обязанности («профессиональный кодекс») практического психолога в различных сферах.

Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога. Единство личностного и профессионального роста практического психолога. Сочетание клиентского, практико-психологического и научно-теоретического опыта в самосовершенствовании практического психолога. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала. Профилактика профессионального выгорания психологов.

Примерные вопросы для контроля знаний

1. Специфика психологического знания. Проблема предмета и метода психологии.

2. Отличие научной психологии от «житейской» психологии.

3. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками.

4. Современные тенденции развития психологии.

5. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

6. Психология как наука и практика.

7. Сферы профессиональной деятельности психолога, их соотношение и взаимосвязь.

8. Научные исследования как сфера деятельности психологов.

9. Основные научно-исследовательские психологические учреждения и главные направления исследований.

10. Практическая психология как сфера профессиональной деятельности.

11. Основные сферы деятельности практического психолога.

12. Преподавание психологии как сфера деятельности психологов.

13. Взаимодействие психолога с администрацией, педагогами, родителями.

14. Профессиональная деятельность психолога в сфере экономики.

15. Профессиональная деятельность психолога в медицинских учреждениях.

16. Профессиональная деятельность психолога в юридической сфере.

17. Профессиональная деятельность психолога в силовых структурах.

18. Психология экстремальных ситуаций.

19. Профессиональная деятельность психолога в сфере социальных отношений.

20. Психология труда и организационная психология.

21. Психология спорта и психология физического воспитания.

22. Психологическая инфраструктура.

23. Перечень основных нормативных правовых актов и других документов, регулирующих деятельность педагогов-психологов в Республике Беларусь.

24. Тарифно-квалификационная характеристика «Педагог-психолог учреждений образования».

25. Профессиограмма «Психолог».

26. Примерная должностная инструкция педагогу-психологу учреждения образования.

27. Положение о социально педагогической и психологической службе учреждения образования.

28. Кабинет педагога-психолога, его устройство и оснащение.

29. Основные направления деятельности педагога-психолога в учреждениях образования Республики Беларусь.

30. Психологи как профессиональная общность.

31. Профессиональные сообщества и периодические издания по психологии.

32. Подготовка профессиональных психологов в Республике Беларусь и за рубежом.

33. Основные требования к личности практического психолога.

34. Этические аспекты деятельности практического психолога.

35. Проблемы профессионального совершенствования, саморазвития и самоорганизации в деятельности практического психолога.

Социально-психологический проект — «Кузница Лидеров».: Каким должен быть психолог?

Существует теория – что на психологический факультет в большинстве идут люди, которые хотят получить знания и самостоятельно разобраться в своих проблемах. В один прекрасный момент они решают «покопаться» в себе и покончить со своими страхами, фобиями, отклонениями.

У таких людей есть четкая мотивация, однако нет заинтересованности на внешнюю работу. На практике происходит так: три года студенты изучают около-психолого-историческую теорию для общего кругозора, затем два года краткий пересказ основных направлений и школ, и в заключении общий принцип эмпирики. Как не трудно догадаться, институт дает лишь общее понимание предмета, формирует понятийный аппарат и нужное мировоззрение, но абсолютно ни на шаг не приближает к решению своих проблем, которые за эти годы уже прочно осели и окончательно травмировали личность. После выпуска у таких людей наступает некое разочарование — они продолжают самостоятельно проводить исследование (штудировать книжки из популярной психологии), чтобы добраться до сути… Таких психологов… ну очень много… Некоторых самих иногда нужно лечить, причем иногда в принудительном порядке… Попадаются сумасбродные экземпляры с неадекватным поведением… Практически любой может получить диплом, купить сертификаты и открыть свой кабинет. У нас в стране не существует какого-либо регулирующего органа, который бы проверял на профпригодность. Эффективные ли это специалисты? Конечно нет, из-за такого контингента и сформировался стереотип, что все психологи сами душевно больные. Отсюда вытекает определенный параметр — психолог должен быть здоровым психически и иметь неискаженное восприятие окружения. Психолог – это пример для подражания, эталон гармоничной личности. Если у человека свои нерешенные проблемы то, как он может помочь другим? Согласитесь, нонсенс. Хороший специалист должен иметь не только профессиональные знания, но и иметь довольно разносторонний жизненный опыт. Однако небольшие помешательства в определенных сферах у психолога все же должны быть — так показывает мета-анализ истории психологии. Все школы и теории появились из-за проекции их авторов.

Когда-то давно, люди приходили к старейшинам. Они шли на поклон к мудрому, проницательному, понимающему, человеку, которому доверяли свою жизнь и судьбу. Внешним видом старейшина уже внушал спокойствие. На своем примере он учил других, передавая успешный опыт… Может ли психолог быть психотерапевтом? Еще один неоднозначный вопрос. Без медицинского образования, пожалуй, нет, потому что психотерапевты работают уже с явными отклонениями, иногда даже применяя медикаменты. Инструменты диагностики и коррекции конечно у психолога и психотерапевта схожи, однако, клиенты другие. Практический психолог работает со здоровой личностью, которая испытывает некие затруднения в различных сферах жизни. Поэтому появилась формулировка – консультант. Практический психолог лишь консультирует, и не более. Собственно деятельность психолога-консультанта протекает в трех основных направлениях: он диагностирует, консультирует и ведет тренинговую работу. В процессе психодиагностики психолог измеряет индивидуально-психологические особенности личности и сообщает клиенту достоверную информацию в приемлемой для него форме. Психолог должен помнить: Работая с клиентом необходимо подключить все свои профессиональные и личностные возможности. Если психолог понимает, что работа с клиентом выходит за зону его компетенции, он должен перенаправить клиента к другим специалистам (психиатру, невропатологу). Работа всегда осуществляется с согласия клиента, поэтому заставить человека делать то, чего он в действительности не хочет, невозможно.Цель работы практического психолога заключается в том, чтобы дать клиенту поддержку, раскрыть в нем черты качества, помочь выработать необходимые навыки.Эффект психологического воздействия может быть заметен не сразу. Более того, нередко бывает, что клиент в результате работы с психологом радикально меняет свою жизнь к лучшему, но при этом не сознается самому себе в том, что ему помогли извне. Это самый лучший исход работы с клиентом, ведь то, до чего человек дошел сам, он никогда не забудет, а квалифицированному психологу важен результат, а не самолюбие. Этика психолога Психологу важно быть:

