Поведение и психика — поведение и психика человека

07.05.2018

Далее рассмотрим понятие психики, поведения, а также их взаимосвязь.

Поведение и психика

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой поведения и психики: А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Дж. Уотсон, Торндайк и др.

Далее рассмотрим понятие психики, поведения, а также их взаимосвязь.

Понятие психики и поведения

Психика представляет собой отражение объективной действительности.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности.

Психика

Рассмотрим несколько наиболее важных положений, касающихся психики человека.

  1. Формирование психики состояло из двух общих этапов:
  • Возникновение психики человека обусловлено трудовой деятельностью.
  • Формирование психики происходит в активной деятельности.
  • Психика человека детерминирована социумом.
  • Психика представляет собой совокупность структурных элементов (рис. 1).

    поведение и психика человека

    Рисунок 1. «Структура психики»

    Поведение

    Изучение поведения в психологии преимущественно шло в рамках бихевиоризма. Рассмотрим краткую историю бихевиоризма на рисунке 2.

    поведение и психика человека

    Рисунок 2. «Бихевиоризм»

    Само поведение человека обусловлено двумя сторонами: побудительной и регуляционной. (рис. 3).

    поведение и психика человека

    Рисунок 3. «Поведение человека»

    Взаимосвязь психики и поведения

    Известно, что поведение представляет собой сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

    По сути, именно психика опосредует поведение человека, что обуславливает их связь.

    Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Поведение и психика 460 руб.
    • Реферат Поведение и психика 220 руб.
    • Контрольная работа Поведение и психика 250 руб.

    Деятельность – это определенная система взаимоотношений субъекта с окружающим миром, в которой индивид сознательно воздействует на объект с целью удовлетворения своих потребностей.

    Структура деятельности представлена на рисунке 4.

    поведение и психика человека

    Рисунок 4. «Структура деятельности»

    Задай вопрос специалистам и получи
    ответ уже через 15 минут!

    Источник: http://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/povedenie_i_psihika/

    Психика человека и его поведение

    1. Индивидуальные особенности поведения

    Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Применительно к обсуждаемой теме, человек нас интересует как составная часть системы управления, которая способна принимать решения и вырабатывать управляющие воздействия, а также их исполнять.

    Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

    Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

    1) биологических и психологических особенностей его организма;

    2) условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организовано взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

    Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

    1) знать их психическую жизнь;

    2) понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;

    3) уметь наблюдать внешние проявления психики человека;

    4) уметь правильно их истолковывать.

    Именно эти знания и навыки составляют основу социальнопсихологических качеств руководителя.

    Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

    Психика (греч. «душевный») свойство мозга человека (высокоорганизованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку (душа). Внутренний мир человека, его сознание.

    Это совокупность душевных явлений и процессов. Специфический продукт деятельности человека во взаимодействии его с окружающей средой.

    Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек,

    изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

    Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.

    Различают два вида направленности человеческого поведения:

    Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

    Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

    Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п. Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.

    В течение длительного времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность как некий обособленный феномен. Связи с личностью подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Но человек — это продукт природы и общества. На протяжении всей своей жизни он испытывает воздействие обширной совокупности социальных факторов, которые определяются как социальная среда. Поэтому психологию и поведение отдельного человека невозможно понять без связей (отношений) с другими людьми.

    С одной стороны, люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. Для них любое общественное явление имеет свой «психологический аспект», так как общественные закономерности проявляются не иначе, как через других людей.

    С другой стороны, в совместной деятельности людей возникают определенные виды связей (отношений) между ними. Эти отношения оказывают большое влияние на психологию людей и проявляются в их поступках, действиях и поведении. Без анализа связей человека с другими людьми невозможно понять поведение отдельного человека.

    Наука об обществе как целостной системе и отдельных ее процессах и общественных группах называется социологией ( лат. «общество, — логия » ). Социологи выявили ряд ценностей, к которым стремится любой нормальный человек.

    Такими общими потребностями и интересами являются: 1) материальные условия жизни;

    2) интересная работа;

    3) социальная стабильность.

    Эти общие потребности и интересы необходимо знать и удовлетворять!

    Многообразные и сложные особенности человека могут быть исследованы только при помощи объединенных усилий психологии и социологии. Отрасль психологии, которая изучает законы поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, называется социальной психологией.

    Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду — наиболее характерному именно для человека способу взаимодействия его с окружающей средой. Человек, как и животные, приспосабливает себя к окружающей среде. Но в отличие от них он подчиняет себе внешнюю среду, то есть осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной, производственной и социальной среды. Именно эта способность человека обусловливает главную особенность его поведения — возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению определенных целей.

    В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны:

    1. Побудительная , которая обеспечивает (стимулирует) направленность и активность поведения. Стимуляция поведения связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, потребностях, целях, побуждениях, намерениях и стремлениях, имеющихся у человека;

    2. Регуляционная , которая отвечает за то, как поведение складывается от начала до конца (до достижения поставленной цели) при тех или иных условиях. Регуляцию поведения обеспечивают в основном различного рода процессы и состояния.

    Современное производство — это сложная и динамичная система, основу которой составляют трудовые коллективы. Успехи их производственной деятельности во многом зависят от активного отношения к труду рядовых членов коллектива, от моральнопсихологического климата в коллективе и от умения руководителя управлять поведением людей.

    Руководство людьми требует принимать во внимание не только свои мысли и чувства, но мысли и чувства других людей.

    Умение руководителя правильно понимать поведение подчиненных, создавать в коллективе творческий настрой и энтузиазм (душевный подъем) при решении производственных задач — вот что составляет сущность социально-организационной функции управления.

    Необходимым условием успешного выполнения такой функции является знание руководителем основ психологии, социологии и педагогики. Руководитель часто сталкивается с задачами, при решении которых нельзя обойтись без социально-психологических знаний.

    Руководитель в своей работе с людьми должен различать такие понятия, как человек, индивидуальность, личность, группа, коллектив. Ориентация в этих понятиях поможет ему точнее представить себе совокупность факторов, которые воздействуют на работника и определяют его поведение, которые помогут глубже понять необходимость комплексного подхода к организации труда и управления.

    В разработке технологии и организации труда необходимо соблюдать важнейшие качественные признаки человека: его физическое устройство, его психические свойства. Руководителю всегда следует иметь в виду наличие у каждого работника своих потребностей и интересов, которые определяют жизненную позицию, мотивируют отношение к работе.

    Проблема индивидуального осознания условий и целей деятельности человека представляет огромный интерес для организационного (социального) управления, для правильного понимания поведения подчиненного, для налаживания научно-квалифицированных отношений между руководителем и подчиненными.

    2. Психические процессы

    Контакт человека с окружающим миром и его поведение протекают во времени, то есть рассматриваются как ряд разнообразных процессов и состояний. Исходными психическими процессами, связывающими человека с окружающим миром, выступают познавательные, эмоционально-чувствительные и волевые процессы. Поведение человека определяется совокупностью психических процессов. Человек мыслит, чувствует, действует.

    2.1. Познавательные процессы

    Контакт человека с миром определяет развитие его психики. Начальную форму психики составляют ощущения — источник всех

    наших знаний об окружающем мире. Создание единого образа вещи или явления, степень его понимания даются восприятием. Восприятие может носить преднамеренный, целенаправленный характер, для того чтобы глубоко познать объект. Такой процесс называется наблюдением . Наблюдение расширяет и детализирует наше восприятие явлений и вещей, а умение оценивать образует общее представление о них.

    Отражение общего опыта, проявляющееся в узнавании и

    воспроизведении, называется памятью .

    Высшим познавательным психическим процессом является мышление , которое является процессом отражения, процессом познания мира.

    Мышление всегда начинается с постановки вопроса, с потребности или необходимости его разрешить. С помощью мышления человек познает общие и существенные признаки предметов и явлений, связи и отношения между ними. Мышление дает возможность предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий. Качество, продуктивность мыслительных процессов зависит в конечном счете от имеющихся у человека знаний и от умения владеть ими, от уровня развития и степени восприятия интеллекта.

    От наблюдения к догадке и гипотезе и дальше к теории идет путь познания, который уменьшает неопределенность с помощью реалистического наблюдения, воображения и критического мышления.

    Современная психология относит к числу важнейших положительных качеств ума его критичность и гибкость, а также широту, глубину и быстроту мысли. К негативным свойствам мыслительной деятельности можно отнести некритичность, торопливость, медлительность и поверхностность ума, косность, рутинность и узость мышления, а также неспособность искать и находить новые пути.

    Человек мыслит понятиями, суждениями, умозаключениями, которые выражаются словами. Речь — это форма проявления мысли, средство и процесс общения. Она связана с психическими процессами. Любая речь не только передает определенное содержание мысли, но и с помощью интонации, мимики, жестов выражает чувства, отношение говорящего к тому, о чем или о ком говорится. Наблюдательный человек может многое узнать и понять о говорящем по его выступлениям, потому что индивидуальные особенности речи отражают в определенной степени особенности личности.

    Руководитель должен знать индивидуальные свойства мыслительной деятельности подчиненных.

    2.2. Эмоционально-чувственные процессы

    Отношение человека (субъективные реакции) к явлениям и вещам реального мира выражается душевными переживаниями (эмоциями).

    Эмоции — субъективные реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Они возникают в организме как результат подкорковых возбуждений мозга, формирующихся на основе наследственного или приобретенного опыта.

    Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и окружающей среды. Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности организма. Они отражают в форме непосредственного переживания значимость явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

    Человек, опираясь на эмоции, совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одни люди и события его волнуют, к другим он остается равнодушен. В одном случае человек переживает удовольствие и радость, в другом озабоченность, тревожное беспокойство, а то и горе.

    По мере развития человека эмоции утрачивают свою инстинктивную основу и перерастают в устойчивые, более сложные и высшие процессы —

    Чувства образуются на основе эмоций как результат отношений человека к чему-либо и как результат систематического обобщения конкретных переживаний. Чувства представляют собой глубокие образования индивида. Они характеризуют богатство или бедность внутреннего мира человека, его отношения и жизненную позицию. Чувства — результат удовлетворения человеком определенных потребностей и интересов.

    Чувства в психологии — это особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер. Они связаны с представлением о некотором объекте — конкретном или обобщенном. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании играют знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуалы и т.п.).

    Эмоции и чувства составляют содержание эмоционально-чувственной жизни человека. Это особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования. Формирование чувств человека — важнейшее условие формирования его как индивида и личности. Следует учитывать влияние этого фактора на человека и на его психику, а следовательно, на его поведение и деятельность.

    Все многообразие чувств психология делит на три основные группы:

    1. В нравственных чувствах отражается общественная мораль и этика ( греч. «обычай » ). Они могут выступать в качестве мотивов и

    регуляторов поведения. Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует природу морали.

    Сильным регулятором нравственного поведения является совесть, то есть эмоционально-оценочное отношение индивида к собственным поступкам. Всякое отклонение от норм вызывает переживание, самоосуждение. Или, наоборот, верность нормам, собственным убеждениям вызывает состояние удовлетворенной совести.

    К нравственным категориям относят также чувство долга, ответственности, отношение к труду, качество труда и т.д.

    2. В поведении человека большое значение имеют интеллектуальные чувства. Под ними понимают эмоциональное отношение к познанию. Эти чувства проявляются в разнообразных эмоциях: удивлении и недоумении, радости и восхищении, пытливости и самомнении и т.п.

    Трудовой процесс всегда включает элементы познания, поиска новых решений и протекает на определенном эмоциональном фоне. Для человека свойственно стремление к достижению важных для него целей. При этом у одних замыслы надежно воплощаются в желаемые результаты, у других это происходит не в полной мере, у третьих ничего не получается.

    Все это не только логически осмысливается людьми, но и воспринимается ими как определенные переживания, которые и придают мышлению человеческую окраску. В зависимости от жизненных ситуаций возникают многообразные человеческие эмоции: положительные и отрицательные, глубокие и поверхностные.

    3. Современное производство требует учитывать и эстетические чувства людей. В психических процессах возникают и проявляются отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.

    Эмоционально-чувственные процессы оказывают огромное влияние на человека как личность и на его социальную роль в обществе. «Первоначальная причина всякого поступка, — писал И.М. Сеченов, — лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».

    2.3. Волевые процессы

    Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Сознательное и целенаправленное регулирование деятельности человек реализует с помощью воли.

    Волей называется осознанная способность и стремление человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение

    сознательно поставленной цели, и сознательно регулировать свою деятельность, управляя своим поведением.

    Воля — это стремление к выбору вида деятельности, к внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Даже простейшая трудовая деятельность требует волевых усилий. Это связующее звено между сознанием, с одной стороны, и действием — с другой.

    Воля — это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели, это сознательная саморегуляция своего поведения, это сложнейший психологический процесс, который вызывает активность человека.

    Воля — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями. Она необходима как при выполнении определенных действий, так и для воздержания от нежелательных действий.

    Воля должна сопровождать все виды деятельности человека, для того чтобы они были эффективными. Там, где требуется усилие человека, напряжение психики и физических сил, обязательно вступает в действие воля. Волевое усилие есть особое состояние психического напряжения, при котором мобилизуются физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Каждое волевое усилие начинается с осознания цели и проявления стремления к ее достижению.

    Воля человека проявляется в действиях , для осуществления которых человек сознательно регулирует их силу, скорость и другие динамические параметры. Уровень развития воли определяет, насколько человек приспособлен к той деятельности, которую он выполняет. Для волевого акта характерно переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели деятельности.

    Воля правит человеком. В зависимости от того, какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

    Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива.

    Оно включает в себя три основных момента: 1) выбор цели;

    2) составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели;

    3) выполнение самого действия.

    Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия.

    К основным волевым качествам относят следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность,

    настойчивость, выдержка, импульсивность, слабоволие, упрямство и другие.

    Под целеустремленностью понимается умение подчинить свое поведение устойчивой жизненной цели. Постановка доступных целей, требующих значительных усилий, закаливает волю. Люди отличаются друг от друга по степени волевой активности:

    — одни ждут указаний что и как делать;

    — другие сами выступают с инициативой и выбирают методы действия.

    Автономность волевой активности называют самостоятельностью. Это волевое качество проявляется при умении строить свое поведение по собственному побуждению, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. Руководить коллективом самостоятельных людей нелегко.

    Но еще труднее, если в коллективе имеется группа работников с такими отрицательными качествами воли, как внушаемость и негативизм. Они не могут подчинять свои поступки доводам разума и действуют, слепо принимая или слепо отвергая чужие влияния, советы, разъяснения. И внушаемость, и негативизм есть выражения слабоволия.

    Жизнь постоянно ставит перед человеком множество задач, которые требуют своего решения. Выбор и принятие решения — одно из звеньев волевого процесса, а решительность — это важное качество волевого человека. Нерешительный человек постоянно колеблется, потому что его решение недостаточно проанализировано, он не до конца уверен в правильности принятого решения.

    Для волевого действия очень важно исполнение принятого решения. Люди не одинаково упорны в преодолении трудностей, не все доводят принятое решение до конца. Способность доводить принятое решение до конца, достигать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние трудности, называется в психологии настойчивостью.

    В отличие от настойчивости человек может проявлять отрицательное качество — упрямство. В упрямстве проявляется безволие, неспособность заставить себя руководствоваться разумными доводами, фактами, советами.

    Важными волевыми качествами являются выдержка и самообладание. Владея собой, человек воздерживается от действий и проявления чувств, которые осознаются как нежелательные, ненужные или вредные в данных условиях или в данное время. Противоположным выдержке и самообладанию качеством является импульсивность.

    Нормальная система поведения человека основана на уравновешенности раздражительного и тормозного процессов (нервных

    Источник: http://studfile.net/preview/2101372/page:5/

    Поведение и психика. Конспект урока биологии.

    поведение и психика человека

    Конспект урока-лекции по теме «Поведение и психика». Рассчитан на два урока (пару).

    Цель: раскрыть понятия: поведение, психика, условные и безусловные рефлексы, их особенности и отличия.

    Просмотр содержимого документа
    «Поведение и психика. Конспект урока биологии.»

    Тема: Поведение и психика человека.

    Цель: дать представление о психике и поведении человека, об условных и безусловных рефлексах.

    Образовательные:

    — дать определение психики и поведения, как сложного комплекса приспособлений;

    — познакомить с ролью Павлова И.П. и Сеченова И.М. в создании учения о высшей нервной деятельности;

    — углубить знания об условных и безусловных рефлексах;

    — дать представления об условиях и механизме образования условных рефлексов, их значении;

    Развивающая – продолжить развитие умения работать с учебником, сравнивать, находить отличия.

    Воспитательная – формирование интереса к предмету.

    Методы: словесные ( объяснение, беседа), практические (работа с учебником)

    Оборудование: портреты Павлова И.П. и Сеченова И.М., таблица «Зоны коры больших полушарий».

    Тип урока: урок-лекция с элементами беседы.

    1. Организационный момент.

    2. Изучение нового материала.

    2.1. Поведение.

    -Человек как продукт природы и общества — явление сложное и многогранное. Человек живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

    -Найдите в учебнике (стр.206) определение поведения. (запись определения в тетрадь)

    — Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

    биологических и психологических особенностей его организма;

    от способов взаимодействия человека с окружающими людьми.

    Различают два вида направленности человеческого поведения:

    реакции на различные

    внутренние и внешние стимулы

    связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей

    Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение. Наука о психическом отражении действительности в деятельности и поведении человека называется психологией.

    2.2. Психика (греч. «душевный»)- свойство мозга человека (высокоорга­низованной материи) отражать реальную действительность. Это что-то нематериальное, но присущее человеку, внутренний мир человека, его сознание. Это совокупность душевных явлений и процессов. Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения. Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

    Психика человека это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, которое формируется в процессе жизни через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, человеческих способностей.

    Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

    Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражениеэто активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Таким образом, психическое отражение — субъективное и преобразующее.

    2.3. Этапы развития психики и формы поведения в животном мире

    Основные этапы психического отражения

    Основные этапы развития поведения животных

    Инстинкты – врожденные формы реагирования

    на определенные условия среды.

    Навыки – формы поведения, приобретаемые в

    индивидуальном опыте животных.

    Отражение межпредметных связей (стадия интеллекта)

    Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.

    Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

    Не существует общества, нет совместно деятельности

    Каждое действие приобретает смысл только в совместной деятельности

    Руководствуются наглядными впечатлениями

    Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей

    Типичны наследственно закрепленные программы

    Передача опыта через язык и другие социальные средства общения

    Зачатки орудий деятельности не создают никаких новых операций

    Изготовление орудий труда

    2.4. Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

    сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);

    гностические зоны (ответственны за процесс восприятия);

    моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой, движениями, действиями человека);

    праксические зоны (обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения);

    ассоциативные зоны (служат для переработки информации, связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве)

    Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

    Функции левого полушария

    Функции правого полушария

    Чтение карт, схем

    Запоминание имен, слов, символов

    Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей

    Речевая активность, чувствительность к смыслу

    Восприятие эмоционального состояния

    Видение мира веселым, легким

    Видение мира мрачным

    Целостное, образное восприятие

    Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

    2.5. Структура психики:

    1) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах

    психических явлений. Обеспечивают формирование знаний и

    первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

    познавательные

    эмоциональные

    волевые

    ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение

    активные и пассивные переживания

    решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

    2) психические состояния определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

    Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);

    3) психические свойства человека — устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека (темперамент, способности, характер, направленность личности) например, интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.;

    4) психические образования — это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта и определяющие качество профессиональной и другой деятельности человека (знания, умения, навыки, привычки, убеждения).

    Психические процессы

    Психические

    Психические

    свойства личности

    Психические образования

    Фрустрация и др.

    В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3игмунд Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное (система психики человека, отличительным признаком которой является наличие в ней процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но еще не ставших вытесненными) и сознательное.

    2.6. Безусловные рефлексы

    И. М. Сеченов, великий русский ученый-физиолог, в 1863 году впервые предположил, что деятельность высших отделов головного мозга имеет рефлекторный характер в его книге «Рефлексы головного мозга». До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

    Идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который экспериментально исследовал функции коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные (врожденные, наследственно закрепленные) и условные (формируются в процессе индивидуальной жизни человека или животного).

    Рефлекс (от лат. — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.

    Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.

    — Найдите в учебнике определение безусловного рефлекса. (стр. 208)

    Безусловные рефлексы — наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды).

    — Приведите примеры безусловных рефлексов человека ( пищевые, защитные, дыхательные, хватательные, ориентировочные, половые)

    — Безусловные рефлексы возникают главным образом под влиянием контактного раздражения: пищевой безусловный рефлекс— при попадании пищи в рот и воздействии ее на рецепторы языка; оборонительный — при раздражении болевых рецепторов. Однако возникновение безусловных рефлексов возможно и под влиянием таких раздражителей, как звук, вид и запах предмета. Так, половой безусловный рефлекс возникает под влиянием специфического полового раздражителя (вид, запах и другие раздражители, исходящие от самки или самца). Ориентировочно — исследовательский безусловный рефлекс возникает всегда в ответ на внезапный малоизвестный раздражитель и проявляется обычно в повороте головы и движении животного в сторону раздражителя. Биологический смысл его заключается в обследовании данного раздражителя и всей внешней окружающей обстановки. Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

    — Где находятся центры безусловных рефлексов? (спинной мозг, ствол и подкорковые ядра головного мозга)

    — Что такое инстинкт и чем он отличается от рефлекса? ( сложная система безусловных рефлексов, которые имеют циклический характер и сопровождаются различными эмоциональными реакциями)

    — Безусловные рефлексы служат основой для образования условных рефлексов. Нарушение или извращение безусловных рефлексов обычно связано с органическими поражениями головного мозга; исследование безусловных рефлексов проводится для диагностики ряда заболеваний центральной нервной системы.

    Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3—4 месяцев.

    2.7. Условные рефлексы

    Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

    Учения об условных рефлексах разработал И. П. Павлов. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено.

    Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условно-рефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

    — Поведение человека связано с условно-безусловной рефлекторной деятельностью и представляет собой высшую нервную деятельность.

    — В отличие от высшей нервной деятельности низшая нервная деятельность состоит в совокупности реакций, направленных на объединение, интеграцию функций внутри организма.

    2.8. Различия условных и безусловных рефлексов

    — Давайте подумаем, чем отличаются условные и безусловные рефлексы?

    — Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов. Для образования условных рефлексов необходимо возникновение временной связи, замыкания между корковыми клетками, воспринимающими условное раздражение, и корковыми нейронами, входящими в состав дуги безусловного рефлекса. При совпадении и сочетании условного и безусловного раздражений устанавливается связь между различными нейронами в коре полушарий мозга и между ними происходит процесс замыкания.

    Условные рефлексы

    Безусловные рефлексы

    приобретаются организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта»

    врожденные, наследственно передающиеся реакции организма

    являются индивидуальными: у одних представителей одного и того же вида они могут быть, а у других отсутствуют

    являются видовыми, т. е. свойственными всем представителям данного вида

    непостоянны и в зависимости от определенных условий они могут выработаться, закрепиться или исчезнуть

    относительно постоянны, как правило, сохраняются в течение всех жизни

    могут образоваться на самые разнообразные раздражения, приложенные к различным рецептивным полям

    осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю

    замыкаются на уровне коры. После удаления коры БП выработанные условные рефлексы исчезают и остаются только безусловные.

    замыкаются на уровне спинного мозга и стволовой части головного мозга

    осуществляются через функциональные временные связи

    осуществляются через филогенетически закрепленную, анатомически выраженную рефлекторную дугу.

    * Ориентировочный рефлекс — рефлекс на новизну. Он возникает в ответ на любое достаточно быстро происходящее колебание окружающей среды и выражается внешне в настораживании, прислушивании к новому звуку, обнюхивании, повороте глаз и головы, а иногда и всего тела в сторону появившегося светового раздражителя и т. п. Осуществление этого рефлекса обеспечивает лучшее восприятие действующего агента и имеет важное приспособительное значение.

    Отличием ориентировочного рефлекса от других безусловно-рефлекторных реакций является то, что он сравнительно быстро угасает при повторных применениях одного и того же раздражителя. Эта особенность ориентировочного рефлекса зависит от влияния на него коры больших полушарий.

    2.9. Биологическое значение условных рефлексов

    — Как вы считаете, в чём значение условных рефлексов? ( они дают возможность лучше приспособиться к условиям существования и выжить в этих условиях).

    — В результате образования условных рефлексов организм оказывается заранее подготовленным к тем действиям, которые ему предстоит осуществить в данной ситуации. Условные рефлексы способствуют нахождению пищи, заблаговременному избеганию опасности, устранению вредных воздействий и т. п.

    Приспособительное значение условных рефлексов проявляется также в том, что предшествование условного раздражения безусловному усиливает безусловный рефлекс и ускоряет его развитие. Например, вид или запах пищи подготавливает пищеварительную систему к её принятию (усиливает двигательные реакции и повышает скорость слюноотделения).

    3. Первичное закрепление, подведение итогов.

    -Кто был основоположником учения о ВНД?

    — Что такое условные и безусловные рефлексы? Каково их значение?

    -Что такое инстинкты? Какие инстинкты есть у человека?

    4. Домашнее задание: § 73-76

    Зоны мозга и психические процессы.

    Связь участков ГМ с определенными психическими функциями ученые исследуют, наблюдая за людьми с различными травмами мозга, изучая его работу методами электроэнцефалографии, томографии и др.

    Известно, что за зрительные ощущения и восприятия отвечают затылочные участки коры головного мозга. Слуховые ощущения возникают и объединяются в образы слухового восприятия в височных отделах коры. В теменной области коры возникают отдельные тактильные ощущения и формируются целостные образы соприкосновения. Рядом с этой зоной расположена двигательная кора — это участки мозга, которые обеспечивают произвольные движения. Левое полушарие содержит участки, отвечающие за восприятие звуков речи и артикуляцию (движения, благодаря которым эти звуки произносятся). Совместная работа этих центров обеспечивает человеческую речь.

    В осуществлении психических функций принимают участие и другие отделы головного мозга. Так, гиппокамп отвечает за память, а гипоталамус, ретикулярная формация и лимбическая система мозга —потребности и мотивации человека. Однако роль дирижера психики играет именно кора головного мозга, прежде всего его лобные доли, которые обеспечивают мышление, планирование и контроль нашего поведения. Если специализированные участки мозга повреждаются, нарушаются соответствующие психические процессы — речь, слуховое или зрительное восприятие, память и тому подобное. Однако мозг человека имеет удивительную черту, которую называют пластичностью: выполнение функций поврежденных участков мозга могут частично брать на себя другие его участки. Например, слепые люди ориентируются в пространстве с помощью слуховых и тактильных ощущений — развитие этих анализаторов дает им возможность в некоторой степени компенсировать потерю зрения

    Рповедение и психика человекаис. 1. Представительство психических процессов в коре головного мозга:

    1 — центр восприятия обонятельной информации;

    3 — двигательный центр речи;

    4 — зона произвольных движений;

    5 — зона тактильной чувствительности;

    6 — зона формирования целостных образов осязания;

    7 — центр восприятия речи (зона Вернике);

    8 — центр анализа зрительной информации;

    9 — зона зрительного восприятия;

    10 — зона слухового восприятия;

    11 — центр анализа слуховой информации

    Исторические сведения о рефлексах.

    Понятие о рефлексе впервые возникло в физике Декарта. Декарт развивал общую механическую картину мира и хотел включить в нее также и поведение живых существ. Концепция Декарта была создана в эпоху, когда разные ученые давали материалистические объяснения феноменам, происходящим в природе: например, медик Уильям Гарвей открыл и описал систему кровообращения, в которой эта система выступала как простой механизм с известными к тому времени человечеству элементами — насосом, «трубами» и т.п. Теория Декарта еще более укрепляла принцип материалистического детерминизма, так как Гарвей рассматривал в качестве механизма только внутреннее устройство тела животного, а Декарт перенес этот принцип также и на взаимодействие организмов с внешним миром, т.е., по сути, на психическую деятельность. Декарт считал, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, в которой мозг выполняет роль центра, а от него расходятся «нервные трубки». Согласно его схеме, внешние факторы действуют на концы расположенных в теле нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим открытым каналам «животные духи» (выражение Декарта) устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются». Таким образом Декарт утвреждал, что причина двигательного акта не является продуктом мозга или души, а лежит извне, снаружи организма. Работа Декарта была результатом вдохновляющего влияния Гарвея: Декарт писал, что по движениям органов кровообращения «как по первому и самому общему, что наблюдают в животных, можно легко судить и обо всем остальном». Хотя термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, ему удалось наметить контуры этого понятия вполне отчетливо: И. П. Павлов считал именно Декарта основоположником понятия «рефлекс» в физиологии и писал, что «Считая деятельность животных, в противоположность человеческой, машинообразной, Декарт. установил понятие рефлекса как основного акта нервной системы».

    Классификация рефлексов

    По типу образования: условные и безусловные рефлексы

    По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)

    По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

    По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

    По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

    По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).

    По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

    Источник: http://multiurok.ru/files/poviedieniie-i-psikhika-konspiekt-uroka-biologhii.html

    Психология человека по поведению

    поведение и психика человека

    Многие люди даже и не подозревают о том, что можно с легкостью узнать их истинные намерения и даже мысли, для чего нужно просто уметь анализировать поведение. Контролировать это практически невозможно, поскольку все происходит на подсознательном уровне. Поведение и деятельность человека уже долго изучается в психологии, что позволило сделать правильные выводы. Сегодня каждый может изучить основы невербального поведения, что позволит лучше понимать окружающих.

    Как понять психологию человека по его поведению?

    Ученые установили, что положение тела, мимика и жесты одинаковы для людей в большинстве случаев, что позволяет разобраться в психологии человека. Важно просто научиться расшифровывать все эти сигналы.

    Психология поведения человека по мимике и жестам:

    1. Если собеседник расположен хорошо, то у него тело будет немного наклонено вперед, голова слегка приподнята и взгляд направлен прямо.
    2. О негативном настрое будут свидетельствовать перекрещенные руки, сжатые губы, напряженное тело и жесткий зрительный контакт.
    3. Когда человек хочет защититься и отгородиться от других, то он подсознательно скрещивает перед собой руки.
    4. Психология человека по поведению говорит о том, что стиснутые руки могут быть сигналом агрессии.
    5. Если во время приветствия человек берет за одну руку, а другую кладет на плечо, значит, он, либо оценивает, либо пытается манипулировать.
    6. Когда человек идет рядом, опустив при этом голову – это сигнал о том, что он что-то скрывает. Порой такое поведение указывает на его слабости.
    7. В большинстве случаев приподнятые брови указывают на то, что человек на данный момент испытывает дискомфорт. Если же он резко их свел – это символ напряженности или задумчивости.
    8. Если собеседник перекрестил ноги, значит, он не воспринимает что говорят или же сопротивляется сказанному.
    9. Пошатывание ноги может говорить о нечеткой позиции на данный момент.
    10. Когда собеседник повторяет жесты, значит, он доверяет, и беседа будет иметь положительное направление. Подобную уловку следует использовать, если хочется расположить к себе собеседника.
    11. Асимметричное выражение лица, например, улыбка на одну сторону, часто выражает насмешку.
    12. Если человек избегает зрительного контакта, значит, ему неловко, и он ощущает дискомфорт. Еще отводят глаза люди, которые обманывают.
    13. Собеседник сложил руки в замок и запрокинул одну ногу на другую – это может указывать на критичное настроение человека.

    Источник: http://womanadvice.ru/psihologiya-cheloveka-po-povedeniyu

    Психика, поведение, деятельность

    Психика —это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

    Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

    Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире.

    В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

    Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

    Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители.

    Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды. Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

    Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира.

    Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

    Само по себепоявление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде.

    Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

    Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

    Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

    С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

    Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

    В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности. В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением.

    С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.

    Определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака — охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совершать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

    Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

    Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью. Существует еще одна проблема научного познания психики — это проблема происхождения психики. В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям мы знаем, что существует определенная взаимосвязь между биологическим и психическим. Сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых организмов, исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида. В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С истинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни.

    Инстинктивное поведение — это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.

    Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное.

    Биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды.

    Поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.

    На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. Например, если у низших животных клетки, чувствительные к свету, рассеяны по всей поверхности тела и эти животные обладают лишь общей светочувствительностью, то уже у червей эти клетки органы чувств стягиваются к головному концу тела (А) и приобретают форму пластинок (В), что позволяет им более точно ориентироваться по отношению к свету.

    У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения — нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.

    В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного, наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители.

    Цепное поведение характерно для червей, насекомых и паукообразных, у которых оно достигает высшей ступени развития. Поиск пищи у них происходит, как считает известный русский зоопсихолог В. А. Вагнер, «при посредстве какого-либо одного органа чувств без содействия других органов: осязания, реже обоняния и зрения, но всегда только одного из них». Следует подчеркнуть, что эта линия развития поведения к дальнейшим прогрессивным и качественным изменениям не ведет.

    Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременным воздействием все большего количества раздражителей, характерно для хордовых и позвоночных. Например, поведение рыб направляется одновременным воздействием обонятельных, осязательных, зрительных и других раздражителей. При этом информация о воздействующих раздражителях объединяется, что возможно лишь при более развитой нервной системе, чем узловая. Если в узловой нервной системе беспозвоночных отдельные нервные узлы — ганглии связаны лишь тонкими перемычками, то у хордовых и позвоночных нервная система представляет сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца — простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы.

    Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга — условных рефлексов. Нервная деятельность коры головного мозга впервые была изучена И. П. Павловым. К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде всего, следует отнести принцип замыкания условных (временных) нервных связей.

    Следующим принципом, установленным в исследованиях Павлова, был принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий. Он выражается в том, что всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное («разлитое») возбуждение.

    В результате своих исследований Павлов пришел к выводу о существовании сложной взаимосвязи между воздействиями факторов внешней среды на организм и поведением животных. В его учении единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. Развитие теоретических взглядов и анализ экспериментальных работ позволили Павлову разработать учение о двух сигнальных системах, где первая система является сенсорной, а вторая — речевая, связанная со словом.Он также разработал концепцию анализатора, выдвинул учение о типах нервной системы, создал международную научную школу.

    Наличие описанных выше механизмов, а также возможность предметного восприятия окружающего мира позволяют формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия.

    Основной особенностью этой стадии является закрепление сформированных движений, т. е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. У животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается не только двигательная, но и образная память.

    Конечно, у животных развита не только память. Анатомо-физиологической основой возникновения и развития интеллекта у животных является достаточно высокий уровень развития коры головного мозга, и в первую очередь — лобных долей. Экспериментально доказано, что именно так называемые префронтальные поля определяют возможность выполнения двухфазных задач. Если их удалить, то животное теряет свои способности к выполнению сложных задач.

    Таким образом, мы рассмотрели основные стадии развития поведения у различных животных. Эти стадии описаны А. Н. Леонтьевым. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри.

    Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 660 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

    Источник: http://studopedia.org/6-22953.html

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *