Функции педагога-психолога в детском саду — функции педагога психолога

26.05.2019

• личный (с ребенком и его родителями);

Функции педагога-психолога в детском саду

Ишкулова Лилия
Функции педагога-психолога в детском саду

Психолог в детском саду и его функции.

Консультации психолога детского сада

Для чего нужен психолог в детском саду?

Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять?

Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду.

Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.

Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника.В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.

Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах.Они следующие: адаптивная; диагностическая; педагогическая; консультационная; аналитическая; проблемная.

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными. Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом. Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.). Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка.Это могут быть: логопедические проблемы; привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу); задержка в развитии; расстройства поведения; прочие проблемы. С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах: разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий; составляют график развивающих игр; проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток; разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие); проводят обучающую работу с персоналом; беседуют с родителями деток; разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детскогосада могут носить характер:

• личный (беседа с каждым ребенком);

• общий (работа с детским коллективом);

• личный (беседа с каждым родителем);

• общий (с группой родителей);

• личный (с ребенком и его родителями);

• общий (с родителями и воспитателями);

• общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы.Психолог может консультировать по таким вопросам: Как помочь ребенку адаптироваться? Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем? Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций. Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем. Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций. Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах. Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях. Многое другое. Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

В рамках аналитической работы психолог: анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы; составляет отчеты в вышестоящие организации; выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством; ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме; подает отчеты, предусмотренные законодательно. Проблемная Психолог детского сада решает и проблемные ситуации.В его компетенцию входят: выявление проблем у деток; анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом; помощь в решении конфликтных ситуаций; работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика; ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функциипсихолога не распространяются на: Постановку диагноза детям. Проведение специфического лечения либо его назначение. Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер. Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер. Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред. Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша. Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Беседа педагога — психолога с молодыми специалистами «Личность педагога» В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно.

Циклограмма работы педагога-психолога Пример циклограммы разработан с учетом времени работы педагога психолога: 36 часов в неделю, из них 18 часов — это активные часы работы,.

Картотека игр педагога-психолога Игры с тревожными детьми, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе «Гусеница» Цель: игра учит доверию.

Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе «Крош в гостях у ребят в детском саду» Конспект совместной деятельности педагога с детьми во второй младшей группе Тема: «Крош в гостях у ребят в детском саду» Майорова Марина.

Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие.

Совместные занятия педагога-психолога и педагога по ИЗО — деятельности для группы компенсирующей направленности Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо — деятельности для группы компенсирующей направленности Тема занятия «Осенний пейзаж».

функции педагога психологаСпецифика работы педагога-эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду Специфика работы педагога — эколога с детьми с нарушением зрения в детском саду. Кожухова Наталия Геннадиевна. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Консультация педагога-психолога «Что надо знать родителям об адаптации к детскому саду» Выступление педагога-психолога на родительском собрании в младшей группе «Что надо знать родителям об адаптации к детскому саду» Проблемы.

функции педагога психологаВзаимодействие воспитателя и педагога-психолога Взаимодействие воспитателя и педагога — психолога Давно хотела поделиться впечатлениями от работы педагога — психолога во взаимодействии.

Занятие педагога-психолога «Гармония» «Гармония» Цель: гармонизация эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения. 1. Вводная часть. Вступительная беседа.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/funkci-pedagoga-psihologa-v-detskom-sadu.html

Функции педагога психолога

Также существует еще одна классификация видов: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция

(И.В. Дубровина).

Психопрофилактическая работа— это формирование у педаго­гов и детей потребности в психологических знаниях, желания ис­пользовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического раз­вития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное пре­дупреждение возможных нарушений в становлении личности.

Психодиагностическая работа— это углубленное психолого-пе­дагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода до­школьного и школьного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.

Развивающая и коррекционная работа это активное воздей­ствие психолога на развитие личности и индивидуальности ре­бенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нор­мативам, оказание помощи педагогическим коллективам в инди­видуализации воспитания и обучения детей, развитии их способ­ностей и склонностей.

Консультативная работа это консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

Психологическое сопровождение— это вся система профессио­нальной деятельности психолога. Она направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благопо­лучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организу­емых в рамках образовательного учреждения (Р. М. Битянова).

