Буддийские медитации — каковы их рахновидности? — медитация в буддизме

13.04.2020

Такие практики лишь на первый взгляд кажутся простыми, на деле же они требуют постоянных тренировок: как тела, так и ума.

Буддийские медитации — какие они бывают?

медитация в буддизме

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Медитация помогает освободиться от стресса, приводит к состоянию покоя и концентрации, позволяет соприкоснуться со своим внутренним центром. В том или ином виде ее используют в ведической культуре, индуизме, йогических практиках и буддизме.

Сегодня мы предлагаем вам поговорить про буддийские медитации. Статья ниже расскажет о том, что такое медитация в буддизме, в чем ее особенности, из каких этапов она состоит. Также вы узнаете, как практикуют монахи и миряне разных буддийских направлений и для чего они это делают.

Что же, давайте начнем!

Особенности медитаций в буддизме

Медитация – неотъемлемая часть духовной жизни буддистов. Она предполагает полный спектр физических и духовных практик. Медитативные практики и соблюдение предписаний Восьмеричного пути в конечном итоге приводят буддистов к тому, к чему они стремятся всю жизнь в этом мире: обрести состояние истинной любви, милосердия, вырваться из круговорота перерождений, пробудиться и достичь нирваны.

Каждое направление буддизма по-разному смотрит на цели медитации. Так, например, согласно ваджраяне, они могут привести человека к пробуждению уже в этом рождениии, согласно махаяне и хинаяне – в следующем. Тхеравада утверждает, что медитации приведут буддиста к титулу архата при условии постоянных практик, а в школе дзен они лежат в основе всего направления.

медитация в буддизме

Медитация в буддизме связана сразу с несколькими понятиями:

Основные техники практики были описаны еще в древнебуддийских текстах. С эволюцией буддийской философии они, естественно, не раз менялись, но и сегодня медитативные практики монахов и мирян в некотором роде похожи на то, как медитировал Будда Шакьямуни.

Медитация не универсальна для всех, она может меняться как в зависимости от определенной школы, так и в зависимости от конкретного человека. Их цель сходится в том, что они призваны трансформировать ум медитирующего таким образом, чтобы он углубился в самопознание и тем самым нашел дорогу к освобождению.

медитация в буддизме

Все практики часто делятся на две составляющие:

К некоторым видам медитации невозможно приступить сразу, не имея какой-то подготовки. Их обычно предваряют обучение, чтение священных писаний, наставления опытного учителя или гуру.

В связи с этим выделяют три стадии бхаваны:

Для начинающих есть особые практики, которые в первую очередь учат ум сосредоточиваться на конкретном объекте или точке. Новички обычно начинают с нескольких минут в день и постепенно увеличивают время. Главное – упорство и постоянство, медитировать рекомендуют каждый день.

  1. Медитация и происходящие во время нее трансформации ума также содержат несколько этапов:
  2. Ум сосредотачивается, чтобы понять смысл истины.
  3. Отсекаются беспокойства и мыслительные процессы.
  4. Ум избавляется от эмоций: переживаний, радостей, сомнений.
  5. Наступает невозмутимость, отрешенное от мира состояние.

медитация в буддизме

Практику составляют два вида медитации:

Чтобы практика прошла успешно, ее стараются проводить постоянно, иногда даже несколько раз в день, и главное – в одно и то же время. Считается, что утренняя медитация – самая продуктивная. О том, какой время выбрать для медитации, мы писали в этой статье.

Лучшему сосредоточению способствует спокойная обстановка, где ничто не мешает, не отвлекает. Удобная поза, которую используют чаще всего – падмасана, то есть поза лотоса, или полулотоса. Нередко созерцание сопровождается ненавязчивой музыкой, которая помогает расслабиться.

Разновидности

Истинная буддийская медитация возникла больше 2,5 тысяч лет назад, когда Будда Шакьямуни сутками сидел под деревом Бодхи, сосредоточив ум, устремив взгляд внутрь себя и созерцая окружающий мир. С тех пор буддийская мысль разделилась на множество школ, и понимание практики в каждой из них разное.

Махаянцы вызывают концентрацию ума на ментальном уровне. Тантра предлагает медитировать на разных божеств, например, на Будду Амитабху, Авалокитешвару и даже Будду Шакьямуни, ассоциируя себя с буддами и многократно произнося мантру конкретного божества.

медитация в буддизме

Утро буддийских монахов начинается с физических упражнений на горном склоне, отстройкой асан и дальнейшими медитациями.

Новичкам, которые хотят приступить к буддийским практикам, но не имеют сильной мотивации, нынешний Далай-лама XIV советует быть немножечко эгоистам – думать о том, что, заботясь о всем сущем на Земле, они сами постигнут счастье.

Буддийские медитативные практики условно делятся на два вида:

Палийский канон нередко называет совокупность медитативных практик соединением этих понятий – “саматха-випассана”.

Випассана

Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.

медитация в буддизмеМедитация Випассана

Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.

Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание. Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект.

Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.

Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.

медитация в буддизме

Практика випассаны помогает осознать природу мира:

Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.

Осознанность

Напрямую от випассаны произошла практика осознанности, или на санскрите – сати. Она также используется в направлении дзен.

Так же, как в випассане, внимание уделяется одному объекту – обычно это дыхание. Посторонние мысли, чувства, явления не оцениваются и не замечаются вообще. При любом блуждании ума нужно его вернуть на первичный объект.

медитация в буддизме

Практика осознанности охватила многих людей, даже тех, кто не знаком с буддизмом и просто желает поправить собственное психическое и физическое здоровье. Ее преимущество в том, что практиковать можно везде: дома, на работе, на прогулке, в машине, в больнице, в школе.

Саматха и радужный свет

Саматха, или шинэ, распространена во всех главных направлениях: в махаяне, тхераваде и ваджраяне. Здесь тоже особое внимание уделяется дыхательным циклам, вдохам и выдохам, сосредоточению на настоящем. Часто саматху используют во время упражнений нендро, медитации на будд, бодхисаттв и прочтении мантр.

Одна из интереснейших практик шинэ – радужный свет. Для ее выполнения нужно сесть в удобном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Возможен также вариант сидя на стуле – тогда правая нога должна быть спереди или сверху.

медитация в буддизме

Правая рука лежит сверху, большие пальцы ладоней касаются друг друга. Ум успокаивается, концентрируется на дыхании, а на уровне груди, рядом с сердцем, появляется вымышленная полоска радужного света. Он медленно разливается по всему телу, преодолевая все препятствия в виде тревог, переживаний, горестей.

Через какое-то время радужный свет должен наполнить человека полностью, от макушки и затылка до кончиков пальцев рук и ног. Тело словно светится изнутри разноцветным светом.

После того, как свет заполнил изнутри, он начинает выливаться наружу, распространяясь на все сущее, на пространство, на близких, родных и весь мир. Этот свет мы должны дарить, пока этот дар не будет нам казаться естественным.

Позже мы делаем паузу и возвращаем радужный мост только внутрь себя. Теперь свет не имеет границ, центра и цвета.

медитация в буддизме

Затем мы возвращаемся в привычный мир с пожеланиями добра и счастья. Он не знает страданий, лишь только смысл, пользу и всепоглощающую любовь.

Метта

Ее также называют медитацией любящей доброты, а в более современных трактовках – медитацией милосердия. Своими корнями она уходит в Тибет, а сегодня распространилась повсеместно на буддийских землях.

Само название переводится как “добро”, “милосердие”, “сострадание”. Ее рекомендуется практиковать людям, которые сами в себе замечают эгоцентризм, проявление гнева, злости, несправедливость по отношению к другим, а также нарушения сна. Метта-медитация помогает обрести внутреннее спокойствие, взрастить эмпатические чувства, любовь к ближним и всему миру в целом.

Чтобы приступить к ней, нужно сесть в удобном положении, закрыв глаза. В районе чакры сердца нужно мысленно вообразить сгусток энергии, в которой сосредоточилась любовь. Ее нужно направлять поэтапно на:

Еще сам Будда Шакьямуни учил, что освободив себя от злости добром, можно остановить недобрую волю и все плохое.

Дзадзен

Японцы, среди которых много адептов школы дзен, понимают его как “медитация в положении сидя”. Действительно, для главного действия в дзен – практики – нужно сесть в падмасане или полупадмасане на полу, выпрямить спину, сомкнуть губы, устремить взгляд перед собой и слегка прикрыть веки. Дзадзен помогает успокоить тело и разум, понять природу Вселенной.

медитация в буддизме

Дзадзен может проходить двумя способами:

Полное сосредоточение на дыхании – не нужно отвлекаться на обстановку вокруг, для этого можно даже отсчитывать дыхательные циклы.

Абстрагироваться от всего – не зацикливать взгляд и мысли ни на каком предмете, просто не думать ни о чем.

Такие практики лишь на первый взгляд кажутся простыми, на деле же они требуют постоянных тренировок: как тела, так и ума.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть спокойствие, умиротворение и любовь не покидают вас. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!

Источник: http://o-buddizme.ru/praktiki-i-meditaciya/buddiyskie-meditacii

Техники медитации в буддизме

медитация в буддизме

В течение нескольких сотен лет опытные подвижники Тибета практикуют особые техники медитации, в основе которых лежат буддийские наставления, известные как «медитация буддизм» или «Ламрим».

В данном руководстве тесным образом переплелись оригинальные медитации, способствующие достижению полного пробуждения. Благодаря им, человек получает возможность осуществить духовное путешествие и достичь истинного знания.

Медитация, направленная на Будду

Грамотно выполненная медитация способствует тренировке ума. Она успокаивает душу, способствует выработке концентрации и проницательности. Одной из древних религий по праву считается буддизм, за многовековую историю которого было выработано немало полезных медитаций.

Прекрасным примером является медитация для начинающих, направленная на внутреннего Будду. Выполнять ее стоит под руководством опытного учителя, хотя никто не запрещает осваивать данную технику и самостоятельно.

Для начала необходимо принять удобную позу и постараться полностью расслабится. Далее нужно полностью сосредоточиться на собственном дыхании, визуализируя потоки воздуха, входящие и выходящие через нос.

После полного отрешения от посторонних чувств и мыслей следует визуализировать золотого Будду в виде яркой энергии и света. Когда образ Будды станет особенно ясным, необходимо произнести следующий текст:

«О, Будда! Покажи мне свою силу, способную избавить от неведения и печалей. Помоги пробудить ясный свет в уме и сердце!».

медитация в буддизмеЗатем следует представить 3 потока невероятно мощной энергии в следующих цветах:

Некоторое время следует принимать яркие оттенки света одновременно, после чего Будда просто растворится и исчезнет.

Благодаря представленной медитации, древние буддийские воззрения начинают работать на благо человека, позволяя воспринимать окружающий мир совершенно по-новому. И постепенно позволяют достичь небывалого духовного и физического самосовершенствования.

https://youtube.com/watch?v=AVHoqZavYFA

Медитация из сферы Дзен буддизма

медитация в буддизмеДзен является неким образом жизни, а не религией или философией. И с помощью Дзен медитации у человека появляется возможность избавиться от тягостных переживаний, внутреннего страха и обрести истинную гармонию с собой.

Дзен учит обращать внимание на самые простые вещи и стремиться к простоте, ведет к осознанию целостности и единства с миром.

И достичь этого можно благодаря широко известной позе Будды – сидение Дзадзен, заключающееся в тихом простом сидении в правильной позиции. Необходимо расположиться в позе лотоса либо полулотоса, руки положить на бедра, развернув ладонями кверху. Левая рука поверх правой, большие пальцы соприкасаются кончиками.

Макушка, шея, плечи и спина должны располагаться в одной плоскости. Рот следует закрыть и медленно дышать через нос, немного опустив глаза к полу. Важно полностью сконцентрироваться на медленном продолжительном выдохе. И постараться отбросить все лишнее и ненужное, постепенно погружаясь в нирвану.

Представленная буддийская медитация, взятая из области древнейшего Дзен буддизма, позволит пережить настоящую внутреннюю трансформацию. И поможет обрести новое видение жизни и происходящих в ней событий. Достаточно медитировать по 10-15 минут ежедневно, чтобы достичь настоящего просветления.

Источник: http://infoprivorot.ru/o-joge-i-meditacii/v-buddizme.html

Медитация и буддизм

медитация в буддизме

Уже несколько столетий тибетские подвижники, среди которых и Далай Лама XIV, практикуют особый вид медитации на основе буддийских наставлений, известных как Ламрим (руководство по достижению полного Пробуждения). Основой Ламрима являются наставления из Абхисамаяланкары – текста, написанного Майтрейей. Каждый из Далай Лам составлял свои комментарии к Ламрим, передавая эти тексты своим преемникам. Его Святейшество Тэнзин Гьяцо сравнивает эту медитацию с духовным путешествием, приводящим человека к истинному знанию.

Техника Ламрим проста и сложна одновременно. Простота этого типа медитации заключается в том, что начинать нужно с простых подготовительных практик созерцания, которые помогут взять под контроль эмоции и чувства, и затем переходить к более сложным методикам. Сложность же состоит в том, что для применения Ламрим нужно знать хотя бы базовые основы буддистского учения, так как в этой практике используются различные образы Будды и других божеств. Обязательным условием проведения практики Ламрим является опора на духовного учителя.

Подготовка к медитации

Прежде, чем приступить непосредственно к медитации Ламрим, необходимо провести ряд подготовительных практик. Буддисты очень серьезно относятся к медитативному процессу – они считают, что заниматься этим человеку с неподготовленным умом нельзя, так как такая медитация будет бесполезна. В число подготовительных практик входит не только приготовление места для медитации, но и упражнения для подготовки разума.

Для этого адепты учения Будды практикуют так называемые шесть подготовительных практик:

1. Создание обстановки.
2. Подготовка ума.
3. Практика прибежища и развивания бодхичитты.
4. Визуализация сферы благодати.
5. Практика накопления заслуг.
6. Три устремления.

1. Подготовка внешняя

Правильная обстановка чрезвычайно важна для проведения медитации – все, что расположено вокруг, должно настраивать адепта на созерцание и размышление. Место должно быть чисто убрано, все статуи и священные тексты должны лежать в правильном порядке.

2. Подготовка внутренняя

Для развития правильной мотивации и обретения устойчивой жизненной позиции рекомендуется размышлять о радости практикования пути дхармы, о том, что этот путь обязательно приведет к духовному развитию и избавлению от невежества, и что внутри есть все качества и знания, чтобы достичь нирваны. Чтение мантр и выполнение тысячи простираний поможет неофиту достичь успокоения ума и взять под контроль обуревающие его эмоции.

3. Обретение прибежища и бодхичитты

Практика прибежища включает в себя визуализацию своего духовного учителя в сфере благодати в виде Будды Шакьямуни, являющимся одновременно воплощением Трех Драгоценностей буддизма. Это предварительная техника – основная практика проводится в рамках одной из медитационных техник Ламрим.

Вслед за практикой прибежища проводится практика развития бодхичитты или альтруистического настроя по отношению ко всему живому. Для этого также применяется произнесение специальной формулы и визуализация. Затем, произнося слова формулы прибежища, необходимо провести еще три визуализации – очищение ума от негатива силой, исходящей от Учителя (учителей), получение от него благословений, а в конце передать себя под его доброе покровительство.

4-6. Визуализация сферы благодати, Практика накопления заслуг и Три устремления

Визуализация сферы благодати необходима для перехода к практике накопления заслуг перед ее обитателями. Невозможно будет проводить следующую практику без четкого представления сферы благодати и ее обитателей.

Практика накопления заслуг основывается на семичленной практике – это простирание, подношения, исповедание, достижение сорадования, просьба к Будде о повороте колеса учения, просьба к Учителям не входить в нирвану и посвящение заслуг.

Медитация о передаче трех устремлений – это молитва к Учителям о выполнении трех духовных устремлений ученика, в которых выражается все, чего бы он хотел достичь на пути просветления. Заканчивается применение всех этих практик растворением в сфере благодати.

Техники медитации Ламрим

Его Святейшество подразделяет техники Ламрим на три группы – для людей с небольшими способностями, со средними и с максимальными.

1. Опора на духовного наставника

Основная техника, без которой будет сложно продвинуться на пути к просветлению – это опора на духовного наставника, помогающего и направляющего своего ученика по верному пути. Составными частями этой практики является достижение опоры в мыслях и опоры в действиях. Опора в мыслях базируется на выработке веры и убежденности, а также почитания учителя. Опора в действиях выражается в исполнении духовных наставлений учителя и служении ему. При этом надо тщательно сверять все высказывания учителя с положениями сутр буддизма, дабы не полагаться на учителя ложного.

2. Размышление о смерти и непостоянстве

Следующая практика Ламрим основана на размышлении о смерти и непостоянстве. Она заключается в следующем – сначала практикующий должен полностью отказаться от совершения отрицательных поступков, затем при помощи мудрости ему нужно избавиться от тех заблуждений, которые являются причиной негативных поступков. На последнем этапе техники необходимо устранить все предрасположенности к появлению этих заблуждений. Также Его Святейшество советует медитировать о несомненности наступления смерти, попытавшись максимально ясно и естественно представить сам процесс умирания.

3. Медитация на обретение прибежища

Медитация на обретение прибежища – это осознание страха постоянных страданий в цепочке перерождений и глубокой веры в то, что Три Драгоценности (Будда, Дхарма, Сангха) смогут избавить от этого навсегда. Буддисты верят, что все страдания человека лежат внутри его ума, поэтому важно бороться со страхами именно там.

4. Созерцание закона кармы

Практика созерцания закона кармы состоит в достижении понимания того, что все события и действия в мире связаны между собой, поэтому все негативные поступки приводят к ухудшению личной кармы и кармы всего мира в целом.

5. Медитация о недостатках круговорота бытия

Ученикам со средними способностями предписывается проводить медитацию о недостатках круговорота бытия. Необходимо размышлять о страданиях существ в мирах сансары, которые вызываются их заблуждениями. Конечной целью проведения этого типа медитации является достижение пути к освобождению от круговорота бытия.

6. Семичастный метод, самадхи и випашьяна

Практиками для учеников с высшими способностями являются семичастный метод, самадхи и Випашьяна. Семичастный метод основан на достижении равностного настроения человеческого ума, дабы относится с равной любовью ко всем живым существам и иметь чистые помыслы помочь им избавиться от страданий.

Практика самадхи – это концентрация на каком-либо объекте, направленная на достижение покоя внутри ума.

Практика мудрости Випашьяна основана на достижении отсутствия ощущения самобытия, то есть существования как личности.

Озарение

Его Святейшество Далай Лама XIV в своих работах не делает упор на получение озарения в процессе медитации – на начальных этапах пути нисхождение божественного знания обычно не проявляется. Даже Будда получил подобное знание практически перед его вхождением в нирвану. Поэтому буддисту стоит концентрироваться на очищении разума от негатива и достижении альтруистических устремлений по отношению ко всему живому, а не на ожидании получения мистического опыта, которым и является озарение.

Источник: http://oceanius.ru/meditaciya-i-buddizm/

Медитация в буддизме

Интернет

медитация в буддизме

Медитация не интересна до тех пор, пока в ней не достигнут определенный результат.

Причина этого в том, что, ум, как правило, не привык быть уравновешенным. Всем нам гораздо ближе состояние, при котором непрерывно появляются мысли и ум постоянно следует за этими спонтанно и непрерывно возникающими мыслями. Мысли, запутанность, беспокойство отвлекают нас. Это хорошо знакомое, само собой разумеющееся для нас состояние ума. Поскольку наш ум так привык быть беспокойным и находиться в постоянном движении, то при подобном его состоянии медитация есть нечто неестественное, непривычное для нас и не соответствующее тому, что мы обычно испытываем.

По этой причине медитация становится тем, для чего мы должны напряженно трудиться, а это лишает нас спонтанного интереса. Это все равно, что учиться плавать. Когда научишься — легко. Но до тех пор.

Для того, чтобы этому научиться, нужны терпение и усердие. Для достижения результатов необходимо прежде всего усердие, а также знание того, как нужно медитировать.

Употребляемое нами понятие «медитация» очень неопределенно и может быть понято по-разному. Иное дело — применяемое для обозначения этой практики тибетское слово гом, означающее, что ум однонаправлен, что переживается стабильный, ясный, незамутненный и ничем не отвлеченный ум.

Медитация не означает приведение ума в такое состояние, при котором испытывается нечто особенное, видится различный свет, переживается что-то фантастическое. Мы не привносим в ум ничего подобного. Многие люди думают о медитации как о появлении особых видений и фантастических переживаний. Они стараются вызвать видения, не исключая для этой цели и приема ЛСД.

Они пытаются создать в теле определенное чувство, слушая при этом музыку, и думают, что это и есть медитация. Но все это только различные чувства, которые они сами создают и испытывают. Ничего общего с медитацией тут нет, так как ум все еще отвлечен и занят всевозможными вещами. Так скажем, медитацию на восьмого Кармапу часто практикуют, представляя, что по небу летают разнообразные дакини.

В начале 70-х годов у меня было несколько друзей, которым я объяснил медитацию на восьмого Кармапу. Они ушли домой, приняли ЛСД, завели музыку и занялись затем медитацией. Наверное, они думали, что дакини будут лучше танцевать под музыку. Но это не то, что я хочу вам передать.

В чем на самом деле заключается медитация? В том, чтобы мы стали способными видеть ум в его естественном состоянии, ум как таковой, видеть его настоящую природу, чему до сих пор препятствовали безостановочно протекающие мыслительные процессы. Здесь можно выделить два уровня.

С одной стороны ум постоянно следует за внешними переживаниями, запахами, формами, звуками и т. д. Эти опыты наших чувственных восприятий — первое отвлечение. Наш ум непрерывно занят ощущением внешних объектов, внешнего мира, что мешает нам сохранять его спокойным.

Почему? Потому что наш ум постоянно внутренне отождествляет себя с ними — это второй уровень. Ум постоянно размышляет и привык следовать за мыслями. Поэтому мы неспособны удерживать под контролем чувственные восприятия, в ходе которых ум следует за внешним.

Когда нам удастся постоянно контролировать наши мысли, первый уровень тоже перестанет быть для нас проблемой, так как отвлечения больше нет. Ощущение чувственных восприятий больше не будет помехой для нас. Наша задача — научиться контролировать постоянно возникающие мысли, сохранять ум сконцентрированным. При достижении такой концентрации все чувственные восприятия — больше не отвлечения для ума.

Поэтому можно проникать во все более глубокие и спокойные состояния ума. У вас пока не было такого состояния. Но когда вы однажды достигните этого уровня, ум станет просторным, действительно спокойным и глубоким. Это все равно, что раскрыть одну дверь в уме — все остальные двери распахиваются одна за другой и вы можете продвигаться все дальше; выработалось особое высшее чувство настоящего качества ума.

Поэтому медитация в Тхераваде построена так, что практикующие спят лишь 6-7 часов в сутки, а все остальное время медитируют. Такое построение позволяет за короткое время достичь спокойствия ума. (Здесь говорится не об определенном направлении, как, к примеру, в Тайланде, а об общем способе практики в Тхераваде.) После часа дня они не принимают никакой еды, допускаются только легкие напитки, не имеющие большой питательной ценности.

Разрешены лишь такие напитки, как вода, чай, молоко — то есть те, в которых отражается лицо пьющего, — но нельзя есть тяжелые супы или йогурт.

Если, начиная с полудня, не принимать больше никакой еды, ум станет яснее, менее сонным, что и требуется для медитации. Это придаст уму больше силы и ясности, так что всем, кто пробует себя в медитации, следует делать так же. Принимать еду можно только на следующее утро. Спать можно ложиться примерно в пол-одиннадцатого вечера, а вставать рано утром около пяти. Вероятно, это не очень подходит для сегодняшнего дня, но прежде делали так, потому что медитационная программа была направлена на достижение результатов за очень короткое время.

Выбравшие эту форму, делали так, потому что получили учение от Будды о том, что Самсара ужасна, полна страданий, о том, что в Самсаре ничего не достигнешь. Именно этому они придавали особое значение, по природе своей склоняясь к полному принятию того, что Будда говорил о Самсаре. Они совершенно отдалялись от Самсары и концентрировались на медитации. Достигнув затем результатов, они были довольны и не слишком заботились о чувствующих существах.

Не имев ничего против того, чтобы для тех было что-то сделано, они все же не занимали позицию «Я разрешу проблемы чувствующих существ». Они хотели всего лишь как можно быстрее добиться результатов в медитации.

Мы же, напротив, едим и после полудня, и по вечерам, потому что мы — Бодхисаттвы. (Смех.) Поскольку Бодхисаттвы не столь много думают о себе, они не слишком торопятся достичь своей собственной цели. (Смех.)

Особенность Бодхисаттв в отсутствии страха перед все новыми и новыми рождениями. Они возвращаются опять и опять, будучи к этому готовы. Они хотят рождаться снова и снова. Потому-то они и не стремятся к форме медитации, принятой в Тхераваде, систематически точное следование которой неизбежно повлечет за собой невозможность перерождения в Самсаре.

Это отсечено. Перерождение невозможно даже при желании.

Построением своей медитации они достигают очень сконцентрированного состояния и потому способны применять аналитический уровень медитации. Анализируя тем самым состояния своего ума. Достигнув силы аналитической медитации, они способны в точности опознавать природу всех ядов ума, будь то гнев, желание, ревность, зависть — все, что угодно.

Это можно сравнить с пробуждением ото сна, когда убеждаешься в том, что пережитое не обладало никакой действительностью. Пережитое исчезает, потому что не было действительно существовавшим. Его не нужно оттеснять или удалять.

Вот так приблизительно выглядит применение аналитических методов к отдельным ядам ума, благодаря чему появляется способность смотреть сквозь мешающие эмоции и видеть, что те, собственно, не существуют. Исходя из этого понимания, они познают настоящую природу мешающих эмоций, удаляют причины, которые иначе содействовали бы перерождению в Самсаре.

Когда они умирают, их ум переходит в медитацию, и они не могут больше переродиться. Эта иллюзия закончилась.

Итак, мы используем выражение «медитация», а принятое тибетское выражение этого — гом. Однако в тибетском языке есть еще одно, более точное слово тингедзин (санскритское самади). Тинг означает `глубину`. Тинге — укоренившееся сегодня измененное произношение, означает способность неподвижно испытывать глубину ума.

Дзин означает `удерживать`, то есть быть способным удерживать переживание неколебимого состояния глубины ума.

Другое тибетское обозначение медитации — самтен. Самтен означает испытывать стабильное состояние ума. Здесь так же, как и при тингедзин, существуют различные уровни. Если вы спросите тибетского учителя о медитативных учениях и попросите его рассказать немного о гом, то есть о медитации вообще, он сможет вам что-нибудь рассказать.

Но если вы скажете: «Расскажи мне немного о тингедзин», то это может вызвать у него легкую панику, если только, конечно, он не хороший медитирующий или очень хорошо обучен. Такая реакция на вопрос о тингедзин или самтен, вызвана тем, что учитель — исключая очень хорошего — думает, что вы это знаете. (Смех.)

На пути Тхеравады мы проходим сначала уровни самтен — сконцентрированной медитации, и затем уровни тингедзин. У обоих из них определенное построение, определенный вид уровней.

Бодхисаттвы идут в медитации аналогичным путем. Также и здесь, сначала проходишь уровни концентрации (самтен), затем — глубокой медитации (тингедзин). Достижение Бодхисаттвой этой ступени делает его способным использовать достигнутое спокойствие ума в широком объеме для помощи существам.

В то время, как на пути Тхеравады на этой ступени полностью ориентируешься на как можно более быстрое достижение собственного освобождения.

Мы говорим сейчас о тингедзин и самтен. Однако, без приобретения соответствующего опыта не слишком далеко уйдешь в общении на эту тему, несмотря даже на то, что наш человеческий язык немного превосходит кошачий. (Смех).

Поэтому уместней обсудить аналитический вид медитации, применение медитации на обычные мысли и ум, вместе с правильной позой сидения и образом питания. Не находите ли и вы, что это лучше, чем беседовать о тингедзин и самтен? На сегодняшний день я прежде всего я рассказываю об этом, когда путешествую и даю людям учения.

При медитации как аналитическом процессе и при применении медитации на мысли и чувства есть очень много возможностей. Как было уже упомянуто, можно применять медитацию на отрицательные эмоции и тем самым «ломать» их. Но когда речь идет о привязанностях, удерживании, нужно их подразделять. Один вид привязанности полезен, другой, тем не менее, — нет.

Разделение делается в зависимости от того, насколько далеко вы продвинулись в медитации. Можно работать с каждой отдельной мыслью, чтобы используя познание отдельной мысли выиграть тем самым также и понимание собственной ее природы. После исследования мысль не может больше существовать. Но то, что остается, — это свойственная уму стабильность, открывающая нам природу ума, делающая ее видимой для нас.

В иных условиях, при постоянно возникающих мыслительных процессах, времени на познавание их природы нет. Она скрыта. Аналитическое исследование каждой мысли позволяет природе становиться все более глубоко и истинно познаваемой.

Эмоции — такие, как гнев, ревность, и т. п. — рассматриваются с буддийской точки зрения как отрицательные. Возникая в уме, они — как и любые другие мысли — не имеют большой негативности. Однако они закладывают в ум причину, порождающую затем отрицательность. Вообще, реакции и мысли человека бывают различные. Когда видишь внешний объект, вероятно, возникает мысль: «Это голубое, имеет такую-то и такую-то форму, и т. д.».

Это нейтральная мысль, не имеющая положительного или отрицательного действия. Гнев и ревность, однако, могут производить нечто отрицательное, чего не желательно было бы иметь, и что нужно снова удалить. Вместе с тем, практикующему не хотелось бы иметь слишком много мыслей в уме. Стало быть, с одной стороны, он старается успокоить ум, а с другой — хочет удалить из ума отрицательное.

То есть мы применяем аналитические методы к мыслям, становясь, в частности, способными обращаться с теми из них, что влекут за собой негативные последствия.

Одновременно, благодаря этому, испытывается и меньше привязанности к чувственным впечатлениям. Хорошо также немного отступить от них, выстраивая медитацию в такой форме, когда занимаешься развитием концентрации. Если слишком сильно ориентироваться на внешние вещи, выдумывать себе, каким все должно быть и каким хотелось бы все испытать, то сконцентрировать ум и привести его к покою будет трудно.

Автоматически возникает тенденция к сильному цеплянию за эти внешние чувственные впечатления, отчего появляется все больше отвлечения.

При достижении этого уровня спокойствия ума испытывается очень спокойный, мирный ум. С этого времени и аналитическая медитация также лишается сферы применения, поскольку движения в уме, прежде служившие целью, на которую была направлена аналитическая медитация, уже не столь велики как прежде.

Вместе с тем, этот уровень спокойствия ума — состояние, при котором испытывается абсолютный покой, к которому затем непременно снова привязываешься.

Когда же этот уровень спокойствия ума созревает и становится стабильным, стараешься достигнуть более глубокого и высокого уровня.

Как и прежде, теперь снова находит свое применение аналитическая медитация, причем, направленная в этот раз конкретно на привязанность к состоянию спокойствия ума. На этом этапе достигнуто нечто совершенно отличное от нашего запутанного ума. Теперь он стал мирным, очень стабильным, и это очень-очень приятно. К этому привязываешься и эта привязанность закрывает дверь для дальнейшего развития.

Аналитическая медитация на тонкое чувство привязанности является здесь ключом, открывающим дверь. Когда эта привязанность распустится, медитация спонтанно станет намного глубже. Эту фазу развития проходят при сконцентрированной медитации.

Если сейчас кто-нибудь опять спросит «как» и «почему?», на это действительно нельзя будет дать ответ, хотя, как я уже говорил, наш язык немного лучше кошачьего. Те, кто имеют соответствующий опыт, нашли для его описания определенные понятия, используя которые, все, находящиеся на том же уровне, могут общаться между собой, но не с нами.

Если не имеешь за понятием соответственного опыта — ничего не получится. Я мог бы, к примеру, сказать — «Затем вы достигнете второй ступени самтен». Вы поймете это? Нужно иметь этот опыт и тогда тоже будет понятно.

Однажды Будда давал учения о Самадхираджа-сутре, в которой описываются всевозможные виды тингедзин. И теперь вопрос — кто это понимает? Обычный человек понять этого не может. Зачем тогда Будда этому учил? По той причине, что у него должен был быть тогда высококвалифицированный ученик, понявший ее.

Теперь у нас есть Сутра, которой учил Будда, хотя мы ее не понимаем. Однако у нас есть возможность подняться на уровень, на котором мы сможем понять то, чему прежде учил Будда.

Мы приближаемся к этому, когда занимаемся с этим, когда, используя наш вид общения, лучший, чем у кошек, все больше понимаем глубокое значение.

Бодхисаттвы поступают так — они применяют эти медитации сохраняя, однако, вместе с тем определенный вид привязанности к физической форме, являющейся причиной перерождения. Они охотно используют все эти самади. Применяя, с одной стороны, те же медитации, что и на пути Тхеравады, они прежде всего, однако, употребляют силу самади для создания дополнительных возможностей перерождения в Самсаре для того, чтобы помогать существам.

Все чувствующие существа имеют причину перерождения в Самсаре. Как переродишься — это вопрос Кармы. Чтобы быть хорошим Бодхисаттвой, нужно получить учения от Будды или Бодхисаттвы.

Они очень много знают о том, какая из причин приводит к какому результату, как возникает Самсара, какие причины кроются за всем позитивным и негативным в Самсаре. Бодхисаттва знает все эти детали, поскольку он получил все учения от Будды или высококвалифицированного Бодхисаттвы.

Бодхисаттва обладает большим мужеством помогать существам. Чтобы действительно помочь им, Бодхисаттва должен иметь контроль над иллюзиями. Если он обладает контролем над ними, он может их создавать. Для того, чтобы достичь такого контроля, он до определенного момента занимается практиками Тхеравады, меняя затем методы. Бодхисаттвы знают, что все, вся вселенная и все существа — это иллюзия. На вопрос, в какой мере, очень логично отвечают учения Мадхьямики, где говорится, что все находится во взаимозависимости.

Все возникшее во взаимозависимости иллюзорно, без действительности. Всегда, когда есть причины — есть иллюзия. Бодхисаттва знает, что эта вселенная возникла по карме, накопленной в прошлом и сейчас созревшей. Зная причины, Бодхисаттва, чтобы помочь чувствующим существам, старается произвести иллюзию позитивного смысла. Поэтому у нас есть и практика Бодхисаттвы «Парамита пожеланий», когда Бодхисаттва делает очень много желаний для чувствующих существ.

Например, Будда Амитаба делал желания, чтобы он смог проявить чистую страну для существ, где они могли бы легко родиться, отрешась от Самсары и заниматься просветляющими практиками. Однажды он задумал это желание, зная, с другой стороны, что было необходимо для исполнения, а именно позитивное, созданное практиками щедрости, этики, терпения и т. д. Для того, чтобы создать что-то доброе для существ, Бодхисаттвы делают для них желания, собирая также причины для их исполнения.

Чтобы желания Будды Амитабы для существ исполнились, что и произошло, он совершил много таких практик накопления положительного.

Хотя все является иллюзией, не все иллюзии отрицательны. Есть много нужных существам. Таким образом, Бодхисаттва знает о законе причины и следствия и использует его.

Это единственное различие между Тхеравадой и Махаяной. В Тхераваде центральное место занимает медитация на устранение прежде всего негативного в уме, чтобы благодаря этому очень быстро достигнуть собственного освобождения. Бодхисаттва остается причастным к Самсаре, достигая таким образом просветления действием на благо существ и практикой. Благодаря такой установке просветление, достигаемое на пути Бодхисаттвы, объемней и больше.

Что касается углубления в них, то Тхеравада и Махаяна начинаются с одного и того же пункта. Собственно, это же относится и к Ваджраяне, где к тому же добавляются еще и очень нацеленные методы, как например, визуализации Будда-аспектов. Все здесь имеет связь между собой. Сегодняшний ум, к примеру, принимающий снова и снова рождение, превращается в определенное изображение, слог.

Пример того — известная многим из вас медитация на Авалокитешвару (Ченрезига). Сначала мы представляем себе как наш собственный ум возникает в форме семенного слога Ченрезига — ХРИ. Появление в виде слога ХРИ — первый фактор ума, обладающий непреодолимой силой растворять привычку ума вновь и вновь принимать форму, рождение. Затем слог превращается в Ченрезига. Визуализация формы Ченрезига устраняет привычку ума к обладанию формой, безразлично, какой человеческой или любой другой.

При отождествлении себя с формой Ченрезига все привычные действия — общение, еда, одевание и др. — преобразуются в деятельность Ченрезига. Затем форма Ченрезига растворяется сама в себе, что очищает привычку старости и смерти. После смерти ум поначалу теряет сознание. Чтобы очистить это, мы тренируемся в фазе растворения. Так функционирует Ваджраяна, где для очищения всевозможных видов самсарных привычек используются очень динамичные методы.

Фаза растворения — это момент перехода медитации в практику Махамудры.

Это был грубый обзор того, как практикуют медитацию в Тхераваде, Махаяне и Ваджраяне. Это был только короткий обзор, не затрагивающий деталей.

Медитация Ваджраяны делает принципиально возможным достижение быстрых результатов, т. к. обладает большой энергией. Но здесь есть также и большая опасность наделать ошибок, исковеркать практику. Конечно, для любого вида медитации нужен учитель, и в особенности постоянное руководство необходимо в Ваджраяне.

Я попытался передать вам свое впечатление о том, что подразумевается под медитацией в буддизме в соответствии с тремя буддийскими колесницами. Непосредственно при медитации вы должны придерживаться последовательного пути, объяснить который сейчас здесь невозможно.

Важный совет для начинающих в медитации: в течение некоторого времени нужно напряженно трудиться и быть терпеливым. Затем, достигнув определенного результата, вы будете удовлетворены. С появлением этого удовлетворения медитацией, она никогда больше не наскучит вам. Возникнет огромная радость. Но тогда учитель наверняка скажет вам, что вы не должны к ней привязываться.

Во истину мудрость — медитация решает многое! К примеру, сейчас на улице жара, и вы сидите в пробке в своем тягаче и потеете и злитесь, а тут он еще и сломался! Однозначно не усмотрели! Разумеется проблема имеет решение. Но, просто надо знать авторитетные профессиональные компании, которые уже зарекомендовали себя в отношении спецтехники. Одна из таких ООО «Автокам»-всегда большой выбор!

Источник: http://www.sunhome.ru/navigator/meditatsiya-v-buddizme.html

Буддийская медитация: виды и рекомндации для начинающих

Основной практикой в буддизме является медитация. Она заключается в осуществлении мысленных и психологических упражнений, которые в результате приводят к умственной трансформации. Разработано большое количество различных типов медитативных практик, воздействие которых направлено на разные стороны психической деятельности человека. Главная задача медитации в буддизме — привести ум к такому состоянию, при котором он мог бы видеть и познавать себя (достижение просветления). Прежде, чем приступать к практике, необходимо ознакомиться с ее основными аспектами и особенностями.

Виды буддийских медитаций

Медитации, которые существуют в буддизме, делятся на две большие группы:

  1. Шине (шаматха, саматха) ставит целью успокоить ум.
  2. Лхатонг (випашьяна, випассана) направлена на разработку проникающего видения.

Рекомендации для новичков

медитация в буддизме

О том, как медитировать, описано в религиозных талмудах. В буддизме не разработано особенных способов медитации, которые можно охарактеризовать именно, как буддийские. Но буддисты имеют определенные понятия, которые относятся только к буддизму. Например, о сущности саматхи (успокоении ума) и випассаны (постоянной ясности ума).

Чтобы начать результативные занятия медитацией, можно воспользоваться универсальными советами для начинающих:

  1. Следите за дыханием. Правильно дышать — основа успешного медитативного занятия.
  2. Выберите правильную позу. Для начала, можно заниматься даже лежа, если это удобно. Но, как правило, йогины занимаются в позе лотоса, расслабив и выровняв спину, плечи.
  3. Выбирайте правильное время. Медитацию лучше проводить утром, сразу после пробуждения, когда голова еще не занята повседневными делами.
  4. Включите спокойную, способствующую расслаблению, музыку.
  5. Не поддавайтесь отчаянию. Достижение мгновенных результатов в медитации неосуществимо. Нужно долго и целеустремленно добиваться поставленной цели, а это требует больших энергетических затрат и терпения.
  6. Старайтесь быть осознанным постоянно. Проведя медитацию, все остальное время также следует вести себя благоразумно и праведно. Медитация — это состояние души.

Для новичков созданы особые практики, в процессе которых человек концентрируется на недвижимых объектах. Можно начать с нескольких минут в день, постепенно увеличивая время. Важным является постоянство упражнений.

Особенности буддийских медитаций

Медитация является составляющей духовной жизни буддистов. В ней собраны физические и умственные практики, которые, в конечном итоге, должны привести к обретению состояния истинной любви и милосердия, к уходу от жизненных перерождений, к пробуждению и достижению царства нирваны.

Буддизм подразделяется на несколько учений, каждое из которых рассматривает разные цели медитации. Медитативные практики характеризуются сразу несколькими определениями:

Не существует метода медитации, который подойдет всем людям. Она может изменяться в зависимости от каждого определенного человека или конкретного учения. Но все они объединены одной целью — трансформация ума йогина до углубления в познание себя и нахождение пути к освобождению.

Все медитативные практики подразделяются на 2 вида:

  1. Действовать. Представляет собой комплекс физических и психологических упражнений (например, практика асан, развитие интуитивных навыков).
  2. Созерцать значит углубляться внутрь себя, познавать суть окружающего мира, сосредоточенно наблюдая за ним.

Некоторые виды медитаций подразумевают наличие предварительной подготовки в виде обучения, чтения священных книг, наставлений гуру.

Таким образом, бхавана делится на 3 стадии:

  1. Шрути. В ее процессе медитирующий обучается по советам учителя и на основе священных текстов.
  2. Вичара. Человек размышляет и анализирует полученную информацию, применяет теоретические методы на себе.
  3. Бхавана. Человек может приступать к самой медитации.

Сам процесс медитации делится на несколько стадий:

  1. Человек мысленно концентрируется на познании смысла истины.
  2. Остальные мысли отходят на второй план, медитирующий отстраняется от насущных проблем;
  3. Избавление от эмоций.
  4. Ум приходит к невозмутимому состоянию, отрешенному от всего мира.

Для успешного результата, медитацию следует проводить регулярно, желательно в одно и то же время. Можно уделять этому занятию каждую свободную минутку. Самой продуктивной является медитация в утреннее время.

Разновидности

Основы буддистской медитация зародились более 2,5 тысяч лет тому назад. В эти времена Будда целыми днями сидел под деревом Бодхи, концентрируя свой ум и направив свои мысли внутрь себя. Он также наблюдал за окружающим миром. С того времени в буддийской школе появилось множество направлений. Каждое из них имеет свое понимание медитативной практики.

медитация в буддизме

Условно, медитации Будды разделены на випассану (лхатонг) и шаматху (шине). Випашьяна нацелена на прозрение и развитие мудрости, исследование тела и ума. Саматха ставит задачу успокоить ум, сделать его светлым и сконцентрированным. Существует совмещенная практика двух этих направлений, называемая «саматха-випассана».

Випассана

Випашьяна, значит «прозрение». С ее помощью можно очистить свой ум и понять, что вещи в мире непостоянны. Это направление буддийской медитации является одним из древнейших. Она зародилась в VI веке до нашей эры.

Для начинающих йогинов випассана подходит больше всего, так как это своего рода облегченная версия обучения концентрации внимания. Начиная ее выполнять, нужно принять позу лотоса или полулотоса, оперевшись на спинку стула. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании — это самое главное.

Основной целью является наблюдение за дыханием и своим телом, в процессе вдохов и выдохов.

Нужно отстраниться от окружающих отвлекающих факторов, и направить свой ум в одно русло.

В первое время будет сложно не отвлекаться, но с каждой новой медитацией будет все проще.

Ответвление медитации випашьяна также направлено на осознание природы мироздания: непостоянство, пустотность, привязанность. Осознав эти вещи, человек становится свободным и спокойным.

Осознанность

Происхождение практики осознанности (сати) напрямую исходит от випассаны. Также она находит применение в учении Дзен.

Здесь также, как и в випашьяне, необходимо уделять внимание одному объекту. Как правило, это дыхание. Весь окружающий мир как бы перестает существовать. Если ум уходит из нужного русла, его необходимо возвращать к объекту снова и снова.

Практика осознанного существования интересует многих людей, которые желают с помощью него восстановить свое здоровье на психическом и физическом уровнях. Преимуществом этой медитации в том, что она проводится независимо от времени и места.

Саматха — практика радужного света

В саматхе главное целью является концентрация на дыхательном цикле, совершении вдохов и выдохов. Медитирующий должен сконцентрироваться на настоящем моменте. Часто, саматху проводят комплексно с упражнениями из других направлений (медитация на будд, чтение мантр).

Наиболее популярная практика саматхи — «Радужный свет». Начать ее выполнение следует с удобного положения тела в позе лотоса. Также можно использовать стул для поддержки спины.

Правая рука должна находиться сверху. Большие пальцы ладоней соприкасаются. Йогин чувствует, как его ум успокаивается, сосредотачивается на дыхании, а на уровне груди мысленно возникает луч радужного света. Он медленно растет и обволакивает все тело, устраняя тревоги, обиды и переживания. Лучи разных цветов исходят из тела, свет заполняет его. После этого свет распространяется и на окружающие объекты, родных, близких, весь мир. Он исходит из человека сначала усилиями воли, а потом начинает казаться естественным явлением.

Затем, нужно сделать перерыв, вернуть свет внутрь себя. Теперь он безграничен.

Окончив медитацию, йогин возвращается в обыденный мир, желает добра и счастья.

Метта

Метта еще называется медитацией любящей доброты или медитацией милосердия. Основы ее находятся в Тибете.

Эта практика рекомендована тем, кто часто проявляет эгоизм, гнев, злость или несправедливое отношение к окружающим, нарушения сна. Метта позволяет достичь внутреннего спокойствия, вызвать любовь к близким.

Для начала нужно занять комфортную позицию и закрыть глаза. В области сердечной чакры надо представить энергетический шар, где сосредоточена любовь. Нужно представлять, как она исходит изнутри и распространяется на окружающие вещи, людей, мир.

медитация в буддизме

Дзадзен

Нужно занять позу лотоса или полулотоса с прямой спиной, сжать губы и направить свой взор перед собой, прикрыв глаза.

Дзадзен имеет цель — успокоение тела и разума, понимание природы мира. Практику можно проводить двумя путями:

Все практики медитации могут показаться простыми, но при их выполнении следует постоянно концентрировать внимание, несмотря на блуждание мыслей.

Источник: http://mystroimmir.ru/meditaciya/buddijskuyu.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *