Что Ислам говорит о йоге и медитации? — медитация в исламе
17.04.2020«Только посредством поминания Аллаха, сердца обретают успокоение» (ар-Рад 13/28).
Что ислам говорит о йоге и медитации?
Отношение к йоге
Йога – это течение, возникшее в Индии.
Люди, практикующие йогу, следуют ей как системе, обеспечивающей гармонию трех основ существования: физической, умственной и духовной. Медитация, в данном случае, преподносится как единственный путь достижения счастья. Йога и медитация являются неотъемлемыми частями индуизма и буддизма, все элементы культуры которого пронизаны верой в реинкарнацию.
В получившем сегодня распространение движении Нью Эйдж (New Age) большое место занимают магия, колдовство, спиритизм, гадания и прочие ложные верования. Это движение возрождает всевозможные культы религий Юго-Восточной Азии, в особенности колдовские ритуалы шаманизма.
В основе индуизма и буддизма лежит философия многобожия, отвергающая единобожие, и провозглашающая лишь нравственное развитие человека, ради того, чтобы избавиться от мук повторяющихся мирских жизней. В соответствии с этими религиями человек вновь и вновь приходит в этот мир, и каждая его новая жизнь зависит от того, как он прожил свою предыдущую жизнь (реинкарнация). Все эти воззрения полностью противоречат исламу и Корану.
Если кто-то из мусульман занимается йогой ради того, чтобы поддержать в тонусе свое тело и разум, то необходимо отметить, что выполнение поклонений, предписанных исламом, предпочтительнее , так как эти виды поклонения (намаз, пост и прочие) обеспечивают необходимый физичекий тонус и душевное спокойствие. Кроме того, совершая эти виды поклонения, человек обретает душевный покой и умиротворение, которые дает ему выполнение предписаний его религии.
Аллах Всевышний сказал в Коране:
«Только посредством поминания Аллаха, сердца обретают успокоение» (ар-Рад 13/28).
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/cto-islam-govorit-o-joge-i-meditacii/
Медитация – духовная практика
Медитация – это комплекс действий, с помощью которых человек погружается в транс. Цель медитации человек устанавливает для себя самостоятельно или выбирает с помощью духовного наставника. Главная задача – отключиться от влияния внешнего мира, отвлечься от нескончаемого потока мыслей – внутреннего диалога – и научиться ощущать свое тело, его внутреннюю природу, силы вокруг нас. Медитация всегда напрямую связана с усердием, терпением и покоем.
Что такое медитация
Понятие медитация нельзя определить однозначно. К примеру, Ошо называет медитацию просто практикой для духовного развития, не связанной ни с какой религией, которая может применяться любым человеком, даже если он не верит ни в каких богов, для достижения просветления. Шри Ауробиндо определяет медитацию, как понятие, включающее в себя размышление об идее либо объекте, созерцание движения мыслей внутри собственного ума и концентрацию обычно распыленного во все стороны человеческого сознания в одной конкретной точке.
Получается, что, с одной стороны, медитация – это набор психических упражнений для ума, позволяющий достичь определенного состояния сознания. Это могут быть ритмично повторяемые фразы, танцевальные движения, определенные молитвы или песнопения. В суфизме, например, дервиши практикуют специальные ритуальные танцы.
С другой стороны, это концентрация на определенной идее или некоей ментальной точке, проделываемое с той же самой целью. Но при этом концентрация помогает сознанию отстраниться от обычного круговорота мыслей, не путем контроля и обуздания, но путем осознания того факта, что любые мысли не являются частью разума, а приходят туда извне. И через какое-то время ненужные мысли перестают приходить в сознание, то есть достигается состояние мысленного безмолвия. Именно в этом состоянии (йогины его называют Божественной тишиной) в разум снисходят знания свыше.
Кроме того, медитация – это ещё и спокойное размышление об объекте либо идее с отключением от остальных мыслей и вне влияния каких-либо внешних воздействий. То есть, человек в состоянии медитации, сосредоточившись на каком-либо объекте, спокойно наблюдает за ним, а также за мыслями, приходящими в его сознание. Постепенно круговорот мыслей становится все слабее и незаметнее, сознание полностью очищается от посторонних влияний.
Также медитацией называют то особое состояния сознания, которое, по идее, и достигается вышеперечисленными методами. Это состояние называют по-разному: трансом, нирваной, просветлением, самадхи, блаженством и – почему-то – небытием. В этом состоянии важно не просто достичь Божественного Начала, а полностью раствориться в нем, не заботясь более о потерянной где-то по дороге индивидуальности.
Происхождение термина “медитация”
Слово «медитация» произошло от римского слова meditatio, что означает “размышление”. Но это несколько однобокая расшифровка описываемого понятия, не отражающая всю полноту этой духовной практики.
Интересен путь прихода этого понятия в современный язык. В иврите существует слово хага, обозначающее умственное созерцание, размышление и шепот. Оно встречается в Торах. При переводе Писаний на греческий язык в качестве аналога для хага было подобрано слово melete, обозначающее «упражнение». Правда, не простое, а специальное упражнение в словесной риторике, применявшееся для обучения красноречию политиков и судей. А с греческого языка на латынь melete было переведено как meditatio.
Медитация в ранние исторические эпохи
Медитация, как показывает практика, развивалась вместе с разными верованиями и религиями. Она стала их частью. Погружаясь внутрь себя, люди стремились отыскать способы общения не только со своей сокровенной частью, но и с высшими силами Земли и неба. Исходя из определения понятия, можно прийти к выводу, что медитация помогала в 3-х направлениях:
- глубокое и всестороннее размышление о духовных истинах;
- достижение поставленной цели;
- изменение своей сущности.
Медитативные практики часто применялись во время ритуалов тысячи лет назад. Сохранились записи о том, как вожди племен, жрецы и духовные представители общества повторяли одни и те же движения, покачивались под мелодии или застывали на неопределенное время. Они передавали эти знания своим приемникам, так что каждое новое поколение сохраняло полученные истины и искало новые.
Медитация и религия
Медитация, как метод приближения сознания адепта к Божественному Началу, применяется практически во всех религиозных культах. В индуизме и буддизме существует понятие дхияна (или дхьяна), представляющее собой одну из ступеней аштанта-йоги, а именно практическую систему концентрации и успокоения сознания. Практика состоит из нескольких стадий, на которых адепт как бы собирает свои рассеянные мысли, обращаясь внутрь себя, полностью отключается от внешнего мира, в итоге избавляясь от своей личностной индивидуальности и становясь частью всеобъемлющего Ничто. Аналогом дхияны является дзен у японцев, чань у китайцев, тхиен у вьетнамцев и сон у корейцев.
Медитация в буддизме
Становясь частью религии, медитация начинает ей прислуживать. Она меняется и развивается. В буддизме ее задача – помочь людям обрести спокойствие (нирвану).
Хоть прошло и много веков, но до сих пор медитация в этом случае делится на 3 части:
1. Самонаблюдение. Человек изучает свое тело, мысли и эмоции. Согласно учению, Будда никогда не пытался менять что-либо в себе. Он просто наблюдал за тем, как в его голове рождаются мысли.
2. Концентрация внимания. Процесс удаления всех индивидуальных качеств, чтобы стать частью чего-то большого.
3. Прозрение. Получение мудрости (откровения), но не с помощью анализа, а на основе интуиции.
Все техники медитации делятся на две категории: развитие свое физического состояния и концентрация внимания, сосредоточенность.
Медитация в йоге
Суть медитации в йоге резко отличается от того, что происходит в религиозных сферах. Это не концентрация, не потеря себя в пространстве. Человек может медитировать и спокойно отвечать на поставленные вопросы. Также нельзя такую медитацию приравнять к упражнениям.
Чтобы все сделать правильно, нужно расслабиться и почувствовать силу внутри себя. Йоги часто говорят о том, как она движется по позвоночнику. А начинается действие с легких ощущений, например, ветра или морского бриза.
Для неопытных людей советуют брать фотографию известного последователя йоги. Рядом можно поставить свечу. Его сила должна помочь в поиске и осознании.
В то же время необходимо отметить, что йогические практики медитации разнообразны. Существуют разные представления, как должна проходить медитация в йоге.
Классическим описанием медитации в йоге считаются Йога-сутры Патанджали.
Медитация в исламе – зикр
Для всех мусульман правила жизни прописаны в Коране. Все люди должны постоянно молиться и служить богу. Но среди общей массы выделяют особую группу людей. Они представители духовного класса. Среди их обязанностей всегда были медитативные практики.
Они представлены чем-то средним, между трансом и глубокой концентрацией. В процессе люди должны найти бога внутри себя, понять его, предоставить в служение ему свое тело и разум.
В этом случае медитация не выступает в виде обязательно действия. Она лишь является вспомогательным инструментом для развития своего служения. Чтобы научиться техникам, молодые мужчины идут к старейшинам. Там они получают необходимые знания, пропитываются словами из Корана и начинают экспериментировать.
В Коране понятие медитации, которая там называется созерцанием, встречается очень часто. Первый метод созерцания предполагает глубокое погружение в слова Писания, дабы понять и осмыслить их сердцем. Второй метод рекомендует осуществлять практику созерцания всех тех основных понятий, которые встречаются в Коране. Медитацию в исламе применяют не только для духовного роста, но и как путь для решения каких-либо сложных задач, и даже для получения мирских благ.
Предполагается, что исламская медитация под названием зикр, которую больше других практик рекомендовал Пророк, основана как раз на традициях православного исихазма. Этот вид медитации представляет собой 99-кратное повторение имени Аллаха. В этой практике, кроме психических упражнений, предписывается проделывать также определенные физические действия и контролировать дыхание.
Медитация в христианстве
Так как явную медитацию используют почти во всех верованиях, то и к христианству ее часто приписывают. Считается, что в христианстве никогда не было медитации. Да, в восточном варианте – так, как она встречается в буддизме, индуизме – медитации в христианской религии не существует. Но близкие к восточной медитации способы управления умом встречались в христианстве с давних времен.
В раннехристианские времена практика сосредоточения наподобие медитации применялась достаточно широко – использовались методы концентрации с повторением особой молитвы, которая называется умной или Иисусовой. Суть такова: непрестанное повторение молитвы сначала словесно, потом умственно, а затем и сердцем, при полном на ней сосредоточении, приводит к особому состоянию, при котором христианин приближается к Богу. К сожалению, в борьбе мистиков, практиковавших этот метод, и сторонников традиционного христианства, победили противники мистицизма как такового. Посему подобные методы практикуют исключительно исихасты – адепты учения под названием исихазм.
В Библии много написано о том, что нужно брать посты и молиться. Иисус молился в пустыне 40 дней. Верующие люди оставляли свои дела на несколько дней и начинали непрестанно молиться. Но такое общение с Богом не подходит под мерки медитации и ее определение.
Негативное отношение Русской Православной Церкви к восточной медитации
По мнению официальных лиц Русской Православной Церкви, ни о каких занятиях медитативными практиками в том смысле, какой им придают восточные эзотерические учения, не может быть и речи. Разнообразные “трансцендентальные медитации”, “медитации Ошо”, “медитации йогов” считаются православными деятелями абсолютно противоречащими духу православной церкви. Максимум, что допускается – беспристрастное ознакомление в образовательных целях с историей такого явления, как медитация.
Подобную позиции приверженцев православного учения можно понять. Образы, которые нередко используются во время медитации, имеют непосредственное отношение как к древним восточным религиозным учениям – буддизму, индуизму, йоге, так и к относительно новым – например, движения Ананда Марга, Ошо, Сатьи Саи Бабы и др.
Исходя из этого, христианские церкви неодобрительно смотрят на само явление медитации.
Источник: http://oceanius.ru/meditaciya-duxovnaya-praktika/
Медитация в мусульманстве
Сообщение [Страница 1 из 1]
1 Медитация в мусульманстве в Пт Сен 21, 2012 3:55 am
laima
Подобно буддизму, христианству и другим религиям, в мусульманской религии — исламе — можно также выделить внешнюю, экзотерическую сторону учения, рассчитанную на большинство верующих масс, и внутреннюю (эзотерическую) часть, предназначенную для ограниченного числа людей, составляющих своего рода «духовную элиту».
Экзотерическая часть ислама связана с ежедневной молитвенной практикой, участием в религиозных праздниках, присутствием при разного рода священных обрядах и т. д. Священная книга верующих мусульман — «Коран» — содержит не только много положений, призванных наставить человека в основах религии, но и множество ценных советов для повседневной «мирской» деятельности.
Этические нормы мусульманской этики связывают с Дин. Слово «дин» имеет целый спектр смысловых оттенков: обычай, образ поведения, вера, суд, приговор. Дин подразумевает существование пяти категорий поступков [124 ]:
1. Обязательные — исполнение ритуалов исламской религии;
2. Желательные — дополнительные молитвы и посты, выполнение обетов, благотворительность;
3. Дозволенные, или безразличные, — вступление в брак, вкушение разрешенной пищи и другие поступки, не осуждавшиеся, но и не одобрявшиеся;
4. Неодобряемые — чрезмерная привязанность к мирским благам и другие действия, которые не наказывались, но в то же время и не одобрялись;
5. Запрещенные — наказываемые в этой жизни и после смерти, например вкушение запрещенной пищи. Эта схема близка как к христианским, так и ко многим другим религиозным этическим оценкам поступков людей, а само понятие «Дин» имеет, на наш взгляд, прямую связь с аналогичными представлениями о «Дхарме» в древней Индии.
«Внутренние» аспекты ислама в значительной степени связаны со специальными процедурами медитативного плана, особенно развитыми в суфизме — учении, которое многие исследователи называют «мусульманской йогой». Первые религиозные общины суфиев появились в начале YIII в. в Ираке (Куфа, Басра, Багдад), а затем они быстро распространились повсюду от Испании до Индии (в основном — северные провинции: Пенджаб, Пакистан и др.). Само слово «.Суф» означало грубую шерстяную ткань, поэтому власяница стала атрибутом суфизма. Аскетическая практика дала в этом учении прочный сплав с идеалистической метафизикой, основанной на древних знаниях Востока [152]. Обряд радения (зикр) варьировал у суфиев от экстатического транса до глубокого медитативного сосредоточения, сходного с индо-буддийской медитацией. Многие другие мусульманские обряды и моления (например, пятикратную молитву) суфизм не признавал, что в разные времена неоднократно служило поводом для преследования со стороны официальных правителей. Однако аскетизм и бескорыстие, совмещение в себе отдельных признаков как суннитов, так и шиитов — двух противоборствующих группировок — впоследствии снискали суфиям определенные симпатии со стороны местного населения и ряда общественных деятелей.
Считается, что теоретические основы суфизма были заложены в IX в. египтянином Зу-н-Нуном аль-Мисри и багдадцем Абу Абдалла-хом аль-Мухасиби, создателем теории самонаблюдения человека. Аль-Мухасиби приписывается также учение о хал — мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к Богу.
Основные тезисы суфизма сводятся к следующим главным положениям. Абсолютная Реальность («воля Аллаха») имеет несомненный примат перед феноменальным миром ощущений. Главное — найти Бога в себе, развивать в себе любовь к нему, превратить все личное и социальное в инструмент Аллаха. Процесс сближения с Богом не может быть осуществлен прямыми средствами интеллектуального анализа и формальной логики: медитация и интуитивные поиски здесь единственный путь к Аллаху, включая, конечно, аскетическую практику. В духовном развитии человека суфизм выделяет несколько ступеней-состояний (отЗ до 12), последняя из которых — завершающая — приобщает мюрида (т. е. ищущего, ученика) к высшим таинствам суфизма. Этот Путь (Тарикат) реализовывался обычно в пределах суфийских школ-монастырей, каждый из которых имел свои отличительные черты. Поэтому суфизм стал существовать в виде школ и ответвлений, и он не представляет собой единую систему практики.
Как и в ведийской религии, Абсолютная Реальность, или просто Абсолют, взятый сам по себе, рассматривался как совершенно лишенная качеств трансцендентная сущность, которую нельзя выразить формально-логическими средствами. Она Является самой себе в процессе саморефлексии в виде совокупности имен и атрибутов, которые, однако, ей нетождественны [75 ].
Философские постулаты учения суфиев включали в себя отдельные положения неоплатонизма, индийской философии, христианства и иудаизма, что рассматривается как непосредственное влияние названных учений на становление суфизма [152]. Однако наличие целого комплекса оккультных наук: астрологии, алхимии, гадательной практики, приемов черной и белой магии [124], хотя и не отрицает такого влияния, все же заставляет считать древнейшие эзотерические знания основным источником арабской мистики. Несмотря на то, что большинство указанных методик не входит в учение суфиев в качестве составного элемента или даже противоречит официальной исламской доктрине, их распространенность в арабской культуре дает основания предполагать наличие гораздо более древних и общих корней восточного комплекса древних наук, чем это кажется с первого взгляда. Об этом свидетельствует ишрак — религиозно-философское учение о свете и мистическом озарении, развитое теологом и суфием Сухравади (1155—1191гг.) [152].
Ишрак, рассматриваемый как символ сокровенного знания, истинного пути и спасения, уходит своими корнями к еще доисламской религиозной традиции, включая зороастризм и манихейство. Легендарная еретическая подделка Корана, приписываемая Ибн аль-Му-хаффа (ум. ок. 757 г.), начиналась хвалой свету как творцу сущего. Согласно Сухравади, только ишрак — интуитивное мышление, достигаемое аскетизмом и медитацией, — дает полное и истинное знание. В нем — извечная мудрость, полученная еще Гермесом Тримегистом с неба и передающаяся последовательно через ряд мудрецов Греции, Персии и Аравии. Считалось, что ишрак недоступен для философов, не способных подняться выше уровня чувственно-рационального познания. Последовательные ступени ишрака — «прохождение» (сайр), «обхождение» (сулук), «обнаружение» (кашф), «усмотрение» (шу-худ) и единение с познаваемым. Считалось также, что с помощью ишрака можно познать Абсолютную Истину — «свет светов» (нур-аль-анвар) и все 18 000 миров света во Вселенной. Само бытие — это свет, все предметы материального мира — сгустки света различной интенсивности, истекающие из Абсолюта. Представителями этого неистощимого первичного света являются Солнце (в небесных сферах), огонь (среди стихий), свет величия (в человеке). Свет и мрак (т. е. небытие) бывают субстанциальными, если поддерживаются сами собой, и акци-дентальными, если питаются извне. Субстанциальный свет — это Бог, ангелы, душа человека; субстанциальный мрак — это природные тела; акцидентальный свет — это огонь и небесные светила, акциденталь-ный мрак — это качества и формы природных тел. Философия изучает мир тьмы и материи, теософия — мир света. Наилучшие из живущих — пророки, которые возвещают людям истины потустороннего бытия, т. к. их души воспаряют выше ангельского мира.
Примерно с XI в. на основе различных монастырских школ и братств стали возникать суфийские (дервишские) ордена. В них существовал строгий внутренний регламент, четко определенные ступени посвящения. Обычно первая из них — шариат — ставила целью изучение новичками норм ислама и обучение беспрекословно подчиняться старшим. Вторая ступень — тарикат — означала, что подготовленный ученик вступил на праведный путь и стал мюридом. Мюриды продолжали свое обучение непосредственно под руководством того или иного шейха или ишана. На третьей ступени — мари-фат — суфий должен был уметь в совершенстве сливаться с Аллахом в экстатическом трансе, а также имел право учить молодых. Четвертая и высшая ступень — хакикат — означала постижение истины и слияние с Богом, что было доступно лишь очень немногим. Несмотря на различия и разногласия между отдельными школами, во всех орденах существовала строгая иерархия, жесткая дисциплина и безусловное подчинение младших старшим, радения с медитацией, полная преданность исламу. В некоторых случаях ордена могли превращаться в мощные боевые отряды, вокруг которых складывались патриотические движения по борьбе с чужеземцами во имя священного джихада (т. е. «священной борьбы с неверными»). Суфизм оказал огромное влияние на этику, литературу и искусство Ближнего Востока, включая Среднюю Азию и Закавказье. Так, в поэтическом мире сложился своеобразный культ поэтов — дервишей. Наиболее известными деятелями мусульманской культуры, придерживавшимися идей суфизма, были: Ибн Араби (1165—1240 гг.), Ибн Туфейль (ум. 1185), Азиз ад-дин ибн Мухаммад Насафи ( XIII в.) и мн. др. [21; 152 ].
«Вера содержит ту истину, форму которой приняло сердце и которая открылась сердцу, чтобы стать им познанной.» Эти слова принадлежат Ибн Араби [Филыптинский ]. Искать духовные сокровища в своем сердце — один из лозунгов суфизма (естественно, речь идет отнюдь не о любовно-сентиментальной лирике). Мистический транс — основной источник истинного знания. При этом важно, что концепция единства религиозного опыта встречается неоднократно у поэтов-суфиев [75; 153; 154]. Основное внимание большинство поэтов уделяли пророческому знанию, высшим философско-религиозным истинам, мистическому опыту познания Бога, и в этом отношении они близки, на наш взгляд, философской поэзии древнего Китая (о мы рассказывали выше).
Несмотря на широкую распространенность медитации как основного метода познания высших философских и религиозных истин, наиболее яркую очерченность и согласованность с другими путями и этапами развития человека она получила именно в йоге. Так, не случайно, что даосские упражнения по совершенствованию тела и духа получили распространенное название «даосская йога». Поэтому основное внимание мы далее будем уделять именно йоге, а к даосским, буддийским и другим восточным учениям будем обращаться только при необходимости, в тех случаях, когда тот или иной аспект йоги почти полностью совпадает с иными религиозно-философскими течениями или, наоборот, когда ввиду эзотеричности учения йогов единственной возможностью пролить свет на него остается сравнение с китайскими или тибетскими вариантами практики.
Источник: http://another-reality.forum2x2.ru/t6429-topic
Медитация в исламе
Мохаммед: «Один час созерцания превысит шесть лет богослужения» (Хадис — Предания).
Это корректная цитата? Есть ли ссылка?
Есть ли в Исламе понятие «медитация», и если есть, то какой в это понятие вкладывают смысл?
|
|
|
Добавить комментарий