Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии — философия психоанализа генезис и история психоаналитических идей
06.05.2019- Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии Бороненкова Янина Станиславовна
- Философия психоанализа генезис и история психоаналитических идей
- «САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ»
- Рефераты
- Рекомендуем
- Психоанализ и философия неофрейдизма
- История психоанализа
- автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии
2) труды исследователей и критиков классического и современного психоанализа на русском и английском языке (Н.С.Автономова, Е.М.Бабосов, У.Баррет, Ф.В.Бассин, А.И.Белкин, Ю.М.Бородай, К.-Х.Браун, Ф.Виттельс, А.Э.Воскобойников, А.Голдберг, П.С.Гуревич, Р.Дадун, Э.Джонс, В.И.Добреньков, Р.Ф.Додельцев, М.С.Кельнер, П.Куттер, Х.Кэхеле, Ж.Лапланш, В.М.Лейбин, В.А.Медведев, Б.Мур, В.И.Овчаренко, Ж.-Б.Понталис, В.Д.Попов, Ч.Райкрофт, П.Розен, М.М.Решетников, А.М.Руткевич, М.де Серто, В.В.Старовойтов, А.В.Соколов, Г.Томэ, Г.Уэллс, Б.Файн, Б.Фаррелл, П.Феррис, Р.Эндельман, Д.Янкелович, М.ГЛрошевский и др.).
Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии Бороненкова Янина Станиславовна
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
Бороненкова Янина Станиславовна. Генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии : диссертация . кандидата философских наук : 09.00.11 / Бороненкова Янина Станиславовна; [Место защиты: Моск. гос. лингвист. ун-т].- Москва, 2010.- 125 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/430
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена устойчивым научным и философским интересом к изучению возможностей и перспектив применения различных подходов к интерпретации проблем личности и общества, выработанных в границах классического и современного психоанализа . Использование психоаналитических методов в исследовании общественных процессов и явлений способно решить ряд важных теоретических и практических задач, связанных с пониманием глубинных мотивационных детерминант поведения людей, а следовательно, с возможностью анализа и определённой коррекции социальных практик при столкновении с ситуативными и глобальными угрозами и вызовами. В связи с этим конституирование психоаналитических идей в психоаналитическую социальную философию как самостоятельное философское направление и методологию исследования нуждается в систематизированном рассмотрении.
Степень разработанности темы. Философские истоки психоанализа, формы и возможности его интеграции в западную историко-философскую традицию на протяжении длительного времени остаются предметом дискуссий и размышлений в научной среде.
Под «классическим психоанализом» традиционно принято понимать учение З.Фрейда; в свою очередь, совокупность различных модификаций психоаналитических принципов и идей фрейдизма, а также возникшие на их основе дополняющие друг друга и альтернативные течения и школы, традиционно объединяются предельно общим понятием «современный психоанализ» (Дж.Браун, П.С.Гуревич, С.Даулинг, П.Куттер, Х.Кэхеле, В.М.Лейбин, В.И.Овчаренко, Ч.Райкрофт, А.В.Россохин, В.В.Старовойтов, Г.Томэ и др.). Современный психоанализ включает в себя многообразие неофрейдистских и постфрейдистских доктрин, теорий и методик, направленных как на модернизацию базовых положений и частных гипотез психоаналитического учения З.Фрейда, так и на ревизию ряда его концептуальных оснований.
Систематическое обращение З.Фрейда к философским источникам на всех этапах развития психоаналитического учения, широкое использование методов и средств философского познания, разработка наиболее общих, фундаментальных категорий антропологии, культурологии, социальной философии, этики и других философских дисциплин позволили ряду исследователей, как сторонников, так и критиков психоанализа, сделать вывод о том, что философская составляющая в психоанализе носит системообразующий характер и задает тон теоретическим, прикладным и эмпирическим исследованиям (У.Баррет, А.И.Белкин, Ф.Виттельс, А.Голдберг, П.С.Гуревич, Д.Г.Доброродний, Р.Ф.Додельцев, В.М.Лейбин, М.К.Мамардашвили, Г.Маркузе, В.И.Овчаренко, П.Рикёр, А.М.Руткевич, П.Тиллих, Г.Уэллс, П.Феррис, Э.Фромм, Д.Янкелович, М.Г.Ярошевский и др.).
Психоанализ при таком понимании представляет собой не только и не столько психологическую доктрину и сообразующуюся с ней практическую психотерапевтическую деятельность — но, прежде всего, философское учение. Следует подчеркнуть, что принятые в философской и смежной литературе обозначения «философия психоанализа» или «философский психоанализ» (П.С.Гуревич, Р.Ф.Додельцев, С.Б.Долгопольский, В.Л.Какабадзе, К.И.Соболь, Б.Фаррелл, М.ПЯрошевский и др.), с одной стороны, и «психоаналитическая философия» (В.М.Лейбин, В.И.Овчаренко и др.), с другой, не могут считаться синонимичными и равнозначными. При делении логического объёма понятия в первом случае («философия психоанализа» и «философский психоанализ») родовую принадлежность выражает слово «психоанализ», во втором же («психоаналитическая философия») «философия» выступает как род, а «психоанализ» — как вид.
Мы полагаем, что обозначение «психоаналитическая философия» позволяет корректнее определить психоанализ, поскольку философские компоненты в таком случае предстают не как один из уровней, а как
системная основа, что в большей мере сообразуется с природой и сущностью психоаналитического учения.
Стоит отметить, что философское измерение психоанализа, включающее в себя наиболее общие положения о существовании психической реальности как реальности особого рода, примате бессознательной системы в психике человека и наличии причинной обусловленности психических процессов и явлений, выступает своего рода аксиоматическим фундаментом, на котором зиждется классический и современный психоанализ как таковой. Несмотря на довольно радикальные различия между школами и течениями современного психоанализа и отсутствие единой психоаналитической теории бессознательного, именно признание этих общих базовых положений позволяет современному психоанализу в целом сохранять преемственность с классическим наследием З.Фрейда.
Социально-философские интенции концепций классического и современного психоанализа в зависимости от целей и задач исследования были рассмотрены в диссертационных исследованиях 1 , научных статьях и
1 См.: Верченое Л.Н. Критика социальной теории Эриха Фромма: дис. . канд. филос. наук. — М., 1969. — 200 с; Доброродний Д.Г. Философско-методологический статус психоанализа в социально-гуманитарном познании: автореф. дис. . канд. филос. наук. -Мн., 2008. — 19 с; Добренькое В.И. Социологическая концепция Эриха Фромма (Критический анализ субъективно-идеалистических оснований неофрейдистской социальной философии): дис. . канд. филос. наук. — М., 1969. — 245 с; Завалшиина М.С. Психоаналитическая социология о сущности и перспективах человеческого общества (З.Фрейд, Г.Маркузе, Э.Фромм): дис. . канд. социол. наук. — М., 1993. — 146 с; Кельнер М.С. Социокультурная психоаналитическая антропология (Историко-философский анализ): дис. . д-ра филос. наук. — М., 1993. — 272 с; Лейбин В.М. Психоанализ и американский неофрейдизм (историко-философский анализ фрейдизма): дис. . д-ра филос. наук. — М., 1979. — 309 с; МокшанцевЛ.В. Психоаналитическая теория Вильгельма Райха: (Историко-философский анализ): дис. . канд. филос. наук. — М., 1998. — 141 с; Овчаренко В.И. Генезис, основания, формы и тенденции развития социологического психологизма как явления социальной мысли: дис. . д-ра филос. наук. — М., 1995. — 425 с; Пружинина А. А. Критика французскими марксистами психоанализа: дис. . канд. филос. наук. — М, 1984. — 174 с; Титаренко Г.А. Критический анализ экзистенциального неофрейдизма Э.Фромма: дис. . канд. филос. наук. — М., 1986. — 162 с; Черкасов СМ. Социальная философия неофрейдизма: дис. . канд. филос. наук. — Л., 1967, и др.
монографиях ряда учёных 1 . Вместе с тем анализ этих работ даёт основание полагать, что психоаналитическая социальная философия как целое ранее не была предметом специального научного исследования. Восполнение этой существенной лакуны определило постановку цели и задач данной диссертационной работы.
«Психоаналитическая социальная философия» определена нами как неоднородное поливекторное направление, ориентированное на понимание и объяснение процессов и явлений общественной жизнедеятельности людей исходя из влияния на них разнообразных осознаваемых и не осознаваемых ими психических факторов.
Цель диссертационного исследования состоит в изучении генезиса, содержания и основных векторов развития психоаналитической социальной философии.
Реализация этой цели предполагает постановку и решение ряда сопряжённых исследовательских задач:
— осуществить теоретическую реконструкцию и анализ генезиса психоаналитической социальной философии как целостного направления, сформировавшегося на основе антропологических, культурологических и социологических компонентов учения З.Фрейда и различных модификаций психоанализа;
1 Добренькое В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма. — М.: Мысль, 1974. — 144 е.; Кельнер М.С. Вильгельм Райх: человек, учёный, мыслитель // Вестник российского философского общества. — 2000. — № 2. — С. 108-113; Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 1056 с; Лейбин В.М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. В 2-х книгах. — М.: Изд-во «ИД Территория будущего», 2006; Лейбин ВМ. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. — М.: Политиздат, 1990. — 397 с; Медведев В.А. Спор о природе психоанализа: Прошлое, настоящее и будущее ещё одной иллюзии // Russian Imago 2000. Исследования по психоанализу культуры. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 353-376; Овчаренко В.И. Психоаналитическая философия / Современная западная философия / Под общей редакцией Т.Г. Румянцевой. -Мн.: Вышэйшая школа, 2000. — С. 159-166; Овчаренко В.И., Грицанов А.А. Социологический психологизм. Критический анализ. — Мн.: Вышэйшая школа, 1990. -205 с.
проанализировать наиболее значимые концепции социологизации бессознательного (А.Адлер, К.Г.Юнг, В.Райх), задавшие ориентиры развития психоаналитической социальной философии в ходе её становления;
выявить и охарактеризовать основные векторы развития психоаналитической социальной философии, их достижения и перспективы для социально-философского осмысления действительности;
выделить основные проблемные поля психоаналитической социальной философии и уточнить содержание её категориально-понятийного аппарата в корпусе современных социально-гуманитарных наук и дисциплин.
Объект исследования — психоаналитическая социальная философия.
Предмет исследования — генезис, содержание и основные векторы развития психоаналитической социальной философии.
Теоретико-методологическая основа и источники исследования. Междисциплинарный характер темы исследования на стыке социальной философии, психологии, культурологии и социологии обусловил обращение к широкой библиографической и методологической базе.
Методологическую основу исследования составило комплексное использование универсальных (общенаучных) методов познания — анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, прогнозирования; теоретических -диалектического, исторического, логического, системного и структурного методов познания, а также прикладного метода контент-анализа литературы по теме диссертационного исследования. Исследование опирается на принципы объективности, системности, историзма, логического, единства исторического и логического в познании.
Анализ проблем диссертационного исследования проведён на основе репрезентативного историко-философского и психоаналитического материала, который может быть условно подразделён на две основные группы:
1) первоисточники работ лидеров психоаналитической социальной философии на русском и английском языке (А.Адлер, Т.Адорно, Л.Демоз,
Г.Маркузе, В.Райх, П.Рикёр, З.Фрейд, Э.Фромм, Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер, Э.Эриксон, К.Г.Юнг и др.);
2) труды исследователей и критиков классического и современного психоанализа на русском и английском языке (Н.С.Автономова, Е.М.Бабосов, У.Баррет, Ф.В.Бассин, А.И.Белкин, Ю.М.Бородай, К.-Х.Браун, Ф.Виттельс, А.Э.Воскобойников, А.Голдберг, П.С.Гуревич, Р.Дадун, Э.Джонс, В.И.Добреньков, Р.Ф.Додельцев, М.С.Кельнер, П.Куттер, Х.Кэхеле, Ж.Лапланш, В.М.Лейбин, В.А.Медведев, Б.Мур, В.И.Овчаренко, Ж.-Б.Понталис, В.Д.Попов, Ч.Райкрофт, П.Розен, М.М.Решетников, А.М.Руткевич, М.де Серто, В.В.Старовойтов, А.В.Соколов, Г.Томэ, Г.Уэллс, Б.Файн, Б.Фаррелл, П.Феррис, Р.Эндельман, Д.Янкелович, М.ГЛрошевский и др.).
Научная новизна диссертации состоит в том, что:
разработана мало исследованная проблема генезиса и развития психоаналитической социальной философии как целостного самостоятельного философского направления;
определены характерные для психоаналитической социальной философии проблемные поля, общая и частная методология исследования;
систематизированы и проанализированы наиболее значимые с точки зрения их социально-философского содержания концепции и идеи классического и современного психоанализа (З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг, В.Райх, Э.Фромм, Э.Эриксон, Л.Демоз, М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас, П.Рикёр);
выявлены и охарактеризованы основные векторы и перспективы развития психоаналитической социальной философии как междисциплинарного направления исследований проблем личности и общества;
уточнено содержание категориально-понятийного аппарата психоаналитической социальной философии в корпусе современных социально-гуманитарных наук и дисциплин.
Основные положения, выносимые на защиту:
Экстраполяция психоаналитических идей З.Фрейда относительно психики и личности человека на взаимоотношения с культурой и обществом создала предпосылки для исследования бессознательных мотивов и причин общественных процессов и явлений, которые ранее не входили в предмет специального рассмотрения социально-гуманитарных наук и дисциплин, в том числе и философии.
Социально-философские интенции классического психоанализа получили дальнейшее развитие в рамках учений А.Адлера, К.Г.Юнга и В.Райха, которые дистанцировались от биологического редукционизма идей З.Фрейда. Результатом осуществлённой ими социологизации проблем бессознательного стало создание психоаналитической социальной философии как неоднородного поливекторного направления, ориентированного на понимание и объяснение процессов и явлений общественной жизнедеятельности людей исходя из влияния на них разнообразных осознаваемых и не осознаваемых ими психических факторов.
Модернизация наследия классического психоанализа позволила существенно трансформировать конфигурацию психоаналитической социальной философии, придать ей определённую целостность и самостоятельность, обозначить основные векторы её дальнейшего развития: психоисторию (Э.Эриксон, Л.Демоз и др.), гуманистический психоанализ (Э.Фромм и др.), фрейдомарксизм (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Г.Маркузе и др.) и психоаналитическую герменевтику (П.Рикёр, Ю.Хабермас и др.).
Существенным вкладом в социальную философию XX-XXI вв., а также смежные с ней науки и дисциплины стала разработка ведущими представителями психоаналитической социальной философии проблем свободы, идентичности и самореализации личности, взаимовлияния биологического и социального в человеке, коллективного бессознательного и психической общности людей, отчуждения и атомизации общества, различных форм патологии социальной действительности и проявлений
деструктивности, репрессивных тенденций западной цивилизации, массовой культуры, «овеществления» человека, природы и сущности тоталитаризма и фашизма, воспроизводства конкретно-исторического типа личности в семье и государстве, ретрансляции социального характера и социального бессознательного, роли личности и народных масс в истории, социального и коммуникативного действия и др.
5. Попытки синтеза психоаналитической социальной философии с другими философскими направлениями (экзистенциализм, марксизм, герменевтика и др.), а также науками и дисциплинами (психология, социология, история, лингвистика и др.) способствовали её интеграции в современное социогуманитарное знание и придают эвристический импульс междисциплинарным исследованиям на стыке частных наук, психоанализа и социальной философии в познании личности, культуры и общества.
Теоретическая значимость диссертации заключается в исследовании генезиса, становления и развития психоаналитической социальной философии как целостного самостоятельного направления; в определении проблемных полей, общей и частной методологии исследования, основных достижений и перспектив развития психоаналитической социальной философии; в уточнении содержания базовых понятий психоаналитической социальной философии в категориально-понятийном аппарате современной философии; в прогнозировании возможностей применения идей и методологии психоаналитической социальной философии для междисциплинарных исследований проблем человека и общества.
Практическая ценность работы состоит в том, что её основные
положения и выводы могут быть использованы в прикладных исследованиях
комплекса философских, социологических, психологических и
культурологических проблем. Материалы диссертации могут найти
применение при подготовке и чтении курсов и спецкурсов по социальной
философии, истории философии, социальной психологии, психоанализу и
сопряжённых с ними социально-гуманитарных наук и дисциплин.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования и его результаты были представлены в докладах на второй Международной научно-практической конференции «Гуманитарные проблемы современности» (МГСУ, 15 апреля 2008 г.), седьмой Всероссийской и пятой Международной научно-практической конференции (МГСУ, 19-20 ноября 2009 г.), неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры философии Московского государственного лингвистического университета.
Структура и объём диссертации. Структура работы определена последовательным решением задач исследования и включает введение, две исследовательских главы (в первой главе — два параграфа, во второй -четыре), заключение и список литературы. Общий объём диссертации.- 125 страниц, включая библиографический список.
Источник: http://www.dslib.net/soc-filosofia/genezis-soderzhanie-i-osnovnye-vektory-razvitija-psihoanaliticheskoj-socialnoj.html
Философия психоанализа генезис и история психоаналитических идей
Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру — искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.
Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата в 1938 году Австрии фашистами он эмигрировал в Великобританию. Большая часть жизни Фрейда была связана с Веной, где он окончил медицинский факультет университета, работал, здесь вышли в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу «Толкование сновидений» (1899), которую до сих пор считают своей библией все психоаналитики, и вообще подавляющее большинство его работ, как медицинского, так и философского характера, которые ввиду их чрезвычайной популярности сразу же переводились на разные языки, в том числе и на русский. Здесь же проходила его деятельность, направленная на создание международных организаций врачей-психоаналитиков, которые и сейчас работают практически во всем мире.
Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века — до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер. Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.
Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви — себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику. Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.
На втором этапе творчества (1920–1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, — кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения. Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.
Сам Фрейд признавался, что на него оказала значительное влияние философия жизни Ф. Ницше. При этом, исследуя глубинные стороны сознания автора книги «Так говорил Заратустра», Фрейд рассматривал ее не только с позиций философского анализа, но и как врач-психоаналитик.
Карл Густав Юнг (1875–1961) — швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. В дальнейшем Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума. Внесенные им в философию психоанализа новые положения во многом укрепили позиции психоаналитической философии и вместе с тем позволили создать новое, продуктивное направление в философии культуры, а также развить его собственную концепцию — аналитическую психологию.
Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг характеризует как либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху. На этой основе Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.
Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.
Вслед за многими другими философами на рубеже XIX–XX веков Юнг повторяет, что европейская культура больна и ее надо лечить. Он предлагает свой путь решения: необходима интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека; только в таком случае формируется подлинная индивидуальность, то есть такой человек, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.
Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово «менталитет» (от лат. mens — образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности. Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма.
Юнг отмечал, что «Фрейд — великий разрушитель, разбивающий оковы прошлого», что он «подобно ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает кумиры, безжалостно предает гласности порчу, поразившую души его современников». Главная же проблема фрейдизма, по мнению Юнга, заключается в том, что его создатель не был способен предложить действительную позитивную программу, потому что психоанализ разрушает только ложные ценности XIX века, но Фрейду остался недоступным тот глубоко лежащий пласт психики, который присущ всем людям.
Концепция Юнга рассматривает бессознательное как определенную совокупность некоторых фундаментальных образов — символов, важных для любой цивилизации (как, например, символ Древа Жизни). Этот и подобные ему символы уже не могут быть описаны лишь в сфере инстинктов. Юнг полагал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения. В последние годы жизни он, в противовес классической причинной связи, традиционно исследуемой европейской наукой, обращается к изучению акаузальных синхронных связей. С его точки зрения, множество событий, особенно в духовной сфере жизни народов, происходит синхронно, но они не связаны причинно. Этот подход заинтересовал не только гуманитариев — историков и литераторов, но также физиков, работающих над фундаментальными проблемами деления атомов, таких, как В. Паули и Э. Шрёдингер.
Назад Оглавление Вперед
Источник: http://eurasialand.ru/txt/frolov1/132.htm
«САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ»
Портал Рефератов
Рефераты
Рекомендуем | Психоанализ и философия неофрейдизмаМинистерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина Реферат на тему: Психоанализ и философия неофрейдизма Источник: http://www.0zd.ru/filosofiya/psixoanaliz_i_filosofiya_neofrejdizma.html История психоанализаРаспространение психоаналитической мысли в Европе ХХ века. Классическая теория психоанализа З. Фрейда. Аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера. Использование психоаналитических идей, концепций при воспитании и обучении детей.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Минобрнауки России ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» Курсовая работа по психологии История психоанализа (теоритическое исследование) студентка 2 курса факультета естественно-географического группы ПБЗ-2 заочной формы обучения Соколова Татьяна Дмитриевна Глава 1. История психоанализа 1.1 Понятие психоанализа 1.2 Древо психоаналитического познания 1.3 Предпосылки зарождения психоанализа 1.4 Распространение психоаналитической мысли в Европе ХХ в. 1.5 Классическая теория психоанализа З. Фрейда 1.6 Последователи З. Фрейда — К. Юнг и А. Адлер 1.7 Аналитическая психология К. Юнга 1.8 Индивидуальная психология А. Адлера Глава 2. Психоанализ и педагогика 2.1 Из истории психоаналитической педагогики 2.2 Использования психоаналитических идей и концепций при воспитании и обучении детей С древних времен пытливые умы философов пытались постичь тонкости человеческой души, природу человека и те взаимосвязи, которые имеют место между личностью и обществом, индивидом и культурой. С развитием науки психологии было разработано множество теорий и направлений. Одним из самых известных направлений является теория психоанализа. психоанализ фрейд обучение юнг Психоанализ был разработан и получил свое название благодаря трудам невролога Зигмунда Фрейда в конце XIX — начале XX века. Ученики и последователи врача развивали психоанализ в различных направлениях, создавая свои теории, например теория аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера. Современный психоанализ представлен множеством концепций развития личности. Все они, как и классическая теория психоанализа, оставили значительный след в интеллектуальной жизни людей XX в. и истории человеческого самопознания. Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что психоаналитическая теория оказала сильное воздействие на облик многих наук, в том числе и педагогики. Цель работы: изучить теоритические основы психоанализа. Объект: история психоанализа. 1. Изучить теоретико-методологические предпосылки возникновения психоанализа; 2. Описать этапы развития и становления психоанализа; 3. Раскрыть сущность и значение психоанализа Фрейда; 4. Проанализировать теории последователей З. Фрейда; 5. Привести примеры использования психоаналитических идей в воспитании. Методы: теоритические (анализ, синтез, структурно-функциональный метод, сравнительно-сопоставительный метод). Глава 1. История психоанализа 1.1 Понятие психоанализа Сегодня в России слово «психоанализ» на слуху у многих людей. Но многие ли люди, так умело оперирующие этим понятием, знают его значение. Психоанализ — от греческого «душа» и «разложение, расчленение». В научную литературу данное понятие было введено 3. Фрейдом в конце XIX века для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной вначале на французском, а затем на немецком языках соответственно 30 марта и 15 мая 1896 года. [4. С. 5] На основе текстологического анализа работ Фрейда можно выделить по меньшей мере следующие определения психоанализа: (1) часть психологии как науки; (2) незаменимое средство научного исследования; (3) беспартийный инструмент, как, например, исчисление бесконечно малых величин; (4) наука о психическом бессознательном; (5) орудие, которое дает возможность «Я» овладеть «Оно»; (6) любое исследование, признающее факты трансфера (переноса) и сопротивления как исходные положения работы; (7) вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; (8) один из видов самопознания; (9) искусство истолкования; (10) не научное, свободное от тенденциозности, исследование, а терапевтический прием; (11) метод лечения психических заболеваний, метод для устранения или облегчения нервных страданий. [2. C. 30] В словаре Ж. Лапланша и Ж.Б. Понталиса психоанализ соотносится с (1) методом исследования, опирающимся на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения субъекта, (2) психотерапевтическим методом, базирующимся на этом исследовании, (3) совокупностью теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения [1. С. 394]. В словаре Ч. Райкрофта под психоанализом понимается (1) вид лечения неврозов, изобретенный Фрейдом, разрабатывающийся им самим, его учениками и последователями, (2) психологические теории происхождения неврозов и общего психического развития, (3) в непрофессиональном употреблении — теории и терапевтические методы всех терапевтов, последователей Фрейда, Юнга и Адлера. [3. С. 148-149]. Искать одно истинное определение психоанализа не является правильным. Так как основным ориентиром постижения психоанализа может служить его суммарное определение, данное Фрейдом в энциклопедической статье (1922), в которой он подчеркнул, что психоанализом называется: 1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных; 2) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; 3) ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину. 1.2 Древо психоаналитического познания Наше изложение психоанализа начнем с того, что сравним его с древом познания: ствол, состоящий, естественно, из произведений Фрейда, уходит своими корнями в Вену конца XIX века. Проследить все эти корни было бы, конечно, интересно, но заняло бы здесь слишком много места. Они произрастают как из естественных наук, так и из философии и поэзии, они питают ствол произведений Зигмунда Фрейда, из которого возникли ветви и побеги, олицетворяющие последователей гениального ученого. Прежде всего, следует упомянуть эволюционное учение Дарвина и биогенетический закон Геккеля, который Фрейд запечатлел в памяти еще в свои школьные годы. Еще один корень произрастает из физиологического института в Брюкке, где Фрейд написал свою первую научную статью и познакомился с Иозефом Брейером. Следующий корень психоанализа происходит из Франции, из больницы Сальпетриер в Париже, где Фрейд, молодой врач столкнулся у знаменитого психиатра Шарко с весьма распространенной тогда болезнью — истерией и познакомился с гипнозом как методом исследования и лечения. [5. С. 38] 1.3 Предпосылки зарождения психоанализа В самом начале XVIII века немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) разработал концепцию, названную им монадологией. Монады, по мысли Лейбница, представляют собой единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Монады состоят не из материи в обычном смысле слова. Каждая монада представляет собой непротяженную психическую сущность. Хотя они и имеют психическую природу, тем не менее им присущи и некоторые свойства физической материи. Когда достаточное количество монад соединяются вместе, они образуют протяженные объекты. Спустя столетие немецкий философ и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) развил эту лейбницевскую идею. Он сформулировал концепцию порога сознания. По Гербарту, идеи, находящиеся ниже определенного порога, бессознательны, Когда идея поднимается до уровня сознания, она аппер-цептируется (если пользоваться лейбницевским термином). Но Гербарт пошел дальше. Для того, чтобы та или иная идея могла подняться до уровня сознания, она должна быть сопоставима с теми идеями, которые уже находятся в сфере сознания. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются. Вытесненные идеи находятся ниже порога сознания. Они во многом подобны малым перцепциям Лейбница. Согласно воззрениям Гербарта, различные идеи конкурируют между собой за возможность сознательной реализации. Разного рода представления о бессознательном составляли важную часть общего интеллектуального климата в Европе 80-х годов XVIII столетия. Именно в это время Фрейд начинал свою клиническую практику. Причем бессознательное было предметом интереса не только профессионалов; широкая публика тоже любила порассуждать на эту тему. Книга Э. фон Гартмана «Философия бессознательного» (Die philosophishen Crundlagen der Natunvissenschaften, 1869-1884 гг.) была столь популярна, что выдержала девять изданий в период с 1869 по 1882 годы. В 70-х годах XIX века появилось еще, по крайней мере, полдюжины других работ, содержавших в названии слово «бессознательное». [7 С. 321-325] Таким образом, Фрейд не был первым, кто всерьез заговорил о бессознательном в человеческой психике. Напротив, он сам полагал, что философы до него уже многое сделали в этой области. То новое, на что претендовал именно он, касалось способов исследования бессознательного. 1.4 Распространение психоаналитической мысли в Европе ХХ в Осенью 1902 года Фрейд послал М. Кахане, Р. Рейтлеру (врачи, слушавшие в Венском университете его лекции по психологии неврозов), В. Штекелю (обратившемуся к нему за медицинской помощью и впоследствии практиковавшему психоанализ) и А. Адлеру открытки с приглашением встретиться в его доме для обсуждения психоаналитических идей. С этого времени они стали собираться регулярно в приемной Фрейда, образовав тем самым то, что назвали «Психологическим обществом по средам». На протяжении последующих нескольких лет это общество посещали люди различных профессий, среди которых были и те, кто впоследствии стали известными психоаналитиками. В сентябре 1907 года Фрейд разослал членам этого общества письма, в которых предлагал распустить «общество по средам» с тем, чтобы снова призвать его кжизни путем реорганизации и предоставления свободы тем, кому оно стало в тягость. Так в апреле 1908 года возникло «Венское психоаналитическое общество». В апреле 1908 года в Зальцбурге была организована «Встреча по фрейдовской психологии», которая стала первым Международным психоаналитическим конгрессом. На этой встрече присутствовали 42 человека и было представлено 9 работ, создающих учеными из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии, принадлежащих перу Фрейда, Джонса. Риклина, Абрахама, Задгера, Штекеля, Юнга, Адлера, Ференци. По просьбе присутствующих психоаналитиков Фрейд на протяжении почти пяти часов рассказывал об анализе случая навязчивых состояний («История одного заболевания»). На этой встрече было принято решение об издании первого психоаналитического журнала — «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований». [4. С. 21-25] Такими весьма немедленными темпами распространялся интерес к психоанализу, ставшему для людей ХХ века смелой и долгожданной революцией мировоззренческих взглядов на внутренний мир человека. 1.5 Классическая теория психоанализа Зигмунда Фрейда «Если создание психоанализа является заслугой, то это не моя заслуга. Я не принимал участия в первых начинаниях. Когда другой венский врач д-р Йозеф Брейер в первый раз применил этот метод к одной истерической девушке (1880-1882), я был студентом и держал свои последние экзамены». Так писал Зигмунд Фрейд в лекциях «О психоанализе». Но, не смотря на это, именно он обосновал в единую теорию происхождения личности все факты и предположения о глубинных бессознательных причинах возникновения органических поражений нервной системы. Возникнув как метод лечения невротических больных психоанализ, в сознании Фрейда, имел структурированную теоритическую основу, давшую жизнь новой теории личности. З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго). Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид). Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия — соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. [8 С. 184-188] Психоанализ по сей день встречает сопротивление по разным причи-нам: из-за его недостаточной научности, слабой доказательности результатов, из-за трудностей в изучении и плохо формализуемых методов, из-за его «сектантского» характера, но в первую очередь из-за его нелицеприятной информации об истинной природе человека. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы. Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. [9 С. 280] Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии — оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт — это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение — потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны. На оральной стадии (0-18 мес.) такой областью является рот. Естественным способом редукции напряжения и получения удовольствия на этой стадии является процесс сосания, позже кусания. Фрустрация либидо на этой стадии приводит к фиксации и развитию у ребенка орального характера. На анальной стадии (1.5-3 лет) роль ведущей эрогенной зоны переходит к прямой кишке. Освобождение кишечника вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Сопутствующими этому процессу психическими явлениями выступают аккуратность, педантизм, скупость, способность контролировать свои эмоции и поведение. На фаллической — главной для концепции Фрейда — стадии энергия концентрируется на гениталиях. Основная задача стадии — идентификация с родителем того же пола. Фрейд полагал, что к концу этой стадии формируется Супер-эго. На латентной стадии (6-12 лет) в развитии организации влечений наступает затишье, продолжают развиваться Я и Сверх-Я. Обычно на всем протяжении этой стадии правит враждебное к влечениям Сверх-Я, которое пытается сдержать как агрессивно-садистские, так и либидинозные импульсы. Благодаря работе Сверх-Я и Я-идеала инстинктивные, направленные на объект энергии возвращаются в Я и десексуализируются, садизм нейтрализуется. [12. С. 344-364] Генитальная стадия (пубертат) начинается с нарушения внутреннего равновесия вследствие типичных для этого возраста гормональных перестроек, попутно оживают комплекс кастрации и Эдипов комплекс, а также парциальные влечения. «Оральная организация либидо проявляется в патологическом обжорстве, анальная организация либидо проявляется в садистских импульсах, нечистоплотности, неряшливости и бесстыдстве. Вслед за этим, оживляя эдипову ситуацию, пробиваются генитальные побуждения» Родительские идеалы утрачивают свое влияние, изменяются ценности, нормы, способы поведения. Страх отделения может сопровождаться прорывами либидинозных и агрессивных влечений. С возрастом конфликты редукция либидо начинает осуществляться посредством сексуальных отношений между взрослыми партнерами, либо сублимироваться на другие, несексуальные отношения. Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения. 1.6 Последователи З. Фрейда — К. Юнг и А. Адлер Появление суровых для того времени истин о человеческой сексуальности заранее предполагало их неприятие. После того, как напуганный своей собственной реакцией и реакцией первой пациентки психоанализа Анны О., Йозеф Брейер отказался от таких понятий психоаналитической терапии, как перенос и контрперенос, от Фрейда отошли Альфред Адлер и Карл Юнг. Особую роль в этом сыграли взгляды Фрейда на значение сексуальности, с которыми не все его ученики были согласны. 1.7 Аналитическая психология К. Юнга В структуре психики Юнг выделял следующие слои — Эго как центр сознания, сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго — это комплекс представлений, которые составляют центр сознания личности и кажутся ей непрерывными и идентичными. Сознание определяется как функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго. Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) — включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами. Комплекс — это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно. Он имеет ядерный элемент — носитель значения, который не может контролироваться субъектом, а также множество связанных с ним ассоциаций. Комплексы обладают большой энергетической силой, способной влиять на личность в целом, нарушая психическое равновесие. Коллективное бессознательное — врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека. Благодаря выделению этого уровня психики теорию Юнга считают социотропной. Коллективное бессознательное включает в себя формы, образцы поведения, типичные реакции человечества вообще на типичные жизненные события (отношения с родителями, способы поведения в состоянии агрессии и любви, переживание чувства страха, ситуации рождения и смерти и проч.). Такие феномены получили название архетипов. Архетипы — «прообразы», «древнейшие образцы», мыслеформы, представляющие собой отображаемые в инстинктах реакции, психически необходимые человеку для отношения в определенной ситуации и поведения в ней. В коллективном бессознательном содержится великое множество архетипов, среди них — архетип Тени, Персона, архетип Матери, Трикстер, Самость и др. [15. c. 124-129] Кроме структурных составляющих психики Юнг определяет ее функциональные возможности. Психическая функция — психическая деятельность, не зависящая от содержания и при различных обстоятельствах остающаяся равной самой себе. Человек обладает четырьмя функциями — двумя рациональными (мышление и чувство) и двумя иррациональными (ощущение и интуиция). Сам термин «иррациональный» применительно к функциям ощущения и интуиции не означает чего-то неразумного или неблагоразумного, он подразумевает нечто выходящее за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Физическое восприятие чего-то, что не зависит ни от какой логики — нечто просто есть. Ощущения не говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует. Сходным образом интуиция существует сама по себе; она представлена в разуме, вне зависимости от рассудка или процесса рационального мышления. Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли, ощущение есть восприятие в помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения и оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (т.е. чувствительностью к бессознательным содержаниям).[13. С. 12] Все четыре функции развиты не одинаково. Одна из них оказывается наиболее развитой. Это ведущая функция, которой мы пользуемся автоматически, и именно она определяет тип личности (мыслительный, чувствующий, ощущающий или интуитивный). Противоположная ей функция является подчиненной и целиком погружена в бессознательное. Подчиненная функция оказывается той же самой природы, что и ведущая (т.е. если ведущей является интуиция, то подчиненной будет ощущение, если ведущей является чувство, то подчиненной будет мышление). Остальные функции являются вспомогательными. Тип личности определяется не только тем, какая функция является ведущей, но и тем, каков характер направленности Эго. Если энергия направлена вовне, то говорят об экстраверсии, если вовнутрь субъекта — то об интроверсии. В соответствии с этими двумя критериями можно выделить 16 типов личности, например, экстравертный мыслительный тип, интровертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип и т.д. 1.8 Индивидуальная психология А. Адлера Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются: чувство неполноценности и компенсация, стремление к превосходству, стиль жизни, творческое Я, порядок рождения, фикционный финализм. Рассмотрим некоторые из этих принципов. Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям. В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это — чувство неполноценности. Чувство неполноценности — ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми. Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов. Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха — развитию дара музыканта. «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности», — писал А. Адлер. При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности — совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности. Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться. Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это — стремление к превосходству как стремление к совершенству. Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф. Ницше о «воле к власти». Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству. Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) — врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества. Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех. Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству. Социальный интерес — по Адлеру — является показателем психического здоровья, «барометром нормальности» и критерием различения типов превосходства. Врожденность социального интереса не исключает возможности его развития, которое происходит за счет сотрудничества и кооперации. Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе «Философия возможного». Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни. Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом. [14. С. 18-24] Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. «Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном — во всех выражениях его личности». Жизненный стиль — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Признаками здоровой личности по Адлеру являются — движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация. Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются: · физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни; · избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству; · отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе. Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса. [16. С. 113] Фрейд, Адлер и Юнг отталкиваясь от единой стартовой точки создали во многом противоположные теории. Оригинальность теорий каждого из этих ученых была связана с индивидуальными чертами их личности, которые предопределили в конечном итоге их резкое различие всего множества информационно-смысловых структур, отображающих их теории или, другими словами, их взгляды на природу человека. Глава 2. Психоанализ и педагогика 2.1 Из истории психоаналитической педагогики В 1927 году в Штуттгарте начал издаваться «Журнал психоаналитической педагогики» (годом позже он переселился в Вену), название которого и определило термин психоаналитической педагогики. Моментом же зарождения этой науки официально признано опубликование Зигмундом Фрейдом в 1909 году одной из знаменитейших его работ: «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Уже первые психоаналитики считали применение психоанализа на педагогическом поприще весьма соблазнительной идеей. Сам Фрейд не раз называл психоаналитическую терапию «перевоспитанием» или исправлением воспитательных ошибок. В 1933 году он писал: «Только одну тему я не могу так просто обойти, не потому что так много понимаю или сам много сделал в ней. Совсем наоборот, я ею почти никогда не занимался. А между тем это так чрезвычайно важно, так много обещает в будущем и, может быть, является самым важным из всего, чем занимается анализ. Я имею в виду использование психоанализа в педагогике, в воспитании будущего поколения. Рад, по крайней мере, что моя дочь Анна Фрейд видит в этой работе свою жизненную задачу и ликвидирует, таким образом, мое упущение». [17. С. 408] Развитие детского анализа опирается на открытия, сделанные Фрейдом. «Когда мы при лечении взрослого невротика исследовали детерминированность его симптомов, то постоянно доходили до его раннего детства. Знания более поздней этиологии было недостаточно ни для понимания, ни для терапевтического воздействия. Так, мы были вынуждены познакомиться с психическими особенностями детского возраста и узнали большое количество вещей, которые можно установить лишь не иначе, как благодаря анализу, смогли внести также поправки в многие общепризнанные мнения о детстве» [17. С. 410] Как известно, сам Фрейд не проводил психоанализа маленького Ганса, он лишь руководил действиями отца ребенка (Макса Графа, музыковеда и переводчика Ромена Ролана, горячего защитника фрейдовских идей). Вот что пишет сам «маленький Ганс», то есть взрослый Герберт Граф (оперный критик): «Когда я был еще совсем маленький, у меня возник невротический страх лошадей. Фрейд обследовал меня, а затем начал лечение, привлекая моего отца как посредника. Он использовал своего рода игру в вопросы и ответы, ставшую впоследствии классическим методом вдетской психиатрии. Будучи первым случаем применения психоаналитической техники к детскому неврозу, история «маленького Ганса», как всем известно, до сих пор является классической работой в этой области. Я ничего больше не мог припомнить из того времени, пока. не нашел эту статью в рабочем кабинете моего отца. В состоянии огромного возбуждения я позвонил на Берггассе и представился ему «маленьким Гансом». За своим письменным столом Фрейд напоминал одного из тех бородатых греческих философов, бюсты которых я видел в школе. Он встал, сердечно обнял меня и сказал, что трудно представить себе лучшее доказательство правоты своих теорий, чем видеть здорового, счастливого 19-летнего человека, которым я стал». [11 с. 8-9] Итак, «маленький Ганс» страдал фобией, то есть страхом перед лошадьми, и боялся выходить излому, чтобы не быть задавленным лошадью. К этому симптому позже, после рождения сестры, добавились тяжелые состояния страха общего характера. При лечении Фрейд и отец ребенка работали с материалом, который продуцировал ребенок в процессе спонтанной игры. Та ким образом, лечение, проведенное Фрейдом, стало началом не только детского психоанализа, но и психоаналитической педагогики, которой впоследствии занимались Мелания Кляйн, Мария Бонапарте, Анна Фрейд, Микаель Балинт и др. Первые психоаналитические педагоги ставили перед собой задачу достаточно глобальную, а именно: они считали принципиально возможной общую профилактику неврозов. Психоаналитическая педагогика постепенно приобретала социально-психологическую компетентность: благодаря ее критическим замечаниям многие травмирующие воспитательные теории и стили были в конце концов официально признаны факторами невротического развития. Однако, несмотря на огромную ценность этих достижений, она потерпела провал в отношении своего главного задания: ей так и не удалось в достаточной степени изменить воспитательную реальность и сделать возможным избежание дальнейшего невротического развития детей. Более того, в конце концов стало ясно, что цель профилактики неврозов не позволяет себя реализовать не только в общественных масштабах, но даже в отдельных случаях. В 1929 году Анна Фрейд заметила, что «пройдет еще немало времени, пока удастся найти теоретические построения и практические рецепты, которые можно будет рекомендовать для общего применения». [11. с. 11] Но и 25 лет спустя она напишет следующее: «Несмотря на то, что эта статья служит намерению проследить за поиском корней неврозов до самого начала жизни, следует решительно заявить, что мною будет избегнуто любое заключение по поводу профилактики. С изложенных здесь позиций подверженность невротическим конфликтам кажется ценой, которую следует уплатить за сложность человеческой личности». [18. С. 318 ] Так цель «профилактики неврозов», которую ставили перед собой пи онеры психоанализа оказалась недостижимой. Дело в том, что индивидуальность каждого отдельного ребенка не дает возможности переработки психических структур планомерным образом. Такой процесс, считает Фигдор, непременно разобьется о комплексность всех, включенных в него факторов. «Но педагогика, называющая себя аналитической, вполне может инициировать положительные шаги развития и предотвратить образование тех структур, которые мешают удачному развитию ребенка. Конечно, удачные психические структуры далеко не идентичны с «психическим здоровьем», они вносят в него лишь свой вклад. Поэтому психоаналитическая педагогика должна ориентироваться не на «профилактику неврозов», а на заботу об уменьшении опасности будущего невротического страдания в условиях неудачных жизненных обстоятельств» [11. С. 12] 2.2 Использования психоаналитических идей и концепций при воспитании и обучении детей Психоанализ привлекает внимание многих педагогов и родителей тем, что он обращается к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутреннего мира ребенка со всеми его эмоциональными коллизиями. Психоанализу свойственно умение заострять внимание на животрепещущих проблемах воспитания, однако предлагаемые пути их решения многими специалистами расцениваются как довольно спорные. Ведь среди требований, предъявляемых к воспитанию, в психоанализе выделяются следующие: · как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; · не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере и удовлетворять это любопытство откровенным образом. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитании из особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком. А. Адлер же в книге «Воспитание детей» обратил внимание на то, что авторитетные педагоги сами оказываются неспособными внести спокойствие и порядок в свои собственные семьи: в таких семьях важнейшие взгляды на воспитание или совершенно упускаются, или не принимаются во внимание. Он также отметил, что 90 процентов детей до освещения сексуальных тем со стороны родителей и педагогов уже имеют о них свое представление и что при половом просвещении нельзя устанавливать каких-либо жестких и твердых правил. При этом Адлер подчеркнул, что «психология и воспитание представляют собой две составные одной проблемы и одной реальности». Идеи З. Фрейда, Ш. Ференци, А. Адлера нашли поддержку у части воспитателей и педагогов, которые в своей практической деятельности стали опираться на психоаналитические представления о психосексуальном развитии ребенка. Так, австрийский психоаналитик Г. Гуг-Гельмут (1871-1924) занялась психоаналитическим изучением детей, результаты которого изложила в работе «Новые пути к познанию детского возраста» (1921). Венгерский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960), стоявшая у истоков создания теории объектных отношений в психоанализе, в докладе «К вопросу об анализе в раннем детстве», прочитанном в Берлинском психоаналитическом обществе в 1921 г., выдвинула проект по устройству детских садов, «во главе которых стояли бы воспитатели-психоаналитики». Российский педагог В. Шмидт (1889-1937) руководила детским домом-лабораторией при Государственном психоаналитическом институте, использовала психоаналитические идеи применительно к воспитанию детей дошкольного возраста, опубликовала работу «Психоаналитическое воспитание в Советской России» (1924).[ 10. С. 93] Профессор И. Д. Ермаков, руководитель детского дома-лаборатории, в своих рукописях писал, что при наблюдении за ребенком считалось важным воздерживаться от тенденциозных оценок его поведения и переживаний, так как отрицательное, неприличное для взрослого не есть таковое для ребенка. Для того чтобы ребенок мог свободно проявлять себя, должна быть создана атмосфера взаимного доверия и уважения. Путь социального развития представлялся И. Д. Ермакову в виде схемы: любовь к матери — любовь к воспитателю — любовь к другим. Используя терминологию Фрейда, он заметил, что «рост ребенка происходит путем ограничения для него «принципа удовольствия» перед «принципом реальности». Такое ограничение должно вестись самим ребенком (самостоятельность, свобода) и вести его не к чувству слабости, несостоятельности (основа невротического состояния), а к чувству овладения, сознательного достижения». [19. С. 9] Еще в 20-х гг. XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни. [20. С. 125] В своём историческом развитии психоанализ претерпевает изменения от вида психотерапевтической и клинической практики исследования и лечения неврозов, до философского учения о человеке, теории возникновения личности. Многие моменты учения Фрейда имеют автобиографические истоки. Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты в структурной теории личности. Личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие. Сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается защитными механизмами, образовавшимися в результате эволюции человека. Появление и широкое распространение психоанализа радикально изменило взгляд на мир. Психология в психоанализе обрела живого человека, глубину проникновения в сущность его души и поведения. Первоначально психоанализ развивался вне основного русла психологии, но затем многие идеи Фрейда прочно вошли в психологические теории. Фрейд стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. Его идеи использовали в воспитательной работе многие как зарубежные, так и русские педагоги. Практическая ценность применения психоанализа в педагогике обусловлена осознанием важности самопознания педагога и доверительного общения с ребенком. 1.Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу [Текст]/Лапланш Ж., Понталис Ж.П. — М.: Высшая школа, 1996. — 623 с. 2.Лейбин, В. М. Классический психоанализ: история, теория, практика [Текст]/ В. М. Лейбин. — М.: МОДЭК, 2001. -1056 с. 3.Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа [Текст] / Ч. Райкрофт. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — 288 с. 4.Лейбин, В. М. Психоанализ: учебное пособие [Текст]/ В.М. Лейбин.-СПб.: Питер, 2008. — 445 с. 5.Куттер, П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов [Текст]/ Петер Куттер. — СПб.: Б.С.К.,1997. — 356 с. 6.Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст]/ З. Фрейд. — М.: Просвещение, 1990.- 548 с. 7.Шульц, Д.П. С.Э. История современной психологии [Текст]/ Шульц Д.П., Шульц С.Э. / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Евразия, 2002.- 532с. 8.Фрейд, З. «Я и Оно» Хрестоматия по истории психологии [Текст]/Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. — М.: МГУ, 1980. — 364. 9.Немов, Р. С. Психология. Книга 1 [Текст]/ Р. С. Немов. — М.: Рус, 2006.-640 с. 10.Лейбин, В.М. Словарь-справочник по психоанализу [Текст]/ В.М. Лейбин. — М.: АСТ, 2010. — 145 с. 11. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика [Текст]/ Г. Фигдор . — М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. — 288 с. 12. Цизе, П. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие [Текс]/ П. Цизе.- М.: Менеджмент, 1998.- 800 с. 13.Шарп, Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель[Текс]/ Д. Шарп.- Спб, 1996.- 390 с. 14. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Текст]/ Адлер, А.- Киев,1997. -58 с. 15. Юнг, К. Психология бессознательного [Текст] / К. Юнг.-М.: Канон, 1994.-320 с. 16. Адлер, А. О нервическом характере [Текст] /А. Адлер.-Спб., 1997.-388 с 17. 3. Фрейд. Введение в психоанализ [Текст]/ M.: «Наука», 1989.- 580 с. 18. Фрейд, А. Детский психоанализ [Текст] / А. Фрейд.- СПб.: Питер, 2003.-477 с. 19. Белкин, А.И., Литвинов, А.В. К истории психоанализа в Советской России [Текст] Российский психоаналитический вестник. № 2, 1992, с. 9-33. 20. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]/ С. Ю. Головин.-М.: АСТ, Харвест, 1998.-580с. Размещено на Allbest.ru Подобные документыКраткие биографические сведения о Карле Юнге. Его основные заслуги и учения о личности в психологии. Аналитическая психология Юнга: основные концепции и принципы. Отличия аналитической психологии и психотерапии Юнга от фрейдовского психоанализа. контрольная работа [27,9 K], добавлен 10.08.2009 Понятие психологии как науки, место и роль в ней психоанализа, история его возникновения и развития. Становление и значение теории психоанализа З. Фрейда. Структура и элементы психики по Фрейду, их взаимосвязь. Изучение психоанализа Юнгом и Адлером. реферат [15,5 K], добавлен 08.04.2009 Жизнь и научная деятельность основоположника психоанализа З. Фрейда. Периоды формирования психоанализа. Идеи и техники психоанализа. Схема структуры личности. Основные характеристики «Оно». Признаки «Я», его функции и ответственность за принятие решений. презентация [2,2 M], добавлен 10.10.2013 Психоанализ как метод лечения. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Развитие и распространения теории и практики психоанализа. Классическая форма психоанализа З. Фрейда. История психоанализа в России, обзор судеб его сторонников. курсовая работа [107,5 K], добавлен 24.03.2011 Особенности психоаналитической концепции культуры венского психиатра З. Фрейда как основоположника психоанализа. Специфика аналитической концепции культуры К.Г. Юнга. Типичные образы, проходящие через всю историю мировой культуры, и слои бессознательного. реферат [22,4 K], добавлен 26.11.2013 Жизнеописание выдающегося мыслителя XX в. швейцарского психолога Карла Густава Юнга. Влияние на его творческую судьбу работ З. Фрейда. Психология — наука будущего. Классическая и Архетипальная школы как источник развития аналитической психологии. реферат [45,6 K], добавлен 23.02.2011 История возникновения психоанализа, его сущность и основные идеи. Экспериментальные разработки понятия бессознательного в работах Фрейда, Юнга и Лакана. Схема психосоциального развития личности. Психоаналитически ориентированные методы тестирования. курсовая работа [41,9 K], добавлен 05.10.2012 Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Социальный интерес как показатель психического здоровья. Эмпирическая валидность концепций Адлера. Возможности применения индивидуальной психологии Адлера в деятельности работника-психолога. контрольная работа [40,4 K], добавлен 27.12.2010 Сущность глубинной психологии как названия для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. Основные положения, содержание, история развития психоанализа, роль Фрейда в данном процессе. презентация [742,8 K], добавлен 23.10.2014 Общее понятие и задачи психоанализа. Спор великих теоретиков психологии – Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга, возникший на основе расхождений разных направлений в теории психоанализа, основы их теорий и влияние на последующее развитие науки. курсовая работа [23,1 K], добавлен 29.04.2009
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00821645_0.html автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11 |
Добавить комментарий