Функции педагога-психолога:

образовательно-воспитательная— обеспечивает целенаправлен­ное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятель­ность детей и взрослых, стимулирует развитие психологической культуры педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного пе­дагогического процесса, использует возможности личности ре­бенка как субъекта собственного развития;

диагностическая— изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, соци­ально-психологические факторы и условия их воспитания, обу­чения и развития, их проблемы;

организаторская— организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, коррекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие спе­циалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;

прогностическая— участвует в программировании, прогнози­ровании и проектировании педагогического процесса, осуществ­ляет разработку критериев оценки его результативности в терминах раз­вития личности его субъектов;

предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая— учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопро­вождения личности в педагогическом процессе. По своему про­фессиональному назначению, призван предотвратить психологи­ческую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в разви­тии и поведении детей, их общении;

организационно-коммуникативная— способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую рабо­ту, руководит их деловыми и личностными контактами, налажи­вает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональ­ных умений определяется уровень профессиональной деятельно­сти. Так, Н.В.Кузьмина выделяет следующие уровни деятельно­сти:

1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);

2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и уме­ний, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;

3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;

4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;

5) системно моделирующий творчество — владение стратегией формирования творческой личности, способной к развитию.

Можно выделить три уровня осуществления профессиональном деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.

Специфика работы психолога с дошкольникамив первую оче­редь связана с тем, что:

1) ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;

2) запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые склонны переносить на него собственные проблемы;

3) ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;

4) несформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;

5) ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;

6) ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;

7) развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит развитие;

8) ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;

9) работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его
актуального, но и ближайшего развития.

В дошкольном образовательном учреждении запросы к педагогу-психологу поступают, как правило, со стороны родителей и воспитателей. Первая группа запросов от родителей носит непроблемный познавательный характер: определение уровня психического развития ребенка, его способностей и задатков. Вторую группу запросов родителей условно можно назвать проблемной, так как эти запросы связаны с отклонениями в поведении дошкольников (замкнутость, агрессивность, эмоциональная неустойчивость).

Вопросы воспитателей чаще затрагивают особенности организации работы с «проблемными» детьми – агрессивные, плохо обучаемые и т.п.

Специфика работы педагога-психолога в учреждениях интернатного типа.Основные проблемы детей помимо их объективного психофи­зиологического статуса вызваны состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права воспитываться в семье, зафикси­рованное в российском и международном законодательстве, обус­ловлено нестабильностью современного семейного образа жиз­ни, ростом внебрачной рождаемости, увеличением разводов, ро­стом смертности лиц среднего возраста, числа чрезвычайных си­туаций и военных конфликтов, отказов от детей.

Растет число неполных семей, каждая пятая из них имеет де­тей. По государственной статистике, подавляющее число непол­ных семей относится к малообеспеченным категориям граждан, которые не в состоянии содержать своих детей. Вне зарегистриро­ванного брака рождаются около 20 % детей. В результате распада брачных пар только в течение года остаются без одного из родите­лей более 600 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Люди, не познавшие счастья в настоящей, гармоничной семье, редко строят полно­ценные семейные отношения. В этих условиях постоянно деваль­вируются такие социально важные ценности, как семья и брак.

В последнее время многие родители не в состоянии обеспечивать своим детям не только социально приемлемый, но даже и необхо­димый физиологический уровень содержания. Брошенные дети — следующая стадия распада семейных связей. Размеры социального сиротства, когда дети утрачивают родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. В стране отсутствует социально-психологическая и экономическая поддержка дезадаптированных матерей — группы риска по отказу от своих детей.

Содержание младенца с первых недель жизни даже в самых комфортабельных и психологически щадящих условиях, но вне контакта с матерью, закономерно приводит в более чем 90 % случаев к нарушениям его решения. Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испыты­вают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объеди­нены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники.

Вопросы для самоконтроля

1. Формой реализации культурно-просветительской деятельности не является

2. Главная направленность социально-педагогической деятельности педагога-психолога:

А. содействие саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека;

Б.показать человеку явное положение дел, что избежать кризисных ситуаций невозможно.

В. коррекция трудностей в обучении школьников.

1. Одной из задач педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении является

А. подготовка к школе

В. коррекция межличностных отношений в коллективе детей.

4. Важность научно-методической работы не определяется

А. постоянным изменением педагогической действительности

Б. возможностями и интересами специалиста

В. развитием педагогической и психологической науки и практики образования

5. Формирование психологической культуры у субъектов образовательного процесса является одной из задач

А. культурно-просветительской деятельности

Б. коррекционно-развивающей деятельности

В. управленческой деятельности.

План семинара

1. Вида профессиональной деятельности педагога-психолога: основные задачи, содержание работы, ожидаемый результат

2. Особенности деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении

3. Особенности деятельности педагога-психолога в общеобразовательной школе

4. Особенности деятельности педагога-психолога в учреждениях интернатного типа

5. Особенности деятельности педагога-психолога в учреждениях дополнительного образования.

Источник: http://studopedia.ru/7_6553_vse-vidi-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-realizuyutsya-v-tesnoy-vzaimosvyazi.html

педагога-психолога

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее соответствующее образование, выполняющее требования трудового распорядка и должностные инструкции.

Основной задачей педагога-психолога является оказание социально-психологической помощи населению.

В своей работе педагог-психолог руководствуется действующим законодательством, Конституцией РФ, Семейным кодексом, нормативными документами и приказами по Центру, настоящей инструкцией.

Педагог-психолог подчинен директору Центра, зам. директора и начальнику психологического отдела.

Педагог-психолог назначается и освобождается от занимаемой должности приказом по Центру.

Педагог-психолог составляет заключения по материалам исследований и ведет отчетную документацию по профильному направлению деятельности.

Педагог-психолог должен соблюдать нормы служебной этики и культуры труда.

Педагог-психолог обязан повышать свой профессиональный уровень и квалификацию.

Основными функциями педагога-психолога являются: консультационная, диагностическая, коррекционная, информационная и методическая.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ:

Общие направления деятельности:

Оказывает консультативную и психокоррекционную помощь семьям, имеющим различные трудности в воспитании и развитии детей и подростков, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, в предотвращении эмоционального кризиса, межличностных проблем и интеллектуального снижения у детей и подростков.

Осуществляет поддержку и укрепление психологического здоровья детского населения, а также создание благоприятных социально-психологических условий для воспитания детей, подростков и их успешной социализации в процессе групповых психопрофилактических и коррекционных мероприятий на базе Центра и по запросу МОУ района.

Проводит психологическое обследование личности детей, подростков и взрослых, диагностическое изучение интеллектуального и эмоционального состояния, познавательного и социального развития ребенка, изучает профориентационные склонности и способности по запросу самого ребенка, его родителей или законных представителей, а также по направлению отдела и Комитета по делам семьи.

Консультирует население по вопросам психического развития и возрастных особенностей детей и подростков, родительско-детских отношений, формирования межличностных, супружеских и семейных отношений, включая оказание психологической помощи по телефону доверия.

Способствует повышению психологической культуры и компетентности населения в вопросах межличностного, семейного и родительско-детского общения в ходе консультативной деятельности, выступлений в средствах массовой информации и подготовки методических публикаций.

Профильное направление деятельности:

Осуществляет деятельность по социально-психологическому сопровождению семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Проводит изучение реабилитационного потенциала семьи и особенностей психического развития ребенка с инвалидностью. Принимает участие в составлении индивидуальных программ реабилитации детей с ОВЗ, состоящих на динамическом учете в Центре. Организует оказание первичной психокоррекционной помощи детям и подросткам с ОВЗ и консультативной помощи их родителям. В сотрудничестве со специалистами Центра и других лечебных, реабилитационных и образовательных учреждений определяет перспективы дальнейшего обучения и социализации ребенка с инвалидностью.

Дополнительное направление деятельности:

Оказывает методическую помощь специалистам Центра по вопросам аттестации и разработки регламентирующих документов и программ социально-педагогической и психологической деятельности, проводит методические объединения по проблемам, входящим в профессиональную компетенцию Центра, организует и курирует проведение психолого-педагогической практики студентов средних и высших образовательных учреждений на базе Центра.

Педагог-психолог имеет право:

Пользоваться всеми правами, касающихся режима рабочего времени, временного отдыха, отпусков, социального страхования и обеспечения в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Обращаться за помощью к коллегам и руководству в случае затруднений в своей работе.

Получать конфиденциальную информацию о психологических особенностях и состояниях людей, обратившихся за консультацией.

Привлекать для консультирования специалистов различного профиля: медицинских специалистов, социальных педагогов, юриста и др.

Обращаться с запросами в школы, дошкольные учреждения и внешкольные учреждения, изучать условия обучения и социализации детей и подростков.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Педагог-психолог несет ответственность за нарушение трудовой дисциплины в соответствии с действующим законодательством.

Педагог-психолог несет ответственность за невыполнение обязанностей, возложенных на него настоящей инструкцией.

Педагог-психолог несет ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм.

Дата публикования: 2014-12-10 ; Прочитано: 143 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/6-82538.html

Модуль 2. Нормативные основы деятельности педагога-психолога

Цель— определить нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования.

Задачи:

1) знать правовой статус психолога образования, его профессиональные права и обязанности;

2) знать этический кодекс практического психолога;

3) уметь выделять важные профессиональные качества педагога-психолога;

4) получить опыт:

— моделирования кабинета психолога в учреждении образования в соответствие с требованиями;

— выступления на семинаре и участия в дискуссиях.

УЭ 2.1. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования

Содержание заданийМетодические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием следующих источников: — Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016); — Положение о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования РФ от 22.10.1999 г.); — «О введении должности психолога в учреждениях образования» (инструктивное письмо № 16 Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 г.)Выделите те аспекты (статьи) предложенных источников, которые напрямую касаются деятельности практического психолога образования.
Задание 2. Подготовьте конспект этического кодекса педагога-психолога (принят 14.02. 2012 года V съездом Российского психологического общества)
Задание 3. Подготовьте конспект раздела: Примерная продолжительность различных видов работы психолога // Красило А.И., Новгородцева А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М.: Институт практической психологии ; Воронеж: Модэк, 1995. С.140-141.
Задание 4. Составьте словарь ключевых терминов данной темы.Пользуйтесь словарями и учебниками, предложенными в списке литературы.

Информационный блок.В своей профессиональной деятельности психолог системы образования руководствуется нормативно-правовыми актами различного уровня:

1) международные:

— Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989 г.; вступила в силу в СССР 15.09.1990 г.);

— Хартия прав человека: Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.).

2) федеральные:

— Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; поправки от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ);

— Закон «Об образовании в РФ» (принят Государственной Думой РФ 29.12.2012 № 273-ФЗ; ред. от 03.07.2016);

— Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят Государственной Думой РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ);

— Положение о психологической службе в системе народного образования (утверждено Приказом Министерства образования РФ № 636 от 22.10.1999 г.);

— «О введении должности психолога в учреждениях образования» (инструктивное письмо №16 Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 г.);

— «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ (решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03. 1995 г. № 7/1);

— Профессиональный стандарт «педагог-психолог» (психолог в сфере образования) (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 г. №514н);

— «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09. 1996 г. № 1);

— «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 867);

— «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования (письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 г. № 70/23-16);

— «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6);

— «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков (письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 № 22-06-86);

— «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения (инструктивное письмо Министерства образования РФ от 24.12.2001 № 29/1886-6);

— «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования (инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4);

— «Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве);

3) региональные: нормативно-правовые акты, принятые на территории региона, где осуществляет деятельность педагог-психолог. Так, на территории Курганской области действует Приказ Главного управления образования Курганской области «О развитии психологической службы в системе образования Курганской области» (от 19.06.2015 г. № 1056), в приложении представлено «Положение о региональной психологической службе в системе образования Курганской области»; Информационное письмо от 16.01.2017 №7616 (о применении годовых циклограмм работы педагогов-психологов ДОО, ПОО);

4) документы регламентирующие деятельность психолога в конкретной образовательной организации: Устав организации, Положение о психолого-педагогической службе образовательной организации, трудовой договор педагога-психолога.

В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:

1. Годовой план работы.

2. Хронометраж рабочего времени практического психолога.

3. График работы.

4. Журналы учета видов работы: (диагностической, консультационной, коррекционно-развивающей (групповой и индивидуальной), просветительской, организационно-методической и экспертной).

5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

6. Альбом диагностических методик.

7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал

8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

9. Статистический отчет и аналитическая справка о проделанной работе по итогам года

Правовой статус практического психолога образования. Практический психолог — это специалист с высшим образованием, уравненный в отношении оплаты труда, присвоения категории, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных организаций.

На должности практического психолога могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1000 ч на факультетах и курсах переподготовки кадров.

Должности практических психологов: не менее одного психолога в каждом образовательном учреждении, включая районные, городские, областные, региональные центры психологической службы образования, являющиеся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (обучающихся), количество ставок увеличивается.

Административное управление осуществляется отделами психологической службы региональных, городских и районных управлений и отделов образования, руководителями образовательных учреждений; профессиональное — через сеть психологических центров разного уровня.

Продолжительность рабочего времени психолога на предприятиях, в организациях и учреждениях 40 ч в неделю. Однако для отдельных категорий работников установлена сокращенная недельная нагрузка: все педагогические работники учреждений образования пользуются правом на сокращенную 36-часовую рабочую неделю. Этим правом пользуются педагоги-психологи образовательного учреждения любого типа и вида, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (государственного, муниципального, негосударственного).

Продолжительность рабочего дня при шестидневной рабочей неделе и недельной норме 36 ч не может превышать 6 ч. При пятидневной рабочей неделе она определяется правилами внутреннего распорядка или графиком сменности, которые утверждаются администрацией по согласованию с профсоюзным органом, с учетом мнения трудового коллектива, специфики работы и соблюдения установленной продолжительности рабочего времени.

Время начала и окончания ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиком сменности. Законодательство не содержит запрета на установление индивидуальных графиков работы. Также нет в законе указаний на то, что вся работа специалиста должна проходить в стенах учреждения. В отношении психолога вполне естественно, что часть рабочего времени ему необходимо проводить в библиотеке или методическом кабинете, в различных медицинских и психологических учреждениях и т. п. Администрация вправе установить психологу такой режим работы, который позволял бы ему осуществлять свою служебную деятельность и вне пределов предприятия, учреждения, организации.

Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных ее видов определяются потребностями образовательной организации и количеством психологов, которыми оно располагает. Для психолога в образовательной организации выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, областных и региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательной организации.

Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и профессиональной линиям. Психологи представляют отчет о проводимой работе по административной и профессиональной линиям в соответствии с формами отчетности, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации. Отчет психологической службы образовательной организации включается в соответствующую документацию образовательной организации, центров психологической службы и органов управления образованием.

Права и обязанности психолога образования. В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом РФ «Об образовании», законодательством РФ, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования и науки РФ и региональных отделов образования, Положением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологии, а также находящихся в компетенции других специалистов.

3. Знать новейшие достижения психологической науки. Применять современные обоснованные работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей подготовкой.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам образовательных организаций в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям (или заменяющим их лицам) в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

8. Информировать работников образования, администрацию и педагогические коллективы образовательных организаций о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7.

9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

Ответственностьработника службы социально-психологической помощи.

1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций

2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательных учреждений и т.п.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей

4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей отделов образования, образовательных организаций в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в различные учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, рассматривающих проблемы охраны детства, а также тех, которые решают дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решениями того или иного вопроса психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, в других изданиях.

11. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.

12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

13. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

14. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.

Профессиональная этика практического психолога — это неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности, предполагающей воздействие на психику другого человека. Она легализуется в различных формах: юридических законах, должностных инструкциях, этических кодексах профессий и т.п. Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строятся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. Он построен на нормах морали, а не права, что означает, что его нарушение не приводит к правовой ответственности.

В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в образовании, могут иметь однозначное и точное правовое решение, могут быть расписаны и представлены в форме юридических норм. Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которой они реализуются:

— позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы людей;

— действия психолога в тех случаях, когда эти интересы кем-либо нарушаются;

— действия психолога, когда он сам не в состоянии в полной мере помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики;

— отношения, складывающиеся между психологом, родителями и детьми в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований;

— действия психолога в ситуациях, когда решается судьба ребенка.

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на этого человека, основанной на чувстве профессионального долга и ответственности за свои действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.

УЭ 2.2. Профессиональные и личностные качества практического психолога образования

Содержание заданийМетодические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Изучите раздел: Модель профессиональной деятельности педагога-психолога // Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 2-е, стереотип. М.: Академия, 1997. С.32-38.Выделите основные аспекты модели профессиональной деятельности практического психолога образования.
Задание 2. Подготовьте конспект статей: Ткаченко И.В. Профессиональная подготовка психолога: необходимость конструктивных трансформаций // Высшее образование в России. 2014. №4. С.82-90. Красавцева Л.Е. Требования образовательного учреждения к профессиональным качествам практического психолога // Вестник Костромского гос. пед. ун-та. 2010. Т.16 №1. С 178-180.При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.
Задание 4. Выделите имидж – составляющие деятельности педагога-психолога.
Задание 5. Ответьте на вопрос: «Какой психолог нужен современной школе?»Используйте информацию, полученную на лекции, из дополнительной литературы и собственного опыта.

Информационный блок. Требования к личности педагога-психолога. Для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человека, личностная социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Важными личностными характеристикам психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.

В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств. В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать.

Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):

а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения — характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;

в) творческий потенциал, т. е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.

Сопоставляя различные подходы, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью: высокий уровень интеллектуального развития; хорошая саморегуляция, самодисциплина; большая физическая выносливость, работоспособность; способность помогать людям в трудных ситуациях; чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам; любовь и эмпатия по отношению к детям; оптимистическое прогнозирование; креативность.

Профессиональные знания и умения — это объективные характеристики труда психолога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики. Профессиональные знания психолога — это сведения из различных разделов психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования. Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:

теоретико-методологические (комплексное знание о человеке; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности развития личности на всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования);

методические (современные технологии психологической работы с разными возрастными группами детей; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности);

прикладные (способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в педагогическом процессе).

Профессиональные умения психолога — это способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, рефлексивные, умения саморегуляции.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности:

1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам;

2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;

3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;

4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;

5) системно моделирующий творчество — владение стратегиями формирования творческой личности, способной к развитию.

Психолог как специалист в системе образования. Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А. Климов так определяет его основные предназначения:

— предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое;

— систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции — необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.

Функции педагога-психолога:

образовательно-воспитательная (обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития);

диагностическая (изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы);

организаторская (организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности, обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;)

прогностическая (участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов);

профилактическая (учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе);

организационно-коммуникативная (способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями).

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств; 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.

Выделяют следующие области использования психологической помощи в сфере образования: психологическое и духовное развитие детей; экзистенциальные и личностные проблемы подростков; детско-родительские проблемы семьи; помощь при психических и соматических заболеваниях; психотерапия детского горя; помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях; школьное консультирование; профессиональное консультирование.

Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.

УЭ 2.3. Деятельность практического психолога образования

Содержание заданийМетодические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Охарактеризуйте индивидуальные особенности человека.При выполнении задания используйте информацию, полученную при изучении курсов «Общая психология», «Возрастная психология».
Задание 2. Подготовьте конспект раздела, посвященному кабинету педагога-психолога: Детская практическая психология: учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2001. С.37-41. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. С.147-153.При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.
Задание 3. Законспектируйте формы отчетности педагога-психолога.Обратите внимание на обязательные формы отчетности педагога-психолога и рекомендуемые.
Задание 4. Разработать и защитить на занятии собственную модель кабинета педагога-психолога.
Задание 5. Выделите критерии оценки эффективности работы педагога-психолога.При ответе на вопрос используйте содержание статьи Лукьяновой М.И. Мнение различных участников образовательного процесса о критериях эффективности деятельности психологической службы // Психологическая наука и образование. 2000. № 3. С. 67-72.

Информационный блок.Цель психологической службы образования (сохранение и укрепление психологического здоровья детей) определяет принципы работы педагога-психолога:

1. Индивидуальныйподход к ребёнку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребёнка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.

Задача психолога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для каждого ребёнка способы оптимального развития его интересов, способностей, личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации. Самое главное – совместными усилиями психолога и педагогов попытаться понять особенности ребёнка как формирующейся личности в контексте конкретных жизненных условий с учётом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, далее — на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним.

2. Взаимодействие психолога с педагогами и родителями.Психологическую службу образования необходимо рассматривать как поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их педагогами и родителями, в центре которого находится интересы ребёнка. Эффективность службы достигается только тогда, когда психолог и педагог, с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой – четко различают свои функции и возможности: педагог не подменяет психолога, психолог — педагога. Они могут успешно сотрудничать лишь при условии чёткого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательном доверии друг к другу. Опора на опыт педагогов, в течение длительного времени постоянно общающихся с детьми, наблюдающих их в самых различных ситуациях, необходима в работе практического психолога.

Психолог обязательно должен работать с родителями: встречаться с ними индивидуально, на родительских собраниях, приобщать их к психологическим знаниям. Родители должны сами иметь те качества, которые хотят видеть в своём ребёнке.

Начало работы практического психолога в образовательном учреждении. Первый период работы практического психолога можно условно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники — к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование, приходит в детский сад или школу: он все равно начинает новую деятельность. Здесь будут уместны беседы с администрацией, педагогами, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний, изучение документации и пр. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Можно подсказать, в какой форме, когда, по каким вопросам и проблемам можно к нему обращаться.

Психологу в этот период надо так организовать свою деятельность, чтобы получить всем видимый результат, вызвать интерес к себе и своей работе, желание сотрудничать. Поэтому содержательную работу лучше начинать с так называемых проблемных детей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем (личностных, поведенческих, учебных и пр.), в которых психолог наиболее компетентен.

Исследователи выделяют перечень трудностей его профессиональной адаптации в образовательных учреждениях (О.А. Мальцева):

— недостаточный уровень профессионального согласия между субъектами образования;

— затянувшийся процесс становления психологической службы;

— разрыв между социальными ожиданиями в связи с появлением школьной психологической службы и ее реальной практикой;

— низкий уровень востребованности психологической помощи;

— противоречия между образами школьного психолога у заказчиков, клиентов и представлениями самого психолога;

— неготовность психолога к адекватной самоподаче и самопрезентации.

Выявлены следующие неадекватные требования-ожидания педагогов к личности психолога и его деятельности:

— мгновенное реагирование психолога на любой запрос;

—пассивность клиента и активность психолога;

— постоянное энергетическое донорство, эмоциональная и моральная поддержка клиента со стороны психолога;

—- жертвенность психолога, полное бескорыстие и благородство;

— помощь психолога в «борьбе» с «трудными» обучающимися, исполнение карательных санкций в отношении клиента;

— потенциальная опасность со стороны психолога, оценивающего педагога по известным лишь ему параметрам, возможно, обращенным против клиента;

— желание видеть психолога в качестве научного руководителя всего учебно-воспитательного процесса, идеолога педагогической системы школы;

— стремление видеть в психологе супервоспитателя, мотивирующего детей учиться и посещать школу;

— представление о психологе как о специалисте, занимающемся постановкой диагноза;

— опасение возможного тайного воздействия психолога на психику клиента.

Вариантов ожиданий такое множество, что невозможно и не нужно соответствовать всем и каждому из них. Необходимо иметь в виду, что помимо субъективных есть и объективные требования к статусу психолога, поэтому начинающему специалисту важно использовать следующие рациональные способы формирования или коррекции социальных ожиданий:

а) формирование адекватных социальных ожиданий пед.коллектива через его ознакомление с правами, обязанностями, этикой психолога, границами его профессиональных возможностей;

б) диагностическое общение со всеми категориями педагогов и детей, предполагающее выяснение их психологических особенностей и выявление запроса на психологическую помощь;

в) сотрудничество и взаимодействие с педагогами на основе формирования общих установок при целеполагании, планировании, реализации планов и программ, анализе результатов деятельности. С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета, о содержании работы в нем. Кабинет — это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в образовательной организации.

Кабинет психолога в учреждении образования должен быть расположен в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Целесообразно отвести под кабинет помещение на первом этаже здания, при этом кабинет должен быть территориально изолирован. Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление каби 2 345678910Следующая ⇒

функции педагога психолога

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

функции педагога психолога

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

функции педагога психолога

функции педагога психолога

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник: http://cyberpedia.su/13x461e.html

Функции педагога психолога

Должностные обязанности

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Педагог-психолог относится к категории специалистов, принимается и освобождается от должности руководителем государственного образовательного учреждения.
  2. На должность педагога-психолога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога 2-й категории не менее 2 лет; на должность
    педагога-психолога 2-й категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 2 лет, на должность психолога — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование, без предъявления требований к стажу работы.
  3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамка психолого-педагогической службы —ее руководителю.
  4. Педагог-психолог, является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.
  5. В своей деятельности педагог-психолог руководствуется:

1.6. Педагог-психолог должен знать:

-Закон РФ «Об образовании»;

-Конвенцию ООН о правах ребенка;

-основы дошкольной педагогики и психологии, социальной

психологии;

  1. На период временной нетрудоспособности или отпуска его
    функциональные обязанности в установленном порядке
    возлагаются на руководителя психологической службы
    или на сотрудника психолого-педагогической службы, педагога, имеющего необходимую квалификацию, который несет полную ответственность за их надлежащее исполнение. Временное исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа руководителя ДОУ, изданного с соблюдением законодательства о труде.
  2. Педагог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

2. ФУНКЦИИ

На педагога-психолога возлагаются следующие функции:

  1. Разработка мероприятий по улучшению психолого-педагогических условий пребывания воспитанников в ДОУ.
  2. Обеспечение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в дошкольном учреждении.
  3. Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка,
  4. Гармонизация социальной сферы учреждения и осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
  5. Контроль за психическим развитием воспитанников, определение факторов, препятствующих развитию личности воспитанников ДОУ, и принятие мер по оказанию им психокоррекционной, реабилитационной и консуль­тативной психологической помощи.

2.6. Оказание практической помощи воспитанникам, роди­телям (лицам, их заменяющим), педагогическому кол­лективу в решении конкретных педагогических и вос­питательно-образовательных задач.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций педагог-пси­холог .обязан: 3.1. Проводить:

— индивидуальную и групповую психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с запросом;

— наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и определять особенности их развития;

— индивидуальную и групповую работу с детьми с целью определения их готовности к обучению в школе;

3.2. Выявлять психологические причины и степень отклонений в интеллектуальном, физическом и личностно-эмоциональном развитии детей, а также различного вида на рушений социального развития: проблем в общении, по ведении, обучении и проводить их психолого- педагогическую коррекцию.

3.3. Направлять проблемных детей (в случаях особой необ­ходимости) на консультацию Б психологические, меди­цинские и медико-педагогические Центры. Составлять

3.4.психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и доводить до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью их ориентации в проблемах личностного и социального развития дошкольника. Разрабатывать и использовать:

3.5. коррекционные (апробированные и авторские) програм­мы, циклы развивающих занятий, направленных на фор­мирование личности с учетом индивидуальных особенно­стей и задач развития ребенка на каждой возрастной сту­пени;

рекомендации для педагогов, специалистов и родителей: по работе с детьми, имеющими проблемы в умственном, эмоциональном и социальном развитии; при возможных отставаниях и пробелах в учебной деятельности и при подготовке детей к школе, по социально-психологической готовности воспитанников к школьному обучению; по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников.

3.6.Осуществлять: психопрофилактическую помощь взрослым и детям на протяжении всего адаптационного периода; психологическую

поддержку творчески одаренным детям. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогов, специалистов и родителей. 3.7.Консультировать всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального и личностного развития детей, в том числе:

по вопросам организации периода адаптации ребенка к но­вым условиям жизни;

3.8.В случаях неадекватного поведения и дезадаптации со сто­роны ребенка в домашних условиях и дошкольном учреж­дении; при возрастных психофизиологических особенностях развития дошкольников;

по максимизации комфортности пребывания ребенка в до­школьном учреждении и др.

в опытно-экспериментальной деятельности но «психологиза­ции» воспитательно-образовательного пронесен в рамках на­учного эксперимента, проводимого в дошкольном учреждении;

— в заседании Педагогического совета; совета психолого-педагогической службы;

— в родительских собраниях и круглых столах. ЗЛО. Вести:

— документацию по установленной форме и использовать ее
по назначению;

методическую и аналитико-статистическую работу. 3.11. Участвовать в работе Совета педагогов.

Педагог-психолог в пределах своей компетенции имеет право:

4.1. Принимать участие:

в разработке стратегии развития ДОУ, в создании соответ­ствующих нормативных документов; в разработке управленческих решений, настоящих вопро­сов психолого-педагогической службы;

— в разработке положений о функциях данной службы, компетенции, обязанностях, ответственности;

в ведении переговоров с партнерами ДОУ по образователь­ной деятельности.

  1. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
  2. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.
  3. Проводить диагностику детей, связанную с определением уровня психического развития и с подготовкой их к школе.
  4. Давать рекомендации по решению проблем психолого-
    педагогической службы и воспитательно-образовательной работы педагогов.
  5. Требовать от руководства дошкольным учреждением
    оказания содействия в исполнении своих должностных
    обязанностей и прав.

4.7. Повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
    уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленной должностной инструкции, в том числе за неисполнение предоставленных прав. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение,
  2. За применение, в том числе однократное, методов вое питания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью воспитанников, В данном еду случае педагог-психолог может быть освобожден ох должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании» и увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности.
  3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны
    труда, санитарно-гигиенических правил и привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным зако­нодательством РФ.
  4. За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей и несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством РФ.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

  1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем ДОУ.
  2. Самостоятельно планирует свою работу на год, полугодие и помесячно (планы согласуются с руководителем психолого-педагогической службы и утверждаются руководителем ДОУ).
  3. Представляет руководителю службы письменный отчет о своей деятельности по полугодию и по окончании года.

6.4. Получает от руководителя ДОУ, зам. заведующей и руководителя ППС информацию нормативно-правового и организационно методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

  1. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с работниками службы и педагогическим коллективом,

6.6.Информирует руководителя ППС и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

6.7.Передает руководителям информацию, полученную непосредственно на совещаниях и семинарах.

Источник: http://mognovse.ru/gry-pedagoga-psihologa-obshie-polojeniya.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *