Соотношение сознания и бессознательного — Психические процессы и сознание — соотношение психики и сознания
26.12.2018- Соотношение психики и сознания
- Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного
- Тема № 2. Развитие психики человека. Сознание человека. Соотношение сознания и бессознательного.
- Сознание как высший уровень развития психики, соотношение сознательного и бессознательного
- Основы психологии Тема Понятие психики и сознания
Сознательное как компонент психики характеризуется наличием интеллекта и включает такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.
Соотношение психики и сознания
Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики человека выделяют: бессознательное, подсознательное, сознание и сверхсознание.
Бессознательное (англ. unconscious mind, the unconscious) — актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции.
Бессознательное может рассматриваться как источник мечтаний, спонтанных мыслей, которые появляются без всякой видимой причины, хранилище забытых воспоминаний, центр неявных знаний. Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается — стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, которое также способствуют функционированию сознания.
Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата Зигмундом Фрейдом. Различные проявления бессознательного исследуются в прикладной клинической и экспериментальной психологии. Типы бессознательных явлений показаны в Приложении 5.
Часто понятие «бессознательное» заменяется термином «подсознание» (англ. subconsciousness), который не является строго научным с точки зрения психологической науки. На рис. 4 показаны различные психологические характеристики, отнесенные к феноменам сознания и подсознания.
Рисунок 4 — Психические характеристики феноменов сознания и подсознания
Предсознание (англ. preconscious) — это:
— психические процессы, протекающие без отображения их в сознании и помимо сознательного управления, т.е. под порогом сознания (мысли о хорошо известном, навыки, привычки, непроизвольные реакции и др.);
— способность системы воспринимать и обрабатывать информацию одновременно о нескольких элементах окружающей среды без участия сознания, но доступной ему при концентрации внимания на этой информации, для ускорения процесса познания и генерации идей при недостатке возможностей у сознания.
Понятие «предсознание» обозначает феномены психики, которые в данный момент находятся за фокусом сознания, однако тесно с ним связаны, влияют на его функционирование и с изменением условий сравнительно легко переходят в его сферу.
Подсознательное — те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же не были допущены в сферу сознания. Образы подсознания могут быть актуализированы совершенно непроизвольно. Например, человек может вдруг вспомнить какое-то ощущение, мысль, казалось бы, давно забытые и не связанные с текущим психическим состоянием. Уровень подсознания может быть выражен в виде эмоций — внутренним переживанием, волнением, чувством (часто сопровождаемым какими-нибудь инстинктивными выразительными движениями).
Сознательное как компонент психики характеризуется наличием интеллекта и включает такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.
Понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious) обозначает автоматические, в том числе и рефлекторные, действия, не контролируемые сознанием (И. П. Павлов, Д.Н. Узнадзе).
Сверхсознание (англ. higher consciousness) — разновидность неосознаваемого, это эмоционально-образная активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций.
Проявления сверхсознания: преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.).
Сверхсознательное — психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий (типа методов «йога»), позволяющих управлять психическими и физиологическими функциями своего организма. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).
Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Однако следует заметить, что в психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует: психика функционирует как единое целое.
Таким образом, сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.
Содержание, структура и состояния человеческого сознания весьма многообразны.
Итак, сознание — это высшая форма психического отражения и саморегуляции.
Сознание присуще только человеку как общественно-историческому существу.
Сознание формируется в процессе общения, опосредствуется речью и сформированная на основе человеческой практики.
Сознание направленно на преобразование действительности.
Сознание связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.
Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение. Сознанию присущи следующие признаки: субъективность, понимание, чувствительность, способность переживать и ощущать, бодрствование, осознание индивидуальности, и контроль над разумом.
На основе сознания развивается самосознание, которое является основным свойством личности. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки.
С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.
Они вызывают острый интерес и имеют несомненную практическую значимость.
При этом необходимо отметить, что вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов. При этом сознание до сих пор остается самой большой загадкой человечества.
Источник: http://studbooks.net/1301068/psihologiya/sootnoshenie_soznaniya_bessoznatelnogo
Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного
Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Сознание —это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.
Компоненты структуры сознания — чувства и эмоции.
Сознание выступает как результат познания, а способом его существования являетсязнание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.
Сознательность — нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.
Самосознание —это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.
Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».
Человек осознает себя:
— через созданную им материальную и духовную культуру;
— ощущения своего собственного тела, движений, действий;
— общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:
— в непосредственном общении людей друг с другом;
— в их оценочных отношениях;
— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;
— в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.
Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознаниепоявилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная
память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.
Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено 3. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, как потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), фантазии, мечты, грезы или сновидения.
Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».
Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.
Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:
· когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
· когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
· когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти из этой ситуации оптимальный выход;
· когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).
Другие представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и тому подобное). Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти.
Источник: http://mydocx.ru/11-92759.html
Тема № 2. Развитие психики человека. Сознание человека. Соотношение сознания и бессознательного.
1. Определение психики. Особенности психического отражения. Функции психики.
2. Основные этапы развития психики.
3. Психика и мозг.
4. Структура психики.
5. Сознание как высшая ступень развития психики. Свойства сознания.
6. Самосознания как форма сознания.
7. Связь сознания и бессознательного.
1. Этимологически слово психика имеет двойственное значение. Одно значение имеет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективно избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
Психику нельзя свести только к простой нервной систем. Психические свойства являются результатом нейрофизиолгической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психика возникает. Преобразование сигналов, совершающихся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Отражаемое (весь мир) | Отражающая система | Отраженное (психические явления) |
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
1. оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
2. сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
3. психическое отражение углубляется и совершенствуется;
4. обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
5. преломляется через индивидуальность человека;
6. носит опережающий характер.
2. Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо раскрыть его основное содержание. В самой общей форме можно сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм действенного и познавательного отражения действительности, переход к высшей ступени всегда выражается в расширяющейся возможности познавательного и действенного проникновения в действительность.
Всякий организм, будучи общим целым, выделяется из окружающего, и всякий вместе с тем связан с окружением. Каждая психическая функция и каждый психический акт поведения всегда являются внутренне противоречивым единством выделения индивида из среды и связи его с ней. В ходе психического развития индивид все более выделяет себя из действительности и все более связывается с ней. В ходе развития психики, по мере перехода к высшим ее ступеням, прогрессирует не выделение субъекта из окружающего за счет его связи с ним и не связь за счет выделения, и связь и выделение. Ступеньки психического развития – это ступеньки и выделения, и связи, всегда представленных в каждом акте индивида во внутренне противоречивом единстве.
Если говорить о развитии психики у животных, то оно проходит ряд этапов:
Табл. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции— специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функцийобразует сознаниечеловека.
3. Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.
Следует отметить, что связь психики и мозга понималась не всегда правильно. Одно ошибочное представление об этой связи получило название психофизического параллелизма, которого со времени Рене Декарта придерживались почти все представители так называемой эмпирической психологии. Согласно этому неправильному взгляду физиологические и психологические процессы в мозгу протекают параллельно друг другу, но независимо одно от другого; при этом психика часто рассматривается как эпифеномен, то есть второстепенное, побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям.
Другое ошибочное понимание связи психики и мозга связано с отождествлением психического и физиологического. В частности, представители немецкого вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер и Молешотт), например, считали мысль таким же выделением мозга, как желчь — печени. От подобной ошибки предостерегал еще Ф.Энгельс, который отмечал, что мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу, но разве этим исчерпывается сущность мышления?
Чтобы правильно понимать взаимосвязь психики и мозга, необходимо иметь представление о строении и функциях нервной системы человека.
Нервная клетка с ее отростками представляет собой морфологическую единицу нервной системы, называемую нейроном. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и исполнительными органами — мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.
В жизни стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т.д.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным нервным волокнам к исполнительным органам, в частности к мышцам и железам. Эти исполнительные органы называются эффекторами. Следует отметить, что основная функция нервной системы — это интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.
Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга, в котором различают серое вещество, являющееся скоплением нервных клеток, и белое вещество, представляющее собой пучки нервных волокон, соединяющее одни клетки их группы с другими.
В спинном мозгу серое вещество расположено в глубине мозга и имеет в разрезе форму, напоминающую бабочку. В задних «рогах» спинного мозга расположены клетки, получающие импульсы с периферии и передающие их в передние «рога» или кверху в головной мозг. Передние «рога» состоят из двигательных клеток, получающих импульсы из задних «рогов» или из вышележащих центров и передающих их на периферию. Серое вещество спинного мозга окружено белым веществом, или так называемыми столбами: передними, боковыми и задними, состоящими из пучков проводящих нервных волокон. По передним столбам нервное возбуждение идет от центра к периферии; по задним — от периферии к центру. Следует отметить, что в ряде случаев нервный импульс не поднимается выше спинного мозга и нервная деятельность осуществляется по механизму так называемых спинномозговых рефлексов. В частности, если человеку, даже спящему, уколоть руку, он ее отдернет. Ход нервного импульса при этом будет от рецептора по афферентному нерву в спинной мозг, передача его — из задних «рогов» в передние и по афферентному нерву в мышцу. Мышца со спинным мозгом связана не только эфферентными, но и афферентными нервными волокнами, по которым идет сигнал о сокращении или, напротив, расслаблении мышц. Это пример простейшей обратной связи нервной регуляции и деятельности организма.
Низшие, стволовые отделы головного мозга — продолговатый и средний мозг — по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, чихательного — при раздражении слизистой оболочки носа, кашлевого — гортани и слезоотделительного — глаза. В среднем мозгу замыкаются рефлексы сужения зрачка в ответ на освещение глаза. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.
Осуществляются здесь и сложнейшие рефлекторные процессы, координирующие совместную работу многих мышечных групп и систем внутренних органов. Со стволовой частью мозга связан и мозжечок, обеспечивающий рефлекторную тончайшую настройку мышечного напряжения, сокращения и расслабления отдельных групп мышц при изменении положения тела в пространстве, при ходьбе, беге, прыжках и т. д. На всякое новое, внезапное раздражение человек отвечает простейшими ориентировочными рефлексами, унаследованными им от животных: поворотом головы, глаз и всего тела (а у животных — движениями ушей и ноздрей), расширением зрачков, сужением кровеносных сосудов, быстрым сокращением всех мышц тела — вздрагиванием. Рефлекторные дуги всех этих ориентировочных рефлексов замыкаются в среднем мозгу.
Выше и в стороны от среднего мозга лежат скопления нервных клеток, получившие название подкорковых узлов больших полушарий головного мозга. Они осуществляют координацию импульсов, идущих от всех органов чувств, и играют весьма большую роль в возникновении простейших эмоций. Подкорковые узлы обеспечивают координацию сложных двигательных актов. Так, например, голубь, у которого сохранены подкорковые узлы, но удалены вышележащие участки головного мозга, может летать, выполняя в полете сложные эволюции.
Следует отметить, однако, что у здорового бодрствующего человека в случаях описанных выше спинномозговых рефлексов нервный импульс не локализуется только в спинном мозгу, а поднимается в головной мозг. Поэтому человек, уколов свою руку, не только непроизвольно ее отдернет, но и ощутит укол, эмоционально оценит его: рассердится или рассмеется и т. д. Это относится и к рефлексам, замыкающимся на более высоком уровне. Все они имеют свое, как принято говорить, корковое представительство, то есть определенные участки коры головного мозга, связанные с теми нижележащими центрами, в которых замыкаются рефлексы.
Отметим, что в отличие от спинного мозга в больших полушариях головного мозга, самой «верхней» и самой молодой части мозга, нервные клетки расположены не только в их центральных отделах (в подкорковых узлах), но и главным образом по их периферии в виде так называемой коры головного мозга.
У клеток коры головного мозга есть особенность, очень важная для психической деятельности и отличающая их от всех других клеток организма. Все другие клетки человеческого организма в процессе жизни размножаются и отмирают. Отчетливее всего это заметно в поверхностном слое кожи, клетки которого живут только несколько дней; клетки крови живут около месяца. Клетки же коры мозга в раннем детском возрасте перестают размножаться и только в старческом возрасте начинают отмирать. На месте ранения мозга новые клетки не восстанавливаются. Зато ни одним клеткам человеческого организма не свойственна такая взаимозаменяемость, как клеткам коры головного мозга.
4. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Мы давали определение психики. Кроме того, психика – совокупность психических явлений.
Психические явления возникают в процессе взаимодействия субъекта с объективным миром, начинающегося с воздействия вещи на человека.
Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека, и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда и непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т.д.).
Психические процессы обеспечивают формирование знаний, первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Кроме того, психические явления подразделяются на свойства личности. Свойства личности определяют:
— темперамент (врожденная, биологическая черта)
— характер (отличительная черта человека, приобретенная)
— потребности (состояние нужды организма в чем-либо)
— мотивы (внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека)
— установки (готовность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы)
— направленность личности (совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения)
К состояниям личности следует относить состояние сознания, волевые состояния, эмоциональные состояния. Сюда же относят состояние сна, бодрости, критические состояния (конфликт межличностный – трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей; конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы; стресс – состояние эмоционального и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившей ситуации; фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной, желаемой цели).
5. В процессе исторического развития общества человек изменят способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции.
Высшие психические функции – это преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека.
Единство высших психических функций образует сознание человека.
По своему смыслу и существу Сознаниевсегда есть осознание чего-то, что находится вне его. Сознание – это осознание вне его находящегося объекта, который в процессе осознания трансформируется и выступает в форме, в виде ощущения, мысли.
По мере того, как из жизни и деятельности человека, из его непосредственных безотчетных переживаний выделяется рефлексия на мир и на самого себя, психическая деятельность начинает выступать в качестве сознания. Сознание – это всегда знание о чем-то вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности.
Становления сознания связано со становлением новой формы жизни, субъект которой способен, выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать себе отчет в своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за все содеянное и все упущенное, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир – словом, жить так, как живет человек и никто другой.
Развитие у человека сознания связано с общественно организованной деятельностью людей, с трудом и совершается на его основе. Труд требует осознания результата труда как его цели, и в процессе труда сознание и формируется.
С возникновением общественно организованного труда, при котором удовлетворение потребностей индивида совершается общественным образом, предметы начинают выступать не только как объекты личных потребностей, а как вещи, значение которых определяется их отношением к общественным потребностям.
В процессе общественно организованного труда возникает язык и слово. В слове откладываются и объективируются накапливаемые человеком знания. Только благодаря слову они обобщаются, абстрагируются от отдельных частных ситуаций и становятся общественным достоянием, доступным каждому индивиду как члену коллектива. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности неразрывно связано с языком: язык – необходимое условие возникновения сознания. Осознавать – значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове общественно выработанных в слове обобщенных значений.
Без языка – нет сознания. Язык – общественная форма сознания человека как общественного индивида.
В психологическом плане сознание выступает реально, прежде всего, как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Осознание чего-либо необходимо предполагает некоторую совокупность знаний, соотносясь с которой окружающее осознается.
Сознание – это первичное осознание окружающего мира.
Сознание служит для регуляции поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается. Возникновение сознания – это возникновение сознательных действий, сознательного поведения. Сознательное поведение, сознательная деятельность – это специфический способ существования человека.
Сознание представляет собой сумму осознаваемых нами состояний.
Сознание – высшая форма психики, субъективная форма человеческой жизнедеятельности. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.
Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Оно имеет социокультурный характер, формируется в ходе истории человечества, под влиянием индивидуальных социальных структур. Оно возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. содержание сознания, наши мысли на 99 % предопределены мыслями других людей. Ниша представления о вещах, и то, как мы на них реагируем – совокупность мыслительных конструкций, выработанных другими на протяжении поколений.
Главными образующими внутреннего строения сознания являются — значение и смысл.
Значение – содержание общественного сознания, усеваемого человеком. Это объективное понятие.
Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.
Ядром сознания является – знание.
— активностью, которая обеспечивает целенаправленную деятельность;
— направленность на предмет (сознание всегда – осознание чего-либо);
— способность к рефлексии, самонаблюдению (способность сознания человека сосредоточиться на самом себе), определенность «Я» от не «Я», различием субъекта от объекта; в понятие рефлексии входит самооценка, уровень самодостаточности личности, самоценности, самоуважения;
— различная степень ясности;
Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной, имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний возможность развития на этой почве самонаблюдения.
Самосознание — форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя.
Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающим миром и в процессе собственной деятельности. Для него характерны различные уровни развития самосознания как в социальном, так и в гносеологическом плане. Знание своих особенностей позволяет человеку занимать активную позицию по отношению к самому себе, осознать себя как личность.
Под понятием «Я» имеется в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» предполагает знание и отношение к собственной реальности, постоянное ощущение в ней самого себя.
Человеческое «Я» меняется вместе с изменением условий его жизни. Тем не менее, в развивающемся самосознании есть общее, инвариантное основание, которое сохраняет наше «Я» на протяжении всей сознательной жизни в целом относительно устойчивым. Без этого основания «Я» распалось бы на отдельные акты самосознания. Развитию самосознания способствует речь.
Самосознание имеет своим предметом сознание. Если есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то самосознание есть ориентировка его в собственной личности. Самосознание дает человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, то есть отделять свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его, то есть изучать акт собственного сознания.
Самосознание является мощным фактором самоконтроля (ориентированного на вне его лежащие вещи), самопознания, самосовершенствования и самовоспитания. Самосознание — разум, повернутый внутрь духовного мира человека.
Рефлексия (от лат. Reflexio — обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
7. Связь сознания и бессознательного.
Психологическая структура сознания
Мы уже отметили, что сознание представляет собой многомерное образование. В психологии зафиксированы различные подходы к выделению образующих сознания.
Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду, согласно которому сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного.
Мы уже отмечали, что выделение З. Фрейдом бессознательного, создание им метода психоанализа представляют собой пример одной из практик работы с сознанием.
Разграничение бессознательного и сознательного — это противопоставление континуума (непрерывности) и дискретности (прерывности). Моделью чистого, логически сконструированного сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ.
Сознательное и бессознательное — это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное — арефлексивное сознание.
Индивидуализированная форма «сознания вообще» — это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроизводится семантикой актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» — это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.п.).
Бессознательное – те проявления, процессы, свойства и состояния, которые человеком не осознаются. Бессознательно – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о которых человек не дает себе отчета. Оставаясь психическими (понятие психики шире понятия «сознания»), бессознательное представляет собой такую форму отражения, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени, месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком своих действий, невозможна и оценка их результата. Есть бессознательные ощущения (равновесия, мышечные, зрительные и слуховые), которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции. Бессознательная память – это та память, которая связана с генетической и долговременной памятью. Бессознательное мышление выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, которая влияет на направленность и характер поступков. Но главный интерес для нас представляют, так называемые, личностные проявления бессознательного. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Неосознаваемыми могут быть также восприятие, мотивы поступков, интеллектуальная деятельность, психологические установки, эмоциональные проявления и влечения. Фактор бессознательного участвует в той или иной форме и степени в любой психической деятельности, в формировании любого поступка.
Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Большой вклад в разработку бессознательного внес известный ученый-медик, психоаналитик З. Фрейд. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, наиважными намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне неудовлетворенными важными жизненными потребностями, Во сне неудовлетворенные желания получают реализацию. Но если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными.
Источник: http://mylektsii.ru/7-103185.html
Сознание как высший уровень развития психики, соотношение сознательного и бессознательного
Проблема соотношения сознания и бессознательного на данный момент одна из основных в общей психологии. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, осознается им. Кроме сознания, в психике человека есть и бессознательный уровень. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которые по-разному соотносятся с сознанием.Проблема соотношения сознания и бессознательного, является актуальной, т.к. не все стороны нашей деятельности регулируются со стороны сознания. Изучение тех явлений нашей жизни, которые содержаться на бессознательном уровне поможет нам глубже понять и предугадать деятельность человека.
Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 267 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Источник: http://studopedia.org/8-113513.html
Основы психологии Тема Понятие психики и сознания
Дата | 17.05.2016 |
Размер | 260.52 Kb. |
Функции левого полушария | Функции правого полушария |
Хронологический порядок | Текущее время |
Чтение карт, схем | Конкретное пространство |
Запоминание имен, слов, символов | Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей |
Речевая активность, чувствительность к смыслу | Восприятие эмоционального состояния |
Видение мира веселым, легким | Видение мира мрачным |
Детальное восприятие | Целостное, образное восприятие |
Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве — не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.
Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.
Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. «Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга — это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется), в случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.
Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.
Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции — это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.
Для изучения работы изолированного полушария применяют такой прием: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединится к первому, успеет проявить свою сущность. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное — словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление, которое усугубляется в случаях действительно клинических, когда человек не на шутку лишается правого полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают творить.
Полная противоположность — отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось, продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого — глубокой депрессией.
Структура психики:
1) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений, имеющие начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса, поэтому — непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма (Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные — активные и пассивные переживания, волевые — решение, исполнение, волевое усиление и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
2) психические состояния — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);
3) психические свойства человека — устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека (темперамент, способности, характер, направленность личности) например, интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.;
4) психические образования — это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта и определяющие качество профе ссиональной и всякой другой деятельности человека (знания, умения, навыки, привычки, убеждения).
Структура психики | |||||
Психические процессы | Психические состояния | Психические свойства личности | Психические образования | ||
Познава-тельные процессы | Эмоцио-нальные процессы | Волевые процессы |
|
|
|
|
| Воля |
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное (система психики человека, отличительным признаком которой является наличие в ней процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но еще не ставших вытесненными) и сознательное.
Историческое развитие психики и сознания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри): 1 стадия стадия элементарной чувствительности; 2 стадия стадия предметного восприятия; 3 стадия стадия интеллекта. См.ксерокопию табл.
3. Сознание человека Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстоящих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленность на предмет), направленность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, оно обуславливается внешними пол отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социально системы, в которой существует индивид). Основные характеристики сознания А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие основные характеристики:
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных качеств сознания является язык. Язык – это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становиться реальным сознанием этого человека. Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека. Сознание — наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира. Таким образом, психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социально-культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становиться личностью. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, знаковых систем, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Главное отличие психики человека от психики животных это наличие сознания, особенно самосознания. Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения. Сознание есть высшая, бессознательно интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Характеристики сознания человека: совокупность знаний об окружающем нас мире; закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта; обеспечение целеполагающей деятельности человека; наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Бессознательное это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают: неосознаваемые автоматизмы – это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия); явление неосознаваемой установки – это готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом; неосознаваемое сопровождение сознательных действий – это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др. Неосознаваемые побудители сознательных действий основными способами прорыва бессознательного являются сон и сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки, забывание вещей), невротические симптомы. Надсознательные процессы – это не поддающиеся индивидуальному сознательно-волевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт). Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное. Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д. То есть его представления о том, каков он есть на самом деле. Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие. Я-концепция, как система установок относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное. Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом («очкарик», «толстяк», «тощий» и т. д.). Причем, важнейшим источником формирования физического образа Я наряду с половым отождествлением ( а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность Я-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений. Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д. Это представление человека о своих возможностях в целом («Я все могу», «Я многое могу», «Я ничего не могу»). Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д. Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в образ Я. В классической концепции У. Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний. Самооценка = успех/уровень притязаний. Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной. Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов. Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К. Роджерс, Я-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека. Влияние Я-концепции на отношения к другим людям и поведение человека великолепно демонстрирует Э. Берн, описывая жизненные позиции людей с различным уровнем самооценки. В соответствии с моделью Э. Берна, люди могут считать себя «в порядке», т. е. позитивно относится к себе, или «не в порядке», т. е. негативно относится к себе, и аналогично – «в порядке» или «не в порядке» – оценивать других. Четыре крайних жизненных позиции (или отношения), связанные с различными комбинациями этих оценок можно описать следующим образом:
Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты. Источник: http://dogmon.org/osnovi-psihologii-tema-ponyatie-psihiki-i-soznaniya.html Читайте также:
|
Добавить комментарий