Деликатность в работе психолога просто необходима. А.П. Чехов особо подчеркивал значение этого качества для врачей и вообще для интеллигентного человека. Требуется особая тактичность при общении и выдвижении своих диагностических гипотез, чтобы не нанести непоправимую травму. Толерантность заключается в принятии мыслей клиента, его системы ценностей и убеждений. Не нужно в лоб заявлять клиенту, что тот неправильно живет и ничего хорошего его не ждет с такой картиной мира. Хороший психолог может без особых трудностей «достучатся» до клиента, чтобы тот осознал всю важность предстоящей работы. Здесь играет роль общительность (в меру, для установления раппорта) и образованность. Метафоры служат скрытым примером, в которых зашифрован посыл к действию. Основные заповеди психолога: «Не навреди!» Помимо сознания психолог работает с подсознанием клиента. Вытаскивает наружу страхи, пороки, страсти клиента. Непрофессиональное использование подобной информации может привести к еще большему психологическому кризису. «Никогда не используй в корыстных или иных целях информацию, полученную от клиента». Профессиональная тайна — самый важный элемент деятельности многих специалистов: врачей, юристов, психологов, всех тех, кому приходится иметь дело с конфиденциальными данными. Психолог как священник, все услышанное остается в тайне… «Не советуй!» Сократ в тех случаях, когда к нему обращались за советом, отвечал: «Поступай, как знаешь, все равно потом раскаешься». Советуя, вы наживаете себе врагов. В том случае если совет придется не по душе — пойдут советоваться с другим, который скажет то, что соответствует тайным и неосознаваемым желаниям обратившегося. В случае же, когда совет примут, — при неудаче, тем самым, снимут с себя ответственность. «Не предлагай свои услуги». Жди, когда об этом сами попросят. Помните как у Булгакова? «Никогда ничего не просите! Сами все предложат и сами все дадут!». Не нужно навязывать свои услуги, направо и налево рекламируя себя и давая советы. Клиент должен самостоятельно сделать вывод, что ему нужна помощь, и именно от вас, как от квалифицированного специалиста. «Никаких личных отношений с клиентом!» Больная тема в области консультаций. В США, на самом первом собрании первокурсников психологического факультета, декан ведет аналогичную, просветительную беседу на тему каким должен быть хороший психотерапевт. Первый запрет – это никаких сексуальных контактов с клиентом. Говорят, половина абитуриентов сразу решает сменить профессию. Ибо большой соблазн воспользоваться доверием и открытостью, за что у них могут посадить и отобрать лицензию на практику. Клиент — это клиент. Ничего личного, только работа.

«Профессионально расти!» Буквально бешеным темпом жизнь идет вперед, и если хочешь быть успешным в своем ремесле — овладевай современными технологиями, постоянно обновляй средства и методы работы, посещай супервизии, различные семинары и тренинги преуспевших в своем деле столичных коллег. Нельзя жалеть денег на хороших тренеров с актуальными разработками, потому что это, прежде всего развитие себя, не только как профессионала, но и как личности.

Также нужно отметить, что психолог тоже имеет свою точку зрения, и клиент не должен вмешиваться в процесс, давая советы как лучше с ним работать. Если что-либо не устраивает клиента, то он вправе сменить специалиста. Профессия психолога не настолько древняя, чтобы всем угождать. В заключении я бы хотел порекомендовать отличную книгу на тему психотерапии и этики психотерапевта – «Лжец на кушетке» Ирвина Ялома. специалист психолог

Это литературное произведение, удивительное сочетание психологической проницательности и восхитительно-живого воображения, облаченное в яркий и изящный язык прозы. Ялом показывает изнанку терапевтического процесса, позволяет читателю вкусить запретный плод и узнать, о чем же на самом деле думают психотерапевты во время сеансов. Вы узнаете о том, какие бывают клиенты, к чему приводит нарушение этики, а так же познакомитесь с самим процессом психотерапии.

плюсы и минусы, описание и особенности, где учиться

Конкурс на психологические факультеты держится на стабильно высоком уровне уже немало лет. Как не затеряться среди абитуриентов-конкурентов? Как понять, что психология — это действительно ваше призвание?

Зачем идут в психологи

Психология многим кажется увлекательной и интересной наукой, которая имеет свои плюсы. Популярная психологическая литература иногда представляет психологию как своеобразный набор секретов и приемов, знание которых способно сделать человека успешным и счастливым. И, конечно, многие хотят влиять на окружающих.

А вот студенты-первокурсники часто бывают неприятно удивлены: курсы «Общая психология» и «Физиология высшей нервной деятельности» особой увлекательностью не отличаются, а главное — это довольно трудные дисциплины. Только на 4-5-м курсах у будущих психологов появляются практико-ориентированные предметы, более или менее близкие по содержанию к популярной литературе: «Психологическое консультирование», «Семейная психология» и т. п. Однако на экзаменах всё равно не получится «выехать» на житейском опыте. Психология — это серьезная, содержательная наука. А значит, если вы выбираете эту специальность в надежде на легкую учебу, вы неминуемо окажетесь разочарованы.

Еще одна распространенная мотивация для поступления на психфак — желание разобраться в себе.

Конечно, некоторые, поступив в вуз, чтобы решить свои проблемы, позднее всерьез заинтересовываются психологией именно как будущей профессией. Но всё же, если вы осознаете, что этот мотив выбора для вас ведущий, желательно выбрать другой путь.

Следующий популярный мотив — желание помогать людям. И профессия психолога действительно даст возможность реализовать этот мотив. Только нужно понимать: для того чтобы профессионально оказывать психологическую помощь, предстоит много работать над собой. Ведь основной инструмент психолога-консультанта, психотерапевта — его собственная личность. Причем обучения в вузе окажется недостаточно. Высшее профильное образование дает лишь необходимую базу, а для возможности стать психотерапевтом (именно так называются специалисты, профессионально оказывающие психологическую помощь) потребуется дополнительное обучение, довольно длительное и оканчивающееся процедурой сертификации; учиться предстоит и во время практики.

Какие качества необходимы

Необходимых качеств не так уж много; всё остальное — профессиональные навыки, которым и можно с большим или меньшим трудом овладеть. Сами психологи полагают, что профессионалам необходимы интерес и уважение к Человеку (да, именно с большой буквы). Им искренне интересно, как устроен внутренний мир человека, они искренне хотят разобраться в хитросплетениях человеческой психики. Эдакое здоровое любопытство: а как же он устроен, человек? Такой интерес мало поддается развитию: либо он есть, либо его нет. Другими словами: есть ли в вас человеколюбие, дружелюбны ли вы?

Еще одно важное качество — толерантность. Это терпимость к другому, иному, готовность принимать разные человеческие проявления без агрессии и раздражения. Такое качество уже, пожалуй, больше поддается развитию, но всё же, если оно уже есть как данность, будет проще.

Третье — это гибкость, открытость изменениям. Если вы легко приспосабливаетесь к новым условиям, умеете признавать свои ошибки и быстро изменять свое поведение, то вы обладаете одним из профессионально важных для психолога качеств.

Будущему психологу необходима и сенситивность, иначе говоря — чувствительность. Если вы хорошо чувствуете настроение другого человека, умеете догадаться о его потребностях, ощущаете боль и радость близких как свою собственную, значит, вы обладаете еще одним важным качеством. Оно развиваемо, но и начальный уровень имеет значение.

Также важны умение ясно выражать свои мысли, умение слышать и понимать другого и умение управлять собственными эмоциями.

Наличие и степень развития у вас всех этих качеств вы можете оценить сами (кстати, это будет еще одной проверкой, ведь профессионал должен очень хорошо знать свои собственные возможности и ограничения). Также спросите мнения окружающих либо обратитесь к психологу для психодиагностики.

Чем занимаются

Частной практикой в чистом виде в нашей стране занимается не так много людей. Обычно это уже «раскрученные» профессионалы, имеющие обширную клиентуру. Порой студенты мечтают после обучения открыть собственный психологический кабинет. Увы, будучи никому не известными, они рискуют работать себе в убыток. Большинство психологов если и занимаются частной практикой, то только в дополнение к деятельности по основному месту работы.

Каким оно может быть? Прежде всего, стоит назвать сферу образования. Психологи работают в:

В основном они занимаются психодиагностикой — определением при помощи специальных методов способностей и личностных особенностей учащихся и воспитанников и выстраиванием индивидуального подхода к обучению на основании психологического портрета. Также они ведут коррекционную и развивающую работу — помогают детям справляться с теми или иными трудностями, формировать необходимые навыки и качества. При этом приходится много возиться с документами, что часто удивляет новичков. Психологические характеристики, отчеты, обработка диагностических данных — всё это составляет как минимум треть реального рабочего времени.

Психологов берут на работу и в кадровые службы организаций или, как их иначе называют, службы по персоналу либо HR-подразделения. В качестве менеджера по персоналу психолог также может выполнять целый ряд задач. Он подбирает персонал на основе оценки личностных и профессиональных качеств кандидатов, помогает новым сотрудникам адаптироваться к месту работы, проводит обучающие программы и тренинги, обеспечивает грамотную расстановку кадров на основе психодиагностики и оценки психологической совместимости специалистов и даже способствует развитию управленческих технологий. Всё это в итоге должно повысить эффективность работы предприятия.

Психологические знания и умения востребованы также в рекламе, в политике, в юриспруденции, в различных силовых ведомствах. Наконец, психолог может заниматься научными и прикладными исследованиями в своей области.

Минусы профессии

Основная трудность работы психолога в любой сфере — это риск эмоционального выгорания. Ведь психолог, так или иначе, включается в судьбу и жизнь каждого человека, пропускает его проблемы через себя. Этот риск не стоит недооценивать. Если вы замечали, что быстро устаете от интенсивного общения, то представьте, что оно будет занимать основную часть вашей жизни в качестве профессиональной обязанности.

Если, прочитав эту статью, вы только укрепились во мнении, что психология — это ваше, остается только пожелать вам удачи в постижении науки о человеческой душе.

Автор статьи: Евгения Лепешова, психолог

Отзывы, комментарии и обсуждения

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

Экология сознания. Психология: В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Принести благодать себе и нести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций — психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Зачем люди идут в психологию?

Ответить на экзистенциальные вопросы о смысле жизни и научиться экологии общения. Раньше за этим шли в духовную семинарию — сейчас идут в психологию.

Мотивация выбора этой профессии?

В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Обрести свою благодать и отнести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций — психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Но по ходу обучения предмету, большинство из них забывают, зачем пришли. Информация по диагностике психологических явлений и состояний захватывает и очаровывает. И вот уже новоиспеченный психолог вовсю ставит диагнозы другим, демонстрируя свою эрудицию — это у вас «гиперопека», а это «прокрастинация», а здесь «невротическая привязанность».

«Испорченный» терминологией специалист, получивший доступ к дополнительной «игре» может начать самоутверждаться на клиентах, произносить сложные термины без попытки объяснить их простым языком. С ходу ставить мудрёные диагнозы, вызывая у клиента преждевременное и пока еще не обоснованное уважение к себе как «специалисту» и рискует окончательно забыть про свою изначальную цель — помочь самому себе.

Преждевременная деятельность психолога начинает подпитывать его личность и он теряет необходимость разбираться со всем тем багажом внутренних проблем, с которыми он пришел в психологию. Так, новоиспеченный специалист, увлёкшись игрой «я — психолог» прежде, чем разберется сам с внутренними обидами / жаждой признания / собственной неуверенностью, вместо исцеления собственных травм души начинает опираться на институт психологии как на компенсацию собственной ущербности.

Поэтому так важно начинающему психологу помнить о той первичной цели, с которой он зашел в психологию и работать над собственным исцелением. Для этого в пространстве психологии существует территория «экспериментов на кошках», которая называется мудрёным словом «супервизия» — это обязательная терапия, которую должны студенты проходить друг у друга или у более компетентного коллеги, для того, чтобы обсудить друг с другом и с преподавателем — «что же мы делали, когда мы это делали?».

Именно так хороший психолог шлифует своё мастерство. После своего обучения психологу полезно продолжать общение со своим психологом, учителем, супервизором — это не даст ему впасть в заблуждение о собственной непогрешимой компетентности.

Таким образом, он будет освежать в памяти роль «клиент психолога», что даёт навык уметь видеть «косяки» своих коллег, задавать правильные вопросы, делать выводы, совершать открытия и… чувствовать границы ответственности каждой из сторон терапии.

Границы ответственности — очень важная тема. Важность её в том, что психологу необходимо научиться разделять, где заканчивается его ответственность и начинается ответственность клиента. В этом ему поможет только собственное участие в процессе терапии в роли клиента.

Иначе происходит злоупотребление понятием «ответственность» и новоиспеченный психолог, естественно из лучших побуждений, начинает брать на себя лишнее — обещать волшебные результаты, подчеркивая этим свою значимость. Вместо того, чтобы способствовать процессу, в котором обратившийся становится более инициативным и самостоятельным хозяином своих решений и своей жизни.

Эта игра с лишней ответственностью приводит к тому, что обижены остаются оба:

клиент, потому что ему обещали, что чудо произойдет легко и безусильно, а оно не произошло;

психолог, «недолеченный» в своё время, тоже остаётся недоволен тем, что его искрений порыв неоценен клиентом;

Клиент, по мнению «великодушного психолога», как бы должен сам догадаться, что пора проявить ответное великодушие и порадовать психолога самостоятельным включением в работу и взятием ответственности за свою жизнь. Но этого почему-то не происходит.

Не происходит, так как в самом начале, еще на старте, некомпетентный психолог, занятый демонстрацией своей информированности, не способен стать «пустой чашкой», чтобы вместить в себя человека, пришедшего к нему и прочувствовать, что способно пробудить внутренний резерв клиента — включить его энтузиазм.

Если психолог прошел собственную терапию, то он имеет свою «я-историю»: историю исцеления/пробуждения/вырастания и он обладает, благодаря собственному опыту исцеления, не столько информацией об этом, сколько знанием как этого достичь. Знания, в отличие от информации, не занимают много места, сколько занимает его научная терминология и эрудиция.

Знания — это то, что существует в пустоте и приводит к обретению тишины. Когда мы решаем какую-то задачу, мы можем проследить весь этот процесс. От суеты поиска, через экспериментирование с идеями и информацией, к обретению знания в момент получения результата и последующей тишины в удовлетворении.

Весь тот шум, который существует внутри личности, порождается её обеспокоенностью отсутствия желаемого или мыслями из тоски по неосуществимости своих чаяний. Шум и суета о том, что есть на «сейчас» это не то, что должно быть — занимает столько места в человеке, что у него не остаётся «свободных гигабайт» для радости. Радости, что он у себя есть, радости от самой жизни. Озабоченный проблемой человек не вмещает в себя жизнь. Он полон размышлениями о жизни, он в ней не находится — это парадокс обеспокоенных людей.

Беспокойство изматывает и обесточивает человека, а истощенный внутренним шумом, он не способен на эффективные действия.

Психолог, сумевший помочь себе, имеет внутри себя ту пустоту, которая готова принять человека пришедшего к нему за помощью. Размещаясь в тишине этой пустоты, в поле психолога, с клиентом происходят осознания о себе и своей жизни. В этой тишине у человека затихает суетливый шум/мозговой штурм — освобождается внимание для восприятия. Восприятие становится такого качества, что человек в процессе рассказа о себе делает открытия и начинает становится понятен самому себе.

Поэтому, если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста — это не ваш специалист.

Или если вы не исцелились с первого раза, но с первой встречи вам стало лучше, яснее, вдохновенней или спокойней — это ваш психолог / ваш доктор.

И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда… однажды… что вы хотите решить проблему за раз, если вы создавали её годами» — не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Нет формул приводящих к счастью, потому что человек идет не к нему. Оно, счастье, существует как лакмусовая бумажка качества жизни. Как явление суммарной сбалансированности жизни человека, но к нему не идут.

Ребенок от рождения имеет способность к счастью. И если он здоров, то будучи сытым, он прибывает в нём — безусильно счастливый и любопытный к жизни. И только влияние значимых взрослых, корректирующих поведение ребёнка, лишает его постоянной и безоглядной способности прибывать в счастливом расположении духа.

Это Вам будет интересно:

Как перестать привлекать к себе вредоносные мысли
ЗАКОН, а не случай — ваши мысли реальны!

Люди по разному теряют способность к счастью, отрекаются от своих желаний в угоду значимым и любимым. Уникален путь каждого, кто решает восстановить собственные опоры — собственную способность к счастью, целостности и эффективности в отношениях и целедостижениях

Психолог — он только проводник, разворачивающий для клиента ландшафт охоты на его собственные самоограничивающие программы.

Когда человек начинает видеть, как он сам создал ограничения на своем пути к свободе и счастью –появляется понимание и энтузиазм к освобождению своей дороги -пути врождённого могущества и благодати. опубликовано econet.ru

Автор: Наталья Валицкая

Тема 3. Психолог как личность и профессионал.

«Модель специалиста» и индивидуальный стиль деятельности психолога. Профессионально важные качества психолога. Профессиональная компетентность психолога. Сущность, структура, содержание профессиональной компетентности. Способы, методы формирования профессиональной компетентности психолога.

Основные этапы развития психолога-профессионала. Деструкции в профессиональном развитии. Проблемы развития и саморазвития психолога-профессионала. Идеал «естественного» развития психолога. Идеал целенаправленного обучения и воспитания психолога. Типы и уровни профессионального самоопределения. Проблема построения универсальной типологии психологической деятельности.

Этические проблемы профессионального самоопределения психолога. Рассмотрение этических проблем в психологии. Главный «этический» парадокс психологии. Основные этические принципы в работе психолога. Проблема общечеловеческих ценностей в работе психолога. Главный этический ориентир психолога-практика. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога и в практической психологии.

Тема 4. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

История высшего психологического образования в России. Основные аспекты высшего психологического образования.

Мотивы выбора психологической профессии. Особенности построения взаимоотношений студента-психолога с преподавателями, администрацией и друг с другом. Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студентов.

Пути профессионального совершенствования психолога. Способы профессионального совершенствования психологов по окончании ВУЗа.

Профессиональные сообщества психологов. Цели объединения психологов в общественные организации.

Элементы психологического тренинга: «Знакомство. Образ «я» в глазах других». Элементы психотренинга общения. Групповой образ «мы». Элементы психотренинга общения. Образ «я» и «мы». Психологический анализ эссе «Маленькая повесть о самом себе». Проективный рисуночный тест «Автопортрет».

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе преподавания дисциплины используются современные образовательные технологии и формы:

· Лекции; практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, семинары, где проводятся дискуссии, тестирование, ролевые и деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций.

· Самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, подготовка к текущему контролю знаний и к зачету.

· Консультирование студентов по вопросам учебного материала, написание тезисов статей, докладов на конференции.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы для самостоятельной работы к семинарским занятиям, вопросы к экзамену.

Для контроля текущей успеваемости используется рейтинговая и информационно-измерительная система оценки знаний.

Текущий контрольуспеваемости осуществляется на основе рейтинговой системы оценки знаний с привлечением таких оценочных средств, как домашние задания, вопросы к семинарским занятиям, темы докладов, эссе, контрольных работ.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

Задания для самостоятельной работы

1. Составить конспект на тему «История возникновения психологии как науки в России и за рубежом».

2. Проанализировать и охарактеризовать основные направления деятельности психолога. Составить таблицу.

3. Составить конспект на тему «Актуальные проблемы психологии в России».

4. Проанализировать Федеральный Государственный Образовательный Стандарт по направлению подготовки «Психология».

5. Рассмотреть психологические особенности имиджа психолога. Составить профессиональный портрет психолога.

6. Подготовить доклад (презентацию) на тему «Выдающиеся психологи XX века».

7. Составить глоссарий следующих понятий:житейская психология, научная психология, практическая психология, прикладная психология, парапсихология, профессия, специальность, психодиагностика, психопрофилактика, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психотерапия.

Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям (примерные темы рефератов)

1. Характеристика современной системы профессионального образования в России.

2. Актуальные проблемы современной психологической науки.

3. Характеристика профессиональной деятельности психолога-практика.

4. Характеристика путей профессионального совершенствования и саморазвития психолога.

5. Применение психологических знаний в юридической науке и практике.

6. Цели и задачи практических психологов в сфере образования.

7. Подготовка профессиональных психологов за рубежом.

8. Психологическая работа в медицинской сфере.

Источник: http://madamvong.ru/psiholog/psiholog-kak-specialist-i-psiholog-kak-lichnost.html

Специалист психолог

Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда. К. М. Гуревич выделяет три типа профессий: 1) те, в которых каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности; 2) те, в которых далеко не каждый человек может Достичь успеха, и 3) профессии, которые предполагают необходимость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным. Профессии третьего типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека. К ним, несомненно, относится профессия практического психолога образования. Более того, инструментом профессиональной деятельности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу. Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невозможность его коррекции.

Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А.Климов так определяет его основные предназначения:

· предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое — области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности;

· систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.

Выделяют следующие области использования психологической помощи в сфере образования:

· психологическое и духовное развитие детей;

· экзистенциальные и личностные проблемы подростков;

· детско-родительские проблемы семьи;

· помощь при психических и соматических заболеваниях;

· психотерапия детского горя;

· помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях;

Проблема адаптации психолога в педагогическом коллективе. Школьный психолог является представителем относительно новой профессии. Исследователи выделяют перечень трудностей его профессиональной адаптации в образовательных учреждениях (О.А.Мальцева):

· недостаточный уровень профессионального согласия между субъектами образования;

· затянувшийся процесс становления психологической службы;

· разрыв между социальными ожиданиями в связи с появлением школьной психологической службы и ее реальной практикой;

· низкий уровень востребованности психологической помощи;

· противоречия между образами школьного психолога у заказчиков, клиентов и представлениями самого психолога;

· неготовность психолога к адекватной самоподаче и самопрезентации.

Выявлены следующие неадекватные требования-ожидания педагогов к личности психолога и его деятельности:

· мгновенное реагирование психолога на любой запрос;

пассивность клиента и активность психолога;

· постоянное энергетическое донорство, эмоциональная и моральная поддержка клиента со стороны психолога;

· жертвенность психолога, полное бескорыстие и благородство;

· помощь психолога в «борьбе» с «трудными» для заказчика педагогами и учащимися, исполнение им карательных санкций в отношении клиента;

· потенциальная опасность со стороны психолога, оценивающего педагога по известным лишь ему параметрам, возможно, обращенным против клиента;

· желание видеть психолога в качестве научного руководителя всего учебно-воспитательного процесса, идеолога педагогической системы школы;

· стремление видеть в психологе»супервоспитателя, мотивирующего детей учиться и посещать школу;

· представление о психологе как о специалисте, занимающемся постановкой диагноза;

· опасение возможного тайного воздействия психолога на психику клиента.

Негативное отношение к психологу проявляется в том, что педагоги воспринимают его в первую очередь как чужого, таинственного и непонятного, независимого-, изменчивого, часто мешающего им человека, выполняющего «грязную» работу. Ему нередко отказывают в праве на собственные негативные эмоции.

Позитивным полюсом представлений становится мнение о психологе как «инструменте» для создания благоприятного психологического климата, гармонизирующем добром волшебнике, обладающем обширными знаниями и способном сотворить чудо. В этом случае от него ожидается самоотверженность, умение рисковать и благородство.

С приходом психолога в систему образования связаны большие социальные ожидания. Они не всегда адекватны статусу психолога и задачам психологической службы. Школа с нарушенной системой отношений видит в психологе помощника по борьбе с конфликтными педагогами, трудными учащимися и неблагополучными семьями, ожидает от него карательных санкций. Педагоги пугают и провинившихся и несостоятельных учащихся и бывают весьма разочарованы, если психолог вдруг занимает позицию за-Щитника и опекуна.

Школа с низким уровнем обучения и воспитания попытается переложить на психолога часть педагогических проблем и ответственности за свою педагогическую несостоятельность. Она предоставит ему на первых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи в такой ситуации поддаются соблазну самоутверждения: они берутся вести все педсоветы, выступать на родительских собраниях, проводить вместо классных руководителей классные часы и т. п. Когда же они понимают наконец, в чьи обязанности входит решение той или иной проблемы и пытаются передать ответственность за нее конкретным лицам, это воспринимается последними как нежелание помочь и приводит к разочарованию и недовольству.

Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога. Поэтому начинающему специалисту важно использовать следующие рациональные способы формирования или коррекции социальных ожиданий:

а) формирование адекватных «социальных ожиданий педколлектива через его ознакомление с правами, обязанностями, этикой психолога, границами его профессиональных возможностей;

б) диагностическое общение со всеми категориями воспитателей и воспитанников, предполагающее выяснение их психологических особенностей и выявление запроса на психологическую помощь;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе формирования общих гуманистических установок при целепола-гании, планировании, реализации планов и программ и, анализе результатов деятельности.

Какой же психолог нужен современной школе?

1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком и логиком.

2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении.

3. Проводя совместные действия, он должен уметь подчинять интересы личности групповым интересам» быть совестливым, иметь развитое чувство долга и ответственности за другого человека, обладать эмпатией.

4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать практические вопросы, смело экспериментировать.

Таким образом, в требованиях к личности психолога выделяются четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная стабильность и практичность. Не совместимыми с профессией психолога считаются такие личностные проявления, как незрелость и невротичность личности, низкая сила «эго», комплекс неполноценности или превосходства.

Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его профессиональным статусом.

Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в данной ситуации наблюдается определенная настороженность по отношению к нему педагогов, объединенных профессионально-корпоративным духом. Как правило, методическая неподготовленность, отсутствие жизненного, педагогического и профессионального опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни затрудняют адаптацию психолога в школьном коллективе.

Значительная доля работающих» в образовании психологов — бывшие педагоги. При возвращении в педагогический коллектив в новом качестве такой специалист часто не умеет абстрагироваться от сложившихся ранее установок, позиций, типов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие личностные и статусные изменения, новый профессиональный язык и новые социально-психологические ориентации вступают в противоречие со сложившимися стереотипами. Некоторые пытаются доказать эффективность новых профессиональных позиций через личное участие в преподавании учебных предметов. Они упускают из виду тот факт, что состояние ролевой неопределенности мешает становлению в новом статусе, а также приводит к внутреннему конфликту и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Совмещение должностей — трудное и часто непосильное дело для начинающих специалистов. Такие психологи, хотя и участвуют в анализе педагогического процесса, хорошо зная его «изнутри», делают это крайне редко и неохотно, так как в большей степени зависят от коллег и администрации. Они слабо и медленно входят в новую роль.

Еще более невыгодное положение занимают специалисты, совмещающие психологическую работу с административной. Их профессиональная позиция становится неопределенной, двойственной. Пытаясь уравновесить свою административную позицию и быть «сверху», они часто вынуждены использовать в общении с клиентами позицию «снизу» и практически никогда не работают в партнерских отношениях. В практической деятельности они ограничиваются педагогическими моделями психологического информирования, консультирования и подготовкой административных мероприятий.

Часть психологов становятся методистами и работают в психологических центрах, при департаментах (отделах) образования. Они независимы от администрации и педколлектива, вместе со статусом психолога получают статус руководящего работника. Именно последнее вызывает настороженность школьных работников, которые сглаживают психологические проблемы и трудности, стараясь «не выносить сор из избы». Как правило, такие специалисты в основном занимаются психологическим мониторингом, аттестацией и методической подготовкой своих коллег, слабо владея технологиями профессиональной деятельности практического психолога. Неслучайно многие из них, опасаясь дисквалификации, совмещают свою основную деятельность с работой в детском саду или школе.

Таким образом, специфика функций школьного психолога делает его работу значимой и напряженной, а к его личности предъявляются повышенные требования. В силу больших социальных ожиданий практический психолог образования обязан постоянно стремиться к личностному и профессиональному росту.

Источник: http://studopedia.ru/17_427_psiholog-kak-spetsialist-v-sisteme-obrazovaniya.html

Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А
ул. Решетникова д. 9

    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Для детей
  3. Психолог

Для детей

Психолог

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функци онирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Психолог — специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности с целью оказания психологической помощи, поддержки, коррекции, развития и сопровождения.

специалист психолог

В нашем центре работают психологи следующей направленности:

Детский психолог — это специалист, который помогает понять родителям, что происходит с их ребенком, определить психологические проблемы и помочь их решить. Он так же помогает наладить контакт между ребенком и родителями.

Обращаться к детскому психологу необходимо, когда вы понимаете, что сами не можете помочь ребенку справиться с проблемами, которые у него появились. Специалист может выявить те или иные трудности и поможет родителям выбрать стратегию общения и поддержки ребенка.

С чем работает педагог- психолог?

— Поведение (трудности в общении, агрессия, склонность ко лжи, воровство);

— Снижение мотивации к обучению;

— Сложность адаптации в детском саду, школе (школьная фобия);

— Эмоционально-личностное развитие ребенка (страхи, тревожность, неуверенность в себе, нестабильное состояние, навязчивые действия, онанизм);

— Переживания ребенка (развод родителей, детская ревность);

— Познавательное развитие (память, внимание, мышление).

Семейный психолог — это специалист, который оказывает психологическую помощь при затруднениях в детско-родительских взаимоотношениях.

Семейное консультирование включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие как, решение детско-родительских проблем, совместное консультирование детей и родителей, психологическая помощь семьям в предразводный и послеразводный период, индивидуальное консультирование.

Семейный психолог поможет Вам:

— Разобраться в отношениях между родителями и детьми;

— При отсутствии взаимопонимания с близкими;

— При разрыве отношений и переживаниях детей связанных с разводом, болью утраты и др.;

— При стрессовых состояниях;

— Справиться с чувством неполноценности, неуверенности, комплексами;

— Преодолеть сложности, трудности;

— Справиться с переживаниями травмирующей ситуации.

Клинический психолог — это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.

Клинический психолог помогает детям, которые испытывают трудности адаптации и самореализации связанные с его физическим, психическим и интеллектуальном состоянием. Психолог проводит дифференциальную диагностику, устанавливает степень психического нарушения, составляет рекомендации и коррекционную программу.

Клинический психолог работает с детьми, у которых выявлены следующие нарушения:

— Отклонения от нормального развития, связанными с врождёнными или приобретёнными дефектами нервной системы(олигофрения);

— Ранний детский аутизм (РДА);

— Мутизм (отказ от речи);

— Психические и поведенческие расстройства, возникшие вследствие употребления психоактивных веществ;

— Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

— Задержка психического развития (ЗПР);

— Любые нарушения речевого развития на невротической основе (логоневроз, мутизм);

— Гиперактивность, гипервозбудимость и др.

Занятия специалиста проводятся в разных формах:

Нейропсихолог — специалист, который занимается коррекцией неразвитых функций психики. Он помогает ребенку развить произвольность внимания и саморегуляции (когда ребенок усилием воли сосредотачивается и выполняет какие-либо действия). В его функции входит изучить индивидуальные особенности психики ребенка, провести коррекционную работу и помочь адаптироваться к условиям деятельности, в которой находится ребенок.

Нейропсихологи нашего центра проводят коррекционную работу с таким детьми:

— Дети с нарушениями процессов внимания и регуляции своего поведения (невнимательные, отвлекаемые, слишком активные, вспыльчивые дети);

— Дети с повышенной утомляемостью, медлительностью, трудностями адаптации к окружающим условиям;

— Дети с трудностями усвоения учебного материала в результате недоразвитости или нарушений психических процессов: памяти, внимания, волевых актов, моторики, мышления и речи;

— Умственно-отсталые дети, к которым нужно подобрать особый подход и разработать специальную методику обучения и коррекцию психических функций.

Нейропсихология актуальна в работе с дошкольниками, младшими школьниками и подростками. Такие специалисты помогают выявить трудности развития детей еще до возникновения патологии тех или иных психических функций.

Обращаться к специалисту для диагностики стоит в следующих ситуациях:

— Если ребенку трудно осваивать учебный материал, он делает ошибки или неаккуратен в письме;

— Когда родителям приходится заставлять ученика делать уроки;

— Если ребенок не самостоятелен или неопрятен в школе;

— Когда дошкольник или младший школьник медленно выполняет задания, быстро утомляется;

— У ребенка трудности с концентрацией внимания, он постоянно отвлекается, не может долго сосредотачиваться на задании;

— Повышенная активность в движениях;

— Неловкость движений, неуверенное поведение;

— Нарушения развития речи;

— Эмоциональность, постоянные перепады настроения, ранимость;

— Если роды и беременность проходили с патологией, есть генетические поражения НС или малыш столкнулся с эмоциональной холодностью взрослых после рождения.

Занятия с нейропсихологом проводятся в индивидуальной форме

Консультация родителей проводится на каждом занятии.

Занятие с детским психологом1400 руб.
Консультация семейного психолога2000 руб.
Консультация (занятие) клинического психолога1400 руб.
Занятие с нейропсихологом1800 руб.

*Цены указанные на сайте не являются публичной офертой. Стоимость уточняйте у администраторов.

Узнать подробнее о наших услугах или Записаться на прием Вы можете прямо сейчас по телефону,

ЗВОНИТЕ и администратор ответит на все Ваши вопросы

ЕЖЕДНЕВНО с 9:00 до 21:00

Консультирование родителей специалистами центра проводится по телефону

ЕЖЕДНЕВНО с 9:00 до 21:00

Ждём Вас в Многопрофильном Центре комплексной коррекции и развития «ДЭМ»!

Источник: http://centr-dem.ru/dlya-detei/psikholog

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Участие специалиста-психолога

Проблема использования психологических знаний в гражданском процессе постоянно поднимается на страницах юридических изданий.

Отмечаются две причины, по которым привлечение психологических знаний в гражданском процессе является актуальным.

В первую очередь, изучение специалистами гражданских дел, рассмотренных народными судами, решения которых были отменены кассационной и надзорной инстанциями, показало, что каждое двенадцатое судебное решение отменялась в силу того, что судом первой инстанции не были выяснены и учтены определœенные психологические факторы, имеющие существенное значение для правильного решения дела.

Во-вторых, отмечается рост числа людей, страдающих различными отклонениями в психике, которые могут стать участниками разбирательства или сторонами гражданского дела[28].

Значительная часть гражданского законодательства — вопрос о правоспособности (ст.18 ГК РФ). Правоспособность граждан рассматривается как их способность иметь гражданские права и обязанности (ст.31 ГПК РФ). Правоспособность тесно связана с дееспособностью. Под этим термином закон понимает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 ГК РФ). Дееспособность зависит от психического состояния лица (здоровый человек правильно воспринимает ситуацию и регулирует свои действия). Наличие психических расстройств указывает на отсутствие дееспособности (человек, который не понимает значения своих действий и не может руководить ими, признается судом недееспособным).

В нормах материального права медицинский (психиатрический) критерий отличается от психологического. Последний характерен для случаев деформации осознанности и волеизъявления (к примеру, аффективное состояние).

Судебная практика идет по пути своевременного исследования обстоятельств дела психиатром и психологом, ᴛ.ᴇ. комплексного их изучения.

Психологические знания используются в гражданском процессе путем приглашения специалиста (психолога) и проведения судебно-психологической экспертизы.

В гражданском процессе психологические знания используются по следующим делам:

1. 0 признании недействительными сделок с пороком воли (ст. 177, 178, 179 ГК РФ);

2. 0 возмещении ущерба, причинœенного дееспособным гражданином, не способным в момент причинœения ущерба понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 1078 ГК РФ);

3. По регрессным искам о возмещении вреда (ст.1079 ГК РФ) и в случаях, когда крайне важно выяснить, не действовало ли лицо при условиях, указанных в ст. 107 УК (ограничение составов правонарушений); в спорах о праве на воспитание детей (ст. 65, 66, 67, 68, 69, 72, 73, 76, 140, 141 СК РФ) и по другим делам, вытекающим из брачно-семейных отношений.

Психологические знания используются в гражданском процессе путем приглашения специалиста (ncuxoлога) и проведения судебно-психологической экспертизы.

В соответствие со ст. 188 ГПК в необходимых случаях при назначении судебной экспертизы, допросœе свидетелœей, воспроизведении аудио- или видеозаписи, принятии мер по обеспечению доказательств суд может привлекать специалиста (психолога, бухгалтера, криминалиста и др.) для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи.

Психолог может оказать серьезную помощь при прослушивании аудиозаписи и просмотре видеозаписи. Он обращает внимание суда на важные психологические аспекты речи и действий, подчеркивает крайне важность назначения судебно-психологической экспертизы. При этом психолог определяет вид судебной экспертизы, помогает суду формулировать вопросы экспертам и устанавливает объем материалов, которые крайне важно представить экспертам.

Специалист-психолог, привлеченный для дачи консультаций, при допросœе обращает внимание суда на психологическую индивидуальность памяти, мышления, восприятия, а также на особенности поведения свидетеля.

Значительную помощь психолог может оказать суду при непосредственном участии в допросœе (особенно, несовершеннолетних и людей преклонного возраста).

Психолог может установить конкретные условия воспитания (а не только материальное содержание) подростка, особенности психологического развития ребенка, отношения его кродителям (фактическим воспитателям), личностные качества родителœей и привязанность ребенка к ним.

Специалист-психолог акцентирует внимание суда на психологические моменты в показаниях свидетеля (к примеру, дача показаний в состоянии стресса, страха, депрессии и т.д.)

В процессе судебного разбирательства у суда могут возникнуть сомнения относительно психической полноценности конкретного участника, его дееспособности.

Решить вопрос о целœесообразности направления лица на освидетельствование или экспертизу суд может с помощью психолога.

Психолог определяет возможность такого лица давать объективные показания, предлагает пути получения достоверных и полных показаний, показывает особенности восприятия, запоминания и воспроизведения лицом конкретных фактов. Психолог способен своевременно предложить суду назначить судебно-психологическую или комплексную судебно-психолого-психиатрическую экспертизу.

Согласно ч.1 ст. 179 ГП К РФ допрос свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте с четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника. Общеизвестно, что педагог является специалистом в области детской психологии. По этой причине его участие в допросœе позволяет своевременно установить психологический контакт с допрашиваемым, популярно объяснить важность получения правдивых показаний, помогает создать неофициальную атмосферу, предупредить возможное состояние скованности, настороженности, оградить подростка от психологического «давления» со стороны суда.

Конечно, не всякий педагог обладает глубокими психологическими знаниями. М.А. Степанова справедливо считает, что «психолог знает о ребенке больше»[29].

Практика судебного разбирательства гражданских дел показывает, что более эффективно решаются вопросы, если в суде одновременно используются специалисты в области педагогики и психологии.

Тестовые задания:

СТВ № 1 Закрытое Стандартное

Юридическая психология изучает:

-: Психологические основы личности в системе «человек-коллектив»

-: Тактику ведения допроса

+: Психологические основы личности в системе «человек — право»

-: Социально-психологические основы права

СТВ № 2 Закрытое Стандартное

Психология, изучающая основы ресоциализации —

СТВ № 3 Открытое Стандартное

### — ученый, объяснивший криминальную направленность личности особенностями строении тела человека

Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/879996_uchastie_specialista_psihologa

Кто и как может стать хорошим и успешным психологом, с чего начать и как достичь высот?

Специалистами в сфере психологии становятся люди, которые заинтересованы познанием тайн души человека. Это не только профессия, но ещё и призвание. Поэтому узнать, как стать психологом, интересно многим в наше время. Познание глубин человеческой души помогает специалисту оказать помощь окружающим людям.

специалист психолог

Что нужно, чтобы стать отличным психологом?

Чтобы стать хорошим психологом, нужно обладать такими качествами, как сострадание и доброта. Но эти черты не способны заменить доскональных знаний в данной области. Тому, кто желает стать психологом, надо изучить множество книг по специальности. Соответствующая литература помогает развивать нужные способности и умения.

Книги, полезные тому, кто стремиться стать психологом, улучшают мышление, тренируют память. Они учат избегать стрессовых ситуаций, разработать правильную линию поведения.

Важность регулярной практики

Вопрос, как стать психологом самостоятельно, достаточно важен. Глубокое освоение психологии возможно только при условии регулярной практики. Такие занятия помогают оттачивать нужные навыки. При этом нужно помнить, что основными составляющими беседы являются:

Личное пространство

Уважение к чужому личному пространству – одно из того, что нужно, чтобы работать психологом. Вторжение в «запретную зону» обычно дозволено лишь ограниченному кругу людей. Мало кому придётся по вкусу, если сокровенное личное пространство станет предметом изучения едва знакомого человека. Особенно, если он начнёт активно отстаивать собственную позицию, «блуждая в лабиринтах подсознания».

Что должен знать психолог, чтобы быть полезным пациенту? Компетентный специалист выстраивает с клиентом доверительные отношения. Он позволяет себе вторгнуться в личное пространство лишь тогда, когда обратившийся к нему человек позволит это сам.

Невербальное общение

Что нужно для того, чтобы стать компетентным психологом – истинным знатоком человеческих душ? Надо в совершенстве владеть искусством невербального контакта. Некоторые люди очень замкнутые и немногословные. Им трудно раскрыться перед малознакомым человеком. При изучении того, как стать успешным психологом, не стоит забывать о невербалике. Некоторые жесты способны поведать намного больше, чем отдельные фразы. Они помогают раскрыть истинную натуру человека.

О достижении взаимопонимания в диалоге свидетельствуют такие жесты:

К признакам отсутствия конструктивного диалога стоит отнести такие жесты, как скрещенные руки, тревожность, бегающие из стороны в сторону глаза. Психолог должен обращать пристальное внимание на невербальные проявления. Они предупреждают о необходимости изменить тактику ведения беседы.

Ценная способность внимательно слушать

Кто может стать психологом с большой буквы? Конечно же, это человек, умеющий внимательно слушать собеседника. При рассказе о реальных проблемах человек выплескивает свою боль, делится собственными переживаниями. В результате он испытывает огромное облегчение. Поэтому способность внимательно слушать – одна из важных составляющих психотерапии. Специалист, умеющий выслушать собеседника, сможет выбрать правильную тактику в общении с ним.

Как стать практикующим психологом?

Тому, кто стремится узнать, как стать психологом-консультантом, стоит сначала получить базовое образование. Затем проходят профильные курсы, предназначенные для совершенствования полученных знаний.

Важно! Познание азов психологии предполагает постоянную практику. Поэтому специалисту стоит в первую очередь тренироваться на решении собственных проблем. Их анализ помогает получить необходимые навыки.

После детального изучения всего того, что нужно знать психологу, можно начать работать специалистом службы доверия. При приобретении необходимого опыта стоит начать развиваться в этом направлении дальше: вести частную практику.

специалист психолог

Сложность роли семейного психолога

Перед тем как всерьёз задуматься над тем, как стать семейным психологом, нужно тщательно взвесить все «за» и «против». Выстраивание диалога с целой семьёй – кропотливый труд. Ведь психологу нужно уметь заслужить доверие сразу нескольких людей.

Одного профильного образования в таком случае недостаточно. Если специалист ставит перед собой задачу «хочу стать психологом семейного профиля», иметь диплом мало. Нужно обладать и большим опытом в этой сфере. Совершенствоваться в работе с семьями рекомендуется, ещё будучи студентом. Неоценимую помощь окажут специальные волонтёрские программы. Такие программы предназначены для помощи людям, оказавшимся в кризисной ситуации. Специалисту желательно пройти и соответствующие курсы повышения квалификации.

Как стать детским психологом?

Для того чтобы овладеть элементарными знаниями, следует получить диплом психолога в высшем учебном заведении педагогического профиля. Дополнительно рекомендуется посещать углубленные курсы, помогающие совершенствовать знания по специальности.

Хочу стать детским психологом: с чего начать?

Следует кратко выделить то, что нужно знать, чтобы стать психологом для детей:

Обратите внимание! Начальным этапом становления детского психолога как специалиста можно назвать практику, которую он проходит в институте.

После получения высшего образования стоит пройти стажировку в дошкольном учреждении или школе. Если после этого к специалисту придёт твёрдая уверенность, что он желает работать на постоянной основе именно с детьми, можно приступить к частной практике. Для этого специалисту надо предварительно получить соответствующую лицензию.

Первоначальные шаги в становлении специалиста как психолога

Основными чертами хорошего психолога принято считать терпеливость, усидчивость. Немаловажным фактором является и способность к запоминанию большого количества информации.

При обучении в гуманитарном ВУЗе специалист овладевает следующими дисциплинами:

При получении специалистом высшего образования может изучаться и такой важный предмет, как психология управления человеческими ресурсами. Не следует забывать и о роли самообразования. Параллельно стоит изучать научные статьи, смотреть фильмы, в которых затрагиваются важные психологические темы. Только при условии личностного роста можно стать настоящим асом своего дела.

Как достичь высот в сфере психологии?

Компетентные психологи ценятся в любые времена. Достичь определённых высот может только специалист, искренне любящий профессию.

Успешная карьера психолога предполагает прохождение следующих ступеней:

Специалисту нужно отлично разбираться в азах классического психоанализа, открытого для общественности Зигмундом Фрейдом. В соответствии с Фрейдом, основной задачей специалиста является принятие и осознание проблемы пациента.

Пристального изучения требуют и основы трансактного анализа, заложенные Эриком Берном. По мнению учёного, каждый человек играет сразу несколько ролей:

Основной целью психолога является закрепление пациента в состоянии взрослого.

Обратите внимание! Успешному психологу стоит знать и особенности гештальт-терапии, которая основана на экзистенциальном подходе. Подобная терапия предполагает, что пациент учится принимать себя таким, каков он есть.

В провинциальных городах существует проблема острой нехватки компетентных специалистов. Связь с хорошим психологом по интернету станет оптимальным выходом для людей, испытывающих трудности при личном общении с малознакомым человеком. Многие специалисты являются отличными специалистами и в сфере гипнологии, помогающей избавиться от различных душевных проблем.

специалист психолог

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Источник: http://customs.news/psihologiya/kto-i-kak-mozhet-stat-horoshim-i-uspeshnym-psihologom-s-chego-nachat-i-kak-dostich-vysot/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *