Новообразования юношеского возраста; Студопедия — к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

15.12.2019

Становление устойчивого самосознания связано с развитием социальной рефлексии – понимания другого человека путем размышления за него. Представление о том, что думают обо мне другие – важный момент социального познания: это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир – самый эффективный источник самопознания.

К психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование ранней юности. Однако в этом возрасте не завершается личностное развитие, процессы личностного и жизненного самоопределения осуществляются и в последующих возрастах, поэтому можно считать, что новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению.

Эта психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное человека место предполагает определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность непрерывного процесса роста его личности сейчас и в будущем (И.В. Дубровина).

В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению означает формирование у юноши, девушки таких психологических качеств, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Такое представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста близко представлению об идентичности – понятию, которое ввел в обиход Э. Эриксон. Он понимает идентичность как тождественность человека самому себе (неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личности во времени). По его мнению, идентичность – это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным «Я» независимо от изменения ситуации. Идентичность является условием психического здоровья: если она не сложится, человек не находит своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Важным психологическим новообразованием юношеского возраста является становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» – целостного представления о самом себе, эмоционального отношения к самому себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознания своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира;

2) появление осознания необратимости времени, понимания конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях;

3) формирование целостного представления о самом себе, отношения к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические;

4) осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальной чувственности.

Образ «Я» с возрастом заметно меняется:

— некоторые качества осознаются легче, чётче, иначе;

— меняется уровень и критерии самооценки;

— изменяется степень сложности представлений о себе;

— возрастают цельность личности, стабильность и ценность её, а также уровень самоуважения.

Становление устойчивого самосознания связано с развитием социальной рефлексии – понимания другого человека путем размышления за него. Представление о том, что думают обо мне другие – важный момент социального познания: это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем шире круг общения, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конечном счете, человек знает о себе и других. Включение партнера в свой внутренний мир – самый эффективный источник самопознания.

Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы становится теоретическое мышление – формирование абстрактного мышления за счёт того, что юноша усваивает понятия, совершенствует умение пользоваться ими, рассуждать логически. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?» Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна, они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Старшеклассник начинает интересоваться тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумы-вания.

В юношестве выражена тяга к обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, которые стоят за конкретными фактами. Однако широта интересов, как правило, сочетается в этом возрасте с разбросанностью, отсутствием системы знаний и навыков – интеллектуальным дилетантизмом. У юношей может наблюдаться склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности и силу своего интеллекта, уровень знаний.

Формирование мировоззренияцелостной системы взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему. Мировоззрение тесно связано с решением в юности проблемы смысла жизни, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

Источник: http://studopedia.ru/12_2917_novoobrazovaniya-yunosheskogo-vozrasta.html

К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят

к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

Вид работы: Контрольная
Формат работы: Word
Год сдачи: 2017г.
Работа сдавалась 1 раз
Предмет:
Педагогика
Оценка работы:

Вы можете быть полностью уверены в том, что работа «К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят» является уникальной, исключающей плагиат и дублирование, использование данной работы (Контрольная) не может вызвать проблем при последующей сдаче и защите.

к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

Содержание

22. К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят
а) наглядно-действенное мышление
б) выделение «Я», возникновение самосознания
в) возникновение способности к замещению и использованию знака
г) возникновение иерархии мотивов
д) возникновение произвольности
Правильный ответ: К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят: г) возникновение иерархии мотивов; д) возникновение произвольности

23. Ведущая деятельность младшего школьного возраста — это
а) предметно-орудийная деятельность
б) сюжетно-ролевая игра
в) учебная деятельность
г) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
д) интимно-личностное общение со сверстниками
Правильный ответ: Ведущая деятельность младшего школьного возраста — это в) учебная деятельность

24. К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят
а) рефлексию
б) преодоление эгоцентрической позиции
в) возникновение учебного мотива
г) овладение нравственными нормами
д) способность к планированию собственного поведения
Правильный ответ: К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят: а) рефлексию; в) возникновение учебного мотива; г) овладение нравственными нормами

25. Ведущая деятельность подросткового возраста — это
а) учебная деятельность
б) интимно-личностное общение со сверстниками
в) сюжетно-ролевая игра
г) предметно-орудийная деятельность
д) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
Правильный ответ: Ведущая деятельность подросткового возраста — это б) интимно-личностное общение со сверстниками

26. К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят
а) половую идентификацию
б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению
в) возникновение понятийных обобщений
г) чувство взрослости
д) формирование нравственного мировоззрения
Правильный ответ: К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят: б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению; г) чувство взрослости; д) формирование нравственного мировоззрения

27. Ведущая деятельность юношеского возраста — это
а) сюжетно-ролевая игра
б) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
в) психологически интимное общение
со значимым сверстником противоположного пола
г) учебно-профессиональная деятельность
д) предметно-орудийная деятельность
Правильный ответ: Ведущая деятельность юношеского возраста – это: в) психологически интимное общение со значимым сверстником противоположного пола; г) учебно-профессиональная деятельность

28. К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят
а) профессиональное самоопределение
б) формирование временной перспективы
в) личностное самоопределение
г) формирование собственных личностных интересов
д) овладение процессом образования понятий
Правильный ответ: К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят в) личностное самоопределение

29. Основными задачами ранней взрослости являются
а) приобретение автономии от родителей
б) усвоение новых знаний
в) построение идеальной модели семьи
г) сензитивность к социальным оценкам
д) формирование стабильной личностной структуры
в соответствии с принятой идеальной моделью будущего
Правильный ответ: Основными задачами ранней взрослости являются: а) приобретение автономии от родителей; в) построение идеальной модели семьи; д) формирование стабильной личностной структуры

30. Основными задачами зрелости являются
а) интимно-личностное общение
б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени
в) построение новой системы отношений с окружающими людьми
г) формирование самосознания
д) реализация поставленных жизненных целей
Правильный ответ: Основными задачами зрелости являются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей

31. Основными задачами старости являются
а) сохранение интегративной структуры личности
б) создание стабильной структуры жизненных отношений
в) реализация личностного самоопределения
г) пересмотр жизненного пути
д) подготовка к окончанию жизненного пути
Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути

к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

Цены на готовые работы 2017 года
Контрольная — 30 бел.руб.
Курсовая — 60 бел.руб.
Дипломная — 150 бел.руб.

План быстрого получения работы:
шаг 1. Нажать на кнопку «Заказать» и в открывшемся окне заполните ваши данные;
шаг 2. На ваш email адрес вы получите письмо с указанием методов оплаты;
шаг 3. После оплаты (в отделении банка, карточкой или электронным платежем) отпишитесь нам и через 2-4 часа получаете на ваш адрес оплаченную работу.

Наши контакты (Беларусь):
+(375)-29-290-0487 (MTS)
+(375)-25-788-2562 (Life)
время работы с 12.00ч. до 19.00ч.

к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

О самой работе

Данная работа К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят (Контрольная) по предмету (Педагогика), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа — К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят по предмету Педагогика отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.
Работа — К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят (Педагогика) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Педагогика рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

Вопросы по работе

Для получения работы или по возникшим вопросам относительно данной работы К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят нажмите по кнопке Заказать работу и заполните все поля формы. Большая просьба, аккуратно заполнять и указывать все данной (ВУЗ, страну, email и телефон), ваши пожелания и требования к работе. При написании данной работы (К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят) используется только свежая литература. Научный подход и профессионализм работников нашей компании позволяют провести качественное выполнение работы К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят, в результате чего полученные работы защищают на «отлично».
Если вас не устраивает само содержание или структура работы: К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят по предмету (Педагогика) обращайтесь, работа изменяется и оформляется под ВУЗ полностью бесплатно. Наши специалисты проконсультируют вас по любому вопросу, связанным с данной работой по телефону или e-mail.
Контрольная — К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру.

к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

Вопросы по оплате

Оплатить работу (Контрольная — К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят) можно через: почтовое отделение, банк или электронным платежом, для всех жителей Беларуси и России.
Работа высылается в среднем по истечении 2-4 часа после оплаты и получении от Вас e-mail с реквизитами оплаты.
Расценки соответственно: контрольная работа или тесты – 30 руб, курсовая работа – 60 руб., диплом – 150 руб. Все реквизиты будут указанны в ответном письме.
Консультирование и объяснения по выполненной дипломной или курсовой работе производится на бесплатной основе.
Все наши гарантии относительно работы К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят по предмету Педагогика (Контрольная) служат для одной цели — чтобы Вы были уверенны в том, что обратившись к нам в компанию получите желаемый результат и высокую оценку.

Источник: http://www.bysolo.by/work_as2165335.html

К психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

Источник: http://webkonspect.com/?id=7318&labelid=73910&room=profile

Психические новообразования 18-23-летних

Анализ взглядов различных психологов на юношеский возраст. Понятие новообразования, свойственного для данного периода. Изучение проблем смысла жизни и познания самого себя. Становление планов старшеклассника относительно профессиональной принадлежности.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления30.06.2013
Размер файла20,5 K

к психологическим оценкам новообразованиям юношеского возраста относят

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики, психологии и социальных технологий

Психические новообразования 18-23-летних

Гулина Лада Дмитриевна

Возраст 18-23 лет в психологии принято относить к юности. Однако, границы юношеского периода (старшего подросткового возраста) четко не определены. Имеется неоднозначность толкования как нижних, так и верхних пределов. Нередко период юности продлевается до 25 лет, что соответствует в периодизации взрослости переходному периоду от юности к ранней взрослости (20-25 лет). В зарубежной возрастной психологии нет разделения на подростковый возраст и юность. Тем не менее, каждый возрастной период имеет свои как физиологические, так и психические или психологические новообразования. Что собственно и является одним из основных критериев разделения жизни индивида на возрастные периоды.

В юношеском возрасте выделяют следующие новообразования, которые далее будут подробно рассмотрены:

1) Профессиональное самоопределение;

2) Построение жизненных планов;

3) Формирование личной идентичности;

4) Устойчивое самосознание;

5) Наличие дифференцированной самооценки;

6) Потребность в самовоспитании;

7) Формирование мировоззрения.

Целью данной работы будет рассмотрение взглядов различных психологов на юношеский возраст, а также те новообразования, которые характерны для данного периода.

Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является учебно-профессиональное самоопределение.

Это же и является ценностно-смысловой доминантой в данном возрасте. Кроме того, общение также играет важную роль, только оно становится более дифференцированным.

Потребность в общении возникает как со сверстниками (интимно-личностное общение), так и с более взрослыми: родителями, учителями. Стиль общения тоже претерпевает изменения.

Во-первых, усложняется специфика общения со взрослыми. Наблюдается: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей — поведенческой (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональной (потребность и право иметь собственные привязанности), моральной и ценностной автономии (потребность и право на собственные взгляды); решение проблемы авторитета родителей, взаимопонимания во взаимоотношениях с родителями; неравномерность общения, когда за стремительной интенсификацией общения наступает период спада интенсивности общения до накопления новых беспокоящих проблем. Содержанием общения являются проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.

Во-вторых, в этом возрасте происходит увеличение потребности в общении со сверстниками, увеличение времени на общение, расширение его круга (в школе, в семье, по соседству, в разных географических, социальных, виртуальных пространствах); углубление, индивидуализация общения, развитие способности к установлению более избирательных, тесных и глубоких дружеских отношений. В юношеской дружбе отчетливо проявляются коммуникативные особенности: так, потребность в интимной дружбе возникает у девочек на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков, при этом дружба девочек более эмоциональна.

Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью — друг впервые осознается как другой Я: один ищет в друге преимущественно подтверждение своего Я; другой сам идентифицируется с другом вплоть до потери собственной индивидуальности; третий ищет в друге дополнение, образец для подражания, психологическую защиту. От этих психологических потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений между ними.

При всём при этом именно в возрасте 18-23 лет появляется потребность в уединении, содержанием которой является общение с неким идеальным партнером, проигрывание ролей.

В целом, психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и поиск тесных эмоционально-личностных контактов.

Обобщая вышеназванное, можно сказать, что общение играет важную роль в формировании мировоззрения юношества, а также личностного самоопределения и самоидентификации.

Однако главным психическим новообразованием юношеского возраста всё же принято считать именно профессиональное самоопределение и построение жизненных планов на будущее.

Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью собственным внутренним миром, как систему приспособления к действительности. По словам Д.И. Фельдштейна, юношеский возраст — поворотный узловой рубеж социального движения «я и общество».

Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения.

По данным И.В. Дубровиной, у старшеклассников жизненные планы весьма расплывчаты и не выделяются из мечты: старшеклассник воображает себя в разных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается что-то окончательно выбрать для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. О жизненных планах можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, стремление оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Жизненный план — это план деятельности. И именно юношеский возраст готов осуществить эту деятельность.

Э. Эриксон рассматривал поиск личной идентичности как центральную задачу этого периода. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе требует ответить на вопросы: «Каков Я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?». В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями в непротиворечивую целостность, противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими.

Изменения, связанные и идентичностью Э. Эриксон назвал кризисом идентичности. И он включает в себя ряд противостояний: временная перспектива или расплывчатое чувство времени, уверенность в себе или застенчивость, экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли, ученичество или «паралич» трудовой деятельности, отношения лидер или неопределенность авторитета, идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

В случае негативного разрешения кризиса идентичности возникает диффузия идентичности (ролевое смешение): молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:

— застой в работе, учёбе,

— отрицательная идентичность (отрицание всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» — опасный, нежелательный образец).

Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я. Позитивная Я — концепция, чувство самоуважения (как важный компонент самосознания, обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности), чувство самостоятельной ценности, — благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я — концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, — воздействуют более негативно.

Л.С. Выготский отводил центральную роль в юности развитию самосознания. Это возраст открытия собственного Я, собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. «Открытие своего внутреннего мира — главное психологическое приобретение ранней юности» (цит. по И.С. Кону «Психология ранней юности»). Несмотря на то, что тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, реальная опасность ухода в себя существует только у невротических личностей.

Самосознание в ранней юности приобретает целостность. Это очень важная психологическая характеристика. По мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей, однако их мнение имеет ещё довольно большую значимость. Но, в отличие от подросткового возраста, в юности авторитетность осмыслена и осознана. Интегративная часть самосознания — самооценка также претерпевает ряд изменений. Особенность самооценки — ее дифференцированный характер, четкое выделение области достижения результатов. Самооценка проверяется, в одних случаях, путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности, в других случаях — сравнивается с оценкой окружающих людей, выступающих в качестве экспертов. Однако, довольно часто имеет место и «юношеская самоуверенность» — переоценка своих возможностей и способностей.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. В юношестве самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны: реальное «Я», идеальное «Я», фантастическое «Я» и целый ряд других представляемых «Я». «Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я», с другой — осознание своего положения в мире» (цит. по И.С. Кону «Психология ранней юности»).

Познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования, к появлению стремления к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой. Это уже не пустая критика себя, как у подростка, а целенаправленное изменение неугодных личности качеств.

Юность — решающий этап становления мировоззрения — системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, о других людях, о самом себе и формирования готовности руководствоваться ими в деятельности. В содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношения к миру.

С.Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что личностью является человек, у которого есть собственные позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы.

Первый показатель становления мировоззрения — рост познавательного интереса к наиболее общим принципам мироздания. Но наиболее ярким показателем является поиск смысла жизни, который становится насущным вопросом благодаря будущей профессиональной ориентации.

И.С. Кон считает, что вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности: рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. Именно поэтому удовлетворительный ответ на этот вопрос может дать только деятельность. Схожую позицию занимает австрийский психолог В. Франкл, основатель лого- терапии — учения о смысле. Он пишет в своих трудах об «экзистенциальном вакууме», в котором находится человек, потерявший или не нашедший смысла жизни.

Активно развивается в юности эмоциональная сфера. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей создают оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общий эмоциональный фон становится более ровным, резкие аффективные вспышки прекращаются, но в некоторых ситуациях, когда, например, взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и реакции.

Наряду с повышением уровня эмоциональной избирательности в юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции, повышается самоконтроль. По данным исследования Е.А. Силиной, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, большую эмоциональную устойчивость.

Эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

Однако эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса, — все это отражение собственного морального поиска, стремления критически переосмыслить «азбучные истины».

Юность является периодом формирования первичной социализации личности. В юности расширяются временные представления, включая будущее, личные и социальные перспективы. Мировоззренческий поиск в юношеском возрасте обусловливает социальную ориентацию личности, способствует осознанию себя частицей, элементом социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения. Становление социальной зрелости предполагает формирование поло-ролевых отношений, как основы взаимодействия между мужчиной и женщиной в общественных и семейных отношениях. Самосознание становится цельным. Эмоциональная сфера усложняется, но становится более устойчивой, по сравнению с подростковым возрастом. Окончание юношеского возраста в психологическом плане знаменуется формированием личности, готовой вступить во взрослую социальную жизнь.

1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. — М., 1979.

2. Кон, И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.

3. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия. — М., 1985.

4. Мир детства: Юность / под ред. А.Г. Хрипковой. — М., 1991.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997.

6. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997. психолог познание старшеклассник

7. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.

8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М., 2005.

9. Эриксон, Э. Детство и общество. — СПб., 2000.

10. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотиваций. — М., Воронеж, 1998.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности Я-концепции в юношеском возрасте. Юношеский возраст (границы). Задачи юношеского возраста. Понятие смысла жизни. «Онтогенез» поиска смысла жизни. Исследование различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

курсовая работа [75,5 K], добавлен 03.04.2008

Оценка старшего школьного возраста с точек зрения различных теорий. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в юношеском возрасте, центральные психологические новообразования, формирование личной идентичности. Отношения со взрослыми, кризисы.

реферат [17,1 K], добавлен 12.12.2010

Психические новообразования и ведущий вид деятельности данного возраста, кризисы периода. Диагностика отношения учащихся к учебной деятельности, преподавателям, их адаптированность, мотивацию к обучению, самооценку. Методы коррекционной работы.

методичка [13,3 K], добавлен 16.05.2012

Психологический анализ как способ познания психики человека. Определение сознательного и бессознательного в предпосылке психоанализа. Сущность психоаналитической концепции познания. Возрастные кризисы и психические новообразования развития человека.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 09.12.2008

Психологические новообразования подросткового возраста как периода перехода от детства к взрослости. Кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости, как главная проблема возрастного периода. Роль общения и межличностных отношений.

презентация [2,7 M], добавлен 22.03.2017

Характеристика учебной деятельности-ведущая в младшем школьном возрасте, содержание, структура. Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника. Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте.

реферат [21,1 K], добавлен 24.09.2008

Периодизация и новообразования младенческого возраста, его характеристика в разных психологических школах. Особенности социализации ребёнка. Подходы к изучению взаимодействия ребёнка и взрослого на ранних этапах развития в зарубежной психологии.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 30.07.2012

Анализ взглядов психологов относительно феномена смерти. Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти. Выявление тревожного, угнетенного настроения и присутствия страха при мысли о смерти в более поздние десятилетия жизни человека.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 14.02.2013

Изучение всех «за» и «против» самоанализа как методики изучения самого себя. Физический, душевный и духовный уровни самоанализа. Важные факторы, влияющие на успех данного мероприятия. Основные положительные эффекты, изучения своего внутреннего мира.

реферат [14,9 K], добавлен 03.01.2014

Характеристика учебно-профессиональных установок учащихся старших классов. Исследование основных особенностей юношеского возраста и его центрального новообразования. Анализ психологической диагностики в школьной профориентации, методики для профотбора.

курсовая работа [60,7 K], добавлен 23.02.2012

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00272480_0.html

Тема 11. Психологические особенности юношеского возраста

Дата08.06.2016
Размер19,75 Kb.
Тема 11. Психологические особенности юношеского возраста

Социальное самоопределение, выбор жизненного пути и профориентация в юношеском возрасте. Формирование и развитие морали, становление мировоззрения и нравственных норм поведения в ранней юности. Проблемы становления личности. Кризис ранней юности. Психические новообразования юношеского возраста по периодизации Д. Б. Эльконина.
(18-23 года) Ведущая деятельность юноши – социальное самоопределение, выбор жизненного пути и профориентация.

Наличие 2 психологических кризисов:

в 18 лет, связанный с новой социальной ролью – студента, выбор образовательного учреждения и направления подготовки к профессиональной деятельности.

В 22-23 года – кризис социального самоопределения и формирования моральных качеств: профессионально самосовершенствоваться или «связать» по рукам и ногам семьей и детьми (кризис как для юношей, так и для девушек)

У юношей добавляется кризис становления мировоззрения и нравственных норм поведения, связанный с необходимостью служить в армии.

К личностным особенностям данного возраста ученые относят юношеский максимализм

выраженная особенность психики старшего подросткового и юношеского возраста в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах, полярности в суждениях и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении. В этом возрасте многие события могут оцениваться как безусловно положительные или безусловно отрицательные, так же оцениваются и окружающие люди.
Выстраивание личностных и профессиональных планов достигает эпогея, наблюдается решительность, целеустремленность, рефлексия. Самооценка становится более реалистичной.

«Я-Концепция» в юношеском возрасте различается по половому признаку: у девушек стремительно сужается круг общения, хочется быть с любимым человеком, а не с подругами, строит планы на семейную жизнь, раскрывается внутренний мир девушки.

«Я- Концепция» юноши социализирована, он намерен ухаживать за девушкой, но терять свой круг общения не хочет, поэтому не торопиться связывать себя семейными узами, предпочитает общество друзей, внимание может быть обращено в целом на социум – вступает в общественные и политические движения, участвует в акциях и флеш-мобах, занимается геополитическими проблемами и т.д.
Психические новообразования по периодизации Эльконина.

1. Стабилизируется самооценка до реалистичной

2.Формирование чувства «взрослого» человека

3.Принятие норм, морали и правил, установленных в обществе.

Источник: http://psihdocs.ru/tema-11-psihologicheskie-osobennosti-yunosheskogo-vozrasta.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты