Словарь синонимов русского языка — онлайн подбор — медитация синоним

20.04.2019

Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение (например, огонь — пламя, трудный — тяжелый). Чаще всего они принадлежат к одной и той же части речи.
Подробнее почитать про синонимы можно по этой ссылке. А чтобы найти синоним к слову, воспользуйтесь формой наверху.

Словарь синонимов русского языка — онлайн подбор

Неверная длина запроса, либо неверный запрос.

Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Синонимы — слова, звучание и написание которых различно, но при этом у них похожее значение (например, огонь — пламя, трудный — тяжелый). Чаще всего они принадлежат к одной и той же части речи.
Подробнее почитать про синонимы можно по этой ссылке. А чтобы найти синоним к слову, воспользуйтесь формой наверху.

Если вы копирайтер, поэт, писатель, студент, школьник, ищите, чем заменить слово, либо желаете улучшить свою речь, то этот сайт обязательно поможет вам. С помощью нашего онлайн словаря синонимов русского языка можно легко найти слова с похожим смыслом. Просто введите слово или устойчивое выражение в поле формы поиска и нажмите кнопку «Найти синонимы». Сервис сделает хороший подбор слов и фраз (всего их сотни тысяч, а связей слово-синоним – миллионы). Если слово набрано неправильно (с орфографической ошибкой или в неправильной раскладке), то будет предложено исправленное слово. Также есть следующие возможности:

Если у вас есть еще какие-либо идеи, пишите их в комментариях. Наша цель – быть лучшим сайтом для поиска синонимов онлайн в рунете.

sinonim.org — не онлайн синонимайзер, но хороший помощник для подбора синонимов. При разработке был использован словарь синонимов Тришина В.Н. ( http://trishin.ru ) – один из лучших, наиболее полных словарей, проверка правописания: Яндекс.Спеллер , phpMorphy, а также некоторые наши дополнения. Часто добавляются слова, предложенные пользователями и нашими редакторами. Почти все нецензурные выражения отфильтрованы и скрыты. Есть возможность пожаловаться на слова, нажав в таблице (появляется после 10 переходов по сайту).

Источник: http://sinonim.org/s/%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Медитация синоним

Слово «медитация» происходит от латинского «meditor», что означает «размышляю, обдумываю». Впрочем, латинское «mcditatio» имеет аналоги и в других языках: русское «думание» или «умное делание», санскритское «дхьяна».

Медитация — это состояние измененного сознания, которое вызывается целенаправленно.

Медитация — это способ соединения своей духовной энергии с энергией Космоса. В лечебном смысле замена энергетики (пробудить свою энергию), разбудить энергию кундалини.

Сейчас в научно-популярной литературе довольно прочно закрепился западный эквивалент — «транс». Кроме того, в качестве синонима медитации можно понимать и такое близкое понятие, известное даже по средневековые философским трактатам, как «созерцание» или «самосозерцание», или как «мысленное созерцание» какого-либо объекта.

Во всех случаях под медитацией подразумевается длительное размышление о каком-то предмете, явлении или процессе, происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума, при котором все остальные, посторонние объекты не проявляются в сознании медитирующего.

Попробуйте длительное время думать о каком-либо предмете, и вы скоро обнаружите, что мысли рассеиваются и перескакивают на другие предметы или явления. Вместе с переключением сознания на другие объекты многие свойства первого предмета так и остаются нераскрытыми, и для возвращения к их анализу человек должен прилагать определенные умственные усилия. Понятно, было бы хорошо, с одной стороны, не испытывая напряжения, размышлять так, чтобы ни одно из интересующих свойств объекта не осталось бы нераскрытым, а с другой стороны — получить максимум информации за самое короткое время. Все это требует качественного повышения уровня мышления, перехода на более высокие уровни познания, что и достигается благодаря медитации.

Между обычным умственным напряжением и состоянием медитации нет непреодолимой пропасти, все отличие между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточенности. Медитация — собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние — по большей части бессознательно — испытывали пишущий стихи и музыку, художник, артист. В процессе медитации человек как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему «Я». Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и четкое решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом.

Состояние медитации — это, прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс.

В таком широком понимании медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого «Я». Так, озарение и экстаз — не единственные следствия медитации. Другие «плоды» медитации, например — изменение стереотипов поведения человека или исцеление.

В более узком контексте под медитацией понимаются также специальные упражнения, предназначенные для расширения умственно психических способностей человека, их развитие в том или ином направлении.

Цели медитативной практики

Когда кто-то слаб и не развит физически, мы советуем ему заняться гимнастикой, записаться в какую ни будь секцию, где по мере систематических тренировок он смог бы ликвидировать или существенно уменьшить свои физические недостатки. Ту же роль играют и медитативные упражнения, но уже по отношению к психике и умственному развитию.

Эффекты медитативных упражнений множественны, хотя у разных людей они проявляются не только в различной степени, но и само развитие идет в неодинаковых направлениях согласно их врожденным способностям. Систематизируя положительное влияние упражнений в медитации на человека, можно выделить следующие основное аспекты:

1) повышение интеллектуальных способностей, глубины восприятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот;

2) выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью, лечение психических заболеваний;

3) улучшение памяти, ликвидация бессонницы;

4) общее оздоровление организма, профилактика общих функциональных расстройств; повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям;

5) повышение эстетических вкусов, развитие чувства гармонии, красоты;

6) выработка экстрасенсорных способностей, «сверхъестественных» возможностей человека.

Однако помимо этих частных эффектов, систематические медитации вызывают и то, что принято называть системным эффектом. Он проявляется, прежде всего, в изменениях генеральной линии поведения человека. Его поступки становятся все более и более осмысленными, в мотивации той или иной деятельности. Начинают проявляться высшие ценности — доброта по отношению к окружающим, доброжелательность даже к малознакомые людям, способность к бескорыстным делам. Однако основная конечная задача медитативной практики выработка такого уровня сознания, который называют космическим.

Обычно словосочетание «космическое сознание» вызывает у скептиков ироничные высказывания, большей частью в связи со случаями попадания в психиатрические больницы отдельных приверженцев восточных учений. Однако на все это следует сделать два основных возражения. Во-первых, существуют люди, по своей природе предрасположенные к психическим заболеваниям, и занимаются ли они йогой или нет, может не иметь существенного значения. Во-вторых, сойти с ума можно и занимаясь одной только математикой или музыкой. Таких случаев намного больше, чем применительно к «йогам». Массовая неосведомленность населения относительно теории и практики восточных учений, а также значительная заинтересованность известных всем политических кругов и породили в итоге сплетни о якобы существующей связи между йогой и психбольницей. Более того, в самой Индии медитативные упражнения йоги стали успешно применять в последнее время в психиатрической практике, и были случаи излечения даже тяжело больных людей.

Определенный риск нанести здоровью ущерб вместо пользы существует как в йоге в целом, так и при выполнении медитативных упражнений в частности, если не соблюдать ряд требований, играющих ту же роль, что и инструктаж по технике безопасности.

При неукоснительном их соблюдении риск нанести себе какой-либо ущерб минимален. Зато положительные эффекты от систематических занятий медитацией очевидны и в излишней рекламе не нуждаются.

Самое главное требование — четко знать, для чего вам могут понадобиться медитативные упражнения. При осознанной практике эффект от них возрастает во много раз. Здесь могут быть только два самых главных запрета не использовать упражнения для нанесения ущерба другим людям (даже против тех, кого вы считаете своими врагами) и не ставить единственной целью приобретение сверхъестественных способностей. Это — всеобщая великая клятва тех, кто занимается психоэнергетическим тренингом.

Независимо от пола, возраста и других свойств человека и применяемых им конкретных методов медитации, ее основное назначение связано с познанием Бога, растворением в Нем своего «Я», включая самопознание. Такой аспект является доминирующим во всех восточных учениях — даосизме, буддизме, индуизме, тантризме, включая школы восточных единоборств (у-шу, каратэ, айкидо, сумо, дзю-до). Широко известный древнегреческий афоризм гласит: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир». Следовательно, познавая себя, человек развивается и достигает более высокого уровня. Все же остальные эффекты медитации — контроль психики и ума, релаксация, исцеление болезней, ясновидение и другие «сверхъестественные» способности — лишь следствие, естественно возникающее из такого развития. В то же время, поскольку назначение человеческой жизни нельзя выводить только из нее самой, говоря, что смысл жизни в самой жизни, практика медитации прямо ведет к совершенному исполнению объективных космических функций человека, которые он реализует во Вселенной.

Основные правила медитации

При нахождении в сидячей медитативной позе ладони обычно кладутся на колени тыльной стороной вверх («рука закрыта») или вниз («рука открыта»). Когда ладонь открыта, согнутые большой и указательный пальцы соединены в кольцо, а три остальных направлены вперед (так называемая «Джиани-мудра»). Такое положение одновременно замыкает биополе, и способствует стабилизации ума, приобретению состояния умственно-психического равновесия, и настраивает медитирующего на «подпитку» космической энергией. Джиани-мудра может быть полезна и в Шавасане, когда руки вытянуты вдоль тела. В некоторых случаях можно использовать положение с закрытой ладонью. Целесообразность того или иного варианта определяется интуитивно самим медитирующим.

Независимо от приверженности к той или иной философской школе или исповедуемого религиозного учения (например, христианства или буддизма) практика медитативных упражнений включает в себя целый ряд общих правил, соблюдаемых при всех видах медитации. Они состоят в следующем:

1. Медитативные упражнения должны выполняться в спокойном месте, желательно на природе или в отдельной комнате. Шум автотранспорта, громкий смех или скандал за стеной, возможное вторжение в помещение других людей недопустимо. Присутствие посторонних нежелательно и даже небезопасно, если только они сами не занимаются медитацией. На способность погрузиться в сосредоточенное состояние (а при усталости или недосыпании это особенно ощутимо) очень сильно влияет ощущение морально-психической безопасности. Человеку необходимо почувствовать, что никто не сможет помешать его занятиям или вторгнуться в его психический мир.

2. В помещении должно быть тепло и уютно, перед началом занятий его следует хорошо проветрить. Однако во время самих занятий форточка должна быть закрыта, любые движения воздуха (тем более — сквозняки) недопустимы, как и резкие запахи. Медитации может помогать музыка и запахи курительных палочек.

3. Ввиду некоторого замедления кровообращения во время медитации следует одеться потеплее; это важно для предотвращения простудных заболеваний.

4. Как уже упоминалось выше, наилучшее время для занятий — 4—5 часов утра или 7—8 часов вечера. Мантра-медитация допустима в любое время суток.

5. Медитация после еды недопустима. С момента последнего приема пищи должно пройти не менее 2,5—4 часов, а после обильней трапезы — не менее 4—5 часов.

6. Категорически запрещаются занятия после принятия алкоголя или сразу после курения, а также острая и соленая пища.

7. Перед началом медитации необходимо вычистить зубы, желательно принять горячий душ, а ноги поставить с горячей соленой водой (хорошо выводит негативную энергию), почистить пальцами корень языка. Все очищения совершаются только до начала занятий, но не в промежутке между отдельными упражнениями.

8. Медитация с болевыми ощущениями в позвоночнике говорит о зашлакованности организма. Если энергия при медитации не идет необходимо сделать очистительную клизму.

9. Для того чтобы делать упражнения, требующие не менее 10—15 минут, поставьте недалеко от себя будильник, тогда мысли практически не будут связаны с контролированием времени, и звонок будильника будет, вместе с тем, «точкой выхода» из медитации.

10. Перед медитацией ставится задача. Пример: «Я начинаю медитацию, для того чтобы обновить энергетику, для того чтобы чувствовать себя лучше, быть в гармонии с самим собой, чтоб все органы омолодились, и я вернусь обязательно, потому, что, я, земной человек, меня ждут люди, и я живу на земле».

11. Закончив упражнение, не спешите встать и приступить к другим делам. Побудьте еще некоторое время в одиночестве (примерно на протяжении 1/4 всей продолжительности медитации). Желательно несколько раз прочесть молитвенную формулу (вслух или мысленно) или отрывок какого-либо Священного Писания. Тем более не следует сразу же приступать к еде, суетным делам, смотреть телевизор и т. д. Дайте возможность всем положительным эффектам закрепиться.

Ограничения и противопоказания для медитации

Перед разучиванием медитативных упражнений следует хорошо усвоить основные ограничения и противопоказания, играющие роль «техники безопасности».

Не следует медитировать вблизи сильных источников электромагнитных полей (например, подстанций, линий электропередачи и т. д.), в условиях сильного загрязнения воздуха. Особенно это относится к практике выявления чакр и нади.

Не следует медитировать после еды, когда организм занят перевариванием и усвоением пищи. Между гастрическими нервами и умственной активностью есть прямая связь, и нарушение этого принципа приведет к тому, что ни от медитации, ни от еды не будет никакого толку.

При сильных эмоциональных или умственных перегрузках не слезет выполнять медитативные упражнения, кроме тех, которые непосредственно предназначены для психической и ментальной релаксации (т. е. кроме медитации над Безмолвием, «ментальным небом», расширением сознания). В некоторых случаях, когда сильная усталость вообще не располагает к каким-либо занятиям, полезно и может оказаться достаточным просто принять медитативную позу сидя или лежа, расслабиться в ней и ощутить себя выше всего, что было днем, — выше суеты, пустых хлопот, усталости, поскольку все проблемы рано или поздно будут разрешены. Особенно здесь рекомендуется Шавасана, т. к. она позволяет намного уменьшить ощущение физической усталости, и после нее можно будет приступить к практике тех или иных упражнений.

Умственное перенапряжение, чувство морального дискомфорта в процессе самого выполнения медитативных упражнений недопустимы. Следует помнить, что медитация предназначена для человека, а не человек — для медитации.

Соблюдение морально-этических принципов — основа для занимающегося. Практиковать медитативные упражнения с желанием нанести вред кому-либо (даже врагу!) недопустимо, так как может вызвать психическое расстройство. Вообще использовать медитативные упражнения в явно корыстных целях небезопасно для занимающегося в психическом плане. Критерием «корыстности» является одно — причинение ущерба или страдания кому-то как конечный результат ваших медитативных занятий.

Ощущение физического неудобства, возникающего главным образом из-за плохой освоенности сидячих медитативных поз, также нежелательно. Если поза со скрещенными ногами еще непривычна для вас, использо­вать ее для медитации, преодолевая боль, нельзя: эффекта от самого упражнения не будет, а мышцы и связки могут оказаться чрезмерно растянутыми и даже повредиться. Пока поза со скрещенными ногами не будет выполняться с легкостью в течение хотя бы 10—15 минут, использовать ее для упражнения нельзя. Хороший критерий освоенности позы — возможность спокойно отдыхать в ней, расслабившись, и это проверяется отдельно, без выполнения самого медитативного упражнения.

Время, затрачиваемое на выполнение того или иного упражнения, следует увеличивать постепенно. Исчезновение чувства комфорта, возникновение разного рода боли или появление тревожного ощущения следует рассматривать, как сигнал немедленно прекращать занятие.

Не следует медитировать на объекты плотской любви, т, к. резко возрастает зависимость от них. Жизненные проблемы решаются нормальными способами, и медитация здесь не при чем. Вообще перед выполнением упражнения и тем более — во время практики настоятельно рекомендуется избавиться от любых мыслей о вашем сексуальном партнере или предметах, с ним связанных. Не следует мешать в одну кучу совершенно разные сферы вашей жизни.

Упражнения по выявлению энергетических центров астрального тела (т. е. чакр и нади) нельзя делать в лежачем положении. Очень важно так­же держать позвоночник прямым, не горбиться или, наоборот, не прогибаться чрезмерно.

Практика медитативных упражнений открывает зачастую неожиданные интеллектуальные или духовные способности, о существовании которых человек может и не догадываться. Однако иллюзии различного рода, несовершенства в восприятии мира или отдельных его явлений не исчезают полностью. Зачастую параллельно с качественным ростом сознания и интеллектуальной силы возникают более тонкие по природе ил­люзии или такие, к которым занимающийся еще не привык. Они-то и являются главным источником опасности для дальнейшего развития, и об этом следует знать и помнить. Рассмотрим наиболее характерные для занимающихся «отклонения» и их основные причины.

Пробуждение нервных центров астрального тела происходит неизбежно по мере практики медитативных упражнений. Зачастую оно сопряжено с пробуждением скрытой в области кобчика силы Кундалини — потенциальной, резервной энергии организма. Поток Праны, воздействие которого в период медитации в несколько раз увеличивается, может дать ощущения типа набегающих и исчезающих волн, тело может бросать то в жар, то в холод. Могут появиться также ощущение «западания куда-то», кратковременные нарушения координации движений, замедляться речь и т. д. Все это свидетельствует о несбалансированности правового равновесия вашего организма. Однако во всех случаях таких эффектов не следует пугаться. Лишь в случае появления длительного эффекта морально-психического дискомфорта или напряженной тревожной усталости все упражнения следует на время прекратить, вернуться к вашим обычным повседневным делам

Повышенная нервозность, упадок духа свидетельствуют о том, что не все требования к занятиям соблюдены. Скорее всего, недостаточен отдых после упражнений — слишком мало времени вы провели в уединении после сложного упражнения.

Не следует превращать медитацию в «идею-фикс»: для большинства людей это — не цель жизни, а всего лишь упражнения. Нельзя допускать. чтобы медитация становилась спонтанным процессом, лишенные какого-либо контроля. Одно дело — внезапные озарения, не затрагивающие глубин ваших жизненных устоев, другое дело, когда сокрушительному пересмотру подвергается вся система мировоззрения и жизненных установок. Поэтому не следует в периоды важных дел на работе углубляться спонтанно в решение отвлеченных философских истин. Действуйте по принципу: «Богу — богово, кесарю — кесарево».

Самоконтроль — лучшее средство против всякого рода отклонений в вашем развитии.

Все оптимумы подвержены таким же изменениям, как и мы сами. По­этому сознательно и тем более — через силу ограничивать свой прогресс неразумно. Еще более неразумно следовать раздуваемым в печати слухам о многочисленных опасностях и ненужности йоги для западного человека. Критический ум и интуиция позволят вам найти оптимальное для себя со­отношение различных элементов йогической практики. Перед вами открываются большие возможности, так не следует ими пренебрегать!

Этапы медитации

1. Медитация идет снизу вверх. Задача — поднять потенциальную энергию от первого энергетического центра до седьмого энергетического центра.

2. Закон времени. В принципе с восходом Солнца мы поднимаем энергию из низших энергетических центров, а с заходом Солнца опускаем энергию из высших энергетических центров в низшие. Смысл, замкнуть круг земля-небо.

3. Закон стихии. Медитации бывают солнечные (дневные, светлые по стихии огонь) и лунные (ночные или темные по стихии вода). Тесное время суток с 17.00-22.00 до восхода солнца, с восхода 5.00-7.00 светлое время.

4. Закон усиления. Медитация по совпадению стихий ведет к обострению кармических болезней и это можно использовать для кодирования, реинкарнации. Разные стихии гармонизируют, успокаивают.

5. Закон кундалини. Кундалини всегда должно вернуться на место. Если она не вернется на свое место, то произойдет не совпадение содержания и формы.

6. Закон оттока. Во время медитации мы должны перераспределять систему кровообращения. Убрать прилив крови к головному мозгу. Мы должны перераспределить кровообращение, чтобы вначале потеплели кончики пальцев на стопах ног, затем голени особенно на тех местах, которые соприкасаются с полом, бедра, тазовые органы расположенные до пупка, затем кончики пальцев на кистях рук, ладони, предплечья, плечи, грудная клетка до яремной вырезки груди и только получив ощущение, что наше тело как бы нагрелось, тогда получаем ощущение обескровленности головного мозга.

Для усиления этого состояния можно представить, что ноги опущены в горячую воду, ноги красные, ноги обесформлены.

7. Закон инертности. Если мы обесформим наше тело, представив его как огромный пласт. Далее пытаемся сдвинуть этот пласт. Обесформленная масса имеет большой вес и как бы вдавливает человека в пол.

8. Правило прохлады. Все тело как бесформенная масса, а голова легкая, звонкая, воздушная, напоминает воздушный шарик привязанный ниткой к той массе. Этому поможет прохлада в области лба или легкое прохладное дуновение.

9. Закон пустоты. В период перераспределения кровообращения мы можем почувствовать, что где-то в области желудка, что-то щелкнуло (бурление в желудке). Это соответствует реакции третьего энергетического центра. «Змей поднял голову».

Область от первого до третьего энергетических центров — тандем кундалини имеет скрутку и перемычки.

10. Правило центров. Когда начинается увеличение энергетических потоков снизу вверх появляются неприятные ощущения в энергетических центрах, мы их опустошаем

11. Правило вибрации. Мы можем почувствовать шевеление или подергивание кончиков пальцев, или дрожание или вибрацию, а иногда ощущение дотрагивания. Они приятные, прохладные.

12. Правило ощущения. Мысленно поднимаем энергию от первого энергетического центра по позвоночнику (хорде), представляем себе, что мы как бы переходим через очищающий огонь (отмываем цвет).

13. Когда мы освоили все уровни физического состояния, мы делаем паузу 1 — 2 минуты наблюдая за мыслями. Мысли должны течь плавно. Когда энергия пройдет шестой энергетический центр мысли останавливаются сами, то есть замирают. Это состояние безумия (у природы нет мыслей, у нее есть только информация вне времени в виде энергии).

14. Закон отделения. Подняв энергию до седьмого энергетического центра, мы можем почувствовать толчок на макушке или чувство пульсации, звон в ушах. Тогда мы со вдохом должны освободиться от, выпустив свой дух в мир наружный. Иногда это разделение проходит очень болезненно потому, что в этот момент человек переступает грань и видит себя со стороны. Разделившись и поднявшись вверх лучше воспринимать себя как яркий силуэт, шар чистых тонов.

15. Закон открытия. Мысленно должна появиться формула: «Я отковываю свое сердце Космосу, меня больше не существует, я растворяюсь в Космосе, есть только Космос. Я сливаюсь с Вселенной. Я счастлив». В момент блаженства мы можем почувствовать толчок, взрыв в мозге. Чувствуя, что в голове вспыхнула лампа огромной мощности. После этой вспышки появляется ощущение полного мрака, темноты, благородной ночи и где-то в дали появляется точка карминового цвета. Она приближается, становится все больше, наезжает и тот кто сможет заглянуть в точку, может увидеть всю свою жизнь. Ибо там запечатлена вся информация Вселенной (четвертый глаз Вселенной). На этом уровне начинаются встречи с душами давно умерших людей. Духовное обогащение.

16. Возвращение. При возвращении производится все то же только в обратном порядке. Вбираем дымку, которую выпустили на вдохе. Все в нас входит, и диафрагма седьмого энергетического центра закрывается. Появляется тяжесть, звон в голове. Твердый центр кундалини спускается в низ. Затем перераспределяем энергию пошевелив кончиками пальцев на стопах ног и на кистях рук. Открываем глаза и считаем пальцы на руках (ритм врача Хауса). После этого поворачиваемся на левый бок, подтягиваем к себе колени, затем растираем руки, ноги, поворачиваемся на спину садимся, а затем встаем.

Copyright © 2001- 2004 г,

лечебно-диагностический центр народной и нетрадиционной медицины

Источник: http://tibet-med.narod.ru/meditation.htm

Медитация синоним

медитация синоним

Связи

Перевод слова медитация

Мы предлагаем Вам перевод слова медитация на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

Какой бывает медитация (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

Что может медитация? Что можно сделать с медитацией (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

Ассоциации к слову медитация

Сфера употребления слова медитация

Морфологический разбор (часть речи) слова медитация

Склонение существительного медитация

ПадежВопросЕд.числоМн. число
Именительный(кто, что?)медитациямедитации
Родительный(кого, чего?)медитациимедитаций
Дательный(кому, чему?)медитациимедитациям
Винительный(кого, что?)медитациюмедитации
Творительный(кем, чем?)медитациеймедитациями
Предложный(о ком, о чём?)медитациимедитациях

Предложения со словом медитация

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

Источник: http://www.reright.ru/analysis/440457~%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.html

Созерцание и медитация в даосской традиции
(формирование и ранний период развития)

В самых ранних памятниках даосской мысли («Дао-Дэ цзин», «Чжуан-цзы») медитативные психопрактики и техники достижения экстаза упоминаются, но в них не содержится подробного описания этих практик, ключевых для даосского Пути. Но прежде чем говорить о них, необходимо рассмотреть некоторые терминологические вопросы: как, собственно, даосы обозначали свои созерцательные приемы и как они их классифицировали.

Самым общим названием созерцания в даосизме был бином цзин сы; перевести его довольно трудно, пожалуй, наиболее точный перевод — концентрация, или сосредоточение мысли. Иероглиф цзин здесь точно тот же, с которым мы уже встречались, говоря о существовании тончайшей эссенции ци, которая овеществляется в виде спермы. Эта эссенция, тонкая энергетическая суть ци и обозначается иероглифом цзин, этимологически обозначающим очищенное, обработанное зерно. Таким образом, цзин сы обозначает очищенную, «рафинированную» мысль (сы), к тому же обладающую энергией, силой. Но такая «рафинированность» достигается посредством дисциплины мысли, придания ей сосредоточенности, концентрированности, когда мысль перестает быть похожей на обезьяну, скачущую с ветки на ветку.

Следует отметить, что как в буддизме, так и в даосизме выделялось два типа медитативного углубления. Первый из них в современной психологии принято обозначать словом «инсайт» (от английского insight — способность проникновения, проницательность). Этот тип созерцания предполагает не сосредоточение мысли на одном объекте, когда все другие объекты для практикующего перестают существовать (например, вы сосредоточенно читаете книгу; раздается звонок в дверь, но вы настолько сосредоточились на чтении, что звонка не слышите), а умение заниматься созерцанием, воспринимая все окружающее, но лишь как некий фон, не мешающий созерцанию. Созерцание такого типа психологи также обозначают словом «осознанность», «осознание» (английское mindfulness). Даосы также рассматривали такую медитацию как особый тип, и обозначали его словом гуань (созерцание). Распространенным было и выражение нэй гуань — «внутреннее созерцание», «внутреннее видение». Китайские же буддисты использовали это же самое слово для перевода санскритского випашьяна, то есть «аналитическая медитация» в отличие от чжи («остановка») — успокоения, «транквилизации» психики и приостановления психических процессов (санскритский аналог — шаматха

Для обозначения другого вида медитации — медитации фиксации внимания, или сосредоточения даосы использовали термин дин (утверждать, устанавливать, фиксировать); это же слово иногда использовали и буддисты для перевода санскритского самадхи — «сосредоточение», «концентрация сознания» (чаще, правда, буддисты использовали транскрипцию — саньмэй). Но слово дин не было самым важным термином для обозначение медитации сосредоточения. Таковым является бином шоу и — «хранение одного», «блюдение одного». Это очень важный термин, появившийся еще в ранних текстах и активно употреблявшийся в даосских текстах как в своем узком техническом значении, о котором мы говорим сейчас, так и в более широком, в качестве синонима любой медитации и любого созерцания, то есть медитативной практики вообще. Более того, в ряде текстов IV–VI веков слово шоу и начинает обозначать все «внутренние» даосские практики (то есть, имеющие отношение к работе адепта с самим собой — телом, энергетикой, сознанием) в отличие от «внешних» — лабораторной алхимии, занятой изготовлением эликсира бессмертия вне тела адепта — в ретортах и тиглях. В середине VI века буддийский монах Хуэй-сы (патриарх зарождающейся школы Тяньтай) впервые заменил в этом значении выражение шоу и новым термином — нэй дань, «внутренний эликсир», «внутренняя алхимия». Этот термин закрепился в текстах, постепенно вытеснив старое шоу и на терминологическую периферию. Но внутренняя алхимия — тема особого разговора, и в данной статье мы ее касаться не будем.

Еще одним очень важным и специфическим термином является цунь сян, обычно переводящийся как «визуализация».

медитация синоним

Иероглиф цунь означает «бытие», или «существование» (ср. современное цуньцзай — существование). Речь идет о специфической психопрактике, характерной, правда, не только для даосизма, но и для тантрического буддизма. Она предполагает активное создание некоей «мыслеформы», то есть мысленное конструирование, представление некоего образа, который в конечном итоге должен приобрести наглядную живость и подлинную тождественность воспринимаемым зрением объектам внешнего мира. То есть даос как бы делает мысль, представление, мысленный образ (сян) реально существующим (цунь). Эта техника исключительно важна для ряда даосских медитаций, особенно в школе Шанцин (она же — Маошань, с 364 г. н. э.), причем ряд этих медитаций предполагает создание сцен магического полета, или экстатического странствия адепта в иные миры и на иные уровни существования.*

* Можно добавить к уже объясненным и такой термин, как «вечное видение» (цзю ши), обозначавший ясновидение как способность воспринимать «внутренним взглядом» сверхчувственные реальности — души, богов, духов, а также проникать зрением сквозь физические преграды (стены и т.п.).

К более подробному рассмотрению указанных типов созерцания мы теперь и обратимся.

Начнем с «хранения Одного», как наиболее общего термина, часто обозначающего медитативные и «внутренние» практики как таковые.

В недаосских текстах выражение шоу и часто просто означает «быть сосредоточенным на чем-то одном», «заниматься одним, [самым важным,] делом». Однако в даосских памятниках само понятие «одно» получает серьезную метафизическое наполнение. Уже в «Дао-Дэ цзине» и «Чжуан-цзы» Одно рассматривается как высший или один из высших принципов мироздания.

Знаменитый 42-й чжан «Дао-Дэ цзина» гласит:

«Дао рождает Одно,

Одно рождает Два,

Два рождает Три,

Три рождает все множество сущего».*

* Все переводы «Дао-Дэ цзина» даются в переводе автора настоящей статьи по изданию: Даосизм. Дао-Дэ цзин. СПб., 1999. С. 227-285.

Ему вторит «Чжуан-цзы»:

«В Великом Начале было сокрыто Отсутствие, у которого не было ни существования, ни имени. Из него возникло Одно. Так, Одно пришло в существование, но оно было не оформлено. Существа появились и обрели жизнь, и [это Одно] было их жизненной силой» (гл. 12).*

* Переводы «Чжуан-цзы» даются по: Чжуан-цзы цзи цзе (Свод комментариев к «Чжуан-цзы») // Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Т. 3. Пекин, 1956.

В этих отрывках под Одним, видимо, понимается Единое Ци, исшедшее из Высшего Дао. Впрочем, есть также тексты, в которых Одно рассматривается как начало более высокое, чем само Дао. Так, в 18-й главе «Баопу-цзы» сообщается, что «Дао возникает в Одном» (дао ци юй и), из чего следует, что единое, или изначальное ци как субстанция космоса первичнее Дао как имманентного принципа развертывания этой первосубстанции.

Одно воспринимается также даосами как жизненная энергия, сообщающая космосу его единство и целостность:

Вот те, кто некогда причастны стали Одному:

Небо стало причастно Одному, и очистилось,

Земля стала причастна Одному, и упокоилась,

Божественное стало причастно Одному, и одухотворилось,

Долины стали причастны Одному, и наполнились,

Все сущее стало причастно Одному, и стало порождать,

Цари и князья стали причастны Одному, и Поднебесная выправилась.

А вот, что было бы в противном случае:

Не стало бы Небо чистым, и распалось бы на куски,

Не упокоилась бы Земля, и раскололась бы на части,

Не одухотворилось бы божественное, и истощилось бы немедленно,

Не наполнились бы долины, и пересохли бы тотчас же.

Не стало порождать бы сущее, и тотчас бы погибло,

Не ценили бы цари и князья высокое, и были бы низложены внезапно.

И, наконец, Одно является синонимом мира как целостности, как единого тела (ти):

«Небо и Земля вращаются и проникают друг в друга, все множество сущего в основе своей едино с ними. Когда человек познает Одно, для него не остается ничего не познанного» (Хуайнань-цзы, гл. 7).

* Лю Ань. Хуайнань-цзы // Чжунго гуцзи да гуань. Цзы шу чжи бу (Большое собрание китайской классики. Из философских текстов). Т. 1. С. 424. Тайбэй, 2000.

С хуайнаньским Лю Анем солидаризируется Гэ Хун:

«Для познавшего Одно не остается ни одной не познанной вещи, для не знающего Одного, нет ни одной познанной вещи» (Баопу-цзы, гл. 18).*

* Гэ Хун. Баопу-цзы. Гл. 18. Все переводы даются по: Гэ Хун. Баопу-цзы. Предисл., перевод, коммент. Е.А. Торчинова. СПб., 1999.

Одно также является единством Трех, возникших из него. В том же «Баопу-цзы» говорится:

«Все пребывает в Одном, им порождаются образы Неба, Земли и Человека. Посему и говорится, что Три есть Одно».

Несколько иначе тема триединства подается в сравнительно позднем тексте «Великое рассуждение о Сокровенных Вратах»:

«Три-в-Одном суть глубь невидимого и неслышимого, стержень духа и энергии. Когда человек знает как использовать это, он увидит, как вещи становятся существующими. Когда человек знает, как вернуться к этому, все станет для него единым и все различия между вещами исчезнут

Эссенция-цзин, дух-шэнь и энергия-ци смешиваются друг с другом и становятся Одним. Эссенция пуста и таинственна. Она представляет собой достоинство в сиянии мудрости. Дух не сгибаем. Он представляет собой функцию эссенции, проявляющуюся в освобождении от всех пут. Энергия вездесуща, она представляет собой метод реализации единства явления и его формы».*

* Сюань мэнь да лунь (Великое рассуждение о Сокровенных Вратах) // Юнь цзи ци цянь (антология «Семь грамот из облачного книгохранилища). Цзюань 49. Пекин, 1990. С. 3б-4а.

Здесь Одно — высшее единство мира, реализуемое через объединение трех форм первосубстанции — эссенции, духа и энергии. Важно также отметить, что в даосских религиозных текстах, особенно, в школе Шанцин, это Триединое (сань и) превращается в трех Триединых — божеств, символизирующих вселенское единство и служащих важным объектом даосской медитации и различных визуализаций.

Интересно, что гипостазированное, то есть, олицетворенное в виде божества, Одно может иметь и образ богини, в соответствии со знаменитой фразой из «Дао-Дэ цзина» (чжан 6):

Ложбинный дух бессмертен.

Называют Сокровенной Самкою его.

Врата той Самки Сокровенной — корень бытия,

Из коего родятся Небо и Земля.

Как нить в бесконечность тянется он.

Используй его без усилий!

В других случаях трое Триединых рассматриваются как женское божество, символизирующее силу инь, мужское божество (ян) и их единство — Великое Одно, называемое в маошаньском (шанцинском) даосизме Владыкой Одного. В микрокосме им соответствуют божественные сущности, пребывающие в верхнем, среднем и нижнем киноварных полях. Им соответствуют и три текста Даосского Канона — «Канон Великого Вместилища» (Да дун цзин), «Канон Женственного Одного» (Цы и цзин) и «Канон Чистой Одухотворенности» (Су лин цзин). Говорится также, что в макрокосме эти божества возникли непосредственно из Изначального Ци в созвездии Большой Медведицы (бэй доу — «Северный Ковш»), играющего огромную роль в даосском культе.

Отметим также, что сама реализация Одного, полностью проявляющегося не только в космосе, но и в микрокосме человеческого тела, являющегося точной репликой, «голографическим сколком» универсума. И обретение этого Одного — путь к восстановлению изначального совершенства человека, исцелению от всех недугов, как телесных, так и духовных и восстановлению единства с космосом, ипостасью, или ликом которого и становится такой человек. Приведем цитату из очень важного даосского текста V века «Эзотерическое объяснение природы трех Небес» (сань тянь нэй цзе цзин):

«Учение Лао-цзы заключается в основном в наставлении рода человеческого относительно хранения корня жизни и усиления источника существования. Человек обретает жизнь благодаря энергии Дао, и как только он теряет ее, то сразу же умирает. Так, Лао-цзы повелел всем людям созерцать Истинное, памятовать о Дао, дабы укрепить и усилить корень и источник своего существования. Таким образом, человек должен стремиться достичь состояния, в котором он никогда не утратит изначальный источник своей жизни и сможет жить вечно».*

* Сань тянь нэй цзе цзин (Канон эзотерического объяснения трех Небес) // Дао цзан (Даосский Канон), № 1205. Т. 876. Шанхай, 1923-1926. Ч. 2. С. 1а.

И наконец, методы «хранения Одного» обладают огромной магической действенностью: человек, «блюдущий Одно» может стать неуязвимым для оружия, он может не бояться заразных болезней, хищных зверей, ядовитых гадов и даже демонов и прочей нежити. Более того, адепт, созерцающий Одно в киноварных полях своего тела (визуализируя свое тело перед самим собой так, как если бы оно отражалось в зеркале), может овладеть такими сверхспособностями, как умение становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах; а кроме того, он сможет видеть пребывающих в его теле животных и разумных душ, а также различных божеств и духов (см. «Баопу-цзы», гл. 18).*

* Гэ Хун. Баопу-цзы. С. 293–294.

После этих вводных замечаний мы можем перейти непосредственно к описанию методов созерцания, известных как «хранение Одного» (шоу и).

Современная американская исследовательница даосизма Ливия Кон выделяет семь различных типов практики «хранения Одного», которые мы и охарактеризуем вслед за ней.*

* Цит. по: Kohn L. Guarding the One: Concentrative Meditation in Taoism // Taoist Meditation and Longevity Techniques. Michigan Monographs in Chinese Studies. Vol. 61. Ed. by L. Kohn and Yoshinobu Sakade. P. 140.

1. Созерцание света для обретения физического и духовного здоровья и обретения бессмертия через единение с Дао как лучезарным Светом вселенной. Эта мистика света характерна для «Канона Великого Равновесия» (Тай пин цзин):

«В состоянии полного сосредоточения, когда впервые возникнет видение света, крепко держись за него и ни в коем случае не позволяй уйти. Вначале он должен быть красным, через достаточно длительное время его цвет изменится и он станет белым, затем он станет зеленым и пропитает всего тебя целиком и полностью. Продолжая далее хранить Одно, ты увидишь, что не останется ничего, что не сияло бы в блистающем свете. Тогда все множество болезней покинет тебя» (Тай пин цзин чао — «Канон Великого Равновесия в извлечениях»).*

* Kohn L. Op.cit. P. 137-152.

Интересно, что в «Тай пин цзине» описываются и правила занятия такой медитацией:

«Чтобы блюсти Дао, вначале подготовь комнату для занятий медитацией. Следует, войдя в нее, запереть двери и более никого в нее не пускать. Затем следует оценить свое состояние. Если понятно, что самочувствие не позволит достичь хорошего уровня сосредоточения, надо сразу же выйти из этой комнаты. Нет никакого способа принудить себя к занятию этой практикой. Только постепенно повышая уровень сосредоточенности и медленно созревая в процессе занятий, можно достичь состояния внутреннего умиротворения.

Когда достигнуто это состояние внутреннего мира, в сердце не возникает более никакого желания покинуть комнату, а рот не склонен более ни с кем разговаривать. Человек по-прежнему нуждается в еде и питье, но ему более не нужно общество других людей. Занятый только внутренним очищением, он легко достигает блага. Затем следует обратить свой взор вовнутрь и созерцать жизнь тела во всех ее проявлениях. Тело должно быть отчетливо визуализируемо перед собой, как если бы оно отражалось в зеркале. Следует тщательно изучить образ своего тела так, как если бы речь шла об отражении в воде.

Тогда все великое множество дел и проблем совершенно естественным образом разрешится само собой».*

* Ван Мин. Тай пин цзин хэ цзяо (Сводное издание «Канона Великого Равновесия»). Пекин, 1979. С. 723.

2. Созерцание Одного как первопринципа вселенной, явленного в парафизиологических структурах тонкого тела (киноварные поля), как об этом говорится в гл. 18 «Баопу-цзы» (см. выше). Результатом такого созерцания будет приобретение различных магических способностей, защищенность от врагов (как людей, так и нечисти) и от болезней.

3. Созерцание визуализируемых в теле божеств с обожествленным Лао-цзы (Лао-цзюнем) в центре (селезенке; по китайским представлениям этот орган воплощает в себе принцип центрального первоэлемента — земли). Такого рода медитации рекомендует «Канон Желтого Двора» (Хуан тин цзин), очень важный даосский текст IV в. н. э. Ее результат — достижение совершенного здоровья и бесконечного продления срока жизни.

4. Визуализация Трех Триединых (характерна для маошаньского даосизма). Три детально описанных в текстах божества визуализируются в трех киноварных полях тела-микрокосма (они по принципу аналогии между универсумом и телом соответствуют трем дворцам Триединых на звездах Большой Медведицы). Пока эти божества удерживаются в киноварных полях, учат даосы, жизнь будет продолжаться. В конечном итоге адепт должен достичь переживания полного единства с Триедиными, равно как и их единства с Триедиными макрокосма, а через это — единства с Дао. В таком случае достигается высшее духовное бессмертие, когда личность бессмертного превращается в некую ипостась, или аспект самого Дао.

5. Достижение полного контроля над эмоциями, бесстрастия и совершенной однонаправленности сознания, фиксированное сосредоточение в чистом виде. Такое состояние поддерживает деятельность трех разумных душ-хунь, хранителей жизненной энергии. В результате помимо избавления от всех скорбей достигается расширение сознания и переживание единства со всем сущим, выражающееся в развитии чувства сострадания. Этот метод подробно описан в тексте под названием «Метод продления лет и увеличения расчетного срока жизни» (Янь нянь и суань фа), представляющего собой свод маошаньских практик; текст близок к таким базовым маошаньским произведениям, как «Речи совершенных людей» (Чжэнь гао) и «Тайные наставления о восхождении в мир совершенных людей» (Дэн чжэнь инь цзюэ), составленным Тао Хун-цзином.

6. Достижение полного контроля над потоком мыслей и психических состояний вообще, обретение полного единства и целостности (интегрированности) психики. Стабильность психических процессов ведет не только к исчезновению отрицательных эмоций и даже чувства голода и жажды, но и к переживанию единения с Дао. Бессмертие здесь понимается как совершенное здоровье и бесконечная жизнь физического тела в сочетании с полной духовной свободой и спонтанной самоестественностью. Важнейший текст — «Описание всех заповедей» (Чжун цзе вэнь), датируемый, видимо, VII в. и написанный, как представляется, под сильным буддийским влиянием.

7. В традиции внутренней алхимии, которая будет подробно рассматриваться в третьей главе, «хранение Одного» — сложная практика очищения и объединения семенной эссенции (цзин), энергии (ци) и духа (шэнь) для создания нового духовного бессмертного тела, состоящего как бы из субстанции самого Дао.

После этого краткого обзора методов шоу и обратимся к совершенно другому типу медитации — медитации осознанности, или медитации-инсайту (гуань).

Хотя этот вид практики известен даосизму с глубокой древности, его подробные описания относятся только к эпохе Тан (618–907 гг.). Прежде всего, ей посвящен анонимный трактат «Внутреннее созерцание» (Нэй гуань), а также сочинения знаменитых даосов Сыма Чэн-чжэня (647–735 гг.)* и У Юня (ум. 778 г.).

* Сыма Чэн-чжэнь был патриархом самой влиятельной школы танского даосизма — Маошань (Шанцин) и потомком императоров династии Цзинь. Он оказывал достаточно сильное влияние на религиозную политику танского двора, особенно почитавшего даосизм, поскольку носившие фамилию Ли танские императоры считали себя потомками Лао-цзы (Ли Эра). Его основные сочинения — Тяньинь-цзы и «О сидении в забвении» (Цзо ван лунь).

Сам иероглиф гуань («созерцание») интерпретируется в древнейшем этимологическом словаре Сюй Шэня (I в. н. э.) «Объяснение иероглифов простых и сложных» (Шо вэнь цзе цзы) как «тщательное рассмотрение», «анализ», «пристальное изучение», что позволяет истолковывать этот тип практики, как аналитическое созерцание, что вполне аналогично буддийскому термину випашьяна, как раз и переводящемуся на китайский язык этим же самым словом гуань.

Главная задача даосской медитации всецелой осознанности — достичь преодоления индивидуалистической ограниченности обыденного сознания и выход за его пределы; постижение эфемерной призрачности природы индивидуума, который суть лишь результат преходящего сгущения ци должно привести к раскрытию иных планов бытия, причем бытия сверхличностного: даосский созерцатель постигает само Дао в качестве своей подлинной и исконной природы и превращается в одну из его ипостасей, обретая таким образом истинное бессмертие.

Прежде всего, даос должен постичь изменчивую и преходящую природу своего собственного тела, опираясь на известное изречение из «Чжуан-цзы» (гл. 22): «Человеческая жизнь есть лишь приход и уход ци. Ци — вот жизнь, ци рассеялось — вот смерть». Это тело есть лишь часть космической энергии, заимствованное, «взятое в долг» у Неба и Земли, и рано или поздно оно, подобно телам всех существ, должно вернуться в пыль и прах. Созерцатель также осознает, что в этом теле нет никакого постоянного «я», которое могло бы быть господином тела, как об этом говорится в том же «Чжуан-цзы»: «Нет никакого истинного хозяина тела и ума» (гл. 2) и «Нет никакого сознания, которое контролировало бы превращения» (гл. 22).

На следующей ступени эмпирическая личность шэнь (досл. — «тело», но одновременно и «я сам», «моя личность» как вся совокупность психофизических состояний в их привязке к воображаемому стержню индивидуального опыта) рассматривается как источник страданий и неудовлетворенности в соответствии с чжаном 13 «Дао-Дэ цзина»:

«Я потому в беде великой пребываю, что телом-самостью я обладаю.

И если б телом-самостью не обладал, то разве б были беды у меня?»

Только после того, как достигнуто полное прочувствованное (экзистенциально значимое) понимание отрицательного аспекта личностного бытия, даос переходит к рассмотрению и культивированию его положительных сторон. Он теперь рассматривает тело как чудесный микрокосм, седалище и колесницу духа, в своей основе тождественного по природе самому Дао. В этом метафизическом аспекте тело есть сосуд Дао, и вглядываясь в основы своего телесного бытия, человек может проникнуть в глубины Дао. Только благодаря присутствию в теле Дао, его энергий и проявлений (олицетворяемых в образах различных божеств) тело может жить. Реализуя присутствие Дао внутри себя самого, даос начинает рассматривать себя как аспект Дао, его проявление, его отражение, его «сколок». Теперь тело мыслится уже не как эфемерное энергийное образование, а как микрокосм, отражение и проявление мира как целого, или как образ единства существования. Оставив ложное иллюзорное «я», даос начинает формировать новую систему самоотождествления, рассматривая «я» как аспект, или срез единого и неделимого мирового бытия. Теперь даос воспринимает свое «я» как модус единого Изначального Духа (юань шэнь), который трансцендентен всем превращениям и изменениям сущего и который вместе с тем временно связан с профаническим телом, подверженным всем этим изменениям.

В заключение рассмотрения этого типа медитации приведем в качестве примера небольшой фрагмент уже упоминавшегося танского текста «Канон внутреннего созерцания» (Нэй гуань цзин):

«Лао-цзюнь сказал: „Опустошение сердца-ума — это извлечение из него его содержания. Безмыслие — это отсечение всех состояний сердца-ума. Сосредоточение-фиксация сердца-ума — это его недвижность. Умиротворение сердца-ума — это делание его бесстрашным. Упокоение сердца-ума — это избавление его от беспорядка. Выпрямление сердца-ума — это искоренение в нем ложных воззрений. Прояснение сердца-ума — это устранение его замутненности. Очищение сердца-ума — это освобождение его от всякой нечистоты”.

Когда все эти помехи будут устранены, тогда выявятся следующие четыре аспекта сердца-ума: сердце-ум станет прямым и не обернется вспять; сердце-ум станет равновесным и не будет различать возвышенное и низменное; сердце-ум станет просветленным и избавиться от тьмы и мрака; сердце-ум станет всепроникающим и для него не будет помех и препятствий.

Все это означает, что сердце-ум в самой основе своей станет самосветящимся. Грубыми словесами не разъяснить оное, лишь ты сам можешь помыслить сие».*

* Нэй гуань цзин (Канон внутреннего созерцания) // Дао цзан (Даосский Канон), № 641. Т. 342. Шанхай, 1923-1926. С. 5б-6а. Полный английский перевод этого текста и переиздание китайского оригинала см.: Kohn L. Taoist Insight Meditation: the Tang Practice of Neiguan // Taoist Meditation and Longevity Techniques. Michigan Monographs in Chinese Studies. Vol. 61. Ed. by L. Kohn and Yoshinobu Sakade. P. 203-222.

Этот фрагмент содержит достаточно интересные моменты, из которых мы особо отметим два:

1. Относительно извлечения содержания ума. В оригинале употреблено слово ши — сущность, ядро. То есть речь идет о некоем опустошении ума, или извлечении из ума его сущности, то есть, воображаемой субстанциальности, и превращение его в сияющее зеркало, которое все отражает, лишая все субстанциальности, и которое само по себе тоже бессущностно и невещно. Здесь мы имеем дело с вполне буддийским по духу образом.

2. Безмыслие. Здесь употреблено выражение у синь. В более ранних текстах под у синь понимается некая спонтанная безустановочность сердца-ума, лишенного склонности к искусственному и укорененному в чувстве иллюзорного эго целеполагания; отсюда один шаг до вольного и спонтанного «странствования в сфере сокровенного и загадочного» по выражению Го Сяна (ум. 312 г.) — сяо яо ю юй сюань мин чжи цзин. Однако в буддийских текстах школы Чань под у синь начинает пониматься именно безмыслие, то есть некое приостановление развертывания потока психической активности, достигаемое во время транса в состоянии глубокого сосредоточения (самадхи). Вариант, предложенный автором «Канона о внутреннем созерцании», ближе к буддийской интерпретации, нежели к учению Го Сяна или других более ранних мыслителей, еще не испытавших влияния буддизма.

Но древнейшей формой медитативного опыта в даосизме несомненно был экстатический транс, тесно связанный с опытом волшебного полета и магического путешествия. К его рассмотрению мы теперь и обратимся.

Творческое или активное воображение с древнейших времен было важнейшей составляющей даосской практики. Сама идея такого воображения, не только воспроизводящего даосскую картину мира, но и формирующего ее, выразилась в термине цунь сян, обычно переводящегося на русский язык как «визуализация», но на самом деле означающего, как уже говорилось выше, «наделение существованием посредством мысли», или «мыслеформа, обретшая существование». Суть визуализации, или актуализации — создание представления, не только не отличного от «реального» внешнего объекта, но и в конечном итоге даже превосходящего по степени сакральной реальности реальность профанических объектов. В визуализации даос как бы раскрывает сакральное измерение мира, одновременно творя реальность силой своего воображения.

Все даосские практики так или иначе связаны с телом, которое рассматривается даосами как микрокосм, точный образ, копия, сколок вечного универсума. Однако, подобно тому, как мир, воспринимаемый профаном, отнюдь не есть истинносущее, прозреваемое даосским мудрецом, то тело, которое мы считаем «таким единым и таким своим» не есть истинное, или одухотворенное тело (выражение Тао Хун-цзина), создаваемое даосом в ходе своей практики. Последнее по существу также активно творится даосом, причем визуализация занимает в этом процессе отнюдь не последнее место. В конечном итоге, даосский космос и даосское тело совпадают, точнее, тело расширяется до космических масштабов, образуя как бы новое измерение универсума. Тогда и появляется даосский святой, для которого силы инь и ян — кони, впряженные в его колесницу, а Небо и Земля — колесница, в которой даос «беззаботно странствует в сфере сокровенного и загадочного» (сяо яо ю юй сюань мин чжи цзин). И эти странствия также переживаются даосом в ходе его медитаций. Конечно, для нас мысленное странствие, даже самое яркое, переживаемое, например, под воздействием галлюциногенов (их не чуждались и некоторые даосы), отличается от реального путешествия, например, на поезде или в самолете. Но для даоса, старательно стиравшего грани между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, действительным и воображаемым, такое экстатическое странствие представлялось гораздо более реальным, чем простое перемещение физического тела в пространстве. Именно в акте творческого воображения даос как бы прорывается в тот мир, каким он является на самом деле, вне искажающего воздействия слов и понятийных конструкций. Поэтому очень многие даосские практики непосредственно направлены вначале на имитацию, некое мысленное проигрывание, а потом и на переживание магического путешествия по земле, подземному миру и небесам с их планетами, звездами и созвездиями.

Благодаря трудам безвременно скончавшейся в июне 2000 года французской исследовательницы Изабель Робинэ, мы достаточно хорошо знаем характер таких трансовых практик визуализации в школе Маошань, возникшей в IV веке и процветавшей до IX–X веков и сыгравшей огромную роль в развитии и оформлении даосской традиции. Но надо помнить, что традиция подобного экстатического путешествия уходит своими корнями в седую древность: уже в «Чжуан-цзы» говорится о даосах, «странствующих в истине Неба и Земли, оседлавших перемены шести ци шести сторон света (север, юг, запад, восток, верх и низ) и проходящих через безграничное»; в «Ле-цзы» рассказывается о чудесном странствии чжоуского царя Му-вана к богине Запада Сиван-му; в древней поэме «Дальнее странствие» (Юань ю) в жанре чуских строф описывается странствие к четырем концам света и мистическое восхождение к Небесным Вратам, а «Хуайнань-цзы» повествует о волшебном бегуне Лу Ао, который «бродит по Северному Морю, перепрыгивает через мрак Великого Инь, вступает во Врата Мрака и достигает холма Мэнху». Та же идея выражена и в изображениях на ханьских зеркалах, показывающих бессмертных, «наслаждающихся жизнью повсюду в пределах Четырех Морей». Но именно в школе Высшей Чистоты (Шанцин; это другое название школы Маошань) практика магического путешествия в состоянии транса и техника визуализации обрели зрелость и завершенную оформленность.

Самой простой формой такого путешествия является визуализация мирового пространства. Даосу следует последовательно представлять, доводя посредством визуализации эти представления до совершенной отчетливости, все описанные в даосских текстах горы, реки, растения, животные, варварские народы и племена и обиталища бессмертных по всему миру, начиная от самых близких и кончая самыми удаленными. Когда эти представляемые образы достигли полной отчетливости, даосу следует избрать одну из сторон света, после чего перед ним благодаря визуализации появляется божество священной горы, соответствующей данной стороне света; его явление сопровождается барабанным боем. Это божество предлагает адепту питие, по качествам соответствующее первоэлементу, маркирующему данную сторону света. Перед завершением медитации даос представляет, как к нему являются существа посещенных им сторон света и кланяются ему как своему владыке.

Эта медитация как бы воссоздает древний ритуал монаршего объезда Поднебесной, сопровождаемого жертвоприношениями фэн и шань на вершинах пяти священных гор, соответствующих четырем сторонам света и центру. Но в медитации таким вселенским монархом оказывается сам даос, тело которого не только микрокосм и образ, икона мира, но и сакральный центр всей вселенной.

В даосском культе огромную роль играют астральные объекты — планеты и звезды, особенно звезды Большой Медведицы (по-китайски — Северный Ковш, Бэй доу), населенные различными божествами и бессмертными, а медитативное путешествие на эти звезды всегда играло очень важную роль в даосской практике.

Согласно традиционной китайской астрономии созвездие Большой Медведицы состоит из девяти звезд: кроме четырех звезд ковша и трех ручки* в него входят еще две таинственные невидимые звезды Фу-син (Звезда Сопровождения) и Би-син (Звезда Помощи). Считается, что их могут увидеть только самые чистые и святые люди; срок жизни человека, увидевшего эти тайные звезды, увеличится до нескольких сотен лет. Эти звезды соотносятся с планетой Марс и с Полярной звездой. Кроме того, даосы верили, что рядом с Большой Медведицей неким мистическим образом существует ее невидимое темное отражение, погруженное в вечный мрак. Если само созвездие воплощает в себе силу ян, то его темное отражение — силу инь, а населяют его черные звезды богини — супруги божеств видимого созвездия. Соответственно, звезды видимого созвездия образуют как бы небесные души хунь, тогда как невидимого — животные души по. Как и все во вселенной, Большая Медведица имеет свое соответствие в человеческом теле-микрокосме: богини невидимого отражения пребывают в Пресветлом Престоле (мин тан) — одном из центров верхнего «киноварного поля», тогда как божества видимого созвездия имеют свою резиденцию в сердце.

* Их названия сугубо даосские и имеющие мистический смысл таковы (в порядке от конца ручки к ковшу): Небесная Застава (Тянь гуань), Северный Предел (Бэй цзи), Киноварное Начало (Дань юань), Сокровенный Мрак (Сюань мин), Совершенный Человек (Чжэнь жэнь), Эссенция Инь (Инь цзин) и Сияние Ян (Ян мин).

Большая Медведица прежде всего созвездие севера и как таковое в даосизме рассматривается как наделенное мощнейшими энергиями, защищающими от демонических сил мрака. Некоторые даосские визуализации прямо направлены на использование образа Большой Медведицы для защиты и экзорцизма — изгнания нечисти. Так, маошаньские тексты предписывают созерцать звезды Большой Медведицы, визуализируемые как покров над головой или как окружающие все тело; некоторые визуализации предполагают созерцание божеств Северного Ковша спускающимися в тело адепта и располагающимися затем в трех «киноварных полях», но наиболее известен более сложный метод.

В этом ритуале используется также ритуальный даосский «танец», точнее, особая поступь, восходящая к шаманизму и известная как «юев шаг», то есть походка легендарного укротителя потопа, великого Юя, который обходил Поднебесную, измученный борьбой с водной стихией. Знаменитый даос Гэ Хун так описывает эту ритуальную поступь в семнадцатой главе своего трактата «Баопу-цзы»:

«Книга также гласит: „Когда пройдешь один фут и ее одну сажень и еще один фут, то оглянись назад, и увидишь девять своих следов”. Правила юева шага таковы: надо встать прямо, правая нога впереди, левая нога сзади; потом левая нога впереди, правая нога сзади; потом обе ноги, левая и правая, соединяются вместе. Это один шаг. Потом впереди правая нога, затем левая нога, потом правая нога подтягивается к левой ноге и они оказываются наравне. Это второй шаг. Потом левая нога впереди, затем правая нога впереди, потом правая и левая ноги сводятся вместе. Это третий шаг. В этом и заключается метод хождения юевым шагом. Ведь исполнение всего множества магических искусств Поднебесной вмещается в хождение юевым шагом, который применяется отнюдь не только для того дела, о котором говорится сейчас».*

* В семнадцатой главе «Баопу-цзы» о юевом шаге говорится в связи с правилами ухода в горное уединение, необходимыми для защиты от вредоносных духов гор и лесов.

медитация синоним

Кроме юева шага данный ритуал предполагал использование нумерологических «Схемы из реки Хуанхэ» (Хэ ту) и «Письмен из реки Лошуй» (Ло шу). Согласно древнему преданию, первая схема явилась мифическому императору Фу-си на спине чудесной драконовой лошади, вынырнувшей из вод Хуанхэ, тогда как другую обрел чжоуский правитель Вэнь-ван (XII в. до н. э.), узревший ее на спине чудесной черепахи из реки Лошуй. Схемы представляют собой различные конфигурации белых (ян) и черных (инь) точек, соотносящихся с гексаграммами И-цзина, загадочного «Канона Перемен». В даосской традиции Хэ ту рассматривается как графическое выражение гармонии прежденебесного (сянь тянь) порядка, а Ло шу — дисгармонии посленебесного (хоу тянь) состояния космоса. Совершая ритуал, даос как бы воплощал в себе идеальный тип правителя-миродержца, упорядочивающего всю вселенную. Ритуал Большой Медведицы с использованием юева шага и графических фигур восходит к I в. н. э., но его подробные описания даются впервые именно в маошаньских текстах IV–VI веков.

Ритуал основывается на символике тройки и девятки: это числа положительного начала ян (молодого и зрелого), а кроме того — трех изначальных энергий-ци, возникших в начале процесса миропорождения, и девяти звезд Большой Медведицы, в свою очередь являющихся выражением тех же самых трех изначальных потоков ци.

Ритуал начинается с того, что адепт рисует на шелке изображение созвездия Большой Медведицы и прячет его в коробку; этот рисунок является как бы вещественным субстратом будущей визуализации. Далее адепт создает сакральное пространство ритуала, рисуя звезды и планеты и располагая их по типу магического ограждающего круга. После этого он визуализирует созвездие и как бы укутывается в него, осеняя себя девятью звездами Северного Ковша. Затем даос совершает мысленное медитативное восхождение на созвездия, сопровождая медитацию ритуальными движениями.

В это время даос начинает заклинать женские божества темного отражения созвездия, визуализируя их со всеми их атрибутами. С каждым новым шагом по юевой схеме адепт как бы переходит со звезды на звезду, одновременно визуализируя ее божественных правителей. Адепт окутывает себя красным облаком и девять раз повторяет обход воображаемого созвездия, сопровождая его детальными визуализациями. В конце адепт снова мысленно нисходит на землю, оказываясь в пределах магического круга, протирает глаза, зажимает ноздри и поет последнее заклинание.

Метод «хождения по небесной сети» включает в себя несколько элементов:

1. Вначале адепт в своем воображении начинает вращать звездное небо против часовой стрелки, после чего он, двигаясь юевым шагом, входит в изображение Большой Медведицы, ставя ступню по одному разу последовательно на каждую из девяти звезд этого созвездия.

2. Адепт обходит созвездие против часовой стрелки, начиная с последней звезды.

3. Повторение первого обхода, но по часовой стрелки. На изображение звезд ставится только правая нога: это движение соответствует инь, тогда как первый обход имел природу ян (в Китае левая сторона считалась важнее правой и соответствовала силе ян).

4. Повторение обхода звезд, при этом на изображения ступают обе ноги. Упражнение сопровождается визуализациями астральных божеств в состоянии медитативного самоуглубления.*

* Robinet I. Visualization and Ecstatic Flight in Shangqing Taoism // Taoist Meditation and Longevity Techniques. Michigan Monographs in Chinese Studies. Vol. 61. Ed. by L. Kohn and Yoshinobu Sakade. P. 159-192.

Какова же функция Большой Медведицы в этом и других подобных упражнениях? В своем «Астрономическом трактате» из «Исторических записок» великий древнекитайский историк и великий астролог империи Хань Сыма Цянь (II–I вв. до н. э.) писал, что созвездие Большой Медведицы (Ковш) есть колесница императора и что, находясь в центре небосвода, оно управляет четырьмя сторонами света, разделяет инь и ян и обусловливает чередование четырех сезонов. Согласно Сыма Цяню, оно определяет равновесие пяти первоэлементов и меру течения времени, а также членение пространства; оно есть мера всевозможных мер.*

* См.: Сыма Цянь Исторические Записки (Ши цзи). Перевод, предисл. и коммент. Р.В. Вяткина. Т. 4. Трактаты. М., 1986.

Как и для Сыма Цяня (близкого по своим взглядам к даосизму), для даосов Большая Медведица — есть прежде всего центр вселенной, устанавливающий меру должного миропорядка и его гармонию как «ось всех творящих метаморфоз». Как говорит один маошаньский текст, «все множество сущего проистекает отсюда, все множество божеств управляется ковшом». Большая Медведица — вертикальная ось мира и центр неба, являясь таким образом аналогом чудесной горы Куньлунь — земного центра, которая является лишь земным отражением северного созвездия. Но гора Куньлунь является резиденцией не только богини Запада Сиван-му, но и самого обожествленного Лао-цзы, здесь сокрыты тайны бессмертия. Но не в большей ли степени это же будет по логике даосизма справедливо относительно Северного Ковша — первообраза чудесной горы. В микрокосме Ковшу соответствует селезенка — орган первоэлемента «земля», маркирующего центр. Таким образом, медитативные полеты даоса на Большую Медведицу или нисхождение божеств, олицетворяющих ее животворное ци в тело адепта имеют своей целью приобщение к священному центру бытия, а через него — к источнику вечной жизни и огромного могущества.

Впрочем, существовали и совершенно иные, более натуралистические методы вхождения в транс для магического путешествия в пространство даосского мифа. Это прежде всего употребление галлюциногенных веществ, процветавшее в кругах симпатизировавших даосизму аристократов и эстетов III века, хотя впервые к галлюциногенам обратились последователи Небесных Наставников — даосских первоиерархов из рода Чжан (впоследствии отказавшихся от подобной практики). Была она известна и адептам Маошань, практиковавшим в IV–VI веках особые созерцания в «чистых покоях» (цин ши), представлявших собой вхождение в транс от вдыхания психоделических испарений, исходящих из алхимического тигля или треножника.

По-видимому, вначале предпочтение отдавалось некоему магическому грибу (видимо, содержащему псилоцибин), известному под названием лин чжи («одухотворенный гриб» — так даосы называли любые чудесные грибы, употреблявшиеся в качестве продлевающих жизнь снадобий). Приняв лин чжи, эстеты III в. (в том числе и такие знаменитые поэты, как Цао Пи и Цао Чжи) отправлялись в волшебные странствия и видели то, что им так хотелось увидеть: дворцы бессмертных на острове Пэнлай, парящих небожителей, чудесные страны и волшебные сады, а потом описывали свои видения в своих стихах.

Несколько позднее в моду вошло снадобье, известное как у ши сань — «порошок пяти минералов», увлечение которым сказалось на одежде, нравах и литературе III–IV веков. Крупнейший китайский писатель XX века и один из основоположников современной китайской литературы Лу Синь в своем исследовании влияния на литературу винопития и употребления галлюциногенов в эпоху Вэй и Цзинь (220–419 гг.) сообщает некоторые весьма любопытные детали, связанные с употреблением этого порошка.

В настоящее время его состав утрачен, но можно предположить вслед за Лу Синем, что это снадобье состояло из одного из соединений серы (возможно, реальгар, или сернистый мышьяк — вещество, весьма популярное у даосских алхимиков), сталактиты, какое-то красное маслянистое вещество и две разновидности полудрагоценных камней. После приема этого снадобья человека бросало в жар и начинало знобить*, но при этом нельзя было ни тепло одеваться, ни употреблять горячую еду, ибо любое согревание тела могло привести к летальному исходу; напротив, при регулярном употреблении порошка рекомендовались холодные обливания и употребление холодной еды (поэтому другое название этого галлюциногена — хань ши сань, то есть, «порошок холодной пищи»). Кожа от употребления порошка становилась очень чувствительной, из-за чего в моду той эпохи вошла свободная легкая одежда и разношенная обувь. Лу Синь также сообщает, что поскольку стиранная одежда «стояла колом» и вызывала неприятные ощущения у кожи, платье подолгу не стирали, и вши перестали считаться чем-то постыдным, а отказ от горячей пищи и необходимость «выпускать жар» препятствовала соблюдению ряда конфуцианских ритуалов, что способствовало росту поведенческой раскрепощенности и моде на непринужденное неформальное поведение, что надолго закрепило в официальной историографии за эпохой Шести Династий (III–VI века) репутацию времени торжества разврата и бесстыдства.** На этом мы и закончим наш по необходимости весьма неполный обзор даосской психопрактики.

* Об этом эффекте «порошка пяти минералов» сообщает и Гэ Хун в 11-й главе «Баопу-цзы».
** Лу Сюнь. Лу Сюнь сюань цзи (Избранные сочинения Лу Синя). Т.3. Шанхай, 1938. С. 486–507. См. также: Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979. С. 55–56.

Данная статья представляет собой расширенный вариант раздела моей монографии «Даосские практики», которая вскоре должна выйти в свет в издательстве «Петербургское востоковедение».

Использованы иллюстрации из книги:
Е. А. Торчинов ДАОССКИЕ ПРАКТИКИ, С-Пб., 2001.

Источник: http://daolao.ru/Torchin/soz_i_medit.htm

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

Очередь

ЭТИ СЛОВА ПРОГРАММИРУЮТ ТВОЮ ЖИЗНЬ! Фразы приносящие болезни и нищету и напротив — счастье и успех

Хотите сохраните это видео?

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось видео?

Не понравилось?

Текст видео

Билеты на конференцию Пробуждение 2020👉https://clck.ru/MG3nB

О ВЛИЯНИИ СЛОВ Являясь носителем языка, каждый из нас имеет совершенно уникальный запас слов. Этот набор является мощным инструментом самопрограммирования. В буквальном смысле: как говорим – так и живем. Что заявляем, то и имеем. Слова – это одежда наших мыслей, и энергия слов имеет еще более плотную структуру, и эта энергия в разы быстрее (по сравнению с энергией мысли) формирует материю. Об этом прекрасно были осведомлены наши Предки и широко этим пользовались. Но, постепенный отход от народной традиции породил ситуацию, при которой эти знания были, можно сказать, заново открыты, но уже со строго научных позиций. Сделал это немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан, обнаруживший (а потом научившийся обезвреживать) слова, программирующие болезни тела. Со временем, Пезешкиан убедительно доказал, что эти разрушительные слова присутствуют в лексиконе почти всех людей. Нет почти ни одного человека, кто бы уберегся от слов, которые: программируют болезни, материализуют их в теле, ни в какую не позволяют их исцелить. Эти слова доктор Пезешкиан объединил в название органическая речь. Конечно, по-русски это название звучит несколько кособоко, но суть отражает вполне: органическая речь – это слова и выражения, впрямую влияющие на физиологические органы человека. Вам отлично известны эти слова и выражения. Это по-настоящему опасная и разрушительная энергия, которая способна подорвать даже самое крепкое здоровье, будь оно хоть трижды богатырским.

Обратите внимание на то, насколько виртуозно замаскированы слова-разрушители. Сразу не верится, что такие безобидные на вид слова могут так сильно вредить. Просто вслушайтесь в эти слова: • лопнуло мое терпение, • я уже голову сломал, • что-то меня гложет, • всю плешь мне проели, • сидит у меня в почках (что-то, кто-то), • мне перекрыли кислород, • не перевариваю (что-то или кого-то), • все соки из меня выжали, • много крови мне попортили, • чихать я хотел, • надоело до тошноты, • просто ножом по сердцу, • меня уже колотит (трясет), • всю шею отсидели, • сыт по горло, • с души воротит, • загоняли меня до смерти, • побывай в моей шкуре, • давят на меня, • найти бы отдушину. Ну и так далее. Нам кажется, что мы употребляем емкие метафоры, а на самом деле отдаем своему телу такие четкие команды, что тело их даже и не смеет не выполнить, вот и выполняет.

Примечание. Нет никакой разницы в том, к кому (или чему) применяются эти и подобные слова и выражения. Сам факт их присутствия в активной речи закладывает (а потом поддерживает) программу болезни. Предлагаем вам понаблюдать за речью. Нет, не за своей – это без специальной подготовки может оказаться невозможным. Попрактикуйтесь – понаблюдайте за тем, какие слова-разрушители присутствуют в речи ваших близких. Только избегайте «проповедовать». Будьте, пожалуйста, деликатны: людей, и особенно близких, ранят поучения и наставления. Просто поделитесь информацией. Предоставьте вашим близким возможность сделать самостоятельные выводы. И принять самостоятельные решения. И помните: индивидуальная речь – это то, во что категорически нельзя грубо вмешиваться! Теперь вы знаете слова-разрушители в лицо, и это означает, что они обезоружены. Теперь, если эти слова и станут проскакивать в вашей речи, то вы мгновенно это заметите и замените «вредителя» на нейтральный (или даже продуктивный) синоним. И очень поможете своему здоровью. Вот так все просто: маски сняты и речь очищается: разоблаченные слова-разрушители из нее постепенно уходят. То же самое стоит сделать еще с одним набором слов. Эти слова получили название слова-кандалы. Очень точное название, потому что отражает самую суть: употребляя слова-кандалы, мы ограничиваем себя и в свободе, и в возможностях, и в праве, которое по умолчанию (т.е. без всяких условий) дано каждому из нас от рождения: получать от жизни все самое лучшее. К большому счастью, слов-кандалов не так уж и много, и не потребуется особых усилий, чтобы очистить от них свою речь. Достаточно просто знать, что сообщество кандальных слов состоит из 4-х основных «кланов» (или семей — так их принято называть). Клан кандальных слов под названием «У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ». Эти слова отчетливо указывают на неуверенность в себе, за ними всегда маячит убеждение человека в том, что его способности ограничены, что он серый, неприметный – «обычный».
#влияние #слов #здоровье

Источник: http://www.youtube.com/watch?v=ZWNttB1JjYI

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *