Подавление (психологическая защита) — подсознательное подавление тревоги называется

12.05.2019

В одном интервью Михаила Ходорковского спросили:

Подсознательное подавление тревоги называется

подсознательное подавление тревоги называется

Когда ты забыл, ты не изменил прошлое — ты изменил будущее.
Nude Yoga Girl

Подавление — намеренное удаление из сознания неприятных мыслей.

Подавление — это произвольное, сознательное управление своими эмоциями. Оно не является самообманом: это один из немногих механизмов психологической защиты, который не приводит к искажению реальности. Человек не говорит себе, что чего-то не было, — он просто не думает об этом. При желании он может всё вспомнить. Но думать о неприятностях часто бесполезно. Поэтому эти воспоминания как бы ставятся на самую дальнюю полку в самом дальнем чулане памяти. Иногда подавление называют «избегающим мышлением» или «отвлечением внимания».

Сознательность, произвольность и доступность для возврата в сознание удалённых мыслей и чувств отличает подавление (suppression) от другого механизма психологической защиты — вытеснения (repression). Вытеснение — это непроизвольное, бессознательное удаление травмирующих событий в бессознательное. Забытая таким образом информация, являясь проявлением непринятия, необъективности, скрыта от сознания, но продолжает беспокоить человека.

Примеры подавления

В одном интервью Михаила Ходорковского спросили:

— Как часто вы думаете о времени в тюрьме?
— У меня устойчивая психика, и я не вспоминаю время, проведенное в тюрьме. Я привожу примеры из тюремной жизни, это важный опыт. Но эмоционально это больше не трогает меня.

Захар Прилепин, рассказывая о своей системе тайм-менеджмента, заметил:

Я ничего не коллекционирую и ничем не дорожу. О любой материальной трате я переживаю пять минут. Однажды у меня украли машину, я уже к вечеру расхотел думать об этом.

Теперь у меня другая машина, и я о ней тоже не думаю . Если сосед оставит на моей машине царапину — я не пойду к соседу разбираться, мне это скучно .

Костя Цзю умеет стирать из сознания травмирующие события.

Д/ф «Костя Цзю. Быть первым».

Костя Цзю после поражения в бою с Винсом Филипсом:

Чувство нокаута, которое было у меня, чувство беспомощности, оно исчезло , оно не существует с того момента, когда я решил опять вернуться в бокс.

Я не трачу время, вороша свое прошлое. Я просто принимаю решение, а лучший способ выполнить его — не колебаться. Надо быть бескомпромиссным и дальновидным в своем деле — это важное условие быстрого продвижения к цели.

Практика подавления

Как видно из этих примеров успешные люди активно применяют подавление для управления своими эмоциями и отношениями. Подавление — это чрезвычайно простой и эффективный способ совладания с травмирующими событиями. Успешные люди применяют подавление, потому что у них есть большие цели. Михаил Ходорковский занимается улучшением демократии в России; Захару Прилепину за год нужно написать 2 книги; Константин Цзю хотел стать чемпионом мира по боксу. Практика подавления означает замену неприятных мыслей на приятные. Мы не можем думать две мысли одновременно. Разумные люди предпочитают думать о хорошем. Наличие целей делает практику подавления очень лёгкой. Сознательное, произвольное подавление не требует усилий: просто переключитесь на полезные мысли и действия.

Привычка подавления

Почти всё, что мы делаем, является привычным для нас, автоматическим. Защита своего разума от травмирующих событий с помощью подавления тоже может стать привычкой при регулярном использовании и не требовать сознательных усилий для подавления и замены неприятных мыслей и переживаний. Событие, которое мы переживали несколько месяцев, можно научиться переживать за несколько недель, затем за несколько дней, за несколько часов и за несколько минут. Успешные люди привыкают заменять негативные переживания на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы улучшить свою жизнь?», «Что я могу сделать, чтобы улучшить себя?», «Что я могу сделать, чтобы улучшить этот мир?».

Последствия подавления

Подавление как метод психологической защиты не имеет побочных эффектов, поэтому учёные относят его к зрелым, высокоадаптивным видам совладающего поведения. Подавление не только помогает улучшить своё эмоциональное состояние сразу, в данный момент (что характерно и для незрелых форм совладания с трудностями), но и оказывает благотворное влияние на жизнь человека в длительной перспективе. Люди, со зрелыми формами психологических защит, больше зарабатывают, обычно удовлетворены своими отношениями с близкими и редко страдают психическими расстройствами. Недавно авторы известного исследования Grant study установили также, что люди, использующие зрелые механизмы психологической защиты (в том числе подавление) во взрослой жизни, имеют лучшее физическое здоровье в старости.

Источник: http://xn--b1aiechzsbakee9j.su/idei/122-vytesnenie.html

Как защитить себя от переживаний

подсознательное подавление тревоги называетсяНаша психика призвана оберегать нас от стрессов и травм – даже после очень сложных ситуаций она позволяет человеку сохранить сознание и оставаться личностью. Но защитные механизмы психики бывают разными, и поэтому в схожих обстоятельствах мы прибегаем к различным способам избавить свое внутреннее «я» от болезненных напряжений.

Защитные свойства психики

Во время стрессов, тяжелых событий мы можем испытывать состояние болезненного дискомфорта, тревогу, горе, страх. И в сложные моменты наша психика обязательно включает механизмы защиты, которые действуют как заботливая нянька. Они стараются не пропускать в сознание слишком сильные чувства разочарования и отчаяния, позволяют сохранять адекватные представления о себе и окружающем мире. А в тех случаях, когда мы не справляемся с острыми переживаниями и болезненными чувствами, защитные механизмы психики искажают реальную действительность в нашем представлении. Мы начинаем «видеть» такой мир, в котором можем существовать как личность, и где не чувствуем сильного травмирующего напряжения. Как воспринимают нас при этом люди в реальной действительности – другой вопрос.

Механизмы защиты формируются первоначально в межличностном отношении. Со временем они становятся внутренними характеристиками человека, его привычной моделью поведения в той или иной ситуации. При этом он часто применяет не одну защитную стратегию, а несколько.

Поведение и психика

На сложные, стрессовые ситуации психика реагирует по-разному. Некоторые люди в подобных случаях «забывают» о травмирующих переживаниях. Другие начинают отрицать существование своих склонностей, способных провоцировать конфликт. Есть и те, кто находит причины и поводы для оправдания своих слабостей, некрасивых черт, тяжелого характера. Бывает также так, что люди занимаются самообманом, не считаясь с реальной обстановкой. Все эти реакции – следствие работы защитных механизмов, спасающих человека от внутреннего конфликта с самим собой, который способен привести к раздвоению личности и разрушению сознания.

Вытеснение. Именно так называется явление, при котором психика велит человеку забыть о травме, переключившись на другие формы активности. Это произвольное подавление тяжелых впечатлений, в результате которого психика стремится избавиться от тягостных чувств, переживаемых человеком.

подсознательное подавление тревоги называетсяАнорексия – пример механизма вытеснения. Когда женщина очень боится поправиться, принятие пищи оборачивается для нее чувством вины и усилением страха (вплоть до паники) «растолстеть». Чтобы чувствовать себя спокойно, анорексичка запирается в туалете и вызывает у себя рвотный рефлекс: она избавляется от пищи, вытесняя таким образом чувство вины от желания поесть. Со временем рвотный рефлекс срабатывает уже автоматически, стоит лишь принять пищу. Когда это происходит, можно считать, что болезнь – нервная анорексия — сформирована.

Рационализация . Благодаря этому механизму защиты мы находим причины и объяснения своим мыслям и поступкам. Мысли и поступки могут быть неэтичными. Но мы находим им весьма благородные оправдания, мягко говоря, отличающиеся от наших истинных побуждений. Таким образом психика избавляет нас от напряжения и внутреннего дискомфорта.

Рационализацию хорошо наблюдать у детей. Например, получив в школе двойку, ребенок начинает убеждать родителей в том, что учитель его просто не любит или мстит. Признайся он откровенно, что не выучил уроков, и поэтому только сам виноват в плохой отметке, чувство недовольства собой было бы неминуемым. Да и критика со стороны родителей была бы неизбежна, а это очень болезненно. Во избежание горьких ощущений психика и включает механизм рационализации.

Проекция. В результате проекции наше подсознательное приписывает наши собственные качества другому человеку. Этот защитный механизм тесно связан с механизмом вытеснения, заставляющим забыть о своих желаниях и чувствах. Постоянно давить на чувства тяжело. Если же это происходит, человек начинает проецировать вытесняемые чувства на других.

Очень часто механизм проекции используется для переноса негативных качеств, в которых страшно и неприятно признаваться себе и окружающим. Особенно, в схожих ситуациях. Сварливая жена, к примеру, будет обвинять мужа в несносном характере. А ревнивцы и ярые поборники морали – подозревать близких в изменах и негодовать из-за чьей-то распущенности. За этими обвинениями кроются собственные влечения, подавленные и загнанные глубоко внутрь.

Отрицание . В случаях отрицания психика отвлекает внимание от неприятных, тяжелых переживаний. Человек игнорирует болезненные для него реальности и ведет себя так, словно они не существуют. Нередко психика «стирает» из памяти травмирующие события и заменяет их вымыслом. Так, люди, которые очень боятся серьезных заболеваний, предпочтут не замечать (совершенно искренне!) явных симптомов, чем обратиться за помощью к врачу. В супружеской жизни партнеры могут точно так же не видеть проблем в отношениях, а следовательно, и не делать ничего, чтобы их исправить.

Что показательно, человек, не замечающий трудностей, считает себя практически идеальным. Поэтому не приемлет критики в свой адрес.

Идентификация . При идентификации человек бессознательно проецирует на себя качества, которых нет у него, но присутствующие у других.

С идентификацией связан Эдипов комплекс, при котором девочка в семье старается походить на свою мать, а мальчик — на отца. Отец и мать – самые «доступные» взрослые, с которых можно скопировать поведение. Но справедливо и то, что не все дети непременно копируют поведение своих родителей.

подсознательное подавление тревоги называетсяРегрессия. Этот механизм защиты означает снижение реакций до крайне упрощенного уровня. Человек ведет себя так, чтобы ситуация напоминала ему уже хорошо известную и, конечно же, комфортную. Как правило происходит это во время стресса.

Психологи считают, что регрессия присуща людям со склонностью к инфантилизму, невротикам. Для них способ пережить стресс сводится к оральной фазе, вызывающей в сознании ассоциации с далеким детством, когда ребенок сосет грудь матери и чувствует себя защищенным. Они, подобно младенцу, тянут что-нибудь в рот – начинают есть, курить, выпивают.

Реактивные образования. Под влиянием реактивных образований человек ведет себя противоположно своим желаниям. Происходит это из-за внутреннего конфликта между желанием и внутренним же запретом на его удовлетворение. Примером реактивных образований может служить поведение подростка, который вместо проявления нежности к нравящейся девочке, начинает вести себя с ней грубо.

Сублимация. Этот защитный механизм один из наиболее распространенных: чтобы забыть о травмирующем событии, тяжелом переживании, человек переключается на различные виды деятельности. Спорт, интеллектуальный труд, творчество – все это разновидности сублимации.

Интроекция . При интроекции все идущее извне мы воспринимаем как собственные внутренние процессы – так работает наше бессознательное. У маленьких детей интроекция особенно хорошо заметна. Они иногда по-взрослому говорят и ведут себя, стараясь внушить окружающим, что действительно сами так думают и поступают.

Источник: http://www.medikforum.ru/health/1462-spasaet-li-nas-psixika.html

Вытеснение

подсознательное подавление тревоги называетсяВытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд. Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства. Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в психоанализе. Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат личность. Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от внутриличностного конфликта меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О. Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении. Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, инстинкты.

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу. Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности. Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Невроз есть основным проявлением такого процесса как вытеснение. В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов индивида, что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями. Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано. И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину подсознания. На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в памяти, или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что могла происходить в иное время.

Примеры вытеснения в психологии Фрейд доступно излагал на модели проведении своей лекции. Он рассказывал, как во время прочтения лекции один из студентов ведет себя неадекватно: говорит, шумит, мешает другим. Тогда лектор заявляет, что отказывается дальше читать лекцию, пока нарушитель находиться в аудитории. Среди слушателей находится несколько человек, что возлагают на себя обязанность выдворить шумящего за дверь и непрерывно быть на страже, не пускать его назад. По сути, неугодный человек был вытеснен. Преподаватель может продолжать свою работу.

Эта метафора описывает сознание индивида – происходящее в аудитории во время лекции, и подсознание – то, что за дверью. Слушатель, выдворенный за дверь, возмущен и продолжает шуметь, пытается попасть обратно в аудиторию. Тогда есть два варианта решения данного конфликта. Первый – находится посредник, возможно, это сам лектор, который договаривается с нарушителем, и на взаимовыгодных условиях конфликт разрешается, дальше вытесненное психикой в подсознание возвращается в память человека при здоровом осознании. Таким посредником может выступать психотерапевт.

Второй вариант менее дружелюбный – охранники не пускают вытесненного нарушителя, успокаивают его за дверью. Тогда изгнанный будет пытаться попасть обратно в аудиторию, использую разные способы: может проскочить, когда охранники будут отдыхать, переодеться и пройти неузнаваемым. Используя такую метафору, мы представляем те вытесненные воспоминания, что в разные времена и периоды будут появляться на поверхности памяти в измененном образе. Все мы используем вытеснение, забываем травмирующее, подавляем неугодные чувства. Сложности заключаются в том, что человек вплоть до последнего момента не знает, во что забытое у него выльется на поверхности. Индивид сам не соображает, что может быть вытеснено. На поверхности мы можем видеть определенные эмоции, психотические или невротические реакции, симптомы болезней.

Различные неврозы – это примеры вытеснения в психологии. Психотерапевты в частности говорят, что все тайное обязательно становится неврозом. Исследуя невротические расстройства своих пациентов, Фрейд дошел к умозаключению, что полное вытеснение неугодных желаний, чувств, воспоминаний для невротиков было невозможно. Они убирались из сознания индивида, но продолжали быть в подсознании и посылать оттуда сигналы. Для процесса выздоровления невротической личности необходимо провести симптом болезни тем путем, которым было проведено вытеснение события из сознания в подсознательное. А потом посредством преодоления противодействия личности возобновить вытесненное в сознании и в хронологии памяти человека.

Психоаналитики в терапии с невротичными клиентами сначала работают с очевидным, далее, снимая один слой за другим, углубляются в подсознание индивида, пока не сталкиваются с огромным сопротивлением. Присутствие сопротивления и есть главным сигналом, что терапия движется верным путем. В случае не прохождения сопротивления психики, результат не будет получен.

Начиная работать с невротическими и истерическими личностями, Фрейд пришел к пониманию, что вытеснение будет являться причиной тревоги. В ходе накопления знаний его версия перетерпела изменений, он стал полагать, что механизм репрессии был результатом тревоги, а не ее причиной.

В ходе своих трудов З.Фрейд привносил уточнения в психоаналитическое видение вытеснения. Сначала он изучал данное явление исключительно в ракурсе защиты. Далее вытеснение в психоаналитическом направлении представлялось в таком контексте: «вытеснение первичное», «послевытеснение», «возвращение вытесненного» (сновидения, невротические реакции). Потом опять вытеснение изучалось как возможность психологической защиты психики индивида.

Отец психоанализа доказывал, что абсолютно все вытеснения совершаются в детском раннем возрасте, а все следующие годы жизни сохраняются старые вытесненные механизмы, которые имеют влияние на механизмы совладания с запретными желаниями, импульсами, внутренними подавленными конфликтами. Новые вытеснения не возникают, это происходит благодаря механизму «послевытеснения».

Психоаналитические взгляды на вытеснение формировались и изменялись в ходе всего времени развития науки психоанализа. В следствии обозначения строения психики Фрейд определил, что вытеснение есть результатом деятельности Сверх-Я, какое исполняет вытеснение, или по его указанию это делает покорное Я. Репрессия (или вытеснение) является базовым механизмом, родоначальником всех защитных процессов психики индивида.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: http://psihomed.com/vyitesnenie/

Механизмы психологической защиты личности

От внешних раздражителей человек может защищать себя как физически, так и материально. Нередко, сам того не подозревая, он использует механизмы психологической защиты, которые активируются в моменты эмоционального дискомфорта.

подсознательное подавление тревоги называется

Механизмы психологической защиты личности

Знаменитый психиатр, Зигмунд Фрейд, впервые использовал словосочетание «психологические защитные механизмы», когда описывал поведение пациентов, подвергшихся влиянию негативных факторов со стороны социальной среды.

Внимание! Он нашел связь между воздействием информации на мозг человека и сменой поведения.

Определение в психологии

Защитные механизмы психики являются щитом, позволяющим сохранить эмоциональную стабильность, не впасть в отчаянье при неблагоприятных условиях. У здоровых людей эти механизмы не становятся причиной неадекватного поведения, а лишь помогают справляться с проблемами.

Состояния, запускающие защиту

Негативные новости, выбивающие из эмоционального равновесия, могут значительно расшатать нервную систему, нанести психологическую травму, спровоцировать психическое расстройство. Самый глубокий отпечаток на личности оставляет горечь утраты, связанная со смертью близкого человека или разрывом отношений. Крупная материальная потеря также запускает защитные механизмы в подсознании, особенно, если она была вызвана природным катаклизмом – обстоятельством, на которое нельзя было повлиять заблаговременно. Самые сложные последствия порождают обстоятельства, сводящие мыслительный процесс к выводу о безвыходности.

подсознательное подавление тревоги называется

Утрата имущества из-за природного катаклизма

Механизмами защиты в психологии называют мозговую активность, ограждающую человека от негативных последствий, травмирующих нервную систему. Узнав шокирующую новость, каждый может:

Чтобы этого не случилось, внутренний мир человека старается оградить себя от возможных последствий, связанных с расстройством психики, искажая восприятие окружающей реальности.

Виды механизмов

В психологии подобные механизмы – это чаще всего отрицание и вытеснение. Хотя существует и ряд других методов самозащиты.

Важно! Чрезмерная защита организма от жизненных трудностей является признаком изменения сознания, серьезных отклонений психики. Распознать прогрессирование душевной болезни можно по неадекватному поведению или резкой полярной смене настроения.

Отрицание

Чаще других срабатывающий механизм – отрицание, направленное устранить развитие шокового состояния. Как правило, доминирующая мысль в момент принятия информации формулируется как «этого не может быть» или близкими к ней формами. Это говорит о том, что внутренний мир отрицает поступающие данные, не принимает их. Спустя определенный период времени (для каждого он индивидуален), человек начинает осознавать всю серьезность обстоятельств и, не теряя самообладания, ищет пути решения возникшей проблемы.

Вытеснение

Вытеснить информацию из сознания – еще один способ уйти от разрушения личности. Этот вид механизма не дает закрепиться неприятным известиям в памяти, вытесняя их из мыслительного процесса, заменяя положительными воспоминаниями и задачами. Психотерапевты утверждают, что этот тип защиты трансформируется в дальнейшем в физические ответные реакции, такие как:

Компенсация

Компенсируя тяготы травмирующих переживаний, человек нередко становится частью непривычного для себя образа жизни. Это могут быть новые знакомства, обретение непривычного круга общения, употребление психотропных препаратов. Все, что поможет забыть о пережитой трагедии, будет привлекать человека. Положительной стороной такого вида психологической защиты можно называть обретение новых знакомств среди людей, переживших похожую ситуацию. Подобные связи помогают справиться с последствиями утраты.

Важно! Существует опасность обретения ложно-хорошей компании, в которой человек теряет понимание о добре и зле, грязнет в дурных привычках, отравляет себе жизнь, считая такую компенсацию верным путем.

подсознательное подавление тревоги называется

Компания как помощь отвлечься

Подавление

Получая страшные известия, психика некоторых людей запускает механизм подавления, не дающий разыграться эмоциям. Таких людей нередко считают сухими и бесчувственными. На самом деле они прекрасно осознают чудовищность ситуации и чувствуют боль утраты, но подавление эмоционального всплеска позволяет выглядеть внешне относительно спокойно.

Проекция

Многие люди умеют направить свои страхи и гнев на других, проецируя все негативное на них. Такой механизм свойственен личностям, являющимся источником проблем. Нередко жизненные неудачи, сопровождающие человека, заставляют его проецировать свои горести на других, обвиняя всех, кроме себя, в причинах очередного провала. Проекция не является положительным видом психологических механизмов, потому как, защищая себя, человек несет негатив окружающим.

Интроекция

Один из самых интересных видов психологической защиты. Он основан на обратной проекции, когда человек присваивает себе несуществующие способности любимых героев кинематографии или кумиров среди знаменитостей. В большинстве случаев такое ложное ощущение уверенности в себе помогает сориентироваться в сложившихся обстоятельствах, принять верное решение, сделать правильные выводы.

Искажение реальности

Уход от проблемы путем искажения информации близок к потере самоконтроля. Слияние фантазии и реальности приводит к сумасшествию, проявление которого легко заметят близкие люди. Любые проявления странного поведения следует фиксировать у специалиста, чтобы иметь возможность анализировать динамику нервного состояния пациента. Относиться к проявлению подозрительных симптомов у человека нужно очень серьезно. Вовремя замеченные проблемы восприятия реальности легче поддаются устранению, чем запущенные формы расстройства личности.

подсознательное подавление тревоги называется

Сознательные механизмы самозащиты

Психологи на своих индивидуальных занятиях настаивают на том, что каждому необходимо учиться полноценно выражать свои чувства и эмоции. Необязательно это делать в беседе с живым слушателем. Иногда достаточно выразить переживания в письме, самым полным образом описав причины и следствия случившегося. Не стесняясь и не боясь критики со стороны бумаги, удастся выложить весь негатив, это помогает освободить душу от тяжести тревоги. Сама проблема от этого не уйдет и не решится, но психологически ее легче будет пережить.

Самомассаж

Устранять нервное напряжение успешно можно с помощью самомассажа. Психотерапевты его характеризуют как расслабляющую манипуляцию с телом, помогающую снять мышечный тонус, часто возникающий в стрессовых ситуациях. Если шокирующее известие, спазмирующее мышцы, мешает выбраться из опасной обстановки, сковывая движения, даже непродолжительный массаж в краткий срок приведет в норму координацию движений.

Релаксация

Любой, даже непродолжительный, стресс нарушает работу нервной системы. Обязательно нужно находить в ежедневном ритме полчаса на расслабление. В этот период можно моделировать желаемый исход событий, мечтать о путешествиях или приятных встречах. При этом важно, чтобы в комнате не было яркого света, шума или неприятного запаха. Можно в качестве фона использовать любимую неэнергичную музыку.

Дыхательная гимнастика

Дыхание имеет особую характеристику среди специалистов в области психологии. Примером обязательной дыхательной гимнастики является предоставление путешественникам, переживающим волнение или стресс, бумажных пакетов для осуществления ограниченного по объему воздуха вдоха-выдоха. В других случаях полезно делать привычный, но небыстрый вдох, после которого следует медленный и протяжный выдох.

Дополнительная информация. Если сложно реализовать такую разновидность гимнастики, можно воспользоваться техникой тихого пения. Не важно, есть слух и голос у человека или нет, петь нужно шепотом, еле слышно. Это избавит от психосоматических последствий стресса.

подсознательное подавление тревоги называется

Важно уметь развивать свои скрытые эмоциональные способности для полноценного их использования и рационализации. Не советуют психотерапевты держать в себе любые переживания, даже незначительные. В случае отсутствия близкого друга, которому можно доверить душевные терзания, не стоит пренебрегать бумагой и ручкой, как способом самоочищения.

Видео

Источник: http://srazu.pro/psihoterapiya/mexanizmy-psixologicheskoj-zashhity-lichnosti.html

Психологические защиты и совладающее поведение

Экология сознания. Психология: Если человек постоянно спотыкается на ровном месте, если в результате своих действий все равно попадает в тупик, если разбитое корыто является итогом всех его начинаний, то это говорит об ущербности его представлений о мире.

Что такое психологические защиты

Итак, психологическая защита – это система адаптивно ориентированных психических процессов, направленных на минимизацию внутреннего дискомфорта и тревоги, обусловленных внутренними и внешними конфликтами, а также на сохранение целостности «Я», как субъективного мира, для более адекватного взаимодействия с реальностью.

подсознательное подавление тревоги называется

Вообще говоря, то, что мы у взрослых называем защитами, есть не что иное, как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира у маленьких детей. Первым наблюдал некоторые из этих процессов и дал им названия З. Фрейд.

Выбор им термина «защита» отражает два аспекта его мышления

Во-первых, Фрейд восхищался военными метафорами. Стремясь сделать свои идеи приемлемыми для скептически настроенной публики, он часто в педагогических целях использовал аналогии, сравнивая психологические действия с армейскими тактическими маневрами, компромиссами при решении различных военных задач, сражениями, имеющими неоднозначные последствия.

Во-вторых, когда Фрейд впервые столкнулся с наиболее драматическими и запоминающимися примерами того, что мы теперь называем защитами, он увидел их защитные функции. Изначально его привлекали люди с эмоциональными нарушениями, преобладанием истерических черт, люди, которые пытались избежать повторения предыдущего опыта, которое, как они опасались, могло принести им невыносимую боль.

Феномены защиты имеют множество полезных функций. Они появляются как здоровая, творческая адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни. В тех случаях, когда их действие направлено на защиту собственного «Я» от какой-либо угрозы, их можно рассматривать как «защиты», и это название вполне оправдано. Личность, чье поведение демонстрирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач:

(1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством – тревогой, иногда сильнейшим горем или другими угрожающими эмоциональными переживаниями;

(2) сохранение самоуважения.

Считается, что каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом сложного взаимодействия по меньшей мере четырех факторов.

Во-первых, врожденного темперамента.

Во-вторых, природы стрессов, пережитых в раннем детстве.

В-третьих, защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры.

В-четвертых, усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит (на языке теории обучения – эффект подкрепления).

На сегодняшний день известно свыше 20 видов защитных механизмов, все они подразделяются на примитивные защиты и вторичные (высшего порядка) защитные механизмы.

Как правило, к защитам первичным (защитам «низшего порядка») относятся те, что имеют дело с границей между собственным «Я» и внешним миром. Чтобы быть классифицированной как примитивная, защита должна иметь недостаточную связь с принципом реальности и недостаточный учет отделенности и постоянства объектов, находящихся вне собственного «Я». Необходимо понимать так называемые примитивные защиты – это просто способы, с помощью которых, как мы полагаем, ребенок естественным образом постигает мир.

Защиты вторичные («высшего порядка») – более зрелые и развитые. Они «работают» с внутренними границами – между наблюдающей и переживающей частями «Я» (Мак-Вильямс, 1998).

Выделено достаточно большое количество психологических защит. Среди них 8 основных, регулирующих 8 базисных эмоций. Это отрицание, проекция, замещение, подавление (вытеснение), интеллектуализация, реактивное образование, компенсация и регрессия. Некоторые из защитных механизмов выделяются как однозначные, другие представляют собой совокупность из нескольких вариантов защитных стратегий, близких по психологическому содержанию.

Рассмотрим эти защиты более подробно.

подсознательное подавление тревоги называется

Отрицание, то есть отказ принять существование неприятностей, – один из ранних способов справляться с ними.

Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: «Нет!». Эта реакция – отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет убежденность: «Если я не признаю этого, значит, это не случилось».

Человек, для которого отрицание является основной защитой, всегда настаивает на том, что «все прекрасно и все к лучшему». Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Например, когда чувства уязвлены, а плакать неуместно или неразумно, они более охотно откажутся от своих чувств, чем подавят слезы сознательным усилием.

В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные, даже героические действия.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий на том, что не имеет никаких проблем с алкоголем; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, – все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Проекция – приписывание человеком не признаваемых и не одобряемых собственных мыслей, чувств и мотивов другому человеку.

В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии (греч. empatheia – сопереживание), то есть способности поставить себя на место другого человека, способности к сопереживанию. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт. Интуиция, явления невербального синхронизма и интенсивные переживания мистического единства с другим человеком связаны с проекцией собственного «Я». При этом характерна мощная эмоциональная отдача для обеих сторон. Хорошо известно, что влюбленные воспринимают состояния друг друга способами, которые сами не могут логически объяснить.

Проекция в своих пагубных формах несет опасное непонимание и огромный ущерб межличностным отношениям. В тех случаях, когда спроецированные позиции серьезно искажают объект, когда спроецированное содержание состоит из отрицаемых и резко негативных частей собственного «Я», возникают всевозможные проблемы. Кто-то может возмущаться тем, что их неправильно воспринимают. Если этим людям приписывают, например, предубежденность, зависть или преследование (эти качества чаще всего игнорируются у себя и приписываются другим), они платят тем же.

Замещение (смещение) – это защита, которая перенаправляет с первоначального (естественного) объекта на другой эмоции, поведение или озабоченность чем-либо, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается.

Классический пример: мужчина, которого обругал начальник, пришел домой и наорал на жену, отшлепавшую детей, которые, в свою очередь, побили собаку. Это своего рода учебное пособие по смещению.

Вытеснение (подавление, репрессия) было одной из первых защит, что привлекла внимание З. Фрейда. Сутью вытеснения является мотивированное забывание или игнорирование.

Иными словами, нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него. Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести человека в замешательство, вполне возможно их намеренное отправление в область бессознательного. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту (лат. affectus – душевное волнение, страсть), связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.

Не все трудности, связанные с привлечением внимания или с воспоминаниями, вызывают подавление. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо неприемлемы для осознания, из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным выбором между важным и тривиальным.

Как и другие бессознательные защиты, вытеснение начинает создавать проблемы. Это происходит, во-первых, когда оно не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли в подсознании так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности). Во-вторых, стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни. В-третьих, действует при исключении других, более удачных, способов преодоления трудностей.

Интеллектуализацией называется вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции. Например, комментарий «Ну да, естественно, я несколько сержусь по этому поводу», брошенный мимоходом, равнодушным тоном, предполагает, что сама мысль о чувстве гнева теоретически приемлема для человека, но его актуальное выражение все еще блокировано.

Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональным значением, это свидетельствует о значительной силе «Я», и в данном случае защита действует эффективно. Многие люди чувствуют себя более зрело, когда интеллектуализируют в стрессовой ситуации, а не дают импульсивный, «сопляческий» ответ.

Реактивное образование, как защита, является очень любопытным феноменом. Очевидно, что человеческий организм способен повернуть нечто совершенно в противоположную сторону и таким образом свести угрозу к минимуму. Традиционное определение реактивного формирования подразумевает преобразование негативного в позитивный аффект или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие содержит в себе много общих трансакций.

Самый ранний возраст, когда у ребенка можно наблюдать этот процесс – 3–4 года. Если в семье появляется новорожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нужно иметь достаточную силу «Я», чтобы сдержать чувства ревности и гнева и обратить их в сознательное чувство любви к новорожденному.

Типичным для реактивного образования является то обстоятельство, что какой-то неуправляемый аффект «прорывается» сквозь защиту, так что сторонний наблюдатель может почувствовать: в сознательном эмоциональном представлении что-то переиграно или фальшиво. Сестра дошкольного возраста, которую оттеснил младший брат, может проявлять особую привязанность и заботу, «любить ребенка до смерти»: обнимать слишком сильно, петь ему слишком громко, баюкать его слишком агрессивно и так далее.

Многие взрослые помнят истории, когда старшие дети щипали своих младших братьев и сестер за щечки, пока те не начинали плакать, предлагали им что-то очень вкусное, явно вредное и опасное для здоровья маленьких, совершали другие подобные действия, оправдывая себя тем, что они это делают из любви.

Более точным способом описания реактивного образования, помимо обращения эмоции в противоположную, может служить замечание, что его функция состоит в устранении двойственности. Мы можем ненавидеть человека, которого любим, обижаем того, к которому испытываем благодарность и признательность. Наша эмоциональная ситуация не сводится просто к одной или другой позиции.

У взрослых нередко наблюдается реактивное формирование, но обычно мы считаем, что взрослые люди должны лучше осознавать все аспекты своих эмоциональных реакций на какую-то ситуацию и применять подавление скорее в области поведения, чем чувств.

Реактивное образование является излюбленной защитой в тех случаях, когда враждебные чувства и агрессивные импульсы являются главным содержанием, и на опыте проверено, насколько опасно не уметь держать их в руках.

Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией (лат. iden shy;tificare – отождествлять). Компенсация проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, нестерпимого дефекта другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с конкретной личностью и для повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переосмысливания и поэтому не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, агрессивными и преступными действиями, направленными против чьей-то личности.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих (лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) обстоятельств или сверх удовлетворения в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как его ребенок соскальзывает к прежним привычкам (присущим более ранним стадиям развития), когда он устал или голоден. Социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем; в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят.

Практически каждый человек, находясь в состоянии сильной усталости, начинает хныкать.

Для классификации данного процесса, как защитного механизма, он должен быть бессознательным. Представим себе поведение женщины, которая, рассказывая о чем-то, допускает нечаянные ляпсусы и впадает в угодливый тон маленькой девочки сразу после демонстрации своих амбиций. Или реакцию мужчины, который удивленно хлопает глазами, глядя на свою жену после того, как только что была достигнута новая степень близости с ней. Оба случая демонстрируют регрессию, если только эти действия не выбираются и осуществляются сознательно.

Некоторые люди используют регрессию как защиту чаще, чем другие. Например, некоторые из нас реагируют на стресс, вызванный ростом и возрастными изменениями, тем, что заболевают. Многие, у кого не диагностируется та или иная болезнь, порой физически чувствуют себя очень плохо и укладываются в постель. Этот процесс никогда не осознается (а если осознается, то мы имеем дело с симуляцией) и может причинять страдание и больному, и связанным с ним другим людям. Этот вариант регрессии, известный как соматизация, обычно оказывается устойчивым.

Некоторые ипохондричные (гр. hypochondria – болезненная мнительность) люди, отвлекающие врачей монотонными неясными причитаниями и периодическими меняющимися жалобами, которые никогда не поддаются лечению, используют регрессию для того, чтобы находиться в роли слабого. И это самый ранний способ преодоления жизненных трудностей. К тому времени, когда они должны проконсультироваться у терапевта, пациенты уже выстроили дополнительную и фактически непроницаемую стену защит, берущую начало в обращении с ними как с избалованными детьми или своенравными людьми, ищущими постоянного внимания.

Известно, что соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности. Когда регрессия определяет стратегическую линию преодоления жизненных трудностей человека, его можно охарактеризовать как инфантильную личность.

Таким образом, соматизация – форма защиты, производная от регрессии. Иное название этого защитного механизма – образование телесных симптомов, или «бегство в болезнь». Соматизация представляет собой трансформацию психологического напряжения в физический дискомфорт, недомогание или заболевание – то или иное изменение состояния тела. Проявляется защита в повышенном внимании к собственному самочувствию и здоровью, это самое главное для людей с развитой соматизацией, потому что определяет их настроение, работоспособность, общительность.

Они с упоением часами могут говорить о собственных «болячках», о здоровом образе жизни, о диете, о пользе или вреде тех или иных продуктов, об альтернативных способах лечения. Они имеют определенную точку зрения на все вопросы, связанные со здоровьем, и пристрастно ее отстаивают в спорах, если кто-то неосторожно позволяет себе дать им новую рекомендацию по этому поводу.

Проявления соматизации очень разнообразны. В зависимости от причин, приводящих к ее формированию и закреплению, как одной из ведущих форм защиты, можно выделить несколько ее разновидностей.

Есть вариант соматизации, основанной на врожденной повышенной восприимчивости к потоку ощущений от органов чувств или внутренних органов.

Когда человек сосредоточен преимущественно на своих телесных ощущениях, он способен улавливать малейшие нюансы в изменении собственного самочувствия. Мир ощущений имеет для него огромное значение. В том числе – ощущения в области внутренних органов, а также тактильные, зрительные и слуховые ощущения. Если обстоятельства вызывают тревогу, то у человека, сконцентрированного на собственном самочувствии, она принимает форму беспокойства по поводу неприятного ощущения в той или иной части тела.

Другая возможная причина закрепления соматизации – приобретенный в раннем детстве навык установления отношений с близкими людьми на основе болезни. Закрепление этого навыка во многом зависит от родителей. Когда ребенок заболевает, родители уделяют ему повышенное внимание, потакают его желаниям. Помимо внимания родителей, болезнь дает массу других преимуществ, особенно на фоне неблагополучий в детском саду или в школе.

подсознательное подавление тревоги называется

Таковы основные виды психологических защит, которые мы используем в различных стрессовых ситуациях. Кроме того, в психотерапевтической литературе защита нередко рассматривается как понятие, близкое копинг-поведению (от англ. to cope – справиться, совладать). Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии во второй половине ХХ в. Термин введен американским психологом А. Маслоу. Под «копингом» подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные (лат. сognitio – знание, познание) и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться с ними.

Копинг-поведение – форма поведения, отражающая готовность человека решать жизненные проблемы. Оно направлено на приспособление к обстоятельствам и предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. По представлениям А. Маслоу, копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению.

Выделяются следующие способы совладающего поведения:

• поиск социальной поддержки;

Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации – угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Эта защита (процессы совладания) рассматривается как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей неудовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора.

На этом этапе осуществляется вторичная оценка, результатом которой становится один из трех возможных типов стратегии совладания:

непосредственные активные поступки человека с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например, вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем).

Существует достаточно большое количество различных классификаций стратегий копинг-поведения. Можно выделить 3 основных критерия, по которым строятся эти классификации:

1. Эмоциональный/проблемный:

1. Эмоционально-фокусированный копинг – направлен на урегулирование эмоциональной реакции.

2. Проблемно-фокусированный – направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, которая вызвала стресс.

2. Когнитивный/поведенческий:

1. «Скрытый» внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой является изменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.

2. «Открытый» поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используются копинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.

3. Успешный/неуспешный:

1. Успешный копинг – используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге к преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.

2. Неуспешный копинг – используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолению трудной ситуации.

Каждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всем вышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в трудной ситуации, может использовать как одну, так и несколько стратегий совладания. Таким образом, существует взаимосвязь между теми личностными особенностями, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.

Как отмечают многие авторы, существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (Либина, Либин, 1998). Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом человека от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния.

А вот способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей.

Защитные процессы стремятся избавить человека от рассогласованности, побуждений и двойственности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоций, а главноеустранить тревогу и напряженность. Результативный максимум защиты одновременно является минимумом того, на что способно удачное совладание. Удачное совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности человека, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

Некоторые авторы вообще рассматривают копинг-стратегии и психологические защиты как дополняющие друг друга компоненты защитной системы организма. В этом случае они представляют собой наиболее высокий (поздно развивающийся) уровень системы психологической защиты.

В зависимости от выбранной точки отсчета, авторы по-разному определяют цели изучения защитного и совладающего поведения. Это и анализ проблем адаптации человека в окружающем социуме, и проблемы духовного самоопределения, позволяющего сделать выбор с учетом личностного потенциала. По мнению ведущего специалиста в области изучения coping styles («способов совладания») А. Лазаруса, несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует два глобальных стиля реагирования.

Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

Субъектно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желании забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.

подсознательное подавление тревоги называется

Среди психологов есть мнение, что человек, как личность, со своим специфическим отношением к миру, формируется первые три года, до появления первых искорок сознания. На основе того опыта, который человек получит в это время, у него идет формирование основы всей психики, фундаментальных ее параметров, как бы скелета, на который в более позднем возрасте будет нанизано все остальное (Васютин, 2004).

В общем, первое воспоминание о себе обычно является рубежом, который говорит нам, что каркас личности сформировался. Если продолжить ассоциации с развитием тела, то в это время у человека кончается «внутриутробный» период развития психики, а на основе опыта и той актуальной информации, которой он владеет в это время, формируются тип и стиль взаимоотношений с внешним миром.

Затем, примерно до 6–7 лет, на эти «кости» нарастает «мясо». В это время у ребенка формируются инструментальные навыки. Примерно к шести годам ребенок уже понимает, чего можно ждать от мира и чего нужно добиваться. Личность сформирована.

В ходе дальнейшей жизни происходит, скорее всего, уже не воспитание, а перевоспитание. А оно, естественно, будет являться только заплаткой на старом платье – пусть яркой и красивой, но заплаткой!

А. Адлер, характеризуя жизненные стили, присущие каждому человеку, писал: «К концу пятого года ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к решению проблем и задач. Он уже закрепил для себя глубочайшее представление о том, чего же ждать от мира и от самого себя. С этих пор мир воспринимается через устойчивую схему перцепции: переживания истолковываются еще до того, как они были восприняты, и истолкование их всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни».

Формирование психики человека происходит под влиянием воспитания, которое он получает в процессе своей жизни. И в это понятие, естественно, включаются не только сознательные усилия родителей, но весь тот комплекс воздействий внешней среды, который он испытывает. Но самое главное влияние на него оказывает, конечно же, мать.

И если мама будет очень эмоционально реагировать на какое-либо событие, то ребенок, видя это, решит, что ему тоже надо скопировать эту реакцию на данный стимул. В дальнейшем этот тип реагирования станет фундаментальным, предпочтительным для данного человека. И то, что в результате получится, потом назовут характером.

Процесс научения, чего бояться и к чему стремиться, начинается уже в животе матери. Ребенок чувствует различные воздействия на себя, слышит различные звуки, идущие от матери снаружи; если мама реагирует на эти воздействия положительными эмоциями, то и он будет относиться к этому благоприятно. Если же мать начинает тревожиться, то и он станет к этому относиться так же.

Все действия грудного ребенка сразу после рождения направлены на выживание. Ему необходимы еда, питье, он должен жить в безопасной среде. Сам он добиться этого не может.

Пока ребенок находится в животе у мамы, он получает желаемое автоматически. Но сразу после родов он попадает во враждебную среду. Кожа начинает сохнуть, раздражаться от прикосновения к предметам, его мучают голод и жажда, глаза раздражаются от сильного света. Естественно, от всего этого ему очень плохо.

И через некоторое время ребенок начинает понимать, что его выживание связано с каким-то существом, которое почему-то заботится о нем, делая что-то, что убирает телесное неблагополучие. Как он будет относиться к этому существу? Будет он делать все, чтобы оно было с ним рядом как можно ближе и чаще? Конечно! Будет он все больше и больше привязываться к нему как к гаранту своего выживания? Безусловно!

Во время кормления грудью ребенок ощущает первое утешение телесного неблагополучия. Кожный контакт с теплым, мягким материнским телом при питании дарит младенцу ощущение того, что он любим. Если же мать игнорирует его, мало уделяет ему своего времени и внимания, то для него это является сигналом опасности. В переживаниях младенца остаются нераздельными чувства сытости, защищенности и желание быть любимым.

Карл Прибрам, нейрофизиолог из Стенфордского университета, ввел термин «образы достижения» и подал идею, что человеческая психика организует себя в соответствии с глубинными образами достижения, определяющими направление жизни человека. Эти «глубинные образы достижения» как раз и являются теми ценностями, которые человек почему-либо стал считать таковыми и которые организованы в определенную иерархию.

Выбор той или иной линии поведения происходит таким образом, что на имеющейся в мозге модели окружающей среды заранее проигрываются результаты возможных различных действий, с тем, чтобы в соответствии с определенными критериями выбрать оптимальный вариант.

Задача человека как существа биологического – выжить. А для этого его поведение должно быть адекватным тем стимулам, что идут из окружающего мира. В результате своего роста и развития он получает определенный опыт. И уже на этой основе строит собственную шкалу ценностей, которых надо добиваться, и шкалу опасностей, которых нужно избегать.

На формирование этих шкал, естественно, очень сильное влияние оказывает необходимость жить в обществе себе подобных и корректировать свое поведение на основе их требований. Также вполне понятно желание человека тратить на эти цели как можно меньше энергии, потому он вынужден всю жизнь балансировать на грани оптимальной для него адаптации.

Получая положительный или отрицательный опыт при встрече с тем или иным фактором жизни, ребенок приучается в дальнейшем, при встрече с ним, или стремиться к этому, или же избегать его. Если же принять во внимание, что сочетание силы, времени и разнообразия воздействия внешних факторов на каждого человека уникально, то понятно, что шкала ценностей будет у всех совершенно разной.

Таким образом, внутри человека в процессе воспитания формируется иерархия того, «что такое хорошо и что такое плохо». Как мы уже говорили, в основном по базовым своим параметрам, она формируется где-то к 6–7 годам. Эти базовые параметры определяют материнские (родительские) программы. И они составляют костяк этой шкалы. Понятно, что они формируются не только родителями, а всеми значимыми для ребенка людьми, которые оказали на него в это время достаточно серьезное воздействие. А также его успехами и неудачами на поприще исследования этого мира.

Если ребенок совершит что-нибудь, что для него в этом возрасте считается плохим и гадким, то у него может закрепиться негативное отношение к подобному поступку. Человек вырастает, ему много чего уже можно и позволено делать. Общество даже ждет от него, что он будет действовать. Но под влиянием закрепившегося в детстве отношения он бездействует автоматически, не задумываясь над абсурдностью своих страхов, принимая их априори.

Если человеку стыдно за какие-либо действия, которые, в сущности, не так уж страшны с точки зрения окружающих его людей, это говорит о том, что он все еще себя оценивает на основе архаичных систем, которые сформировались в юном возрасте. И беда в том, что осознать архаичность своих представлений он не может себе позволить, так как само по себе осознавание будет идти через эту систему.

Поэтому, если человек постоянно спотыкается на ровном месте, если в результате своих действий все равно попадает в тупик, если разбитое корыто является итогом всех его начинаний, то это говорит об ущербности его представлений о мире. Таким образом, мы можем с достаточной долей уверенности утверждать: основа очень многих болезней или же нарушений адаптации человека к жизни – неадекватная шкала ценностей. опубликовано econet.ru

Из книги «Простудные заболевания», автор Ирина Малкина-Пых

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник: http://econet.ru/articles/170989-psihologicheskie-zaschity-i-sovladayuschee-povedenie

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *