Основные формы проявления психики — психика у человека проявляется в следующих видах

01.12.2018

Основные качества внимания: концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.

Основные формы проявления психики

Психика включает в себя следующие субъективные формы проявления: психические процессы, психические состояния, психические свойства. В целом мир психических явлений человека можно схематично представить следующим образом [10, с.12].

В процессе человеческой жизни и деятельности происходит постоянное познание окружающего мира, то есть его отражение. О богатстве окружающего мира мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Схема 1. Мир психических явлений человека

психика у человека проявляется в следующих видах

В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения (прикосновения и давления) и осязание; температурные и болевые; вкусовые и обонятельные ощущения; зрительные и слуховые; ощущения положения и движения (статистические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, боль).

Осязание — отличается от кожных ощущений особенно активным характером. Познание окружающего мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета. Обычно осязание у человека функционирует в связи со зрением и под его контролем.

Кинестетические ощущения — ощущения движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков.

Органические ощущения связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов (голод, жажда, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела). Это смутные, плохо дифференцированные ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого самочувствия.

Все ощущения можно классифицировать в соответ­ствии со спецификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном. Все рецепторы он разделил на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы,располагающиеся на по­верхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы,реагирующие на изменения во внутренних органах, и проприорецепторы,заложенные в мышцах и связках [25].

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — слуховые ощущения отличаются по высоте, темпу, громкости; зрительные — по насыщенности, цветовому тону и т.п. качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает, для болевых 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезаем одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействуют раздражитель.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы.

В отличие от ощущений, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие – это не сумма отдельных ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания.

Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то есть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Мы обычно определяем предметы не по виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практики или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, то есть воспринимает её структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основной для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразным взаимосвязями входящих в нее элементов.

Благодаря свойству константности — мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по цвету, форме, величине.

В любой момент времени на человека воздействует огромное число раздражителей. Однако до сознания человека доходят лишь те, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Функции внимания: 1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2) функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, 4) функция регуляции и контроля деятельности.

Основные качества внимания: концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой; распределение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности; устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.

Закономерность циркуляции внимания — через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже повышают концентрацию внимания. Однако и дефицит раздражителей, информации — фактор не благоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма, то нормальный физически здоровый человек довольно быстро теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным), произвольным (преднамеренным) и послепроизвольным. Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражителей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителей относятся следующие:

Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание.

Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т.д.

Подвижность объекта, а также начало или, наоборот, прекращение действие раздражителя. Поэтому, например, маяки делают мерцающими, рекламу “прыгающей”.

Произвольное внимание — сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.

Послепроизвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Информация, поступающая к нам из внешнего мира, вызывающая ощущения и приводящая к возникновению образов восприятия, не исчезает бесследно. Любое событие оставляет некоторый след, который может сохраняться в течение длительного времени.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.

Запоминание — психическая деятельности, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.

Сохранение — это удерживание заученного в памяти, то есть сохранение следов и связей в мозгу. Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.

Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, то есть процесс угасания, ликвидации, “стирания” следов, затормаживания связей. Г. Эббингауз (1885) показал, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала, от осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.

Узнавание — появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).

Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения.

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.

Реминисценция — как бы непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

Кратковременная память — запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия.

Долговременная память — длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения.

Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе получения результата удерживать в памяти действия необходимо до промежуточной операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно — использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально — ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.

Мышление психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Выделяют основные виды мышления:

наглядно-действенное — вид мышления, используемый непосредственно в практической деятельности, т.е. «вплетенное» в деятельность.

наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Например: закройщик при раскрое одежды оперирует образами (лекалами) «частями» будущей одежды.

словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Например: математик при доказательстве теоремы оперирует суждениями, которые базируются на определенных законах логики.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракцияиобобщение.

Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие; его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

С. Л. Рубинштейн: «Анализ и синтез общие знаменатели всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения».

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Воспринимаемые человеком события, предметы, явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации, это процесс активный, творческий. Человек отличается от животного кроме всего прочего еще и тем, что он способен действовать соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от воспринимаемой ситуации, человек, в противоположность животному, может сознательно преодолеть “ситуационную ограниченность”, “скованность данной ситуацией”, преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь “здесь” и “сейчас” данной ситуации.

Воображение психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в прежнем опыте. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс творчества.

Эрих Фромм: «Творчество — это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта»

Тема 1: Методы психолого-педагогических исследований

Задание: заполнить таблицу по описанию методов психолого-педагогических исследований из предложенной классификации

Учебные цели:

— понимание сущности методов исследования;

— формирование личностного отношения к изучаемому материалу.

Форма контроля: заполненная таблица.

Источник: http://mylektsii.ru/3-95467.html

Психика человека

Вопрос о человеческой психике является ключевым в психологии. Психика человека есть человеческое сознание. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.

У животных психика формируется и развивается в процессе их приспособительной деятельности к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования. природы. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: человек не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.

Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Обязательным условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Как известно, язык — это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт, или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Концептуальный анализ современного научного понимания проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З.Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имея в основе идею целостной психики, опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

Современные представления о феноменологии бессознательного позволяют раскрыть следующие положения.

В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внутренней и внешней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зоны ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений. Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движения, ставшие автоматизированными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно связано с ним.

Чтобы лучше понять законы функционирования психической деятельности человека, особенности ее протекания и строения, следует ознакомиться с тем, как устроен основной орган его психической деятельности — мозг — и как соотносятся с ним различные проявления психической жизни человека.

На протяжении длительной эволюции органического мира — от простейших одноклеточных животных до человека — физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись. Так, у одноклеточного организма единственная клетка выполняет все функции жизнедеятельности. Это орган ощущающий, двигательный, пищеварительный. Естественно, что его возможности очень ограничены. У более высокоорганизованных животных происходит специализация органов, выраженная в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигналов (это рецепторы). Другие клетки берут на себя осуществление мышечной работы или секреции различных желез (это эффекторы). Но специализация разделяет органы’ и функции, а целостная жизнедеятельность организма требует непрерывной связи между ними, что достигается благодаря центральной нервной системе, работающей как единое целое.

У всех позвоночных общий план строения нервной системы одинаков. Основной элемент нервной системы — нервные клетки, или нейроны. Нейрон состоит из тела клетки и отростков — дендритов (воспринимающих возбуждение) и аксонов (передающих возбуждение). Контакт аксона с дендритом или телом другой нервной клетки называется синапсом. Синапсу придается решающее значение при объяснении механизма установления новых связей в нервной системе.

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Различные ее части выполняют разные виды сложной нервной деятельности. Чем выше расположена та ли иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Например, спинной мозг регулирует работу отдельных мышечных групп и внутренних органов. Однако, когда речь идет о сложных психических процессах, функция мозга представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов.

Для того чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов, необходимо иметь представление о функциональной организации человеческого мозга. Принципы такой организации были разработаны видным отечественным психологом А.Р. Лурия.

Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. Наиболее развитая часть головного мозга — его большие полушария (правое и левое). Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем серого вещества — корой, непосредственной материальной основой мышления. В процессе эволюционного развития роль больших полушарий в организации жизни и поведения животных возрастает. Это видно по тем последствиям, которые влечет за собой оперативное (в научных целях) удаление больших полушарий у животных, стоящих на разных ступенях биологической эволюции. На поведение лягушки удаление больших полушарий почти никак не сказывается. У собаки сохраняется способность передвигаться, но теряются все навыки. Обезьяна находится в оцепенении, вяло реагирует на сильные раздражителя, у нее полностью исчезает условнорефлекторная деятельность. Что касается человека, то дети, рожденные без больших полушарий, погибают вскоре после рождения.

Правое и левое полушария не являются симметричными в осуществлении своих функций.

Левое полушарие классифицирует события, хронологическую последовательность. Правое — восприятие “сейчас”, идет метка происходящего события, чтобы его можно было отнести к конкретному времени. И если правое полушарие выключить, то затрудняется правильное восприятие текущего времени, невозможно определить время суток или года. Человек может описать снег за окном, но не сможет сказать зима это или лето. При поражении левого полушария нарушается способность определения первичности событий.

По-разному участвуют полушария и в восприятии пространства. Правое отвечает за ориентацию в пространстве чувственном, реальном, определяет отношения типа “близко-далеко”, “выше-ниже”. Левое — это знаковое.

Кроме того, в головном мозге выделяют три блока. Первый энергетический блок мозга. Для нормального осуществления жизнедеятельности и саморегуляции поведения необходимо постоянное поддержание оптимального тонуса коры. Только такой тонус может обеспечить успешный выбор существенных сигналов, сохранение их следов, выработку нужных программ поведения и контроль за их выполнением. Постоянный тонус коры поддерживается в основном благодаря двум источникам. С одной стороны, для сохранения бодрствующего состояния коры нужен приток информации из внешнего мира: животное, лишенное такого притока внешних раздражителей, засыпает; известно также, какой эффект вызывает «информационный голод» после длительного пребывания человека в темной и звуконепроницаемой камере (в этих случаях у человека начинают возникать галлюцинации, которые частично компенсируют недостаток в притоке внешних раздражений). Таким образом, первым источником для бодрствующего состояния коры является постоянный приток раздражении с периферии. Вторым, не менее важным источником поддержания тонуса коры являются импульсы, доходящие до нее от внутренних обменных процессов организма, составляющих основу для биологических влечений.

Второй блок непосредственно связан с анализом и синтезом сигналов, приносимых органами чувств из внешнего мира, иначе говоря, с приемом, переработкой и хранением получаемой человеком информации. Он состоит из аппаратов, расположенных в задних отделах коры головного мозга (теменной, височной и затылочной областях). Образно говоря, этот блок является системой центральных приборов, которые воспринимают зрительную, слуховую и тактильную информацию, перерабатывают или «кодируют» ее и сохраняют в памяти следы полученного опыта. Аппараты этого блока могут рассматриваться как центральные (корковые) отделы воспринимающих систем (анализаторов). При этом корковые отделы зрительного анализатора расположены в затылочной, слуховые — в височной, тактильные — в теменной области.

Третий блок головного мозга осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. В него входят аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место занимают лобные отделы головного мозга.

Сознательная деятельность человека начинается с получения и переработки информации, а заканчивается формированием намерений, выработкой соответствующей программы действий и выполнением этих программ во внешних (двигательных) и внутренних (умственных) актах.

Физиологические механизмы функционирования мозга. Работа мозга построена по типу рефлекса. Все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные. Безусловные рефлексы — это врожденные и более или менее неизменные рефлексы, возникают они в ответ на немногие раздражители и носят стандартный характер.

Поэтому с помощью безусловных рефлексов осуществляется лишь сравнительно несовершенное приспособление организма к окружающей среде. Но условия среды меняются очень быстро, и требуются другие формы ответов.

Новыми изменчивыми формами реагирования являются условные рефлексы. При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение. Образование условных рефлексов представляет собой формирование в мозгу новых временных связей, не имеющихся ранее. Эта связь у животных и у человека формируется в коре больших полушарий, которая является главным субстратом психики. Стоит у собаки удалить кору, как она может передвигаться, глотать пищу, но не узнавать хозяина, не различать окружающих предметов.

Образование условных рефлексов — замыкание временных связей, — является основной работой коры больших полушарий. Поэтому деятельность коры головного мозга называют замыкательной деятельностью. Известно, что раздражитель, действующий на органы чувств, вызывает возбуждение определенного участка коры головного мозга. Возбуждение не остается на месте, а распространяется по коре головного мозга. Место наибольшего возбуждения в коре головного мозга называется доминантой. Очень существенным для образования условных рефлексов является деятельное состояние коры головного мозга (общий фон бодрствования организма).

Также важным условие образования условных рефлексов является отсутствие каких-либо сильных посторонних раздражителей. Замыкание временных связей (или образование условных рефлексов) является основной синтезирующей деятельностью коры мозга. Одновременно с синтезом кора осуществляет и анализаторную деятельность. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность. Кора головного мозга дает возможность достичь необходимого приспособления организма к условиям жизни.

Контрольные вопросы:

1.В чем сущность учения И.П.Павлова об условных рефлексах?

2.В чем совпадают и чем различаются психика и сознание человека?

3.В чем заключается рефлекторный характер психики?

4.Будет ли человек жить, если нормально функционирует только первый блок головного мозга?

1.3. Познавательная сфера личности

1.3.1. Ощущение и восприятие

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Они являются чувственным отображением объективной реальности. Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств в целом. Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле.

Итак, ощущения — начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств — раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Издавна принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений является правильной, хотя и неисчерпывающей. Современная наука придерживается следующей классификации — по характеру и месту рецепторов: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. Интероцептивные ощущения,сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Всю группу экстерорецептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.

Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Закономерности ощущений. Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы. Например, в чай положили сахар, пробуете, мало, кладете еще и ощущаете сладость. Простые подсчеты показывают, сколько надо сахара для возникновения ощущения Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители, которые не достигают такой величины, лежат ниже порога ощущения, не осознаются человеком.

Существует и верхний порог чувствительности: это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение.

Минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений, и есть дифференциальный порог чувствительности (порог различия).

Для каждого вида ощущений данная величина более или менее постоянна. Например, чтобы заметить разницу в весе, надо к первоначальной величине прибавить 1/30 персональной, для слуховой — 1/10, а для зрительной — 1/100 первоначальной величины.

Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: интересов, мотивов деятельности человека и от тренированности.

В рамках этой закономерности есть такое явление как адаптация (от лат.слова “адаптаре” — прилаживать, привыкать) — изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Общая закономерность здесь такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным — снижается. Биологическая целесообразность этого изменения очевидна: когда раздражители сильные, тонкая чувствительность не нужна; когда они слабые то важна способность улавливать слабые раздражители.

Сильная адаптация наблюдатся в тактильных, температурных, обонятельных и зрительных ощущениях, слабая — в слуховых и болевых ощущениях.

Взаимодействие ощущений.Ощущения как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора — усиливать или, наоборот, ослаблять ее.

Взаимодействие ощущений характеризуется такими явлениями, как сенсибилизация повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (например, если человек есть кислое яблоко, возрастает острота зрения); синестезия — это частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении чувствительности, а в смешении действий одной анализаторной системы с другой (голос может иметь вкус пригоревшего хлеба, мелодия — пурпурный цвет).

Синестезия — продукт мозговой активности. Когда проявляется синестетическиий синдром, регистрируется уменьшение притока крови к мозговой коре, где располагаются центры абстрактного мышления.

Одним из наиболее ярких проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений. После сладкого пирожного яблоко кажется кислым, а если его съесть до пирожного, оно показалось бы сладким. Вследствие контраста ощущение изменяется в сторону, противоположную соседним или предшествующим ощущениям. На темном фоне цвета светлеют, на светлом фоне — темнеют. Благодаря контрасту усиливается различие между соседними или следующими друг за другом ощущениями. Это имеет большое значение в процессе восприятия, так как ощущения более резко отделяются друг от друга.

Данные закономерности раскрывают сущность, своеобразие ощущений, их работу.

Все это выражено и в свойствах ощущений.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора.

Длительность ощущения — его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но, главным образом, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия, вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Когда мы говорили об ощущениях, то видели, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных звуковых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек ни воспринимал, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений, в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций.

Восприятие — это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Восприятие обладает несколькими определенными свойствами: предметностью, целостностью, константностью, осмысленностью и апперцепцией.

Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности.

Другая особенность восприятия — целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-либо мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать в его уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константностью восприятия называется относительное постоянство предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство образа относительно изменчивых условий. Без константности восприятия человек бы не смог ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. И.П.Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. По сравнению с ощущениями восприятие является более высокой формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие.

В основе классификации восприятий так же, как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия. Обычно восприятие является результатом воздействия ряда анализаторов.

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается различие между такими явлениями, как синестезия и сенсибилизация?

2.Почему человек впадает в сонное состояние, если он почти полностью лишен возможности ощущать окружающий мир?

3.По какой причине восприятие человека нельзя рассматривать как зеркальную копию того, что существует вне нас?

1.3.2. Внимание и память

Дата публикования: 2014-10-25 ; Прочитано: 1193 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .

Источник: http://studopedia.org/1-53112.html

Основные функции психики человека и формы ее проявления

Таким образом, психика возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции психика развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, например, обезьянам. Необходимо отметить, что психика человека стоит на более высоком уровне развития, чем психика животных. При этом психика является формой активного отображения субъектом объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Рис. 7. Схема возникновения психического отражения

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, то есть психическое отражение − это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика − это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика − это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Хотя головной мозг − это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.

Характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов. То есть психика− это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека − человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика выполняет ряд различных функций (рис.8).

Рис. 8. Основные функции психики человека (по Б.Ф. Ломову)

1. Когнитивная (познавательная) функция. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различи условиях. В-третьих, психическое отражение − это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

2.Регуляторная функция.Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой − регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывая способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

3. Коммуникативная функция. Психика обеспечивает процесс обмена информацией человека с окружающим миром с помощью сигналов и знаковых систем (речи). При помощи коммуникации человек способен объединять усилия с себе подобными и направлять их на достижение какой-либо цели. Необходимость в организации совместной деятельности явилась одной из предпосылок появления сознания и подтолкнула первобытного человека к изобретению речевой коммуникации. В процессе общения человек проявляет свои отношения к объектам окружающего мира и к другим людям, в процессе общения устанавливаются взаимоотношения между людьми.

Совокупность изучаемых психологией явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, представляет собой мир психических явлений. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства (рис. 9).

Психические процессы.Психические процессы − динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс − это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Рис. 9. Формы проявления психики человека

Все психические процессы подразделяются на познавательные − к ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление и воображение, эмоциональные −эмоции и чувства, регуляторные − внимание и воля.

Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В.П. Зинченко определяет внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие поставленных задач. Часто в классификациях психических явлений внимание условно относят к познавательным процессам, так как само внимание никакой информации не несет, но «обслуживает» все познавательные процессы и делает их эффективными. Внимание также может быть связано с волевыми процессами (произвольное внимание), а может, и не связано с ними (непроизвольное внимание). Поэтому отнесение внимания к какой-то категории психических явлений составляет определенную трудность.

Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать психологическую категорию, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействия на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Или другими словами это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом − трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Психические свойства являются высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Источник: http://lektsia.com/9x5a79.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Основные формы проявления психики

Психика включает в себя следующие субъективные формы проявления: психические процессы, психические состояния, психические свойства. В целом мир психических явлений человека можно схематично представить следующим образом [10, с.12].

В процессе человеческой жизни и деятельности происходит постоянное познание окружающего мира, то есть его отражение. О богатстве окружающего мира мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителœей на соответствующие рецепторы.

Схема 1. Мир психических явлений человека

психика у человека проявляется в следующих видах

В качестве базовых видов ощущений различают кожные ощущения (прикосновения и давления) и осязание; температурные и болевые; вкусовые и обонятельные ощущения; зрительные и слуховые; ощущения положения и движения (статистические и кинœестетические) и органические ощущения (голод, жажда, боль).

Осязание — отличается от кожных ощущений особенно активным характером. Познание окружающего мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целœенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета. Обычно осязание у человека функционирует в связи со зрением и под его контролем.

Кинœестетические ощущения — ощущения движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Кинœестетические ощущения всœегда в той или иной мере принимают участие в выработке навыков.

Органические ощущения связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов (голод, жажда, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела). Это смутные, плохо дифференцированные ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого самочувствия.

Все ощущения можно классифицировать в соответ­ствии со спецификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном. Все рецепторы он разделил на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на по­верхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах, и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках [25].

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — слуховые ощущения отличаются по высоте, темпу, громкости; зрительные — по насыщенности, цветовому тону и т.п. качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникает не сразу, а спустя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, к примеру, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд. Вкусовое же чувство возникает, для болевых 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому, как чувство не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезаем одновременно с прекращением последнего. Эта инœерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействуют раздражитель.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителœей на рецепторы.

В отличие от ощущений, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие — ϶ᴛᴏ не сумма отдельных ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания.

Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то есть в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Мы обычно определяем предметы не по виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практики или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Другая особенность восприятия — его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета͵ воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, данный целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета͵ получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени.

В случае если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, то есть воспринимает её структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основной для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразным взаимосвязями входящих в нее элементов.

Благодаря свойству константности — мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по цвету, форме, величинœе.

В любой момент времени на человека воздействует огромное число раздражителœей. При этом до сознания человека доходят лишь те, которые являются наиболее значимыми. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека составляет сущность внимания.

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определœенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Функции внимания: 1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2) функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, 4) функция регуляции и контроля деятельности.

Основные качества внимания: концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте; объем — количество объектов, которые бывают охвачены вниманием одновременно; переключение — намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой; распределœение — возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности; устойчивость — продолжительность сосредоточения внимания на объекте.

Закономерность циркуляции внимания — через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже повышают концентрацию внимания. При этом и дефицит раздражителœей, информации — фактор не благоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителœей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма, то нормальный физически здоровый человек довольно быстро теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным), произвольным (преднамеренным) и послепроизвольным. Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Непроизвольное внимание возникает, во-первых, вследствие внешних причин — особенностей действующих на нас раздражителœей и, во-вторых, вследствие внутренних побуждений, направленности личности. К особенностям действующих на человека раздражителœей относятся следующие:

Сила и неожиданность раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света͵ резкий запах всœегда привлекут внимание.

Новизна, необычность, контрастность раздражителя. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т.д.

Подвижность объекта͵ а также начало или, наоборот, прекращение действие раздражителя. По этой причине, к примеру, маяки делают мерцающими, рекламу “прыгающей”.

Произвольное внимание — сознательное сосредоточение на определœенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.

Послепроизвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целœенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Информация, поступающая к нам из внешнего мира, вызывающая ощущения и приводящая к возникновению образов восприятия, не исчезает бесследно. Любое событие оставляет некоторый след, который может сохраняться в течение длительного времени.

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. При выделœении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.

Запоминание — психическая деятельности, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.

Сохранение — это удерживание заученного в памяти, то есть сохранение следов и связей в мозгу. Различают активное и пассивное сохранение. В первом случае удерживаемый материал подвергается внутренним преобразованиям, от простого циклического повторения до включения в системы новых семантических связей, резко увеличивающего вероятность его последующего воспроизведения, во втором случае подобных активных преобразований обнаружить не удается.

Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, то есть процесс угасания, ликвидации, “стирания” следов, затормаживания связей. Г. Эббингауз (1885) показал, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит: от объема запоминаемого материала, от осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.

Узнавание — появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).

Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения.

Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определённых волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти.

Реминисценция — как бы непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, продолжительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

Кратковременная память — запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия.

Долговременная память — длительное сохранение материала, чаще всœего после многократного повторения.

Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, крайне важное для выполнения операции, отдельного акта деятельности. К примеру, в процессе получения результата удерживать в памяти действия крайне важно до промежуточной операции, которые в дальнейшем бывают забыты. Последнее обстоятельство очень важно — использованную информацию, утратившую свою значение, помнить нерационально — ведь операционная память должна быть заполнена новой информацией, крайне важной для текущей деятельности.

Мышление психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Выделяют основные виды мышления:

наглядно-действенное — вид мышления, используемый непосредственно в практической деятельности, ᴛ.ᴇ. «вплетенное» в деятельность.

наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. К примеру: закройщик при раскрое одежды оперирует образами (лекалами) «частями» будущей одежды.

словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. К примеру: математик при доказательстве теоремы оперирует суждениями, которые базируются на определœенных законах логики.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определœенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракцияиобобщение.

Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета͵ мысленное или практическое, на составляющие; его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно реализуются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

С. Л. Рубинштейн: «Анализ и синтез общие знаменатели всœего познавательного процесса. Οʜᴎ относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всœего анализа, синтеза и обобщения».

Абстракция — это выделœение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всœех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Обобщение выступает как соединœение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, к примеру, в том, что из общего определœения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определœенному классу.

Воспринимаемые человеком события, предметы, явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в новые комбинации, это процесс активный, творческий. Человек отличается от животного кроме всœего прочего еще и тем, что он способен действовать соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от воспринимаемой ситуации, человек, в противоположность животному, может сознательно преодолеть “ситуационную ограниченность”, “скованность данной ситуацией”, преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь “здесь” и “сейчас” данной ситуации.

Воображение психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в прежнем опыте. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всœегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. В случае если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. В случае если, кроме того, воображение нацелœено на будущее, его именуют мечтой. Воображение может быть четырех базовых видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она всœе же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всœего связан процесс творчества.

Эрих Фромм: «Творчество — это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацелœенность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Тема № 3. Личность
Основные вопросы темы: 3.1. Основные термины (человек, индивид, личность, индивидуальность) 3.2. Психологические свойства личности 3.3. Факторы развития личности
психика у человека проявляется в следующих видахЗадачи изучения темы: ü выявить специфические особенности понятий «индивид», «личность», «»человек», «индивидуальность»; ü определить то, без чего личность не существует; ü узнать об базовых подходах к развитию личности и выделить ведущие факторы нашего развития.

Читайте также

Психика включает в себя следующие субъективные формы проявления: психические процессы, психические состояния, психические свойства. В целом мир психических явлений человека можно схематично представить следующим образом [10, с.12]. В процессе человеческой жизни и. [читать подробенее]

Психика включает в себя следующие субъективные формы проявления: психические процессы, психические состояния, психические свойства. В целом мир психических явлений человека можно схематично представить следующим образом [10, с.12]. В процессе человеческой жизни и. [читать подробенее]

В любой науке четко определен круг явлений и фактов, с которыми она имеет дело, можно привести следующую классификацию: а) традиционно под психическими явлениями понимают факты внутреннего субъективного опыта человека – мысли, желания, ощущения. Их главное свойство –. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/828138

Психика у человека проявляется в следующих видах

Человек как существо, обладающее сложными проявлениями психики, является носителем сознания. Сознание — это образование, которое сформировалось во время общественно-исторического развития на основе труда как специфических ческого вида человеческой деятельности, является формой целенаправленного психического отраженияя.

. Сознание — это высшая форма развития психики, присущая только человеку, проявляется в сложных формах отражения мира, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей

Через сознание человек способен познать сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что она знает или не знает

Сознание как категория философии и психологии традиционно рассматривается учеными. Зарождение этих идей началось еще в античности, когда сформировались две философские направления — идеализм и материализм. С. С точки зрения первого — идеализма — сознание трактуется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия, материалисты рассматривают сознание как результат отражения человеком действительности, продукт приспособления и активного в тавлення к бытию. Однако по более точной интерпретации этого понятия возникает огромное количество нерешенных вопросов, поэтому изучение и трактовка понятия сознания и поныне остается открыто й научной проблемой. Сознание характеризуется определенными особенностямими.

. Рис 141. Признаки сознания

Сознание вне человеческим бытием невозможна: сознание рождается в бытии, создает бытия, отражает бытие. Таким образом, сознание выполняет следующие функции:

. Рис 142. Функции сознания

Так, познавательная функция сознания проявляется в накоплении, переработке и использовании информации о окружающей действительности; регулятивная-в контроле поведенческих и эмоциональных проявлений; прогностическая а — в построении образов будущего, планировании дальнейшей жизни; рефлексивная — в познании человеком самого себя как субъекта психической деятельности. Коммуникативная функция сознания состоит в организации и поддержании общения с другими людьми.

Структура сознания

Несмотря на то, что проявления сознания имеют системный и интегрированный характер, ученые для удобства изучения этого феномена произвели структуру что имеет следующие компоненты:

. Рис 143. Структура сознания

Совершенно очевидно, что структура сознания взаимосвязана с ее функциями, почти каждый компонент отвечает за определенную функцию, например, знания — за познавательную и прогностическую, рефлексивная функция забей езпечуеться работой самосознания тощ.

Уровни проявления психики человека

Психика — это сложный комплекс, работающий по определенными закономерностями качестве составляющих этого комплекса выделяют бессознательный, подсознательный, сознательный и над сознательный уровне, которые взаимосвязаны и взаимодействие ют между собой. Каждый уровень выполняет свои необходимые функции в целостном функционировании всей психики. Все они чрезвычайно важны при жизнедеятельности человекини.

Сознание является особой формой психической деятельности, ориентированной на отражение и преобразование действительности. В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть психического

. Рис 144. Уровни психики

Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, человек использует для осознанного управления своим поведением. Другие сигналы психика также использует для регулирования некоторых процессов, но на подсознательную домой ровнойі.

Типовые задачи, которые часто случаются в обычной ситуации, человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы автоматизма подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег профессиональные навыки и т.д.) для новых задач, что в данный момент можно решить только на сознательном уровнеі.

. Подсознание — это представление, желания, влечения, чувства, состояния, психические явления и акты, которые когда-то в течение жизни»вышли»из сознания, проявляются в соответствующих ситуациях бы автоматически, без четкого и зрозумилог го осознания, но при определенных условиях их можно вернуть назад и осознатьусвідомити

. С. Фрейд изучал сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы как проявления подсознательного

Проникнуть в подсознание можно с помощью таких методов, как анализ описок, оговорок, запоминающимся, фантазий и снов человека, а также метода свободных ассоциаций, проективных тестов и т.п.

Явления человеческой психики очень разнообразны. Психическая деятельность может выходить за пределы подсознательного, перемещаясь также на бессознательный уровень

. Несознательность — это совокупность психических явлений, актов и состояний, которые проявляются на глубоком уровне функционирования психики и полностью лишают индивида возможности влияния, оценки, контроля и отчета в их влияний ви на поведение, поступки, деятельность

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не осознает последствий своих поступков. Наши намерения не всегда выражаются в последствиях наших действий адекватно, так, как мы бы этого хотели. И. Иногда, совершив тот или иной поступок, человек сам не может понять, почему она сделала именно таак.

Оказывается бессознательное и в наших психических процессах. Даже мышление человека может происходить на бессознательном уровне. Воображение, интуиция, творчество вообще невозможны без бессознательных компонентов

. Сверхсознание удерживает психические явления, акты и состояния, которые возникли в результате взаимодействия со. Вселенной, а также психические механизмы такого взаимодействия

К сверхсознательных явлений относят творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным»озарением»новой идеей, а также случаи мгновенного решения задач, которые длительное время не подвергались сознательным усилием, и те, явления, которые называют парапсихичнимы, тощними, тощо.

Например, резкая смена погоды, времени года влияют не только на физическое самочувствие людей, но и на их настроение

Поскольку человек имеет дело с комплексным использованием фактов сознания и поведения, она может углубляться в сферы неосознаваемого психического

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_sergyeyenkova_op/svidomist.htm

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *